\ мая 1946 г., пятница, № 115
	Из пишем в Редакцию
			KPACHH A ФЛОТ
			Капитан-лейтенант Вондратьев, переби-
раясь с борта буксира на причал, возбуж-
денно говорил флатманскому артиллеристу:

—- Видели, сегодня ночью приняли еще
два катера. Эти что надо! И двигатели, по
заявлению механика, куда лучше, чем на
первых.—При этом он кивнул головой в
сторону, где, тесно прижавшись один к дру-
TOMY, стояли отремонтированные, покрашен-
ные и готовые к выходу катера.

_ Порядок, сказал артиллерист.—Хо-
зяйство у тебя раетет, как на дрожжах. За
боевую подготовку надо браться. Время
идет. Упустишь, потом не нагонишь. _

— Растет,-— согласился Кондратьев, 0с-
тавив без внимания последнюю фразу-артил-
лериста, но тут же, спохвативиеиюь, `доба-
вил: —— Когда я начинаю думать, что день
выхода приближается, начинает сосать «под
ложечкой». Штурман нужен, связист нужен
вот так.— и он показал рукой на горло.—
Неужели нельзя вернуть офицера Бузаева?
Я. конечно. понимаю: штаб, дежурство, но
вель.и мне надо готовить командиров.

Кондратьев говорил об этом, просто чтобы
напомнить, напомнить еще и еще раз, авось,
дойдет до. штаба, и связиста Бузаева вернут
в подразделение.

На этом разговор прервался. Iporoamaan
мы его уже на катере, лока старшины 33-
крепляяи у причала, как здесь говорят, две
«новые единицы».

Капитан-лейтенант Кондратьев молодой
командир. Он еще не имеет ни достаточного
опыта комантования, ни организационных
навыков. которые приобретаются не сразу,
	`’ приобретаются с. помощью старших офице-
	ров, флатманских специалистов. Они учат,
направляют и контролируют молодого офи-
repa.

Командир подразделения пришел на кате-
ра, когда подразделение только что создава-
лось, предетояли большие ремонтные. рабо-
ты. В процессе ремонта нало было осваивать
незнакомую технику, учить людей, готовить
их к плаванию. Начали так, как подеказы-
зала офицерская совесть, начали с того,
что им, трем офицерам — Кондратьеву, (0-
колову и Хоткевичу— казалось самым глав-
ным, без чего их катера оставались безжиз-
ненными маленькими коробками, лишенны-
ми лвижения и управления. Созвали пар-
тийный актив, где с докладом выступил ин-
женер-капитан Хоткевич. Он добросовестно
нарисовал картину состояния главных дви-
гателей и корпусов и в заключение сказал:

—- Все зависит от нас. Создадим ремонт-
ные бригады. Вот мы уж тут приблизитель-
но прикинули: в механическую надо вклю-
чить старших краснофлотцев Муханова,
Зрыкова и краснофлотца Чепика. Знаете их?

— Знаем, — ответило несколько голд-
сов.— Народ дотошный. Технику, ту по ко-
сточкам разберут и соберут.

— А в корпусную — продолжал Хотке-
вич.— пошлем старшину 2 статьи Зайцева
и придадим ему еще нескольких краснофлот-
цев, знакомых с плотницким и столярным
ремеслом, и дело пойдет.

Дело действительно пошло. Один за дру-
там были подняты на стенку пять катеров.
Плотники ремонтировали корпуса, приво-
лили в порядок обшивку. В это же время
бригада Муханова во главе с инженер-капя-
таном Хоткевичем работала у главных двига-
телей. Здесь же, на месте, механики осталь-
ных катеров изучали незнакомую технику,
зарисовывали детали (чертежей не было},
данные о ‘них заносили в рабочие тетради:
Время от времени капитан-лейтенант Кон-
дратьев и ‘инженер-механик вызывали
командиров катеров, слушали доклады о хо-
до ремонта.

Шла долгожданная весна; весна торопила
людей в море. А у моряка после длительной
стоянки, как у перелетной птицы на зимов-
Be, сердце никогда не знает покоя. Вот по-
чему с таким пристрастием и механик и
командир подразделения  расспрашивали
командиров катеров Малеваного, Егорского и
других, попутно выясняли неполалки че
TAbKO в ремонте, но и в организации служ-

EI.
	Почетные грамоты за успехи в 60
	ТИХООКЕАНОВИИ ФЛОТ, 16 мая. (По
телеграфу). Приморский краевой комитет
ВЛЕСМ наградил большую группу комео-
мольских организаторов’ кораблей Н-ского
соединения почетными грамотами за отлич-

Коррозия гидротехнических
	сооружений
	В новой сталинской пятилетее предстоит
провести большие работы по восстановле-
нию и строительству портов. Принятый Вер-
ховным Советом СССР Закон о пятилетнем
плане предусматривает капитальное восста-
новление морских. портов в Азово-Черно-
морском и Балтийском бассейнах, завер-
шение стреительства портов на Дальнем Во:
стоке.

