1 maa 1946-r., среда, № 104 (2285)

Много страниц вахтенного журнала пу.
дется испиесать на протяжении похода, [
пучат экипажи кораблей крещение в мл.
	ной океанской купели, увидят и звезды py.
	гого полушария и незнакомые берега. _
В’ разных ‘направлениях разойдутся во.
рабли, разными курсами поведут их yery.
танные командиры. Ho где бы ни Hay.
дился советекий моряк, ‘везде корабль jp.
таетея для него родным. домом, частицу
любимой Отчизны. И под белесым северных
небом и под палящими TYME Tom,
экипаж корабля будет попрежнему дурух-
ным коллективом советеких людей, спали.
	Е ре о. ТС ЩЕ

ных флотской дисциплиной, обладающих
чудесными качествами, воспитанными 1.
	te
	циалистическим обществом.

А какие перспективы совершенетвова.
ния. откроются перед участниками походон
Многие из них выйдут в плавание зелени.
ми новичками, а придут в назначенный
	порт зрелыми, опытными военными мор.
ками, испытавшими многие превратноот,
	ками, испытавшими многие превратно
флотекой службы. Сколько учений мон
провести, сколько вахт придется отетоят
на протяжении похода! Какую обильно
нищу для наблюдений, обобщений, вывод
дадут каждые сутки пребывания в море! He.
возможно предугадать все, что встретите
	на пути кораблей, но можно не сомневать..
	ся. Что впечатлений будет достаточно,
Трудно даже представить, какие ценные
записи занесут офицеры в свои походные.
хнезники.
	Какой моряк ‘не мечтает о дальнем пла:
	вании’ Невольно позавидуешь ‘участникам
этих походов. Но окажем тем, кому в ны.
нелнюю кампанию не придется покинуть
прелельг своего театра:
	— Не грустите. На вашу долю выпадет.
	тоже немало ходовых часов. Беем нашим
кораблям предстоит в этом тоду плавать
больше и дальше. Все штурмама, артили-
	ристы, миноры, инженер-механики, связи- -
сты, все комендоры, машиниеты, ралиеты, <
		сигвальщики получат возможность мот
узнать, многому научиться. Главное в то
чтобы эти возможности полностью исполь.
зовать. Дело за вами.

Весна несет каждому военному моряк
большое плавание. Большое прежде веет
потому, что перед каждым из нае — боль
шие задачи. А хде их репать, как не в №.
ре, в учебных походах? Хорошим моряком,
	стоя у стенки, не станешь, Это старая иети.
	на. Только тот становится настоящим флот.
ским человеком, кто много времени провы
между небом и водой, кто выработал ши.
BLIGKY считать море родной стихией, 4 x-
	рабль — домом. Само собой разумеется, тю
морские качества определяются не пос
	количеством ходовых часов. Можно немз-
10 проплавать и ничему не научиться, Ви
если каждый час в море хо последней: мя:
	Нутки отдан делу, тогда число пройденных
	миль действительно отражает и урок
подготовки. :

С каждым весенним днем все чаще ра
даются‘ нах бухтами авральные звонки к
грохот якорных цепей. Скоро выходы 9:
ночных кораблей сменятся совместныхи т
ходами. Начнутея сложные двусторонние
	учения, включатся в них и звиация. и 6.
	реговая артиллерия, и морская пехота. 5
дут разыгрываться в море «бои» и «сраже-
ния». Стремительно помчатся в атаку приз
крытые дымовой завесой ‘торпедные кзте-
ра. Заскользят из’ глубин торнеды подвод
ных лодок. Затрещат зенитные автоматы;
и басовито загрохочут орудия тлавного ка*
либра.: На Флагманеких ‘командных пунк+
тах адмиралы будут наблюдать воэроспее
мастерство своих воспитанников.

А пока все большее и большее число коз
раблей поднимает пары в котлах. Пожела-
ем же им счастливых походов. И в тж
ственный день первомайского праздника, №
старинному морскому обычаю, поднимем ва-
здравные чары за тех, кто в море сей»,
за тех, кому скоро предстоит выйти в боль
шое плазание.
	хорошая. Температура плюс 50 градус
Красный уголок украсили портретами руко-
водителей партии и правительства и пер
майскими лозунгами. Слушаем Москву, г-
товимся торжественно отметить Первомай
в Атлантическом океане».

