лая  [946 т:, суббота, № 110 {259}
			Выдающийся” ‘деятель’ большевистской
партии и советского ‘государства
К годовщине со дня. ‘смерти А; С. Шербакова
	зевоотаря ПЕ ВЕП(б). возглавляя москос-
	скую партийчую организацию. он являлся.
	росте с тем начальником Главного Поли-
тического Управления Красной Армии.

всей присущей ему неутомимой энергаей
Александр Сергеевич руководил партийно-
политической работой в армии, повседнев-
на учил армейских командиров и полит-
работников, как нато оплачивать ряды 60-.
ветоких волнов, воспатывать их в духе
жгучей ненависти к врагу, беззаветной
любви к социалистической Родине и готов-
ности преодолеть любые трудности на пути

® победе.

Под непосредетоенным руководством тов.
Шербакова была проведена перестройка
партийно-политической работы в армии.
В решазощих звеньях—в рото, батальоне—
были созданы первичные парторгализации.
Активизировалаеь деятельноеть политерга-
нов, оживилась работа парторганизаций,
возросла перэдовая роль коммунистов на
поле боя.

Огромное внимание уделял тов. Tiep6a-
ков политической агитации и пропатанде в
Красной Армии. Он
требовал от политра-
‚ботников и офицеров
органически  увязы-
валь воспитательную
работу в массах с
конкретными боевы-
ми задачами, учил их
добиваться того, что-
бы высокие и благо-
родные цели Отечест-
венной войны дошли
‚до сознания и сердца
каждого бойца. 3260-
тами Александра Сер-
теевича в Ёрасной
Армии были выраще-
ны десятки тысяч за-
мочательных  атига-
торов, которые ясно и
доходчиво раз’ясняли
‘бойцам характер пе-
реживаемых нами со-
бытий, помогали 0с-
мысливаль их, пла-
менным  большевиет-
CRUM словом и лич-
ным примером вооду-
шевляли бойцов на
самоотверженную 00-
рыбу с вралом. На-
стойчиво претворяя в
жизнь указания то-
Bapuma Сталина и
Центрального Комите-
та нашей партии, тов.
Щербаков — требовал
от политических работников  повседнев-
ного внимания к нуждам и запросам бой-
пов.

Tosapam ПЦербажов многое сделал для
укрепления и воспитания армейских кад-
ров, их идейной закалки. По его инициа-
тиве в Красной. Армии была развернута
широкая сеть ‘военно-политических- учи-
лиш, курсов, школ и т. д.

Выступления товарища Щербакова
всегда отличались глубоким научным ана-
лизом хола войны, ясным пониманием ве-
личайшей роли сталинского полковолче-
ского искусства. «История войн, — гово-
рил товарищ Шербаков, —— не знает таких
примеров, когда течение войны, в начале
столь неблагоприятное для одной стороны,
было бы с таким искусством переломлено,
а армия, направляемая твердой рукой воен-
ного гения, одерживала бы такие победы.
Великая Отечественная война совелского
народа против немецких извертов, направ-
ляемая и  влохновляеомая товарищем
Сталиным, войлет в историю’ войн Raz
изумительный образец руководства вой-
сками, высшего искусства ведения войны».

В деятельности А. С. Щербакова в воен-
ные годы ярко отразилась ведущая и 07-
ганизующая роль большевистекой партии,
которая по призыву великого Сталина под-
няла весь советский народ на героическую
борьбу против немецко-фаптистоких за-
хватчиков. Укрепление и политическое
воспитание Красной Армии, укрепление
советского тыла, производство вооружения,
развертывание промышленности военного
времени, военное обучение трудящихся,
сооружение оборонительных рубежей, про-
тивовозтуненая оборона —— во всех этих
делах мы видим энергичное участие А. С.
Шеурбакова. На ето долю выпала почеткей-
шая и труднейшая задача — быть одним
из организаторов обороны Москвы. Его имя
неразрывно связано со многими ярчай-
шими страницами Великой Отечественной
войны.  Неуклонно следуя указаниям
товарища Сталина, А, С. Щербаков много
слелал для налшей великой победы нал гит-
леровекой Германией, для полного торже-
ства налиего правого дела.
	Светлая память о товарище Шербакове
не померюнет в сознавин советского на-
рода. Жизненный путь и неутомимая дея-
тельность Александра Сергеевича Щербз-
кова, замечательного большевика, славного
ленинца-сталинца, будут для многих поко-
лений влохновляющим примером беззавет-
ного служения Родине, народу, великому
делу Денина-—Сталина.

