четверг, № 138 (2319)
	КРАСНЫМ ФЛОТ
		He забывать ‘о требованиях
устава ВКП(б) —
	приему в партию, нарушают устав ВКЕ(6}
	и снижают требования к вступающих в
	нартию, в результате чего подчае прини-
мают в партию малоподготовленных. не-
проверенных и просто случайных люлей.

Так, партийная организация корабля, гле
заместителем командира по политической
части Белозеров, приняла кандидатом в чле-
пы ВЕП(б) старшину 2 статьи тов. Р. Че-
0ез 3 дня после этого Р. совершил грубый
дисциплинарный проступок. Оказалось, что
он вообще систематически нарушал воин-
скую дисциплину. Пришлось отменить по-
спелгное решение:0; приеме Р. в партию.

В другой партийной организации (март-
орг—младший лейтенант Тихомиров) капди-
дат в члены ВЕП(6) краснофлотец тов. №.
ямел серьезное партийное взыскание. 0л-
нако, когда вынесилось решение о приеме
тов. К. в члены партии, об этом взыскании
никто не знал. Не знали об этом и тт. Бояр-
кин и Тихомиров, давшие рекомендацию
тов. №. Рекомендующие даже не интересо-
вались прошлым поведением: К.

Еще один случай. На заседании партий-
ной комиссии Н-ского соединения выясни-
лось, что принятый в партию тов. Г. за
время двухлетнего канлидатекого стажа ни-
какого участия в партийной работе не
принимал, сзои ‘политические знания не по-
вышал, имел ряз дисциплинарных взыека-
ний, в боевой подготовке отставал. Всеми
этими вопросами на партийном собрании,
которое обсуждало прием в партию тов. Г.,
Никто пе интересовался.

Здесь, видимо, не понимают, что партий-
ная организация несет полную ответетвен-
ность за свои решения. что прием в пар-
тню — кровное лело всех коммунистов.
	Некоторые партийные организации не
привлекают к ответственности коммунистов.
легко относящихся к даче рекомендации. В
частности, не ‘было сделано никаких выво-
дов по отношению к тт. Бояркину и Тито-
мирову. Они ‘обязаны были знать. что ре-
комендуемый ‘ими тов. К. за серьезный про-
ступок перел партией имеет партийное взы-
	Chd BUC. -
Капитан 2 ранга С. ТОМИЛОВ.
	Балтийский флот.
	Партийные организации кораблей и ча-
стей нашего соединения за последнее время
пополнились лучшими  краснофлотцами,
старшинами и офицерами, политически пох-
готовленнымн, отличниками боевой и поли-
тической подготовки. Многие из них—ак-
тивные участники Великой Отечественной
войны.

Принят в партию командир катерного
тральщика старшина 1 статьи Вартанов. Он
имеет 5 правительственных наград, умела
воспитывает своих подчиненных. Катерный
тральщик под командованием тов. Вартано-
ва затралил и уничтожил 24 мины.

Боцман катера старшина 2 статьи Br-
RORY DOB, принятый кандидатом в члены пар-
THE, хорошо знает свою следциальность и
морское дело. непрерывно повышает свой
идейный уровень и общеобразовательные
знания, прекрасный общественник.

Комсорг отряда катеров морских охотни-
ков тов. Масолов — отличник боевой и по-
литической подготовки, един из лучитих аги-
таторов. Он также вступил в ряды ВЕП(@).

Принят в члены ВКП(б) старшина Тка-
ченко — лучший механик авиаполка, имею-
щий шесть правительственных наград.

За время войны тов, Ткаченко обеспечил
800 боевых безаварийных вылетов.

Канлидатом в члены BRITS) принят так-
же трижлы удостоенный правительствен-
ных наград коаснофлотен. Богдашкан, на-
значенный сейчас комеоргом гварлейской
артиллерийской батареи, Тов. Боглащкин
успешно воспитывает молодежь, мобилизуя
© на выполнение задач боевой и политиче-
ской подготовки.

Таковы люли, связавшие свою жизнь ©
нашей партией. Принятые за последние три
месяца в ряды ВКП(б) — это в основном
бывалые моряки, прошедшие суровую шко-
лу войны, доказавшие свою преданность де-
лу Ленина-—Сталина.

Большой заботой п росте рядов ВКН(б) за
счет лучшей части беспартийных, тшатель-
ным изучением принимаемых в партию про-
никнута деятельность большинства партий-
ных организаций кораблей и частей нашего
соетинения.

