9.июня 1946 г., воскресенье, №. 135 (2316)
			KYMYJAAUUA
	перпендикулярном (или близком к нему)
направлении к поверхности заряда. Дойдя
до границы заряда, она. преломляется и
переходит в ударную волну. Отсюда все
элементарные ударные волны сталкиваются
между собой, суммируются, стремятся co-
средоточиться в каком-то фокусе, где и про-
исходит резкое повышение результирую-
щего давления, которое, видимо, больше, чем
обычная сумма давлоний всех элементар-
ных волн. Этот`процесе можно представить
так, как показано на схеме № 2.
	АР” ИИ” +
ОХЕМА M. 2
	Совевшания,
	(0 свежим ветерком доносилась песня—
нестройная, шрерывистая. Командир части
подошел к окну, посмотрел вдаль. На при-
горке, против стоянки катеров, сидели кра-
нофлотцы, медленно прогуливались не заня-
тые службой офицеры. Командир закурил
и сказал:

— А знаете, как это ни странно, HO ве-
селез жили мы в дни войны. И пееня слы-
шалась бодрая, ладно спетая, и бригады ар-
тистов нередко навещали нас, и свои ар-
листы были. А сейчас..;

Завязалась оживленная беседа о досуге
краснофлотцев, офицеров. Олни сетовали на
культработников, другие отмечали bel-
ность репертуара в клубах. Говорили так-
же о том, что иные командиры‘ самоустра-
нились от ‘организации досуга своих пед-
чиненных, что некоторые  политорганы
дальше благих намерений не идут.

— Да хоть бы шахматную доску и хоро-
шую книгу ‘иметь-—и TO ладно,— заметил
один из беседующих.

Потом все стихло и за окном. Тишину
нарушал только стук костяшек домиво.

На кораблях и в частях Днепровекой
флотилии 0 культурном досуге ведутся бе-
сконечные разговоры, выносятся простран-
ные резолюции, созываются совещания. Но
тем не менее уровень культурной работы
здесь крайне низок, хотя имеются клубы,
ленинские комнаты, стадионы, спортило-
щадки. Вот, нанример, есть на флотилии
такая база, которую называют «етолич-
ной». Действительно, здесь немало хоро-
ших меет, где можно в свободное время от-
дохнутв, поговорить с друзьями, потаниб-
вать, посмотреть кинокартину, почитать га-
зету. Но комнаты для кружковой работы,
читальный и зрительный залы. базового
клуба ничем пока не привлекают моряка.
Демонстрируются, правда, кинокартины, а
в воскресенье их нередко показывают по
нескольку раз. Но, чтобы попасть в кинозал,
нужно обладать по меньшей мере способно-
стями атлета, иначе протиснуться в зал
невозможно. :

В одной из комнат клуба расположена
выставка «От Сталинграда до Берлина».
Многих эпизодов славного пути Днегтров-
ской флотилии здесь нет. Но даже то, что
удалось‘ собрать,—богатейший материал
для воспитания молодого поколения моря-
ков. Однако пояснений у выставки никто
не дает, не организуются и. встречи ветера-
нов с молодыми. Работники этого. клуба под-
готовили; наглядные материалы по пяти-
летнему плану. Между тем посетитель еще
не увидел их.

Таю обстоит дело в клубе базы. А вот
типичная картина одного из вечеров в офи-
церском клубе. Офицер, вздыхая, говорит:

— Раньше хоть газету почитать можно
было. а теперь и этого: нет.
	Спортивные праздники
в честь Лия _
Военно-Морского Флота
	Широко будет отмечен в текущем году
	  Лень Военно-Морского Флота, Утвержден
	клан спортивных мероприятий, проводимых
в честь праздника с 21 по 28 июля 1946
года в Моезве.

В День физкультурника, 31 июля, в Мос-
кве состоится финиш звеедного шлюпочного.
похода, который уже началея. Участники
пехота примут участие в открытых пребных
гонках на пюстивесельных ядах на 10, 20
н 30 кабельтовых. Общее первенство гонэк
й приз «ня Военно-Морского Флота» при-
суждаются команде, набравшей наименьшую
сумму очков (в соответотвии с занятыми
местами), считая за первое место — одно
очко, за второе — три, за третье — четыре
ит.д.

