[2 мая 1946 г., воскресенье, № 111 (2292
	лот . $» ^^

Ваза бен

КР

АСНЫЙ Ф

Госулаоственные экзамены   Качка кораблей на волне
		Исключительно художественно выполие-
на роспись вазы «Победа». В центре вз-
зы —— портрет творца Победы Генералие-
симуса Советского Союза товарища Сталина,
Пертрет обрамлен золотым лавровым воз.
ком. На противоположной стороне изобра
жена картина салюта в Ленинграде, на Не
9 мая 1945 гола. Внизу вазы помещены
6 медальонов, отображающих эпизоды Be
ликой Отечественной войны. На золотых
листах начертаны слова из Обращения
товариша Сталина 9 мая 1945 года: <
ликая Отечественная война завершилась
нашей полной победой». «Слава нашему
великому народу, народу-победителю!». Ha
ножке вазы — гравированные на золо®
две группы, символизирующие содружесто
советского фронта и тыла в дии войны;

При изготовлении вазы коллектив пре
долел целый ряд трудностей производетвен-
ного порядка. Была разработана детальная
технология. Ваза полвергалась четырехюри“
ному обжигу. С этой целью была сконструе
рована особая электрическая печь,

Советские люди-—— рабочие и ученые,
архитекторы и кораблестроители, пися
и мастера искусств — в эти дни вдохновен-
но трудятся, стремясь возвелимить свою OT
чизну новыми творческими победами и
всех областях науки, техники, промышлен“
ности, земледелия, культуры. В stow Ga
городном патриотическом труде AX Heels
но вдохновляет образ великого Сталина.

Ваза, изготовленная ленинградцами №
Дню Победы, — замечательное произведение
искусства. Создателей его, вложивших в
свой труд подлинно высокое мастеретво и
талант, воодущевлял образ Оталина-— ление
ального вождя и полковохна, которм
наш народ обязан спасением Отечества, по
торическими победами в бою и труде.

В результате упорного труда коллект
завода имени М. В. Ломоносова создал пи
изведение высокой художественной це
ности. Рабочие и инженерно-технически
работники предприятия вираве гордитья
своим подарком к Празднику Победы. Вы
ставленная для всеобщего обозрения в Г00у-
дарственной Третьяковской галлерее ва
«Победа» явится прекрасным дополнение
к коллекции замечательных культурных
ценностей, собранных в галлерее,
		При волнении Ha море корабли
обычно испытывают качку. Аачка умень-
шает  ходкость кораблей, вызывает до-
полнительные напряжения в корпусе, зача-
стую мешает выполнению заданий, стоя-
щих перед экипажем (артиллерийская и
торпедная стрельбы, траление, промеры
глубин ит. п.), инотда приводит к авариям
кораблей, имеющих малую остойчивость.

Исследование качки кораблей, изыска-
ние мер борьбы. с ней являются поэтому
актуальными теоретическими и практиче-
скими задачами. Этим вопросом занимались
виднейшие  руеские ученые — академик
А. Н. Крылов, проф. Г. Е. Павленко, член
корреспондент Академии наук СССР В. В.
Шулейкин и другие. Вопрос этот привлекал
внимание и иностранных ученых — Фруд,
Вертен. Тем не менее качка кораблей вей-
чае еще не исследована в такой мере, как
это необходимо.

Ло сих пор имеются значительные про-
белы также в проведении наблюдений кач-
ки в море с одновременным измерением эле-
ментов волнения и элементов корабля, а
также в проведении экспериментов по. кач-
ке моделей кораблей в опытовом бассейне.

эти наблюдения весьма необходимы как
для проверки известных уже теоретических
исследований, так и для постановки само-
стоятельных задач по изучению Бачки.

В этой статье мы хотим кратко коснуть-
ся элементов теории качки корабля и неко-
торых проведенных нами экспериментов.

Различают три основных вида качки ко-
раблей — бортовую (или боковую), киле-
вую и вертикальную.