Олнако некоторые партийные организа -
	ции не всегда придают серьезное значение
	 Дворец на’стрелке Невы.
	В Центральном
военно-морском музее
		Посреди тлавного зала’ высится огром-
ный макет адмиралтейекой иглы. В музее
эго принятое ‘называть доминантой. На одной
стороне четырехугольного постамента изо-
Зражена карта — единственная в’своем
	{poTe. Это воды обоих полушарий. это даль-
	ние походы русских кораблей. Нет ни од-
чого моря, не видавшего в евоих проето-
фах русского корабля. Наш флаг реял под
семи широтами от Арктики. до Антарктики.

Те реликвии, которые окружают доми-
нанту, те залы, которые примыкают к
главному, модели кораблей — от галер да
линкоров,—старинные книги, вахтенные
журналы, оружие, бронзовые носовые ук-
рашения и знамена; знамена,” знамена . по-
вествуют об этих походах, о боях далекого
прошлого, о боях недавних,

Свыше двух веков, с петровских времен,
© первых лет жизни великого города на Не-
ве, ведут свой рассказ реликвии. Немно-
гие из них начали его. Они начали его в те
годы, когда не было еще ни доминанты» ни
© прообраза — золотого шпиля, который
8 леную погоду виден моряку далеко на
Нодходах к городу, ни густой карты океач-
еких плаваний, И если бы тогда составить
подобную карту, то очень мало линий п то-
чек можно было бы нанести на нее. Рус-
ское  мореплавание только возрождалось
после веков’ глухого перерыва, когда стра-
НУ жила, отрезанная от морей. Еще. десяток
лет должен был пройти до того дня, когда
Харитон Лаптев станет гарлемарином фло-
та, и без малого столетие — пока раз-
дастся в Кронштадте команда «Неве» и
«Надежде» выбрать якоря и отправиться в
	  первый кругосветный вояж.
	маяками. Каждый ленинграден, готорому
случалось проходить на заре по набереж-
ным Невы, знает, что в эти часы нёт более
красивого здания го всем городе. Залитые
солнечным светом белые колонны как бы
поднимаются над темным гранитом и ста-
новятея новесомыми. Это такое ослепитель-
нов зрелище, что кажется, будто только ею-
да и падают лучи восходящего волна.
Лишь один год дано было музею спокойно
жить в этом дворце. В июле грозного 1941
тода к ростральным колоннам подошли бар-
жи, и ценнейшие коллекции были погруже-
ны в трюмы. Вепомним, что в то время Ma-
етера альпинизма натягивали огромный ce-
рый чехол на адмиралтейскую иглу, чтобы
‘сверкающая медь не могла служить ориен-
`тиром для немецких бомбовозов.
Морской музей можно перевозить только
по воде. Такое правило перевозки кажется
символическим. Но неожиданная символика
проистекает из того, что какие бы, ни ста-
вить рессоры на вагон, все равно они ока-
жутся недостаточным амортизатором для
ценнейшего груза. Лучший амортизатор —
вода. На суше замены ему нет. Работа ма-
стера, изготовлятющего модели кораблей —
почти ювелирная работа. Толчок при`ударе
буфера о буфер может ей ощутительно по-
вредить. Особенно страдает такелаж. [=
тому-то музей был увезен водою в одиниз
волжских городов. Там его негде было раз-
местить для обозрения. Но музей работал
для будущего. На флотах и на фронтах по-
„являлись ого работники. Часть из них оста-
валась ‘в Ленангоаяе. Пополнетие. музея
	трефеями и оеликвиями Великой Отечест-о
	венной воины не прекращалось даже в _са-
мое тяжелое время обороны. И

Й вот спустя пять лет музей вернулся в
свой белоколонный дворец на Неве. Он еще
не открыт. Не сняты леса, закрывающие
фасад. Внутри идет торопливая, непряжеч-.
ная работа. Надо разместить в залах и в
фондах 60 тысяч экспонатов. 9т0 огром-
ное, кропотливое дело. Оно близится “в
концу. :

Почти завершена работа в центральной
зале. Злесь перед нами проходит `иетория
кораблей свыше чем за три тысячи тете В
углу под огромным стеклянным колпаком—
самый древний экспонат морских музеев
всех стран. бо дна Южного. Буга извланая
ого водолазы Эпрона.- Это челн, в которому
не прикасались ни топор, ни пила. дгонь—
вот тот инструмент, единственный пиетру-
мент, при помои которого он был сработан.
Челн выжжен из целого дуба. Археологи
определили, что он пролежал в воде 3.000
лет. Тысячи лет лежат между этим челном
и лодьей викингов, и по сравнению с вых-
женным дубом лодья УШ века восприви-
мается как произведение фантастической
техники. ке

