9 июня 1946 г., воскресенье, № 135 (2316)
	в курсантской
	ретя эти навыки, ‘обогащенный знаниями,
офицер сумеет руководить и краснофлот-
ской художественной сомодеятельностью,
	Исходя из этого, я не могу согласиться
с некоторыми мыслями, высказанными ка-
питаном 1 раига Авраамовым в статье, на-
печатанной в «Красном Флоте». за 12 мая.
Тов. Авраамов считает, что, поднимая худо»
жественный и культурный уровень офице-
ра, надо готовить емо в основном для той
среды, в которой он будет находиться, —
для офицерской среды. Автор. исходит пре-
жле всего из интересов кают-компании.
	Это неправильно. Наши военно-морские
учебные заводения готовят офицерский со-
став не для офицерских кают-компаний,—
они готовят. офицеров-—командиров, органи“
заторов и воспитателей краснофлотоких
масс, и художественная самодеятельность
один из элементов этого воспитачия,
	Конечно, и интересы кают-компании не
должны ‘быть забыты при организации
творческой самодеятельности. Хорошо, когда
офицер сумеет сыграть на рояле, спеть ро-
мане ит. д. но это не главное.
	Тов. Авозамов выражает опасение, чт
массовая  курсантекая самодеятельность
может помешать боевой подтотовке, снизить
дисциплину и т. д. Но ведь все завиелт от
организаторов этого дела’ У хорошего
командира самодеятельность может. стать
сильным орудием в борьбе за поднятие дис-
циплины на корабле и не помешаст учить-
ся курсанту. Но и это опять-таки при усло-
вии, если она булет подлинно массовой!
	аттестат?
	Капитан 1 ранга Н. ПАНЧЕНКО,
	КРАСНЫЙ ФЛОТ

Роевые будни подводников
	Титаев очень медленно осматривал поло-
жение боевых тяг.и потом докладывал то-
ном, в котором чувствовалась неуверен-
ность, Не было нужной быстроты и при
установке прибора Обри. Бее это не могло
удовлетворить командира корабля, и он 34-
ставлял торпедистов снова и снова трени-
роваться у аппаратов.

Командир отделения торпедистов стал
упорнее заниматься с краснофлотцами. 0ео-
бое внимание оя обратил на подготовку Тя-
тдева. которому рассказал, отчего бывают
задержки и как их устранить. Старшина нз-
	учил краснофлотпа лучше приготовлять ав-
	парат.

В. напряженной учебе ‘прошло несколько
дней: Экипаж подводной лодки успешно сдал
первую задачу. Командир отметил хорошую
работу младших командиров, которые про-
явили немало инициативы в подготовке лич-
ного состава. Особенно старался мичман
Павлов. Вот уже десять лет он безупречно
	  служит На этой подводной лодке. Опытный
	моряк отдавал все свои знания обучению
трюмных ‘машинистов.

Сейчас экипаж корабля готовитея к б0-
лее длительным плаваниям, во время ко-
торых предстоит решить немало сложных
	, Капитан П: ПОПОВ.
Северный флот.
	бросок
	После продолжительного перерыва в уче-! Титаев очень медленно осматривая

ар а КА али аа
	бе, вызванного ремонтом. некоторых меха-
низмов, подводная лодка Н. вышла в море.
Предварительно она ежедневно выходила из
базы, и здесь личный состав готовился Е
выполнению первых задач. Испытывались
механизмы, проверялось знание краснофлот-
пами и старшинаии своих обязанностей,
отрабатывалась, организация службы. Ино-
гла корабль оставался в море на несколько
суток. ‘ ; :
Командир внимательно следил за работой
экипажа и, если находил недостатки, тут
же приказывал заново ‘отрабатывать ввод-.
ные. .

Когда. краснофлотец о Власкин не сумел
четко об’яснить, что он должен делать по
тревоте, се ним стал заниматься по заданию
офицера старшина 1 статьи Лищук. В пе-
рерыве между учениями разбирали они каж-
дый пункт инструкции. Скоро Власкин ое-
новательно изучил свои обязанности в pac-
чете.

