о мая 1946 г., среда, № 113 (2294)
	КРАСПЫЙ, ФЛОТ
	Разведка мст ребителями
военно-морской базы
	Сретт всех разведывательных cperere
хорсвих сил авиации принадлежит  ваз-
юйшая роль в ведении оперативной и глав-
пая — В ведении тадогической разведки.
При этом сложытость обстановки и насы-

‚ щенность театра’. боевыми средствами тре-
буют использования для ведения разведки
взох видов авиации, в том числе истреби»
тельной.

Истробитети имеют перед другими рода-

ми авиации значительные преимущества
при разведке об’ектов, прикрытых  силь-
ной противовоздунгной обороной. Их летно-
тадлические данные выше, а слелователь-
но, они менее уязвимы. И`в ходе войны
развещка стала второй задачей истребите-
лей. В составе частей начали создаваться
специальные разведывательные — подразде-
ления, по данным которых производились
все бомбо-штурмовые удары.
° Вак же была организована боевая  дея-
тельность этих подразделений в интересах
штурмозиков создинения полковника Мане
xocopa?

Прежде всого перед вылетом на развед-
ву командование добивалось, чтобы  лет-
ии полностью уяснили обстановку в
районе об’окта разведки, натример, военно-
морекой базы, знали задачу и хорошо под-
тотовились к ее выполнению.

В согдинония был ‘принят слодующий

порядок подготовки к полету, Экипажам,.
вылетающим на разведку военно-морской
базы, четко указывались задача и какие
сведения. командование должно получить
в результале полета. Летчикам помогали
изучить обстановку в районе разведки,
дисюзицию кораблей и других видов воен-
ной тохниюи, систему ПВО. Затем экипажи
изучали и прокладывали маритруты полета,
и подхода к цели, составляли расчеты на
‘зорофотос‘емку. Что фотографировать и
масштаб семки указывалось. заранее. По-
сле этого летчики получали и изучали ме-
теорологичесвие данные и прогноз погоды,
максимальные высоты полета над террито-
рей своей и. противника, порядок донесе-
ния по радио; время вылета и нахождения
пад целью. В соединении требовали, чтобы.
летчик, уходя в воздух, имел при себе.
поттотовленным Bech необходимый мате-
рнал,

Разведка одной и той же базы обычно
проводилась несколько раз. Полеты стфои-
лиеь таким образом, чтобы ввести в заблу-
ядение перохватчиков противника. Для
этого обычно менялись и марпруты, и за-
ходы, и высоты полета. Капитан Берестов-
ский, например, ведя в паре © ведомым
азведву порта Н., заметил, что 4 «Фокке-
Вульфа-190» взтетали с аэродрома на пе-
рехвал наших разведчиков. Разгадав. замы-
ел врага, Берестовский перестроил марш-
пул и выполнил задание. Этому способство-
вали, между прочим, умелое использование
мотеообсталювки и преимущество в вы-
core.

Tlopayon визуального просмотра военно-
морской базы зависит от метеообстановки
и мощности. ПВО. При ясной погоде и боль-
шой насыщенности  об’екта средствами
ПВО кмтитан Сидоров, например, подхо-
IM B цели всетда на большой высоте, со
стороны солнца, на повышенной скорости.
Пои эгом самолет он вел с креном в
55—60 градусов и со снижением проходил
над портом. Чтобы установить диспозицию
кораблей, Сидоров производил обычно один
заход и лишь иногда два. Сначала он под-
ститывал крупные корабли. а затем мел-
кие. Старший лейтенант Бурцев преизво-
ил подсчет кораблей по местам . стоянок.
Сначаяа он определял наличие кораблей в
одной гавани, & потом в другой и т. д.
Выбирая тактику ведения разведки во-
внно-горекой базы, нужно исходить из
Установки и целей ‘разведки. Разведчик
Должен ‘установить изтенсивноеть работы
	‚Радиогазета
	военно-морской базы, затруженность при-
чальных линий, места стоянки корзблей и
теми погрузочно-выгрузочных работ. Высо-
та разведки зависит от противодействия
средств ПВО и метеорологических условий.
При хорошей видимости днем она колеб-
ется от 3.000 до 4.000 метров. Для
определения типа корабля в теневых ме-
стах нужно снижаться до 2.000 м. Кораб-
и же, находящиеся в движении, можно
определять и © высоты 4.000—5.000 м.

Подходы к об’екту следует выбирать
так, чтобы выход был внезапным. Если
разведка ведется визуально, то лететь луч-
ше паражтельно причальным линиям или
бухтам. В облачную погоду разведку вы-
годнее вести из-под нижней кромки обла-
ROB.

