/ мая 1547 г., суббота, № 114 (2601)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Вопросы. воспитания
молодых офицеров.

на школьной скамье училиша, на палубе
учебного корабля. _

`° Известно. что в училище, да и в у620-
виях практического плавания как Ha
учебных, так и на боевых кораблях труд-
но привить курсантам навыки умелого
пользования диспиплинарными правами,
умелого руковолетва учениями и заняти-
‘ями, как политическими, так и по. опеци-
альности. Трудная и важная  залача.
научить молодого офицера управлять сво-
ими подчиненными почти целиком ложит-
сея на плечи офицерского состава корабля.
Поэтому большой опасности подвергаются
молодые офицеры, если они, вмервые попав
на корабль, окажутся предоставленными
самим себе. В таком случае редко кто из
HEX самостоятельно находит правильные
пути к хетальному усвоению своих служеб-
ных обязанностей.
	Человек. ‘за которым не наблюдают, ©
	которого не требуют, может легко отбить-
ся от дела. Он или ‘будет хвататься за все
без разбора или не сможет найти приме-
нения своим знаниям и силам. Впервые
назначенного на корабль офицера надо
прежде всего научить умению обращаться
с люльми, показать ему, что путь к сердцу
	матроса лежит через высокую повседнев-
ную требовательность, справедливость, по-
стоянную заботу о подчиненных. Нуж-
но дать новичку срок и потребовать
от Hero подробного изучения o-
рабля и своей спепиальности, знания
всех действующих уставов, наставлений и
инструкций. ‘` Полезно внушить молодому
офицеру, чтобы он при изучении механиз-
мов не стеснялея расспрашивать старшин
(это поможет “ему потом потребовать от
пих же порядка), не боялся задавать во-
просы начальникам. :
	Надо, чтобы офицер, делающий первые
шаги ‘на службе, твердо усвоил себе, что
если У него окажутся слабые знания в
какой-либо области, то первыми это заме-
тят матросы, и он потеряет уважение. Во
время войны матросы неуверенно пойлут
за таким офицером.

Искусство. управлять людьми приходит
не сразу. Оно. приобретается толами. Но 3a
справедливым, заботливым и знающим на-
чальником подчиненные пойдут охотно.
Они будут радоваться его увлехам, помогать
‘ему во всех начинаниях.

Мололой офицер, еще будучи в учи-
лище, должен получить высокие поли-
тические знания. На корабле же, умело
пользуясь своим багажом и постоянно по-
полняя его новыми знаниями, он 0бя-
зан не только хорошо о. руководить
политическим о воспитанием. своих пол-
чиненных, но и в любое время исчерпы-
вающим образом раз’яенять любой вопрос,
возникший. у. них. Долг кажхлото офи-
Цера-—глубоко осознать вначение мораль-
ного фактора и необходимоеть овлалеть
HOKYCOTBON политического. воспитания под-
чиненных;

Вот понему офицер должен неустанно
наравне с’ ‘военными повышать и свой
политические знания.

Все методы воспитания молодого офице-
ра невозможно осветить полностью в газет-
ной статье. Каждый день службы чему-ни-
будь нае учит, что-нибудь прибавляет Е
опыту воспитания. Но основные выводы
заключаются, на наш взгляд, в следующем.

Каждый начальник обязан заботиться
0 том, чтобы рост его подчиненных не оста-
вался без наблюдения. Вогдз вучилище фор-
мируется характер будущего офипера, важ-
но привить ему основные качества, советеко-
то воина, не предоставлять его самому себе,
не давать ему теряться в догадках, в иска-
ниях ответов. на волнующие вопросы
службы и жизни. Надо помочь ему вы-
брать специальность, привить марксистеко-
ленинское мировоззрение.

Когда офицер пришел на корабль, нуж-
но научить его искусству управлять люль-
ми и механизмами, воспитать любовь Е
морю, умение преодолевать трудности и
лишения.