В связп © широким размахом гидротехни-
ческих работ немаловажное значение пря-
обретает вопрос об их защите от коррозии.

Коррозия бетона и железобетона в мор-
ской воде является сушим бичом гидротех-
нических сооружений. Многие крупнейшие
иселелователи считают, что полное разру-
шение бетона в морокой воде происходит
за 25—40 лет. В 1924 году американский
исследовательский институт обследовал со-
стояние 74 портовых сооружений. 39 из
них оказались. разрушенными полностью
или частично. При этом разрушение желе-
зоботонных кочетрукций происходит зна-
чительно быстрее, нежели построенных
из одного лишь бетона.  Американ-
ский исследовательский институт при про-
верке 30 железобетонных сооружений обна-
ружил, что 27 из них (т. ©..90 проц.) на-
ходятся в той или иной степени разруше-
ния. Между тем разрушение чисто бетонных
сооружений не превышает 50—55 проц.

Каховы причины, вызывающие коррозию
бетона? Их несколько: влияние бактерий,
обрастаний и сверлящих организмов, химн-
Ческое и механическое действие морской
воды.

Работая много лет над вопросами корро-
зии бетона, микробиологи получили ряд ин-
теросных данных.

Бактерии обычно селятся на поверхнзсти
бетона, как обросшего, так и не обросшего
различными организмами. На бетоне-чикрэ-
биологи обнаружили». денитрифицирующие,
нитрифицирующие, ^азотофиксирующие и
другие бактерии. Разрушалющее действие на
бетон оказывают бактерии, образующие сер-
ную кислоту. Химическому разрушению
подвергается бегон преимущественно под
животными обрастаниями (ракушки и дру-
гие), которые выделяют”, углекислоту. Уг-
лекиелота раз’едает защитную корку, котэ-
рая образуется на бетоне. Такое же дейст-
вие на защитную корку бетона оказывают
и еверляшине водоросли.

Затем происхотит следующее. В каверны,
образующиеся при разрушении корки угае-
кислого кальция, проникает морская вода,
содержащая различные’ соли. Магнезназь-
ные соли при взаимодействии с гидратом
окиси кальция образуют гидрат окиси маг-
ния. хлористый кальций и гипсе. Часть гип-
	са соетиняется с трехкальциевым алюмина-
	том, образуя «соль Деваля», часто называе-
мую «цементной бациллой». Образование
этой соли сопровождается увеличением 06 5-
ма (ло 2,5 раза). веществ, вступающих в
реакцию, что приводит к; появлению трещин
в бетоне.

Растрескивание бетона является особен-
HO опасным лая железобетонных сооруже-
ний. Через образующиеся глубокие трещи-
ны морская вола достигает арматуры, вызы-
вая ее коррозию. Чаще разрушение железо-
бетона в морских портахэоначиналось. имен-
но’ с коррозии арматуры; а трещины в. бе-
тоне образовывались лишь впослелетвии.
Продукты коррозии арматуры, увеличива-
	яеъ в 05’еме. оказывают хавление на бетон,
	распирая его и расигиряя трещины, что нри-
водит к быстрому выходу ‘из строя желе-
зобетонных сооружений:

На разрушение гидротехнических соору-
жений большое влияние оказывает меха-
ническое действие морской воды. Особенно
энергично проявляется это действие в поло-
се прибоя и во время шторма. Постоянна
	повторяющиеся удары волн вызывают п5-
	явление в бетоне. напряжений разных знз-
ков, разной силы и периодичности, что три-
водит. к образованию трешнин и к устало-
	ети бетона.
	ничебкой прочности нельзя полностью 97
носить исключительно” за ечет- процесеов
коррозии.. Повидимому, кроме указанного,
здесь имеют место также физико-химиче-
ские процессы, преисходящие во время твер-
дения бетона и приводящие к изменению
его прочности.

