1 сентября 1946 г., воскресенье, № 207 (2388)
	подсудимых. —Суд
	удалился на совещание
	НЮРНБЕРГ, 31 августа. (ТАСС). От-   недостаточно скоро разгадал размах пре-
крывая утреннео заседание Трибунала,   ступной натуры Гитлера.
Лоуренс заявил, что Устав предусматривает Бывший гросс-алиирал номецкого роен-
возмозвность каждому подсудимому сделать   но-морского флота Дениц в своем последнем
заявление Трибуналу. Лоуренс спрашивает   слове заявляет, что пиратская подводная
подсудимых, хотят ли они выступать © война, которая велась под его руково, *-
послодним заявлением. Этот вопрос персому   вом, была «справедливой и допустимой». (и
aaraared mirviuunny Tenvany Tennmury. On  apaamaer ceba ответственным за весе лейст-
	война, которая велась под его руково. *-
вом, была «справедливой и допустимой». (я
признает себя ответственным за вее дейст-
вия, KCTOPHG OH совершил как позледанй
главнокомандующий немецкого Boca
морского флота и как последний руководи-
тель —- глава государства.

Его сосед по скамье подеудимых Редер
в своем позледнем слове повторяет ту же
лживую версию о TOM, булто кемецкий
	Подсудимый заявляет, что самые тяжкие   морового
преступления были совершены самым тай-   тель —
ным 0бра3з0м. И поэтому он о них якобы не Его с
		АСНЫЙ ФЛ
	ПРОЦЕСС ГЛАВНЫХ НЕМЕЦКИХ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПНИКОВ В HIOPHBEPIE
	Последние слова
	соаключительная речь Главного Обвинителя от СССР
тов. Р. А. Руденко по вопросу о преступных организациях
	НЮРНБЕРГ, 30 августа. (ТАСС). Сето-   прое в преступном характере организаций,
хня на заселании Международного Военного   а не отдельные вопросы об индивидуальной
	Трибунала Главный Обвинитель от СССР
тов. Р. А. Руденко выступил со следующей
заключительной речью по вопрозу о пре-
ступных организациях.

Господин председатель, господа судьи!
Мы подошли к заключительной стадии про-
цесса, проведенного с исключительной тща-
тельностью и большим искусством. По
индивидуальным делам главных военных
преступников, посаженных на скамью под-
судЕхых, обвинением уже представлены
исчерпывающие доказательства. Мы полно-
стью поддерживаем также обвинение про-
тив организапий — правительства фапгиет-
ской Германии, генерального штаба и выс-
шего командования германских вооружен-
ных сил, руководящего состава германской
национал-социалистской партии, государ-
ственной тайной полиции (гестапо), охран-
ных отрядов германской национал-социа-
листской партии (СС), службы безопаено-
сти (СД) и штурмовых отрядов (СА).

Как установаеко судебным еслодствием,
в» главз гитлеровской Германии находи-
лась банла заговорщиков, захватившая в
CEO руки государственную власть и Уп-
равленио всей Германией.

Такого рода группа заговорщиков, дейст-
вовавшая в государстве е многомиллион-
ным населением, в центре огромного госу-
дарственного аппарата, не могла существо-
вать без целой системы вспомогательных
протуцпных организаций,  связывавших
заговорщиков с периферией, фюреров боль-
шой дороги — с Фюрерами улиц и пере-
улков. Поэтому в гитлеровской’ Гермалия
действовала под постоянным и непосредет-
военным руководством затоворщиков сеть
наделенных ‘большой властью организа-
ций — руководящий состав НСДАП (немец-
ко-фашистская партия), гестапо, СС, СД и
другие.

Закон 1933. г., которым аппарат  фа-
шистской па’сии был слит с государетвен-
ным аппармам гитлеровской Германии,
явилея открытым законодательным  при-
знанием этого факта.

Для укрепления связи между правящей
бандой и организациями каждый из заго-
ворщиков выступал в нескольких ролях,
был  многоликим: Геринг — миниетр,
командующий военно-воздушщными силами,
уполномоченный по четырехлетнему плану,
рейхелейтер, высший руководитель СА в
СС; Гесс — министр, заместитель Гитлера
но партии, генерал войск СС и СА; Ро-
зенберг — имперский руководитель нацно-
нал-социалиетской партии по вопросам
идеологии и внешней политики, министр в
обергруппенфюрер СА и СС ит. д. Как
неотделим Геринг министр от Геринга обер-
группенфюрера СС, так неотделимы СС.
тестапо и другие преступные организадая
от гитлеровского режима. Можно мыслить
гитлеровский режим без библиотек, без
школ, даже без больниц, но гитлеровский
режим без СС и гесташю существовать не
мог.

