946 1. воскресенье, № 111`(2292)
		ЫЙ ФЛОТ
	Ча корабль пришел
	инструктор политотдела
	Рода инструктор политотдела старпинй
хменант Сутачкин пришел на минный
} заградитель «Аргупь», TO его встретили,
хак желанного гостя, Сутанкина на кораб-
Je знают ве коммунисты, он первый со-
вене парторга старшины № статьи Мо-
шонкина, которому совсем недавно пору-
уши фуководство парторганизацией. ©
тервых дной инструктор политотдела взял
пд 606 наблюдение молодого парторга;
(н подробно рассказал ему, какими вопрд-
cava следует в первую очередь заняться,
кую лужно оказать помощь офицерам
в политическом воспитании молодых крас-
пофлотцев. Таких встреч у инструктора
политотдела с парторгом было несколько.

Ша одном из семинаров Сутанкин pac-
сказывал молодым парторгам, как нужно
вети партийное хозяйство.

После семинара прошло уже порядочно
времени. Сутанкин ‘пришол на’ корабль,
обы ознакомиться, в каком состоянии
находя внутритартийная работа. Вееё-
дуя с парторгом и членами партбюро, он
_ Yaad, что партбюро наметило организовать
; мя ЛИЧНОГО состава три лекции по реше-

ниям сессии Верховного Совета СОСР.

— 910 хорошо, — сказал  Сутанкин,—=
` в ведь на корабле есть командир и его за-
  MECTHTOIS по политчасти. Они-то и должны
‚планировать лекции для всего личного ©9-
\емва. А вы, например, даже не согласова?

11 91009 вопроса с командованием корабля
я включили проведение лекций в план
паугработы. Может потом оказаться, что
жиции сорвутся из-за недостатка времени
ми по другим причинам, Надо обязатель-
№ план партийной работы увязывать ©
° MOHAN командования.

Проематривая затем Протоколы’ заведа-
ний бюро, Сутамкин натолкнулся ‘на дру-
tol past. На одном из заседаний слушали
лнформацию парторга второй боевой части
Роброва 00 авангардной роли коммунистов
з бозой подготовке и дисциплине; В ре-
шении было записано: провести. совещание
ощшия по вопросам дисциплинарной
практики,

— Вог и здесь вы опять подменяете
миандира,— заметил инструктор. — He-
HNO, воли на заседании бюро будут раз-
ираться вопросвг о том, правильно ли вы-
лоены тв или иные поощрения или взы-
cranua. Это уже дело командира. Однако
паргорганизация может помочь командиру
в ролитическом воспитания старшин. Мож-
№, конечно, собрать старшин-коммунистов
и омворить с ними, например, об их мето-
ах воспитания краснофлотцев, послушать
№ эту тему доклад наиболее опытного то-
мрища. Это будет конкретная помощь
музндовачию в политической работе со
мршинами.

№0 на Этом разговор инструктора с парт
юм корабля не закончился. Не так дав-
№ на заседании бюро слушалея доклад о
У; как коммунисты третьей боевой части
раяеняют личному составу решения cec-
сие Верховного Совета’ СССР. В резолюции

выло записано: «Работу парторганизации
\ петьвй боевой racTas 10 раз’яснению ренте-
Ми сессии Верховного Совета СССР счи-

тать утовлетворительной»,
_ — №№ п к чему, товарищ Мошонкин,
язываот это решение?— спросил инетрук-
  10,  туг же он указал парторгу на. серь-
’ Ю1ые пробелы: Оказалось, что в третьей

Мемй части отсутствует наглядная ати

тация, нет козтроля над тем, как коммуни-

мы изучают новый пятилетний план. —

%% вы видите, — говорил далее инструк-

тур;—положение ярно ‘ненормальное, и оно,

у

—
	gt
	713 иигем e
		безусловно, должно было найти конкретное
отражение в резолюции партийного бюр0.—
утанкин показал, как, примерно, долж-
но было выглядеть решение партборо по
этому вопросу:

Партбюро часто обсуждает на своих за-
седаниях различные вопросы внутринар-
тийной жизни. Но почему-то за последнее
время выпали из поля зрения вопро-
сы идейно-политического воспитания ком-
мунистов, Сутанкин решил проверить этот
участок работы. Выяснилось, что молодые
коммунисты регулярно занимаются в пар-
тийных школах, a некоторые ахтиви-
сты запустили свою политическую учебу,
нерегулярно читают газеты и политическую
литературу. }

— Как же вы тогда проверяете само-
стоятельную работу молодых коммунистов,
когда сами не занимаетесь? — спросил их
инструктор политогхела.