Стойкость бетона и ‘железобетона против
химического воздействия зависит от CO-
стояния защитной корки углекислого каль-
ция. Она образуется при твердении бетона
в воздушной среде, вследствие взаимодей-
ствия извести < утглекислотой. ‘Толщина
этой корки 0,2—0,3. миллиметра. Ha 19-
Берхности бетона, находящегося в атмос-
ферных условиях от 2 до 12 лет, толщина
корки увеличивается до 2—10 миллимет-
ров. :

В течение долгого времени ученым HE
удавалось об’яенить. механики создания
этой защитной корки. Недавно в США при
	‘помощи электронного микроскопа удалось
	установить, что гидрат окиси кальция, вы^
деляющийся при гилратации цемента, пред-
ставляет собой скопление частиц шарообраз-
ной формы © диаметром, равным пример-
но одному микрону. Под действием угле-
кислоты эти частицы превращаются в кри-
сталлы, сильно вытягивающиеся в длину.
При росте кристаллов в различных направ-
лениях создается их значительное ецепле-
ние, что обеспечивает ‘высокую механиче-
скую прочность поверхности бетона. Нрове-
денные исследования дали, таким образом,
возможность об’яснить механизм образова-
ния, повышенную прочность и защитное
действие корки углекислого кальция, об-
разующейся на поверхности бетона,

Борьбу © коррозней бетонных и железо-
бетонных гидротехнических сооружений, по
нашему мнению, следует направить по сле-
дующим ‘разделам: подбор устойчивого в
морской воле цемента и установление со-
става бетона; введение в бетон при его из-
готовлении добавок, препятствующих кор-
розии; пропитывание или окраска бетона
органическими веществами, образующими
прочную, водонепронипаемую и эластичную
пленку, устойчивую не только против кор-
розии, но и против обрастания.

Для морских сооружений рекомендуется
применять пуццолановые портландцементы.
Бетон, изготовленный из. такого цемента,
В 06060 ответственных сооружениях допол-
нительно еще торкретируется.

Морские сооружения, изготовленные из
портландокого цемента, нуждаются в допол-
нительной защите. Она может быть 06у-
ществлена путем введения в бетон добавок,
тормозящих выщелачивание гидрата окиси
кальция. Для защиты арматуры от корро-
зии автор этой статьи разработал специ-
альный способ, который проверяется сей-
час в природных условиях. Однако следует
отметить, что, хотя предохранение армату-
ры способствует сохранению механической
прочности сооружений, это никак не пред-
охраняет бетон от коррозии и обрастания с
наружной стороны. Для последней цели
служит пропитывание гидротехнических со-
оружений с наружной етороны асфальтом
или битумом под давлением или обмазка бе-
	‘тона битумным лаком в горячем состоянии,
‘покрытие эмульсией.
	Наиболее належная защита бетонных ‹©о-
оружений, несомненно, может быть достиг
нута лишь при. правильном. нолборе покры-
	тия; которое должно отновременно одбеепе-
	чивать защиту бетона как от коррозии, так
и от обрастания. Этот состав не должен со-
держать веществ, могущих служить пита-
тельной средой для бактерий и животных
организмов, и иметь высокую сопротивляе-
мость действию углекислоты и морской во-
JBI.
	Для успешного разрешения практически
важной проблемы борьбы с коррозией и об-
растанием бетонных гидротехнических Cco-
оружечий требуются широко поставленные
специальные исследования с участием хи-
миков, биохимиков и микробиологов. Het
сомнения в том, что советские ученые суме-
ют добиться крупных’ успехов в борьбе с
коррозией бетона.
	Донтор химических наук
М. К. ТИХОНОВ.

О ваставлении
для плавания во льдах
	Моря и окезны, омывающие Советский
Союз на севере и востоке, много месяцев
в году находятся в ледовых условиях. fly.
чти все наши судоходные реки тоже на
какой-то период покрываются льдом. П-
этому нашим судоводителям часто прих)-
IMC совершать плавание в ледовой of-
становке.. Мне лично много лет приилось
плавать в ледовых условиях на Севере,
Черном море, на реке Буг, в Днепро-Буг-
	ll

ском лимане, а в пернод. Отечественной: .
	и суда были различных типов.

Известно, что при обычных морских п
окезнских плаваниях, где нет льдов, мож-
во легко учесть продолжительность рейса,
учесть необходимые запасы топлива, мате-
риалов, пресной воды и провизии, которые
гарантируют окончание рейса. Другое дело
в ледовых плаваниях, Иногда ледовое. про-
странство удается пройти быстро, израс-
ходовав минимальное количество топлива,
особенно, если уметь обходить тяжелые
льты; а иногда можно израсходовать весь
его запае на форсирование ходов, пробн-
ваясь через тяжелые участки, и все-таки
не пройти ледового проетранетва,

Многие наши навигаторы имеют богатый
опыт плавания в ледовых условиях на мо-
рях и на реках. Было бы очень ценно 000й-
щить весь накопленный ими материал и
издать его как руководство для плавания
во льдах. Мы имеем учебники или наетав-
ления пю всем отраслям военно-морском
дела, а по плаванию во льдах до сих нор
основательного руководства нет.

