(2307 ~
	_КВАёНЫЙ $46
		онфер
	ставитель итальянского правительства, вы.
ступивший здесь со своим заявлением.
Глава советской делегации Молотов го-
ворил, что для Югославии Триест — глав-
ный и даже единственный порт, имеющий
	  государственное значение, Оторвать Три-
	ест от Юлийской Крайны — значит лииить
Югославию ее единственного крупного пор-

та и вместе с тем поставить сам Триест в

положение; когда он будет лашен: осзювы

для дальнейшего. развития и под’ема.

Вот почему советская делегация прихо-
дит к выводу, что не может быть вомнения
в том, что переход к Югославии Триеста
обеспечит благоприятные условия для его
развития как порта и как торгово-промыш-
ленного центра для обширного края.

Имешнню это имеет в виду. проект решения
Совета министров иностранных дел в отно-
шений Истрии и образования свободной тер-
ритерини Триеста. Это решение не удовле-
творяет некоторые делегация и раныше все-
го — делегацию Югославии. Но решение,
предлагаемое Советом министров инострак-
ных дел, есть минимум осуществления
справедливости. Известно, что в политике
иногда приходится итти на такой минимум,
ибо политика-—не арифметика, где дважды
два — четыре. С этим следует считаться:
Этим решением Совета министров иностран+
ных дел недовольны, с другой стороны, и
те, кто поспешил здесь отвести от себя о-
дозрения в том, что они являются алвока-
тами итальянского империализма. Так, в
тастности, поступила бразильская делега-
ция, несмотря нз то, что никто ее здесь‘ не
называл mo имени. Выходит по старой рус-
ской пословице: «На воре шапка горит».

Но я не буду останавтиваться на этих
делегациях. Вернусь К итальянской делега-
ции. Бономи в евоем выступлении сослался
на доклад комиссии экспертов по итало-
югославской границе, в частности 5а пункт
76 этого доклада, в’ котором говорится о
терраториальном размещении итальянского,
хорватокого и саовенского населения Ист-
рии. Но, к сожалению, Бономи, следуя ©в0е-
му методу, сослался лишь на одну Часть
хоклада, которая ему выгодна, а именно на
ту часть, где товоритя © размещении
итальянского каселения, и совершенно не
упомянул в хорватеком и словенском насе-
лении.

Между тем в пункле 76-м доклада ко-
мисени ‘экюпертов указано следующее:
«Хорвалекое и словенское население живет,
тлавньее образом, в сельских местностях,
которые в эначительном числе расположены
вокруг городов, населенных итальявцами.
Это население, кроме того, расшрострави-
лось к берегу в трех главных направлени-
ях, а именно — к северу от реки Дратоный,
10 t66 стороны канала Леме, на` южной око-
цечноети полуострова южеее Полы».

Не останавлизаясь цалее нз подробно-
стях, скажу лишь, что в 1910 голу италь-
янцы составляли большинетво лишь в 16
административных коммунах Истрии из
43, а по данным 1945  года-Только в
8 коммунах из 43.

Следовательно, на основе статистических
данных с 1910—1945 гг. можно сделать
следующий вывод: итальянсков население
в Истрии сосредоточено в виде отдельных
островков на узкой прибрежной‘ полосе н,
главным образом, в некоторых городах.
Все остальное население, подавляющее
большинство, две трети-—славянское насе-
ление, которое определяет жизнь и тех
горохов, где имеется некоторое преоблада-
ние итальянского наесления. Поэтому, когда
Бономи вновь и вновь повторяет в Париже
то, что говорил почти год назад итальян-
екий делегат в Лондоне, а в Лондоне повто-
рял то, что почти 30 лет тому назад в Пари-
же’ говорил итальянский премьер Орландо,
то это доказывает только, как живучи в
итальянских правящих кругах ‹ национа-
листические захватнические стремления. и
аппетиты. Бономи вновь алчет и жаждет
Западной и Южной Истрии, этих исконных
славянских земель,  об’являя. алчность
итальянских ‹ захватчиков  справелливо-
стью. Бономи— против образования свобод-
ной территории Tprecta. Предложенная
граница Советом министров иностранных
дел для него неприемлема, и неприемлема,
	‚говорит он, с оборонной точки зрения,
	ПАРИХ, 5 сентября. (Спец. корр. ТАСС).
Как уже сообщалось, вчера на заседании
военной комиссии греческая `делогация
внесла поправку к статье 58-й Мирного
договора с Италией. Она требовала от. Ита-
лий возмещения всех военных материалов
и вооружения, захваченного итальянской
армией в Греции, а также возмещения. того
греческого военного ‚имущества, _ которое
зыло уничтожено итальянцами в ходе вой-.
НЫ. р
Вчера же греческий делегат, когда. ему
указали Ha TO, что все излишние военные
материалы в Италии поступили в распоря-
жение союзных государств, снял свою по-
правку. Олнако сегодняшнее заседание ко-
уиссии снова было посвящено обсуждению
этой уже однажды снятой поправки.

