чб мая 1946 г., четверг, № 114 (22%)
		ЗАЯВЛЕНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ
~~ КОМИССИИ
	ВАШИНГТОН, 13 мая, (ТАСС). Сегодня
Дальневосточная комиссия на своем заседа»
нии единодушно одобрила политическое за»
явление, представляющее директиву генера-
лу Макартуру, касающуюся принятия Новой
конституции для Японии. В заявлении гово:
рится: ] ‘

«Критерии при принятии новой  конститу.
ции должны обеспечить, чтобы конституция,
когда она будет окончательно одобрена, яв-
лялась фактически свободным выражением
воли японского народа. Для этой цели дол»
жны соблюдаться следующие принципы: а)
должно быть предоставлено достаточное
время и возможности для полного обсужде.
ния и рассмотрения статей новой конститу
ции, 6} в новой конституции должна быть
обеспечена полная’ законная ‘преемствен:
ность конституции 1889 года; в) новая кон-
ституция должна быть принята таким обра»
зом, чтобы было продемонстрировано, что она
выражает свободную волю японского наро:
да». Re

Комиссия об’явила, что она проводит даль.
нейшее изучение вопроса о, новой конститу-
ции «с целью достичь соглащения о допол-
нительной политике в этом отнощении», Ко-
миссия также одобрила два первоначальных
политических заявления, которые частично
		которая все
	литику в отношении Японии,
ещё обсуждается комиссией.
	Прием у короля Михая
в честь маршала Толбухина
	“BYXAPECT, 13 мая. (ТАСС). Как 006:
шает газета «Адеверул», 11 мая король
Михай устроил завтрак в честь предселате-
ля Союзной контрольной комиссии маршала
Толбухина. Ha завтраке присутствовали
предбёдатель совета, министров П. Гроза,
вице-премьер Г. Татареску, ° заместитель
председателя СКК  генерал-полковник Су:
сайков. посол. СССР. в Румынии С, И. Кав-
	тарадзе.
	протест против сохранения
‚английской радиостанции
в Иране «
	ТЕГЕРАН, 15 мая. (ТАСС). Газета «Рах-
бар» опубликовала 13 мая под заголовком
«Англичане не эвакуировали также и Бушер,
не говоря уже о Бахрейнских островах»,
письмо, полученное! из. Бушира. В письме го-
ворится, что. после вступления английских
войск в Бушир в 1941 году по желанию ан-
гличан была прекращена работа иранской ра.
диостанции в Бушире, построенной еще в
1937 году. Англичане построили в Ришехре
(в окрестностях Бушира) свою радиостанцию,
получив на это разрешение иранского пра.
вительства только на ‘время войны. В’ настоя.
щее время, несмотря на то, что англичане за.
явили о том, что они полностью. эвакуирова.
лись с территории Ирана, эта радиостанция
до сих пор не передана иранскому правитель.
ству и продолжает находиться в руках англи-
чан. т

‚ Автор письма требует, чтобы радиостанция
в Бушире была перелана иранским властям, в
предлагает в случае отказа англичан обра:
титься в Совет Безопасности.
	Носле провала конференции
в Симле
	ДЕЛИ, 15 мая. (ТАСС). По сообщениям
печати, после провала переговоров в Симле
между британской правительственной деле-
гацией ‘и представителями ‘индийских поли»
тических организаций вице-король предпри-
нимает конкретные шаги для сформирования
временного правительства, которое присту-
пит к исполнению своих обязанностей   июня,

По этому поводу газета «Нейшнл ге
ральд» пишет: «Временное правительство,
которое собираются создать, несомненно,
будет окружено ореолом независимости,
Однако: английский политический лексикон
содержит так много нюансов, что слово
«независимость» может означать очень мно-
го, а также и совсем мало. Нужны об ели
ненные усилия всех индийцев, чтобы облечь
это слово реальностью и значением и пре-
вратить его’ в нёчто такое, что знаменовало
бы полный суверенитет правительства и
самую полную <вободу страны. Нужно 63
колебаний предсказать ограниченность вре“
менного правительства, созданного при на-
стояших условиях: Подчиненный  харак-
тер этого правительства очевиден. Англий-
ская `армия не ‘собирается скоро уйти из
Индии. Мы не можем наметить свою
внешнюю политику так легко. и быстро, как
хотелось бы. Присутствие английского вице
короля со всеми его правами означает нечто
большее, чем только! теоретический символ
английской власти. Договоренность отно’
сительно‘ состава’ правительства будет. не
такой, какую хотела бы иметь Индия»,
		ГААГА, 15 мая. (ТАСС). 13 мая агентство
АНП ‘передало из Батавии, что столкнове
ния между англо-голландскими войсками
и индонезийцами продолжаются, причем
особенно активно в районах  Бандунга,
Байтёнзорге и Сурабайи:
	Испытание нового американского
‘танка в Норвегии
	ОСЛО. 15 мая. (ТАСС). Как сообщает ;
	норвежское телеграфное бюро, в районе
Хардангервидда ° происходят испытания
американского танка специальной конструк”
ции, приспособленной к действиям в условия
горной местности. Испытаниями руководит
подполковник Стенерсен.
	ЗАБАСТОВКА ГОЛЛАНДСКИХ
МОРЯКОВ И ПОРТОВЫХ СЛУЖАЩИХ
	ГААГА, 15 мая. (ТАСС). Забастовка гол’
ландских моряков и портовых рабочих прое
должается. Голландские власти решили
использовать на выгрузке пароходов сту’
дентов и школьников. Это вызвало резкий
протест со стороны профсоюза «Ейнхейд
вак централе».