Основное место в плане уделено водному
спорту: соревнованиям по плаванию и пры-.
жкам в воду и водному поло на первенство
военно-морских сил. Будет разыгран приз
«Военно-воздушных сил ВМС» за лучшее
выполнение прыжков в воду. Приз прибуж-
дается побелителю личных соревнований,
который обязан выполнить по пяти произ
вольных прыжков е трамплина и по пяти
с десятиметровой, вышки при 12 попытках
Ha все десять прыжжов. К этим соревнова-
ниям допускаются, кроме военных моряков,
также пловцы сухопутных и военно-воз-
душных сил и представители добровольных
споотивных обществ.

Участники соревнований по плаванию
продемонстрируют свое мастерство в пла-
	вании (разными стилями) на дистанции от
ста до тысячи пятисот метров. Предельная.
дистанция для женщин установлена в
1.000 метров. Кроме того, военные моряки
будут состязаться в плавании на 50 метров
В одежде с винтовкой и проведут эстафеты
4.100 метров вольным и комбинирован-
ным СТИЛЯМИ.

Командный зачет по плаванию произво-
дитея по трем лучшим результатам в каж-
дом номере программы для мужчин. и: по
1вум — для женщин. В эту же программу
входят прыжкн в воду с вышки и трехмет-
рового трамплина. Мужчины выполняют ‘ло
HATH прыжков, женщины — по’ три.

Первенство по водному поло разыгрывае-
тоя по круговой системе в один круг. Учас-
твуют сборные команды ватертолистов фло-.
тов, флотилий, высших, воевно-мороких
учебных заведений. слушатели военно-мор-
ского факультета Института иностранных
языков Красной Армии, команды военно-
морских авиационных училищ и управле-
ний военно-морских сит.

В День Военно-Морского Флота в Хим-
ках до двух тысяч военных моряков и плов-
цов добровольных спортивных обществ при-
мут участие в массовом заплыве на 400 ме-
тров. Морские летчики продемонстрируют
парашютные прыжки < самолета в воду.
	  Курсанты училиша мМорекой пехоты пока-
	жут высалку морского десанта. В этот же
день команда ватерполистов  военно-мор-
СКИХ СИЛ В товарищеском матче ветретитея
с пловпами сухопутных сил. При участии
сильнейших пловцов страны булет проведен
трехкилометровый проплыв по Москва- -реке.

Планом предусмотрены матчевые встречи
по борьбе, боку и поднятию тяжестей ко-
	мант военных моряков, ‘сухопутных и воен:
	HO-BOSLVINHETX сил.
	DCSOFOL MM,
	Оказывается, библиотека отсюда выеха-
Ла, а читального зала пока нет.

Рядом с офицерским клубом оборудован
летний сад, Но туда преграждают путь во-
рота с ззолезным засовом. Есть в базе ан-
самбль песни и пляски. Но этот коллектив
уже долгое время не привлекает внимания.
В ансамбле. до последнего времени не было
квзлифицированного художественного PYKO-
водителя. А жаль, Ансамбль мог бы прине-
	сти. большую, пользу, тем более что в нем
	имеются талантливые исполнители.
За последнее время сдеданы первые ша-
	ГИ TO организации КУЛЬТУрНного отдыха В
	роскресные = Дни. Пример . показала
(-ская часть. Здесь установлено, как
правило. что командиры  полразлелений
	представляют вместе с планами, боевой под-
готовки на предстоящую неделю также плая
проведения дня отдыха. Цервые два воскре-
сенья прошли очень удачно и увлекатель-
но. Большую помощь в этом оказали комео-
мольцы. № чести редакции газеты «Ёрас-
ный днепровец», она подхватила инициа-
тиву персдовой части, созвала специальное
широкое совещание и‘ сумела остро п0-
ставить на своих страницах Bompoc 06 op-
ганизации отдых. У

Но, к сожалению, многие партийные op-
ганизации, командиры, политорганы не взя-
лись 38 это дело по-настоящему. Не являет-
ся исключением и политотдел Днепровской
флотилии. Факты, о которых мы рассказа-
лн, имеют место именно в той базе, где
нахотитея политотлел флотилии, а офицер-
ский, базовый клубы и ансамбль нело-
средственно ему подчинены.

