3 мая 1947 г., вторник, № 111 (2598)
		40-летие
	Пятый © еад Российской социал-демокра-
тической рабочей партии происходил в
‚ожнейших исторических ‘условиях. Пер-
я русская буржуазно-демократическая
иволюция уже прошла свой высший этап
п пла Ha убыль. Революционные классы
	‚ России и прежде всего тегемон революция
	1905—1907 г. — пролетариат вынуж-
цены были перейти к обороне. Черные си-
цы контрреволюции наступали. Марекое
правительство, получив моральную и фи-
нанеовую тюддержису из-за границы, залива-
№ города и села страны кровью рабочих,
крестьян, передовой интеллигенции. Поли-
ция, Кандармы, карательные отряды pac-
стрелизали, вешали и угоняли на каторгу
лучних сынов народа, преданных и стой-
ких борцов. за дело рабочего класса, в пер-
ую очередь большевиков.

(’езд проходил тогда, когда у россий-
(кого пролетариата уже был накоплен
орюмный опыт борьбы с цареким самодер-
дави, опыт вооруженной борьбы. С’езд
ще раз подтвердит правоту и полноту
денинской оценки поведения ‘различных
влаюсов России в революции, подтвердил
хнаненность ленинокого учения о руково-
дящей роли российского пролетариата как
теродового борца, как гегемона революции.

Несмотря на участие в с`езде меньшеви-
зв, он проходил под Флагом большевиз-
ya. Аден и принципы большевизма одер-
дали 1a с’езде победу. .
	Cea заседал с 15 мая по 1 июня
1907 года. На нем присутствовало 336 д»-
логатов, из них — 105 большевиков, 97
усльшевиков. Остальные делегаты предета-
заяли национальные социал-демократиче-
‹кле организации. От большевиков на
ее участвовали: Ленин, Сталин,
Ворошилов, Шаумян, №. Самойлова, Дубро-
ринский, Ярославский и другие.`С совешта-
теБным толосом был приглашен больтие-
зиками великий пролетарский писатель
А, М. Горький, 7

Рольшевистские делегаты в отличие’ от
уенышовистеких были  предетавителями
прупнопромьитхенных центров страны (Пе-
тербург, Москва, Урал, Баку, Ивалюво-
Вазнесенек и др.).

«Очевидно, — писал товарищ Сталин,
подводя итоги с’езда, — тактика больше-
зиков является тактикой крупно-промыш-
ленных пролетариев, тактикой тех райо-
лов, ще классовые противоречия особенно
ны и классовая борьба особенно резка.
Рольшевизм — это тактика настоящих
пролетариев.

(; другой стороны, не менее очевидно и
то, W170 тактлка меньшевиков является. по
преимуществу тактикой ремесленных рабо-
чих и крестьянеких полупролетариев, так-
THKOH TOX районов, где классовые противо-
eid He совсем ясны и классовая борьба
замаскирована. Менышевизм — это так-
лика полубуржуазных элементов пролета-
мата» (И, Сталин, Соч, т. II, стр.
49—50).

Начало работы с’езда ознаменовалось
борьбой большевиков. с меньшевиками во-
круг повестки дня, отчетов ЦВ и думской
фракции. Большевики настаивали на вне-
ении в порядок дня вопроса «Бласвовые
заачи пролетариата и современный мо-
мент», Меньшевики всячески противодей-
ствовали этому. Они отказывались OT по-
остановки глубоко. принципиальных вонросов,
от ответа, в частности, на ‘вопрос, идет ли
революция на под`ем или на убыль. Отказы-
залиеь потому, что, как писал товарищ
(талин, «меньышевизмы не  предетавляет
цельное течение, меньштевизм — это сброд
течений, незаметных во время фракционной
борьбы с больштевизмом, но сразу же про-
рывающихея при принципиальной поста-
нове вопросов момента и нашей тактики.
Меньшевики не хотят обнаружить эту вну-
треннюю слабость своей фракции» (там
же, стр. 54).

(Гезд отверг предложение меньшевиков.
п вопрое 06 оценке момента был включен
в повестку дня.

