12 июня 1946 г., среда, № 137. (2318)

{ у
	Инженер-подполковник Г. ЛЕБЕДСКОЙ
			Иепользованию мин заграждения 80
	бы,` тогда появились приборы срочности и
кратности, & позднее — новые замыкатели.
Для правальной и 9б’ективной оценки.
	второй мировой войне воюющие ‘стороны.
	эволюции оружия в таблице № 2 показано
нарастание, способов. взрывания по годам во..
время второй мировой войны.
	придавали 0с0бое значение, расценивая это оружие как средство, способное суще-
ственно влиять на развитие. боевых операций. Этому взгляду способётвовал и опыт
	первой мировой воины, в которой минное оружие сыграло выдающуюся DOB, ‚и. те : Se oo ‘ te - Таблица Ne 2.
изменения, что были внесены в него в годы с. 1918 по 1939. ЯН — г Способы вызова взрыва :
Именно в эти годы флоты различных стран, руководствуясь суровыми уроками     =:

первой мировой войны, мобилизовали много сил и средетв’ для маи Контактные Неконтактные ›

самого оружия и срелств борьбы с ним,
	1. Способы взрыва и взрывания
	Тесное сотрудничество морских офице-
ров с конструкторами мин быстро ‚сказа-
HOCH. -

К 1945 году. к моменту пободеносного
завершения войны’ на Западе‘и на Восто-
ке, мина заграждения превратилась в слож-
нейщий агрегат, слабженный  механиз-
	  мами, реагирующиме на малейшие измене-
		  движению корабля. Именно в-этом: еостояло
	одно из внешних принципиальных отличии
мины периода второй мировой войны от
своих предшественниц. Значительно рас-
ширились признаки, характеризующие два
главных понятия о мине’ как средстве бое*
вого воздействия: способ вызова взрыва ми-
ны и их взрывания mperepuen ренительные
видоизменения.

К 1918 году, к моменту окончания пер-
вой мировой войны, основным ©1060бом вы-
зова взрыва являлея удафный `(контавт-
ный), при котором взрыв мины происходия
только от соприкосновения корпуса кораб-
	ля © миной или выступавигим 123. нее взры-
	вающим устройетвом. Это был наиболее рас-
	прюстраненный способ. Его. разновидностью
	был антенный, при котором корабль касал-
ся не самой мины, а одной из ее антенн —
верхней или нижней,

Кроме этих двух контактных ИН
вызова взрыва существовали две разно-
видноети неконтактного способа, Один, из
них состоял в том, что мины, выставленные
на некотором расстоянии от. берега, взрыва-
лись подачей электрического импульса ‹
береговой минной станции.

Известен единственный случай подрыва
корабля на такой мине, 18 октября 1918
года немецкая подводная лодка (командир
Энеман) пыталась прорваться на рейд Ова-
па-Флоу и торпелировать один ‘из находив-
шихся там английских кораблей. Но задол-
го до того, как она подоша к внешнему
рейду базы, 66 обнаружили шумопеленга-
торные посты и: передали свои наблюдения
	На минНнуЮ станцию, где’в течение всей
	войны велись. круглосуточные. дежурства.
Чтобы не спугнуть немцев, была дана
команда прекратить всякое движение 19
рейду. Теперь пгумопеленгаторы беспрепят-
ственно могли отмечать каждый метр про
движения . «08-116». Когда . подводная
лодка вползла в зояу расположения мин-
ного поля, был включен рубильник. Про-
изошеЯ взрыв. «ОВ-116» погибла.
Кроме этого старого способа кеконтакт-
ного взрыва, существовал и второй, при
котором соверщенно не требовались ни уда-
бы корабля о мину, ни посылка тока по
проволам после получения сигналов от на-
	блюдателей, Стоило появиться кораблю над
миной. как происходил взрыв. Строго ré-
	воря, всё перечисленные стособы вызова
	взрыва характерны и для мин 1945 года.
	Но их конструктивное оформление не имело
почти Ничого общего с минами 1918 ` года.
	Tak, например, основную массу HOKON-
	тактных. мин 1918 года составляли образ-
цы управляемые ‹ берега, мины же &вто-
	номные — невонтактные, `взрывающиеся
без всякой связи с берегом, появились в
самом конце первой мировой войны. Толь-
Ко несколько десятков матнитных ман ис-
пользовались зв боевых целях. Эффект их
применения был настолько незначитель-
HAM, UPTO Jawe p ARTING, „Гле они родились,
находились люди, весьма скептически рас-
ценивавшие перспективы этого вида ору-
жия. Только очень дальновидные офицеры,
которым удалось ветретиться © этими ми-
нами в боевой обстановке; сумели предоп-
ределить роль нового оружия в будущей
минной войне. Такими «провидцами» яви“
		VAHd HELHO ROLY
	sored евоеча, Аоб2оцо ои
	ва и взрывания

