с ия 1946 г., четверг, №
	109 (22903

В Краснознаменном
L ’
	авиационном полку — eee

аторы Гассказывают 3 делзх и людях сво-
	таторы рассказывают о делах и людях сво-
ей части. Особой популярностью у молоде-
жи пользуются бесеты ветопанов noire
	бу ото ч<беды ветеранов войны.
Политрую Юрий Храмов в начале войны
	* 172.4 EEE SEMEL RAB =U ET ED
был комиссаром эскадрильи. Он много де-
тал, участвовал в воздушных боях, на его
глазах прошла вся боевая жизнь полка.
Кавалер четырех орденов Врасного Знамени,
заслуженный воин, майор Храмонсейчае —
начальник штаба полка. Вот в кругу летчи-
ков он говорит о старшем лейтенанте Евте-
нии Макарове, чьим именем назван самолет.
Коломенский ‘рабочий, коммунист, человек
душевной чистоты и больших чувств, он
‘ражалея с врагом на «И-16» в самое тя-
келое время. Henerro Maranon ротолот xn
	‘слое время, Нередко Макаров вступал в
эй с несколькими вражескими самолетами.

от еже РР РЕВ EE AE the

Ученик Героя Советского Союза Анатолия
Ломакина, Макаров был летчиком-бойцом
высокого класса. Храмов” вспоминает наи-
более интересные бои, разбирает их, рае-
сказывает о тактической зрелости, показы-
Баст, чему нужно учиться на примере бое-
пой деятельности Макарова. В другой беседе
майор Геннадий Нечаев, заместитель коман-
дира полка по политчасти, рассказал моло-
дым летчикам о жизни и смерти замечатель-
ного большевика, бесетраитного бойца капи-
тана Василия Ткачева. Ветераны полка Ге-
рой Советекого Союза капитан Павлов, стаф-
nn лейтенант Емельяненко, капитан Руб-
цов, капитан авиатехнической службы Зве-
рев, инженеры Тузык и Никитин — вее это
живые свидетели всех замечательных вкла-
дов, внесенных полком в дело победы. Они,
каки в дни войны, сейчас, в дни мира,
многое делают, чтобы упрочить славу
полка.
	До нехавних пор полком командовал один
замечательных летчиков  морекой
	из замечательных летчиков морской
авиапии Герой Советского Союза похполков-
ник Павел Иванович Навлов. Не было, по-
жалуй, ни одной более или менее серьезной
операции, в которой командир полка не при-
нял бы участия. И пе случайно о нем вепо-
мннают с большой теплотой, его приемы боя
изучаются и распространяются.

Алекеандю Носов говорил о горящем 69-
стреливаемом танке на Шпрее и как к не:
му, на вилу у немцев, на подуглиюсере по-
дошли моряки, кзк спасли экипаж. Он го-
верил о том, как падали, сраженные пуля-
ми и снарялными осколками, советские
	моряки, переправляя на тот берег Kpacke-
	армейцев, как генералы, очень много Н0-
	видавшие на войне, восхищались беззазет-.
	ностью советских моряков, действовавиеих
на этих, непонятно откуда взявшихея на
Ширее, корабликах, и как они, уже в №
дни, кода каждый чувствовал приближе-
ние конца войны, бестрецетно умирали во
имя победы. Майор умолк, затянулея ды-
	MOM папиросы, и его слушатели еще pas
	любопытными юношеосжими глазами отля-
	дели скромную арку. Они смотрели на ис-
кусно’ разделанный и отливающий на
солнце макет ордена Победы, словно в нем.
точно в зеркале, они увихели не только
то, о чем рассказывал им боевой офипер,
Но и познали душу тех живых и мертвых,
НЗ смену которым сейчас пришли они сюда,
в чужую страну, в Германию, служить сво-
ей Родине.

Майор Носов говорил о Сотникове, как
	о живом, ибо он. очевидно. и не знал, что
	TOT самый старшина 1 статья Сотников до
	‚ окончательной победы но дожил всего линь
несколько дней и в самом Берлине совер-
_шил бессмертный подвиг, за который етра-
на присвопла ему звание Героя Советокоге
Союза. Но то, что имя рядового советского
моряка стало бессмертным, что уже пере-
даетея оно новому поколению нацих вои-
Нов. что о нем говорят, как о живом, это
само по себе увековечивает память героя.

