7 мая 1940 г., вторник, № 107 (2288)

КРАСНЫЙ Флот

AEHB PATUO
me tHib PAA UO
	  Выступление Кимона: Георгиева
	СОФИЯ, 4 мая. (ТАСС). Взера в Софии
открылся с*’езд молодежного народного со-
юза «Звено». На конгрессе с большой речью
выступил премьер-министр Кимон Георгиев.

«Если нас спросят, кто мы, — сказал он,—
каково наше политическое кредо, мы можем
	сказать: мы демократы и республиканцы,
мы за внешнюю политику искренней друж-
бы и сотрудничества со всеми демократиче-
скими народами ‘и, в первую очередь, се
великим нашим другом и освободителем —
Советским Союзом, с югославским народом
HCO всеми славянскими братьями. Мы за
прогрессивное развитие нашей хозяйствен-
ной, социальной и культурной жизни.

Отличаемся ли мы от других партий Оте-
чественного фронта? Да, конечно,  отли-
чаемся, отличаемся во многих отношениях.
Каждая партия Отечественного фронта
имеет свою собственную программу, свои
идеалы будущего, свою собственную идео-
логию, свой способ мышления и свой метод
действия, В этих различиях нет ничего ули-
вительного и страшного, Они не могут быть
и не являются препятствием для каждой
партии подать друг другу руку и об’еди-
ниться в крепкий и непоколебимый союз для
осуществления общими силами некоторых
больших национальных задач. Еще несколь-
ко лет тому назай, когда создался Отече-
ственный фронт, мы заняли безо всякого ко-
лебания наше место в нем. Вполне понятно,
что и теперь мы находимся и будем нахо-
диться в Отечественном фронте потому, что
для нас ясно, как белый день, что только
об’единенными усилиями всех патриотиче:
ских и прогрессивных сил, собранных в Оте-
чественном фронте, мы сможем вывести
Болгарию из того тяжелого положения, в
какое ее поставили бывшие ее правители, и
сумеем подготовить и осуществить для нее
более светлое будущее».

Отметив, что в некоторых мёстах в ни:
зовых организациях все еще существуют
недоразумения, недоверие и споры, Кимон
Георгиев сказал: «Об’ясняется это в неко-
торых случаях и тем, что в партии Отече-
ственного фронта проникают люди, неподхо-
дящие по своему прошлому или по своим
	нынешним настроениям и понятиям и кото*
рые являются еще более неподходящими
для того, чтобы занимать руководящие по-
сты в той или иной партии.

Имеются также примеры, когда играют
роль подстрекательства и интриги врагов
Отечественного фронта, которые не пропу-
скают случая отрицательно влиять на тех
членов и сторонников Отечественного фрон-
га, которые, хотя и числятся в нем, но еще
недостаточно проникнуты его духом и ‘зада-
чами и которые легко поддаются малоду-
шию и колебаниям.

Все разумные и непредубежденные люди
у нас видят, что те, кто отделилея от
Отечественного фронта, заняли явно’ вра-
ждебную позицию и стремятся разрушить
единство и силу’ Отечественного фронта.
Эта враждебность растет изо дня в день.

Что нам остается делать прн таких оче-
видных фактах, кроме того, как защищать
Отечественный фронт от явных и закулис-
ных атак, сохранять его внутреннюю силу,
и не допускать искажения. его программы,
провозглашенной 9 сентября?

Партии и лица, которые участвуют в
Отечественном фронте, должны думать и
работать в пользу Отечественного фронта,
а не стремиться угодить тем, кто находится
вне его и стремится его разрушить. Это не
мешает ни одной партии Отечественного
френта и ни одному ее последователю кри-
тиковать открыто, но дружески и благоже-
лательно, ошибки, слабости и недуги, кото-
рые мы все должны выявлять и искоре-
НЯТЬ»,

Далее оратор заявил:

«Болгария продолжала и продолжает раз:
виваться по пути и в рамках программы
Отечественного фронта. В исключительно
трудных условиях наследия бывших режи-
мов войны и небывалой засухи мы предо-
хранили нашу страну от беспорядков и
хаоса и обеспечили возможность работать
и готовиться к более ‘счастливым дням.
Неоспорим факт, что законность и порядок
утвердились. Случаи произволов, беззако-
HHA и насилий преследуются и наказывают
ся строго». о
	Коллеаам-радистам
	Сегодня вся страпа отмечает День радио,
побретьнного 51 год’ назад нашим сооте-
‹чевенникои Александром  Степановичем
[оовым. Нигде, как на море, не чувству-
ия вся сила и, если можно так выра-
	здться, тохничесвая врасота ---#
лол изобретения. этого гениаль-
	В былые времена корабли, уходя из nop-
т, могли дать сведения о себе лишь с ока-
зюй. В настоящее время трудно предста-
зить с60е корабль без надежно действу-
‘щей радиостанции. Ралио дало возмож-
нить организовать столь важную для
уряков службу точного времени. Посред-
зом радио поддерживается связь с родным
портом и местом назначения, в случае ава-
pat радиосвязь позволяет быстро вызваль
Помощь.