`Таклм образом, на протяжении всей
службы офицера. от юношеских лет в сте-
	нах училища до седой головы командира
	соединения, надо его учить, наблюдать,
как, он учится сам и учит` подчиненных,
нало настойчиво ето воспитывать,

‚Характер морского офицера формируется
на протяжении всей его службы. Но фун-
дамент характера закладывгетея в учили-
ще и в первые годы службы ‘на флоте,

Kak y ребенка впечатления первых
тней сознательной жизни остаются яркими
10 глубокой старости, так и у юноши,
впервые пришедшего в учебное заведение и
на корабль, начальные уроки  мор-
ской науки и флотской службы не теряют
своей свежести ло последних дней жизни.
Курс морских наук кажется трудным, дис-
ниплина-—чрезвычайно строгой. Но годы,
проведенные в училище долго вепомина-
ются, как самое радостное время, котла
каждый день приносил новые знания, а
каждый год открывал новые, еше неиз-
веланные стороны науки.

Через десять, двадцать ‘лет встречаются
онокуроники. Они облечены ответетвен-
ностью, убелены сединами. Они — бывалые
воины, Участники многих — похолов.
Но они никогда не откажут себе в удоволь-
ствии веномнить эпизоды училишной жиз-
	ни, © благодарностью и искренним теплым.
	чувством назвать имена любимых учите-
тей и воспитателей. В часы таких воело-
минаний особенно остро чувствуется, что
училище — колыбель офицера.
	В учебном заведении закладываются не
тслько основы знаний, но‘и начала воспи-
тания офицера. Вот почему требования к
воспитателям должны быть особенно етро-
тими. Хороший воспитатель — это и при-
мерный строевик, и опытный военный мо-
як, и политически грамотный руководи-
тель. Воспитывая` подчиненных, он поль-
syeTCA примерами из флотской действи-
тельности, из истории войны на море, фак-
	тами из собственного опыта плавания. Вели
	у него слабые знания, нет собственного
мнения, мал опыт, то подчиненные не ста-
нут его уважать, не будут любить, не най-
дут в нем примера для подражания.

Вот почему так досадно видеть иногда
руководителя практики, плавающего со
своими курсантами на кораблях, но равно-
душного к тому, что делают его питомцы.
Ox caw Mano знает и поэтому не может
помочь курсантам разобраться в вопросах
корабельной службы.

(сновная задача преподавателя — на-
учить курсанта той специальности, кото-
рую он преподает. Но разве задача воепи-
тания снимается с преподавателя? Кюнечно,
нет. Как правило, преподаватели — люди,
прослуживишие немалый срок. Они имеют
большие знания, у них значительный опыт
плавания, командования, руководящей ра-
боты. Преподаватель, безусловно, принесет
пользу воспитанию курсантов, если OF
оживит свои лекции примерами из истории
войн, кампаний и походов, сумеет увязать
теоретические вопросы с жизнью, покажет
	пути практического применения знаний и
	подтвердит это результатами _cobcrBeHEpix

наблюдений. За такой лекцией должна по-
следовать работа в лаборалории, a затем
практика на корабле. Чаще’ всего’ своей
специальностью молодые офицеры избира-
WT именно ту, о которой им читали увле-
кательные лекции, которую они лучше
усвоили. и

Преподавателю важно не отстать от
бъющей ключом жизни флота. Для этого
ео Halo посылать плавать на боевых
кораблях. Преподаватель, долго не выхо-
дящий в море, оторвавшийся от офи-
церской среды флота, не сможет удовле-
творить требования молодежи. Его лекции
CROO станут сухими, лишенными при-
Меров и образов, почерпнутых из жизни.

В дни войны командование часто пору-
Чало преподавателям учебных заведений
различные задания. Преподаватели успеш-
но справлялись с ними. Приведем хараж-
терный пример. Начальник кафедры 06-
щей тактики Военно-морской академии
им. Ворошилова контр-адмирал Н. Б. Пав-
пович  стажировалея со своими” слуштате-
itm на Северном флоте. Он был назначен
начальником походного штаба командую-
Щего флотом во время Печентекой операпии.
Тов. Павлович успешно справилея со сво-
ей задачей, и был награжден орденом Оте-
чественной войны 1-й степени.

