за нашу Советскую Родину!
	ТА от
		ГАЗЕТА ВОЕННО -МОРСКИХ СИЛ
(ОРГАН МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР)

г... четверг
		_ Вчера на Красной площади, у Кремлевской стены, Совет-
‘ская страна похоронила Михаила Ивановича КАЛИНИНА.
Память о неутомимом борце за свободу и счастье нашего
народа будет вдохновлять советских людей на даль-
нейшее укрепление социалистического государства.

:

Похороны Михаила Ивановича Ка
Г. М. Маленков, Л. М. Каганович,
		линина. На трибуне Мавзолея во время траурного митинга — товарищи И. В. Сталин, Н. А. Булганин, В. М. Молотов, Н. М. Шверник, А. Н. Косыгин, Л: П. Берия,
А. А. Андреев, А. И, Микоян, Н. А. Вознесенский, А. А. Жданов, М. Ф. Шкирятов, Г. М. Попов, А. А. Кузнецов, В; В. Кузнецов, Г. Ф. Александров, А. Ф. Горкин,
		‚ал
	ото С. Гурария и Н. Петрова
	нина
	цушечках награды, воторых был удостоен
товариш Калинин 38 свое самоотверженное
служение Родине.
	Бдоль Охотного ряда, Манежной площади
ий Проезда Исторического музея выстрои-
лнсь частн московского гарнизона. Во главе
чазтей — траурно склоненные боевые зна-
мена. Почетный воинский эскорт сопро-
вождает процессию or Дома союзов ло
Кремля. :

На Красной площади уже собрались де-
сятки тысяч москвичей. Рабочие: и работ-
вицы, московских предприятий, служащие
	кусства и яитературы пришли к Мавзолею,
у которого они столько раз встречались с
незабвенным Михаилом Ивановичем. Над
колоннами трудящихся -— сотни портретов
товарища Калинина, увитые крепом зна-
мена.

В 18 часов 55 минут траурная процессия
приближается к Мавзолею. Товарищ Сталин,
товарищи Молотов, Берия, Жданов, Микоян,
Маленков, Каганович, Андреев, Шзверник,
Восыгин,  Вознесенский, Tonos поднимаются
на трибуну.

Председатель правительственной KOMEC-
сни по организации похорон тов. А. Н.
Восыгин об’являет траурный митинг, посвя-

шепный памати М. И. Калинина, открытым.
	М. Шверника
	НЕМ БУДЕТ
НАРОЛЕ
	Он бывал на Украине, в Белоруссии, Азер-
байджане и других союзных республиках.
Он неоднократно принимал у себя делега-
ции из самых отдаленных уголков Советеко-
го Союза. Память о нем одинаково дорога
русским и латышам, украинцам и грузи-
вам, белоруссам и казахам, узбекам и
эстоннам.

И все республики многонационального
Советского Союза прислали свои делегаций
на похороны Михаила Ивановича Калинина,
чтобы проводить’ в последний путь своего
верного друга. Bew ночь и весь день
нескончаемый поток людей проходил через
Колонный зал Дома союзов. Отцы и матери
несли детей, чтобы показать им того, кто
‘RCI свою жизнь до последнего дыхания от-
‘дал борьбе за их счастье, за благо народа.
’Ироходили старые рабочие, не раз видев-
‘паг Миханла Ивановича у себя на заводах.
Проходили юноши и девушки, для которых
светлый образ товарища Калинина будет на
долгие годы образцом беззаветного служения
Отчизне.
	И вот уже траурная процессия движется
от Дома союзов к Красной площади. В эти
минуты все советские люди мысленно со-
провождают орудийный лафет, на котором
покоится гроб с телом товарища Калинина.
Все советские люди ‘как бы присутствуют
сейчас на Красной площади и видят неза-
бываемую картину последнего пути
Михаила Ивановича Калинина.
	..Товаритци Сталин, Молотов, члены Но-
литбюро ДК ВК6) и руководители со-
ветского правительства поднимают троб с
телом товарища Калинина на возвышение
	перет центральной трибуной мавзолея. На-
	чинаетея траурный митинг. Вся наша стра-
на слушала проникновенные слова о заме-
чательном жизненном пути Михаила
Ивановича Калинина, o ero героическом
служении народу, о его беспредельной пре-
ланяости великому делу Ленина—талина.
	Траурный митинг окончен. Товаринти
Сталин, Молотов, руководители ‘партии и
Правительства несут гроб с телом товарища
Калинина к открытой могиле между мавзо-
	леем великого Ленина’ и Времлевской  сте-
	Похороны М. И.
	Вчера трудящиеся столицы нашей
Родины — Москвы проводили в послед-
ний путь Михаила Ивановича Ёзлинина,
пламенного патриота, мудрого rocyAap-
	ственного деятеля, - великого революцио-
	нера, любимца всех трудящихся. —
Великое горе, ` постигшее нашу `пар-
тию, наше государство, разделяет. весь
советский народ. Весть о смерти. верного
соратника Ленина и’. Сталина, мудрого
	государственного мужа и чутвого друга
народа, потрясла советских людей.
	Накануне всю ночь длилось шествие
гробу ec телом товариша ’Валинина.
	Вереницы людей растянулись от ЁВиров-
еких ворот; влоль бульваров. Вся эта масса
	людей стремилась попасть в Болонный зал,
чтобы сказать последнее прости незабвен-
nowy другу и учителю трудящихся.

