о июня 1946 г., воскресенье, No 129
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Собрание комсомольского актива
главной базы Северного Флота
	На-днях состоялось собрание комеомоль-
ского актива, главной базы Северного фло-
та. С докладом об итогах ХУ пленума ЦВ
ВЛЕСМ выступил участник пленума секре-
тать Мурманекого обкома ВЛКСМ т. Смо-
родин.

— Вся работа комсомола на ближайшие
годы, — сказал он.— должна быть подчи-
нена основной и главной задаче — мобилти-
зации веей молодежи на выполнение и пе-
ревыполнение пятилетнего плана, воеетанов-
xen и фазвития народного хозяйства
	Далее докладчик рассказал участникам
собрания об основных чертах первой поеле-
военной сталинской пятилетки, о решениях
пленума Ц ВЛКСМ, сетановилея на зада-
чах флотекой молодежи.

— Для флогекого комеомола,— заявил
докладчик. — основной оценкой его деятель-
ности является умение мобилизовать моло-
дых краснофлотцев на въытюлнение планов
боевой и политической подготовки, Ha уме-
шное выполнение февральского и майского
приказов товарища Сталина.

Активисты в своих выступлениях дели-
лись опытом пропаганды Закона о пяти-
летнем плане, рассказывали, как комео-
мольцы выполняют решения пленума ЦК
комсомола. — р

— Коусомольские организации нашего
корабля. — говорит комеорг корабля Н.
	ступлении старшина 1 статьи Агаров.
— У нас на катерах,— заявил он,— до
	CHX поф комсомольские организации сдела-
	ли очень Мало. Отсутетвует наглядная ати-
тация, комсомольские активисты выюступа-
ют с докладами редко. Раз’яснение закона
целиком возложено только на агитаторов.
() недостаточном внимании комсомольских
организаций к вопроеам боевой подготовки
товорил старшина 1 статьи Кузнецов.
На собрании комсомольского актива вы-
ступил контр-адмирал Михайлов. Он ука-
зал. что отдельные комсомольские органи-
	зации ее слабо борются за улучшение
боевой подготовки, за укрепление воинской
тисциплины. Это особенно относится к ком-
сомольской ортанизации флотского полу-
экипажа.

Серьезное внимание собрание актива уде-
тило вопросам политико-воститательной и
внутписоюзной фаботы в организациях
BARCM.

Руководящие комсомольские работники
Политуправления Северного: флота, а также
некоторые политотлелы недостаточно помо-
гают комеоргам. Это привотит к тому, что
на Н-ском эсминце за 1946 год состоялось
только одно комеомольское собрание’ и одно
заседание бюро ВЛЕСМ,

В конце собрания выетупил начальник
политуправления Северного флота катитан
1 ранга Зарембо. -
	Старший помощник командира
корабля и воспитание экипаж:
	Старший помошник командира линеиното
корабля «Севастополь» тов. Уваров на
страницах «Красного Флота» *) поднял
весыма существенный вопрос о роли ©фи-
церов, особенно командира корабля, в в0с-
питательной работе.

Выводы автора правильны, но их следу-
от дополнить. Старший помощник коман-
дира корабля непосредственно руководит
работой личного состава. Нет на корабле
такого уголка и Такой паботы, © которыми
бы он непоередетвенно не соприкасался.

в повседневной жизни, и по службе, и 0со-
бенно в боевой подготовке его влияние ска-
зывается во всем.

Некоторые очень хорошие, заслуженные
старшие помощники страдают одной бо-
лезнью —— недооценкой значения плана,
особенно суточного плана. А ведь с илана,
собственно, начинает выполнять CBOI
уставные обязанности старший помощник.
Пожалуй, сейчас не найдетея такого «орга»
низатора» боевой подготовки, который бы
вообше игнорировал план. Но. есть другое;
план составляется своевременно и регуляр-
но, но посмотришь на него—и чувствуешь,
что казонщиной веет от этой бумаги... Вид-
HO, что этот нлан — формальность, нуж-
ная во избежание неприятностей с комис-
сиями и начальством.

Некоторые старшие помощники не ©чи-
тают нужным отражаль в своем плане дея-
тельность подразделений -—— пусть, мол,
это делают комавдиры боевых частей. В
результате план корабля выглядит типо-
вой выхолошенной формой с бесконечным
перечнем корабельных работ. Проверяя ор-
танизацию боевой подготовки БЧ-П гвар-
дейского крейсера «Красный Кавказ», я был
очень удивлен, котдз узнал, что старший
помощних капитан 3 ранга Врубель тоже
решил фиксировать в своем плане тольку
вопросы общекорабельного порядка, совер-
шенно не упоминая о отециалыьной подго-
товке.