Ha корабле радист — уважаемый член
эвишажа. Он приносит членам команды и
пиледние известия и дорогую сердцу мо-
миа весточку от семьи. В случае опасно-
ии, во имя спасения людей и корабля,
мет призван быть героем: он может по-
зинуть свою рубку только с разрешения
кивндира. От технических знаний, акку-
атности и мужества радиста зависят Bee
цены команды. В Англии существует па-
MIM радистам, потибигим при иснолне-
ии свого служебного долга. И первым на
и высочено имя радиста © потонувитего
итаника». Этот мужественный человек
погиб, но благодаря его самоотверженности
(были спасены сотни людей,

Обычно о радиосвязи He думалот. и не
замечают 6 до, тех пор, пока все mer
maiko. Но стоит ей наруптиться, каю все
начинают ощущать ее отсутствие.

Проработав много лет в Арктике, могу
&з преувеличения сказать, что гранлиоз-
	‚вая работа, проведенная нами, не была бы
 куществлена без игирокю развитой. системы
	радносвяой, Стоит вепомнить долгие меся-
	цы ночеловочески тяжелой жизни, прове-
иные Фритиофом Нансеном . вместе с
Погансоном в пещере из камня и льда на
Филе Франца-Иосифа. Не имея радио, Нан-
вн но знал, что всего в нескольких десят-
мх кллометров от него в. комфортабель-
WOM HM теплом доме живет исследователь
	Дасксон, И встреча их произошла лишь
мзерщение случайно.

В настоящее время в Арктике действуют
ц(ятки полярных станций и мощных pa-
 Иоцентров. Из Кабинета начальника Глав-
ивуорпути контр-адмирала Папанина при
Цомоши елефочнотго атлитарата можно разго-
	варивать почти с любым пунктом Арктики.
Паши ледокольг оборудованы мощными ра-
Цотанциями и быстродействующей аппа-
Итурой: в каком бы месте они ни находи-
ИБ, оны всегда в пределах нашей  дося-
момости. ‘

Большую роль сыграло развитие радио-
шязи в авизщии. Если раньше нанеи пило-
tH летали только днем, то теперь при по-
ущи рахиомаяков и радионавигационного
Форудования самолетов они летают круг-
1ЫЙ год, дажо и в полярную ночь.

Никто не вел учета спасееных при по-
	о о Ум APTA yd,

участвуют наши замечательные  радисты.

оследние годы я, так, сказать, не нахо-
жусь в эфире в качестве профессионала-
радиста. Однако, стремясь не отстать в
своей основной профессии, являюсь актив-
НЫМ коротковолновиком-любителем. Ра-
хполюбительством занимаюсь с 1925 года.
Мой первый самодельный коротковолновый
передатчик имел мощность около 10 ватт.
н дал мно возможность связаться с боль-
шинетвом стран Европы.

настоящее время коротковолновому
радиолюбительству уделяется большое вни-
мание. Эту работу проводит Осоавиахим
Ссюза ССР. в крупнейших городах страны
создаются клубы коротковолновиков.

Не случайно во время Великой  Отече-
ственной войны коротковолновики были
на самых ответственных командных постах
HO радиосвязи. Ленинградекие коротковол-
новики провели’ значительную работу по
связи среди партизанских отрядов Ленин-
градской области. Олин из старейших ко-
ротковолновиков Байкузов — генерал-ма;-
ор авиационной службы — наладил радио-
связь в авиации дальнего действия. Таких
примеров можно привести немало.

Опытный коротковолновик — это, 110
существу, отличный профессионал-радиет,
хорошо владеющий техникой. Для повыше-
ния технических знаний, для лучшей ори-
ентировки в эфире было бы неплохо, если
бы все профоссионалы-радиеты в порядке
любительства занимались короткими вол*
нами,

Работа в эфире — исключительно увле-
Кательный спорт. Сидя у себя в комнате,
при помощи самодельного 30—50-ваттного
передатчика можно установить  двусто-
реннюю связь с любым континентом. Но
для того, чтобы добиться сверхдальних свя-
зей, необходимо обладать опрелетенными
	Src TM и навыками. Учитывая маломощ-
ность передатчика, нужно его чрезвычайно
грамотно сконетруироваль. Необходимо хо-
биться минимальных потерь и максималь-
Hott отдачи мощности, хорошо рассчитать
«птенну, иметь четкое представление 5
распространении коротких волн в завией-
	мости от времени года и суток. Надо зналь
любительский жаргон и обозначение стран.