Отражая эту политическую  действи-
тельность, Устав Международного Военного
Трибунала предусматривает две формы
соучастия в  реступных гитлеровских с00б-
ществах; ст 6 Устава говорит об участии
в преступном заговоре, а ст.ст. 9—10 —
06 участии в преступных организациях.
06е эти формы органически и неразрывно
между собой связаны, ибо они в уголовно-
правовых теоминах отражают то соотноше-
ние и ту связь, которые в жизни существо-
вали между затовором и организациями в
татлеровской Германии.

Тесно связав указанные две формы co-
Участия гитлеровцев в международных
преступлениях — участие в заговоре и
участие в организации, — Устав Между-
народного Военного Трибунала. в полным
основанием установил для тей и другой
фермы соучастия различные  уголовно-
правовые последствия.

Участие в заговоре, который по самой
природе своей не может включать очень
значительное количество лиц, предусмотрэ-
но Уставом в качестве самостоятельного
уголовно-наказуемого деяния. :

Напротив, вопрос 0б ответственности за
участие в преступных организациях. вклю-
чавнитх в свой`состав сотни ‘тысяч членов,
Уставом Трибунала решается в Ином на-
правлении. Всецело построенный на прин-
цилах. права и справедливости; Устав Три-
бунала определение индивидуальной. ответ-
ственности членов организации, связанное
с выяснением виновности” множества от-
дельных лиц, предоставляет компетенцая
национальных трибуналов.

Сотласно ст. 10 Устава, «если Трибунал
признает ту или иную организацию пре-
ступной, то национальные суды вправа
привлекать отдельных лиц за принадлеж-
ность к преступной организащии». Трибу-
нал, следовательно, вправе признать ор-
ганизацию преступной для того, чтобы тем
самым облегчить возможность и обеспечить
право национальных судов привлекать от-
дельных ли за принадлежноеть к таким,
признанным престунными, организациям.

В соотзетствии © указаниями ст. 10
Устава трибуналы в СССР, США, Англия.
Франции и 18 государствах, примкнувших
к Лондонекому Соглашению, могут, конечно,
осудить, но они вправе также притти к вы-
воду, что подеудимый вовсе не являлся чле-
ном организации, наи лишь формально к.
ней принадлежал, а на деле был от органи-
зации далек, и на этом ослованни вынеетя
оправдательный приговор. Все эти и вм
родетвенные вопросы — всецело былл п
остались в комнетенции национальных су-
лов. Эти суды отраничены лишь в одном
пранципиально глубоко важнем отношелии:
если Международный Тоибунал признает
организацию преступной, национальные
трибуналы ни отрицать, ни даже оеичли-
вать преступный характер такой органвза-
ции не могут.

Укасанное разграничение компетенций
Международного Трибунала и пациональных
судов чрезвычайно существенно лля ио-
нимания постанозлений Устава Трндунала
о погступных эрганизациях.

Действительно, именно потому, что Три-
буналу предстоит рентить лишь ебг ий во-
	`Издатель: МИНИСТЕРСТВО
РПООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР.
		ответственности членов этих организации,
Устав и не указывает конкретных призна-
ков понятия «организация» и не связыва-
ет в этом случае Трибунал никакими фор-
мальными требованиями. Отеутетвие в
Уставе детального определения преступной
организации есть, следовательно, не пробел
в Уставе, а его принципиальная позиция,
вытекающая из отмеченного. выше факта—
оставления всей конкретики в ведении ор-
ганов национальной юстиции. Поэтому по-
пытки требовать для признания организа-
ции преступной наличия тех или иных кон-
кретных признаков (добровольного член-
ства, взаимной осведомленности и т. п.) не
только не нахолят опоры в. Уставе, но рае-
ходятея со веей его конструкцией. Основ-.
ная елинственная задача, стоящая перед
`Трбуналом, заключается не в подобных
исследованиях, которыми занимаются и бу-
‘дут заниматься налиональные суды, 8 в
‚ТОМ, чтобы установить один решающий
Факт: соучаствовала ли организация с30-
‚ими преступными действиями в осущест-
влении плана гитлерозских заговорщикоз.

Применательно именно к этой задаче
Уставом построеч и процессуальный поря-
‚док привлечения к ответственности органи-
‚ защий.

