7 июня 1946 г., пятница, № 133 (2314)

OT
	КРАСНЫЙ ФЛ
	Опровержение ТАС С
	На-тнях радио Анкары передало coobme-
ние слепиального афинского  корроспон-
дента Анзтолийского ателтства о том, что
в Албанию и Югославию, якобы, прабы-
вают крупные контингенты советских
	войск, которые расквартировываются вдоль
греческой гразицы.

ТАСС уполномочен заявить, что увазан-
ное сообщение является сплоиным вымые-
лом и распространяется указанным. агент-
ством. © явно клеветнической. целью,
		(От корреспондента «Красного Флота»)
	на минном поле
		На войне батарейцам не раз приходилось
ликвидировать пожары, восстанавливать
разбитые пути, бороться с разрушениями в
самом поезде. Пожарные и аварийно-вос-
становительные команды показали себя в
боях с самой лучшей стороны. Бойцы этих
команд и на учениях безупречно выполняли
	свой ‘обязанности, Твардии старший красно-
	флотец Мирошниченко то ходу учения Pac-
сказывал молодым, как батарея содейство-
вала разгрому врага в годы Отечественной
войны.   о. г
Когда батарея закрепилась на огневой по-
зиции;, полил сильный дождь; над побе-
режьем стелился туман. Видимость не пре-
вышала 12 кабельтовых. Посты наблюдения
сообщили данные о’ «противнике». На бата-
		тир огневого взвода гвардии старший лей-
тенант Ратников доложил, что вое ТОТОБО К
стрельбе. Воздух озарили яркие вспышки
стреляющих орудий. Наблюдатели с00б-
щили: недолет. Одновременно на командный
	пункт поступило донесение: один ИЗ Даль-
	номеров заливает дождем. Другие дально-
меры и стереотрубы продолжали действовать
в сложных условиях. Следуют новые залпы
по. далекой морской цели. Накрытие. Сна-
ряды разрываются возле пели,

Несмотря на все трудности, батарея удач-
но провела огневой налет. Цель была пора-
жена.

На обратном марше батарея продолжала
учение.

Инспектор штаба соединения дал хоро-
Wy оценку действиям личного состава
	  батарей.
	Лейтенант А. ОРЕЛСЬ:
	Твардейды-артиллеристы провели уче-
ние — огневой налет на морские об’екты
	«противника». В первый раз после длитель-
	ного периода одиночной подготовки прове-
рялось умение быстро свернуть батарею к
походу, совершить длительный мар, раз-
вернуться для боя и произвести с временной
огневой позиции обстрел морской пели.
	Задолго до. восхода солнца личный состав
	переформировал эшелоны, свернул надлю-
далельные посты, заготовил продовольствие
и топливо, Телефонисты под. руководством
гвардии краснофлотца Лаврова установили
связь между вагонами; радисты, руководи-
мые гвардии сержантом Подлазовым, про-
верили аппаратуру; машиниет гвардии сер-
жант: Рывков подготовил MapoBosHoe хозяй-
ство.
	С рассветом начался мари. Он проходил
	В условиях воздействия авиации и назем-
ных сил «противника». Тревоги следовали
	одна за другой. Зенитчиви Ha ходу вели
стрельбу по воздушным целям. Результаты
были признаны отличными. Подводя итог
стрельбам, команлир батареи гвардии’ ‘стар-
	ий лейтенант Шиков вспомнил случай из
	боевой нрактики. Батарея двигалась к пор-
	ту Швинкой длЯ прикрытия баз наптих тоз-
	педных катеров. Немцы бросали в 60й грун-
пы самолетов. Так произошло и на этот`раз.
Торпедные катера оказались под ударом ©
воздуха. Часть фашистских самолетов устре-
милась на батарею. Один «Юнкерс» был
подбит и упал в море...

На марше провели тревогу по отражению
наземного «противника». Эшелон был оста-
новлен. Личный состав по обеим сторонам
железнолорожной насыпи занял оборону.
	В конце мая 1919 года была сформиро-
вана первая’ в: стране боевая часть проти-
вовоздушной обороны на Балтийском море.
С первых же дней своего существования
зенитчики участвовали в боях, прикрывая
своим огнем воздушные подступы к воен-
но-мореким базам; В. 1939—1940 гг. они
успешно выполняли боевые задания коман-
дования во время битвы на Карельском
перешейке.