3&` последние два месяца из Moe Moc
ковской квартиры мне удалось установить
более 200 двусторонних связей < любите-
лями разных стран. Не говорю уже 09
	европейских странах. Я работал с Ираном,
Турцией, Багладом, Алексанярией, с острэ-
вом Кипр, с Французским Марокко, с Пор-
тугалией, Ирландией, Гренландией, Ислан-
дией, с Фаррерскими островами и даже со
столицей Уругвая -—— Монтевидео.

В день праздника радио мне хочетея по-
жать руку всем своим коллегам-радистам,
пожелать им дальнейшего совершенетвова-
ния и посоветовать для начала хотя бы по-
слушать радиолюбителей в их Matagorda.
Я ве сомневаюсь, что в ближайшее время
армия  короткозолновиков-любителей зна-
чительно пополнится.
	Герой Советского Союза Э. КРЕНКЕЛЬ

D MPMMGH ие т Aay

Это был. один из самых больших в03=
душных боев на Балтике. Более ста не-
	— Есть, есть внезапно!

По приказу, отланному ведущим по ра-
AHO, BCO десять истребителей с красными
звездами на плоскостях открыли губитель-
ный огонь по резервной группе немцев. Эту
атаку новозможню было отбить., В течение
нескольинх минут немецкая группа глав-
ного удара была разгромлена. Сам Башки-
ров сбил два немецких самолета.

Гвардии полковник Коропков вновь звал
Башкирова: .

— Алло, Башкиров, поздравляю с успе-
ом, а теперь курс Н—на помощь тем, кто
защчщает корабли.

Истребители изменили курс почти на сто
восемьдесят градусов. Теперь они заходи-
ли в тыл основной группе бомбархировити-
ков, которым удалось пройти уже на ближ-
ние подступы к военно-морекой базе. Ко-
ренков приказал истребителям противовоз-
душной обороны собраться в кулак. Он
обощал им помошь, указал минуты, котла
Эта помощь послохует, и просил поберечь
боезалае. И дойствительно, истребители,
хравшиеся с «Фокке-Вульфами», заметили
быстро приближающиеся точки. Это и была
эвкадрилья Башкирова. Она скоро разде-
тилась-——так скомандовал Вашкиров по ра-
Чио — и нанесла удар с фланга и с тыла.
Чемпы попьегались перестроиться, но в эту
минуту гвардейцы, уже около часа нахо-
дившиеся в воздухе, перешли в решитель-
ную атаку. Они добивали самолеты врага,
	ушеломленного внезапным ударом эскад-
рильи Башкирова. Вода в заливе взволно-
валась от сотен бомб, которые бросали без
толку и расчета немецкие самолеты,
Вражеокие самолеты одиночками броди-
ли в балтийском небе, безуспешно пытаясь
собраться хотя бы в маленькие группы.
pocouseosaparnics полным разбродом нем-
‚ наши летчики начали их беспощадное
уничтожение. Но четыре бомбардировщика
врага все же прошли вперед. На команд-
ном пункте были приняты меры в их унич-
	уничтожена. Но к району кораблей шли
другие волны тяжелых самолетов. Минут-
ная передышка в воздухе сменилась еще
более жестоким сражением. Теперь уже не
десять, а тридцать пять «Фокке-Вульфов»
рвались в бой, чтобы пробить брешь в 060-
pone «Лавочкиных» н пропустить ожидаю-
щие в стороне бомбарлировщики. «Юнкер-

тожению. «Юнкерсы» шли с интервалом в
несколько километров друг от друга. На-
ходившийся в воздухе гвардии. стариеий
лейтенант Алпатов получил, приказано
выйти из боя и ими по новому курсу.
С земли по ралио следили за его полетом
и наводили на врага. Вот. уже на экране
пересеклись курсы «Юнкерса» и «Лавоч-
	сы» виражили поблизости, образовав боль-
шой круг.

Полковник Кореников, еледивший за хо-
дом боя и ни на минуту не отходивший от
экрана  радиолокалора, с тревогой следил
за свежей группой «Юнкереов», появившей-
	— Иду в аталоу!- сообщает Алпатов.

Немецкий бомбовоз был уничтожен,

— А теперь измените курс вправо на
30 °,— командует Коренеков.

Вновь поиск, преследование, пересече-
	— Видите «lQumepe» ? — спрашивает
полковник.

— Bary!

Короткий бой принес вторую победу сме-
лому летчику.

— Виереди вас еще один «Юнкерс», —
передают полковник —— Видите?

— Нет, не вижу- солнце мешает.

— Илите вперед.

— Есть вперед!

— Теперь видите?

—- Нет, не вижу, come...

_ Попробуйте ‘набрать еще три сотни
метров. .

