5 мая 1946 г., четверг, № 109 (2290]

ЖРАСНЫЙ ФЛОТ
	—
С. КРАСОВ
~~
	нятие в обстановку, где действуют хлзые
люди, тот, кто предетавит cobe, каком
напряжения духовных и физических ста
человека требует такой удар, поймет, чи
трудно подобрать слова, которыми мож
быдо бы передать бесстрашие советском
балтийского подводника.

Иа юте немцы после долгого перерыва
вновь «выигрывают пространство», идя па
всех парах к сталинтралевой катастрофе,
Новороссийск был последним портом Че.
номорья, куда они прорвались. Но jopory
с моря они сюда так и не проложили, Пи
один немецкий корабль не пробился в порт,
Черноморцы заперли Цемесежую бухту м
крепкий замок. В те дни немцы снова то.
чали мечтать о «сухопутной» гибели на-
шего флота, на этот раз Черноморском. Но
Черноморокий флот жил, он готовился m-
	веждатъ,
Началась Сталинградекая эпопея. (но
ва после ‘гражданской войны Bor
	узидела моряков. Они помотают Крденой
Армии огнем своих канонерок, работой на
пероправах, @& иногда и десаятами, вот
рые обрушиваются на немцев там, м
врагу удавалось пробиться к Волге. Впер-
вые в истории войн корабетьная артилле
рия била по вражеским танкам. В уличных
боях в Сталинграде, о которых кратко
сообщали сводки, морская пехота сраха-
лась плечом к плечу с красноармейцами,

2 февраля 1943 году немепкие арош
пох Сталингращом прекратили свое суще-
ствование, а через два дня морские пехо-
тинцы высадились на Мысхако, В то вом
	мы не читали в сводках 0б этом хосанте, °
	но плацдарм на этой «Малой земле», ше
долгими месяцами героически держались
Hann бойцы. помог в сентябре разгромить
немцев под Новороссийском.

В августе столица стала салютоваль 5
честь славных побех Врасной Арти,
В приказах Верховного Главнокоманхую
шего упоминаются и моряки — repr
Норороссийска, Таганрога, Тамани.

Наступление Красной Армии пло семи:
мильными пкатами. В январе 1944 ма
балтийцы, введя в бой все свои корабль:
ные и береговые орудия, помогли. Красшой
Армии емести пояса немецкой обороны п
Ленинградом. Благоговейно вспомним, чо
на бронелоезде балтайцев были установдез
ны пушки с легендарной «Авроры»,

Далекими уже в то время казались дни,
когда приходилось грудью защищать ках-
дую морскую базу. Моряки рвались па
простор. Советский военный моряк жил т
умирал ради победы. 24 марта 1944 pon
сводка рассказала о славной гибели ba-
тийца майора Калтанкина, который свону
горящим самолетом таранил вражеский
корабль. Это был первый случай “rapana
с воздуха на море. Спустя четыре дня был
взят Николаев, Морские пехотинцы, нахо
дявь на левом фланге войск 3-го Украина
ского фронта, помогали форсировать лимая:

В апреле Черноморскому флоту быв
возвращена Одесса. В апреле же в сводках
Совинформбюро снова появилось (еваето-
польское направление. Не за восемь меся-
цев, а за 22 дня подготовки и 3 дня штуриз
Красная Армия преодолела полосу оборони“
тельных сооружений. Севастополь снова
поднял свой советокий флаг.

