г.. среда, NQ 108 (2289)

Советские подводники
в Беликой Отечественной. войне
		условия для действия подводных
р Черном море были в некоторой с
схожи с балтийскими. - \
	В соверо западном ‘углу Черного моря под-
водным лодкам приходилось действовать на
	` мелководных плесах. Преследуемые против-
	НИКОМ, Наши ходки подчас лииталиеь воз-
можности маневрировать и ложились на
грунт, так как при движении на мелководье
on похводной лодкой образовывался ясно ви-
димый на поверхности след ила, поднятого
требными виеигален: /
		жение войск или скопление техники, л0д-
ки быстро веплывали и открывали по нем-
цам огонь. Враг, застигнутый врасплох,
часто не имел возможности укрыться и тер-
пел значительный урон. Подобная тактика
наших подводников заставила немцев оття-
нуть с сухопутного фронта известное коли-
чество орудий и установать их вдоль побе-
режья.
	Советские подводные лодки играли также
роль транепортных средетв.
	В период блокады Севастополя воздуш-
ные силы противника, его торпедные катера
И расставленные им мины сделали крайне
трудным подвоз в Севастополь необходимо-
го снабжения на надводных судах. Наше
командование решило использовать для
этой цели подводные лодки. Погрузка про-
изводилась в портах кавказского побережья.
Подводные лодки брали вместо торпед, ар-
тиллерийского боезапаса пл части своего
топлива снаряды, мины и патроны для су-
хопутных войск, бензлн для самолетов,
медикаменты для госпитателей, пищевые
концентраты и другие ценные грузы. Что-
бы выиграть место и облегчить вес кораб-
ля, часть экипажа лодки оставлялась па
берегу. Это диктовалось также и необходи-
мостью экономить кислород, поскольку пол-
водным лодкам приходилось длительное
время двигаться в подводном положении.
Много трудностей и препятствий преодоле-
вали подводные лодки на пути следования к
героическому городу. У сёмото. Севастополя
большую опасность представляли мины,
которыми противник усиленно забрасывал
поххолы к порту.
	Благополучно миновав все эти опасности
и придя в Севастополь, подводные лодки
рисковали быть потопленными`в вамом пор-
ту немецкими самолетами и артиллерией:
Поэтому в светлое время дня они оставались
под водой, лежа на дне бухты, а с наступле-
нием темноты всплывали и разгружа-
лись. В обратный рейе лодки принимали
раненых, больных, женщин и детей, эва-
куируемых из города, а тажже особо цен-
ные грузы, вывозимые из Севастополя.
	5а время 0б0роны города-героя подвод-
ные лодки, несмотря на свою малую вме-
стимость, доставили в Севастополь евыше
4.000 тони различного груза и вывезли
из него около 1.500 человек.
		Первенство военно-мопеких сил
по борьбе, бокеу, штанге
	В День Военно-Морского Флота в Москве
состоятся встречи сборных команд борцов,
оксеров и. штангистов военно-морских,
сухопутных и военно-воздушных сил Мини-
стерства Вооруженных Сил СССР. Для пол-
	тотовки и отбора лучших спортеменов, ко-
	торые будут-включены в сборные команды
военно-мореких сил, ‘в Киеве с 10. по
15 июня 1946 года проводятея соревно-
вания по боксу, борьбе и подниманию тя-
местей на первенство ВМС. Участвуют в
розыгрыше первенства сборные команды
флотов, флотилий и высигих военно-морских
узебных заводений. Команда боксеров co-
стоит из девяти спортеменов, борцов — из
госьми и штангистов—из семи (в каждой
команде один — запасной). По условиям
соревнований к участию в них допускается
только по одному человеку в каждой весо-
вой категории.
Программа соревнований по боксу состав-
лена по олимпийской системе. Формула
боя —3 раунла по 3 минуты. Участники
состязаний по борьбе выбывают из соревно-
вапий при семи штрафных очках. Штан-
гисты разыгрывают классическое троеборье.
После соревнований будет проведен ме-
сячный: обор лучших спортеменов для под-
готовки их н встречам в честь Дня Военно-
	Мозекого Флота.

(Оп специального корреспондента «Красного Флота»)
	Б древней Праге на тихой, окруженной
старыми зданиями площади Штефаника
высится простой и строгий памятник co-
ветскому танку, первым ворвавшемуся в
чехословацкую столицу.