Вотда команлир выходит в торпедвую
атаку, успех решают секунды, В этом слу-
чае от торпедистов требуются ‘особая чет-
кость, автоматизм. Этого автоматизма не-
хватало краенофлотцам Титаеву и Аккер-
	бергу. По команде «Эемотреть торпедные ап-:
	параты» опытный торпедист быстро нащу-
пывал рукой, подошел ли рычаг к прорези, а
	Первый
	Из ишем в редакцию
	самодеятельности!
	(По поводу письма капитана 1 ранга Авраамова)
	КАК МЫ
		За массовость
	Художественная ‘самодеятельность  ЯБ-
ляется очень важным средством  повышо-
ния ‹ культурного уровня краонофлотиев.
Но настоящая художественная инициати-
ва, та, которая действительно скрашивает
досуг краснофлотца, прганизует его отдых
и способствует повышению erd общего
культурного уровня, как правило, бывает
лишь п тех соединениях и на тех кораблях,
где этому. участку массовой фаботы уде-
ляет должное внимание офицер. Там, где
офицер понимает роль творческой инициа-
TAB, TaM, [Xe OH сам поошряет ее, сам
организует, —там художественная самодея-
тельность помогает» бороться за общее повы-
шение боеспособности корабля и части.
	Там же, где самодеятельность предоста“
влена самотеку, а офицер к чей относится
формально и, в лучшем случае, только
соглашается на то, чтобы краснофлотцы
участвовали в ней,—там это может даже
метать боевой подготовке, нарушать рас-
	  порялок дня, отрывать коаснофлотцев от их
	служебных обязанностей.
	„СПЕЦИАЛИСТОВ.
	талось ‘с политической работой. Парторг
батареи т. Полевой и комсорг т. Титов
сумели увязать политическую подготовку
с боевой. Политинформации, беседы, собра-
ния. наглядная агитация и пропаганда —
все формы политмассовой работы были на-
правлены на решение повседневных задач,
на выполнение уставов и, ‘наставлений,
на укрепление воинекой дисципливы, на
полготовку и воспитание мастеров зенит-
ного огня. Недавно комсомольское бюро 00-
судило вопрос о подготовке к экзаменам и
заслушало молодых враснофлотнев Чикина,
Мусс. Егорова, как они осваивают свою
спепиальность. Опыт лучших передавалея
другим. В результате качество учебы по-
BHICHIOCH.

Партийная и комсомольская организации
учли и то обстоятельство, что многие из
молодых краснофлотцев прибыли к нам с
мест, подвергавшихся немецкой оккупации.
Несколько товарищей сами сражались в
партизанских отрядах. Другие испытали
na себе всё ужасы фапгистского разбоя.
	Эти краснофлотлы ©`0с0бым интересом изу-.
	чали закон о пятилетнем плане восстанов-
ления и развития нашей Родины, обсужда-
ли, как будут выглядеть в 1950’ году их
родные. места, разрушенные войной. Пар-
тийная и комсомольская организации на-
правляли политическую активность красно-
флотцев Ha глубокое изучение своей спе-
циальности, стремясь, чтобы каждый из
них понял, что отличное внание своего
дела, безупречная воинекая дисциплина й
есть их прямое и непосредственное участие
в выполнении плана сталинской пятилетки.

Предварительные проверки показали хо-
рошую` выучку личного состава. Недавно
проводилась первая зачетная практическая
стрельба. Орудийные расчеты действевали
уверенно и четко. Присутетвовавиий на
батарее командир соединения дал стрельбе
отличную опенку и об’явил личному состз-
ву батареи благодарность.

Мы убедились, что обучение симециали-
стов непосредственно в части имеет некото-
	рое преимущество. Дело в том, что краено-
	флотцы © первого же дня расписаны, п9
боевым постам, знают свое место у орудий,
обучаются действиям по тревогам. За каж-
дым краснофлотцем закреплен тот или иной
механизм, прибор, за которым он сразу же
привыкает ухаживать, чистить, выве-
рять, следить, чтобы он был исправным.
Таким образом краснофлотец на протяже-
ний всего периода учебы связан < той Ma-
	териальной частью, которую надо обелужи-
	вать в бою. это помогает нам отрабатывать
нормативы не от. случая в случаю, а по-
стоянно, усложнять ‘учебу, замечать и
устранять недостатки в обучении.

