7 июня 1946 г., пятница, № 133 (2314)
	КРАСНЫЙ. ФЛОТ
	звездный
ШЛЮПОЧНЫЙ
поход
		Напечатано... и с плеч долой!
		Первая весть 0 столовой, находящейся.
	в ведении начальника административно-хо-
зяйственной части лейтенанта Петрищева,
появилась на страницах  краснофлотской
	тазеты «В бой за Родину» еще в январе.
Код внушительной рубрикой «Вопросы
Ерзонофлотского быта» было напечатан»
письмо, в котором говорилось о беспоряд-
ках в столовой, о ‘том, что краснофлотны
вынуждены подолгу ждать, стоя над «ду-
шой» обедающих, пока не освободятся сто-
лы, пока но будет вымыта посуда.

Казалось бы, такой несложный «вопрос
краснофлотекого быта» можно было решить
без особых усилий. Казалось бы, через не-
столько дней после сигнала газета должна
сообщить читателю, что, мол, критика во-
зымела действие и приняты необходимые
меры для улучшения обслуживания крас-
нофлотцев. Но ничего этого не случилось.
В середине февраля пох той же солидной
рубрикой было олубликовано второе пись-
мо, озатлавленное: о «Еще раз о Gec-
порядках в столовой». На этот раз,
в дополнение ко всему прочему,
газета UPOKAAS начальника  администра-
тивно-хозяйственной части Н-скох  под-
разделения т. Петрищева в нарушений при-
казов командования, в том, что обедаюнщтие
систематически недополучают нормы хле-
ба. Редакдия справедливо усмотрела в этом
факте пример безответственного отномения
к питанию личного состава. В слетующем
номоре она опубликовала критическое пись-
NO о затущенном состоянии другой краено-
флотекой столовой и посвятила этому во-
пробу передовую, в которой писала:
	«Как видно, в подразделениях, где
	ответственными за питание личного со-
става тт. Манаренко и_Петрищев, нет
контроля со стороны соответствующих
начальников за тем, как поставлено хра-
нение и распределение продуктов, как
организовано питание личного состава».
	Однако и повторное выступление газеты
по поводу столовой и все ее гневные фи-
липцики по адресу нерадивых хозяйствен-
ников оказались гласом вопиющего в пу-
стыне. На критику не последовало накаких
откликов. 0 том, что положение не измени-
i036, можно судить по Новому сигналу,
появивиюмуся в конце марта. Теперь уже
в стихотворной форме газета доводила до
сведения читателей, что в злополучной сто-
ловой попрежнему грязно, хлеб подают на
стол «сплошь облепленный мешковиной».

Таким образом, четыре раза на протяже-
нии трех месяцев газета пибала об одном и
том же, но так и не добилась каких-либо
результатов.

Столь же длинную историю имеет другой
«вопрос краснофлотского быта», поднятый
Ведакцией. Речь ихет о письмах, критикую-
щих недостатки Дома Флота. Первое из
этих писем. было напечатано в начале года
Автор его жаловалел на такую мелочь, как
отсутствие нумерации мест в кинозале До-
ма Флота, что порождает беспорялок и тол-
чею во время сеансов. Через два месяца-—
в марте — опять появилась такая же за-
Метка, & затем и «маленький фельетон» на
тему о мытаретвах кинозрителя. И тольк»
7 атреля газета в отделе «По следам наших
выступлений» напечатала ответ. вернее,
туманное обещание начальника Дома, Флота
майора Нозхрачева 0 том, что меры будут
приняты в ближайшее время. Что же фак-
тически сделано в Доме Флота лля улуч-
щения обслуживания посетителей,  ‘чита-
тель тав и ие узнал.

Не узнал читатель результатов и многих
другах критических выступлений газеты
	ЛЕНИНГРАД, 6 июня. (По телефону от
Hopp. «Нрасного Флота»). Начальники
кафедр и преподаватели Высшего инже-
нерно-технического Краснознаменного
училища ВМС успешно защищают кан-
дидатские и докторские диссертации.