Тяжелая боевая машина, израненная
немецкими снарядами,  водружена на
пьедестал из светлосерого камня, и когда
площадь окутывают голубые весенние су-
мерки, кажется. что танк застыл в гигант:
ском прыжке, высоко подняв хобот орудия.
Столетние липы и ясени шелестят молодой
листвой над потемневшей от непогод бро-
ней. Башни пражекого кремля смотрят с
крутого холма на танк, принадлежащий
теперь, ках и они сами, вечности. А у под-
ножия памятника, где высечены на камне
имена геройски погибшего экипажа, чьи-то
заботливые рукн Изо дня в день меняют
венки из живых цветов.

Это священное место для граждан Пра-
ги. Дорогу сюда знает каждый ребенок,

человек. впервые сюда попавший, вновь
переживает отошедший уже в историю ве-
ликий день, когда Красная Армия вписала
здесь, в Праге, новую страницу в книгу
своей бранной славы и вще раз скрепила
кровью боевое братство славянских наро-
дов.

„.. Мир уже услышал ликующее слово
«Победа», человечество уже торжествовало
избавление OT угрозы немецкого ига. а
	свора отпетых фамистокних убийц, не под-
чинившихея пелписанной в Берлине кати-
туляции, еще держалась в Прате. ® чай
откатывались остатки титлоровских войск,
не желавшие сложить оружия.

Издыхающая гадина хотела Уничтожить
древний славянский город в центре
Европы.

Прага не осталась пассивным свидетелем
того, как решается ее судьба. В чехосло-
вацкой столице вспыхнуло народное вос-
стание против оккупантов. Город покрылея
баррикадами. Рабочие, интеллигенты, жен-
щины, подростки начали уличные бои за
родную Прагу.

Но у повстанцев было слишком мало
оружия, чтобы удержать город. Немецкий
гарнизон, оправившийся от первого заме-
шательства, почувотвовал, что у него хва-
тит сил утопить восстание в крови. Только
вмешательство извне могло спасти Прагу.

— Помогите нам! Помогите! Прага нуж-
дается в помощи!— повторял по-русски и
по-английски диктор из «Дома радио», во
Дворе Которого свистели пули. — Немцы
наседают. Прага просит помощи! Пришлите
танки! ах
	Призыв был услышан. Да если бы п
He было этого призыва, советские люди,
советские воины не могли оставить в беде
Прагу. К ней уже неслись от поверженного
Берлина через Саксонию и Рудные горы
русские танки. Они пришли во-время,
преодолев и сокрушив все преграды. И ис-
тория навеки сохранит память о подвиге,
совершенном советскими танкистами в  у
	ночь, когда мир уже знал о капитуллции
Германии, в то утро, когда миллионы лю-
`дей уже вышли на улицы праздновать
победу.

В это утро отвоеванная жизнь открыва-
ла нам свои прекрасные лучезарные дали.
Жакие же благородные души, какие отзыв-
чивые сердца были у русских солдат, кото-
рые девятого мая сорок пятого года в но-
следнем сражении Великой Отечественной
войны жертвовали жизнью во имя того,
чтобы праздник победы пришел на улицы
Праги! у

С тех пор прошел уже год. Но котла
Прагу навещает советский человек, Kam-
дый новый знакомый. торопится рассказать
ему, как весе это было. Заново рожденными
называют себя люди, которых наши танки
застали в неравной схватке ‘у окруженных
озверевшими врагами баррикад. До сих нор
гордятея девушки, которые сумели препод-
нести танкистам первые букеты. Счастли-
во веполгинают матери, как они сажали де-
тей на запыленную броню советских ма-
пин, и показывая на Градчаны — холм
пражского кремля, на древние мосты над
Влтавой, на оживленное  по-весеннему
Вацлавское наместье, приглашая в Свон
жилища, люди говорят: «Смотрите, все-это
они не успели разрушить только потому,
что вы пришли во-время, все это и нас
самих спасли ваши танки!» р

Первому советскому танку, пришедшему
в Прагу, посвящаются в Чехословакии поэ-
мы, картины, киносценарии. Он войдет в
школьные хрестоматии и семейные хрони-
ки. И в сознании поколений он запечатлест-
ся поднятым на строгий пьедестал из’ свет-
лосерото камня, словно застывиим в ги-
тантеком прыжке.

