” мая 1946 г., вторник, № 107 (2288 ”
	——_—

ВОЕННЫЕ МОРЯКИ! УСЛЕХАМИ В БОЕВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ
УЧЕБЕ OTBETHM HA ПРИКАЗ ВЕЛИКОГО СТАЛИНА: —

М egy
	Непрерывно изучать
опыт войны
	Тлубокой ночью под 1 Мая из приемни-
ка раздались знакомые звуки позывных...
Началась передача первомайского приказа
Министра Вооруженных Сил СССР Генера-
лиссимуса Советского Союза товарища
Сталина. В приказе подводится итог наше-
го боевого пути, ставятся исторические,
предельно ясные задачи перед стражой, пе-
ред вооруженными силами Советского Cow-
за: «Вооруженные силы Советского Союза
должны изо дня в день повышать уровень
своего военного искусетва на основе опыта
войны, на основе развития военной науки
и техники»,

Это важнейшее требование вождя будет
претворено в жизнь. Приказ № 7 Генера-
лиссимуса Сталина будет выполнен с че-
стью, так же как были выполнены и теё за-
дачи, что ставились ранее нашим вождем.
Хочемя отлично выполнить приказ
‘товарища Сталина, чтобы каждый из на»
неустанно повышал нашу босвую мощь,
добиваясь совершенствования тех или иных
порученных ему боевых средств.

Одной из таких конкретных задач яв-
ляетея широкое и умелое использование
кораблями флота средств дымовой маски-
розки. Великая Отечественная война пока-
зала ценность этих «редетв при проведении
самых разнообразных операций  (десант-
ных, прорыва укрепленных районов про-
тивника. форсирования водных преград
ит. п.). Мы не должны ограничиваться
изучением опыта наших военно-моревих
CHA, мы обязаны изучать также опыт при:
менсния дымов в операциях других флотов,
учитывать развитне новых технических
средств, нриемов их использования и мето-
дов борьбы с ними.

Оботатать наш советский арсенал во
всех звеньях— 6низу доверху; на любом 00-
евом посту, который тебе доверен  наро-
дом, —такова нала задача в выполнении
приказа Министра Вооруженных Сил, на-
тиеёго любимого товаряща Статина.

Капитан 1 ранга П. ПЕТРЕНКО,

Очистим море
	от вражеских мин
	Н-СВАЯ БАЗА, 6 мая. (По телеграфу
от корр. «Нрасного Флота»), Личный  с0-
став ордена Ушакова соединения траления
горячо ветретил приказ товарища Сталина.
Военные моряки орленоносного соединения
в огромным вниманием читали каждое сло-
во приказа вождя. Приказ товарища
Сталина вдохновляет моряков на новые
успехи в боевой и политической подго-
TOBRA.

Младший лейтенант Романов заявил:

— От нас и наших тральщиков во мно-
гом зависит выполнение заданий пятилет-
i возложенных на южные районы стра-

. Новый план предусматривает значин-
ТЫ увеличение мореких перововок. Вот
почему траление является важной государ-
ственной задачей,

Млалитий лейтезант Романов рассказал
молодым краснофлотцам 0б огромной рабо-
те, проделанной тральшиками. В заключе-
ние он сказал:

— Перед нами поставлена сложная 3а-
дача: полностью очистить моря от враже-
СКИХ МИН.
	Неустонно повышать
	боевое мастерство
	ЧЕРНОМОРСКИИ ФЛОТ, 6 мая. (По теле-
графу). Личный состав линейного корабля
«Севастополь» с исключительным под’емом
встретил первомайский приказ товарища
Сталина. Чувством гордости наполнили мо-
ряков слова вождя о том, что вооруженные
силы Советского Созоза — сухопутные вой-
ска, авиация и военно-морской флот—вы-
полнили свой долг перед Родиной в Великой
Отечественной войне. На призыв вождя к
советеким воинам бдительно охранять за-
воеванный мир и созидательный труд’ co-
ветского народа личный состав корабля дал
клятву повысить свое боевое мастерство,
быть ваегда в готовности выполнить при-
каз Ролины.

Напряженно овладевают моряки «Севаето-
поля» еложной боевой техникой. Командир
линейного корабля об’явил благодарность
за отличную боевую и политическую подго-
товку офиперам Кубышкину и Оконенко,
старитинам Елушу, Ляшко, Рябен.