Мне кажется очень своевременным из-
дать специзльное руководство, в котором
были бы освещены следующие вопросы:
ледовые образования на морях и реках; те-
чения: ветры и погода; типы и классы су-
дов, приспособленных К плаванию в)
льдах; указания для плавания при различ-
ном состоянии льдов и производства кон-
троля пройденного пути; отдельные манев-
ры при плавании во льдах; плавание э3
ледоколом и плавание без ледокола; крат
кие сведения о ледовом инструменте.

Вот примерно перечень вопросов, кота-
рые следовало бы осветить в этом руковод-
стве. ce

Кроме того, навигатор должен иметь воз-
можность почерпнуть из этого издания п
такие сведения, как перёход ледового пра-
странства с наименьшим расходом топлив-
ного запаса, оборегание корпуса судна от
Ударов 0 лед, сохранение винта и руля,
определение в ледовом районе наружной
температуры воздуха, морской воды, силы
ч направления ветра, постоянных и при-
лИВНо-ОТливВнНых течений итп
	Спора нет. знания приобретаются со в1е-
	менем и на практике. Олнако издание тз-
кого руководства было бы огромным по
креплением к практическим навыкам каж-
того штурмана и капитана, сталкивающе-
гося © необходимостью плавания в леловой
	  OUCTAHOBR®.
	Капитан 3 ранга Н, КОЛЕСНИКОВ,
	Будет ли организована
переправа через‘ бухту!
	С 6. часов. утра на пристани Северной
стороны Севастополя сотни’ людей уже
ждут переправы через бухту в город. Мио:
гие тревожно всматриваются B CTOpUIY
Графской пристани — не покажется ли
катер. Но он не. показывается — из-ва по-
тери руля катер стоит в ремонте.

В восемь часов утра к пристани подходит
рыбацкий ялик. Однако он вмещает не боль-
ше двадцати человек. А сотни остальных
часами простаивают на пристани, безнадеж-
но ожидая какой-либо оказии. ‚.

Это приводит к тому, что судостроитель-
ный завод, портовые мастерские и друге
предприятия и учреждения из-за 0103да-
ния рабочих и служащих теряют ежедневно
массу драгоценного рабочего времени,

В 1944 г. городской коммунальный отдет
получил два прекрасных пасзажиреких ка-
тера. Но они не долго радовали севастополь-
цев. От неумелого и нерадивого обращения
с ними катера пришли.в негодность, и неиз-
вестно, когда будут отремонтированы. Е
	  ходят больше года и два друтих новых ва:
	терз, которые также нуждатотся в ремонте.

Жстати, и в те дни, когда катера совер-
пают рейсы, переправа работает” только
До 8 часов вечера. Это значит, что живущие
на Северной стороне лишаются возможности
побывать в Доме Военно-Морского Флота,
в кино, в городском театре. На все просьбы
севастопольцев продолжить-работу перепра-
вы до 24 часов в горсовете беспомощно
разводят руками, ссылаются на отсутствие
катеров, на. недостаток опытных, квалефи-
цированных мотористов, даже на... отсут
ствие электроосвещения пристаней. Словом,
ссылаются на все, вместо того чтобы т
деловому взяться за организацию нормаль-
ной переправы,

Сейчас переправа с Северной стороны в
город и из города на Корабельную сторону
отдана на откуп частным яличникам. Они
берут с пассажиров столько, сколько их
вздумается.

В налаживании переправы через бухту
многое могли бы сделать флотские органи-
зации, которые также в этом заинтересова-
	ны. Но и они ничего для этого пока ие
делают.
	Инженер-напитан 2 ранга Л. ФИЛИППОВ
———=———-
	По следам выступлений
«Красного Флота»
	«ДОМ ЛЕЙТЕНАНТА IWIMATKO»
	Квартирно-эксплоатационный отдел Н-ской
части не выделил жилищной  плошади
военнослужащему этой части лейтенанту
Шматко. В свободное от службы время
Шматко сам выстроил себе домик на терри-
тории части. Когда новое жилище было го-
тово, начальник. квартирно-эксплоатационно-
го отдела не только заприходовал домик В
качестве собственности КЭО, но стал взи-
мать с лейтенанта Шматко квартирную
плату. ь

этом беззаконии рассказывалось В
фельетоне С. Марзича «Дом лейтенанта
матко», напечатанном в «Красном Флоте»

Главная прокуратура военно-морских сил
СССР сообщила редакции, что при провер-
ке факты, указанные в фельетоне, подтвер
днлись. Незаконное удержание квартплаты
прекращено, деньги, удержанные с лейтенан*
та Шматко за квартиру, возвраи ены.