Но’ тысячелетие, которое  идет велел 3a
лодьей, представлено уже многими модб-
лями, и мы витим последовательное разви-
тие корабля. Вот он продвигается ближе,
все ближе к нашим временам.. Он растет. в
размере, его одевают парусами так, чтобы
взять У ветров всю ту силу, которая в них
заключена. Вот наши корабли, которые
сражались при Чесме, при Наварине, при
Синопе, корабли Ушакова и Нахимова.
` Шаровая машина приходит ка флот. 0д-
нако napye claerca не еразу. Наступают
промежуточные годы в технике корабле-
строения. Корабль использует и силу, за-
ключенную в недрах земли—=утоль, и ‘силу,
которую над землей может вобрать в себя
парус. Внервые корабль не ‘скован шти-
лем. Парус пытался ужиться с маниной.
Вот гигантские по тому времени (1859)
линейные корабли. В них почти 6 тыс. тонн
водоизмещения. и свыше ста пунк, -мални=
на и паруса. Наконец парус’ окончатель-
но уходит из боевой жизни в прошлое. На-
ступает время новых скоростей, ‘тяжелой
брони, мощного вооружения. Скоро и паро-
вая машина ‘уступит. место турбине, дви-
гателю внутреннего сгорания, и на воору-
жение примут самоходную торпеду. Нетолго
ждать появления подводной лодки, радио
и гихросамолета. : Е

Все это — история развития военного
флота, история войн на море.

За пять лет, начиная с того дня, котла
ценные коллекции были отправлены волей
в город по Волге, музей обогатилея еше
одним отделом — отделом Великой Отечё-
ственной войны. Люди и эпизолы великих
битв проходят перед нами. Герой Балтики
и Черноморья, Ленинграи и’ бевастополь,
полуострав Рыбачий и Мысхако.

Вот подлинник знаменитого письма за-
щитников` Ханко защитникам. Москвы, 0б-
разцы того оружия, которое сами ковали
ханковцы в‘мастерсках осажденного  полу-
острова. Реликвии зворобъевской батарен,
флаг Шлиссельбурга, кожух старого «Мак»
сима», который Вуников, спешно вооружая
отряд, взял в Ростовском музее ‘истории
гражданской войны. Нриборы с ‘самолета
Сафонова. Вымпелы, с которыми каши ко
рабли или на Запад — на Дунай и к Ба-
лину. И, наконец, экспонат, который: рож-
дает особое волнение, — русская пушка: ие
Порт-Артура -— драгоценная ретиквия; nose
вращенная Ролине силой советского оружия.

Каждый стенд, каждая витрина == STF.
пы великой борьбы, обороны и наступле-
ния. И сколько воспоминаний вызывают
эти реливвии у т9го, кто был участником:
сталинских победных походов. о на

Многое уже заботливо собрано в четы-
рех залах, посвященных истории Великой
Отечественной войны. Но это еше толька:
начало огромной работы. SINE

Музей не может жить без постоянной: 8=
ганической связи © участниками войньЕ.
Нам известны еще не все реликвии. не
всо трофел. которые достойны занять место’
В музее. Пусть всегда помнят об этом на:
флотах. Пусть помнят и передают. во лво-.
рец на Нево то, что может волнующе ‘рае
Сказать о героизме натих людей, о битвах
во славу Родины, во‘славу великого. дела?
партил Ленина — Сталина, то, что уврен--
ляет в человеке, вступающем в жизнь; юз.
бовь к Отчизне, уважение к боевому на-
шему вымпелу, стремление поеватять себя -
	флоту. а.
C. MAPRHY.
	патриотов. Доски тут же были прикрепле-.
ны. к рубкам, Выступившие на митинге.
командиры тт. Архипов, Сергеев и`друтие
горячо благодарили трудялтихся, отдавших
свои средства сна постройку кораблей, _
От имени личного состава, командиры заве-
рили, что 6 честью выполнят ‚Задание
Боманлования. г
	Музей — наглядная история флота —
Mor бы интересно рассказать 0бо всем этом.
Но вплоть до самой революции он остается
закрытым учреждением. Редко показывает-
вл посетитель в его тихих залах.

Любой музей может жить настоящей
жизнью лишь тогда, когда он об’едичяет оп-
ределенной идеей исторического развития
ту отрасль человеческой деятельности, 0б-
разцы которой показаны в его залах. Ина-
че он остается лишь бессистемным собра-
нием редких вещей. Таки было‘со старым
морским музеем. — ‘наследником петровской
«модель-камеры».