Ночью в Колонный зал прибыла
группа генералов. во главе с Маршалом
Советского Союза Л. А. Говоровым. Деле-
гапия возложнла венок от Министерства
Вооруженных Сил СССР.

Скорбные звуки траурных мелодий.
Перед гробом движутся тысячи людей.
Кажется, ‘что этому потоку не будет
конца. Идут представители заводов, фаб-
рик, научно-исследовательских  учрежде-
ний Москворецкого, Дзержинского, Ста-
линского, Фрунзенского, Кировского райо-
нов столицы. Тысячи взоров последний
раз обращаются к дорогим чертам.
	Короткую   WIOHBCKYIO ночь сменяет
утро. В 8 часов у гроба ‘появляется
хелегация Молдавской СР во главе
с председателем Поезилиума Верховного
Совета Молдавии Ф. Г. Бровко и пред-
селателем Совета Министров Моллавекой
	Совета Министров Азербайджанской СОР
И. М. Иелам-Зале. В составе делегации —
секретарь ЦК КП(б) Азербайджана Г. М.
Гасанов, Министр Иностранных Дел Азер-
байджанской ССР М. И. Алиев, председа-
тель Бакинского ‘горисполкома А. Козлов,
писатель 0. Рагимов, председатель НЕ
профсоюза рабочих нефтяной промышлен-
ности Кавказа А. Ахундов. Возложив ве-
нок, азербайджанцы становятся в почетный
караул.

Их сменяют делегаты Узбекистана. В со-
ставе делегаций — председатель Презилиу-
va Верховного Совета Узбекской CCP

Муминов, заслуженный учитель. респуб-
hee Исламов, народная артистка респуб-
тики М. Тургунбаева. председатель правле-
	ния колхоза имени Ленина. Х. Ташмухаме-
	10в И другие. Е

В 13 часов 15 минут в Колонный зал
прибыл дипломатический корпуе, аккреди-
тованный при советском правительстве в
Москве. Главы иностранных посольетв и
миссий вместе со старшиной дипломатиче-
ского корпуса послом Афганистана Т-ном
Султаном Ахмед-ханом возлагают у изго-
ловья гроба огромный венок из живых цве-
TOR. :
Тысячи кровных нитей связывали
Михаила Ивановича с Ленинградом. здесь в
дореволюционные голы он вместе с Лениным
и Сталиным готовил октябрьскую победу,
	воспитывал кадры большевистекой партии.
	Бончина Михаила Ивановича острой болью
отозвалась в <ертцах ленингралиев. Вчера
они прислали <вою делегацию на похороны
М. И. Калинина.
	Члены лелеганийи —— председатель ис-
	полкома Ленинградекого горолекого Совета
депутатов трудящихся тов. П. Г. Лазутин,
	ПАМЯТЬ ©
ВЕНА B
	Вчера советский народ хоронил великого
гражданина нашего социалистического го-
сударства Михаила Ивановича Калинина.
Мналионы тружеников торода и деревни
сказали последнее прощальное слово сво-
ему любимому другу, мудрому наставнику,
великому революционеру и госуларетвенному
деятелю. В сердце великой русской земли и
весго многонационального Советского. Co-
024 — на Красной площади, между MaB30-
лоем Ленина и Кремлевской стеной, покоит-
ся в свежей могиле прах. незабвенного.
Михаила Ивановича Калинина.