Молодые офицеры, выпускаемые наши-
ут военно-морскими училищами, получают
по основным дисциплинам более чем до-
статочную подготовку,
	3. Случай с
	Шел второй час ночи. На корабле тос-
подотвовала тишина: Команда отдыхала в
глубоком сне. Михаил Андреевич Россиев,
командир, недавно пришедший на эскадрен-
НЫЙ миноносец из академии, стараясь
He потревожить сна матросов, осторожно
прошел по палубам и кубрикам. Придя в
свою каюту, он погрузился в’ мягкое кресло
п раскрыл неведомо как попавшее в кора-
бельную библиотеку старинное издание
«Наивного» Вольтера. Михаил Андреевич—
Ценитель музыки, театра, балета и живо-
писи, любит изящное чтение, и богатетво
корабельной библиотеки доставляет ‹ему
большую радость.

Горел свет и в соседней каюте помощ-
пика. И командир и помощник привыкли
ночами читать. Трифон Григорьевич Ваты-
шев обычно берет у библиотекаря целиком
полное собрание сочинений какого-либо
классика и штудирует его ночь за ночью
от первого до последнего тома. Чтением он
занимается серьезно, находя в книге боль-
Woe удовлетворение в тихие корабельные
Ночи; над изголовьем кровати он приспо-
бил маленькую лампочку, искусно скры-
тую абажуром, такой же светлячок горит
и над письменным столом,— в годы войны
и затемнения это давало ему возможность
Читать при открытом иллюминаторе, не на-
рушая светомаскировки. Круг’ его чтения
щирок и разносторонен: от политико-эконо-
уических трудов до новинок вовиной лите-
ратуры. На столе лежит тетрадочка, где
записано почти все, что прочитал Трифон
Григорьевич за эти годы. .

Прочитано много: тут и Тарле-—«Врым-
	* См. «Красный Флот», №№ 101 и 106.
	маневрирование
	boesoe
			самолета-корректировщика
	Опыт Отечественной войны показал, что
без искусного боевого маневрирования са-
молета немыслимо убщешно корректировать
артиллерийский огонь. Лучшие коррекли-
ровщики морской авиапии лейтенанты
Крестинин, Вириченко тшательно расечи-
тывали боевой маневр, сообразуясь с обета-
новкой в районе цели, и всегда успешно вы-
полняли задания в самых сложных усло-
BAX,

Построение маневра прежде всего зави-
сит от расположения кабины попурмалжа на
самотете-корректировшике. На твухмотор-
ных машинах с  низкорасположенными
крыльями и кабиной штурмана, размещен-
цой в перелней части фюзеляжа, наблюде-
ние за пелью можно вести только в перел-
	ней полуефере под куреовыми углами от
	0 ло 930 градусов правого и левого борта
самолета. Еели кабина штурмана располо-
жена в залней части фюзеляжа; как это
обычно бывает на, одномоторных самолетах,
наблюдатель-корректировшик может про-
осматривать только заднюю полуеферу, от
плоскости до стабилизатора в прелелах кур-
совых углов от 90°” лю 140° обоих бортов
самолета. Таким образом в первом случае
наблюдать за целью можно будет только
при еближении корреклировщика < пелью,
во втором — на отходе от нее.

Боевой опыт артиллерийской авиации по-
казал, что при выходе самолета в точку
визирования цели пгтуфману необходимо на-
блюлать ва веем районом, иначе он может
не увидеть разрывов падающих снарядов
пристрелочного залпа, & следовательно, не
ссущеетвит и корректировку. Поэтому для
обеспечения нормальных условий работы
штурмана точку. визирования надо выби-
рать с таким расчетом и отроить боевой куре
так, чтобы пеленг совпадал с биссектрисой
угла наблюдения (см. ‘рис. 1):
		Рассчитывать боевой курс самолета по
формулам в воздухе трудно, да и расчет по-
требовал бы длительного времени. Поэтому
для этой цели были разработаны и изтотое-
лены простейшие приборы, позволяющие в
течение. 15 сек. расечитываль боевой Куре
самолета в возхухе. На рис. 3 показан та-
кой прибор. Целтулоиловый круг диамет-
ром 150 мм имеет азимутальную шкату. Це-
на деления шкалы 1°, оцифровка через 10°.
В пентре подвижного круга диаметром
		БЛАДИВОСТОК, 16 мая. (По телеграфу
от корр. «Красного Флота»). В бухте Золо-
той Рог состоялись первые в текущем сезо-
не общефлотские гребно-парусные гонки. В
вих участвовало более сорока шлюпок’
гребные полубарказы и катера, шестерки и
четверки. _

Соревнования открыли полубарказы и ка-
тера, вслед за ними вышли на старт и дру-
гие шлюпки. Первый этап гонок быстрее
других закончил полубарказ инженер-лей-
тенанта Селезнева. Среди шестерок лучшее
время в гребных соревнованиях показа-
Ла шлюпка старшего лейтенанта Цымбал,
среди четверок` — шлюпка главного стаф-
шины Корнеева...