При xopournx метесусловиях самолет,
оборудованный ` совоеменной фотозппарату-
рэй, позволяет вести разведку даже с вы-
сот 6.000—7.000 метров. Подходя к воен-
HC-MOpCROH базе со’ стороны солнца, летчик
хорошо видит все об’екты и одновременно
затрудняет противнику обнаружение свое-
го самолета. Последний разворот перед про-
зводством с’омки лучше производить : co
снижением. Визуальное же наблюдение
моляно вести в момент разворота и на бое-
вом курсе. Закончив фотографирование,
разведчику следует уходить от военно-мор-
ской базы на максимальной скорости.

Большое значение для успеха разведки
имеет’ прехполетная информация. Офицёр-
разведчик должен показать на маветах 0об-
щую обстановку, `диспозицию кораблей
противника и т.д. Хорошая. информация
перед полетом, как правило, обеспечивает
успех разведки. Нара «Як-9» (ведущий
капитан Берестовский) вела воздушную
разведку плавередетв в порту. Зная по
предвалилельной информации старую дис-
позицию, разведчик сразу обнаружил изме-
нения и сделал правильный BEBO, ‘что
корабли собираются выходить из порта.
Целучив донесение, командование решило
нанести удар по кораблям на выходе. Ата-
ка была успешной. `В результате  бомбо-
штурмового удара наапи «Илы» потопили
две быстрохотные десантные баржи и олин
сторожевик. По данным летчика-истребите-
ля старшего лейтенанта Бурцева, система-
тически летавиего на разведку портов, ‘по-
топлены десятки вражеских транспортов и
		Вонечно, успех разведки базы истреби-
телями в значительной степени зависит и
от настойчивости летчика, от его воснно-
морской подготовки. Летчик лейтенант
‘лочко, выполняя визуальную разведку,
обнаружил в одном из портов большое
скопление кораблей. Ему следовало внима-
тельно изучить обстановку. Ho Клочко’ не
проявил необходимой настойчивоети и по-
снешил с выводами. Он доложил, что ко-
фабли стоят в аванпорту носом к выходу
и вот-вот уйдут. На самом же деле корабли
стояли так потому, что’ был ветер, и не со-
бирались выходить из порта. Клочко ввел
Командование в заблуждение потому, что
малое изучал морское дело, принял дозор-
ные катера 35 выходящий караван.

Для успенгного ведения воздушной раз-
редки истребителями неэбхолимо тикатель=
	нее подбирать и учить летчиков. Для раз
	ведчика мало быть смелым, дерзким, реши-
тельным. Он обязан отлично владеть само-
летом и оружием, в совершенстве знать
все Тактические приемы разведки, Уметь
разгадывать замыслы врага. Некоторые
офицеры считают, что разведку можно по-
ручать каждому  летчику. Dro неверно.
Опыт Великой Отечественной войны пока-.
зывает, что необходимо специально Учить
летчиков разведке, в ходе бобвой пол-
TOBRH совершенствовать их практические
	Майто П. ПОЛЯНОЗВ.
	на корабле
	в редакцию
	це шире развернуть пропаганду
сталинской патилетки `
	На. собрании партийного актива

На собрании партийного актива главной
базы Балтийского флота с докладом о пяти-
летнем плане восстановления и развития
народного хозяйства ОССР ‘и задачах пар-
тийных организаций Балтийского флота
выступил депутат Верховного Совета СОР
вомандующий флотом адмирал Трибуц.

Детально изложив активу исторические
решения Верховного Совета СССР, т. Три-
буц остановилея на задачах парторганиза-
ций в области пропаганды сталинского
пятилетнего плана. Затем докладчик подверг
критике недостатки в планировании и орга-
низации боевой подготовки на некоторых ко-
раблях и в частях флота. Тов. Трябуц
отметил, что еще не каждый выход корабля
в море используется для боевого совершен-
ствования моряков, что. на занятиях нередко
преобладает «сухая» теория, без необхохи-
мой наглядности в обучении, что порой
отдельные руководители приходят на заня-
тия неподготовленными, а вышестоящие
офицеры их не проверяют. До сих пор у
некоторых офицеров флота есть элементы
зазнайства, упоения прежними ‘успехами
на войне, а отсюда — почивание на лаврах
й нежелание упорно учиться. Многое. пре-
стоит еще сделать в области дальнейшего
укрепления дисциплины, организованности
и наведения уставного порядка на флоте.

По докладу т. Трибуца’ развернулясь
оживленные прения. Выетупавиие това-
рищи рассказывали автиву о том, как идет
на кораблях и в частях флота пропаганда и
изучение сталинского пятилетнего илана,
как готовятся моряки к.новой летней кам-
наний.

