‚ 5 мая 1946 г., воскресенье, № 106 (2287)
		ый ФЛОТ
	рольшевистская печать—могучее средство. воспитания
к Е.
10 т. о ЖА

10 МИЛЛИАРДОВ.
339 МИЛЛИОНОВ
KH
	сваи писать истории своих кораблея
тастей.
Имена ветеранов североморской печати

HHO связаны с боевой ‘историей Север-
`0 флота.

Вдумчиво и любовно делали газету
	В песне Константина Симонова о воен-
ных корреспондентах, популярной, кстати,
не только в журналистской среде, есть та-
кие лова:
	От Москвы до Бреста

Нет на фронте места,

Где бы не скитались мы в пыли.
С «лейкой» и блокнотом,

А то и < пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.
	Несню эту мы впервые услышали в
1943 году, когда только начинало развер-
тываться на всех фронтах гигантское на-
ступление Красной Армии, закончившееся
хва года спустя штурмом Берлина, и ког-
да еще слишком свежи были в памяти пер-
вые месяцы и годы войны, связанные ©
этими географическими названиями. Если
бы поэт написал эту песню в 1945 году,
то начинаться она должна была бы со слов:
«От Москвы до Берлина», или «От Москвы
до Вены», или «От Москвы до Порт-Арту-
ра», потому что там, где ступала нога бой-
ца Красной Армии, были и военные коррес-
понденты — люди, которые знали и ви-
дели все или почти все и всех, но 0 кото-
рых мало знали те, о ком они писали, о
ком рассказывали они своему народу.

На каких фронтах и флотах, в каких ди-
визиях, на каких аэродромах, в каких во-
енно-мороких базах не встречали затренан-
ных. залатанных, часто пробитых оскол-
	вами корреспондентских «эмок» или «вил-
	лисов»! 6 песне того же Симонова «Весе-
лый репортер» рассказывается о военном
корреснонденте, который «о взятии плап-
	дарма, что ровно в полночь пал, раньнге ко-
	мандарма на полчаса узнал», Это, конечно,
шутливое преувеличение, но и в этом пре-
увеличении есть зерно истины: военным
корреспондентам всегда надо было быть в
курсе событий, не отставать OT стреми-
тельных бросков армий и корпусов, по cBe-
	хим следам наступления врываться в горо-
	да, смотреть, наблюдать, беседовать, запи-
	сывать, надо было самому участвовать в 00-
	ях, чтобы потом точно, правдиво, быстро,
что называется оперативно, рассказать об
этом Ha страницах газеты.
	ить и работать на Севере всегда было
нелегко, — Заполярье никогда не было ку-
рортом, — Ho этот суровый край было за
ro полюбить военному моряку. Научиться

‚ шавать и воевать в условиях Севера, в
полярной пурге и туманах, в осенние и
зимние штормы, в приливных и отливных
течениях Северного океана — это означало
ция моряка приобрести ни с чем не сравни-
уый восино-морской опыт:
` Правда, многим в стране представляется,
что в Западной Арктике, тде находится Се-
верный флот, зимой должны стоять небы-
алые морозы, вроде верхоянских, хотя на
‹«мом деле здесь зимой значительно теплее,
чи в Москве или Ленинграде. 8—16 гра-
дусов но Цельсию-— таковы «холода», обыч-
ные для побережья этого края, согреваемого
лиханием Гольфштрема — великой тепло-
водной реки Атлантического океана. Коль-
ский залив и Мурманский порт благодаря
Гольфитрему не замерзают.

Но тем не менее климат Севера суров.
] в этой суровости есть своя неповторимая
прелесть. Очертания и краски заполярного
пейзажа — находка, праздник для любого
лухожника. Даже. зимой здесь нужны живо-
лицу не только белила. Многоцветные
переливы северного сияния — зрелище со-

` ерщенно фантастическое. А летом, в по-
лаярный день, когда незакатное солние
уруглые сутки стоит над горизонтом, древ-
няя северная земля расцветает небывалыми

› сочетаниями красок. Величавые скалы вы-
(ямя нагромождениями красного и желтого
панита, подернутого зеленью и голубова-
тым серебром мхов,