Оказывается, снимая поправку, грече-
ская делегация вовсе не отказывалаеь от
своих требований. Она считала, что обсуж-
деняе 58-й статья просто откладываетея до
удобного случая, и воебще с обеуждением
	На Париж
	ПАРИЖ, 5 сентября. (Спеп. корр. ТАСС). :
	На сегодняшнем заселании комиссии по по-
литяческим и территориальным вопросам
хля Италия продолжалось ‘обсуждение во-
проба об итало-югославской границе,
	Мы знимательно выслушали здесь за-
явлёние представителя итальянского пра-
вительства, который не ограничился тем,
что изложил свою и своего правительства
точку зрения, непосредственно касающуюся
вопроса о границе между Югославией и
Италией, но расширил рамки своего доклада
и значительно углубился в историю. Он
дошел в этом отношении, как он сам выра-
зился, до дней или до времен древнего Рима.
Он это сделал для того, чтобы уверить ко-
ниссию, уверить здесь. всех HAC B TOM, 4TO
Юлийская Ерайна на протяжении, как он,
ие’ щадя слов, говорил, столетий рассмат-
ривалаеь итальянским народом как неот’-
емлеёмая часть итальянской территории. В
подтверждение этого своего тезиса г-я Бо-
номи ссылался на выдающихся итальянцев,
в числе которых был и великий Данте, имя
которого он напомнил, как одно из тех
имен, кто считал Юлийскую. Крайну землей
Италии и кто тогда еще своим проница-
тельным взором предвидел, очевидно, с0-
тлашение 1915 года и Раппальский договор
1920 года. Нетрудно будет, однако, пока-
зать, что все эти рассуждения в высшей
степени надуманы и векусственны и не за-
служивали бы, в сущности говоря, внима-
ния, если бы они нё были рассчитаны на
такого рода словесный эффект.

`Я не сомневаюсь в том, что тезисы, ко-
торые пытался здесь защищать предста-
витель ятальянского правительства, не бу-
хут приняты Еомисопей, которая не пойдет
за логикой представителя итальянского
правительства уже по одному тому обетоя-
тельству, уже по одной той причине, что эта
логика лишена основания, та как не оти-
рается на действительно исторические
факты. Этих фактов не было в заявлении
представателя итальянского правительства.
Факты‘ он заменил рассуждениями и
абстрактяыми заявлениями, находящимися
в резком противоречли с действительно-
Стью.

Бономи‘ не‘ остановился nepey прямым
извращением событий, о которых он гово-
DEA, и, в частности, тех, которые связаны
с первой мировой войной, проходивших ва
глазах многих ‘из нас пли, во всяком слу-
чае, у значительного чисаа тех, кто сей-
час участвует в работах Парижской Мирной.
конференция; событий, которые у всех нас
в памяти. Поэтому нельзя оставить .без BEE
мания этот произвол и эту псёвдоисторию,
которую здесь изложил представитель.
итальянского. правительства в своем заяв-
лении, которое мы здесь заслушали 2 сея-
тября. Бономи, говоря, например, о воен-
ых событиях 1915 года, о первой мировой
войне, сделал это в такой форме, что
выходило, будто итальянским войскам так-
же принадлежат лавры разгрома Габебург-
ской монархии, освобождения от австрий-
ского тга славянских народов и образова-
ния Сорбекого государства. Бономи прямо
заявил, что зевобождение Сербии и предо-
ставление словенам и хорватам‘ возможно-
сти соединиться в новое государство были
охвой из военных целей Италия. Бономи
дошел до того, что возвеличивал здесь
Раппальский логовор 1920 года, который,
как известно. ограбил Югославию, тогдат-
nea Сербо-Хорвато-Словенское : королев-
ство, Надо сказать, что в этом позорном
акте: — величайшей исторической неспра-
веллавости, которзя былз учинена в отно-
шезии слазянсках народов, — принимал
автивное участие Бономи, бывшай тогда
военным министром, вместе с тотдашним
премьер-министром. Италии Джиолатти и
мпнистрьм пностраяных дет графом Сфорпа.
На этому договорулкак известно, от Сербо-
	Первая мировая’
	Фальсификация истории
	Юлийская Крайна
	енцщии
	Бономи решился здесь заявить, чт)
предложенная Советом министров па.
странных дел граница между Италией и
Югославией неприемлема для Италии ¢
оборонной точки зрения, так как она бул
то бы оставляет Италию открытой для на-
шествия-и создает возможность для агрес+
сора окружить итальянскую _ территорию
по направлению к морю.