Капитан 2 ранга т. Федоров расбказал
активу, как у них в части изучают решения
Верховного Совета CCCP.

— Парторги, члены бюро, атятаторы
сразу же пристунили к раз’яснению этих
исторических документов, — говорит т. Фе-
доров. — В докладах и лекциях, на полит-
занятиях, в беседах, в стенных тазетах и
боевых листках всеми формами и средствами
агитации мы рассказывали морякам о вели-
чии сталинекого плана, увязывая задачи,
стоящие перед страной, с повседневной дея-
тельностью личного состава соединения. По-
литический под’ем личного состава был
направлен партийными организациями на
досрочное окончание ремонта кораблей, ‘на
отличную ` подготовку к выходу в мора.
Следует заметить, что. подготовка к летней
компаний в этом Toy имеет некоторые.
особенности. На корабли пришли молодые
краснофлотцы, которых надо было быстро
обучить тральному делу. Нам удалось непло-
хо репгить эту серьезную задачу. Напряжен-
ная зимняя учеба уже дала свои резуль-
таты. Большинство кораблей находится сей-
Час в море и успешно тралит, Корабли
только двух подразделений за два дия унич-
тожили 125 вражеских мин.

Па тралении, как и в боевой учебе, впе-
реди идут коммунисты. В подразделении
катерных тральщиков, которым. командует
капитан-лейтенант Тарановекий, коммуни-
сты Баранов, Пронин, Драчев, Матушенко
показывают образцы самоотверженной ра-
боты в море. Пример всем морякам подают
на тралении и коммунисты гвардейского
подразделения тральщиков твардии калпи-
тан-лейтенанта Ярошевекого.

Коммунисты балтийских. тральщиков хо-
рошю понимают, что успех траления зависит
от высокой диспиплины и организованности,
Bor почему борьба за укрепление хиспи-
плины является важнейтим участком рабо-
ты парторганизаций. Каждый . коммунист
помнит указание товарища Сталина о том,
что «Опорой дисциплины и порядка должны
быть, в первую очередь, наши командные
кадры, в том числе старшины и сержан-
ты-—ближайшие и непосредственные началь-
ники й воспитатели  краеноаомейнев».

Солержалельным было выступление капи-
тана 2 ранга Алексеева. Он говорил:

— Для флота требуются калом, облала»-
юие высокой воинской культурой, оттачно
владеющие своей специальностью. Чтобы
воспитать таких моряков, мы должны луч-
о овладевать опытом зойны, учиться
	Ка, тоже попадает сюда морским путем, На-
вигация в Татарском проливе начинается в
	мае, последние пароходы уходят. в ноябре.
	Погрузка и разгрузка пароходов должна по-
этому совершаться с наивозможной быстро-
той. В любую минуту ‘может  нагрянуть
шторм. -

Но сахалинцы умеют разгружать паро-
ходы на рейде даже в шторм, лишь бы ка-
Нитан богласилея постоять вблизи берега.
«Хабаровск» и «Жан Жорес» не собирались
	сниматься C якоря, хотя ветер уже развел
	в заливе тяжелую зыбь. Катер. с баржей на
букеире- пошел к «Хабаровску». Разгрузка
		мастерству воспитания подчиненных. И
первое слово в этом доллины сказать наши
офицеры. Они должны лично руководить
боевой ‘учебой краснофлотцев, не передове-
рять эту обязанность другим. Требовалель-
ность к подчиненным должна еочетаться у
офицеров © еще большей требовательностью
к себе. К сожалению, не все наши началь-
ники требуют одинаково. Это происходит
потому, что не все еще научились правиль-
но применять уставы. А ведь дело не только
В том, чтобы хоропю изучить устав, надо
уметь правильно применять его в повсе-
дневной жизни. И здесь широкое поле дея-
тельности открывается перед’ партийными
организациями. Пропаганда уставов — важ-
нейшее их дело.

Следует отметить, что ‘еще далеко не
всегда умело используются у Hac богатые
возможноети распространения опыта войны.
Кают-компании, например, до сих юр: по-
чему-то не служат у нас очагами пропа-
ганды этого опыта. Порой у нас жалуются
на’ недостаток наглядных пособий. В то. же
время отношение к ним нередко самое вар-
варское. В Кронштадте около года лежит
в ящиках оборудование миниатюр-полигона
для учебы зенитчиков. Лежит, портится, а
зенитчики учатся «на пальцах». Все дело
В том, чтосникак, видите ли, не могут найти
комнату для установки пюлигона!

Нет сомнения, что все недостатки в боевой
подготовке личного состава мы сможем
быстро устранить. 9% — в наших руках.
Воодущевленные  пигантекой программой
расцвета советекой Отчизны, моряки Бал-
тики выполяят требования, поставленные
перед ними великим Сталиным.