„.Когда началась война, молодой Север-
ный флот оказался защитником важнейших
мореких коммуникаций СССР, евязызавших
	1 пашу страну с союзниками.
		ее ее Высокая партийноеть в самом прямом
сиий. маневйекий. неонепюий. Ха
	смысле этого слова веегда отличала совет-
ских военных корреспондентов-—и тех, кто
носил партийный билет в кармане на груди,
и тех, кто формально не был членом партии.
Даже в самые тяжалые для нас месяцы
войны военные корреспонденты умели ви-
деть и находить в поведении советских <ол-
дат на поле боя ростки булущей победы:
совершая «вылазки» в различные полки и
дивизии, сталкиваясь с сотнями и тысяча-
ми людей на различных участках фронта,
с генералами; офицерами и рядовыми, они
мотли оценить ту гигантскую силу, которая
зрела в наших армиях, сцементированных
общим. чувством. советского патриотизма. И
вот о том, что они видели, чувствовали и
ошущали в своих фронтовых скитаниях в
ту пору, и надо было рассказать на газет-
ных страницах и рассказать так, чтобы
Bce другие, весь советский нарол почувет-
вовал и ощутил то же самое, чтобы со’ строк
фроятового очерка пахнуло на человека.
заброшенного в далекий тыл-—на Урал, в
Сибирь или’ Талжикистан,—дыханием 0у-
душей победы. В этом и заключался пар-
	тийный долг советских военных koppec-
	пондентов. А о том, как военные корреснон-
		номнит фронтовые очерки Евгения Нетрова,
	В ВО

ЛЕНИНГРАД, 4 мая. (По телефону от
корр. «Красного Флота»). В военно-мореких
учебных заведениях ширско отмечается
День большевистекой печати. Среди кур-
сантов проводятся беселы из истории напей
	партийной преесы. В Высшем военно-мор-
ском ордена Ленина инженерном училице
имени Дзержинекого проведен емотр стен-
ных газет. Лучивими здесь признаны стен-

ts >t сои ЗА
	OZ UE $

Боевой курс» флотские журналисты Лю-
ович, Ковалев и Денин. Одним из актив-
еищих военкоров слыл бессменный редак-
ор стенной газеты и боевых листков на
BOCH подводной лодке бывалый подводник
вардии мичман Кукушкин.

На сухопутном фронте известные всему
лоту снайперы Беднягин, Черномаз, Аба-
юв и Ваксер, артиллеристы Батрин и Je-
елов постоянно выступали в своей газете
‹Североморей» как активные военкоры,
Ани делились боевым опытом, учили моло-
ых бойцов искусству бить врага. Эту га-
ету делал коллектив подлинных энтузиа-
тов во главе < способным редактором и
тоэтом Букиным. Читатели «Северомовца»
чонь любили свою боевую, инициативную
газету. Да и не только читатели. Это была
динственная газета на Северном флоте, в
которой. время от времени сотрудничал
И. Эренбург. р

Хорошо участвовали в войне. и другие
североморские газеты. Накануне Печент-
кой десантной операпии  найпимею газа-

Сегодня в нашей стране отмечается День
большевистской печати. 34 тода назад, 5
мая (22 апреля по старому етилю) 1912 го-
да в Петербурге вышел первый номер газеты
«Правда», созданной В. И. Лениным и И. В.
Сталиным. К 10-летяю «Правды» ЦК РКП(б)
вынес постановление о проведении Дня нар-
тийно-советской печати. который с тех пор
стал традипионйым праздником.

За 1918 — 1946 гг. в Советском Союзе
издано 836 тысяч книг и брошюр общим ти-
ражом в 10 миллиардов 339 миллионов эк-
земпляров.

За минувшие 28 лет издано 650 милли-
онов книг классиков марксизма-ленинизма.
Книга товарища Сталина «0 Великой Ore-
чественной войне Советского Союза» вышу-
щена на 59 языках. Ее тираж — 17 мил-
лионов экземпляров. _

Миллионными тиражами изданы произ-
ведения классиков художественной литера-
туры. Их общий тираж превыптает 1 милли-
ард экземпляров. Произведения Пушкина
выпущены на 72 языках тиражом около
32 милхионов экземпляров. Л. Н. Толетого—
	та «Страж моря» (ее редактором был тогла   На 65 языках тиражом около 25 миллионов
	Я. Бабин) регулярно помешала статьи своих   экземпляров, Горького — на 66. языках в
	лучигих военкоров-—0опытнейших старшин-   количестве около 42 миллионов экземнля-
	гвардейцев. В этих статьях бывалые моря-
ки боцман Семенов, сигнальщик Дейнего,
моторист Котляр, рулевой Воротынов, ко-
мендор Дробот, моторист Беляков делились
с товарищами опытом своих походов.

Пером. и огнем журналисты и военкоры—
североморцы участвовали в защите Совет-
ского Заполярья, в освобождении Печенти
и Соверной Норвегии Многие из них, на-
yap войну беспартийными, закончили ее
коммунистами.

Не все журналисты и военкоры оста-
лись на Севере после войны. Одни
стали тихоокезнцами, другие — балтийца-
ми, третьи ушли на учебу, четвертые де-
мобилизовались. Но где бы они ни находи-
лись сегодня, они попрежнему всем. серл-
цем принадлежат северянам. Да и о них

ров.