( отчетом ЦЕ, избранного на чредылу-
nex, IV (0б’единительном) с’езде, выступил
уеньшевию Мартов. Он всячески старался
обелить меньшевистский ЦК и доказать.
410 его деятельность проводилась в инте-
pecax партии, Мартов оправдывал призыв
& к партийным организациям поддержать
халекую Думу, Он оправдывал оппорту-
истическую практику меньшевистского

K, ero отказ от руководства револю-
ционной борьбой рабочего класса. Он ста-
	Вил в заслугу меньшевикам роспуск boe-
	вых групи и отказ от участия во всерос-
сийской конференнии военных м боевых
	Подарки из колхоза
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 мая. (По теле-
графу от корр. «Красного Флота»). Недавно
севретарь комсомольской организации одно-
1) из потразделений Краснознаменного ли-
нейного корабля «Севастополь» тов. Сте-
панов отправил в колхоз имени Второй пяти-
тетки ‘Ростовская область) письмо, в кото-
м рассказал колхозникам 0б успехах по
@у5бе их земляка— отличника Левченко.

На-днях на корабль пришло ответное
ПисБмо из колхоза. Односельчане артилле-
ста тепло благодарят командира корабля,
партийную и комсомольскую организации
38 10, ЧТо они воспитали Левченко умелым
Военным моряком-артиллеристом, ревностно
выполняющим свой долг перед Отечеством.

«Крените боевую мощь Черноморского
флота, товарити,——питтут колхозники. —
Уы же обещаем беззаветно трудиться на по-
TAX, чтобы дать государству больше хлеба,
овощей и других сельскохозяйственных про-
Дуктов».

Вуесте с письмом колхозники прислали
па корабль подарки. Свои подарки они 1р0-
ят вручить лучшим комсомольцам.

ожелание колхозников. выполнено 1о-
арки получили передовики боевой и поли-
тИЧеской полготовки комсомольцы-комен-
доры Вязун, Передело, Зарущкий и другие.
	НРУИЫЕ ВЫИГРЫШИ
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 12 мая. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»), На
раблях и в частях Н-ското соединения
проведена маюсовая проверка выигрышей
1 облигациях государственных займов.
веркой- выявлено много крупных выит-
рытеЙ,

Майор Келоусов выиграл пв двум обли-
тадиям 5.000 и 10.000 рублей. Старшина

‘статьи Горячев, матросы Скопинщев и
Укатов выиграли по 1.000 рублей.

’.С езда

организаций.  Он оправдывал меньшевист-
скую тактику блока с кадетами при выбо-
рах во вторую. Думу.
своей речи Ленин со всей четкостью
изложил вопросы, по которым большевики
вели борьбу с меньшевистским ПК. Глав-
ную задачу своего выстунления Ленин ви-
дел в рассмотрении политической стороны
воироса: как ЦЕ руководил массовой борь-
бой, применял ли он тактику, принятую на
ГУ (0б’единительном) с’езде?
Ленин указал, что меньшевистский ПИ
	своими лозунгами «ответственного думеко-
го министерства» звал народ не к борьбе
	за демократическую республику. а за сдел-
	Ry либерально-монархической буржуазии с
царским правительством, звал партию при-
HATS . HO3YAPH. парламентского, «мирного»
пути в такое время, котда в порялке дня
	стояли залачи революционной. знепазла-.
	ментокой борьбы.

На с’езде была предложена резолюция
большевиков, осуждавитая онтибочную ли-
нию ЦК. В резолюции было сказано, что
Центральный Комитет партий отступил от
постановлений об’единительного с”езда, по
существу его деятельность во многом не ©0-
ответствовала классовым интересам проле-
	тариата и не выражала воли большин-
	ства нартии.

Делегаты национальных сопиал-демокра-
тических партий (латышекой и Бунла)
предложили не выносить никакой резолю-
ции о работе ЦВ и перейти к очередным
	делам. Меньшевики поддержали это прелла
	жение, и оно было принято. Нротив голосо-
вали большевики.

Товарищ: Сталин писал по этому поведу:
«Й если все-таки не прошла резолюция
большевиков, отмечавшая ошибки ИК, то
	потому. что сильно действовали на това-
	рищей соображения: «как бы не вызвать
раскола». Не прошла, конечно, и меньше-
вистская ‘резолюция о ловерии ЦК. Мротиел
простой нереход к ‘очередным делам без
и деятельности ЦК...» (там же, стр.