и
	— Выполняю... Вижу, вижу... Бью евер-
ХУ... бью...
«Юнкерс» пикировал. Он стоемилея
	уйти, но не мог этого сделать-—<«Лавочкин»
висел в хвосте. Алпатов берег снарады и
не стрелял до тех нор, пока в прицеле
точно не увидел кабину летчика. Теперь
огонь, вновь огонь то левому мотору.
Дым обволакивает плоскость. Новый удар—
й побела.

—- Товарищ полковник, полный поря-
док!

— Вижу, — отвечал Корошков.

«Юнкерс» крылом ударился о воду. _

Всего в этом сражении гвардейцы ебили
двадцать немецких самолетов и несколько
повредили. Ни на один корабль Враснозна-
менного Балтийского флота не упала бом-
ба врата. Этому способствовало радио.

Мих ЛЬВОВ.

искажая их. Усилитель значительно повы-
вил слышимость сигналов радиостанций и
тем самым сильно увеличил радиус их дей-
CTBHA.

С. этого времени в конструкции радио-
приемника произошли значительные изме-
нения. Современный приемник — суцер-
гетеродин — надежен, как хоропгие часы.
Под его внешней простотой екрыто исклю-
чительно сложное устройство — результат
приложения глубоких научных, производ-
слвенных и технологических идей и прин-
nanos. Супер — сгусток многолетнего тру-
да физиков, техников, конструкторов.

Возникает вопрос: зачем, имея возмож-
ность неограниченно усиливать поступаю-
щие в приемник сигналы, строить мощные.
передающие станции? Нельзя ли о просто.
усиливать сигналы слабых станций? Дело,
однако, в том, что на земном паре так, мно-
то радиостанций, что радист оказывается в
положении человека, разтоваривающего в
толие: чтобы быть услышанным, нужно пе-
рекричать общий гул. Кроме того, различ-
ные электрические установки — трамвай,
троллейбусы, электроноезда — создают дая
ралиоприема значительные помехи. Грозы и
другие электрические атмосферные явления
также создалт помехи. Й, наконец, сели бы
даже удалось все эти препятетвия убтра-
НИТЬ, все же остается шум от самого дви-
жения электронов в лампе и в проводах.
`Этот шум затлушит силналы слабой радио-
станции.

Второй этан в истории радио ознамено-
валея переходом в дальних радиосвязях C
длинных волн на короткие. Это дало воз-
можность увеличить число радиостанций и
достигнуть огромной экономии в их мощно-
CTHX.

Сперва, начав применять изобретенную
Поповым антенну, радиотехника все более
Удлиняла волны, так как это увеличивало
дальность передач. В началу этого столе-
тия некоторые станции работали на волнах
длиной почти в тридцать километров.

В это же время началось развитие фадио-
любительства. Чтобы  радиолюбительские
станции не мешали болыним, им отвели
диапазон коротких волн, считавшийся не-
пригодным для дальних передач. Работая
в этом диапазоне, радиолюбители произвели
своего рода массовый экоперимент над ye-
ловиями распространения коротких волн.
Й тут совершенно неожиданно выяснилось,
что на коротких волнах, и притом на очень
слабых мошностях, можно установить ра-
THOCBHIL на тысячи километров.

бардировщиков и истребителей
& в этом деле всегла  Мецких бомбардировщи
	приближались со стороны моря к нашей
военно-морской базе. На радиолокационной
станции операторы напряженно еледили
за врагом. Пока еще не было борьбы, но
уже то, что немцы летели не с одного, а
многих направлений, требовало огромного
внимания. Намерения врага были ясны. На
экране курсы всех групп «Юнкерсов» сха-
Дились в одной точке—в точке базирова-
ния кораблей.

Командир соединения гвардейцев-ислре-
бителей полковник Корешков, находившийся
на станции наведения, по радио отдал при-
Каз подготовить к вылету эскадрильи пе-
рехвата. Затем он прошел в соседнюю ком-
нату и приказал оперативному дежурному
передать по частям о переходе в немеллен-
кую готовность. Все командиры частей и
летчики, занявшие кабины «Лавочкиных»,
настроили радиостанции на волну штаба.

...Бой разыгралея над заливом. Радио-
приказ командира соединения вывел истре-
бели на дальние подступы к базе. Одна
за другой эскадрильи набирали высоту и
своим огнем прегражлали путь первым
эшелонам «Юнкерсов». Казалось, первая
атака врага была отбита. Но со стороны ое-
лепительного майского солнца появились
десятки «Фокке-Вульфов-190». В эту ми-
нуту соблазн воздушного боя был настоль-
ко велик, что несколько молодых истреби-
телей, забыв о главной задаче, начали пре-
следование «Фокке-Вульфов». Молодые
летчики громко сообщали в эфир, что они
ведут Go и, кажется, один немец
кий истребитель уже сбит. бообщение это
не вызвало энтузиазма наё командном пунк-
те. Здесь разгадали маневр врага, и Ко-
решков, охлажлая пыл юных пилотов, нри-
казал им следовать обратно.