Из беседы с активистами выяснилось,
Что из поля зрения’ партбюро выпало идео-
логическое воспитание значительной части
партактива корабля. Лекций активисты не
посещают, теорстических собеседований с
ними не проводится. Правда, составлен до-
вольно подробный двухмесячный план ра-
боты с партактивом, но план этот- только
на бумаге. Инструктор поделился своими
соображениями с Мошонюйным, посовето-
вал ему провести партийное собрание и об-
судить на ‘нем вопрос 06 илойном воспита-
нии коммунистов. Затем Сутанкин собрал
всех парторгов низовых офтанизаций и рас-
сказал им, как устранить недостатки в по-
литическом просвещении коммунистов.

Из сказанного можно сделать вывод,
что подобные посещения представителем
политотдела парторганизации корабля, не-
сомненно, приносят большую пользу ком-
мунистам. Во время работы ‘на кораблях
инструктор ставит своей задачей конкретную
помощь парторранизалии в решении тех или
иных вопросов внутрипартийной жизни.
Не случайно. Сутанкан пользуется автори-
тетом на кораблях соединения. Его многие
коммунисты знают, к его мнению внима-
тельно прислушиваются. Он постоянно дер-
жит в поле своего зрения большинство
парторганизаций соединения.

Тесный контакт существует, например,
у него с подразделением кораблей, где парт-
оргом Фомин. Здесь ни одно партийное
собрание не прошло без участия Сутанки-
на. Корабли этого соединения вышли в мо-
ре. Перед их выходом Сутанкин собрал всех
парторгов и подробно рассказал им, какие
были недостатки в партработе на тралении
в прошлую кампанию. Наиболее типичные
недочеты заключались в том, что не про-
водились партийные собрания, не было
коллективности в деятельности членов бю-
ро, слабо популяризировались достижения
личного состава на тралении. Слова инет-
руктора не пропали даром. Эти недостатки
на большинстве тралящих кораблей уже
He повторялись.

Мы уже говорили, что многие парторги
соединения впервые пришли на руководя-
щую партработу. Сутанкин не жалеет ни
сил, ни времени, чтобы учить их конкрет-
но, показом, используя для этой цели опыт
лучших. Близится летняя кампания —
страдная пора боевой подготовки. Инструк-
тор политотдела напряженно готовится к
этому периоду, заботясь о том, чтобы парт-
организации соединения с честью выполни
ли возложенные на них задачи. ‘
	Тихоокеанский флот.
	редакцию
		(От корреспондента «Красного Флота»)
	Перед летней практикой
		Выступление Б. Берута на параде
в честь Дня Победы в Варшаве
	пенные разногласия или партийные интерз-
сы высшей цели — потребностям народа, ух-
реплению его. независимости, обеспечению
основных ‘условий развития Полыши. Эта
об единенне сил и стремлений всех демо-
кратических партий в период Польского
	Комитета Национального &Ажвобождения, в
период временного правительства и в период
создания правительства .‹ национального
	единства стало фундаментом и основным
фактором всех достижений польской демо»
кратии на важнейшем этапе нашего нациот
нального возрождения и нашего нового го-.
сударственного бытия. Эти достижения ог
ромны. Многие из них имеют характер глу-
бочайшего исторического перелома, являю-
щегося решающим для будущей силы и ве-
личия нашего народа.
	Одним из таких переломных и историче-
ских достижений является развивающаяся
дружба и сотрудничество между возрож-
денной Польшей и нашим великим <осе-
дом — Союзом Советских Социалистических
Республик. Дружба эта родилась в огне
совместной борьбы польских и советских
войнов с немецкими ордами. Этой дружбе
Полышна обязана своим освобождением от
ига гитлеровской оккупации. Дружба эта
укрепляется с каждым днем в процессе
мирного сотрудничества обоих государств.
Благодаря этому сотрудничеству и добросо-
седской помощи, которую Польша непре-
рывно получает со стороны СССР, нам уда-
лось быстро преодолеть ряд трудностей, ©
которыми мы столкнулись в результате войны
и разрушений. Дружба Польши и СССР яв-
ляется бесценным вкладом в дело вееобще-
го мира. Она принесла взаимную помощь
обеим странам, ибо польско-советский <оюз.
является лучшей гарантией против всяких
попыток возрождения немецкой агрессии:
Несмотря на то, что нам придется еще през
одолеть много трудностей, мы можем уже
сейчас смело сказать всему народу: возрож-
денной Польше обеспечены самые благопри-
ятные условия для ее развития.
	Отметив, что «люди вчерашнего дня, по-
следыши системы, которая ввергла Польшу
в пропасть, с жадностью протягивают руки
к власти, пытаясь вызвать волну ненависти,
дабы на этой мутной волне выплыть на по-
верхность и вернуть себе утраченные приви-
легии», Берут сказал: «Глубочайшая сущ-
ность великих перемен в Полыше заклю-
чается именно в том, что решающий голос в
государстве получили широкие массы тру-
дящегося народа и что народ взял в свои
руки дело восстановления новой Польши.
Для трудящихся Польши годовщина победы
над гитлеровским варварством является од-
новременно великим и радостным праздни-
ком победы над силами реакции в собствен-
ной стране».
	ВАРШАВА, 10 мая. (ТАСС). Выступая на
параде в Варшаве в День Победы, президент
Б. Берут заявил:

«Прошел год с того момента, когда раз-
громленные мощными ударами Красной Ар-
ини и армий западных союзников орды гит-
леровских захватчиков окончательно капи-
тулировали. Это был триумф, какого не зна-
ла еще история Европы, ‘ибо это был три-
умф не только оружия, но и справедливостя,
не только силы и техники, ‘но и идеи. Это
была победа демократической идеи над фа-
шизмом, победа человека над зверем в об-
разе человека, победа благородной прогрес-
сивной линии развития человечества над
выродившейся реакцией. Нынешняя годов-
щина победы является для нас, для поль-
ской демократии и всех миролюбивых наро-
дов, прежде всего праздником мира, празд-
ником торжества идеи международного со-
трудничества и братства над стремлениями
к агрессии и завоеваниям».

Указав на огромные жертвы, понесечные
польским народом, Берут. заявил: «Прочный
мир неразрывно связан для нас с вопросом
о нерушимости наших границ на Одере и
Нейссе. Мы глубоко убеждены, что неруши-
мость наших границ является лучшей гаран-
тией ‘стабилизации мира во всей Европе.
Дабы возрожденная Польша могла плодо-
творно трудиться для дела мира, мы долж-
ны решительно порвать с ошибочной и ис-
полненной колебаний политикой  прави-
тельств.) периода между первой и второй
мировой войнами, мы должны раз навеегда
отказаться‘ от ложной и пагубной политики
эмигрантских групп периода польских пра-
вительств в Лондоне. Политика этих групп
является по сегодняшний день. политикой
войны и никогда, как видно из имеющегося
опыта, не станет политикой мира. Их поли-
тика — это политика поражения и катасгрс-
фы». ;

Наиболее существенным и ценным в пере-
ломе, происшедшем в рядах польской демо-
кратии, об’единенной вокруг Крайовой Рады
Народовой, сказал далее Берут, является
стремление к об’единению всех сил трудя-
щегося народа Полыни для быстрейшего
восстановления разрушенной в результате
варварского немецкого нападения страны.
«Нельзя, разумеется -— заявил Берут,—требо-
вать, чтобы идея общенародного об’единс-
ния нашла поддержку со стороны бывшего
помещика, банкира или промышленного. маг-
ната, которых народ лишил привилегий и
власти. Но условием укрепления нашей неза-
висимости, нашего мирного труда и нашей
победы в деле быстрого восстановления
страны является самое широкое об’единение
для разрешения этих задач всех сил`трудя-
щегося народа, то-есть огромного большин-
ства польского общества. Польская демо-
кратия сумела подчинить всякие второст®-
	Образцово организовать службу
на учебных кораблях
	В практическом обучении и воспитания
будущих офицеров, старшин и рядовых сие-
цналистов военно-морских сил важную роль
пграют учебные корабли. Здесь, по сути
дела, курсант училища и ученик школы
учебного отряда впервые знакомятся е ко-
рабельной жизнью, порядками, правилами
несения службы, походами в море и т. Хх.

Служба на учебном корабле — почетное
и ответетвенное дело. № подбору и ком-
плектованею экипажа учебного корабля не-
обходимо  пред’являть особые требования.
Сюда должны приходить опытные моряки-
педагоги, способные метолически правиль-
но организовать практическую учебу кур-
сантов, развить у них интерес к военно-
морскому делу, любовь к своему кораблю.

Когда командир соединения учебных ко-
раблей, ныне начальник цикла Ленинтрад-
ского подготовительного училища, капитан

ранга Л. А. Поленов в свободные часы
выходил на палубу, его тесным кольцом
скружали курсанты и краснофлотцы. Она
знали, что бывший командир крейсера
«Аврора» может рассказать им немало ин-
тепесного из былых походов русских ко-
раблей. Капитан-лейтенант П. М. Вахро-
Meth, командир учебного корабля «Шау-
MAH», капитан 2 ранга В. А. Долгов,
командир учебного корабля «Ленеовет», и
многие другие офицеры-воспитатели поль-
зуются заслуженным авторитетом. 0 них
с уважением говорят курсанты и личный
состав кораблей.