Охним из важнейших вопросов, обсужден-
ных на с’езде, был вопрос 0б отнонтении
к буржуазным. партиям.

В своем. докладе Ленин дал класбовую
оценку различным силам в буржуазно-демо-
кратической революции. Он делил буржу-
азные силы на четыре разные политиче-
ские группы. Первая группа -=— черносо-
тенцы типа Пуришкевича, открытые за-
щитники царского самодержавия, мракобе-
сы, погромщики. Вторая группа — октя-
бристы (лидеры Родзянко, Гучков и дЬ.),
которые ставили своей задачей сохранить
царзизм в рамках лживого царского мани-
феста -17 октября, сохранить. самодержа-
	вие с некоторыми ограничениями: это oH-
	ia партия монархическая, защищавщая
интересы номещиков и крупной буржуазии.
Третья групна — кадеты, конститунион-
ные демократы, или, как они для обмана
народа называли себя, партия «народной
	свободы»; это была партия соглашения с
	царским самодержавием. Четвертая груп-
1a — трудовики: представители мелкой
буржуазии; разношеретных элементов кре.
стьянства К трудовикам примыкали эсеры,
	«наролные социалисты» и. прочие мелко-
	буржуазные группировки. :
ели кадеты, будучи партией либераль-
но-монархической буржуазии, вели линию
на соглашение с царским самодержавием,
то трудовики и разные народнические
группы и партии of exTHBHO, поскольку они
отражали борьбу крестьянства за землю (a
получить. ее можно было только в результа-
те свержения самодержавия), яваялись
представителями революционной демократи-
	ческой буржуазии. Поэтому большевики очи-
	тали возможными отдельные соглашения
с этими партиями против царского само-
державия и зкиберально-монаркической бур-
жуазии. Одновременно с’езх рекомендовал
разоблачать попыт®и этих партий маскиро-
ваться пол. еоциалистов. 7
Иной была линия меньшевиков. Они ис-
ходили из того, что должен быть единый
фронт — кадетов, трудовиков и социал-
демократов. В этом едином фронте ведущее
место должно принадлежать кадетам, кото-
рые для. них. меньшевиков, ‚были партией,
	якобы выражавшей общенародные интересы.
	Поименным голосованием была принята
большевистская резолюция, большевистская
оценка классов в революции. Тогда мень-
шевики релили обкарнать эту резолюцию
поправками. 80 поправок внесли они в нее.
№оньшевистекие поправки были отвер-
	ТНУТБЕ,
	Принятие. с’ездом резолюции большевяи-
зов было их блестящей победой.
		В школе корабельных
	ПЕРВЫЙ РЕЙС
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 12 мая. (По телеграфу от корр.
«Красного Флота»). В 06`единенной школе
флотилии состоялся очередной выпуск” ко-
рабельных специалистов первого и второ-
то класса. Выпускные экзамены прошли
успешно. Мотористы и электрики сдали
зачеты по `Учебной программе на 4,8 бал-
ла. Неплохой балл по всем дисциплинам у
рулевых и сигнальщиков. .

Высокая   успеваемость’ курсантов —е-
зультат большой, напряженной работы
инструкторско-преподавательского состава
школы. С благодарностью отзываются вы-
пускники 0 Младшем техник-лейтенанте
Клишине. Свою преподавательскую  дея-
тельность: он’ начал’ несколько лет’ назад.
От старшинье-—янструктора смены он вы-
рос до офицера, старшего преподавателя.
Много труда и энергии отдает т. Клишин
улучшению учебного процесса. То же
можно сказать и о старшем преподавателе
капитан-лейтенанте Близнюке, о старших
инструкторах. мичмане-сверхерочнике Ша-
пине; главном старитине Ситникове, стар-
шине 9 статьи Бутовце.

Смена старшины Бутовца весь учебный
период занимала ведущее место в школе.
Все курсанты этой смены слали BEILYCK-
ные ‘экзамены с отличными оценками.

