7 мая 1946 г., пятница, № 115 {2296)

ПАРТИЙНОЕ РУКОВ
ИСГОЧНИК СИЛЫ Kc
	Нз флоте после демобилизации краено-
	флотцев старших возрастов еще более воз-
ресла роль передового отряда‘ флотекой мо-
лоежи — комсомола. Новое пополнение
на кораблях и в частях — это молодежь
комсомольского возраста.

Партия заботливо направляет комсомоль-
ско организации на решение задач комму-
 нистического воспитания Молодежи. Пар-
тийное руководетво — это источник силы
ВЛКСМ. Руководство комсомольскими opra-
‹‘низациями является одним из важнейших
участков деятельности политорганов, заме-
стителей командиров по политической час-
TH, партийных организаций.

Надо постоянно ‘заботиться 06 обеспеча-
нии партийной ‘прослойки в руководящем
составе комсомольских организаций. Это
особенно необходимо теперь, Korma x руко-
водству  комсомольскими организациями
пришли молодые, еще не имеющие достаточ-
ного опыта комсомольские работники. , В
частности, следует рекомендовать подтотов-
ленных и знающих комсомольскую работу
молодых членов и кандидатов в члены пар-
тик в качестве руководителей ‘первичных
организаций ВЛИСМ. Своим поведением, от-
личным знанием техники, активным уча-
стяем в воспитательной работе эти комму-
HIKTH, как первые проводники решений
партии, должны быть примером для всей
молодежи. Политорганы и партийные орга-
низации обязаны повседневно контролиро-
вать Деятельность коммунистов, работаю-
	щих в комсомоле.
		Th ne
	через восемь месяцев политотдел обнару-
жил, что комесорг бездействует, комсомоль-
баны а работает неудовлетвори-

‚› партийная организация во главе с
парторгом Корневым комсомольцами не ру-
ководит. Если бы нолитотхел своевременно
принял меры, не был бы допущен развал
комсомольской работы.

Нернодическая постановка на заседаниях
партбюро, на партийных собраниях отчет-
ных докладов комсоргов способствует улуч-
шению воспитания молодежи. мобилизует
коммуниетов на оказание помощи комсомо-
лу. Так и поступает парторг младнгий лей-
тенант Зима. Комсорг первичной организа-
ции отчитывалея по таким вопросам: «Как
комсомольская организация готовит моло-
дежь к выборам в Верховный Совет CCCP »,
«Работа комсомольской организации по
обеспечению боевой подготовки и учения»,
«0 подготовке комсомольцев к вступлению.
в партию». На заседании партийного бюро
обсуждались меры по дальнейшему улуч-
шению работы комсомольской организации.
Этому предшествовало предварительное 03-
накомлоние © ее деятельностью.

А вот парторганизалии соединения, где
начальником политотлела капитан 2 ранга
Завернин, совершенно забыли © существо-
вании комсомольцев. В результате этого
комсомольские организации злесь работают
неудовлетворительно. Так, в одной из орга-
низаций (комсорг т. Михно) в течение трех
месяцев не проводились комсомольские: со-
брания, дисциплина срехи комсомольцев
низка, воспитанием молодежи комсомольцы
не занимались. Безразлично относились к
этому и партийная организация, и замеети-
тель командира по политической части ка-
питан-лейтенант Емельянов.

Из сказанного ясно, к чему приводит от-
сутствие партийного руководства комсо-
мольской организацией.

Участие коммунистов на комсомольских.
собраниях и заседаниях бюро помогает ком-.
соргу и активу правильно решать вопросы,
принимать конкретные, деловые решения.
Это относится не только к рядовым комму-
нистам. У нас очень редки случаи, когда
на собраниях первичной комсомольской. ор-
ганизации выступали бы с докладами работ-
ники политотдела. Еще реже они бывают
на заседаниях бюро ВЛЕСМ. А это помогло
бы им лучше знать, чем живет и интерс-
суется, в чем нуждается наша флотекая
молодежь. :

Ближе всех и больше всех должен быть
связан с комсомольской организацией: парт-
орг. Он постоянно учит комсорга и номо-
гает ему воспитывать молодежь. Но при этом
парторг не должен сковывать инициативу
комсомольского бюро, а; наоборот, он обя-
зан всячески поошрять каждое разумное
предложение, ценное начинание, помотать
претворять их в. жизнь,

Воспитание молодежи является важней-
шим вопросом жизни и работы комсомола.
Основной формой политического воститания
краснофлотцев и старшин являютея поли-
тические занятия. Задача флотоких ком-
сомольских организаций заключается в: том;
чтобы помочь молодежи хоропю усвоить
изучаемые на политических занятиях во-
просы. а