Не только каждый офицер, но и каж-
дый краснофлотец учебвюго корабля дол-
жен быть хороппим специалистом, опытным
инструктором. Достигается это тщательной
работой над собой. и особенно в зимние ме-
CHILLI, котда на кораблях нет курсантов.

годы Отечественной войны на уч6б-
ном корабле «Шаумян» были организованы
специальные занятия со. старшинами. Про-
водили их преподаватели училищ. Каждый
старшина ознакомился е программой прак-
тики курсантов по специальности и в кз-
честве помощника руководителя — © ме-
тодикой проведения ‹ занятий. Из среды
старшин вышли опытные инструкторы.
Многие из курсантов, плававиих Ha
«Шаумяне», помнят таках способных ин-
струюторов, как главный старшина Bann-
лов, мичман Махотин, старшина 1 стать
Орлов, старшина 2 статьи Тимченко.

Разумеется, навыки и умение приобр-
таютея не в одну кампанию, а в 2—3
пода. Поэтому на учебяом корабле нельзя
допускать текучести личного состава. При
назначении офицеров следует отдавать
претпочтение имеющим. стаж плавания.

По окончании ремонта, еще до приема
курсантов, учебному кораблю следует не-
сколько раз выйти в море для тренировки
экиталка. Без сдачи ноте по курсу боевой
	Подготовка к
	ЛЕНИНЕРАД, 11 мая, (По телефону от
корр. «Нрасного Флота»). В военно-морских
учебных заведениях ‘сейчас готовятся к
летней практике курсантов. На кафедрах
Высшего военно-морского ‘ордена Ленина ич-
женерного училнща имени Дзержинского за-
канчивается окончательная разработка ме-
тодики практического ‘обучения. Болыному
числу курсантов старших курсов предетойт
провести практику на миноносцах, траль-
щиках и катерах Балтийского, Северного и
Черноморского флотов.
	После пребывания на флоте значительное
число курсантов старших курсов пройдет
тажже практику на заводах: кораблестроя-
тели — на судостроительных заводах, кур-
санты паросилового факультета — на тур-
бостроительном заводе, электрики — на
«Электросиле», дизелисть-— на заводе «Руе-
ский дизель» ит. д. Со всеми предприятия-
ми, на которых будут проходить практику
курсанты, достигнута уже договоренность,
инженерно-технический персонал окажет
булушим флотеким инженерам всемерную
помощь в освоении процесса производства.

Первый куре всех факультетов училиша
предстоящую летнюю практику проведет на
учебных кораблях. Начальник кафедры
военно-морских дисциплин капитан 1 ранга
Мейер, под руководством которого разраба-
тывалась методика военно-морского практи-
ческого обучения, рассказывает:

—- В течение предстоящей практики кур-
санты должны отлично изучить устройство
корабля и его механизмов. Большое внима-
ние будет уделено всестороннему ознаком-
лению будущих офицеров с балтийским вс-
енно-морским театром. С молохыми курсан-
тами будет провелен ряд учений по выеадко
десанта. Прелусматривается также глубокое
	подготовки нельзя считать корабль гото-
вым к учебной практике,

На учебном корабле особо должна чув-
ствоваться атмосфера подлинной, высокой
морской культуры. В этом первую роль,
конечно, играет офицерский состав. Важ-
ная роль эдесь отводится и боцману. Хо-
ропгий ‘боцман усмотрит вео мелкие не-
исправности и погрыцности, научит, как
устранять их. Он привьет своим младшим
товарищам любовь к порядку и опрятности,
На «Шаумяле» таким боцманом был мич-
ман Хачатуров, образцово  соблюдавилий
Чистоту и порядок на корабле.

В практике иногда пытаются имитиро.
вать. службу корабельных нарядов боль-
шото корабля (например, крейсера) на не-
большом учебном. Это, конечно, бесполез-
ное лело. Каждый корабль должен иметь
свои функции в зависимости от тоннажа,
оборудования, подготовки инетрукторското
состава.

Для лучшей организации практики
следует избегать встречи на одном корабле
обучающихся разных курсов и имеющих
различные цели праклики. Никакая гиб-
вость руководателя не выручит, и заня-
тиям будет нанесен ущерб. В прошлом году
на «Шаумяне» для проведения морской и
навигационной праклики курсантов притш-
лось прибегать к такому методу: корабль
оставлял шлюпки на полузакрытом рейде
и уходил в море решать навигационные
задачи. Через 4 часа он возвращался, про-
изводил смену практикантов и снова ухо-
дил. В результате корабль не мог ухолять
далеко в море, что суживало навигацион-
ную практику, а шлюпочные учения огра-
ничивалиеь подходом к трапу и хождением
BORpYT корабля.