Вероломное нападение немецко-фашист-
ских захватчиков не застало врасплох зенит-
чиков, 22 июня 1941 года ранним утром
батарейные ‘разведчики обнаружили He-
сколько групп немецких самолетов, прибли-
жавшихся к острову Н. Тут же зенитные
батареи офицеров Косарева. Хасанова п
Дмитриева открыли огонь. Точными удара-
	ту после войны с белофиннами рядовым ми»
нером, а сейчас командует кораблем. Долго-
полов награжден орденами Красного Знам-
ни, Отечественной войны, Красной эвезды.
В майские дни этого года медалью «Ва боо-
вые завлути» отмечена его десятилетняя
безупречная служба. В нынешнем году ка-
тер Долгополова ‘затралил несколько де
сятков мин. В этом походе его катер следу-.
ет за флагманом.

Переход катеров из базы в район трале-
ния, как всегда, был использован для вы-
полнения задач по боевой подготовке. Сего-
дня экипажи тренировались в совместном
плавании. Капитан-лейтенант требовал чет-
кого репетования сигналов, быстрого испол-
нения маневра. Стоило катеру мичмана
Чулкова нарушить строй, как семафором
передали:

— Правильно держать интервал!

В пути на тральциках были сыграны
тревоги, Краснофлотцы осваивали искусство
борьбы за живучесть. Вогда катера пришли
в назначенный район, учению был дан
отбой. На  фалах флагманского катера
взвилея сигнал: . з г:

— Поставить. тралы!.

Гвардейцы четко. выполнили приказ. На
нашем катере ‘действия краенофлотцев про-
верял флагманский минер подразделения ка-
питан-лейтенант Попов. Трал был поставлен
на тридцать секунд раньше срока. Так же
быстро поставили тралы и на всех других
катерах.

Катера начали очистку фарватера. Не
прошло и десяти минут, как трал катера
Чулкова затралил первую мину. Следом
тральщиком Долгополова была подсечена
другая мина. Вот раздался оглушительный
взрыв; к небу поднялся высокий столб
воды. Это взорвалась мина в трале катера
Хмельнина. Такой же силы взрыв фаздалея
за кормой другого тральщика...

В этот день пришлось много поработать
подрывной партии офицера, Попова. Несколь-
ко He доходя до мины, катер оста-
навливался. От него отделялась шлюп-
ка с краснофлотцем-гребцом и капитан-
лейтенантом Поповым. Попов, перегнув-
втиеь за борт, на вытянутых руках держал
подрывной патрон. Приблизивиеись, он одной
рукой осторожно упиралея в мину для пре-
лотвращения толчка. а другой прикреплял
подрывной патрон. Шлюпка после этото бы-
стро отходила от мины. На катере уже жда-
ли шлюпку, принимали конец... Шлюпка на
буксире, а смельчаки уже на борту катера.

Подсеченные тралами мины плавали на
поверхноети воды. Их было так много, что
Попову пришлось подвептивать подрывные
патроны сразу на несколько мин.

Офицер Попов применил вебь свой опыт
и знания. Дважды в этот день Попову при-
ходилось подрывать мины, запутавшиеся в
тралах катеров. В конце рабочего дня на
счету отважного минера прибавилось еще
несколько десятков уничтоженных им мин.
KR 12 часам ночи. подразделение прекра-
тило работу. Катера подошли к острову, но
никто еще и не думал пойти сразу на
отдых. Более часу краснофлотцы и старшие
HEI занималиеь проверкой механизмов и
трального хозяйства. Командиры катеров
докладывали капитан-лейтенанту. Дано в3-
fave на завтра. Люди отправляются на
короткий отдых. О рассветом начинается
новый боевой день. В вечеру на счету. под-
разделения было уже затралено весколько
сот мин. С флагманского катера передали:

— Благодарю личный состав за пример-
ную работу!
	Старший лейтенант
С. ХАРЛАМПИЕВ.
	Если пролететь на самолете над Балти-
кой, то в разных местах можно заметить
много медленно движущихся по воде точек.
Это — тральщики.

Боевая страда`у «пахарей моря» — в с8-
Mom разгаре. Корабди все дни проводят в
море, на расовете ставят тралы и выби-
рают их ночью. Моряки и отдыхают вблизи
минного поля, с тем чтобы с восходом солн-
па вновь начать свой благородный и опас-
ный труд.