После т. Алексеева выступил капитан
Гулкин. Он сказал: }

’— В моем подразделении служит. много
молодых краснофлотцев. Часть из них при-
шла к нам с территорий, которые были во
время войны оккупированы немцами. Эти
краенофлотцы испытали на себе все ужасы
немецкой оккупации. Многив из них © ору-
жием в руках боролись с фашистами в
партизанских отрядах. И нало было видеть,
в какой радостью встретила эта молодежь
Закон о пятилетнем плане! Их родные места
будут полностью восстановлены, станут еще
краше, зажиточнее! Партийная организация
много поработала, чтобы раз’яснить моло-
дым артиллеристам величественную ‘про-
грамму расцвета нашей Родины. Мы провели
много бесед, читали рассказы и очерки о
новых стройках новой пятилетки. Bee
это помогало бойцам живее представить се-
бе. как будет выглядеть наша страна в
1950 году и какие нейсчислимые силы
‘таятся в советском народе, какие богатетва
есть в нашей стране.

Личный состав хорошо понял задачи
пятилетнего плана и свою роль в его выпол-
нений. Это нашло свое подтверждение преж-
де всего в подписке на новый. заем, По
инициативе бывших партизан, ныне. моло-
дых краенофлотцев Егорова, Якимова и
других, все наши бойцы подписались на
суммы, значительно превышающие их ме
сячный оклад. Это наило далее свое пол
‘тверждение и в новых успехах морских
артиллеристов в боевой полготовке.

Недавно наша молодежь проводила пер-
вую зачетную стрельбу по конусу. Задача
была решена отлично. Это говорит © том,
что нам удалось за зиму подготовить непло-
хих специалистов. Надо сказать, что при
подготовке артиллеристов мы ветретились
‹ некоторыми трудностями. Нехватало на-
глядных и учебных пособий. Штаб, куда мы
обращались за помощью, ничего нё сделал
для тото, чтобы изменить положение.

Выступивший затем полковник Добролю-
бов рассказал, как проходит на. флоте
изучение нового пятилетнего плана.

После заключительного слова т. Трибуца
было принято решение, определяющее бли-
жайшие задачи партийных организаций.

С большим под’емом собрание актива по-
слало приветствие товарищу Сталияу.
	Инженер-напитан 3 ранга Г. ПАДАЛКА,
капитан И. ЦАРТ.
	as

(Корр. «Красного Флота»).
	Из писем.
	О «мелочах» в паросиловой
установке
	установки является нефтеподогреватель. Ha
всех нефтеподогревателях имеются BOAO
ные колонки для контроля за уровнем кон-
денсата. Но эти колонки, как правило, уста-
навливаются очень низко (в этом сказы-
вается традиция низких давлений), в ниж-
ней части корпуса подогревателя.. Поэтому
поддерживаль давление греющего пара вы-
пе давления мазута, а температуру. подо-
грева регулировать количеством конденса-
та затруднительно. При. увеличения. дав-
ления пара уровень конденсата держится
значительно выше самой водомерной колон-
KH, и она теряет всякий практический
	охысл. :

Для кажлото турбинного. вопомогатвявно-
‘TO механизма являетея необходимым pel
пуском механизма и периодически на сто-
янках спуск отстойной воды из маеляных
бачков. На большинстве механизмов нет
спускных краников. Приходится спускать
воду и отстой через краники масломерной
колонки. Но краники обычно устанавлива-
ются не в самой нижней части масляного
бачка. В результате водь остается, и при
первых оборотах механизма подшипники
прокачиваются вначале водой, & залем уже
маслом. Веледетвие этого на шейках неиз-
божно появляется ржавчина. Во избежание
этого личному составу приходится сверлить
ворпус подшипника и устанавливать спуек-
ные краники собственного производства.

На походах, особенно в военное время,
довольно часто были случаи повреждения
круглых масломерных стекол на масляных
бачках вспемогательных механизмов. Масло
через лопнувее стекло быстро вытекает;
и, если во-время не усмотреть, авария
неизбежна. Почему бы не изготовить кор-
пуса (кожуха) масломерных стекол такой
высоты, чтобы металлическая трубка кор-
`пуса не позволяла вылиться всему маслу,
а удерживала его’ на каком-то пределе? На
ряде кораблей личным составом изготовлены
такие корпуса, которые вполне оправдали
CBOG назначение и сохранили во время поз
хола от аварии не один механизм.

