(2309)
	_ М июня 1946 г., суббота, № 128
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Учебный класс
на батарее
	На батарее калтитана Павлова хоротто obo-
рудован учебный класс. В большом, свет-
лом помещении выставлены экспонаты, раз-
вешаны чертежи и учебные плакаты.
Вольное место отведено пособиям для 0бу-
чечия артиллеристов, пулеметчиков, крас-
нофлотцев  элехтромеханической и инже-
нерной служб, радистов и телефониетов.

Личный состав батареи охотно занимает-
ся в овоем классе. Активное участие в 0б0-
	рудовании класса приняли командир батз-
	реи капитан Павлов, капитан Ильин, сер-
жант Петохин, втарший сержант Котьмов,
сержанты Емельез и Филипенко, старшина
Бойцов. Кроме учебного клаоса по всем спе-
циальностям на батарее имеется артятле-
рийокий класс. Он состоит из боевой руб-
ки и полигона для стрельбы по мороким це-
WAM.
06» класса сейчас используются дая
поптотовки в предстоящим  калибровым
	стрельбам.
Майор И. МАНТУЛИН.
Северный флот.
	Рассказы Оотпускников
	ТИХООВЕАНСКИИ ФЛОТ, 31 мая. (По те-
леграфу). Многие офицеры, старшины ий
краснофлотцы Н-ского соединения побы-
вали в нынешнем году в краткосрочном от-
пуску. Отпускники посетили родные места,
где они жили, учились, работали. Тихо-
океанцы увидели следы разрушений, при-
чиненных немецко-фашиестскими захватчи-
ками, они видели, как идет стройка, как
восстанавливаютея разрушенные фабрики
и заводы, города и села.

Вернувшись на флот, отпускники рас-
сказывают о трудовом под’еме советских
людей. Старшина 1 статьи Бобруйский по-
дробно изложил молодым бойцам ход вос-
становления промышленности и сельского
хозяйства Белоруссии. Большой интерес
	вызывают беседы офицера Аникина о герой-
	ческом Ленинграде. Много ярких фактов
приводит в своих беседах о возрождении
Николаева инженер-капитан-лейтенант
Хлуднев. Мичман Венев рассказывает о
деятельности одного из московеких заводов,
на котором он работал до призыва на
военную службу.
Старший лейтенант В. ПУРЫГИН,
	ТЕХНИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНОИЙ
	На корабле старшего лейтенанта Коро-
тезва недавно проведены две технические
конференции. Одна из них была посвяще-
на проверке знаний краснофлотцами маги-
стралей, на второй разбирались различные
аварии и борьба с ними.

С хокладами на конференциях выступи-
ли олытные старшины и краснофлотцы,
прослужившие на флоте по 5—10 ger. Co-
хержатетьный доклад о борьбе с авариями
сделал главный старшина Татаренко, ил-
люстрировавший свое выступление приме-
рами из опыта Великой Отечественной вой-
НЫ.

Конференции призвосят большую пользу
молодым краснофлотцам. Они помогают им
быстрее и лучше изучить вверенную им
технику.

`` бтарший лейтенант И. ДРОГИН,
Тихоокеанский флот.
	Общеобразовательная школа
на корабле
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСВАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 31 мая. (По телеграфу от корр.
«Красного Флота»). По вечерам в ленин-
ской каюте гвардейского монитора  . со-
бираютея краснофлотпы, не имеющие до-
‘таточной общеобразовательной подготовки.
Здесь опи регулярно занимаются по рус-
кому языку, математике п географии.

Ha корабле созданы две группы-—для
рядового и старшинского состава. Матема-
тику преподает гвардии инженер-лейтенант
Колосов, географию — твардии старшина
1 статьи Лабутин, русский язык-—гвардий
старшина [  статьи Белогубкин.

