1 июня 1946 г. суббота, № 128 (2309)
	ЫЙ ФЛОТ
			«Еще раз о военно-морской педагогике»
		Военно-морские учебные заведения за
последние годы подготовили для флота боль-
шое количество высококвалифицированных
специалистов и накопили богатейший опыт
обучения и воотитания военных моряков.
Однако этот опыт ‘не обобщается, проблема
научном исследоватия и разработки тео-
рии обучения и восмтитания воешных моря-
ков остается неразрешенной,

В результате между теорией обучения и
	_ воспатания и практикой, по существу, ©о-
	здаотся разрыв. До сих пор не только нет
учебника военно-морской педагогики, но
даже но предпринимаются сколько-нибуль
серьезные шаги к его выпуску. Между тем
такой учебник крайне необходим, отсут-
ствие его остро ощущается, и должны быть
приняты BCC меры к тому, чтобы выпу-
стить учебник, в 1947 году. Для составле-
ния ого лучше всето об’явить конкурс.

При обсуждении проблем воонно-морской
педатогики на первый план, естественна,
выдвигаются задача подготовки педаготиче-
ских кадров для военно-мореких учебных
заведений и прежде всего для школ и учеб-
ных отрядов, где нужда в квалифицирован-
ных педагогических кадрах, имеющих воен-
но-педагогическое образование, ощущается
особенно остро,
	Лю существу, если не принимать в. рас-
чет преподавательский состав © долголет-
ним практическим стажем и офицеров-пре-
подавалелей, прабывших из запаса и имею-
щих педагогическое обравование, то полу-
читея, что огромное большинство педаго-
гов является офицерами, не имеющими ни-
какой специальной подготовки в области
методики обучения. Надо сказать, что
с подбором и подготовкой преподавательско-
го состава для школ и учебных отрядов де-
ло оботоит явно ноблагополучно и этот вэ-
прое требует самого серьезного внимания.

Tops покончить © укоренивигимея мне-
нием о том, что преподавателем в военно-
морской школе может быть всякий мало-
мальски грамотный в военном отношении
офицер. Так могут рассуждать только лю-
ди, не имеющие элементарных познаний в
педагогике.

Нот никаких сомнений в том, Что в во-
енно-мороких учебных заведениях даже пре-
подавали, которые уже освоились © прак-
тикой педагогической работы, нуждаются
в серьззной теоретической подготовке по
вопросам педагогики, психологии и мето-
дики обучения.

Поэтому правильно будет, если внедре-
ние военно-педагогического образования
пойдет по пути немедленного создания крат-
косрочных курсов усовершенствования пре-
подавательского состава и прежде всего для
подготовки преподавателей низших и ©с0ед-
них военно-мореких учебных заведений.
	Для подготовки преподавателей высших
военно-морских учебных заведений и ру-
ководителей учебного процесса низигих и
средних учебных заведений назрела необ-
ходимость создать при Военно-Морской ажка-
демии педагогические классы. Они же н
холжны быть своего рода центром научно-
исследовательской работы по разработке
теории военно-морской педагогики... _

Придавая важное значение преподава-
тельским кадрам, привлекая к этой про-
фесоии лучших. опытных и бывалых офи-
церов, надо, безусловно, обратить внима-
ние и на заинтересованноеть в препохава-
	тельекой работе. Пора, определить нормаль-
ную загрузку преподавателей в течение ра-
бочего дня,

Напрашиваются и другие мероприятия,
направленные к изучению и обобщению
опыта учебно-методической работы ‘и по-
вышению квалификации преподавателей. В
штатах учебных отрядов и подготовитель-
ных школ желательно, например, ввести
должность методиста. Необходимо также
ежегодно проводить конференцию обучаю-
его состава школ и учебных отрядов со-
вместню © офицерами боевых частей и ко-
раблей. Хотелось бы, чтобы первая такая
конференция состоялась уже в нынешнем
году и была посвящена задачам школ п
	учебных отрядов по подготовке епециали-
	стов в мирный период.
	Собеседование
› пятилетнем
		ом HOBLIM высотам
советской науки и техники”
	зб
Доктор экономических наук
м. и РУБИНШТЕЙН
		Наука и техника переживают тецерь пе-
риод бурного фазвития. Внутриатомная
энергия, радиолокация и другие хостиже-
ния радиотехники, успехи химии органиче-
ского синтеза и электрохимии, открытие
сульфамидных препаратов и пенициллина,
совершенетвованих реактивных и ракетных
двигателей, электронные микроскопы и ряд
других научных достижений, открытий и.
изобретений открывают новые пути техни-
ческого развития, новые возможноети no-
знания, покорения и использования CHO
природы. :

Во всех областях науки и техники сту-
чалея новые проблемы и новые возмож-
ности их разрешения. которые еще ‘нелав-
но показались бы фантастическими. Толь-
Ко воздействие мировых экономических и
политических сил современного монаноли-
стического капитализма, только политика
мощных капиталистических монополий на
каждом шагу тормозят возможноеть про-
Кого мирного использоважия достижений на-
YEH, пытаются подчинить и извратить ca-
мую науку, подчинить своим целям работу
самые мысли научных работников.