Такие радиограммы идут в Балтийско
государственное пароходство со Bcex морей
и океанов.
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Мечта и действительность
	1 мая 1919 года состоялись празднич-
	ные демонстрации. Страна была в огне
гражданской войны, в великом брожении, по
всем просторам распавшейся царской импе-
	рии кипели страсти, —рождающееся новое, .
	еще не всегда оформленное и окрепшее,
сталкивалось со старым на каждом шаху. А
на Красную площадь в Москве, высоко’ по-
днимая вместе с наспех сшитыми красными
знаменами детей, шли колонны демонстран-
тов в выцветпгих гимнастерках, в длинных
пальто с бархатными воротниками, в широ-
ких сапогах, которые кажутся теперь нее-
КольЕо странными.
	Владимир Ильич Ленин выступал в этот
День на площади три раза. В одной из ре-
чей он обрадовал народ сообщением, что по-
лучена телеграмма об освобождении от ин-
тервентов Севастополя. Интервенты не вы-
держали пламени русской революции. Жар
большевистских идей стал воспламенять
уже сердца солдат иностранных войск, и
организаторы интервенции поторопились
Убраться;

В другой речи Ленин сказал, указывая
на детей:

«Внуки наши, как диковинку, будут рас-
сматривать документы и памятники эпохи
жапиталистического строя. С трулом емо-
гут они представить себе, каким образом мо-
гла находиться в частных руках торговля
предметами первой необходимости, как мо-
гли принадлежать фабрики и заводы от-
дельным лицам, как мог один человек экс-
плуатировать другого, как могли существо-
зать люди, не занимавшиеся трудом. До сих
нор, как о сказке, говорили о том, чтб уви-
дят дети наши, но тенерь, товарищи, вы яс-
но видите, что заложенное нами здание со-
циалистического общества — не утопия.
Еще усерднее будут строить это здание на-
ги дети».

В то время в мире не было недостатка, в
людях, которые, глядя на совершавшееся
в молодой Советской республике. кричали:
«Утопия! Мечтатели!». Кричали с бешеной
слюной злобы враги, кричали и мнимые
друзья, пряча в криках гримасу обыватель-
ского испуга.
	Прошло так мало времени с точки зре-
ния исторических измерений. Как измёни-
ось лицо советской земли, наших городов и
сел! Давно ли Дом союзов в Охотном ряду
казался нам гигантом. Теперь он выглядит
пигмеем и робко жмется к выросшему ря-
дом с ним, занявшему весь квартал десяти-
этажному зланию советской стройки.

Но удивительнее всех зданий, заводов, ко-
раблей — человек. До чего изменился чело-
Бек, характер его, представления! Разве уже
не сбылись слова, сказанные Лениным на
Врасной площади 27 лет назад?

В 1934 г. писатели Илья Ильф и Евгений
Петров побывали 3a границей. Они расска-
зывали мне потом о забавном эпизоде, ко-
торый произошел с ними в Вене. Сотрудник
посольства показывал гостям город и зна-
комил их с его достопримечательностями..
Подошли & большому красивому зданию.

— Эт0 дворец Ротшильда, — сказал со-
трудник посольства.

Евгений Петров внимательно осматривал
здание и спросил:

— Так... сейчас здесь что?

— Дворец Ротитяльда.

— ПШонимаю. Да, но сейчае здесь что?

—Я же вам говорю — дворец миллио-
нера Ротшильда...

Петров смутился на миг и тотчас же рас-
хехотался. Он привык: дворец был пареким,
миллионерским, чьим угодно, а сейчас это
общественный музей, или Дом пионеров,
или клуб. Увлекшись осмотром, он забыл,
что находится в другом мире. Конечно,
странно — гигантское здание, полное вся-
кого добра, сотни комнат, и все это — од-
нюму человеку, в то время как...
	После Вены Ильф и Петров приехали в
Париж. Мы гуляли по просторным улицам
центра, по спокойным и роскошным авеню;
расходящимся, как лучи, от площади Зве-
зды, и не без удивления читали у пот’езлов
	Вручение
	и в зеркальных экнах этажей ‘короткие
однотипные об’явления: & оцег («Сдается в.
наем»). Картон об’явлений уже местами по-
желтел, они висели здесь давно, месяцы, мо-
жетбыть, годы. Странно, что никто не снимал
эти пустующие прекрасные квартиры, хотя
мы видели в рабочих предместьях страш-
ную тесноту, а на некоторых парижских ок-
раинах ‘возникли целые городки из полузем-
лянок и хибарок, сколоченных из ящиков и
гнилых фанерных листов,