Ченинтрад и Севастополь, Одесса и Тала
лин, Новолосенйск и Петеамо, Мысхако х
полуостров Рыбачий, Волга и Дунай, Эзель
и незаметный ладожекий островок (ухо,
известный прежде только географам да ла
дожеким рыбакам, — этапы великой боры
бы, обороны и наступления. На као
этапе мы видим крецкую спаянноеть co
ветеких воинов, их заклленную боевую
дружбу. Всегда это будут помнлиь берога
Черного моря, берега Дуная, Вислы, ие
р и Шпрее, участники боев за Варшаву;
Будалецт, Вену, Bearpay. Корабли Дне
	провокой флотилии шли на запал. что.
	слить гул своих орудий в грохотом 22 тн
сяч стволов, стротявигих по Берлину.
Перочитылая сводки, мы уверенно мот:
рим в будущее. Окрепшими в своем боевох
опыте приходят наши военно-моротию
силы к годовщине великой победы, Необо-
зримыю просторы открываются перед нзми.
Наш флаг навсегда утвердился в Кениг-
сберге, Петсамо, на’ Курильских островах:
Он поднят в Порт-Артуре, Флот ‘увероню
стоит на рубежах нашей морской державы,
охраняя созидательный труд социзатотиче-
CKOH отчизны. I
	И вот, наконец, Красное Знамя. вое
	эженное. 30 апреля 1945 гола в 14 ч.5 %
	над . рейхстагом бойцами роты стартого
сержанта Съянова — красноармейцен Ero
рэвым и младшим сержантом Кантария.
Дата и люди эти вошли в неторию Великий
Отечественной войне.
	Установленное над зланием фаптистском
	«парламента». знамя принадлежало 150-K
Илрицкой ордена Кутузова П степени стреле
KODOH дивизии генерал-майора ПТатилова,
	входившей в состав 1-0 Велорусекото
фронта, которым командовал марта
Жуков: Военный Coser 9.й Ударной
	Армии учредил 9 красных знамен я
водружения над рейхстагом и вручил их
стрелковым дивизиям, наступавших на
Берлин. 150-я Идрицкая ‚Дивизия ‘01
“HIJA историческое знамя‘ в ночь на 22 вре
ля 1945 тода в пригороде Берлина-—Каров.
30 апреля в 14 ч. 95 м. бойцы роты стар-
щего сержанта Съяпова с боями пробрались
по лестнице на крышу здания и, достигнув
купола рейхстага, водрузили над ним краса
ноев знамя, знамя триумфальной  побеы
	fOPETCHONO государства пад фаптистекой
Германией.
	И вот он здесь, этот кумачевый  стят,
ставший уже легендарным. От него трудно
отвести взгляд, на него хочется смотреть и
смотреть без конца, он заставляет биться
сепдца учащеннее, он воскрешает в памяти
отромный и тяжелый путь нангих вооружен
ных сил, говорит о величии наптей вовнной
мощи, нашей славы, нашего труда. Он родит
У всех, кто смотрит Ha него, думы о TROPIC
нашей ` Победы — о Сталине, В этих ду
мах — горячая сыновняя благодарность де
той отцу, солдат — полководцу, HAD
да — вождю.

А под древками, на полу, лежат бесславн
ные знамена разбитых немецких полков #
дивизий вместе с личным штандертом Тит
лера. На грязных, пепельного цвета полом
нищах — проклятая свастика. Кажется, 9%

сплелись целые полчища огромных пауков.
	Сама История бросила немецкие знамена
& нашим ногам.
	Перед нами 06’емистые тома оператив-
ных <водок. С жгучим волнением откры-
Baew мы теперь эти книги. В них буевая
хроника Отечественной войны, войны, на-
чавшейся тягчайшими испытаниями и 38-
кончившейся ослепительным, цедывалыьм
в истории нашей Родины триумфом.

Почти пять лет назад, котда в Мурман-
ске стоял. полярный день, в вронштадте —
белая ночь, в Одессе и Севастополе еще
не рассветало, посльталея вой «Юнкер-
сов» над нашими морскими базами. В те
минуты, когда немцы открыли огонь по
Бресту, началея их «блиц» и против. на-
шего флота. Но этот «блицщ» был только в
приказах гитлеровской ставки. Его не было
на суше, не было его и на моте.. «Юнкер-
сы» не разгромили наших Морских баз, не
уничтожили наши корабли, не заперли их
матнитными минами в портах, не лишихн
маневра. . ~ 3 - Е

Кто ‘можег забыть далекие первые дня
войны?! Вся страна просыпалась до за-
ри — на заре передавали сводку. Донози-
лись позывные из Москвы — первые -так-
ты любимой народной песни. Все города
ловили эту волну. Суровой вестью. начинал-
ея наш день. Но уже тогда гитлеровцы пе-
знали силу наших первых ответных уда-
ров. Они бросали бомбы на Севастополь и
в ответ получили бомбы в Мемеле, Данци-
ге; Кенигсберге-и увидели столбы пламени
над своими нефтебазами в Плоешти, Наши
морские бомбардировщики, базировавшлеся
на Эзель, появились над Берлином. Враже-
ская подводная” лодка, которая прокралась
за добычей в Финский залив, не ушла назад.
В первые три дня войны немцы поте-
ряли в воздухе 161 ‘самолет. Имен наших
летчиков сводка тогла не сообщала. Нотом
мы узнали, что один из этих самолетов
сбил за Полярным крутом Борие Сафонов.

Немцы бросали вперед танки и еамоле-
ты, но свои корабли держали позади. Наши
морские базы они надеялись захватить ©
суши. Все решится на суше, рассчитывали
они, и, когда будут захвачены все базы,
наш флот окажется бездомным и автомати-
чески погибнет. Поэтому и не стоит риско-
вать крунными боевыми кораблями. Так
рассуждали немцы. Их линкоры и крейсера
не появлялись вблизи напих берегов. Но фа-
шистеким легким кораблям поневоле прихо-
дилоеь ветречаться oc нашими. В первой
встрече на Балтике, состоявшейся уже
после того, как мы лишилиеь Ли-
бавы и Риги, немцы потеряли два
эвминца, 13 транспортов с войска-
ми и грузами, баржу c танками. К
концу Этого боевого дня горели еще
13 вражеских транспортов и один эсми-
нец. Спустя неделю в тех же квадратах
при второй встрече немцы потеряли
11 транепортов и танкер.