Учебные корабли следует своевременно
вбестечить красками, тросами, шлюпочным
инвентарем и пр. В прошлую навигацию
помощник. начальника  Ленинтрадского
тыла не раз посещал учебный Kepahap
	«Ленсовет», выяснял все нужды корабля
	и помогал удовлетворить их. К сожалению,
такое отношение к учебному кораблю встре-
чается не везде,

Стоит сказать также о снабжении и pe-
монте учебных кораблей. Как показал опыт
прошлого года, снабжением и ремонтом
учебных кораблей, как правило, занима-
ются в последнюю очередь. Бывало, что
RYPCAHTH уже прибывали на пражтику, 4
корабль после этого целый месяц ждал воз-
вращения из ремонта шлюток.

Близится начало летней практики. Еще
есть время учесть и исправить имеющиеся
нетосталки и создать все условия для того,
чтобы’ учебные корабли могли образцово
выполнять свои затачи.
	Капитан-пейтенант А. НАЗАРОВ.
	выходу в море
	изучение сигналопроизводетва и, в частно-
сти, визуальных средств: связи. Намечено
организовать несколько кружков: нтурман-
ский, военно-морской и другие. Широко бу-
дут практиковаться беседы о боевых дей-
ствиях флота, встречи первокурсников с
Тероями Советского Союза и активнымн
‘участниками Великой Отечественной вой-
ны. В предстоящую практику молодые кур-
санты должны получить также основатель-
ную морскую выучку. Этому будут сепособ-
ствовать многочисленные тренировки и
шлюпочные тонки, запланированы также
два больших шлюпочных перехода. Большое
	место займет также обучение курсантов
плаванию, прыжкам в воду и другим видам
морского спорта.

Широко развернулась подготовка в лет-
ней практике и в Высшем военно-морском
ордена Ленина Краснознаменном училище
имени Фрунзе. Сейчае здесь проводятся за-
HATHA с преподавателями и командирами
подразделений, на которых они изучают ме-
тодику проведения практических занятий с
курсантами на кораблях. Предусматривает-
ся, что в период практики особое внимание
будет обращено на изучение опыта Великой
	Отечественной войны. значительно больше
	времени, нежели в проньтые годы, отводится
на ознакомление курсантов © морской авиа-
цией и береговой обороной.

В училище ведется большая подготови-
тельная работа к практике. Начальник кур-
са капитан 1 ранга Назаров, начальник ка-
федры капитан 1 ранга Плансон, старший
преподаватель капитан 1 ранга Блинков вы-
езжали на флоты для уточнёния всех вопро-
сов. связанных © летней практикой курсан-
	тов. ;
Лейтенант Н. ВАЛЕЕВ.
	Исландский журналист о притязаниях США
	ОСЛО, Ш мая. (ТАФХС). Газета «Фрихе-
тен» публикует беседу своего сотрудника с
исландским журналистом Эйнаром Браги
Сигурдсееном.

«Теперь, после трехлетнего периода сво-
боды, — заявил. Сигурдеен, — Исландская
рестублика снова стоит лицом к лицу перед
серьезным посягательством-на ее свободу и
независимость. На этот раз угроза исходит
со стороны США, желающих сохранить за
собой военные базы на нашем острове, Ни
один уважающий себя исландец не позво-
лит, чтобы в его стране иностранное госу-
дарство создало военные базы. Как извест-
но, Исландия была’ оккупирована англий:
скими войсками сразу же после того, как
немцы заняли Данию и Норвегию. В 1941
году Исландия попросила США прислать
войска для того, чтобы обеспечить нейтра-
литет острова. `Это было предпринято ис-
ландским народом добровольно, но при этом
все исландцы были убеждены в том, что
Исландия таким шагом делала свой неболь-
шой вклад в дело борьбы демократии про-
тив нанизма.
	В соглашении, подписанном Рузвельтом и
исландоким правительством, последнему бы-
ло обещано, что все американские войска
покинут остров, как только их пребывание
перестанет быть необходимым для сохра-
нения мира во всем мире. Исландский народ
был полностью уверен в том, что американ-
ские войска действительно будут отозваны
соответственно соглашению, но вместо это-
го  американское правительство осенью на-
правило нашему правительству ноту, в ко-
торой выразило желание приобрести воен-
ные базы на острове. Однако альтинг
(парламент), как и правительство, категори-
чески отклонил эту просьбу. То, что, быть
может- болыше всего удивило и возмутило
	Американцы строят
	нас, исландцев, это тоте факт, что СИТА на-
шли уместным выступить с подобной прось-
бой, имея еще свои войска у нае в стране,