лись русские минеры, которые успешно
уничтожали эти мины в 1919 году на Ce-
верной Двине, а впоследствии работали нах
образцами подобных мин для отечественного
флота. Несмотря на относительно скудные
итоги использования этих мин в 1918
1919
вать их со счетов.

Совершенно в ином свете рисуется co-
стояние неконтактного оружия к 1945 году.
Уже в 1939 году основную массу. некон-
тактных мин составляли автономные 06-
разцы. Их таклико-технические данные бы-
ли направлены к разрешению главной за-
дачи, а именно — использованию данного
класса мин в активных наступательных це-

лях. Такое развитие было достипнуто в 06-

зультате многолетней упорной работы и
‘массовой проверки этого оружия в морских
условиях.

В. ходе войны 1939—1945 гг. беспре-
рывно велись работы по изысканию новых
61060бов вызсва взрыва и взрывания мин.
Совершенно не случайны изменения в ©00т-
ношении между контактными и неконтакт-
ными манами, происшедшие к концу вой-

гг., нет ‘никаких оснований сбрасы-  .

способы

взрывания

войны.

г ов

до
1939 г.

1. Гальваноударные

2. Ударно-механические ,

3. Электролитические (антен-

ные)
4. Электромеханические

(механические антенны)

1. Электрические и с
берега)

2. Магнитные,

3. Индукционные

4. Электроударные (управляемые. с.

1939 г. 5. Ударно-электрические

1940г,

6. Уларно-электролитические

(плавающие антенны)

берега, контрольно- camonelicrsy-

ющие)

1941 г.   7. Дистанционные

5. Акустические

6. Акустико-индукционные
7. Магнитные-многоступенчатые

8. Акустические

9. Индукционно-акустические
10. Гидродинамические

11. Магнитно-акустические

12. Магнитно-гидродинамические.
13. Акустико-гидродинамические
14. Магнитно- а,

3. ; управляемые)

1942 г.   8, Ударно-кинематические

1943 г.   9. Натяжные (поплавковые
ловушки).

1944 г.  10. Натяжные (ловушки с це-
пью)

1945 г,

15. Акустические-многоканальный -
16. Акустико-самодействующие
	  1939   1940   1941   1942
	(управляемые)
17. Индукционно-гидродинамические
	словленных возможностью опубликовать не--
которые данные после войны, & также по-
ближе ознакомить с тавтико-техническам
существом победоносно завершенной мин-
ной войны против фашистской Германии.
Указанные в таблице контактные и не-
контактные группы мин означают подраз-
деление мин по способам взрывания, но это
только группы, а не образцы. Последних, -
как правило, содержится в каждой группе
несколько. Известно, что в течение мировой
	войны было выловлено, захвачено или раз-
зедано различными путями больше 250 раз-
личных образцов мин. Едва ли еще суще- .
ствовала отрасль морской военной техни-.
ки с таким пироким ассортиментом боевых
срежтв, направленных на решение един-
ственной задачи — поразить корабль 1 В его.
Наиболее жизненную часть.