Развернувшаяея на корабле учеба за-
метно усилила тягу краснофлотцев & зна-
ниям, увеличила число читателей кора-
бельной библиотеки. Краснофлотцы Стела-
нов, Быковский, Авдёез и другие раньше
редко читали книги. Сейчас они стали по-
стояннъми посетителями библиотеки.
	СТРЕЛЬБА ПО ВОЗДУШНЫМ
РАЗВЕЛЧИКАМ
	Прошедшая война дала много примеров
успешной борьбы зенитной артиллерии ©
самолетами противника. Эта борьба имела
тем больнее эначение. что немцы возлагали
на свою авиацию разведку всех наших мор-
ских коммуникаций, базовых тылов, а тажк-
же аэродромов военно-воздушных сил флота
п средств противовоздушной обороны. Me-
толом разведки военно-морских баз были
фото‘’емка и визуальное наблюдение. По-
следний ©0606 применялся на малых высо-
тах. Действия немецкой авиации особенно
усиливались в период, когда готовилось на-
ступление. Немецкая  разведывательная
авиация использовала многочисленные так-
тические приемы. В первые дни войны 0аз-
ведчики заходили к об’екту или базе-со сто-
роны солнца и появлялись в одно и то же
время суток. Заход на цель со стороны мо-
ря или из-за гор от солнца затруднял дей-
ствия зенитной артиллерии, ‘а также понев
врага истребителями.

То поххода к об’екту воздушный фазвед-
	чик свободен в выборе маневра. Он изменяет
высоту. — скорость, ^/куре. — Разведчик
	«СИЕ-ШЬ, например, долгое время подх0-
	дил к нашей базе с быстрым набором вы-
соты, и этим он затруднял подготовку пер-
вого залпа. Тогда мы решили ввести попраз-
ку на прибор управления зенитным огЕем,
не ожидая маневра самолета. Это прине?-
ло результаты. 16 января 1942 г. [аз-
ведчик пришел с моря е набором высоты.
Помандир батареи внес корректуру к ие-
ходной установке высоты. Орудия открыли
огонь. Разрывы расположились  поблизо-
ети от самолета. Второй залн заставил Bpa-
га развернуться при 90°. Резко снижая вы-
соту, он на полной скорости ушел в море
й отказался от разведки нашей базы.
	Не менее поучителен случай © «Фовке-
Вульфом-189», который обычно. корревти-
ровал артиллерийский огонь и наводил на
цель бомбардировщики. Он беспрерывно «вп-
сел» над нашими войсками и коммуника-
циями. При встрече © истребителями он
«прижималея» к воде и, непрерывно манев-
рируя, уходил в глубь моря. «Фокке-
Вульф-189» усиленно пользовалея противо-
зенитным маневром. Тогда зенитчихи приме-
нили другую тактику стрельбы. Одна бата-
Ped открыла огонь. После первого залпа ва-
молет начал свой излюбленный маневр —
поворот на разрыв бнаряла. Раньше этот
прием помогал ‘избегнуть попадания. На сей
	раз после первого разрыва, отклонившегося.
	влево, дали еще несколько залпов Balbo.
В результате «ФВ-189» сам влез в paa-
рывы. «Неуловимый» разведчик лег на 09-
ратный куре. но уже... без хвостового эне-
рения. Так был сбит опытный развелчяв.
	В начале войны зенитчики отмечали, чт?
подавляющее большинство стрельб по раз-
ведчикам и в отинаковой степени по б0м-
бардировщикам проходило Ha отстающих
разрывах. Глубокий анализ показал, что В
большинстве своем разрывы отстающими
кажутся из-за того, что их неправильно
оценивает управляющий огнем. Разрыв нуж-
но оценивать не по облаку, а по вельшике.
Если управляющий огнем через 3—3 се-
вунлы видит облако, то сомолет уже ушел
от разрыва, который был верным. Опыт
войны, частая стрельба по самолетам врага
научили управляющих огнем правильно #п-
релелять мосто разрыва снарядов и соответ-
ственно производить поправки.
	Сейчас, в ходе боевой подготовки, необхо-
лимо сосредоточить внимание арталлериетов
на стрельбе по целям, обладаюлитм малеврам
по скорости и высоте. Только тогда стрельбы
емогут принести пользу.
	Следует обратить внимание на быстроту
и автоматизм в работе расчетов. Ройна по-
казала, что разведчик подхолит в базе на
большой высоте и находитея в зоне обегрела
очень мало времени. Как правил, батарея
сможет сделать He более двух-трех залпов
до периметра, а, как известно, корректуру
можно применять только после двух залиев
пли по шести и более разрывам. Следова-
тельно, хотя стреляет и одна батарея, при-
менение корректуры по пели, летящей на
высоте 6.000—9.000 метров, почти. полиэ-
стью исключается. При трушювом отно
по такой цели повышается вероятность по-
падания, так как стреляют несколько бата-
рей. При групповом огне по одной пели же-
лательно одновременное появление разрывов
всех стреляющих батарей: Это намного по-
вышает эффективность стрельбы. Правти-
чески такая одновременность достигается
точным расчетом времени открытия отня
каждой батарен и слаженной работой лич-
ното состава.
	Успешная борьба наших истребителей и
зенитной артиллерии © разведчиками врага
заставляла их вылетать на задание парами
и даже звеньями и нередко подходить & 06’-
ежту с разных направаоний. богда зонитчи-
ки открывали огонь 0 одному разведчику,
¢ противоположного направления исявлялся
второй.
	Несколько слов 06 истребителях. Пра-
вильная организация патрулирэвания, Зыет-
рый пот’ем в воздух, безошидзчное целеукз-
зание с командиых пунктоз ПВО и постов
наведения обеспечивали астребителям свее-
временные встречи с развелзчиками против-
ника. Полностью 6вебя оправдала тактика
перехвата развелчиков. Одяако для наибо-
лее эффективной борьбы < разведчиками
врага нужны согласованные действия зе-
НИТчиков И летчиков.
	Исли истребитель не видит цели, то зе-
нитная артиллерия дает пелеуказание раз-
рывами. Такие стрельбы на пелеуказание,
примененные в годы войны, приносили
пользу. Когда истребитель идет в атаку,
зенитчики прекралцалот огонь.