Действительно, Устав Трибунала предус-
матривает решение вопроса о преступных
организациях при непременном условии
рассмотоечия дела о конкретном представи-
теле этой организации, сидящем на скамье
подсудимых. Полсудимые на настоящем
процессе являлись одновременно участни-
ками заговора и руководящими членами op-
ганизаций, в отношении которых Трибу-
нал должен решить вопросе ‘о ‘признании
их преступными. Следовательно, тот дока-
зательственный матералл, который уже
прошел по индивидуальным делам подеу-
димых, является в то же время основным
хоказательственным материалом в отноше-
нии представляемых ими организаций, Те
докумонты, которые были претставлены
обвинением, © полной ясностью доказали,
как названные в Обвинительном акте ор-
танизащии служили ‚постоянным и нено-
средетвенным орудиея осуществления пу?-
ступных замыслов заговорщиков. Таким
образом, в результате судебного следствия,
преступный характер этих организаций
полностью и исчерпывающе доказан.

Устав Трибунала в стремлении обесие-
чить максимальную всесторонность раселе-
дования дел об организациях при помощи
радио, прессы и специальных об’явлений
приглашал членов обвиняемых организаций
представить Трибуналу свои об’яснения.
Трибуналу известно, какое количество лиц,
содержащихся в концлагерях, пожелало
использовать эту возможность. Образование
вспомогательной комиссии обеспечило Три-
буналу возможность выслушать возможно
большее количество членов организаций,
которых ‘впоследствии должны будут вы-
слушать и судить национальные суды. Но
вот, в результате сложных подготовитель-
ных работ, отобранная защитой группа сви-
детелей предстала перед Трибуналом. Бее-
сильная опровергнуть неотразимую доказа-
тельную силу представленных обвинением
документальных доказательств, защита ре-
шила противопоставить им своих свилете-
лей.

— Господа судьи! Мы помним этих еви-
детелей и их показания. Если нужны еще
свидетельства того, что ложь у гитлеровцев.
постоянная и неизменная спутница злодея-
ний, то лжесвидетельство Кауфмана, Си-
Bepca, Манштейна, Рейнеке, Беста и дру-
гих может служить тому убедительной.
иллюстрацией. Эти «свидетели» в своем
усердии обелить преступные организации,
руководящими членами которых они сами
являлись, договорились до очевидного аб-
сурда. Сказывается, и СС и гестапо — это
общество избранных, клуб благородных, ры-
царский орден. Недаром еще раньше защит-
ник зачислил Розенберга в рыцари. Там вее
блещут. моральной чистотой и все исполне-
ны любви к ближнему. Еели послушать
обвиняемых или их адвокатов, окажется,
что обергруппенфюрер профессиональных
палачей СС ездил спасать евроев от по-
громщиков и убийц, а генерал Браухич
был ярым пацифистом.

Поучительно при этом, что, по показа-
ниям сридетелей, чисты и непорочны вее
без исключения организации, которые. 06-
винительный акт признает преступными.
Охнако, кто же тогда совершил убийство
12 миллионов мирных граждан? Кто истя-
зал военнопленных и вызез е оккупирован-
ных территорий миллионы людей для раб-
ского труда в Германию? Ответчиков, ока-
зывается, нет!

Ложь, циничная и кощунетвенная, ложь
людей, совесть которых He остановилась
перед убийствами, з честь — пезед лже-
присягой, не заслуживает опровержения.

В порядке рассмотрения дела 0 прь-
стунных организациях обвинением Gala
дополнительно представлены разительные
документы, свидетельствующие 09 новых
заодеяниях гитлеровских престунных ор-
ганизаций,

Факты, непреложные факты установле-.
WHY, Непрохлонная воля закона ясна. На-
стало время для вызодов,

На с езде нацистской партии в 1934 г.
Гитлез заявил:

«Не государство .нае создало, а мы с03-
даем государство. Возможно, что некото-
рые нас считают партией, другие — орга-
низацией, прочие еще’ чем-то иным, а в
действительности мы являемся теми, кто
мы есть».

Настоящий процессе дает печерпываю-
щий и точный ответ на вопрое — кем бы-
лн гитаеровцы. Фюрер, во главе преступ-
ной банты заговорщиков, выступавших в
разных ролях и наименованиях (миниет-
ры, гаулейтеры, обергруппенфюреры и
т. д.), окруженной сетью созданных ими
преетупных организаций, захвативших в
свон тиски миллионы  геризнеких граж-
лан, — такова была ‘схематически изобра-
женчая политическая структура гитлеров-
ской Германии.