06 отсутствии должлюго внимания полит-
	одела флотилии к культурно-просветитель-.
	ной деятельности убетительно говорит прак-.
тика подбора и использования кадров. Дол-
roe время На посту заместителя начальнн-
ка офицерского клуба пребывает лейтс-
Haat Dyanna. Он выполняет различные, не-
свойственные клубному работнику, поруче-
ния политотдела, но культурно-проевети-
тельной работой по существу не занимает-
ся. Начальником клуба одного из соедине-
ний, расположенных в базе, назначили
лейтенанта Гриденко. Но после назна-
чения он TYT же был послан в про-
должительную командировку. Теперь Гри-
денко . снова отбыл. на несколько ме-
canes. B политотделе нам сообщили, что
вместо него начальником клуба вазначает-
ся тот же т. Шульц. Посторонние поруче-
ния часто отвлекают: от своих прямых. обя-
занностей и начальника клуба базы.
Отсюда и все качества. Культурное вос-
питание бойцов и офицеров здесь не в 1о-
	Капитан Е. КАМЕНЕЦНИЙ.
Краснознаменная. Днепровская Е
(Корр. «Красного Флота»).
	PG3FOBODDI...
	Как на Днепровской флотилии организуют
досуг офицеров и краснофлотцев
	Известно, что нри обычном взрыве. дале-
ко не вся энергия расходуется для производ-
ства разрушений. Естественно, что была
поставлена задача: добиться: направленного
взрыва — кумуляции;

В последние 3—4 года изучению свойств
кумулятивного удара етали уделять при-
стальное внимание буквально все страны.
0б`яеняетея это тем, что кумулятивный 36-
фект позволяет снаряду пробивать броню и
бетон очень большой толщины.

Кумуляция — это: образование  концен-
трированной струи продуктов взрыва в за-
данном направлении. Такой взрыв можни
получить соответствующим. фазмещением
детонатора, приданием заряду специальной
формы и заключением заряда в оболочку.
определенной толщины, формы и из соответ-*
ствующего материала. При удачном сочета-
нии всех трех способов можно сконцентри-
ровать значительную часть энергии в нуже
ком направлении. При направленном взры-
ве скорость отдельных газовых. струй мо-
жет достигать нескольких тысяч м/сек.
При ударе такого чрезвычайно мощного
потока энергии о твердую преграду обра-
зуются давления и температуры. которых
ранее всеми известными способами ` было
получить невозможно г

Наиболее простым оао получения
направленного взрыва является расположе-
ние детонатора на противоположном от
преграды конце заряда. При таком раепо-
ложении детонатора разрушающая энергия
единицы массы заряда, помещенной вперз-
ди детонатора, будет в несколько раз боль-
ше, чем такой’ же единицы, находящейся
в противоположном конце. ‘Это об’ясняетея
тем, что газы, отлетающие в сторону дето-
натора, производят эффект отдачи, как в
реактивном снаряде, Сила отдачи уплотняет
конец заряда и сообщает ему некоторую
скорость. Движение частип взрывчатого ве-
					СХЕМА № §
	также увеличением длины ` шашки. При
постоянном кумулятивном углублении уве-
личением длины шашки достигаются рост
глубины и увеличение. диаметра: пробоины.

В последний период войны “за рубежом,
в частности в Германии, появились куму-
лятивные снаряды © соплом (см. схему
№ 3). Сочетание кумулятивного заряда с
соплом способствует лучшему формирова=
нию и повышению мощности кумулятивной
струй, уветичивает бронебойный эффект в
отдельных случаях на 80—100 проц. по’
сравнению с действием кумулятивной шаш-
ки равного веса, но без сопла. Характерно,
что при взрыве кумулятивной шашки с9п-
ло разрушается на несколько крупных
осколков. но не дробитея.
	Кумулятивные снаряды нашли самое
пгирокое применение во. вторую мировую
войну. Все воюющие страны имели MHOTO-
численные образцы кумулятивных ©наря-
дов, в том числе ручные и ружейные. гра-
наты, ракетные снарялы, выпускаемые. из
трубы с руки и с0 станка, авиационные
ракетные снаряды, артиллерийские куму-
лятивные снаряды, мины, выетреливаемые
из артиллерийских орудий, авиабомбы.
Нриведенным перечнем далеко не исчерны-
ваются все варианты, ‘upraenenna жумуля-
ции.