В часы прощания перед мысленным в30-
ром советских людей с особой отчетливо-
стью прошла вся замечательная жизнь
этого великого человека, являющаяся образ
цом беззаветного служения народу, героиче-
ской борьбы за дело коммунизма. Товарищ
Калинин воплотил в себе характернейшие
черты революционера-большевика, рыпаря
партии Ленина—-Сталина, кристально чи-
етого борца за народное дело. Его жизнен-
ный путь-—от передового рабочего до руко-
водителя ‘верховного органа советекого го-
сударства— неразрывно связан с револю-
ционным движением в России, с борьбой за
побелу Октябрьской социалистической рево-
люпии, 60 строительством коммунизма в на-
шей стране.

Михаил Иванович Калинин не мыслил
себе жизни без борьбы за интересы народа,
за интересы лела Ленина-—Сталина. Пять-
десят лет назад молодым питерским рабочим
он-вышел на тернистый путь революцион-
ной борьбы и с тех пор до последнего дня
своей жизни оставалея вернейшим солда-
том революции. ее рыцарем без страха и
упрека. Уже будучи. тяжело больным, он
продоажал неустанно работать, отдавая весь
свой богатейший жизненный и государ-
ственный опыт. укреплению советской 0т-
чизны. Стойкий последователь и верный
соратник Ленина и Сталина, товарищ
Калинин учил трудящихся не жалеть сил
BO HMA победы коммунизма. Он говорил, что
жизнь лорога каждому из нас, но раз борБ-
	ба началась, . нельзя ничего жалеть для
	победы, нельзя жалеть и самой жизни. Ион
сам показывал. пример того. что значит от-
давать себя целиком великому делу
Тенина— Сталина.
	Чюбовь. в людям, исключительное зна-
ние и понимание их нужд— характерней-
шая черта этого великого советского гума-
ниста. Михаил Иванович Калинин был за-
мечательным воспитателем трудящихся,
неустанно прививал им лучшие качества
советского человека. Колоссальный жизнен-
ный опыт, ясный ум и широкий кругозор
позволяли ему одинаково успешно воспиты-
вать рабочих, крестьян, интеллигенцию.
Ero простое, задушевное, глубоко принпи-
пиальное слово доходило до сознания, пожи-
лых рабочих и учащейся молодежи, воинов
Красной Армии и женщин-колхознии, Он
был вылающимея большевистским пропа-
тандистом. ‘

Имя товарища Калинина окружено горя-
чей любовью трудящихся нашей страны. и
глубоким уважением всего передового чело-
вечества. Воплотив в себе лучшие черты ве-
ликого русского ‘народа, которому история
отвела почетную роль руководящей и ве-
дущей силы нашего многонационального
государства, Михаил Иванович неутомимо и
плодотворно работал нал  упрочением
сталинской дружбы народов нашей Родины.
Находясь 27 лет на посту руководителя
верховного органа государственной власти,
он воплошал в жизнь сталинскую нацио-
пальную ‘политику, сплачивал все народы
(Советского Союза в единую дружную семью.
Й не случайно в траурных сообщениях ру-
ководящих органов каждой союзной респуб-
лики мы находим проникновенные слова о
том, что сделал товариш Калинин для бла-
га п пропветания народа этой республики.
	...Родные и друзья Михаила Ивановича
подымаются на постамент и прощаются ©
покойным. Каждые две минуты меняется
печетный караул. У гроба — В. В. Кузне-
ков, Г. М. Попов, Г. ®. Александров, М. ®.
Шкирятов, 1. 3. Мехлис, А. Ф. Горкин.

Наступают последние минуты проща-
BHA... -

В 18 часов 15 минут в Колонном зале
появляются товарищ И. В. Сталин, това-
рищи В. М; Молотов, 1. П. Берия, А. А.
ланов, А. И. Микоян, 1. М. Каганович,
А. А. Андревв, Г. М. Маленков, Н. А. Возне-
сенский, Н. М. Шверник, Н. А. Булганнн.