Правда, внешкольная подготовка имеет
и свои трудности. У нас нет оборудованных
классов и кабинетов. ввалифицированного
	и методического: руководства по различным
	дисциплинам, педагогических советов и
т. п. У нас нет наглядных учебных поео-
бий, красочных плакатов и схем, мало
учебников и т..д. Многие из указанных
недостатков можно было бы устранить, если
бы штаб Aye. осуществлял методическое
руководство внешкольной подготовкой спе-
цналистов. В частности, штаб давно мог бы
цомечь нам учебниками и наглядными по-
собиями, но, сколько мы ни обращались по
этим вопросам, кроме обещаний пока пи-
чего не добились.
	Балтийский флот.
	Гвардии капитан М. ГУТКИН.
	Югославские моряки
в Одессе
	ОДЕССА, 8 июня. (ТАСС). В. Одесском
перту впервые после войны пришвартовал-
ся югославский. пароход. «Юрко.. Топич».
Югославские моряки пробудут здесь не-
сколько дней, ознакомятся с достопримеча-
тельностями города-героя. До прибытия в
Одессу югославские моряки несколько дней
провели в Николаеве. 25 мая-—в день
рождения национального югославского героя
маршала Иосипа Броз-Тито югославские
моряки были приняты исполкомом Никола-
евского. городского Совета депутатов тру-
хящихся.
	Черты советского офицера
	CGMEJOCT b
	Исключительная отвага и мужество
краснофлотцев морской пехоты в’ немалой
степени об’яснялиеь и Тем, что одной из
традиций морских пехотинцев был личный
пример в бою офицерского состава вплоть
10 командиров. бригад.

Смелость в бою проявляется у ‘людей
по-разному, следовательно, н результаты
ee бывают неодинаковыми. Бывают люди.
которые смело и уверенно идут на еближе-
ние с противником, но в момент самого
боя смелость как бы покидает их, и они
делают нередко промахи и ошибки. А бы-
вают люди, которые проявляют большое
волнение и нервозность перед боем, но в
бою действуют уже смело и уверенно. Про-
исходит это потому, что в первом случае
человек перед боем бывает излишне само-
уверенным, переоценивает свои спозобно-
сти и ему уже труднее дается самооблада-
ние в момент боя. Во втором ‘случае, па-
оборот, налицо излишнее сомнение в своих
силах, которое, однако, изживается в по-
следующем сравнительно легко.

В войне лучшим нашим офицерам были
свойственны высокое самообладание, бди-
тельность и организованность во всех фд-
зах боя. Это давало им возможность во-вре-
мя разгадывать и предупреждать намере-
ния врага, выбирать момент, когда в свою
вчередь нужно наносить врагу удары, ко-
торых он не сможет отразить,

Достаточно указать на пример коман-
днра катера «М0-065» лейтенанта Сивен-
Ка, сумевшего отразить в одном из похо-
дов атаки десятков самолетов против-
ника. Исключительная смелость и высокая
организованность, проявленные т. Сивенко
и воспринятые его подчиненными, дали офи-
перу возможность не только сохранить
свой катер, который получил свыше 1.600
разных пробоин, но при этом еще сбить
два и подбить шесть самолетов противника.

Бывают люли, способные проявлять ис-
ключительную отвагу в коротком бою, ad
	Сейчас, когда флоту требуется все боль-
ше и больше отлично ‘знающих свое дело
военных моряков, особое значение приоб-
ретает вношкольная, подготовка специали-
стов — обучение молодых ‘краенофлотцев
не в школах, а непосредственно на кораб-
ле, в части. :

В ближайшее время на нашей твардей-
ской. батарее состоятся выпускные экза-
мены комендоров, приборщиков и дально-
мершиков. Не столь давно они пришли к
нам, не имея никаких знаний по своей спе-
циальности. Перед нами была поставлена
задача: подготовить из них хороших епеци-
алистов -—— научить молодых краснофлот-
цев в совершенстве владеть оружием, во-
епитать дисциплинированных и сознатель-
ных воинов. Вак мы решили эту задачу?

“Bea работа с молодым пополнением
возтлавлялась двумя офицерами — коман-
диром батареи и командиром огневого
взвода твардии лейтенантом Тодриным.
Офицеры привлекли к обучению сержант-
	ский состав ‘батареи. — опытных, `быва-
	пых зенитчиков, прошедигих школу войны.
Командир ‘отделения дальномерщиков гвар:
jun младший сержант Павлихин, команди-
ры орудий гвардии сержант Семин и гвар-
дии младший сержант Ушаков, гвардии
младший сержант Голышков. старательно
обучали молодежь. .