Морской министр. Воеводский, которого
даже изданная. в царское время «Военная
энциклопедия» характеризовала, правда,
соблюдая осторожность, как, рутинера, при-
казал составить сборник к 20-летию му-
зея. Казочной скукой: веет от этого еборни-
ка, напочатанного на отличной бумаге.
Много ценных экспонатов хранилось в му-

gee, искуснейшие Мастера’ ‘работали над
моделями, чудесные полотна писали рус-

кие маринисты, много материалов собра-
ли историки русского’ флота. Но убогой и
куцой оказалась та «идея», согласно ко-
торой были расположены экепонаты. Они
не отражали нетории России на море, они,
вонечно, не вели рассказа 0б усилиях на-
рода, открывавшего пути в морекие просто-
ры, защишавиего честь родного флага.
История флота была искусственно прино-
ровлена к периодам царствований. По цар-
ствованиям были разбиты вов залы музея.
И потому в них становились незаметными
те материалы, которые рассказывали о жиз-
ни и работе даже самых талантливых сы-
нов народа, посвятивших себя морю.

Вот характерный пример ‘такой «систе-
матизации» материала. Когда «Цетропав-
AOBCE» подорвался на мине, десятки шлю-
TOK устремились спасать  погибающих.
Искали прежде всего Макарова, любимого
матросами’ адмирала. Ёто-то подобрал его
фуражку. Она была доставлена в музей. Но
0с0бсго стенда в музее, посвященного памя-
ти славного флотоводца, небыло. Ero ма-
ленький портрет поместили среди изобра-
жений лругих адмиралов, ничем не отлн-
чившихся.

Таким казенным и неинтересным, He-
смотря на обилие экопонатов, внешне кра-
спвым, но не волнующим, не пробуждаю-
щим в человеке новых мыелей музей оста-
валея до самой революции. Совсем другого
посетителя увидели эти залы после 1917
года. И он, этот посетитель, сражавиийся
в Моонзунде, птурмовавший Зимний: дво-
рец, направлявший «Аврору» по узкому
фарватеру Невы, формировавитий бронетоез-
да, перебрасывавший балтийские минонос-
цы на Волгу, на Каму, на Васпий, разу-
меется, не мирился © тем, что история рус-
ского флота втиснута в рамки царствова-
ний. Музей пополнялея уже не за счет са-
новных жертвователей, доброхотов, кото-
рым было лестно вилеть свое ния на вит-
рине. Отныне о музее заботились те, кто
заботился о флоте, кто „отхавал ему свою
ЖИЗНЬ.

После гражданской войны начинается
новая жизнь музея.

Участники событий 1905. года, участ-
ники великих боев за Октябрь, их сыновья
могли отныне видеть в этих же старинных

залах занечатленную в картинах, в доку-

ментах, в самых разнообразных реляквиях
самоотверженную борьбу русского моряка
за торжество революционного дела. Прямая
нить проходила от лейтенанта Дмитрия 3а-

‚валишина, начальника «модель-камеры»,

до лейтенанта Шмидта, до: рядового матро-
са Железнякова, до Маркина; Здесь, в этих
залах, вставал из прошлого немеркнущий
образ «Потемкина», «Очакова», фортов
Свеаборга, матроса-героя; вдохновленного
Лениным и Сталиным, матроса, который по
приказу партии бился на всех фронтах
гражданской войны, под Ростовом и под
Красной Горкой, под Ямбургом и Волоча-
евском, ставил в Финском заливе минные
заграждения, чтобы: преградить путь кораб-
лям Вильгельма П, а годом нозже там же
топил корабли интервентов. _

Эта пламенная глава быдла заново’ впи-
сана в историю нашего флага.
	B 1923 голу в музее начинают офгани=
	зацию отдела нового флота. В дореволюци-
	онном музее он был только намечен. Дви-
жения жизни там не ощущали, ибо музей
оставался только зрелищем для немногих
и никого ничему не учил. У недоброжелате-
ля такой отдел музея в 1923 году мог вы-
звать ироническую улыбку. Какой же про-
стор мог быть у Балтийского. флота, если
граница наших водных владений проходила
возле Кронштадта! На дне Черного. моря
покоилось больше боевых кораблей, чем их
видели на поверхности. Северного. флота не
было и в помине. Прошел лишь год с тех
пор, как Родине был возвращен Владиво-
сток. Ва же тут думать о новом флоте!
Но о нем не только думали. Его уже
начинали строить. На корабли пришло пер-
вое пополнение —— лучшие люди Ленинского
комсомола. Начинаются первые походы. Вот
напоминание 06 одном из них, которое те-
перь вы можете видеть среди экспонатов
музея. Строки Фрунзе в столбце походной
газеты:
_ «Нам нужен сильный Балтийский флот.
	Мы должны решить; город Ленина никогда,
	ни при каких условиях и никем не должен
быть занят хотя бы ‘на самый короткий
срок»,