Традиция бессмертия! Кажется. это бы-
ло совсем еше недавно — в землянке ком-
брига морской пехоты, ныне твархии пол-
ковника Николая Лосякова, у знаменитой
горы Колокельни, на Ораниенбаумском пя-
тачке, на огневых позициях минометчиков
у Ардона, близ Военно-Грузинской дороги,
У морских пехотинцев комиссара полков-
ника Лавила Бессера, у летчиков елавнога
генерала Николая Токарева — мы часто
говорили о победе, о том грядущем две.
ноясные очертания которого проглядывали
в дыму и огне войны.

Честно говоря, мы плохо себе ‘предетав-
ляли, как и котла это произойдет. Но
сколько раз, поднимая  фронтовую чарку,
провозглашали тосты за победу, за
встречу после войны, а в случае... чтоб
вепомнили добрым словом. И вот год назад
слово, произносивиееся с надеждой и упо-
званием в самые трагические дни войны,
©л080, Во имя которого жили и погибали
люди, прозвучало на весь мир.

Человеческий ум не в состоянии был
постичь весь неимоверно великий смыел
происпелшего. Нужно было хоть малень-
	кое отталение времени, чтобы понять та,
	что совертилоеь. Это тем более было необ-
ходимо там, где война. кончалась. Помню
тот горячий майский день 1945 года где-
то вдали от Берлина, на Западе. Еще на
острове Рюген раздавались последние вы-
стрелы, когда в одном из приморских го-
родков Германии три машины военных
корреспондентов остановил лейтенаит и
передал нам переписанный от фуки текст
акта 0 капитуляции — слова, возвешав-
	  He конец войны, провозглашавитие побе-
	ду. В послехующие несколько часов перед
нами прошло множество незабываемых
сцен. Вот на знойной дороте вытянулаеь
стрелковая дивизия. Радостная весть заста-
ла ее на марше. Она шла из Данцига в по-
следний бой. Прославленный генерал под-
нялея на импровизированную трибуну. Он
высоко поднял зажатую в руке бумажку с
текстом акта а капитуляции и Указом Bep-
ховного Совета об установлении Праздника
	Победы. Речь его была предельно краткой: .
— Дорогие братья, друзья мои, солдаты
ий обицеры! Для того чтобы я, соллат вели-
	KOH армии, мог держать в своих руках эту
	маленькую бумажку, принеспгую весть: 05.
	исторической победе, нужны были долгие
и тяжкие годы, Для этого мы должны были
притти сюда по тернистым дорогам войны с
Волоколамского шоссе, во имя этого мы
оставили спящими вечным сном на мно-
TEX военных дорогах тысячи наших брать-
ев. В этот радостный день помянем их доб-
рым словом, и пусть имена героев и наши
традиции будут нетленными!

Слова, полобные тем, которые произнее
тенерал в том месте, где кончилась война,
е благоговением произнесла вся страна,
все ее воины,

Да, имя героя нетленно, традиция бес-
смертна! Вот почему сейчас, в Праздник
	Нобеды, в первый тох мира пришли солдаты
	к памятной триумфальной арке недалеко от
Карлехорета. И когда сегодня по асфальту
Берлина, сквозь Бранденбуртские ворота,
пройчут воины, — все они обнажат свои
головы у утопающего в венках величествен-
ного памятника погибитим советским воп-
нам, на чьих примерах героического слу-
жения Родине учатся жить и побеждать
поколения.