Действия воздушных разведчиков против-
ника ча нашем театре не ограничивалиеь
только дневными полетами. Значительное
чиело самолетов вело разведку ночью и на
рассвете. В этих случаях они ирилетали Ha
высотах от 500 до 2.000 м и вели визуаль-
ное наблюдение, стремяеь выявить или
уточнить средства нашей противавоздутной
обороны и движение корздлей в море.
	Отонь зенитной артиллерии в таких слу-
чаях пелесообразен только по освешенной
цели или ограниченным чиелом батарей, 8а-
градительный огонь соверлиепио пепелесв-
образен. 0 том, что ночью разведчик слре-
митея вызвать огонь на 2е9я лая засечения
наших боевых порялков, говорит такой при-
мер. 8 сентября 1942 гола вамолег неодно-
кратно появлялся над ныпими позициями.
В 23 часа 30 минут мы огня не открывали.
он пришел к 00 часам 30 минутам; затем в
01 чае 42 мин., затем в 3 ч. 15 м. Мы  ак
и не открыли огня. Не выявив наших бое-
вых порядков, разведчик прилетел на рас-
свете (котла исключено праменение гро
жекторов). Настойчивость разведчика дает
основание сделать вывод. Что он хотел
вызвать отонь на себя.
	В заключение слетует отметить, что ни-
какие тактические приемы вэздушных таз-
вехчиков не будут неожиданными при’ безу-
коризненных действиях технических средетв
наведения и визуального наблюдения.
	Hanuran Hs. HOTOB.
	о А, Межуева,
	Черноморский флот. На учение...

Пути завоевания авторите!с
	Боевую подготовку в этом году, в OT
личие от прошлого года, мы начали в ус-
ЛОвИЯХх, КоТДа часть опытного, закаленного
	в боях рядового и старптиневото состава уш-
	ла по демобилизации. Флот попоанилея мо-
лодыми краенофлотцами. На корабли и в
части прибыло много молодых офицеров,
не имеющих боевого опыта.

Во время войны главная залача в обуче-
нии офицеров сводилась к тому, чтобы бы-
стрее научить их управлению катером, пла-
ванию по счислению и использованию сво-
его оружия. Часто обучение молодых коман-
диров проходило непосредственно в опера-
циях. Командиры обучали в основном ме-
тодом личного показа, находясь за штурва-
лом. Такой способ воспитания, несмотря На
многие достоинства, имел один крупный не-
достаток: ограниченность теоретической под-
тотовки.