Признание названных в Обвинительном
акто организаций преступпыми, как и при-

знание наличия заговора, являются поэто-   торые обвинение считает необходимым пря- HIVEHDELT, 9!

wy pranhvorevtiyye Vr wey owre Tarroones  ‘snant cnoemecorive ap sanatvarnso w rss. крывая утреннео
	27; начальник. издательства — доб. 41; ; бухгалтерия —;

УРА Тя у тел  тута у РЕБ

доб. 46; ‘отдел. ‘подписки — — 706, 4
	му необходимыми условиями торжества  знать преступными, я в дополнение к убе-

правосудия, торжества, которого жаждут   длительным доводам, высказанным NOM

вое сзободолюбивые народы. уважаемыми коллегами, нахожу нужным
Пэ поводу отдельных организаций, ко- сказать следующее:
	Руководящий состав гитлеровской партии
	В разделе 1 $ 4 п. «А» Обвинительного
акта. озаглавленном «Нацистская партия,
как центр общего плана или заговора», у
зывается:

«В 1921 г. Адольф Гитлер етал главным
руководителем или «фюрером» германской
национал-социалистекой партии, известной
кам нацистская партия, организованной в
1920 г. Нациетекая партия вместе-с0 ©юп-
ми веломогательнымн организациями fta-
ла средством «илочения между обвинясмыми
н их соучастниками и инструментом для
выполнения целей и задач их заговора.

Судебное разбирательство  полнобью
подтвердило этот вывод.

Многочисленные преступления THTIC}OB-
ской клики влохновлялиеь и направлялись
гитлеровской партией — движущей  сулой
фапгистекого заговора против мира и безта-
сности народов демократических стран.

Многие подсудимые и так называеьыю
свидетели защиты говорили, что они’ нВ-
лялись националистами, сберегавшими Ipp-
манию от покушения со стороны других го-
сударств. Это — очевидная ложь. Tod
обманщиюя могут утверждать, что Аветия,
Чехостовакия, Польша, Норвегия, Jana,
Бельгия, Голландия, Югославия, Созетемй
Союз и другие свободолюбивые страны 10-
кушаляеь на целость и незавиенмость Гр-
мании. На самом деле немецкие фашиеы
являются имперяалистами, для которых ©-
НовНой и реталощей пелью является захат
чужих зэмель © тем, чтобы обеспечить 5
спанеию воинетвующего немецкого катит -
лизма. Они бесстыдно называли себя 9-
циалистамт. Только обнатлевшие демаг
могут утверждать, что немедкие фашист,
ликвиднровавшие весе лемократические ев-

Министр иностранных дел Риббечтрои—
был генералом СС, а заместитель фюрера
Гессе — был одновременно имперским ми-
нистром.

Председатель тайного совета Нейрат был
генералом СС, а один из руководителей ге-
стапо — Бест был крейслейтером гитлоров-
ской партин и т. д.

Добившиеь при помощи своей партии
полного контроля над Германией, гитлеров-
ские заговорщики приступили к реализа-
цин своих агрессивных планов. В речи в
рейхстаге 20 февраля 1938 г. Гитлер зая-
вил: :

«Величайшая гарантия национал-соци-
алистской революции заключается в полном
внешнем и внутреннем гослюделве нацио-
нал-социалистской партии над Германией и
всеми институтами и организащиями Гер-
мании... Все институты находятся под
контролем верховного политического руко-
водства».

Я уже указывал, в заключительной речи,
что немецко-фашиетская партия под руко-
водством Бормана превратилась в руково-
дящую полицейскую организацию, находив-
шуюся в самом тесном взаимодействии с
германской тайной полицией и СС: что
весь партийный аппарат немецко-фапист-
ской партии был привлечен к реализации
преступных агрессивных планов руководи-
телей гитлеровской Германии; что партий-
ный аппарат“ немецко-фашистской партин
принимал активное участие в мероприя-
тиях немецких военных и гражданских
властей по бесчеловечному использованию
военнопленных и угнанного в рабство на-
селения оккупированных немцами террито-
рий.
	ООО
беды народа и замонившие их концлагер-
ми, установившие рабский труд на ваводх
( фабриках и восстановившие креностнич-
ские порядки в селах Германии и оккупер-
ванных ими странах, — являются защи-
никами интересов рабочих и крестьян.

Й ели эти империзлисты и реакцион-
ры рядились в тогу «националистов» и
«социалистов», то это они делали nen
чительно для того, чтобы обмануть нара.

Сама программа нациетской партии с-
ержала основы плана господетва, захваа
чужих территорий и основы человеконен-
вистничества.