Приведем характерный пример из ма-
териалов, собранных антитреетовеким от-
делом министерства юстиции. США.

исследовательских лабораториях тре-
ета Дюпон был недавно разработан нозый
пигмент, пригодный как для изготовления
текстильных красителей, так и для красок
другого назначения. По условиям рынка
Цюпону было выгодно не допустить его при-
менения в текстильной промышленности.
Перед лабораторией была поставлена зада-
ча видоизменить пигмент таким образом,
чтобы сделать его непригодным для окра-
ски тканей. Для этого была разработана
‘своеобразная «программа — иселедователь-
CRUX работ», предусматривавшая возмож-
‘ность разных добавок: 1) примесей, от ко-
‘торых краска ляняла бы при первой же
‘стирке, 2) примесей, ухудшающих птюч-
ность тканей, 3) примесей, вызывающих
при носке ткани раздражение кожи, 4) до-
бавки твердых частиц (вроде толченого
стекла или карборунда), которые портили
бы валы ситценабивных машин. Эта вреди-
тельская программа была разработана во
всех деталях, с подробнейшим «научным»
обоснованием и должна была на длитель-
ный период занять высококвалифицирован-
ные кадры научно-иеследовательских ра-
ботников. Таких примеров очень много.

По существу такую же роль в гораздо
более крупных масштабах играют настой-
чивые попытки реакщионных империали-
стических кругов использовать крупнейшие
междунаролные открытия в области внутри-
атомной энергии в целях пресловутой
«атомной дипломатии». Так наука стано-
вится служанкой «грозного капиталистиче-
ского корыетолюбия».

Прамо противоположную роль играет про-
reece науки и техники в Советоком Союзе.
Еще основоположники научного социализ-
ма предвидели, как указывал Ленин, что
«только социализм освободит науку от ее
буржуазных пут, от ее порабощения вапи-
`талу, от ее рабства перед интересами’ гроз-
пого капиталистического корыстолюбия»,
использует науку для того, чбы облегчить
жизнь и повысить благосостояние всех тру-
JAMIE. .

Впервые в мире в Советском Союзе осу-
щезтвляютея замечательные предвидения
Маркса о слиянии труда и науки, о под-
линной «материально-творческой и пре-
метно-воплоткающейся науке», поставаен-
ной на службу народу.

Наука являетея основой сопиалистиче-
ского общественного строя. Самое существа
вание и все развитие Советекого Союза, все
уснехи социалистического строительства в
СССР, так же как исторические победы
Красной Армии в Великой Отечественной
войне, основаны на величайшей из наук,
а гениальной теории маркеизма-лениниз-
ма. Впервые в истории человечества наука
стала в Советском Союзе основой созпа-
тельной организации общественных отно-
шений, планового руководетва социалиети-
ческим наротным хозяйством, целеустрем-
ленного развития и направления техни-
ческого прогресса.

Советская наука с честью выдержала су-
ровое испытание войны. Она е успехом вы-
подняла ивобычайно разнообразные задачи,
ставшие перед ней в связи с потребностями
военных производств, стремительным разви-
They военной техники, необходимостью бы-
строго открытия и использования меето-
рождений полезных ископаемых и других
приролных богатств нашей страны, © но-
BEN потребностями медицины и т. д.