0. ВИНОГРАЛОВА,
	О ТО ee two Тода   Задачи о организационно-хозяйст Я
  3 г -хозяйствелной
mOLTACH Александр Сергеевич Щербаков. Работы: Атаклаяти Па nanmen oe к
	 секотарь Центрального и Московского. Ко-
	Зутетов ВО), начальник Главного По-
пиическогю Управления Красной ‘Армии.
} ле товарища Щербакова большевист-
ал партия, наши вооруженные силы, весь
воткий народ потеряли выдающегося
(льшевистского руководителя, виднейшего
пиуеретвенного деятеля, крупнейшего ор-
виизатора партийно-политической работы
рармии и стране.
	Александр Серсеевич Щербаков родил-
цв 1901 году в семье рабочего. Двенад-
итилетним мальчиком — учеником типо-
рафии в г. Рыбинске—начал он свою тру-
пвую жизнь. Вступив в 1918 году в ряды
имуниетической партии, товарищ Шер-
“тов © юных лег связал свою сульбу ¢
	eee

борьбой за дело трудящихея. Он прошел за-
	учательный жизненный. путь —= от .рядо-
иго рабочего до крупнейшего деятеля Co-
этого государства, от краснотвардейца
значальника Главлого Полчтичеежого Уп-
	‚ ивления Враеной Армии, от. комсомоль-
‚ а-активиета. до’ секретаря” `Центрального-
\ Муитета ВЕСб). и Я
	Партия поручала ему отвелотвенную ра-
  ту, и он всегда отдавал ей все свои си-
‘зы и знания, беззаветно отстаивая интере-
a нашей социалистической Ролины, ‘беезто-

Задно борясь против происков врагов со-
[кот народа. В годы социалистическо-
1 строительства Александр Сергеевич не-
 вменно был там, где партия решала труд-
gimme задачи. В течение многих лет он
ет руководящую работу в комсомольских
	‘= эуанизациях Средней Азии и руководящую
	\ витийную работу в. Горьковской области,
/s Шенинграде. в Восточной Сибири, в До-
  щком бассейне, в Москве ш Московской
’ власти, в аппарате ЦА ВКП(б).
	8 1934 году он был избран секретарем
(та советских писателей. Работая рука
  бруку е А; М. Горьким, Алекеандр. Сер-

тв приложил много труда-и усилий: для
лочения советских писателей, для даль-
шего развития советекой литературы. В
1936 году товарищ Щербажов был направ-
ye в ленинградскую партийную органи-
umm, Me был избран вторым секретарем
’ енинтрадокого обкома ВКП(б). Александр
(вргеович развернул в Ленинтраде кипучую
ганизационную и пропагандистсвую pa-
ту, Своей беззаветной преданностью ве-
кому делу Ленина-— Сталина, своей не-
пимимой энергией он завоевал любовь и
уздение ленинградеких большевиков п
вех трулящихея Ленинтградекой области.
		Затем товарищ Щербаков работал В Ир-
	wre и Донбассе, где он возглавлял боль-
щевистожие партийные организации. Энер-
но и умело мобилизует тов. Щербаков
®тытевиков и рабочих Донбасса на реше-
Hie важнейшей народнохозяйственной за-
чи — задачи дальнейнего под’ема ра-
ты первой всесоюзной кочегарки. Боль-
щезити Донецкой; а после ее реорганизации
(талинокой области. пох руководством то-
варища Шербакова добились значительного
Цикта добычи угля, повынения производи-
‘еьности труда птахтеров. За выдающиеся
уопехи в деле пох’ема угольной промышлен-
июти тов. Щербаков был награжден opxe-
ном Jeqona.
	Дальнейший период жизни и деятельно-
ии Алексанира Сергеевича связан с его ра-
той в крупнейшей организации больше-
витской партии — московской партийной
организации.
	В 1938 году тов. Щербаков был избран
первым секретарем Московского областного
п продевого комитетов ВКП(б). Он пришел
г руководству московской партийной орга-
низзпией с большим и разносторонним опы-
у партийно-политической работы, орга-
низационной и пропатандистской. На посту
руководителя московских большевиков тов.
Щербаков проявил себя как партийный и
и деятель: крупнейшето мае-
Utasa. : : ; :
	ХУП е’езд Всесоюзной Коммунистической
партии избрал товарища Щербакова членом
Пеятрального Комитета партии. С мая
1941 года он — секретарь ЦК ВКП(б).