Сейчас личный: состав  «Обевастополя»
глубоко изучает  первомайский приказ
товарища Сталина. Воодушевленные слова-
ми вождя, моряки Краснознаменного линей-
ного корабля добираются дальнейнтего по-
выения боевой готовности.
	Старший лейтенант
А. РОМАНОВ.

Боевая программа действий
	ЕРАСНОЗНАМЕННАЯ ДНЕНРОБОЬАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 6 мая. (По. телеграфу ‘от корр.
«Красного Флота»). Корабли  Краснозна-
менной ордена Ушакова Днепровской фло-
THIN свытие года назад пришли сода ©
боями. На боевых позициях их застал при-
каз Верховного- Главнокомандующего, в03-
вестивший о конце войны.
	Сейчае здесь в первомайскую ночь дне-
провцы слушали по радио слова приказа
Министра Вооруженных Сил товарища
Сталина. Мудрые сталинские слова вызвали
у моряков большой под’ем. В частях прохо-
тят митинги, коллективные читки  при-
каза.
	Митинг состоялся в Н-ском соединении
речных кораблей. Капитан % ранга Завер-
	- вин в своем выступлении говорил 00 исто-
` ричееком значении сталинского приказа
	‚ ДЛЯ дальнейшего экономического под ‘ема ни
‚ укрепления военного могущества mantel
	страны.
— Наш министр, — сказал тов. За-
вернин, — напомнил COBETCKOMY народу
	‚ и его вооруженным силам 0 происках Me-
жлунатотной реакции, вынашивающей пла-

ны третьей мировой войны. Мы, моряки-
хнепровны, ив этого указания товарища
Сталина должны сделать соответствующие
выводы. Сейчае началась летняя боевая
	_ учеба. На всех кораблях подняты вымпела.
Мы лолжны © наилучшими результатами
	использовать каждый час учений, неустан-
но повышать военную культуру и MacTep-
	ство на основе богатейшего опыта Великой
` Отечественной войны.

На трибуне. лейтенант Панин.
— Чегыре прошлых Первомая, — ска-

ne
	У самолетов и на командных пунктах,
на полигонах и в тирах летчики, техни-
ки, стрелки, радисты с огромным вобдушев-
лением слушали приказ Министра Воору-
женных Сил Союза СОР Генералиесимуса
Советского Союза товарища Сталина. Читая
проникновенные слова вождя, ветераны
войны вопоминают свой боевой путь, рас-
сказывают молодым летчикам о битвах за
Родину, которые они вели над Cepacroro-
	лем, Одессой, Констанцей, Варной.
	— Приказ натего полководца товарища
	Сталина, — сказал Герой Советекого Сою-
	Ba гвардии капитан Волотривов, — являет-
`ея изумительным анализом пройденного на-
	ми боевого пути и боевой программой даль-
нейшего роста могущества нашей Родины.
	у спешно выполнить указания великого
	Выполним указания
	Тод тому назад, в первомансвие дни,
вворонная мне гвардейская артиллерийская
часть громила немецко-фашиетских захват-
чиков в их еобетвенном логове. Это были
	заключительные, решающие. бои за свободу
	и независимость нашей Отчизны. ._
	В жестоких боях с врагом советский на-
рол отетоял звою свободу, добилея полной
	‘победы нал врагом. Отрана ееичае приету-
	пила & восетановлению народного хозяй-
ства, в дальнейшему его под’ему. Чтобы
сохранить мирный труд, тарантировать на-
my Родину or случайностей, товарищ
Сталин в свеч первомайском праказе тре-
буст коопить боевую мошь вооруженных
сил. Нет для нас более важной и почетной
	Министр Вооруженных Сил Союза COP
Генералиссимус товарищ Сталин в приказе
от 1 мая 1946 гола поставил перед воору-
женными силами налией страны задачу —
бдительно охранять завоеванный мир и <о-
зидательный труд советекого народа, быть
надежной опорой интересов Советского
Союза.

Этот приказ для всего советекого наро-
да ив первую. очередь для личного соста-
ва вооруженных сил служит программой
действий в период мирного социалиетиче-
ского строительства.