К чому это ведет? Не говоря о том, что
это — невыполнение ст. 127 ч. П Борз-
бельного устава, такая система воспиты-
вает офицеровий состав корабля не в духе
единого понимания задач, а в духе: «это
мое. а это — соседа, до него мне чет
дела...».

Устав обязывает старшего помощника
руководить деятельностью всего корабля,
включая и специальные вопросы подразде-
лений. Составляя перечень задач на месяц,
на неделю, старший помощник включает,
например, все задачи огневой подготовки
артиллеристов, так как это—не частное де-
ло артиллеристов, & дело всего корабля.

Суточный план боевой подготовки — это
рабочий организационный план корабля, в
котором старший помощник должен поста-
вить и распределить по времени задачи об-
щекорабельного характера, задачи, требую-
щие взаимодействия боевых частей, и об-
щий характер задач подразделений (учения
п занятия по боевой подготовке, работы по
специальности).

Своевременно продумать и составить
план — это лишь начало дела. В статье
128 Корабельного устава, ч. И, говорится,
что старший помощник обязан «... по’ ут-
зерждении планов командиром корабля
твердо и неуклонно проводить их в жиэнь».
‚ Участие етаршего помощника в практи-
ческом решении плана нужно не только
для того, чтобы контролировать, но и учить
на основании своего опыта, учить и учить-
ся самому. Поэтому тот старший помощ-
ник, который ограничивает свое руковод-
	ство составлением плана, не будет полно-
	ценным организатором, а план его не может
быть полноценным организационным доку-
ментом. ,

Другой старптий помощник, наоборот, со-
ставив план и повесив его на видном Me-
ете, на каждом шагу отступает от него. Это
не менее вредно. Такая система приучает
офицеров к неорганизованности; она вле-
чет за собой постоянное дергание личного
состава.

Составляя корабельный план, старший
помощник, как тото требугт Устав, должен
учитывать насущные интересы команди-
ров боевых частей. Н2 практике это не все-
	*) См. «Красный Флот» от Г, 9, 10 апреля
1946 г.

приписываемое   жием. Он отлично знал свое оружие и ору-

пла ‘Точно выполняется, Подчас планиру-
ются такие задачи, кю решению которых
подразделение еще не готово, а времени на
подготовку не дается.

Некоторые, начальники не придают дол-
жного эначения раз’яснению поставленных
ими зала. Дескать, офицеры — народ пра-
мотный, сами разберутся. Был Я в подчи-
нении старшего помощника командира
Михаила Захаровича Чинчарадзе. Хороший
был старший помощние: требовательный,
справедливый, но вот ‘не любил заниматься
раз’яснениями. Соберот офицеров, «креп-
ко» поставит вопросе, укажет на конкрет-
ные недостатки, но ‘ие об’яснит, как устра-
нить эти. недостатви, как должен дей-
ствовать офицер. А в результате на другой
же день — те же недочеты. и Михаил 3а-
харович с возмущением вновь отмечает, что
«движения вперед нет». Необходимо по
только говорить исполнителям © том, что
делать, но и раз’яенить, как делать;

Старший: помолщнию не должен уклонять-
ея от раз’яснения не только сущности па-
ставленной задачи, но и необходимости ев
выполнения. При этом следует увязывать
значение и роль данной частной задачи с
задачей общей, которая решается соедине-
нием и флотом. На практике не все придер-
живаются такого взгляда. Некоторые рас-
суждают, что раз задача поставлена на»
чальником, а приказ начальника — 3а-
кон, значит нет нужды исполнителю знать
и понимать, для чето это делаются. Другие
считают, что офицер достаточно грамотен
и его. начальнику не нужно заниматься
какой-то особой воспитательной работой,

Что приказ начальника — закон и дол-
жен выполняться беспрекословно и в
срок, это понятно. Но разве это исклю+
чает элемент раз’яснения задачи? Конеч-
‘но. на войне инотда заниматься раз’ясие-
ниями и нет возможности. Но таких «ероч»
ных» случаев бывает на сотню одик, и
нельзя го принимать за правило. Ведь
если сейчас в десяти случаях детально
раз’яснить задачу, то в одиннадцатом, ко-
Tye как раз некогда будет заниматься pas’
яснениями, исполнитель самостоятельно 6о-
образит, как действовать в данной обста-
новке.