Капитан Е. КАМЕНЕЦКИЙ.
	людей. Дружно полписываяеь на зави. мы.
	тем самым помогаем укреплению военно-
экономического могущества нашей Родины.
	Призыв своего командира поддержали
старшины 2 статьи Ахмедов, Вазаров, кра-
снофлотцы Лукьяненко и Вучма. Подписка
на заем прошла быстро и организованно.
	Успешно проведена подписка на корабле
капитана 3 ранга Шейдгант. Общая сумма
подписки здесь составляет 245 проц. к ме-
сячному денежному содержанию личного 60-
зтава. Многие офицеры, старины и крас-
нофлотцы приобретают облигации займа 3a
наличный расчет. Главный старшина Бур-
дук подписался на 2 тысячи рублей и внес
ИХ Наличными.
	_ Краснофлотец Шевков подписалея на
1200 плопентов масячпото ленежного сд-
	Берлин был полон памятников. Памят-
ники эти подавили все, что, быть может,
когда-либо напоминало о красоте, об искус-
стве. Впрочем, это и соответствовало духу
нацизма — подавить воображение челове-
ка, обрушиться на него напускным могу-
ществом. Вместе с фашизмом в небытие
ушло и большинство подобных творений...

Сразу же за Бранденбуртекими ворота-
ми теперь высилея новый памятник —
могучий, выразительный и в то же время
скромный. Это памятник блатодарного че-
ловечества советеким бойцам и офицерам,
сложившим свои головы на мостовых Бер-
лина в послелние лни войны. И сеть в Бер-
	чине ешо одно состужеонио, 0

котором

и
	цесни пропоют и легенды сложат.

Год назад на улице Альтфридрихефельле
была воолвигнута арка, увенчанная изо-
бражением ордена Победы. По ее фронто-
ну — надпись: «Красной Армии-—слава!».
Может быть, никогда в жизни с таким усер-
дием люди в солдатских, потемневтих от
пота и пыли рубахах не стучали молот-
ками, не орудовали пилами и топорами, как
в часы стройки этого незатейливого по сво-
ей архитектуре сооружения. В самом деле,
сколько надо было пройти военных дорог,
сколько жертв и лишений принести на
священный алтарь Нобеды, чтобы; нодняв-
шись во весь исполннекий рост, пойти на
Запад, в самый Берлин, и там построить
эту арку.

Сейчас она испешрена именами русских
людей, а то ц просто инициалами иди на-
званиями городов России — Бийск, Арте-
мовск, Вазань, Севастополь. Под этой ар-
кой год назад промчалаеь машина маршала
укова, а за нею—десятки других комфор-
табольных автомашин © представителями
командования союзных армий. Мимо этой
арки нашей победы и поражения Германин
проехал в последний раз ло Бертину Кей-
тель,

Ваъ и тод назад, цветут сады и знойно
почет майское солнце. Вот и сейчас, мино-
вав эту арку, через несколько минут вы
очутитесь у сравнительно небольшого
двухэтажного дома. Двенадцать месяцев
назад ему суждено было стать историче-
ским, Это столовая берлинского военно-ин-
женерного училища в Варлехорсте. Здесь
фашистская Германия подписала акт а
безоговорочной капитуляции. Здесь навеч-
но была зачеркнута страшнейшая история
ситлеровокого режима каннибалов двадиз-
того века.

Многие из тех, кто был в те памятные
майские дни сорок пятого года в Берлине,
сейчае прошли под сводами этой арки и
ушли на Восток, домой, на Родину. На сме-
ну им пришла моледежь. Вот почему сей-
чае не редкость встретить здесь, у этого
первого советского памятника нашей славы
Ha чужбине, красноармейцев, краснофлот-
цев, офицеров. Онн разглядывают арку,
знакомятся с каждой деталью и, глядя на
нее, вспоминают минувшие дни,

Й эта скромная арка, которую солдаты
назвали «Победной», стала святыней, куда
нынче приходит молодежь послушать о
тех, кто ее сооружал, кто во имя того, что-
бы ona была здесь воздвитнута, пал на
поле брани где-то у Малахова Вуртана илн
в лесах Подмововья. =

Несколько дней назад, в’езжая в Бер-
лин, я остановился у «Победной», rac
зобралось до роты солдат. Шо новенькой
форме, ладно пригнанной на юношеских
плечах, и но тому, что ни у одного из слу-
шавиих не заметны были отсвечивающие
на майском солнце медали и ордена или
выделяющиеся орденские ленточки, я. но-
Hat, что это — молодые бойцы. Гвардии
майор Носов рассказывал молодым 0
последних днях Берлина, о том, какой це-
ной добывалась победа, как до самого по-
следнего выстрела в войне, которая вы-
Ползла из этого города, лилась кровь со-
ветских людей. Гвардии майор в дня штур-
ма Берлина командовал ротой автоматчи-
Ков в соодинении Героя Советского Союза
тенерал-лейтенанта Рослого. Те ли потому,
что майор увидел рядом с собой моряков,
то ли это входило в план его экскурсии,
он после минутной паузы продолжал:

— Вот я зам и говорю, что победу до-
бывал весь советекий нарох и кажлый род
вооруженных сил, как олна трудовая ce-

(Mag. Вот справа эта улица по-немецки на-
зываетея Шлосспитрассе, по ней прямо 10-
падешь в Карлехорет, в тот самый райэн,
Pie немцы приняли капитуляцию. В этом
самом Карлехорете, когда шли бон за Бер-
лин, я вышел ночью с несколькими авте-
матчиками. Слышу кто-то кричит: «Това-
pum офицер!» Оборачивалось и вижу в но-
‘чи несколько фигур в черном. Думал, про-
вокация, приказал стать и поднять руки
зверх. Один из черных говорит: «Мы мо-
ряки Днепровской флотилии, пришли © ко-
раблями помогать вам. Моя фамилия Сот-
ников Михаил, старшина 1 статьи». Толь-
ко тогда я поверил, крепко пожэл руку
тоузьям, рассказал, где могут найги паш
ВП, а назавтра я видел, как работали на-
ши моряки на своих крохотных кораблях...
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ВАСПИИСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 8 мая. (По телеграфу). Небы-
валым патриотическим под’емом ветретили
военные моряки Васпия сообщение о выпу-
ске Государственного займа восстановления
и развития народного хозяйства, Повсемест-
`но пропыи митинги, на которых краено-
`флотцы, старшины и офицеры говорили о
пятилетнем плане, об огромных и почетных
задачах, поставленных перед вооруженными
силами страны великим Сталиным в его
‚Первомайском приказе.

Открывая митинг, командир корабля Н.
капитан 3 ранга Трофимов сказал:

— Ha нас, воинов, Родина и товарищ
Сталин возложили ответственную задачу:
блительно охранять мирный труд советских
	ЧЕРНОМОРСВИИ ФЛОТ, 8 мая. (По теле-
графу). С исключительным под’емом про-
	ve

}отох полку B O00 Hay Jeunurpagoy
рый вражеский самолет сбил младший
dant Павел Павлов, Последний —
400-й — пустили на дно в самой западной
зик8 влиКого Фронта старший лейтенант
(ручатии и лейтенант Мусин. Это был по-
gem Go полка и один из самых по-
ныших воздушных боев Отечествонной вой-
к, (и произошел 9 мая в 19 часов 15 ми:
   в день, когда разгромленная гитле-
никая Германия стала перед победителями
yg RONCHI. я

fog шющел носле войны. Открывший
(июй слет полка Павел Павлов, ныне кл-
ин, командир эскадрильи, Герой Совет:
gun (оюза, возвращается со своими лет-
умами из учебного полета. Вот уже девят-
‹, пблескивая в лучах весезиего солнца,
изилась над аэродромом. Совсем недавно
yfepera моря летчики видели торчащие из
и разбомбленных ‘немецких ко-

абтей.

ном зримых примет войны осталось на

уме У врага, посягнувшего на честь п

вавиоимость нашей Родины. И, как бы-

ит 1 Полку, может быть, сейчае, возвря-

mmach из учебного полета, на лужайке у
`изолемв соберутся летчики — бывалые

руолодые, и кто-либо вспомнит минувшее,

Дрнято в ди, наполненные до предела бое-

1 учебой, вспоминать о пути, который

Цошел полк, об этапах боевой деятельно-

`14 о знаменательных латах, о героях, от-

WAX жизнь за победу... .