Начальник квартирно-эксплоатационного
	отдела части OoreTpan ett от занимаемой долж:
НОСТИ.
	(От специального корреспондента «Красного Флота»)
	Когда ремонт в основном был закончен,
в подразделении провели итоговое совещание.
И вот сейчас большинство катеров, отремон-
тированные, локралиенные, чистые, свежие,
стояли возле причалов, готовые к выходу в
море.

На этом, пожалуй, можно бы было и за-
кончить описание ремонтного периода в
жизни Н-ского подразделения и перейти к
другим вопросам, не менее жизненно важ-
ным. Как же офицеры занимались в этот пе-
риод боевой подготовкой, как они учили
командиров катеров, готовили их к плава-
нию? Здесь командиру похвалиться нечем.
Если еще до начала ремюнтных работ на ка-
терах было проведено несколько учёний по
борьбе за живучесть, то потом они не прак-
тиковались. Сигнальное дело старшины и
мичмана знают недостаточно. Тот же самый
Малеваный, который как будто бы неплохо
занимался ремонтом, не знает элементарных
основ сигнального дела. Отсутствует в тече-.
ние длительного времени и штурманская
подготовка.  Команлир подразделения капи-
тан-лейтенант Кондратьев откровенно при-
знался:

— Плохо некоторые командиры катеров
знают штурманекое дело, конечно, в том
об’еме, в каком им положено знать.  Прокла-
лочных инструментов-и, карт мы еще не’по-
лучили. Вот совсем недавно я выпросил в
соседнем подразделении два пиркуля и одну
линейку:

Ио чем бы ни заходила речь; -  капитан-
лейтенант. Кондратьев ссылалея только на
одно обстоятельство — ремонт. Ремонт ме-
шал организовать учебу с командирами ка-
теров, ремонг мешал проведению боевой под-
готовки экипажа и т. д. Все ли нужно сва-
ливать на ремонт? Нам кажется, нет. При-
чина н6 в этом, а в том, что, занимаясь ре-
монтом, командир «забыл» о боевой нодго-
товке, штаб же не контролировал, не учил
его, как сочетать ремонт с боевой подготов-
вой.

Сошлемся на следующий ‘пример.

В начале января был составлен план уче-
бы с командирами катеров. В этот план вхо-
дили следующие темы: тактико-технические
данные катера; ведение прокладки и опре-
деление по береговым предметам, совместное
плавание в кильватерной колонне, правила
передачи семафора и пользование УКВ. По
этому плану было проведено одно занятие
на тему «Тактико-технические данные кате-
ра», хотя остальные темы являюзея не ме-
нее актуальными. 1

Почему же в подразделении нев почете
боевая: подготовка, & некоторые командиры
катеров не знают элементарных вопросов по
штурманскому делу, связи и т. д.?

— Как. же.вы будете выходить в. море?

— Я сам этот вопрос залал однажды
старшине Зайцеву, — сказал. Кондратьев, —
оч ответил: «Буду держать по кильватерной
струе».

— Ну, а если он попадет в туман или
ночью катер оторвется и, оставшись даже
на видимости берега, тот же самый Зайцев
не ‘сумеет определиться, сообщить свое ме-
cTo?.. ‘

Ответа не последовало. `

Во всем этом повинен не только командир
подразделения. `` Которого самого нужно
учить, но и штаб. Кетати сказать, штаб со-
единения зз три месяца провел только одЕо
занятие с командирами подразделений.

Такое положение нетерпимо. Штаб обя=

‘зан потребовать ют. командиров ‘подразделе=
	ний точного выполнения плана боевой ‘пот-
	готовки на каждый лень. на каждую шести-
	дневку. Никто, не. давал права за ремонтны-
ми работами упускаль вопросы боевой под-
готовки. Это обязывает и флагманских спе-
ппалистов соединения чаще бывать в. под-
разделениях, помогать командирам в их ра-
боте, контролировать и следить, чтобы Ha-
сущные вопросы, боевой подготовки экипажи.
катеров решали изо. дня в день; Люди лолж-
	ны выйти в Море подготовленными. чтобы
	самостоятельно справиться со всеми трудно-
	и. ,
Капитан 9 ранга А. БАКОВИКОВ.
	евой и политической педготозке
	ные успехи в боевой и политической подго-
товке. Грамоты получили старшина
1 статьи Журавлев, старшины 2 статьи
Красиловский ий Жарков, старшие красно-
	Черноморский флот. Приготовление буя
‘на боевом тралении.
	Фото А. Межуева.
	 ’Подготовка к защите
`` диссертаций
	BAANHBOCTOR, 16 мая. (По телеграфу
от корр. «Нрасного Флота»). В Тихоокеан-
ском высшем военно-морском училище к
защите диссертаций на соискание ученой
степени канлидата ваук в настоящее время
готовятся 37 человек.