Известно, что из молодых командиров,
пачавших службу и обученных в период
войны, выросли прекрасные офицеры, на-
копавшие богатейший боевой опыт, Многие
из этих офицеров удостоены звания Героя
Советского Сотоза. Таких офицеров, как ка-
питан-лейтенанты Филиленко, Рогачевский,
старшие лейтенанты Подымахин, Кананад-
36 и другие, знает весь флот. Эти недавно
еше молодые офицеры по праву сталин ко-
мандирами - подразделений и частей. Ha
этим офицерам придется очень много по-
работать над совершенетвованием своих
знаний в области ортанизации и особенно
воспитания подчиненных.

Большую помощь в этом могут оказать
и действительно оказывают партийная и
комсомольская организации. № сожалению.
некоторые молодые командиры не уяснили
себе достаточно: ясно, что именно они дол-
жны руководить и нолитическим воепита-
нием личного -©остава. Причину. следует
искать в том, чго большинство из этих ко-
мандиров-—еами молодые коммуниеты; всту-
пившие в партию лишь во время войны.
Они, ‘естественное, не имеют опыта партий-
ной работы. }

Многие молодые офицеры в своей практи-_
ческой леятельности допускают две ошибки.
Олни перекладывают все на старшин, не
контролируя их: другие берут всё на себя,
работают за старшин. Вот пример. Кажло-
му ясно. что именно с<таритины обязаны про-
верять обмундирование или заправку коек
у подчиненного, обучать его специальности,
трениревать на боевом посту. А некоторые
офицеры занимаются этим сами, минуя
старшин,

В вопросах воспитания подчиненных
главное — личная примерность и требо-
валольность офицера. Офицер с трязными
пуговицами, небритый, не по форме оде-
тый, не может сделать замечания  подчи-
ненному, а если и сделает, то его замеча-
нию грош. цена, ибо полчиненный в са-
мом начальнике видит пример недиецитли-
нированности. Прежде чем явиться в подчи-
ненным, командир должен проверить, в но-
рядке ли его собственное обмундирование,
как он выглядит. Разбирая проступок пох-
чиненного; он не должен горячиться и, как
говорят, «рубить е плеча» (чем, кетати
сказать, иногда увлекаются молодые офи-
церы). Определить меру взыскания нелегко,

мает взыекание. Один больше всего пере-
живает выговор перед строем, другой может
спокойно отсилеть на гауптвахте — только
бы его не лишили очередного увольнения
ит. д. Поэтому, чтобы наложить, действен-
ное взыскание, нужно знать своих подчи-
ненных.

Вот интересный случай. Старптий мото-
рист Ильин, харопю проявлявитий себя в б0-
ях, был мало дисциплинирован на берегу и
в общежитий Однажды после очередного
проступка в беседе с Ильиным я сказал.
Что напицеу письмо его матери и расскажу,
как ведет себя ое сын. С Ильиным елучи-
106 что-то необыкновенное. ;

— Отправьте лучше в штрафной баталь-
он, только не пишите матери, —просил. он.
Ильйн обещал. исправиться. Я поверит.
Письмо не отправил. А Ильин действитель-
но исправилея и < успехом исполнял 0обя-
занноети старшины.

Но его командир допустил оптибку. Уви-
дев, что Ильин исправляется, офицер ©о-
вершенно перестал им заниматься. По не-
OUBITHOCTH он упустил таюую деталь в ха-
рактере людей: ‘не так-то легко сразу из-
бавиться от недостатков. Так случилось ие
Ильиным. Он довольно долгое время не имел
замечаний и, не чувствуя особого к себе
внимания, вновь натушил дисциплину,

ибо каждый человек по-разному восприни-_

mt ep etme et ok ot Oo ee
	Rh сожалению, молодые офицеры мало. за-
нимаютея обменом опытом по воспитанию
краснофлотцев. Я имею в виду не офици-
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 31 мая. (По телегра-
фу). Командование военно-воздушных сил
Северного флота в ©в0е время приняло’ ре-
шение составить Исторический отчет о дей-
ствиях ВВС в годы Великой Отечественной
войны. В течение девяти месяцев над отче-
том работала группа офицеров—учаетни-
	Ков: ВОЙНЫ: полполковник Шарко, гвардии
	Каллитан Вривоконь, капитан Макатов, стар-
	>_>

Капитан 2 ранга
В. ПРОЦЕНКО
+>

альтне совещания. а товарищеские беседы.
	Редко анализируют они свои действия, мало
думают о том, насколько знают свойх под-
	чиненных. Командиру экипажа нужно очень
хорошо знать своих подчиненных. Для этого
офицер должен повседневно Заниматься ©
ними и интересоваться ими, даже если они
	не находится на корабле.