Вертикальная качка представляет пере-
мещение по вертикали всего корабля. При
этом он встречает большое сопротивление
воды, и потому размахи вертикальной‘ кач-
ки корабля в большинстве случаев срав-
нительно невелики. По нашим эксперимен-
тальным исследованиям, на моделях кораб-
лей размахи вертикальной качки в боль-
шинстве случаев наблюдалиеь меньше вы-
соты волны. Но в ряде случаев, а именно
в приближением к резонансу, вертикаль-
ныё перемещения бывают больше высоты
волны. Такое превышение размахов верти-
кальной качки над высотой волны наблю-
дал в 1937 г. В. В. Шулейкин при пла-
вании на корабле «Транебалт» в Среди-
земном море и Индийском океане. !

Килевая качка на морских кораблях мо-
жет доходить до 7—8 градусов. Особанно
чувствительной она бывает на малых судах
ури курсе, перпендикулярном фронту вол-
ны (то-есть при курсе корабля по направ-
лению распространения волн или против
них). Теоретические соображения показы-
вают, что размахи килевой качки зависят от
соотношения длины корабля и линейных
размеров волны, от соотношения периода
собственных продольных колебаний корабля
& периоду волны, от курса корабля отнови-
тельно фронта волны и т. д. Наши экепери-
менты © моделями кораблей целиком под-
твердили правильность указанных выше
теоретических соображений. Эти экспери-
менты показали также, что размахи килевой
качки зависят от момента инерции массы
корабля относительно поперечной оси, прэ-
ходяшщей через центр тяжести. Как практи-
ческий вывод из этого можно отметить,
что расположение грузов ближе в корме и
носу при соответетвующем режиме волне-
ния способствует возрастанию килевой кач-
БИ.

Наиболее чувствительной в большин-
стве случаев является боковая качка. На
некоторых кораблях в отдельных случаях
она лоходит ло 40—45°. Особенно значи-
тельные амплитуды боковой качки бывают
при курее корабля параллельно фронту
волны, то-есть в тех случаях, когда ко-
рабль идет лагом к волне. Размахи бокэ-
вой качки зависят от отношения периода
собственных поперечных колебаний кораб-
ля к периоду волны, от отношения птирины
корабля к линейным размерам волны, от
остойчивости корабля, от формы его ит. д.

Исходя ‘из теоретических данных и
опытных наблюдений, можно отметить, что
У кораблей, имеющих малую остойчивость
ч большой период: собственных поперечных
колебаний; наблюдается сравнительно не-
большая боковая качка на волне. В этом от-
ношении укажем на один пример с рыбными
траулерами. Уходя на промысел, траулеры
имеют в трюмах полный запас угля и прес-
ной воды и поэтому получают значительную
начальную  остойчивость. При волнения
траулеры имеют весьма чувствительную
боковую качку. Но на тех же траулерах,
всзвращающихея © промысла при анало-
гячном ватнении. боковая качка значи-
	а ЖЕ Е ah Sin Sn 8 ке лыах

TE IIITVPMAHA
	лось за счет преувеличенных поправок На
волну, ветер и течение.

‚ В другой раз ошибка получилась из-за
отсутствия у штурманов навыков работы
на большой качке.

Эскадренные миноносцы  «Гремящий»
и «Громкий» вышли в море сопровождать
союзный конвой. Четверо суток они шли в
составе конвоя, а нотом получили приказ
возвращаться в ‘главную базу. Штурман
«Гремящего» определил местонахождение
корабля. Чтобы уточнить данные, он запро-
сил ратьером место у «Громкого». Поеледо-
вал короткий ответ; широта... долгота...
Разница 0.5 мили по широте и 12,5 мили
по лолготе. На это расхождение никто не
обратил внимания, а свое счислимое место
штурман «Гремящего» на «Громкий» не пе-
рёлал.

Плавание миноносцев проходило в штор-
мовую погоду, Временами проносились CHEE -
ные заряды. Они сильно ограничивали ви-
димость. В результате общая невязка к кон-
пу плавания достигла больших размеров.

В чем же причина невязки?

Помимо того, что не была устранена
ошибка в определении широты и долготы,
дублер-штурман «Громкого», плохо чув-
ствовавший себя на качке, допустил в нави-
гационном журнале четыре арифметических
ошибки. Когда дублер определил место ко-
рабля по светилам, он допустил еще одну
крупную ошибку. Таким образом, большая
часть невязки возникла по вине дублера
и командира БЧ-1, передоверившего свою
работу дублеру. Остальная часть невязки
получилась из-за неблагоприятных метеоро-
логических условий в районе плавания.