Начальник ‘кафедры — военно-морской
истории доцент капитан 1 ранга Карпин-
ский работает над диссертацией. «Флото-
водческое искусство адмирала Ушакова».
Находящийся в научной командировке на
острове Сахалин преподаватель военно-
морской географии майор Лепкевич  рабо-
тает над темой «Географическое описание
Сахалина». Преподаватель Кафедры аетро-
номии майор Зверьков исследует вопрос об
ультрафиолетовой радиации солнца и ее
воздействий на ионосферу.

Большая исследовательская работа pa3-
вертывается в области изучения и обобще-
ния опыта Великой Отечественной войны.
	Труды по вопросам. боевого. опыта пишут
	капитаны 2 ранга Нетров и Кузнецов, ка-
питан 3 ранга Маврин и другие.
	Стрелковые соревнования
	В: тире Дома Военно-Морского Флота про-
ведены соревнования женских стрелковых
команд из малокалиберной винтовки ка
50 метров.

Борьба за первенство разыгралаеь межлу
	стрелками штаба Флота, кораблей и Н-ской
	береговой части. Наибольшее количество
очков (370 ‘из 500 возможных) набрали
НН . ‘команды кораблей.

В. КАЛИНЧИН.
	Севастополь.
	В СЕМЬЕ  МОРЯКОВ
	Па тральшике, где заместителем коман-
	‘дира‘ по ‘политической ‘части ‘старший
лейтенант Рюмин; самым молодым членом
экипажа является ° воспитанник Витя
	экипажа является < воспитанник Витя
№сробов. Вовремя войны Витя лишился
родителей: Попав в боевую семью моряков,
он. быстро‘ освоилея с жизнью и порядком
на. военном корабле. Витя Коробов за-
интересовался ‹радиотехникой и сейчас
учится на радиета: Одновременно под
руководством. старшины 2 статьи Мамон-
това, бывшего. до службы на Флоте учите-
	лем средней зиколы, он. восполняет про-
	белы. в своем образовании.

Витя— уже второй воспитанник’ моряков
тральщика. До него воспитанником был
Эдик Злобин, участвовавший во многих бое-
вых походах корабля, а сейчас обучающий-
ся в Нахимовеком училище. Злобин часто
THIET овосму бывиему «дядьке»—мотори-
сту старшине 1 статьи Бесстучину, под ру-
коволетвом которого он воспитывался на ко-
	рабле.
5. HAYMOB.
	Северный флот.
	В результате воздействия всех этих фак-
торов — обрастаний, химическото и меха-
нического действия морской воды — Ha-
ступает потеря механической прочности бе-
тонных сооружений.

Следует отметить, что снижение мехз-

вызывают зависть у товарищей, возбужда-
ют лишние фазговоры. Неужели это так
трудно понять родителям?
	Воспитанник П. возвращается в училище.
Он подкатывает к зданию на персональной
машине отца. Не рано ли это, товарищ П.?
Вель заслуженные офицеры — преподавате-
ли училища — ездят на трамвае. Наш Bo-
прос обращен не к сыну, з к отцу. С сыном
должным образом поговорят командир курса
и воспитатель.
	Недавно на улицах Риги капитан 1 ранга
	подозвал к себе воспитанника [., который
	был одет не по форме. Своей форме он поета-
ралея придать самый лихой вид, преобра-
	зившись под «оратишку» времен граждан-
ской войны. Бескозырка была емята, как
блин, из-нод нее вылезал запорожский чуб.
У воспитанника пришлось отобрать докумен-
ты. Но его отец, подполковник, который про-
туливался вместе с сыном, стал убедительно
просить вернуть документы. Он дал слово
воздействовать на сына. Но воздействие это
не состоялось. Спустя три дня капитан
1 ранга снова встретил этого же воспитан-
ника на улице вместе со своим отцом. Внеш-
ний вид юноши не изменился к лучшему.
Смятая бескозырка и пышный чуб — все
оставалось на своем месте. Произошел
неприятный разговор. Отец пытался уве-
рить, что, но справкам, которые он где-то на-
вел, «им» (т. е. воспитанникам) «это» (т. е.
бескозырка-блин и чуб) «разрешено». Разу-
моется, никто такой справки выдать не мог.
Просто, мы столкнулись с фактом попуети-
тельства со стороны отца, потакания раепу-
		_ ВОЕННАЯ ШКОЛА
И ВОЕННАЯ СЕМЬЯ
	должным образом воспитала будущего кур-
санта, и’воздействие отца — старого офи-
цера — не оборвалось и после того, как сын
поступил в закрытое училище и связь мож-
но было поддерживать лишь посредством пе-
реписки. Отен укреплял в сыне стремление
стать образцовым офицером, любовь к морю,
к службе на флоте.