Немцы располагали Несколькими Pata MH
противотанковых реактивных ‘снарядов’ ку-
мулятивного действия под названием
«фаустпатрону. Их последние образцы име-
ли снециальную облицовку. кумулятивного
углубления и снабжены соплом в толовной
части снаряда. Выпускались. эти снаряты
из противотанкового ружья-трубы, либо с
руки, либо со станка, на’ дистанпию от
30 до 200 м. При калибре от 80’до` 152. мм
И содержании взрывчатого’ ‘вещества ‘от
500 граммов до 1,5 кг эти внаряды проби-
вали броню. в 150, 200 и. больше. милли-
метров,
	Олин из последних образцов немецкого
кумулятивного ракетного снаряда — 88-мм
«панцирыпрек». Это оперенный снаряд с
ракетной камерой и одним ракетным con-
лом. При общем весе в 3.2 кг и. макенмаль-
ной скорости в 115 м/сек. он пробивал
броню толщиной в 150 мм. Весь пороховой
заряд «панцирьшрека» весил всего
177 граммов, а взрывчатое вещество—660
граммов, Снаряд выпускается из трубы, от-
крытой с обоих концов. Заряд. успевает
стореть внутри пусковой трубы. Поэтому
выстрел можно производить. е плеча без
специального ограждения для стредяю-
mero.
	Вумулятивные реактивные снаряды от-
личаются друг от друга главным образом
устройством ракетной части, При равном
весе взрывчатого вещества невращающий-
ся (оперенный) кумулятивный снаряя об-
ладает лучшей  бронепробиваемостью в
сравнении с вращающимся артиллерийским
кумулятивным снарядом. 0б’яеняется. это
явление тем, что, видимо, при вращении
снаряжа происходит как бы «размывание»
кумулятивной струи непосредственно у
преграды в момент взрыва, чем снижается
кумулятивный эффект.
	Бзрывчатое разложение начинается от
капеюля детонатора («КД») и раснроетра-
няетея во все стороны внутри взрывчатого
вещества по радиусам, с. одинаковой скоро-
стью. Каждый элементарный -луч доходит
от точки капеюля детонатора до границы
заряда, изображенной в виде кумулятив-
ной выемки а-а, и преломляется, нродол-
жая дальнейшее движение вне заряха в
виде ударной волны. Все- элементарные
ударные волны, отраженные от поверхно-
сти выемки, сталкиваются и суммируются.
Следовательно, теоретически можно - подо-
брать такую форму кумулятивного углуб-
ления, при которой все волны можно све-
сти в дин фокус.
	Но в итоге ряда исследований изложен-
ная точка зрения на сущность кумулятив-
ного действия признана мало убедитель-
ной. Подрывом большого количества. ша-
	шек самых ‘различных форм и глубин ку-
  мулятивной выемки было’ доказано, что
	роль кумулятивного углубления сводится
к созданию епециального поля сил. кото-
рые как бы обжимают и концентрируют
поток продуктов взрыва, в результате чего
и формируется кумулятивная струя.
Больше того, с увеличением кумулятив-
	  ного углубления растет и глубина пробои-
	ны. При определенном отношении глубины
выемки к диаметру шашки пробивная сила
достигает максимума, При дальнейшем же
увеличении углубления наблюдалось сни-
жение пробивного действия. _
	Удачно подобранная облицовка ©10со0б-
ствует повышению. бронепробиваемости.
0б’ясняетея это тем, что облицовка ©10соб-
ствует более полной детонации кумулятив-
ной выемки, «обжимающее» действие Ha
продукты взрывчатого разложения  проис-
ходит эффективнее. Кроме того, в пробива-
нии брони или другой преграды принимают
участие мелкие частицы“ раздробленной
взрывом ‘облицовки, которые вовлекаются
в кумулятивную струю.

Нри исследовании влияния толщины и
прочности оболочки, в которую заключен
вумулятивный заряд, замечено, что увели-
	щества повышает кинетическую энергию
продуктов взрыва, а уплотнение повышает
потенциальную энергию. В итоге получает-
ся увеличение плотности энергии против
среднего в несколько раз.