0: каком нашествии говорит Бономи? 9
каком агрессоре, угрожающем Италии, го-
ворят’ реакционные › итальянские круги,
не скрывающие даже сейчае своих агрес-
сивных вожделений? Такие разговоры —
это не что иное, как попытка  отвеети
внимание в другую сторону, ‘прикрыть
собственные агрессивные намерения крика-
ми об угрозе агрессией. Бономи здесь го-
ворил, что образование своботной терри»
тории Триеста нарушает этническое рав-
новесие. Во имя укрепления этого вылу-
манного этнического равновесия‘ Бономи
требует включить в свободную территорию
Триеста’ западную и южную часть Истрия
вместе с портом Пола, ги

Таковы домогательства ^ нынешнем
итальянского правительства,  прикрывае
мые криками © справехливости. Эти доме:
гательства должны быть решительно ог
	вергнуты. Мы хотим верить, что ‘они буду?
	безусловно отвергнуты.

Мирной К
	Вышинский обстоятельно обосновал пози-
цию советской делегации в вопросе об
‘итало-ютославской границе и судьбах Три-
	ской
	выражение в речи представителя итальян-
ской делегации Бономи, Вышинский указал
на грубую фальсификацию истории, допу-
шенную этим небезызвестным вырззите-
лем чаяний итальянских агрессоров. Затем
	С большой речью выступил предетави-
тель советской делегации Вышинский, под-
вергший всестороннему анализу эту прь-
блему. Остановившись на имперналистиче-
ских притязаниях Италии, . нашедших свое
	Речь А. Я. Вышинското -
	Хорвато-Словенского государства отняли в
пользу Италия Истрию, Зару, Лалматинское
побережье, острова Керсо, Люсинф, Лагоста,
Пелатоза, небольшие островки и даже
скалы.

Если бы у нас было больше времени, то,
несомнённо, представило бы значительный
интерес остановиться более подробно на
анализе этого Раппальекого договора так
же, как было бы небезынтересно остано-
виться нз договоре 192.4 года, который был
подписан уже самим Муссолини, посвящен-
ном так называемому экономическому раз-
витию Фиуме, прикрывавшем захватниче-
скую политику Италии.

Возвращаюсь к 1915 году. Я хотел бы
спросить, неужели итальянский представи-
тель рассчитывал на безнаказанность тако-
го бесцеремонного обращения с фактами,
которую он допустил, излагая в своем вы-
ступлении события 1915 года, с фактами,
хорошо известными и точно установленны-
ми. 0 чем говорят эти факты? Эти факты
говорят совершенно не о том, о чем здесь

говорил Бономи. Эти факты говорят о том,
aro Габебургская монархия пала и Австро-
Венгерская империя распалась в результате
таких событий, как наступление русских
войск на Львов в сентябре 1914 года, раз-
гром и отступление двух австро-германских
армий, взятие русскими войсками в февра-
ле 1916 годз Перемышля со всеми тяже-
лыми последствиями этого для австрийцев.
Наконец, эти факты товорят о том, что из-
вестно в истории под именем Брусиловского
прорыва на Карпаты ‘летом 1916 года, за-
кончившегося разгромом ‘всего австро-гер-
манского фронта и пленением сотен тысяч
австрийских солдат и офицеров.