Окончилась война. Семья 0. снова со-
бралась в одном городе. Сын продолжает
учебу. On отличник. В положенные
дни сын вотречается © отцом. Мы попреж-
‘нему видим в их отношениях и любовь и
‘уважение. Сын — скромный, хорошо воспи-
танный, любознательный юноша. Когда отец
и сын едут в трамвае, старому офицеру. не
нужно напоминать юноше, чтобы он усту-
‘ил место женщине. У юноши это стало
нзвыком. Даже по вненгнему виду, по.мане-
ре носить форменную одежду можно сказать,
что перед нами образцовый юноша. Благо-
творное влияние отца на сына продолжается
и теперь. Отец поддерживает в сыне чув-
отво-самостоятельности, чувство постоянной
ответственности за свое поведение. Он лю-
бит сына, который пошел по его стопам, но
в этой. любви нет и тени того, что можно
было бы назвать «любвеобильной» енисхо-
лительностью к человеческим слабостям.
Отец ни в-чем не потакал и He потакает
сыну. Да и вопрос об этом не возникает те-
нерь — строгое и чуткое воспитание дало
отличные результаты.

Выходной день кончается. Сыну пора
возвращаться в училище. Истекает срок
увольнительной записки. Можно, скажем,
позвонить в училище, попросить, чтобы
продлили сыну срок отпуска. Отца там зна-
ют и. лолжно быть... посчитаются с ним. Но
	отен, конечно, не позвонит, да И сын не
подумает сказать об этом. Такая подроб-
	ность отлично характеризует взаимоотноше-
	ния военной семьи и военной школы,

Подобных примеров, повторяем, мы най-
дем немало. Но есть и другие примеры —
противоположного свойства — и © них не
следует молчать.
	Наней военно-морские училища, где юно-
ша нроходит первую стадию военной шко-
лы,— это учебные заведения со своим стро-
го установленным укладом жизни и рабо-
ты. Воспитанник подолгу не видит семью
даже в том случае, если она проживает в
том же городе, где находится училище. Еще
реже происходят эти встречи, если сын и
родители. разделены болыним расстоянием.

Но значит ли это, что семья перестает
оказывать влияние на сына, лишь только
он надевает форменку? Отнюдь нет. Разу-
меется, в закрытом училище, где юноша или
подросток нопадает в иную обстановку, по-
настоящему начинается формирование ха-
рактера будущего офицера флота. Исключи-
тельно велика при этом роль преподавате-
лей и воспитателей, комсомольской среды.
Но ведь связь воспитанника с семьей не
обрывается, и отеп, особенно в том случае,
если он сам офицер флота, может и обязан
оказывать на сына благотворное влияние,
передавать ему свой жизненный опыт, 10-
полняя этим работу офицерского коллектива
училища.

Мы знаем немало примеров ценного взаи-_
молействия военной семьи и военной шко-
лы, взанмодействия, направленного к одной
и той же цели — воспитанию будущего со-
ветского офицера. .

Отрадное виечатление оставляют взаимо-
отнопения семьи капитана 1 ранга 0. и их
вына—воспитанника одного из училищ *).
Мы видим здесь игорячую взаимную любовь,
и глубокое уважение сына к отцу. В тоды
(течественной войны они подолгу не ви-
дались. Но не прекращалась их переписка.
Переписка была не от случая к случаю, а
систематической и содержательной. Сын
рассказывал отпу о занятиях, о товарищах,
® прочитанных книгах, обращался к отцу
за советами. отвечал на его вопросы. Эти
	письма свидетельствуют 0 том, что семья
		В кабинете командира курса сидит жен-
щина — мать воснитанника Н. На глазах у
пее слезы. Она взволнованно рассказывает
0 своем сыне. Он замечен в недостойных по-
ступках`и очень’ отстал в Учебе. Встречи е
выном: проходят ‘безрадостно для матери. Он
грубо отвечает. на. справедливые упреки, -
эгоистичен, распущен. Командир куреа, ко-
нечно, знает о том, что воспитанник Н. не на
хорошем счету. Но некоторые неблаговид-
ные поступки юноши не были известны и
ему.
Почему же это произошло? Почему во-
снитанник попал под дурное влияние ка-
ких-то случайных знакомых? Почему 06
этих подозрительных знакомствах команди-
‘ру курса становитея известно только те-
перь, когда мать сама пришла пожаловать-
‘ея на сына?