Влияние формы заряда на распределение
разрушительного действия при взрыве вид-
но из схемы № 1. После. того. как произош-
10 разложение какой-либо части заряда, про-
исходит разлег продуктов взрыва, ири этом
направление разлета’ приблизительно пер-
‘пендикулярно к поверхности заряда.. Отеюда
очевихно, что выемки и углубления в шаш-
	KO взрывчатого вещества способствуют со-
	средоточению энергии в заданном направле-
нии. Таким образом, когда заряд имеет
выемку, происходят ‘уплотнение потока
продуктов взрыва H Roumentpalaa энергии,
то-есть кумуляция.

После ряда экспериментальных иселедо-
ваний, которыми было установлено самое
явление кумуляции, возникли вопросы:
какова физическая сущность этого явле-
ния. из чего состоит та среда, которая п0е-
язводит непосредственные разрушения пре-
рады, как влияют на кумулятивное дейст-
вие в целом тлубина и форма кумулятивно-
го углубления; облицовка, расположенная
по поверхности углубления, и ее форма, 060-
лочка, в которую заключена кумулятивная
шашка: форма и геометрические ‘размеры
заряда, значение различного рода сопел и
диафрагм. Эти вопросы являлись и явля-
ются сейчае об’ектами тщательного изуче-
	ния в ряде зарубежных стран.
	В настоящее время за границей сущест-
вуют две точки зрения на природу куму-
лятивной струи и причины ее возникнове-
Aud. Сторонники первой считают, что. нето-
средственным фактором, производящим раз-
рушение преграды, является ударная. волна.
Каждая площадка БумуляТивной выемки
как бы излучает элементарную волну в
	КРИТИКА.

И БИБЛИОГРАФИЯ
	Доходчивое слово агитатора
	твенной программы социалистического стро-
	ительства. в раз’ яснении закона 0. пя-.
	тилетке: - НИ ЕЕ

Агитаторы познакомили воинов © пер-
спективами роста угольной промышлев-
ности, железнодорожного транспорта” и
т. п. Рассказы о развитии отдельных от-
раслей народного хозяйства  иллюстри-
руютея схемами, плакатами, дизграммами.
Младшими сержантами Танкевичем и Ска-
куном сделан щит под общим названием
«Сталинский план укрепления могущест-
ва нашей Родины». —.

Партийная организация (парторг т. Ти-
	га) раз яснение закона о пятилетнем плане
	увязывает с задачами, стоящими. пере
подразделениями. . .
Характерный пример: шофера тт. Про-
зоров. и Садулин ‹ допускали перерасход
терючего. В беседах о развитии автомо-
бельной промышленности атитаторы кос-
нулись вопроса экономии и бережливости.
привели данные 06 автомобильном парке
нашей страны, ‘количестве бензина, по-
требляемого ими, показали, сколько авто-
машин можно будет заправить, если каж-
rit шофэр страны сэкономит хотя бы 1
литр бензина.
Старший лейтенант Я: ГЕЛЬФЕР ^
Северный флот. Е
	Краснофлотец Н-ского подразделения т.
Касаткин получил из колхоза «Красный
	пахарь» Кировской области письмо от своей
сестры.
«Дорогой брат, — писала. ‘она, — за
	прошлый год я выработала 853 трудодня.
Мой труд щедро вознагражден. Я получила
1.750 килограммов зерна и много других
продуктов. Зиму колхозники не сидели сло-
жа руки, & усердно готовились к весенне-
му севу. Мы своевременно. отремонтировали
инвентарь, поставили тягловую силу на от-
корм. Решили в этом году собрать урожай
выше прошлогоднего»,

Агитатор подразделения сержант Морев
использовал это письмо в беседе о развитии
сельского хозяйства в сталинской пятилет-
ке.

— Из Закона о восстановлении и разви-
тий народного хозяйства CCCP na 1946-—
1950 rr., — сказал он, обращаясь к бой-
цам, — известно, что сельское хозяйство
сделает большой шаг вперед. В 1950 году
страна соберет 127 миллионов тонн зерна,
з средняя урожайность достигнет 12 цент-
неров с гектара. ‘

Письма, из родных мест о трудовых буд-
нях советских людей являются ценным под-
спорьем агитаторов в пропаганде величес-