Подволной лодке, где командиром был
старший лейтенант Алексанлров, предстоял
исключительно трулный многодневный пе-
реход. В нему тщательно готовился весь
экипаж, Не успела полволная лодка пройти
	Презоднесенная в подарок Генералиеси-
мусу Советского Союза товарищу И. В.
Сталину от коллектива Денинградекого фар-
форового завода имени М. В. Ломоносова
ваза «Победа» вчера была установлена в од-
ном из залов Государственной Третьяков-
	ской галлереи:
	уменьшение. остойчивости в связи е расхо-
дом угля и пресной воды и загрузкой ры-
бой не только трюмов, но частично и па-
лубы, что влечет‘ за Cobo перемещение
вверх центра тяжести всего корабля. Про-
зодя такие наблюдения на траулерах, мы
каждый раз измеряли амплитуды качки ко-
рабля и элементы волны. Большой мате-
риал, подтверждающий слеланные выводы,
получен также wa молелях кораблей при
проведении экспериментов с ними в опыто-
вом бассейне. К сожалению, использовать
это обстоятельство как меру борьбы с боко-
вой каАЧКОЙ ВОЗМОЖНО Только в ограничен-
ных размерах. Значительное уменьшение
остойчивости при некотором пределе co-
здает угрозу опрокидывания корабля при
мошном пиквале, при обмерзании корпуса
в условиях плавания на Севере и т. д. На
корабле с малой остойчивостью создаются
также нокоторые трудности в управлении
им. Как видим, значительное перемещение
вниз центра тяжести корабля увеличивает
ero остойчивость, но боковая качка тако-
го корабля будет весъма порывиета и с
большими амплитулами.

Эксперименты е моделями кораблей по-
казали Также возрастание амплитуд б0&0-
вой качки при возрастании момента инер-
ции массы отнозительно продольной оси,
проходящей через центр тяжести. При за-
грузке корабля необходимо это иметь в ви-
ду п 10 возможности избегать размещения
тяжелых грузов ближе к бортам в широкой
части корабля, располагая их ближе к диа-
метральной плоскости.

Приведем пример поведения на волне
двух кораблей, имеющих различную остой-
чивость. В 1936—1938 гг. нам приходи-
лось плавать в Баренцовом море на кораб-
ле «Персей», проводившем научно-иселедо-
вательекие работы. Корпус «Переея» был
довольно старым, и во время капитального
ремонта, вероятно в качестве перестрахов-
ки, была значительно увеличена начальная
остойчивость. В результате корабль, пома-
дая на 7-балльную волну, имел амплитуды
боковой качки до 439. Веякие научные
неследовання при этом, разумеется, прокра-
шались. Большие амплитуды качки вызы-
вали значительный скрип, что указывало
на сильные напряжения, происходящие в
церевянном корпусе судна. Таким образом,
чрезмерное увеличение остойчивости в дан-
вом случае не дало необходимых положи-
тельных результатов.

Приведем другой пример. Товаро-пасса-
жирский теплоход «Чехов» водоизмещением
3.000 товн в 1936—1940 гг. совершал
рейсы в Черном и Азовском морях. Ворабль
имел небольшую начальную остойчивость.
Безопасность плавания вполне была обес-
печена высоким надводным бортом. Пря
значительных литормах в Черном море «Че-
хов» имел довольно плавную боковую качву
с амплитудами, не превышающими обычно
5—65. Правда, на теплоходе были сильно
развиты палубные надстройки, веледетвие
чего он имел большую парусность, и во
время сильных ветров возникали некото-
рые трудности в управлении судном при
заходе в порты или при следовании уэзки-
	ми фатватерами в Берченеком проливе.
	В опытовом бассейне были проведены
эксперименты © моделью теплохода «Че-
хов». На пепытаниях выявилаеь относи-
тельно малая подверженность боковой кач-
ке теплохода при волнении. Но стоило
голько снизить центр тяжести модели до
нижних пределов, как боковая качка силь-
но возрастала. Это обстоятельство указы-
вает на то, что если бы на тенлоходе «Че-
хов» значительно снизили центр тяжести ©
целью увеличить начальную остойчивость
п улучигить управление им во время штор-
ма, то ‘боковая качка была бы весьма чув-
ствительна.

