5 июня 1946 г., среда, № 131 (2312)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Михаил Иванович Калинин за работой.
	Всенероднся скорбь
	Верный сын Родины
	а крейсере «Калинин»
	ТИХООКЕАНСКИИ ФЛОТ. 4. июня. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»). Пе-
чальная весть о смерти Михаила Ивановича
Калинина сразу разнеслась по кораблю.

В каждом кубрике вывешены биография
того, чье славное имя носит крейсер, порт-
реты М. И. Калинина, увитые траурными
лентами.

В ноябре прошлого года, делегация моря-
ков торжественно вручила Михаилу Ива-
	новичу подарок-—большую модель крейсе-
	ра, изготовленную старшинами и краено-
флотцами. На сделанных в Кремле снимках
запечатлен момент вручения подарка. Сним-
ки. как и хроникальный фильм, посвящен-
ный этому событию, бережно хранятея в
ленинской каюте.

_ Утром личный состав корабля собрался
на траурный митинг. У орудийной башни—
большой, окаймленный кумачом и черным
крепом, портрет М. И. Калинина. Взгляды
	моряков устремлены на знакомые, родные
черты.

Первым выступает капитан 2 ранга Га-
лицкий. Он говорит о тяжелой утрате, по-
несенной нашим народом. Тов. Галицкий
расскавывает 0 славном жизнением пути
крупнейшего деятеля большевистской map-
тии и Советского государетва. Всю свою
жизнь он отдал борьбе за дело TPYAAMIES-
сл, за дело коммунизма.

Раздаются звуки трахрного марша. В ey-
ровом молчании застывают ряды моряков.

Выступает лейтенант Юрченко.

— Всю свою сознательную жизнь—бо-
лее пятидесяти лет, — говорит он—
Михзил Иванович Калинин отдал борьбе за
интересы трудящихся. Он был стойким по-
слёдователем и верным соратником Ленина
и Сталина.

— Михаил Иванович был верным другом
воветеких моряков, Особенно он близок и
дорог нам-— морякам крейсера, носящего
его славное имя. Будем же свято блюсти
честь этого имени, столь близкого и доро-
гого всему советскому народу.

Взволнованно говорит старшина 1 статьи
Власов. >

— Трулно выразить словами горе, вы-
	званное скорбной вестью. — говорит он.
	Не верится, что перестало биться сердце
нашего дорогого Калиныча. Мне. довелось
быть в числе делегатов от корабля, вручав-
ших Михаилу Ивановичу подарок ко дню
его 70-летия — модель нашего крейсера.
Никогда не забуду, с каким вниманием, лю-
бовью и лаской вотретил он нас в Кремле,
	с какой отповской заботой он расепоатши-
	вал о нашей жизни, работе, учебе и отдыхе.
Тяжела потеря, понесенная нашей Роди-
ной. Будем же, товарищи, высоко нести
наше боевое знамя, еще крепче сплотим
свои ряды вокруг большевистской партии
и советского правительства.

Выступивший затем старший лейтенант
Израилевич рассказал о своей встрече. е
М. И. Калининым на собрании комеомоль-
ского актива Бауманекого района г. Мо-
сквы:

— Нам сказали, что на собрание приедет
Калинин. Через несколько минут он вошел,
Трудно передать, с каким восторгом ветре-
тила его молодежь. Михаил Иванович го-
ворил немного, но слова его о роли моло-
дежи в жизни страны, его мудрые советы
комсомольцам глубоко запали в душу каж-
дого из нае. Образ неутомимого борца за
счастье народа вечно будет жить в наших
сердцах. .