Каждый Soe на фронте, каждый pa-
ботник тыла видели своими глазами пло-
ды усилий передовой советской науки, ко-
Торзя мобилизовалась и развивалась в но-
Гу с возросшими требованиями страны. Co-
ветокая наука сыграла громадную роль в
достижении победы над злейшим врагом на-
шего народа и всего прогрессивного чело-
вечества, непримиримым врагом подлинной
науки и культуры — немецким фашизмом,

В докладе, посвященном 27-й годовщине
Великой Октябоьекой Ооциалистической рз-
волюции, товарищ Сталин говорил: «Налга
интеллигенция смело идет по пути новатор-
ства в области техники и культуры, ус-
пешно развивает дальше современную нау-
ку творчески применяет ее достижения в

производстве вооружения для Красной Ар-
мии. Советекая интеллигенция. своим со-
зидательным трудом внесла неоценимый
вклад в дело разгрома врага». В резуль-
тато работы советеких ученых, конструк-
торов, изобретателей, инженеров и техни-
ков качество вооружения Красной Армии
на всем протяжении войны превесхолито
вооружение противника, а в хохе войны бы-
ло ликвидировано и то превосходство в ко-
личестве военной техники, которое против-
	ник имел в начале войны,

Все отрасли советской науки были ис-
пользованы для мобилизации неиечерпае-
мых ресурсов нашей страны на дело 000-
роны.

Советскче физики п техники создавали
теоретические и экопериментальные осно-
вы для конструирования новых видов 50-
оружения, развития оптической промыш-
ленности, созхания новых производетв п со-
	* Сокращенная стенограмма лекции, про-
читанной 28 мая в Доме Союзов по поруче-
нию Всесоюзного лекционного бюро при Ми-
нистерстве высшего образования СССР.
	В то же время облегчение веса артил=
лерийских систем позволило увеличить их
подвижность и маневренность. Ваервые в
мире производство орудий было переведе-
но на поток и конвейсрную еборку. Благо-
царя использованию методов массовом про-
изводства только четыре артиллерийских
завода выпустили за время войны свыше
200 тысяч орудий, то-есть в 20 с лишних
раз больше, чем имела в первую мировую
войну вся армия царской России, обладав-
ная (к концу войны) менее чем 10 тыся-
чами орудий. Автоматическое стрелковое
оружие, созданное советекими конетрукто-
рами, также превосходило по своим’ 00е-
вым качествам технику противника. =

В то же время массовое производетво это-
го оружия было организовано в таких мае-..
штабах, что только московские заводы вы-
пустили свыше 3№ миллионов пистелетов-
пулеметов. То же относится и к ряду дру-
тих отраслей военной техники.

Тажиям образом, могучая промышленность
Советекого Союза, основанная ‘на новой
технике и являющаяся материально-произ-
водотвенной базой социалистической сиете-
мы хозяйства, стала во время войны ма-
териально-производетвенной базой боевых
успехов Краеной Армии.
			ТИХООКЕАНСКИЙИ ФЛОТ, 31 мая, (По те-
леграфу). Состоялся однодневный семинар
парторгов первичных организаций Н-ского
соединения надводных кораблей. После с5-
беседования о пятилетнем плане восстачов-
ления и развития народного хозяйства СССР
парторги обменялись опытом работы по вы-
полнению февральского приказа товарища
Сталина.

Начальник комсомольского отдела полит-
управления Тихоокеанского флота майор
Радаев выступил © докладом о решени-
ях ХУ пленума ЦЕ ВЛКСМ и задачах парт-
оргов. Для парторгов и активистов кораб-
лей была прочитана также лекция на тему;
«Пути завершения строительства сопиализ-
ма и перехода к коммунизму»,
	Ставший лэйтенант В. ПУРЫГИН
	УЧЕБА ИНСТРУКТОРОВ
ПОЛИТОТДЕЛА
	БАЛТИИСКИИ ФЛОТ, 31 мая. (По теле-
фону). Закончился пятидневный сбор ин-
структоров по ортанизационно-партайной
	работе политотделов соединений Балтийско-
го флота.

Участники сбора прослушали леклии о
междунаролном положении, об основной эко-
номической задаче Советекого Союза, 0бсу-
дили доклад гвардии полковника Яичнико-
ва о росте парторганизащий и воспитании
молодых коммунистов, ознакомились © мин-
ной обстановкой на балтийском театре.

На семинарских занятиях изучался Закон
о пятилетнем плане, обобщен опыт работы
партийных организаций по пропаганде пя-
тийлетки. по политическому  обебпеченлю
	боевой подготовки.
Капитан И. ЦАРТ.
	Совещание Komcopres
	При политотделе Н-ского соединения с0-
стояловь совещание комеоргов первичных
ортанизаций, посвященное решениям ХУ
пленума ДА ВЛАСМ

После доклада инетруктора политуправ-
ления Тихоокеанского флота капитана Пе-
теркбва участники совешания обменялись
опытом постановки пропатанды пятилет-
него плана восстановления и развития на-
релного хозяйства СССР.