Получив программу нодготовки специа-
листов, мы -боставили график занятий,
Главная забота заключалась в том, чтобы
выдержать этот график до последнего. часа,
иначе мы не уложились бы в ероки обуче-
ния. В дополнение к основному графику
составлялись ежедневные расписания по
специальностям и предметам. Сержантсвий
состав. ежедневно инструктировался. Ha
каждое занятие сержанты составляли кон-
спекты, которые проверялись офицерами.

Изучение молодыми краснофлотцами ма-
теризльной части сочеталось с переборкой
и текущим ремонтом механизмов. бержанты
и старшины воспользовались этой возмож-
ностью и на мёсте показывали каждую
деталь, об’ясняли ее устройство и назначе-
ние, поручали молодым несложные ремент-
ные работы. При изучении наиболее слож-
ных приборов и узлов механизмов проводи-
лись дополнительные занятия. Такая систе-
ма обучения еделала занятия интересными,
поучительными: Каждый вел подробный
конспект занятий, стремился изучить ма-
териальную часть только на «отлично». H
когда на зачетах краснофлотцы Киселев,
Берзин и Егоров получили неожиданно для
себя только удовлетворительные оценки, то
по собственной инициативе решили едать
зачеты еще раз. Краснофлотцы тщательно
готовились к сдаче зачетов и добилиеь от-
личной оценки,

Вся учеба строилась на всестороннем
использовании боевого опыта. Офицерам и
сержантам было о чем рассказать молодым.
Эти рассказы 0 различных поучительных
эпизодах из боевых действий батареи пре-
красно. дополняли занятия по изучению
материальной части и огневой подготовке.
воспитывали у молодых чувство гордости,
что им выпало на долю служить на гвар-
дейской батарее, чувство ответственности,
так как краснофлотцны наглялно убежда-
	лись, к чему могут привести в бою. малей-
	шая опгибка или нарушение уставов и ин-
струкций. Особенно полезными оказались
рассказы о том, как устранять неисправно-
сти и задержки в работе боевых механиз-
MOB.
Обучение по специальности тесно соче-
	Изобретение
майора Пирогова
	ЧЕРНОМОРСВИИ ФЛОТ, 8 июня: (По те-
леграфу от корр. «Красного Флота»). В
Н-ской части многие офицеры и сержанты
занимаются рационализацией и изобрета-
тельством, Недавно майор Пирогов разрабо-
тал линейку наземного оператора-наводчика.
	Она дает возможность быстро, без помощи
	карандата рештить графически сложную за-
дачу на перехват самолета противника.
Пользование этой линейкой исключает
ошибки, возможные при работе обычным
способом, и в несколько раз ускоряет рабо-
TY оператора-наводчика.
		Причина формального отнотнения в худо-
жественной самодеятельности заключается
часто в том, что у самого офицера нет вку-
са к этой работе, нет понимания этого дела.
Такой офицер и в. калот-компанию не су-
моет внести ничего интересного, а отрани-
читея только игрой в «козла».
	Следовательно, речь идет о том, что надо
повышать художественную культуру офи-
цера, развивать в нем вкус к музыке, худо-
жественному слову, к танцам, и делать это
надо прежде всего во время пребывания в
военно-морском учебном заведении. Приоб-
	Где мой

В декабре 1945 года я получил отпуск
и выехал из Пиллау в Ленинград. Перед
от’ездом я взял с собой все аттестаты, так
как после отпуска должен был отправиться
к новому месту службы. Вещевой аттестат,
& вместе с ним и акт комиссии о списании
погибших вёщей, утвержденный начальни-
ком штаба по прежнему месту ‘службы, я
сдал начальнику административно-хозяйст-
венного отдела майору Тихомирову. Это бы-
no 3 февраля 1946 года.
	Через несколько дней майор Тихомиров
сообщил мне, что получил указание отпра-
вить аттестат с документами ° обратно в
Пиллау, так как, оказывается, списывать
погибщие. вещи может только, та часть, в
которой был вылач вещевой аттестат.
	Итак, мой аттестат, по заверению майо-
ра Тихомирова, был отправлен обратно в
Пиллау. Отправлен и... Каков воду канул.
Исчез бесследно. Я ждал дни. Потом стал
вести счет по неделям. Прошло более трех
с половиной месяцев, но на все мои запро-
сы 0б аттестате... ни ответа. ни привета.
	Я посылал телеграммы и на имя началь-
ника отделения майора Резника; и на имя
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ. 8 июня. (По теле-
графу). Экипаж морокого самотета-развед-
чика гидрометеорологической службы со-
вершил большой арктический перелет над
островами Бареннова моря. Цель этого. пере-
лета — изучение гидрологического режима
Баренцова моря.