Выетупают краснофлотец Бондарев, лей-
тенант Цавлов, капитан 3 ранга Музалев-
ский. Они говорят о тяжкой утрате.
	Митинг принял текст телеграммы, обра-
щенной к ЦВ ВКП(б), Совету Министров
СССР и. Президиуму Верховного  Совета
СССР:

«Личный состав крейсера «Калинин» ©
глубокой скорбью узнал о том, что скончал-
CH выдающийся государственный деятель,
один из старейших большевиков, верный
соратник Ленина и Сталина-—Михаил Изва-
нович Калинин. Перестало биться сердие
крупнейшего организатора и строителя со-
циалистического государетва, посвятившего
всею свою жизнь благородному делу борьбы
за свободу и счастье нашего народа. Моря-
ки-калининцы навсегда сохранят в памяти
светлый образ великого chia Hamel Po-
дины-—Михаила Ивановича Калинина. Его
служение Родине, большевиетекой партии
является примером для нас, моряков, и
вдохновляет нас на новые достижения в
боевой учебе, на блительную охрану гра-
ниц нашей великой Родины, которую г№-
рячо любил и отдал за нее BCe CBO силы и
жизнь любимец партии и советского народа
Михаил Иванович Валинин».

Днем агитаторы крейсера проводили 0е-
седы о жизни и деятельности товарища
Калинина. На корабле готовятся специаль-
вые номера печатной газеты корабля, ра-
диогазеты. В корабельной библиотене подо-
браны печатные труды М. И. Калинина,
посвященные ему статьи и высказывания
виднейших деятелей Советского государства
и партии.
	ВЕЛИКИЙ ДРУГ
		в 1936 году выразил в следующих словах,
обращенных. к группе награжденных орде-
нами командиров и толнтработников: «Мне
бы хотелось, чтобы наш флот играл более
видную роль в политической жизни Совет-
ского Союза, чтобы наш флот поднялся на
более высокую ступень и имел гораздо ‘боль-
шее значение для дела обороны нашей ‘стра-
пы. Сейчас заботы правительства и пар-
тин именно в эту сторону и направляют
ся». —

Советекие судостроители надолго coxpa-
нЯТ в Своей памяти указания и советы
товарища Калинина. На заводеком co-
брании рабочих судостроительного  завола
имени Орджоникидзе лемм 1938 года’ он
говорил, что корабли «...строить надо ско-
ро: задача еоздания большого Военно-Мор-
ского Флота не ждет, и никто не знает точ-
Но, когда ваши корабли могут поналобить-
ся отечеству».
	Боевые корабли, о которых говорил
Михаил Иванович. ноналобились нантей Ро-
	дине для отпора врагу очень скоро, через
три года. С самого начала Отечественной
войны моряки с честью оправдали заботу
партии и правительства о военно-морских
силах. Гордостью и любовью проникнуты
строки военных статей Калинина, посвя-
щенные флоту. «...К ‘началу этой войны
наш Военно-Морской Флот вырос в большую
силу, — отмечал он в 1943 году. — Весь мир
восхищаетея героями-моряками, защищав-
шими Одессу, Севастополь, Ленинград: па-
мять 06 их подвигах навсегда сохранится в
нашем. народе».
	Рассматривая армию и флот как живой
организм, питающийся животворящими CO-
ками великого народа, Михаил Иванович
раскрыл корни и поироду героизма совет-
ских воинов. Он указывал, что наши воору-
женные силы получают от страны вое не-
обходимое для ведения войны и народ сво-
ей заботой о Красной Армии и Флоте вдох-
новляет красноармейцев и краснофлотцен
на боевые полвиги.
	Товарищ Калинин, проводя во время вой-
ны огромную атитационно-пронаганлиет-
скую работу, силой своего яркого, Убеди:
тельного больтневистекого слова, силой сво-
ей беззавелной преданности дёлу Ленина—-

Сталина воодушевлял массы советских вои-
НОВ.
	В глубине сердец всех наших офицеров
и краснофлотцев запечатделаеь высокая
оценка, которую дал Калинин действиям
моряков: «...Наши моряки завоевали при-
знание всего советского народа, как стой-
Rite, храбрые и мужественные борцы».
Вместе с том мы хорошо помним наказы
Михаила Ивановича о необходимости халь-
нейшего роста и соверитенствования, береж-
ного соблюдения лучших боевых традиций,
освоения „боевого опыта. В богатейшем. ду-
XOBHOM наследии великого друга и воспи-
тателя советских воинов наши командиры л
политработники, все военные моряки еще
долго будут черпать мудрые жизненные со-
веты, указывающие путь к дальнейшему
росту и совертенетвованию.