В одном из ежегодников немецко-ф-
пистской партии, издававшихся под реда-
цией Лея, говорилось:

«Программа — это политическая основ
немецко-фашистской партии и, следов
ельно, основной политический закон’ госу
арства. Все правовые принципы должи!
применяться в духе партийной программы
После взятия власти фюреру удалоеь пре
ворить в жизнь основные части партий

“HO

Когда на процессе говорилось о геббель-
COBCRO лжи, гиимлеровском терроре и риб-
бентроповском коваретве — это целиком от-
носилось к гитлеровской партии. Когда o6-
винение представляло’ доказательства пре-
ступной деятельности Геринга и Гесса, Ро-
зенберга и Штрейхера, Шираха и Франка,
Шнеера п Заукеля — это были отновромен-
доказательства обвинения против
немецко-фашистской партии,  ‘главарями
которой были подсудимые. Эти доказатель-
ства вполне достаточны, чтобы признать
всю гитлеровскую партию преступной орга-
низацией, как это понимает ст. 9 Устава
Международного Военного Трибунала. Одна-
ко обеинение не ставит вопрое об отзететвен-
ности рядовых членов партии, многие из
которых стали жертвой своей ловерчивости.

Мы ставим вопросе ‘в полном соответ-
ствии с обвинительным! заключением о
признании преступной организацией толь-
ко в отношении руководящего состава гит-
леровской партии, который являлся мозгом,
хребтом и движущей силой этой партии,
без которых гитлеровские  заговоржики

ой программы от основных принципов 2  не смогли бы реализовать евои преступные

теталей».
Гитлеровская партия неотделима от ги»

планы. : :
Руководящий состав был особой избран-

теровокого правительетва, от СС, гестапо 1   ной группой внутра самой гитлеровской.
	других преступных организации гитлеро- ‘партии и как таковей н^делен специальными
	прерогативами. Политические руководители
были организованы в соответствии с прин-
ципами фюрерства, которые применялись не
тольво к Гитлеру, но и ко всему руководя
щему составу. 3

«Основа партийной ‘организации — это
принции фюрерства»,— указывалось в орга-
низационном уставе. немецко-фашистекой
партии.

Каждый политический руководитель
принимал присягу. В соответствии с пар-
тийным уставом текст присяги был еле-
дующий: «Я клянусь в нерушимой верно-
сти Адольфу Гитлеру. Я клянусь беспре-
кословно повиноваться ему и назначенным
	  им руковотителям».
	свого режима, как неотделимы сидящие в
скамье подсудимых гитлеровские. вожаки т
палачей Освениима и. Майданека, Бабьез-
Яра и Треблиеки.

«То, чего я достиг, — говорит Te-
лер, — знает партия, благодаря которойя’
стал великим и которую в свою очередкя
возволичил ».

Напомтнаю, что несколько  поздив,
1.Х1-—1933 г.. был издан закон «06 обе-
печении единства изртни и госуларства» в
котором указывалось: «После побелы най-
онал-социалистской ^ революции немецу-
фашистская партия является носительн-
цей немецкой государственности и нер-
рывно связана с государством.

Для обеспечения теснейшего сотрули-
чества партийных опганизаций с госулд-
ственными учреждениями ‘reper
фюрера назначается ‹членсем имперекоо’
правительства».

$ 3 этого закона провозгласил членв!
фантистской партии и штурмовых отрязв
(включая подчиненные им организаци’)
«руководителями и движущей силой Hamp
нал-социалистекого госузаретва». .

Закон от 1.ХП—1933 г. был основнй -
мерой. которая... об-почита, руководяще!у
составу преступной гитлеровской. парти
полную политическую власть в Германи,
Т. К. этот закон устанавливал, что гитлерб-
ская партия является «олицетворением 2-
сударства». Г

Чтобы склонить на сторону фашистеко
реяуима массы населения, гитлеровцы, в-.
ряду со спекуляцией на национальн:х
чувствах и неслыханной социальной дем-.
гогией, пустили в хол самый беззаетену-
вый социальный подкуп. Были сездаы
коупные организании: ‚ союз гитлеровеюй
молодежи, «Рабочий фронт», штурмовим,
СС-овцы и т. д. Многочисленных WICHB
этих организаций они связали с фашие-
CREM релимом не толыш веевозможный
привилегиями и материальными выготам,
но круговой порукой совместно совершн-
ных преступлений, А против элементз,
незовольных режимом, действовала THD-
ническая маштина террора с ее разветвле-
ной сетью сыска, итгевокация, предател-
ства, концлагерей, скорострельной ют:
ЦИИ.

Система сочетания руководящих хотжн
стей в гитлеровской партии с руководящим
должностями в террористических организ:
циях — СС, СД, гестапо, — и правител!
ство сиссебствовала осуществлению пл!
нов фашистских заговорщикоз, еблегчаз
осуществленле планов подчинения HW Rol
троля. над германским народом и госуда]
ством.