Тихоокеанский, флот. (Корр. «Красного
Флота»).
	ЛЕКЦИИ О ФЛОТЕ .
	В подразделении подполковника Лобанов-
ского (Военно-юридическая академия Ёрас-
ной Армии) в порядке подготовки к госу-
дарственным экзаменам проведен рад на-
учно-технических лекций. На-днях инже-
нер-капитан % ранга Коротков прочел до-
клад 0  тавтико-технических — данных
советских кораблей в период предыдущих
пятилеток и о перопективах развития со-
ветского кораблестроения.

В ближайшее время будет заслуптан ряд
лекций о боевых средствах флота и по исто-
рии военно-морского искусства.
	ЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕЧКА
ДЛЯ ПАРТОРГОВ ТРАЛЬЦИКОВ
	Политическое управление Балтийского
флота разослало парторгам тральщиков
личную  библиотечку. Она насчитывает
30 книг и брошюр. Среди них «Ераткий
курс исторни ВЁЦ(б)», книга товарища
Сталина «0 Великой Отечественной войне
Советского Союза», отдельные произведе-
ния Маркса, Ленина и Сталина, речь т0-
варища Сталина на предвыборном собра-
нии 9 февраля 1946 г., Устав ВКП(б) п
Устав комсомола, брошюзы об участии
Всенно-Морского флота СССР в Отечест-
венной войне.

В дальнейшем эта личная библиотечка
нарторгов тральщиков будет систематически
	пополняться.
р флот. (Корр. «Красного Фло-
та»).
		рРершететвования методов производства в в9-
енной промьиленности и обслужлвающих
её отраслях.

Совотекие математикл ш астрономы. раз-
рабатывали новые приемы наиболее быст-
рых вычислений для артиллерийской
стрельбы и бомбометания, для вождения
боевых кораблей и самолетов.

Советокие геологи открывали новые ре-
сурсы стратегического сырья, необхэцимо-
го для ведения современной войны.

Советские химики создаваля новые ме-
тоды производетва взрывчатых веществ и
необходимых для их изтотовления пелу-
продуктов, новые виды торючего, пласт-
Масс, сплавов, медикаментов и т. д. —

Советские медики создали новые методы
лечения раненых и предупреждения эи-
демий, спасли жизнь и здоровье миллио-
нов бойцов, добились того небывалого впреж-
них войнах результата, что 75 процентов
раненых возвращались в строй.

В советской промышленности во время
войны непрестанно  совертенетвовалаеь
техника производства, внедрялиеь тысячи
изобретений и рационализаторехих предло-
	жений, новые технологические процессы,
новые конструкции машин и ‘аппаратов,
механизировалиеь трудоемкие работы, за-
менялись дефицитные виды сырья и мате-
риалов.

Большое распространение получили но-
вые методы автоматической электразварки,
отливка, деталей в металлические фермы,
литье под давлением, электрозакалка то-
ками высокой частоты, использование
пластмасе и рях других достижений пере-
довой техники.

В нефтяной промыпиленности СССР за го-
ды войны получила широкое развитие тех-
ника турбинного бурения.

В угольной премышленноети бельшое
значение для ускорения проходки новых
шахт получили разработанные груштой со-
ветских инженеров новые метеды бурения
скважин большого диаметра (ло пяти мег
ров).

Для получивших громадное значение во
время войны работ по разширению энер-
гетических мощностей очень важным CRa-
залось внедрение на электростанциях еря-
моточных котлов высокого давления ©и-
стемы профессора Рамзина. Применение
этих котлов дало возможность злачительно
ускорить ввод в действие новых мощностей,
сократить расход металла, снизить <тои-
мость строительства и расход топлива при
эксплоатации электростанций.

В производстве легких металлов, полу-
чивших громадное значение для развития
авиационной промышленности, былн разра-
ботаны и начали внедряться мчогочиелен-
ные технические усовершенетвования:

Используя ряд достижений наужн и тех-
ники, Уральский алюминиевый завод ло-
билея такого роста продукции, что в 1943
тоду один этот завод выпускал больше алю-
миния, чем вся алюминиевая промьнилен-
ность СОСР до войны.

Большое вначение для военного произ-
водетва получили разработанные группой
инженеров Магнитогорокого металлургиче-
ского комбината методы производства выео-
колегированных сталей (в частноети, бро-
невых) в больших мартеновеких печах.

Группой строителей-металлуров были
разработаны и успешно осуществлены на
практике метолы скоростного строительства
и монтажа доменных и мартеновеких ие-
чей. Коллектив научных работников и ин-
женеров во главе с профессором Н. Н. Руб-
цовым разработал и внедрил в промышлен-
ность методы массовой отливки в постоян-
ные металлические формы (кокиля), сыг-
равшие громадную роль в производстве од-
ного из видов оружия, корпуса для которого
стало возможным изготовлять на любом ли-
тейном заводе.

