за нашу Советскую Родину!
EY NM OBEIMCKYIO LOOUKY!
			НЫХ СИЛ СОЮЗА ССР)
	Вооружённые Силы Советского Союза—наши Сухопутные
войска, Военно-воздушные силы и Военно-Морской Флот—выполнили
свой долг перед Родиной в Великой Отечественной войне.

Теперь перед нашими Вооружёнными Силами стоит не менее
важная задача — бдительно охранять завоеванный мир и созида-
	тельный труд советского народа, быть надёжной опорой интересов
		Советского Союза.
		ГАЗЕТА ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ
	(ОРГАН МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖКЕН

Министерства
	Г мая 1946 г., вторник
	ЕЕ ЕЕ ЕЕ
	№ 107. (2288)

Сообщение.

то всей стране с огромным под’ емом
продолжается подписка на новый заем
			[ вардейцы — нередовики
	подле
	Поднисываются мастепа lel untae oer
	подводных глубин
	БРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 6 мая. (По толефову ст Hopp.
«Нрасного Флота»). °Аварийно-спасатель-
ный отряд инженер-капитана 2 ранга
Солдатенко был создан на Балтике во вре-
мя войны. Личный состав отряда помогал
в проведении наступательных операций.
Цосле окончания войны отряд начал под’ея
затонувших кораблей. Только за минувший
год он поднял со дна Балтики 53 корабля,
большой док.

С большим воодушевлением ветретили
мастера подводных глубин решение прави-
тельства о выпуске займа. На митинг с05-
рались инженеры, водолазы, мотористы.

Заместитель командира отряда по полит-
Части капитан 2 ранга ВКущенков расска-
зал 00. огромном значении займа для
восстановления народного‘ хозяйства, для
выполнения новой сталинской пятилетки.

Затем выступил инженер-капитаи
2 ранга Солдатенко:

— Если мы хотим, чтобы нана страна
быстро залечила тяжелые раны войны. —
сказал он-— если мы хотим, чтобы наша
жизнь стала краше, культурнее, зажиточ-
нее, то, как один, отдадим взаймы нашему
государству свои сбережения.

Старший лейтенант Ермаков заявляет:

— Наш народ не жалел ничего во вре-
мя войны. чтобы отетоять от врагов Родя-
ну. Наш народ не пожалеет своих сил и
средств и сейчас. чтобы сделать свою Ру-
дину еще более могучей, еще более вели-
чественной. _

Слово попросил краснофлотец Власенко.

— Я скажу кратко. Мои товарища,
стоящие сейчас на вахте — Рыжов, Мон-
сеев, Хализов, Филатов, — поручили ‘мне co-
общить, что они подписываются на трехме-
сячный оклад денежного содержания. Я
подписываюсь на столько же.

С взволнованными речами на митинге
выступили инженер-капитан Комиссаров,
старшина 2 статьи Давылов и другие.

После митинга началась подписка.

Вокоре прибыли представители с кораб-
лей, стоящих в гавани, и доложили о за-
вершении подписки. Командир спасатель-
ното корабля «Вотлин» старший лейтенант
Романов сообщил:

— Личный состав отдал взаймы гост-
	даретву 169 проц. месячного содержания.
	На 151 проц. подписался личный состав
корабля, где командиром лейтенант Вели-
копашко, на 148 проц. — моряки корабия
старшето лейтенанта Никандрова.

Командир спасательного катера № 109
старшина’ 1 статьи Транезов сообщил:

— Личный состав. этого заслуженного
в судопохемных операциях катера подпи-
сался на 170 проц. к месячному окладу.

Приносят радиотрамму. Комавиир спа-
сательного’ корабля «Нептун» капитан
3 ранга Мугула сообщает: «Подписка на
заем закончена, Личный состав поднисал-
ся на 160 проц. к месячному окладу. Про-
должаем выполнять задание».

