2 июня 1946 г., воскресенье, № 129 (2310)
	О зрительных
поляроидах и
	Радиолокация, гидроакустика и прочие
технические усовершенетвования не
исключают зрительных наблюдений.
	Уместно поэтому еще раз напомнить
в существовании и полезности некоторых
несложных приспособлений и приемов,
могущих значительно облегчить звитель-
ные наблюдения, повысить их начежность
и точность. Уместно потому, что одни
знают, но пренебрегают ими, а другие и
вовсе не знают о существовании таких
приспособлений. Между тем они могут
пригодиться на корабле и на берегу.

Начну с поляроидных очков. Свет, отра-
жающийся от поверхности воды, бывает
В той или иной (как правило, очень зна-
чительной) мере поляризован. Применение
поляроидных очков, обычное во флоте
США, позволяет отсечь, «отфильтровать»
этот отраженный свет и тем самым из-
бавляет наблюдателя от бликов на поверх-
ности воды даже в пресловутых и действи-
тельно опасных солнечной или лунной
«дорожках». Поляроиды (поляроих — проз-
рачная пластическая масса с особыми ми-
кроскопическими кристалликами, поляри-
зующими свет) освоены советской наукой и
промышленностью еще перед Отечественной
войной. По инициативе академика С. И. Ва-
вилова поляроиды у нас изготовляютея и
стоят весьма дешево. Их применение не
только устраняет блики, не только делает
видимое более контрастным, а благодаря
3\0му и более заметным, но и резко
снижает утомляемость. Утомление глаз
уменьшается как за счет устранения
блеска воды, так и благодаря защите глаз
от ветра и брызг самими очками, которые
у американцев снабжены плотноприлегаю-
щей к глазницам оправой. Мой небольшой
опыт применения поляроидных очков во
время боевого траления в Японском и
Желтом морях прошедшей осенью, наблю-
дения за офицерами и краснофлотцами,
пользовавшимися и не пользовавшимиея
такими очками, привели к выволу, что
преиуущества ношения этих очков велики,
& неудобств практически нет.

У меня были две модели очков. Одна —
с двойными дисками поляроида. Внутрен-
ние диски вращаются при помощи KAUR
на переносице очков. Благодаря этому
дымчатость. очков может быть постепенно
усилена, достигая при надобности такого
предела, что можно безболезненно и не-
ограниченно долго смотреть на солнце. Оче-
видно, что такие очки позволяют взгляду
оторваться от поверхности воды и сразу
же безбоязненно (поскольку поворот кнон-
ки мгновенен) обратиться в сторону солнца,
откуда, скажем, в этот момент пикируст
самолет противника.

Вторая модель очков была ординарной,
диски в ней — сплошные, но сменные:
бледнозеленый — для обычных и темно-
зеленый — для очень ярких дней, Вторая
модель имела в своем матеочатом фугляре
кармашек, rye лежал особый «темновой
приспособитель», а попросту красная про-
зрачная пластинка, сделанная по форме
обоймы этих очков и не имевшая полари-
зационных свойств.

Еще вначале. :второй мировой- войны:
расцветка ‘излающихея уже столетие изве-
стных всякому штурману американских
«Пайлот чарте» (лоцманских карт ‘океа-
нов), придуманных знаменитым Мэтью
Мори — основателем современной океано-
графии, изменилась настолько резко, что
без специальных об’аснений нельзя было
	Морские врачи
лечения
	В соответствии с решением Совета Ми-
нистров Союза ССР от 26 марта 1946 года
06 издании многотомного труда «Опыт со-
ветской медицины в Великой Отечественной
войне 1941—1945 гг.» военно-морские
врачи активно изучают материалы по лече-
нию раненых и больных в госпиталях фло-
тов и флотилий.