Старыми были корабли, которые ‘отправ-
Лялись В Первое плавание, но их вели мо-
лодые` моряки, полные сил, полные веры в
нане будущее, в наш флаг. Они и стали
строителями нового флота.
	В 1940 году музею отвели в полное вла-
дение поставленный на высоком гранитном
основании белоколонный двореп. выхоля-
	Балтийский флот. Спуск на воду тор-
педных катеров `Н+ского ‘соединения,
Фото В. Гаврилова.
	Пора `Мосвоенфлотторгу
навести порядок
в магазине
	Магазин № 4 Мосвеенфлотторга обелужл-
вает вольнонаемных работников флотских
учреждений и предприятий.

0 качестве этого обслуживания говорят
слеующие факты..

Покупатель вручает продавщице карточ-
ки и просит отпустить мясо по всем тало-
нам. Вырезав часть талонов, продавщица
возврашает карточки владельцу. Здесь вы-
ACHACTCA, что мясо она почему-то решила
отпустить не полностью. Покупатель просит
исправить ошибку. Но продавщица даже не
удостанвает его ответом и гневно отбра-
сывает карточки в сторону... Только вме-
шательство члена’ комиссии общественного
контроля, по счастью работавшей в мага-
зине, выручает покупателя.

Другой факт. К Директору магазина об-
ращается пожилой человек. Он заявляет,
что забыл дома пропуск, живет за городом
и просит по прикронленным к магазину
карточкам отпустить мыло. Директор от-
казывает. Покупатель пытается убедить ди-
ректора, доказывает, что ежели карточки
прикреплены Е этому магазину, значит про-
пуек есть. Директор иеумолим. Взволнован-
ный покупатель’ называет такое отношению
к делу бюрократическим... Усльнпав это, ли-
ректор подхолит к продавцу и, указывая на
покупателя пальцем. заявляет: «Вюгда этот
гражданин пред’явит пропуск — надо 6у-
дет его отобрать‘ у него». Возникает вопрос:
откуда взял лиректор; что он’ может так
самовольничать, оскорблять человека? .

Еще безобраз нев случай, который произо-
шел 5 июня, Согласно об’явлению, выве-
шенному в магазине, это был последний
лень обмена пропусков и прикрепления кар-
точек. Организовано вбе это было крайне
170х0: прикреплением и обменом занимал-
ея только один человек — работник Мос-
военфлотторга Таубе. Работал он медленно,
е прохладцей. Естественно, что образова-
лась большая очередь. Таубе, вместо того
чтобы ускорить свою работу, совсем ее пре-
кратил и кула-т6 ушел. Покупатели, ето-
	явшие в очереди. сначала терпеливо ждали
		его возвращения. но когда прошло более
получаса, они стали настойчиво просить
либо продолжать прикрепление, либо прод-
лить рок © тем, чтобы можно было при-
крепить карточки в другой раз. На просьбы
покупателей никто че обратил внимания.
Й только после того кав люди стали требо-
вать книгу жалоб; директор ` магазина” тов.
Шнежицкий продолжил прикрепление, 8 `че-
рез чае снова появилея тов. Таубе и зая-
вил, что прикрепление продлено до 7 июня.

Зачем же надо о заставлять людей зря
стоять в очереди?

Возмущенные покупатели снова потре-
бовали книгу жалоб. Тогда Таубе заявил:
— Жалуйтесь куда угодно.

`Настойчивые требования покупателей ни
к чему не привели. Лиревтор на все их
просьбы ответил категорическим отказом.
Книгу жалоб он так и не дал.
			Но «модель-камера» — первая ступень
нашего Центрального военно-морского му-
зея — уже была основана..Она, открытая
тогда же, когда с верфей на Неве спуска-
ли первые корабли, помещалась в доме
старого Адмиралтейства. Немногое известно
о первых годах ее работы. Медленно и ску-
во пополнялаеь она. От этих времен до нас
дошли столь наивные, даже для подростка-
нахимовца, .и совершеннейшие для своей
эпохи навигационные ‘приборы, пальмовая
трость © делениями. которой Петр Г выме-
рял корпуса строившихея кораблей, его мо-
реходный плащ, книга В. Зотова «Раз-
о У адмирала с капитаном о команде»
(1724) и, наконец, знаменитый парусный
ботик, перевезенный на север с Переяс-
лавхьского озера.
	Настало время, когда уже забыли о ста-
DOM названии. Только архивисты помнили
0 нем. Андреян Захарсв, говоривший о том,
что его художественный идеал в пробтоте,
воздвиг новое здание Адмиралтейства, едва
ли не самое величавое в Петербурге. Это
здание, к которому фадиально сходились
устремленные в сторону Невы два проепек-
та. и улица, достойно. заверттало  неповто-
римый архитектурный ансамбль. С каждой
тозки этих проснектов, этой улицы, так же
каки с ближних морских подходов в го-
ролу, был виден устремивитийся в небо золо-
той шпиль с вырезным кораблем на острие.

