Ta UND LIS (2600)

КРАСНЫЙ ФЛОТ :
	Г,

DY

ским портам, где базировались немецкие ко-
рабли. Вскоре войска Красной Армии `про-
нити с боями по всей Румынии и Болгарии.
Корабли флота помогали наземным войскам
при занятии румынских и болгарских пор-
товых городов. 9 сентября 1944 года пере-
довые части Красной Армии вышли к болга-
ро-турецкой границе. На Черном море теперь
уже больше не оставалось действующих ко-
раблей противника,

Война на черноморском театре кончилась,
но Флоту предстояло очистить море от
мин. И за это дело, имеющее первостепен-
ное государственное значение, черноморцы
принялись с большим нод’емом, проделав
огромную самоотверженную и героичежкую
работу по’очищению Черного п Азовского
морей от мин,

VY.
	Какая же сила вдохновляла и организо-
вывала черноморских моряков, воспитывала
в них беззаветную преданность Родине, жгу-
чую ненависть к врагу, вела их на ратные
подвиги? Этой силой была большевистекая
партия. Ее идви вели советских людей на
героические подвиги. Товари Сталин ска-
	зал. что «Груловые полвиги советеких лю-
	18H B тылу, равно как и немеркнущие рат-
ные подвиги наших воинов на фронте, имеют
своим источником горячий и животворный
советский патриотизм». Партия всей своей
практической деятельностью в тылу и на
фронте воспитывала, народ в духе советско-
го патриотизма, безграничной преданности
своей великой матери-Ролине. _

Политический аппарат соединений, ко-

раблей и частей флота сыграл колоссаль-
ную роль в обеспечении усцеха боевых
операций, в сплочении военных моряков
вокруг большевистской партии. Помимо
своей агитационно-пропагандистской дея-
тельности политработники нередко лично
водили моряков в бой, возглавляя подразде-
ления морской пехоты, контратаковавигие
врага, или выходя в море нз кораблях
флота.
. Коммунисты были первыми в боях, пер-
выми в труде. Они личным примером стой-
кости и героизма вели за собой массы. Пар-
тийные организации флота были первой
опорой командиров, идейно полготовляя
военных моряков к героическим подвигам
вв имя Родины,

Командир отряда моряков коммунист май-
ор Куников 4 февраля 1943 года,
собрав перед посадкой на корабли сво-
их воинов, призвал их © честью вы-
полнить боевой приказ Родины — выса-
диться в тылу у врага под Новороссийском,
закрепиться на занятой территории и удер-
жать ев. Куников зачитал бойцам клятву.
В ней были такие слова: «Идя в бой, мы да-
ем клятву Родине, великому Сталину в том,
	что будем действовать стремительно и смело.
	не щадя своей жизни, ради победы над вра-
rom. Волю свою, силы свои и кровь свою
	капля за каплей мы отдадим за жизнь и сча-
стье нашего народа, 33 тебя, горячо люби-
	мая Ролина, за великого полководца. отца
нашего и друга — мудрого Сталина»,

Прочитав клятву, Купиков подписался
под ней сам, а за ним и все воины его от-
ряда. Клятву они выполнили. Многие из от-
ряда полегли смертью храбрых в неравном
бою. Был смертельно ранен и Куников. За-
няв берег, отряд обеспечил высадку глав-
ных сил нашего десанта. Враг пытался
сбросить моряков в море, но они ‘стояли на-
смерть.

И не только коммунисты, но и весь со-
став этого отряда героически дрался с вра-
том. В ходе боя небольшая группка морских
цехотинцев была окружена немцами. Засев
в развалинах здания, матросы успешно от-
бивались от пехоты и танков врага. Но дол-
го так продолжаться не могло, Силы немцев
все возрастали, а у моряков патроны уже
были на исходе. Надо было пробиваться из
окружения. Тогда сержант коммунист. Миха-
ил Корницкий, взяв побольше гранат, ре-
шил ценой своей жизни прорвать вражеекое
кольпо. Он перелез через каменную стенку,
з& которой накапливалиеь немцы, и прыг-
HY прямо на врагов ‘со связками гранат
в руке и у пояса. Сильный взрыв разметал
фашистов. Кольцо было прорвано. Корниц-
Кий погиб. т г
	Как правило, в группах десантов, выса-
живавшихся первыми на территорию про-
тивника, и в экипажах высадочных десант-
ных средств (катера, мотоботы, барказы)
большинство составляли коммунисты и ком-
вомольцы, воины, не раз успешно. громив-
шие врага. Коммунисты и комсомольцы бы-
ли первыми и в освоении боевой техники.
Хоропю изучив свое оружие, они помогали
беспартийным товарищам быстрее и лучше
овладеть им.