Значительными тиражами издаются про:
изведения советских писателей. Читатели
получили миллионы экземпляров книг Алек
сея Толстого, Шолохова, Эренбурга, Симо-
нова, Горбатова,

В 6ССР—около 200 издатетьетв. Четвер-
тую часть всего тиража выпускает крупней-
шее в мире 0б’елинение тосударственных
издательств — ОГИЗ. Более пятидесяти цен”
тральных издательств выпускает техничес-
кую литературу, книги и броппоры по раз-
личным отраслям знаний, авторами KOTO
рых являются выдающиеся деятели совет-
ской науки и техники,

Титература в нашей стране излаетея па
115 языках. Многие народы Советского
Союза, на языках которых большими тира-
	тепло вепоминают на Северном флоте...
Гол назал победоносные советекие вой-
	УР ИТ 25: ЗУ: алии! 9 И

ска ‘уже были в Берлине. Со дня на день   и другие, —не имели до Октябрьской рево-
	люпии своей письменности.

Огромные тиражи газет, издающихея в
надней стране, свидетельствуют о высокой
политической активности трудящихся. 00:
щий разовый тираж всех советских тазет
чоетигал до войны около 38 миллионов эк-
земпляров. Более 25 препентев газет’ пз-
дается на языках нарутов СССР. Теперь
почти в каждом районе имертея своя газета,

_ (ТАСС).
	НОВАЯ ГАЗЕТА
«ПОРТ-АРТУРОВЕЦ»
	ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, +4 мая.
(ТАСС). В Порт-Аотуре ‘началось издание
ежедневной краснофлотской газеты «Порт:
артуровен». Выход первог>. номера, ‘поевя-
пенного 76:летию со дня рождения В. И.
Ленина, явился радостным событием в жиз-
ни краснофлотцев и офицеров.
	Фабрика книги
	ожилатась весть о великой победе, Северс-
морские журналисты и военкопы собрались
	тогда в. Ломе Боенно-Морского Флота на
	свой праздник печати. Во всех их выстун-
лениях о боевом пути, пройденном вместо
с флотом, звучала великая гордость за свое
славное отечество и за родной Северный
флот — возмужавнгий, победивший, вырос-
ший и продолжающий. расти.

— Наше слово было сильным оружием
в годы войны.— говорили в тот вечер ее-
вероморские журналисты и военкоры. —
Мы сохраним это оружие в действии и в
оды мира, Мы приложим все силы, чтобы
помочь нашему флоту крепнуть, расти в
воспитывать новых героев!..

До конца жизни своей останутея благо-
дарны североморские журналисты своему
	флоту за боевую науку, за школу боль-
шезистекого мужества, за крепкую MGDB-
	CK HOY.
а Bop. ЯГЛИНГ.
	рганизации масс
	ноенть
	ляла все его поведение — в  околе перед“
него края, на борту военного корабля. ®
кабине военного самолета, в партизанском
отряде. Конечно, не все вознные корреспон-
денты были храбрецами, не вое они вели
себя в трудные минуты е необходимым
хладнокровием, но всех их об’единяла лю-
бовь к Родине, желание не уронить досто-
инство и честь советского военного журна-
листа. стремление быть достойным своего
нарола.:

Немало журналистских могил осталось
на, победном пути Красной Армии от Сталин-
града до Берлина, немало военных газетчи-
ков пало и в первые голы войны. бражаяев
	в партизанском отряде, погиб военный кор.
	респондент «Комсамольской Нравды» Арка-
дий Гайдар. Тяжело раненые в бою, не жез
лая сдаваться врагу, застрелилиеь коррес-
понденты «Красной Звезды» Алекеандр
Шуэр-и Михаил Розенфельд. Приняв на ее>
	бя командование отрядом моряков, цал в ноз_
	вороссийеком лесанте корреспондент «Врае-
ного Флота» Иван Мирошниченко. Другой
флотский журналист—Алекеандр Мацевич
	погиб в подводном походе. защищая кресть=
янекую семью от бандитов-бандеровцев, сло+
	жил свою голову корреспондент «Браеной
Звезды» Петр Олендер. В воздушном бою,
разделив судьбу летчиков, погибли коррес-
пондент «Красной Звезды» Лесн Вилкомир и
фотокоррестондент «Сталинекого Сокола»
Сурен Вафафьян. Первым из десантняков-
моряков“ спрыгнул с катера на таманский
-берег и ‘погиб в бою корреспондент «Врасч
ного черноморца» Владимир Апошанекий—
человек поразительной отваги и большого
дарования: Шри бомбардировке немцами нол-
тавского аэродрома потиб военный коррес-
пондент «Правды» Петр Лидов, первый из
журналистов рассказавний миллионам 60-
ветских людей о подвиге Зои Космодемьян=
ской, У стен Берлина, на окраине городка
Зеелова, пал`в бою военный корреспондент
ТАСС — Александр Малибапев, человек
редкого обаяния и благородства. Все это
были люди разных национальностей, раз-
ных возрастов. и способностей. но все они
обладали большой и чистой лупюй, личным
и гражданским мужеством. И помнить о них
булут не только их товарищи по работе,
не только те, кто лично сталкивалея с ними
на фронтах, но и сотни тысяч и миллионы
их читателей — советских людей, знавших
и любивших своих военных корреспонден=
тов, следивших и искавших на газетных
страницах их статьи, очерки, корреснон=
ленции.
	Нерелистывая сейчас прошлогодние ROM}
плекты газет и перечитывая те, что писа-
лоеь военными корреспондентами — о bys
дапештеком сражении, о штурме Берлина,
о маньчжурских боях,-—убеждаешься, что
все эти, написанные подчас торопливо и су-
ховато, строки приобретают ныне значение
исторических документов, точных и беспри-
страстных зарисовок, наблюдений, заз
меток 0б операциях на суше, на воде и
в воздухе, о славных советских пехотин-
цах, летчиках, моряках. Быть может, лить
ничтожная доля из того, что создано военз
ными корреслюндентами. войдет в золотой
фонд советской литературы, но наверняка
вев или почти все войдет в историю. Ибо
все это сделано современчиками, свидете=
лями и непосредетвенными участниками
Великой Отечественной войны советекоге
народа — его верными’ сынами и глаша-
	И. БАРУ.
	ИЩАХ

В Высшем военно-морском ордена Ленина
краснознаменном училище имени Фрунзе
подведены итоги конкурса на лучшее про-
изведение молодых поэтов-Бурсантов. Ha
конкурс поступило несколько десятков сти-
хотворений. Первая премия присуждена
курсанту Зацоренко.

6 мая возобновляет свою работу Цент-
ральная военно-морская библиотека.

и ©
		оепные корр

еспто
	Всеволода Вишневского, Вонет. Симонова, в
ком оставила след пламенная публициети-
ка Ильи Эренбурга и Бориса Горбатова, ко-
му довелось: знакомиться в годы войны ©
творчеством советских журналистов—лрав-
дистов, известинцев, представителей ment-
ральных военных газет.
	Советский народ понимал и ценил это
творчество. Летом 1942 года в одной из
центральных газет появился очерк о летчи-
ке Янипком, который в. полете над немен-
кой территорией лишился руки, срезан-
ной начисто осколком снаряда, и тем не ме-
нее не дрогнул, не потерял самообладания
и присутствия духа, но, превозмогая
страшную боль и пилотируя машину одной
рукой, довел ее до цели, сбросил бомбы,
пришел назад на свой аэродром и блестяще
посадил самолет — истекающий кровью, но
сильный духом советский человек, комму-
нист. Через несколько дней в адрес редак-
ции пришло на имя автора письмо из’ дале-
кого Кировабада. Писала девушка-комео-
молка. работница одното ‘из военных заво-
дов. Девушка просила автора передать
Яницкому, что «комсомольцы восхищаются
ето подвигом, его могучей неегибаемой во-
лей», и они знают, что, «имея в рядах
Красной Армии сотни тысяч таких людей,
как Яницкий, советекий народ обязатель-
но разгромит врага и дойдет до Берлина,
хоть сейчас немцы и рвутся к Сталингра-
ду и Кавказу». «Мы будем работать так, как
воюет Яницкий» писала в заключение
‘девушка, Нужно ли говорить о том, как
много радости доставило автору это `пиеь-
мо, какое отромное удовлетворение испытал
он, читая набросанные карандашом на ог-
рызке бумаги искренние, взволнованные
строки.