Для иллюстрации приведу следующий
характерный пример. Флатманокий врач
проводил проверку санитарного состояния
нз катерах лейтенантов Заторного и Егу-
рова. Были обнаружены отдельные недо-
остатки. Лейтенант Егуров четко доложил,
что нарушение было обнаружено всего час
назад. Он знал все подробности и очень
переживал свой недосмотр. Вомандир coe-
динения  ограничилея  предутреждением.
	Иначе обстояло лело с лейтенантом загор-
	ным, который, явившись вечером к коман-
диру соединения для об’яснений, не знал
о том, что еще утром обнаружил на его Ko~
рабле флагманский врач. На вопрос, имеет
ли он взыскания и за что, Загорный от-
ветил. что имеет, только забыл, за что.
	Потом вспомнил, что взыекание получил за
	грязь на катере. Вот это и есть недобросо-
вестное отношение офицера ® своим обя-
занностям. Взыскание, полученное от ко-
мандира, не может быть забыто. Забыть его
значит быть безразличным к службе.
Авторитет молодого офицера во многом
зависит от ого, как он заботится о людях.
Офицеры ‘нередко допускают в этом боль-
шие ошибки, Эту важную черту команци-
ра — заботливость — они путают © ролью
«доброго дяди». Известно. что во период
боевых действий отпуска были запрещены.
Bes знали 06 этом. Все жев период затишья
некоторые краснофлотцы подавали доклад-
	  ные е просьбой 96 отпуске. Вместо того
	Чтобы раз’яеснить приказ, офицеры инотда
холатайствовали 06 отпуске перед стар-
пгим командиром и потом говорили краено-
флотцу: вот, мол, я-то просил (я хороший !),
да большое начальство отказало.

Кало в самой резкой форме предупредить
	молодого офицера, что его авторитет от та-
	кого разговора не возрастет.

Bot другой пример. Как-то после пере-
базирования я ночью проверял, как устрои-
лись краенофлотцы. Большинетво слало на
голых тончанах. .

— Почему бойцы спят на досках, котла
уже привезли солому? — просил я у де-
журного офицера. Дежурный ответид:

—- Жаль их будить после тяжелого пере-
хода.

Пришлось раз’яснить, что и такая «забо-
та» не поднимает авторитета. офицера. Крас-
нофлотцы, затратив 35—40 минут на на-
бивку матрацев. вновь легли и уснули глу-
	ооким. здоровым еном, после которого чув-
	ствовали себя бодро.

Многие офицеры «стесняются» поднять
е койки краснофлотца, у которого плохо
уложено обмундирование, не заставляют за-
шить порванную форменку или брюки. Тз-
кие офицеры «стесняются» и остановить
одетого не по форме и сделать ему замеча-
ние: фожное чувство! Оно ведет только к
ослаблению дисциплины. Заверю такого
«хорошего» и «доброго» офицера, что на-
руптивитий форму, попав в комендатуру, не
поблагодарит его.

Сколько раз при встречах co старыми
товарищами мы вепоминаем, как требовал
порядка адмирал Оклябрьский в бытность
командиром соединения. Сколько мы по-
лучали «разноеов» за окурок или клочки
бумаги на территории, за размочаленный
конец на катере, за неряшливость! Адмирал
запрещал неубранным и не имевшим долж-
ното вида катерам подходить к пирсу. Та-
кие катера подолгу стояли на рейде, приводя
себя в порядок, По молодости мы иногда бы-
ли очень недовольны «разносами», затр как
все были благодарны впоследствии!