Родина высоко оценила боевую деятель-
ность военных моряков Черноморского фло-
ta. 188  воинам-черноморцам  присвое-
mw Звание Героя Советского Союза,
десятки тысяч моряков награждены ордена-
ми и медалями, 17 кораблей и частей преоб-
разованы в гвардейские, &.42 корабля и ча-
CTH награждены орденами Советского Сою-
34.
Военные моряки Черноморского флота
добились немалых успехов в годы Великой
Отечественной войны. Они восприняли и
развили всё ценное из вековых традиций
русокого флота; Накопив немалый боевой
опыт, флот вышел из войны еще более
@крепптим, Перед каждым военным моряком
стоиг сейчас задача, — тщательно и глубоко
изучить боевой опыт, совершенствовать
свои военные и политические знания. А
Этого можно: достичь только на основе
укрепления дисциплины, оргазизованности
и порядка, при строгом и неуклонном вы»
полнении уставов и приказов.

Товарищ ‘Сталин требует, чтобы воины
флота учились тому, что потребуется Ha
войне. Этот руководящий принцип’ боевой
подготовки должен быть положен в основу
всей боевой и политической учебы
флота: Свято хоаня славные боевые тради-
ции Великой Отечественной войны,  воен-
ные моряки Черноморского флота должны
быстрее и глубже изучать вверенную им
технику, совершенствовать свои политиче-е
ские знания, закалять себя физически,
чтобы стать воинами, способными преодо-
тевать любые трудности.
	Генерал-майор П. МУСЬЯНОВ,
	B помощь Фуководителю политических занятий
		черноморский
	ae Хх

«Вэзнно-Морской Флот нашего государ-
ства дыл верным помощником Красной Ар-
упи», «Боевая деятельность советских мо-
ряков огличалась беззаветной стойкостью и
мужеством, высокой боевой активностью и
воинским мастерством». Эти высокие оцен-
ви, данные Генералиссимусом Советского
Союза И. В. Сталиным боевой деятельности
морских сил в годы Великой Отечественной
войны, относятся в полной мере ик Черно-
морскому Флоту.

Как и все флоты нашей Родины, Черно-
морский флот развертывал свои боевые опе-
рации в тесном взаимодействии с войсками
Советской Армии. Она приняла на себя ос-
новные удары противника в первый период
зойны, она же наносила решающие улары
по врагу в дни наступательных боев, при-
велших к полному разгрому его и капитуля-
ции. Верный помощник Советской Армии,
флот до конца выполнил свой долг перед Ро-
Диной. Флот поддерживал и обеспечивал
неприступность приморских флангов нашей
Армии. Ни разу не смог враг нанести по
ним серьезный удар © моря. Черноморский
флот систематически нарушал морские ком-
муникации противника, нанося ему боль-
той урон и затрудняя перевозки морем жи-
вой силы, боеприпасов и продовольствия.
Своей активной деятельностью флот
сковывал на побережье большое количе-
ство войск противника, постоянно 6б0-
явшегося нападений ‘с моря. Многие
дивизии врага были «привязаны» к бере-
там в дни самых ожесточенных боев на ре-
изющих направлениях фронта.

Боевая деятельность Черноморского фло-
та отличалась рядом существенных особен-
ностей. В силу сложившихся обстоятельств
Черноморский флот уже в первом году вой-
ны лишилоя своих основных военно-мор-
ских баз. Те же из них, которые остались
в напгих руках, -—Туалсе, Поти и Батуми—
не были в достаточной мере приспособлены
мя базирования флота.

В течение всего хода войны противник,
постепенно наращивал свом силы. Если в
первый год войны немцы и румыны раепо-
хагали на Черном море небольниям. количе-
CTBOM надводных кораблей и подводных ло-
док, TO уже во второй половины 1942 года
противник систематически получал новые
корабли и самолеты. № лету 1943 года ко-
личество подводных лодок, торпедных кате-
ров увеличилось в несколько pas. & концу
войны перед нашими базами и на коммуни-
кациях можно было одновременно засекать
10 нескольку вражеских подводных лодок,
Е 1944 ду в базах протаввика находи-
IN¢h десятки торпедных катеров и до
‘сотни быстроходных десантных барж, Боль-
ще стало у врага бомбардировочной и тор-
подоносной авиации по сравнению с первым
периодом войны. Что касается обороны на-
шего флота с возлуха силами истребитель-
ной авиации, то она значительно затрудня-
1405 ИЗ-З& недостатка на Кавказском побе-
ежье удобных аэродромов и посадочных
площадок.