0 фронтовиках и фронтовых делах нельзя
было хоропю писать по рассказам других.
Нельзя правдиво и ярко написать о под-
водном походе или воздушной атаке, не ис-
пытав ни разу самому, что значит погру-
зиться в море на глубину пятьдесят метров
или подняться в небо нх высоту шесть
тысяч метров. Василию Гроееману потому
так удались его великолепные сталинград-
ские очерки, что он сам провел немало
дней и ночей на сталингралекой земле, на
правом берегу Волги, в тех местах, rie
немцев и. наптих разделяла только пгирина
	городской улицы. Потому так впечатляли.
	читателя страстные очерки Всеволода Виш-
Невского, что он сам. пережил вею ленин-
градекую блокаду от начала до конца и сам
перевихал и перечуветвова.т все то, о чем
	рассказывал со страниц «Иравды» миллио-.
	нам советских людей, Но професвия совет-
ского военного корреспондента — будь ов
признанным писателем или малоизвестным
журналистом — требовала от него не толь-
ко личной -смелости в ее, так сказать, чи-
стом виде. именуемой еще и храбростью и
мужеством, HO и смелоети гражданской,
иначе говоря, умения и способности честно
говорить своему народу о всех трудностях
п слабостях, находить в людях и хорошее,
заслуживающее подражания и примера. и
плохое, достойное всеобщего осуждения ий
порицания. Военный корреспондент должев
был руководетвоватьея в своей работе го-
лосом, велениями своей совести, совести
советского человека, коммуниста, большеви-
ка партийного или непартийного. Эта ео-
	весть и подеказывала ему простые и доход:
чивые слова и выбирала для него самые
важные и нужные темы, и сближала его
C Людьми, 0 Которых он пиеал, и опреле-
	EHHO-MOPCKHA YURI

°ная тазета «За кадры» (редактор курсант
Нетренко). стенная газета «Перископ» (pe-
дактор старшина 2 статьи Шит). Редколле-
гии этих стенгазет сумели об’единить во-
круг себя многочисленный военкоровский
актив. Газеты выходят регулярно, они
весьма интересны ‘по ‘водержанию ‘и отра-
жают наиболее злободневные вопросы кур-
сантской жизни.

© ней нельзя сказать, что она справляется
60 своими задачами,

Ко всему сказанному нужно добавить,
что решающим условием, при котором газе-
та может быть интересной и популярной в
массах краснофлотцев, является ее поето-
янная связь с читателями, привлечение во-
енкоровского актива, опора на этот актив.
Редакции налих ведущих газет «Краеный
Балтийский флот» и «Враеный черномо-
рец» ведут большую воспитательную ра-
боту е военкорамя. Они печатают много кор-
реслюнденций и заметок военкоров, ведут
переписку с авторами, советуют им, как и о
чем писать. Совершенно иначе выглядят те
тазеты. которые оторваны от читателей. Не
	  случайно газета «Красный каепиец» яв-
	лялась скучным ведометвенным листком, &
тому же не вполне грамотным. Жизни, уче-
бы и быта краснофлотцев она не показы-
вала. а целиком заполнялась общими ста-
тьями и перепечатками. Заметки и коррес-
‘понденции военкоров печатались редко. Ре-
дактор газеты не был связан с читателями,
не интересовался их мнением о газете.
	Из печального опыта «Враеного каспий-
ца» можно сделать вывод, что если газету
делают только штатные сотрудники, она
не оправдывает своего назначения. Вели-
кий Ленин учил, что партийный орган `мо-
жет быть живым и жизненным лишь тогда,
когда на пять человек руководящих и по-
стоянно пишущих литераторов будут при-
нимать в нем участие пять тысяч нелите-
раторов. 06 этом ленинском требовании все-
гла нужно помнить нашим редакторам.
	Больнюе значение имеет своевременное
получение газеты читателем. Ошибаются те
редакторы, которые считают, что это яв-
ляется делом только снабженцев. Не еди-
ничны факты, когда газета приходит на ко-
рабли и в части, особенно в отдаленные гар-
низоны, с большим опозданием. Это в значи-
тельной мере обесценивает газету, снижает
ео воспитательное значение.
	В заключение остановимся на вопросах
руководетва краснофлотекой печатью. Пе-
чатным органом соединения руководит лич-
но начальник политотдела. Эту свою 0бя-
SaHHOCTh он не должен никому передове-
рять. Однако не все понимают, что значит
руководить. Известны факты, когха руко-
	ба  ,
		Отряд флотских журналистов на Севере
в ды войны был немногочиеленным. Но
он участвовал во всех боях вместе с фло-
тои И нес потери, как всякое действовав-
ше» подразделение.

На берегу Кольского залива, на морском
кладбище в Кислой губе, под скромным
алым обелиском похоронен поэт-северюмо-
рец--офицер Ярослав Родионов. Его убил
немецкий летчик. Но песни поэта и после
в смерти продолжали разить врага. Они
живут и поныне, и их любят на флоте. Они
остались лучшим памятником лоэту-северо-
морцу.