Цять минут длится. Эта последняя вахта
У гроба. славного соратника Ленина и
‘Сталина, замечательного сына нашего на-

рода.
2 * *&
	В 18 часов 40 ‘минут товарищ Оталин,
товарищи Молотов, Берия, Жданов, Мален-
вов, Микоян, Ватанович, Андреев, Возне-
сенский, Шверник, Козыгин и Булганин
поднимают с постамента” гроб и выносят
его на улицу. Величественно звучат екорб-
ные мелодии Чайковского, Бетховена. Грой
устанавливается на лафег артиллерийского
орудия. Траурная процессия. направляется
& Красной площади.

Впереди процессии — блажайшие хрузья
Михаила Ивановича несут на атласных по-
	Речь тов. НП.
	От имени ЦК BKII(6), Президиума Верховного
Совета СССР и Совета Министров СССР
	Товарищи!

Сегодня наш народ с великой скорбью
прощается с Михаялом Ивановичем Кали-
ниным.

Большевистская партия. социалистиче-
	ское государство и народы Советекого С5-
	юза понесли большую утрату. Умер выдаю-
щийся государственный деятель. нашей эпо-
хи, олин из славных организаторов и руко
	водителей большевистской партий и совег-
	ского государства.
	Вся кипучая жизнь Михаила Ивановича
	союношеских лет до последнего дыхания
и отдана полностью’ борьбе за. HATepeCEI
народа,.за победу: коммунизма,

Жизненный путь товарища Kanvanna —
OP передового рабочего ло руководителя вер-
‘ховного органа советского государства —
это путь пламенного революционера, зака.
лившегося в подпольной суровой револю-
ционной борьбе, в тяжелых испытаниях
царских тюрем и ссылок, в многолетней са-
моотверженной деятельности на благо на-
рола,

Революционная, партийная, государет-
венная деятельность Михаила Ивановича
является ярким образцом творчества на-
родных мае, вылвигающих из своей среды
могучие народные таланты.

„Жизнь товарища Калинина является
воплощением самых замечательных 067-
бенностей советской революции — ев глу-
бочайшей народноети. Тысячью нитей он—
великий революционер — был связан *
народом. Михаил Иванович знал сокровен-
яые мысли и чаяния народных Масс, их
нужлы, стремления и всегда находился в
самой гуше борьбы за побелу илеалов рабо-
qera класса, -

Имя Налинина, любимпа народа, дорого
п свято в нашей стране всем слоям совет-
ского многонационального общества.

Великий советский гумачист. талантаи-
вый воспитатель рабочих и крестьян, Миха-
ил Иванович веегда обращался к народу
в0 словом большевиетской правды, ловотя ©
отромным искусством ату правду простыми
й яслыми словами 10 сознания каждого 9е-
ловека.

Вытаюшийея пропаганлис” плей партий
Ленина — Сталина, товарищ Налинин много
сил отдал делу воспитания советской ин-
TOAAHPOHUNIE.

Лвалпать семь лет находился Михаил
Иванович во главе верховного органа могу-
чего советского госуларетва, веегла рас-
	схатривая себя как слуту ‘ народа. Вылаю-*
	шлися деятель большевизма, Михаил Ивано-
вич всегда считал с6бя солдатом партии
Ленина— Сталина, свято выполнял ве во-
лю.

Михаил Иванович был верным сыном ве-
ликого русского народа, выразителем его
лучших национальных черт. Ясный ум,
глубокая народная мудрость,. революцио:-
ный размах, стойкость и твердость в защи-
те народных интересов были воспитаны в
Михаиле Ивановиче ‘русским революпион-
ным движением.

Весь свой  жизнейный путь Михаил
Иванович ‘прошел с Мениным и ‚ Сталяным.
С конца прошлого века мололой питерский
рабочий Михаил Налинин начинает свою
революционную деятельность пох руковод-
ством Ленина и Сталина,

`На заволах Петербурга и Москвы, Реве-
ля и Тбилиси, в большевиетских организа-
циях. в похпольной печати товарищ Валинин
всегда выступает послеловательным борцом
за идеи Леннна—Сталина.