Можно упомануть еще о многих «мело-
чах», которые при случае становятся верь-
езной помехой в эксплоатации механизмов,
С ними борются кустарными способами, &
чаще принимают как неизбежное зло. А
ведь многих из этих «мелочей» можно избе-
жать при постройке корабля.

Инженер-капитан-лейтенант
А. БЫСТРОВ.
	Глубокое изучение техники, особенно но-
вых еб образцов, вовремя эксплоатации дает
возможность специалисту порою внести цен-
ный вклад в область усовершенетвования
технических средетв. Длительная. экеплоз-
тация позволяет обнаружать рях так назы-
ваемых «мелочей», которые подчас ослож-
няют боевое использование техники, & ино-
гла прелятствуют выполнению заданий.

В сожалению, ‘конструкторы и строители
не всегда учитывалют предложения эксплоз-
тационников .по улучшению устройств и
механизмов корабля. В результате в некото-
рых новых проектах при успешном реше-
нии сложнейших вопросов, коренном улуч-
шении конструкций основных узлов, вне-
дрений новой техники досадные ‘«мелочи»
остаются неисправленными. Мимо них про-
ходят, на них не обращают внимания. При
постройке корабля, когда проект утвержден,
эти «мели» начинают вепльгваль. Они и
являются результатом недостаточной проду-
манности конструкции ‘и прооктирования,
забвения опыта экоплозтационников. После
сдачи корабля начинается серия доделок и
переделок этих «мелочей», не предусмот-
ренных и не учтенных проектом. В следую-
щих проектах выполненные работы! тоже не
учитываются, и все повторяется в той же
последозательности,

Поэтому лучше о многих «мелочах»  го-
ворить заранее. Это избавит заводы
от ненроизводительных затрат при построй-
	Re A разгрузят личный состав от неизбеж-
ных переделок и доделок в период сдачи
корабля флоту.
° Приведу несколько характерных приме-
ров из опыта эксплоатации одного из срав-
нительно новых кораблей. Эти примеры
характерны и для некоторых. других кораб-
лей.
’ На кораблях, нашего типа имеется элек-
трический котельный телеграф. Почему бы
не отойти от существующей системы и не
поставить приемники мантинного телеграфа
с ревунами в котельные отделения? Tepes
глазами вахтенного котельного машиниста
всегда была бы полная картина изменения
хода корабля и, следовательно, расхода Mapa.
Можно разделить машинный циферблат с
указанием числа форсунок. Маневренность
резко возрастет. Вахтенный машинист у
маневрового клапана не будет отвлекаться
отдачей приказаний по котельному теле-
графу.
Нет’емлемой частью всякой котельной
			Пужны штурмана отрядов

гого класса, У него нет оборудованного а-
бочего места.

Все это заставляет штурманов привле-
Rath для помощи старшин и враснофлот-
nes. В начале этого года нашему штурману
во. врёмя траления помогали писарь, свя-
зист подразделения и другие. Разумеет-
ся, это отражалось на выполнении их
прямых обязанностей и даже при хорошем
обучении не давало гарантии от ошибок, К
тому жё такая помощь возможна только Ha
головном корабле и в том случае, когда тра-
ление ведется всем подразделением.

На базовых тральшиках штурману поле

разделения помогают штурман и другие офи-
церы корабля. На катерных же он вынужден
всю работу вести сам, хотя ве об’ем гораздо
больше, чем на базовых. Мне кажется. что
нужно в штат подразделения катерных
тральщиков ввести штурманов отряда. Тог-
да штурман подразделения сможет в срок
представлять отчеты по тралению, лучше
выполйять другие свои обязанности, руко-
водить боевой подготовкой, ро
корректировать карты и пособия.

Минная опасность еще мешает нормаль-
ному плаванию торговых и бобвых Repab-
лей. Для ускорения и улучшения траления
следует укрепить подразделения катерных
тральщиков штурманскими офицерамя.

Командир подразделения тральщиков

капитан-лейтенант Г. ОРЛОВ.

В своей статье «Координирование после-
вонного  траления»  («Врасный Флот»
№15 от[7 января 1946 т.) капитан 2
ранга Ковель затронул ряд насущно важных
вопросов. В частности, он упоминает и о
том, что сейчас «стало тралять легче, чем
составлять отчеты по‘тралению».

Почему так получается?

Известно, что на тралении основную ра-
боту выполняет погурман. Он конйролирует
ширину. протраленной полосы, почти бее-
прерывно ведя наблюдение. Когда катер-
ные  тральщики возвращаются в базу,
штурман принимаетя переносить обоерва-
ции на карту протрактором, вычерчивать
галсовую карту, делать выписки измерен-
ных углов. Рабочий «день» штурмана
длится 20 часов и больше.