Ееть в сводках коротенькая заметка, на
которую теперь не сразу обратишь долж-
ное внимание. В тот самый день, когда
балтийцы пустили ко дну два немецких
эсминца и караван транспортов, Н-ская
батарея Северного флота, которой команде-
вал Космачев, тремя выстрелами потопила
немецкий корабль.

Это — знаменательное сообщение, Ce-
верный флот не отметил и нервого десяти-
летия, когда началась война. Немцы He
видели в нем серьезного препятетвия для
своего «дранга» на Мурманск и понесли за
это должное наказание. В июле, быть мо-
жет, с трех выстрелов батареи Космачева
на Севере началось то, что адмирал флота
Исаков назвал в своей книге «упорной по-
вторяемостью событий».

Залпы береговых батарей, торпеды под-
водных лодок, торпедных катеров, удары
бомбардировщиков изо дня’ в день топят
немецкие корабли. Вривая вражеских ио-
терь безостановочно илег вверх. Полярный
форпост гитлеровской ариии становится
ловушкой для тренированных егерских ли-
визий. Моряки. молодого нашего Северного
флота проявили в этой борьбе редкое упор-
ство и неутомимую жажду боя.

Вспомним же сегодня тех, кто начал
борьбу с немцами на коммуникациях даль-
него Севера:

подводники открыли боевой счет торпе-
дой Столбова,

катерники. — атакой Шабалина;

пикировщики — бомбами  Стрельникова
ни Вирикова, .

торпехоносцы — ударом Гарбуза.

На всем протяжении войны немцы оста-
вались верны своему плану захватить на-

_-
Полковник И. КОРОТКОВ
			Второй раз советский народ и его воору-
женные силы отмечают Праздник Победы.
8 мая 1945 года в Берлине представители
немецкого главного командования подписали
акт о безоговорочной капитуляции гитлеров-
ской. Германии. Великая Отечественная
война советского народа против германеко-
то империализма, длившаяся почти четыре
года, закончилась нашей полной победой.
«Наступил великий день победы над Гер-
манией, —товорил товарищ Сталин в Обра-
щении к народу 9 мая 1945 года. —
Фашистекая Германия, поставленная на
колени Красной Армией и войсками наших
союзников, признала себя побежденной и
0б’явила безоговорочную капитуляцию». В
ознаменование победоносного завершения
Великой Отечественной войны и историче-
ских побед Красной Армии, одержанных в
этой войне, 9 мая был установлен Празд-
Hus Победы — день всенародного торже-
ства.

Победа над гитлеровской Германией
означала победу передового coBpercKoro
общественного и государственного строя,
победу прогрессивных сил над черными сн-
лами реакции и оголтелого империализма.
Историческая заслуга советскоге народа
‚ перед человечеством состоит в том, что он
спас народы Европы от фашистского пора-
бощения и варварства.

Еще сравнительно недавно, немногим бо-
лее двух лет назад, гитлеровцы  дер-
жали в своих руках почти всею Западную
Европу и безраздельно распоряжались ee
экономикой. Они вще насаждали в Европе
«новый порядок», рассчитывая утвердить
свое господетво. Красная Армия развеяла
в прах все эти бредовые планы фашистов.
Весной 1945 года она доканала фашиет-
ского зверя в его собственном логове. Те-
перь главари гитлеровской Германии сидят
на скамье подсудимых и скоро понесут за-
служенную кару за тягчайшие преступле-
ния, совершенные ими перед человечеством.

Главная, решающая роль в разгроме
гитлеровской Германии принадлежит Co-
ветекому Союзу и его вооруженным силам.
Неопеним вклад, внесенный советским на-
родом и Красной Армией в дело освобожде-
ния порабощенных фашистами пародов
Европы. В результате побед Красной Армии
в Великой Отечественной войне был раз-
тромлен не только германский фашизм, но
потерпел поражение фашизм и в других
европейских странах.