Политорганы и партийные организации
должны оказывать комеомольеким ортаниза-
циям всемерную ‘помощь в изучении Закона
о пятилетнем. плане восстановления и раз-
вития народного хозяйства нашей страны,
в повышении идейно-теоретического уров-
ня молодежи. Проведение квалифицирован-
ных докладов и лекций по истории больше-
BECTCKOH лартии и комсомола, по книге
товарища Сталина. «0 Великой Отечествен-
ной войне Советекого Союза», истории на-:

й частей флота с большой охотой посещают
эти лекции. —

В помощь изучающим материалы о пяти-
летнем плане в Доме Военно-Морското Фло-
та недавно организована выставка. Семь
больших художественно оформленных тема-
тических стендов ‘наглядно показывают
восстановление — разрушенных районов
СССР, восстановление. и. развитие. машино-
строения, черной и цветной металлургии,
электрификацию СССР, повьинение матери-
ального и культурного уровня жизни народа
и т. д.

Выставка пользуется большим успехом.
За несколько дней ее посетили сотни крас-
нофлотцев, старшин и офицеров, .
		BOAC TBO—
КОМСОМОЛА
	шей Родины, по вопросам внутренней и
внешней политики Советекого Союза, есто-
ственно-научным вопросам -— необходимое
условие раслгирения политического и 05-
щекультурного кругозора молодежи.

К сожалению, руководящие’ работники

полизорганов, лекторы ‘политуправлений
флотов, пропатандисты политотлелов почти
совершенно не читают и не разрабатыва-
ют докладов и лекций на молодежные темы,
мало учитывают запросы и нужды моло-
дежи.
‚В этом отношении примером может слу-
жить такой замечательный опыт. Алмирал
Левченко с группой: работников штаба и на-
чальников политотделов ^ собрал рядовых
комсомольцев и подробно“ беседовал с ними
по вопросам их работы, учебы и воснита-
ния. В заключение адмирал дал много цен-
ных указаний.

Политическое воспитание молодежи долж-
по быть тесно увязано с боевой подготов-
кой, с изучением оружия и техники, ¢ за-
дачами укрепления воинской дисциплины
и отганизованности на корабле, в части.

Изучение и сохранение техники, актив-
ное участие в ремонте корабля, все, свя-
занное с боевой подготовкой и повышением
воинской дисциплины, — вот что должно
пронизывать всю леятельность флотского
комсомола. Политорганы и партийное бюро

‘должны направлять комсорга и актив на
	правильное понимание и решение этих за-
дач. При этом нало научить комсомоль-
цев вести индивидуальную работу как с пе-
редовиками боевой и политической подго-
товки, так ин особенно с отетэющими, вея-
чески поддерживать инициативу в прове-
денийи массовых мероприятий по изучению
техники и оружия, добиваться, чтобы каж-
дый комсомолец стал отличником боевой и
политической подготовки. ‘Для этого надо
выделять в помощь комсомольскому бюро
коммунистов; отлично знающих  евою спе-
циальность, обсуждать на партийном бю-
ро и партийном собрании доклады комсор-
гов по вопросам боевой и политической
учебы.

Партийная организация должна также
помогать в проведении физической подго-
товки молодежи, в организации массовых
спортивных игр и художественной: самодея-
тельности. Иногда парторганизажия стоит
в стороне от этих дел; не понимая, что все
это — важные средства воспитания моло-
дежи.

Когда комсомольские организации рабо-
тают слабо, то в этом-в первую очередь но-
винны политорганы. Ведь если бы, к при-
меру, вопросами комсомольской работы
больше интересовались: все. работватки по-
литорганов, если бы, нолитуправления фло-
тов и политотделы флотилий почаще про-
веряли совместно с ‘помощниками началь-
ников политотделов по комсомольской рабо-
те состояние партийного руководства ком-
сомолом и делали бы отеюда практические
выводы, воспитание молодежи значи-
тельно улучшилось бы. а

Комсомольские ортанизащии флота своим
авторитетом, энергией и бозвыми качества
ми мобилизуют и сплачивалют всю флотскую
мололежь, которая готова решать любые за-
	} дачи, поставленные: ‘перед нею. партией.
	правительством и нашим у товарищем
Сталиным.