Понятно, что при такой нагрузке пггур-
ман и командир подразделения зачастую не
успевают. в срок представить требуемые
отчеты, В результате получается: район
протрален, а плавать в. нем нельзя.

Каждый  работавигий секстаном знает,
как. при этом утомляетя зрение, Начинает
бить слеза, еще больше увеличивая ошибку
глаза наблюдателя. Вечером в base сле-
довало бы дать отдых глазам штурмана, а
отдохнуть некогда.

Шиурману катерных тральщиков рабо-
тать труднее, чем штурману корабля лру-

СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 14 мая. (По теле-
графу). На эскадренном миноносце Н. регу-
лярно выпускается корабельная радиога-
3ота. Три раза в неделю по вечерам краено-
флотцы собираются у репродукторов, ожи-

tad начала передачи. Коллектив воснкоров
под руководством редакторз  радиогазеты
лейтенанта медицинской службы Ермакова
сумел сделать газету интересной, зл060-
дневной. .

Сахалинские записи.
	Я вылетел из Хабаровска в полдень. В
три часа дня самолет, пройдя нах Татарским
проливом, опустился на сахалинском а910-
дроме. Старенькая «эмка», давно колесящая
по. острову, неторопливо везла меня в Але-
	‚ Мандровок пою дороге, проложенной вдоль
` реки Тыме. :
	vOnH LbIMB. .

Рядом с дорогой вьется узкая тропа, про-
ложенная некогда сахалинскими каторжа-
нами, №6 так и называют: трона ваторжан.
Сюда, в долину Тыми, через Камышовый пе-
Левая когда-то брели узники сахалинекой
ваторги.

Два горных хребта прикрывают с восто-

ka и с запада долину Тыми от нерормовых
Ударов Охотекого моря и внезапных холод-
ных ветров, рождающихся над Татареким
проливом,
‚ Весна приходит сюда немного раньше,
Чем нз восточный, обдуваемый ветрами
песчаный берог. И лето в этой долине более
тёплое, чем в других районах Северного Са-
алина,

Поэюму еше в середине прошлого века
Здесь предиринята была попытка организо-
вать островное земледелие. Теперь эта до-
Лина — дитница острова. Отсюда, население
получает овощи. Колхозы здесь сеют ячмень,
	РОЖЬ, овес.
	скую столицу, ждет приятное разочазование.
Он быстро убеждается, что далекий обтров,
описанный в книгах Чехова и Дорошевича,
Это не заброшенное, не самое глухое место
на нашей земле.

Этот остров дает теперь Дальнему Вост-
ку отличную нефть и уголь. Сэхалинцы жи-
вут одной жизнью с0 всей страной, и не
осталось и следа от тех времен, Когда на-
звание острова вызывало в сознании самые
мрачные нредставления 0  беспросветно-
	торестном существований заброшенных на
	край света людей.

Стоит провести в Александровске несноль-
ко дней и познакомиться с его театром, с
ето клубами моряков и рыбаков, увидеть
его образцовую больницу и физио-терачев-
тический институт, его школы и технику-
мы, его библиотеки ий музей — и все уста-
ревшие представления о далеком острове
рассеются.

Далекий ли это остров? Я видел на аэро-
хроме самолет рейсовой линии, вылетевитий
из Москвы за три дня до повадки на Саха-
хине. Радио и ве иные средства современ-
ной связи неизмеримо сократили расетояние,
отделяющее Сахалин от Москвы. Большие
затраты на благоустройство сахалинских
городов позволили коренным образом изме
нить их облик, и нынешний Александровск
с его электростанцией, озелененными ули-
цами. новыми домами и разросшимися при-
городами-=это уже не захолустный чинов-
ничье-каторжный, сонный городок, каким
он-был во времена Чехова.

т города к порту проложено прямое, вы-
мошенное булыжником Поссе. Рядом с ним
тянутся рельсы узкоколейки. По оживлен-
ному движению грузовых автомобилей и по-
ездов. состоящих из шести——семи платформ
и небольшого мотовоза, можно определить,
что Александровский порт принимает гостей
е материка.

Два парохода —= «Хабаровок» и «Жан
Жорес»—=стояли на рейде.

Все, что дает Сахалин стране — уголь,
нефть, рыбу,— доставляют на материк па-
рохолы. Все, что получает остров с матери-
		1. В островной столице
	материка, и самые ценные дары сахалин-
ской природы можно увидеть в яслях, Сю-
да привозят из южных районов острова пер-
вую клубнику; конфетный цех Александров-
ского пищекомбината дает ребятам пастилу
и вкусные тянучки; колхозы Тымовской
долины. присылают им ядлы; рыбаки несут
сюда свёкую икру кеты и отборных cepe-
	оряетых горбупт.