Основа заботы о людях — требователь-
HOCTS. Решив сделать хоронгее подчиненным,
например поместить их на жилье в казар-
му, нельзя останавливаться на полпути.
Обдумав план, нужно быстро довести все
дс конца, очистить помещение, заделать ще-
ли, устроить удобные постели и т. д. Все
Это делается руками вамих краснофлотцев,
но они почувствуют истинную заботу ко-
мандира. Я не привожу примеров о том, что
офицер обязан заниматься и перепиской ¢ po-
дителями, помогать семьям подчиненных те»
	рез органы местной власти и т. д. Этим. к
	Обобщение боевого опыта
	ший лейленант Казаков и многие другие,

Неларно составление ‘отчета закончено.
Он представляет cobof об’емистый труд, в
котором дана хроника боевых событий, рас-
сказывается о тактических приемах различ-
ных видов авиации, представлена етатиети-
ка, рассказано об опералиях, провотивитих-
ся авиацией совместно ¢ кораблями флота
по освобождению . Поченги,
	сожалению, пока в основном занимаются
только политработники, а Не непосредствея-
ные начальники краснофлотцев.

Во время войны личный пример офицера
зачастую решал уснех операции. Катерни-
кам, летчикам, морским пехотинцам и раз-
ведчикам Черноморекого флота известен ко-
Мандир звена старший лейтенант А. Kypa-
кин. Он воевал храбро и увлекахл за собой
все звено. В бою он действовал разумно. н
расчетливо. Не было операции, которую по
выполнил бы Куракин. Приведу яркий при-
мер. После высадки десанта в февра
1943 тода в район Станички (rot Honopoc-
сийском) противник, подтянув резервы,
остановил движение куниковцев. Ведя не
прерывные бои, морокие пехотинцы израехоя
довали боезалтае. Нужно было ето востол-
нить. Месколыко попыток торпедных кале
ров подойти к берегу в темное время су-
ток не увенчались успехом: на подходе ка-
Фера были встречены сильным огнем и, по
неся потери, возвратились. № фасевету to-
ложение стало’ критическим. На вызов
контр-адмирала Холостякова отклижнулся
Куражин. Расчетливо маневрируя, он в светы
лое время подошел к берелу, доставил 60-
запас и, взяв раненых, возвратилел, герой»
ски выполнив поставленную задачу.

Личный состав, слелуя примеру ©в06то
командира, проявлял в бою исключительную
OTBATY.

Не раз в операциях, следуя примеру сво-
его командира, подчиненные отважно вы-
полняли вадания. Один из ето подчинен-
ных-—-Юшин при налете вражеской авиации
на порт Тамань принял коман.ование нз
себя и с тремя краснофлотцами, обрубив
концы, отошел на катерах oT горящего
причала и стас этим три торпедных. ка-
тера. Куракин обучил весь личный состав
управлению катером. Это не раз. спасало
корабль от гибели.

В противоположность описанному, мож
но привести пример. отрицательного порял-
ка. В период боевых действий в нашем coe
динении начальником пгтаба одного“ из дня
визпонов был капитан-лейтенант Филип“
пов. дн просил назначить его командовать
труппой катеров в море. Ему отказывали,
так как до этого он.был связистом и команд:
ного опыта не имел. Тов. Филимиов 20
пользовалея авторитетом ни у офицеров, ни
у краенофлотцев. Я решил доискаться при“
чин. Выяснилось, что он совершенно He
знает тактико-техничеоких данных Kato
ров. Уставы, знатоком которых. Филипиов
считал себя, он тоже знал слабо. Причина
безавторитетности была выяснена: заклю-
чалась она в незнании дела. Притилось 34-
ставить офицера изучить катер. Филип
понял, почему его не дотускали командо-
вать, и, попав на курсы, добросовестно
изучал военно-морекое дело.

Из этих примеров можно сделать вывод;
Чтобы подготовить полноценного боевого ха*
терника, приходитея много и упорно рабо
тать прежде всего самому офицеру.

Торпедный катер — небольшой боевой
.  корабль. Если командир БЧ на большом ко-
рабле изучает главным образом одну спели“
альность, то командир катера не имеет в03-
можности отдавать предпочтение одному д
ду. Он должен обладать веесторонними зна“
ниями. Иначе он не сможет самостоятельно
решать боевые задачи.

Во-вторых, командир катера—-один офи“
цер на корабле, и вся основная работа по
воспитанию личного состава ложится а его
плечи.