Как истинный патриот и велнкий рево-
люционер, Михаил Иванович Калинин всей
лушой любил детище большевистской  пар-
тин — наши вооруженные силы. Своей
неутохимой и самоотверженной заботой о
них он учил нае беречь и у“реплять Краг-
nvi Армию, Авиапию, °Военно-Мопекой
Флот. Склоняя головы перед светлой па-
мятью великого нашего друга, военныо мо-
ряки полны энергии и решимости с новы-
ми силами лвинуться к новым в”злинам
военного мастерства. ое очи

- Ah. КРУТОВ:
	отдавали должное его кипучей энергии, - ero
неутомимой деятельности пропагандиста и
агитатора, которую он выполнял наряду с
большой и напряженной государственной
работой. Популяризируя доклады и приказы
товарища Сталина, он раз’яснял массам ха-
рактер происходившей войны, вскрывал пе-
ли германского разбойничьего империализ-
ма, призывал советеких людей напрячь все
силы для разгрома врага.

о всех своих выступлениях для Красной
д товарищ Калинин оеновной упор де-
1&1 на дисциплине и организованности,
являющихся решающими звеньями в укрен-
лении армии не только в пернод борьбы с
врагом, но и в условиях мирной учебы.
Старейший большевик, человек партийного
и государственного долга, пронеснтий в чи-
стоте звание бесстрашного солдата партин
Ленина-——Сталина сквозь долгие годы жс-
стокой борьбы, Михаил Иванович требовал
от каждого советского бойца, и в первую
очередь от коммуниетов, величайлтей дис-
циплинированности, а от офицеров, от по-
литических . руководителей — насаждения
тЕбрдой рукой советской воинской диецип-
ЛИНЫ.
	Вею свою: революционную жизнь М. И.
Калинин провел под непосредственным ру-
Боводством Ленина и Сталина. Он органи-
зовывал, воспитывал, в практической борьбе
закалял ряды великой большевистской пар-
тии, строил и укреплял социалистическое
государство. Великой любовью и бесконеч-
ной преданностью было согрето отношение
Михаила Ивановича к товарищу Сталину.
Для товарища Калинина, как и для всего
советского народа, товарищ Сталин являлся
непререкаемым авторитетом, источником
великого разума, энергии и води к оконча-
тельной победе коммунизма. «Бороться
успешно за коммунизм — говорил Михаил
	Пранович,—это значит итти за Сталиным».
	Смерть оборвала жизнь великого борца и
замечательного человека, безгранично до-
рогого всем народам СССР. Перестало бить-
ся сердце пламенного большевика, верного
H преданного сына нашей Родины,

Советские люди, Bee прогрессивное чело-
вечество навсегда сохранят в сердцах
память 00 одном из выдающихся строитс-
Лой нового мира — Михаиле Ивановичо
Валиниие. Его жизнь и борьба будут вдох-
новлять советских людей на новые подвиги
во имя процветания. социалиетической _0т-
чизны, во имя укрепления могучего Совет-
ского государства:

Yaape _ HASAPOB.
		Неустанная забота о военно-экономиче-
ском могущество нашей Родины пронизыва-
ла всею огромную государственную и поли»
тическую деятельность Михаила Иванови-
ча Калинина. Он отдал много энергии и бо-
татейшего жизненного опыта строительет-
ву вооруженных сил Советского государст-
ва, делу воспитания наших воинских кад-
ров. Его могучий организаторский талант,
революционная страсть  большевиетекога
	пропагандиста и мулрость государственного
	деятеля во многом способствовали укрепле-
нию и развитию Красной Армии и Военно-
Морекого Флота.

История рождения и борьбы Красной Ар-
мии и Красного Флота неразрывно евяза-
на с именем Калинина. От формирования
первых красноармейских  отрялов в 1918
году до победоносных сражений Великой
Отечественной войны он неизменно нзхо-
дилея в боевом строю, сплачивая ряды со-
ветских воинов, воспитывая их в духе ве-
аиких идей большевистской партии, Крас-
ноармейские и краснофлотекие массы горя-
чо любили Михаила Ивановича как умело-
го руководителя и воспитателя, старшего
боевого товарища, сердечного друга.