В еостав экипажа, помимо летчиков
гидрометеорологической службы тт. Несме-
лова и Кололникова, вхолили ‘летчики-се-
вероморцы ‘— ведущий штурман старший
лейтенант Лебедев, ‘штурман лейтенант
Шарапов и радист етарший сержант Па-
пиван. На борту самолета находились также
	действует четко и уверенно. Фн умело уп-
равляет огнем, безошибочно докладывает
командиру катера о ходе стрельбы. После
первых же выстрелов пель была поражена.

Цеплажов только в прошлом голу прибыл
из школы оружия учебного отряда. На за-
нятиях он обнаружил большие способности
и вскоре был назначен командиром орудия.

На большом расстоянни катер вел артил-
лерийский обстрел вражеских огневых точек.
По мере приближения к берегу в бой всту-
пали пулеметы. Волна и ветер не помешали
катеру вести меткий огонь. Пулеметчики
краснофлотец Панченко и старигий красно-
флотец Наниз, стреляя короткими очере-
дями. сделали десятки пробоин в щите. Ог-
невые точки подавлены. Через несколько
‹екунл катер подошет к песчаному берегу.
Дезантники ринулись вперед и укрепились
на маленьком клочке земли.

Умело действовали в организации пер-
вого броска на занятое «противником» по-
бережье экипажи катеров старшего лейте-
нанта Иванова и старшего лейтенанта Жит-
люк. Командиры орудийных расчетов этих
катеров старшие краснофлотцы Николаев и
Голубятник безошибочно управляли орном
и добились высокой меткоети,

Командиры катеров при подходе к берегу
осуществляли весь комплекс мамеврирова-
НИЯ.

ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 8’ июня. (По
телеграфу от норр. «Красного Флота»).
Экипаж Краснознаменного подразделения
катеров-охотников провел  комендорские
стрельбы по берегу. Перед орудийными и
пулеметными расчетами была поставлена
задача — подавить вражеские огневые точ-
ки при сбляжении с берегом первого броска
десанта.

Катера этого подразделения не раз в
боевых уеловиях решали подобные зада-
чи. С десантниками на борту шли катера
в Новороссийскую операцию: При подходе
к берегу они подавили своим огнем враже-
ские орудия, пулеметы и прожекторы. Мно-
го раз участвовали они`и в других ‘Десант-
ных операциях. 3% время. войны подразде-
ление накопило значительный опыт в орга-
низации первого броска десанта. Сейчас ко-
мандиры катеров успешно иепельзуют этот
опыт в боевой подготовке.

Условия стрельбы были значительно
усложнены игтормом. Ветер нес брызги пря-
мо в глаза. комендорам. Берег подернут проз-
рачной дымкой. Вдали виднеется одинокий
мыс — место предстоящей высадеи десанта.
Сюда направляетея катер старшего лейте-
нанта Соловьева. Наблюдатели заметили на
берегу на фоне густого леса огневую точку
«противника». Цель еле видна. Но молодой
командир орудия краснофлотец Цеплаков
	начальника административно-хозяйственно-
го отдела штаба, но ответа я так и но полу-
Чил.

В апреле я написал 060 всем НИ
Ленинградского морского гарнизона. Через
22 лня мне сообщили, что мое заявление...
переслано прокурору Балтийского флота, В
общем, заявления пересылаются © места
па место, а аттестат попрежнему ов
мне не удается.
	Инменер-капитан И. ТИШКИН,
	От редакции:

Аналогичные письма получены редакди-
ей и от других офицеров. Лейтенант Ипа-
тов, переведенный с Тихоокеанского флота
на Балтийский, пишет, что он никак не мо-
	жет получить из штаб»  Тихоокванского
флюта денежный и вещевой  аттеста-
ты. Жалуетея на работников — штаба
	Тихоокеанского флота и тов. Шумилов. Вще
7 декабря ему сообщили, что его денежный
	аттестат выслан к новому месту службы,
	но до сих пор. аттестата нет.