В газетах появились сообщения, что М№*
ряки в их борьбе находят поддержку. Эки-
паж голландского, парохода в Антверпене
присоединился к бастующим. Забастовай
также экипаж голландского парохода,  Н8
ходящегося в порту Сан-Франциско.

Главное управление Северного Mop-
ского пути при Совете Министров
СССР и коллектив советских поляр-
ников с глубоким прискорбием изве-
щают о скоропостижной смерти за-
служенного арктического капитана,
заместителя начальника Главсевмор’
пути, Герол Советского Союза, Kani
тана 1 ранга
	Миханла ПНрокофьевича
БЕЛОУСОВА,

последовавшей 15 мая с. г. и выра:
	жают искреннее соболезнование семье
покойного.
	й ФЛ OT
	КРАСНЫ
	Переговоры между Англией и СЁЛА
`’`о тихоокеанских базах
	’ ЮНДОВН, 13 мая. (ТАСС). В авторитет-
ных кругах Лондона 13.мая было об’явлено,
что в течение длительного времени. ведутся
переговоры о передаче английских баз Сое-
диненным Штатам Америки, Некоторые
английские газеты поместили 13 мая с20б-
щения, в которых говорится, что государ-
ственный департамент заявил о желания
Соединенных. Штатов‘ получить: суверенитет
над тихоокеанскими островами Кристмас,
Фунафути и Кантон. 13 мая в английских
	кругах подтвердили, что вопрос 06 этих
	островах стоял во время переговоров, но
указали в то же время, что речь шла также
и о других островах, Обсуждалея вопрос о
суверенитете` над островами, на которых во
время войны были построены американские
базы. Англичане надеялись, что этот воп-
рос о суверенитете будет быстро разрешен;
однако они высказали мнение, что вопрос
о будущем баз неё обязательно должен быть
связан с вопросом о суверенитете над остро-
вами. Другими словами, вопрос об исполь-
зовании` баз может быть разрешен в первую
очередь.

Во время переговоров обсуждается также
вопрое об островах, находящихся не только
в районе Тихого оксана. По словам предста-
вителя лондонских официальных кругов, эти
переговоры ведутся через дипломатические
каналы. Этот представитель добавил также,
что США не требует непосредственной пере-
дачи островов, но что OHH оспаривают
	‘английский суверенитет над некоторыми. из
	НИА. .
лондон, 13 .Maa.. (TACC), Arewretao
Рейтер, излагая заявление английских авто-
ритетных кругов по повопу тихоокеанских
баз, добавляет, ‘что утром ‘13 мая было
официально подтверждено, что вопрос 05
этом ‘обсуждался в  Нариже лично между
английским министром иностранных дел
Бевином “и государственным секретарем
СИТА „Бирнеом.‘ А =
_ HbIO-HOPK, 12. mas. (TACC). Mo coo6me-
нию вашингтонского корреспондента газеты
«Нью-Йорк таймс» Рестона, в ходе проис-.
ходящих в настоящее время предваритель-
ных переговоров Соединенные Штаты инфор-
мировали Англию о том, что они хотели бы
приобрести суверенитет над принадлежаща-
ми Англии . тихоокеанскими островами
Кристмас, Фунафути, а также принадлежа-
шим совместно Соединенным Штатам и
Анслии островом Кантон. Рестон указал. что
это заявление Соединенных Штатов не пред-
ставляет собой просьбы, а является лишь
«выражением пожелания», и что англичане,
несомненно, предоставят базы в каких-либо
пунктах, входящих в состав Британской
империи. В настоящее время Соединенные
Шаяы, ‘тювидимому, стремятся получить
большее количество баз; чем в конце прош
лого года. Однако стремление США к
получению суверенитета над британскими
базами поднимает важный принципиальный
вопрос о том, будет ля более выгодным
увеличить число малых островов под сувере-
нитетом` одной страны или создать общую
систему баз Соединенных Штатов. Англии,
Голландии, ‘Франции, Китая, Австралии,
Новой Зеландии и Каналы под руководством
Об’единенных наций. Англичане предпочи-
тают создание международной оборонитель-
ной системы и указызают, что если Соеди-
ненным Штатам будет предоставлен сувере-
	_ ‚Заявление! представителя
английского правительства
‚в палате общин
ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Агентство Рей-
	тер передает, что английское правительство
	изучит внесенные в палате общин 14 мая
предложения. о том, что. в связи с ‘решением
об отводе английских войск из Египта суще-
ствующие учебные пункты и базы в Восточ-
ной Африке должны быть расширены и раз-
вернуты в ближайшем будущем и что в са-
мом скором’ времени должны быть рассмот-.
рены: предложения о ‘создании учебной зоны
для английских войск в Кении.