В таких сложных условиях приходилось
действовать военным морякам Черноморско-
	го флота.
	ож
ио «Северная Корея»
		Медленно клубится вокруг вершин ска-
тистых гор седой туман, тихо плешутся
морекие волны у извилистых берегов Ко-
рейского полуострова, пыпено цветет под
щедрыми лучами солнца богатая раститель-
ность... Так начинается новый докумен-
тальный фильм «Северная Корея». 0б’ек-
тив киноалииарата запечатлел на пленку
многочисленные кадры, раскрывающие пе-
pel зрителем облик современной Кореи,
жизнь вв освобожденного народа, преобра-
зующего свою страну нз новых темократи-
ческих началах. =

40 лет Корея была под пятой японских
империалистов, 40 лет ев свободолюбивый
народ угнеталея японскими колонизатора-
ми, хищничееки эксплоатировавиими при-
родные  богатотва Кореи, насаждавтими
Здесь рабский труд, уничтожавшими древ-
нюю культуру корейцев, Один из японских
журналов откровенно писал о Корее; «Ус-
ловия, которые способствуют продвижению
японских капиталов, — это дешевизна и
доброкачественность рабочей силы, отоут-
ствие какого-либо рабочего законолательст-
ва и неприменение ограничений в исполь-
зовании женского и летского труда». И мы
видим на экране картины недавнего прот-
лого трудящихся Кореи: изнурительный
16-часовой рабочий лень на предприятиях
японских промыттленников, примитивные,
времен средневековья, сельскохозяйствен-
ные орудия, которыми корейское кресть-
янотво обрабатывало жалкие клочки земли,
арендуемые у помещика: мы видим на
экране 8—10-летних детей, сидящих
за Ффабричным конвейером и лишенных
детства... 910 было совсем  нелавно.
Долгие ‘годы мечтал корейский народ
0б освобождении от ‘японского ига. 0
	свободной жизни на своей земле, о радост-
Ном труде на своих заводах, о праве учить-
ся на своем родном языке. И освобождение
PHONO.
	Э августа 1945 года. Первые залны мо-
гучей советской артиллерии, сметающей
японские укрепления, неулержимая лавина
советских войск, корабли Тихоокеанского
флота, идущие к берегам Корей, врываю-
щиеся в Сейсин, Расин, Юкки: разгром
янонских захватчиков в Корее. Толпы на-
рола на улицах корейских городов радоет-
но приветствуют своих освободителей, Ko-
лышутся транспаранты, знамена, портреты
товарища Сталина, ликует освобожденный
народ Кореи, встречая воинов Советской
Армии и Флота.
	С целью приема капитулировавиих янон-
ских войск в Корее, ликвидации последст-
вий долгого хозяйничания японцев на этом
полуострове и для оказания помощи корей-
скому народу в создании независямого де-
мократического государства были созданы в
Корее две зоны, граница между ко-
	торыми проходит по 95-Й параллели. В
северу от этой гранипы расположена со-
	ветекая зона, к югу—американская.

0 больших демократических преобразо-
ваниях, 0 новой ЖИЗНИ, складывающейся В
Северной Корее, точным языком кинодоку-
ментов рассказывает фильм «Северная Ко-
рея», При помощи советского командования
здесь была проведена земельная реформа, в
	результате которой осушествилиев хавнийте.
	Ние чаяния корейского крестьянства: 725
тысяч безземельных и малоземельных кре-
Сстьянеких хозяйств бесплатно получили  бо-
лее 1 миллиона га земли, принадлежавшей
ранее японским колонизаторам. и их пособ-
никам.в Корее. Радостно трудятся корейские
крестьяне, возделывая плодородную землю,
собственниками которой они ‘стали, сами
пользуются результатами своего труда.
Национатизирована бывшая японская
промьтиленность. Мы видим огромные за
BOI, которыми раньше владели японские
	*

«Северная Корея» — Новый локумен-
тальный фильм. Производство’ Центральной
ордена Красного Знамени студии докумен-
тальных фильмов при участии Хабаровской
студии кинохроники (1947 г,).. Авторы филь-
ма и главные операторы— лауреаты Сталин:
ской премии Б. Небылицкий и Т. Бунимович.
Режиссеры—М. Славинская‘и Б. Небылин-
кий. Текст лауреата Сталинской премии
Е. Габриловича. Операторы = П. Русанов,
А, Кушешвили, Читает Л. Хмара. Компози-
тов Ким-Дон-Дин. `
	капиталисты. Индустриальными предприя-
тиями руководят сами корейцы с помощью
И конеультавией советеких специалистов.
Введены З-часовой рабочий день, oxpana
труда, социальное страхование. Поэтому ©
таким энтузиазмом работает корейский на-
род над восстановлением и развитием своего
народного хозяйства.