Из этих двух примеров видно, насколько
может? влиять на боковую качку’ большая
начальная остойчивость корабля и как в
связи с этим корабль может приближаться
или отдаляться от резонанса, где размеры
боковой качки бывают наибольшие и могут
быть угрожающими.

Изучение проблемы качки корабля, ис-
пользование результатов теоретических и
экспериментальных исследований для стро-
ительства и эксплоатации боевых кораблей
и торговых судов имеют весьма большое
практическое значение. Морская гидрофи-
зическая лаборатория Академии наук ОССР
наметила провезти широкие исследования
качки, остойчивоети, дрейфа и ходкости
кораблей при волнении как на моделях в
опытовом бассейне, так и на кораблях в
Mone.

Кандидат взизико-математических наук
	Государственные экзамены
в военно-морском училище
	ТИХООКЕАНСКИИ ФЛОТ, 11 мая. (По те-
леграфу от корр. «Красного Флота»). В эти
дни Тихоокеанское высшее военно-морское
училище живет особенно напряженно. Стар-
ший курс сдает государственные экзамены.

`В жизни офицера редко бывает момент,
более ответственный и торжественный, чем
переход от курсантского звания к офицер-
скому. Государственный экзамен можно, по-
жалуй, сравнить с первым боевым испыта-
нием. От будущего офицера требуется, в
короткий срок концентрируя все свои тео-
ретические знания, практические навыки,
волю и умение, быстро и правильно’решить
ряд сложных задач.

... В кабинете торпедного оружия 38
большим. накрытым красной скатертью сто-
лом сидят члены государственной экзамэ-
напионной комиссии — помощник флагман-
ского минера флота капитан 3 ранга Же-
лезняков. капитан-лейтенант Ермаков, ка-
питан-лейтенаят Бурак. У хосок, схем, чер-
тежей четыре курсанта обдумывают ответы
на вопросы.

Несколько минут напряженного молча-
НИЯ,

Первым докладывает курсант Елсуков.
О подходит к схеме и об’ясняет. устройст-
во и принцин действия прибора, который
применяется при торпедной стрельбе. Экза-
минатор задает Елсеукову ряд лополнитель-
ных вопросов. Правильные ответы доказы-
вают. что курсант усвоил устройство елож-
ного прибора. На второй вопрос—«Правила
стрельбы торпедных катеров с постоянным
углом упрежления»—экзаменующийся дает
обстоятельный ответ, подтверждая свои
рассуждения теоретическими выкладками
й чертежами.

Следующим отвечает старшина 1 статья
Тараджин. Это один из лучших курсантов
выпускного курса. сталинский стипендиат,
старшина класса. Его ответы обстоятельны,
проникнуты глубоким знанием материала,
умением правильно применять на практике
теоретические знания. По первому вопросу
«Терминология торпедного залпа» Гараджин
дает подробные об’яснения. В его передаче
термины сектор. угол растворения, аппарат-
ный угол, угол рассогласовывания звучат
вполне понятно и ясно.

Без запинки. отвечает Гараджин. и на
второй вопрое: «Как составить план-часо-
вик». Лля теоретического обоенования еле-
дующего вопроса «Торпедная атака эсминца
в хорошую видимость со срелних куреовых
Углов» Гаралжин берет схему и шаг за ша-
гом об’ясняет вее этапы, предшествующие
торпедному залну.

По лицам экзаминаторов видно, что они
довольны ответами. Они залают несколько
беглых пополнительных вопросов о боевой
организапии корабля, о разнице между ста-
рой п новой организацией, на которые Га-
ралжин отвечает так же уверенно и четко

Следующий вопрос в билете: выполнение
практической стрельбы-—«Атака торпедно-
го катера в малую вилимость». Гараджин
просит разрешения подойти к учебному
прибору. Капитан-лейтенант Ермаков дает
исходные данные — быстро движущаяся
цель, дистанция... и командует: «Торпед-
Has ataxal»,

Лаборант включает рубильник. Малень-
кий макет корабля-пели, установленный на
фоне моря, начинает приближаться. Гарад-
жин с помощвю приборов наводит катер на
пель, решает торпедный треугольник. Ди-
станция быетро сокращается. Экзаминатор
последовательно лает вводные.