Тихо шелестят над плошздью Штефани-
ка старые ясени и липы. Благоговейно
приближаются к памятнику жители Пра-
ги, чтобы прочитать еще рез имена, высез-
ченные на камне.

... Старший лейтенант Борисе Новожилов.
лейтенант Павел Егоров, лейтенант Павел
Гончаренко, старший сержант Алексей
Хмельницкий, свржант Владимир Решетни-
кор, сержант Иван Черников, рядовой Ва-
силий Востриков, рядовой Иван Базелюк...

Эти простые русекие люди умерли за
Прату, умерли в тот день, когда солнце
победы и мира уже взошло над землей.
И благодарная Прага навеки запомнила их
пмена, как новый символ великой и нет-
ленной дружбы двух народов, столь близ-
ких 0 языку и крови и ставших еще более
близкими в жестокой борьбе с общим вра-
том.

Выполнив свою благородную освободи-
тельную миссию, Ерасная Армия ушла из
Чехословакии. Только первый танк, при-
шедший в Прагу, остался здесь навсегда.
И это не просто величественный монумент.
Это памятник, без которого теперь немые-
	лима Прага.

Н. ЛАНИН.
Прага, май 1946 г.  :
	Контр-адмирал
А. ТОМАШЕВИЧ
		Б первые же дни войны одна из наших
подводных лодок проникла в неприятель-
свий порт Варлэ. Затем последовали четы-
ре прорыва напгих лодок в базу противни-
ка, расположенную в глубине фиорда Пет-
само. Первой проникла туда подводная лод-
ка под командованием капитан-лейтенанта
Фисановича, получившего  впоследствим
звание Героя Советского Сотоза.

Неоднократный прорыв советских под-
водников в Петсамо вынудил немцев отра-
ничитЬь заход в этот порт своих транепор-
Тов, что, конечно, осложняло врагу пере-
броску грузов в эту ближайшую гавань к
динии фронта. Вместе с тем для охраны
порта немцы стянули большие еиль’.

Успешные атаки налгих подводных 20-
д0{ заставили противника принять против
чих ряд дополнительных мер. Он усилил
охранение свойх кораблей и стал совершать
переходы морем преимущественно в темное
время суток.

Ночные атаки требуют от командира и
сего ‘личного состава подводной лодки еше
большего мужества, выучки, умения рабо-
тать с исключительной четкостью. Наши
подводники довольно быстро освоили ноч-
ные атаюи м добились того, что их эффек-
тивность не была ниже дневных.

Непрерывно совершенствуя в течение
войны методы стрельбы торпедами, совет-
ские подводники добились высоких резуль-
тамв торпедных атак. В то время как ном-
	цы считали, что 50 проц. успешных атак
	лвляелоя отличным показателем, некоторые
соединения наших подводных лодок в по-
следний период войны достигли почти сто-
процентной успептности атак. Попутно от-
метим, что в первую мировую войну сред-
няя успешноеть атак русских подводных
лодок составляла 12.5 проц.
	4.