Высокую оценку Ученого совета учи-
лища получила диссертация начальника
кафедры строительных материалов инже-
нер-подполковника Александрина — «Бетон
фортификационных сооружений», — пред-
	ставленная им Ha  содскание ученой
	«Б бой за Родину». Нельзя сказать, что ре-
дакция достаточно широко, смело и остро
освещает вопросы культурно-бытового об-
служивания старигин и краснофлотцев. Но
и то, что публикуется, в большинстве слу-
чаев остается без ответа. Видимо, кое-кто в
соединении привык рассматривать критику
краснофлотской газеты свысока, кое-кто
считает лучшим отмалчиватьея. Сама же
редакция приняла на себя неблагодарную
роль регистратора фактов и слабо борется
за действенность своих материалов. Она
действует по причнипу: напечатано... и с
плеч долой!
	Достаточно просмотреть комплект газеты
за последние месяцы, чтобы убедиться в
равнодушии работников редакции к даль»
нейшей судьбе отубликозанных  койтиче-
вких корреспонденций и писем. Кратике
узла связи была посвящена целая подбор-
Ба, насыщечная конкретными фактами и
примерами. После этого Газета ни словом
ве обмолвилась 0 том, как быль воспринята
эта критика, что изменилось у связистов.
Несколько раз писалось © бюрократизме в
почтовом отделении, из рук вон плохо 0б-
служивмыющем военных моряков. Отлнако
фельетоны о переполненном почтовом ящике
Н твердокаменных девицах остались про-
стыми литературными упражнениями, а
почтальоны попрежнему сталкиваются ©
бездушным отношением сотрудников почты
Е краснофлотеким письмам и корреспонден-
циям. Миюгие заметки требовали немедлен-
ного вмешательства и рещительных мер.
Вразнофлотец из отдаленной батарей с00б-
щал, что на батарее больше месяца не ви-
AAT газет, так как четыре фаза подрят сры-
вается доставка почты. Военкор ©. Н-скаго
корабля раскоитиковал кледовщика, недо-
бросовестно относящегося к своим обязан-
ностям. В корреспонденции приводился
факт, когда краснофлотцы в течение десяти
часов не могли доставить хлеб на корабль,
потому что на всю базу оказалось веего
двое саней для перевозки грузов... Все эти
критические материалы сама же редакция
предала забвению, не сообщив читателю о
том, устранены ли нёлостатки, наказаны
I BAHOBREKI.

Слов нет, трудно добиваться действенно-
сти критических выступлений газеты без
номици политотдела, командиров и полит-
работников. Важно, чтобы правдивое и
острое печатное слово находило живую под-
держку и отклик. Между тем, в соединения
есть люди, не желающие прислунгиваться
& голосу своей газеты. Вот, например, была
напечатана большая корреспонденция 0
том, что в Н-ской части, где месяцами не
бывает кинопередвижки, единственный за
долгое время киносеанс сорвался ‹ из-за
отсутствия бензина для движка. Никто о
нем заблаговременно не позаботился. Pe-
дакция правильно сделала, что сопроводила
эту корреспонденцию примечанием, в кото-
ром заявила, что она ждет ответа по суше-
ству от заместителя командира Н-ской ча-
сти капитана Гильфанова. Но т. Гильфа-
нов не счел необхотимым реагировать на
критику Газеты. Политотдел соединения
прошел мимо этого фажта.
	Таким образом, слабая действенность
критических материалов газеты «В бой 3%
Родину» — не только вина, но и беда ре-
дающий, Она вораве рассчитывать на ‘более
активную помощь политотдела; с полной
силой используя большевистскую Нечать
для борьбы за улучшение культурно-быто-
вого обслуживания фраснофлотских масс,
за дальнейшее повышение качества боевой
И политической подготовки.
	ный совет решил ходатайствовать перед
Министэретвом высшего образования 9
присвоении инженер-подполковнику Алек-
сандрину ученой степени доктора техни-
ческих наук.