Советскому человеку трудно представить
себе, как это мыслимо, чтобы сотни отлич-
но оборудованных заводов были загружены.
наполовину или вовсе заперты. на замок, в.
то время как за стенами этих заводов уныло
бродят миллионы безработных в напрасных
поисках работы. Советскому сознанию пред-
ставляется сумасшедшей самая мысль
0’ ‘том, что можно выбрасывать мешки
с пшеницей за борт, в то время как милли-
оны людей недоедают. Но ведь такие факты
бывали B капиталистическом мире. Недо-
едают бедняки, у которых нет денег на по-
вупку хлеба, а пшеница принадлежит капи-
талисту, и, Чтобы поднять цену, ему «вы-
тодно» уменьшить общие запасы пшеницы,
хотя бы уничтожив часть их. Искусство
	  Государственного руководства в такой стра-
	Не заключается подчас в том, чтобы путем
соглатений и отраничений уменьшить по-
	севы и снизить урожай.
	>

М. ЧАРНЫЙ
=

«хай ему» старого колхозника. Сколько си-
лы, спокойного достоинства и уверенности
в себе, в своем народе, в том новом ‘строе
жизни, который этот народ создал. Пусть
	фашистские Розенберги. и их проклятый
райх еще были во всей силе своей отврати-
тельной власти — и старик Корний Тихо-
нович и тетка Марфа знали, всем своим су-
ществом чувствовали, что это временное,
гнилое, дьявольское, что оно раньше или
позже стинет, должно сгинуть и не мо-
жет быть, чтобы не победили наши люди,
тот разумный, человечный и справедливый
строй жизни, который народ создал в ве-
	ликих трудах,
			Весна. Ветер дует с моря и несет уже
не снежную, пыль, .а свежесть открытой
воды. Шегкая рябь пробегает по морской
	поверхности, еще недавно свинцовой, а те-
перь голубой, и, качаясь, проплывают от-
раженные в ней. облака. Пригретые солн-
цем прошлогодние водоросли пахнут иодом.
С криком носятся чайки, стремглав падают
вниз в погоне за сверкнувшей серебряной
ченгуей рыбой, лезут в Воду, предвещая по
старинной моряцкой примете наступление
	хорошей погоды.
	Капитан 3 ранга
Ю ЗЕЛЬВЕНСКИЙ
		Штурмана подклеивают & картам новые
листы, на которых не’ прокладывались в
прошлые годы курсы наших кораблей. При-
‘дется усиленно поработать нашим штурма-
нам, понадобятся им И мореходная астро-
номия, и радионавигация, и умение безопги-
бочно плавать по счиелению. Неизмеримо
расширились районы плавания, на необ’ят-
ных‘ просторах реет ныне советский воен-
но-морской флаг. Подумать только—штур-
мана наших кораблей могут одновременно
определять высоту солнца: один — где-ни-
будь у Новой Земли, другой—в Южной Бал-
тикё, третий — на подходах к Порт-Арту-
ру! Одна эта мысль заставляет усиленно
биться ‘сердца советских военных моряков.

Одни корабли готовятся к походам, дру-
гие уже плавают. Многие корабли после ре-
монта и долгой стоянки проходят испытания
на мерной линии, уничтожают и определяют
девиацию магнитных компасов. Будоражат
винты толщу соленой воды, расстилаются
по поверхности дорожки от кильватерных
	струи.
	А тральщики теперь не застанешь в ба-
зе. Все шире и шире фронт тральных ра-
бот Нрутомимо бозозтят  «пахи  мо-
	ря» один квадрат за другим, чтобы не раз-
давались под днищами кораблей зловещие
взрывы, чтобы не звучали в эфире сигна-
лы бедствия подорванных на минах ®удов.

Сколько миль проходят эти маленькие
корабли? Их лаги оточитывают цифры чуть
ли не. кругосветного плавания. И это не
просто плавание а тяжелые и опасные
боевые походы с тралом за кормой, в не-
прерывном ожидании, что сойдутся буйкя
или сработает подрывной патрон и воплы-
вет на поверхность весеннего моря ‘черный
рогатый imap, таяшщий смерть и тазоуше-
		Оживление царит в гаванях и ‘на рей-
дах. Деловито попыхивая дымком, снуют
портовые буксиры, тащат баржи с топли-
вом, котельной и питьевой водой, с боеза-
пасом.  Похорошели, принарядились в
празднику боевыб корабли. Борта и над-
стройки поблескивают свежей краской. На
линкорах и. крейсерах деревянная палуба
пронесочена до белизны, и резко выделяют-
ся на ней. черные линии просмоленных
пазов. Ослепительно сверкает надраенная
меляшка, и. радуют глаз чистые паруеи-
	новые обвесы. мостиков.
	Ибо тетка Марфа «одвыкла» не только
серпами жати. Она «одвыкла» быть рабы-
ней кого бы то ни было — помещика ли
‘в русской дворянской фуражке, кулака ли
в картузе, а тем более немецкого рабовла-
дельца с арапником в руках. Если в дале-
ких детских воспоминаниях Марфы и co-
хранился мрачный образ помещика, то для
ее детей это поистине «диковинка». Ведь
сто миллионов советских граждан, то-есть
больше половины всего населения Совет-
ского Союза, родились уже в условиях со-
ветского общества, после победы ‘Октябрь-
	ской революции.
	Во не только внешние изменения при-
несла весна на корабли. Она явилась но-
вым этапом. в учебе ‚военных моряков. Зи-
мой сидели. они за чертежами и схемами,
изучали до мельчайшего винтика устрой-
ство оружия и механизмов, ремонтировали
боевую технику. Офицеры треннровались в
кабинетах _ артиллерийской и торпедной
	стрельбы, осваивали правила управления
огнем, разбирали на групповых упражне-
ниях прошедшие операции и предстоящие
походы. Теперь не то.. Все, что узнали мо-
ряки на занятиях, чему. научилиеь на тре-
нировках, надо сейчае применить на прак-
тике.. Надо проверить,-как умеют экипажи
кораблей воплощать свои знания и навыки
в меткие орудийные и торпедные залпы, B
лихие маневры; в безупречное ‘владение
техникой. .