Вот факты, которые говорят 0 том, как
было дело в 1915 году в действительности.
Вот факты, которые говорят о том, где
лежат причины распада Габебургской. мо-_
нархии, причины ‘распада Аветро-Венгер-
ской империи. Эти Факты лежат раньше
всего в замечательных военных успёхах
русской армии, успехах, связанных с име-
нем одного из выдающихся русских пол-
ководцев того времени генерала Брусилова,

Бономи с удивительной развязностью
заявил здесь, ‘Чтог именно итальянские
войска освободили славянекие народы от
германского империализма, именно италь-
янские войска, ` которые, кстати сказать,
были, в прямом емысле слова, спасены
Брусиловским ‘разгромом. австро-венгерских
войск. Этот разгром австрийских армий
сорвал штурм Вердена и открыл широкие
перспективы национально-освободительного
движения славянских народов в Австрии.
Нельзя пройти мимо этих фактов. Италь-
янский представитель приписывает 0ево-
бождение славянских народов и obpa-
зование славянского государства успехам
итальянского оружия. Я не хочу злоупо-
треблять временем, но считаю нужным
сказать несколько слов в. защиту
исторической правды, ибо нельзя терпеть,
чтобы извращалась история подтасовыва-
кием ложных тезисов в защиту ложных
захватнических тенденций. Этих фактов
достаточно, чтобы восстановить историче-
скую правду и показать подллнное лицо
событий, столь непохожих на то, что здезь
говорил итальянский представитель, сле-
дуя, очевидно, печальной традиции яталь-.
SHCKEX политиков типа Фиовани, Джентиле.
и ему подобных фашистских писак, изо-
бражавших итальянскую военщину, вроде
генерала де Боно, Грациани, Мессе и др.,
чуть ли не в виде хревне-римеких repoes
и триумвиров.
война и Италия
остров), но Италия давала согласие на раз-
дел Албании.

Между прочим,,. Италия давала согласие
на раздел е тем условием, что за, ней будет
признано право представлять Албанию во
всех внешних сношениях. Этот факт, доста-
точно ясный сам по себе, говорит. дей-
ствительных мотивах. участия Италии в
первой мировой войне на стороне Антанты.
Именно 23 ary цену —. Истрия, Далматян-
ское побережье и вдобавок английский заем
в 50 млн. фунтов стерлингов, — за ату цену
Италия согласилась выступить против Гер-
мании, согласилась, как выразился Боно-
ми, бороться против германского империа-
лизма. Нельзя отказать в проницательности
итальянским политикам. Момент был выбран
удачно, Италия обязалась выступить про-
тив своих союзников Германии и Австрии,
пожелав получить за это земли так назы-
ваемые Цайа irridenta, получив за это
немалую толику презренного металла, Я не
думаю, что по этому поводу можно найти
что-нибудь у поэта Данте, на которого со-
слалея Бономи, но у поэта ТАннунцио,
известного своими бредовыми фашистскими
«идеями», можно безусловно найти что-либо
подходящее. Я порекомендовал бы Бономи
обращаться за воодушевлением скорее к
ДАннунцио, чем к Данте. ^

Таковы факты. Этя факты можно было
бы суммировать и дать следующую харак-
теристику Италии 1915 года.

«Италия революционно-демекратическая,
т. е. революционно-буржуазная, свергшая
иго Австрии, Италия времен Гарибальди
превращается окончательно нз наших гла-
зах в Италию, угнетающую хругие народы,
грабящую Турцию и Австрию, в Италию
грубой, отвратительно-реакдионной, гряз-
ной буржуазии, у которой текут слюнки от
удовольствия, что и ее допустили к дележу
добычи» *).,

Вот слова, которые полны глубокого сар-
казма и глубокой исторической правды. Эти

слова принадлежат великему строителю со-
вотекого государства В, И, Тенвву.

Таковы факты,
	отвечающей действятельноети Hepenacsw  } gp Юлийской Крайне весьма значительно
	превышает итальянское население. Это 0б`-
ябняется тем, что Юлийская Крайна с ‘ег
	известным историческим прошлым являЕ1»
	ся такой же югославской территорией, как
и другие соседние ‘е ней части Югославии.
На заголании Совета министров инюст-
	панных дел осенью 1945 гола в Донлоне.
	глава советской делегации на нынепаней
‘конферекции В. М. Молотов по этому 1 пово-
пу говорил следующее:
	«Что будет означать. перехол.Иетрии в
	руки Италии?’ Еели говорить откровенно,
то это булет означать захват чужой терри-
тории. Для чего нужно захватывать чужую
территорию? Дая того, чтобы развертывать
свою политику движения на Восток. Из
тстория известно, что этой политики  в. те-
чение долгих лет` придерживалась Герма-
	ния, а также и Италия. Мы энаем хорошо,
	что вопрос 9 захвате славянских террилто-
	рий в течение определенного времени ието-
	NHE владел уузми правителей Германии.
	Эта политика «Дравг нах Остен» — лви-
	жения на Восток за счет славян получила
	CB0G RYVENFRAUBOHHOO PASDATHO B NOMETHKO
титлеровской Германии, которая хотела за-
хватить Украину, Белоруссию и т. д, В Ита-
Лии эта политика также имеет исторические
корни. Она. нашла свое развитие в тех за-
	хватнических планах, которые осуществлял
Муссолини, правда, не только за счет сла-
вян, но прежде всего за счет славян, по
крайней мере в Европе»,