Полк пачал войну под Ленинградом в

мичайший для страны час. Враг стоял под
У мым городом, Бывало, что с передовой
\ ши противник слышал гул моторов на-
их машин, идущих на взлет, В ту пору
ш прикрытии неустрапимых «Huon»,
пурювавших немецкие дальнобойные ба-
поп, в разведках глубокого тыла неприя-
в, в воздушных боях. то и дело разго-
рмашихся в гудящем небо Ленинграда, ро-
aoc мастерство отважных. Не было,
жалуй, ни одного серьезного сражения,
втанного с легендарной обороной города
мина и освобождением его от вражеской
(коль, в котором полк не принимал бы
тия,

(г берегов Невы через Прибалтику на
ипах вала дорога наступления. Еще только
зерновых записях существует история
wrt, В этих записях за лаконичным язы-
му цифр, дат и в перечислении имен скры-
ы(ольшие и героические дела, сверптенные
итами полка. Пройдет время, и эту вол-
ющую историю допишут, она разрастетея
} повести и поэмы. Имена героев подка
ато будут помнить не только военные мо-
мы. А иа таких операциях, как Видлиц-
м, Тибавская, Кенигебергекая и дру-
1, в которых участвовал полк, будут
JuTbed летчики искусству победы.

} ину из самых замечательных наступа-
ных операций Отечественной войны —
Менигобергскую — полк вступил обогащен-
ЗН зауечательным опытом, На прикрытии
08» и торпедоносцев в воздушных 60-
WHA подступах к Кенигобергу с моря полк
ААОЧил свою славу.

До последнего дня войны — до 9 мая
унувего года — полк был в строю, Под-
машнеь с ленинградекого пригородного аэ-
№ома, полк все время Участвовал в на-
умении, закончив свой ратный путь в
учании, у берегов Балтийского моря, —
завангарде славной военно-морской авиа-
ции Балтийского ‘флота.

Знамя Победы над Берлином,
		Славься, наша Побела,
	Если землю
ты видишь
в майском цвету,
в пестроте
изумленно-зеленой,
если видишь,
как подняты
в высоту
напти звезды,
плакаты,
знамена, ‚
	если молодость:
ходит,
смеясь и шутя,
если внук
на коленях у деда,
если к матери
может тянуться дитя,
это —
наша Победа!
Сарп и молот
сияют
на нашей звезде,
мы возводим
о высокие своды!,
Мы -—
советские люди —
всегда и везде
знаменосцы
труда и свободы.
	Это видели Прага,
Варшава,

Белград,
знает

вся человечья планета,
и слова по эфиру

звенят и гремят:
— Славься,

нага Победа!
	Фото Е. Халдея,
	В дни войны полк главным образом
	выполнял функцию. броневого щита штур-
мовиков и бомбардировщиков, и мы вепо-
минаем, как во время боев в Прибалтике
нам довелось беседовать с дважды Героем
Советского Союза Раковым, Героем Совет-
ского Союза Борзовым, чьи штурмовики и
ториедоносцы прикрывались истребителями
Героя Советского Союза Павлова. Просла-
вленные офицеры сталинской авиации ©
восхищением говорили о своих защитниках.
	С переходом на мирное положение резко
	изменилея характер боевой учебы. В оено-
	BY ее положен богатейтий опыт войны.
	Изучаются не только. действия балтийской
	авиации, но и авиации, сражавшейся на
зтугих морских театрах, особенно на Серер-
ном флоте во время сопровождения конвоев
и боевых кораблей.

Последние . три месяца Вано
одна большая задача:  ФСейчае отработка
этой задачи вступила. в завершающую
фазу. Она потребовала от всего летного со-
става и штаба большой оперативно-такюти-
	ческой подготовки, оевоения уже обобщен-
	ного материала и отбора всего полезного
из боевой практики собственного полка, его
эскллрилий и оттельных офицеров.

Лля достижения поставленной цели
комадовалие полка применяло различные
формы: доклады и лекпии участников Ore-
чественной войны по наиболее интересным
операщиям военно-морской авиации; таж-
тические летучки в эскалрильях, обычно
	вызывающие живую дискуссию: широкий.
	обмен мнениями; групповые упражнения
и, наконец, игры, являющиеся экзаменом
всего пройденного. 0 том, что этот этап
напряженной учебы не прошел даром, сви-
летельствует рост мастерства офицерских
кадров, их умение релпать сложные задачи
боевой. подготовки. Во время последних
учений особенно хорошо проявили себя
наряду с ветеранами полка старшие лейте-
нанты Тюрин, Паньков и многие другие.