В тяжелые лля СССР лни 1941 гола.
	 ’ когда титлеровские полчища неудержимо
	стремились на восток, чтобы поработить
вашу страну, товарищ Сталин в своем вы-
ступлении по радио говорил об освободи-
тельной роли советского народа и Красной
Армии: «Войну с фашистской Германией
нельзя считать войной обычной. Она яв-
ляется не только войной между двумя ар-
миями. Она является вместе с тем великой
войной всего советского натода против не-
мецко-фашистских войск. Целью этой вее-
народной отечественной войны против фа-
шистских угнетателей является не только
ликвидация опасности, нависшей над
нашей страной, но и помощь всем народам
Европы, стонущим под игом германского
фашизма»,

В вынолнению своей исторической осво-
бодительной миссии Красная Армия была
подготовлена всем ходом своего неториче-
ского развития. Созданная Лениных и
Сталиным в огне Октябрьской революции
и гражданской войны 1918-1920 гг., она
с первых дней своего существования сто-
яла на страже интересов народа, свободы и
независимости советской Родины. Товари
Сталин, говоря 06 особенностях Красной
Армии, отметил, что она является армией
братства между народами Советской страны
и воспитана в духе уважения к другим на-
родам, в духе любви и уважения к рабочим
всех стран, в духе сохранения и утвержде-
ния мира между странами. Уже в первые
месяцы Отечественной войны Красная Ар-
	Вак радуга веков, над нами
Встает опять салют побед. ^
Я знаю: это — правды свет,
Над сонмом звезд, над временами
Он станет спутником комет.
	Должно быть, у каждого человека, прихо-
дящего в Центральный музей Красной Ар-
мии, возникает ощущение, которое трудно
выразить одним или несколькими словами.
Разные люди разными глазами осматривают
то, что на языке музейных работников име-
нуется несколько. бесстрастным словом
«экспонаты». Приходят сюда боевые гене-
ралы и офицеры, для которых здесь все
очень знакомо и которые все же очень вни-
мательно и, пожалуй, внимательнее других
вглядываются в содержимое витрин и вы-
слушивают об’яснения экскурсоводов, При-
ходят инженеры, конструкторы, рабочие,
приехавшие лишь недавно с Урала или из
Сибири, куда были эвакуированы в 1941
году из Ленинграда, Харькова, Мариуполя.
Приходят шумливые мальчуганы в форме
учащихся ремесленных училищ или просто
в коротких штанишках с пионерскими гал-
стуками. По-разному воспринимают они уви-
денное, прочитанное и услышанное в залах
музея. Но и воинов, и работников. тыла, и
детей охватывает одно и то же чуветво, во
власти которого остаешься долгое время.
	ОжирРает история событий недавних и
	далекого прошлого. Раздвигаются и вовсе
исчезают стены здания. Вее становится
реальным, ощутимым и осязаемым с такой
силой, что кажется, словно ты сам, пере-
живший все это или только читавший ког-
да-то, ты сам сейчас включен в вихрь бит-
вы и еб пламень опаляет твоё липо.
	И, быть может, это чувство испыты-
ваешь © особенной остротой, когда вету-
паешь в мир боевых знамен, штурмовых
флагов и штандартов, иссеченных пулями,
пробитых осколками мин и снарядов, опа-
ленных дымом военных пожаров, обагрен-
ных кровью знаменосцев. Глядишь на пур-
пурные полотнища, читаешь скупую реля-
цию о боевом пути полка или дивизии — И
видишь людей, слышишь шелест разверну-
	тых етягов, переживаешь ярость атак...

Цридвигаютея, становятся рядом боевые
	Арасной- Армии, явившего миру образцы
нравственной силы, физической выносли-
вости и беззаветной преданности своей Ро-
дине.

В ходе войны во всем величии раскрыл-
ея военный гений великого Сталина, руко-
водившего вооруженными силами на суше,
в воздухе и на море, поднявшего на огром-
ную высоту советское военное искусство.

Советекое верховное главнокомандование
в период Отечественной войны блестяще
решило проблему стратегического взанмо-
действия фронтов. ‘чего история до того не
	знала. Советевими фронтами руководила.
	еднная воля Верховного Главнокомандую-
щего. Изумительные по размаху и силе уда-
	ров операции Брасной Армии в 1944—
	1145 гг. поражают своей четкостью, ги-
	гантекими масштабами и мудростью стра-
	тегического руководства. Сила важнейших
принцинов сталинской военной науки про-
	верена на оныте ‘многочисленных боев и.
найма живое воплощение в блестящих побе-
	дах Врасной Армии под Москвой и Сталин-
градом, под Курском и Белгородом, под Вие-
вом и Кировоградом, нод Минском и Боб-
руйском, под Ленинградом и Таллином, под
Яесами и Львовом, на Висле и Немане, на
Лунае и Одере, под Веной и Берлином.
	В холе Великой Отечественной войны
	успешно была разрешена проблема взаимо=
действия не только рохов войск. но и кате=
	rCpHH вооруженных сил — сухопутных
	войск, ‚военно-воздушных сил и военно-
морского флота. Во многих сражениях Ве-
ликой Отечественной войны разгром врага’
достигалея совместными ударами сухонут-
ных войск, флота и авиапии. Одновременно:
советское главнокомандование сумело пра-
Вильно и умедо разрешить задачу сосредо-
течения ` превосхоляших сил’ на. направле-
	ниях главного удара. Блестящее осущест-
вление маневра. наличными силами и сред-
ствами во многих операциях способетво-
вало увеличению  сокрушительной мощи
ударов по врагу.