Комсомольцы флота — 910 — арантард
флотекой молодежи. 0т умелой постановки
работы: комсомольских. офганизаций, от по-
вседневного партийного руководетва ими ва
	многом зависит уснчепгное рептение задач пд
	укреплению боерой“ мощи военно-морских
сил нашей Родины.
‚,‚ Капитан 3 ранга
	А. ГОНЧАРОВ.
	Началась ‹ летная
практика курсантов
	в учебе будущих летчиков. После упорных
и кропотливых занятий в классах курсан-
ты сели за штурвалы самолетов. На аэро-
дромах, в кубриках ежедневно проходят
соживленные разборы по. итогам полетов
дня.

Курсанты группы‘ лейтенанта Федько
‘разбирали первые полеты своего товарища
`Долотова.

— Я допустил ошибку, — волнуясь,
сказал Долотов, — взлетел с полуопущен-
ным хвостом. Это сказалось при отрыве
самолета от земли:

Беседу заключал руководитель труппы
лейтенант Федько. Он указал курсанту
Дологову, что при посадке необходим. точ-
ный расчет. А Долотов приземлил самолет
с недомазом. Курсант правильно воспринял
замечания лейтенанта Федько и в после-
дующих полетах задание выполнил на
«отлично».

Инструкторы-летчики и преподаватель-
ский состав, партийные и комсомольские

организации много потрудились, чтобы
подготовиться к практическим полетам.
Изменилась система подготовки кадров,
значительно повышены требования в кур-
сантам в летном деле.

В годы Отечественной войны подготовка
морских летчиков проходила по сокращен-
ной программе. Теперь программа во многом
расширена. ый

В прошедшие месяцы курсанты фунда-
ментально изучили аэродинамику. законы
физики, механики, боевые и тактические

свойства самолетов. Учеба Проходит е уче-
том опыта Отечественной войны.

В авиационном училище, где начальни-
KOM полковник т. Злыгарев, курсанты Смер-
дов, Неверов, Саньков и Кривошеев все хие-
Циттины сдали на «отлично». На «хорошо»

сдало зачеты большинство курсантов.

Преподавательский летно-инструктор-
ский состав в этом тоду уделял больше
внимания личному изучению опыта Отече-
ственной войны. Былй проведены летно-
тактические конференции.  Обсуждалась
методика учебы молодых. Преподаватели и
летчики-инструкторы поделились опытом
подготовки летчиков в периох Отечествен-
ной войны и в мирное время. Такой обмен
опытом во мвотом помог молодым инструк-
 эрам, первый год готовящим труппы кур-
сантов. а: .

Инструкторекий костав“в Этом году 0ево-
ил новые типы самолетов. На тренировоч-
ных полетах летчики-инструкторы лейте-
нанты Титарчук, Голинов и младиьий лей-
тенант Писаренко показали незаурядное
мастерство пилотирования.

Ё летной практике в этом году хорошо
подготовился и техничеекий состав.. Лет-
ная практика в большинстве училищ на-

чалась организованно и проходит зффек-
тивно. Однако имеются и недостатки. Так,
в авиационном училище, где начальником
т. Розинкин, наземная подготовка ортани-
зована недостаточно четко. На аэродромах
отсутствует тренировочная аппаратура.
Г. ЛЕОНИДОВ..

Начался наиболее ответственный период

МОРЯК ВЕРНУЛСЯ
В РОДНУЮ ЧАСТЬ

КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 16 мая. (По телеграфу). В часть
Героя Советского Союза Хворостянова вер-
нулся старшина 2 статьи Чешкин. Имя мо-
ряка популярно на всей флотилии. Зимой
1944 года, когда шли ожесточенные бои
против немецко-фашистских захватчиков,
Чешкин обратился с письмом к товарищу
(талину. Amypen coo6maz Верховному
Главнокомандующему, что из. своих личных
сбережений он внес 15 тысяч рублей на по-
стройку бронекатера, и просил направить
его на фронт на этом корабле. Вскоре раз-
решение от товарища Сталина было полу-
чено. Моряк отправился на завод, где стро-
нася бронекатер.

Катер, которому дали имя «Амурец»,
прибыл на Балтику. Здесь он конвоировал
транспорты, участвовал в десантных оперз-
циях, перевозил боеприпасы.

В боях. с врагом т. Чешкин был ранен и
находился в госпитале. После выздоровле-
ния он прибыл в свою родную часть, на
Амурскую флотилию.