Рейхефюрер СС Гимумлер-—дновремент
являлея  рейхслейтером немецко-фашисе:
ской партии.

Рейхелейтер Розенберг — был гечералч
CC a CA.

TANBYH SOHN 9 TUS, USO немецкии
вознно-морской флот соблюдал законы во-
внно-морокой войны.

Предеедатель Трибунала предоставляе
слово бывшему руководителю гитлеровской
молодежи Бальдуру фон Шираху. Полеми-

Теринг, как и в прежних своих показа-
пнях, годословно утверждает; будто он «но
хотел войны», «не способствовал ев раз-
вязыванию» и т, п. Под regen Теринг
пытаетея разжалобить Трибунал смехотвор-
ным заявленксм 0. том. что им-де двитали
		Затем продседатель Трибунала продостав-
ляет слово подсудимому Рудольфу Гессу.
Как известно, во время процесса Гесс за-
явил, что заявления защитника о том; что
он, Гесс, является ненормальным, необоено-
ванны. [есс еозналея, что невменяемость
он симулировал из тактических соображе-
ний. Сейчае Гесс. произносит бродовую
речь, показывающую. что он вяовь симу-

отрицать свою вину. Подсудимый озухель
в своем последнем елове лицемерно заяв-
ляет, что преступления, выявленные га

‘этом процессе, «поразили ‘его в сам

сертце»,

Точно так же, как и большинство пол-
судимых, Заукель лжет, что начало войны
было для него совершенно несжиданных я
что он не принимал участия в полтотовке
	лирует сумасшествие.
	что он не принимал участия в подтотовке
и развязывании агре-сивных войн. Этот
	В конце своей рочи Гесс заявляет, что   всему миру известный и уличенный рабо-
	OH остаетея послетователем Гитлера.
	Риббентроп свою речь читает по бумаге.   CTHO лжет, заявляя, что он якобы требовал
Прежде всего подсудимый обиженно заяв-   «корректного и гуманкого» обращения с
ляет, что на него возлагают ответствен-   инсстранными рабочими.
ность за руководетво внешней политикой, Подсудимый Иодль в отдичие от других
которой якобы руководил другой. Дальней-   подсудимых произносит cBoe  последнев
шая речь гитлеровского люлоста наполнола   слово без заранее подготовленного текета. 0я
	антисоветокими измышлениями,
	прибегает к разоблаченному уже приемт.
	Председатель Трибунала предоставляет   заключающемуся в том, что вою ответст-
последнее слово подсудимому Вильгельму   вонкость возлагает только на Гитлера, по-
Вейтелю. Один из вдохновителей агрезсив- ! скольку он отсутствует. Себя же Hols
ной политики глтлеризма пытается уверить   пытается представить в роли человека,
Трибунал, что он якобы понятия не имел   лишь выполнявшего вой должностные
	0 захватничееких планах.
	пИШЬ ВЫПОЛНЯВШогО COOH дОоЛАностные
функции.
Велет за Подлем свое послетнее слово
	Последнее слово палача Вальтенбрунно-
	ра, по существу, является кратким изло-   произносит подсудимый Папен. Он читаст
	жонием его показаний, которые он в свсе   его по бумажке. Свое тесное сотрудничество
время давал перед Трибуналем. Хотя Три-   е Гитлером, как и ранее, во время перекус-
бунал предупредил, что подсудимые в по-   стного допроса, Папен оправдывает стрех-
слодних словах не должны повторять тото,   лением выполнить желание и волю Гинден-
что они говорили, выступая 3% свидетель-   бурга. о

ским пультом, или что содержалоеь в речах Подсудимый 3ейсе-Инкварт, опразлывая
их защитников, Кальтонбруннер обошел   захват гитлеровцами Австрии, свое личное
	участие в насильственном захвате Австрии
нэ считает преступным. В заключение
Зейсс-Инкварт восхваляет Гитлера.

Своз послетнее слово полеудихый Шнеет
	это указание. Приняв с самого начала так-   участие в насильствевном
THRY отрицать все и вся. он продолжает   нэ считает преступным.
	прерржисатьея @2 до ‘самого конца.
	Следующий лоснный преступник Аль- Свод последнее слово подсудимый Шнеер
фрет Розенберг также в своем последнем   начинает заявлением о том, что Гитлер п
слове продолжает лгать, отрицая свою вину   его система причинили германскому народу
	34а совершенные им преступления,
	эго система причинили германскому народу
невероятные ‹тралания. После этого нро-
цесса, приэнаст Шлеерт, немецкий народ
	Палач польского народа Гане Фознк,   Цесса, признает Шпеер, немецкий наро
проязнося свое последнее елово, осуждает   будет презирать Гитлера и проклинать @го
	Гитлера. Франк характеризует путь гитле-
ризма, как путь политических безуметв,
путь уничтожения и смерти, путь аван-
тюр. Но, пытаясь выгородить себя, Ганс
Франк становился в позу человека, не
имсющего отношения к‘ гитлеровеким пре-
ступлениям.