Наши вооруженные силы показали o6-
	разцы воинского мастерства как в обороне,
	так и в наступлевии, умея сочетать одно
с другим. От обороны в начальном периоде
войны Красная Армия перешла затем к со-
срелоточенным ударам на отдельных напра-
влениях -— под Москвой, под Сталингра-
дом и Курском и далее — к разверну-
тому наступлению по всему фронту. В ре-
шающих наступательных операциях
1943—1945 гг. Красная Армия поднялаеь
на вершины военного искусства, в совер-
шенетве освоив все виды боевой деятель-
ности войск: прорыв, преследование, окру-
жение, форсирование рек и другие. Верхов-
ное Главнокомандование планировало опе-
рации так, чтобы каждая из них превосхо-
днла по силе другую и являлась звеном в
единой цепи.

Красная Армия противопоставила врагу
не только лучшую боевую технику, но и
более высокий моральный лух, ибо она б000-

устанно воспитывали Ленин и Сталин.

Верная этим высоким и благородным
пдеям, Красная Армия под знаменем Ленина,
под руководством Сталина будет зорко
стеять на страже социалистической Ро-
ДИНЫ.

Советский народ приступил к мирному
созидательному труду. к выполнению ново-
го пятилетнего плана. Но, развертывая
мирное социалистическое строительетво. он
помнит указание великого Сталина о про-
неках международной реакции, которая вы-
нашивает плавы новой войны. Вооружен-
ные силы Советского Союза бдительно охра-
HAIOT завоеванный мир и созидательный
труд советского народа. Чтобы с честью вы-
полнить свой долг, советские воины при-
званы непрерывно совершенетвовать воен-
ные и политические знания, как этого тре-
бует товарищ Сталин, «изо дня в день по-
вышать уровень своего военного искусства
на сенове опыта войны, на основе разви-
тия военной науки и техники».
	Б ЧЕСТЬ ВСЕНАРОДНОГО
ТОРЖЕСТВА
	ЧЕНИНГРАД, 8 мая. (По телефону от
корр. «Нрасного Флота»). Новыми прогз-
водственными успехамн встречают BreHa-
родный праздник судоремонтники канонер-
ского завода. Бригада котельщиков, полу-
чив важное задание по ремонту агрегата
на одном из судов, выполнила его за 5 ча-
сов вместо 167 по плану.
	1904—1905 гг. ив боях с немцами в
первой мировой войне.

Дороже самой жизни берегут у нае бое-
вые знамена. 629-Й стрелковый ордена
Суворова полк пронес свое знамя от города
Белый, Смоленской области. до немецкого
города Магдебург, что на реке Эльба,
9 февраля’ 1944 года, во время наступа-
тельных боев под Витебском, полк оказалея
в тяжелом положении и подвергся ураган-
ному обстрелу вражеской артиллерии. Знамя
находилось в штабе °полка за боевыми по-
рядками подразделений, Личный cocras
штаба, знаменосцы вступили в бой с
прорвавшимея врагом. На боевом посту
погибли  знаменоспы-красноармейцы Моро-
зов и Берестов, Все атаки противника были
отбиты, знамя сохранено, но изрешечено
пулями и осколками.
	23 июля 1944 года полк, находясь в
авангарде дивизии, одним из первых фор-
сировал р. Вислу под сильным артиллерий-
ским обстрелом и бомбежкой с воздуха. В
бою ранило знаменосца-ефрейтора Ерко,
знамя пробито во многих местах, но сна-
сено. На его алом полотнище -— следы 126
осколочных и пулевых пзобоин.
	Вот сильно измятое знамя. На нем слов-
но начертаны незримые письмена волную-
щей истории, С первого дня Великой Оте-
чественной войны 204-я воздушно-десант-
ная бригада была направлена на оборону
города Чернигова. 18 августа 1941 года
бригада попала в окружение, Старший лей-
тенант Алексей Семенович Слепухин зна-
мелем обернул себя, для маскировки обмо-
талея неревязочными бинтами. Шо бокам
заложил две бутыли 6 горючим на тот слу-
чай, ‘если настанет критический момент в
личной схватке се врагом, чтобы взорвать
вебя вместе со знаменем, но живым в руки
врага не сдаться, не отдать ему святыни
бригады.