В базу тральщики заходят редко-—только
за тем, чтобы заполнить опустевшие си-
стерны топливом, заменить поврежденные
тралы, получить продовольствие или про-

`пзвести планово - предупредительный pe-
MOHT.

Экипажи тральщиков проникнуты гор-
достью и сознанием того, что они выпол-
няют задачу государственной важности и
способствуют успешному осуществлению
сталинского пятилетнего плана. Здесь жи-
вет прочно вошедший в жизнь девиз:
«Тралить быстро, тралить надежно! - He
оставлять ни одной мины!»

На-днях мы побывали на тральшщиках
твардии капитан-лейтенанта Ярошевското.
Это подразделение еще в годы войны про-
кладывало. путь ‘нашим кораблям, шло ©
_ тралами. впереди десантных сухов. Одними
из первых катерные тральщики ворвались
в Таллин и высадили на берег морских. пе-
. хотинцев. Их видели во главе многочислен-
‘ных десантных отрядов, шедших к Моон-
зундекому архипелагу, у островов’ Даго и
Эзель. Подразделение удостоено твардей-
ского звания. В прошлом году, з первую
послевоенную кампанию, гвардейцы за-
тралили мин-больше, чем другие подразде-
ления. После успешного зимнего. ремонта
кораблей они и в этом году вышли на бое-
вое траление, когда воды Балтики еще не
освободились ото льда. Первые дни траления
показали, что гвардейцы зимой хорошо от-
ремонтировали механизмы и тральную тех-
нику. Бывалые моряки неплохо подготови-
ли молодых краснофлотцев, которые впер-
вые вышли в море. В экипажах четко на-
лажена организация службы; командиры
много потрудились над освоением правил
совместного плавания.

Счет затраленных мин подразделение
открыло в Нынешнюю кампанию в первый
же день своего выхода в море. Первая мина
была вытралена катером мичмана Хмель-
нина. Всего за лень было подсечено свыше
десятка мин. На другие сутки эта цифра
увеличилась ‘больше чем вдвое. 10 мая

- твардейпы ‘затралили несколько десятков
мин, 17 мая выловили и уничтожили pe-
коплное число вражеских мин.

Успех гвардейцев офицера Ярошевекого
не случаен. Здесь много работали над тем
чтобы траление сделать как можно эффек-
тивнее. Настойчивость гварлейцев отметил
команлир соединения. Он поставил работу
подразделения в`пример друтим #- 06° явил
тичному составу благоларность.

23 мая тварлейды очистили еще одну
	часть фарватера. 25 мая после двухднев-
чого планово-предупредительного ремонта
	_в базе катера снова вышли в море. Б 6 ча-
сов утра флагманский тральщик взял курсе
на норт-ост. За ним вышли остальные ко-
рабли. В базе оставался лишь один катер
мичмана Голубева: Вму не. повезло на по-
следнем тралении. Взорвавшаяея в трале
мина сильно повредила один из моторов
катера. Тральщик задержалея ‘на сутки.
Нужно было видеть, < какой досадой оста-
зался на берегу командир этого катера
мичман Голубев.

Мы выходили в море на катере мичмана
Долгополова. Мичман в этом году открыл
шестую навигацию. 0н выполнял эту 0а00-
	К чему приводит бесплановость
в боевой подготовке
	Результаты плохой подготовки дали знать
себя еще на берегу. За четыре минуты до
похода командир ‘подразделения капитан-
лейтенант Мищенко приказал двум красно-
флотцам отнести нз подводную лодку, обес-
печивающую учение, сигнальный буй и
трос к нему.