Кажлому патриоту нашей Рохины из пер-
вомайского приказа товарища Сталина <та-
новится совершенно ясно, насколько важ-
не быть блительным и не забывать о проис-
ках международной реакций.

Моряки-гидрографы, как и весь нали ©0-
ветекий народ. не могут забыть глубоко за-
	apie B HX сердца слова приказа
товарища Сталина, в которых выражен его
призыв == помнить Указания великого
	Ленина о том, что, перейдя к мирному тру-
LY, нужно постоянно быть на-чеку, беречь,

‚ Собрание партийного актива Н-ского co-
единения Черноморекото, флота с большим
вниманием  заслушало доклад депутата
Верховного Совета CCCP адмирала Or-
чябрьского 06 итогах сессии Верховного
Совета СССР. Переполненный зрительный
зал горячо аплодировал, когда депутат го-
ворил о нашей могучей партии, о вдохнови-
теле и организаторе всех наших побед—
великом Сталине.

После доклада развернулись оживленные
прения.

Заместитель начальника политотдела

Н-ского соединенюя капитан 3 ранга Ко-
тезниченко поделилея опытом пропаганды
пятилетнего плана среди офицеров, стар-
шин и краснофлотцев.
„Для воръезного и глубокого раз’яенения
Закона о пятилетнем плане нужно обла-
дать широким кругозором, хорошо разби-
раться в вопросах экономики. Это тем более
необходимо, что сейчас ЛИЧНЫЙ состав
пред’ являет повышенные требования к ©0-
- дхержанию бесед. Политотделы должны Op-
танизовать цикл лекций по узловым во-
прозам пятилетнего плана, выделить ДлЯ
этого квалифицированных докладчиков,
«коноультантов. 06 этом говорили многие
участники прений.
	ДНЕПРОВСВАЯ   зал он, — мы елышали приказ товарища
	Сталина на огневых позициях. И точно так
же, как в те незабываемые годы, Когда
наш вождь и великий полководец указы-
вал нам путь к победе, так и сейчас, в
первом году мирного созилательного труда,
товарищ Сталин указывает нам верный
путь к решению новых и почетных задач.
Я делаю для еобя из этого определенный
вывод: чтобы не отетать, надо настойчиво
учиться военному мастерству, постоянно
обучать своих подчиненных, укреплять
пнепинлину и организованность.
	На первомайский приказ вождя боевыми
хелами отвечают моряки Краснознаменного
Лунинецкого соединения речных кораблей.
Они хорошо начали летаюю кампанию.
О сдали первые задачи по стрель-
aM. ;
	Митинг, состоявшийся в гвардейской ча-
сти бронекатерюв, прошел под лозунгом
дальнейшего улучшения боевой и полити-
ческой учебы. Калитан-лейтенант Юрутец-
кий сказал: г

— Гений товарища Сталина спас нашу
Родину от разорения и гибели. Слово вождя
зовет нас сейчас к новым победам. Or
имени гвардейцев я клянусь, что звание
сталинской гвардии, которое мы завоевали
в боях, мы отравдаем в дни напряженной
боевой учебы.

С горячимн речами выступили отаритина
1 статьи Журавель, главный  старитина
Петров и другие тозарищи.

В частях и на кораблях флотилии идет
тлубокое изучение приказа Министра Во-
оруженных Сил Генералиосимус»ь  Совет-
ского Союза товарища Сталина.
	Сталина — это значит еще больше совер-
пенетвовать свое боевое мастерство, надеж-
но оберегать мирный труд трудящихся Co-
ветекого Союза.

С чувством 060бото воодушевления и
под’емом восприняли приказ товарища
Сталина морские летчики частей офицеров
Крученых и Агафонова. Агитаторы прово-
хят громкие читки приказа вождя среди
летного и технического состава. Черномор-
ские летчики, воодущеваенные словами
вождя, етремятея еще лучше выполнить
залачи учебно-боевой подготовки.
	В` кубриках и на бтарте вывешены га-
зеты с текетом приказа товарища Сталина.
	а Напитан Ф. ДМИТРИЕВ.
Черноморский флот. (По телеграфу).
	товариша Сталина
	Stat, чем въытолнение требования вождя.
	T ope PEM Сталин указал ясный путь для
дальнейшего соверпенствования своих зна-
ний. Это — освоение многогранного опыта
войны, улучтиевие методов и качества бое-
рой учебы. Нални тварлейцы заявляют, что
с чеслью выполнят указания товарища
Сталина.

