КРАСНЫЙ ФЛОТ 13 июня 1946 г., четверг, Ne 126 (2319)
3 И % : - - > = М

_`Указ_ Президиума ‚Верховного „Совета СССР
	Красного Знамени
	ого деятеля искусств РОФЕР
одевой орденом Трудового .
	женного деятеля искусств PCOCP Остро.
На Анну Петровну орденом
рудового Красного Знамени.

ховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	Верховного Совета СССР “AY ГОРКИН,
	МНР ПУ ПП:   О награждении Заслуженн
	А. П. Остроумовой-Леб
	В ноябре 1942 года тральщику Н., пед-   *
шему под проводкой ледокола «Ленин» из
Архангельска в другой порт, пришлось пере- бразительного пскусбтва, в связи
сечь бассейн Белого моря по мериднану ©   тием co дня рождения, наградит
юга на север в сплошном льду толщино0 Председатель През
10—15 сантиметров. Ветер в течение пе- Cex и

= Е ретарь П!
рехода был устойчивый, юго-западного на-
правления, силой от 4 до 6 баллов, Плава- Москва, Кремль. 12 июня 1946
ние совершалось вне видимости берегов.

За выдающиеся заслуги в обл

На корабле исправно работали эхолот мар- :
ки «Хьюз». магнитный ‘комизс, лот Томсо- Указ, Президиум
на. Лонный лаг отсутетвовал, радиопелен- ый ия .
тгатор был неисправен. ОС награждении академи
Штурманская вахта была организована > орденом Ty

следующим образом; через каждые 5 минут ат, +
записывались истинные . курсы корабля, За большие заслуги в области
определялаеь и записывалась глубина. Оп-   ипи, в связи с пятидесятилетием
ределялась ее корабля no секундо-   рождония, натрадить академика
меру ‘и ‘по оборотам. машин, После - этого

курсы и’ скорости складывались между со- Председатель През
бою, и раесчитывались их средние значения Секретарь П!
ga кажлые полчаса или чае. Средние зна- Москва; Кремль. 12 июня 1946
чения курса и скорости записывались в. на-

вигационный журнал, а таблица записи и

расчетов сохранялась до конца плавания, У п
Кроме этого велась калька, на которую на- каз резидиум

носились курсы через каждые 5 минут е

отметкой измеренных глубин. Сличение про- 0 награждении орденами

кладки по карте с прокладкой по кальке ум

п нахождение счислимого места по глуби- сержантекого И ряд!

нам давало возможность при одновремен- 7
Продолзжкение. Начало cm. «Kpack

ном учете течения установить дрейф ко-
рабля вместе со льдом в данном районе. ММ 114, 115, 116, 117, 118, 115,
Г. y 192 1098 198. 127. 198 a
	Такой метод работы штурмана был весь-
ма напряженным, но оправдал себя. Так,
например, после определения места по бере-
говым предметам была установлена невяз-
ка в 2,7 мили при общем плавании около
120 миль. Плавание длилось 72 часа, было
произведено 340 изменений курсов и около
460 измерений скорости по секундомеру.

Кроме того, велось непрерывное наблю-
дение за поведением корабля в зависимости
от изменения балльности льда, направления
и силы ветра. Для этого через каждые
10 минут производились записи измерений
скорости и направления ветра, количества
льда в баллах, его толщины и возраста,

Для определения скорости дрейфа кораб-
ля, направления его движения штурманская
вахта была организована следующим обра-
зом. Через каждые полчаса производились
записи в таблицу, состоящую из граф: «мо-
мент по часам», «курс корабля», «скорость
		ОРДЕНОМ СЛАВЫ 1 СТЕПЕНИ
	526. Младшего‘ сержанта Сиянина Бла-
димира Ивановича.

527. Старшего сержанта Симакова Ива-
на Михайловича.

528. Сержанта Симаньно Василия Ce-
меновича.

529. Гвардии старшего cepmanta Симо-
нова Алексея Иосифовича.

530. Гвардии младшего сержанта Сит-
нинова Николая Григорьевича.
	т а ДАСТ в; Е доровича.

были вынесены. ‘ЛЬДОМ быстрее, чем корабли
меньшего тоннажа и с меньшей парусно- nob. Cepanra Conoaesa Hanozas Пот-
	542. Младшего сержанта Соломос Спл-
ридона Дмитриевича.