Расчет сделан. Гаралжин командует залп,
совершает, послезалповое маневрирование,
Он получает отличную оценку и по этому
вопросу.

+++

В штурманском кабинете идет экзамен
по навигации и лоции. За столом — комис-
гия в состазе капитанов 3 ранга Евтухова,
Смирнова. Маврина. У классной доски—
курсант Ятенков. Отвечая на вопрос «По-
	КАраенофлотцы, старпганы и офицеры под-
разделения капитана Воронова изо дня в
день повышают свое боевое мастерство. За
короткое время сержант Селезнев лобилея
ряла успехов. С его помощью краснофлотен
Ивков. ранее елабо усваивавший устрой:
ство ручного и станкового пулеметов. стал
сейчас олним из лучших бойцов подразде-
ления. Большую помошь командиру подраз-
леления в налаживании Учебы оказывает

нятие о плавании по дуге большого круга»,
он обстоятельно с помощью схем и теоре-
тических формул доказывает, почему в
дальних походах кораблям выгоднее пла-
вать по дуге большого круга ортодромии,
какая разница между плаванием по локсо-
дромии и ортодромии, перечисляет способы
плавания 0 ортодромии, теоретические
основы и правила практического примене-
ния этих способов.

Затем Яшенков отвечает на один из
теоретических вопросов «Понятие проекции
Гаусса—Крюгера и морские навигационные
и артиллерийские карты». Программой пре-
тусмотрено иметь только понятие о сущест-
вующих проекциях и принципах их приме-
нения. Дальнейшее теоретическое и практи-
ческое развитие этих знаний будущий
офицер должен получить во время службы
нз корабле. Однако чувствуется, что кур-
сант Яшенков перешатнул установленные
рамки программы.

Полнота, точность, ясность его ответов
нравятся экзаминаторам. Присутствующий
на экзамене начальник Учебного отдела,
ранее много лет служивший штурманом,
ставит Яшенкову вопрос: по какой проек-
пии составляется морская навигационная
	карта?”
	Курсант лшенков берет карту, подумав,
об’ясняет. что основной на морской нави-
гационной карте является  меркаторская
проекция. На нее накладывается проекция
Таусса— Крюгера. Правильно и быетро pe-
шает Яшенков и практическую кавига-
ционную задачу определения по крюйс-ие-
ленту на течении. .

В протоколе экзаменационной комиссии
против фамилии Яшенкова в графе «Общая
оценка» ставится цифра 5. Начинается
опрос следующего курсанта.

& +
	Не менее тщательно экзаменуют выпуск-
ников и по другим дисциплинам — марк-
сизму-ленинизму, тактике Флота. по артил-
лерийской стрельбе, минному оружию, ино-
странным языкам.

Училише дает будущему офицеру много-
гранные знания.

В кабинете минного оружия курсант рас-
сказывает, как приготовить к постановке
мины образца восьмого года, на экзамене
по тактике друтой курсант об’ясняет, в ка-
ких случаях и какими способами ставятся
минные банки на путях следования враже-
ских конвоев. Весь комплекс знаний, полу-
ченных курсантом училища, — это единая
основа, на которой будет строиться даль-
нейшая практическая стужа офицера, его
боевое мастерство. 8

Следует отметить и некоторые недостатки
учебы. Государственные экзамены по каж-
дей диспиплине в отдельности оставляют
самое отралное впечатление, чувствуется,
что подавляющее большинство выпускни-
ков хорошо усвоило материал, однако опе-
рировать своими знаниями в полном об’еме
научились не все. При ответах, например,
по навигации некоторые курсанты слабо
используют запас знаний, полученных ими
в свое время по тидрометеорологии.. На
экзаменах по минному оружию, торпедной
стрельбе курсанты не всегда в нужных
случаях используют свои знания по навя-
гации, лоции. тактике. Эти досадные прэ-
белы исчезнут, как только молодой офицер
вступит на палубу боевого корабля. Однако
преподавательскому составу училища сл?-
дует побольше обращать внимания на полоб-
ные детали и почаще выходить за рамка
своей лиспиплины.