Например, ‘только германский флот ис-
пользовал в войне более 60 образцов все-
возможных мин. Не менее интенсивно
использовали это’ оружие и другие флоты.
В этой ‘связи интересны цифры’ отноеи-
тельного использования ^ немцами некон-.
тактных мин на западных театрах по тодам
войны (в процентах): г

ae   р Таблица № 3.
	Итого.

1945   1944   1945
	Рассматривая ханные таблицы № 2, мож-
HO представить себе, как война повлияла на
развитие способов взрывания мин, какую
остроту приобрело наращивание их после
1941 года, особенно в области неконтакт-
ных мин, сколько уловок и ухишрений при-
меняли воюющие стороны, чтобы еще боль-
ше обострить напряженность минной  0б-
станевки‘ на морских театрах войны.

Приведенные в таблице данные, за не-
большим исключением, рассказывают 0 ‹0-
	стоянии главным образом германского мин-
	ного оружия на первый день войны на 3а-
паде (1 сентября 1939 года) и на первый
день войны против CCCP (22 июня 1941 го-

да). —
Эта таблица © достаточной убедитель-
	ностью подтверждает, что, несмотря на го-
	ловокружительные успехи первых лет ми-
ровой войны, начиная © 1942 года, про-
тиРник вынужден был спепгно готовить и
бросать в bol целую серию новых средетв
борьбы.

В течение войны наша печать инфории-
ровала читателя 0 состоянии минного в0-
оружения воюющих государетв. №0е-9т0 из
опубликованного требует Уючневий: обу-
		ными минами, происшедшие к концу вой-
ны. Если, как говорилось выше, автоном-
ных неконтактных мин в течение первой
мировой войны было выставлено всего не-
сколько десятков, а HA неконтактных уп-
равляемых минах погибла только одна под-
‘волная лодка «08-116», то в течение
1939—1945 гг. неконтактных мин (кроме
управляемых @ берега) только германским
флотом в водах западных театров войны
было выставлено около 17 прол. всех Mud
заграждения. При этом необходимо учи-
тывать, что количество выставленных нем-
цами в этих водах ман более чем в четыре
раза превышает количество млн, выстав-
ленных в 1914—1918 тг. п составляет
	несколько десятков тысяч.
	Севастополь, На водной станции Черноморского флота. Яхты перед ‘началом гонок.
		Спортивное лето
в Заполярье.
	Первая послевоенная весна в далеком 33-
пелярье. Все чаще над голубой морской во-
дой появляются белоснежные паруса кора-
бельных шлюпок. Впереди спортивное лето.
Скоро водная гладь Кольского залива, Ба-
ренцова моря, спортивные площадки станут
ареной состязаний в силе, ловкости, бы-
строте и выносливости.

Подготовка к летнему спортивному сезону
проводится повсеместно. Оборудуются места
для соревнований, укомплектовываютея ко-
рабельные спортивные команды по футболу,
ручным играм, перетятиванию каната, го-
родкам, выявляются сильнейшие шлюпоч-
ные команды.

Открытием летнего спортивного сезона
на Севере можно считать только середину
июня. В этот” дены ‘состоятся спортивные
соревнования, военизиреванная эстафета
между командами кораблей. Будут проведе-
ны блиц-турнир футболистов, волейботи-
стов, баскетболистов, состязания по’ пере
тягиванию каната, выступят гимнасты. За-
веригится праздник гребно-парусными гон-
вами.

В течение всего лета будут проходить
товарищеские и календарные встречи меж-
ду корабельными спортеменами и командами
соединений и частей флота по отдельным
видам спорта.