543; Гвардии сержанта Copona Алексан-
дра Семеновича.

544. Гвардии ефрейтора ’ Сотникова
Михаила Васильевича.

545. Младшего сержанта  Сотнинова
Сергея Трифоновича. С

546. Гвардия старшего ‘сержанта Coy-
стина Виктора Алексеевича.

547. Cepaanta Спицына ” `Алексавлра
Ивановича.

548. Гвардии  старшиану ‘Ставниченко
Григовия Илларионовича.

549. Гвардии ефрейтора Старикова Иг-
ната Михайловича. ‘

550. Сержанта Стародумова Петра Геор-
тиевича.

551. Сержанта Степанова: Илларнона
Петровича. .

552. Гварлии старшину Степанчикова
	СТЬЮ.

Этот дрейф определен как отношение рас-
стояния между очислимым и обеврвованным
местом ко времени, затраченному на mepe-
ход от пачальной к конечной обсервован-
ной точке, так как корабль не имел с0б-
ственного движения от работы главных мз-
шин, находился под воздействием, с одной
стороны, течения, с другой — ветра и
льда. В дальнейшем учет этого дрейфа для
данного корабля, в зависимости от силы,
направления ветра и течения, дал хоро-
шие результаты в точности счисления
пути.

Сейчас, в мирных условиях, необходима
либо организация специальных штурман-
ских похолов, либо посылка штурманов на
транспорты, совершающие арктические пе-
реходы.

ри;
др:
Ми
Ce]
ст,
Ив
Гр
Ha’

THK
	Капитан 3 ранга
	Воздушная корректировка   Особенности счисления пу
артиллерийского огня о При плавании во льдах
	’ (Самолет-корректировщик во время войны
	стал эффективным средством. способствую-
щим наиболее точному поражению закры-
тых, ненаблюдаемых целей (батареи, шта-
бы, склады, скопления войск). Корректиро-
вание огня артиллерии с помощью самолетов
значительно упрощает организацию и по-
зышает эффективность`огня кораблей флота
и батарей по закрытым точечным целям.
	‚ Приведем пример: на северном участке
фронта в целях блокады полуостровов Ры-
бачий и Средний противник еконнентриро-
вал на коротком участке фронта до 18 ба-
тарей. Снабжение войск, находившихся на
полуостровах в условиях круглого полярно-
то дня, было почти невозможно из-за про-
тиводействия авиации. Противник ycTaHo-
вил в районе. мыза Могильный две 105-мм
батареи, которые блокировали ‘Мотовокий
залив. Одновременно немцы установили две
210-мм дальнобойные батареи в районе озер
Усто-Ярви п Суормуе-Ярви за хребтом Му-
ета-Тунтури для воздействия по основным
позициям наших батарей и аэродрому.
	Сотни снарядов, выпущенных нашей ap-
тиллерией по основным батареям, не приве-
ли к положительным результатам из-за от-
сутствия точной корректировки. Тогда Е
операциям по уничтожению батарей против-
лика были привлечены самолеты. После
пзунения целей и договоренности е офице-
рами-артиллеристами летчики. приступила
Е выполнению задания. Одновременными
действиями двух батарей, огонь которых
корректировался с воздуха, была полностью
уничтожена 105-мм батарея противника в
районе м. Могильный и пристреляна вся
окружающая местность. Противник не мог
больше ставить в этом районе свои бата-
реи. ‘Тем самым была успешно решена за-
хача снятия блокады с коммуникаций Мо-
товского залива.
	Мне как летчику, корректировавшему
артиллерийский огонь в этой операции, хо-
чется заметить, что выполнение задачи по-
требовало исключительной слаженности,
взаимного понимания и договоренности эки-
пажа самолета с артиллеристами. Пришлось
вылетать дважды: первый раз — для при-
стрелки, второй — для контрольной стрель-
бы. Только носле этого батареи приступили
в уничтожению цели. Оба вылета сопровож-
далиюь воздушным боем с истребителями
врага.
	Ряд воздушных корректировок, проведен-
ных автором этой статьи, убеждает в высо-
кой эффективности применения самолета
при стрельбе по сухопутным целям. 00
этом свидетельствуют огневые налеты ар-
тиллерии, закончивииеся уничтожением
крупных складов, штаба немецкой группы
«Мог4». лальнобойной батареи 210-мм и др.
	`Борректировка стрельбы по сухопутным
целям — только часть работы, возлагаемой
Ha самолет-корректировщик. Основное же
его применение на флотах — обеспечение
	ЧЕРНОМОРСЬИИ ФЛОТ, 12 июня. (0т
корр. «Красного Флота»). Август Петрович
Тууль двадцать ле? назад начал службу
краснофлотцем. Затем плавал боцманом, был
командиром катера. Во время Великой Отече-
ственной войны торпедные катера под
командованием капитана 3 ранга Тууль со-
вершали дерзкие налеты на порты, занятые
противником, участвовали в поддержке
Новороссийского и керченского десантов.
	_ Вюгда готовился разгром крымекой груп-
пировки немцев, торпедные катера капита-
на 2 ранга Проценко весной 1944 года co-
вершили беспримерный переход из Геленд-
жика в Скадовск. Первую группу вел т. Про-
	ценко, вторую — т. Тууль. Из Скадовека
катера совершали походы под Севастополь,
занятый тогда врагом, перехватывали немец-
кие конвои и наносили по ним меткие уда-
ры. Только в ночь на 9 мая 1944 года mpyn-
	Плавание кораблей во льдах отличается
от плавания по чистой воде. и зависит от
наличия, протяженности HW характера мас-
сы льда, направления и силы ветра, при-
ливо-отливных течений и метеорологиче-
ских особенностей архтических районов.