В своем ответе на вопросы упомянутых
выше консерваторов” финансовый секретарь
военного министерства Белленджер заявил:
«В связи с решением об отводе английских
войск из Египта вопрос о будущем размеше-
нии наших войск в зоне Среднего Востока,
конечно, изучается английским правитель-
ством, ‘ :

Лейборист Томас Рид спросил, означает
ли английское решение отвести войска из
Египта какое-либо ослабление способности
Англии защищать Суэцкий канал.

Эттли ответил; что.политнка английского
правительства заключается в том, чтобы до-
стигнуть соглашения с египетским прави-
тельством в целях обеспечения эффективной
обороны Суэцкого канала, и сейчас с этой
целью ведутся переговоры мёжду англий-
ской ‘делегацией и египетским правитель-
ством.
	будто бы «Еритиковавшии» фаптизм, но
столь ревностно ему служивший,
`Ничего утешительного для Деница не
емог поведать судьям и свидетель Георгардт
Вагнер — начальник оперативного отдела
командования. германекими военно-мореки-
ми силами. в последние месяцы перел вра- `
SOM — адмирал для ‘особых: поручений пра
командующем. Правда, Вагнер еще усерл-
Hee, tem Годт. пыталея превозносить и гер-
манский флот в целом и.Денипа в. чаетно-
сти. Но он еше быстрее запутался в. своих
рассуждениях, как только от него потре-
бовали об’яснения конкретных фактов.
Когда этому евидетелю в первый раз по-
казали найденный в архивах германского
MOPCKOTO командования план развертывания
веограниченной _ ‘подводной войны. против
всех тортовых судов, включая и цейтраль-
ные. Вагнер опрометчиво заявил, что это
сумаебролные идеи какого-то. мололого офи-
цера, не имевшие никакого практического
значения. Но перед свидетелем сейчас же
была положена сделанная им в свое время
запись о том, как © таким же предложением
выступил сам Денип на совещании в став-
ке Гитлера. И «адмирал для. особых пору-
чений» сразу оказался улнченным во лжи.
А несколько минут ‘спустя Вагнеру, де-
кларировавнему ‘в начале показаний; что
«не могло быть и речи об обмане гитлеров-
ским флотом нейтральных  тосударетв»,
пришлось признать, что такой обман вхо-
дил в ето вобетвенные служебные  обязан-
ности. Именно в отделе, возглавляемом Ваг-
нером, составлялись для миниетеретва ино-
странных дел докладные записки вроде та-
Кой: «Потопление данного греческого судна
(Греция была, тогда еще нейтральной) тер-
Уанской подволной лодкой следует реши-
‘тельно отрипать. так как торпеда была
электрическая и не оставляла следа на -
верхности. что дает возможность отрицать
лаже присутствие германских подводных
Лолок.в этом районе».
Пол неулержимый смех в зале Вагнер
	нитет над всеми тихоокеанскими островами,

то англичане могут быть лишены возможно-
ee nae ne op АА 2 PCH OHH
	сти: использовать эти острова, чото
будут вовлечены в. войну, B которой
Соелиненные Штаты сохранят нейтралитет.
	Кроме того, эти острова представляют. цен”
ность в качестве авиационных баз мирного
времени. . .
 Как указывает Рестон, Соединенные Шта-
ты также, несомненно, будут настаивать. на
получении суверенитета над Сайпаном, Ти-
нианом и другими островами. ;
ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, английские газеты обсуж-
дают вопрос 06 «интересе. Соединенных
Штатов к тихоокванским островам», нахо-
дящимся ‘сейчас в ‘руках Англии или
английских доминйонов. ,
Большинство газет помещает’, сообщения
о том, что. Англия`не уступит США никакой
территории в виде баз ни в районе Тихого
океана, ни в других местах. Однако «Дейли
экспресс». пишет: «Возможно, что. будет
предложено совместное использование баз».
«В. соответствии с этим, — заявляет газета, —
американские самолеты, суда и войска смо-
гут использовать ‘некоторые английские
базы, ‘а англичане смогут использовать
американские базы. Такое’ соглашение мо-
жет быть обсуждено между английским,
американским и другими. правительствами,
заинтересованными в районе Тихого океана».