Воэглавляя московскую партийную op-
танизацию, тов. Щербажов пользовался ог-
Имтым уважением и любовью трудящих-
(я столицы, Он завоевал эту любовь и ува-
зоие своей беззаветной преданностью пар-
тит Ленина— Сталина, принципиальным
ющением партийных и государствевных
тросов, большевистской чуткостью в под-
ходе к людям, к. кадрам, умением. детально
п правильно разбираться в самых сложных.

‚ Вопроах, вникать в их существо, просто,
  Юнятно и ясно раз’яснять людям их прлн-
ЦИиПИальную основу.
	Будучи ‘верным: учеником и. соратняком
великого” Сталина, товарищ: “Шербаков no
CTOMAHO, когда ‘ему ‘приходилось общаться
товарищем Сталиным, слышать его ука-
ния, превратцал эти указания в програм-
у практических действий московокой пар-.
тайной организации. Он раз’яснял эти ука-
ния партийному активу, помогал москэв-
Ким большевикам сделать из них практи-
чежкие выводы, быстрее и успешнее пре-
ТВОРИТЬ ИХ В ЖИЗНЬ.
	СМЕЛЫЯ ПОСТУПОК
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 10 мая. (По телеграфу
т корр. «Красного Флота»). Работнипы
“ana, Филимонова ‘и колхознипа Фил-
литов переходили по льду реку Север-
ная Двина. Внезапно началась местная
подвижка льда, образовались полыньи.
Женщины, дошедшие уже до. середины
пеки, оказались отрезанными от берега.
Лыину, на которой они очутились, По-
несло течением вниз. :
Несколько моряков Н-ской части, про-
толизшие в 210 роемя по набережгой,
	  Усльщали крики и увидели льдину, УЧо-
	сящую людей, _ Те
Главный старшина Homan приказал
снарядить тилюпку. Приказание было вы-
	Е ТЕ   ЗАТ RB тк

полнено быстро. В шлюпку сели Вовак,
старший краснофлотец `Партин, кряаспо-
флотны Смолников. Козловеких и Дьяч-
	ков. Лавируя между  льдинами, шлюпке
подошла к потерпевшим, Вскоре женщи“
ны били. Bite. отаесности.
	озботы Александр Сергеевич всегда связы-
вал с идейно-политическим воспитанием
членов партии, комсомольцев и ши-
роких масс  трудящихея. OH являлея
пламенным ‚ пропагандистом” великого уче-
ния Ленина—Сталина. Его многочисленные
доклады, выступления и статьи игоали
большую роль в идойно-политическом  пос-
питании ‘партийных и’копартийных боль-
шевиков. Все выступления тов. Щербакова
отличались партийностью. большевистской
страстностью, принцитиальностью. Круп-
нейшие партийные и тосударетвенные во--
	тросы он умел излагать в ясной и простой
	2.2, ся

форме. В то же время любое конкретное ле-
10, казалось бы, узко техническую пробле-
му он умел поднять до уровня большой го-
сударетвенной задачи, расширяя т6м самым
кругозор партийных и хозяйственных ра-
ботников, открывая перед ними новые гори-
зонты. Неустанно” заботясь об илейно-по-
итическом воспитании кадров, тов. ШЩер-
баков учил их увязывать повседневную ра-
	боту с великими задачами по строительству
	коммунизма, правильно понимать внутрен-
ние условия и международную обстановку,
в которой живет и действует Советское го-
сударство.

Неустанно пропагандировал товарищ
Щербаков идею овладения культурой, идею
неразрывной связи задачи построения ком-
мунизма и .коммунистического. воспитания
масс. «Строить коммунизм, —говорил тов.
Шербаков.—это значит не только двигать
в гору промышленность и сельское хозяй-
ство, повышать производительность трудз,
создавать изобилие продуктов. Строить ком-
мунизм — это значит переделывать людей,
осуществлять их коммунистическое воспи-
тание». «Надо упорнее воспитывать ‘гру-
дящихся. в духе социалистической диецип-
лины и организованности, в духе повыше-
ния требовательности к, себе и к другим».
	Чуветво нового было органическим ка-
чеством тов. Щербакова как большевист-
ского руководителя. Умея хоропю и пра-
вильно разбираться в ‘людях, он всегда
поошрял инициативных, энергичных pa-
ботников. способных на живое, творческое
дело; горячо поддерживал любое дельное
начинание, полезный почин. Он настойчиво
призывал партийные и хозяйственные
кадры не зазнаваться, не упивалься успе-
хами; не есамоуспокаиваться, а «постоянно
учиться и переучиваться, изучать свой
собственный опыт и опыт других и в 060-
бенности опыт войны. Не быть рутинера-
ми, ломать старые нормы и традиции, если
они устарели, заменять их новыми —— та-
ков долг каждого ленинца-сталинца».