Через три часа подписка на новый гоеу-
дарственный заем в отряде была закон-
чета.
	КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 6 мая. (По телеграфу от корр. «Нрас-
ного Флота»). Едва радио принеело весть
из Москвы о выпуске Государственного
займа восстановления и развития народного
хозяйства СССР, на балтийских аэродромах
состоялись многолюдные митинги летчиков,
инженеров и техников. младших авиацион-
ных специалистов, офицеров и краенофлот-
цев подразделений тыла. Истребители, ко-
Торыми командует майор Кухаренко, © боль-
шим одобрением встретили выступление
бывалого воздушного бойца капитана Bes-
латнего. :

— Мы ив минувшие годы отдавали
свои сбережения взаймы государству, —
сказал Безлатний. — Эти займы сыграли
большую роль, средства от них шли лля
обеспечения победы в войне. И мы победи-
ли. Не зря, значит. подписывались на заем!
Теперь новые большие задачи стоят перед
страной. Для того чтобы выполнить
сталинский пятилетний план восстановле-
ния и развития народного хозяйства Совет-
ского Союза, нужны новые средства. Мы
дадим эти средства взаймы государству.
Ведь дальнейшее укрепление военного и
экономического могущества любимой 0т-
чизны — кровное наше лело. Пуеть креп-
нет и распветает наша великая Родина!

Последние слова капитана были ветре-
чены шумными аплодисментами. Слово взял
механик самолета сержант Чимодуров.

— Средства нового займа, — оказал
он. — пойдут на восстановление разрущен-
ных войной городов и вел, на постройку но-
вых заводов и фабрик, совхозов и машинно-
тракторных станций, на новые учебные за-
ведения, лома отдыха, санатории, на новую
военную технику для советских вооружен-
ных сил. Нант лолг — отдать взаймы госу-
дарству свои сбережения. Я подписываюсь
на двухмесячный оклад денежного солер-
жания и призываю всех авиапионных спе-
циалистов с честью исполнить свой долг.

Старший лейтенант Бурцев в своем вы-
ступлении сказал:

— Товарищ Сталин в первомайском
приказе отметил. это новый пятилетний
план открывает птирокие перспективы даль-
нейшего экономического и культурного ро-
ста нашей страны. Товарищ Сталин пре-
дупредил нас вместе с тем, что нельзя ни
	финансов СССР
	учении заем восстановления
умму 20 миллиардов рублей
447 миллионов рублей.
	Выпущенный 4 мая 1946 года Государственный за
и развития народного хозяйства СССР на сумму 20 4
размещен к исходу 5 мая на 20 миллиардов 447 Munn
	Подписка на заем продолжается.
	6 мая 15946 года.
	наше кровное дело
	Министр финансов СССР А. ЗВЕРЕВ.
	iM) радио в нашей стране, широкому вне-
прению его в быт, культурную и обще-
ствечную жизнь, в промышаенность и 0бо-
рену. Уже к началу второй сталинской
	Цятилетки Советский Союз занял по общей
	зощности своих радиостанций первое место
в мире. Радио проникло во все. уголки на-
	Я OS OE Е.

щей необ’ятной Родины. @ каждым голом
	растут ряды CCRETCRAX .ралиолюбителей-
	воротковолновиков. Их позывные вместе 6
	Ленинграда,
слышны BO
	голосами станций Москвы.
	Киева, Минска известны и
		Мудрая, дальновидная ‘политика’ нате
	нпартии и правительства, всемерно поощряв-
щих развитие радиопромьииленноети, радио-
	любительства, благотворно ‘сказалась на
	темпах культурного под’ема страны и ee
оборонобпособности. Влагодаря Этому в го-
ды войны Родина могла дать фронту отлич-
ную радиотехнику и аппаратуру. а также
тысячи подготовленных  воинов-связистов.
Через месяц носле начала войны, 23 июля
1941 года, товарищ Сталин отдал специаль-
ный приказ, в котором определил’ роль и
значение радиосвязи в современной войне.
Приказ подчеркивал. что ралио является
	основным и наиболее надежным средством
	связи и боевого управления войсками. _При-
каз требовал под личную ответственность
командиров частей и соединений обеспечить
полное использование радиосредетв для до-
стижения победы над врагом. Радио стало
на фронте неот’емлемой частью организа-
ции и руководетва боем, Героическая работа
радистов, оснащенных отличной техникой,
способетвовала выигрышу ряда сражений
на земле, на море и в воздухе. (0 маспета-
	бах применения радио можно стлить хотя
	бы по тому, что только в операции по ос-
вобождению Белоруссии одновременно уча-
ствовало более 27 тысяч радиостанций раз-
ТИЧНоРО ТИНА.
	В годы войны: советские воины на фрон-
те и работники тыла на заволах, фабриках,
в городах и селах накопили огромный опыт
всестороннего использования ралие для
нужд народного хозяйства, развития науки,
техники, культуры. Этот опыт является
отличной базой для дальнейшего движения
вперед во веех областях применения радио.
Планом послевоенной сталинской пятилетки
предусматривается еше более быстрое раз-
питие нашей  радиопромышленности, еще
более широкая радиобикатия всей страны.