Подавляющее большинство молодых. №
мандиров делает одну и ту же ошибку:
воив упразление катером и выполнив 3844“
Чи по торпедной стрельбе, они бчиталт се
бя уже вполне подготовленными офицерами,
которым нечего делать в этой должности.
Эту ошибку осознают обычно позже, гов
через 2—3, когда сами начинают обучать
молодых. Поэтому хорошим командиром стз-
новитея тот, у кого в результате первых
успехов нет зазнайства, кто стремится лу
пе изучить специальность и в совершен
стве освоить дело.

Каждый из офицеров в начале св
службы стремитея подражать TOMY 23 CTS)
пих, кто ему наиболее понравится Nak
командир. Период такото подражания д9-
вольно длителен, и даже тотда, кода oA
цер вырастает до самостоятельното началь“
ника и котда он здраво решает, что ему
оторосить и что закрепить из усвоенного,
все равно остается очень многое из ‘усвоен“
ного от командира, который его обучал и
которому он подражал. Именно поэтому Ia
ная примерность и стротая требовательность
к ©6бе, критический анализ своих дейст“
вий при’ обучении доляуны , повоедневно ©6-
` путствовать обучающим офицерам,

Б отчете описан знаменитый бой два“
ды Героя Советекого Союза Сафонова —
«Семь против пятидесяти двух», разобраны
почти все бои Героя Советского Союза 188)
дии капитана Огибнева, в том чиеле Sol
проведенный им в июле 194% года над МУ
манеком. Во время этого боя семь истребле
телей, ведомые Сгибневым, уничтожий
семь «Юнкерсов»., К, ЗАРОДОВ,
	НА ПРИЗ ГАЗЕТЫ «КРАСНЫЙ АМУРЕЦ»
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ @.10-
«Красного Флота»). Приказом командующе-
го Амурской флотилией установлен ежегод-
ный всефлотильский заплыв на приз газе-
ты «Красный амурец», проводимый в честь
Дня Военно-Морского Флота. Цель заплы-
ва — привлечь всех краенофлотцев и стат-
шин кораблей и частей к занятиям пла-
ванием. :

Первый этап соревнований проводится с
1 по 95 июня на листанцию 500 метров.
	флотилии. После этого лучшие пловцы ко-
раблей и подразделений будут состязаться
в плавании на 1000 метров. Заключитель-
ным этапом будут заплывы @ 265 июля по
20 августа на 2000 метров на первенство
соелинений.

~~
	Занявшие первые места корабль (под-
разделение), часть и соединение награжда-
ютея переходящими призами и грамотами,
	Руководители физической культуры ‘и
	командиры кораблей и частей премируютея
	В. нем примет участие весь личный состав \ ценными подарками.
	Изучать и беречь радиотехнику
		где начальником связи офипер Бузин, бла-
голаря постоянному  совершенетвованию
знаний добились надежной работы аппара-
туры в любых условиях.
	Некоторые офицеры считают, что раз в
	описаниях станций указаны наиболее ха-
	рактерные случаи неисправностей и пред-
	ложены с10е0бы их определения и устра-
нения, то, собетвенно, учить личный 6о-
став. особенно электротехнике, не следует.
	Они, видимо, упускают из вида, что всех
случаев в описании не перечислишь, а сда-
вать аппаратуру в мастерскую для ремонта
	Не всегда возможно. .

Вееной 1943 года у единственного при-
емника, установленного на острове С., вы-
шел из строя транеформатор усилителя низ-
	вой частоты. оапаеного трансформатора не
оказалось. Поставить новый из-за ледовой
	обстановки было невозможно. Связь ©
островом прервалась. Выручила находчи-
воеть радиста старшего краснофлотца Алек-
сандрова. Благодаря хорошему знанию тех-
ники он сумел изменить схему усилителя:
выключил трансформаторы ий перевел низ-
	кочастотные каскалы приемника Ha схему
	усилителя на сопротивлениях. Через 6 ча-
	сов радиосвязь была восстановлена. такова
сила знания теории, подкрепленного прак-
	тическими навыками.