— He забудьте помочь им застропить, а
то-они не сумеют, — напутетвовал Мищен-
ко краснофлотнев. — Да побыстрее возвра-
щайтесь, через четыре минуты выходим.
	Подводная лодка стояла в нескольких
стах метрах. Естественно, ‘что враснофлот-
пы как ни спешили, но уложиться в назна-
ченный срок не смогли. Несвоевременная
передача простого буйка на обеспечиваю-
щий корабль е первых же минут нарушила
нормальный ход учения, Мри недостаточно
хорошёй организации это опоздание сразу
повлекло за собой новые нарушения плана.
Из-за катер» почти на час задержался вы-
хол в район учения подводной лодки.
	Случай с буйком -—— следствие Фформаль-
ного ‘отношения в делу со стороны началь-
ника штаба подразделения: старшего лейте-
нанта Плотникова и связиста старшего лей-
тенанта. Александрова. 06а знали, что в
ближайшие дни предстойт отработка в море
«поиска и атаки подводной лодки», HO ни
один из них не добился нормального обес-
печения учений. ]
	Обычно каждый командир стремится ис-
пользовать выход в море для решения кон-
кретных задач боевой подготовки и соответ-
ственно жестко планирует каждый час и
минуту. Но в этом походе ни командиры ко-
раблей, ни офицеры штаба таким планиро-
ванием не занимались. Они ограничились
общей отпиской. В суточном плане катера
старшего лейтенанта Баранова в этот день
значилось: «С 8 часов до 19 выход в море
н% отработку боевых задач». И все!
	Абстрактность - и бесполезность такого
«плана» очевидна. Это свидетельствует о
том, что штаб подразделения не. контроли-
рует командиров кораблей, плохо помогает
им в организация и планировании боевой
подготовки. Бесконтрольноеть и отсутствие
цетального плана привели к тому, что один
из катеров из-за нейеправности механиз-
мов в последний момент пришлось отставить
от участия в учении, второй катер отошел от
пирса с опозданием. Таким образом, вместо
трех катеров в учении приняло участие
только два.
	Наконец учение началось, Руководил
	им командир подразделения капитан-лейте-.
	нант Мищенко. Он побывал на обоих кораб-
лях, но пользы от этого было немного. Вотда
катера уже вышли из бухты, Мищенко
спросил старшего лейтенанта Цлотникова’
—= У вас план вводных. есть? 8
— Нет, — ответил начальник. штаба.
Решили их быстро придумать. Вапитан-
лейтенант приказал. старшему зейтенанту
Баранюву застопорить ходи подать коман-
ду: «Корабль к походу изготовить»:
Вообще говоря, необходимость в такой
команде была. Катер к походу был явно не
подготовлен. Глубинные бомбы не были. за-
	креплены по-походному, Олного этого было
достаточно, чтобы -не выпустить корабль
Баранова в море. Но в море эта команда
	прозвучала странно. Естественно, что лич-
ный состав отнесся к еб выполнению фор-
мально. Люди вышли из кубрика и стали
у своих мест по расписанию.

Катера находились в море довольно долго.
Но за все время на первом из них была дана
лишь одн& вводная — «человек за бортом»,
на втором — три вводных: «человек за бор-
том», «вышло из строя рулевое управ-
ление», «вышел из строя главный компас».
Если исключить из этом списка трениров-
ки по отработке задачи «человек за бортом»,
	которые, кстати говоря, заняли но более
10—15 минут, то станет ясно, что выход
в море принес’ пользу липуь ‘минимальному
количеству людей. Пушки и автоматы в
течение всего дня были зачехлены. Артил-
деристы и минеры явно скучали. Не велось
цаже положенного по инструкции «наблю-
дения в секторах». У частвовавший в походе
дивизионный артиллерист и не попытался
использовать выход для тренировки лично-
го состава ero специальности, Большую
часть времени он потратил ва невужные
разговоры с рулевыми и механиками, отвле-
кая их от выполнения неносредственных
обязанностей на вахте.

Нельзя пройти мимо того, что дисципяи-
на экичажей во время похода была далека
от современных требований. Один из
катеров шел в бухте  форсирован-
ным ходом, хотя инструкцией это ка-
тегорически запрещено. Расчет кормового
автомата не доложил о тотовности. Ночти
отсутствовали доклады о наблюдениях по
секторам. Подводная лодка всплыла при-
мерно по носу катера, но никакого доклада
06 этом. не последовало. Команды и прика-
зания на катере не повторялись.

Не лучше соблюдали требования устава
п на катере капитан-лейтенанта Поли-
карпова. Командир отделения ‘рулевых
старшина 2 статьи Кузьмин стоял на вахт
с папиросой в зубах. Он не расстался с ней
даже тогда, когда искал «повреждения».
Никто из офицеров, находивитихся в рубке,
не сделал Кузьмину замечания,

Можно было бы продолжить этот перечень
нарушений дисциплины. Неорганизован-
ность и беспорядок, которые имели место на
обоих катерах в этом походе, явились след-
ствием  бесплановости,  бесконтрельности,
слабой требовательности командира подраз-
деления и начальника штаба в командирам
катеров, последних к старшинам и рядовым.
Отсутствие жестких планов привело к потере
Трагоценного времени, к тому, что выход в
море для многих старшин и краснофлотцев
прошел впустую. В конце концов кораблям
пришлось досрочно возвращаться в базу.
По техническим причинам отработка, основ-
ной задачи «поиск и атака подводной лод-
ки» была отложена, а ничего другого запла»
нировано не было.