В одном из корпусов под золотым шая-
лем помешалась петровская «модель-каме-
pa». Ona как музей числилась в штатах
	‚   миниестеретва, но сушествовала на отшибе.
	Па нее нехватало забот. Мало кто знал. об
этих залах, тле собраны феликвии. Не-
сколько лет злееь начальствовал обласкан-
ный ‘при дворе франпузский эмигрант-реак-
ционер — один из тех, кому открыт. был
широкий доступ Ha царскую службу. Для
него не представляло ‘разницы, служить ли
хранителем старых. монет или моделей ста-_
рых кораблей — нужна была служба на
чужбине, а официальные бумаги он мог
писать и по-французски.
	Наступил 1825 год. Вто бы мог пра-
положить, что петровокую «модель-камеру»
вдруг  постиснет опала! Но’ пушечные вы-
стрелы на Сенатекой наощади отозвались
и в тихих залах музея. Начальником му-
зея в то время был лейтенант Дмитрий. За-
валинтин, декабрист, переживигий всех сво-
их товарищей по восстанию и по каторге
и умерший на грани нашего столетия. 83-
валишин еще свободным человеком увидел
меето своей будущей ссылки, когда за год
до восстания он, оказавшийся на подозре-
нии у Александра I, вдруг получил приказ
вернуться сушей ‘через’ Сибирь из круго-
светного плавания в столицу. Так его спи-
вали © флота на берег.

`Есть сведения, правда, не подтвержден-
ные документально, но все же достоверные,
ибо сопоставление различных свидетельств
говорит в пользу этого вывода, что в «мо-
дель-камере» происходили тайные собра-
ния Северного общества декабристов. Мо-
жет быть, по вечерам в залах среди моле-
лей галер, шлюпов вотрёчалиеь порыви-
етый Рылеев и сумрачный Каховекий, Пу-
щин и Одоевский. Если так, то нетрулно
понять, почему Николай 1 яростно принял-
ся 38 «реорганизацию» музея, фактически
	раскассировав его, словно «модель-камера»
	была мятевным полком. Тяжелых послед-
ствий этой опалы не могли скрыть даже
прежние официальные истерики музея.
	Прошло немало. лет, прежде. чем. удалось
устранить тот вред, который. нанесла мор-
кому музею царская опала. Количество
экспонатов постепенно. увеличивается. Рус-
ский флот значительно расширил зону сво-
йх плаваний. Почти не остается на карте
земного шара белых мест, иснет больше
закрытых стран, которые сами себя отго-
родили от общения с внешним миром. Рус-
ские корабли бороздят все океаны. Готовит-
ся замена парусного флота паровым. Про-
Изошло много событий на море. — и воен-
ных и мирных. На берегу почти. незнако-
мой Новой Гвинеи корвет «Витязь» выса-
живает замечательного иселедователя Ми-
клуху-Маклая, который впишет- новую стра-
ницу в изучение жизни и культуры перво-
бытного народа. Минуло. всего семь лет
¢ Tex пор, как Россия сняла © себя навя-
занный ей унизительный запрет держать
ввенпый Флот на Черном ‘море, и молодой
офицер Макаров блестяще продемонстри-
	Труды флотских метеорологов
	Цосле окончания войны на Балтике сно-
ва широко развернулись исследовательские
работы в области тидро-аэро-метеорологии.
Спёпиалисты-метеорологи Балтийского фло-
та стараются еще лучше изучить свой е-
атр, сделать еще более эффективной служлу
погоды.