архиве медицинской локументации
	Военно-морской медицинской академии со-
браны документы лечебных учреждений Во-
енно-Морского Флота за 1941—1945 гг.
Под руководством полковника медицинской
службы Ройтмана производится детальная
сортировка’ истории болезни раненых и
больных по диатнозам и общая научно-ста-
тистическая обработка этих документов.
Обобщается богатейший опыт военно-мор-
ских врачей всех специальностей в разные
периоды войны и в различных боевых оце-
	Стрельба
	СНЫЙИ ФЛОТ
	наблюдениях,
красном свете
	бы догадаться о причинах такой ломки
традиций, которые особо прочны в изда-
тельствах стран английского языка. 0Об’ас-
	нения вскоре появились в текете одной
из таких карт. Они гласили, что новая
расцветка предназначена для рассматрива-
ния карт при красном свете в штурман-
ской рубке затемненного по условиям во-
енного времени корабля. Автор этих строк,
зная по работам отечественных психофи-
зиологов о быстрой приспособляемости
человеческого глаза к видению в темноте
после красного света, писал тогла 0б этом.
	С тех пор прошло уже четыре года. Но
этот прием у нас пока забыт так же, как и
использование поляроидных очков. 06 этом
совершенно забывают и наши ученые
(ем.. например, книгу В. В. Шаронова
«Наблюдение и видимость», изданную Ака-
демней наук СССР в 1943 году, капитальный
труд этого же автора «Видимость далеких
предметов и огней» 1944 г., выпущенный
Веенно-морским излательством).
		На боевых кораблях США’ имеется
параллельная с обычной система красного
света по всему кораблю. Цель такого
устройства заключается в том, чтобы, выско-
чив по боевой тревоге или выходя на вахту
на ночную, неосвещенную палубу, личный
состав  приспособлялея к темноте не
в течение многих десятков минут, как это
бывает после белого света во внутренних
помещениях корабля, а за немногие десят-
ки секунд или, во всяком случае, немногие
минуты.

В обычных условиях красный свет не-
удобен. Поэтому как промежуточную меру
можно рекомендовать ношение краеных
очков в течение получаса тем, кто гото-
вится выйти на ночную вахту. Такая мера
полезна и в условиях мирного времени
в районах навигационно трудных и с недо-
статочно ясной обстановкой. Надо только,
чтобы и на верхней палубе не было воз-
можностей «засветить» глаза некрасным
светом.

В заключение несколько слов о том, как
выематривать в темноте. Ночью выгоднее
использовать так называемое боковое зре-
ние, не центральное а периферические
части поля зрения. Процитирую книгу
проф. Шаронова: «Наблюдатель присталь-
не вглядывается в темноту, ожидая уви-
деть слабый отонь. Ведь он заметил его,
но не в той точке, куда смотрел, а не-
сколько сбоку. Направил взор на огонь—
ничего не видно, перевел обратно — опять
чт0-то замечает. Наблюдатель приходит
к выводу, что свет ему просто померещил-
ся. На самом же деле огонь действительно
виден, но он настолько слаб, что его вос-
принимают только боковые части сетчатки.
Поэтому как только наблюдатель направит
взор прямо на огонь, он тотчас же исчезает.
Отсюда следует, что так называемое «боко-
вое зрение», при котором используются
краевые части сетчатки (глаза), ночью вы-.
годнее прямого зрения, хотя пользоваться
этим боковым зрением мы не привыкли».

А привыкать надо. Замечательное по-
нятие «борьба за первый залп» к тому
обязывает. Нздо. привыкать. и в поляро-
идам, и к красному свету, и к боковому
зрению ночью.

Таковы мысли и наблюдения научного
работника — океанографа, формально не-
причаетного к оптике. Но иногла со сторо-
	КЫ-Т9 ВИДНеС.
Н. И. ТАРАСОВ.
	обобщают опыт
	раненых

рациях флота, береговой обороны и мор-
ских береговых частей. — Всестороннее
	изучаются вопросы хирургического лече-
ния ранений живота, груди, конечностей,
мозга, периферических нервов и различных
болезней — инфекционных, внутренних,
нервных, обмена веществ и других:
Научные работы по отдельным темам ве-
дут майоры медицинской службы Тимофеев,
	Шикунов, Шварцман, Гинделевич.

Научное руководство всей этой деятель-
ностью осуществляют главный хирург Во-
енно-Морских Сил генерал-лейтенант ме-
лицинской службы академик Джанелидзе
и полковники: медицинской службы члены-
корреспонденты Академии наук Мельников,
Мясников, а также профессора различных
специальностей.

Кандидат медицинсних наук
майор медицинской службы Я. СОРИН.
	HYCY
	Первенство СССР по футболу
(вторая группа)
	Побела команды
военных моряков
	Вчера, 1 июня, в Москве на стадионе
«Красное знамя» состоялась очередная
игра на первенство СОСР по футболу по
второй группе. На поле встретились коман-
ды военных моряков и добровольного епор-
я общества «Крылья Советов» (Моло-
тов).