Дипломатический обозреватель ‹ «Ньюс
кроникл» пишет, что, ‘повидимому, следую-
щей стадией будут переговоры в Вашингто-
не между министрами США и Англии. «Аме-
риканские требования,— заявляет обозрева-
тель,— весьма велики, и если бы они исходили
от Англии, они несомненно вызвали бы возму-
щенные крики по поводу «империалистиче-
ской экспансии». Та же газета в редакцион-
ной статье заявляет, что было’ бы в высшей
степени. неправильно; если бы ‹ Англия
согласилась передать свои тихоокеанские
острова Америке. или вообще какой-либо
одной суверенной лержаве. Газета предла-
тает, чтобы имеющие стратегическое значе-
Hue острова в юго-западной ‘части Тихого
океана. управлялись через. совет по оиеке
организации Об’единенных наций «наиболее
непосредственио заинтересованными держа-
вами, а именно — Австралией, Новой Зелан-
дмей. Голландией, Францией и Китаем».
	К вопросу об Азорских
‘островах.
ЛОНДОН. 13 мая. (ТАСС). Как передает
	агентство Рейтер, представитель английско-
	го министерства иностранных. дел подтвер-
дил, что между Англией, СИТА и Португа-
лией ведутся переговоры 06 использовании
военно-морских и авиационных баз на Азор-
ских островах. Официальные круги `в Лондо-
не заявляют, что переговоры касаются лик-
видации англо-американских обязательств,
связанных с использованием баз, предостав-
ленных Португалией Англии и Соединенным
Штатам во время войны. Однако, продол-
жает агентство, как полагают, хорошо инфор-
мированные круги Лондона, переговоры ка-
саются требования о дальнейшем ‚исполь-
зовании «некоторых возможностей, которы-
ми Англия и США пользовались во время
	войны».
	`ВОКРУГ «КОНФЕРЕНЦИИ! ЧЕТЫРЕХ»
	сдвинут с мертвой точки вопрос о бывших
колониях Италии, делегации англо-саксон-
ских держав не проявили никакого желания
дать импульс другому спорному вопросу —
об ‚итало-югославской границе. Стоит упо-
мянуть о пробном шаре, пущенном сегодня
утром. парижским корреспондентом  амери-
канского агентства Ассошиэйтед Пресс, ‘ко-
торый утверждает, что англичане и фран-
цузы склоняются к предложению об интер-
национализации Триеста, но что, дескать,
это предложение встречает возражения со
стороны американцев.

Газета «Монд», со своей стороны, в сего-
дняшней передовой, перепевая выдумки
Черчилля, повторяет. измышления насчет
«железного занавеса», который якобы опу-
стился бы нал Триестом в случае его. пере-
дачи Югославии, Эта газета договаривает-
ся до того, что, ‘дескать, западные державы
возражают против передачи Триеста. Юго-
славии потому, что при нынешних условиях
это означает передать его... Советскому Со-
юзу! Как видно, редакция этой газеты не
останавливается ни перед чем в своем стре-
млении заслужить’ благосклонность дейст-
вующего на совещании блока англичан и
американнев.
	Как сообщают из хорошо осведомленных
журналистских кругов, на двух пленарных
заседаниях Совета Министров Иностранных
Дел, состоявшихся сегодня, продолжалось
обсуждение вопросов, связанных с мирным
договором. для Италии. Проблема франко-
	итальянской границы, рассмотренная спе-
	циальной комиссией, передана для дополни-
тельного изучения заместителям министров.
Им же поручено вновь заняться вопросом
об австро-итальянской границе, по которо-
	му имеётся обращение австрийского прави-
	тельства Совету Министров Иностранных
Дел. Заместителям ‘министров предстоит
выслушать мнения обеих заинтересованных
сторон — Италии и Австрии, придержи-
ваясь уже принятого Советом’ Министров
решения, которое сводится к сохранению
прежней границы, с незначительными изме-
нениями. На рассмотрение заместителей: Ми-
	нистров передан также доклад экономизче-
	ского. комитета, ` обсуждавщего: экономине-
ские статьи проекта ‘мирного ‘договора с
Италией. Сегодняшние заседания также не
принесли никакого прогресса по таким. во-
просам, как судьба бывших итальянских ко-
лоний и итало-югославская граница, по-
скольку новых предложений по этим вопро-
сам не было внесено ни с чьей стороны.

В ходе сегодняннего заседания государ-
ственный секретарь Соединенных Штатов
Бирнс выступил с предложением, чтобы Со-
вет Министров, ограничивитись уже достиг-
нутыми результатами и занявшись завтра
предварительным ‘обсуждением германского
вопроса, отложил свою дальнейшую работу
до 15-го июня. В этом случае мирную кон-
ференщию оказалось бы возможным созвать
в начале или в середине июля. Далее, в
американском предложении говорится о пе-
ресмотре условий перемирия с Италией и
вновь предлагается поставить вопрос об Ав:
стрии. С советокой стороны было указано,
что постановка вопроса об Австрии никак
не могла бы облегчить работу Совета Минн-
стров Иностранных Дел, которому. необхо-
димо в первую очередь сосредоточить своч
усилия на достижении соглашения по слож-
ным вопросам, связанным с проектами пяти
мирных ‘договоров, разработка которых бы-
ла поручена Совету Министров еще в июле
прошлого года Берлинской конференцией
руководителей ‘трех великих   союзных дер-
жав. Обсуждение американского предложе-
ния предстоит завтра.

nuns *
	АРИЖ; 15 мая. (Спец. корр. ТАСС). Се-
годня утром состоялось узкое совещание
четырех министров, на котором было’‘начато
предварительное обсуждение’ германской
проблемы.
	Вечером состоялось пленарное заседание
‘Совета Министров. Иностранных Дел. Из
доклада Комитета по итальянским репараци-
ям выяснилось, что по вопросу об основных
источниках репарационных платежей обна-
ружились расхождения между представи-
телями отдельных делегаций, Доклад Коми-
тета по репарациям переданона дальнейшее
рассмотрение заместителям министров.
	На сегодняшнем заседании было подверг-
нуто обсуждению предложение Бирнса, вне-
сенное вчера на рассмотрение Совета Мини-
стров. Полный текст этого ‘предложения
напечатан сегодня в парижском издании га-
зеты «Нью-Йорк геральд трибюн». Первый
пункт. американского предложения, преду-
сматривающий перерыв в работе нынешней
сессии Совета Министров Иностранных Дел
до 15 июня, не встретил возражений.