Начальник должен учитывать подготов-
ленность и способности исполнителей.
Олин вполне подготовлен, чтобы выполнить
задачу, данную в форме «что делать». Дру-
гому нужно фаз’яенить и «как делать»,
указав способы решения. Третьему, может
быть, ссылка на мефоды не нужна, но те-
буется некоторое раз’яенение,. для чего ре-
шзется задача. Наконец, четвертый нуж-
дается в раз’яснении всех трех положений,
Это особенно нужно, когда задача сложная
и ставится впервые.

Несколько слов о стиле руководителя,
На стиле офицера-руководителя, несомнен-
ню, сказываются его индивидуальные каче-
ства. Характер работы, руководителя тре»
бует определенных, так сказать, обяза-
тельных качеств. К таким качествам от-
носятся: знания (опособность понимать
сущность задачи, составить организацион-
ный ее план, умение поставить задачу и
раз`яснить ее исполнителю); ‹ умению ‘руко-
водить практическим решением задачи; на-
стойчивость и оперативность в осуществле-
нии задачи при меменившейся обстановке;
умение организованно преодолевать труд
ности и доводить дело до. конца.

Каждый руководитель должен сочетать
самостоятельность и инициативу в своей
работе с исполнительностью в отношения
приказов своего начальника, = Сочетание
этих качеств, проявляющихся в различной
степени в зависимости от индивидуальных
особенностей руководителя, и составляет
стиль его работы.

Старший помощник командира своим уме-
тым руководством обеспечивает четкую 0р-
ганизацию распорядка дня и процесса Boe-
вой подготовки. Это приучает офицерский
состав к организованности, расчету и пла-
ну в своей работе. Четкость и порядок в
службе нарядов, в организация корабель-
ных работ и специальной подготовки при
учают к уважению этого порядка и точно-
MY соблюдению его всем личным составом.
	Черноморский флот.
	Капитан 3 ранга М. БАКАНОВ.
	На радиовахте
	Окончив: иколу, молодой радист пришел
служить Ha порабль; в часть. Чему и kas
учиться дальше, чтобы на вахте не до-
пустить ошибок, не подвести командира и
товарищей? ‘Ответить на этот вполне за-
конный и естественный вопрос должен в
первую очередь старитина. На основании
собственного опыта он может подеказать,
как избежать оттибок.

Наиболее слабым местом в работе моло-
дых PAXHCTOB являетея так называемый
«почерк». Почему он появляется? Ведь при
обучении  радистов работе ‘на ключе каж-
	дому отводится одинаковое время, ‘приме-
няется одна и та же методика. И все же
молодые фадисты фаботают обычно не оди:
наково — одни ровно, хоропю, другие —
плохо, CO своими особенностями.

Происходит это потому, что обучающие
нелостаточно OO ACHAT значение ровной,
одинаковой работы на ключе, своевременно
не поправляют ученика, добиваясь лишь
скоростных показателей. Между Tew
опибка в 02б0фе на ключе, если она не
устраняется своевременно, влечет за собой
другие ошибки.

Какова бы ви была yuesa. в школе, мо-
лолой радиетона первых порах своей служ-
бы, как правило. допускает и ряд других
отвибок. Совершал их и ‘автор этой статья.
Было это лет десять назад, & опибки за-
поунились на в6ю жизнь.

Заступив на самостоятельную вахту, я
начал наетранвать приемник, вертел вер-
ньеры, и мне казалось, что я уже моту при-
нимать любую станцию. На вамом деле.
было не так. Получив задание принимать
а, определенной волне, я поставил верньер
нактройки точно нз определенный градус
и стал ждать. Мне адресовали несколько
радиопрамм, но я их не слышал.

Настройка приемника оказалась весьма
сложным делом. Мне пришлось долго и кро-
пстливо изучать схему приемника, особен-
ности его работы, учиться пользоваться руч-
ками приемника. никогда не енимать руки
& верньера, непрерывно вращая его влево-
вправо на один-два градуса около задан-
ного номера волны.