Случается. что пароход из Buammocroza
выгружает вместе с машинами и станками
несколыко ящиков с яблоками. 06 этом при-
ятном событии прежде всех узнают дети
островитян.

Ничто так не радует на острове, как вид
этих юных сахалинцев —= цветупих, здо-
ровых, окруженных трогательной заботой.

числу знаменитостей Сахалина отно-
сится садовод Мысник. Его опрятный домик
‹ окнами, украшенными резными налични-
ками, стоит на Дальневосточной улице. На
стук железной щеколды из глубины двора

вышел пожилой мужчина невысокого роста.

& коротко подотриженными рыжеватыми
усами,

— Милости просим, — сказал он, откры-
вая калитку.

Мысник, видимо, уже привык к непро.
шенным гостям с той поры, когда позади его
домика на Картофельном поле созрели пер-
вые на Сахалине яблоки,

90 случилось в 1943 году. Памятная

осень в жизни Терентия Федоровича Мыс-

ника!

Воскресным утром подошел он к малень
кому, прижавшемуся к земле дереву п осто-
рожно снял в его тонких ветвей  четьль
«бельфлёра», В этот день к человеку, про-
слывшему ‘чудаком, пришла слаза замечая
тельного садовода:

История первом сахалинского сада Ha
Дальневосточной улице — это, в сущности
говоря, повесть о творческом преобразова-
нии сахалинской природы.

Мысник с женой и двумя дочерьми при-
ехал с Украины на Сахалин в 1930 году.
Ежу шел сорок четвиртый год, он был полон
сил и не страшился трудностей островной
ЖИЗНИ.

-— Оправлялся, едучи сюда;— вопоми-
нает он,— вызреют ли на Сахалине. фрук-

ты. «Какие там фрукты!-—товорили мне.—=

Там тебе и за калусту отасибо и ска-
жут».

Вначале ом, действительно. занимался
	олько капустой да картофелем. и сахалин-
цы говорили ему 38 это спасибо. Он присмал-
ривался К сахалинской природе. В тайге ро-
сли очень яркие оранжевые лилии-саронки,
голубели весной поденежники, распускался
летом высокий, пышный бологоловник. Са-
халинекие цветы почему-то не издавали
	орюмата и казались как бы повивыми. Т&-
	рентий Федорович привез с Украйны паху-
чий цветок в горшке, Непритязательное ра-
стеньице выжило в комнатном тепле и на-
поминало своим зроматом о родных краях, 0
буйном цвотении луговых трав и чернигов-
СКИХ садов.

Мысник у себя дома выращивал для за-
бавы пальму из косточки финика, неведомо
откуда попавшего на Сахалин. В комнате у
него тянулся к потолку из кастрюли, наби-
той землей, бледнозеленый лист’ банана...

Садовод наблюдал за сахалинеким клима-
том. Копаясь на огородах, выводя морозо-
устойчивые сорта овощей, он отмечен в сво-
ей записной книжке первые проблески вес-
ны, количество солнечных дней в июне, в
нору цветения деревьев, измерял высоту
снежного покрова в самый лютый месяц са-
халинской зимы — в феврале. Он еще не
‘знал, пригодятся ли ему эти записи, но
втайне надеялся, что когда-нибудь эти наз
блюдения пойдут ему на пользу.

И это время наступило.

В 1939 году Мысник поехал нд материк.
В Сучанском заповеднике он отобрал трид-
цать саженцев яблонь и слив, Как он вол-
новалея, выбирая для Сахалина первые пло-
довые деревья! А вдруг все эти «медовки»,
«белые наливы», «бельфлёры», избалован-
ные теплым небом материка, не вынесут
суровых испытаний сахалинского климата?

Будущий сад надо было сохранить в тепле
до лета. Садовод прожил зиму в тревоге,
Кто мог поручиться, что весной саженцы оч-
нутся и порадуют садовода зеленым листом
ЖИЗНИ?

18 июня 1940 ода деревья высажены
были в сахалинскую землю. Оли хорошо

принялись.

Минуло лето. Начались заморозки, а 6 ни-
ми пришли новые тревоги, Спасая деревья
от морозов, оля пригнул их тонкие стволы к
земле, привязал к колышкам. На Том месте.
	146 стояли летом деревья, намело громад-
ные сугробы. Так, укрытые с головой снеж-
вым одеялом, дождались деревья весны. Де-
ревья стали выпрямляться, но саловод не
	позволил им встать в0 весь рост. Приваязан-
ные к колышкам, они потянулись не вверх,
% вхоль земли. Постепенно стволы их ок-
репли, крона становилась все болев пыши-
ной, но издали сад похож был на низкорос-
`лый кустарник.