В 1945 году спортемены Н-ского соеди-
нения заняли первое место на флоте по
перетягиванию каната и выиграли первен-
ство по шлюпкам. Шлюпка лидера Н.
и основной ‘состав’ команды по перетягив&-
нию каната принимали участие во всефлот-
ских соревнованиях в Москве. Четыре
шлюпки Н-ского подразделения эскадрен-
ных миноносцев защищали спортивную
честь Северного флота на У всефлотских
шлюпочных: гонвах в Севастополе.

Основным массовым мероприятием пред-
стоящего сезона явится сдача нормативов
по требле на шлюпке на 10` кабельтовых,
бегу в повседневной ‘форме на дистан-
цию 1000 метров’ (молодые краснофлотцы)
и 3000 метров (старослужащие).

Служба на флоте (особенно на Северном)
требует от военного моряка большой вынос-
тивости, крепкой закалки, Не балует чело-
века природа Крайнего Севера, суровое Ба-
ренцово море. Здёеь и зима длится долго, и
ветры сильные, и штормы частые. Надо
пуеть крепкие, натренированные мускулы и
отличное здоровье. Поэтому на физическую
закалку моряка обращается большое вни-
Manne. т

М5рокие виды спорта, и в первую очередь
гребно-парусный, помогают воспитывать
крепких, выносливых,  закаленных. войнов,
обладающих точным морским глазом, наблю-
дателвностью, быстрой ориентировкой в лю-
бой обстановке:

Шлюпка была неизменным спутником
моряков в смелых десантных операциях,
На шлюпвах морские пехотинцы отправля-
	лис в глубокий тыл врага. Наши северо-
	морские разведчики умело использовали
шлюнку, чтобы незамеченными высадиться
на берег, занятый противником, и добыть
ценные сведения. В этом году основное вни-
мание будет уделено развитию гребно-па-
русного спорта — основного вида морской
подготовки.

Североморцы своими силами отремонти-
ровали и привели в порядок все корабельные
	шлюпки. В конце апреля были проведены
	первые в этом году шалюпочные гонки на
	первенство  Н-свого соединения, Лучшие
	результаты по гребле на 10  кабельто-
вых -—9 минут 57 секунд — показала
	шлюпва эскадренного миноносца «Разум-
ный». На две секунды позже финишировала
шлюнка Враснознаменного лидера Н. .

Гонки под парусами проводились на
30 кабельтовых, Они были ‘усложнены
слабым ветром и потребовали от моряков
большого искусетва. Лучше всех прошла
	дистанцию, включая полную петлю. шлюп-
	ка линейного корабля, «Архангельск».
Время победителей -—1 чае 35 минут
17 секунд, Затем гонки были повторены
по той же программе. И снова первые
	Места по гребле и парусу заняла та же
	ШлЮНВа.

Сейчас шлюпочные команды кораблей
Н-ского соединения усиленно готовятся
к соревнованиям на первенство своего. со-
единения и на пеовенство Северного флота.
В программе гонок—гребные соревнования
на 10 кабельтовых с пересадкой; крейсер-
ские гонки на дистанцию не менее 30
миль © лавировкой: гонки без рулей
с пересадкой на 40 кабельтовых с включе-
ннем двух поворотов и одной восъмерки;
тонки с пересадкой рулевых на 40 кабель-
товых. В комплексную гонку на 40 кабель-
товых включены: требля, парус, высадка
десантной группы, преодоление вплавь 25-
метрового водного рубежа, метание гранат
в. окоп (6`30 метров}, -колка чучёл, возвра-
щение вплавь на шлюпку и финиш на вес-
wax.