Опыт научил меня читать все передачи,
тдушие на той же волне, следить за ними
и своевременно залтисывать их. Необходи-
мость принимать все то, что передается
на вашей волне, и тотчас передавать в
пифриост показывает следующий случай.
В 1941 г. я был начальником корректиро-
вочной  радиотелеграфной станции. Мой
рахист Андреев принимал на своей вахте
только ‘те радиограммы, которые шли в его
адрес. Однажды передавали радиограмму в
apes другого, соседнего ¢ нами поста,
станция которого была в этот момент по-
врежлена. Наш пост имет е соседним хо-
poly телефонную связь. Андреев мог и
лолжен был принять и передать по прово-
дам адресату. Но радист отнесся к вахте
формально и этого не сделал. Важная рз-
днограмма опоздала, и выполнение боевого
задания сорватоеъ. :

Этот случай стал серъезнейтим уроком.
Ето учли многие связисты. Во время па-
МЯТНЫХ. боев У острова Сухо дозорный ка-
тер сообщил 0 появлении фашистеких
кораблей. Донееение было принято paqu-
стами старшины 2 статьи Дорохова и бы-
стро передано командованию. Их сообще-
ние пришло раньше, чем донесение ради-
ста основной вахты. Сэкономив время, Ло-
рохов помог командованию быстрее фазвер-
НУТЬ Напеи ситы.

При настройке приемника необходимо
пользоваться  вееми его ручками. ‘Тогда
можно будет отетраиваться от многих по-
мех. Но надо учить принимать и при по-
мехах: От них не всегла имеется возмож-
ность и время избавиться. Соответетвую-
им подбором положения ручек приемника
можно выделить тон передачи и вести
прием.

СЕВЕРНЫЙ: ФЛОТ, 1 июня: (По теле-
графу). Закончилел двухнедельный chop
штурманов частей и соецинений авиации
Северного флота. Цель сбора — повысить
теоретические знания штурманов по радио“
навигационной технике.

Содержательный доклад о. радионавига-
ционных методах самолетовождения сделал
помощник флагманского штурмана старивий.
лейтенант  0салчий. Инженер-капитаны.

Марианна Яхонтова залалась хорошей
целью-—показать в художественном произ-
ведении прославленного русского флотовод-
ца Ф. Ф. Ушакова и слабо еще освещенную
в литературе эпоху создания русского Чер-
номорекого флота. Военно-морекое издатель-
ство выпустило ее книгу «Корабли выходят
в море». Книга охватывает в основном чер-
номорекий период деятельности Ушакова до
девяностых годов ХУШ. столетия.

Она задумана как исторический роман, в
котором выведены известные деятели poc-
сийского государства—Ушаков, Потемкин,
Суворов,  Икатерина Вторая, Сенявин
и другие. Автор вводит в роман и
«неисторические персонажи». Это — жены
офицеров, воспитанница Ушакова татарка
Алимэ, жена начальника гарнизона, балак-
лавский грек Димитраки, офицеры и матро-
сы черноморских кораблей, мастеровые cy-
лоетроительных верфей.
	- Несмотря на обилие морских терминов,
книга в основном читается легко. Она с
первых строк заинтересовывает, хочется.
побыстрее узнать: а что же будет дальше ©
тероями ‘этого произведения? Это уже хо-
роший признак. В романе есть несколько
улачных кусков, показызающих силу воли,
благородство, талант Ф. Ф. Ушакова- Есть
теплые, ‘волнующие строки о возвращенаи
победителей в Севастополь, о взаимоотно-
шениях Ушакова © матросами. Хоропо опи-
саныг некоторые боевые эпизоды. По всей:
книге разбросаны отдельные яркие куски,
свидетельствующие о литературном дарова-
нии автора. Но, к сожалению, в целом этот
роман— еще довольно сырое произведение,
да еще с ошибочными трактовками тосудар-
ственных и военных деятелей екатеринин-
ской эпохи.

Основная беда автора, впервые взявше-
тося 3з& такую сложную тему, заключает-
	Одна из моих отрибок в первый позиод
службы заключалаюь в Том, что на вахте
я принимал тлавным образом передачи
мощных станций и долтое время не обра-
lad внимания на работу маломощных и
отдаленных. Длилось это ло «прохлопа»
одной радиограммы. Командир корабля
справедливо возложил вину на меня одно-
го. Чтобы не повторять ошибки, мне при-
шлось специально учиться принимать ма-
ломошные перелачи. Делал я это так. После
вахты садился 3& свободный приемник,
искал «тихие» станции, принимал и за-
	писывал их ‘передачи. После длительной
тренировки я научилея принимать самые
«трудные» станции. Этот опыт помог мне
во время войны уверенно работать под 06-
стрелом противника. при множеетве помех,
в тяжелых условиях. Командование неиз-
менно давало работе моей станции высокую
оценку.