Способность ‘подводных лодок проникать
в глубь охраняемого района и выявлять пу-
ти движения ‘неприятельских кораблей де-
лает чрезвычайно выгодным использование
подводных лодок для минных постановок.
В этом отношении наши подводники дейст-
вовали весьма активно и на протяжении
войны поставили на всех театрах большое
количество мин, на которых подорвазлиеь
десятки кораблей противника. Прежде чем
ставить мины, наши подводники длитель-
ным наблюдением выявляли наиболее чув-
етвительные для противника места. После
выполнения операций по минной постанов-
Ke подводники оставались в том же райо-
не, следили за результатами, в случае на-
добности добивали подорвавитийся на ми-
нах вражеский корабль, ставили маны
вместо вытраленных противником ит. п.
	Минная опасность вынуждала немцев
производить систематическое  траление
используемых ими морских путей, что, ко-
нечно, стесняло судоходство и требовало от
врага огромного напражения сил.
	Подводные лодки помогали Красной Ap-
мии не только тем, что уничтожали враже-
ские транспорты, перевозившие живую еи-
лу, боевую технику, горючее, боеприпасы,
продовольствие, но-и тем, что иногла дей-
ствовали непосредственно против примор-
ских групи гитлеровцев или осуществляли
связь с группами наших войск, действовав-
птими изолированно ‚от основных частей
Красной Армии.
	В ряде случаев подводные лодки привле-
кались для обстрела береговых  об’ектов
противника, когда использование для этой
цели надводных кораблей по том или иным
причинам было невозможно. Так, например,
во время наступления немцев вдоль берега
Финского залива наши подводные лодки о6-
стреливали их тылы.
	Особый интерес представляют действия
нолводных лодок против сухопутных комму-
никаций немцев на Крымском полуострове.
	ак известно, в Крыму дорога, проходящая
	вдоль южного побережья, хоролио видна с
моря. Гитлеровцы широко использовали ее
для переброски войск, техники и боеприпа:-
сов на различные участки своего фронта.
Подводные лодки, оперировавшие у крым-
ских берегов, не только топили вражеские
корабли, но оказались в состоянии мешать
неприятельским сухопутным перевозкам.
Пользуясь тем, что крымское побережье
приглубое, подводные лодки в местах, где
порога больше всего открыта с моря, под-
ходили возможно ближе к берегу и в пери-
скоп наблюхали за дорогой. Обнаружив дви-
	Большую опасность представляли мин-
ные заграждения, которыми противнит ири-
крывал пути движения своих судов. Dry
заграждения становилиеь особенно опасны-
МИ в Обеннее время, когда штормовые пого-
ы И плохая видимость енижали точность
определения подводными лодками сноего ме-
cTa B море, и лодки могли оказаться на
минных заграждениях врата.
	Положению значительно осложнилосъ, ко-
па мы вынуждены были перебазироваться
на кавказские порты: переход из баз в рай-
0н действия увеличился в несколько раз.
	Между Крымоким полуостровом и Анато-

хийским побережьем немцы ‘организовали
подвижтой барраж протиз наших лодок.
Здесь производили поиски наших TOTBOA-
ных лодок неприятельские сторожевые и
торпедные катера;  самолеты-разведчики
искали лодки с воздуха, а торпедоносцы
‚подкарауливали, сидя на воде.
’, Однако, несмотря ‘на все усилия немиев,
г не удавалось воспрепятствовать про-
ходу советехитх подводных лодок в западную
часть Черного мозя.
	Из приведенного краткого обзора можно

SIAHTD, насколько сложна была обетанов-
sa для дойствий наших подводных WOOK
		14 всех морских театрах. Характерно, что
310 время как немцы широко использовали
CHO подводные силы на коммуникациях
союзников в Атлантическом океане, дей-
тия их на наших морских театрах были
ограничены. Из общего числа наттих кораб-
тей, погибтих во время Великой Отечест-
ванной войны, неприятельекими подводны-
Уи лодками было потоплено лишь сколо
$ проц.

В течение всей войны советские подвод-
ииви непрерывно вели борьбу © перевозка-
эл противнища. Не было тажюго дня и даже
1808, ROMA Ha коммуникациях противни-
ха но действовали бы наши подводные лод-
ВИ,

Существенную помощь в поисках про-
тионика оказывали самолеты, сообщавилие
паводным лодкам, находившимея в море,
(Юзония об обнаруженных ими вражеских
кораблях.

Летом 1944 года на Севере имел место,
например, следующий случай. .

Нашим самолетом-разведчиком было об-
паружено несколько транспортов, шедигих
НА РОСТОК в очень сильном охранении. До-
незение` самолета было принято”двумя  на-
ими подводными лодками. Командиры их
цилным ходом устремились навстречу кон-
‚В0ю, успенино атаковали противника, пото-
\пив при этом по одному транспорту. Велед
3\ НИМИ КОНВОЙ был атакован нашими в03-
Душными силами, которые добили остав-
миоя транспорты.  Впоследетвии  оказа-
105, что потопленные транспорты перево-
wun войска для подкрепления немецкой
трупиирюзюи в районе Петсамо,

Такоо взаимодействие подводных лодок
Можду собой и с воздушными силами в по-
clon период войны стало применяться’
веъуа часто и может считаться наиболее
совершенной формой использования полвод-
ных лодок. Осуществление такого взанмо-
действия явилось большиим достлискением на-
TAX TOMBOTWILROB.