Сразу же поеле свистка судьи игра при-
обрела быстрый темп. Военные моряки
Дружно атаковали ворота своих противни-
ков, и на 25-й минуте краснофлотец Ше-
лиханов открывает счет. Все попытки фут-
болистов «Врыльев Советов» сравнять его
но увенчалиль успехом. Первый тайм закон-
Чилеся е результатом 1:0 в пользу коман-
ды Военно-Морских бил.

Второй тайм прошел при явном преиму-
ществе военных моряков. На 17-й минуте
старший техник-лейтенант Барлабанов точ-
ным ударом посылает мяч в левый угол
ворот молотовцев. Счет 2; 0 остался непз-
менным до конца матча. Зрители, заполнив-
шие трибуны стадиона. тепло привететво-
вали победителей.

Вторая встреча между этими же коман-
дами проводится 4 июня. Затем в Москве
10 п 13 пюня моряки-футболисты ветре-
тятся с командой Свердловского Дома офи-
пера, 17 и 20 июня проведут матч с футбо-
листами ‘ивановского «Динамо», 25 и 28
июня моряки играют с командой Моеков-
ского военного округа —= одной из сильней-
ших во второй группе.
	Шахматный радиоматч
СССР—Великобритания
	Организационный комитет по проведе-
нию радиомзтча CCCP — Великобритания
получил официальный список английских
шахматистов, которые булут принимать
Участие в радиоматче. На, первой доске бу-
дет выступать чемпион Англии К. Алексан-
дер, на второй — мастер Е. Клейн, на треть-
ей —И. Вениг, на четвертой — Г. Голом-
бек, на пятой — У. Файрхерет, на, шестой—
Hf. Лиет, на седьмой — У. Уинтер, на вось-
	  МОИ — 4d. Айткен, на девятой —Б. Ви
	на десятой — Г. Вуд. На первой женекой
доске — 9. Транмер, на второй — Р. Брюс.

Таким образом, во время радиоматча пары
составятся следующим 0бразом: чемпион
CCCP гросемейстер М. Ботвинник будет
играть © К. Александер, на второй доске
гроссмейстер П. Керес—с Е. Клейн, гроссмей-
стер В. Смыелов-— И. Кекиг, И. Болеслав-
ский-—с Г. Голомбек, С. Флор-—с У. Файр-
херст, троеемейлтер А. Котов — с Il. Incr,
мастер Д. Бронштейн — с У. Уннтер, грос-
смейстер И. Бондаревский — с Д. Айткен,
гросемейстер А. Лилиенталь — с Б. Вуд,
мастер В. Рагозин — с Г. Вуд. Чемпионка
СССР В. Белова’ будет играть ¢ 9. Транмер

и Л. Руденко — с Р. Брюс.

Каждый со своим партнером сыграет по
2 партии. Всего в матче будет сыграно 24
партии. Матч начнется 19 июня и закон-
чИТеяЯ 22 июня. : (TACC)
	Чехословацкие шахматисты
в офицерском клубе морякоз
	Вчера в офицерском клубе  моря-
ков состоялось  доитрывание  незакон-
	ченных партий шахматного матча между
командами Чехословакии и добровольното
	спортивного общества «Большевик»,
	Вторую победу над чемпионом Чехослова-
кии Опоченским одержал. гроссмейстер Боле-
славский. Мастер Ратнер быстро: резлизовал
свое материальное преимущество в партии
против мастера Покорного (Прага). Чехосло-
вацкие мастера Шайтар и Потучек выиграли
у Юдовича и Сорокина. Мастер Гольденов
принудил к сдаче упорно защищавшегося в
худшем энлипиле чемпиона Праги Катетова.
Вничью закончились партии Ватетов — Po-
мановский и Ван —= Пахман.

Общий результат матча 1210 :7% в
нолЬЗУ команды добровольного спортивного
	обшества «Большевик».
	№ новым: высотам .
советской науки и техники»
		ложены гениальными работами Циолков-
ского. Достоинством реактивных хвигате-
лей является также их относительная про-
стота.

Развитие реактивной. техники. требует
обширных исследовательских работ по а9-
родинамике, по созданию новых видов го-
рючего и окислителей, жароупорных :спла-
вев, изучению физиологии человеческого
организма при высоких скоростях ив дру-
THX разнообразнейших областях науки и
техники.