Цурналисты и писатели в годы войны
ходили в море на подводных лодках и над-
вдных кораблях, летали на бомбежки не-
менких баз, участвовали в боях на сухо-
путье. Они учились у жизни. основательно
понюхали пороху и близко сдружились со
(BOHM героями, о которых пиеали горячо
и любовно, с отличным знанием дела. Они
писали статьи и очерки, стихи и рассказы,
листовки и брошюры. Они сотрудничали в
тазотах флота и во многих газетах cTpa-
ны, знакомя советский народ < подвигами
молодого, мужавшего Северного флота. Они
произганхировали новое в боевом опыте
hoax героев — Сафонова, Шабалина. Кэ-
зышкина, Гаджиева, Лунина, Фисановича,
Леонова и многих других. Они воскрешали
поучительные страницы морской, истории,
напоминая о прошлом северного театра и о
славных традициях русского флота. Онн
учили писать военкоров. Они. помогали ce-
	ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 4 мая. (По те-
леграфу от корр, «Красного Флота»). В
ч3етях и ‘соединениях Тихоокеанского
флота активно готовятся к Дню больщеви-
стокой печати. Среди личного состава ду-
Ду  проведены беселы и доклады о роли и
значении большевистской печати, В каж-
дом соединении состоятся собрания воен-
ROMBGROPO актива. \
	т ИЕЧАЦИ

В главной базе 5 мая проводитея собра-
ние военкоровского актива, на которое
NPMTAAIMTEHS более тысячи человек. Yuacr-
ники собрания заслушают доклад о Дне
большевистской печати, В Доме Военно-
Морского Флота изготовляются стенды:
«Флотекая печать в Великой Отечественной
войне», «Роет печати в СССР», «Печать в
послевоенный период».

ТАНИЯ АОЧИНЕНИЙ р Ц ПЕНИНА

ЛЕНИНГРАД, 4 мая, (ТАСС), На Петро-
градской стороне высятся корпуса старей-
шей в стране типографии «Печатный двор»
имени А, М, Горького.

Ко Дню болынезистской печати коллектив
приходит се крупными достижениями. В ап-
реле оттиск печатных листов доведен до
33 миллионов — на миллион больше’ дово-
енного. Kak’ 4 прежде, типографии поруча-
ются многие важнейшие заказы: $ мая за-
кончено печатание второго и третьего томов
«Истории дипломатии» тиражом во один
миллион экземпляров. Таким же тиражом
отпечатан «Закон о восстановлении и раз-
	витии народного хозяйства СССР на 1946—
	ной, печатание [У издания сочинений   1950 г.г.». Закончено ‘печатание 400 тысяч
В. И. Ленина. В мае типография начнет   экземпляров «Краткого курса истории
	ВК! Кб)».

сдавать первый тираж.
	ВОЗОБНОВЛЕНО ПЕЧАТАНИЕ У

ИЗДАНИЯ СОЧИНЕНИЙ В, И, ЛЕНИНА
	ЛЕНИНГРАД, 4 мая. (ТАСС). В типо-
трафии «Печатный двор» имени А. М. Горь-
кого сеголня возобновлено, прерванное вой-
	А-а:
	Краснофлотские газеты
	В годы Великой Отечественной войны
Храеснофлотекая печать успешно выполнила
свою роль боевого организатора и воопита-
теля краснофлотеких масе. Краснофлотокие
Газеты помогали воинам флота переносить
306 тяготы и лишения военной жизни. Они
воспитывали у краснофлотцев бодрость
	духа, волю к борьбе и уверенность в побе-
Де нашего правого дела; они являлись дея-
тельными помощниками командиров и пПо-
‚ титработников.

Для флотеких журналистов, сотрудников
оедаклий газет, как и для ‘воех советских
воинов, Отечественная война была серьез-
ным боевым испытанием, проверкой их 60е-
вых и моральных качеств, журналист-
Кого мастерства, умения владеть своим
оружиен— пером. Можно с удовлетворением
отметить: что. это. испытание наши журна-
листы выдержали с честью. Они обогали-
лись опытом литературной и организатор-
	‘кой работы в боевых. условиях. научились
проявлять творческую инициативу, настой-
чиво добиваться реальных результатов B
воспитательной деятельности газеты.

Эпи навыки, приобретенные в годы вой-
Мы, оказывают свое благотворное влияние
на содержание газет и сейчас, в послево-
енный период. Ярким подтверждением это-
MY может служить агитационно-пропаган-
Хистская работа краснофлотеких газет в дни
полгомвки к выборам в Верховный Совет
(ССР. Газеты успенно справились с про-
патандой Оталинекой Конституции и Изби-
рательного закона. Они оказывали боль-
Шую помощь командирам и политработни-
кам не только в области агитации и пропа-
танды, но и в организационию-технической
подготовке к выборам.