Весеннее море зовет, и корабли готовят-
‘ся выйти. на широкие. просторы. В море, в
плавании — вот где настоящая школа для
флотского человека, вот где могут развер-
нуться полностью его силы ‘и способности,
вот где потребуются ему все. его знания,
все его умение!

Посмотрите на главного ‘боцмана; Rar
ожил он с наступлением весны. Конечно,
он и зимой сне сидел 663 дела: ремонтиро-
вал свое общирное хозяйство, учил моло-
дых марсовых вязать узлы, плести кранцы
и маты, был морским наставником кора-
бельных старшин. Но только теперь наета-
ла пора настоящей боцманской работы.
Нриосанивитись, проходит’он; ‘как хозяин,
по верхней палубе; то там, то здесь слы-
шен его’ окрепитей: голос: “Сердито: отчиты-
вает боцман молодого краснофлотца, кото-
рый по неловкости посадил пятно: на `чи-
стую палубу или обтер рукавом непросох-
шую краску. Снова и снова проверяет
«морекой бог», все ли готово к походам —
крепки ли все звенья якорной цепи, хо-
ропю ли держат стопора, надежны ли тро-
сы. Часто заходит боцман в каюту к по-
мощнику командира посоветоваться: что
еще слелать, чтобы еше лучите выглядел
родной корабль, чтобы быстрей и удобней
было швартоваться. чтобы во время похода
не болталось ничего линтнего на палубе.

Да разве один только боцман полон ожи-
дания предстоящего плавания? Весь эки-
паж, от командира корабля до молодого,
еше не бывавшего ‘в морб краснофлотца,
предчувствует радость момента, когда
взовьетея Ha ‘рейдовом‘ посту ‘желтый фла-
жок «Цобро», когда задрожит палуба от
усилий машин и поползут назад надоевише
за время стоянки берега бухты. И не толв-
KO молодые, но и заслуженные, видавшие
виды офицеры © волнением ожидают 3a-
ступления на первую в этом году ходовую
вахту. }

На офицерских занятиях усиленно шту-
дируют районы предстоящего плавания.
	ЛЕНИНГРАД, 30 апреля. (ТАСС). Topro-
вый порт расцвечен красными флагами.
Балтийские моряки встречают 1 Мая тру-
довыми достижениями. За 25 дней апреля
они выполнили. месячный план.

Десятки судов Балтийского морского па-
роходетва, находящиеся в плавании, нере-
дают по радио А TpHBer Po-
XHHC.
	ней, включая и командиров крупных co-
единений, — никак не предполагали, что
ураганная артиллерийская подготовка бу-
дет проводиться ночью. Когла же она
последовала, ее воздействие было огром-
ным и унчичтожающим. Русская тактика
такова, что никогда не знаешь. в какие
часы русские начнут наступление».

К 12.00 17 апреля на памятных Зеелов-
ских высотах, превращенных в мощный
Узел вражеской обороны, уже развевалея
красный флаг. Таким образом, в первые же
сутки нашего наступления была прорва-
на первая оборонительная полоса врага.
В бой вошли танковые соединения.
	Для обеспечения успешного удара на
главном направлении, для всемерного на-
ращивания сил наше командование пред-
приняло организацию двух вепомотатель-
ных ударов. Первый удар наносился из рай-
она северо-занаднее Бервальде в общем на-.
правлении на Эберсвальде-—Фербелин; вто-
рой удар—с юга; с плацдарма севернее и
южнее Франкфурта-на-Одере в общем на-
Правлении Ha Фуюрстенвальде— Потедам—
Бранденбург.  ”   ‚

Среди немецкого командования царило
смятение. Гитлер и Теббелье распространяли
среди войска и народа крикливые воззвания.