Особенно тягостным в Корее было поло-
жение женщины. Она была в полном смые-
ле рабыней, В новой, демократической
Корее женщине предоставлены равные ©
мужчиной права.

Беспошално преследовалась янонцами ко-
рейская культура. В немногочисленных ко-
рейских школах запрещалось прелюдавание
на корейском языке, ‘в единственном «ко-
рейском» университете в Сеуле более 70
процентов студентов были... японцы; свы-
ше 90 процентов взрослого населения Кореи
оставалось неграмотным, японцы запреша-
ли корейскую литературу, живопись. И вот
мы слышим голос диктора: сообщающего о
TOM, что в школах взрослых Северной Во-
реи обучаются 1.285 тысяч человек. ПШре-
полавание ведется на родном языке, народ
строит новые школы, открывает универен-
теты. Большую помощь в развитии корей-
ской культуры оказывает Советокий Cows.
Фильм переносит нас в Москву, гле в луч-
ших институтах и лабораториях советской
столицы учится корейская молодежь, кула
приезжают крупнейшие леятели корейской
культуры, чтобы ознакомиться с достиже-
ниями советских ученых, писателей, ‚ УЗЫ
Кантов. ХУЛОЖНИКОВ,
	И основа перел нами своеобразный пей-
sax Северной Кореи. Нз плошали корейско-
	го города выступает воллектив художесте
венной самодеятельности. одной из частей
Советской Армии. Восторженно вотречают
многочисленные зрители чудесные  совет-
ские песни. Советские власти’ открыли
больницу для корейского населения. Везут
сюда больных из дальних деревень, никог-
да не знавших, что такое медицинская по-
мощь. ]

Совсем иная картина по ту сторону 38-й
параллели, в Южной Корее. Многочислен-
ные толпы рабочих сидять у ворот закры-
тых фабрик и заводов — они бастуют, трэ-
буя риса, 8-часового рабочего дня, улуч=
men условий труда. Полиция дубинками

и револьверами разгоняет народную демон-
страцию. Идет суд нал деятелями корей-
ской демократии. Убивают вождей прогрес-
сивного движения, Здесь попрежнему бес-
правен корейский народ, попрежнему тру-
дящиеся ‘нещадно эксплоатируются и угне-
таютея, мпогие японские колонизаторы
и их корейские приспетникле остались на
своих местах.
	Снова на экране Северная Корея. 3 но-
ября 1946 года. Происхолят выборы На-
родного комитета Северной Кореи, № изби-
рательным урнам идут те, кто долгие годы
был лишен всяческих прав, те, для кого
теперь. введено всеобщее избирательное пра-
во, идут мужчины и женщины, молодежь и
старики, идут, чтобы голосовать’ за лемо-
кратические преобразования, 3a  свобод-
ную, радостную жизнь. На “площадях
тородов и сёл—портреты великого Сталина,
лозунги, флаги, Громко звучат возгласы
«Мансай!» («Да здравствует Корея на тыся-
чу лет!» )— национальный лозунг, запрещав=
цтийся японцами. Этот день превратился во
всенародный праздник Северной Кореи. Во-
лею народа создан Народный комитет Север-
ной Кореи —— временный орган влаети;: его
председателем избран любимец корейского
народа, герой ` наролно-освободительного
движения в Корее Ким-Ир-Сен, -.
	Много трудностей еще нужно’ преолотеть
корейскому народу, чтобы полностью воз-
родить свою страну, создать демократиче-
ское государство, не разделенное ни на ка
кие зоны. Эти трудности будут преохолены,
зопреки происками корейской и международ-
ной реакции. Залогом тому являются воля
и стремление трудолюбивого корейского яа-
рода, с чыйм колоритным бытом; нанряжен-
ным трудом, славной борьбой знакомит зри-
теля интересный документальный фильм,
созданный советскими кинематографистами,
			печественной воине
	необычные задачи. Здесь, например, пер-
вый бросок десантных групи был сделан
на торпедных катерах. Форсировав сетевые
заграждения, они ворвались в гавань и вы-
садили пехоту прямо на пристани и набе-
режные города.