Hama страна является страной передовой
науки, в ней созданы все условия для бы-
строго совертенствования радио, еще бо-
лее массового его поименения во всех o6-
ластях народного хозяйства и культурно-
политической жизни. Устанавливая «День
радио», советское правительство подчеркну-
ло важную роль радио в культурной и по-
литической. жизни населения, в обороне
страны; величайшее’ значение дальнейше-
го его развития.

Советекие ученые, инженеры и техники
‘воздали в годы войны ряд отличных. ори-
	гинальнНыЫх Но конструкции: радиоаиназатов
	и приборов, обогативших оборудование на-
тих предприятий, институтов, лабораторий,
пополнивШших вооружение наших назем-
ных. морских и. воздушных сил, увеличив-
ших их мощь. Задача сейчас состоит в том,
чтобы личный состав вооруженных сил, в
‚ частности флота, в совершенстве освоил эту
технику, научился умело применять ее в
любой обстановке.

Изучая и осваивая ралиотехнику, кото-
рую дает советская промышленность фло-
ту, моряки должны вложить и свою лепту
в развитие науки о радио, в совершенство-
‚вание техники и методов ее использования
для связи, управления морским боем, по-
иска противника и его уничтожения. Нужно
‘всемерно поошрять развитие радиолюби-
‘тельетва. Работая в области радио так же
самоотверженно, как работал когда-то ве-
ликий ученый-патриот А. С. Попов, моря-
ки-специалисты сумеют двинуть далеко
вперед науку о радио, методы использова-
ния его на флоте и тем самым увеличат
мошь налмих военно-морских сил, обороно-
способность и могущество Советского Co-
Ю3а.
	посвященное Дню печатая
	С огромным воодушевлением участники
собрания приняли приветственное письмо
Генералиссимусу Советского Союза
товарищу И. В. Сталину.

В заключение вечера был дан большой
концерт © участием лучших артистических
сил столицы. / (ТАСС).
	связи имени А. С. Попова
	` Коллектив, школы готовится достойно
ознаменовать День радио. В музее откроется
выставка новейших достижений радиотех-
		на минуту забывать ленинские указания—
в мирном трудэ постоянно быть на-чеку,
беречь и крепить вооруженные силы и 060-
роноспособность нашей страны. Вот поче-
MY мы все должны единодушно подписать-
ся на новый заем, чтобы повыенть мощь
родной страны.

Олин за другим выступали на митинге
летчики и авиационные спепиалиеты. Они
говорили о своей готовности подписаться на
новый заем. В заключение слово взял
майор Кухаренко.

— В тяжелые дни войны, — сказал
он, — морские летчики не жалели крови и
самой жизни для достижения победы. Так
требовали интересы Отечества. Сейчас ин-
	тересы государетва требуют, чтобы мы весе
тружно подписались на заем. дали взаймы
	стране дополнительные средетва для ус-
пешного выполнения и ‘перевыполнения
сталинского пятилетнего плзна. Мы дадим
эти средства!