чение толщины оболочки повышает OpoHe-
бойное действие кумулятивного снаряда.
Но это увеличение бронебойного эффекта
происходит значительно медленнее `возра-
стания толщины оболочки. Довольно быстро
наступает предел этой толщины, обуслов-
ленный практическими соображениями, в
частности отношением веса’ снаряда К ко-
личеству взрывчатого вещества в нем. 060-
лочка служит для того, чтобы взрывчатая
энергия не рассеивалась, а сосредоточива-
лась в предназначенном направлении.
Повышение боевого эффекта кумулятив-
ного снаряда, бомбы, патрона’ достигается
	‚Население столицы увилит также сорев-
нования по перетягиванию каната одному
	из популярнейних ‘видов спорта срехи` во-
енных моряков. _
Команды— победительницы соревнований
	Но плаванию. прыжкам в воду. водному’
	поло, а также по гребле и перетягиванию
каната награждаются Щит при-
зами.
	Звездный
ШЛЮПОчЧнНЫЙ
поход
	Североморцы
приближаются к Котласу
	15 суток шлюпка Северного флота на-
ходится в пути. Потода благоприятствует
походу. Нонутный ветер позволяет часто
пользоваться парусами. На-днях учаетни-
ки похода прошля Красноборск. Впереди-—
крупный речной порт Котлас.

На стоянках военные моряки устраива-
ют встречи ¢ местным населением. B
Лвинском Березнике проведено несколько
бесед 0. новой - сталинской  пятилетке.
о героизме североморцев в Отечественной
войне. .
	Шлюпка москвичей
прошла Спасск-Рязанский
	Локянув Рязань, шлюпка военно-мор-
	‚ского факультета Института иностранных
	Зыков Ирасной Армии взяла кур на
Спасск-Рязанский и Ha другой день
в 11 ч. 30 м. утра прибыла в город. На:
ветречу военным морякам вышли комсо-
	мольцы и молодежь Спасек-Рязанского. На
	митинге вомсомольцы приветствовали уча-
стников звездного шлюпочного - похода: и
исжелали им дальнейшего  очастливого
плавания.

Веенные моряки провели  ветречу
е рабочими местного кожевениого завода,,
которым рассказали о Дне Военно-Мор-
ского Флота, о героях-моряках — учает-
никах Великой Отечественной войны,

Как сообщает командир шлюпки капитан-
хейтенант Писаревский, поход проходит
благополучно. Военные моряки повеемест-
но встречают радушный прием, От Рязана
до Спасск-Рязанского пришлось итти. на
веслах. Погода стонт безветренная, что
лишает возможности подиять паруса. Ме-
смотря на солидную нагрузку, которая вы-
падает па долю гребцов, команда чув-
ствует себя отлично. Скоро шлюпка вый-
дет на Оку.
	Соревнования по биллиарду
	МАДИВОСТОК, 8 июня. (По телеграфу
от корр. «Красного Флота»), В офицерском
клубе главной базы ТОФ закончилея розыг-
рьнн командного й личного первенства пв
биллиарду. Намбольнее количество очков
набрала команда штаба флота в составе
майора Владимирова, капитана 3 ранга
Ламм и  капитан-лейтенанта. ’Шмуклера,
Второе место заняли офиперы военно-воз-
	AYUHBIX CHI.
	Если учесть, что при удачном подбове
формы и расположения оперения” можно
получить вполне удовлетворительную куч-
ность невращающегося снаряда на дистан-
циях действительного ° артиллерийского
OTHA, то вполне вероятен дальнейший рост
техники в области именно оперенных ку-
мулятивных ракетных снарядов как основ-
ного оружия для борьбы с подвижными
бронированными целями. Этот тип снаряда
имеет много преимуществ перед обычным
бронебойным артиллерийским.
	Инженер-полковник М. МАЛЫШЕВ.
	ПОЭМА © СЕВЕРОМОРЦАХ
	Командир.

И деревянный город
На граните

Сурово смотрит

В заполярный мир.
	Аоропю описан в поэмё ‘трут- морской
	Можно упрекнуть Панова’ лишь в неко-
ой сухости рисунка. Материал” поэмы
	кораблей, подбитый снарядами «Громового»,
пылая, отходит. Бежит, уклоняясь от боя,
и второй немепкий миноносец.

«Громовой» идет вперед, в тачку ранде-
ву с караваном. Вот он наконец, караван —
«армада океанских кораблей». которую
	советеким морякам прететоит доставить В  воины. .
	родной порт.
	КоНвойного корабля.   романтичен. а Нанов словно боится’ поте-
	Перед читателем вереницей прохолят герой   рять мужественность своего стиха.
	Hal KapdBa-   лее поверхностен.
	Недостаточно выпукюло обрисованы в по-
эме образы некоторых героев. Портрет ми-
нера-узбека Хаджи традиционен: и’ наибо-
	Аороши северные пейзажи в поэме, в ча-
етности описание северного сияния.