Через десять минут половина’ первой
волны неменких бомбарлхировиииков была
	Итоги референдума во Франции
	ПАРИЖ, 6 мая. (ТАСС). К 10 часам утра
общий итог проведенного вчера во Фран-
ции референдума таков: на вопрос  «одоб-
ряете ли вы текст конституции, ‹ принятой
Учредительным собранием?» — 9.280.386
избирателей (47 процентов голосовавших)
ответили «да» и 10.450.883 избирателя
	(53 процента голосовавших) ответили «нет».
	Окончательные итоги референдума будут
подведены позднее. Еще нет сведений о
результатах референдума на Французских
заморских территориях и в некоторых райо-
‘нах самой Франции. Однако недостающие
сведения не могут изменить уже имеющих-
ся результатов: исход референдума опре-
делился: незначительным большинством го-
JOCOB новая конституция отклонена.

Избиратели многих крупных промышлен-
‘ных департаментов (Па-де-Кале, Буш-дю-
Рон, Верхняя Въенна, Верхняя Гаронна, Нор
и др.), а также многих крупных городов
(Марсель, Тулуза; Лимож, Гренобль, Тулон,
Ним, Дуэ, Рубь и др.) голосовали за при-
нятие новой конституции. Больше половины
избирателей сельскохозяйственных  депар-
таментов ответили «нет»,

Во многих департаментах ответы «нет»
составили ничтожное большинство: харак-
терен пример департамента Сены, где за
принятие новой конституции голосовали
1:201:173 избирателя и против — 1.203.118
избирателей.

По существу главную тяжесть кампании
вынесла на себе коммунистическая партия,
так как по распространенному здесь пред-
ставлению социалисты довольно вяло ‘вели
агитацию за принятие новой конституции.
Они опраничились лишь защитой принципа
однопалатной парламентской системы, оста-
вив в стороне основные положения новой
конститущии. Мечать социалистической пар-
тии. по существу так и не раз’яснила сво-
им читателям содержания конституции. В
результате, как это отмечает сегодня пра-
вая газета «Франс либр»; многие сторонники
социалистической партии голосовали про-
тив принятия новой конституции.

Некоторые политические группы, связан-
ные с социалистической партией и возглав-
ляемые социалистами (как, например, груп-
па «Либерасьон — Нор»), призвали своих
сторонников отвечать «нет».

Агитация правых партий (особенно «Рес
публиканской партии свободы») была направ-
лена к запугиванию «средних классов» тем,
	Вороткие волны © этого времени быетро
стали главнейшим средством дальних ра-
диосвязей. Однако и более длинные волны
используются для радиовещания, а также
служат резервом при перерывах  коротко-
волновой радиосвязи из-за капризов поно-
сферы — верхних слоев земной этмосфе-
ры, состояших из паэлектризованных м0-
лекул воздуха,

Теперь история развития радио вступила
5 третий переломный момент. На новой
электронной основе мы возвращаемся к
волнам, на которых велись первые нпереда-
чи Нонова, и даже к волнам еще более ко-
ротким,

Диапазон этих сверхкоротких, так назы-
ваемых ультракоротких, волн очень отли-
чается от диапазонов более длинных волн.
Охно из его существенных отличий — не-
обычайная емкость. В нем можно разме-
стить в несколько раз больше радиотеле-
фонных станций, не метающих друг дру-
гу, чем во всем диапазоне длинных и ко-
ротких волн.

Поэтому станции, работающие на, ультра-
коротких волнах, располатаютея гораздо
	коротких волнах, располагаются . гораздо
«просторнее». Это хает. свободу от помёх.
	нелостижимую при работе на более длин-
ных волнах. Ёроме того, на одной ультра-
короткой волне, при соответствующем уст-
ройстве, можно одновременно вести хесят-
ки и даже сотни телефонных разговоров
или давать высококачественные телевизя-
онные передачи.

Вначале казалось большим неудобетвом
то, что ультракороткие волны распростра-
няются очень недалеко, Часто только в
пределах горизонта. Но векоре выяенилось,
что в ряде случаев это не недостаток, а до-
стоинство, так как при колоссальной 3a-
груженности эфира ограниченность райо-
На действия спасает от взаимных помех.

Когда вое-таки требуется большая халь-
ность, сооружаются тако называемые ре-
транеляонные ультракоротковолновые
линии. Они состоят из цепи высоких ба-
шен, на которых установлены автомати-
ческие приемно-передающие станции. По
этой цепи сигнал идет, как по старинной.
семафорной линии, но со скоростью pac-
пространения радиоволн.