На последних заседаниях Ученого
совету успешно защитили  лиссертаций
совета успешно защитили диссертация
ннженер-майор Мальцев, инженер-капи-
тан  Отефанов, — инженер-капитан-лейте-
нант Сафронов. Всем этим сфицерам-ире-
подавателям присвоены Ученые звания
кандидатов технических наук.
	Москвичи прошли
Разань
	Стартовав из Москвы 28 мая, шШлюпкз
военно-морского факультета  Илспитута
иностранных языков Красной Армии взяла
курс на Коломну. Как сообщает командир
шлюпки капитан-лейтенант  ПШисаревский,
вначале из-за отсутствия ветра пришлось
ити на веслах. На третий день шлюпка
прибыла в Коломну, где моряки провели две
беседы с местным населением. Затем. дви-
нулиеь в дальнейший путь. В Броннидах
снова сделали короткую OCTAHORKY.
	Посло Бронниц моднялея иквальный
ветер. Это дало возможность поднять пару-
са и ло Рязани итти со скоростью ло 6 км
в ч4с. 2 июня в 10 утра. шлюпка подошла
& Рязани. Навстречу участникам похода
вышла молодежь города с оркестром. Моря-
кам Устроили’ теплую ветречу. Москвичи
	осмотрели достопримечательности — города,
побывали wa предлриятиях Рязани.
	эа пять суток участники звездного по-
хода прошли 360 километров. Несмотря на
то, что они прибыли в Рязань раньше вре-
мени, предусмотренного графиком, на дру-
гой день моряки покинули гостеприимный
горох и взали курс ла Цальное. :
	a

_ Свыше 500 километров? 1:
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 6 июня. (To tene-
графу от нерр. «Красного флота»). Более
двух недель шлюпка линейного корабля
«Архангельск» во главе © командиром

ШлЮНки’ лейтенантом Поршневым находитея

В Путя. >
	Цервый этан военные моряки ли пол
парусами. 3a первые сутки было пройдено
134 км. Через четыре дня носле старта се-
вероморцы достигли пункта Двинский Бе-
резниж, покрыв. расстояние в 311 км. Злесь
они робыли двое суток, провели беседы с
местным населением, пополнили продоволь-
ствие и отпрарилиеь дальше по маринхуту.
По последним сведениях, шлюпка прошла
свыпто 500 км,
	_. Позади Мозырь.
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ДНЕПРОВСКАЯ
ФЛОТИЛИЯ, 6 июня. (По телеграфу от
корр, «Нрасного Флота»). Шлюпка Красно-
знаменной Дненровекой флотилии все даль-
ше и дальше удаляетея 0т места своего
старта. Пъойлено уже около 300 хм.
	Первая большая остановка была в Ту-
рове. Места, которые проходит шлюнка,
памятны. днепровцам 10. боям, проехолив-
шим здесь два года назад. `Мозади остались
Туров, Доронтевичи и Петриков, -в_0св0бо-
ждений которых принимали участие  хие-
провцы. Участники звездного похода, при-
быв в Дорошевичи, возложили венок Ha
могилу Героя Советского Союза младшего
тейтенанта Чалого и других моряков, oT-
LABIGHX свою жизнь 3& свободу и ‘независи-
мость любимой Родины. во

`В Турове, Дорошевичах и в дне-
провцы провели ряд бесед с местным нахе-
лением. На-днях шлюпка прошла Мозыть.
	  По местам
исторических боев
	Покинув Ростов, шлюпка чЧерноморцез
продолжает свой путь по Дону. Вознные
моряки проходят места исторических боев.
Йз Цимлянской после короткой остановки
участники звездного похода двинулись
дальше. г

В беседах с местным населением моряки
рассказывают о героической обороне Сева-
стополя, © боях за освобождение Крыма, в
которых Участники похода ‘принимали He-
посредственное участие.

Скоро будет пройдена половина пути.

Стоянка кораблей на Н-ском рейде.
Фото Н. Веринчука,
	Новый отряд
молодых офицеров
	Каспийское Высшее военно-морское
Училище выпустило новый отряд моло-
дых офицеров.

3a тоды учебы в училище молодые
офицеры получили прочные теоретические
знания и практические навыки по воен-
но-морским дисциплинам. На всем протя-
жении выпускной курс занимал ведущее
место в училище.