В годы. войны, в связи со сложившейся
обстановкой, метеорологам приходилось ра-
ботать по так называемой «обрезанной»
карте, Несмотря на трудности, оправлывае-
мость прогнозов в пределах возможного бы:
ла не ниже довоенной. Сказалось хоромтее
знание специалистами-метеоролотами своего
	театра...
	сивность замерзания воды в значительной
мере зависят от того, насколько охлажда-
етея вода. Зима этого года по температур-
вым условиям была на Балтике мягкой, -а
расиространение ледового покрова и ранний
срок ледостава. приблизились к нормам су-
ровой зимы, Это произошло потому, что ны-
нешней зиме предшествовало на Балтике
холодное лето и вода не успела прогреться.
Перлоду ‘ледоббразования предшествовали
далее сильные осенние штормы, которые
перемещали воду на значительную глубину.
Вода лишилась источников тепла из ниж-
них слоев, и, как только наступили шти-
левые погоды. с весьма слабым морозом,
развитие ледового покрова поптле очень бы-
стро. Хотя зима 1943—1944 гг. была ro-
раздо суровее, но даже в Невской губе до-
статочно устойчивый ледяной покров обра-
зовалея только в середине января, 4
кромка льла в.течение всей зимы так и не
зашла за Гогланд. Эти факты привлекают
внимание многих научных работников. Йс-
следование проблем температуры воды к
моменту ледостава ведется на Балтике под
руководством инженер- капитана Казанско-
го.

Sakansapacres составление полной серии
описаний гидрометеорологического режима
баз и якорных стоянок балтийского театра.
Эта работа принесет большую пользу штур-
манам и флотским метбворологам. На кораб-
лях первого и второго рангов с помощью
морской обсерваторли вновь будут состав-
ляться свон карты потоды.
	Болыпая работа ведется флотскими спе-
иналистами и в области метеорологического
обслуживания артиллерийских стрельб. Из-
вестно, что для точности стрельбы из ору-
лий среднего и крунного калибра необходи-
мо знать влияние плотности воздуха и вет-
pa Ha полет снаряда. Для этого вычисля-
ют баллистический ветер и баллистическое
отклонение плотности воздуха. Вычисления
эти осуществляются с помощью шара-пи-
лота и ралиозонда. Но корабль, стреляюттий
в открытом` море, не может пользоваться
данными с берега и должен сам оплелелять
ветер на различных высотах. Сделать это
при помощи шара-пилота, наблюдаемого в
теодолит, чрезвычайно трухно.
	Наряду с усоворшенствованиями техники
своей работы офицеры флотекой. гидроме-
твослужбы производят интересные иселе-
дования, изучая на основе опыта войны
влияние гидрометеорологической обстанов-
ки на боевую деятельность различных клас-
	сов кораблей.
Капитан И.. ЦАРТ

Балтийскай флот.
	Мясников в. своем. выступлении говорил: о
необходимости более внимательно отно-
ситься к учебе молодых краснофлотцев,
повседневно помогать им. Старшина 2 статьи
Блинов привел пример беззаботного отнотие-
ния к молодым краснофлотнам.
	— B нашем подразделении, —= сказал
ЭН. =— МОЛОЛыЫХ краснофлотвев используют
ажедневно на подсобных работах, никакого
отношения к их прямому лелу не имеющих.
	— Одним из главных условий авторитета
старшины являются прежде всего’ разум-
ность и Нослеловательность его требований
& подчиненным, — заявил в своем выступ-
лении старшина 2 статьи Клипин. — 0д-
чако y Hae есть старигива, который всей
своей деятельностью подрывает свой авто-
pater. Тон его приказаний всегла раздражи-
тельный. Давая приказание. он никогда не
растолкует подчиненному, чего хочет от
нею. Такими «методами» нельзя воспиты-
вать подчиненных,

В заключение командир соединения
призвал старшин отдать все свои силы и
знания успептному решению ответетвенных
задач по воспитанию из молодых подводни-
ков настоящих моряков, HOXAMHABIE масте-
ров своего дела: ._
	(От корреспондента «Красного Флота»)
	(бор старшин
	Опыт минувших лет показал, что важно
определять прогноз погоды не только на
несколько суток вперед. но и на более дли-
	тельный срок.
	В настоящее время на Балтике ведутся
паботы нал практическим применением пос-
	 ледних изысканий советских метеорологов в
	составлении прогнозов на пять и более су-
ток. Проводятся также опыты по предвы-
числению карты на следующие сутки. Ис-
следования ведутся под руководством инже-
нер-капитана Корниловой, которая служит
на Балтике более десяти лет и за успетшвую
боевую работу в области метеорологии от-
мечена несколькими правительственными
наградами.

В прошлом году морская обсерватория
Балтийского флота после длительного пере-
рыва провела три крупных экепедиции под
руководством опытного гилролога инженер-
майора Филиппова. В итоге работы этих
экспедиций быдло несколько тысяч новых
тилпологических станций.

`В текущем году помимо различных экс-
педиций будет проведена новая работа—
синхронная гидрометеорологическая е’емка
режима проливов Моонзунлекого архипелага.
Известно, что проливы Моонзупда быстро
заносятся воякого рода отложениями. Чтобы
обеспечить безопасность прохода кораблей
с большой осадкой, нужно на основе поел-
варительного изучения влияния течений
на заноспмость принять ряд  предупре-
дительных мер. В частности, необходимо
строительство защитных гидротехнических
сооружений. Предполагается одновременно
проволить наблюления с лесяткз катеров,
чтобы сразу охватить весь Моонзунд и под-
ходы к нему. Руководить этой операпией
булет специалист-гидрометеоролог.