Работа советских геологов во время вой-
ны позволила еще. более расширить изуче-
ние и разведку природных богатств СССР
и быстро преодолевать отдельные узкие ме-
ста, возникшие в связи со стремительно вы-
росшими потребностями военного хозяй-
ства.

Выдающимея достижением советской на-
уки и техники в0 время войны является
разработанный Героем Социалистического
Труда академиком П. I. Капицей турбинный
метод получения кислорода, позволяющий
на сравнительно небольших агрегатах по-
лучать большие количества жинкото киело-
рода.

За годы войны турбинный метод произ-
водства кислорода получил большую эксилоз-
тационную проверку ча промышленных
установках, снабжавших жидким кисло-
родом ряд предприятий Москвы. Развитие
ЭТото метода, наряду с расптирением при-
менения кислорода дая автогенных пелей,
авиации, подволного флота и пр., откры-
вает громадные перспективы интенсифика-
ции доменного и мартеновокого процессов
в металлургии, ряда производств химической
	промышленности и газификации.

В результате работы замечательных ©9-
ветских конетрукторов и непрестанного тех-
нического прогресса в производстве все 0о-
лее совершенетвовалиеь боевые качества
всех видов советской военной техники.

Советские танки, уже в начале войны
превосходившие немецкяе по своему Wa-
честву, в ходе войны модернизировалиеь и
улучшались. Они гармонично сочетали уси-
ление мощности брони © увеличением: си-
лы огня и подвижности. За время войны
была создана самая мощная в мире со-
ветекая самохолная артиллерия.

Слремительно развивалась советская
авиация. Наши бомбархировигики, штурмо-
вики и истребители превзошли немецкие са-
молеты по своим боевым качествам. Торже-
ство советекой авиапии в войне е Tep-
манией было ярким свидетельством превое-
ходства технической культуры нашего еэ-
циалистического государства, показателем
высокого развития нашей авиационной на-
YEH.

Советская артиллерия господствовала на
полях сражений. калибры танковой и про-
тивотанковой артиллерии за время войны
	возросли более чем в 2 раза, начальные   основу плана».
	окорости снарядов — в 1% раза,
	непробиваемость = более чем в о paz.
	Но менее важен вопрос об учебном пе-
оиоде в школах и учебных отрядах. Если
во время войны в силу необходимости мож-
но было мириться © положением, котла
учебный период в школах, по существу,
отсутствовал и школы часто не знали, ко-
гда начнется учебный год и когда он окон-
Чится, то теперь есть все возможности ‘и ус-
ловия к тому, чтобы установить строгую
продолжительность и ‘Календарное время
Учебного года.

Делу улучшения и Укрепления школ и
учебных отрядов не способствовала также
практика, когда школы часто не имели по-
CTOMHHOTO профиля ‘полтотовки специали-
стов. Сплошь и рядом получалось так, что
обучающий состав, произведя выпуск 04-
них специалистов, должен был на ходу го-
товить себя для обучения специалистов но-
вого профиля. В условиях мирного време-
ни есть смысл пересмотреть профиль и шта-
ты школ и твердо определить спепиально-
сти, подлежащие подготовке в школах и
учебных отрядах.

Известно, какое огромное значение в по-
вышении уровня учебной работы имеют
правильно составленные учебные планы и
программы. Существующие программы дол-
жны быть дополнены, при этом надо учесть
все новое, что внесла минувшая война. Не-
совершенны также и учебные планы. 06
этом говорит хотя бы такой пример. В шко-
лах и учебных отрядах продолжительность
экзаменов установлена в шесть календар-
ных дней. За это время вурсанты обязаны
сдать экзамены по 4—6 предметам. Ecre-
ственно, что такие сжатые сроки для эк-
заменов создают дополнительные трудности
для курсантов. Опыт полоказывает, что на
экзамены следует отвести не менее 12—
15 календарных дней. Это должно быть
предусмотрено в учебных планах.

Настоятельно необходимо быстрее решить
проблему создания стабильных учебников
хотя бы по основным специальностям. 0т-
сутствие таких учебников намного ослож-
няет подготовку специалистов и отрица-
тельно сказывается на усвоснии курсанта-
ми преподаваемых дисциплин.