По Языку поэмы видно, что автор знает
точное флотекое слово, ценит меткую а0о-
	ристичность речи моряков. Тем досаднее
	допущенные в поэме неточности. Например,
штурман Орлов говорит:

Я эту качку вечную люблю

Й волны невоспитанные (?) эти...

У любого моряка найдется в-занаее мно-
жество точных эпитетов,  характеризую-
щих. волны. Но ни один моряк никогла не
назовет ‘волны «невоспитанными».

Вот другой пример. Панов описывает по-
	топление немецкой подводной лодки:
	Мелькнул,

Вздымаясь из глубин полярных,
Подлодки вражеской загробный лед:
Разводы пятен радужных, солярных,
Обломки дерева, куски галет (?)...
«Галеты» веплыли в поэме. конечно. в
	поэмы — офицеры и краснофлотцы, на 60е-
вой вахте и в часы досуга. Но бьют коло-
кола громкого боя! «По борту силуэт под-
лодки!» «Пять «Юнкеребв» над карава-
ном!». Начинается ‘ожесточенная схватка
миноносца одновременно с подводным и воз-
душным врагом. Глубинные бомбы летят за
борт...

Й столб возник — раскидиетый и белый,

Второй векипел,

Вздуваясь за кормой...

Йз глубин моря всплывают обломки де-
рева, и пятна соляра, — немецкая лодка
потоплена. Отбита и атака «Юнкерсов»,

Туман слоилея, караван окутав,

И гром моторов уходил на вест.

Надоглубиной 190 футов

Орлов

Парисовал на карте. крест;

Переход продолжается.

Й вот он наконец, берег Родины, —
Бетреча, с товарищами, твердая земля, пиеь-
ма из дому... Ho нет письма от семьи
командиру корабля...
	И снова врывается в этот короткий час
	Фильм «Максим Горький»
	Вчера, 8 июня, в Министерстве кинема-
тографии СССР был показан новый полно-
метражный документальный фильм «Мак-
сим Горький» по сценарию писателя Л. Ни-
кулина’ (режиссер—С. Бубрик, главный
оператор—А. Шафран).

На экране проходит жизнь великого рус-
ского -писателя на всех важнейших ес эта-
пах. Режиссер показал среду и эпоху, ко-
ria формировалось миросозерцание A. М.
Горького, росла его’ вера в счастливое бу-
	душее Родины. расиветал его огромный ли-
	тературный талант.

Дом деда Каширина на Успенском с’езде
в Нижнем-Новгороде, где протекали тяже-
лые детские годы Алексея Пешкова, места,
вуда юный Горький уходил «в люди» —
все это в выразительной кинодокументации
воскрешает перед зрителем волнующие
стравицы биографии певца «Буревестника».

Кинооб’еклив ведет зрителя по городам,
куда попадал Горький во время своего хож-
дения по Руси в жадном стремлении из-
учить людей. Кадр за кадром показаны пер-
вые этапы литературной деятельности писа-
теля, путь тяжелых преследований, которым
Горький подвергался со стороны царской
охранки.
	Общественность столицы птироко отме-
чает десятую годовщину. со дня смерти
А_М. Горького. В клубах, дворцах культу-
ры и библиотеках  проводатся беседы
0 жизни и творчестве великого писателя.
его’ памяти посвящаются собрания, вы-
ставки. лекции.

В клубе писателей ‘проходит горьков-
ская декада. Вчера закончилась прохол-
жавшаязя. два дня конференция, на KOTO-
рой были заслушаны доклады о творчестве
Горького — основоположника социалисти-
ческого реализма. Сегодня, 9 июня, в
клубе писателей устраивается вечер для
преподавателей техникумов и Школ сто-
JUTE.
	Огромное впечатление производят демон-
стрируемые документы о встречах Горького
с Лениным и Сталиным. Поездки за трани-
цу, горячие встречи по возвращении пиеа-
теля в Москву. Горький на новостройках, в
совхозе «Гигант» и в гостях у нефтяников
Баку, у судостроителей и красноармейцев,
встречи с рабкорами. в пограничниками.
В картину вмонтированы отрывки из п56с
Горького в исполнении артистов МХАТа.