Что касается. второго пункта американ-
ского предложения, в котором говорится. о
созыве мирной. конференции 1-го или 15-го
июля, то он вызвал оживленное обсуждение,
Советская делегация выразила свое согласие
на созыв мирной конференции в любой из
этих сроков с той, однако, оговоркой, что до
начала работ мирной конференции будет
достигнута договоренность в Совете Мини-
стров по предлагаемым проектам мирных
договоров, как это предусмотрено реше-
ниями Московского совещания Министров
Иностранных Дел, состоявшегося в декабре
1945`года. co т

Со стороны американской и английской
делегаций настойчиво предлагалось; чтобы
мирная конференция’ была созвана независи-

‘мо от того, будут ли подготовлены к началу
ее работ согласованные проекты мирных
договоров. На заданный с советской сторо-
ны вопрос, какие же проекты мирных дого-
воров будут в таком случае представлены
на рассмотрение мирной конференции, после-
довал ответ в том смысле; что в проектах
пришлось бы оговорить отсутствие согласия
между великими державами’ по тем или

иным вопросам.

Таким образом, в то’ время, как со сторо-
ны американской и английской делегаций
предлагалось коренное ‘изменение порядка
подготовки мирной! конференции, установ-
ленного предыдущими решениями союзных
держав, советская делегация настаивала на
том; чтобы эти решения были соблюдены, не

выдвигая никаких ‘дополнительных условий:

для созыва мирной конференции. В резуль-
тате обсуждения этого вопроса’было решено,
что срок созыва мирной конференции будет

1 установлен Советом Министров, когда он
вновь соберется 15 июня.

Совет Министров одобрил пересмотренный
текст условий перемирия с Италией с
некоторыми поправками, внесенными совет-
ской пелегапией.
	Что касается последнего пункта американ-
ского предложения, в котором говорилось
о том, чтобы внести в повестку дня июньской
сессин Совета Министров” Иностранных
Дел вопрос о ‘мирном договоре.с Австрией,
то с советской стороны было отмечено, что
этот вопрос совершенно не’ подготовлен к
обсуждению. Выяснилось, что ни одна из
делегаций не разработала проекта мирного
договора с ‘Австрией. ‘Включение нового
мирного договора в повестку дня июньской
сессии, которой. предстоит уже рассмотреть
часть мирных договоров и достичь согла-
шения по сложным вопросам, остающимся

‚до сих пор еще не разрешенными, естестзен-
но, создало бы дополнительные трудности
в полготовке мирной. конференции. _
	Завтра Совет Министров Иностранных Дел
продолжает обсуждение германской пробле-
мы, после чего должен быть сделан. пере-
рыв в его работе до 15 июня. Решено, что
в течёние этого перерыва заместители мини-
стров ‘иностранных дел будут заниматься
вопросами, которые переданы на их рас-
смотрение Советом: Министров. Работа заме-
стителей будет происходить в Париже, где
состоится также предстоящая июньская
сессия Совета Министров Иностранных дел.
	Дамаскиноса

пишет, что’ правительство «с самого начала
ставит под сомнение свою честность».

Газета «Элефтерия» отмечает, что в: речи
Дамаскиноса нет ни слова осуждения: дик-
татуры Метаксаса, установленной королем,
не упоминается о движении сопротивления
греческого народа оккупантам и не содер-
жится никакой программы реформ. «Ничего
иного, — пишет газета, — и нельзя было
ждать от наиболее верных лакеев короно-
ванного диктатора».

Газета «Ризоснастис» пишет, что вос-
хвалением действий англичан во время де-
кабрьских событий регент «еще раз показал,
что он является английским агентом». Газе-
та подчеркивает, что‘ перед парламентом
поставлёна одна проблема — реставрация
короля, «дабы консолидировать фашистский
режим в Греции».
	задолго хо захвата Норвегии ‘разрабатывал
планы будущего использования норвежских
портов германскими подводными лодками.
И не только норвежских. — такие же пла-.
HEI OH C неоправдавшейся, но примечатель-
вой предуемотрительностью составлял так-
же лля портов Исландии! А когда дело
практически дошло до вторжения в Вр-
вегию, из-под перз того же Годта вышел
подписанный Затем Леницем приказ, в Ко-
тором немецким кораблям между прочим
предписывалось поднимать при входе в вор-
‚вежекие порты британский флаг и держать
его ло тех пор, пока вывадятся войска. —

После долгих жалоб на плохую память,
обычных для свидетеля. попавшего в подоб-
ное положение, Годт под натиском пред’
явленных OMY улик начинает считать
«весьма возможным», что он же составлял
и проект преступного приказа Леница ос
уничтожении экипажей транепортов, по-
топленных подводными лодками, И уж Ges
всякого  запирательства, видимо, ечитая
данный факт не особенно существенным,
свидетель признает. что это он отдал рас-
поряжение фальсифицировать записи в вах-
тенном журнале подводной лодки, потопив-
шей в первые дни войны пассажирский
пароход «Атения».