Усилиями инструкторов и преподавате-
лей в школе создана хорошая учебно-мате-
риальная база. Школа располагает из-

АРХАНГЕЛЬСК, 12 мая. (По телеграфу
от корр. «Красного Флота»). С каждым днем
воды Северной Двины все больше и больше
освобождаются ото льда. Уровень воды,
под’ем которой достигал более 4 метров,
начинает спадать. .
	С езд принял также большевистскую ре-
зоаюцию, осуждавшую . меньшевистскую
идею созыва «рабочего с’езда». Эту идею
выдвинул  меньшевик 1. Аксельрод еще
осенью 1905 года, когда революция была
на под’еме. Он предлагал создать взамен
существующей социал-демократической паз-
тии новую «партию» — широкую, беспар-
тийную. Ее начало должно было быть поло-
жено на всероссийском «рабочем е’езде». в
	котором участвовали бы большевики, мень-
	шовики, анархисты, эсеры, профсоюзы,
кооперативы,  культурно-просветительные
общества и др.

Эта ликвидаторская. идея получила на
с’езде решительный отпор. Ленинцы заяв-
ляли, что идея «рабочего» с`езда и «пгиро-
Reh рабочей партаи» велет к замене па]-
тии — авангарда пролетариата — беспар-
тийными рабочими организациями. В peso
июции большевиков было записано: «Идея
беспартийного рабочего ©’езда, подхвачен-
ная анархо-синдикалистами для борьбы с
социал-демократическим влиянием на рабо-
чие массы, безусловно ‘вредна для классо-
вого развития пролетариата».

С’езд обсудил также вопрос о профеою-
зах. В отличие от меньшевистской политики
«нейтральности» профсоюзов с‘езх выека-
залея за руководство партией профеоюзами
как боевыми массовыми организациями ра-
бочего класса.

На фракционном совещании больнтевиет-
ских делегатов У с°езда был избран больше-
вистекий Центр Bo главе с В. И. Лениным.
	Пятый еезл РОДРИ означал крунную
нобеду большевиков в рабочем движении.
Ho большевики не успокоились на доети-
гнутой победе, не почили на лаврах. Ленин
учил болыцевиков неё кичиться победой. On
	  указывал, что надо побелу, одержанную на
	с езде, закрепить в местных партийных 0р-
танизациях, что впереди предстоит еще
серьезная борьба с меньневиками.

И. В. Сталин после прибытия из Лондона
в Баку в июле 1907 года сплотил кренкое
ядро большевиков и возглавил большевиет-
скую организацию. борозиуюея C меньите-
	виками, эсерами за завоевание Бакинской
организаций и превращение ее в онлот
ленинизма на Кавказе. И. В. Сталин вы-
ступал с докладами о работе ‘езда на ео-
браниях социал-демократических оргачиза-
ций Баку, Тифлиса и ряда районов Запад-
ной Грузия. 20 пюня 1907 тода вышел
№ 1 ненегальной болышевиетской газеты
«Бакинский пролетарий», редактируемой
товаришем Сталиным. В № 1; а затем в
№ 2 (10 пюля 1907 года) была напечатана
его статья «Лондонский с’езд Российской
сопиал-демократической рабочей партии
(записки делегата)», в которой дан анализ
работ е’езда, векрыты либерально-буржуаз-
‘ная линия меньшевиков в революции, их
ликвидаторство в отношении партии и п-
казана последовательность больштевиетекой
политики, получившей подтверждение в
основных решениях с ‘езда партии.

Подводя итоги с’езда, товарищ Сталин
писал: «Это был настоящий всероссийский
об’единительный е’езл... Лондонский с’езд
значительно подвинул вперед дело сплоче-
ния и укрепления Российской Социал-Демо-
кратической Рабочей Партии» (И. Сталин,

Соч.. т. ИП. сть. 46).
	С’езд партии закрепил побелу больше-
внстской тактики. «Стало быть, — писал
товаринг Сталин, — отныне партия будет
проводить строго классовую политику с0-
циалистического пролетариата. Красное зна-
мя пролетариата не будет больнте склонять-
ся перед краснобаями либерализма. Не иду-
щие пролетариату интеллигентские нтата-
ния получили смертельный удар...

Фактическое 0б’единение передовых ра-
бочих всей России в единую всероссийскую
нартию под знаменем революционной соци-
ал-лемократии — таков емысл Лонхонекого
с‘езда. таков ero общий — характер»
(И. Стзлин, Соч., т. П, стр. 47—48)

Вольшевистские фешеняя пятого. с‘езла
РСЛРИ служат ярким доказательством глу-
бокой принципиальности, высокой идейно-
сти, непримиримости к оппортунизму, ко-
торые воспитывали у членов партии вожди
большевизма Ленин и Сталин. Эти решения
нашли затем свое воплощение в последую-
щих боях российского рабочего класса и
крестьянетва, во  всемирне-исторических
победах над самодержавием и русской им-
периалистической буржуазией в феврале и
октябре 1917 тода.