8. Работа по иселедеванию в интересах
промъииленности и транспорта ‘вопросов
внутриатомной энергии.

Открытие использования внутриатом-
ной энергии является крупнейшим качеет-
венным сдвигом науки и техники. Оно со-
здает предпосылки для совершенно новых
путей развития техники и покорения при-
PORE. ry

Крупнейший американский физик. Комп-
тон заявил на собрании Торговой Ассоциа-
ции Чикаго в октябре 1945 года:

«Контролируемая атомная энергия в фор
ме тепла непрерывно производится в боль-
их количествах в Окридже и Хэнфорде.
Тепло является там побочным продуктом.
Мы еще не построили атомной энергети-
ческой станции, генерирующей электриче-
скую энергию лишь потому, что в последней
не было серьезного недостатка. Вроме тел-
лообменника на такой станции все осталь-
ное было бы стандартной практикой. Что
касается теплообменника, то его конструк-
ция требует новых черт.

При полном использовании энергия рас-
щепления атомных ядер, получаемая из
фунта урана, эквивалентна энергии cro-
рания более тысячи тонн угля. Мы можем
ожидать, что в течение 10 ближайших лет
энергетические компании, проектирующие
	электростанции для обслуживания городов,
будут учитывать использование урана вме-
сто угля из чисто экономических соображе-
НИЙ».

Значительно более пессимистически Ком
птон расценивает ближайшие перспективы
использования атомной энергии в тране-
портных установках — особенно для авто-
мобилей и самолетов обычной величины (в
связи с большим весом массивного защит-
ного щита). Ближайними следствиями ис-
пользования атомной энергии для энерге-
тических целей, по мнению Комптона, бу-
дут «сокращение стоимости тепла и элек-
троэнергии в городах, устранение покрова
дыма, дешевая энергия там, где промыш-
ленность и сельское хозяйство нуждаются
В ней, но не могут ее получить».
	Многие другие ученые рисуют более от-
даленные перспективы использования. атом-
ной энергии, вилоть до возможностей рас-
топить полярные льды и изменить климат
земли, оросить Сахару и другие пустыни,
совершать межпланетные полеты на ги-
гантских самолетах с атомными двигате-
ями и т. д. Однако все это остается покз
фантазией, и, по заявлению ряда компе»
тентных специалистов (например, антлий-
ского физика Олифанта), до последнего вре-.
мени не было сделано ни одного ‘феального.
шага на пути к осуществлению мирного.
использования атомной энергии. Ири этом
основным препятствием являются не тех-
нические трудности, как бы ни были они
велики. Решающую роль ипрает здесь, ва-
первых, тот факт, что и посае войны в’
Соединенных Штатах все научно-иеслело-
вательские работы, силы и средетва продол-
жают сосредоточиватьея на военном ис-
пользовании атомной энергии. Мало того,
военные круги Соединенных Штатов, опа-
саясь ‹утечки информации» , стремятся пол-
ностью «блокировать» всякие возможности
мирного использования атомной энергии.
	Они, как заявил в комиссии сената ми-
нистр торговли США Уоллес, препятствуют
применению открытий, связанных с атом-
ной энергией, для мирных целей, даже
таких, как, например, лечение рака радно-
активными продуктами распада.

Во-вторых, несмотря на’ установленную
‚военными властями США «диктатуру» в 06-
ласти атомных исследований (вернее, под
покровом этой диктатуры), фактические ра-
боты по развитию атомной энергии, соору-
жению предприятий и т. п, находятея в
руках мощных капиталистических моно-
полий, которые заинтересованы в торможе-
нии развития «конкурента», угрожающего
их капиталовложениям и прибылям.

Так величайшее открытие науки и тех-
ники становится жертвой противоречий co-
временного монополистического капитализ-
ма и применяелся пока лишь для реакци-
онной внешнеполитической игры, а его
мирное использование натыкается на сйль-
нейшие препятствия, в первую очередь не
технического, а социально-экономического
порядка.

В Советском Союзе нет этих препятствий,
‚и уже в текущей пятилетко проводятся ра-
боты по иселедованию вопросов внутри-
атомной энергии в интересах промышлен-
ности и транспорта. Как заявил товарищ
В. М. Молотов, «будет у нас и атомная
энергия, и многое другое».