После митинга авиаторы разошлись по
эскадрильям. Началась подписка на. заем.
Она прошла быетро и организованно. В
эскадрилье капитана Безлатнего первыми
подписались на заем летчики-комеомольцы
Сухов, Калешнин, Новиков, Капитонов. Ка-
ждый из них дал взаймы государетву по
127 проц. месячного денежного содержа-
ния. На 135 проц. оклада подпиеался стар-
ший лейтенант Сержанин. В’ другой эскад-
рилье сумму намного выше месячного ок-
лада дали взаймы стране летчики Суремов,
Бурцев, Зданович и другие. На двухмесяч-
ный оклад подписалея  механик-радист
`Бенидзе. На 170 проц. оклада полнисалея
вверхерочник сержант Хмелев. Майор Ку-
харенко подписался на полтора оклада,
старший лейтенант Синятинский-— на 160
проц.

Быстро прошла нодбиска срели младших
авиационных специалистов, больнинство
которых дало взаймы государству от двух
до трех месячных окладов. Организованно
проведена подписка и среди семей военно-
служащих гарнизона.

Через час — полтора подписка на Госу-
дарственный заем восстановления и разви-
тия народного хозяйства CCCP Suiza злееь
в основном закончена. Общая сумма полпие-
ви намного превышает месячный фонд ле-
нежного содержания личного состава части.
	THXOGREAHCRHM ФЛОТ, 6 мая. (По
телэграфу or корр. «Нрасного, Флота»).
Гвардейцы корабля, где командиром капи-
тан-лейтенант Казенный. горячо ветретили
	весть о выпуске нового заима. На митинте. _
	посвященном этому . событию, выступили
		корабля. Воротки и проеты были слова
гвартейцев.
	— Новый заем, —сказал гвардии капи-
тан-лейтенант Казенный. — булет способет< .
	вовать дальнеишему расцвету нашей люби-
мой Родины, повышению .блатосостояния
нашего народа. Модписываюсь на 3.500
рублей.
	Быстунивнтий затем гварлии лейтенант.
Лапшин заявил, что также подписываетея.
	на 3.500 рублей.
	(Сегодня вся Советская’ страна. отмечает
День радио. Народ-герой, народ-победитель
гордостью называет имя своего’ гениаль-
ного сына Александра Степановича. Попова,
авшого миру величайшее изобретение, по-
ожившее начало целому разделу в науке
	п технике. Этим изобретением А. С. Попов

‘ще выше поднял славу своей Родины. сла-
	8) русского народа — народа талантов — и
ставил свое имя в один ряд с именами
мвих корифеев мировой изуки, как Ломо-
сов, Менделеев, Мечников, Сеченов.

` Значение радио, изобретенного русским
меным-новатором, невозможно  переоце-
вить. 0 каждым годом открываются новые
	_ Вазможности применения радио в науке.
	тоунике, медицине, общественной жизни,
‘ыту, военном деле. Радио, как и электри-
ство, стало неот’емлемой принадлежно-
мью жизни культурных народов. Совре-
менный человек не может себе представить
	хизнь без радио. Оно стало важнейшим.
	нежным и быстрым средством связи,   Ч
IVY средством управления механизма.   1
	\и на расстоянии и обнаружения предме-
тов, невидимых из-за дальности не тольк»
простым, но и вооруженным глазом. Родо-
пачальником, всех сложнейших  современ-
ных ‘аппаратов  беспроволочной связи,
правления на расстоянии, телевидения,
локации, пеленгации, приборов для лечения
больных в помошью радиоволн является
«грозоотметчик», созданный А. С. Поповым
в стенах Кронштадтских минных офипер-
ских классов и продемонстрированный им
вервые 51 год назад на заседании Рус-
ского физико-химического общества.