Военный радист должен быть весьма ак-
куратным. Однажды я пренебрег этим пра-
вилом. Приняв радиограмму, я быстро отпра-
вил ео в шифриост, так же быстро отработал
квитанцию и начал принимать новую радио-
грамму. Записать же в вахтенный журнал
переданную мною квитанцию и время ‘ее пе-
редачи я забыл. Впоследствии оказалось,
что моя квитанция не была принята. Отпра-
вителю пришлось посылать мне ту же радио-
грамму второй раз. Этот случай заставил
меня жестко соблюдать правило: быстро,
прямо с передачи, оформлять вахтенные до-
кументы без последующих изменений, пере-
писываний и дописываний. Любую радио-
трамму я передавал в эфир только носле
того, как она была записана в вахтенном
журнале.
	эз период службы военным связистом я
убедился, что всо ошибки происходят глав-
ным образом вследствие нарушения правил
радисобмена. Способ борьбы с ними один —
точно соблюдать инструкции и наставления,
регламентирующие деятельность ‘связистов.
	Радисту нельзя допускать ошибки при
вступлении в связь и при репетовании ра-
диограмм других станций. Во время войны ©
белофиннами я был начальником радиоте-
леграфной станции на о. Соммерс. Однажды
нас начала вызывать незнакомая станция.
Она передавала сочетания сигналов по обще-
принятой таблице связи, спрашивала, как
мы ее слышим, и предлагала принять радио-
грамму. Вее казалось правильным. Однако
мы заметили, что станция работает не сов-
сем по правилам, принятым у нас. Мы не
без оснований решили, что это станция про-
тивника, Помня правила радиообмена, мы
не ответили ей и не ошиблись.

Во время Отечественной войны был елу-
чай, когда немецкая  радиотелеграфная
станция попыталась обмануть нас. Соблю-
дая наши правила передачи, немцы по си-
стеме «Воздух» сообщили о налете на наши
0б’екты «неменких» самолетов. Но высокая
бдительность’ и точное знание инструкций
позволили раскрыть хитрость врага и не об-
стрелять свои же бембардировщики, возвра-
щавшиеся с боевого задания. ‘

Работу своей станции от чужой можно
отличить не только по установленным пра-
вилам радиообмена, но и но тону передачи.
Радист обязан запоминать любую, самую
незначительную особенность в работе своих
станций, это весьма помогает опознанию.

Таким образом опыт показывает, что при
правильном обучении, жесткой требователь-
HOCTH со стороны старшины и офицера ра-
дист может если не избежать вообще, то
резко сократить число ошибок. Этого и надо
добиваться в первую очередь, занимаясь
боевой подготовкой.
	ралтийский флот.
	Лейтенант Н. ДУПАНО
	лейтенант Репин, — широко пропаган- Собрание наметило конкретные мероприя-
хируют соеди молодежи пятилетний! тия по выполнению решений ХУ пленума
план.  Пезультаты этого сказываются   ЦЕ ВЛЕСМ.

на
	на конкретных делах. Тичный состав БЧ-У
на две недели раньше срока закончил ре-
мовт боевых механизмов, сэкономив при
этом для государства более одного миллиона
рублей.

Иную картину нарисовал в своем вы-
	С большим пох’емом участники собрания
комсомольского актива приняли приветет-
зенное письмо другу и учителю советской
молодежи Генеталиссимуеу Советекого Сою-

за товарищу Сталину.
Лейтснант. J. БОРОВИК.
	Сбор молодых комсоргов
	Н-СВАЯ БАЗА 1 июня. (По телегра-   комсомольских организаций в выполнении
фу). Политотдел Н-екого соединения провел решений ХУ пленума ЦЕ ВЛКСМ.
десятидневный сбор молодых комеоргов. Кроме этого, было прочитано несколько

На сборе были разобраны следующие лекций о пятилетнем плане восстановления
вопросы: организационно строение BIRCM:   и развития народного хозяйства CCCP.
планирование комсомольской работы; бюро   В сборе приняли участие руководящие
кав орган коллективного руководства; вос-   работники Архангельского обкома ВЛКСМ.
питание комбомольского актива: 331440 Старший лейтенант Г. ЯНОВЛЕВ,

Решения ХУ пленума ЦК ВЛКСМ
	раз яснить каждому комсомольцу
	Комсомольский отдел ПЦолитуправления
Балтийского флота провел совещание ком-
семольцев-агитаторов, комеоргов кораблей
и частей главной базы Балтийского флота.

Агитаторы чт. Михайлов, Вузнецов,
Времнев, Коваленко, Кравцов рассказали,
как они увязывают пропаганду Закона о
пятилетнем плане с мобилизацией личного
состава на дальнейшее укрепление воин-
свой дисциплины, на успешное проведение
боевого траления, практических стрельб,
освоение новой техники. на успешный р6-
	иснт кораблей.
	чение решений ХУ пленума П\ ВЛВСМ.