Тодт был доятельнейшим сообщииком Де-
вица в расширении морского разбоя, в нару-
шении законов и обычаев морской войны. Да
иначе он и не мог бы стать’ приближенным
Деница!

В конце допроса Годта попросили’ уточ-
нить. какая практически существовала
разница в обращении с капитанами потоп-
ленных подводными лодками трачепортов
противника и нейтральных. судов.

— Первых желательно было захваты-
вать в плен как лин. снособных лать цен-
ные сведения. Вторых просто оставляли
на месте потопления судна, чтобы не с03-
давать 6666 лишних затруднений, — невоз-
мутимо пояснил Годт.

Такова была «мораль» пиратов; которой
	„ПАРИЖ, 14 мая. (Спёц. корр. ГАСС), Как
сообщают газеты, на вчерашнем узком сове-
птании четырех министров иностранных дел
не было достигнуто никакого прогресса, Бо-
лее того, по некоторым проблемам, в чает-
ности, по вонросу о судьбе бывших италь-
янских колоний, отмечается даже. некоторое
движение назад по сравнению © положе-
нием, достигнутым в конце прошлой недели.
	Американская делегация, которая в суб-
боту присоединилась к предложению о пе-
редаче бывших итальянских колоний под
опеку Италии, поддерживаемому. советской
делегацией и французской, вчера фактиче-
ски взяла обратно свое согласие. ‘Государ-
ственный секретарь’ Соединенных Штатов
Бирнс предложил новый и ‘весьма сложный
способ разрешения вопроса: передать ‘быв-
цие колонии Италии под опеку четырех
держав, представленных на. Парижском со-
вещании, сроком ‘на год с тем, чтобы в те-
чение этого. года было достигнуто решение
вопроса о дальнейшей судьбе этих колоний;
если же соглашение на этот счет. не будет
достигнуто, то весь вопрос по прошествии
года должен быть передан на рассмотрение
Организации Об’ единенных. Наций.

Нетрудно понять, что новое предложе-
ние Бирнса не только не привело к даль-
нейшему сближению имеющихся точек: зре-
ния по вопросу о. бывших итальянских. ко-
лониях, но, наоборот, вновь усложнило’ во-
прос, который, казалось, уже находился на
пути к своему удовлетворительному разре-
шению. Видимо. это обстоятельство чувсет-
	вУЮТ и В американских кругах, которые
	стремятся снять с американской делегации
ответственность за новые затруднения, воз-
никшие в данном вопросе. Так, обозрева-
толь газеты.«Нью-Йорк › геральд. трибюн»
Вальтер Керр об’ясняет. внесение нового
предложения Бирнса тем, что Франция воз-
ражает против ограничения срока итальян:
ской опеки десятью годами, а Англия на-
	‚стаивает на. предоставлении ей опеки над
	Киренаикой. Однако эта аргументация, при-
званная оправдать неожиданное изменение
американской позиции по вопросу о..быв-
их итальянских колониях, на самом деле
лить раскрывает тот факт, что делегации
Соединенных Штатов и Англии выступают
согласованно в. Люксембургском лворце.

Jlanee, no поводу репараций ес Италии
вчера: было: решено вновь нередать на рас-
смотрение экспертов вопрос о возможных
источниках покрытия ‘репарационных плате-
жей. Наконец, по вопросу’ о Юлийской
Крайне и Триесте делегации Соединенных
Штатов и Англии ограничились заявлением,
что они не возражали. бы против принятия
французского предложения об итало-юго:
славской гранине. Это. предложёние, как из-
вестно, мало. отличается от.англо-американ-
ского проекта:. оно. сводится к тому, чтобы,
оставляя Триест в руках Италии, передать
Югославии Полу,

Такой итог вчерашнего дня. дает, есте-
ственно, богатую пищу обозревателям: газет,
которые уже в’ заголовках статей подчер-
кивают «разочаровывающий» характер вче-
рашних совещаний и отсутствие какого-либо
движения вперед.

Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» счи-
тает, что итог дня может быть выражен
словами: шаг вперед, два шага назад. Не-
которые французские газеты отмечалот, что
толчок, данный в конце прошлой недели
инициативой советской делегации, не встре-
тил поддержки со стороны делегаций англо-
саксонских держав. © т

«Ожилали — пишет, например, газета «Ли-
	берасьон»,— что . вчера дискуссия будет
продолжена на приемлемой базе пред:
ложений,  предусматривающих = передачу
	всех бывших итальянских колоний под опе-
ку Италии. Но Бирис неожиданным обра-
зом усложнил  дебаты, внеся проект, ‚ кото-
рый снова все ставит под вопрос».