Сейчас по вечерам в кубрике вокруг бы-
велого воина-фронтовика часто собираютея
молодые краснофлотцы. Тов. Чешкин рас-
сказывает им о сражениях на Балтике, о
мужестве свойх товарищей-моряков про-
явленном в боях е врагом.
	Старший техник-лейтенант
	ОБЗОР ПЕЧАТИ
	Боевые традиции—в основу
воинского воспитания моряков
	В одной из своих передовых, обращаясь
К непосредственным начальникам и воепи-
	тателям краенофлотцев — старшинам,
«Дунаец» пиеал:

«Серьезным фактором укрепления
	морально-бозвого духа бойца является
воспитание  краснофлотцев на боевых
традициях флота и своего корабля.
Наши старшины должны — явиться
живыми носителями этих традиций.
Краснофлотцам нужно рассказать исто-
рию флотилии, историю своего корабля,
рассказать о людях, завоевавших славу
кораблю».
	Выдвигая такие требования перед стаз-
пинами, газета стремится всемерно помочь
им решить их ответственные задачи. Не-
которые номера «Дунайца» являются по-
длинной трибуной живых носителей боево-
го опыта и традиций-——бывалых старшин
н краснофлотцев, прошедших через гор-
нило войны. В номере от 31 марта дана
большая подборка писем участников бое-
вых действий флотилии под общим за-
толовком, призывающим молодых краено-
флотцев учиться у бывалых моряков.
Гвардии старшина 1 ‘статьи А. Смирнов,
гвардии старшина 1 статьи Г. Макеев,
гвардии старший краснофлотец С. Бар-
сегян, старшина 2 статьи C. Петров
поделились на страницах газеты своими
мыслями 0 воинском долге и присяге,
0 любви к своему оружию и кораблю,
о’ бдительности Ha фречных театрах. В
этих кратких заметках бывалых воинов
молодые моряки могут найти и дружеские
советы и образцы для подражания.

С большим интересом читается страни-
ца «Воспитывать молодое поколение моря-
ков на боевых традициях гвардейцев».
Насыщенная яркими примерами и эпизодами
статья гвардии старшего лейтенанта Ф. Коньз
вова освещает замечательные черты гвардей-
ских традиций. Автор рассказывает о под
разделении катеров, прошедшем путь от
Сталинграда до Вены, пишет © том, кав
сейчае в этом подразделении молодежь
изучает героическое прошлое и стремится
достойно нести гвардейское звание.

Для пропаганды = боевых традиций
редакция умело использует «Страницы
молодого  краснофлотца». Одна из них
была целиком составлена из писем моло-
дых моряков, в которых выражались
взволнованные чувства и мыели, вызван-
ные чтением ‘сборника «Лунайпы в боях
за Родину». Эта книга, написанная вете-
ранами флотилии,  неносредственными
Участниками ее героического похода, служит
ценным пособием для воспитания нового
пополнения на боевых традициях. Письма,
опубликованные  тазетой, ярко говорят
0 TOM, какое огромное  воспитательное
значение имеют живые рассказы о прош-
лом; как глубоко’ воспринимают молодые
краснофлотцы все лучшее, ценное, героичез
ское, что родилось в огне войны.

Регулярно публикуя материалы, отобра-
жающие тот или иной этап истории
флотилии, рассказывая о ее героях, газета
«Дунаец» вместе се тем постоянно преду-
преждает моряков от  самоуспокоения
прошлыми заслугами, зовет их к новым
й новым достижениям в боевой и полити-
ческой подготовке. Через многие статьи и
очерки красной нитью проходит мысль
© том, что слава и традиции прошлого
обязывают моряков Дунайской флотилии
еще упорнее трудиться на своем поету, -
безупречно нести ответственную и почет-
ную службу.

Всемерно помогая командирам и. полит
работникам ‘воспитывать краснофлотские.
массы в духе славных боевых традиций,
газета «Дунаец» делает большое и важ-
ное дело. Можно только пожелать ей еще
теснее увязывать пропаганду традиций
флотилии с конкретными насущными за-
дачами дня, еще лучше использовать силу›
печатного слова для мобилизации моря-
ков-дунайцев на выполнение требований
первомайского приказа товарища Сталина.
	Недавно Краснознаменная Дунайская
флотилия отмечала сво вторую годовщину.
Вновь созланная в разгар наступательных
боев Красной Армии нз Дунае, весной 1944
года, флотилия прошла славный боевой
путь. Она участвовала в освобождении
столицы братской Югославии — Белграда,
в штурме Будапешта и Вены. Три почет-
ные награды — орден Красного Знамени,
орден Нахимова 1-й степени и орден Куту-
‘зова 2-й степени украшают знамя флотилии
как символ ее воинской доблести и героиче-
ских тралиций.