Первого ноября 1943 года, ночью в силь-
ный шторм, корабли флота, поли с десант-
ными войсками на Керченский полуостров.
Обнаружив вскоре десант, немцы попыта-
лись помешать высадке. Они бросили в бой
все свои торпедные и сторожевые катера,
самоходные десантные баржи и понтоны.
Когда же корабли приблизились к берегу, в

ой включились полевые батареи и берего-
вые укрепления противника. Его сопротив-
ление было исключительно яростным. Но де-
санты были высажены и закрепились на
крымской земле:

165 дней, в условиях зимней погоды. при
бешеном сопротивлении противника, кораб-
ли Флота обеспечивали надежную связь ча-
стей Отдельной Приморской армии, высалив-
щихся в Крым, с их тыловыми базами на
Тамани. Воины нашей армии своевременно
получали пополнения, боеприпасы и продо-
вольствие, & раненые эвакуировались в тыл,
Немцы пытались сорвать наши перевозки,
бросая в бой значительные силы сторожевых
й торпедных катеров, десантных барж и
авиации, но. все было напрасно. Коммуника-
ция Тамань-—Крым действовала безотказно.

Отдельная Приморская армия и войска
Четвертого Украинского фронта, начав 8 ап-
реля наступательные бои за освобождение
Крыма, уже к 17 апреля оказались в окре-
стностях Севастополя; Подтянув тылы и ар-
тиллерию, они мая начали штурм города.

Почти два года укрепляли немпы Сева-
стополь. Они построили сотни лолговремен-
ных огневых точек, выставили на подету-
пах в городу свыше тысячи различных ору-
дий. Ставка немецкого главнокоманлования
настойчиво требовала удержать город во
что бы то ни стало. Но фашистская оборона
была прорвана в первый же день нашего
наступления. Уже 8 мая части Красной Ат-
	мии прорвались на Северную сторону, 8!
9 мая заняли и весь горел. Лва дня спустя  :
	остатки войск противника, прижатые к
морю на Херсонесском полуострове, под-
няли белые флаги. Наши части взяли в
плен 24.360 солдат и офицеров и огромное
Количество военного имущества.
	участие Черномовекого флота в боях по
	ликвидации крымекой группировки немед-
ких войск выразилось главным образом в
ударах по коммуникациям противника.
Флот не давал врагу возможности подбрасы-
валь в Крым новые подкрепления (а такие
попытки были) и срывал  эвакуапию
его войск. За время с 8 апреля по 12 мая
1944 года корабли и авиация флота пото-
пили 191 корабль противника с живой си-
той п техникой. В числе этих кораблей бы-
ло 69 транспортов и 56 быстроходных де-
сантных барж. :

В действиях на-коммуникациях против=
ника, в дни боев за Крым и Севастополь,
особенно отличились торпедные катера. пол-
водные лодки и авиация флота. Из общего
количества кораблей, потопленных в эти
дни, 147 уничтожили летчики флота, 26—
потопили подводные лодки.

В боях за освобождение Крыма Черномор-
ский флот также был верным помощником
Советской Армии; те:

ТУ.

При активном участии флота происходили
бон и за окончательный разгром войск про-
тивника в районе Черного. моря. Военные мо-
ряки свято выполняли ‘требование своего
Верховного Главнокомандующего ‘товарища
Сталина — преследовать раненого неменко-
фашистекого зверя по пятам, добить его
в его собственной берлоге,

Морские пехотинны шли в первых рядах
воинов Прасной Армии, помогая наземным
войскам форсировать реки и лиманы. 67 мо-
ряков из 384-го Отдельного батальона мор-
ской пехоты, действуя под руководством
старшего лейтенанта Ольшанского, ночью
	на рыбачьих лодках. екрытно прорвались
	мимо немецких постов в Николаевский порт
и засели в здания элеватора. Полагая, что в
здании порта находится крупный отряд 00-
веткой пехоты, немцы стянули для ликви-
хации его большие снлы и тем самым осла-
	били оборону. города на главных направле-
	ниях. Отряд Ольшанского, истребив сотни
	немцев, почти полностью погиб вместе со
	своим командиром в неравном 00ю, но.задачу
свою выполнил. По представлению командо-
вания фронтом участникам этого беепри-
мерного рейда было. присвоено звание
Героя Советского Сотоза.

Форсирование Днестровекого лимана, a
позже прорыв в Дунай и удар в тыл войскам
противника были выполнены наземными
войсками также во взаимодействии с фло-
том. Ночью 22 августа 1944 года штурмо-
вые отряды на саперных лодках и ‘катерах
переправились через лиман и обрушились
на противника, В составе армейских войск
были два отдельных батальона моряков, воз-
главлявшихеся майорами Котановым и  Гри-
горьевым, Немцы и румыны отчаянно сопро-
тивлялись, но быстро. были смяты, . окруже-
ны и пленены. ,