Панболео верный способ найти корабли
прогивника и тотопить их —— это проник-
путь во вражеский порт. Однако подходы к
вражеским портам обычно преграждены ми-
Нами и сетями, а в оставшихея проходах.
ведется усиленное наблюдение за подвод-
Ими лодками © помощью акустических и
влзуальных средств. Еще более трудным
Является выход из неприятельского порта
после атаки. Узкие фарватеры мешают под-
одной лодке маневрировать, чтобы укло-
Ниться от преследования. К тому же врат
Иуоот возможность организовать мощное,
‘MITCH и непрерывное преследование’
подводного корабля,

И вое же, несмотря на все трудности,
Наши подводные лодки за время войны не-
длократно проникли в порты противника.
	»
* Окончание. Начало см. «Красный ono
№ 107. а :   ар
	abe EE ie let

Совешание начальников
	политотделов
	В Политуправлении Краенознаменного
Балтийского флота состоялось, совещание
начальников политотделов частей и соеди-
нений, на котором обсуждались два основ-
ных вопроса: рост партийных организаций
Флота и работа с молодыми коммунистами;
опыт работы политотделов, партийных и
комсомольских организаций по обеспечению
боевой подготовки и по укреплению воин-
ской дисциплины. 5)

Доклады сделали по первому вопросу нол-
корник Яичников, по второму вопросу —
подполковник Гош, капитан 3 ранга Бабу-
рин и капитан 3 ранга Белокопытов.

В конце совещания выступил начальник
Политуправления флота генерал-майор То-
рик.

Накануне этого совещания, продолжав-
шегося два дня, в Политуправлении флота
состоялось совещание, на котором обсуж-
дался вопрое о работе политоуганов по обес-
печению предстоящего траления,

Открытие выставки
советской живописи
и гоашики
	ВЛАДИВОСТОК, 7 мая. (По телеграву_
	от норр. «Ирасного Флота»). В офицереком
клубе главной базы открылась выставка
картин крупяейших советских художников,
направленная сюда Потитуправлением во-
‘епно-морских сил. На открытии присутство-
вали офицеры, представители местных со-
ветских и партийных организаций, работ-
ники искусства и печати.

Капитан 1 ранга Серебренников разре-
зает красную ленточку. Директор выставки
т. Савотин приглашает гостей проследовать
в залы.

Собравшиеся подолгу останавливаются у
каждой картины. Прежде всего их внимание
привлекают большой портрет И. В. Сталина
работы народного художника лауреата
Сталинской премии А. М. Герасимова, исто-
рические полотна П. П. Соколова-бкаля.
Большим успехом пользуютея натюрморты
NH пейзажи народного художника РСФСР
П. Wf. Кончаловского. С одобрением отзы-
ваются зрители о картинах заслуженных
деятелей искусств РСФСР С. В. Гераеимо-
ва, В. В. Мешкова, В. Н. Бакшеева и других
хуложников. °

Военные моряки и жители Владивостока,
впервые видят здесь такую большую перво-
классную выставку. Сейчас в-трех больших
залах размещено 108 картин. В ближайшие
дни будет дополнительно выставлено не-
сколько десятков картин в летнем павиль-
онё офицерского клуба.