Значительная доля вины за эти недо-
статки ложится и на штаб соединения (на-
чальник тов. Навроцкий). Он  peaKo
проверяет корабли, руководит боевой
учебой указаниями, написанными по одному
й тому же штампу. Никакой практической
помощи командирам кораблей офицеры тита-
ба не оказывают, неё учат, как надо соста-
вить, скажем, суточный план или план-
часовик. Но существу штаб пустил боевую
Подготовку на самотек.
	`Начальник штаба подразделения (он же
штурман) решил в походе проверить, как
ведется на корабле журнал проверки часов.
Старший лейтенант вызвал ответственного
з& ведение журнала, командира отделения
рулевых Кривошеина. Внешне все было в
порядке: графы заполнены, на каждой
страничке аккуратные столбики цифр и ни-
	каких помарок. Но стоило начальнику штодба
всмотреться повнимательнее, и CH увидел,
что пифры в журнале вымышленные. Кри-
	вошеин, чтобы не затруднять себя, ставил
в журнале первые попавшиеся цифры.
Журнал проверки часов велся «для показа
начальству».

Тав отсутствие требовательности про-
верки старшими действий подчиненных при-
вело к тому, что поток бумажек между
штабом подразделения и штабом соединения
идет нормально, & боевая подготовка на
катерах идет самотеком,
	Инженер-капитан-лейтенант
А. ВОРОНЦОВ.
		(От-корреспондента «Красного Флота»)
	Годовой праздник части
	ми они сбили три самолета противника и
обратили остальные в бегство.

Всего за время войны зенитчики части
сбили десятки самолетов противника. Пра-
вительство высоко оценило их боевую рабо-
ту, наградив часть орденом Красного Зна-
мени:

Сейчас, в мирной обстановке, зенитчиви
настойчиво изучают опыт Великой Отечест-
венной войны, овладевают мастерством сво-
его дела. Практические стрельбы они про-
вели с оценками «отлично» и «хорошо». На-
днях краснознаменная часть отметила два-
дцать седьмую годовщину своего существо-
рания. В чееть годового праздника большое
количество войнов-патриотов из’явило же-
лание остаться в своей части на CBCDX-
	срочную службу.
Майор С. ГОЛУБЦОВ,
	Учеба мололых артиллеристов
	Батарея капитана Ларченко считается
	лучшей в Н-ской ЁВКраснознаменной чаети
	зенитной артиллерии. За годы Великой Ore-
чественной войны она выдержала много
жарких схваток с воздушным врагом, от-
правив на дно Балтийского моря 15 не-
менких самолетов.

Наступили дни мирной учебы. На бата-
рею прибыло молодое ‘нонолнение. Нович-
		боевыми традициями полка. Молодые’ крас-
нофлотцьг энергично взялись за учебу. Они
изучали материальную ‘Часть орудий,
устройство приборов управления огнем,
правила’ стрельбы, инструкции. В’ боевую
подготовку широко внедралеся богатый опыт,
	накопленный за годы войны. Рассказы бы-
валых воинов из своей практики помогали
молодежи глубже овладеть сложной техни-
кой. Будущим. артиллеристам прививались
навыки точно и уверенно действовать у бое-
вых механизмов, быстро устранять неис-
правности и задержки.
	Сейчас подводятся итоги пятимесячной
учебы. В первые же дни экзаменов боль-
нтинетво краснофлотцев сдало зачеты с от-
личными: оценками. С’ хорошими результа=
тами личный состав батареи выполнил” и
зачетную стрельбу по высотной цели.
		Балтийский флст.
	Смотр строевси подготовки
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. 6 пюня. (По телегра-   четко делать повороты на ходу. Лучшие
	фу). В учебном отряде прошел смотр строе-   результаты оказались у курсантов подраз-
вой подготовки. Молодые моряки прддемон-   делений капитана Маркова и старшего лей-
стрировали хорошуо- выправку, Умение   тенанта Тетервятникова.
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ ДУНАИСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 6 июня. (По телеграфу). В Н-ском
соединении состоялось торжественное вруче-
ние югославских орденов краснофлотцам,
старшинам и офицерам  Краенознаменной
Дунайской флотилии.
	Ордена вручены старшим лейтенантам
Шмалову, Яценко, старшему краснофлотцу
Трухину и другим.