Часть войск избежала окружения и дви-
	талась на запад. помандование фронтом по-
	ставило перед кораблями задачу: прорваться
в Дунай и не дать немцам переправиться на
правый берег, Бронекатера, морские: охотни-
ки и торпедные катера, при поддержке авиа-
пии флота, форсировали укрепленное устье
Дуная, Заняв Жебрияны, они пошли вверх
по реке, овладели населенными пунктами и,
оставив там небольшие гарнизоны назем-
ных войск, наступали дальше. Так в тече-
ние нескольких суток были заняты: Вилков,
Килия, Измаил, Тульча и ряд других горо-
дов и сел. Задача, поставленная перед фло-
том, была решена. Ворвавшиеь в.Дунай п
заняв ряд городов в тылу у противника, си-
лы флота (в том числе и Дунайской флоти-
тии), взаимодействовавшие с наземными
войскали, отрезали пути. отхода противника,
из Бессарабии. Они пбмогли таким образом
войскам Третьего Украинского фронта за-
вершить окружение всей немецко-румыи-
ской группировки войск, которая, как из-
вестно, была затем частью. истреблена. а ча-
	стью взята в плен.
Примерно в это же время авиация флота
наносила сокзушительные удары по румын»
	9 немецким позициям до полутора тысяч
снарядов главного калибра,

Огневая поддержка севастопольских бе-
реговых батарей была особенно эффективной
BO время напряженных боев за город. Cocpe-
доточенный и умело управляемый огонь
крупнокалиберных батарей и ряда кораблей
намного увеличивал силу сопротивления
обороняющихся войск. Это особенно ‘отно-
сится к первому периоду обороны, когда на-
земных войск в Севастополе было совсем
немного.

Поддержкой оборонявшемуся Севастополю
были и оперативные десанты, высаженные
флотом на Керченский полуостров и в Фео-
досию в конце декабря 1941 года. Десанты
были доставлены на кораблях флота и высз-
живались при поддержке его огневых
средств. В этих операциях участвовало боль-
птинство кораблей флота. Под огнем врага
крупные корабли с десантом вошли в сильно
укрепленный Феодосийский порт и высади-
ли войска прямо на мол, Все огневые сред-
ства ‘кораблей, включая и орудия главного
калибра, давили многочисленные огневые
точки противника, препятствовавшие вы-
садке. .

Большое значение имели перевозки в Се-
вастополь и обратно, которые проводили бое-
вые и вопомогательные корабли флота. (е-
вастополь был осажден с суши наземными
войсками, а с моря блокирован кораблями и
авиацией противника. Подводные лодки,
торпедные и сторожевые катера, авиация
немцев, румын и итальянцев, — все-было
брошщено на блокаду города. И военным мо-
рякам приходилось многократно проры-
вать ее, чтобы перевезти в город людские
подкрепления, боеприпасы, горючее, продо-
вольствие, эвакуировать из города раненых
и гражданское население. Адмирал флота
И, С. Исаков так оценивает эти действия
черноморцев: «Систематические прорывы
блокады противника под Севастополем, про-
текавшие почти всегда с боем, были самыми
трудными и славными делами корабельного
состава Черноморского флота в этот периол
войны»,

В особенно напряженные дни боев за (е-
вастополь, когда надводным кораблям было
уже совершенно невозможно без больших
потерь. прорываться в город, командование
флотом использовало хля доставки горючего
и боеприпасов подводные лодки. Подводная
лодка командира Фартушного, сделав шесть
таких походов во. город, доставила туда
сотни тонн боезапаса и вывезла оттуда
много раненых. Подводная лодка команли-
ра Трофимова перевезла вы  Севасто-
поль свыше тысячи тонн .боезанаса, 65 тонн
бензина, & также доставила оттуда значи-
тельное количество раненых и гражданеко-
го населения. .

В тихую погоду подводные лодки проры-
вались через минные поля, сквозь заслон
торпедных и сторожевых катеров и авиаци-
онный барраж. Немцы всячески препятетво-
	вали. проходу.в. Севастополь. На, одну лишь
	лодку командира Трофимова они сбросили до
00 авиационных бомб.
Стойко и мужественно обороняли Сева-
стополь военные моряки-пехотиниы, вошед-
шие в состав Приморекой армии. Широко из-
	вестен подвиг пяти морских пехотинцев—-
`Н. Фильченкова, В. Пыбулько. Ю. Паршина,
	И. Красносельского, Д. Одинцова, а также
героические дела защитников дзота № 11.
Части морской пехоты. которые возглавляли
командиры Жилилов, Горпищенко, Потапов,
Гусаров, Вельшанский, особенно стойко 0обо-
роняли город.