Офицер, организуя теоретическую учебу,
обязан подтверждать ее положения практи-
кой, используя аппаратуру, которая имеется
Ha корабле или в части. Изучение техники во
всех случаях должно начинаться © ее по-
Raga и об’яснения принципов работы. Cae-
дующий этап —= освоение  тактико-тех-
нических данных в целом, изучение отдель-
ных частей и узлов-—антенного устройет-
ва, источников питания, подготовки аппа-
ратуры & работе и © вастройки, устране-
ние неисправностей.

Ecth еше радисты, которые нетвердо
знают монтажные схемы раций и не умеют
определять и устранять нжиеоправности, Это
	Иногда приходится слышать жалобы:
«Радиостанция сделана плохо, часто выхо-
дит из строя». При проверке же оказывает-
ся, что радисты не выполняют элементар-
ных правил экоплюатации, не проводят про-
филактических осмотров и ремонта аппара-
туры, а их командиры не контролируют ка-
чества обслуживания и ухода за этой слож-
ной техникой.

На одном из постов СНиС в течение ме-
сяца радиостанция трижды выходила из
строя. Микрофоном работает нормально, а
при переключении на телеграфную работу
«капризничает». Стали выяенять причины.
Оказалось, что радист Сергеев не ухажи-
вает за станцией. На деталях грязь. Попав-
шая на стол вода намочила проводку и вы-
звала замыкание. Из-за этого нельзя было
переходить на работу телеграфом. Этот слу-
чай небрежного сбережения техники не
единственный: У старшего радиста Белогля-
това Из-за плохого ухода в течение одной
лекалы дважды сгорали. лампы в приемнике.
	Ралист подключал дополнительное питанию
	(основной аккумулятор разрядилея) и не
измерял напряжения прибором.
	Эти факты свидетельствуют о том, что в
некоторых подразделениях связи еще плохо
организуют учебу личного состава, недоста-
	точно жестко требуют выполнения правил
экоплоатации. Соблюдение же этих правил.
позволяет экеплоатировать оборудование
тлительный срок 063 всяких происшествий.
У старшины 1 статьи Александрова, напри-
мер, материальная часть бесперебойно рабо-
тала три года. За весь этот период не было
ни одного ‘случая поломки или неисправ-
ности аппаратуры. Во время войны радио-
станция оказала большую помощь экина-
жам катеров. выполнявшим боевые задания
здали бт базы. Старший краснофлотец Азем-
ша на Одном из островов самостоятельно
смонтировал радиостанцию средней мопно-
сти и два года работал на ней без происше-
creuit, Большинетво радистов соединения,
	особенно непростительно старигинам, так
как именно им чаще всего приходится вос-
станавливать поврежденные рации, Навы-
ки по ремонту аппаратуры следует приви-
вать в процессе практической работы. Для
такого обучения пелесообразно использо-
вать зимний ремонт. Зимой 1942 года в.
соединении, где флагманским связистом
был капитан 8 ранга Солодовников, все
радиеты катеров были собраны в Одну
грушгу и наряду с учебой по другим видам
боевой подготовки ремонтировали аппара-
туру, приобретая ценные практические на-
выки.

На наш взгляд, в больших соединениях
и базах целесообразно организовать у9еб-
ные ремонтные мастерские. Важдого ради-
ста надо научить заряжать аккумуляторы,
оболуживать двигатели внутреннего сгора-.
ния. До вих пор на это’ обращалось мало
внимания.

При эксплоатации аппаратуры 0обого
внимания требует состояние изоляции. Про-
верять ее следует каждый месяц, & изоля-
цию электрических машин-—не реже раза
в неделю. Градуировку приемников и пере-
татчиков повторять не реже раза в полуго-
дие и, кроме того, после каждого толчка и
взрыва.
	Резкие колебания температуры неизбеж-
но вызывают отнотевание аппаратуры. Она
окисляется, ржавеет, теряет изоляцию. Вот
почему температура в радиорубке должна
быть не ниже 10 °С и 6ез резких измене-
ний. На кораблях ежедневно проворачива-
ются механизмы. Это время, отведенное
уставом; елехует употреблять на осмотр и
опробование радиоаппаратуры, проворачива-
ние высоковольтных агрегатов, преобразо-
вателей и автономных двигателей.

При соблюдении этих основных правил
сбережения радиотехники радист может
быть Уверен, что материальная часть by-
дет работать. бесперебойно.
	Инженер-майов Р. КОВАЛЕВСКИЙ.