Корабль, попадая в ледовое поле, теряет
свободу маневрирования. В завиеиймоети от
толщины льда, его характера (плотности
или давности), от прочности корпуса и
приспособленности для плавания в0 льдах
корабль вынужден двигаться не по желае-
мому направлению, а выбирать возможные
путин движения. Корабль нуждается как бы
в увеличении площади обзора района пла»
вания. Поэтому плавание во льду всегда
требует наблюдения с воздуха. Этим и
об’ясняется стремление иметь самолеты на
лелоколах и кораблях ледокольного типа.
	ИНытаяеь® итти строго по намеченному
курсу, иногда приходится тратить во много
раз больше времени и топлива, чем при
движении к цели обходными курсами. Иног-
да корабль попадает во власть льда и вы-
нужден долгое время дрейфовать.

Toatomy задача штурманов кораблей со-
стоит в систематическом, глубоком и еже-
часном изучении районов плавания, именно
с точки зрения их ледового режима, с тем
чтобы перед выходем была сделана прелва-
рительная прокладка: обеспечивающая воз-
можно меньшую затрату времени на пеэз-
хол.
	артиллерийского огня кораблей и береговых
батарей по морским пелям. Требуются само-
леты, снабженные современным навигаци-
онным и радионавигационным оборудова-
нием.

Мне кажется, лучшим способом целеука-
зания в случае залымления цели будет
следующий. Корректировщик передает на
батарею необходимые данные 0 харак-
тере, курсе, ходе цели и предупреждает
батарею: «Иду на ‹целеуказание». 3a-
тем он выходит приблизительно на траверз
цели и, оставляя дымовую завесу между
целью и самолетом, сбрасывает сразу две
бомбы. Отклонения разрывов. своих бомб от
цели летчик передает на батареи, как обыч-
ную корректуру снарядов
	Получив от самолета сигнал: «Иду на де-
леуказание», на батарее устанавливают на-
блюдение за самолетом в дальномер, и, как
только бомбы сброшены, дальномерщик сни-
мает дистанцию и пеленг до’ веплесков.
Управляющий огнем, получив данные, на-
носит цель на огневой планшет и расочиты-
вает исхолные ханные для первого залпа.
	Следует признать, что сейчас, в условиях
боевой подготовки, опыт воздушных коррек-
тировшиков в Великой Отечественной войне
изучается недостаточно.

Опыт войны показал, что для корревти-
ровочно-разведывательной авиации должны
	Двадцать лет
на торпедных катерах
	птим обзором. надежной радиостанцией, со-  жим в значительной степени затрудняет и направление течения», «скорость и на-
	` правление ветра», «количество льда в бал-
лах», «глубина места»; в трафе «примеча-
ние» записывались данные о видимости,
сжатиях корабля, толщина льда, его харак-
тер ит. п.

Корабли по истечении пяти суток были
вынесены в северную часть Белого моря.
Расчет показал, что средн^часовой дрейф
корабля вместе со льдом оказалея равным
0,5—0,6 узла. При этом корабли большого
‘тоннажа п имеющие большую паруеность
	le TB

временными оптическими прицелами и при-  учет приливо-отливных течений. Движе-
	борами.