Начался второй этап -— гонки под пару-
сами. Погода не блатоприятствовала со-
ревнованиям. По условиям гонок нало бы-
ло обогнуть три бранлвахты. Установив-
шийся штиль помешал выполнить ‘план
гонок до конца, и судейская коллегия пе-
ренесла финиш к брандвахте №: 1, сокра-
тив дистанцию.

В результале гонок общее первое место
присуждено полубарказу инженер-лейтенан-
та Селезнева. Среди шестивесельных ялов
первенствовала шлюпка лейтенанта Тихо-
мирова, среди четверок-—ял главного стар-
шины Корнеева.
	„Шлюпка старшего лейтенанта Цымбал:
	дидировала на веслах и пол

парусами и не-
	сомненно вышла бы победительницей, одна-
ко на, подходе к финишу, идя левым галеом,
она не уступила дороги шлюпке, идущей
правым галеом, и главный судья гонок, снял
ев © соревнований. Рялу шлюпок были сни-
жены обшие показатели из-за штрафных
очков.

На флоте есть все возможности иснользо-
вать летнее время для широкого развития
шлюпочного спорта. Но пока этим делом, к
сожалению. занимаются лишь на отдель-
ных кораблях. Еще имеется стремление
тренировать только призовые команды, He
привлекая к этому лелу мололых матросов.
	НОВЫЙ САНАТОРИЙ
	Несколько дней назад открылась первая
очередь нового санатория Министерства
Вооруженных Сил Союза СОР в Цхалтубо.

Расположенный в живописной местно-
сти, на горе, среди густых садов, санато-
	рий имеет все необходимые  лечебно-
диагностические кабинеты. № услугам
	чазцихея — прекрасные палаты на два,
три и четыре человека.

В новом корпусе уже разместились пеэ-
вые 50 больных, прибывших сюда для
лечения.

+=

Курорт Цхалтубо, получивший широкое
развитие за годы сталинских пятилеток,
‘приобрел широкую мировую известность.
Ежегодно многие тысячи трудящихся на-
шей Родины пользуются исключительны-
ми пелебными свойствами пхалтубских
термально-радоновых источников. Здесь
лечат ревматизм, болезни органов движе-
ния и серлечно-сосулистой системы.

По мнению выдающихся бальнеологов.
цхалтубские источники не имеют себе рав-

величайшей редкостью. Громалное поступ-
ление волы (23 миллиона литров. в сутки)
и ее температура (34—35 градусов) за мно-
гие десятилетия не претерпели никаких
изменений.

Перед войной B  Цхалтубо проходили
нормальный курс лечения от 30 до 40
‘тысяч человек в.гол. Выполнение гене-
рального плана развития курорта позволит
довести цифру одновременно лечащихея до
10 тысяч человек.
	_ Коллективные чтения
	В подразделении капитана Пинкияа ре-
гулярно проводятся коллективные читки га-
зет и журналов, книг советских писателей.

За последнее время состоялись коллек-
тивные читки книг: «Молодая гвардия»
Фадеева, «Они сражались за Родину» Шо-
лохова, «Порт-Артур» Степанова. Сейчае
моряки с увлечением слушают отдельные
главы из записок Козлова «В. крымском
подпольи», повествующие о. самоотвержен-
вой борьбе советских патриотов в тылу у
немцев.

_ Недавно в Подразделении состоялась бе-
седа на тему: «Моя любимая книга», при-
влекшая много молодежи. ZC
. М. ВЕРЕТИН.
	закрепил свой авторитет помощник, что,
будучи широко общественным человеком,
он стал близок команде и любим ею. И он
и сам командир часто выступают на пар-
тийных и комсомольских собраниях, матро-
Chl слышат не только их команды и ука-
зания по боевой подготовке, но и разговор
на общеполитические темы и потому видят
в них истинных  офицеров-воспитателей.
910 стало стилем работы всех командиров
на корабле.