В номере, посвященном славной годов-
шине, краснофлотская газота «Дунаец»
призывает моряков свято беречь и мно-
жить эти традиции. Газета напоминает
8 недавнем боевом прошлом, о замечатель-
ных операциях на Днестровском лимане и
в устье Дуная, о боях за Тульчу и Из-
маил, Будапешт и Вену, называет имена
героев, своими бессмертными подвигами
прославивтих флотилию:
	«Никогда не померкнут славные имена
героев-дунайцев Савицкого, Глазунова,
Лугового, Посмашного, Куропаткина и
других, отдавших свою жизнь во имя
победы над злейшим Bparem человече-
ства — фашизмом.

В суровых битвах росло воинское ма-
стерство, крепла воля, создавались ‘и
множились боевые традиции морякоз-
дунайцев».
	На внутренних страницах газеты редак-
ция попыталась дать наглядное предста-
вление о пути, который прошла флотилия
вверх по Дунаю в течение года активных
боевых действий. Фотоснимки, сопровож-
даемые кратким текстом, отображают
эпизоды первых схваток дунайнев е вра-
гом и показывают исторические места, где
они завершили свой победоносный боевой
поход. Небольшой фотоочерк возвращает
читателя к истокам героической история
Дунайской флотилии. Вот  бронекатера
входят боевым курсом в устье полновох-
	ной реки. Зорко всматривается влаль коман-
	дир корабля, наготове зенитные пушки и
пулеметы. Напряженность момента, к
которому относятея эти фотографии, выра-
зительно характеризует краткая подпись:
	«Гвардейский экипаж Воробьева в
первые же часы пребывания в дунай-
ских водах завязал бой с вражеским
монитором и при помощи нашей авиа-
ции и других кораблей потопил претив-
ника».
	одесь же печатается портрет Героя
Советского Союза Константина Воробьева.
корабль которого получил почетное звание
гвардейского и покрыл себя славой ещё
в боях на Волге у Сталинграда.
	Вот на енимке тральщики офицера
Охрименко, идущие впереди наших боевых
кораблей и расчищающие им фарватер.
Самоотверженный труд моряков тралящих
кораблей обеспечил безопасное плавание
по Дунаю. Вот артиллеристы офицера
Пасмурова с берега ведут огонь по нем-
пам... Все эти снимки, ‘иллюстрирующие
боевое прошлое. флотилии, дополняются
обстоятельными `` цифровыми данными о
количестве уничтоженной дунайцами
живой силы и техники врага.
	Х 5 : J
Воскрешая в памяти читателей — стар-
	шин и краснофлотцев — боевые дела
минувших дней, такие материалы газе-
ты способствуют воспитанию моряков в
духе лучших традиций Отечественной
войны. Конечно, если бы редакция ограни-
чилась только юбилейными’ ‘воспомина-
Ниями, то это вряд ли можно было бы рас-
ценивать как серьезную помощь в деле
воинского воспитания. Ho  «Дунаец»
систематически публикует статьи, очерки
и подборки, пропагандирующие опыт пере-
довиков и боевые традиции флотилии.
Редакция по праву отводит этой важней-
шей теме почетное место на страницах
газеты.

Pn
		Правильная расстановка сил комсомоль-
бкого актива — не менее важный вопрос.
Там, где это поняли, где при этом учитыва-
ются способности и личное желание акти-
вистов вьиюлнять те или иные обществен-

‚ ные обязанности, там комсомольские отр-
ганизации работают более плодотворно. Ко-
нечно, молодым комсомольским руководите-
лям надо помогать в приобретении необхо-
димых организатореких навыков, 06060 вни-
мательно готовить их политически.

Для этого большинство политорганов
проводит (как правило, раз в месяц) семина-
ры комсоргов, на которых разбираются во-
просы практики комсомольской работы, чи-
таются квалифицированные доклады, лек-
ции на интересующие молодежь темы.

К сожалению, так делают не везде. На
Лнепровской флотилии некоторые политот-
допы по ческольку месяцев комсомольских
организаторов не, собирали, работу комму-
нистов и комсоргов не контролировали. Бо-
лее того, политотдел флотилии вообще не
интересовалея, как осуществляется партий-
ное руководетво комсомолом. ь

Политорганам надо добиться такого по-
ложения, чтобы каждая партийная органи-
зация повседневно и ‘детально вникала в
работу комсомольской организации и свое-
временна указывала на недостатки,  помо-
тала их устранять, поддерживала ценную
инициативу комсомольцев.