За минувитий годомы провели ряд <ов-
местных учений, игр, упражнений. Офице-
ры находят в них большие возможности для
приложения своих знаний и опыта, накоп-
ленных во время войны. Выполняя указа-
ния вожия, мы и впредь будем умножать
успехи в боевой учебе личного состава.
	Гвардии майор А. ОШЕВЕРОВ.
	как зенипу ока, вооруженные силы и 000ро-
носпособноеть нашей страны.

Эти слова обязывают офицеров, краено-
флотцев и вольнонаемный ©оетав Гидро-
трафии ВМС не покладая рук, с величай-
шим упорством и энергией повышать уро-
вень своих специальных знаний и военного
мастерства. Моряки-гидрографы обладают
большим опытом гидрографического обеспе-
чения боевых операций флота и своевремен-
ной, бесперебойной подачи необходимых
для этого материальных и технических
средств. Этим опытом обогатила их Вели-
кая Отёчественная война.
	Умелов и полноценное использование
боевого опыта — важнейшая задача моря-
ков-гилрографов, дело их чести, Без этого
не может быть и речи об успешном и BCe-
стороннем выполнении первочайского при-
каза товарища Сталина. Моряки-гитрогра-
фы будут неустанно бороться за образповое
осуществление требований нолцего велико-
ГО ВОЖДЯ.
		питан 9 ранга П. ТЮНЬНОВ.

На страже мирного труда
	(Советские подводники
	течествениой войне’

_
Контр-адмирал
А. ТОМАШЕВИЧ

=>
	флот на Кронштадт и Ленинград. Выход над-
водных кораблей в Балтийское море через
узкий, длинный и обильно засоренный ми-
нами Финский залив был практически не-
возможен. Наша морская авиация, привяе-
ченная к выполнению задач главным обра-
зом на сухопутном направлении, также в
сущности была лишена возможности дей-
ствовать на коммуникациях  противпика.
Таким образом, до 1943 года единственным
родом морских сил, которые могли быть
использованы для борьбы с перевозками
противника на Балтийском море, являлись
полволные лодки.
	На Черном море в первый период войны,
когда воздушные силы и надводные кораб-
ли главным обравом содействовали в0й-
скам Красной Армии, оперировавшим в
районе побережья, подводные лодки так-
же являлись единственным фодом  мор-
ских сил, направленным на борьбу е мор-
скими перевозками противника. Хотя в
снлу сложившейся обстановки коммуника-
ции противника на этом театре не имели
такого эначения, как на других театрах,
все же, уничтожая неприятельские корад-
ли с ценным военным грузом, наши  п9д-
водные лодки порой заметно  осложняли
положение неприятельских войск на при-
морских участках. Это особенно относится
к труппе фашистских войск,  действовав-
ших в Врыму.

Советские полволники оказали  суще-
ственную помощь героическим защитникам
Севастополя в пернюд его блокады,  под-
держивая непрерывную связь морем ме-
жду Севастополем и портами казказокого
побережья.

Действия подводных лодок на Дальнем
Востоке не успели развернуться в полной
мере ввиду быстрой капитуляции Японии
после первых же успехов Врасной Армии
й Тихоокеанекого флота.
	Таким образом, на всех напгих морских
театрах основными задачами подводных
лодок являлись операции на вражеских
коммуникациях. Е

Эпизолически подводные лодки привле-
кались к вынолненяю и других задач: к
защите своих перевозок, к обстрелу важ-
ных в военном отношении 00 eRTOB на 6е-
регу, & также для перевозок грузов и лю-
дей в блоюируванные  протавником порты
и участки.
		приливо-отливными течениями и чаетыун
птормовыми погодами,
	Чтобы добраться до путей движения фа.
	пистских кораблей, нашим подводным ло.
кам приходилось проникать глубоко внутр
нервежових Ффиордов, форсировать прот:
вололочные и минные заграждения и пры
одолевать множество других препятствий,
В калестве, иллюстрации сопглемся на сло»
дующий пример.