Подсудимый Юлнусе Штрейхер вею визу
за зверские преследования и масеовые убий-
ства евреев возлагает целиком на отсут-
струющего Гитлера.

Лоуренс предоставляет слово подеудимо-
му Вальтеру Функу. Последний заявляет,
что он служил гозударетву как чиновник,
основываясь на своем «елужебном долго».
Принятие от СС в имперский банк вкладов,
состоявших из золотых колец, брас логов,
зубов, драгоценных камней. из’ятых у
	 зачинщика всех несчастий. Однако в
А последнем слове гитлеровский мп-
нистр вооружения обходит молчанием тет
факт, что при его, Шпеера, помощи гит-
леровекая Германия совершила чудовипеное
покушение на культуру и цивилизацию
мира, а гитлеровская армия при помощи
своей техники уничтожила вое, что создал
человоческий разум.

После Шпеера, свое послехнее слоро про-
ионоспт подсудимый фон Нейрат.

Затем. председатель вызывает последнего
подсудимого — Ганса Фрича, заявившего,
что ол не ечитает собя виновным.

Посло Toro, Rak Boe подеудимые произ-
несли свои последние слова, председатель
Трибунала Лоурене об’являет, что Трибунал
	зуоов, драгоценных камней, изятых У  внимательно рассмотрит заявления, сделан-
жертв гестапо, Функ расценивает лишь   HW MOICVINMEINA.
	Лоуренс заявляет:
«Теперь Трибунал сб’являет ‘перерыв ло
	Бак выполнение своего «долга». Подсули-
мый. заявляет. что во многом его якобы
	ооманули, а во многом ол сам был бепе-
чен — и только в этом он видит свою вину.

Выступая с поеледним словом, подеуди-
мый Шахт своп преступления скромно
именует политической  опыюкой, которая,
10 его словам, заключалась в том, что он

23 солтября и удалится на совещание для
вынесения притовора. В этот день приго-
вор будет отлашен. В том елучае, если бу-
дет необходимо отложить дату оглашения
приговора, ‘будет сделано соответствующее
0б’явление».
	Прибытие в гренландский порт Туле
кораблей американского флота
	Туле увидели такой большой корабль, ках
американская авиаматка. В датских кругах
псоледовзателей Гренландии не рассматрева-
ют данный поход как сетеационный в плане
арктической экепедиции. Это время года яв-
ляется лучшим сезоном для похолов в Ту-
ле, & временами можно даже пройти туза
без того, чтобы ветретить на пути лет. Аме-
рикано-канадекий поход в Ледовитый океан
имеет поэтому скорее военно-полатическое,
чем полярно-экспедиционное значение».
Газета «Нашональтиление»,  касаягь
значения амеряканекой экспедиции в райо-
не Гречландии, пишет; «Это является но-
вым звеном в маБеврах, которые прозодят-
ся в районе «операционной базы Соверчего
полюса». Великие державы, как видно, со-
гласны с генералом авиации Арнольдом, ко-
торый год тому назал заявил: «Булупио
войны будут происходить в районе Ссверно-
го полюса ¢ Гренландией. Ислаелией и
Аляской в качостве пехолтых 622>
		БОПЕНГАГЕН, 31 августа. (ТАСС). 0т-
дел прессы мнесии США в Коленгатене
опубликовал следующее сообщение:

«Крупный корабль американского фло-
та и корабли берегорюй обороны ирошли че-
рез арктические воды до. гренландского пор-
та Туле, находящегося всего в 950 милях
от Северкого полюса и являющегося самым
северным пунклом, которого достигали боль-
шие суда в это время года. С лелоколом ро-
	енно-морского флота и ледоколом береговой.
	обороны лошла ло Туле авиаматха воюи?-
	мещением в 13 тыгяч тонн. На борту авта-.
	матки находямя ^ патрульных ‹амолета,
которые должны вести разведку ледовой
обстановки впереди кораблей. Указанные
корабли должны по плачу продвинуться
дальше на север, чтобы исследовать усло-
Бия мороплаватия, условия погоды в сезвер-
ных шяротах Ледовитого окезна и приучить
команды К холодной погоде.