Выпускники ‘Пятиторский, ‘Артемов,
Летчфорд, Разумовский, Смирнов, Кодрау,
Гензель окончили училище с отличными
оценками по всем предметам и получили
диплом с отличием. Шо результатам
сдачи государственных экзаменов на пер-
вое место вышел класс, где старшиной
срденоносен Шаронов;, с общим баллом по
всем предметам 4,27. Высоких баллов на
выпускных экзаменах добились курсанты
классов, где  старшинами коммунисты
Котов; Филатов, Громов, Загребельный и
другие.

Многие курсайты-выпускники являются
участниками Великой Отечественной вой-
ны. Родина по добтоинству отметила их
славные боевые дела. Свыше 30 курсан-
тов награждено орденами и медалями Co-
ветского Союза.

Среди молодых офицеров около 60 про-
центов членов и кандидатов партии, зна-
чительное число комсомольцев. Коммуни-
сты и комсомольцы во время учебы при-
нимали активное участие в партийно-по-
литической и общественной работе учили-
ща, занимали авангардную роль в боевой
и политической подготовке.

Уходя на корабли, молодые лейтенанты
заверили. личный состав училища в том.
YTO с ‘честью выполнят стоящие ` перех
ними задачи по охране морских’ рубежей
нашей Родины; будут неустанно совер-
щенствовать знания, Е. в учи-
ие.
	Старший лейтенант И. ВОРОНОВ.
		КНИГА НА ФЛОТЕ
	достаточно поступление научной, техниче-
ской и справочной литературы, столь необ-
ходимой флочеким специалистам.

Что же может предложить специалистам
библиотека? Раздел математических наук
исчерпывается › примерно 200 названий.

него входит. несколько элементарных
учебников и популярных брошюр, втузов-
ские курсы высшей математики Грэнвиля и
Лузина, Поссе, Привалова ж другие.

Раздел физических наук представлен
не шире. Возьмем хотя бы. интересующие
многих вопросы физики атомного ядра. Не
найдете вы здесь ни изданной советскими
издательствами книги Шпольского «Атомная
физика», ни других работ.

Комплект учебников для высшей школы
далеко не полный. В каком положении ока-
зываютея лица, ‘занимающиеся ‹ самостоя-
тельной учебой, или офицеры, желающие
освежить в памяти забытые знания, дога-
даться нетрудно. 0 технической и научной
периодике североморнам и мечтать не при-
ходится: библиотечные полки пусты.

0с0бо следует остановиться нз словарях
и справочниках. В главной библиотеке Сё-
верного флота есть только один англо-рус-
ский технический словарь. Справочник по
технической литературе представлен одним
томом в единственном экземпляре. Кому
неясно, что, не имея под руками научно-
технической литературы, любой специалиет
отстанет от развития науки и техники,
не сможет повышать свою квалификацию. _

В заключение следует остановиться на
кадрах библиотеки. Только начальник её —
лейтенант Львова -— имеёт специальное
высшее  библиографическое образование.
Одного квалифицированного работника для
центральной библиотеки флота недостаточно.
Необходимы библиограф, методиет..

Положение еще более усложняется из-за
отсутствия библиографического материала.
Аннотационных карточек нет. Необходимая
библиотеке «Книжная летопись» на Север
вовсе не поступает. Для справок библиоте-
карям приходится пользоваться «Литера-
турным календарем» за 1939 год.

Библиотека при Доме ВМФ гор. Полярное
должна быть превращена в. центральную
фундаментальную библиотеку Флота. Для
	нормальной работы ей должно быть прело-  .
	ставлено — соответствующее помещение.
Енижные фонды необходимо увеличить, a
Эбелуживающий персонал пополнить квали-
фицированными кадрами.

Г. ДАНИЛЕВИЧ.
	Северный флот,
	Это было в марте 1944 года. Я служил
на одной зенитной батарее на побережье
Кольского залива. Как-то поле обеда в куб-
рик пришел краснофлотец в лыжном KOCTIO-
ме. По его раскраеневшимея и слегка
впавшим щекам можно было сделать заклю-
чение, что он прошел немалый путь. Кра-
снофлотец обратился во мне:

— Я из губы Долгой, Товарищи. послали
меня к вам. Говорят, вы богаты художе-
ственной лигературой. Дайте нам на не-
сколько дней «Титан» Драйзера и «Дили
Моурави» Антоновекой.