В подразделениях. гле комеортами стар-
ий ‘краенофлотец Петров, главный erap-
шина Каверин, в последнее время прове-
ден рял бесед о задачах флотекой молодежи
в связи с решениями ХУ пленума ЦВ
BAURCH.
	На корабле Н. состоялось комеомольское
собрание, посвященное решениям ХУ пле-
нума ЦК ВЛЕСМ; -

В прениях по докладу младшего лейте-
нанта Шумилова выступили  старптина
2 статьи Крамовов, старшина 1 статьи
Богданов, краснофлотец Зубов, рассказав-
шие, как моряки изучают Закон о новой
сталинекой: пятилетке.
	Ha совещании были определены задачи
агитаторов в связи с решениями ХУ плену-
ма ЦК ВЛКСМ.

хх + *
	Комеомольские организации кораблей и Балтийский флот. (Kopp. «Красного
частей Балтийского флота развернули изу-   Флота»).
	“Гридцать благодарностей”
	СЕВАСТОПОЛЬ, 1 пюня. (По телеграфу

готовя их к самостоятельной вахтв по 05-

от корр- «Краеного Флота»). Семь лет слу-   служиванию котельных установок. В прош-

жит на флоте старитина группы котельных
машиниетов старшина 1 статьи Николай’
орбищкий. За время многолетней службы
Вербицкий проявил себя как отличный
специалиет, воепитавший немало умелых
котельных машинистов. Во время Отечест-
венной войны Николай Вербицкий показал
высокие образцы воинской выучки, честно
и добросовестно выполнял все приказы
командования. Его заслуги отмечены орде-
ном Отечественной войны второй степени,
медалью Ушакова, медалями за оборону
Совастополя, Одессы, Кавказа и «За побэ-
ху над Германией»,

Свой богатый боевой опыт Вербицкий
сейчас передает молодым  краснофлотцам,

——— Е

лом году он обучил специальности котель-
ных машинистов двадцать молодых краено-
флотцев, а в этом году — тридцать.

3a добросовестную службу на флоте
старшина 1 статьи Вербицкий имеет три-
дцать благодарностей. В январе этого года
командир труппы об’явил ему §aarorap-
ность 33 образцовое несение ходовой вахты
и отличное несение вахты на учении.
В феврале он получил благодарность за от-
личное знание и содержание материаль-
ной части, а в марте командир дивизиона
об’явил Вербицкому благодарность за от-
личную боевую подготовку котельных Ma-
шинистов. По нескольку благодарностей

me mt 2 oo. Е Е
	Но незнание языков,
	Штурмана сдают зачеты
	Тустерович, Герциг и старший лейтенант
Фридман прочли лекции по электро- и
радиотехнике.

По окончании сбора штурмана сдали
зачеты. Отличные знания показали Герой
Советекого Союза майор Шипов, старший
лейтенант Бондаренко, лейтенанты Чемарха
й Фадеев. Успешно сдали зачеты майор
Баталшев и гвардии капитан Ораов:

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
	Книа о прославленном
русском Флотоводие
	ся в’ том, что Ушаков как передовой офи-.
цер русского флота, талантлавый, много ду-
мающий над проблемами укрепления воен-
но-морской мои российского государства,
в этом произведении не показан таким, ка-
БИМ он был в жизни. И, наюборот, М. Яхон-
това слишком много положительного CKa-
зала о. Потемкине. И получилось, что, не-
смотря на благие намерения автора, По-
темкин во многом заслоняет собой Ушако-
Ba. :
Роль Потемкина в истории русского го-
сударетва известна. Это был крупный го-
сударственный деятель  екатерининеких
времен, немало потрудившийся над укрен-
хением руеского государства, особенно его
южных окраин. Но так поднимать Потемки-
на, как делает М. Яхонтова в своем произве-
дении, нет оснований. Потемкин в романе
оторван от конкретной исторической обста-
новки тех времени непомерно идезлизирован.
Известно из исторических документов и
воспоминаний современников, что Потем-
кин был хитрым, суровым и умным санов-
ником Екатерины Второй, наделенным почти
неограниченной властью. Известно, что он
далеко не всегда честно пользовалея этой
властью. Это был один из богатейших госу-
дарственных деятелей Российской империи,
не останавливавигийся ни перед чем для до-
стижения личных выгод. В романе М. Яхон-
товой он выведен как весьма положитель-
ный, добродушный и мягкий, дальновидный
и бескорыстный государственный человек,
прежде веего заботящийся об интересах Ро-
дины. И даже те махинации с известными в
истории «потемкинскими деревнями», ду-
тыми отчетами о строительстве тородов
показаны автором в романе, как полезные и
положительные мероприятия, налравленные
для укрепления русского государства.
Оказывается, и в вопросах дисциплины
и воинского воспитания Потемкин, по мыс-
	«— Так, так, ребята! А ну, ловчей!-
покрикивал он, помогая матросам суете
выми телодвижениями. Широкие рукава его
летали, как крылья, и сквозь распахнув-
шийся халат виднелась волосатая грудь»
(стр. 98). а