Возглавляя верховный орган многонакио-
нального советского государства. Михаил
Иванович отдал свою творческую энергию
делу укрепления и развития дружбы нарз-
дов.

Пламенный патриот советекой’ Родины,
товарищ Калинин был выдающимся борцом
33 дружбу народов Советского Союза, по-
следовательным проводником  пранлипов
интернационализма. Он воспитывал совет-
ский народ в духе уважения в пра-
вам и независимости других народов.
Отзывчивый и чуткий по’ отношению к
простым советским людям, Михаил Иванс-
впч был суров и беспошаден к врагам оте-
чества. Он воспитывал в советских людях
безтраничную любовь к сопиалистической
отчизне и жгучую ненависть в врагам на-
por.

ВР о Вне (racerrranpant ranger
	para. :
В лни Великой Отечественной войны
товариш Калинин неутомимо стоял на сво-
ем посту. разжигал немеркнутший огонь Be-
ры в побету правого дела, являлся одним
пз организаторов пазгрома гитлеровской
Германии и японского имлериализуа,

Миханл Иванович не мыслил себе жизни
вне борьбы за интересы народа, за дело со-
циализма. «Вся история моей жизни, & по
существу и вся история рабочего класса, —
говорил он, — заключается в том, что мы
жили и боролись под руководством Ленина,
Сталина».

Окончание см. на 2-й стр.
	РЕ РЕ ae RAEN С Е ГАРТ АРА КЕННИ

CCP Н. Г. Коваль. Делегация . возлагает кадровые рабочие, „иного. лет проработав-

а «42 ай

венок из живых цветов. Bee новые и
повые венки возлагаютея на постамент.
	10 часов 30 минут... В Колонный зал
входит маршал Иосип Броз-Тито в сопро-
вождении членов Югославской Правитель-
ственной Делегации. Делегация возлагает
венок от братского югославского народа, в
сердцах которого вечно будет жить призна-
тельность одному из руководителей совет-
ского государства за помощь в освобождения
Югославии от ига фашистских захватчиков.
	Важдые 5 минут сменяется у` гроба по-,
	четный: караул. В i часов траурную вахту
несут Маршал Советского. Союза Г. В. Жу-
ков, Главный Маршал артиллерии Н. Н.
Ворояов, Маршал инженерных войск М. П.
Воробъев, Маршал артиллерии Н. Д. Яков-
лев. Их сменяют адмирал Л. М. Галлер:
	Е: -адмирал П. С. Абанькин.

`Большое горе одинаково переживают кол-
хозники, рабочие, ученые, деятели культу-
	Ы -— ‘в6е граждане ‹ нашей великой
	ГОДИнНыЫ.
	® Сердечная признательность товарищу
Калинину живет в сердие каждого совет»
	ского воина. Бойцы, офицеры“ генералы
	Врасной Армии знают и помнят, что

ихаил Иванович. вместе с Лениным и
Сталиным создавал и строил советское го-
сударство: в: годы гражданской войны
товарищ Калинин воспитывал и закалял
советских воинов, оттачивал их волю к побе-
де. Вот почему так много бойпов, офиперов
й генералов явилось вчера в Колонный зал.
Люди проходили, низко склонив головы,
молча прощаясь с незабвенным учителем и
другом, отдавшим столько сил и кипучей
энергии укреплению могущества наптего
тосударства. eee

Необ’ятна наша Родина... На десятках
языков говорят народы, населяющие ве
благолатные земли. И всюлу — от Тихого
окезна ло Балтики, от Карпат до Кав-
казских rop— имя Михаила Ивановича
одинаково лорого и любимо ниллионами лю-
лей. Лнем в Москву самолетами и поезда:
мп стали прибывать многочисленные деле-
гации братеких республик. Посланпы па-
родов СССР возложили венки, любовно
сплетенные руками грузин. узбеков, каза-
хов. украинпев.