Газета «Политнкен», комментируя это
сообщение, пишет: «Bnepesie oenuyecn в
	Шахматный турнир
B Гронингене
	ТААГА, ЗТ августа. (ТАСС). Сегодня в
Гронинтене состоялось доигрывание ‘неокон-
ченных партий. 0’Келли выиграл у Beps-
штейнз, Коттнауэр добилея победы ‘над
Найдорфом, Котов проиграл Стейнеру. Вни-
чью закончились партии Ботвинник—
Флор, Смыслов-—Яновекий, Вилмар-—Най-
TOM.
	Носле 14 туров лидером турнира явля-
ются Ботвинник и Эйве, имеющие по 11,5
очка. Смыслов и Сабо имеют по 9,5 очка.
По восьми очков — Флор, Денкер, Штольц
и Найлорф.. - oF

В понедельник cocrontes 15- typ. Han-
более интересные встречи: ВБотвинник —
Яновекий, Эйве — Вилмет.
	48, Телефоны: для справок — доб, 44; отв. секретарь редакпии --
. 42: иностранный отдел — доб, 35; отдел культуры — поб. 49:
	Рее политические руководители ‘назна-
чались в порядке специального подбора.
Разница была только в том, что одни-рей-
хслейтеры, гаулейтеры, крейслейтеры-—на-
	   значалиеь лично Гитлером, другис—руково-
	дители управлении и отделов-—гау и крей-
са, а также ортегруппенлейтеры — гаулей-
терем, а такие политические руководители,
кап целленлейтеры, назначались крейслей-
тером.

Перед вами, господа судьи, прошли мно-
гие из этих, рейхслейтеров и гаулейтеров.

На скамье подсудимых сидят рейхелей-
теры Розенберг, Ширах, Фрик. Вместе с
отсутствующими рейхслейторами Борманом,
Гиммлером, Леем, Геббельсом они составляли
руководящую верхушку гитлеровской пар-
тии и правительства, и они же были ру-
ководителями фашистского заговора.

Вот сидит гаулейтер Франконии —
Штрейхер. Работорговец Заукель — гаулей-
тер Тюрингия. Вы слышали о палаческой
леятельности на Укрзине Эриха Коха.
Эрих Кох был тоже  гаулойтовом.
Гаулейтер Нижней Штирии Юберрейтер
руководил массовыми расстрелами и каз-
нями в Югославии. Я напомню несколь-
ко кратких записей о его деятельности.

«30. \1—1942 г. В районе Цилли за
отчетный период было произведено 105
расстрелов и 362 ареста... Начальник по-
лиции безопасности в течение ближайших
двух недель очистит тюрьму. Часть заклю-
ченных будет переведена в другие тюрь-
мы, часть будет расстреляна. Таким обра-
30M, мы подготовим помещение для бли-
жайшей кампании шитоких масштабов».

«30. У--1912 г. В Цилли расстреля-
но 67 человек. Среди них шесть женщин»
ИТ. д. ’

Гаулейтер Вагнер свиренствовал в Эль-
nace, таулейтер Тербовен — в Норвегии.
Руководитель заграничной организации
немецко-фаптистской партии — гаулейтер
Боле насаждал и руководил широкоразвет-
вленной питионско-диверсионно-террооиети-
Чаекой сетью за грачицей, созлавал так
называемые «пятые колонны» в различных
странах.
	Продолжение следует.
	Президиум Верховного Совета РСФСР на-
значил тов. Герасимова Парла Константи-
	Нвича министром вкусовой промышлен-
ности РСФСР.
	ПОПРАВКА

В напечатанном в нэщей газете от 31 авгу-
ста отчете о Сессии Верховного Совета
Украинской ССР пятый абзац сверху читать
так:

Тов. Хрущев подробно останавливает-
ся на задачах восстановления угольной про-
мышленности. Соэднесуточная добыча угля
в Донбассе в 1950 году должна увеличиться
против нынешнего урозня почти в 2,2 раза,
а против довоенного — на. 9,3 пооцента.
Должно быть закоччено восстановление 164
шахт и построено 60 новых. Большое разви-
тие голучят угольная громытлечность в
пэазобережных, зэпадных и Закарпатской
областях. Украины,
	Ответственн:й редакто?
П. МУСЬЯКОВ.
	АДРЕС РЕДАКЦИИ п ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва. Спартако
Е 1-68-19; отдел боевой подготовки — доб. 28; отдел пропага
отдел информации — доб. 43; отдел писём — доб. 94; н
	вская ул., дом 2, Комматор редакции: Е 1-40-40 до Е 1-40-
rapt ~ 06, 40: oTnea napitnefi и комсомольской жизни -— доб
„люстрапионный отдел — 0. 27: начальник излательства с
	Типография газеты «Првда» имени Сталина,