Очевидно, потому, что сын не испытывал
на себе дополняющего благотворного влия-
ния со стороны семьи. Это нетрудно уста-
новить. Командир курса говорит огорченной
матери, что обратит особое внимание на ее
сына, чтобы выправить его поведение. Мать
благодарит офицера за участие.

— Я убедительно прогу вас, — говорит
она,— написать отцу, чтобы он заинте-
ресовалея судьбой сына,

И вот тут-то выясняется, что отец
‘офицер не обращал никакого внимания на
воспитание сына. Отец считал, что с того
‘дня, как сына зачислили в военное учили-
ще, он уже не должен думать о нем, что ‘он
со своей стороны может и не содействовать
обучению и воспитанию сына. Этот дикий
взгляд, по. которому этические нормы: поло-
жены воспнтаннику военного училища сами
сбой. подобно. продовольственному или ве-
	шовому аттестату. принес, как легко убе-
	дитя на этом частном случае, отрицатель-
	ные результаты. Oren, который считал, что
		юноша, надевитий военную форму, стал во
всех отношениях «отрезанным  ломтем»,
ощутительно повредил воспитанию: сына, и
этот вред ге так-то легко будет исправить.
	На имя нахимовца А. приходит посылка
	из дома. Посылка — признак горячей роди-
тельской любви. Но к этой любви приме-
шано немало того, что не имеет ничего об-
тиего с’ трезвой заботой о ребенке. Мы на-
ходим в ящике ненужные безделушки. Они
	ответственность» за самовольную отлучву
сына, пишет:

«.. BEI будете настолько любезны, что
отнесете этот случай за мой счет, памятуя,
что я являюсь прокурором и борюсь за во-
инскую дисциплину в подчиняющихся мне
частях. С почтением, уважающий Вас...»
ИТ. Д.

Странное представление об ответственно-
сти у военного прокурора. Но. если на ми-
нуту с этим представлением. согласиться, то
ему, кстати, пришлось бы также отвечать и
за 10 двоек, полученных сыном по самым
различным предметам. В училище, разу-
меется, подобную записку принять как
оправдательный документ отказались, и
правильно сделали. Если судить по- житей-
ски, то вполне достаточно было воспитаннику
посидеть в кругу семьи, скажем, до 22.30
и затем, пожелав матери всяческих радо-
стей в наступающем новом году её жизни,
в том числе и полного исчезновения двоек в
оценке успехов сына, отбыть в училище.
«Совокупность торжества» нисколько He
	сыла бы нарушена. Но вот такая записка,
	безусловно, нарушила у‘юноши предетавле-
ние о воинской дисциплине, и необходима
известная борьба для того, чтобы воестано-
вить в нем чувство ответственности за свои
поступки.
	пак все это непохоже на то, что мы ви-
дим в семье капитана 1 ранга 0. и во мно-
гих других офицерских семьях, где сыновья
ветупили на путь отцов, где отцы помогают
снновьям достойно итти по этому славному
пути! Неизменно сказывается эта помощь в
формировании характера будущего офицера.
Как правило, такой юноша хорошо учится,
дисциптинирован, вежлив, настойчив в до-
стиженийи поставленной перед ним цели.
А расхлябанность, внутреннюю несобран-
ность, посредетвенную и плохую успевае-
мость мы обычно видим там, где нет этой
поддержки. :
о Большая ответственность ложится На
воспитателей нашей молодежи в военно-мор-
ских училищах. Но этому воспитанию дол-
	жен способствовать и офицер. — отец буду-
щего офицера. Вот почему всегда следует
помнить о постоянном взаимодействии во-
енной семьи и военной школы.
		Воспитанник И. был уволен в отпуск до
23.00. Он вернулся в училище с болыним
опозданием и вручил командиру курса за-
писку, которая. весьма своеобразно об’яс-
	няет этот форсмажорный случай.
Вот-что мы ‘читаем в этой записке.
<«...Мой сын. Владимир был yor
	Е = YBOMCH
11.00 до 23.00. У моей жены был день
	рождения, собрались гости, и его уход. на-
рушил бы всю совокупность торжества. Я
взял на себя ответственность за этот день и

предложил ему остаться на несколько ча-
вов.»
	Б заключение отец, «взявший на себя
	*) Об этом, равно как и о других фактах,
приведенных нами, сообщил в письме в ре-
дакцию старший лейтенант В. Земков.