Решения Лонлонского с°’езта — одна из
важнейших страниц в елавной истории пар-
тии Ленина— Сталина,

М МОСКАЛЕВ.
	специалистов
	глядными пособиями, описаниями, схема-
ми. макетами, чертежами, ` действующими
моделями.

‘Наряду с теоретической подготовкой мо-
лодые специалисты прошли в стенах шкуо-
лы практику по обслуживанию боевой тех-
ники. Для этой цели созданы специальные
учебно-методические кабинеты: штурман-
ский, механический,  зртиллерийский,
минно-тральный, кабинет морской практи-
ки и ряд других. Здесь учащийся может
найти все, начиная от набора корабля, его
вооружения и оснащения и кончая моделя-
ми всех классов речных кораблей, нарус-
ным вооружением шлюпок. Все это изго-
товлено в собетвенной модельной мастер-
ской,

При школе имеется свой учебно-артил-
лерийский полигон для практических тре-
нировок и стрельб. Мотористы и дизели-
сты прошли практику несения ходовых
вахт в механическом кабинете. где уста-
новлены действующие образцы различной
техники.

Значительное место в ‘учебной програм-
ме было отведено строевой и физической
подготовке. $

Е началу летней кампании корабли
флотилии получили хоропю подготовлен-
ные кадры молодых специалистов, которые
заменят ушедших в долгосрочный отпуск
матросов и етаршия.
	Из Котласа в Архангельск пришел пер-
вый пассажирский пароход «Гоголь». Ero
привел старейший речник капитан Волочин.
На борту парохода прибыло около трехсот
пассажиров. Пароход доставил в Архан-
гельск стройматериалы для городского ком-
мтнального хозяйства.

Выпускники Высшего вэенно-морекого
ордена. Ленина’ Краснознаменного. учи-
лища имени Фрунзе, окончивиие учи-
лише < отличием (справа. налево):
А. Фокин, О. Куприянов, И. Петров,
А. Туровский, О. Орлин, М. Стуколкин
и А. Тронь. ;

Фото Н. Явева. (ТАСС).
		Гидрографическое. обеспечение
_тральных работ _
	Наступившая на флотах летняя кампа-
ния пред‘являет к личному составу траль-
щиков очень серьезные требования. Необ-
хохимю окончательно очистить от враже-
ских мин все участки наттих морей, бухт и
заливов.

Для того ‘чтобы с первых же дней нави-
гашии прнетуцить к тщательному трале-
нию опасных районов, следует внималеть-
но и постедовалельно продумать организа-
цию тральных работ, учитывая весь очыт
пронитых лет. При этом большюе внимание
надо обратить на гидротрафическое обесте-
чение. От него в значительной стенени
зависит точность траления. -

0 том, насколько важно своевременное
и надежное гидрографическое обеспечение
траления, товорит опыт работы кораблей
H-croro подразделения, действовавтих в од-
ном из районов Черного моря. Этот район
изобиловал минированными участками, pac-
позоженными как вблизи береговой чер-
ты; так и в десятках миль от берега. Глу-
бины здесь небольшие, что создавало хоро-
пгие условия для постановки пловучих зна-
ков всех видов. mo

Гидрографическое обеспечение тральных
работ было спланировано заранее и согласо-
	рано со всеми заинтересованными органами.

В этот план входили методы обеетече-
ния, необхолимые силы и, средства, вотро-
сы организации ‚работ, K плану прилага-
лась схема районов траления. В ней
указывались границы и места обвехования,
беретовые знаки, подлежащие уточнению, и
знаки, которые необхолимо было построить.
В схеме также были намечены: сеть триан-
туляции,  развиваемая на воде, с указа-
нием базисов, к которым она должна быть
привязана, виды опорных ‘пунктов на
воде -— плавтирамилы, фунтаментальные
вехи с топовыми фигуоами и малые аэ00-
	CTATH, уетанавтиваемье на буях.
	Специальный график определял время
начала и окончания всех пидрографических
работ. Кроме того, был. составлен график
инженерных работ. В  нем намечались
строительство и восстановление береговых
и пловучих знаков. Вее тидрографы pas-
бивались по группам и районам.