В день открытия выставку посетило более
тысячи человек.
	Из приведенных фактов видно, как елож-
ны были условия для боевой деятельности
наших подводных лодок в Великой Отече-
ственной войне. Но, несмотря на это, совет-
скими подводниками были достигнуты боль-
шие результаты. Они потопили несколько
сот неприятельских кораблей общим водо-
измещением свыше одного миллиона
тонн. Назли подводники значительно 3a-
трудняли движение вражеских транепортов,
задерживали, а иногда и вовсе срывали
своевременную доставку войскам против-
ника подкреплений или боепитания, отвле-
кали на себя значительные вилы противни-
ка и вынуждали его затрачивать громалные
	средетва и ‘материальные ресурсы (мины.
	сети, глубинные бомбы, топливо и т. т.).
	Верховный Главнокомандующий Генера-
лиссимус Советского Союза товарищ Сталин
в своих приказах неоднократно об’являл
благодарность нашим подводникам, отли-
чившимся в ряде совместных операций ар-
мии и флота. Ряд соединений подводных л0-
док награжден правительством боевыми
орденами; многие подводные лодки стали
краснознаменными и гвардейскими, личный
состав подводных лодок отмечен боевымл
орденами, а 18 командирам подводных ло-
док присвоено звание Героя Советского
Союза. Вее это свидетельствует о высокой
оценке действий наших подводников парти-
ей, правительством и’ лично товарищем
Сталиным.
	Достигнутые нашими нодводниками ре-
зультаты свидетельствуют о том значении,
которое имели подводные лодки в Oreue-
ственной войне. Быстрое сбвершенствова-
ние подводных лодок дает полное основание
утверждать, что значение пх в будущем еще
более возрастет.
	Перед подводниками, как и перех всеми
вооруженными силами нашей страны, стоит
задача изучить и освоить опыт Отечествен-
ной войны и неустанно совершенствовать
свое воинское мастерство.
	Славные боевые традиции советских мо-
ряков, умноженные во время Отечественной
войны, являются залогом того, что подвод-
ный флот, как и вее военно-морские силы
Осветского Союза, будет и в дальнейшем
бдительно охранять морские рубежи нашей
Родины, надежно стоять на страже мирного
созидательного труда советекого народа.
	6.300 экспонатов выставки трофейного вооружения
	Ко Дню Победы Московская выставка об-
разцов трофейного вооружения пополнилась
новыми экспонатами. За ‘год; прошедший
после победоносного окончания Великой Оте-
чественной войны, доставлено много типов
самолетов, танков, артиллерии, инженерного
имущества,

В беседе с корреспондентом ТАСС началь-
ник выставки генерал-лейтенант Р. IT,
Хмельницкий заявил:

— Сейчас экспозиция построена таким об-
разом, что посетители имеют полную воз-
можность наглядно убедиться в том, с ка-
ким вооружением немцы начали войну про-
Tus Советского Союза и как гитлеровская
Германия в ходе войны старалась модерни-
зировать свое вооружение, тщетно пытаясь
догнать в качественном отношении технику
Красной Армии. Нам удалось собрать образ-
цы трофеев с огромной территории — от Кир-
кенеса в Норвегии до Порт-Артура на Даль-
нем Востоке. Ныне у нас сосредоточено бо-
лее 6500 экспонатов — в три с половиной
раза больше, чем при открытий выставки.

Среди новых экспонатов -— двухмотор-
	ПО СТРАНИЦАМ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ
	ный бомбардировщик «Мицубиси СБ». Его
максимальная скорость — 495 километров в
час. Он вооружен 29-миллиметровой пушкой,
пятью 12,7 и7,7-мм пулеметами. Бомбовая на-
грузка — до 1500 килограммов. Экспониро-
ван двухместный двухмоторный ‘ истреби-
тель-штурмовик «Кавасаки И-02» — лучший
японский самолет этого класса. На высоте
5640 метров его скорость достигает 570 ки-
лометров в час. Он вооружен 37-мм пуш-
кой, двумя 20-мм пушками и тремя пулемс-
тами калибра 7,7 и 127 мм.

Среди новичок германской авиационной
техники — двухмоторный пикирующий бом-.
бардировщик «Дорньг-217-М» выпуска де-
кабря 1944 г.

Среди инженерного имущества японцев на
выставке представлены моторные катера, за-
бортные моторы, торпеды, штурмовые мо-
стики и лестницы, гидролыжи, машина для
глубокого бурения, под’емный кран на бро-
нетранспортере ит. п;

_ В последние дни на выставке увеличи-
вается поток посетителей. Лишь [  и 2 мая
здесь побывало более 50 тысяч человек.
	повый американский’
крейсер «Джюно» -
	По сообщению американской газеты

«Нью-Йорк тайме», 15 фозоаля 1946 пола

_ветупил в строй крейсер ПВО- «Дино» TH-
па «Окленд»; Одноименный крейсер был но-
топлен 13 ноября 1942 года в районе Гга-
далканара.