Как поздно ни легли офицеры спать,
встали они вместе со всем экипажем, и по-
недельник начался характерным для тело-
вого корабельного утра мерным шумом.

За полчаса до занятий я постучал в ка-
юту заместителя о. по полити-
ческой части,
	Никто не ответил — в каюте была полу-
tava. Капитан-лейтенант Бабич спал,
	В последние дни заместителя вообще мало
чувствовали на корабле. Капитан-лейтенан-
та назначили сопровождать демобилизован-
ных, и хотя эшелон задерживался нз неиз-
вестный срок и на корабле еще не’ был
определен заместитель капитан-лейтенанта
Бабича, но тот уже чувствовал ‘себя на
колесах. -
	— Меня по существу уже на корабле
нет,-— говорил он.— Я, конечно, физиче-
ски здесь. но вообще я — в эшелоне..,
	№ действительности ето вернуло внезап-
ное посещение эскадренного миноносца
начальником политотдела. За двадцать ми-
нут до начала занятий дежурный доложил
0 приходе капитана 1 ранга. Бабич быст-
ро вскочил, натянул брюки и, веопомнив,
Что не назначен руководитель занятий со
старшинами, побежал в соседнюю каюту.
Там командир минно-торпедной боевой ча-
сти лейтенант Николай Бусарев просматри-
вал подготовленный ночью конспект очеред-
Ной темы. ,
	—= Товарищ Лейтенант, =— задыхаясь
	Вице-адмирал
В. ПЛАТОНОВ
		Мы не имоем особых претензий к спе-
пиальным знаниям выпускников учили.
тем не менее следует высказать нё-
сколько существенных замечаний по вопро-
сам воспитания.
училищах еше слабо прививается
любовь к морю. Весной прошлого года
автор этих строк принимал новое пополне-
ние — офицеров очередного выпуска. Их
оегло познакомили с особенностями Север-
ВОГО морского театра, рассказали о значе-
нии нашего края. Затем офицерам, назна-
ченным нз Белое море, было предложено
пройти ‘ва попутном корабле ‘из Кольского
залива в Архантельек. Для новичков от-
крывалась заманчивая перспектива — из-
учить корабль. побережье, море.

Однако наше любазное предложение
вызвало восторг не у всех прибывших.
Несколько офицеров попросило отправить
их поезлом. Как после выяснилось, эти то-
варищи привезли-с собой солидное коли-
чество вещей, захватили жен и родствен-
ников. Не желая расставаться с ними, они
не испытывали особого желания итти на
корабле. .

Почему-то считается зазорным прямо
сказать курсантам, а затем и начинающим
офицерам, чтобы они не спешили с женить-
бой, не обременяли себя заботами о семье
в первые годы своей службы. Установлено,
что офицер, рано связавттий себя семьей,
иногда тянется к берегу, стремится попасть
на службу в тыл ‘или на малые корабли, с
которых легче можно уволиться на берег.
	Б наших училищах еше недостаточно
воспитывают в характере будущих офице-
ров такие черты, как любовь к службе в
суровых условиях.

Здесь следует пред’явить большие пре-
тензии и к нашей печати. Она пока не
описала красочно и полно всю романтику
суровых окраин нашей Родины, не показа-
ла преимуществ. трудных, открытых, ма-
лоизученных морей по ставнению © дав-
	‚НЫМ-давно освоенными морями.
	В учебных заведениях еще мало уде-
ляется внимания воспитанию нетерпимости
Ко всем и всяким проявлениям неорганизо-
	ванности, расхлябанности. В результате
	приходится наблюдать такие картины.
	Бот становятся два корабля на якорь.
Один с хода остановилея, как вкопанный,
точно на указанном ему месте. Одновре-
менно с отдачей якоря взлетели флаг и
гюйс, камнем пошли гребные суда и тра-
пы, точно взмах крыльев, отвалилиеь
выстрела. Другой корабль проскочил свое
место, пятится назад, на нем не сразу под-
нимают флаг и гюйс, «повахтенно» отва-
ливают выстрела, носом вниз спускают
шлюпку. На первом корабле давно сыгран
отбой, на ‘втором еще копошатся люли,
что-то’ додельгвают. И обидно вилеть отлель-
ных молодых офицеров, равнодушно взи-
рающих на Подобную картину. У них не
вызывает ни восторга первый корабль, ще-
голяющий военно-морской лихостью, ни
досады — второй.