Несмотря на высокую требовательность
экзаминаторов, большинство прелметов вы-
пускники сдают на «хоропо». Скоро флот
нашей Ролины. получит новый отряд под-
готовленных. знающих свое дело морских
офицеров.

Инженер-капитан-лейтенант
А. ВОРОНЦОВ.
	старший сержант Теплоухов. Он организо-
вал тир и сейчас занимается со снайперской
группой.

По инициативе Теплоухова в подразделе-
нип проведена техническая конференния,
которая была посвящена устройству и взап-
модействию частей снайперской винтовки

Старший техник-лейтенант
Н ВОЛНУХИН.
	Северный флот.
	Капитан 2 ранга
Г. АЛАДЖАНОВ
—>
	магнитного компаса. В 10 часов 31 МИНУТУ
	следующего дня подводная лодка оказалась
вблизи берега. Штурман определил место.
Каково же было вго удивление, когда он
узнал, что невязка с действительным ме-
стом достигала внушительной цифры.

Разбор причин невязки показал, что на
большой качке и при больших кренах ком-
пенсапионные грузики гирокомпаса ударя-
лись о пружинное кольпо карданова подвеса
и вывели гирокомпае из мерилиана. Вино-
ват был прежде всего рулевой. Он правил
по показаниям гирокомпаса и не обращал
внимания на магнитный компас. Вместо то-
го чтобы находиться на курсе ост, подвол-
ная лодка шла но курсу, близкому к норду.

Характерным примёром, подтверждающим,
как важно правильно учитывать влияние
волны и ветра на куре и скорость корабля,:
8 также знать суммарное течение в районе
плавания, может служить похол подводной
лолки Н. Она вышла на позицию из главной
базы. Ветер был норл-вестовой четверти
силой 6—8 баллов. сплошная низкая 00-
лачность закрывала небосклон. временами
шли осадки. Зыбь и волна были ловольно
значительны. Четыре дня штурман не мог
опрелелить место подводной лодки. И лишь
когда открылся берег, он определился.
Штурман полечитал, что произошла невяз-
ка на 24,5 мили.

Разбор плавания показал, что подсчет
был сделан неточно. Дело в том. что штур-
ман на-глаз определил поправки на волну
и ветер. Так как таблин у него не было, то
цифры поправок он взял приблизительно и,
таким образом, усугубил ошибку. Действи-
тольная невязка. как это показал разбор,
		Вея страна с огромным под’емом встреча-
ла Праздник Победы. Металлурги, шахтеры.
текстильщики, железнодорожники, колхоз-
ники, работники науки и техники готовили
к этому дню производственные подарки.

Любовно готовил свой подарок ко Дню
Победы и коллектив Ленинградского фар-
форового завода. Ваза «ЦШобеда» явилась
плодом упорного труда лучших мастеров и
художников этого старейшего русского
предприятия фарфоровой промышленности.
Завод имени Ломоносова издавна славится
выеокохудожественными изделиями, кото-
рые неэднократно фигурировали на между-
народных выставках.

Декоративные и цветочные вазы; всевоз-
можных расцветок чайные сервизы, фарфо-
ровые бюсты писателей и полководцев, ка-
	пители, барельефы, изготовляемые ленин-
	градским фарфоровым заводом имени Ломо-
носова, доставили ему заслуженную славу.
Во время Великой Отечественной войны
работа завода не прекращалась. Коллектив
завода за этн годы выпустил такие пре-
красные художественные произведения, как
вазу е изображением эпизода битвы войск
Александра Невского с немецкими «пеами-
рыцарями» на Чудском озере, вазу, роспись
которой посвящена великим патриотам рус-
ской земли — Минину и Пожарскому, и
т. д. Но многолетней традиции завод отра-
жает в своих произведениях важунейпгие
исторические события в жизни страны.
	Новая работа завода — ваза, «Нобеда» —
превосходит, однако, все, что он до сих пор
изготовлял. Прежде всего ваза отличается
грандиозными размерами. Выюота ee —
2,5 метра, диаметр — 71 сантиметр. В Го-
сударетвенном Эрмитаже хранится изготов-
ленная в 1913 голу этим же заводом ваза
«Ампир», считавнаяся одной из самых
крупных. Ее высота не превынтает 1,5 мет-
ра. По своим. размерам ваза «Победа» пре-
восходит также самую крупную в мире си-
нюю вазу твердого севрекого фарфора, нахо-
дхящуюся в Эрмитаже.