Нална подводная лодка действовала в
районе Нордкала. В один из вечероз, кун
гда она направлялась в глубь фиорда и па.
ходилась недалеко от берега, под ней прот.
зошел взрыв мины. Корабль стал тонуть,

быстрым продуванием сжатым  воздути

всего ‘водяного балласта удалось всплыть
на поверхность. При осмотре выяснилкь,
что оба гребных вала перебиты. Подво.
ная лодка лишилась хода. Течением м
несло внутрь фиорда и приближало к нь

приятельскому берегу. На корабле над:
	дилея командир дивизиона, тогда капитан, /
	2 ранга, ныне Герои _ боветекото Con.
контр-адмирал Кольшкин. Он донес Коман:
довонию флота о случившемея м привях
меры, чтобы спасти личный состав и в
хопустить захвата лодки противником,
	Из парусиновых чехлов. были сворудее
ны паруса, мачтами для которых явились)
поднятые перископы. Таким способом поз
водной лодке в течение мочи удалось nes)
сколько отойти от берега и не быть эвмтянуа
той внутоь фиорда. Е
	С рассветом подводники убрали руей
и приняли воду в систерны, чтобы сть
незаметнее. В это время началея шторм
Большие волны: ухудшили и 003 того тяжи
10ё положение поврежденного корабля, 1е-

рез 15 часов после подрыва на мине пу
	горизонте ноявилась другая наша TNO. 2:
	ная лодка, вышедшая На Помощь, HO ita: ;
		она приблизилась, как в воздухе показа»
лись неприятельские самолеты, & на гор:
зонте — неприятельские корабли. В эх
условиях спасти корабль было невозможно,
С большим трудом удалось личному сост]
с подорванной подводной лодки перейти ва
притедигую. Поврежденный корабль бы
взорван торледой. Вторая подводная лодта,
несмотря на преследование противника
вместе со спасенной командой блатополу
но вернулась в базу.
	На Балтийском море действия подводных
полок осложнялись тем, что противник пе
пользовал для движения своих судов нев
тральные воды Швеции и мотководные пре
брежные фарватеры вдоль южного и вост
ного побережья. Веледетвие этого нами 101
ни могли перехватывать Корабли против
ника лишь на тех участках их. пути, г
они в силу навигационных условий была
вынуждены выходить за пределы терр:
риальных вод Швеции. Но в этих района
противником была организована сильная
противоложочная оборона. Мелководье у во:
сточного побережья часто не позволяло 10):
кам приблизиться под водой к неприатеь-
chum кораблям на дальность стрельбы т9р:
вехами. Олнако и в этих условиях сое
ские подводники топили фашистокие Ke
pada. ^
	Основную трудность для подводных IF
док, действовавших в Балтийском м0ро #
тот период, когда флоту приходилось баз
роваться на Кронштадт и Ленинтрад, прем
ставляя проход через Финский залив. Далэ
переход из Ленинграда в А№ронштадт прое
ставиял собою сложную операцию, ибо №
всем этом протяжении Невская губа со сто
роны петергофского побережья находилаь
под неослабным наблюдением противника tt
простреливалаеь его батареями. Немедкто
катера и самолеты забрасывали минами Op
ской канал и корабельный фарватер, по коз.
торым подводные лодки могли итти, лишь
находясь в надводном положении. Ночь в
избавляла подводников от наблюдения mpi
тивника, так как его прожекторы посто.
но освещали поверхность, Еще больш
трудности возникали во время «белых ие.
чей». Подводные лодки следовали за. траль-
щиками, которые очищали им дорогу м
мин, охраняли от вражеских катеров и 1%
прерывно ставили дымовые завесы, мешав*
шие стрельбе неприятельских батарей, 8
это же время морская артиллерия из Лении:
града и Кронштадта своим огнем подаваяла
батареи противника, а наши самолеты сбрё-
сывали на батареи противника бомбы,
	Из Вронштадта лодки выводились 9
тральщиками под усиленной охраной и 24°
лее следовали самостоятельно. На всем п)*
ти до выхода из Финекого залива против“
ник постоянно производил поиски поди“
ных лодок самолетами, а также катеру
сонабженными гидроакустическими приборы
ми, Подводники вынуждены были миг се
время под водой, зарядку аккумуляторных
батарей приходилось производить урывиз-
ми, когда поблизости не было вражеских
катеров и самолетов. Бывали случаи, кота
подводные лодки фасходовали почти в
запасе электроэнергии и воздуха, не лу
возможности веплыть для зарядки.
	Но и под водой лодки не мотли чувотве
вать с2бя в безопасности. Немцы и финны
На всем протяжении Финского залива 1012
вили громадное количество мин и против
лодочных сетей. Особенно плотные 387084”
дения были ими поставлены на линии [6
Гтанда и между Наргеном и Кальбодатруи:
Здесь мины и сети образовали как бы сте
ну, непрерывно тянувшуюся поперек Физ
ского залива. Не было ни одной. подводной
лодки, прошедшей через Финский залив, к
	торая бы несколько раз не подвергала®