Я с большим удовольствием выполнит
эту просьбу. Нужно очень интересоваться
книгой, чтобы в весеннюю непогоду отпра-
ВиТЬься за ней & двадцать километров по
прибрежным сопкам.

На флоте книгу любят и ценят. Каждая
литературная новинка вызывает оживлен-
кые споры. Во многих частях проводятся
специальные беседы © книгах, литерату]-
ные вечера, а сколько подобных вечеров
возникает стихийно в кубрике, в кают-ком-
пании под впечатлением только что прочи-
танного произведения!

Запросы: читателей orpowabt wm разноов-
разны. Вак же удовлетворяются эти за-
просы?

Библиотека при. Доме ВМФ в Полярном
располагает фондом в 42.000 книг. Из них
больше половины-—-социально-политической
литературы, сравнительно небольшое. коли-
чество художественной и совсем мало-науч-
во-технической. Ежедневно библиотеку по-
сепают 80-—120. человек. Чтобы получить
какую-нибудь новинку, нужно ждать 692-
стливого случая. Так, группа сержантов-
зенитчиков «ловила» книгу А. Толетого
«Хождение по мукам» с декабря 1945 г. по
	апрель 1946 г. В библиотеке. всего лишь
	Ba экземпляра этой ЕНИРИ.:

До 1942 года, библиотека. ‘имела радре+
шение на закупку литературы у букини-
тов. Тогда вв удалось пополнить еочине-
ниями пусских классиков — Толетого, Че-
хова. Короленко. Тургенева, библиотека
приобрела полное собрание сочинений Ан-
дреева, Лескова, Куприна. Теперь почему-то
этой возможности нет.

Плановые поступления литератуы-в.биб-
лиотеку прекратились: в декабре 1945 тома.
3а 1944 год библиотека получила 2.067
ениг. Из них 1.130 пошло в основной фонд.
По отделям эта литература распрелеляетея
так: 1.031 экземпляр хуложественной,
64 — социально-экономической, 3 — воен-
ной, остальные — прочей. Совершенно не-

ЭКСКУРСИЙ МОРЯКОВ
	ЛЕНИНГРАД, 6 июня. (По телефону
от корр. «Красного Флота»). Недавно
открылся после реставрации домик-музея
Петра Г. В первые же дни его посетили
многочисленные группы курсантов воен-
но-морских учебных заведений и моряков
Балтийского флота.

В лдомике-музее, выставлены: предметы,
которыми пользовался Петр Г, картины,
купленные им в Голландии. На выставке
«Завоевание побережья Балтийского. моря
и основанне Петербурга» лемонетрируст-
	Виргизекая столица стала центром куль-
турной жизни республики. В городе 23 шео-
лы, в которых учится 18.500 детей. В
1932 году во Фрунзе открылся Госудаюет-
венный педагогический институт. Затем
возникли Медицинский и Сельскохозяй-
ственный институты, В годы  вой-
ны был организован киргизский фи-
лиал Всесоюзной Академии наук, 06’-
единяющий четыре — научно-исследова-
Тельских института, ботанический сая й му-
зей национальной культуры. Открыт ряд
‘больших библиотек, создано четыре теат-
ра, в том числе национальный тватр опе-
ры и балета. Этот театр показал волнующие
спектакли «Айчурек» и «Манас».

Радостные перемены ожидают столицу
Советской Киргизии в ‘течение ближайших
пяти лет. Развернулось строительство трол-
лейбуса, который свяжет самые отдаленные
окраины, индустриальные ‘районы города.
Создаетея большой парк таксомоторов и ав-
Тобусов. Намечено строительство нового во-
допровода, стоимостью в несколько миллио-
нов рублей. Значительно раслпиряетея жи-
лой фонд. Зв пять лет будет построено б9-
166 тридцати трехэтажных домов. Горол по-
лучит новое здание национального театра,
три гостиницы, несколько ресторанов и
Кафе.