Уже на заре своего развития радио на-
шло практическое применение. Его колы-
белью был флот. На флоте’ оно и было
впервые использовано для благородной це-
Ш спасения рыбаков, оказавшихся HA
ходине, ‘унесенной. от берега в море. Уже
в № ды радио солействовало успененому.
‘Нлтию с камней броненосца «Генерал-ад-
чпрал Апраксин». Оно ‘связало морекие
позты Балтийск^^9’ флота © базами: а затем
	‚Корабли со штабом. Горячий патриот Роди-
	ab, A. G. [ones ¢ помощью’ своих ближай-
ших друзей, при. всемерной поддержке пе-
еловых офицеров флота, лично разработал
вонструкчию корабельной радиостанции и
руководил ее изготовлением в кронштадт-
их мастерских.
‹ Царское правительство не могло понять
и Е поняло значения работ Попова. Ono
16 оказывало изобретателю никакой помо-
щи, Но Попов продолжал работать. дн любил
свою Родину, свой народ и ему посвя-
ТИл своб изобретение, отдал свои силы и
знания. Представители зарубежных фирм
предлагали русскому ученому наилучитие
услвия для работы. Но он отказался.
’—Я русский ° человек, — отвечал
ma предложения иностранцев А. С. По-
108, — И все свои знания. весь свой трул,
№6 свои достижения я имею право отда-
вать только моей Родине... Я горд. тем, что
Рился русоким. И если не современники.
т, может бытв, потомки наши поймут,
поль велика моя преданность нашей Ро-
are и как счастлив я, что не за рубежом.
зв Робсии открыто новое срехетво связи.
’Благодарные советские потомки высоко
ценили подвиг своего великого сботече-
ственника. Они внесли ‘его ‘имя в список
наиболее уважаемых и наиболее  почитае-
мых людей нашей Родины. Они высоко
оденили значение изобретения А. 0. По-
пова и приложили все силы, чтобы завое-
вать ля своой страны славу переховой в
области радио. Уже в 1919 году, несмотря
н4 блокалу и хозяйственную: разруху, тру-
ми советских ученых, инженеров и рабо-
чих, руководимых H поддерживаемых пар-
тией и правительством. начинает  бозда-
ваться советская радиопромышаенность. В
последующие годы, на основе развивающей-
ея отечественной радиопромышленности,
широко радиофицируютея города и села.
Имена и достижения советских ученых ра-
Лиотехников и радиофизиков-—ПТулейкина,
Введенского, Мандельштама, Папалекеи —
(ановятся известны всему миру. Партия
и правительство, лично товарищ Сталин.
уделяют исключительное внимание разви-
	Общемосковекое собрание,
	Вчера, 6 мая, в Колонном зале Дома
союзов состоялось собрание работников га-
31, журналов, издательств и рабкоровского
АКТИВА, Москвы, ‘посвященное Дню печати.

докладом о Дне большевистской печати
выступил” ответотвенный редактор газеты
«Правда» тов. И. Н. Поспелов;
	В Краснознаменной школе
	КРОНШТАДТ, 6 мая. (ТАСС). Колы-
белью радио является Краснознаменная
школа связи имени А. С. Попова, В стенах
Этого: учебного заведения полвека назад
преподавал изобретатель радио А. С. Попов.
Здесь он пришел к своему гениальному OT-
крытию, ;

Кабинеты, в которых работал выдающий-
ся ученый, теперь превращены в музей.
Здесь часто бывают экскурсанты — красно-
флотцы и офицеры, трудящиеся и школьни-
ки города-крепости. Посетители музея по-
долгу задерживаются у первого радиопри-
	емника, названного Поповым «грозоотмет-
	>.
	хх г =
		Слово взял Гевой Советекого Союза reaps
	дии краснофлотец. Моисеенио. Он сказал:

— В жестоких боях за Родину гвардей-
цы веегда были внереди. Впереди они будут
и в подписке на новый. заем. С радостью
отдаю государству четыре месячных оклада.

‘Гвардейцы в своих выступлениях выра-
жали великую любовь к большевистеной
партии, к великому Сталину.

С отромным под’ёмом прошла на колабле
подписка. Она явилась демонстрацией вы=
сокого патриотизма моряков-гвалдейцев,
	Дружно и органузованно
	подрисались па зам
	БРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЮ-
ТИЛИЯ, 6 мзя. (По телеграфу от ново.
«Нрасного Флота»). Была уже полночь. ко-
	гда ралию из Москвы длонеесло на корабль
	весть о выпуске Государственного займа
востановления и развития народного хо-
зяйства CCCP. В кубриках гвардейского
монитора «Свертлов» после радиопередачи
состоялея митинг.