Возобновляется также проведение сезон-
пых гидрологических разрезов. Эти работы
далут пенные сведения о состоянии бал-
тийских вод в течение всего года. На их 0с-
пове будут составляться прогнозы ледово-
го режима. Лело в том, что сроки и HATCH-
	” Н-СКАЯ БАЗА, 12 mona. (Mo телег-
fady от корр. «Красного Флота»). Coon
старшан-отлячников боевой и политической
подготовки состоялся в Н-ском соедине-
нии подводных лодок. С большим докладом
9 задачах старшинекого состава по выпол-
пению плана босвой подготовка на летнюю
ваупанию выступил команлир соединения.

Значительную. часть доклада команлир
соединения посвятил вопросам борьбы
за дисциплину и роли млалиях команлиров
В этом важном деле. Он поставил в пример
всем млалигим командирам отличную работу
мичмана Павлова, старшины 1 статьи По-
викова, старитины 1 статьи Сухова, стар-
шины 2 статьи Зуева, старшины 2 статьи
Баеснова и других,

Давая положительную оценку их работе,
доклалчик подчеркнул:

— Если хочешь. чтобы тебя любили под-
чинечные по-настоящему, будь строг и тре-
бователен по службе, буль справедлив, 00-
хотителен, вникай в пужлы полчиненных.
Нало веегла поступать так. как требуют во-
ЛНСКИЙ лолг, присяга и комантирекая 60-
весть, Нало ПОУНИТЬ: © ПОЛНОГО RIDE bo
десятерых снасешь от иростунка.

После доклада командира соединения вы-
отупило 15 человек. Главный старшина
	Спортивные соревнования
на корабле
	Интересно провели выходной день Крас-
нофлотны и старнтины гвардейского крей-
сера «Красный Врым»; С утра были: орга-
низованы различные спортивные соревно-
вания: ‘перетягивание каната, лазание по
канату на Фокина, хождение по выст.
релу.

Шлюпка pedicepa 80 главе 6 гвардии
старшим лейтенантом Малковым приняла
участие в гребно-парусных гонках на пер-
венство отряда учебных кораблей и заняла
первое‘ место. За отличную выучку команде
тлюпки об’явлена благодарность.

М. ИГОШЕВ.
	Черноморский флот.
		По следам неопубликованных писем
	НАГРАДЫ. ВРУЧЕНЫ
	В редакцию поступило письмо из Н-ской
воинской части о том, что в подразделении
лейтенанта Горбачева весь личный состав
давно был награжден’ орденами и медалями
СССР, но Нёграды до сих пор ве вручены.

В ответ. на запрос редакции командующий
авиацией военно-морских сил маршал авиа-
ции тов. Жаворонков дал указание принять
меры к вручению наград личному составу
подразделения. /

жж

В редакцию ‘поступило пис°мо воеённо-
служащего Потехина, сообщавшего, что в
связи с переводом его на’ другой флот он
не может ‘получить орден’ Отечественной
войны 9-Й степени и медаль «За боевые за-
слуги», которыми был награжден более года
назад. .

В ответ на запрос редакции по этому по-
воду начальник отдела кадров офицерского
состава Черноморского флота сообщил, что
25 апреля тов. Потехину вручены заслужен-
ные. им: награды:
	ровал действие пового морского оружия — ‘щий к стрелке Невы возле знаменитых
	самохвижушщейся мины.
	ростральных колонн, когда-то служивигих
			СРЕДСТВА ПАТРИОТОВ
	На-днях с завода, где строились корабли,
цля флотилии, прибыли специальные доски,
на которых выгравированы имена и фами-
лии советских патриотов, на средства ко-
торых построены корабли.

Перед выходом” кораблей в поход состо-
ялея торжественный митинг. Капитан
3 ранга Зайченко вручил командирам кораб-
лей мелные лоски с фамилиями советских
	ВРАСНОЗНАМЕННАЯ ДУНАИСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 12 июня. (По телеграфу). После ос-
вобождения Измаильской области от немец
ких захватчиков 76-летний крестьянин се-
ла Татарбунары тов. Вошков внес 50 тысяч
рублей на постройку корабля для Дунай
екой флотилии. Примеру патриота последо-
вали другие трудящиеся области—тт. Копе-
descent, Бойко, Гальцен, Ефременко, .