Всем должно было быть ясно, что наши
две страны не могут встретиться на одина-
ковых началах для дружественных перего-
воров, пока у нас находятся части амери-
канской армин. Правительство не опубли-
ковало текста ноты и ответа на нее. Но как
только слух об этом распространился, ис-
ландские студенты, всегда составляющие
передовой отряд борцов за свободу Ислан-
дии, устроили митинг протеста, на котором
была принята резолюция, требовавшая от
правительства ни в коем случае не предо-
ставлять иностранной державе военных баз
на острове, Такой шаг, говорилось в резо-
люции, был бы чреват опасностью для языка,
самобытности и древней культуры Ислан-
ции. Резолюция подчеркивала тот факт, что
исландский народ не сможет оказывать
влияние на ход событий в своей стране,
пока в ней находятся вооруженные силы
чужой державы,

По мере того, как этот проект становится
известным широким кругам народа, общее
ственное мнение все больше возбуждается,
и оно проявляется за последнее время в
форме весьма сильных демонстраций про-
теста. Множество рабочих организаций,
правление об’единения профсоюзов и т. д.
направили правительству резолюции про-
теста и требования опубликовать все доку-
менты, касающиеся этого вопроса. В резо-
люциях неизменно подчеркивается необхо-
димость отклонить американскую просьбу @
военных базах Исландии.
	Мы готовы принести любые жертвы для _
того, чтобы и в дальнейшем обеспечить себе
полную независимость, за которую ‘мы 60-
ролись в продолжение многих сотен лет»,
	аэропорт в Италии
	на военные базы в Исландии
	0 курсантской самодеятельности

В точение своей многолетней службы в
Винно-Морском Флоте я всегда любил нашу
Зраснофлотокую художественную самодея-
т®льность. Командуя кораблями, частями и
Тюбными заведениями, я старалея помо-
‘ть кружкам певцов, танцоров, музыкан-
1B, и обычно это давало неплохие резуль-
тат,

В 1933 году на учебном корабле «Ком-
‘Эмолец» я с куржантами училища имени
\. В. Фрунзе совершал переход из Крон-
Им в Мурманск вокруг Скандинавекого
Тууострова. Во время перехода мы создали
Заззоркестр. Несмотря на недостаток ин-
рументов, наш джаз пользовалея боль-
 ЩИМ успехом не только на «Комсомольце»,
м“ ив Мурманске. Его просили выступить
118 Apyrax кораблях и в клубах города.
Юзвраливитиеь из плавания, мы дали не-
(олько концертов в училище, и здесь, в
чонинградо, также пользовались успехом.
ал был вевгда переполнен, :

Молодое училище, которым ‘я сойчас
Ммандую, на конкурсе художественной
‘амоделтельности военно-морских учебных
заведений сумело занять второе место.

Эти примеры показывают, что при долж-
0 внимании и помощи напги корабли п
Части могут создать хорошие и крепкие
Мллоктивы художественной самодеятель-
ности.
	Однако развитие курсантской самодея-
ТАЛЬНосТи, в частноети, зависит также от
правильном решения некоторых вопросов.
Оежде всего нужно решить, каково долж-
№ быть содержание и направление кур-
‘MINK самодоятельности, что следует
0600 популяризировать.

Готовя булушего офицера Военно-Морско-
	. 10 tora, мы в процессе обучения и в0С-
	чИтания человека должны сделать весе воз-
хожное, чтобы подготовить его к той куль-
ТУрной среде, укладу и обстановке, в ко-
’ рых он будет находиться на боевом KO-
пабле,—в офицерской среде. Я совершенно
УВбрен, что весь состав кают-компании ко-
Dalla в особым удовольствием встретит
 } Чицера, умеющего неплохо играть на роя-
10, на аккордеоне, на баяне, на скрипке
Ai па гитаре, умеющего слеть романс

т, п,

К сожалению, во время очередных смот-
108 и конкурсов при оценке содержания и
Вачества курсантской самодеятельности
16дко учитывают, кто является участника-
УК и иополнииелями: рядовой и старигин-
iw состав или курсанты-—будушяе офи-

Зы,

Второе. Руководетвуясь существуюдщими
положениями, при оценке Ha конкурсах
NaBH ynop обътчно делается на массо-
		вость. Я думаю, что при оценке курзант-
ской самодеятельности этого делать не сле-
дует. На последнем конклрее одно из учи-
лиш выставило хор из 150 человек и струн-
ный оркестр в составе 60 человек. В мас-
совом отношении это училище, естественно,
опередило всех. Но сомнительно, можно ли
добитьея слаженности такого многочислен-
ного хора и оркестра, не нарушая установ-
ленного для училищ распорядка дня, a
главное Tak, чтобы это не отразилось на
учебном процессе. Мне кажется, что нельзя.
Приведу олин пример. *

В. напом училище хор состоит лишь из
60 человек. Но в период, предшествовавший
смотру, мне лично припилось почти еже-
дневно следить, чтобы из-за репетиций не
нарушались правила ‘несения суточного
наряда; бороться © попытками снимать
участников хора с «самоподготовки» или
даже с класоных занятий. Мне известно,
что в прошлом году, в период подготовки к
смотру самодеятельности, в некоторых учи-
лищах участники самодеятельности неодно-
кратно снимались и с «самоподготовки» и
даже с классных занятий. Делалось это
опять-таки в погоне за «массовостью».