`В соревнованиях 1945 тола_ шлюпка
Краснознаменного лидера Н. заняла
абсолютное первенство ‘Северного флота,
участвовала во’ всефлотских шлюпочных
гонках в День Военно-Морского Флота
в Москве и в ПУ всефлотеких тонках
в Севастололе. Состав команды: командир
		‘старшина шлюпки — мичман Степаненко
н гребцы -— бывалые, опытные морякм.
	греоцы -—— сывалые, опытные моряки.
Они любят море, морской спорт, отлично
ходят на веслах и под парусами, тренировки
проходят в любую погоду, будь то шторм
или штиль. Благодаря этому гребцы по-
стоянно находятся в отличной спортивной
форме. Спортемены сочетают знание мор-
ского дела с хорошей работой в. своих за-
	зедыраниях и на боевых постах. Многие
	ино них — отличники боевой и полигиче-
ской подготовки, как, например, маши:
нист-турбинист Филиппов, = старина
2 статьи Фарутин и другне.

Шлюпка эскадренного миноносца «Ра-
зумный»-— чемпион соединения и Северно-
	го флота по гребле, участница [У всефлот-
	ских гонок. В ее составе—командир шлюп-
ки старший лейтенант ФЛифииц, crap-
шина WAWNKH —~ таршина 2 статьи
Липовцев, гребцы — старпгины 2’ статьи
Павлов, Огарков. Ломаев, Баринов, старшие
краснофлотцы Молин, Васаткин и красно-
флотец Демченко.

Шлопка линейного корабля «Архан-
гельск» — чемпион флота по крейсерским
гонкам на дистанцию 30 миль, a 8 STON
году — лучшая. на флоте по ходьбе под
парусами.

Старший лейтенант А. МЕНЬШЕНИН.

Северный флот.
	й
x
	Интересно также отметить, что крупней-
	шие флоты — американский, английский,
	германский, японский и некоторые другие—
не отказалиеь от. управляемых с. берега не-
контактных мин, но придали им некоторые
новые боэвые качества, сделав их надеж-
ным средством обороны баз, портов, канз-
лов Узкостей п доугих прибрежных 0б’ек-
	` Новые боевые качества состояли в том,
что уже не наблюдательные. тиюты подавали
на береговую станцию сигналы о нахожде-
кии кораблей в районе заграждения, а самп
мины. соответствующим кодом оповещали
станцию о появлении об’екта взрыва, Де-
журный оператор станции, сообразуясь с.0б-
становкой, должен был решить. — прово-
дить заграждения в отавное лля кораблей
бобвое положение пли нет. После подачи
соответствующего импульса взрывалась од-
на или целая секция мин, но не от электря-
ческого тока CO станции, & замыкателем,
приведенным в боевое. состояние. Он соот-
вотетвенно” реагировал па одно из физиче-
ских полей корабля — матнитное, акуети-
	ческое или какоэ-Либо иное.
	_В этой групце неконтавтного оружня про-
изошли настолько существенные изменения,
что в сочетании © возросшей техникой 0б-
наружения кораблей, определения их пе-
лонгов ‘и курсовых углов мина из средства
ограниченного применения превратилась в
действенную Часть морских инженерных
средств обороны, Германский и японский
флоты усиленно использовали неконтакт-
ные управляемые мины, о чем свидетель-
ствует больное число таких минных 3а-
граждений;, обнаруженных войсками ©0ю3-
ников в оккупированных портах и базах.

За этот же период произошли радикаль-
ные изменения в способах взрывания мин.
		Выставлено неконтакт-  ,
НЫХ МИН о 2 4,6
	юбонытна одна деталь: если с 1939—
1940 гг. неконтактное минное оружие в ка-
кой-т0 мере использовалось немцами, 10 в
год нападения на СССР постановки‘ этого
рода мин на западном театре совершенно
прекратились. Очевидно, те небольшие за-=
пасы неконтактных мин, которыми: раепо-
	Лагал к этому времени флот противника,

были направлены протиз наших флотов.