Заботясь о всемерном. укреплении оборо-
носпособности СССР, товарищ Калинин вы:
соко ценил роль и значение Военно-Мореко-
то Флота в системе наших вооруженных
сил. Многолетняя дружба Михаила Ивано-
вича с военными моряками завязалась и ок-
репла еще на заре советской власти, в дип
гражданской войны. Революционные мат-
росы не раз слышали его пламенные при-
зывы к борьбе против врагов Родины и ре
волюции на массовых митингах в Питере.

В годы, когда по воле партии Ленина—
Сталина началось усиленное восстановае-
ние Военно-Морского Флота, товарищ
Калинин ‘помогал военным морякам 0со-
знать боевые задачи, принимал активное
участие в мероприятиях, осуществляемых
партией. для оказания помоши флоту. С
целью ознакомления трудящихся страны е
техникой военно-морского дела, службой п
бытом на кораблях Центральный Комитет
BRIG) решил провести в янваюе 1923 го-
ца «Неделю Красного Флота». В связи в
этой «неделей» М. И. Калинин в своем
привететвии военным морякам писал:

«При борьбе с царизмом, со старым cTpo-
ем флот в лице матросов шел в первых ря-
дах нашей революции. ,

Я не сомневаюсь, что п сейчас, при вы-
полнении революционных задач в новой
обстановке и при новых формах выполне-
ния, Красный Флот останется на высоте
‘своего положения: т
	Дисциплина, глубокое знание своего ле-
	ла, умение беречь материальные: средства
Республики будут девизом Красного Флота».
Выступая в Москве © доклалом, поевя:
щенным «Неделе Красного Флота», М. И.
Калинин. говорил. о необходимости усилен-
ного строительства и развития наших воен-
но-мореких сил. Он заявил, что мы имвем
весьма веский аргумент мира — Красную
Арипю. Но для обороны страны *..нужез
й мошный Красный флот. который при взве-
шивании нас на межлународных весах дал
бы солидный перевес».
_ С большим вниманием следил товарищ
Валинин за ростом нашего флота и conep-
шенствованием ето кадров. Как глава вёр-
ховного органа Советского государства он
всемерно лабивалея выполнения указаний
товарища Сталина об укреплений наших
мореких границ. Партия и правительство
требовали от военных моряков и сулострои-
телей быстоейшего развития’ военно-мор-
ских сил. Это тоебование и волю партии и
	правительства Михаил Иванович Калиния

Он умел просто и мудро подойти к каждо-
му, и неудивительно, что незабываемые
впечатления от встреч с Михаилом Ивано-
вичем, впечатления, как будто пронизан-
ные светом, уносили юные комсомольцы и
старые колхозники, шахтеры Донбасса и
академики, военные люди и деятели куль-
туры.

Михаил Иванович провел свою жизнь,
окруженный всеобщей, всенародной любо-
Вью, и от одного упоминания его ‘имени у
людей светлели лица. А кто сможет забыть
его речи! Вто хоть раз слышал живой голое
Михаила Ивановича, тот уже никогда не
сможет его позабыть. В его словах никогда
не было ничего искусственного, ничего па-
тетически взвинченного. Выступая на co-
браниях, он разговаривал е аудиторией ти-
хо, с простотой и задущевностью, которая
превращала его речи в теплый разговор от-
Ца с семьей. И каждое его слово прочно ло-
жилось в душу и сболне людей.
	Михаила Ивановича Калинина больше нет
с нами. Но злое жало смерти бессильно,
когда оно поражает таких людей. Михаил
Иванович отдал все свои силы народу, ко-
торому он служил до последнего дыхания,
как верный сын. Он жив и будет жить в
человеческой памяти, пока стоит наша зем-
ля. И, провожая его в последний путь, вся

страна повторит ему па прощанье вещие
строки поэта: «Его, как первую любовь;
России сердце не забудет!».
	Б ЛАВРЕНЕВ.
	Есть слова, которые трудно и физически
больно произносить, когда их грозный и
неотвратимый смысл касается близкого,
родного человека. И поэтому так тяжело го-
ворить о смерти Михаила Ивановича
ВЖалинина.