тя каждото района траления был еде-
лан подробный расчет макеимально в93-
мозюной ошибки при определениях места
корабля WO лвум смежным. горизонтальный
	утлам. олесь же ревомевнловатиеь , лучитие
	комблнации для такого определения, кото-
рое позволяло бы точно выюирать величину
перекрытия тральных полос. Кроме Tor,
прилаталея перечень  пепользуемых при
	тралении кадтографических материалов и
	нланшетов. Указывалиеьв их масштаб и срок
подготовки. Прилагаласв также подробная
заявка ортанам тыла и связи на необхо-

химые малериаты.
Этот план, согласованный с командиром
	  тралящего подразделения ‘и начальником
	инженерной службы, был‘утвержден вышие-
стоящим командованием. В процессе рабэ-
ты он корректировалея, но его основа с0-
хранялась почти без изменений.

Следует отметить хороттее отнюнтение к
гидрографическим работам CO стороны лич-
ного состава траливших ‘кораблей и ко-
манлования строительства. Иное надо ека-
зать 06 ортанах тыла, не обеспечивших
своевременного снабжения, Мало было вы-
делено ‘краски, с большим трудом удалось
получить трос дия постановки ограждения
на воде. Инженерная служба не онаблила
цементом для якорей и лесом для изготов-
ления вех и ремонта знаков онорнюй сети
и т. х.

Это явилось и непонимания
работниками органов тыла важности гидро-
прафического обеспечения траления. Было
бы полезно, чтобы в дальнейшем органы
тыла включали в свой план боевой подго-
товки специальное занятие по ознакомте-
нию 60 всеми видами тральных. работ,
включая и гитрографическое обеспечение.

Работы, проводивиииеся на берегу, явтя-
лись обычным развитием триангуляцион-
вой сети с введением дополнительных
пунктов 3-го и 4-го классов. При постройке
знаков были учтены, определены и исполь-
зованы все ориентиры, хоропю приметные
с моря. .

Работы Ha море выражались главным
образом в развитии триангуляции на воле
и закреплении опорных ‘точек. различными
знаками. В море на пределе видимости, по
двум смежным торизонтальным утлам и по
счислению, был выставлен первый рях
вех. Они располагались на расстоянии
6—8 миль от берега с расчетом, чтобы их
можно было увидеть в трубу  теололита.
	В Н-екой части хорошо поставлена про-
паганда  военно-технических знаний. С
лекциями выступают офицеры. Они тша-
тельно готовятся к своим докладам.

Недавно офицер Козловский прочел лек-
пию на тему «Разматничивание кораб-
лей». Используя чертежи п рисунки, он

a

расеказал 00 истории развития магнитното
	Расстояние между вехами вдоль береговой
черты колебалось от 4 до 6 миль.

Поставленный таким образом ряд вех
определялся © берега прямыми засечками ©
трех пунктов. При этом вычислялись коор-
динаты с точностью до сотых долей се-
кунды. От первого ряда вех были построены
треугольники, вершины которых закрепля-
лись различного вида значками. Затем
строился второй ряд треугольников. Если
было необходимо, то определялея тре-
тий ряд знаков. Но во избежание больпгих
оприбок он применялся только в исключи-
тельных случаях, когда нетьзя было 0б0й-
тись без него. -

Внутренние утлы треугольников трое-
кратно измерялиеь секстаном. При таких
вычислениях расхождения не превышали
4 метров, а в координатах Хи У — не. 00-
лее 5 метров. Средняя величина невязки в
треугольниках не превышала полуминуты,

Полученные таким образом точки опор»
ных пунклов На воде закренлялиеь тремя
видами знаков: пучками навигационные
вех, пловучими пирамидами и „большими
вехами,

Остановимся на каждом из этих видов
подробнее. Три навигационные вехи со
ттоками длиной 7—10 м и общим шнирт-
баканом связывались вместе ‘в виде yd
ка. Наверху крепилась ‘топовая фигура
размером 1 2,5 метра из марли, флат-
дука или фанеры, окрашенных в красный
цвет. Пучок ставилея на`тросе © трузом
от 250 ло 500 кг. Видимюсть такого: пунк
та не превьнпала 3—4 миль. Но в то Bpe-
мя, как другие подобные знаки часто
срывалиеь, пучок стоял устойчиво, и сту-
чаев сдвига его не наблюдалось.