Хочется отметить, что все. проводившиеся
на флоте боевые и тренировочные стрельбы
кораблей и береговой обороны с самолетом-
корректировщиком встречаются артиллери-
стами с огромным ‘интересом.

Было бы интересно, чтобы офицеры кор-
ректировочных подразделений поделились
боевым опытом, накопленным в годы Вели-
кой Отечественной войны _
	Старший лейтенант
С. БОНДАРЕНКО. -
	ние корабля будет зависеть от некоторого
суммарного влияния — дрейфа льда и ветра
и приливо-отливных течений, изменяю-
щихся в свою очередь по величине и на-
правлению в зависимости от часа прилива
(отлива), рельефа грунта и т. п.

Плавание корабля значительно  ослож-
няется ухудшением видимости (осадки,
снежные заряды, туманы). Появление ту-
манов, как правило, происходит над боль-
шими полыньями чиетой воды. Все вместе
взятое создает значительную трудность в
счисления пути корабля.

Штурману, ведущему  счисление пути
корабля, надо знать, что в зависимости от
характера ледяного поля скорость корабля
значительно изменяется, даже при неиз-
	менном режиме работ главных машин. По-
этому определение пройденного расстояния
по оборотам мапгин, характерным для данной
	скорости. затруднительно. Имеется другой
способ. Он сводится к. определению про-
межутка времени по секундомеру, за кото-
рый корабль. проходит расстоянйе, равное
своей длине относительно некоторого пред-
мета, находящегося вблизи корафля или
специально сбрасываемого с борта. По этому
промежутку времени по специально со-
ставленной таблице и определяется скорость
корабля.

Что необходимо предпринимать штурма-
ну для получения надежного места ко-
рабля?
	Председатель Президиума Верховного Совета
			Указ ‚Президиума. Верховного Copeta CCCP
	Теренина
	енина Александра Николаевича
› Красного Знамени
	Александра Николаевича орденом Трудового
Красного Знамени.
	Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
	Верховного Совета СССР А, ГОРКИН,
	Указ Президиума Верховного Совета СССР
	0 награждении орденами и медалями СССР генералов, орищерского,
сержантекого и рядового состава вооруженных сил CCCP
		559, Сержанта Сучкова Василия И!
	560. Красноармейца Сушкова Николая
	Свменовичя.
561. Твардии красноармейца Сущенко

Алексея Александровича.
562. Старшего сержанта  Сыпченко
Леонида Евтиховича.
563. Старшего сержанта Сычева Андрея

Трофимовича.
564. Старшего сержанта Сыщенно Ни-
колая Николаевича.
_565. Гвардни старшего сержанта Тагае-
ва Николая Борисовича.
566. Старшего сержанта Таранова Фео-

фана Федоровича. _ Е
	подбираться наиболее опытные эвипажи.
умеющие взаимодействовать с кораблями и
береговой артиллерией, ориентироваться и
оценивать сложившуюся обстановку на су-
ше и на море, производить аэрофоторазведку
и визуальную разведку артиллерийских пе-
лей. Корректировщик обязан уметь также
самостоятельно с воздуха управлять артил-
лерийским огнем береговых и полевых бата-
рей и отдельных кораблей. Нам кажется
совершенно необходимым совмещать учебу
корреклировочных эскадрилий < учебой раз-
ведывательных частей с уклоном на Cile-
пиальную подготовку по корректированию
артиллерийского огня.

Несколько слов о комплектовании корред*
тировочных подразделений. Для полноцен-
ного использования воздутных корректи-
ровщиков в операциях на море необходим
самолет маневренный, скоростной, с хоро-

Большое влияние на характер движения
во льдах оказывают сила и направление
ветра. В этом случае серьезную трудность
представляет учет дрейфа; подчас штурман
вынужден только фиксировать местополо-
жение и подправлять свои курсы, ссобра-
зуяеь с обстановкой.

Ветровой режим в одних местах создает
разряжение, в других — уплотнение льда.
При уплотнении льда корабль испытывает
ежзтие корпуса. Эти сжатия бывают на-
столько велики, ‘что могут повлечь за собой
серьезные аварии, если He предпринять
воответствующих мер предосторожности.
Ветровой режим в значительной степени
влияет на проводку. кораблей за ледоколом,
заставляет корабль двигаться вплотную за
ним, в противном елучае он рискует быть
сжатым движущимся льдом.