Боевыми орденами Югославии награжде-
ны также старшины и офицеры части офи-
церов Харченко и Попова.
	Вручение югославских’ орденов

Краснознаменное соединение тральщиков.
	Доклад о чести и достоинстве советского офицера
	Большой интерее у офицерского состава
учебного отряда. Балтийского флота вызвало
собрание на тему «Высоко держать честь и
достоинство советского офицера», Интерес-
ный и содержательный доклад на собрании
сделал капитан 1 ранга Каганович. Доклад:
чик привел яркие примеры героизма офице-
фэв русской армии, подробно остановился
на беспримерных подвигах офиперов Kpac-

ной Армии и Военно-Морского флота в годы
Великой Отечественной войны.

В своих выступлениях капитан 2 ранга
Таскин, инженер-майор Краснощеков, капи-
тан 2 ранга Маклецов и другие призвали
офицерский состав отряда с честью вы-
полнять приказы товарища Сталина, умело
обучать и воспитывать подчиненных.

Лейтенант Б. ВОЛЧЕК
	Балтийский флот,
	КОНСТРУКТОРА НОВЫХ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ
	ЛеНИИ, температуре воздуха, скорости и на-
правлении ветра, ,
	Некоторые из установленных станций
работают уже восемь месяцев, С тех пор.
как восемь месяцев назад прибывшая сюда
экспедиция, установив все приборы, запе-
чатала их к радиометеорологической
станции не приближался ни один человек,
Радиус действия такой станции-—сотни ки-
лометров. Она расечитана на годичную ра-
боту без всякого надзора. Через четыре ме-
сяца в район действующих радиометеоро-
легических станций прибудут специалисты.
Они произведут оемотр, сделают необходи-
мые исправления, перезарядят аккумулято-
ры. и затем станция снова четыре раза в
сутки будет передавать результаты своих
«паблюдений».

— В нашей стране, где имеется много
труднодоступных районов — Крайний Се-
вер, пустыни Средней Азии, высокие гор-
ные вершины, тайга, — автоматические
радиометеорологичеекие станции приобре-
тают крупное значение, — указывает В. А.
Путохин. — В частности, радиометеороло-
гические станции имеют большое значение
для флота. ` Установка их на необитаемых
островах дает возможность командирам бое-
вых кораблей и капитанам торговых судов
получать метеорологические данные из
районов, откуда эти данные раньше. совсем
не поступали.
	Вонструкторам этой станции была при-
суждена в прошлом году Сталинская пре-
МИЯ.
	Одной из важных задач коллектива ЦЬБ
является создание новой аппаратуры для
сети гидрометеорологических станций вза-
мен устаревших конструкций. В этой 0б-
ласти имеется уже немало достижений.
Жонструктора создали анеморумграф для
измерения и записи скорости и направления
ветра. Этот прибор заменит устаревший
флюгер Вильда. В ЦЕБ разработаны также
самописец дождя, нефоскоп — для измере-
ния направления и скорости движения 0б-
лаков, новый раднозонд и т. д.

Возлыцой и сложчый путь проходит важ-
	пая илея нового прибора, пока она не обле-
	кается в совершенные  вБочотрувайьвые
фермы. .

В небольших лабораториях ЦВБ, уста-
вленных различными аппаратами, научные
работники — физики, электрики, метеоро-
логи, радиоспециалисты — решают основ-
ной вопрос: на каком физическом принципе
можно создать тот или иной прибор. Про-
водятся десятки и сотни экспериментов,
пересматривается вся имеющаяся по. этому
вопросу литература. Наконец решение
найдено.

Но это — лишь начало предстоящей ра-
боты. На основе проведенных опытов науч-
ные работники строят макет нового при-
бора, первый его вариант. Когда прибор
иойдет в масеовое производство, он (кроме
своей основной идеи) мало будет похож на
первый вариант. Шо пока макет проходит
многочисленные лабораторные и полевые
испытания, переделывается, улучшается.

Затем прибор передается конструкторам
для технического оформления. Снова мно-
гочисленные изменения, переделки, испы-
тания. Й лишь после этого новая конструк-
цня передается на завод.