Готовясь к тралению, ‘мы’ разработали
чертежи специальных плавпираумил. Тажая
трехногая пирамида, устроенная из брусь-
ев 16Ж26 см или труб диаметром 2,5—3
дюйма, имела высоту 7—8 метров и уста-
навливалась на бревенчатом. основании в
виде треугольника. На вершине пирамиды
хрепилась красная тотювая фигура из двух
перпендикулярно расположенных деревян-
ных щитов размером 2,5Ж2,5 метра. Пиз
рамила буксировалась по воде и устанав-
ливалась на месте на трех якорях весом по
300—500 кг. Она была видна на удале-
нии 5—6 миль. Недостаток ее был тот, что
после 1—1,5 месяца пребывания в море
она сдвигалаеь с места. Вроме этого, силь-
ная волна часто ломала основание пира-
MUETEI. ‘

Более належной оказалась большая.
45-футовая веха. Она состояла из штока
длиной ло 10 метров с диаметром до 30 ем
в комле и 15 см в вершине и птирт-бака-
на из четырех 30-сантиметровых бревея
длиной 2—2,5 метра (схваченных болта-
ми) и с топовой деревянной красной фи-
турой 2ЖЗ метра. Такая веха во время
шторма была устойчива и. видна на рас-
стоянии 6 —7 миль.
	Широко применялиеь аэростаты возхутиы
ното заграждения. Их ставили на воде в
качестве опорных пунктов. Следует отме=
тить, что применение аэростатов позволя-
ло успешно обеспечивать. районы, очень
удаленные от берега. Ёше в 1945 тоду мы
использовали большие аэростаты (250 ку-
бометров) в качестве опорных. пунктов. на
берегу, но большого эффекта они не дали,
так как их серебристая окраска не `066с-
печивала необходимой дальности вилимо=
ети.
	B прошлом году мы использовали малые
оболочки (125 кубометтов)- Лальность их
	витимости равнялась 8—0 милям. бай
	применялись в Качестве опорных пунетов
на воде. Аэростаты, поднятые на выео-
ту 40—50 метров, выводили в море катера.

Транспортировка аэростатов катерами
производилась на расстоянии до 30 миль.
Находящиеся в воздухе аэростаты пракли-
чески’ на ход катеров не влияли. Сдавали
и принимали их иногла при волне 3 базла,
8 транопортировали при ветре до 5—6 бал-
лов. Они стояли на воле только во время
работ, а ‘ночью уводились ‘в берегу, где
осматривалиеь и пополнялиеь водородом.

В кампании прошедшего года подразле-
ления гидрографов получили большюй прак-
тический опыт использования различных
средств. Среди них наиболее пюдходящими
при траленипт вдали от берегов оказались
малые аэростаты заграждения и большие
вехи с топовыми фигурами.
	Гилротрафы должны использовать опыт
	‘обеспечения тральных работ, добиться та-
	KOTO положения, чтобы ‘траление В нынен-
Нем году отличалось наибольшей точностью,
	Инженер-майор Р. ПАШЕНЦЕВ. _
	компаса, гирокомпаса, методах разматни-
чивания кораблей.

С большим вниманием была выслупгана
лекция инженер-калитана Шмидта «Атом-
ная энергия». Инженер-майор Зеличко про-
чел для офицеров доклад «Реактивная тех-
ника И ее перспективы».
	Инженер-капитан `3.` ЛЕРНЕР..
Северный флот. —
	Из опыта послевоенного траления
		Вручение наград экипажу
лучшего корабля
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
«Красного Флота»). Экипаж монитора Н.
в течение четырех последних лет держит
первенство на флотилии по боевой и поли-
тичезкой подготовке. За доблесть, отвату
и мужество, проявленные экипажем в боях
с японскими империалистами, корабль
удостоен гвардейского звания.

Офицеры, матросы и стартины свято
хранят славные боевые традиции монитора.
В прошлой летней кампании они добились
новых успехов в боевой учебе и снова
завоевали право хранить на борту своего
	корабля почетную награду—Врасное знамя
Главнокомандующего Военно-Морскими Си-
лами.