Мы считаем правильным мнение автора
статьи «Еще раз о военно-морской педато-
гике», что во всех низших учебных заве-
цениях следует установить шестичасовой
	учебный день (вместо восьмичасового) при
	трех-четырех часах самостоятельных заня-
ТИЙ.
	_ Майор Л. ТРАЧЕВСКИЙ.
Старший лейтенант И. ДУНЮШКИН.
	Новая роль и значение науки в Совет-
ском Союзе привлекают величайшее вни-
мание за рубежом. Еще в июне 1941 годь
президент Рузвельт представил конгрессу
 0бзор научно-иселедовательских фабот в
США © кратким изложением аналогичных
работ за границей. В этом обзоре говорит-
ся о СССР: «Главная цель советской нау-
ки — не в повышении прибылей, а в бла-
годенствии трудящихся... Основное прин
ципиальное отличие  научно-исследователь-
ской работы в Советеком Союзе от других
стран не столько в особенноетях техниче-
ских методов, как в ее полном соединении
© социальной жизнью».

Председатель делегации американских
ученых на юбилейную сессию Академии
‘наук СОСР профессор астрономии Шэпли
писал осенью 1945 г.: «Новая Россия име-
ет чрезвычайно конструктивное отношение
Е вопросу о роли науки в народном хо-
зяйстве. Это отношечие ‘несомненно являет-
CH лля нае поразительным и, может быть,
несколько зловещим для тех государств, ко-
торые говорят о конкуренции в будущем».
Шэпли указывает, что в Соедененных Шта-
тах правительство часто забывает о надке,
например мобилизовав во время войны в
армию почти всех молодых научных работ-
ников, а также аспирантов, и этим опуето-
тив на многие годы кадры будущих уче-
ных. Он отмечает также, что на конфе-
реиции в Сан-Франциско в состав амери-
ханской делегации и ее 400 консультан-
тов были включены представители самых
разнообразных обществ и организаций,
вплоть до национальной ассоциации про-
мышленнихов, различных церковных сою-
зов ИТ. Д., НО НИКТО из прелетавителей мно-
гочисленных научных и инженерных 0б-
ществ и вообще ни один ученый или инже-
нер. Когла же ученые намекнули на это,
на них цыюнули и предложили не лезть в
государственные дела:

Этому отношению (к науке, как к слу-
manne) Шэпли противопоставляет пример
Советского Союза, тде «наука является цен-
тральным делом правительства советских
республик, национальной программой, ин-
гредиентом (составной частью) всей жизни.
Наука являлась базой философии Ленина.
Она лежит в основе всей современной ин-
дустриализации страны. Она сделала воз-
можной победу в труднейшей из войн в
истории мира и спасла народ от рабства.
Она снабдила Россию лучшей системой ох-
раны детства и самой здоровой молодежью:

Наука в Cosercrom Союзе неустанно ве-
дет борьбу за повышенме уровня жизни
всего народа. Неудивительно, что в их по-
литичеекой системе. прогресс и использова-
ние намки являются главной заботой пра-
вительства».

Речь товарища Сталина на собрании из-
бирателей 9 февзаля с. г. подняла значе-
ние советской науки на новую, еще небы-
залую высоту и вместе с тем поставила пе-
ред советокими учеными новые грандиоз-
ные задачи. Эти задачи непосрететвенно
вытекают из возможностей и перспектив
современной науки и из коренных потреб-
ностей социалистического народного хозяй-
ства. Для того чтобы быстрее ликвидиро-
вать последетрия войны и превзойти в зна-
чительных размерах довоенный уровень
промышленности и сельского хозяйства, не-
обходимо поднять все отрасли народного хо-
зяйства на новый технический уровень, а
это в свою очередь возможно лишь на 05-
новании широчайшего фазвития научно-
иеследовательских работ. Вак бы ни были
велики средства, которые страна затратит
на науку, эти средства окупятся сторицей.

Без прогресса науки и техники, без ши-
Токого развития основанных на последних
достижениях науки методов механизации и
автоматизации производства, элехтрифика-
  ции и химизации было бы просто вемысе-
лимо осуществить в короткие сроки гран-
диозные залачи восстановления и разви-
тия народного хозяйства ОССР, обеспечить
обороноспособность страны и итти вперед
по пути К КОММУНИЗМУ,

Политотдлел в районе
	учении
	боевых
	как выполнены его решения, и детальн-
разобрать вопрос об организации партийно-
политичемкой работы по обеспечению пла-
на боевой подготовки в районе учений на
переходе, обсудить, как лучше выполнить
приказ товариша Сталина.

Совещание протило весьма оживленно.