Различие путей развития и использова-
ния атомной энергии является нозым пока-
затолем значения роли науки и тохни-
ки в условиях современного  моноло-
листического капитализма, © одной сторо-
ны, И В социалистическом хозяйстве Co-
ветекого Союза, е другой.

Социалистический общественный строй
не знает глубочайших социальных проти-
воречий, ограничивающих использование
технического прогресса и тормозящих его
развитие в условиях современного капита-
лизма. Строй, тле нет частной собетвенно-
сти на срететва производетва, где деятель-
ность людей сознательно и планомерно на-
	правлена на то, чтобы умножить общест-
венное богатство и подчинить себе силы
природы, открывает безграничные перспен-
тивы для развития науки и техники.

Уже в текущей пятилетке предстоит но-
вый, небывалый под’ем советской науки п
техники.
	В докладе тов. Н, А. Вознесенского на
первой сессии Верховного Совета СССР от-
мечен ряд задач по развитию новых отрас-
лей техники и производства, требующих
особенно интенсивной работы нашей науч-
но-исследовательской мысли.

ним относятся:

1. Газификация и энергохимическое ис-
пользование твердого топлива, заменяюнгие
перевозки огромного количества топлива пе-
редачей газа по трубам и электроэнергии по
проводам. а

Для осуществления этих задач советская
наука и техника должны добиться развития
и дальнейшего усовермшонетвования новых
метолов газификации разных видов твердо-
го топлива — угля, сланцев и торфа. В
частности, Закон о пятилетнем плане ставят
задачу «продолжить работу по осуществле-
нию подземной газификации и довести вы-
работку таза подземной тазификации в
1950 году до 920 млн. кубометров в год».

Ленин называл подземную газификацию,
проект которой выдвинул в свое время ве-
ликяй русский ученый Д. И. Менделеев, а
затем разрабатывал английский химик Рам-
cou, «одной из великих побед техники».
Товарищ Сталян поставил вопрос о’ разви-
тии подземной газификации в промышелен-
ных масштабах. С осени 1940 года начала
работать опытная станция подземной гази-
фикации углей в Подмосковном бассейне.
Эта етанция, так же как и строившаяся
	промышленная станция подземной газифи-
	кации в Донбассе, была разрушена немец-
		Доктор экономических наук
М. И. РУБИНШТЕЙН
		При этом необходимо учитывать, что ео-
временная химическая промышленность ое-
новывается на новых производственных
методах, дальнейшее развитие и совершен-
ствевание которых требует непрестанных
усилий научно-технической мысли.
	4. Внедрение кислорода в различные тех-
нолотгические процесеы, B первую очередь в
металтургической и химической промыш-
ленноети.
	самечательные работы Тероя Социали-
стического Труда академика П. Л. Капица
открыли возможность получения в боль-
ших количествах жидкого кислорода и 0обо-
гащенного кислородом воздуха. Это откры-
вает путь к интенсификации ряда метал-
лургических и химических процессов, по-
зволяя значительно повысить производи-
тельность оборудования. В текущей пяти-
летке сооружается доменная печь с кис-
породным дутьем, внедряется кислородное
дутье в мартенах и в ряде технологических
процессов цветной’ металлургии, осущест-
вляется применение кислородного дутья в
газогенераторах при газификации кокса, в
производстве, азотной кислоты, серной кис-
лоты и в других отраслях химической про-
мышленноети.
	закон о пятилетнем плане предлагает:
«В целях широкого внедрения кислорода и
интенсификации технологических процес-
сов в промышленности организовать про-
изводетво мощных компрессоров и устано-
во для выработки кислорода», создав та-
ким образом материальную базу внедрения
кислорода в различные технологические
процессы.

Развитие всех этих замечательных пер-
спектив требует интенсивных научно-ис-
следовательских и опытных работ.

5. Передача постоянного электрического
тока высокого напряжения на большие рас-
стояния.
	Передача постоянного электрического то-
ка открывает возможность значительного
увеличения расстояний, на которые может
передаваться электроэнергия по проводам.
Это создает перспективы передачи дешевой
электроэнергии < крупных  гилростанций
будущих пятилеток в районы потребления.
Энтелье еще в 1883 г. писал о первых
внытах Депрэ, что передача электрического
тока очень высокого напряжения по про-
водам на большие расстояния окончатель:
но освободит промышленность почти от вся-
ких границ, создаваемых местными уело-
виями, сделает ‘возможным использование са-
мых отдаленных ‘источников водной эчер-
гии и в конце концов станет мощным ры-
чагом для устранения. противоположности
между городом и деревней. Это замеча-
тельное предвидение Энгельса ‘потучает
практическое осуществление в развитии
советской электрификации, взоплощающей в
жизнь определение Ленина «Коммунизм —
это есть советская власть плюс электри-
фикация всей страны».