35 километров уличных магистралей бу-
дут покрыты асфальтом, а вее остальные—
до самых отдаленных — замощены камнем.
Увеличится количество зелени. Будут выса-
жены новые породы субтропических расте-
ний, акклиматизированные местным ботани-
ческим садом. Две местные речки в жаркие
дни пересыхают, их заменит Большой Чуй-
ский канал. Одну из его ветвей решено про-
вести через город. Берега канала будут оде-
	TH в гранит. На канале возникнут волтная !
	Станция, купальня. пляж ит. л.
	ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТОРПЕЛИСТОВ
	провел с электриками техническую конф5-
ренцию по материальной части. Конферен-
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 6 июня. (По теле-
графу). Старший препотаватель Учебного
	отряда Северното флота капитан Горбенко   ция прошла автивно.

хильные фабрики, текстильную и мебель-
ную, три электростанции, авторемонтный
завод, вагоноремонтные мастврекие и де-
	  сятки предприятий местной промышленно-
	CTH.
С такими радужными перспективами на-
чал новую пятилетку бымний караван-ва-
рай, захудалый провинциальный городок
Пишиек, ныне столичный центр одной из
братских республик Советского Союза.
+ &

В старинной киргизской пословице тво-
parca: «Хозяин воды —= хозяин жизни».
Эту мысль подсказал народу его трудный
вековой опыт. И животноводство, и земле-
делие Киргизии находятся в прямой и непо-
средетвенной зависимости от том, сколько
воды. может подать человек на посевы и
на луга. Природа научила здесь, в горах
Тянь-Шаня, дорожить влагой. На каждом
шагу вы можете видеть арыки, разрезаю-
щие поля, пересекающие дороги. Эти афы-
ки уходят в подножью хребтов, которые пи-
тают их водой горных потоков, ‘начинаю-
щихся в заоблачной выси,.у вечных льдов.
В жаркие дни. лета вола арыков струится по
улицам городов, вдоль мостовых, охааждая
раскаленный воздух, питая ‘зелень.

И, чтобы лучше понять живительную си-
лу влаги, нужно побывать в Чуйской долн-
не, богатствами, стадами, плодородием ко-
торой справедливо гордится Киргизия. До
войны здесь орошалось 220 гектаров земли,
Мошная ирригационная система сделала
возможным широкое развитие посевов ca-
харной свеклы, конопли, риса, многих иных
технических культур, позволила умножить
совхозные и колхоэные стада. Уливительное
зрелище представляет Чуйская долина вес-
ной. Колхозные айлы окружены. цветущи-
ми садами. Нал белыми, чистенькими ха-
тами поднимаются огромные тополя. Bo
вой этой картине есть что-то напоминаю-
шее Крым. Но рядом в этими радующими.
Глаз пейзажами можно видеть голые пу-
стыри, обнаженную, потрескавшуюся зем-
лю. Все мертво там, куда не а: вода
арыков.
	В пятилетнем плане Киргизии прелусмот-
		На высоте почти пяти тысяч метров, в го-
рах Центрального Тянь-Шаня, ` зарождается
стремительный горный поток Кара-Куджир.
Его воды дают начало реке Чу. Пробившись
еквозь горы Ёзыл-Омпол, прогремев пе Бо-
омекому ущелью, река Чу вырывается на
простор Чуйской долины и, пробежав не-
сколько вот километров, теряется в песках
прибалхашеких пустынь. Чу питается водой
ледников. В месяцы напряженного колхоз-
ного труда, когда особенно нужна вода, р6-
ка даст ее мало. Паводки приходятся на вто-
рую половину лета, котла идет уборка уро-
жая и нужда в воде менее остра. :