Накануне перехода во всех подразделе-
ниях вышли боевые листки. На политин-

формациях краснофлотцам рассказали, что
продетавляет собой район предстоящих
учений. № чести политраболников, они не
ограничились в данном случае только изло-
жеонием географических данных района.
Упор бел сделан на ином. В последний ме-
сяц войны соединение приняло участие в
кровопролитных боях, которые вели войска
маршала Рокоссовского. Еще и поныне бе-
pera Одера напоминают о боях тех пней.
Тероизм тотда был нормой. поведения. Про-
рыв, совершенный кораблями вдоль укреп-
ленного берега противника, вопел в исто-
рию части одной из замечательных стра-
нип. Рассказы апитаторов о героях проры-
ва, о славных воинах, павших в борьбе, о
тактическом значении опералии имели боль-
шое воспитательное значение.

Позади — месяц напояженных боевых
булней в новом районе. Сланы первые две
залачи. б пот’емом флага и до позднего ве-
чера жизнь злезь кипит. И когда беседу-
cmp с бойцами и офицерами, знакомишься
© распорядком дня, вимешь на кораблях
спаянный ‘коллезтив военных моряков за
работой и на отлыхе,— становится ясным,
что труд политических работников зря ие
пропал.

Приход политотдела в гайсн учевий
сие более праблизил его к партийным орга-
низациям и экипажам кораблей. На корабле,
где разместился политический отдел, чаето
можно встретить командиров кораблей,
парторгов, комеоргов, а то и просто рядо-
вых коммуниетов, пришедших сюда за ка-
КИМ-либо советом. Работники политотдела
повседневно бывают на кораблях, выходят
на учения, строльбы.

В этом соединечии установлен деловой
контакт политотдела с командованием. Kor-
да, например, корабли пришли в новый
район, политотдел провел сбор политработ-
пиков, в котором активное участие приня-
ли офицеры штаба соединения. Они помогли
партийному активу глубже изучить настав-
ления по боозой деятельности рочных фло-
тилий, курс стрельб, помогли политработ-
никам ознакомиться в планом боевой уче-
бы личного состава. Одним из доклалчиков
на сборе был начальник штаба,

Страдная пора на кораблях соединения в
разгаре. Политотдел умело и инициаливно
помогает гвафхейцам совершенствовать с80е
воонное мастерство.
	Капитан Е. КАМЕНЕЦКИИ.
Краснознаменная Днепровская флотилия
(Корр. «Красного Флота»).
	Корабли еще были на зимней стоянке,
когда политотдел Н-ского Краснознаменного
соединения речных кораблей начал гото-
виться к летней боевой учебе.

В период ремонта политработники по-
CTOSHHO находились на кораблях. Живым,
увлюкающим на самоотверженный труд
словом, конкретной помощью парторгам и
комсоргам политработники добивались по-
вышения темпов ремонта и высокого его
валества,

Трудностей в подготовке к первой после-
военной летней кампании было немало. На
отдельных кораблях нехваталто людей нуж-
ной квалификации, ощущалея недостаток
в ремонтном материале. Вопомниаи жаркие
бои, когда иной раз корабли попадали в
тяжелую обстановку, выбирались из боя ©
множеством шрамов. В неоснащенную су-
доремонтную базу направлялея тогда ко-
рабль, а ремонтировалея где придетея, при-
тинувшиеь к стенке. Воскрешая в памяти
боевые эпизоды, рассказывая их молодым
краснофлотцам, политические работники до-
стигали поставленной цели; разумно ©ов-
мещалиеь профессии, потребные для ре-
мента, выискивалиеь источники снабже-
ния. Это была школа войны. Но следует
отметить, что иные работники береговой
базы или тыла, дабы оправдать свою непо-
воротливоеть, безынициативность, непомер-
но часто говорили: «А как во время вой-
ны? Ведь обходились?..» Июбителей так
своеобразно пользоваться опытом войны
приходилось урезонивать, ставить на место,
Учить работать по-новому.

Почти за месяц до того, как на кораблях
пзрились вымпелы, возвещазитие о насту-
пивиом долгожданном дне, собрался пар-
тийный актив соединения. Начальник по-
литотдела в своем докладе подробно pac-
сказал о задачах коммунистов в решающий
момент подготовки к летней кампании. На
партийных собраниях в подразделениях, в
частноети, в подразделении старшего лей-
тенанта Николаева, много говорили об опы-
0 заслуженного воина—командира броне-
кала гвардии главлюго старшины ПШетро-
та. Опыт вго экипажа по ремонту и изу-
чению материальной части быютро стал до-
стоянием личного состава всех кораблей.