Товарищ Сталин очень высоко оценил
боевые подвиги севастопольцев. В одной из
телеграмм, посланных зашитникам Сева-
стополя в дни третьего штурма, товарищ
Сталин. писал: <«Самоотверженная борьба
севаютопольцев служит примером героизма
для всей Красной Армии и советского на-
	ТЕГ:
	Взаимодействие. Черноморского флота с
войсками Советской Армии осуществлялось
на всех этапах войны. Это взаимодействие
выразилось прежде всего в совместной обо-
роне морских баз и приморских городов. 0б0-
рона Одессы и Севастополя сухопутными
войсками, кораблями и частями флота во-
шла незабываемой страницей в славную
историю нашей Родины, «Навсегда, —-
писал товарищ Сталин в своем приказе 23
февраля 1943 года, — сохранит наш народ
память о героической обороне Севастополя и
Одессы, об упорных боях под Москвой и в
предгорьях Кавказа, в районе. Ржева и под
Ленинградом, о величайщем в истории войн
фажении у стен Сталинграда».

Флот не только обеспечивал переброски и
снабжение наземных войск, эвакуацию ра-
неных и гражданского. населения, но и непо-
средственно, силой своего оружия помогал
армии в обороне городов-героев. Корабли
стреливали позиции врага, скопления
ого войск, высаживали десанты в тыл про-
тивника, прикрывали их высадку огнем
своей артиллерии. Так, крейсер «Комин-
рн» в дни обороны Одесеы оистемати-
чески  обстреливал позиции противника
3 орудий своего главного калибра,
Канонеские лодки также многократно
обстреливали позиции немцев. В ночь
wa 22 сентября 1941 тода в тыл
саждавших Одессу  немецко-румынских
зойск был высажен с крейсеров «Красный
Кавказ» и «Красный Крым»  тактиче-
chal Jecanit в составе полка морской пехо-
ты. В это же время авиация Черноморского
лота выбросила на парапютах в тыл про-
тиввика небольшой десант автоматчиков,
сыгравший существенную роль в вышол-
нении задачи,

Поддержанный огнем крейсеров, полк Ус-
пешно высадился на берег и, взаимодейст-
вуя © частями Приморской армии, насту-
Навшими со стороны Одессы, нанес румы-
нам большой урон. Моряки и приморцы
перебили до 6.000 солдах и офицеров
противника, захватили много трофеев и от-
бросили румын на такое расстояние от горо-
Ла, что порт уже был вне досягаемости их
артиллерийского огня,

Успешно дрались под Одессой и моряки
1-то полка морской пехоты, которым коман-
довал полковник Я. И. Осипов, талантливый
и храбрый офицер, до войны командир Одес-
Кого военного порта. Немалую роль’ в 060-
роне города сыграли и береговые батарей
Одесской морской базы, В течение двух ме-
сяцев стойкая оборона Одессы, сковавшая
около двух лесятков дивизий противника,
сорьезно повлияла на осуществление стра-
тетических планов немцев н& южном на-
правлении,

Исхлючительную роль сыграл флот и
в 0бороне Севастополя. Помимо войсковых
Церевозок, эвакуащии раненых и гражданс-
Кого населения корабли, береговые и зенит-
ные батареи. флота своим огнем нетосред-
‘твенно помогали наземным войскам. Для
отневой поддержки войск приходили линеий-
ный корабль «Севастополь», крейсера, лиле-
Зы, большинство эскадренных миноносцев.

DAIL ye, Borla корабли флота выпускали
	Активно помогал Черноморский Флот
Красной Армии Громить врага и в историче-
ской битве за Кавказ. Выполняя указания
товарища Сталина, Флот не допустил ударов
с моря по примореким флангам наших на-
земных войск, Вместе с тем сам флот на-
носил удары по флангам противника. Флот
надежно обеспечивал крупные переброска
войск, доставку боепитания и продоволь-
ствия морем и в то же время систематиче-
	CKH нарушал морекне коммуникации. про-
	THBH BRA.

Воины кашей армии не допустили не-
мецко-румынские войска дальше Цементных
заводов Новороссийска, упорно держали вра-
га на горных перевалах, не давая ему в03-
можности спуститься в долины Туапсе, Су-
хуми. Армейским соединениям в эти трудные
дии хорошо помогали бригады морской пе-
хоты и береговые батареи флота.

Когда Советекая Армия, перейдя в на-
ступление, попнала врага на запад, флот
активно помогал наземным войскам и в на-
ступательных боях. Его корабли высажи-
вали десанты и обеспечивали их снабже-
ние, совместно с авиацией громили скопле-
ния войск противника и его базы, топили
немецкие корабли.

Десант в районе Станички под Новорос-
сийском, & позже и штурм самого города с
помощью боевых средств Флота вошли в
историю войны как операции, в которых
взаимодействие наземных войск и флота на-
пло свое наиболее сильное выражение. Под
огненным шквалом врага небольшие кораб-
ди подходили вплотную к. берегу и, высадив
пиурмовые группы первого броска десанта,
поддерживали их своим огнем, 3& первой
группой кораблей пел второй эшелон десан-
та и высаживался на небольшой прострели-
ваемый клочок земли, отвоеванный воинами
первого броска.