Стандартное водоизмещение нового крей-
сера «Джюно»— 6.000 тонн, полное—7.500
тонн, скорость хода—свыше 34 узлов. Во-
оружепие — двенадцать 127-мм. универ-
сальных пушек в спаренных установках,
тридцать два 40-мм автомата в шести четы-
рехетвольных и четырех двухствольных
установках, шестнадцать 20-мм автоматов
в восьми двухствольных установках. Таким
образом, крейсер вооружен шестьюдесятею
зенитными стволами.

Вея зенитная артиллерия управхяетсл
при помощи новейшей радиолокационной
аппаратуры. Помимо этого, на крейсере
есть поисковая радиолокационная устапов-
ка последней конструкции. .

Длина крейсера— 165,4 м, ширяна-—16 м,
наибольшая осадка—6,1 м, высота от ва-
терлинии до клотика—38,4 м. Экипаж—
597 человек, из них 66 офицеров.

В 1946 году должны войти в.строй еще
два корабля этом типа—«Спокейн» и
«Фуесно». (боб. инв.).
	Гадиолокационные станции
на судах
	Английские газеты «Ньюс кроникл» и
«Ивнинг стандард» сообщают о навигапи-
онных радиолокационных станциях на су-
Зах. Первая такая станция на пароходе
«Атлантик Коуст» действовала на расстоя-
нии около 20 миль. Она отчетливо. воспро-
изволита на экране берегов линию И. 60-
зелние корабли.

Радиолокационными crane “ obuapy-
жения оборудованы и китобойные суда,
действующие в Антарктике. Эти станции
помогают в условиях ие видимо-
сти обнаруживать китов.

В заливе Лонг-Айленд (США) ‘успешно
демонстрировалась радиолокационная стан-
а косяки рыбы. (628.
McD
	Немецкая радиоуправляемая планирующая
бомба BY-246
	руль поворота. Лля удобетва наведения на
обоих килях — электрические лампочки.

Планирующие бомбы ВУ-246 подвенива-
лись под самолеты - бомбардировщики
«Ю-88», «Ю-188», «До-217» (по две бом-
бы), «Хе-177» (три бомбы) и ебрасывались
на расстоянии нескольких километров от
цели. После этого они планировали и на-
водились на корабль с самолета по радио.
Взрыв происходил при ударе бомбы о ко-
рабль или 0 воду.

Основные данные. ВУ-246: общая дли-
на—3.355 мм, размах крыла—6.425 мм,
площадь крыла -— 1,34 м”, общий вее—
725 кг, вес боевого зарядного отделеняя —
454 кг. (Соб. инв.).
	На фото: планирующая бомба ВУ-246.
	По сообщению английского журнала «9й-
роплейн», на выставке немецких самолетов
в Фарнборо (Англия) экспонирована немец-
кая планирующая бомба, сконструирован-
ная фирмой Блом и Фосс — ВУ-246. Бомба
предназначалась для борьбы с торговым су-
доходетвом союзников.

Она представляет собой свободнонесущий
моноплан © высокорасположенным крылом
и двухкилевым хвостовым оперением. Фю-
зеляж цельнометаллической конструкции с0-
стоит из четырех секций, соединенных свар-
кой. Крыло изготовлено из железобетона
(каркас из металлической сетки, залитой
бетоном) и состоит из двух консолей, при-
коепленных к бортам фюзеляжа.

На стабилизаторе хвостового оперения
расположен руль глубины, на левом киле—
	ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТОРПЕДНЫХ КАТЕРОВ С АВИАЦИЕЙ
	дожная связь может быть достигнута лить
постоянными совместными тренировками во-
енно-воздуиных сил и торпедных катеров.
Известно, что на Балтике такой безотказной
связи добились летчики гвардейского соеди-
нения полковника борешкова с соединением
торпедных катеров.