После актива и партийных собраний по-
	литотлел еще более приблизилея к пПодраз-.
	делениям. Непосрадственно на кораблях на-
ходились начальник политотдела этого со-
сдинения, его заместитель капитан 3 ранга
Пеляг, инструкторы  капитан-лейтенант
Кузнецов, лейтенаят Кистян. Чаходясь здесь,
они в тэ же время не теряли связи со воем
COMUHSHHEM,

Перед выхолом в район боевых учений
политотдел созвал совешалиио заместителей
Помамдифов по политической части, mapr-
opros, Kovcopros. B совещании принято
участие командование волинония. Terreph,
когда прошло почти три недели после CO-
брания зклива. необходимо было проверить,
		А. Роскин. «Максим Горький». Детгиз.
М.—Л. 1946. Стр. 145. Ц. 5 т. Из серия
«Школьная библиотека». Автор описывает
жизнь великого русского писателя, его
борьбу за социализм, борьбу против врагов
социалистической Родины. В книге прило-
жены основные даты жизни и творчества
М. Горького.

С. Динозсний. «Приключения оторожево-
го катера». Рассказы. Военморизлат. М.— Л.
1946. Стр. 179. Ц. З р. 70 к. В сборник
сошли рассказы о подвигах военных моря-
коз-тихоокеанцев. В числе рассказоз: «Ко-
нец «Саго-Мару», «Бери-бери», «Комендант
птичьего острова», «На маяке» и др.

Н. Рыленков. «Сотворение мира». «Co-
ветский писатель». М. 1946. Стр. 112.
Ц. Зт. 50 в. Стихи, вошедшие в сборник,
посвящены восстановлению разрушенных
немцами городов и сел.

П. Капица. «В открытом море». Повесть
о приключениях черноморцев. Рис. Н. №9-
чергина. Детгиз. М.—Л. 1946, Стр. 208.
Ц. бт. 50 к. Автор повествует о подвигах
группы воэзнных моряков Черноморского
флота, совершавших дерзкие набеги на бе-
per Врыма в перлод, когда он был оккупи-
рован немцами.

В. Тречез. «Бриг «Меркурий». Рассказы.
Летгиз. М.—-Л. 1946. Стр. 1. Ц. 4 т.
В ряде рассказов описываются бои русских
моряков с турецким флотом в 1790 и
1829 г.г. В книгу вошли рассказы «Ушак-
	Паша», «Четыре матроса», «Николка».
«Секретный вояж».
К. Станюнсвич. «Морекие рассказы».
	Детгиз. M.—J. 1946, Crp. 198. Ц. 4 1.
25 к. Пер. 75 к. В сборник включены рас-
сказы «Максимка», «Куцый», «В шторм»,
«Человек за бортом» и др. В конце книги
приложен словарь морских терминов.

А. С. Пушкин. «Евтений Онегин». Po-
ман в стихах. Детгиз. M—J. 1946.
Crp. 239. Il. 4 p.

А. Архангельсний. «Избранное». Гослит-
издат. М. 1946. Отр. 448. Ц, 15 р. В кни-
гу включен ‹ пародии, сатира и эпитреммы,
с новыми иллюстрациями художников Ку-
крыниксы.

М. Рыльский. «Стихотворения и поэмы»,
Перевод с укр. под ред. Б. Турганова. Вету-
пительная статья 1. И. Белецкого. Гослит-
издат. М. 1946. Стр. 604. Ц. 18 т. Одлно-
томник состоит из двух разделов—«Стихо-
творбния» и «Поэмы» — и содержит все
основные произведения поэта.
		закон о пятилетнем плане воестановле-
ния и развития народного хозяйства СССР
на 1946—1950 гг. является грандиозной
программой движения вперед советской
науки и техники, программой обеспечения
дальнейшего технического прогресса всех
отраслей народного хозяйства СОСР.. Как
правильно. отметил в своем выступлении на
сессии Верховного Совета СССР президент
Академии наук депутат Вавилов: «Сталин-
ская пятилетка должна быть и будет новой
ступенью в развитии нашей Родины... Нет
ни одной области промышленности, ни од-
ного завода, которые не пред’явили бы свэ-
их особенных требований к науке, не про-
сили бы ее помощи. То же можно сказать
0 транспорте, сельском хозяйстве и меди-
цине. Достаточно взглянуть на любую часть
Закона о пятилетнем плане по разделам про-
мышленности, сельекого хозяйства и транс-
порта, чтобы увидеть научно-техническую
	Opo-   ———————