Турки все ближе и ближе, Они начинают
бой. Вот уже первые ядра падают вокруг
фрегата. А командир его «..подобрал полы
халата, засучил рукава и глубже надвину
свой колпак.

— Приготовиться к сражению! каким
TO особенным голосом крикнул он»,

Командир фрегата Обольянинов, имоя 6
лее мелкую артиллерию, не открывает отня
и подпускает турок все ближе и ближе №
верный выстрел своих пушек. А матроы
обоих кораблей хотят драться. Они уже с
неудовотьствием поглядывают на MOCTHE
фрегата, «где стоял в своем пестром халат
капитан-лейтенант Обольянинов. On Halle
минал издали тучную бабу, которая, cobs
раясь мыть пол, подобрала юбку
(стр. 100).

Не могло этого быть на русском’ боевом
	у шакову.— небольшая деталь, свидетель-  жие врага и на основе этого применял свою
	етвующая о недостаточном изучении авто-, тактику 60я се турецкими кораблями. Но эту
	новую тактик’ Ушакова М. Яхонтова но
показала, она ограничилась описанием чи-
сто внешних эффектов боя, не раскрыв
главных достоинств такого замечательного
флотоводца, каким был Ф. Ф. Ушаков. Это,
пожалуй, основной недостаток книги. Но
есть и другие слабые места.
	Историческое художественное произведе-
ние станет тогда полноценным, когда в нем
с наибольнеей точностью будут отражены осо-
бенности той эпохи, в которой развертыва-
ются события, описанные в произведении.
М. Яхонтова, неплохо изучив техническую
флотскую терминологию времен Ушакова,
Суворова, Потемкина, совершенно игнори-
рует существовавший тогда уставной поря-
док на флоте. Она пространно описывает
светский бал на военном корабле, куда со-
брался весь «бомонд» Севастополя. Де-
сятки разряженных дам кружатся в тан-
цовальном вихре на палубе боевого ко-
рабля, а отдельные парочки даже разбрелись
	о ром той эпохи. Главная беда в трактовке
IHALOM   образа Ушакова не в этом. -
Ушаков в романе принижен по сравне-
О нию с той ролью, которую он сыграл в е0-
О це здании и укреплении Черноморского флота.
Автор во многих случаях показывает его
ди автора, етоял выше Ушакова. В ряде] правильно, как талантливого, передового,
эпизодов он поучает Ушакова, как надо   прямого, честного офицера, борющегося ©
обращаться с матросами. Так не было, это   казнокрадетвом, лихоиметвом, любящего
неправдоподобно. Потемкин сразу же выявил   простых матросов, находящего с ними 0б-
высокие моральные и воинские качества   щий язык. Это— своеобразный Суворов на
Ушакова как передового офицера. Это пра-   море... Все это верно. Но этого еще мало.
Вильно, но нельзя изображать дело так, что  Ушаков был новатором в военно-морском
только Потемкин всячески продвигает по   деле. Он беспощадно ломал существовавшие
служебной лестнице капитана первого ранга   в то время тактические нормы и воевал
Ф. Ф. Ушакова, стараясь направить этого   так, как находил нужным в той конкрет-
талантливого, но утловатого, неповоротли-   ной обстановке, которая складывалась во.
вого исневоспитанного- человека по пра-   время боя. Описывая морские сражения, в
вильному руслу. Встреча Потемкина с Уша-  которых Ушаков фуководил кораблями,
ковым, разговоры при этом, приезд Екате-   автор не раскрывает существа тактики это-
рины в Севастополь — все это подано в  Го талантливейшего флотоводца, не пока-
очень теплых тонах, рисующих весьма поло-   зывает, в чем же коренное отличие Уша-
жительно как Потемкина, так и Икатери-  Кова как командующего флотом от других
ну П. В сравнении с ними Ушаков выгля-   русских адмиралов и в чем его превосходет-
дит каким-то замкнутым, нелюдимым и чу- ®6 перед турецкими эдмиралами, которых
даковатым офицером, настолько некультур-   он бил в сражениях, где всегда преимуще-
ным и невоспитанным, что одно лишь при- <тво в силе было на стороне противника.
сутетвие жен офицеров вводит его в большое Известно. что во всех сражениях, которые
смущение. выиграл Ушаков, против него были выстав-
Вот до чего доходит автор в трактовке Упта-   лены силы. значительно большие количе-
кова: «В присутствии императора Иосифа   Ственно и лучше оснащенные технически.
она (Екатерина.— М. П.) всегда говорила по- Турецкие корабли в те годы были по своим
французеки, и Ушаков не понял ни ее слов,   Мореходным качествам значительно выше
ни ответа Войновича. Ему стало обидно, что   русеких.
на этом празднике говорят на ином языке, Правда, некоторые сильные стороны
которого не понимает ни он, ни тысячи   Ушакова как офицера—воспитателя своих
собравшихся крутом людей, словно от них подчиненных показаны. Но этого тоже
что-то хотят скрыть» (стр. 67). Ушаков,   недостаточно. Автор правильно об’ясняет,
несомненно, знал французский язык. Изу-   что экипажи турецких кораблей были хуже
чение французского языка в детские годы   подготовлены, чем русские матросы и офи-
было тогда обычным явлением даже в не-   церы. Однако, подчеркнув хорошими штри-
богатых дворянских семьях. Но Ушаков   хами значение высокой боевой подготовки
ведь одним из первых окончил морской кор- русских моряков и ведущую роль Ушакова
пус, в котором преподавание языков было   в этой подготовке, автор не сумел раскрыть
поставлено очень хорошо. Русские офице-   талант Ушакова как флотоводна, умело
ры, выпускаемые из морского корпуса, 4 воспользовавшегося ЭТИМ преимуществом.
тем более такие способные и талантливые,   Ушаков перед боем ив бою прекрасно знал
как Ф. Ф. Ушаков, отлично владели не   качества своих людей-—матросов и офи-
одним. только Французовим язывом. церов, знал их способности управлять ору-
	по корабельным закоулкам и там наедине! Корабле. Нельзя так упрощать корабельный
	быт. Офицеры флота не опускались до та-
кой степени, чтобы во время боя стоять ив
мостике в халате, в колпаке и ночных туф-
IAX,