Известно, что от быстроты и точности ма-
неврирования зависят успех десанта и
жизнь многих сотен бойцов. Чем меньше
времени командир катера или сейнера будет
держать посаженную к нему на борт пехоту
под огнем противника, тем менее значи-
тельны потери, тем быстрее десант будет на
берегу. Каждый военный моряк, обеспечи-
	равший высадку десанта, старался быстрее
	доставить нашу славную пехоту в месту
боя на берегу. Особенно ярко проявились
умение и мужество черноморпев в дни пгтур-
va Новороссийска, когда многим кораблям
снова приходилось / решать совершенно
	Первенство СССР по футболу
	КРУПНАЯ ПОБЕДА ФУТБОЛИСТОВ АВТОЗАВОДА
	Вчера на московском стадионе «Динамо»
состоялась очередная встреча команд ма-
стеров, участвующих в розыгрыше пер-
венства Советском Союза по футболу.
Судья всесоюзной категории И. Широков
вызывает на поле команды общества
«Спартак» и «Торпедо». С первой же ми-
нуты игры футболисты автозавода имени
Сталина «прижали» спартаковцев к воро-
там. Быстрые и точные передачи напалаю-
щих «Торпедо» вызвали замешательство
защитников «Спартака». Уже на второй
минуте футболисты автозавода вабивают
первый гол.  Спартаковпы начинают
с центра. Их нападение стремится про-
рваться к воротам автозаводцев. Однако
полузащита «Торпедо» уверенню отбирает
мяч у нападающих «Спартака» и передает
ero ЧЖаркову. Следует стремительный про-
рыв по краю, затем быстрая передача мяча
в центр и точный удар Пономарева, 2; 0.
	Вся первая половина игры проходит при
полном преимуществе команлы ‘автозавола,
	Сегодня в Москве встречей футбольных
команд Военно-Мореких Сил и ленинграл-
ского «Спартака» начинаются игры на
первенство ССОР по второй группе. В бе-
седе с корреспондентом «Красного Флота»
тренер команды Военно-Морских Сил ма-
стер спорта старший лейтенант Набоков
рассказал, как готовились флотские фут-
болисты к этим ответственным матчам,
Тренировка команды началась с января
текущего года в закрытом помещении. Мо-
ряки изучали и отрабатывали технику
владения мячом, проходили курс общефи-
зической подготовки, совершали прогулки
На ЛЫЖАХ. .
	С марта начался учебно-тренировочный
сбор в Батуми. Здесь отшлифовывалиеь
отдельные тактические приемы, осваива-
лись новые футбольные правила. Тогда же
	Она забивает в ворота «Спартака» подряд
еще три мяча п пропускает в своп ворота
лишь один. Во второй половине матча
игра несколько выравнивается, Защита и
нападение «Слартака» играют. увереннее,
активнее, но удары нападающих не точны,
Вратарь автозаводцев заслуженный мастер
спорта Акимов легко забирает пущенные
издалека или очень тихо мячи. Во второй
половине игры команлы обменялись гола-
ми. Автозаводцы уходят с поля, одержав
крупную победу — 6:2, первую свою
победу в текушех розыгрыше первенства.
уз
	15 мая в Сталинграле и Ленинтрале со-
стоялись еще две игры на первенство ОбСР
по футболу. В Сталинграде ветретились
команда «Трактор» с футболистами Воен-
но-Возхушных Сил (Москва). Матч окон-
чился со счетом 2:2. Ветреча команд
«Зенит» (Лентвтрал) и «Динамо» (Eres)
закончилась победой ленинградских фут.
болистов со счетом 4:3, . я
	НАЧАЛО ИГР КОМАНД ВТОРОЙ ГРУППЫ
	определился и основной состав команлы.
Проверкой сил явились товарищеские маг-
чи с местной командой «Спартака» в с
одной из сильнейших команд страны —
мастерами «Торпедо». Игры показали, что
флотские футболисты имеют все основа-
ния рассчитывать на’ хорошее место в
предстоящем розыгрыше первенства СССР,

Наша команда пополнилась новыми
способными игроками. В основной состав
включены  черноморец. старший матрос
Чихрадзе и балтиец старшина. 2. статьи
Кузьмин, Запасными игроками приняты
старшие матросы Вартанов, Гуревич н
Савин.
	проме участия в борьбе за первенство
но второй группе наша команда в текущем
roxy впервые будет выступать в играх на
Кубок СССР...