Советские люди решили «поправить» ре-
ку, заставить ее давать воду тогда, когла
это необходимо. В скалистом ущелье Тянь-
Шаня, по которому пробегает рока, на вы-
cote 1.750 метров над уровнем моря будет
сооружена грандиозная паотина, которая
преррадит реку. В гранитной теснине воз-
нивнет громадное озеро более 12 киломег-
ров длиной, три километра шириной,
50 метров глубиной. Оно ежегодно будет с0-
бирать полмиллиарда кубометров воды. В
грандиозной каменной чаше соберется вла-
14 паводков и зимнего стока, которая ны-
He бесполезно уходит в пустыню. Из водо-
хранилища, когда это будет нужно.. она
пойдет пю специальному туннелю в старое
русло реки, а затем поступит в Большой
Чуйский канал. Туннель также прёдетав-
ляет одну из сложнейших задач отройкл.
`Вго диаметр равен 5,4 метра, длина — б0-
лее 600 метров. Он будет пробит в вИзош-
ной скале правого берега, в толще гранит-
ных скал, Очень сложные щитовые устрой-
ства, размещенные в’ специальной башне,
будут закрывать и открывать эту гигани-_
скую каменную трубу.

Строителям Орто-Токойского водохранияи:
ща и Большого Чуйского канала предстоит
решить ряд сложнейших технических про,
блем, Высота плотины — 60 метров, дли-
НА — 340. метров, толщина у основания—
около полукилометра и на. гребне — 15 yer-
ров. Труд строителей неизмеримо осложняет
особая сейсмическая обстаповка этого: рай-
она. Здесь даже пришлось создать специаль-
ную сейсмическую станцию. Она установи-
ла, что этот район один из самых «06сту-
войных». За месяц наблюдений тут было
отмечено тридцать подземных толчков. Ин-
	женерам пришлось немало повозиться, пре-
жде чем был найден необходимый для строи-
тельства плотины материал, не боящийся
и и стойкий против размыва Bo-
дой.

Идея постройки канала и водохранилища
появилась давно, но осуществить ее оказа-
лось под силу только в наше, советское
время, 10 мая 1941 года колхозники Вир-
гизии вышли на строительство Большого
Чуйского канала. В первую очередь пред-
полагалось прорыть западную ветвь канала
длиной в 175 километров и во вторую —
восточную, длиной в 140 километров. Вес-
ной того года предстояло вынуть почти
6,5 миллиона кубометров грунта. Инженеры
рассчитали, что для этого потребуется труд
63 тысяч землекопов в продолжение сорока
дней. Е

Киргизия послала на стройку своих луч-
ших работников, проводила их с песнями п
оркестрами. Работа на канале не прекра-
щалась ни днем, ни ночью. 32. тысячи коа-
хозников закончили весеннее задание за
37 дней, Тогда же начались работы на ме-
сте будущего водохранилища. Но война пре-
рвала начатый труд;

Только весной нынешнего года Кирги-
Зия сумела вернуться к этой стройке. Так
же, как пять лет назад, аплы торжествен-
но проводили 7 тысяч своих отборных зем-
‘лекопов. Для того, чтобы канал приобрел
‘законченный вид, предстоит выполнить еще
более 6 миллионов кубометров земляных, бе-
тонных работ, построить. две большие же-
Лезобетонные плотины у начала каждой
ветви канала, ряд мостов, уложить много
труб и возвести другие сооружения, Кроме
Тото, создание оросительной сети на новых
поливных площадях потребует выемки еще
семи миллионов кубометров земли,

Весь этот гигантский труд будет щедро
вознагражден. (рто-Токойское водохрани-
лище и Большой Чуйский канал дополни-
тельно оросят еще 80 тысяч тектаров зс-
мель. Зацветут новые сады; зазеленеют
плантации. Новые электростанции появятся
Вдоль Канала.

на в Киргизии обещает богатые пло-
ды, хорошо вознаградит труд людей, верув-
ЩИХСЯ К МИрНОЙ ЖИЗНИ.
	г. Фрунзе,

A. ВЕРБИН.
	Весна в Киргизии
	друга строго под прямым углом. Над городом
возвышается могучий хребет Ала-Тоо в бе-
лой снеговой шапке. С улиц и площадей
он кажется таким близким, что стоит выйти
на окраину, как начнутся горные кручи.
На самом деле горпый хребет начинается
далеко за городской чертой. Фрунзе распо-
ложен на ровном отрезке Чуйской долины,
хотя и Ha выеоте около 800 метров нал
уровнем моря.