Командование операцией осуществляется
командиром соединения торпедных катеров
по назначению старшего начальника. Для
улучшения боевого управления желательно
поздание оперативных групп пгтабов взаимо-
действующих соединений. При невозможно-
сти этого обязателен взаимный обмен опыт-
ными офицерами связи.
	Встречи катерников с летчивами, совмо-
CTHbIG оперативно-тавлические игры при-
ведут к лучшему взаимопониманию. Мето-
ды взаимодействия отрабатываются на опе-
ративно-тактических играх с привлечением
представителей ВВС, надводных кораблей и
береговой обороны. Затем эти методы прове-
ряются на совместном тактическом учении
в море.
	Наша статья не ‘претендует на полноту
освещения всех вопросов тактического взаи-
модействия торпедных катеров и авиации.
Необходим, на наш взгляд, широкий обмен
мнениями офицеров катерного и авиацион-
него оружия с целью разработки затронуто-
го нами вопроса.
	Напитан-лейтенант П. ФЕЛОРОВ.
	Краснознаменный Балтийский флот.
	Большая подвижность торпедных катеров
тант в себе значительные возможности для
упешных совместных действий с авиацией.
Совершенно очевидно также, что это взам-
модействие не мыслится без привлечения
других сил флота. Авиация ведет поиск, про-
тлвника, заводит на него торпедные катера,
прикрывает их с воздуха, обеспечивает про-
рыв в главному об’екгу атажи, расстраивая
ео боевой порядок и уничтожая силы охра-
нения, и, наконец, наносит совместные или
Раздельные по времени бомбо-пегурмовые и
торпедные удары.

Наиболее эффективным тактическое взам-
Модойствие авиации и торпедных катеров
может быть, ках показывает опыт, при дей-
стзиях на коммуникациях противника и
при бое в своем прибрежном районе.

” В условиях хорошей видимости возможно
одновременное ‘использование воздушных
и и торпедных катеров.

Оперативная разведка ведет поиск кон-
вол. В случае необходимости высылается
споциальный разводывалтельный самолет
ла уточнения места и состава кораблей, их
освого порядка и состава движения.

Получив уточненные данные 0 конвое,
ROMA взаимодействующего  катерного
содинения и его штаб производят расчет
вромени выхода, катеров из базы или начала
ЗИЖения их из точки тахтического развер-
тывания для нанесения совместного ударз.

Тэрпедные катера (самостоятельно или
RO маимолействии © авиацией) атакуют
	врага и нанозят решающий удар по конвою.

Прорыву торпедных катеров к транепор-
там содействует штурмовая и бомбардиро-
вочная авиация, атакующая корабли охра-
нения, а также самолеты-дымзавесчики. На
авиацию возлагается также наведение тор-
пелных катеров на конвой и прикрытие их
ог воздушных вил противника.

В темное время суток или при плохой
вилимости совместный удар. затруднен, и
торпедные  калера действуют, самостоя-
тельно:

При действиях в своем прибрежном рай-
оне торпедные катера находятся в готовно-
сти в выходу в местах базирования. Так же,
как при действиях на коммуникациях, с
получением уточненных  разведыватель-
ных данных командир производит расчет
для выхода на курс кораблей противника и
назначает время удара.

В темное время суток ударно-поисковые
группы торнедных катеров производят по-
иск кораблей противника, атакуют их и на-
водят на противника последующие группы
торпедных катеров.

Уларно-поисковые группы торпедных ка-
теров перекрывают все вероятные курсы
подхода кораблей противника к нашему по-
бережью.

Курсы перехода ударных групи катеров
из баз в район боя должны исключать веро-
ятность встречи со своими подводными лод-
	ками в море,
В боевой практике выявилось, что па-
	Японские взрывающиеся катера
	малютками предназначались для атак круп-
ных нораблей и судов в гаванях, на рейдах
ий в прибрежной зоне. °

` Вея носовая часть катера заполнена
взрывчатым веществом, ближе к корме уста-
новлен мотор. Позади него — кабина для
водителя. Катер взрывается при ударе о
борт атакуемого корабля.

По сообщению журнала «Меканикс иллю-
стрейтэд», один из таких катеров, приме-
ненный японцами у 0. Окинава и затонув-
ший во время атаки, был поднят амевикан-
пами. (боб. инз.).
	Наряду ¢ «самолетами-самоубийицами»
японцы применили в войне на море «кате-
ра-самоубийцы», или взрывающиеся ка-
тера.
Идея их применения не нова. Такие ка-
тера были и у немцев. Однако немцы пре-
дусматривали возможность спасения’ води-
теля: он выбрасывался за борт, а катер на-
водился на цель по радио с так называемого
катсоа управления. Японцы же. пошли еще
дальше и посылали своих моряков, как и
летчиков, на верную гибель,

Взрывающиеся катера вместе с лодками-