Возвращаясь к содержанию таблиц №№ 1
и 2, необходимо оставовиться на характе:
ристике наиболее распространенных в
течение второй мировой войны способов
взрывания; готорые внесли заметные! изме:
нения в тактику использования минного
оружия. я

По группе контактных спобобов взрыва-
ния это относится к ударно-электрическо-
му, представленному в системе германского
минного оружия миной ЕМС П, вооружен-
Ной плавающей антенной, поддерживаемой
специальными поплавками. Самый ‘принцип
действия тажой мины мало чем отличен от
‘обычной антенной мины. Новым является
осуществление тактического приема, на-
правленното на борьбу < надводными ко-
раблями и особенно тральщиками.

Второй контактный способ, также введен-
ный немцами, — ударно-натяжной — пред-
ставлен поплавковой ловупкой. дн отличея
or известног-в 1939 году ударно-электри-
ческого способа тем, что вынесен ‘тажаке-на
поверхность воды. Для этой цели ударно-
электрическим замыкателям придан. линь
или трос. Поддержанный специальными. по-
плавками, он плавает на поверхности моря,
создавая опасность для. мелкосилящих ко-
раблей, особенно в темное время суток.

Бурно пропеходило наращивание новых
способов взрывания в группе неонтактных
мин. Это вызывалось совершенствованием
тральных средетв и улучшением ©епособов
индивидуальной защиты от мин. В 1941 го-
ду появились акустические способы взрыва-

‘ния. Восстановление этого способа взрывз-
ния мин, известного еще в. 1917—1919 rr.,  .
‘когда он был обнародован англичанами,
явилось результатом изыскания средств, к
‚противодействию которым прогивник не был
достаточно подготовлен. В этому временя
схемы немцев и схемы их противников не
составляли уже тайны, и ©1060бы борьбы
с ними. были достаточно надежны,

В последующие годы войны акустиче-
ский способ взрывания послужил оенова-
‘нием для отработки целой серии новых спо-
собов, в которые акустический способ вхо-
лил ‘не единственным; & в сочетамии © дру-
гими (магнитным, индукционным, гидроди-
намическим и’ пр.);

Если чисто акустический способ взрыва-
вия представлял собой систему прямого в0<-
приятия приемником шумов, излучаемых ко-
раблем или тралом, и подключения источ-
ников питания к боевой запальной цепи, то
комбинация нескольких ©пособов позволя-
12 сочетать новые методы‘ увеличения про-
тивотральной стойкости мины и повышен-
ные боевые свойства. Все это делало мину
еще болев советиценной с тактической точки
зрения. Становилось значительно сложнее

em 8m we oe hs Cl le. or re
	—,   160   100   seo   5,4
		бороться с минной опасностью наличными
тральными средетвами и оберегать корабли
OT опасности полрывов. Этим самым лик-
видировалось самое отрицательное свойство
чисто акустических схем, которые в силу
закона о распространении звука в воде унич-
тожались сравнительно простыми срелетва-
ми и на расстояниях, безопасных для ко-
раблей или других средств, производящих
эту операцию.

Создание комбинированных способов
взрывания на основе акустического — не
единственный путь, по которому шло раз-
витие неконтактного. ©п0с0ба взрыва. Тот
же чисто акустический еп0с0б ® концу-вой-
ны нашел новое оформление в виде’ схем,
настроенных на восприятие определенного.
участка из всего спектра звуковых частот
корабля, в виде многоканальных схем или
схем, срабатывающих на нескольких сту-
пенях интенсивности звука, и многих дру-
rey.
	Таким образом известный ранее акусти-
ческий ©10с0б взрывания мин в течение.
войны пережил несколько степеней модер-
низации и усовершенствования, заняв з
конце ее очень прочное место в ‘арсенале
нинного: оружия.

Второй, не менее технически саожный
с1юсоб. взрывания мин, выработанный вой-
ной, — гидродинамический, Он основан нэ
восприятии приемными устройствами 3а-
мыкателя изменений давления водяного =
столба, происходящих в зоне движущегося
корабля. Этот способ взрывания в сочета-
нии © другими, ранее известными. —магнит-
ным, индукционным или акустическим, —
создавал боевые схемы, для траления’ ко-
торых требовались совертенно новые принг ^
ЦИПЫ,

Если учесть, что большинство новейших
способов взрывания мин нашло примено-
ние и в управляемых минах, то картина из-
менений, происшедигих в течение второй ми-
ровой войны B минном оружии, будет. вы-
глядеть почти законченной.