Командир бапени тов. Стадуянец в своем
выступлении заявил:

— Гобударственный, заем — это наше
кровное дело. Мы горячо любим нашу Ро-
Дину и поможем ей залечить раны, нане-
сенные войной. Даю взаймы государству
10 месячных окладов. -

— Я также подписываюсь на 10 окла-
108, —— заявил комендор тов. Алибаев. —
Знаю, что ‘леньги пойдут на. поетройкх но-
вых заволов, на дальнейнтий расцвет хо-
зяйства и культуры всех нанших респуб-
Лик, В том числе моего родного Казахста-
на. Похинитуеь и я на десять окладов.

На 10 окладов подписался также козоо-
метец Козич.

Сверхерочние твардии мичман Дюпин
полнисалея на 3.000 руб,, молодые морякл
Ролодюнн и Иванов дали взаймы государ-
ству 10 окладов.

Перзым закончил оформление подписки
личный состав БЧ-1,

С бетьшим успехом прошла пожтиска на
заем среди офицеров.

Через Час подписка была закончена. На
новый заем подписались все моряки гвар-
хейского корабля.
				колхозники оплачивают облигации нового займа наличными
	40 тысяч рублей — приобрели облигации
нового займа члены сельхозартели «Кол-
лективист», Троицкого района.

В Юрловском районе, Тамбовской обла-
сти, колхозники приобрели облигаций на
685 тысяч рублей, внеся наличными 400
тысяч рублей. Подписка среди колхозников
Токаревского района составила. 750 тысяч
рублей. 300 тысяч рублей от них поступило
наличными. Е
Свыше 200 миллионов рублей наличны-
ми поступило в счет подниеки на новый
заем от колхозников Грузии. Вею свою нол-
писку — 28.108 тысяч рублей — оплати-
ли колхозники Абхазии.
	(ТАСС),
	С каждым днем увеличиваются общая
сумма подписки колхозников и их взносы
в счет оплаты облигаций нового займа.

В Красноларсном крае к исходу дня
4 мая колхозники в счет своей подпиекя
внесли наличными 32.388 тысяч рублей.

В Башкирской АССР колхозники Чекма-
гушевското района, поднисавишиеь на 1.850
тысяч рублей, внесли наличными 612 тысяч
рублей, колхозники Учалинского района
BHECHH наличными 32.388 тысяч рублей.
ит. д.

В Еткульском районе, Челябинской обла-
сти, колхозники подписались на 878 тысяч
рублей и наличными деньгами внесли 324
тысячи рублей. За наличный расчет — на

От грозоотметчика Попова—до радиолокации
	На одном из стендов выставки радио в
Московском политехническом музее под
стеклом бережно хранится величайшая ре-
ликвия русской технической мысли — пер-
вый в мире радиоприемник, собственноруч-
Но ‘изготовленный А. С. Полювым. Гениаль-
ный изобретатель радио назвал этот’ прием-
ник грозоотметчиком, первоначально при-
способив его для регистрации электромаг-
нитвых волн, возникающих при грозовых
разрядах. 24 марта 1896 г. Попов исполь-
зовал грозоотметчих для передачи первой
в мире радиограммы. Передача состоялась
в помещении Цетербургекого университета
На заседании Русского физико-химического
общества. По знаку Попова, его ближай-
щий друг и помошник П. Н. Рыбкин, де-
журивший у передающей станции в ком-
нате. отдаленной от Попова на несколько
сот метров, начал передавать сигналы. В
это же самое мгновение застучал телеграф-
ный аппарат, присоединенный к `приемни-
ку. На телеграфной ленте появились чет-
кие знаки: точки и тире. Так началась
история выдающегося изобретения людей
	земли русской — радиотелеграфа.

Волнующий энизох передачи первой ра-
диограмны запечатлел художник _ Пвикл.
Фотокотия этой картины находится на вы-
ставке; Она оставляет У посетителей неиз-
гладимое впечатление. Художник удачно
изобразил исторический момент, решизвиий
судьбу изобретения великого русского уче-
ного.