Действуя на массу льда, ветровой ре-
	531. Сержанта Снамутина Александра   567. Гвардии красноармейца Тарасенко

Федоровича. , Виктора Дмитриевича.
532. Старшину Скрементова Михаила 568. Гвардин старшего сержантз Тара.
Никифоровича. сюк Александра Петровича.

533. Красноармейца Скрипник Дмитрия  569. Твардии старшего сержанта Телю-
Евтихиевича. кова Василия Андреевича.
	570. Младшего сержанта  Темиргалеева
	Курбан
И `Старшину Теплякова Banana Ефи-
	мозича.
	534. Гвардии красноармейца бкрыпкина
Федора Михайловича,
535. Гвардии старшего сержанта Сла-
	стенникова Алексея Ивановича.

536. Гвардии младшего сержанта Сле-
пых Ивана Федоровича.

537. Гвардии ctapmero сержанта Соно-
лова Александра Федоровича:

538. Гвардии ефрейтора  Сонолова Ни-
колая Ивановича.

539. Старшего сержанта Солдатова Алек-
сея Ефимовича.

540. Старпеину Соловьева Григория Фе-
	I

Андрея Павловича. °   телия Николаевича.
553. Гвардии таршину Стрепенюк Сер-  589. Гвардии млалшего сер

гея Илларноновича. тюнькова Меркурия Ивановича,

554. Ефрейтора Струина Виктора Яков-  590. Гвардии сержанта. Уль;
левича, на Ивановича.

555. Гвардии статиего сержанта Суво- 591. Гвардии  старшину
роза Николая Федоровича. ‚  Джаненнбека Тлеуовича.

556. Твардии старшего сержаята бул-  592. Старшего сержанта Усл
танова Хатмулла Асылгарвевича. нита Ивановича.

‚ 557. Гвардии красноармейца Сухарева — 593. Красноармейца Ушаков
Наколая Ивановича. Дмитоиевича.

558. Гвардии старшего сержанта Сухо-
ловсного Василия Ильича, (Продолжение следует).

Летчики’ эскадрильи ^ связи
	Корабли Н-ского соединения в 105046.
В район боевых учений вужно доставить
свежие газеты и различные. указания 13
штаба. «ПО-2» набрал высоту и лег #8
курс. Обнаружив место стоянки кораблей,
летчик сделал круг и сбросил вымии.
Минуту спустя точно в этом же ме
ложится груз. Не совершая посадки,
самолет возвращается па базу. _

В штабе эекадрильи раздалея звоног:
в отдаленной базе тяжело заболела Kew
офицера, срочно нужна хирургическая
помощь. - Через некоторое время самолет
с хирургом ушел по назначению.

Но из только подобными перелетами: на-
полнены послевоенные будни эскадриль
связи. Здесь идет упорная учеба, совер
шенствование летного” мастерства, повы-
шение профессиональных знаний. Четыре
раза в неделю проводятся теоротические
занятия. Подполковник Черных, капитаны
Бандарь и Белов, майор Крохалев и друтив
опытные летчики перодают свой богатый
опыт молодым пилотам. Изучаются такти-
ческая подготовка лётного состава, мате
риальная Часть различных тинов машин,
разбираются наиболее поучительные 0пе-
рацин военно-воздушных сил наших и 2#-
рубежных флотов. С больпим  днтересои
	прошло изучение Бобруйской операции,
в которой принимали ‘участие летали
эскадрильи связи.

Вне зависимости от того, сколько pi
в неделю летчику приходилось лететь 10
заданию, один. день обязательно предиа-
значен для «полетов на себя». Tepunrll
поднимаются в воздух с закрытым KONI
ком, учатся ‘летать вслепую, по ‘приборах.

День в эскадрилье связи’ наполнен #а-
пряженной боевой учебой и трудом.
	Капитан Е. НКАМЕНЕЦКИЙ,
	Пройдут годы, появятся. десятки типов
новых совершенных самолетов связи, но
никогда не забудется маленький, шумный,
сдномоторный «П0-2». Его мы знали в до-
сеенные тоды. Но всеобщую любовь п
признательность он заслужил в дни вой-
ны. «П0-2» выполняли десятки самых
различных функций—от ночного бомбар-
дировщика до «летучего курьера».