Он был в подлинном смысле родной и
близкий всем нам, каждому живущему н
трудящемуся на’ нашей земле, всем народам
Советского Союза.

Большой, ясный, простой и чистый ум,
широко и мудро воспринимавитий все явле-
ния мира, склонность к теплому, порой
задорному юмору и меткому ‘народному сло-
ву, настоящая глубинная доброта и благоже-
лательноеть к человеку, необычайно обла-
скивающая душевность, простота обраще-
ния, достунноеть, пылкое, горячее сердце
вот черты‘ облика Михаила Ивановича
Калинина, которые давно залечатлелиеь в
народе и которые сохранятся в веках.

Прекрасную жизнь прожил Михаил Ива-
нович Калинин и огромный прошел путь:
от тверского’ деревенекото паренька, ушед-
шего из родного лвора в Питер на заработ-
ки, до прославленного государственного дея-
теля великой нашей Родины.

Друг и: сподвижник Владимира Ильича
Ленина, друг и соратник Иосифа Виссарио-
новича Сталина, он прошел дорогой гигант-
ской борьбы и величайших побед рабочего
класса.

Вто в нашей. стране не знал ето лица?
Его мягкого, чуть-чуть иронического взгля-
да за стеклами очков, ero такой пои,
доброй улыбки?

` Будем продолжать великое дело,
во Имя которого жил и боролся тов. Калинин
		(ТАСС). Как только радио разнесло скорб-
	ную` весть о смерти М. И. Калинина, в ча-
CTHX, подразделениях и военно-учебных за-
зедениях округа состоялись траурные ми-
ТИНГиИ.

..Поздним вечером на траурный митинг
построился личный состав Н-ского подраз-
деления. В суровом, скорбном молчании
бойцы, ‘сержанты и офицеры слушали
сообщение о смерти выдающегося деятеля
партии и Советекого государства.

— Наш народ, Красная Армия, —
говорит °‹ майор  Погорецкий, — понеели
тяжелую утрату. Неумолимая смерть выр-
вала из. рядов партии’ Ленина — Сталина
ве верного сына, отдавшего всю свою жизнь
борьбе за счастье трудящихся;

Выступивший затем лейтенант Романюк
		он интересовался жизнью Врасной Армии,
как он. заботился об укреплении вооружен-
ных сил Родины! Это был человек великой
народной мудрости и душевной простоты.
Поклянемся же у его гроба, что мы и
	впредь будем стоять зоркими -стражами
	безопасности нашей любимой Родины.
	Слово взял красноармеец Беляев.

— Михаил Иванович любовно воспиты-
вал и растил советскую молодежь, комео-
мол в духе верности великой партий
Ленина-— Сталина, — говорит он. — Бу-
дем же беззаветно бороться за великое
дело. которому отдал всю свою благород-
	ную и красивую жизнь Михаил Иванович.
	Бойцы и офицеры, выступавшие Ha
траурных митингах, говорили о великой
скорби, охватившей ‘воинов Красной
Армии, ‘клялись неутомимо учиться воен-
ному делу, зорко оберегать мирный труд
советского народа.
	ХАРЬКОВ, А июня. (ТАСС). С глубокой
скорбью встретили трудящиеся города
весть о смерти выдающегося деятеля
большевистской партии и Советского rocy-
	дарства, -член : Нолитбюро ЦВ BRI(6),
члена Президиума Верховного Совета
CCCP, верного ^ соратника Ленина п
	Сталина Михаила НЧвановича Калинина.
	На заводах и фабриках города состоя-
лись траурные митинги. Выступая на
митингах, рабочие, инженеры и служащие
рассказывали 0 славном пути, пройденном
замечательным — большевиком, говорили
о всенародной» ‘любви › ‘в ` товарищу
Калинину.
	Старый рабочий, наладчик завода «Серп
и молот». тов. Петренко сказал:

‚ — Советский народ понес тяжелую
утрату. Смерть вырвала из наших рядов
одного из старейших ленинцев. Но мы
будем продолжать великое дело, борьбе за
которое отдал свою жизнь  доротой
Михаил Иванович. Мы будем трудиться
на благо Родины не покладая рук. .