Экспонаты, документы и фотографии вы-
ставки подробно рассказывают 06 огроч-
ном труде и настойчивых исканиях Попова.
‚Которые предшествовали изобретению pa-
ДИО.

На фотографии — физический кабинет
электроминной пколы в Кронштадте. Здесь
в 1893 г. начал работать А. (. Попов в ка-
Чостве преподавателя высшей математики,
а затем физики. В школе Попов создал одия
йз лучших в Росии физический кабинет,
‘сам оделал для него приборы, занималея
опытами, неутомимо искал пути созлания
беспроволочного телеграфа. 7 мая 1895 г.
Попов демонстрировал свой грозоотметчие
перед учеными и вокоре приступил к созла-
нию новых, более совершенных аппаратов
беспроволочной связи.

Все работы Попова неразрывно связаны
с флотом. Весной 1897 г. он произволит
первые опыты радиосвязи на мэре. истыты-_
	всв свои достижения я имею право отдавать
только моей Родине... Я торд тем, что ро-
дилея русеким. И ели не совромен-
НИКИ, то, может быть, потомки наши поймут,
сколь велика моя преданность нашей Ро-
Amie, и как счастлив я, что не за рубежом,

ав России открыто новое средство связи».
	Страстное желание ученого—патриота
земли русской ебылось. Потомки Попова —
люди советокой эпохи -— высоко оценили
работу изобретателя радио. Свидетельством
тому являются многочисленные экспонаты
выставки, показывающие развитие радио в
Советоком Союзе.

Перед нами — одна из первых радиоте-
леграфных станций, ностроенная в Ниж-
нем-Новгороде в 1924 г. Строительству
этой станции большое внимание уделял
В. И. Ленин, метко определивтий огромное
значение радио, как «газеты без бумаги и
без расстояний». Станция целиком перене-
conta на выставку. Новейшие радиостанции
CCCP далеко оставили позади‘ этого первен-
па советекого радиовещания. На фотогра-
фиях и макетах изображены мошные ра-
диоцентры, построенные в годы сталин-
ских пятилеток. Теперь радиовещание в
СССР ведется на 70 языках народов стра-
ны и на 28 иностранных языках. Нет та-
кого уголка у нас, где не было бы радио.

Десятки экспонатов рассхазывалт исто-
рию_ массового советского радиоприемника,
прошедшето огромный путь от примитивни-
го детекторного: приемника двадцатых голов
до мощной, наиболее совершенной радиоты
«Москва» выпуска 1946 г. На стендах раз-
мещены образцы сложнейшей радисаппара-
туры, выпускаемой советскими предприя-
тиями. Тут и фототелеграф, и телевизор, и
атпараты для звукозаписи, электронный
музыкальный инетрумент «Экводин», ата-
раты для лечения больных с помощью ра-
диоприборов, приспособления для управае-
ния по радио различными механизмами и
многие другие.

Неоценимо значение радио в военном де-
ле. Натлядным доказательством этого яв-
ляется опыт Великой Отечественной войны...
Ни одна крупная боевая операция не мотла
	зает свои радиостанции на военных корад-
лях. В первые тоды после изобретения раз
диотелограва самой трудной задачей было
увеличение дальности передачи. Попову
приходилось с трудом добиватьея самого
небольшого увеличения дальности. В мар-
те 1897 г. на кронштадтеком рейде была
осуществлена радиопередача на 640 м. Л2-
том того же года, Попов и Рыбкин добились
весьма значительноге успеха. Им улалось
установить радиосвязь между кораблями
«Европа» и «Африка», а также между
«Африкой» и берегом в Транзунде на рае-
стоянии 5 км. В 1898 г. при помощи усо-
вершенствований (создание специального
ключа — манипулятора, модернизация вяб-
ратора и конструкций передающей и прием-
ной станции) Попов связал по радио эскад-
ренный броненосец «Петропавловск» и ка-
тер «Рыбка» в открытом море на расстоя-
	НИИ 11 км.