Так, скрываясь по болотам п кустарни-
кам, Слепухин пробирался в своим частям.
		ши морские’ базы с суши, не вводя в бой
основные силы флота. На сентябрь 1941
года они назначили взятие Ленинграда.
Впрочем, ‘это был уже второй срок. Пер-
вый раз они собирались взять город. в
июле. Немецкие войска CTOAT вплотную
под стенами Ленинтрада. Немецкие кораб-
ли входят в Финский залив. Охнако там, у
вхола, еше остались очаги нанюго сопро-
TUBICHHA, которые враг не может пода-
	вить. Держитея Ханко, доржатея Дато п
Эзель.
Линией Сестрорецк — Ораниенбаум
	была ограничена акватория Балтийского
флота.`С этото травсрза можно было уви-
деть огневые венышки вражеских орудий
на лвух берегах залива. Огневые клещи
протягивались к Ленинтраду. Й было боль-
но смотреть на корабли, которым пришлось
сменить морские просторы на ‘пирсы у Ge-
регов Невы. «Юнкерсы», набрав высоту на
звоей стороне, могли сразу же пикировать

на Тенингозл. Отличные цели были под.

ними на плаву. И ни одной из них они не
нанесли емортельного удара. Эти «пике»
оказывались гибельными для немцев.

На юге боролась Одесса. Город, который
был отрезан от тыла, город, который имел
выход только в море, держался и изматывал
силы врага. .

Восемь месяцев немцы  преололевали
16 километров, которые отделяли их от
Севастополя, — меньше, чем по семьдесят
метров в донь. В тот день, когда нами был
оставлен Севастополь, гитлеровцы заметно
усилили обетрол кварталов Ленинграда.
Это было зверство с ухмылкой во всю под-
лую рожу. А через два дня самый крупный
немецкий линкор «Тирпиц», получив про-
бонну при встрече с подводной лодкой Лу-
нина, пополз под дополнительным конвоем
в базу и надолго отказался от разбоя в от-
крытом море.

Мы не найдем в сводках сообщений
о крупных боях на море, велед за которыми
в прежних войнах обычно наступали дол-
гие интервалы паюсивности и выжидания.
Таких событий нет, но нет ни бездействия.
ни выжидания. На всех морских театрах
ведется каждодневная упорная ‘борьба. Она
держит вражеские силы в постоянном на-
пряжении. Взятые отдельно в пределах
одного дня, одного участка, одной своде,
эти успехи не поражают внимания чита-
теля, но за ними, за каждым из этих дней
стояла крепко налаженная боевая праклти-
Ra, не знавшая ни перерыва, ни отдыха,
практика, проводивитаяся © неослабевалю-
щим упорством. И из этих слагаемых вы-
растала та сумма вражеских потерь, кото-
рая угрожающе подтачивала силы ‘агрос-
сора.

На Севере продолжается та же «повто-
ряемоеть событий», от которой скудеет не-
мецкий тоннаж. Путь следования немец-
ких транспортов в Заполярье все чаше ста-
новится их последним фейсом. Миновало
время отдельных ударов, ударов от случая
к случаю. Мы навязали немцам нашу еи-
стему борьбы. Весь. наш’ Северный флот
борется с немецкими караванами изо дня
в день, борется всеми родами оружия,

Балтийский флот, который немцы уже
столько раз об’являли  уничтоженным,
стоит пох Ленинградом. Он ждет дня, котла
откроется дорога на Балтику, но ждет не
пассивно. Подводные лодки уходят за бло-
кадную линию. Эти походы требовали та-
KOH смелости, которую можно считать ле-
пендарной. Лодка погружалась почти у са-
мой своей базы. Она пробиралась через
залив, который был минирован так густо,
что юмор бесстрашных назвал его «супом
с клецками». Не раз подводник слышал,
како борт его корабля екребет минрел,

Как известно, торпеда относится в само-
му дорогому виду боезапаса. Особенно же
дорогой она была дия балтийцев-полводни-
ков. Они должны: были воевать так. чтобы
топить вражеские корабли одной ториедой,
обязательно одной. Пополнить запас тор-
пед означало еще раз провести корабль
сквозь поля смерти. Для того, чтобы обес-
почить поражение одной ториедой, балтий-
ские подводники наносили свой удар
с самой близкой диетанции.