Недавно в массовое производство пере-
дан радиозонд новой конструкции. В тече-
ние продолжительного времени шла его раз-
_работка. Одной из задач было макеи-
мальное облегчение его’ веса, борьба за
каждый трамм. Ведь от этого зависит, на
какую высоту радиозонд о сможет  под-
няться в верхние слои атмосферы, в стра-
тосферу. Эта борьба увенчалась большим
успехом. Вес радиозонда новой конструк-
пии облегчен на 30 проц. Первые полеты
новых радиозондов показали, что они под-
нимаются значительно выше, нежели ста-
рые. Это имест весьма крупное значение.
Для того чтобы разобраться в сущности
атмосферных явлений, недостаточно иметь
хотя бы и очень густую сеть метеостанций
на земле. Требуются сведения из верхних
слоев атмосферы. Аэрологические наблюде-
	Вонструктора ЦЬБ много работают в 05-
ласти создания автоматических и дистан-
ционных приборов. Помимо автоматической
радиометеорологической станции они 00-
здали дистанционную метеостанцию для аэ-
родромов: С известного расстояния такая
станция по проводам передает на щит в
комнате синоптика данные о температуре
и влажности воздуха, скорости и направле-
нии ветра. Такой прибор может быть
использован и Ha больших кораблях, м
командир, находясь в своей каюте, сможет
всегда иметь необходимые метеорологиче-
ские данные,

Для автоматического измерения морских
течений и передачи данных по радио сей-
час завершаютея работы по созданию епе-
циальной радиовертушки. Этот прибор бу-
дет устанавливаться на буе в открытом
море.

Созданию морских гидрометеорологиче-
ских приборов в ЦЕБ уделяется большое
внимание. Результатом творчества конст-
рукторов является совершенно новый при-
бор — термобатиграф, который служит для
измерения распределения температуры на
различных глубинах моря. По мере погру-
жения прибора оп дает на корабль запись
температуры на различных глубинах. Тер-
мабатиграф ирошел испытания в Белом мо-
ре и дал удовлетворительные результаты.
Сейчас выпускается опытная серия таких
приборов, которые будут использованы на
различных морях Советского Союза.
	Десятки самых различных конструкций
разработаны и разрабатываются в лабора-
ториях Центрального конструкторского бю-
ро. Отсюда вышел ряд самолетных и аэро-
статных гидрометеорологических приборов,
как, например, метеограф, устанавливаемый
на самолете и производящий вертикаль-
HOG зондирование атмосферы на фазлич-
ных высотах.
	ee tg ORG TDL A UP OUP ET, РЕ:
ные в ПАБ, помогают решению задач, по-
	Экипажу самолета, преодолевающего ты-
сячекилометровые пространства, AY Rao
не только иметь обычные метеорологиче-
ские данные, но и знать как нижнюю, так
й верхнюю границу облаков, их плотность,
зсны грозовых очагов, зоны обледенения.
Командирам кораблей для решения многих
задач требуются точные и поетоянные све-
дения о скорости и направлении морских
течений, колебаниях температуры на раз-
личных глубинах моря; Для бесперебойной
работы радиосвязи на дальние расстояния
необходимо постоянное изучение ионосферы.

Быстрое развитие новых технических
средств поставило перед’ гидрометеорологи-
ей такие задачи, о решении которых ранее
и. не помышляли,

Широкая сеть гидрометеорологических
станций опоясывает страну от Крайнего
Севера до южных границ, от Балтики до
Тихого океана. Многочисленные аппараты
и.приборы непрерывно регистрируют, запи-
сывают и передают сведения о всех проис-
холящих  гидрометеорологических ‘процес-
сах.

`Тверец новых сложных и умных прибо-
ров — небольшой коллектив Центрального
конструкторекого бюро Главного управле-
ня гидрометеорологической службы СССР.
Талантливые конструктора лауреат Сталин-
ской премии А. В. Горелейченко, А. И. Ва-
саткин, Е. И. Кудинов, Н. Н. Сысоев и дру-
тие являются авторами многих гидрометео-
уелогических, аэрологических, гидрологи-
ческих и морских гидрометеорологических
приборов.

Руководитель ЦЕБ В. А. Путохин ведет
меня в большой зал. Здесь на подетавках.
стоят образцы созданных аппаратов, на
стенах — фотографии, показывающие их
действие.