Начальник цеха ХЭМЗ тов. Зайцев за-
SBA:

— Лучшей намятью о родном Михаиле
Ивановиче будет досрочное выполнение
сталинского пятилетнего плана, ‹ того
плана, В составаении которого товарищ
Калинин принимал активнейшее участие.

— Я имел счастье беседовать с Михаилом
Ивановичем Калининым. Как. глубоко

Выдающийся деятель большевистской партии
	на Путиловеком заводе создалея революци-
онный маркеистский кружок  лениневого
«Союза борьбы за освобождение рабочего
класса».

Кропотливо и настойчиво ведя револю-
ционную работу. на заводе, приобщая к этой
работе все новых и новых людей, органи-
зуя заводекой коллектив на политическую
борьбу и защиту рабочих интересов, кру-
жок усиливал свое влияние в массах, рае-
ширял связи е рабочими. Михаил Ивано-
вич, уже тогда обнаруживший огромные ор-
ганизаторекие способности, пользовалея
среди рабочих все возрастающим авторите-
том ‘и доверием. Товарищи по цеху и заводу
смотрели на него как на человека перело-
вого, образованного, способного разбирать-
ся в самых сложных вопросах жизни и бес-
предельно преданного интересам. рабочего
класса. Молодой Калинин. выдвигается Kak
один из передовых рабочих среди петер-
бургекого пролетариата.

В 1898 году тов. Валинин вступил в Рос-
сийскую социал-демократическую рабочую
партию, на всю жизнь связав себя с делом
Тенина— Сталина,

Вместе в большевиетской партией, в #6
передовых рядах Михаил Иванович прошел
долгий, сложный и славный путь борьбы
ва торжеетво пролетарской революции: с мо-
мента зарождения партии, через революци-
онные: бой 1905 rota, через черные годы
реакции, через войну 1914—1918 тг. к
победе Великого Октября. Преследования
царских жандармов, многочисленные а0е-
сеты, ссылки, тюрьмы не могли сломить ero
воли К борьбе против царского. самолержа-
вия и капитализма, не могли подорвать его
тлубочайшую убежденность в торжестве ра-
бочего класса. Эта глубокая убежденность
в правоте революционной борьбы, честноеть
и преданность делу партии были неиечер-
паемым источником силы ‘и бодрости, пря
помощи которых он переносил невзгоды,
как бы тяжелы она ни были,

Михаил Иванович неотделим от русского
народа, неотделим от его передового аван-
гарда —= ленинско-сталинской партии, И
все, чем жили народы нашей страны, боль-
шевистекая партия с конца ХХ века и до
наших дней, составило содержание жизни
	Смерть Михаила Ивановича Калинина —
тяжелая утрата не только для народов Co-
ветекого Союза, но и для всего передового
человечества. Умер человек, блестяще со-
единявший в себе народную мудрость, веко-
вечное народное стремление к счастью с
несгибаемой волей большевика, — ближай-
ший соратник Ленина и Сталина. 50 лет
в большевистокой партии, 27 лет во главе
верховного‘ органа Советекого государетва—
таков жизненный путь Михаила Иванови-
‘Ча, путь великого революционера и. строи-
теля социалистического ` государства, от-
давшего всю свою жизнь делу служения
народу, укреплению  социалистического
Отечества, упрочению дружбы народов ‘Со-
ветокого. Союза.

-С ранних лет Михаил Иванович. познал,
всю горечь нужды и тяжесть политическо-.
го бесправия. Вею свою жизнь он неразрыв-
но связал е делом освобождения трудящих-
ся 07 капиталистического рабства. Тов.
Калинин ‘стойко и мужественно боролся
против эксплоататорского общества, с той
страстью и непреклонностью,; которая при-
суща лучшим представителям самого рево-
люционного и прогрессивного класса —
рабочего класса, `

Михаил Иванович родился в ноябре
1875 тода в бедной крестьянской семье. в
деренне Верхняя Троица, Тверской губер-
нии (ныне Калининокой области).