Напряженной боевой учебой встречает
передовой отрял балтийской авиации Празд-
ник Победы. Дни мира проходят в напря-
женном труде, в оттачивании мастерства,
приобретенного в трозные годы Beamkol
Оточественной войны.
	Балтийский флот.
	‚ Капитан 2 ранга
А. БАКОВИКОВ.
Капитан К. ЕВГЕНЬЕВ.
	Если дышится нам
‘ широко и легко
на просторах
Советской Отчизны,
если птицы моторные
мчат высоко
в ослепительном воздухе
жизни,
если наши
могучие
: корабли
тянут борозды
пенного следа,
если бомбы
не роют
любимой земли,
это —
натиа Победа!
Нусть весенние ливни
мильонами призм
освежат /
черноземные дали!
	Наш корабль —
	Нятилетка,
наш путь —
в коммунизм!

Наши кормчие —
Ленин
и ыы
	Этот путь
завозван
железом штыка,

громом залпов

народам поведан! .
Ради счастья людей

кавсегда,
на века
сласьея,
натча Победа!
	Пачалась новая пора в жизни части.
Ищи» историю тяжелые годы войны, унес-
10 $ собой жизни многих воинов, годы,
Пинратившие юношей в зрелых мужей, в
оташных мастеров возтушного боя. За
  Шурзал сели молодые летчики. Как еде-

ть, чтобы прожитые годы и накопленный
  Мыт не осталиеь только достоянием ието-
  Этот вопрос ветал тотчас же после
with co всей остротой, Есть немало спо-
, в решения этой задачи, но один из са-
ых действенных, как правильно решили
0, — воспитание на традициях части,
В метлом примере героев полка.
‚ В ленинской комнате висят красочный
кат, «Боевой путь полка». фотографии
№, павших смертью храбрых, описа-
	На отдаленном острове
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 мая. (По телегра-   литической полготовки, знатоками своего
	фу). Гарнизон  оттхаленного
	заподярного   дела, освоившими по две — три сложных
	острова встречает Нраздник Нобеды новыми   специальности, являются сержанты Стена-
успехами в боевой и политической подго-  ‘ нов, Дендиберя и Бусько, старшие краено-
товке. Личный состав БЧ-У, где команхи-  флотны Иванов. Вирничев. Антонов.
	Уепелтно идет подготовка молотлых бой-
	ром старигий лейтенант Таги-Заде, успеш-
	Но закончил сложный ремонт боевых меха-  цов--артиллерийских электриков в подраз-
низмов. Задачи по босвой подготовке это   делении, где старшиной стадяний сержант
подразделение сдало с оценкой «хорошо» и! Мельников.
		ОАЕИВаЯ ОлинНочЧнНУюЮ ПохгоТовВюУ, ЛИЧ-
	Артиллерийский расчет башни, где ко-  ный состав части деятельно готовитея к
мандиром старший сержант Петрик, держит   зачетным артиллерийским стрельбам. Офи-
первенство. № Празднику Победы ето подчи-  церы-—етариший лейтенант Сорока и капи-
ненные пришли с отличными показателями,   тан Павлов © хорошей и отличной оценкой
В этом расчете отличниками боевой и по-  провели подготовительные ^ стрельбы.

RE AR ena AEG AE He:

с о мВ
	электрических лампочек и свечек для но-  электрической ламлочкой © вольфрамовой
	вогодних детских елок.
жи +
	НИТЬЮ, То еще большее отличие существует
	можлу нынешними привычными для нас

. енью 1941 года в суровые дни, когда
цы приближались к Москве, эшелон за
ЗПелоном уходил со двора Московекого
®тролампового завода, эшелон за энюло-
Мм ‘увозил на Восток людей и оборудова-
№. Составы шли в Томск, в Уфу, в Там-
т, Здесь станки были установлены ена-
aa po временных, а потом в постоянных
ах, люди расселены сначала в бараках,