..В. комнале _ личного. состава. висит
сделанный художником плакат, — нариео-
ван земной шар. Точкой значится на нем
Виев — там, где была первая!  вздотная
площадка отряда ныне авиационной
эскадрильи связи Краснознаменной ордена
Ушакова Днепровской флотилии. На’ пла-
кате наглядно изображена работа летчи-
ков эскадрильи.  Голько за последний тод
войны ‘самолёт. капитана Афанасия Бан-
деря, пролетел 70.100 километров. За ним
на плакате изображен самолет . лейтенанта
Нарышкина, налетавшего 69.500 кило-
метров, старшего лейтенанта Кравченко-—
66.600. Немного ниже художник обозна-
чил географические пункты, где приходи-
лось садиться в горячие дни войны связ-
ным самолетам, Таких пунклов — огромное
множество. В самых различных местах
фгонта приходилось летчикам советннать
	Капитану Бандарь в дни наступления
было дано задзние;: найти; штаб одной
армии, находившийся в движении в районе
Сарны. В месте, где’ предстояла посадка,
на многие видометры фасконулось. болото.
Но другого выхода не было. Летчик сделал
посалку и затем доставил пакет по па-
значению,

Свой’ последний путь лётчики закончи-
ли вместе с кораблями Днепровской фло-
тилии вдали ог Родины. Из войны эскад-
рилья связи вытила ‘обогащенная большим
опытом. Сейчас летчики-евязисты исполь-
зуют этот опыт_в боевой учебе. —
	(От корреспондента «Красного Флота»)
	572. Сержаята Терехова — Александра
Кузьмича.

573. Ефрейтора Титовского Романа Мит-
рофановича,

574. Старшину Ткаченко Владимира
Анхреевича. у
	575. Гвардии. сержанта Токарева Алек-
сея Павловича.

576. Сержанта Токарева Сергея Павло
вича.

577. Гвардии младшего сержанта, Толма-
чева Исая Даниловича.

578. Старшего сержанта Тонновид Йва-
на Сергезвича.

579. Гвардии старого сержанта , Торо-
пава Николая Сергеевича.

580. Гвардии красноармейца Торохтий
Фелора Ивановича.

581. Гвардии ефрейтора Третьякова Вл-
колая Спирилоновича.

582. Старшину Третьякова Якова Ада-
УСвича,

583. Гвардии старшего сержанта Труба-
vena Михаила Григорьевича.

. Сержанта Трубина Степана Ивано-

ome

585. Крабноармейца Тулицкого  Харито-
на Ивановича.

586. Старшего сержанта Тынкеза Васи-
лия Степановича,

587. Старшего сержанта Тютикова Л69-
нила Николаевича.

588. Гвардии старштаву Тютрюмова Аяа-
	па торпедных кэтеров под командованием
офицера Тууль потопила быстроходную бар-
жу, три большие сухогрузные баржи.

Рецина высоко оценила боевые заслуги
этого офицера. Он награжден двумя орденами
Красного Знамени, орденом Отечественной
войны [ степени, орденом Нахимова Ш сте-
пени и тремя медалями.

Двадцать лет служит на флоте инженер-
вапятан 3 ранга Алексей Константинович
Еремин. Он обеспечивает безаварийное пла-
вание торпедных катеров. Тов. Еремин про-
вел большую работу по подготовке торпед-
	ных катеров к новороссийской и керченской .

десантным операциям. В сложных условиях Летчики-гвардейцы изучают
он обеспечил ремонт материальной части на . .
маневренных базах. За двадцать лет службы   Летчики-гвардейны Н-ской части глубо-
из торпедных катерах А. К. Еремин воспитал Ко изучают Закон 9 пятилетнем плане вос-
немало отличных специалистов. Грудь его   Становления и развития народного хозяй-
украшают три ордена и несколько медалей.   ства СССР.

ey oe re esa ar ee re

‚ СТРОИТЕЛЕЙ
БЛЕЙ

градекий завод имени Марти, завод, где
директором тов. Сургучев, и многие другие.

В результате нового под’ема социалисти-
ческого соревнования ряд заводов преодолел
свое прежнее отставание. Так, например,
завод, где директором тов. Прибытков, в пер-
вом квартале не справлялся е плановыми
заданиями. Предмайское соревнование по-
зволило заводскому коллективу впервые
рапортовать о выполнении плана в апреле
на 104 проц. Сейчас завод уверенно наби-
рает темпы.