Причина этого прежде всего в. слабости
воспитательной работы в училищах. Поня-
тий, из которых складывается военно-
морская культура, не содержится ни в
одной учебной дисциплине. Эти понятия
должны передаваться устно.
	Приходит на флот группа только Td
выпущенных из учили офицеров. Вее
сни в новой. отглаженной, хорошо при-
	гнанной форме, все гладко причесаны,
чисто ‘выбриты. Спустя. полгода’ ветреча-
ешь где-нибудь двух человек из этой груп-
пы. Один из них какой-то помятый, нече-
саный, давно не бритый, друтой-—чистый,
опрятный, как будто он только что при-
был из училища. У первого ни на что не-
хватает времени, он не может найти хо-
рошего портного, некому накрахмалить
ему воротнички. Второй ни на что не жа-
пуется, у него бодрый: вид, на все хвата-
ет. времени.

Bee это отнюдь не врожденные Kate-
слва, He природные черты характера.
Это — результат школы, плоды воспита-
ния. Эти качества лолжны брать начало еще
	Будни эскадрениою миноносца”
	лейтенантом
	Вл. РУДНЫЙ
<>
	120 мм наклеен силуэт самолета с указа-
телями боевого курса и пелентов. В данном
случае пеленги смещены относительно кур-
ca самолета на 120°. Подвижной круг за-
креплен в центре большого круга винтом.
Такой прибор с успехом может быть изго-
товлен из отходов неллулоида в каждой
авиачасти. Е
	Расчет боевого курса пе данному прибору
очень прост. Определив пеленг по карте,
штурман в зависимости от борта, е которо-
го наблюдает, устанавливает указатель пе-
ленга на соответствующий угол, по указа-
телю курса определяет пе шкале ii
курс самолета и перелает его летчику.
	Тренировка летното состава в опредеде-
нии боевого курса самолета и выхода на
курс проводилась на аэродроме в Н-ской
авиачасти. Одно из зданий условно пряни-
малось за точку визирования цели, & ряд
хорошо видимых ориентиров, расположен-
ных вокруг аэродрома, обозначал услов-
ные цели. Вначале, находясь в классе, эки-
пажи 00 условным точкам визирования
целей прокладывали на картах пеленги. Но
пелентам и курсовым углам рассчитывали
боевые курсы самолетов, используя при-
Gop.
	Вотда штурманы и летчики научились
быстро рассчитывать боевой курс на зем-
ле, им прелоставили возможность трениро-
ваться в выполнении боевого маневра в  в03-
хухе. Контроль за выполнением маневра
проводился с земли. Инструктор, находясь
в точке цели, нелентатором контролировал
лвижение самолетов на боевом курее. Вы-
полнив первое залание, экипажи перешли
к отработке более сложных. Точка визиро-
вания не изменялась, но.цель указывалась
с земли. Получив место пели, штурманы
	  троклалывали пелёнг и рассчитывали 60e-
	вой курс самолета уже-в воздухе. В’ заклю-
чение экипажи выполняли полный расчет
и боевое маневрирование в воздухе. При
этом расечитывались боевой курс самолета,
точка подачи сигнала, «Отонь», Rype сбли-
жения с целью и курс отхода от нее,

Особенно отличились при выполнении
этих учебных заданий штурманы-корректи-
ровшики капитан Жаров и старший лейте-
нант Берединекий, непосредственно прини-
‘Manne участие в изготовлении приборов
ag расчета боевого курса,
	Майор С..ЖАДРИНОКИИ.
	Как, же выбирать боевой куре самолета,
который бы обеспечил выполнение коррек:
тировки?