Есть в книге погрешности и в русско
языке  Трудно иногда прочесть тяжелые
фразы, обильно напичканные причастными
и деепричастными оборотами. Не легко «1о-
реварить» читателю и такие термины, как
«экзерциция», «фортеция» ит, д. Не ве
довало автору злоупотреблять и словами 91о-
хи Ушакова: «еей», «понеже» ил. Ie

Редактировал книгу пихатель Lage
Мурат Мугуев. Нам кажется, что оя плохо
отнесся к своим обязанностям, Изхательст
во должно было и, несомненно, могло лучие
помочь автору в создании художественного
произведения о знаменитом русеком флот
водце. Тема автором взята очень трудная.
Читературных источников и официальных
документов 0б Ушакове сохранилось весьма
немного. Поэтому первейшая задача воен:
ного издательства—всемерно помогать 60:
ветоким писателям, работающим над произ
ведениями на военно-исторические темы.
		воркуют о своих любовных делах. Это
неправдоподобно. По уставам русского флота
организация балов на военных кораблях бы-
ла запрещена.

Не могло быть на военных кораблях и
такого упрощенного домашнего быта, какой
показан в романе. Командиры кораблей хо-
цят по палубе в халатах и ночных колпа-
хах и даже командутют боем в таком одея-
НИИ,

На виду у турецкого флота в дозоре стоят
лва русских военных корабля. Командир
«Билюга» Кузнецов, скрестив по-турецки
босые «красные жилистые ноги», ест на
палубе солонину и запивает ев квасом,

«— Полдничаенть? — крикнул ему вы-
соким, надтреснутым толосом командир
стоявшего недалеко фрегата «Скорый». По-
регнувитиеь через фальшборт, он свешивал
вниз широкие фухава пестрого’ зеленого ха-
лата и кисточку ночного колпака» (стр. 95).

Турки подняли якоря и двинулись к рус-
оким кораблям. Командир фрегата решает
стать на ширинг; Турки‘ приближаются,
командир подбадривает матросов, работаю-
ших у каната 4