В этих успехах судостроителей ярко
проявилась животворная сила социалиети-
ческого соревнования. Она разбудила твор-
ческую энергию широких масс рабочих,
подняла их трудовую активность. На каж-
дом заводе растет число стахановцев, до-
бивающихея высоких показателей произ-
водительности труда. Ha ленинградеком
заводе имени Марти за последнез время вы-
двинулись десятки двухеотников и трехеот-
ников. Токарь Н. И. Беляев, который в те-
чение полугода систематически перевыпол-
няет задания, дает от 240 до 300 проп.
нормы. Лучший фрезеровщик цеха № 15
т. Аржанник также изо дня в день дает от
двух до трех норм в смену. Наряду с инди-
видуальными достижениями лучших. произ-
водственников, завод вправе гордиться за-
мечательными успехами целых бригад.
Примером действенноо и плодотворного
соревнования могут служить бригады сде-
сарей-оборшиков 16-го цеха т. Вейрах`и
т. Левейкес. Оба этих сотахановских коллек-
тива слесарей завоевывают все новые высо-
ты производительности. Вриг&ла т. Бей-
рах выполняет нормы до 280 проц. За
самоотверженный труд и точное соблюдение
условий соревнования обе бригады занесз-
ны в Книгу почета завода и награждены
почетными грамотами. Среди молодежи про-
славилась комеомольско-молодежная брига-
да Александрова, получившая Ha вечное
хпанёние переходящее Красное знамя ЦК
ВЛЕСМ п Наркомата судостроительной про-
мышленности,

Творческая мысль рационализаторов, cane.

лые поиски новых путей повышения про-
изводительности способствуют уснешному
выполнению государственных заданий. На
одном из ленинградских судостроительных
заводов разработана и внедрена в производ-
ство технология секционной постройки одно-
го из типов кораблей. Новая технологих,
учитывающая оныт боевого использования
этого вида корабля в период войны, дала
возможность заводу значительно сократить
сроки постройки корабля, улучшить его ка-
чества п снизить себестоимость. Внедрение
приспособлений для изготовления секций
корабля облегчило труд рабочих. Вольшой
вклад в дело совершенствования техноло-
тическоге процесса внесли стахановцы-
рационализаторы. Так, например, т. Ефи-
мов усовершенствовал процесс обработки
обойм для определенного вила изделий, вме-
сто односторонней фрезеровки боковых кро-
мох он применил двустороннюю обработку
одновременно.

Социалистическое соревнование умно-
жает ряды новаторов производства на судо-
строительных предприятиях. Принимая на
себя повышенные обязательства, рабочие и
инженерно-технические работники стремят-
ся выполнить их не только путем большего
напряжения и уплотнения рабочего дня, но
и путем применения новых приспособлений,
различных рационализатореких мероприя-
тий и усовершенствований, На ‘заводе, где
директором т. Прибытков, сверловщик Мы-
сов дал рекордную выработку — около
1.600 проц. нормы, использовав метод пар-
тионной обработки фланцев. Вслед за ним
восомнадцатилетний рабочий - долбежник
Мошалов, применив изготовленное им при-
слюсобление при долбежке шестерен, выпол-
пил четырнадцать норм. На заводе, где ди-
ректором тов; Бутома, бригады сборщиков
Раскопяна, Корнишина и Хайруллина при
установке кронштейнов гребных валов бла-
годаря рационализация выполняли задания
на 250 проц. Электросварщик этого же за-
вода т. Горивов, применив метод предвари-
тельной проверки швов обшивки корпуса,
обеспечил высокое качество работы и бы-
строе испытание отсеков на водонепрони-
маемость, в три с половиной раза превысив
установленные нормативы. Рабочая смекал-
ка, инициатива й новаторство — могучая
сила, двигающая вперед производство, ло-
могающая судостройтелям в борьбе за осу-
	Закон о пятилетнем плане
	Офицер Лигута систематически проводит
с сержантами беседы и. доклады.
А. ЛИСИН.
	Тихоокеанский флот.
	СОРЕВНОВАНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ
КОРАБЛЕЙ
	Могучее творческое движение масс, ро-
дившёеся в рядах советских металлургов,
охватывает все новые и новые отряды тру-
дящихся, Во Всесоюзное социалистическое
соревнование за выполнение и перевыпол-
нение новой сталинской пятилетки включи-
лись, кроме металлистов, горняки и тек-
стильщики, матуногтроители и пищевики,
строители и железнодорожники, нефтяники
и. автомобилестроители -— работники раз-
личных отраслей индустрии.