’Редакция Rey OT соответствующих   Has
чальников самых решительных мер против
ВОЛОКИТЧИКОВ. а
	научные работники, которые произволили
наблюдения за погодой и кромкой льдов.

Штурмана Лебедев и Шарапов в трудных
метеорологических условиях точно вели
расчеты и помогли летчикам выходить в
нужные районы моря. Радист Паниван на
протяжении всего перелета держал надеж-
ную связь с землей и передавал по радио
материалы наблюдений.

Самолет пробыл в возлухе 19 часов. 56
мин., покрыв за это время расстояние в
несколько тысяч километров.

. Напитан Н ЛУБИНИН.
	собность брать на себя ответственность 38
результаты своей деятельности, признавать
свои ошибки, говорить правду людям, хотя
бы и неприятную для них.

Но и здесь смелость бывает разной. Мы
нередко можем видеть примеры того, как
смелость того или иного человека в теоре-
тических рассуждениях сочетается с прямой
трусостью в практических делах.

Есть люди, которые не боятся рисковать
ранее достигнутым ради достижения еще
большего.

Оказавшиеь в обстановке, требующей в
интересах дела рисковать своим личным
благополучием, они, не задумываясь, отда-
ют предпочтение интересам дела. Конечно,
речь идет о разумном риске,

В капиталистическом обществе типичен
чиновник, который в аналогичной обета-
новке предпочтет погубить полезное дело,
так каБ главное для него заключается в том,
чтобы не бросить ни малейшей тени на свою
служебную репутацию, чтобы сохранить хо-
рошие отношения с теми, от кого завиеит
зго личное благополучие.

Смелый человек никогда He откажется
от самостоятельного решения вопросов, ко-
торые ему положено решать по кругу его
обязанностей. Трус же обязательно «на вся-
кий случай» согласует решение с началь-
ником, заручится его одобрением (хотя бы
В этом и не было никакой нужды) или во-
обще. необходимость принять решение сва-
лит на кого-нибудь другого. В отсутствии
или нехостатке смелости и есть главная при-
Чина того стиля работы, который М. И. Ёа-
1HHHH B OLHOM из своих выступлений назы-
вал рабогой но принципу: «От Понтия к Пи-
лату».

Высокие достижения во всех областях
деятельности, благородные поступки в жи-
зни доступны лишь смелым людям; Место
трусливых людей всегда было в хвосте, в
обозе, и ‘уделом их всегда была рутина.

Таким образом, смелость является естест-
венной и необходимой чертой характера 0-
ветского офицера. Без. нее невозможно дви
жение вперед, невозможен ни один шаг к но-
вэму, к дальнейшему боевому  совершен-
	СТВОВАНИЮ. $ .
Е. ЧЕРНАКОВ,
		Учебные корабли ушли в поход
		некоторых случаях и самостоятельно, бу-
	телеграфу от корр. «Красного Флота»). В   дет изучать связь и сигнализацию, полу-
	чит артиллерийскую подготовку.
	В. нлан политической подготовки включен
рял лекций.о портах. в которые будут захо-
	_ДИТЬ. корабли, ю политическом положенин
	в странах Дальнего Востока, 0, практике
партийно-политической работы на кораб-
лях. Кроме того, курсанты привлекаются к
правтической партийно- -массовой работе сре-
ди личного состава учебных кораблей.
Они будут проводить беседы в отделениях
по текущим вопросам, примут участие в
выпуске стенных и радиогазет. Наиболее
подготовленные курсанты допускаются Е
проведению политических занятий.
	В первый поход учебные корабли повел
	фонных станций нового типа. Новая теле-
фонная аппаратура водонепроницаема, на
ее работу не влияют испытываемые кораб-
лем толчки и сотрясения.

Другой завод начал производство
нового типа морского кабеля. Выпуск мощ-
ных двигателей для мороких буксиров
успешно осваивается Ha saBore «Русский
дизель».
	Тихоокеанеком  выешем: военно-морском
училище закончилась весенняя экзамена-
ционная сессия, Курсанты пришли на учеб-
ные корабли, чтобы на практике закрепить
теоретические знания, полученные в стенах
училища.