специальном: обращении Гитлер пиеал:
«Мы предвидели этот удар и противопо-
ставили ему усиленный. фронт. Противни-
Ка встречает колоссальная сила артилле-
рии. Наши потери в пехоте пополняются:
бесчисленным количеством новых соедине-
ний сводных формирований и частями
фолькештурма, которые укрепляют фронт».

По мере нашего приближения к Берлину
ожесточение врага все больше и больше
возрастало. В тылу немецкой армии гене-
рала Буссе, прикрывавшей город, формиро-
вались все новые и новые соединения. В
районе северо-восточнее Берлина епешно
формировалась армейская группа Штей-
Hepa, которая предразначалась для удара
	Пройден огромный путь. И то, что было
мечтой; стало’ ежедневной реальностью.
Ленин не отказывался от слова «мечта-
тель». Велячайший ученый энохи. эконо-
	мист, политик, литератор, тщательно соста-
влявший и анализировавший статистиче-
ские таблипы цифр о безлонгадных и одно-
лошадных, о плугах, бункерах и запашни-
ках, он говорил в мечте прекрасными и
сильными словами. «Надо мечтать», — пи-
сал Ленин и сочувственно приводил слова
Писарева 0 TOM, что разные могут быть
мечты. Та мечта, которая не оторвана от
жизни, а, связанная с ней, только обго-
няет «естественный. ход событий», смелая,
яркая, вдохновляющая мечта является ве-
личайшим стимулом творчества во всех об-
	Лластях человеческой деятельности.
	Большевистская мечта о новой жизни, о
социализме отличалась тем, что, увлекая
человечество  широчайшими перспективами
	будущего, она вместе с тем была непоеред-
	ственно СвВяЯзанз © самыми насушными нуж-
	дами настоящего, что это мечта, основан-
ная на законах общественного развития,
мечта, выросшая из. науки. Поэтому она
и стала действительностью.
	Теперь никто в мире не емеет уже иро-
	нически или недоверчиво говорить о «боль-
шевистеких мечтателях». Теперь мир с за-
таенным лыханием жлет: какое еще слово
придет оттула, из этой «страны чудес», из
Советского Союза? Какие он намечает пла-
ны, и каково будет его дальнейшее’ разви-
тие? .

И когда 9 февраля И. В. Сталин сказал,
что партия намерена организовать новый
мощный под’ем народного хозяйства, под-
нять уровень промышленности втрое по
сравнению с довоенным, развить дело куль-
туры так, что советская наука не только
догонит, но и прёвзойдет в ближайшее вре-
мя достижения других стран, мир выслушал
эти слова с почтительным вниманиём.
	Так сказано, так намечено, так будет.
	Первого мая 1946 тода советские. люди
	выйдут на солнечные площади, высоко по-
днимая, как тогда, при ФЛенине, красные
знамена — символ наших немеркнущих
идей, борьбы и побед — и радостно ‚улыбаю-
щихся детей — символ нашего обеспечен-
ного будущего.

- Но, может быть, никогда не было! в серд-
цах наших людей такой: светлой ‚уверенно-
сти в своих силах. такой гордой радости,
как в этот первый Первомай после войны
и нобеды. Каждый знает, что трудностей
будет еще немало, что труда потребуется
еще больше. Но разве мало у нас опыта для
преодоления любых трудностей? И какое же
это счастье трудиться, чтобы создавать,
творить, строить и. достраивать здание, 0
котором говорил. Ленин! .
	Чпонией»
	Новое сознание, социалистическое созна-
ние выросло в советском человеке, как
единственное и воепроникающее  предета-
вление о честной и лостойной жизни чело-
	Beka, hak можно не трудиться? Трудиться
	должны все здоровые. Нлоды труда всех—
на пользу веем. Чем больше в стране будет
	всяких благ, тем лучше будет веем. Эти,
	казалось бы, простые, ясные каждому со-
ветскому школьнику, как слово «мама»,
	BCTCROMY школьнику, как слово «мама»,
истины являются в действительности вели-
чайшими завоеваниями нашего общества.
Именно эти истины и их реализация в
жизни вызывают наибольшее изумление
людей, приезжалощих в нашу страку из
старого мира.
	Новое. социалистическое сознание на-
столько прочно вошло в самое существо
советского человека, что его не могли поко-
лебать и самые мрачные ‘испытания фа-
шистского нашествия. Ёзкую выразитель-
ную в этом смысле сцену находим мы в
новом романе А. Фадеева «Молодая гвар-
Дия».