залита в змеевик. Он взял пробу и обнару-
жил, что в жидкость влита двойная пор-
ция глицерина. В результате гидросфера
временами, видимо, упиралаеь в верхнюю
часть следящей системы, и. гирокомпае
выходил из меридиана. Штурманский элек-
трик удалил старую жидкость и порциями
влил новую, правильно составленную. Че-
рез пять часов гирокомпае пришел в мери-
диан;

Поеле этого штурман по солнцу получил
обсервацию, определил поправку гирокомпа.-
ва, которая равнялась нулю, восстановил
прокладку и убедился в имевшей место
большой невязке.

Вина за невязку ложилась прежде всего
на штурманового электрика, который небре-
HHO отнесся к своим обязанностям. Он не
только неправильно составил поддержива-
ющую жидкость, но в течение многодневного
похода ни разу не удосужился проверить ее.
Допустил ошибку и штурман, который не
проверял работу своих подчиненных.

Все приведенные нами эпизоды с доста-
точной убедительностью говорят о том, что
северный морской театр-—особый театр, рез-
ко отличающийся от других, Он требует от
штурманов и их подчиненных отличной вы-
учки, большой сноровки, умения приепособ-
ляться к самым неблагоприятным условиям.

Сложность гидрометеорологической обота-
новки в БВаренцовом море ограничивает дей-
ствие средств навигационного ограждения.
Плавание по счислению на Севере — слож-
нейшее дело, особенно на зигзале. Все это
обязывает тщательно готовиться в любому
выходу. Чтобы плавать хорошо, надо неу-
станно изучаль морской театр; иметь исчер-
пывающие данные © гидрометеорологичес-
ких особенностях района плавания, систе-
матически вести прокладку пути корабля
как на переходе, так и на позиции, пра-
Вильно записывать данные прокладки в
навигационный журнал.

Невязка часто случалась из-за непра-
РИЛЬНОЙ работы приборов. Обязанность
штурмана — внимательно следить за всеми
		eta = =

УЛУЧШИЛОСЬ КАЧЕСТВО УЧЕБЫ

В годы войны штурмана Северного фло-
та сыграли большую роль в обеспечении
безопаености:плавания кораблей, в освоении
старых и изучении новых морских комму-
никаций, в прокладке точных курсов для
отечественных и союзных конвоев.

Но не вее обходилось гладко. война по-
ставила перед нами много новых задач,
выдвинула вопросы. которые не были.
учтены в мирный период, и разрешать их.
принлось уже в ходе боевых операций.

Условия плавания в военное время усло-.
жнились. Выполнять боевые задания  при-
ходилось, Не считаясь зачастую © отсут-
ствием ряда приборов, пособий и т. д.
Переходы на’ позиции и обратно, встречи и
эскортирование союзных и отечественных
конвоев, постановка мин совершались в лю-
бую погоду и нередко в незнакомых рай-
онах, Некоторые из штурманов были недо=
статочно натоенировапы для напряженной
работы в штормовых условиях, Приведем
несколько примерэв.

Подводная лодкл типа «малютка» (штур-
ман Шекин) после торнехной атаки, прове-
ленной в 14 часов, легла на курс отхода.
В 16 часов. нахолясь на курее ост, она
веплыла. Лул сильный зюйд-вестовый ве-
тер, волна достигала 7 баллов. Командир
приказал штурману вычислить время пово-
рота на курс зюйл, чтобы выйти в услов-
ленную точку. После подсчетов штурман
деложил, что поворот по счислению будет
в 21 час. Около 21 часа командир вызвал
на мостик штурмана, приказал проверить
расчеты и произвести поворот, Штурман
расчеты проверил и попутно сличил маг-
НИТНый компас с гирокомпасом. Показания
расхолились. Решив. что гирокомпае вышел
из меридиана. штурман сделал поворот по
матнитному компасу, а о случившемел до-
лежил командиту.