Девятилётним мальчиком Калинина от-
дали учиться грамоте к старику-солдалу,
жившему тут же в деревне. Учение произ-
водилось по церковно-славянской азбуке.
Учеников было 20 человек, и все учили
‘велух: ‘«буки-аз-ба, веди-аз-ва». «Я, —
вспоминает Калинин, — три месяца зудих
эти склады и с большим трудом выучил
двойное и тройное сложение».

Случай помог юноше Калинину посту-
пить в земскую школу, Училея от хорошо;
обладая большой любознательностью,
Калинин перечитал ‘все книги в школьной
библиотеке. За два’ года он закончил че-
тырехклассную земекую школу HB
Году поступил- «мальчиком» лля домашних
работ к помещикам Болтовским.

Осенью Болтовские переехали в Петер-
бур. Руесте с ними уехал и Калинин, про-
	и Советского государства
	служивший у Болтовеких четыре года: это
были годы. напряженного труда и упорной
работы над пополнением своих знаний. Тя-
га к знанию у Михаила Ивановича была ог-
ромная, он с жадностью прочитывал из 0б-
ширной библиотеки помещика все, что уда-
лось ему оттуда заполучить. Уже в свой
юношеские годы Калинин исподволь зНа-
KOMUTCH в запрещенной литературой ~—
«Полярной звездой», «С того берега» Гер-
цена и другими революционными издания“
ми. «Одним еловом, — как писал впослед-
ствии Калинин, — учение шло  враесын-
ную от философии до беллетристики, и ког-
да я ноступил на завод, литературно был
уже довольно грамотный». Е

В 1893 году 18-летний Михаил Ивано-
вич поступил в качестве рабочего на завод
«Старый арсенал» в Петербурге. Получал
он 8 рублей в месяц. Этого еле хватало на
поддержание полунищенекого существовз-
ния. Но и из получаемых грошей молодой
Калинин урывал часть денег на покупку
газет и журналов. На «Старом арсенале»
Калинин впервые познакомился с жизнью
ий положением рабочего класса. Он увидел
мерзости царизма и издевательства капита-
листов и твердо избрал путь революцион-
ной борьбы ве нами. Завод для Калинина
становится школой, а коллектив рабочих—
учителем и воспитателем. Юноша ищет свя-
зей с революционерами. Эти связи тогда лег-
че всего было установить на Путиловеком
заводе, слава о котором как о заводе-бун-
товщике гремела по Петербургу.

Й в апреле 1896 года Михаил Ивано:
вич поступиа на крупнейший в Россий
Путиловекий завод. Именно здесь, среди
путиловцев, началась жизнь Калинина как
революционного деятеля, соратника вели-
ких вождей рабочего класса Ленина и
Сталина.