Неутомимая и многогранная деятель-
ность Алексачдра Сертеевича, его  непре-
клонная ‘борьба за великое дело Ленина—
Сталина завоевали ему любовь со стороны
всей партии, всего советского народа. Вы-
ражением народной любви и доверия яви-
лось избрание т. Щербакова депутатом
Верховного Совета Союза ССР первого со-
зыва.

(о всей полнотой и силой раскрылся
организаторский = = пропатаняистский
талант Алексанлра Сергеевича ШЩербажова
в период Великой Отечественной войны.
Он проявил исключительную энергию, мо-
билизуя трудящиеся массы на помощь
фронту. организуя: политическую ‘работу в
Красной Армип. Верный сын народа, пла-
менный советский патриот, он отдал все
Chol силы. все свои способности делу за-
	нить Родины, завоеванию обеды над гит-
	леровавой Германией. :

Круг партийных и государственных 0бя-
занностей А. С. Шербакова ¢ началом
войны значительно расширился. Выполняя
	‘руководящую работу в Партии в вачестье
	Пня: Победы
	ны, презядент призвал все слои польскон
общественности независимо от их партии-
ной принадлежности трудаться на благо
суверенного свободного демократического
Польского государства, беречь и укреплять
союз и дружбу с Советским Союзом, являю-
щимся мощным оплотом мира в Европе.
После краткой приветственной речи мар-
шала Роля-Жимерского началось шествие
трудящихея. Его открывают молодежные
демократические организатии, за которыми
следуют бывшие ‘политические заключен-
ные и партизаны, а за ними — части 1-й
польской дивизии имени Костюшко, частн
саперных и инженерных войск, кавалерим,
моторизованной артиллерии, танков. Одно--
временно . над площадью -реяли -боевые
эскадрильи польской авиации — истребите-
лей, бомбардировщиков и штурмовиков, де-
монстрируя возросшую мощь вооруженных
сил Польской республики, их волю и готов-
ность защищать рубежи своей’ родины от
посягательств любого врага. 7
Свыше ста тысяч жителей Варшавы, при-
сутствовавших на параде, были -евидетеля-
‚Ми незабываемого зреляща, - =: ыы
	эстальные члены чехословацкой делегации.
На боковых трибунах — югославские ми-
нистры, члены дипломатического кортуса
и генералитет, представители Красной Ар-
мии и делегации армий США; Великобри-
тании, Франции, Польши, она
Болгарии, Румынии, Албании;

Фанфары и орудийные залны ‘возвестили
начало парада. В то время как мимо трибун
шли с винтовками наперевес” овеянные сла-
вой бойцы югославских дивизий, в небе
проносились боевые самолеты югославской
авиации. Свыше 40 минут продолжался
торжественный марш войск. В нем участво-
вали пехота, авиачасти, моряки, милиция.
Затем следовала кавалеряя, за ней — ар-
тиллерия. Около часа длился парад артил-
лерийских частей, за артиллерией прошли
мотопехота, войска связи, инженерные вой-
ска.
	Парад, продолжавшийся почти четыре с
половиной часа, завершили бронетанковые
	ного собрания, украшенную государствен-
ными флагами Об’единенных наций. С три-
буны проходившие войска приветствовали
	премьер-министр Кимон Георгиев, члены
правительства, Георгий Димитров, члены
национального комитета Отечественного
фронта. ЕН
	Празднование
	ВАРШАВА, 9`мая. (ТАСС). Сегодня на
крупнейшей” в Варшаве площади состоялся
парад вооруженных сил Польской респуб-
лики, посвященный Дню’“Победы. Парад
принимал маршал Роля-Жимерский. На па-
раде присутствовали: президент Берут, пре-
мьер-министр. Осубка-Моравский, члены
польского правительства и генералитет.
Среди присутствующих находились посол
СССР. в Полыше т. Лебедев, военный атта-
ше генерал Маслов, а также` представители
других аккредитованных при польском пра-
вительстве дипломатических миесий, совет-
ская делегация во главе с генерал-лейте-
нантом Сухомлиным, югославская делега-
ция во.главе с генералом Скорпиком, деле-
гация, французского движения сопротивле-
ния и др. . ты

После церемонии торжественного возло-
жения венков на могилу Неизвестного сол-
дата президент Берут выступил с речью, в
которой он поздравил войска и собравшихся
`манифестантов © годовщиной победы над
немецкими” захватчиками. Отметив необхо-
димость упорной борьбы за восстановление
разрушенной немецкими оккупантами стра-
	БЕЛГРАД, 6 мая. «ГАСС). Сегодня опуб-
ликован приказ маршала Тито по вооружен-
ным силам Югославии в связи © Днем
Победы.