Дальность Уультракоротковолновых пере-
	дач зависит от высоты, на которой нахо-
дятся передатчик и приемник. Поэтому те-
перь начинают применять вместо наземных
падиостанций ютанции. помошенные на са-
	молетах, кружащихеся на болыной BLICOTE
	что новая конституция якобы ограничивает
права как крупной, так и мелкой собетвен-
ности и отменяет индивидуальную свободу.
Накануне проведения референдума фашист-
ская «Республиканская партия свободы»
выпустила ряд фальшивок, в которых со-
держались лживые, клеветнические «сведе-
ния» о некоторых коммунистических лиде-
рах. Та же партия выпустила листовку с об-
ращением де Голля к избирателям, в кото-
ром он предлагал им отвечать «нет». (Вли-
жайшее окружение де Голля опровергло че-
рез агентство Франс Пресс подлинность это-
го «обращения»).

Антиконституционная кампания католиче-
ской партия «Народно-республиканское дви:
жение» (МРП) была подкреплена открытой,
ничем не замаскированной поддержкой выс-
mero католического духовенства. Архиепи-
скоп парижский Сюар так же, как и другие
епископы, обратился к верующим с воззва-
нием, предлагая им голосовать против новой
конституции. ve .

Подводя итоги референдума, газета «Юма:
Ните» сегодня подчеркивает, что его исход
является прежде всего результатом отказа
социалистической партии от принятия пред-
ложения коммунистов о единстве действий
этих двух партий. «Большинство, получен-

ное противниками конституции, —питиет газа-

та—так мало, что если бы предложение
коммунистов отпосительно более единодун-
ного ведения кампании было принято, ре-
зультаты были бы иными». Газета приходит
ж.выводу, что сейчас, как никогда, нужно
единство. . .

Непосредственным результатом фреферен-
дума 5 мая будет продолжение еще на 7 ме-
сяцев временного режима во Франции. 2 ию-
ня состоятся выборы, но ‘уже не Националь-
ного собрания, а снова Учредительного со-
`брания, которое должно разработать текст
новой французской конституции.

ПАРИЖ, 6 мая. (ТАСС). Комментируя
итоги референдума, парижекое радио отме-
чает, что, по данным института, проводив-
шего предварительное зондирование обще-
ственного мнения для того, чтобы узнать,
каковы будут результаты референдума, лишь
весьма незначительный процент французов
‘был хорошо знаком с проектом конституции.
Некоторые даже заявляли, что они знакомы
были с проектом конституции лишь по ра-
	над определенными пунктами, © которыми
они связаны по радио.

Применение ультракоротких, измеряемых
метрами, дециметрами и сантиметрами, волн
открыло дорогу радиолокации. Такие волны
можно легко направлять в определенную
сторону сравнительно узким пучком. Это
очень важно для развития радионавитапии
и радиолокации. Направление самолета или
корабля легко выяснить, зная направление,
из которого приходят радиоволны, отражен-
ные этим самолетом или кораблем. Вместе
с определением расстояния это’ составляет
сущность ралиолокапии.
	По каким путям пойдет дальнейшее раз-
витие ратио?
	Мы вступили в эру весьма коротких
волн. Не только метровые, но и более ко-
роткие волны твердо вошли в технику. Они
могут прекрасно служить для целей теле-
видения, поэтому применение их будет все
время расширяться. Эти воаны будут так-
же широко применяться па ретрансляцион-
ных линиях для одновременной перехачи
сотен переговоров, а также для высоко-
качественного вещания и телевидения.
	Что касается коротких волн, то они долж-
ны остаться в качестве средства дальних
и сверхдальних связей. Для этого нужны
мощные станции, которыми славитея с0=
BeTCKad радиотехника.

Радиолокация, которая сыграла важную
роль в войне, будет использоваться в мир-
ных условиях морским и воздушным фло-
том для обеспечения безопасноети движе-
ния. Возможно, что во многих ‚случаях на-
дежные автоматические устройства значи-
тельно облегчат напряженную работу
	 ШТурманов.
	ся в дальнем секторе экрана. Маршруты   Ние курсов на экране.
	первых 00м00в0зов были абсолютно. ясны.
Но куда идут эти? Они не приближались.
Они так и ходили в угау экрана, 10 пово-
рачивали назад, то шли к морю. Нет. это не
	могло быть простой «утюжкой воздуха».
Здебь что-то неладно.
	Взглянув на оператора, полковник споо-
	Сил:

— А сколько наши в воздухе?

— Тридцать пять  минут,— ответил
офицер.
	— Чено,— произнес полковник.-— «Юн-
версы» ждут, пока «Лавочкины» израсхо-
ДУЮТ горючее! Но не выйдет!