Таким он остался навсегла. За шесть лет
OH разросся, появились в нем и грушевые
и сливовые деревья, живая изгородь крас-
ной, смородины отделяет ем от огорода.
Трудно поверить, что эти маленькие, сте-
лющиеся по земле деревья дают отличный
Урожай фруктов. Осенью Мысник собрал с
них более патидесяти килограммов яблок.

Он вывел новый сорт яблони, скрещивая
культурные деревья с дичками, найдонны-
ми в тайге, и дал этой яблонё название
«Сахалинка», потому что она родилась на
острове и здесь принесла первые плоды.

От Мыюеника я направился в Алексан-
дровекую слободку. Здесь на тихой улице
стоит лом, в котором жил Чехов, посетивший
Александровск в 1890 тоду. Одноэтажный
деревянный дом © приветливым резным кры-
лечком и четырьмя окнами со ставнями хо-
рошю сохранился. Старожилы Утверждают,
что он выглядит таким же, каким был пол-
столетия назад.

На выбеленной стене = меморнальная
доска с налписыю* :
	В этом доме в июле 1890 года жил.
великий русский писатель-патриот
Антон Павлович Чехов.
1860—1904 тг.
	То, что увидел Чехов на Сахалиге moa-
века назад, ужаснулю ео. On налисал
правдивую книгу о сахалинской каторге.
«Важется, что будь я каторжником, 19_бе-
жал бы отсюда непременно, несмотря. ни
на что»,-— писал он, глядя с мыса Жюнкъер
на едва угадываомый в тумзне берег мато-
рика. Все; что написал он с беспощадной
точностью в своей книге о Сахалине, ушло
в далекое прошлое. Остался неязмонным
разве лишь сахалинский пейзаж, и попреж-
нему мыс Жонхьер, нависший: над. проли-
BOM, напоминают своими очертаниями крым-
ский Аю-Даг, & три черные скалы’ т
	входа в Александровскую гавань не утрати-
ли подмеченного Чеховым сходства с «Тре-
мя монахами».
	И, 0

ee

ИПОВ.
	С парохода выгружали оборудование для
угольных шахт. Всявий раз, ‘когда судовая
лебедка поднимала над бортом груз и он
позисал над подпрыгивающей баржей, ка-
залось, что содержимое трюмов «Хабаров-
ска» вот-вот пойдет на дно, .

— Вира! — кричит, перегнувшись за
борт, матрос.

Груз медленно всплывает вверху. Грохот
лебедки стихает. Ящик маятником раска-
чивается над баржей.

— Майна помалу! — откликаются сни-
зу двое грузчиков, с трудом сохраняя рав-
новесие на танцующей барже,

Матрос подхватывает:

— Майна помалу!

Поднятой рукой он сигнализирует лебед-
чику. Груз спускается, весе так. же раскачи-
ваясь из стороны в сторону, Теперь надо
не прозевать момент, когда волна, подбро-
сив бару, опустит вё вниз:

— Майна! — пронзительно вокрикивяел
матрос и рубит воздух ладонью: Ящив ны-
ряет в баржу. Здесь его подхватывают две’
пары. ловкях рук. В следующее игновение
	волна подоравывает баржу. зло улаляет вю
	о борт парохода. Поздно! Груз уже водворен
на место.

Не только на александоовском рейде, но
ив других пунктах по берегу острова паро-
ходы разгружаются в таких трудных Fenn
	ВИЯХ,
	Сахалинцы, родившиеся на острове в го-
ды войны, обитают в просторном двухатаж-
ном доме на улице Кондрашкина — 106 ма-
лышей в возрасте от четырех месяцев до
четырех лет. Ясли оборудованы отлично.
Малыши обеспечены веем необходимым. (а-
Moe лучиее из того, что получает остов с
	Даже ne зная о том, какое место в жизни
0 1ровз занимает Тымовская долина © ee
совхозами и нолхозами, можно догадаться
06 этом, проважая от Кировска до Алекеан-
дрозека. На воем пути по 006 стороны
дороги Простираются поля. Наибольшие
площади отведены под овощи. Сахалинокий
Климат позволяет выращивать Почти все
овошные культуры.

Город, заложенный на берегу бухты, `раз-
расталея, вбирая в себя небольшие посел-
ки, которые прежде стояли в некотором от-
халении от него. Подобно. многим нашим се-
верным и сибирским городам, Александровск
состоит из прочно сколоченных деревянных
OMOB в один-два этажа. Кажется, время
Ничего нё может поделать с ними. Они стоят
Лесятилетиями, не меняя своего облика.

Человека, впервые помазиего в сахалин-