Подводя итоги сказанному выше, ‘eat °
ходимо отметить следующее;

Вторая мировая война сыграла врупней-
шую роль в развитии снособов вызова взры-
ва и взрывания мин.

Вторая мировая война создала обо
миннюго оружия, борьба с которыми потре-.
бовала серьезных усилий, направленных.
если не ‘на опережение в технической 0с-
нашенности средств борьбы с минной: опас-
HOCThH, TO во веяком случае на сохране-
ние некоторого равновесия между wea0d И
ралом.
	Бторая мировая война не только’ не
исключила мину из активных средств борьбы
на море, но, как и в прежние войны, уси-
ленно развивала активные качества этого
оружия. Втбрая мировая война, несмотря
на значительно возросшие маспитабы и тем-
пы использования ‘мин, подтвердила их роль

в затруднении условий мореплавания; в со-
здании. тяжелых, хотя и не непреодолимых
режимов на море.
	Таблица № 1.
Покразделение мин пб способу вызова взрыва —= взрывания
	Первая мировая война
(1914-1918 rr.)
	1, Гальваноударные

2. Ударно-механические
3. Ударно-гпидростатические
4. Ударно-гидравлические
	5. Электролитическая (антенная)
	1. Электрические (управляемые
с берега, подрываются током)

2. Магнитные

3. Электромагнитные

-4, Индукционные.

5. Акустические
	6. Электроударные (контрольно-са-
	модействующие, управляемые)
	По сиособу взрывания
	` Вторая мировая война
(1939—1945 гг.)
	1: Гальваноударные ^

2. Ударно-механические

3. Ударно-электрические

4. Электромеханические  (механичес!
антенна)

5. Электролитические (антенна)

6, Ударйо-электролитическая
(плавающая: антенна)

7. Натяжная (поплавковая’ ловушка).

8. Дистанционная (плавающий фугаб)
	1. Электрические (управляемые с
та, подрываются током)

2. Магнитные

3. Индукционные

4. Акустические

5, Электроударные (управляемые,

льно-самодействующие)

6. О а (yay
мые

7. И (yar
мые

Я. Гияоодинамические
	мые)
8. Гидродинамические
9. Магнитно-акустические
10. Индукционно-акустические
И. Акустико-индукционные
12. Магнитно-гидродинамические
13. Индукционно-гидродинамические
[4. Акустические-многоканальные
15. Магнитные-многоступенчатые,
	ния. В этом превосходстве мины надо тра-
лом видна Та роль, которую сыграло по-
	стоянное изменение способов взрывания мин
и совершенетвование средств, увеличиваю-
щих противотральную стойкость мин.
Стонло появиться магнитному замыкателю
типа немецкого М-1 (одностороннего дейст-
вия), как найден был простейший трал, по-
ле которого уничтожало такие мины на пер-
вых же галеах. Тогда был введен замыка-
тель, для взрыва которото требовалось воз-
действие магнитного поля определенной на
пряженности в течение какого-то обуслов-
лонного‘ механизмами срока; Когда траль-
щики и злесь нашли нужное средетво борь-
	Открытие водной станции
	ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 11 июня. (По
телеграфу от норр. «Красного Флота»).
торжественной обстановке состоялось не-
давно открытие водной станции ‘офицереко-
го клуба главной базы `ТОФ а.  -

10 часов утра. Трибуны водной станции
заполняются зрителями. По заливу катера
буксируют на старт десятки шлюпок.