Нередки случаи, когда комсомольские
руководители (это относится в одинаковой
степени к помощнику начальника политот-
дела по комсомольской работе и к комеор-
1У) по своей малой опытности не схва-
тывают главного в ‘деятельности комео-
хотьской организации. Задача заключается
в М, Чтобы помочь этим товарищам на-

` Целить комсомольскую организацию на. ре-
шение злободневных вопросов; добиться,
чтобы она была надежной опорой коман-
Дира,

‚ Вели этого нет, тогда появляются такие
факты. Партийная организация и политот-
дел выдвинули т. Галактионова на долж-
HOTS штатного ‘комеорга подразделения и
забыли о нем. Галактионов в течение‘ дли-
тельного времени. был предоставлен самому
бе, к порученному делу начал относиться
	ТАЛЛИН, 16 мая. (По телеграфу от корр.
«Красного Флота»). Таллинский Дом Воен-
н-Морского Флота проводит большую рабэ-
ту по пропаганде пятилетнего плана вос-
становления и развития народного хозяй-
тва СССР. В партийном кабинете для офи-
церов и партийно-комеомольского актива
регулярно. проводятся специальные лекции.
К чтению их привлекается лекторский и
профессорский , состав ленинтрадеких ин-
ститутов. Так, натример, за последнее вре-
MA 0 новом пятилетнем плане прочел не-
сколько лекций профессор Вольф. Лектор

олитуправления  Военно-Мореких Сил май-
op Перов прочитал лекцию о борьбе с пере-
житками капитализма. Офицеры с кораблей
	ПРОПАГАНДА ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА
	АТАКИ В ОБЛАКАХ

ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ. 16 мая. (По те-
леграфу). Каждый раз, когда торпедоносцы
офицера Тишина, выполнив упражнения по
боевой подготовке, возвращаются на аэрод-
рем, навстречу им вылетают истребители.
В воздухе завязывается‘ «бой». Истребители
стремительно атакуют торцедоносцы.
	На-днях подобный «бой» произошел в
условиях” сильной облачности. Истребители
появились из-за облаков и неожиданно на-
пали на торпедоносцы. Первая атака про-
Шла удачно, однако последующие атаки ©
хвоста не имели успеха. Стрелки во-время
замечали «противника» и плотным огнем
отгоняли атакующих.
	так морозна, а лето более щедро на тепло.

Захватив Южный. Сахалин, японцы
стремились как можно скорее вычерпать
его богатства. С лихорадочной поспешно-
стью заселяли они захваченную территорию.
Япония получала отсюда почти треть всей
производимой ею-бумаги, болыне половины
древесной массы и около половины всей
вырабатываемой ее заводами целлюлозы.
Хищническими приемами они вылавливаст
рыбу, сильно истошщив 6е запасы. Сотни
тысяч тонн отличной сахалинской сельди
они перерабатывали в удобрительные туки
для рисовых полей. у

На Южном Сахалине они построили
много  стралегических дорог, аэротромов,
подземных складов для боеприпасов, пре-
вратив этот кусок захваченной территории
в плацдарм для нападения на Дальний
Восток.

_ Управление областью  Карафуто, как
называли японцы южную часть Сахалина,
находилось в Тойохаре. Это наложило свое-
образный отпечаток на город. Он составлен
как бы из двух несхожих кусков. Мною-
численные ‘учреждения, ‘резиденция  тене-
рал-губернатора, жандармерия расположис
ЛИсь в домах европейской архитектуры.
Улицы, на которых стоят эти камонные
здания, по-европейски широки и даже
аофальтированы. Остальная часть города
представляет собою ловольно` беспорядочное
нагромождение домиков, сиитых на ско-
рую руку из фанеры и тойких досок. Jo]
чего олнообразны эти легкие. неряшливые
постройки! Невозможно отличить один дом
от другого. Вее они на одно лице, вернее —
все одинаково. безликие.

Раздвижные перегородки из бумаги, на-
клеанной на деревянную рамку, образуют
внутри домика две-три комнатки. Плот
ные. соломенные цыновки «татами» заме-
няют в них пол и постель. Посреди комна-
ты — низенький столик и глиняный гор-
MOK © углями, на стене обязательная иеро-

Советская авиация уничтожает саранчу в Иране
	лет. В отличие от прошлого саранчу сейчас
уничтожают до ее окрыления.
	Но полученным в Аэрофлоте. сведениям,
к 5 ‘мая самолеты авиации специального
применения уже обработали 10.050 тысяч
гектаров земли, зараженной личинками са-
ранчи. .