За высокие успехи в боевой и политиче-
ской подготовке приказом Главнокомандутю-
щего Военно-Морскими Силами ряд офицеров
награжден ценными подарками, Пятнадцать
тыеяч рублей выделено для награждения
Личного состава монитора.

На-лнях состоялось вручение ‘наград от-
личникам. Экипаж корабля выстроился
по большому сбору. Команлующий Флоти-
	лией контр-алмирал Антонов зачитал пезел.
	строем приказ и вручил командиру корадля
тварлии капитану 3 ранга Маптканцеву
именные золотые часы. Офицерам Бельмасу
и Ушакову были вручены именные: серебря-
ные часы.

Позлравив награжденных. контр-адмирал
	Антонов выразил ‘уверенность в. том, что
	экипаж корабля, овлалевая опытом войны,
будет еще упорнее: и настойчивее совершен-
ствовать воинское мМастеретво, с честью
выполнит залачи. поставленные перех на-
	ми `Генералиссимусом Советекото Союза
	товарищем Сталиным.
	ПОЛГОТОВКА САМОЛЕТОВ.
	Я ЛЕТНЕЙ. ЭНОПЛОАТАЦИИ

a
  ТИХООКЕАНСВИЙ ФЛОТ, 12 мая. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»). Пе-
ред началом весеннего ремонта в Н-ской
гвардейской авиационной части состоялось
партийное собрание, на котором коммуни-
сеты обсудили вопросы подготовки самоле-
тов к летней эксплоатации. Затем в части
была проведена техническая конференция.
Па конференции опытные эксплоатацион-
ники рассказали собравшимея о нелочетах
в ремонте самолетов в прошлые годы.

Гвардейцы, приступив к ремонту, отлич-
но оборудовали антар, рабочие места.
В осмотре и ремонте боевых машин прини-
мают участие не только инженеры и тех-
ники, но и летчики. Особенно хорошо рабо-
тает на ремонте звено гвардии лейтенанта
Тимошенко, выполняющее нормы на 1380—
150 пропентов.
	СБОР ФЛОТСКИХ
ВРАЧЕЙ:
	В Таллине ‘состоялся сбор флатманских
врачей п начальников медико-санитарных
служб соединений кораблей и частей Бал-
тийского флота. На сборе были заслушаны
доклады по вопросам лечебно-профилакти-
ческой деятельности, санитарно-эпидемио-
логической работы и боевой подготовки.
На сборах выступили сотрудники Военно-
Морской Медицинской Академии и Научно-
Исследовательского Медицинского Институ-
та ВМС, член-корреспондент  Акалемии
Медицинских Наук СССР ‚профессор Мель-
ников. профессора Лазарев, Галкин, Васю-
точкин, Триумфов: полковник Николаев.

Докладчики ознакомили собравнихея с
последними достижениями и наиболее ак-
туальными вотросами медицинской науки.

Подполковник А. КРУПИН.
		«Краснофлотец» № 6
	Вышел из печати и рассылается под-
пиечикам шестой номер литературно-худо-
жественного журнала Политического
управления Военно-Морских Сил—«Враено-
флоте».

В номере напечатаны: статья А. ИМоне-
вежокого «Воинские и моральные качеет-
ва советских моряков»: начало повести
лауреата Сталинской премии Анны Анто-
новской «На батумском тейде»; очерк
Н. Павлова «Механик»; очерк И. Осипова
«На возвращенной земле» (Сахалин и Ку-
рильские острова): рассказ Ан. Суворова
«Часы»: «Письмо из колхоза»—демобили-
зованного моряка. Дмитрия ‘Афанасьевича:
	Белякова: статья Александра Нерегудова
	«Наш любимый писатель» (к 10-летию
о дня рождения А. С. Новикова-Прибоя):
продолжение повести Николая Панова
«Боцман с «Тумана»; статья академика
А. И. Опарина «Океан— колыбель жизни».

Поэзия в журнале представлена стихо-
творениями Платона Воронько «Сталь» и
(Сергея Васильева «Россия».

В номере напечатаны разделы: «По на-
шей стране», «Морской календарь» 4
«Спорт».

ЛЕКЦИИ ДЛЯ ОФИПЕРОВ