6. Произволетве современных приборов,
в частности, в области радиолокации и ис-
пользование их в народном хозяйетве.
	закон с пятилетнем плане восстановле-
ния и развития народного хозяйства CCCP
на 1946—1950 гг. ставит громадные за-
дачи автоматизации производственных про-
цессов ряда основных отраслей промыш-
ленности. :

Осуществление этих задач требует пгиро-
кого развертывания научно-исследователь-
ских, конструкторских и изобретательских
работ в этой трудной, но увлекательней-
шей области науки и техники, открываю-
щей путь к созланию основ технической ба-
	зы коммунистического общества.

Хотя в области автоматизации производ-
ственных процеесов мы в настоящее время
еще отстаем от отдельных достижений аме-
риканской техники, имеются все основания
утверждать, что только  социалистиче-
ское хозяйство, освобожденное от кризи-
сов и безработицы, сможет полностью ис-
пользовать все возможности автоматизации.
Только социалиетическое хозяйство может
использовать: автоматизацию во всей широ-
те для небывалого роста производительных
сил, изменения типа труда, полного уничто-
жения противоположности между трудом
умственным и физическим. Отсюда яено,
какое громадное значение получает разви-
тие, на первыЯ взглях скромного и незамет-
ного, производства современных приборов
автоматики и использование их в народном
хозяйстве.

Интереснейшие перспективы открывает
использование приборов для радиолокации,
Радиолокация получила широкое примене-
ние в разных’ отраслях военной техники—
в противовоздушной обороне, авиации’ и ‘на
кораблях, она дает возможность «вищеть»
ночью, в тумане, сквозь облака и т. п.

В настоящее время проводятся интенсив-
ные иселедовательские и опытные работы
по использованию радиолокации в народном
хозяйстве, в частности, для обеепечения
безопасности воздущного и морекого транс-.
порта ит. д,
	{. Работы по развитию реактивной тех-
ники, применение нового типа двигате-
Лей, создающих новые скорости и мощно-
сти.

Самолеты с поршневыми двитателями и
воздушными винтами подходят к пределу
возможной скорости движения. Внедрение
и усовершенствование реактивных двигато-
лей открывает возможность преодолеть этот
предел и в дальнейшем достигнуть горазто
	более высоких скоростей. При этом исполь-
зование жилкостных реактивных двигате-
лей (ракетного типа) освобождает от необ-
ходимости воздушной среды и открывает
путь К завоеванию высоких слоев страто-
сферы, а в дальнейшем и межпланетных
пространств, основы которого были за-
	К возвращению делегации Вееславянского комитета из Чехословакии
	На-днях из Чехословакии возвратилась   Н. Тихонова, украинских писателей Миколы   нии Славянских комитетов, которзе проис-
хелегация Всеславянского комитета в с0-  Бажана и Максима Рыльского и белорус-  ходило в Праге с 7 по 11 мая, и приняло
ставе тенерал-лейтонанта А. Гундорова,   ского’ драматурга Кондрата `Крапивы. Де-   решение о созыве в конце 1946 года Bee-
председателя Союза советских писателей   легация выезжала, для. участия в совеща-   славянекого, Конгресса в Белграде,
			Б настоящее время они восстанавтивают-
&я и вместе с другими строящимися став-
циями обеспечат выполнение задания пя-
тилетнего плана о выработке газа подзем-
ной газификации с использованием этога
таза для энертетики, химической промыш-
ленности и коммунального хозяйства, в
частности, для передачи по газоправолу в
Москву. Так воплошается в жизнь великая
илея Ленина, над дальнейшим развитнем в
осуществлением которой придется еще мно-
го работать советекой науке и технике.

2. Элеклротехнология в производстве лег-
ких и цветных металлов, легированных ета-
лей, химических продуктов и в металло-
обработке.