‚ Работая на Путиловском заводе, тов.
Калинин поступил учиться на созданные
при заводе вечерние курсы‘ Русско-техни-
ческого общества. Учеба на курсах сбли-
зила его с рядом молодых рабочих и посте-
пенно дала возможность установить связь с
революционерами, Калинин включается в
революционную работу. В результате его
энергичной деятельности весной 1898 года
	дящихея масс. Тов. Калинин выступал как
пламенный пропагандист и агитатор всех
‘мероприятий партии и правительства. В го-
ды гражданекой войны его толосу внимали
командиры и красноармейцы на многочис-
ленных фронтах. Ero елушали рабочие Мо-
сквы, Денинграда, Иваново-Вознесенека и
других городов Советского. Союза. Он был
частым гостем в селах и деревнях, среди
интеллигенции и молодежи, среди воинов
Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Обладая большим талантом подхолить к
	явлениям жизни с самой неожиданной сто-
	роны и вскрывать их сущность во всей ве
диалектической взаимозависимости, Михаил
Иванович умел убеждать, приводить людей
К желаемым для партий выводам. Сложней-
Hime вопросы жизни и работы в его устах
  становились простыми и понятными.
Величайшая идейность и принциниаль-
ноеть пронизывали каждое его слово, обра-
щенное к трудящимся. В докладах и беседах
с рабочими, крестьянами, интеллитентами,
молодежью он никогда не обходил острые
вопросы, а, наоборот, сам выдвигал их на
обсуждение. Он не навязывал своего мне-
ния слущателям, не подавлял их своим
авторитетом, а это еще больше подкупало
аудиторию, делало ев еще более откровен-
ной и активной. Его речи чаще всего но-
сиди форму беседы. Многие ораторы увае-
кают слушателей пафосом изложения. «Я
же— говорил Михаил Иванович, — больше
раз‘ясняю, намекаю, совместно с вами хочу
об’яснить дело. Здесь сказывается, вероят-
но, моя старая пропагандистская черта».
Нет такой области государственной ра-
боты в Советском Союзе, к которой не имел
отношения тов. Калинин. Но есть такие, к
которым он приложил наибольшие усилия.
К ним прежде всего относится работа по
упрочению союза рабочих, крестьян и ин-
теллигенции нашей страны, укреплению
дружбы народов СССР, деятельность, свя-
занная © коммунистическим воспитанивм
масс. Вею его многогранную деятельность
пронизывало стремление сделать наше госу-
даретво еше более сильным, могучим и
несокрушимым, сделать жизнь советекого
народа культурной, радостной и счастливой.
Эта мысль сквозила во всех выступлениях
М. И. Калинина, в беседах и речах, во всех
его делах.
В годы Великой Отечественной войны вея
деятельность Михаила Ивановича была под-
чинена одной цели, одной задаче — задаче
разгрома немецких захватчиков, Советские
люди е чувством любви и признательности
	М. И. Калинина. Вместе ео славной плеядой
профессиональных революционеров-большеё-
виков он прошел через все этапы борьбы,
высоко держа знамя революционного мар-
ксизма. Тверская губерния и его родная
деревня обогатили его знаниех жизни кре-
стьянских масс. заводы Петербурга, Мо-
сквы, Тбилиси, Ревеля и других городов
России дали ему пролетарскую закалку.
Коммунистическая партия выковала из не-
го профессионального революционёра-боль-
шевика, испытанного в борьбе со всеми и
всяческими врагами трудящихся.

После Октябрьской” революции тов.
Калинин становится ‘одним из виднейших
руководителей молодого Советского госу-
дарства. По предложению Ленина Михаила
Ивановича избрали председателем верховно-
го органа РОФСР. Это было в лот. период,
когда перед партией: со’ всей остротой встал
вопрос об укреплении союза фабочего клае-
ca во средним крестьянством. Нечего и го-
ворить, какое значение ‘имел этот союз для
укрепления диктатуры. пролетариата, для
судеб социалистической революции,

«Вопрос об отнопении в среднему кре-
етьянству, — говорил В. И. Фенин на ХИ
заседании ВЦИК 30 марта 1919 года, pe-
комендуя М, И. Калинина на пост предсе-
дателя ВЦИЕ, ‘— у нас стоит более оетро,
чеи у наших товарищей в Eppo-
пе, и у нас следует сделать так,
чтобы во главе Советской власти. встал
товарищ, который мог бы показать, что на-
ше постановление об отношении к среднему
крестьянству будет действительно проведе-
HO B ЖИЗНЬ.

..Мы знаем, что если ‘мы найдем товари-
ща, который соединит в себе жизненный
опыт и знакомство C жизнью среднего кре-
стьянства, мы эту задачу разрешить смо-
жем, ия думаю, что кандидатура, о которой
вы прочли сегодня в газете, удовлетворяет
	всем этим условиям.. Это. — кандидатура
тов. Калинина» (Ленин, v. XXIV, erp. 188—
189). .
	(выше четверти века Михаил Иванович
Калинин занимал пост руководителя вёр-
ховного органа Советского государства, —
факт, которого не знала и не знает история
какой-либо другой державы. Вэтом нагляд-
но сказались все величие советского обще-
ственного строя, его прочность и незыбле-
мость. М. И. Калинин сочетал огромную го-
сударственную деятельность. с_ повседнев-
ным живым общением с народом,

Ленин творил, что Калинин обладает
умением подходить к широким елоям тру-