(ейчас почать Военно-Морских Сил раз-
зертывает пропаганду послевоенной сталин:
ской пятилетки восстановления и развития
_ народного хозяйства СССР. Есть немало
примеров творческой инициативы,’ умелого
подхода к решению этой важной  залачи.
Наряду с опубликованием пропагандист”
ских статей, консультапий и справочных
материалов газеты флотов A флотилий рас-
оказывают читателям о перспективах раз-
вития своей области, своего города, поме-
	нают подборки и целые страницы с расска-} все краснофлотские газеты уже поллостьто
зами отпускников о том, как восстанавли-   отвечают этому требованию? Такае утверж-
вается и развивается народное хозяйство   дение было бы неправильным. У нае еще
	есть газеты соединений, которые не подня-
маются выше уровня информационного ли-
стка. Их атитапионно-пропатанлиетекая и
	Нельзя   Организаторежая роль невысока. В лучшем
	в  случае такие газеты добросовестно инфор-
о  мпруют читателей о положительных и от-

рицательных фактах, называют десятки
  фамилий бойцов. которые работали «чет-
	отлично». Но обобщить, проанализировать
	разрозненные Факты, на основе их выдви-
нуть новый вопрос, сделать поучительные
для краснофлотца выводы такая газе-
та не может.

Флотские будни богаты примерами образ-
цового выполнения воинской присяги, уме-
ния преодолевать любые трудности на пу-
ти к достижению успехов в боевой и поли-
тической подготовке. Какое огромное воспи-
	на их родинх, =

Такую инициативу и активность в pas -
яснений пятилетнего плана нужно прояв-
лять всем краснофлотеким газетам. Нельзя
	пропаганду новой пятилетки превралцать в
кратковреметную кампадию. Этим нужно
заниматься постоянно и каждодневно.

В первомайском приказе товарищ Сталин
указывает: «Вооружённые силы ‘Советского
Союза должны изо дня в лень повышать
уровень своего военного искусства на осно-
ве опыта войны, на основе развития воен-
ной науки и техники».
	Всея деятельность командиров, политра-
	ботников и парторганизаций Военно-М0р-   ово
	ских Сил подчинена сейчае выполнению
этих требований вождя. Нет сейчас более
важного дела, чем обучение и воспитание
vyranaaAmiIariar старшин и офицеров на
	вые ей функции, инструктирует офицеров
и ставит задачи перед ними?

Недопустимо, когда политотдел соедине-
ния использует свою газету каж директив-
ный орган, когда передовые статьи и дру-
тие материалы заполняютея разного рода
«установками» цо здресу командиров, по-
литработников и парторгов. Обязанность
краснофлотской газеты состоит отнюдь нев
TOM, чтобы заставлять других «раз  яенить»
бойцам тот или иной вопросе или «мобили-
зовать» их на решение той или иной за-
	дачи. как это делают газеты «На страже»
и «За родину». Bee ato обязана  красно-
флотская газета делать сама. В. этом ее
основное назначение. ради этого она и из-
дается.

Нельзя безразлично относиться и К тому,
как газета разговаривает со своими чита-
телями. Неправильно, `° например, когла в
ней преобладают директивный тон, язык при-

казов. Не командовать, не приказывать чи-
тателям, а убеждать, раз’яснять, беседо-
вать с ними «по душам» — таким должен
быть стиль массовой краснофлотской газеты.
Популярность, лоходчивость и убеди-
	тельность — важнейшие качества коасно-
	флотской печати. Читатели людят и уважа-
ют газету, если она смело ставит новые
вопросы, подоказанные самой жизнью, по-
следовательно и настойчиво доводит нача-
Toe дело до конца, своевременно. информи-
рует читателей о том, что же практиче-
еки делается по вопросам, поднятым чита-
телями.

Популярность газеты определяется и та-
кими е6 качествами, как безупречная ли-
тературная гпрамотность,. разнообразие пуб-
ликуемых материалов, умелое и любовное
оформление. Однако нужно признать, что
но только в газетах соединений, но и в
ожедневных газетах флотов и флотилий
можно найти плохо отредактированные ма-
териалы, ошибки и опечатки, скверно вы-
полненные иллюстрации. Такая неряпии-
вость снижает авторитет газеты, силу ce
воздействля на краснофлотдев.

Кроме передовой статьи, копреснонденций
и заметок краснофлотец хочет прочесть в
	разное опекунство над ним, когла началь-
ник политотдела сам вычитывает гранки,
правит корректуру, визирует полосы, коро-
че говоря, полностью подменяет редактора.
При таком руководстве ответственный pe-
дактор в лучшем случае превращается в. ли-
тературного правщика. Не по этой ли при-
чине встречаются иногда у нас такие
безынициативные редакторы, которые каж-
дый, даже самый незначительный, вопрос
газетной практики не могут ренгить без «со-
гласования», без доклада начальнику полит-
отдела?