По просьбе иранского правительства Ми-
нистерство земледелия СССР и Главное уп-
равление Гражданского воздушного флота
отправили в Иран для борьбы с саранчой
отряд легких самолетов типа «АП», обору-
дованных специальными приспособлениями,
при помощи которых разбрасываются с воз-
духа пылевидные яды. Такую помощь Ира-
ну наша авиация оказывает в течение ряда
	основали нз южном берегу Сахалина My-
равьевекий поет.
	Первыми пришли на Южный Сахалин
солдаты и моряки русского флота. За ними
явились крестьяне-переселенцы ‘из цент-
ральных областей России. Вольное заееле-
ние южной части Сахалина шло довольно
быстро, Векоре после основания Муравьев-
ского поста выросли на берегу Анивы и по
‘рекам, впадающим в залив, деревни (о-
ловьевка, Большая Елань, Крееты, Берез-
ники, Луговое, Воскресенекое, Хомутовка
и Владимировка.

Центром Южно-Сахалинского округа стал
Ворсаковский пост. В те времена это был
небольшой поселок на берегу залива. Че-
хов, посетивший его в 1890 году, писал:
«Пост имеет вил городка, не сибирского, а
какого-то особенного типа, который не бе-
русь назвать... С моря видна только одна
его главная улица, и кажетея издали, что
мостовая и два ряда домов круто спуска-
ются к берегу; но это только в перснек-
тиве, На самом же деле под’ем не так крут.
Новые деревянные постройки лоснятея и
отсвечивают на солнце, белеет церковь ста-
рой, простой и поэтому красивой архитек-
туры».

В августе 1945 года советекие корабли
вошли в бухту Лососей. Морской десант
высадился в порту, который японцы на-
зывали Отомари.

На штурманской карте теперь еще нет
Ворсаковекого поста. Но мы не забыли, что.
на холмах, застроенных японскими казар-
умами, стоял русский городок и белела там
церковь «старой, простой и поэтому краси-
вой архитектуры». Скоро и этому. меету
возвращено будет его доброе русское имя.
	Сорок лет не ходили в бухту Лососей
корабли пох русским флагом. Они возвра-
тились к берегу, тде в такой же августов-
ский день 1805 года высадились матросы
кругосветной экспедиции Крузенштерна —
Иван, Данила, Василий, Сергей и Петр.

нские записи
	2. Наши корабли в Отомари_
	Мы едем по земле, сорок лет бывшей
в руках японцев. Дорога’ на юг проложена
в тайге, вдоль реки Поронай. Справа тем-
леют вершины Западного хребта, за кото-
вым Татарский пролив. Поронай петляет
sepa oT дороги. На его берегах растут та-
кие 16 березки и тополя, какие стоят над
быстрой водой Тыми; И в тайге видны та-
кие же, как и на севере, задумчивые лист-
вечницы, стелются по земле узорчатые
Листья папоротника. Едешь чае; другои ‘по
кой дороге, пропадающей в тайге, и
Только сожженные японцами. поселки и
Ззорванные мосты напоминают о том, что
долина реки Поронай сорок лет была отде-
лена от лугов Тыми границей; проложенной
Вдоль пятидесятой параллели.

_В прошлом столетии русские поселенцы,
‘живая пустынные охотские берега Саха-
Лина, поднялись с юга до залива Терпения и
основали здесь поселок Сиска. На этом
месте теперь расположен порт Сикука.

Японское рыбачье селение Найбучи в
Устье реки Найбы стоит на том месте, где
в 1866 году был военный пост Найбучи;
В ном жили 20 русских солдат.

Далеко шагал русский человек, заселяя
и оберегая земли своей державы. Стоя на
берегу Охотского моря, возле русского
вознного поста, Чехов записал: «На этом
берегу Найбучи слышно, как На постройке
стучат топорами... А на том берегу, дале-
ком, воображаемом — Америка».

Дует ветер. с моря, шолестит у прибреж-
ных камней крутая волна прибоя. ^ :

Здесь, в преддверии океана, с особой пол-
Ion ошушаеиь исторический смысл со-
	бытий, которые сверптились на Дальнем
Востоке в августовские дни 1945 года.
Чужие, нерусские названия селений, рас-
кинутых по берегу, обозначают меета, Pre
издавна трудился русский человек. Они воз-
вращены теперь Родине. /

Or залива Терления до Тойохары пейзаж
остается неизменным. Вдоль дороги, то
прижимаясь к ней, то отодвигаясь в сто-
рону на несколько километров, тянется вы-
сокой зубчатой стеной Западный хребет.
Склоны гор покрыты хвойными лесами.
Ближе к вершинам леса редеют. Наверху,
на склонах, видны лишь одинокие кедры и
лиственницы.