„Тот, кто. перенесет это специальное по-

BR Pgs : eh iS OSE SPUR OT

ee
	Беспримерная стойкость и героизм за-
щитников Сталинграда вызвали восхищение
У свободолюбивых народов всего мира,
вовдушевив их на непримиримую борьбу
против немецко-фашиетских оккупантов. В
1943 году на востоке Франции организо-
вался небольшой партизанский отряд, при-
нявший имя легендарного Сталинграла.
	40 «еталинградцев» смело нападали на
превосходящие в несколько раз силы врага
и выходили из боев победителями, За время
своего существования отряд имени Сталин-
града провел более семидесяти операций,
пустил под откое до 10 эшелонов е немеп-
Кими войсками и грузами, разрушил це-
сколько трансформаторов высоковольтного
напряжения, уничтожил много гитлеровцев.
Знамя этого отряда, сделанное патриотами
в Париже, стоит в музее. рядом е нашими
босвыми анаменами, На яркокрасном шел-
ковом полотнигие золотом вышиты эмблема
СССР и слова на русском языке: «Смерть
немецким захватчикам! Партизанский отряд
«Сталинград». действовавший во Франции
в 1943—1944 годах».
	онамена полков и дивизий, итурмовые
флаги батальонов и рот,‚—-как вехи на пути
к Берлину, к великой и блистательной на-
шей Победе. Четыре опдена на боевом зна-
мени 313-й стрелковой Петрозаводекой ди-
визии, начавшей путь на Карельском фрон-
те и участвовавшей в овладении городами
Шаохау, Штегеос, Бальденберр, Бублиц,
Хаммернитейн, Штольц, Гдыня. Вот под этим
знаменем 287-я Новоград-Волынекая, дваж-
цы Краснознаменная ордена Суворова, ор-
дена Кутузова, ордена Богдана Хмельниц-
кого дивизия освобождала Западную Украи-
ну, Польшу, столицу Чехословакии Поаху,
форсировала Днепр, Вислу, Одер, Нейсе.
[ИШпрее, участвовала в боях 3a овладение
Берлином. Вот штурмовой флаг, пробитый
пулями и осколками в ожесточенных улич-
ных боях за Берлин, водруженный. коман-
диром 2-го взвода 3-Й роты 1-го батальона
2170-го Краснознаменного полка 89-й стрел-
ковой дивизии младшим лейтенантом Моха-
новым т“ одной из центральных улиц гер-
манской столицы, .
	мия, развеяв миф о «непобедимости» гер-
манской армии, зажгла в сердцах угнетен-
ных фашизмом народов Европы надежду
на освобождение и вдохновила их на борь-
бу против захватчиков. Весь мир увидел в
лице Красной Армии главную силу, при-
званную решить и действительно решив-
игую исход второй мировой войны в пользу
свободолюбивых ‘народов, вынесшую на
своих плечах основное бремя войны.

Красная Армия вела самую справедливую
войну из всех справедливых войн, какие
когда-либо знало человечество. Вторая ми-
ровая война существенно отличалась 0?
первой мировой войны. Она, как указывал
товарище Сталин, .«..приняла 6 самого
начала характер войны антифашистекой.
освободительной, одной из задач которой
являлось также восстановление демокра-
тических свобод. Ветупление Советского
Союза в войну против госуларетв оси могло
лишь уснлить, — и действительно усили-
ло, — антифашиетекий и освободительный
характер второй мировой войны».

Олновременно наша борьба с германским
империализмом и победа над ким явились
победой славянских народов над немецкими
захватчиками, нз протяжении многих ве-
ков стремившимися поработить эти народы.
Как отметил товарищ Сталин: «Вековая
борьба славянских народов за свое суще-
ствование и свою независимость окончилась
победой нал немецкими захватчиками и
немецкой тиранией».

Война Советского Союза с гитлеровской
Германией с первого же дня приняла ха-
рактер всенародной: в ней решался вопрос
0 жизни и смерти нашего народа, нашего
государства. В огне ожесточенных битв co
злейшим врагом, при напряжении всех сит
нате многонациональное сопиалистическое
государство показало свою могучую жизне-
способность и вышло из войны еще более
окрепшим. Основанный на полном равно-
правии национальностей, Советский Союз
противопоставил врагу небывалую мощь
и организованность. Красная Армия, сра-
жаясь с немецкими захватчиками, непре-
рывно ощущала поддержку и помощь тыла,
который бесперебойно давал ей резервы,
вооружение и все необходимое для победы
над врагом. Давая оценку работы нашего
тыла, товарищ Сталин в докладе 6 ноября
1942 года говорил: «Нужно признать, что
наша страна нибогда еще не имела такого
крепкого и организованного тыла».

Победа была одержана потому, что годы
сталинских пятилеток подготовили нашу
страну к активной обороне. На базе инду-
стриализации и коллективизации нашей
страны были созданы все материальные
условия для исторических успехов Враеной
Армии. Несмотря на бешеный натиск пре-
восходящих сил врага и быстрое продви-
жение его бронетанковых колонн в первый
период войны, наш народ менее чем в` гол
перевел всю экономику на военные рельсы
ни с каждым месяцем стал набирать такие
темпы производства военной продукции, ко-
торые обеспечивали снабжение армии ору=
жием, боеприпасами, снаряжением во
все возрастающем количестве. Партия
Ленина — Сталина соединила воедино. и
направила к общей цели все усилия co-
ветеких людей, организовала работу тыла
в полном соответствии с нуждами и требо-
ваниями фронта.