В приказе товорится, что народы Югосла-
вии будут тесно сотрудничать со всеми
демократическими странами, борющимися
	за укрепление мира. Югославия будет ре- .
	шительно . настаивать. на... удовлетворении
своих справедливых требований и на BO3-
вращении ей всех территорий, несправел-
ливо отторгнутых после первой мировой
ВОЙНЫ. за
БЕЛГРАД, 10 мая. (ТАСС). Вчера в
Белграде в честь Дня Победы состоялся
большой военный парад. В 9 часов утра на
центральной трибуне появился в сопровож-
дении генералов и членов президиума Нз-
родной Скупшины  встреченный бурными
овациями маршал Тито. На центральной
трибуне находились также премьер-министр
Чехословакии Фирлингер, заместитель че-
хословацкого премьера Готвальд, министр
	иностранных дел Чехословакии Масарик и . Части.
		СОФИЯ, 10 мая. (ТАСС). Вчера в Софии
в честь Дня Победы состоялся парад частей
софийского гарнизона. Парад принимали ре-
генты Тодор Павлов и Венелин Ганев, со-
провождаемые военным министром Дамяном
Велчевым. Войска гарнизена церемониаль-
ным маршем прошли через площадь Народ-
	ВАШИНГТОН, 8 мая. (ТАСС). В заявле-
нии Трумэна в связи е Днем Победы в Ев-
ропе говорится, что народы Соединенных
Штатов с благодарностью и гордостью
вспоминают жертвы, принесенные мужчина-
ми и женщинахи Об’единенных наций и сле-
лавшие возможной победу. Победа предо-
ставила возможность обеспечения безопах-
ности, справедливости и мира. «В той
	Мастера
ралиосвязи
	Подразделение радистов капитана (си-
ева недавно отметило трехлетие со. дня
организации. За этот срок оно подготовило
для флота немало подлинных  мзетеров
связи.

В подразделение прибыли молодые крас-
нофлотцы. Лейтенант Смирнов, лейтенант
Васильев, сержант Худов, младший cep-
жант Лосев сразу же приступили к изуче-
нию с ними боезой техники, в частности
коротковолновых  пероносных раций. На
	свере, в условиях резко персосеченной ме-
	CTHOCTH, OTH станции являются незамени-
мым средством связи.

редварительная общая подготовка, по-
лученная краснофлотцами в учебном отря-
хо, позволила офицерам вести изучение ко-
ротковолновых станций быстрыми темпами.
При обучении рахистов много Уделялось
внимания пражтическим занятиям. На ра-
дностанцию назначались два краснофлот-
ца, один из них — за старшего. Им давали
схему ралиосети. Радисты удалялись друг
от друга на несколько километров. В ука-
занное командиром время сени устанавли-
вали между собой связь. Контрольная
птанция наблюдала за работой молодых ра-
листов. Командир отделения или офицер
тщательно следил за их работой и на ходу.
давал нужные указания и созеты. Затем
проводились итоговые занятия, на которых
разбирались ошибки, допущенные отдель-
ными радисталмя, }

В первое время молодые моряки с трудом
усванвали правила радиообмена. Они или
все одновременно занимались передачей и
создавали этим большие помехи, или же
одни работали телеграфом, а дхругие—микро-
фоном. Микрофонная же работа затлушата
телеграфную, соззавала помехи. Офицеры
Смирнов, Васильев, сержант Худов и млад-
ший сержант Лосев сосредоточили основное
внимание на устранении этото недостатка.
Непосредственно у радиозпнаратуры учили
они молодых радистов правилам радиообме-
на, режиму радиопередачи.

Векоро молодых радистов посадили 38
боевые рации и заставили вести прием ©
эфира. Услышав в наушниках десятки по-
сторонних звуков, некоторые терялись, не
зная, к чему прислуптиваться. Радиограммы
принималиеь с большими искажениями.
Командир подразделения капитан. Осипов
нашел наиболее эффективный способ для
устранения этого недостатка. Чтобы при-
учить новичков Е работе в трудных усло-
внях. он организовал ночные вахты, когда
в эфире больше помех. Такой метод учебы
позволил в короткий срок резко сократить
чиело искажений в радиограммах и дал
краснофаотцам тверлые навыки в ведении
документации.