Теперь о том, что следует культивиро-
вать: в куреантокой самодеятельности. Пе-
редо мной встает вопрос, будут ли когда-
нибудь курсанты, участвующие в хоре и
струнном оркестре; заниматься этим же,
когда они станут офицерами. Я думаю, что
нет. Трудно представить себе офицера, ко-
торый увлекалея бы игрой на альтах, ба-
сах или бубнах. Для чего же популяризи-
ровать подобные, явно не характерные для
будущего офицера, виды самодеятельности,
да еще нарушая для этого учебный mpo-
цесс? .

В порядке обмена отытом я хочу pac-
	‘сказать. как организована самодеятельность
	в нашем училище. У нас есть 46 курсан-
тов, обладающих безусловной склонностью
к Музыке. Они индивидуально обучаются
игре Ha рояле, несколько курсантов
учатся игре на аккордеоне и на баяне.
Выло бы неплохо, если бы во время обу-
чения в высших воонно-морских учебных
заведениях этим курсантам была предостав-
лена возможность иметь необходимую тре-
нировку. Torga, ста? офицерами, они
принесли бы в кают-компании кораблей
музыкальную культуру, помогли бы офи-
перам действотельно культурно отдыхать.

Мне кажется, что пора составить новое
специальное положение о содержании и 0с-
HODHEIX установках будущих осмотров и
конкурсов курсантской самодеятельности.
	ot eee eet 2: =e, eee
	Капитан 1 ранга Н. ABPAAMUB.

«может стать базой кан сил США» в
Италии.

На строительстве аэропорта занято 4 тыс;
немецких военнопленных. До настоящего
времени это строительство было засекре-
чено.
	многом внутренне нераскрытым, показанным
главным образом с внешней стороны. Автор
подробно описывает действия героя и обста-
новку, но избегает вдаваться в переживания
маленького моториста, говорить о его чув-
ствах. Там же, где это настоятельно требует-
ся развитием повести, писатель предпочитает
обращаться к известным уже в литературе,
знакомым читателю ‘образам. Так, желая
передать силу ненависти Кирюши: к epary,
он рассказывает историю с полученной
Кирюшей в день рождения книгой де Косте-
ра «Тиль Улленшиигель», девиз героя кото-
рой: «Пепел Клааса стучит в мое сердце»—
становится жизненным девизом самого Ки-
рюши, мечтающегго отомстить врагу за
родной Севастополь. Такой прием, будучи
употреблен однажды, вполне естественен и
оправдан, — подросткам свойственно стрем-
ление к подражанию любимому герою, но’ он
выглядит несколько навязчиво, когда автор
вторично прибегает к нему. Мальчуган-моряк
оказывается слишком уж литературно вос-
принимающим происходящее с ним. Нам
кажется, болышая самобытность в восприя-
тий героем окружающего и большая слож-
ность психологического рисунка усилили бы
занимательность книги и воздействие ее на
юную душу.

Более самостоятелен и своеобразен Юнга”
в изображении места действия и особенно
морских эпизодов. Удались писателю и кар-
тины  осажденного города и описание
бушующей боры. Страницы, посвященные
корабельному быту и походу, проникнуты
любовью к морю и его людям, и именно это
сообщает книге «Кирюша из Севастополя»
убедительность и увлекательность. Именно
потому повесть не только нужна для юно-
шества, так как способна пробудить в юном
сердце мечту о морской службе, но и бу-
дет с интересом прочитана взрослым моря-
KOM.