длительным атакам глубинными бомбами
	сбрасываемыми с катеров или самолетов,
	Весной 1942 года немцы были настой
ко уверены в том, что наши подводные 204*
ки не могут пройти в Балтийское море, чт?
начали плавать без охранения и He Batt
няя огней, Первые случаи потопления 12
ими подводниками вражеских судов нещы
об’яеняли взрывами на минах. Однако 33
тем они быстро спохватилиеь и правии
спешные меры для защиты своих трансп“
Тов от советеких подводных лодок, Шо
ские газеты, сообщая о потоплении ©0807“
скими подводниками германских трансп»
тов, отмечали исключительную ‘отвагу #-
Ших военных моряков, проодолевавигих 2%
опасности, созданные на их пути в Фин
ском заливе.
		(Продолжение следует).
					1.

«В Великой Отечественной войне совет-
ского народа против фашистской Германии
Военно-Морской Флот нашего . государства
был верным помощником Красной Армии».
Так в своем приказе от 22 июля 1945 года
определил роль флота в Отечественной
войне Верховный Главнокоманлующий Гене-
ралиссимуе Советского Союза товарищ
Сталин.

Роенно-Морекой Флот СССР надежно ox-
ранял морские фланги армии в ряде опера-
пий, непосредственное взаммодействовал с
ее частями, наносил ошутительные удары
по коммуникациям противника и в то же
время обеспечивал безопасность наших
морских и речных перевозок.
	Совместно с другими родами военно-мо?-
ских сил наш подводный флот энергично
участвовал в решении задач, ставивигихся
Верховным  Командованием. Наибольшее
значение имели действия советских подвод-
пых лодок на коммуникациях противника.
Около 40 проц. неприятельекого тоннажа,
потопленного Военно-Морским Флотом
СССР, прихолится на долю кораблей, унич-
тоженных нашими подводниками.

В приказе товарища Сталина от 22 июля

1945 гола говорится:
	«Боевая деятельность советских  моря-
ков. отличалась беззаветной стойкостью п
мужеством, высокой боевой: активностью и
воинским мастерством. Моряки подводных
лодок, надводных кораблей, морские летчи-
ки, артиллеристы и пехотинцы восприняли
и развили вее ценное из вековых традиций
русского флота».
	Русских моряков воетда отличали лю-
бовь к Родине, самоотверженность, отвага,
воинское мастерство и морская закалка. В
суровых битвах Великой Отечественной вой-
ны эти качества наших моряков выявилясь
особенно ярко. В дни Великой Отёчествен-
ной войны героизм стал массовым явлением
на флоте. В этом сказались могучая сила
советекого государства и социалиетического
строя, крёцкая дружба народов СССР, енра-
вехливый характер Отечественной войны,
великое влияние идей партии Ленина —
Сталина, плоды @е многолетней воспита-
тельной. ортанизаторекой, направляющей
деятельности.
	Большие требования пред’явила война к
нашим подводникам. Условия, в которых
пришлось им действовать, были исключи-
тельно трудными. Но, воспитанные парти-
ей Ленина — Сталина, советекие подводни-
ки проявляли чудеса стойкости и мужества.
Они с честью выполнили возложенные на
них задачи, се большим мастерством ‘ис-
пользовали тактические свойства своих ко-
раблей.
	Аажовы эти свойства? Они сводятся к
следующему: подводные лодки могут веза-
метно проникать и долго оставаться в
районе, охраняемом противником, топить
торпедами мощные боевыеси торговые рораз-
ли врата, ставить мины на путях движе-
ния вражеских кораблей, вести длительное
наблюдение за базами и путями движения
ODOTHBHHEA.
	В первую мировую войну подводные лод-
ки были широко использованы для уничто-
жения боевых кораблей. Ими было потопле-
но 192 военных корабля, в том числе 13 ли-
нейных кораблей, 23 крейсера, 39 мино-
ноецев. Подволные лодки были привлечены
для борьбы с морскими перевозками и 110:
топили больше 6.000 судов общим водоиз-
мешением свыше 13 млн. тонн. С этого врз-
мени 34 подводными кораблями упрочилась
	репутация лучшего средства борьбы на
морских коммуникациях.