Партизанский отряд после неравного боя
с немцами, в их глубоком тылу, вынужден
был рассыпаться, и руководитель отряда
Проценко укрылся в хате одной колхоз-
HEILEI,

«— Вакиже ты теперь; — спросил Про-
ценко,— колхозница чи единоличница?

— Колгоспница, вроде як в отпуску,
поки немцы не уйдуть,-— сказала Марфа.—
А немцы считают нас ни за кого. Вею нашу
колгоспну землю вони считають за, германь-
СКИМ... ЯК ВОНО Там -—— райхом? Чи як воно
там, Корний Тихонович?

“= Та райхом, нехай ему! — с усмеш-
кой сказал старик.

— На сходи зачитывали якуюсь-то там
бумагу — як его там, Розенберга, чи як его
там, злодия, Корний Тихонович?

— Та Розенберга ж, хай ему! — отве-
чал Нарежный.

— Ций Розенберг каже, що колись по-
лучим землю у единоличне пользованне, та
не уси, а хто буде добро робити для гер-
маньского райха, и хто буде мати свою худо-
бу, та свий инвентарь. А який же там, ба-
чите, инвентарь, коли вони тгонють нас
колгоспну пшеницу жати серпами, а хлиб
забирають для свого райха. Мы, бабы, вже
одвыкли серпами жати! Выйдемо на поле,
ляжемо пид пшеницу от сонця, та спим...»

Сколько великолепного презрения к вра-
ry в этом  насмешливо-снисходительном.
	медалей «За победу над
	щины образования части. Авиачасть про-
шла суровый и славный путь. Ее летчики
принимали участие в боях у озера Хасан,
на фронтах Отечественной войны и в войне
с империалистической Японией.

Медали вручены также большой. группе
политработников флотилии. В числе получив-
	Спасибо, от всего сердца спасибо героям
минных полей, беззаветным  труженикам,
ликвидирующим последствия вражеского
хозяйничания на морях, очищающим пути-
		По этим шутям идут наши торговые су-
да в далекие заокеанские рейсы. Глубоко
сидят они — их об’емистые трюмы напол-
нены доотказа. И туда и назад движутся
транспорты в полном трузу. Воепнут наши
торговые связи со всеми странами мира. В
самых дальних портах  швартуютеся суда
под алым флагом Советского Союза. Все
больше и больше работы у диспетчеров в
	портах приписки.
	По этим путям выходят в учебные по-
ходы боевые корабли. В расчищенных
тральщиками районах звучат артиллерий-
ские: залны; А вот группа’ эсминцев осва-
ивает правила совместного плавания, ©о-
вершает перестроения, описывает. циркуля-
ции. И радостно командиру чувствовать
под рукой ручку машинного телеграфа, и
особенно четко репетуют рулевые и сит-
нальщики слова команды. Взлетают на
фалах разноцветные флаги. развеваютея на
	ветру, как бы салютуя весне.
	Но не всем напим кораблям маневриро-
вать в ограниченных районах. Это только
начало. Многим предетоят нынешним ле-
том и более далекие походы. Они будут
настоящим испетанием умения и воли,
смелости и морской культуры, ‚ выносливо-
сти и флотской сноровки. Они станут та-
кой школой, какую не заменишь годами
	Выйдут корабли из баз, и надолго скро-
ются за кормой берега родной земли. По-
катятся навстречу темные волны, встре-
тятся на пути и штормы и‘пгтили, прогудят
в снастях ветры всех румбов. Не один ме-
ридиан, не одну параллель пересекут эти
корабли. Тысячи миль насчитают их лаги.
	Под ВСЕМИ ШИРОТАМИ
	Экипаж тенлохода «Вильнюс» благопо-
лучно завершил второй рейс в Нью-Йорк.
Отсюда команда шлет привет трудящимся
города Ленина. Команда парохода «Севан»,
выполняя предмайское обязательство, в
трудных штормовых условиях доставила в
советские порты тысячи тонн ценного
груза. Ро

Команда парохода «Александр Суворов»
радирует: «Пересекли экватор. Погода стоит
	та. Здесь же накоплялись отборные части
немецкой морской пехоты. Город был раз-
бит на восемь секторов обороны, а девятый
сектор. включал в себя центр Берлина,
район рейхстага, имперской канцелярии,
Тиргартен. Штаб обороны Берлина с лихо-
радочной торопливостью организовал на
улицах столицы строительство баррикад,
противотанковых заграждений, завалов,
бетонированных огневых точек.

- Но остановить, тем более отбросить на-
ступавигие советские войска немецкие фа-
шисты были уже не в состоянии.