Газеты отменают также, что в то время,
как ло инициативе советской делегации был
	АФИНЫ, 14 мая. (ТАСС). Вчера на откры-
тии греческого парламента регент Дамаски-
нос зачитал свое ‘обращение, в котором он
выразил благодарность Великобритании за
то, что она помогла восстановить ‘во всей
стране «суверенитет греческого государ-
ства», который «во время гражданской
междоусобицы простирался лишь на не-
сколько кварталов Афин», а также за ее
«ценную и многостороннюю помощь в созда-
нии армии и реорганизации частей безо-
пасности». Дамаскинос заявил, что пле-
бисцит будет проведен 1 сентября и что
таким образом будет «исполнен долг» по
отношению к греческому народу и королю.
	Вся республиканская печать с возму-
шением комментирует то место речи Дама-
скиноса, в которой говорится о плебисци-
	`` СУДА _-
	тия ©   анны
	Строительство аэропортов
в США

ВАШИНГТОН, 15 мая. (ТАСС). Прези-
дент Трумэн подписал закон, разрешающий
правительству . истратить полмиллиарда
долларов на строительство и развитие аэро-
портов в США `в течение следующих 6’ лет.
Согласно закону, местные власти’ должны
предоставить половину средств для’ строи
тельства аэропортов. Один из. сторон-
ников закона член палаты представителей
Рандольф заявил, что, согласно программе,
будет выстроено 3 тысячи новых аэропортов.
	Формирование греческой армии _
по английскому образцу
	ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). По сообщению
агентства: Рейтер. из. Афин, греческая армия,
которая с помощью английской военной мис-
сии формируется по английскому образцу и
которая снабжена английским оружием, тран-
спортными. средствами и аммуницией, 15 мая
получит официальное оформление. 8 генера-
лов, в том числе начальник штаба, уйдут в
отставку согласно недавно переизданному
закону, в котором говорится, что ни один
генерал не может оставаться на своем посту
более. 10 лет.

Для полной реорганизации новой армии по.
требуется два года. Никаких официальных
данных о численности новой армии не извест-
но, но греческая печать сообщает, что она бу-
дет состоять из 7 дивизий.
	лял не он сам, а имевшийся в его отделе
штатный специалист по международному
праву. Что ж, спасибо свидетелю и за это!
Судьи получили пенное признание о том,
для ‘чего существовали «спепиалисты по
международному праву» в фашистских во-
	‚евных учреждениях.
	Несмотря на все потуги выгородить’ Де-
ница, а вместе с ним и себя. свидетели,
вызванные бывшим гросс-адмиралом, лишь
помогли обвинению полтвердить новыми
доказательствами виновность = бывшего
командующего германским флотом в  бес-
примерных и неелыхавных преступлениях.
	И когда после Ватнера и Годта, увелен-
ных обратно в тюрьму, к свидетельскому
пульту подвели зятя Денипа — бывшего.
фрегаттен-капитана Конрада’ Геслера, сам
Лениц беспокойно заерзал на своем месте,
видимо. сильно опасаясь. что этот родет-
венничек может. переусердетвовать в вос-
хвалении тестя. А зять. действительно,
переусердетвовал. Пе зная о том, что Дений
только что был вновь уличен в отдаче при-
каза, предусматривавиего истребление ‘мо-
ряков. оставшихся. на воде поеле потонле-
ния их вудна, Конрад Геслер начал е «па-
тетического» заявления о том, будто «епа-
сение потерневших кораблекрушение. веег-
Aa Gero caso Cobol подразумевающимся
долгом германского моряка».
	Это действительно было уже слишком!
Обвинители отказались от вопросов к этому
свидетелю, подчеркивая этим, что нет не-
`‘обходимости тратить время на отроверже-
ние вздорных разглатольствований, когда
факты уже доказаны.

‚ И здвокат Деница Вранц- Бюллер, обме-
‘нявииеь записками со своим клиентом,
` 0б’явил Трибуналу, что он отказывается от

допроса остальных своих свидетелей. За-

щитнив понял, что парах’ утопленников
пора кончать, :
		Возмущение в Греции заявлением
	те, ибо, судя по этому заявлению, на голосо-
вание будет вынесен вопрос о’ возвращении
короля Георга, а не вопрос о режиме: мо-
_нархия или республика.

Цалдарис заявил журналистам, что‘ фор-
мулировка ‘речи Дамаскиноса’ не является
случайной; По словам Цалдариса, Греция
является монархией, но король находится. за
границей, и народу будет предложено вы-
сказаться, желает ли он быстрого. возвраще-
ния его на трон.
	Софулис, Венизелос, Канеллопулос и Ша-
пандреу выступили со специальными заявле-
ниями по этому вопросу, осуждая попытку
фальсифицировать самый характер плебис-
цита, ра

Даже монархическая газета «Этнос» упре-
кает правительство в передергивании и
	Смотр утопленников
	(Or специального корреспондента «Красного, Флота»).
	успели уцепиться за сушу, все равно стали
для всего мира утонленниками, ибо ев0б0-
холюбивые народы одерживали . побеху не
хля того, чтобы разгромленные фашиетекие
пираты снова могли подняться на поверх-
ность, выйти на просторы морей.