Обстановка. сложившаяся на наших мор-
ских театрах военных действий в первый
период Великой Отечественной войны, по-
ставила перед флотом в основном три 33-
дачи: защитить побережье от высалки
	войск противника, прикрыть свои морокие
перевозки и помешать морским перевозкам
врага.
	Б то время как первые две задачи решл-
лись преимущественно нашими надводны-
ми кораблями и береговой обороной, третья
задача в начальный период войны почти
целиком была возложена на подводные лод-
ки, Особенно активную роль играли они на
северном морском театре, исключительно
важное значение которого выявилось е са-
мого начала Великой Отечественной войны.
На Севере пролегал наиболее короткий
путь, связывающий нашу страну © союз-
никами. Здесь же пролегал и единственный
путь, по которому немцы питали всеми
видами военного снабжения грунпшу своих
войск, действовавших на крайнем северном
фланге фронта. Доставляя в северные фин-
ские и норвежские порты военные грузы,
фашистокие транспорты обратным рейсом
везли никель и железную руду, в которых
Германия испытывала острую нужду.
	Тавим образом, разрывая коммуникации
противника и защищая межеоюзные пере-
возки. подводные лодки нашего Северного
флота своими успехами влияли на Ход во-
енных действий.

Напг балтийский морской театр перере-
зал линию сухопутного фронта противника
на две части. Он отделял. фашистокий
фронт, опирающийся на территорию Фин-
ляндии, от основной южной части. Какими
бы сухопутными путями ни пользовались
немцы для связи © Финляндией, эти пути
неизбежно обрывались в той или иной
части Балтийского моря. В зависимости от
перевозок через Балтийское море находи-
лось снабжение гитлеровских армий, дей-
ствующих на Ленинградеком и Карельском
фронтах. Одновременно с военными пере-
возками немцы транепортировали морем из
северных портов Швеции железную руду,
столь необходимую для германской военной
промышленности.
	Продвижение немецких войск на ЛДенин-
градском направлении вызвало  необходи-
мость  перебазировать наш Балтийский
	*) Сокращенная стенограмма лекции, про-
читанной по поручению Всесоюзного лекци-
онного бюро при Министерстве высшей шко-

Целью. к лостижению которой должен
стремиться флот в борьбе на морских ком-
муникациях, является прекрумцение пере-
BC30K противпика морем. Однако, как  по-
казывает опыт современных войн, полно-
стью добиться этого нельзя, поскольку
враг неизболино будет строить новые суда
взамен уничтоженных, реможелировать п0-
врежденные, YCALHBATL охрану морских пу-
тей и каравалов.

Совершенно ясно, чт задаче прехратще-
ния морских перевозок врага не может
быть решена одним нли несколькими ко-
роткимн ударами, & требует систематиче-
ского, длительного и непрерывного воздей-
ствия на его коммуникации.