Шаг за шагом по материалам выставки
посетитель изучает историю самоотвержен-
ного труда А. С. Попова,

В 1900 г. Попов и Рыбкин предложили
организовать спасательные работы при. по-
мощи радио. В исключительно тяжелых
условиях были построены радиостанция на
островах Гогланд и Кутсала, и таким обра-
зом работы спасательных команд были
обостечены фалиосвязью на расстояния
44 км. С помощью радио были спасэвы
рыбаки, попавшие в беду. 7

Русский народ с болышим  уваже-
нием отнесся к трудам своего выдающегося
изобретателя, и, пожалуй, самой высокой
натралой при жизни Попова были для Алек-
сандра Отепавовича не похвальные грамо-
ты и почетные дипломы, а простые, заду-
шевные слова адмирала Макарова. В caoem
письме к Попову Макаров горячо блатода-
рил изобретателя радио за его «...непрерыв-
ные труды по применению телеграфирова-
ния без проводов на судах флота» и.от ду-
ши поздравил Попова © большими успеха-
Ma в ого работе. Сотни поздравительных
писем шли к Попову со всех концов Рос-
сии и из-3а ее пределов.

«Я русский человек. — говорил А: С. П5-
ПВ —— И в6е сточ знания, весь CBO Thy,
	быть проведена без четко налаженной ра-
диосвязи. Tpyrammecsd советского тыла
обеспечили воинов сталинских вооружен-
ных ил самой новейшей вовнной ралию-
аппаратурой. Образцы es представлены
на стендах выставки. Здесь рации для тан-
ков, самолетов, артиллерии, стрелковых
частей. Вот радиополукомнас-отметчик. Он
устанавливается на самолете и служит
для вождения и посадки самолетов в самых
сложных метеорологических условиях.

Последним словом современной радиотех-
ники является радиолокация — обнаруже-
ние невидимых тлазом предметов © помо-
щью радио. На выставке находится лейст-
вующий макет прибора для обнаружения
самолетов. Прибор определяет координаты
самолета, положение его в пространстве,
дальность, контуры его очертаний.

Вся эта богатая, разнообразная рахио-
технака сыграла немалую роль в победе
советского оружия. Рядом ¢ образцами
боевой техники-—портреты славных совот-
ских радистов, в совершенстве овладевших
техникой, по-гвардейски громивииих врага.
Мы видим фотографии Героев Советского
Союза радистов Кравцова, Харитолекина,
Медведева, Солдатенкова и других прослав-
ленных воинов. Среди учаетников боев бы-
IO MHOTO воснитанников радиолюбитель-
ских клубов страны. Питомен Московекого
дома. радио сержант Родионов за боевые
‘успехи награжден двумя орденами и но-
окольвими медалями. Воспитанница Ива-
HOBCKOH школы связи Аня Горькова рабь-
тала радисткой в партизанском отряде, на-
граждена орденами Отечественной войны,
Врасной Звезды, медалью «Партизану (те-
чественной войны» 1-й степени. Сотни ты-
вяч боевых радистов отважно сражались за
любимую Отчизну. Кровью своей, героиче-
ским воинским трудом они доказали велн-
кую преданность нашей Родине. В мину-
ты самых тяжелых боев, когда исход ера-
жения решала бесперебойная связь, воен-
ные радисты с благодарностью вопоминали
имя изобретателя радио — А. С. Попова,
великого русского патриота.

С тортостью произносит советский на-
род это имя и теперь, в эпоху мирного
строительства, когда радио все шире м ши-
ре входит в нашу жизнь, помогая нам 69=
здать свое прекрасное будущее, i
		НА ВЫСТАВКЕ В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
ВЕ
	 В. Кронштадте проживает помощник А. С.
Попова — ИП. Н. Рыбкин, с которым вели-
кий изобретатель 50 лет назад проводил
свои первые опыты по беспроволочному те:
	леграфу.

В День радио в школе состоится торже-
ственное собрание личного состава, посвя-

щенное памяти великого русского изобрета-
теля.