Эта проблема охватывает многочиелен-
ные и разнообразные научные и техниче-
ские задачи электрометаллургии и электро-
химия, в первых зародышах которой eme
Марке и Энтельс видели начало величай-
ших научных возможностей и технических
	сдвигов. Новые методы электротехнологиче-
ской обработки металлов позволяют непо-
средственно электричеством плавить метал-
	лы, сваривать, резать, долбить, закаливать,
полировать, покрывать изделия слоем дру-
гого металла.

Стремительный рост использования и со-
вершенствования методов электроеварки во
	время войны показывает, какие громадные
	возмовности и перспективы открывают эти
методы металлообработки.

Еще более велики намечающиеся пер-
спективы электрохимии.

3. Производство синтетических продук-
тов — искусственного жидкого топлива.
	тов — искусственного жидкого топлива,
синтетического каучука, пластических масс,
искубственного волокна. кожи. синтетиче-
	искусственного волокна, кожи, синтетиче-
ского спирта и много другого.

Эта проблема охватывает получение на
нове ‘нефтяного или угольного сырья бее-
	численного разнообразия созданных чело-
веком новых продуктов < новыми, заранее
предусмотренными свойствами, приспособ-
ленными лля тех или иных целей производ-
ственного использования.

Это—новые виды синтетического горю-
Чего, к которым, по существу, относится и
современный высокооктановый бензин, так
как он на 75 проц. состоит из получаемых
синтетическим путем молекул.

Это — смазочные масла, получаемые пу-
тем синтеза из окиси углерода и водорола.

Это — различные виды синтетичеево г»
	каучука и исключительно . разнообразные
как по составу, так и по свойствам пласти-
ческие массы, от прозрачного органическо-
го стекла до резинополобных масс, с неог-
	раниченными возможностями производотвен-
	ного и бытового использования.
Это — новые виды полностью еинтетн-
ческих текстильных волокон. в частности
	волокна типа «Найлен», и еще более со-
	вершенные виды волокна из полиамидных
смол, дающие ткани < новыми свойствами
(не требующие утюжки, негорючие, не прэ-
	пускающие воды и 1.) и открывающие
	путь к глубокому изменению методов пере-
работки, к перевороту в текстильной прэ-
мышленности.

Это — искусственная кожа высокого ка-
чества, без которой нехватило бы всего
скота в мире для обеспечения потребностей
автомобильной и обувной промышленности,
Это — дешевый синтетический спирт из
нефтяного сырья, & также получаемый пу-
тем гидролиза древесины и из отходов цел-
люлозно-бумажной промышленности.

Это — новые сульфамидные препараты,
пенициллин и сходные с ними продукты
плесени, открывающие новую эпоху в раз-
витви медицины, позволяющие побеждать.
одну инфекционную болезнь за другой.

Это — новые инсектисиды, устраняющие
различные инфекдии и крупные народно-
хозяйственные потери, причиняемые насе-
вОмымМи.

Это — синтетические жирные кислоты,
дающие полупродукты для мыловаренной и
пищевой промышленности. Это—синтетиче-
ская уксусная кислота, метиловый спирт,
высшие спирты и тысячи других химиче-
ских полупродуктов, проникающих во весе
отрасли проазводетва,

Советские химики, продолжающие и раз-
вивающие замечательные традиции Men-
делеева, Бутлерова, Зинина, Марковнико-
	ва, Зелинского и многих других, имеют все
возможности и данные для того, чтобы обес-
печить научную основу небывалого разви-
тия производства органического, синтеза,

*) Окончание. Начало см. «Красный Флот»
от   июня.

Подготовка к собевнованиям
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ДУНАИСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 1 июня. (По телеграфу), Закончился
весенний розыгрьии на первенство Пунай-
	ской флотилии по футболу, баскетболу и
	волейболу. В соревнованиях приняло уча-
	сти 53 KOMAHABI.
	Первые места по волейболу и баскетболу
заняли спортсмены кораблей капитана 3
ранга Харченко. По футболу первенство за-
воевала команда Н-ского соединения реч-
	ных кораблей.
	Сейчас начались тренировки к предсто-
ящим соревнованиям по плаванию и прых-
кам в воду. Моряки будут состязаться в пла-
вании на 100, 400 и 1500 метров вольным
стилем. Проводятся также марафонский за-
плыв на 15 километров, плавание в одежде
с ВИНТОВКОЙ И Комбинированная остафета.
	гило быстро выверяют прибор. Командир
дальномерного отделения т. Гониев докла-
дывает о появлении цели. Батарея открыла
отонь.