Когла курс был изменен, показания гиро-
	приборами, требовать от подчиненных, 9+
бы приборы правильно экеплоатировалиь,

турман должен своевременно знать
изменениях поправок в показаниях прибо-
ров и в своей работе руководствоваться
наиболее точными данными.

Но все же, как бы ни были точны показа
ния приборов и аккуратна прокладка, 1
исключена возможность ошибки. Поэтому
для контроля приборов надо правильно 3%
писывать данные прокладки в навигациое
ном журнале и обязательно прибегать в
сервации, используя для этого все в03м05*
ности.

В каждом случае, когда в походе возие
вает невязка, обязанность штурмана —
тально проанализировать ев причины,
добиться ясности. Только при таком усл
вии можно гарантировать себя от новторе
вия одних и тех же ошибок. Значительная
часть невязок, ках это говорят примеры
происходила потому, что штурман вет“
Вильно учитывал влияние волны и ветра 88
Борабль. Следует постоянно исследовать
влияние волны и ветра на корабль, ав5у“
ратно записывать полученные данные #
систематически их уточнять.

При определений тех или иных данных
штурман обязан проверять себя три-четые
ре раза, а может быть, и больше, пока #
убедится в том, что расчеты он произвел
правильно. Аккуратность,  Постоян
самоконтроль = вот что должно бы
неот’емлемым качеством каждого штурма
на, будь он бывалый моряк или BICPS
курсант военно-морского ‘училища.

Следует всегда помнить, что на вооруже-
нии флота есть радио. Нужно в совершен
стве овладеть этим видом навигационного
обеспечения.

Сейчас, в мирных условиях, питурмая
обязаны напряженно учиться обобщать #
осваивать опыт войны, учить своих OATH
ненных добиваться, чтобы любой выход 8
море, любое плавание проходили точно ©
заданному курсу. Это не только долг, пой
дело чести каждого штурманекого обиде
	И нескольких миль, как вышел из строя ги-
рокомпас. У змеевика осыпалась изоляция,
ий через некоторое время в нем образовалось
отверстие. Обнаруженная неисправность
была устранена за несколько часов 10 вы-
	хола в дальнее плавание. Штурмансвий
	электрик запустил гирокомиае, который
вскоре пришел в меридиан. Показания ги-
рокомпаса были сличены с показаниями
гирокомпаса рядом стоящей однотипной под-
водной лодки. Все было нормально. Подвод-
ная лодка снялахь и в сопровождении
эскорта вышла в море.

34 тридцать два часа плавания показа-
ния гирокомпаса не вызывали никакого сом-
нения. Нри сличении курса по гирокомпаеу
с курсом по магнитному компасу расхожде-
ния не обнаруживалось.

Зайдя в несколько промежуточных баз,
подводная лодка вышла в длительное пла-
вание. На шестые сутки похода на курсовом
угле 30° по правому борту открылись горы.
Видимость была отличная, и штурман 063
труда определил расстояние. До берега —
около шестидесяти миль. Проложив курс
по гирокомпасу, штурман принял большую
невязку, хотя гирокомпае при осмотре ка-
зался вполне исправным.

После того, как была обнаружена эта
ошибка, подводная лодка легла на курс.
Гирокомпас в 9т0 время показывал 30 гра-
дусов. Через день на горизонте вторично
открылся берег, расстояние до которого бы-
ло принято в 20 миль. В течение последних
суток над морем стояла сплошная облач-
ность. Штурман не мог определить поправку
гирокомпаса и получить обсервацию. Одна-
ко он предполагал, что гирокомнае работает
ненормально.

прокомпае был подвергнут тщательному
осмотру. Но никаких неисправностей в нем
не обнаружили. Штурман не мог притти к
какому-либо определенному выводу. Беспо-
коил этот вопрос и штурманского электрика,
который непосредственно отвечал за работу
гирокомпаса. После долгих размышлений ов
решил, что все дело в жидкости, которая
		{1}
	приближаться к показаниям   составляла 12,5 мили, остальное приходи-