Препятетвовать плаванию  зражеских
транепортов можно также, создавая угрозу
их потонления, что достигаются девурством
подводных лодок поблизости от портов не-
приятеля и на путях следования его транс-
портов, & также постановкой на этих путях
минных заграждений. В 1942 г., например,
на Черном море два итальянских танкера
в течение лвух месяцев не отваживались
перейти из Босфора в Вонстанцу за нефтью
для Италии, несмотря на крайнюю нужду
в ней, только потому, что каждый раз при
потытке выйти получали сообщение об
обнаруженных близ Босфора наших подвод-
ных лодках,
	Угроза CO стороны подводных лодок
обычно вынуждаег врага принимать такие
меры, как движение траненортов в кон-
воях, обход опасных зон, перевозки по
мелководью на малых судах и т. п. Есте-
ственно, что эти меры снижают оборачи-
ваемость и тем самым провозостособность
транепортното флота.
	Сокращение грузооборота,  необхохи-
мость восполнения потерь в TPAHCHODTHOM
флоте постройкой новых судов чуветви-
тельно сказывалютея на экономике враже-
ской страны, к Тому же у противника, в03-
викает необходимость переключить боль-
шие силы для охраны коммуникаций, рас-
ходовать на это значительное количество
средств и материальных ресурсов. Вее это
в дополнение к потерям в люхях и военной
технике, которые причиняютея врагу уни-
чтожезием его бозвых кораблей и транс-
портов, несомненно, ложится на противни-
ка тяжелым бременем.
	Цействия наших подводных лодок на не-
приятельских коммуникациях осложнялись
TOM, что немцы дяя движения своих судов
могли пользоваться прибрежными путями,
прикрывая их 0 сторэны моря минными
заграждениями и охраняя средствами бере-
говой обороны, сторожевыми кораблями и
самолетами.
	Подобные же трудности и опасности для
действий подводных лодок, созданные ан-
гличанами вблизи своего побережья, яви-
лись причиной того, что немецкие подвод-
ные лодки отказались от операций у ан-
глийских берегов и предпочли перенести
их на широкие окезнские просторы. В то
время’ как нашим подводникам  приходи-
лось непрестанно вести борьбу в противо-
ледочной обороной противника, немецкие
поводные лодки не встречали в океане ни-
какого сопротивления до подхода к району
союзного конвоя и вели борьбу только ©
непосредственным  охранением торговых
CVIOB.
	На кождом из наших морских театров,
кроме того, существовали дополнительные
трудности для действий советских под-
BOTHBIX OTON.
	На Севере действия подвежников ослож-
нялись Прололжительными нериотами п9-
	Дело чести военных моряков

ольше внимания пропаганде
пятилетнего плана
	_ .
На собрании партийного актива
Н-ского соединения

=> `
	Подполковник Востромин привел факты,
овидетельствующие, что в некоторых под»
разделениях изучение нятилетнего плану
свели к кратковременной кампании. В под-
разделении, где парторгом т. Ратко, раз’яс-
нение пятилетки проходит формально, так
каз не все агитаторы имеют нужную под-
готовку. Больше того, здесь есть такие аги-
таторы, как, например, Сотин. который не-
однократно нарушал дисциплину, не поль-
зуется никаким авторитетом среди личного
состава. р

На собрании актива отмечалось, чо в
частях и на кораблях ощущается острый
недостаток в наглядных материалах, попу-
ляризирующих пятилетний план: лозунгах.
плакатах, диаграммах. Многое из того, что
делается своими сгтами, слишком. упрощен-
но, Мало выразительно.

Вритике была подвергнута производет-
венная деятельность мастерской, где Ha-
чальником офицер Дмитриев. Руководители
  Этого предприятия много говорят ob успе-
хах. достигнутых в период избирательной
	кампании, но нв замечают имеющихся
недостатков, которые привели сейчае прёд-
приятие к прорыву. ;

Заслумюй партийных и непартийных
большевиков соединения, в частности, ма-
стерекой, где начальником Кашеверов, яв-
ляется окончание к сроку ремонта траль-
ЩИкоВ. Е

— Но дело не только в том, чтобы в
срок ремонтировать корабли, — говорит крас-
нофлотец Ставинчук. — Мы, например, ус-
нешно справились с ремонтом и при этом
сэкономили значительную сумму денежных
средств. Чтобы деятельно помогать выпол-
нению пятилетнего плана, надо бережливо
этноситься к государственным средствам.

Краснофлотец Ставинчук посвящает свое
выступление экономному расходованию го-
сударственных средств,

(Старший лейтенант Родионов, красно-
флотец Барковекий. майор Дазарев в своих
выступлениях говорили 06 организации
службы на кораблях и в частях, о ходе 60е-
вой подготовки.

Собрание партийного актива приняло
конкретное решение.
	Капитан Н. ОГНЕВ,
Черноморский флот. (Корр, «Красн
	Флота»).
	о Иена ее № ыы: Зы г а асе ня aa

«Красного   лы СССР. Лекция состоялась 21 апреля в лярного ДНЯ и полярной Ночи, наличием у
	Москве,