Все поселки расположены на узком про-
странстве, ограниченном с одной стороны
горным хребтом, с другой — Охотским мо-
рем. -

Город Тойохара стоит. в одном из самых
красивых уголков Южного Сахалина, в до-
лине реки Судзуя. После суровых, пустын-
ных берегов Охотского моря и однообразия
скалистых отрогов Западного. хребта глаз
отдыхает на спокойных, мягких линиях
этой долины. :

Русские поселенцы. основали здесь
в 1381 году поселок Владимировку. Им, ве-
роятно, пришлись но душе просторные луга
по обе стороны реки и невысокие, в топо-
лях и березах холмы, напоминавшие о да-
леких родных краях.

В этой долине они могли заняться при-
вычным делом — сеять - пшеницу, рожь,
овес, разводить огороды. Сюда не проника-
ют штормовые ветры Охотекого моря, кли-
MAT долины мягче и более ровный, зима не
	глифическая строка религиозного содержа-
ния, в углу, под низким дощатым потол-
ком—киот с фаянсовыми и глиняными ста-
туэтками.

Над городом, наз высоком холме, среди
залени живописного парка стоит «дзин-
Дзя» — деревянный буддийский xpam.
Ё нему ведет широкая белая лестница.
Несколько других, более скромных хра-
мов-—«отэра»—выделяютея своими загну-
тыми по краям, резными крышами в разных
местах этого города-деревни.

С восхода солнца и до темноты над; ули-
Rava висит. ‘однообразный, унылый стук
«гета». Трудно было бы придумать что-ни-
будь менев удобное для ношения. на ногах.
Но деревянная дощечка на двух попереч-
ных подставках окончательно’ вытеснила
за время войны кожаную и даже резиновую
обувь. Шагая на своих деревянных ска-
меечках, японец почти не сгибает колен, и
поэтому кажется, будто он спотыкается и
подпрыгивает на каждом шагу. Вероятно,
нужна многолетняя тренировка, для Toro
чтобы, балансируя Ha «тета», таскать тя-
жести или тянуть за собой нагруженную
тележку.

Из Тойохары можно проехать на запад-
ный берег по железной дороге. Дорога пере-
секает Западный хребет. Крутые под’емы,
резкие повороты, скалы, нависающие над
дорогой, бездонные ушелья — весь этот
суровый горный пейзаж напоминает пере-
валы Кавказского хребта.

От Найхоро на юг; к мысу Крильн, ведет
довольно пустынное шоссе. ‚ Населенные
пункты понадаются здесь реже.

На высокой ровной площадке мыса Кри-
льон сохранилиеь маяк и русская пушка—
следы пребывания в этих местах‘ экепеди-
ции Невельского. Оботнув мыс Крильон,
Невельской в 1853 rozy somes в залив
Анива и высадил в бухте Лососей команду
под начальством майора Буссе и лейтенанта
Рудановского. 20 сентября 1853 года они
	Моряки Северной Тихоокеанской флоти-
лии патрулируют по горбатым улицам (то-
мари. Раннее утро. Город только что про-
снулея. По булыжной мостовой проезжает,
тремя саженными колесами, арба. Идут, по-
стукивая деревяшками «гета», рабочие бу-
мажной фабрики, пивного завода, электро-
станции, фабрики тлиняных труб. У каж-
Aoro на рукаве повязка ¢ названием пред-
приятия. Парикмахер в халате пвета свин-
ца вышел на порог своего «салона» — елва
приметной лачуги в тесноте таких же не-
ряшливых домиков — и етоит, скрестив
руки, давая нонять прохожим, что © с50-
боден и готов принять клиента. Женщина
© ребенком на спине выталкивает из пере-.
улкз ручную тележку. Ей помогает боль-:
шая мохнатая собака, впряженная в те-.
TORREY. Проковылял на согнутых ногах
старик-грузчик © гигантеким мешком ну
плечах.

Поднимаюсь с бойцом морской пехоты
на высокий‘холм, господетвующий над го-
родом. Отсюда хоропо видны просторный
рейд и берега залива, образующие большой
полукрут. Войдя в залив Анива, корабли
попадают как бы в огромный ковш диамет-
ром в 80 километров. Мыс Анива с востока
и мыс Крильон с запада стерегут вход в
залив. Здесь можно укрыться от самого
лютого шторма.

На рейде стоят советские корабли. Четко
вырисовываются на зеркальной поверхно-
сти залива строгие очертания транспортов
и катеров.

— Наши корабли, — произноеит моряк,
He отводя тлаз OT освещенного солнцем
рейда.

Он ничего не добавляет к этим словам.
Но они и так полны глубокого емысла.

Hama корабли на рейде порта, Отомари,
Они вернулись к берегам. которые помнят
0 труде и потзига оусских людей.
	И. ОСИПОВ...