Вице-адмирал. Фролов обращается К
спортеменам с приветственным словом. Ов
говорит © значении водного спорта для
боевой подготовки моряков, призывает тихо-
окоанцев неустанно повышать свое спортив-
ное мастеретво.
	На старте выстроилась 51 шлюпка —
барказы, шестерки, четверки. Начались от-
крытые. комбинированные. гребно-парусные
гояки;. Гребцам ‚предстояло: пройти -40, 54+
бельтовых, из них две дистанции по 10 ка-
бельтовых (старт и финиш) на веслах и
20 кабельтовых под парусами в пределах
параллелограмма, образованного четырьмя
брандвахтами., Старт давался раздельно —
с интервалами в 5. минут,

С брандвахты взлетает предупредитель-
ная белая ракета, через минуту ее сменяет
красная. Старт дружно принимают. семь
барказов. Два из них сразу взяля нужный
темп и вырвались вперед.

(етрая борьба’ развертывается у бранд-
вахты № 3. Командир одното из барказов,
надеясь выиграть ветер, который колеблет-
ся между двумя й тремя баллами, ухолит
дальше других, чтобы, наполнив паруса, ра-
зом сделать петлю и обогнать своих сопер-
ников Маневр не дает ожидаемого резуль-
	тата, И чарказ лодьв9, Patt роза,

Одновременно финишируют шлюпки кад-
питан-лейтенантов Лозовича п  Зоммер-
фельда. Судейская коллегия во главе с ка-
питаном 1 ранга Берестецким фиксирует
время. Подходят все новые и новые шаюп-
ки. Вскоре судейская коллегия об’являет
результаты гонок. Первое место присуж-
дено  требцам шестерки  эскадренного
Munonocua Н.. показавшей результат
		зов победителями вышли спортомены шко-
лы связи учебного отряда. Их время —
1 чае 31 мин. 18 сек. Среди четверок пер-
вонство завоевала шлюпка учебного отря-
	да, прошедшая дистанцию за 1 час 08 мин,
	41 сек.

После гребно-парусных гонок собтоялось
Массовое катание на шверботах и шлюпках,
соревнования борцов, волейболистов, 6a-
скетболистов. боксеров. штангиетов.
	№ сожалению, и на этот. раз

имели место
	факты, характеризующие морское бескуль-
турье отдельных командиров шлюпок, Су-
дейской комиссией и наблюдателями на
брантвахтах зарегистрировано шесть столк-
новений шлюпок, восемнадцать случаев на-
вала на брандвахты. При постановке ранго-
ута отдельные гребцы становились ногами
на банки. После прибытия некоторых бар-
казов к финишу можно было наблюдать
краснофлотцев, которые курили, сидя. на
бортах,

Следует упомянуть, что по. вине судовер-
фи технического отдела, не подготовивше-
го в сроЕ гребные суда, гонки на байдарках
не состоялись.
	ЗВЕЗДНЫЙ ШЛЮПОЧНЫЙ ПОХОД
	1Илюпка балтийцев на Ладоге :
ЛЕНИНГРАД, 11 июня. (По телефону от   Москву. Сегодня в. полдень она под парусом
корр. «Красного Флота»). Шлюпка балтий-   ‘миновала Петрокрепость и вышла из Невы
es успешно продолжает свой путь в‘ в Ладожское озеро,
	Даже такое привлиженное подразделение
мин по способам вызова взрыва и варывз-
ния наглядно иллюстрирует те качествен+
ные изменения, которые произошли в мин-
ном оружии за 27 лет (1918—1945 гг.),

С самого начала второй мировой войны
обнаружился громадный разрыз между по-
вышением качества минного оружия и
средствами защиты от мин кораблей, а таз-
же способами обнаружения и борьбы с мин-
ной опасностью.

Анализируя материалы войны, можно ут-
вердительно сказать, что до самых послел-
них дней в’ елиноборстве мины ‘ий трала ми-
на оставалась поболительницей, ‘BHLIBUTAT
все новые и новые препятствия для тралез