Спустя два дня после начала генераль-
ного наступления войска двух фронтов —
1-го Белорусского и 1-го Украинского —
начали осуществлять заранее продуман-
ный план гигантского маневра по унич-
тожению основной берлинской группиров-
ки. И уже 21 апреля советские войска
ворвались в северо-восточные пригороды
Берлина. Бой шли также в юго-восточных
и восточных предместьях города. 24 апре-
ля войска 1-го Украинекого фронта совер-
шили стремительный бросок в северо-за-
падном направлении и вышли в район се-
вернее Потедама, тде и произошла знамена-
тельная встреча доблестных войск марша-
лов Жукова и Конева.

К тому времени были уже разгромлены
основные силы немецкой 9-й армии. А
результате маневра гвардейцев генерал-
полковника Чуйкова и танкистов генерал-
полковника Катукова и маршала Рыбалко
остатки этой армии были зажаты в леси-
‚сто-озерном районе юго-восточнее Берлина
и полностью изолированы от немецкой
группировки, окруженной в самом Берли-
не. Эти стремительные маневры обеспечи-
ли 25 апреля завершение второго этапа
Берлинской операции — рассечение основ-
ных сил вражеской группировки на две
части и окружение каждой из них.

1 мая в штаб генерала Чуйкова прибыл
представитель немецкого командования ге-
нерал-нолковник Кребе. Он заговорил о
мире, а немт т еще стпеляли в наптих вон-
	БРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 30 апреля. (По телеграфу `от
корр.  «Нрасного nota»). — Накануне
первомайского праздника многие амурцы
получили медали «За победу над Японией».
В Н-ской авиационной части вручение ме-
далей совпало с празднованием 27-й годов-

тих награды-—майот Пронин, который отпра-
вился в 1941 году на фронт с первым эше-
лоном амурцев и прошел боевой путь от
Москвы до Берлина. Одновременно с ме-
далью «За победу над Японией» т. Пронин
получил награды за освобождение Праги,
Будапешта и за взятие Берлина.

Нов, еще лилась кровь на улицах Берлина,
с чердаков и из подвалов фаустники целиля
в советских людей. Наше командование хо-
рошо знало коварные повадки немцев, Бок
продолжались. Утро 2 мая началось силь-
ной бомбежкой еще сопротивлявитегося в
районе Тиргартена немецкого гарнизона
Шел последний и репгительный турм. На
ша несокрушимая сила заставила немцев
сложить оружие. Берлин капитулировал:
В этот день наши войска взяли в пл
130 тысяч немецких солдат и офицеров
Бесславно закончил свое существование
фашистский Берлин. Падение терманской
столицы означало полный крах нацист
ского государства, его варварского режима;
крах гитлеровского разбойничьего имие-
ризлизма. Падение Берлина вынудило Гер*
манию 8 мая подписать. акт о безоговороч
ной капитуляции всех ee вооруженных
сил — на суше, на море и в воздухе.
	Мы торды и счастливы, что в истор
ческой битве за Берлин посильное участие
принял один из отрядов военно-морских
сил Советского Союза — Краенознаменная
ордена ‚ Ушакова Днепровская. - флотилия,
пронеенгая флаг родного советского флотз
из глубин Родины, от легендарного (та
	линграда, с берегов Волги xo Шпрее, д
	Берлина.
	Советский народ одержал величайшую
победу над злейшим врагом человече-
ства’ — ‘немецким, фашизмом. `Мы выйгра-
ли Берлинскую битву и завоевали победу
потому, что наш советский народ, подняв
шийся по зову своего вождя и учителя
великого Сталина на Отечественную вой-
ну, был воспитан на идеалах парти
Ленина— Сталина, партии, которая вдох-
новляла и вела советских людей к победе

Во имя ‘упрочения нашей великой
победы мы не пожалеем своих сил, бул
всемерно укреплять диециплину и органи-
зованность в наших рядах, повышать
свою боевую выучку, всемерно укреплять
могущество страны: социализма.
	рерлинская битва
		Тод назад пал поверженный Ферлин —
центр германского империализма и фз-
шистекой агрессии: Берлинский гарнизон
2 мая в 15 часов прекратил сопротивле-
ние, сложил оружие и сдался в плен. Над
зданием германского рейхстага’ взвилось
красное знамя. Так закончилось одно из
	самых замечательных сражений войн
всех времен.
Берлинская операция — представляет
	огромный интерес. Изучение ее развития
и триумфального исхода раскрывает пе-
ред нами во всем блеске сталинскую нау-
ку победы. В битве за Берлин Hama co-
ветская стратегия, наше оперативное ис-
кусство и тактика оказалиеь совершеннее,
выше, чем стратегия, оперативное искус-
ство и тактика немцев.