Вчера в героический трудовой поход
вступили моряки торгового флота и реч-
ники. Патриотический почин передовиков
социалистической промышленности вызвал
новый прилив производственного под’ема п
среди судостроителей.

На судостроительных заводах страны и
предприятиях, обслуживающих нужды Во-
енно-Морского Флота, разгорается напря-
жонная борьба за выполнение боевого зада-
ния новой сталинской пятилетки: «Веемерно
развивать отечественное судостроение. Уве-
личить судостроение в 1950 году втвое по
сравнению с 1940 годом. Обеспечить строи-
тельство в СССР сильного и могучего флота.
Построить для советского флота новые ко-
рабли и новые морские базы».

Эта программа воспринята строителями
боевых кораблей, как ‘свое родное, жизнен-
н0е дело. Энергично преодолевая трудности,
<вязанные с тяжелыми последотвиями вой-
вы: они настойчиво восстанавливают еовет-
eKoe судостроение и движутся к довоенно-
му уровню производства.

Многие наши крупнейшие судостроитель-
ние предприятия успешно завершают пер-
вое полугодие. Майские дни, когда всю
страну веколыхнул пламенный призыв
макеевцев, ознаменованы нарастанием тем-
пов строительства и оборудования кораб-
лей. Николаевский судостроительный завод
имени Марти выполнил месячное залание
как по выпуеку продукции, тав н по воз-
становятельным работам. Балтийский завод
имени Орджоникидзе значительно пре-
высил майскую ‘программу. Успешно выпол-
нити план завод имени Жязнова, лекжн-
	ществление заданий новой сталинской пя-
тилетки.

Вместе с заводами судостроительной про-
мышленности в трудовой ноход нод знаме-
нем сталинской пятилетки вступают и пред-
приятия, обслуживающие текущие нужды
военно-морских сил. Замечательные плоды
принесло соревнование цехов, бригад и от-
дельных стахановцев на Кронштадтском
ордена Ленина морском заводе, завоевавием
первое место среди судоремонтных пред-
приятий. По сравнению с четвертым квар-
талом прошлого года выпуск продукции в
целом по заводу увеличился больше чем в
два раза. Ряд цехов. но об’ему выпуска
продукции превзошел довоенный уровень.
Всеобщей славой и почетом заслуженно
пользуются знатные люди завода тт. Op-
лов, Щупалеев, Тихомиров, Евгеньев, Вол-
ков, Макаров, идущие в первых рядах со-
	ревнующихея, показывающие образцы ста-
хановского труда и неиссякаемой творче-
ской инициативы.

Среди предприятий военно-морских сил
впереди идет завод, где директором т. Мар-
голин, Коллектив завода взял обязательство
во втором полугодии удвоять выпуек про-
дукции. При активной помощи инженерно-
технических работников стахановцы делом
подкрепляют свое обещание. Уже в мае
средняя выработка на одного рабочего зна-
чительно повысилась. Токарь Денисов, ис-
пользуя сконструнрованное им приспособле-
ние, дает шесть-семь норм. 3 пюня он вы-
полнил дневное задание на’ 704 проц.,
4. июня — на 916 проц. Свыше трех норм
	рабочий - долбежник  В смену систематически дают слесаря Гра-
	чев, Филимонов, Микерин. Небольшой. но
дружный и сплоченный коллектив завода
успешно движется вперед, Его пример, не-
сомненно. найдет живой отклик на всех
	‚ предприятиях, обслуживающих флот.
Бурный рост сотевновавяя зн
	‚патриотическое стремление строителей 60е-
вых кораблей с честью выполнить задание
сталинской пятилетки, задание Родины.
Военные моряки © пристальным вниманием

‘следят за работой налих судостроительных
предприятий, за первыми достижениями со-
ветских кораблестроителей. Эти достиже-
ния и возрастающий трудовой пол’ем явля-

ются верным залогом успешного и быстро-
	го роста отечественного судостроения.
		Краснознаменная ‘ордёна Ушакова Дне
провская флотилия. (По телеграфу).