Еще одна особенность радует глаз каждо-
го, кто попадает впервые во Фрунзе и 0со-
бенно весной. Повсюду на бульварах, в
скверах, в садиках работают тысячи лю-
дей, заботливо срезают засохшие ветви, вы-
саживают цветы, копают клумбы. Важдый
вечер город выходит на субботник, который
Никто не об`являет. Ученый. директор за-
	вода, ломашняя хозяйка, школьник pabo-
	тают одинаково, ‹ увлечением. Каждую вес-
ну высаживаются тысячи новых деревьев,
хотя вряд ли какой-нибудь город в нашей
стране может соперничать с Фрунзе оби-
лием зелени. Его дома окружены салами,
скверами, парками. Вдоль тротуаров в два
ряда поднимаютея пирамидальные тополя.
Они смыкают свой’ вершины высоко вверху,
образуя непроницаемый зеленый свод. Глав-
ные улицы и площади города покрыты ас-
фальтом. За годы советской власти Фрунзе
обогатилея большим количеством много“
этажных домов европейского типа.

Но ие только свойми садами, асфальтом,
уютом и красотой горных видов может гор-
диться Фрунзе. Бывший караван-сарай стал
отним из центров индустрии в Средней Азии.
	элесь построен громадный мясокомбинат, на
	окраине города полнялись цехи инструмен-
тального завода. В гороле есть крупная
	мельница. элеватор, швейная и папиросвая
	фабрики, кожевенный, лесопильный заводы.
суконная фабрика. Во Фрунзе сейчас 17
крупных предприятий. Промышленность п
жилые дома получают ток от шести гидро-
станций и тенлоэлектроцентралей,
	Весна нынешнего года пришла в Виргин
зию раныше обычного, принеся с собой зной
июля, стремительные порывы осенних
бурь, холодные дожди ноября, сменявшиеся
с ошеломляющей внезапностью. После пер“
вых жарких дней на зеленый пух молодой
листвы легла белая вата снега, которого
но было почти вею зиму. Затем в одну ночь
исчезли тяжелые бурые тучи и засияло
нежноголубое небо. Спустя несколько дней,
хотя еще была первая половина апреля,
термометр на улипах Фрунзе показывал
34 градуса жары. Босоногие ребятишки,
продающие сирень, наполнили звонким кри-
ком перекрестки. у киосков с газированной
водой выстроились очереди. Но вечером это-
го же дня жители города снова оделись в
теплые пальто. Ночью на Киргизию обру-
шилась буря с ливнем, градом и мокрым
снегом, ломавшая телографные столбы, сбра-
сывавшая в пропасть деревья.

Много забот доставила весна тружени-
кам Киргизии, Не одну ночь провели они
на страже, готовые каждую минуту зажечь
костры, закрыть дымом цветущие сады,
спасти их от заморозков. Размякшая, сырая
Земля, не держащая колеса трактора, вол-
повала свекловодов Чуйской долины. Хо-
лодные дни грозили сорвать посев риса. Но,
когда установилиеь теплые дни, все ра-
достно вздохнули.

Первая весна послевоенного мира сулит
богатые плоты: Й or Этого еще радостней
звенит песня в садах. на плантациях сахар-
ной своклы. на альпийских лугах, у горных
ручьез. куда пастухи пригоняют стала на
золопой,

С мыслью, что в этом году кладется фун-
ламент очередной пятилегки. дружно тру=
ятея сегодня люди Советской Киргизии На
полях, у станков, в, рудниках и шахтах.
	Горох Фрунзе — самая молодая столица и
росте с том самая своеобразная. Ее улицы
ВЫТЛНУЛИСЬ В струнку, пересекают друг
		Kine foxes окрепнет индустриальная ба-   стемы, которая будет состоять из 0рто-То-
	за Фрунзе. Действующие предприятия рас-
ширяются. Намечено построить две пря-
	койского водохранилища и Большого Чуй-
ского канала,