Графичееки боевой куро самолета-коррек-
тировщика показан на рис. 2, из которого
BUAHO, что основными параметрами для рас-
чета курса являются пеленг и курсовой
угол наблюдения цели. При корректировке
артогня с левото борта самолета боевой
куре равен пеленгу самолет—пель плюс
курсовой угол наблюдения цели. При на-
блюдении цели с правого борта знак ме-
няется на обратный. Формула справедлива
й для расчета’ боевого куреа при располо-
жении кабины штурмана в носовой части
фюзеляжа самолета. _
	“RYPGOBOK УГОП — КУРСОВОЙ УГО
НАБПЮДЕНИЯ ЦЕПИ НИЯБПЮДЕНИЯ ЦЕПИ _
	Рис. 2.
	Для каждого типа самолета-корректиров-
тика курсовой угол наблюдения пели име-
ет CRO величину, зависящую от растоло-
жения кабины штурмана, и определяется на
земле с помошью пелентатора по биссеклри-
се угла наблюдения.
	В №№ 55; 60,61 газеты «Прасный
Флот» были помещены корреспонденции ка-
нитана EH. Камененкого «Письма из партор-
ганизации корабля Н.». Как сообщает за-
меститель командира корабля по политиче-
ской части капитан 3 ранга В. Зуев, опуб-
ликованные в Газете материалы были 06-
сужлены на совещании партийного актива
корабля. Совещание признало факты и вы=
	сказал Бабич, — вам надо срочно провести
занятие со старшинами...

Двадцатитрехлетний офицер, недавний
выпускник военного училища, коммунист и
еше молодой командир, встал и робко спро-
сил: /

— А как же с моей боевой частью?

— Проведет. помощник руководителя.
Вам надо заниматься со -старптинами по
	  теме-—решение. февральского Пленума ЦВ
	ВКП(б). -

— Слушаюсь! — взгляд Бусарева не-
вольно скользнул Ha часы —— оставалось
пятнадцать минут. — Но я тотовилея Е
занятиям на друтую тему, товарищ капи-
тан-лейтенант. По Пленуму я провожу за-
НятияЯ В ПЯТНИЦУ... Е т

— Ничего, справитесь, Начальство на
корабле..:

Бусарев со вздохом сел за стол, чтобы в
оставшиеся четырнадцать минут хоть
как-нибудь подготовить материал.
	Стралиное слово «как-нибудь». Но что
он мог сделать, если тщательно, как сле-
дует подготовленный за ночь конспект
пришлось отложить в сторону. Он пробе-
жал глазами ранее прочитанные постано-
вление Пленума, доклад товарища Андреева,
передовую центральной газеты, — все это
было аккуратно сложено на книжной полке,
но как пособие для следующего занятия, и,
не успев составить даже чернового наброска
темы, пошел проводить занятие.
	Сигнал. «Воманде на ’политзанятия»
прозвучал во-время, секунда в секунду,
й расстроенному Бусареву пришлось по-
спешить в офиперскую  кают-компанию.
Там уже собрались старшины. Туда при-
‚шел и начальник политотдела.

Во второй палубе старший лейтенант
‘Зенин занимался со своими артиллериетами,
На столах лежали карандаши и бумага.
Зенин, как школьный учитель, ходил мв-
	екамейками,

задавал вопросы,

ВЫ-
	По следам выступлений «Красного Флота»
	«Письма из парторганизации корабля Н.>
	BOTH, касающиеся состояния  партийзон
работы, приведенные в корреспонленциях,
правильными. Совещание актива наметило
мероприятия, направленные на, укрепление
внутрипартийной работы и выполнение за-
дач, стоящих перед коммунистами корабля.
Принималются меры к улучшению руковод-
ства партийно-политической работой В под-
ртазлелениях.
	слушивал ответы и изредка удовлетворенне
покручивал черные усики: собеседование
проходило живо. 1
	Олин матрос об’яснял различие между
конституциями, существовавшими в раз-
ные годы в Советеком госуларетве. Другой
дополнял и уточнял его. Трётий в связи
с этим заговорил о жизни рабочих до ре-
волюции, и старший лейтенант процитиро-
вал слова Ленина о внуках,. которые, как
на диковинку будут смотреть на документы
капиталистической эпохи,
	— 90 о нас.с вами, — мягко произ-
нес Зенин, —0 людях нашего возраста
товорил Ильич. И нам, молодым советским
людям, действительно дико вспоминать и
трудно представить ужасную жизнь в ста-
рой России...