Мололые связисты Усердно изучали но-
RY) радиоапнаратуру, упорно постигали
все тонкости радиодела. Уже через не-
сколько месяцев из их числа выдвинулись
такие отличные‘ радисты, как Сухоруков,
Аралоз, Иванупкин; Занозин, Алиев, To-
берман. Они не раз’ ходили с разведчиками
на выполнение сложных боевых заданий и
безупречно обеспечивали десантные груп-
пы бесперебойной связью.

В охной из таких операций краснофлот-
пы Арапов и Занозин установили, что ме-
жду рахиостанциями- плохо. налажено. взаи-
модействие. Не было помощи в вызове кор-
респонтентов. Ратисты сообщили 0б этом
командиру подразделения. На другой день
в растисании занятий появилась новая
тема: взаимодействие между корреспонден-
тами сети и использование для связи про-
межуточных радиостанций. Так постепенно
обоблталея и тщательно изучалея  накеп-
ленный боевой опыт.

В боях за Советское Заполярье почти вое
радисты калитана Осипова отличились и
были удостоены правительственных Ha-
трад. В третьей годовщине подразделения в
личном деле радистов Иванушкина, Арало-
ва, Занознна, Чередова, Гобермана, Алиева
и других имеется по семи и более благо-
дарностей, в том числе две особенно им
дороги: это благодарности великого
Сталина. Е

По окончании войны перед бывалыми
моряками-слециалистами встали новые за-
дачи: овладеть искусством передачи  моло-
дому пополнению боевого опыта, накоплен-
ного в годы Оточественной войны. И они
любовно передают свой опыт. Многие из
них стали командирами. Старигий  красно-
флотеп Алиев руководит отделением ради-
стов. В ето отделении боевая техника на-
холится в образцавом состоянии, большин-
ство его подчиненных — отличники боевой
п политической подготовки. Краонофлотцы
Сухоруков и Иванупкин учатся в военно-
морском училище, они будут офицерами со-
ветского флота.

Участники войны Аралюв, Занознн, Че-
редов, Гоберман — отличные специалисты,
повседневно работают над повышением сво-
их знаний и передают мололым накоплен-
ный боевой опыт. =

С. ЕРАСОВ.
	Сезерный флот :
————
МАТЧ-ТУРНИР
МОСКВА — ПРАГА
	Открытие второго круга
	В Москве, в Октябрьском зале Дома сою-
303, вчера, 10 мая, в торжественной обстанов-
ке открылся второй круг международного
шахматного соревнования Москва—Прага.
Зал был украшен чехословацкими и совет-
скими флагами. Тепло встретили зрители
занявших места на сцене чешских гостей и
участников московской команды.

Открывая второй круг матч-турнира, за-
моститель председателя Всесоюзного коми-
тета по делам физкультуры и спорта при
Совете Министров СССР тов. Ревенко при-
ветствовал посланцев Чехословацкой рес-
публики.

Оркестр исполнил государственные гим-
ны Чехословакии и Советского Союза.

С ответным словом выступил советник че-
хослованкого ‘посольства в Москве г-м
Гнизде.

Затем выступил председатель пражского
шахматного об’единения Г. Вода.

По поручению министерства просвещения
Чехословакии ‘и лично министра профессора
Пражского ‘и Московского университетов
Неедлы дружеские пожелания москвичам
передал доктор Бартошек. ‚

Затем ‘член судейской’ коллегии мастер
Зубарев огласил регламент, ЛЛервый тур’ со-
стоится сегодня, 11 мая, в Октябрьском за-
ле Дома союзов. Пражская команда играет
белыми. В первом туре. встречаются: Котт-
науэр—Алаторцев, Зита—Лилиенталь, Кате-
тов-—=Бронштейн, Пахман-—Котов, Опочен-
ский—Бондаревский и Шайтар--Смьслов.

(ТАСС).
	за рубежом
ВАРШАВА
		Заявление Трумэна в связи с Днем Победы
	мере, — говорится в заявлении; —~ B какой
мы будем поддерживать единетво между
нами и другими народами, и .в-той мере,
в какой мы посвятим себя полностью
и самоотверженно выполнению великих за-
дач, стоящих перед нами, последующие го-
довшины булут открывать не суживающие-
ся, а расширяющиеся перспективы челове-
ческих належл».