По окончании стрельбы с аэродрома со-
общили, что конус получил попадания, в
том чиеле одно прямое.
	Из писем в редакцию
	Н-ОКАЯ БАЗА, 1 июня. (По телеграфу).
День выдался солнечный, безветренный.
С утра командир зенитной батареи стар-
ший лейтенант Петров собрал артиллери-
CTOB Ha краткое совещание, поеле чего была
об’явлена боевая готовность.

Наводчики. по дальномеру Васин и То-

Не заботятся о нуждах судоремонтников
	бочих и служащих работа столовой и мага:
anna Военфлотторга (начальники — капи-
тан Денисов и старший лейтенант интен-
дантокой службы Рувимский). Судоремонт-
пики вынуждены тратить по два часа WA
того, чтобы пообедать. В столовой грязно,
	нехватает стаканов и кружек. Не ЛУЧ-
	——— = —
	ше обслуживание и в матазине Воен-
флотторга. 06 этом свидетельствует та-
кой факт. 8—9 —10 мая здесь про-
изошло наводнение из-за разлива воды
в реках. би 7 мая все организации были
предупреждены о возможности такого навот-
нения. Было предложено накануне паводка
обеспечить все население хлебом. Работники
магазина Военфлотторта сделали для себя
7 мая выходным днем. В результате
рабочие и служащие мастерских и семьи
офицеров не могли получить хлеб в течение
пяти дней.
	Эти факты свидетельствуют о бездушном
отношении хозайственников к законным
гуждам и потребностям судоремонтников.
	северный Флот,
	Капитан Н. БОКОВ.
Старший лейтенант Р. ЛЕВИТ.
	В судоремонтных мастерских, где началь-
ником инженер-майор Федоров, несколько
cor рабочих и служащих. Судоремонтники
Хорошо поработали за зиму, успешно ремон-
тировали военные корабли, готовя их Е на-
вигации. Казалось бы, командование соеди-
нения, в которое входят мастерские, должно
было проявить максимум заботы и внима-
ния к нуждам рабочих и служащих мастер-
ких. № сожалению, факты свидетельствуют
@ том, что запросам судоремонтников здесь
не уделялось никакого внимания. В мастер-
	ских нет красного уголка. Собрания, читки,
Газличные беседы, технические занятия
проводятся непосредственно в помещениях
цехов, у станков и механизмов. Занимают-
сл... стоя, людям нетде даже сесть.

В 1931 г. силами рабочих был оборудо-
ван хороший ‘красный уголок. В нем были
мягкие диваны, стулья, 2 биллиарда, радио-
ла, струнные инструменты, различные на-
сольные игры. В библиотечке красного
уголка имелись политическая, техническая
и художественная литература, газеты, жур-
vans. Рабочие и служащие любили свой
красный уголок. Злесь они могли культурно
отлохнуть. В 1941 году, когда началась
война. помещение красного уголка судоре-
	MONTHEIX мастерских быдло передано военной?
	прокуратуре. Считаясь с трудностями воен-
вого времени, ‚рабочие и служащие мири-
лись с потерей красного уголка, Прошел
уже год после окончания войны, & помеще-
ние уголка судоремонтникам так и не вер-
нули. Командование мастерских и партий-
ная организация обращались за содействием
по этому вопросу в политотдел, возглавляе-
мый капитаном Г ранга Сорокиным. Но во-
прос до сих пор остается нерешенным: по-
мешение попрежнему занято прокуратурой.
	Плохо обстоит дело и © жилым фондом
	мастерских. Из-за отсутствия жилплощади
многие специалисты отказываются посту-
цать на работу в мастерские. Дома, где
живут рабочие и служащие мастереких, не
ремонтируются уже много лет. В ближайшее
время в мастерские должна прибыть боль-
иая группа молодых рабочих, окончивших
ремесленные училища, но размешать их
негле. 0 нуждах рабочих и служащих ни-
кто по-настоящему не беспокоится. Этим
не занимаются на хозяйственники, ни отдел
трула и кадров, ни №90. Ответственные за
это дело инженер-капитан Донде и инженер-
полполковник Титов кивают друг на друга,
а лело не двигается с места.
	Справедливые нарекания вызывает у, ра-