В соседней палубе е матросами зани-
малея секретарь партийной организации
главный старшина Васильковский; ‘он
вырос на корабле, был хорошим связиетом,
и в последние месяцы его избрали секре-
тарем. . :
	Васильковского слушали хорошо, изред-
ка залавали вопросы.
	Увлекаясь, главный старшина злоупо-
треблял иностранными терминами, по-
черпнутыми в книгах и на ‘семинарах...
	Когда занятия кончились, я поднялся
наверх в офицерский коридор. Дверь
кают-компании еще была - закрыта:
вестовые нервничали: уже пора было тс-
товить стол к обеду.
	Вогда открылась дверь, вслед за старши-
нами и начальником политотдела вышел
красный и глубоко взволнованный лейте-
Haut  Бусарев. Присутствие  капитага
1 ранга еще более смутило его: кроме
чтения газеты и общих раз’яснений, ра-
зумеется, он слушателям ничего эксирсз-
	(Окончание на 4-й стр.).
		Бусаревым
	не видят за своими словами живой жизни.
Дай человеку возможность работать над со-
бой, не опекай на каждом шагу — тогда
булет действительная польза и для офицера
и для корабля. Дошли слухи о новом распо-
рядкб, свято охраняющем свободные ‘для
самостоятельной работы вечера. Ясно, что
уважаль этот распорядок должны будут
не только на корабле, но и вне его.

Мой сосед по. каюте: лейтенант. Констан-
тин Брюхов, будучи дежурным по кораблю,
вообще не собирался в эту ночь спать.
Он притащил откуда-то огромный «Ундер-
вуд» е большой кареткой и, заложив в не-
го развернутый лист толстого ватмана с
раскрашенным планом и картой какого-то
балтийского порта, одним пальцем терпели-
во выстукивал текст. Он готовился в свое-
му первому самостоятельному плаванию
в качестве штурмана, усердно собирал дан-
ные из лоций, книг, трофейных карт, рас-
сказов опытных мореходов, чужих и лич-
ных наблюлений. Это был кропотливый, но
блатодарный труд‚,— лист за листом штур-
ман создавал своеобразную собственную
лоцию. ` ,

В остальных ваютах в эту ночь кора-
бельные офицеры сидели над брошюрой
Карпинского. составляя конспекты по теме
«Общественное и государственное устрой-
ство (ССР». День новой недели начинался
политической учебой.

Пожалуй; каждый теперь понял, что 0с-
нова всей военной жизни-—это воспитание.
HW без сознательного отношения к своему
труду, к корабельной службе, ко веему,
GTO происходит вокруг — в странеий в ми-
	ре, офицер не может добиться ничего. Тем и
	ская война», и труды по истории корабель-
ной и береговой артиллерии, по торпедному
оружию, по высшей математике; тут и
«Анти-Дюринг» Энгельса, и сочинения Гер-
цена, книги по тактике и. стратегии
иностранных флотов, Лев Толстой, Стендаль,
Достоевский, Пристли, Куприн. Трифон
Григорьевич серьезно поработал, особенно
33 последний год, над книгами Ленина
«Что делать?», «Что такое «друзья народа»
и как они воюют против социал-демокра-
тов?». «Шаг вперед, два шага’ назад»,
«Лве тактики», над книгой Сталина «Mapr-
	сизм и национальный в01ро0с»; он вылисы-
	вабт «Большевик», «Морокой сборник»
«Отонок», досадуя, что на корабль не попа-
дают «толстые»  журналы,— ни одного
номера «Знамени», «Октября», «Нового
мира» или «Звезды» нет на эскадренном
миноноеце, и собранная матросом Быстро-
вым библиотека пополняется теперь только
брошюрами.

Не спали и другие офицеры. How — ca-
мое подходящее для занятий и чтения вре-
мя. Тихо, никто никуда не вызывает, никто
не требует сведений и отчетов, нет ни-
каких совещаний и заседаний, столь Час-
тых теперь в соединении. Есть, в сожале-
нию, люди, которым фраза о «самостоятель-
ной работе офицера над собой» набила oc-
комину: они так часто ее произносят и так
мало вкладывают в нее души, что фраза
становится пустой и никчемной; эти люди