Заявление председателя Народного собрания Болгарии В. Konapoea
на пресс-конферениии в Пар ==
	ПАРИЖ, 10 мая. (ТАСС). Вчера вечером
в Париже состоялась пресс-конференция у
председателя Народного собрания Болга-
рии Василь Коларова. Присутствовало свы-
ше 100 представителей французской и ино-
странной печати. В начале конференции
Коларов огласил заявление, в котором он
изложил историю возникновения Отечест-
венного фронта, образования правительства
Отечественного фронта и охарактеризовал
новый демократический режим Болгарии.

Далее Коларов, касаясь позиции Болга-
рии в связи с предстоящей мирной конфе-
ренцией, сказал: «Великая историческая за-
слуга правительства Отечественного фроя-
та состоит в том, что, евергнув фашистскую
диктатуру, оно в то же время порвало ги-
бельный и противоестественный`союз с! гит-
леровской Германией. с, тем, чтобы =реши-
тельно ориентировать страну на великую
демократическую коалицию Об’единенных
наций. Оно об’явило войну Германии и не-
замедлительно бросило все силы болгар-
ской армии в бой против немецких войск в
Македонии и Сербии. Позднее была соз-
дана специальная болгарская армейская
группа, которая сражалась вместе © вой-
сками Красной Армии и войсками Югослав-
ской республики в Венгрии и Австрии. Вой-
на против Германии продолжалась свыше
8 месяцев и стоила Болгарии свыше 31 ты-
сячи жертв. Своим участием в качестве со-
вместно воюющей страны Болгария спо-
собствовала освобождению Балкан и, в
частности, Греции и победе  Обединенных
наций.

Мы отдаем себе отчет в официальной от-
ветственности Болгарии за то, что она бы-
ла сателлитом Германии, но мы требуем от
демократических наций справедливости для
	нашего народа, который никогда не пере-.
	ставал сражаться против фашистской дик-
татуры и никогда не подчинялся  герман-
скому господству. Число жертв, понесея-
ных болгарским народом более чем за 20-
летнюю борьбу против фашизма, измеряется
сотнями тысяч убитых и расстрелянных.
	]Только благодаря сопротивлению болгар-
	ского народа фашизму царь Борис и его
правительство не посмели бросить болгар-
скую армию ни протиз русских, ни против
англичан и американцев.

Парадоксально, что болгарское  прави-
тельство, пользующееся доверием подавля-
ющего большинства нашего народа, еще
не признано некоторыми демократическими
правительствами».

Отметив, что правительство проводит
политику дружбы со всеми демократичз-
скими народами и что между новой Болга-
рией и новой Югославией, а также новой
Болгарией и новой Румынией не сущест-
вует никаких спорных вопросов, Коларов
заявил; «Остается лишь урегулировать от-
номения между Болгарией и Грецией. К не-
счастью, антидемократический режим, су-
ществующий в этой стране, не может соз-
дать благоприятную обстановку для торже-
ства справедяивости и демократии. Монар-
хическое правительство Греции, которое
дважды отторгло от нашей страны ценные
территории, пытается в третий ‘раз отнять
у нас под предлогом создания «стратеги-
ческой границы» новый кусок территории,
где нет ни одного греческого пюселения и’
roe He живет ни один грек. ‘Речь идет о
территориях, где ‘разводится ‘табак высше-
га качества, и эта попытка отдает запахом
табака. Всякий ‘искренний человек, ‘желаю-
щий, чтобы исчезла всякая причина раздо-
ра на Балканах, будет удивлен и возмущен
этой новой интригой. Если болгарское пра-
вительство требует (как оно это сделало в
своем меморандуме, представленном ‘сове-
шанию Министров Иностранных Дел) выхо-
да к Эгейскому морю, то это только пото-
му, что. территория 2 Занадной- Фракии яв-

ляется болгарской провинцией. Западная
Фракия была освобождена от турецкого
ига болгарскими армиями, что было при-
знано самими греками по договору 1913 го-
да, подписанному в Бухаресте. С 1913 по
1919 гг. Западная Фракия являлась неот“-
емлемой частью болгарской ` территория.
После первой мировой войны, ‘когда эта
провинция была аннексирована “Грецией,
греки предприняли попытку ‘изменить этно-
графический характер этого решения, на-
сильственно изгнав 250 тысяч болгарских
крестьян, которые чашли себе убежище в
нашей стране и ожидают. возвращения
этой провинции Болгарии, чтобы вновь вер-
нуться на родные места. Решение, приня-
Toe Советом Министров Иностранных Дел,
оставить довоенную границу как временную
границу между Болгарией и Грецией, ебте-
ственно, дает болгарскому народу надежду
на исправление этой большюй несправед-
  AMBOCTH.