РИМ, 1 мая. (ТАСС). Агентство Юнай-
тед Пресс сообщает о том, что командовз-
ние военно-воздушными силами США строит
в Италии в 15 километрах от Фоджи, в
пункте Амендола, аэропорт для «Летающих
крепостей», который, по словам агентства,
	погодку моторист Кирюша идет на сейне-
ре, везущем разведчика в тыл врага. На
утлом суденышке моряки отважно преодоле-
вают штормующее, ревущее море. При вы:
садке три моряка — разведчик Вакулин,
Игнат Кеба и Кирюша—-терпят крушение.
Им удается выбраться на занятый немцами
берег. Вакулин, идущий в глубокий
тыл врага, предлагает Кирюше  доби-
раться c ним до Севастополя. Но флот-
ская закалка берет верх в сердце
молодого  моториста, Долг призывает
его вернуться Ha корабль, и он по
сухопутью, через непроходимый. гребень
Мархота, разделяющий два фронта, возвра-
щается к своим. В этих испытаниях молодой
моряк приобретает качества опытного воина.
Залечив в госпитале израненные ‘и обморо-
женные руки, Кирюша попадает в подраз-
деление как раз во-время, чтобы принять
участие в морском десанте, открывающем
новую страницу истории войны на Черном
море, страницу решительных наступатель-
ных операций.
	Повесть заканчивается письмом героя ав-
тору книги, полученным спустя года полтора
после описанных событий, через два месяца
после освобождения нашими вооруженными
силами Севастополя. В нём Кирюша колотко
сообщает о своем дальнейшем боевом нути
и судьбе главных героев книги.
	На этом автор расстается со своим героем,
‹проводив его в дальнее плавание по жизни».
	Писатель адресует свою книгу подрост-,
	. — м + 3 4-3 >
	Бам, он посвящает ce воспитанникам нахи-
мовских училищ. Некоторая схематичность
и прямолинейность в характерах и положе-
ниях, видимо, допущена им сознательно в
расчете на юного читателя. Более те. -тель-
но и любовно обрисован центральный персо-
наж — сам Кирюша, юный патриот с муже-
стзенным и чистым сердцем и ясным умом.
Его похождения вызывают живейшее участие
		ре

а к

Критика и библиография
	«Кирюша из Севастополя>*
	Герой повести Евгения (Юнги Кирюша
Приходько многим флотским читателям уже
знаком. В 1944 году в журнале «Красно-
флотец» были опубликованы две небольшие
повести — «День рождения» и «Дорога в
жизнь», которые теперь в переработанном
и дополненном виде выпущены отдельной
книгой. А некоторым черноморцам, может
быть. даже в самой жизни в дни войны при-
ходилось встречаться и воевать вместе с
маленьким мотористом из Севастополя.
В основу повести положены подлинные при-
ключения и боевые дела’ севастопольского
мальчика, ныне юноши, выросшего за войну
в опытного воина-моряка. р
	Писатель, поставив своей целью показать
становление морского характера, рисует
лишь начальные этапы боевого пути своего
героя. В первой части «Дня рождения»,
охватывающей всего один день пятнадцати-
летия Кирюши, действие развертывается в
осажденном немцами Севастополе. За один
день в бешено бомбардируемом немцамл
городе молодой моторист успевает пройти
целую школу страдания и мужества. На его
глазах гибнет при бомбардировке Минной
пристани его сейнер, Кирюша устремляется
на поиски матери, чтобы проститься перед
тем, как по приказу командира покинет Се-
вастополь. Автор развертывает перед чита:
телем панораму разрушенного, но продол-
жающего сопротивляться города. От бес-
прерывных налетов немецкой авиации Кирю-
	* Е. Юнга. «Кирюша из Севастополя».
Черноморская  повесть-хроника, — Детгиз,
1945, Стр. 128. Цена 4 руб. 50 к.
	ша по пути укрывается то в блиндаже зе-
нитчиков, то в катакомбах под Севастопо-
лем, где были развернуты целые заводские
цехи, где население делало для фронта гра-
наты, мины и патроны, ‘где размещались
учреждения, столовые, даже школы и KHHO-
театр, то в старом Владимирском соборе, где
покоится прах великого русского адмирала
Нахимова. Огромный, наполненный впечатле-
ниями день заканчивается боевым крешением
маленького моториста. Он. участвует в спа-
сении моряков, оставляющих Северную сто-
ону. В бою он ранен осколком снаряда.
окидая родной город, Кирюша уносит в
сердце неистребимую ненависть к врагу. *

«Когда дует бора» и «Дорога в жизнь»
охватывают собой период борьбы с немцами
в предгорьях Кавказа. Это—самое тяжелое
время для Черноморского флота. Лишенный
своих основных баз, он вынужден жаться к
кавказскому побережью. Настроение суро-
вой решимости и внутренней ‘строгости, ха-
рактерное в то время для каждого матроса,
владеет героями повести. Над. Цемесской
бухтой разражается свирепый ураган, име-
нуемый здесь «бора». Сила новороссийской
боры, бушующей обычно несколько суток
подряд и парализующей жизнь не только на
	причалах, но и в городе, повергает в изум-
	ление даже бывалых моряков, плававших
под всеми широтами. Но это для ‘яирного
времени подлинно стихийное бедствие в
дни войны неожиданно оказалось верным
т мощником черноморцев в борьбе с врагом.
Во время боры можно было неприметнее под-
водить корабли к захваченному немцами
берегу бухты, легче переправляться развед-
чикам в тыл врага. И в такую льявольск\ю