В грозный и страшный час ответа глав-
ные ‘утопленцики — гитлеровекие rpoce-
адмиралы — вызвали на последний смотр
своих подручных. Вызвали для того, чтобы
слелать последнюю отчаянную попытку
оправлаться перед историей. Но. нечем
оправлыватьея пиратам. Сульи не желают
слушать демагогических ‘речей, для них
убедительны только факты. А едва свиде-
тель начинает говорить о фактах, его пока-
зания обращаются против вызвавшего его
	подсудимого. Связанные цепью общих пре-
	ступлений; подсудимые и свидетели тянут
друг друга на дно,

Пытаяеь доназать, что он не был фана-
тичным напиетом, Дениц несколько дней
назад ссылалея на то, что один из его бли-
	жаиших помощников -— его адх’ютант, & за-
тем. начальник его штаба, Эбергардт Годт—
«исключительно критически относился к
	Й вот бывший контр-адмирал Годт стоит
перед судом. Подняв лва пальца, он кля-
нется всемогущим богом быть праздивым,
одергивает свой штатский пилжачок и,
усевитись в свидетельском кресле, обмени-
вается взглядами с бывшим шефом, зани-
мающим ныне правый фланг во втором
ряду подсудимых. Вероятно, он готов был
бы заявить, что критически относилея к
фашизму не только он, Годт, но и сам Ле-
ниц. Однако. обвинители не проявили ин-
тереса к политическим ‘убеждениям этого
свитетеля. его просят выеказатьея о вещах
	‚оолее КОНЕреТнНыЫх.
	И тогла выяеняется. что этот самый [ort
	В эти дни в зале нюрноертекого суда
много моряков. Флотекие тужурки е 30л0-
тыми нашивками видны и на местах почет-
ных гостей и в ложе прессы. Представителя
морского командования союзных стран спе-
циально прибыли на пропесе, чтобы при-
сутетвовать при окончательном разоблаче-
нии фатниотеких пиратов; которому посвя-
щены заседания Международного Трибу-
нала.

Стучай: действительно, редкий: перед
сулом проходят сейчас не только гитлеров-
екие гросс-адмиралы. но и их ближайшие
помощники. вызванные в качестве свиде-
телей. И всем этим заправилам немецкого
морского разбоя, высиживавиьим и пытав-
шимся осуществлять бредовые идеи о He-
мецком тосподетве на морях и океанах
мира, приходится говорить о том, в чем
они. уверенные некогда в своей ‘победе,
не: собирались никому давать отчета.

Этих свидетелей. как и подеудямых, при-
водят в зал из тюрьмы: они тоже преступ-
ники и сами станут полсулимыми. когда
дойдет ло них черед. Они давно уже рас-
стались во своими мундирами. но все еще
хорохорятея, все еще считают себя алми-
ралами`и капитанами и принимают важ-
ный вид. когда немецкие адвокаты вели-
чают их по их бывшим чинам;

‚ Последнее делается. конечно, не Gea
умысла. Упоминание о чинах служит адво-
катам своего пола. гилнотичееким средетвом,
	которое должно настраивать свидетелей на
нужный защите тон. Но кем бы ни в00брз-
жали себя посаженные за решетку морские
разбойники, в реальном мире уже нет ни
фрегаттен, ни корветтен-капитанов, ни
тросе-адмиралов, потому что He существует
больше самого немецкого флота. Покрытый
позором своих преступлений. ушел он на
Но. и те его «чины». которые при этом
	руководствовался и этот немецкни адмирал, заявил, что эту докладную записку соетав-
	НЮРНБЕРГ, (По телефону). $

= pererensrenn omy acewnchaoneusttsiisnseno eo i. - „
справок — доб. 44; отв. секретарь редакции — м

Е ОЙ eae 00 4a . _” Ютветственный редактор
Papas м отдел подписки — доб. 45. : ~ JI, MYCbAKOB.

Излатель: МИНИСТЕРСТВО КР
\ОРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР. р
	ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР.
д

TM O1101
	 ДАКЦИИ и ИЗЛАТЕЛЬСТВА: Москва, Спартаковская ул. пом = Коммутатор редакции: Е 1-40-40 до Е 1-40-48. Телефоны для справок — доб. 44; отв. секретарь редакции —
отдел боевой подготовки — доб. 28; отдел пропаганды — доб. 40; отдел паотийной и комсомольской жеазни — доб. 42; иностранный отдел — доб, 35; отдел культуры — доб. 42;
ат откат ти тб 48: стиел писем — доб. 24: иллюстрационный отдел — доб; 97.. начальник издательства — лбб, 41. бухгалтерия м отдел нодниски — лоб. 45. —
	Типография газеты «Правдаз имени Сталина.