В фильме воспроизводится голос Алексея
Максимовича. его пламенная речь на пер-
вом Всесоюзном с’езде пивателей. ^

На экране возникают чарующие крых-
ские пейзажи, Весна 1936 года... В Крыму
А. М. Горький проводит эту последнюю
вену своей жизни. На столе в рабочем ка-
бинете -—— недописанная ‘страница замеча-
тельного произведения Горького — «Жлим
Самгин». ,

Горки под’ Москвой. Ночь под 18 июня.
Предемертные слова Алексея Максимовича.
В 11 часов 10 минут утра перестало битьея
великое сердце, Похороны. `Всенародная
скорбь о любимом писателе.

В ближайшие дни картина выйдет на.
экраны страны.

(ТАСС).
	18 июня Cows советоких. писателей
организует в Колонном зале Дома союзов
заседание, которбе откроется докладом
Н Тахонова «Горький и советская литера-
	тура».
	Горьковские дни в Москве
	В издательстве «Советский писатель»
вышла отдельной книгой поэма Николая
Панова «Баренцово море» *).

В годы Отечественной войны поэт Ни-
колай Панов был офицером флота на Ce-
вере. Он побывал на сухопутье и в море,
писал о морских пехотинцах и морских лет-
чиках, но. больше всего и. любовней всего
‘инсал о моряках эеминцев. Их героичовк ›-
‚му труду в Баренцовом море посвящена и
новая поэма Панова.

«Баренцово море» — это поэма о пере-
Жжитом. Она открывается эпиграфом — стоо-
Ками песни экипажа гвардейского эсминца
«Гремящий», написанной бывшим штур-
Маном «Гремящего» ЕЁ. Ивашенко. Конеч-
но, многие. события и факты смещены и
«уплотнены» автором в поэме. Но в осно-
ве — подлинная действительность. И, вадо
думать, североморцы в 9бразе героя поэмы
штурмана Орлова невольно будут угады-
вать штурмана Ивашенко. ‘a в эсминце
	«Громовой» — североморский гвардейский
	эсминец «Гремящий».

Сюжет поэмы несложен. На сухопутье
поэт знакомится е морским офицером-раз-
ведчиком Орловым ‘и краснофлотцем Ле-
вуикиным, 0ба они сражаются на суше,
тоскуя по гоставленному родному кораблю.
	Проходит время — и ‘поэт, отправляясь в
боевой. похот на борту эеминца.  сновз
	боевой. поход’ на борту эсминца, снова
встречается с Орловым и Левушкиным,
вернувшимиея на корабль. Эсминец выхо-
дит в море навстречу союзному каравану.

Бесцветная, безбрежная вода...

Гудят машины

Ровлю и негромко...

Еще за горизонтом‘ — кромка льда,

Уже за горизонтом — сопок кромка...
	В пути «Громовой» встречает два немец-
ких миноноена. Бой. Олин из вражеских
	*) Николай Панов. «Баренцово море»,
	Поэма. Изд. *Copercknl писатель», ‘1946 Г.
Ц. 3 р. 50к;
	Тепло показывает поэт булни напряжен-   торой сухости риеунка.
	вого труда моряков
	В тот же день будет открыта новая
экспозиция музея А. М. Горького. Днем
телегация писателей выедет в Горки, где
жил и умер Алексей Максимович. Здесь
будет установлена мемориальная доска.
Мемориальную доску установят также на
деме по Малой Нивитекой улице, № 6,
в котором проживал великий писатель.
	(ТАСС) —
	передышки экипажа между походами буд-  угоду рифме. Какие уж тут «куски галет»
ничная весть: «Противник в воздухе!» И  после. глубинной : бомбежки!..
	Подобные неточности огорчительны. Но
	OHH, тем не менее, не снижают общих” до-
стоинств поэмы и могуг быть мопоавлены
автором при последующих изтаниях.
		ВНОВЬ ВЫХОДИТ На мостик командир эсмин-
ца,

Й комендоры

Совмещают нити,

Велет бинокль по небу
	Личное первенство и звание чемпиона
главной базы по биллиарду присуждены кз-
	питану- Матиенко.