Что касается репараций, то болгарское
правительство не оспаривает своей aan
ности возместить материальный . -ущерб. -
тех случаях, когда будет установлено, ira
этот ущерб причинен болгарскими властями
или болгарскими гражданами. Разрушения
во Фракии были совершены, главным’ об-
разом, германскими и греческими армиями,
которые вели бои на этой территории. Как
известно, болгарская армия не учаетвоза-
ла в этих боях. Она только осуществляла
оккупацию.

Наконец, не следует забывать; что в те-
чение Трех лет Болгария была опустоше-
на и отраблена немцами и доведена до со-
стояния обнищания. Небывалая засуха поч-
ти уничтожила урожай прошлого. roma и
привела страну на край голода: wae

Вот каковы условия в Bovrrapni ee nonD-
жение Болгарии в свете Rompoca « ‚о заклю-
чении мирного договора»:

Отвечая на вопрос, ‘каковы в ‘настоящий
момент политические H дипломатические
отношения между Болгарией и. сбюзника-
ми, Коларов выразил надежду; что ‘англий-
ское и американское правительства не’ за2-
медлят ‘признать болгарекое  правительст-
во, и указал, что в задержке этого призна-
ния повинна болгарская оппозищия, кото-
рая не пожелала осуществить решения „Мо-
сковского совещания. На вопрос об ущез-
бе, который был причинен Болгарии Герма-
нией, Коларов ответил, что немцы вывез-
ли из Болгарии все ценное оборудование
фабрик и заводов, зерно и сырье. Общий
убыток, причиненный немцами Болгарии,
определяется в 100 миллиардов. болгарских
левов.

Коларов отметил, что с момента перем:
рия Советский Союз оказывал Болгарии по-
мошь.

Касаясь отношений © Грецией, Коларор
ответил, что болгарский народ всегда вос”
хищался героической борьбой греческого
народа. Еше до освобождения обеих стра
существовал  нетюсредственный ‹ контакт
Отечественного фронта с OAM. Konapor
отметил, что существующий сейчас режим в
Греции не имеет ничего общего с демокра
тическим режимом Болгарии, и официаль
ных отношений между двумя странами п
этой причине не сушествует. В свете яро
стных нападок греческой реакции’ на’ демо
кратический режим Болгарии, продолжа/
Коларов, в свете статей, появляющихся т
греческой реакционной печати, с призывот
«На: Софию!», изобходимо ‘отметить, что
болгарская печать избегает каких-либо на:
падок ‘или оскорблений по отношению к
Греции. Мы уверены, сказал Коларов, что
если в Греции будет восстановлен демо-
кратический режим, как это имеет место в
Югославии, Румынии и Болгарии, то быст-
ро установится. прочная. дружба, болгарско
го народа наролом-Греции.
		Поием у председателя Антифашистсксго комитета
	французских женщин
	Пребывание членов миссии ЮНРРА в Одессе
	OJECCA, 10 mag. (1AUG). одесь. нах
oa TINMOLIBITHG из Киевь члены миссий
	дятся прибывигие. из. лиев®. зиоеь вос
ЮНРРА в УССР. в составе. г.г. ‚Лоуренса
Скиок. Жаннеты Сигель и_ Рональда Дей.
ти познакомились © работой Одесского пор-
та по разпрузке и отправке товаров ЮНРРА
	советских женшин Н. В.
	Вчера, 10 мая, председатель, Антифали-
елского комитета советских женщин Н. В.
Попова устроила прием в-честь пребываю-
щей в СССР делегации французских жен-
шин, Ероме делегации французевих жен-
вин во главе с руководителем предеедате-
лем Международной федерации демократиче-
ских женщин Эжени Коттон на приеме при-
сутствовали временный поверенный в делах
	Французской республики в СССР г. Шар-
	Поповой в честь делегации
	пантье и персонал Франпузского Посоль-
CTBa.

На приеме также присутетвовали. заме-
ститель Министра иностранных дел СССР
С. А. Лозовский, П. С. Молотова, депутат
Верховного Совета СССР: Т. В. Федорова и
видные представители советской общест-
венности, науки, литературы и искусетва.

Для гостей был дан концерт с участием
лучших артистических сил Москвы.

(ТАСС).
	для УССР и БССР, посетили достопримеча-
тельности города-героя, научно-исслелова-
тельский институт виноградарства.

Сегодня члены. миссии побывали на по-
лях колхоза им. Карла Либкнехта, Олесско-
то пригоролного района.