В течение шести лет тт. Горелейченко,
Суражский и Мальцев работали над созда-
нием автоматической радиометеорологиче-
ской станции. Сейчас четыре раза’ в ‘день
с одного из пунктов Мурманского побе-
режья, из пустыни Кара-Кум, с острова на
Аральском море и других труднодоступных
районов страны поступают сведения 0 дав-
	НИЯ, осуществляемые при помощи радио-  ставленных перед советской гидрометеоро-
зонлов новой конструкции, дадут возмож-   логической наукой. :
		ность организовать такие наблюдения.
	Повседневно учить старшин-—
инструкторов школ
	способствуют воспитанию у молодых моря-
ков уважения ‘к технике, любви к сие
циальности, к службе. Лаборанты школ
учебного отряда, как, например, мичман
\уков, отлично знают специальность, вее-
гда своевременно готовят к занятиям мате-
риальную часть и наглядные пособия. Мио:
гие пособия они лелают своими силами.
	Но, к сожалению, еще не все старшины
школ учебного отряда поняли свою роль
в воспитании флотеких кадров. Часть 13
них формально относится к своим обязан-
ностям, порой нарушает методику обучения
И воспитания молодых учеников. Главный
старшина Калинин проводил занятия «Греб-
ное и парусное вооружение. шлюпох». Не-
цонятно, почему он не использовал для уро-
ка военно-морской кабинет, в котором
имеется шлюпка с полным вооружением, &
об`яснял все на пальцах. Ясно, что такой
«метод» мало эффективен. На. уроке Кали-
кин не следил за дисциплиной и соблюде-
нием формы одежды. Так же небрежно от-
носится к своим обязанностям лаборант Ру-
саков. Материальная часть, доверенная
ему, не блещет чистотой. Молодым воен-
ным морякам в кабинете демонстрировали
компас, подготовленный Русаковым. Rarto-
во же было удивление, когда все увидели,
что прибор покрыт пылью, а подвес даже
окислился. Конечно, такое отношение лаб-
ранта к технике никак не способствует
воспитанию у молодых моряков любви к
механизмам, привычки ухаживать 30 ними,
беречь вверенную им технику.
	Старшина школы Учебного отряда дол-
жен быть в первую очередь требователен
К себе, умело работать с людьми. Формиро-
ванию этих качеств должны способетвовать
офицеры школы. Они обязаны добиваться.
повышения специальной и общей полтотов-
	Ки старитин, развития их военно-политиче-
ского кругозора.
	chi Папитан-лейтенант Ф, ЕРМОЛАЕВ. \
	Старшины-——инструктора школ являются
непосредственными воспитателями и руко-
водителями учеников. Старшина знакомит
молодых краснофлотцев с распорядком учеб-
ного отряда, помогает ‘изучению ‘уставов,
сружия, специальности, прививает трудо-
любие, следит за воинской дисциплиной:

В школах учебного отряда Балтийского
флота немало старшин, имеющих многолет-
инй опыт воспитания и обучения‘ молодых
моряков. Мичмана Данилов, Терехов, Белов,
главные ‘старшины Блинов. и Хмара отлич-
но знают свою специальность, владеют мс-
тодикой преподавания. Они непрерывно. со-
вершенствуют свои методические навыки,
тщательно готовятся к урокам. Мичман Да+
нилов подготовил для флота сотни специа-
листов, которые © благодарностью вепоми-
нают своего воспитателя, шлют ему много
писем. То же можно сказать и о главном
‘старшине Хмаре.

Командование школы поручило т. Хмаре
провести урок «Приготовление торпеды к
выстрелу». Точно По расписанию ученики
были в классе. Их подтянутость, собран-
ность во время занятий свидетельствовали
о крепкой дисциплине и высокой требова-
тельности руководителя. Главный старши-
на заранее подготовил к занятиям матери-
альную часть и наглядные пособия. Урок
началея повторением пройденного. ели
ученик ошибалея или отвечал неточно, ру-
ководитель вызывал другого. Этим он доби-
вался активизации урока,

После повторения главный старшина рас-
сказал о согласовании режима керосинового
и водяного крана со штифтами регулятора
низкого давления, В ходе занятий он обра-
шался к ученикам 6 вопросом, все ли они
поняли. Еели было необходимо, он повторял
пройденное. Ученики хорошо усвоили мате-
риал. . ь

Многочисленные механизмы; макеты,
схемы чертежей и другие учебные пособия,
хорошо оборудованные и убранные класеы