Командир: взял в рухи микрофонои отдал
приказание на Командный пункт полка:

— Поднять эскадрилью! Лаявнейшие
указания—в воздухе.

Немцы не подозревали, что их план раз-
гадан. Попрежнему на экране виднелась
группа бомбардировщиков и попрежнему
истребители врага лезли в атаку и отека-
кивали под ударами наших «Лавочкиных».
Уже четырнадцать «Юнкерсов» и «Фокке-
Вульфов» были сбиты. В это время эскад-
рилья, поднятая по приказу  Корешкова
в воздух, набрала в зоне аэродрома высоту
и приняла новый сигнал со станции наве-
	— Куж НН.
		аиор
	banrempos,— TERRAIN 6
	Радиолокаторная станция проводит корабль
	станции Макаревич обнаружил корабль
	стал непрерывно следить за его лвижением.
	Радисты старшина 2 статьи Дронов и
другие, участвовавшие в учении, обеспе-
чили непрерывную радиосвязь © кораблем.
Они систематически передавали данные
радиолокационной станции, пова не при-
вели корабль в базу.

Такое же учение было проведено радио-
локационной станцией, где начальником
старшина 2 статьи Пашков. Эта станция
обнаружила корабль на предельной ди-
станции. С помощью  радистов главного
старшины Климова и старшины 2 статьи
Лосевских уже через минуту после обнару-
	Н-СКАЯ БАЗА, 6 мая. (По телеграфу от
корр. «Нрасного Флота»). В плохую вили-
	(MOTH штурман корабля © помошью ©своих
	беств не мог определиться. Между тем
ебоваловь пройти узкий пролив.

На помощь пришла береговая радиолб-
вапионная станция, Она непрерывно дер-
R13 корабль пох наблюдением, следила за
го движением и по радио перехавала всо
инные на борт корабля. Это продолжалось
10 тех пор, пока корабль не прошел опас-
#06 МОСТ.

Проводке корабля через узкости прохи-
М были посвящены учения, которые прэ-
Вуилиеь радиолокапионными станциямя
	йора Смирнова. В 11 час. 40 минут ко-
Мбль запросил свое место. Получив при-
казание  начальнию радиолокационной
	liyvrw
	Конец прошлого столетия ознаменован
Крупным событием в истории русской нау-
м. 7 мая 1895 года русский ученый
Александр Степанович Попов продемонет-
Провал свое изобретение —— первый в ми-
be anttapar для беспроволочной связи.

ткрытием Попова завершился переход
Ot научно-тооретических изысканий Фара-
№, Максвелла, Герца к практическому
применению электромагнитных волн для
тередачи сигналов на расстояние. Нача-
Ив эра радио.

Радиотехника © тех пор проделала or-
	`Ромный путь. Начав се посылки и приема
	Прютоиших сигналов, она пришла к таким
формам применения электромарнитных Ко-
аний, как радиовещание, телевидение,
половация и управление на расстоянии.
8 современное радио далеко не ограничи-
Ваутся областью связи. (С необычайной стре-
Уптольностью оно проникло во’ многие от-
ели техники. Различные виды ралиоал-
Паратуры, методы радиотехники теперь пти-
токо используются для научных и пражти-
чеоких целей. Колебания высокой частоты,
нома огромной мощности, применяются
мя сушки древесины, зажали стальных
Келий, стерилизажии консервов, приме-
НЯЮтся в медицине как один из методов ле-
чения. Радиоприборы тончайшей чуветви-
тельности иепользутотся для автоматизации
производства. калибровки металлических
изелий, проверки качества продукции,
размеров изделий, их веса и даже пвета.

Однако наибольшие успехи достигнуты
8 области связи:

Еще Герц наблюдал явление преломления
И отражения радиоволн. После него многие
Ученые повторяли эти опыты. Но только ко
Времени второй мировой войны на основе
ЯВлений отражезия выросло’ новое средство
Военной техники, значижельно изменивтиюе
тавтику войны на море, в воздухе и частич-
Но на суше,—фадиолокация. Она основана
Именно на свойстве радиоволн отражаться
OT различных предметов, попавигих в сферу
тйствия особого радиопередалчика. Это по-
Зволило созлать MODIHOG средство, которое
дает возможность обнаруживать самолеты
и Корабли и определять ‘их местоположе-
НИС,

В начальный период существования ра-
M0 соперничало с проволочными ли-
	жения на корабль были переданы первые   зомли,— ваша задача-—звнесапным уларом
	разбить и по возможности уничтожить вею
новую группу. Главное-=внезалино!
		необхолимые данные, а затем обеспечена
		Академик
Б. А. ВВЕДЕНСКИЙ

радио
	родоких сетей стали основными приборалги
современной радиотехники.