Питаемая творческими силами советеко-
го строя, влохновленная возвышенными ос-
вобохнтельными целями войны, Красная
Армия прошла за годы войны суровый п
великий путь побед. Подобно былинному
богатырю. она в ожесточенных битвах с
коварным и опытным врагом грасправляла
евои могучие плечи и овладевала сталин-
ской наукой побеждать. Война во весь рост
показала еоветекого. человека -— война
	И, в небо заглянув, потомок
Увидит прадедов привет

И скажет: «Звезд нодобных нет,
То славы солнечный обломок,
Он к нам лошел за сотни лет!»
	Михаил ГОЛОДНЫЙ.
	А, ПОНЕВЕЖСКИЙ
-~
	порядки пехоты, форсирующие Днепр, Юж-
ный Буг, Прут, близкими и зримыми ка-
жутея плацдармы за Вислой и Одером, и
даже Шевардинский редут ‘и непристун-
	ные флеши Багратиона. Оттуда, © Бо-
родинского поля, доставлен и сохранен
для потомков  полуистлевший — штан-
	дарт 11-го гусарского Изюмского. полка —
участника изгнания войск Наполеона из
пределов России.

Оттуда, с Бородинского поля, пронес свое
знамя 43-Й пехотный Охотекий полк по
территории Европы до самого Парижа и пол
этим знаменем ‘оборонял Севастополь
в 1854—1855 голах.
	Не ведали предки наши, защитники чер-
номорекой твердыни, что зеленсе шелковое
знамя с золотыми словами «За Севастополь
в 1554 и 1855 годах», хранившееея в
Севастопольском историческом музее, будет
много лет спустя похищено гитлеровцами и
спасбно советскими воинами. Было это так:
группа разведчиков под командованием
старшего сержанта Синицына из 2711-го
стрелкового полка, действуя в тылу про-
тивника, устроила засаду и напала ‘на вра-
жескую штабную машину, в которой было
обнаружено похищенное знамя. Разведчики
доставили его в свою часть, Так сер-
жант Синицын © товарищами спас святыню
русского полка. оборонявшего Севастодлоль.

Две эпохи— рядом, как в строю, плечом
к плечу. Боевое знамя 958-го гвардейского
тяжелого самоходного артиллерийского Но-
во-Бугского Краснознаменного ордена Куту-
зова, ордена Александра Невского полка,
прошедшего от Дона до Немана, от берегов
Балтииского моря до сопок Маньчжурии, и
знамя Забайкальского казатьего батальона,
отличившегося в Русско-Японекой войне
	В начале сентября 1941 года старший лей-
тенант был ранен в районе населенного
пункта Носовка. Не имея сил продвигаться
со знаменем дальше, он спрятал его в избе
местной жительницы на станции Hocoara,
Черниговской области, где оно и хранилось
до освобождения области частями Красной
Армии. - а

Боевые знамена полков и дивизий берет-
ли и сохраняли женщины, старики, дети,
Вто но помнит подвига десятилетнего киез-
ского пионера Кости Кравчука. прятавшего
от немцев с опасностью для жизни и сберег-
шего полковые знамена, награжденного
за это орденом Прасногб Знамени?

Это народ охранял славу своей армии от
вражеского поругания, }

Проетой кумач, прикрепленный к древ-
RY. становится неумирающей летописью
боевых дел части, ее героических тради-
ций. Вместе со знаменем переходят от од-
ного поколений воинов к другому и тради-
ции,

Bor 0 чем повествует знамя комсо-
мольской организации 154-го стрелкового
Лорийско-Полоцкого Краснознаменного пол-
ка —Й участника героической обороны Ца-
рипына и Сталинграда,

За десять лет до начала Великой Отече-
ственной войны комсомольцы 154-го стрел-
кового полка за отличную боевую и поли-
тнчеекую подготовку завоевали переходя-
щез Красное Знамя имени [Х с’езда ВЛЕСМ.
учрежденного Реввоенсоветом Кавказекой
Краснознаменной армии.
	В дни ожесточенных боев за Сталинград
полк, как и четверть века назад, был по-
слан на защиту волжекой твердыни. Ком-
сомольское знамя стало символом стойко-
сти и героизма молодых воинов. В одном
из боев за важный рубеж, когда враг ярост-
НО сопротивлялся и грозил срыв атаки, на
фланге развернулось алоб полотнище зна-
мени, воодущевившее комсомольца Гутчен-
Ko на бессмертный подвиг. В критическую
минуту атаки он закрыл своим. телом ам-
разуру вражеской огневой точки...

›ойцы устремились вперед и выбили
помцев с занимаемого рубежа. Пули прон.
зили знамя в четырех местах.