Нельзя обезличивать редактора, снимать с
него ответственноеть за порученное ему де-
ло. Руководить редактором—это отнюдь не
значит заниматься  мелочной опекой, Это
значит, прежде всего, поетоянно ориенти-
ровать редактора, держать его в курсе со-
бытий в. соединении, знакомить с задачами,
воторые предстоит решать личному соста-
ву. кораблей и частей. На основе нланов бое-
вой и политической подготовки и планов
партийно-политической работы редакция газ
заты должна составлять свой план работы.
Редактора нужно привлекать к участию в
учениях, сборах, совещаниях. Необходимо,
чтобы начальник политоргана периодически
анализировал работу газеты, указывал ре-
дактору на нелостатки и упущения, етавил
перед ним новые задачи,

Руководить редакцией — это значит
также постоянно заботиться о материально-
бытовых условиях газетных кадров, 06 их
идейном роете, повьяпении военной гра-
MOTHOCTH и журналистекой квалификации.
Ho весе еще полиигорганы интересуются тем,
как организована учеба в редакции, созданы
ли условия для этого, есть ли литература.

Военно-Морские Силы вступили сейчас в
период напряженной боевой и политической
учебы. Обязанность краснофлотской печати
состоит в TOM, чтобы ити в ноту
с жизнью личного состава, более акливно
помогать командирам и политработникам В
обучении и воспитании краснофлотнцев, в
дальнейшем укреплении воинской‘ дисции-
длины на кораблях и в частях. Залача по-
литорганов состоит сейчас в том, чтобы
лучше, полнее использовать свои печатные
ортаны, всемерно повысить их роль как
центров политической работы в краснофлот-
	ских массах. : :
те Полковник А. ЯРОШ.
	краснофлотцев, старшин и офицеров на
опыте войны, чем хальнейшее укрепление
воинской дисциплины и организованности
на кораблях и в частях.

В решении этих задач большая роль
принадлежит краснофлотеким газетам. Х9-
pollo известно, что газета, издающаяся мас-
совым тиражом, доходит до самых отдален-
ных ба3, ее читают тысячи людей. В рас-
поряжении командиров и политработников
газета является мощным средством воепи-
тания опытных и диециплинированных мо-
ряков, любящих море и флотекую службу,
беззаветно преданных своей социалиетиче-
ской Родине.

Однако нужно признать, что в деле по-
литического, военно-морокого и культурно-
го воспитания военных моряков краено-
флотокая печать еще имеет ряд серьезных
недостатков и упущений. Остановамся на
некоторых из них.

ЦК ВКИ(б) требует всемерно поднимать
поль газет, добиваться того, чтобы они на

тательное воздействие на массы бойцов мо-
гут иметь эти факты, если они своевремен-
но, яркю и интересно описаны газетой!
Опыт передовиков становитея достоянием
тысяч краснофлотцев. Газета воспитывает
У читателей стремление равняться по пе-
реловикам. Но не меньшее воспитательное
значение имеют и материалы, в которых
критикутются нерадивые бойцы, забываю-
щие о своем долге честно и доброеовестно
выполнять требования воинской присяги.
Вритика одного краснофлотца воспитывает
не только одного его, но и ето товарищей.

Краснофлетская газета — массовая га-
зета. Издается она для широких масс крас-
нофлотцев и старшин. Значит, и обращать-
ся она, должна к ним непосредетвенно, за-
душевно беседовать с ними. 08 этом иног-
да забывают наши редакторы, Вот. напри-
мер, каким языком пишутся передовые ста-
ThH в газетах «На страже» (редактор Ре-
заев) и «3a ролину» (редактор Львов):
«Нужно раз’яенить  бойцам..», «Нужно
	fete являлись важнейшими центрами поли-   рассказать краснофлотцам...», «Парторга-   своей газете популярную статью, хороши“

ye oe wufrT mate
	тической работы в массах, средством моби-  низации обязаны мобилизовать личный со-   рассказ, стихотворение, Ффельстон, рецен:
пизации трудящихся на дальнейшее укреп-   став...», ит, д. ит. п. А не сама ли крас-   зию на. книгу, пьесу, кинофильм. q
чение военного и экономического могуще-   нофлотекая газета обязана сделать это?  если газета: не умеет о жизни флота или
	тая ре
ПРИЗА ЗУ ЗЕ
а ЛЕ В ФЕ =

ства нашей Родины. Можно ли сказ
ать, что   Почему
же она берет на себ
я не свойствен- Гстраны рассказать живо и увлекательно, —   водетво ред
актором превращаетея
В 6в0600-