Еще свежи в памяти события недав-
него прошлого. В результате стремитель-
ного зимнего наступления. 1944—1945 гг.
войска 1-го Белорусского и 1-го Украин-
ского фронтов вышли на рубежи рек, Одер
и Нейсе, Это был ошеломляющий для фа-
шистской Германии удар, тем более, что.
войска 1-го Белорусского фронта захвати-
ли плацдарм на западном берегу Одера-у
Кюстрина. Таким образом, наши передо-
вые части очутились всего в 60 километ-
рах от восточных окраин германской ›сто-
лицы. К этому времени союзники прорва-
ли линию. Зигфрида и, не встречая сопро-
тивления, двинулись в глубь Германии.
Уместно, котати, заметить, что удельный
вес неприятельских войск, оставшихся
прикрывать Западный фронт, был крайне
невелик по сравнению с тем, что сосредо-
точил Гитлер на Востоке против нас. На
восток к Одеру и Нейсе немецкое коман-
дование стянуло огромные людские и ма-
териальные силы. Здесь, на Востоке, нем-
ULI еще лелеяли мечту удержать нас, из-
	главной полосы вражеской обороны co-
ставляла две тысячи мин на один километр
фронта. Только перед нашим ударным на-
правлением немцы имели на фронте про-
тяжением в 44 километра 2.220 орудий и
минометов, что давало плотность насыще-
ния 50 стволов на один километр фронта.
Так выглядела оборонительная полоса, не-
посредственно упиравшаяся от Одера и
Нейсе в Берлин. Эту оборону должны бы-
ли сокрунить, смять наши вооруженные.
силы.

Генеральное наступление,  последовав-
mee за усиленными разведками 14 и 15
апреля, началось 16 апреля в 5 часов 30
минут утра. 25 минут длилась эта- гигант-
ская артиллерийская подготовка. 0 ве раз-
махе красноречиво. свидетельствует одна
только цифра. За первый день наступления
мы обрушили на немцев один миллион две-
сти тридцать шесть тысяч снарядов и мин.
По решению маршала Жукова ночная ата-
ка пехоты освещалась колоссальным коли-
чеством прожекторов. Сто четырнадцать
миллиардов свечей буквально  ослепили
противника и осветили путь нашим тан-
кам и пехоте, ринувшимея в образовав-
шуюся брешь. Только за один день настун-
ления наша авиация, завладевшая небом,
произвела около шести с половиной тысяч
самолетовылетов.

Вслед за артиллерийской подготовкой
началась танковая атака. Только на Бер-
линском направлении в ней приняло уча-
стие более 4 тысяч танков при поддержке
22 тысяч стволов артиллерии и миноме-
тов. Этот мощный удар сопровождалея дей-
ствиями 4—5 тысяч самолетов. 06 оше-
ломляющем характере нашего огня сказал
взятый в плен командир 653-й дивизии
«Берлин» подполковник Беркер: «Мы —
	Вице-адмирал
В. ГРИГОРЬЕВ
		нурить в затяжных боях у Одерз, а потом
отбросить назад.

Вспоминаются апрельские дни 1945 то-
да. Одер. Прибрежные земли точно вепа-
ханы гигантскими плугами, изрыты бом-
бами и снарядами.

Здесь готовилось‘ величайшее сражение.
Штабы денно и нощно трудились под ог-
нем неприятельских бомб, снарядов, мин.
Здесь готовились к последнему штурму.
Сюда, на плацдармы советских войск, нем-
цы бросали одну за другой свежие танко-
вые и пехотные дивизии, поддерживаемые
воздушными эскадрами. Иногда за день на-
ши войска отбивали по 20—25 атак. В
таких условиях шло сосредоточение сил,
подтягивание резервов, шла титаническая,
напряженная подготовка ‘к великому
штурму.

16 апреля 1945 года. Этот день вошел
в историю Отечественной войны как на-
чало Берлинской битвы. Немцы лихорадоч-
но готовились к обороне. Глубина немец-
кой обороны, включая укрепления самого
Берлина, достигала 110 километров. Она
состояла из главной полосы обороны, вто-
рой оборонительной полосы, двух проме-
жуточных рубежей тылового оборонитель-
ного рубежа и, непосредственно в черте
города, берлинского укрепленного района.
Первый промежуточный рубеж проходил
на удалении 5—8 километров от этой же
полосы. Весь передний край немецкой обо-
роны был опоясан проволочными заграж-
лениями. Средняя плотность минирования
	я говорю о пемецких офицерах всех степе- во фланг войскам 1-го Белорусекого ®пок-