Во всех этих приборах применяетея дей-
ствие электронов-—мельчайших из известных
нам электрически заряженных частиц. В
закрытом баллоне, из которого выкачан
воздух, электроны летят с неимоверной
скоростью от отрицательно заряженной ме-
таллической пластинки в положительной,

Необычайная подвижность электронов
об’ясняется тем, что они почти в две тыея-
чи раз легче самых легких атомов — ато-
мов водорода. Это делает их необычайно
чувствительными к простому. изменению
электрических зарядов на тех пластинках,
между которыми они’ пролетают. Поэтому
слабые электрические сигналы, поступив-
шие в приемник, усиливаюлея, черпая до-
полнительную мощь из аккумуляторов или
городской сети. Подвижность электронов
дает также возможность  Возбуждаль те
электрические колебания, которые необхо-
димы для создания радиоволн.
	В телевизионных трубках пучок элек-
тронов падает на специальную пластинку.
Под действием электронов она начинает
светиться. Усиленный радиосигнал откло-
няет пучок электронов вверх и вниз, впра-
во и влево, заставляя его вычерчивать на
экране передаваемые изображения. Во ра-
диолокаторах подобный пучок отмечает на
	FHAMH СВЯЗИ — телеграфом и телефоном,
Новая радиотехника создала чрезвычайно
эффективные способы использования про-
волов в сочетании с радио. Теперь из обы-
кновенного квартирного телефона с помо-
щью радио можно говорить © любым теле-
фоном любой страны.

06б’единение радиосвязи и связи по про-
волам, а также применение радиометодов в
проводной связи оказалось весьма целесо-
образным. Стало возможным, так сказать,
уплотнить провод, одновременно передавать
по нему много телефонных разговоров. Не-
обычайно выросла скорость радиотелегра-
Фирования. На советских линиях дальнего
действия передаются по триста слов в ми-
нуту. Фоторадиотелеграфия, то-есть  пе-
релача по радио печатных текстов, рукопи-
сей и рисунков, по существу, также пред-
ставляет собой быстро действующий радио-
телеграф.

За полвека развития радио в технике
его создано очень много нового. Но попреж-
нему радиоприборы основаны на принципе
электрических колебаний, и попрежнему
	радиосвязь основана, на принципе излучения   экране место самолета, корабля ИЛИ Bepe-
	говой полосы, от которой отразилась радио-
волна.
	В свое время: электронная лампа быстро
нашла широкое применение, вытеснив иг-
кровые передатчики,  дуговые генераторы
й машины высокой частоты. Электронизя
лампа создала электронный’ генератор не-
затухающих колебаний, Этот генератор
одинаково устойчиво работает при любых
мощностях, начиная от самых малых. до
десятков и сотен киловатт. Он дает колебл+
ния, начиная от самых медленных, до неве-
роятно быстрых — в тысячи и десятки ты:
сяч миллионов колебаний в секунду,
	Впервые электронная лампа была приме-
нена при радиоприеме. Тогда и появился
изумительный прибор, который называется
ламповым усилителем. В своем современ-
	радиоволн. Для изобретения первых радио-
аппаратов, для их дальнейшего усовертен-
ствования было необходимо глубокое изу-
чение поведения радиоволн. Требовалось
выяснить, ках они распространяются в сво-
болном пространстве, как воздействуют на
приемную антенну, Какие ‹ электрические
токи и напряжения они вызывают в ней,
нак превратить их в ошутимый сигнал.
Но, даже разренгив эти вопросы, радио-
техника прошлых лет не могла создать ни
радиотелефона, ни радиолокации, ни радио-
телевидения. Дяя этого понадобилось соз-
дание электроники-—совершонно новой от-
расли науки и техники. Появление элект-
ронных лам ознаменовало наступление но-
вого периода в развитии радио.
Электронные лампы наших фадиоприем-
пиков. электронные телевизорные трубки,
	Методы радиотехники будут вое более
проникать в производство для его автома-
тизации, для повышения техники безопае-
НОСТИ.
	Советское радио имеет большие дости»
жения. Наша страна покрыта сетью мощ-
ных радиостанций, которые ведут переда-
Чи на семидесяти языках народов Совет-
ского Союза. За годы сталинских пятилеток
создана крупная отечественная радиопро-
мышленносло, которая во рремя войны
обеспечила армию и флот надежной евя-
зью. Пятилетний план восстановления и
развития народного хозяйства ‘нашей стра-
	создает новые, еще более благоприят-
ные условия для дальнейлнего Gszempore
развития советекого радио» .

log oor
	мощные электронные генераторные лампы   ном виде он снособен усиливать сигналы в
радиостанций и транеляционных узлов го-   сотни тысяч и миллионы раз, насколько не