4 TOT B отличных благоустроенных  до-

—

И, и уже четыре, а не одно предирия-
№ обоспечивали фронт и тыл, промын-
(HEOCTL H колхозы, города и села «всем,
0 светит», — миллионами электрических
что различных размеров, типов и на-
Мачений, от крохотных, величиной с пу-
ПКУ, — для карманных фонариков до
Урхных, в обхват, — для прожекторных
VeTaHoBoR,

lo даже с эвакуацией на Восток yacTa
Фрухования и людей жизнь в цехах мо-
‘leeRoro завода не замирала. Больше
 10 — выпуская все то. что выпускали
ЧЫШе, электрозаводцы освоили в годы
МИНЫ иного нового. Они наладили произ-
тво раднодами, которые до этого были
Ивциальностью  ленинградекого = завода
«Сюмана». Таким образом, армейские и
мотекие рапии бесперебойно снабжались
мани из Москвы взамен тех, Которые не

ATM быть’ доетавлоны из блокированного

™.

73 SET pada,

Злектронно-лучевые приборы, фотоэлемен-
ТМ, специальные осветительные установки
М1 подводных лодок, самолетов, танков—
Жятки новых изделий, предельно точных и
Чбжных, никогда и нигде ранее не произ-
®ивиихся, освоили электрозаводцы во
узчя войны и обеспечивали ими нужлы
	уни, флота. ариации, связи. И чем слож-
№ была работа. том с большей требова-
MIMOCThIO относился заводской коллек-
13 К 6 калеству. Никаких. скидок Ba
	трудности военного времени не делалось.
Был прибор, очень нужный для армии, про-
изводство которого никак не давалось за-
воху. Вначале из ета штук его три отби-
	рались как годные, остальные уходили в
	брак. Так продолжалось неделя за неделей,
но коллектив не сдавался, не просил о сни-
жении технических требований. Дни и ночи
работали люди, доискиваясь  причив
брака, добиваясь идеальной точности в из-
тотовлении и монтаже деталей. В конце
концов брак пошел на снижение, & потом
достиг нормального уровня.

— Много они нам крови испортили, STB
приборы, —вспоминает, улыбаясь, директор
завода т. Цветков,—ну, а немцам зато еще
больше, Скоро мы стали выпускать прибо-
ров столько, что полностью обеспечили ими
армию и флот.

Выпускал завод в годы войны и изделия,
совсем не имеющие отношения к электро-
промьипленности, но нужные фронту. Это
были детали для противотанковых гранат,
части снарядов, бомбы. В заводоком финан-
совом отчете в графе «Боеприпасы» фигу-
рирует восьмизначная пифра.

Однако чем дальше отодвигалея фронт за
пределы Родины, чем явственнее ощуща-
лясь близость победоноеного окончания вой-
ны, Тем больше внимания уделялось на
электроламповом заводе переключению про-
изводетва с военных на мирные рельсы,
на работу для обеспечения нужд промыш-
ленности. транспорта, широкого потребле-
ния. Уже в коние 1944 года завод был
освобожден от выпуска боеприпасов, а в
1945 году снова восстановил у себя свер-
нутое в первые годы войны производство
Фотоэломентов для кинопромышленности,
	Год после окончания войны явился для   источниками света и флуореецентными лам-
электрозаводцев годом большой работы и  Иами. Длинные стеклянные трубки с като-
больших побед. Ни один станок. ни олна  дами на концах излучают ровный, яркий,
	малина из тех, которые были эвакуирова-
ны нз Восток, не вернулись обратно. Он
остались на «дочерних» предприятиях п
работают там с полной нагрузкой. Но ив
Москве заводские цехи не пустуют, и злебь
жизнь бьет ключом. За четыре месяца это-
	причин   го года завод выпустил в полтора раза боль-
	ше бытовых осветительных ламп, чем за тот
же период прошлого года. Начато производ-
ство радиоламп для колхозных приемников
«Родина» и для широковещательных транс-
ляционных узлов. Соверенствуется весь
процеес производства. До сих пор на заводе
работали полуавтоматичееские линии, на
каждой из которых было занято 12—14
рабочих. Такие линии выпускали по 900—
1.000 ламп в час. бейчае на заволе уста-
навливаются новые  полуавтоматические
линии, на которых трудоемкая ручная ра-
бота механизирована. Для выпуска той же
тысячи электролампочек в час на этих ли-
ниях понадобится всего 5—6 рабочих.
Производительность труда электрозавод-
пев неуклонно растет. Она уже значитель-
но превысила довоенную. Так, в 1940 году
	Бе раздражающий глаза совет. мало чем от-
личающийея от того, который проникает в
помещение. с улицы.