Корабли специально оборудованы для про-
хождения практики. На ходовых мостиках
поставлены прохладочные столы, установ-
лены дополнительные компасы-репитеры,
лаги, часы,

В этом году летняя практика будет про-
ходить по новой программе. Курсанты стар-
ших курсов пройдут штурманекую подготов-
ку. Все практиканты расписаны по боевым
постам. На похоле каждый курсант будет
	Арктический перелет
североморских летчиков
	нести вахту параллельно с офицерами, а в! капитан 1 ранга Гущин.
	ПРОДУКЦИЯ ДЛЯ ФЛОТА
	ЛЕНИНГРАД, 8 июня. (По телефону от
корр. «Нраеного Флота»). Ленинтрадские за-
воды успешно выполняют заказы флота,
Завод Н. выпустил несколько мощных метал-
лических понтонов для под`ёма затонувших
судов. В течение года. завод выпустит еще
одну серию таких понтонов.

Коллектив завода «Красная заря» освоил
выпуск корабельных автоматических теле-
	выдерживающие длительного ЕР
напряжения. Один командир подводной.
лодки был исключительно смелым и изо-
бретательным в атаке противника. Но ког-
да ему прихотилось в течение длительного
времени уклоняться от преследования ко-
раблей охраны, этот командир минут че-
рез 30—40 начинал «сдавать», становил-
ся вялым и безразличным ко всему, что
происходило, и командование лодкой в
дальнейшем уклонении от ПИ брал
на седя ето помощник.

С другой стороны, война выявила множе-
ство офицеров, способных в напряженной
обстановке длительное время сохранять
хладнокровие и выдержку. Например, в
одном из походов подводная лодка под
командованием Героя’ Советского Союза
И. И. Фисановича после потопления тран-
спорта противника подверглась ожесточен-
ному преследованию со стороны вражеских
кораблей и самолетов. Преследование про-
должалось несколько часов. На лодку было
сброшено свыше 300 глубинных бомб и 4
авиабомбы. Корабли противника все время
точно видели место лодки по следу веплы-
вавшего на поверхность соляра. Поэтому
208 бомб взорвалось. в. непосредственной
близости от лодки, вызвав значительные по-
вреждения снаружи и внутри нее. Веплы-
вать и вступать в артиллерийскую дуэль с
двумя сторожевиками и тремя тральщиками
для этой лодки было бы самоубийством, —
поэтому оставалось лишь уклоняться от
б0мб, угадывая по возможности, куда будет
сброшена очередная серия их. Тов. Фисано-
вич проявил исключительное самообладание
и выдержку, воодушевляя своим примером
подчиненных на упорную борьбу с повреж-
дениями, которые непрерывно следовали
одно’ за другим; В результате лодка была
уведена, казалось бы, от неминуемой гибели.

В моменты высшего напряжения, то-есть
в моменты самого боя, который в войне на

невр противника, ни одно изменение в обста-
новке. Он успевал во-время уклониться
от удара противника и не пропускал мо-
мента, когда можно было самюму нанести
противнику эффективный удар. Он как бы
срастался с катером, и, лишь когда спадало
напряжение боя, он замечал свою нервную
дрожь и неестественный голос. Он быстро
справлялся с собой, но внешне это воспри-
нималось так, что вот, мол, прошла опас-
ность и страх у человека прошел. Вто-
рой командир, вступая в бой, придавал боль-
шое значение тому, чтобы не проявить ма-
лодушия, чтобы во-время поддержать бое-
вой дух своих подчиненных. Это`ему вполне
‘удавалось, но в силу быстротечности боя, он
спохватывалея и брался за руководство бо-
ем, когда было уже поздно. В результате
либо свой кэтер имел уже повреждения,
либо противник уходил безнаказанным.

0ба командира были смелыми офицералги,
но следует признать, что более ценной была
смелость первого командира, если мы будем
оценивать ев не по внешним проявлениям, а
по результатам боевой деятельности. Эти
примеры показывают, почему важно видеть
не только способность человека. пренебре-
тать опасностью, но и  умение его не терять
при этом обычной работоспособности,

Отечественная война со всей силой пока-
зала, что советским офицерам, как и всем
советским воинам, присущ героизм без вся-
ких внешних эффектов и красивых жестов,
героизм как естественное выражение душев-
ного порыва. Основа такого героизма заклю-
чается в высоко развитом чувстве воинского
долга, в развитом чувстве горячего и живо-
TBOPHOTO советского патриотизма.