В 13 часов прибыла делегация Азербайл-
тана во главе с заместителем предселателя
	шие вместе ‹ М. И: Валининым,—А. А. Ву-
тейников и А. К. Мирошников, знатный ка-
ментик А. А. Куликов, член-корреспондент
	Акалемии наук СССР, профессор ленин-
	градекого политехнического` института иМме-
	ни Калинина М. М. Карнаухов и другие —
	становятся в почетный караул. -
	“ Ленинградцы. ‘возлагают. ‘ReHOR У поста-
	мента гроба. м
Днем в Москву. оао делегация. ка-
	Захокюго народа: Посланпы  ЁКазахстанл
прибыли в Колонный зал прямо с аэродро-
ма. Они привезли венок с прощальным при-
‘ вотом Михаилу Ивановичу от металлургов,
торняков, Текстильщиков и животноводов
Казахстана, Возложив венок, заместитель
Предселателя Преаитиума Верховного - Сэ-
вета Казахской CCP Ш. Ермагамбетова,
сетретарь ПЕ КП(б) Казахстана С. Яков-
лев. прелсетатель правления колхоза имени
	Калинина HK. Абаев. действительный член
	Академии наук Казахской СОРМ. Горяев в
другне становятся в почетвый караул.
`Поеланиев Казахстана еменяют делега-
ты далекой Якутии, Вот вхолят в зал пред-
ставитети туркменского народа во главе с
Предсетателем Поезилиума Верховного С9-
вета Туркменской ССР А. Берлыевым. Воз-
лагают. венки посланпы киргизекого, гру-
зинского, таджикского народов...

В 14 часов прабывает делегация Армян-
ской ССР, возглавляемая Прелселателем
Президиума Верховного Совета Армении
М. Папяном. Делегатия только что прибыла
из Еревана и привезла с собой венок, кото-
пый возлагается у постамента гроба.
		Ной, О ЕВ а и eae 6TTABHEIT питал  артиттелий
ков, Главный Маршал  артилле Н. Н
вания. Над Красной площадью проносятся   } р а
I Bp и р Вопояов. Маршал инженезных войск М И
	эскадрильи боевых самолетов. Сталинские

‘соколы отдают” последний долг замечатель-
ному другу советских воинов, отдавшему
иного сил укреплению вооруженной мощи
советского. государства. Гремят залпы ‘про-
шального ‘салюта, как бы разнося” по CO:
ветской земле” весть в том, ITO тело
товарища: Калинина. предано, земле. Траур-
ная мелодия сменяется гамном Советского
Союза. Торжественные ‘звуки, сплетаясь ©
грохотом залпов. звучат над Красной. пло-
щадью, разносятея’ радиоволнами по всей
нашей стране, по всему миру. Их слышат
на побережье Балтики и на Чукотке, на
Кавказе и на острове Диксон, на кораблях
и транспортных судах, на которых приспу-
шены советские флаги.
	По Красной площади мимо мавзолея, Ha
трибуне которого стоят товарищ Сталин ий
ero ближайшие соратники, проходят войска,
держа равнение на свежую могилу. Прохо-
пят славные воины, как бы знаменуя собой
силу и мощь советского государства, строи-
тельетву и укреплению которого отдал. свою
жизнь Михаил Иванович Калинин. И все
советские люди, как клятву, повторяют сло-
ва траурного сообщения ЦК ВЕП(б), Совета
Министров СССР и Презилиума Верховного
Совета СССР:

«Память о Михаиле Ивановиче Калинине,
0 его неутомимой борьбе за свободу и сча-
стье народов нашей страны, за пропветание
советской Родины булет вдохновлять всех
коммунистов и беспартийных. всех рабочих.
крестьян и интеллигенцию на самоотвер-
женный труд во имя дальнейшего укрепле-
нля сопиалистического государства».
	17 часов. Улицы и площади, ведущие в
Дому союзэв, еще запружены народом, хотя
доступ в Колонный зал уже. прекращен. У
гроба остаются друзья, соратники и родные
товарища Калинина. Все чаще и чаще ме-
няется почетная вахта у гроба. .

У гроба становятся представители союз-
ных республик, работавшие рука об руку
с главой верховного органа советского го-
сударства товарищем Калининым,— тт. М.
С. Гречуха, И. Я. Варес, Ю. И. Паленкие,
0. В. Куусинен, М. Палан, А. Бердыев.

В 18 часов у гроба собираются министры,
депутаты и члены Президиума Верховного
(овета СССР. маршалы, генералы и адми-
ралы Красной Армия и Военно-Морского
Флота СССР.