Практическая польза от таких ламп бу-
дет огромна. Они сохранят зрение, повысят
производительность труда рабочих ночных
смен, дадут возможность красильно-отде-
очным цехам текстильных и меховых
прелириятий работать не только в дневные
часы, как сейчае, но и при искусственном
свете, сделают доступными для посетите-
лей картинные. галлереи. и выставки в ве-
чернее время, позволят художникам, не
боясь цветовых искажений, писать карти-
ны в любые часы суток ит. д. ит. п.

Преимущества флуоресцентных ламп
только как ламп дневного света сами по
себе неоценимы. Но помимо этого они обла-
дают еще одним колоссальным достоинет-
вом; экономичностью. Шо сравнению с ны-
нешними лампами накаливания Ффлуорес-
пентные лампы расходуют почти втрое
меньше элеклричесвой эпергии.

Таковы краткие, «анкетные» данные о
новых лампах © маркой «МЭЛЗ», первые
	Огромный успех займа
	ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫШ ПОД
	среднемесячная выработка на одного рабо-   тысячи которых Уже выпущены заводом.
	чего составляла 2.184 рубля, а в первом
	Можно было бы многое рассказать об огром-
	квартале 1946 года онз составила 2.741   ной творческой научно-исследовательской
	рубль в неизменных ценах.
И еще одним событием ознаменовался год
	и экопериментальной работе, которую про-
телали инженеры Борисов, Сосорев, Стер-
	мирной жизни на заводе; недавно здесь   лигова и другие работники завода и кото-
вступил в строй опытный цех флуоресцент-  рая позволила от лабораторных опытов с
ных ламп. Первые партии их уже пошли   лампой лневного света перейти к поомыш-
	на склад готовой продукции. Скромное, без
всякой торжественности. без громких nar
	woo” x

и пышных речей здесь было положено на- сяца в месяи.
	чало делу, булущее которого исключитель-
Яо велико.
	ии. скромно, 063 лелному производетву этих ламп. Выпуск
без громких фраз  их будет расти из недели в неделю, из ме-
	флуоресцентные : лампы — свет будуще-
	шла подписка на новый Государственный   держания, комеорг т. Плеханов дал взаймы
	У СЕВЕРОМОРПЕВ
	заем среди военных моряков аварийно-спа-
сательного учебного отряда. Выступавшие
на митинге старшины Морозов, Леных и
многие другие горячо приветствовали вы-
пуск нового займа.
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 8 мая. (По телеграфу
от корр. «Нрасного Флота»). На кораблях
Краснознаменного подразделения тральщи-
	государству 1000 процентов своего оклада,
краснофлотцы смены старшины Булатова
полтисались на 850 проц:

Многие вносят сумму подписки наличны-
ми деньгами.
	COLI слинохушно заявляют с своей готов-.
	ности отдать свои сборожетия взаймы госу-
даретву.

Бесь личный состав подразделения пох“
	писался. более чем на. MOLY TOpAMGOa TELE
оклад денежного содержания. _
	нооновых ламн для сигнальных установок, Но велико.

к рекламы, спепиальных электролами для Если есть огромная разница между пер-
автомобилей, железнодорожных вагонов,   вой стеклянной грушей Эдисона с раска-
морских судов и даже пестрых гирлянд -аенным. угольком внутри и современной
	то — озаряют Московский электроламповый о о APO AAC ARE Ppa
а. ао Ад ков Героя Советского Союза капитан-лей-
	м = и = MPG Ia
велихой rode: Ble BUD Lyi SUDCIUAUIU UUMad AGE
завод в годовщину Ве a тонанта Иванникова повсеместно прошли

Капитан Г. НОВОГРУДСКИЙ.  митинги. Краснофлотцы, старшины и_офи-