С проявлением смелости мы встречаемся
не только в условиях войны и не только в
обстановке, связанной с опасностью для жи-
зни. Смелость имеет большое значение и в
условиях обычной мирной деятельности.
Это — способность пойти на риск в инте-
‘ресах дела, умение офицерз смело поддер-
жать новые, дельные мысли, идущие снизу,
не ожидая их апробирования сверху, уме-
ние в соответствии с изменившейся обста-
новкой, не ожидая директивы сверху, пе-
рейти к таким методам работы, каких тре-
	оует измонившаяся обстановка. Это — спо-

Смелость составляет неот’емлемую, орга-
ническую черту морального облика совет-
ского офицера. В боях против немецко-
фашистских захватчиков и японских им-
периалистов наши офицеры проявили от-
ромную нравственную силу и ‘стойкость,
способность действовать бесстрашно и уве-
ренно в самой сложной обстановке, сохра-
няя присутствие духа и перед лицом смер-
тельной опасности.
	Некоторые думают, что храбрым в 6010
слетует считать такого человека, ‘Который
свободен от страха смерти. Это неправиль-
но, так как таких людей нет. Человеку
свойственен инстинкт самосохранения. 0т-
важный человек находит в себе. силы итти
иногла на явную смерть не потому, что он
свободен от страха перед нею, а потому,
что в данной обстановке его разум диктует
ему самопожертвование как единственно
иравильный и единственно возможный путь
достижения победы и выполнения своего
воинского долга. Чувство страха превозмо-
гаелся сознанием долга перед Родиной,
чувством преданности своему народу и не-
нависти к врагу. Вот это моральное еостоя-
ние человека мы и называем презрением
в смерти.
	Воспитание смелости как черты харак-
тера необходимо каждому офицеру не толь-
ко потому. что от него лично. требуется
хладнокровие и спокойное исполнение своих
обязанностей в боевой обстановке, но н
потому, что без развития смелости лично
У себя он не сможет воспитывать ее и у
своих подчиненных. Личный пример коман-
дира составляет основу воспитания подчи-
ненных. Адмирал Нахимов считал, что еще
в мирной обстановке командир должен
пользоваться каждым случаем, чтобы по-
казаль подчиненным пример. смелости. Он
говорил: «Команда должна видеть присут-
ствие духа в своем командире, ведь, может
быть, мне придется итти с ней в бой».
	море и в воздухе иногда исчисляется мину-
тами, смелость проявляется также неодина-
ково.

_ В качестве примера рассмотрим поведение
двух командиров катеров — морских охот-
ников — в начале войны. После нескольких
боевых операций об одном из них сложилось.
мнение, как о робком человеке. Основанием.
длЯ такого мнения послужил внешний вид
этого командира в бою: резкая бледность,
нервная дрожь, срывающийся голос... Кое-
Кто из личного состава этого катера погова-
ривал о том, что их командира в бою начи-
нает «знобить» и его голос‘ переходит на
петушиный. Межлу тем, действия катера в
бою были безупречными и ‘даже дерзкими.
Потребовалось несколько месяцев, чтобы все
подчиненные этого. командира убедились, что
удачи его в бою не случайные, что он, хотя
и ‹<петушит», но все видит и везде успевает.
Ot нервной дрожи этот командир в дальней-
шем избавился, но голос у него продолжал
срываться, и, несмотря на это, он выполнил
много исключительно смелых операций по
разведке у берегов противника и по конво-
ированию транспортов.

0 другом командире, также после первых
операций, сложилось мнение, как об очень
храбром человеке, который в бою становилея
лишь веселее; отпускал острые шутки, сме-
ялся, как будто кругом был не бой, а состя-
зание на спортивном празднике. Все было
бы хорошо, еели бы не одно обстоятельство:
в боевых столкновениях этому калеру по-
чему-то больше всех попадало, & сам он дей-
ствовал как-то безалаберно и часто невпо-
пад. Детальное выяснение причин этой
странности показало, что командир катёра,
внешне прекрасно рладея собой, во время
боя забывал командовать катером. Артилле-
ристы и пулеметчики самостоятельно выби-
рали цели и самостоятельно вели огонь, а
рулевой самостоятельно маневрировал.

Чем же об’яснить ‘такие особенности
двух упомянутых командиров” Поскольку
Чувство страха свойственно каждому чело-
веку, оно было свойственно и этим коман-
дирам, но переживалось ими по-разному.
Первый командир, вступая в бой. сосрелото-
уивал все свое внимание на руководетве
боем, и от него не ускользал ни один ма-