Это было сказано до начала Парижской
Конференции, это. сказано до: выступления
де Гаспери, до выступления Бономи в на-
шей комиссии. Нетрудео убедиться. что 0с-
новное направление нынешней итальянской
политики ничем не отличается от того, что
уже было отмечено в халаклеристике. дан-
ной В. М. Молотовым. Так обстоит дело ©
	Юлийской Крайной.
	Югославия
	1945 года, При всей неоднородности этни-
ческого состава этой области основную.
часть населения составляют южно-славян-.
ские народы: словены и хорваты, которые
сплошной массой занимают вею территоряю,
почти девять десятых этой области.

Безусловно и неоспоримо установлено,
что в этом славянском море вкраплены
небольшие островки итальянского населе-
ния, которые не образуют единого пелого
ни экономически, ни этнически, призем
итальянцы, это тоже факт, живут прелму-
щественно и даже исключительно в городах
Триесте, Горице, Фиуме, Пола, а. также по
нижнему течению реки Изонцо (Градиека,
Монфальконе), в. районе западного побе-
режья Истрии (Каподистрия, Пирано, ` Па-
ренцо, Равиньо), а также в северо-западной
части полуострова (Буйе, Монтона, Пивгу-
енте, Пизино). Это факты, о которых никто
не спорит, но которые ничего не решают,
факты, которые можно учесть, с которыми
нужно считаться, но которые ничего не рс-
шают, а решают то, что.Юлийская Крайна
по своему этнографическому характеру яв-
ляется словенской областью, словенской
землей,

По переписи 1910 года, на территории,
которая позже вошла в- состав италь-
янской области Венеция-Джулия, проживало
480.000 словен. По югославским петочни-
кам их число должно быть увеличено до
600—650 тысяч. Если учееть, что общая
численность населения этой области состав-
ляет 1 миллион человек, выходит, что сла-
вяне составляют примерно две трети насе-
ления всей Юлийской Крайны. По данным
австрийской переписи 1910 года, страдаю-
щей явным преуменьшением числа славян,
живущих в Юлийской Крайне, итальянское.
население составляло не более 330.000 че-
ловек. Следовательно, словенское население
	Триест и
	Мы выслушали здесь заявление
слазской делегации. Должен сказать.
	это заявление не могло не произвести впе- 1
чатления силой приведенных в нем фазтов.
	силой своей правды. Советская делегация
считает, что соображения  ютоелавеког
правительства не могут не привлечь вит-
мания комиссии, а выдвинутые ютоелав-
ской делегацией предложения не могут
	не потребовать тщательного изучения п.
учета при окончательном решении poy.
		Советская хелегация, как я уже сказал.
	считает решение, принятое Советом мя-
нистров иностранных дел, минимумом стра:
	ведливости и выражает надежду, что Кон-.
ференция достойно справится со своей за-.
	дачей, установив югославо-итальянсктю
границу в соответствии с принципом ува-
жения прав и интересов славянских наро-
дов, законно требующих устранить, уни
чтожить грубое нарушение их справедлн-
вых интересов и прав.

Нам предлатают отложить решение во-
проса ® Триесте ва один тод. Это вредное
и опасное предложение, и его также следует
отклонить.
	Бономи закончил свою речь призывом &
справедливости. Да, нужно помнить о спра-
ведливоети. Историческая  несправедля“
вость, совершенная 26 лет тому назад,
должна быть исправлена. Справедливость
должна быть восстановлена. Проект. Мир-
ного договора с Италией, выработанный
Советом министров иностранных дел, идет по
этой линии — по линии исправления рап=
пальской несправедливости.  Спразедли«
вость должна воодутщевлять нае веех в нач
шей трудной работе. Но понятие © спраз
ведливости бывает различное, и спразелли
вость справедливости — рознь. Нельзя го“
ворить о справедливости, посягая на: чужие
	земли. Нельзя прикрывать! тромкихя ем
вами о справедливости попытки захвата *
	чужой территория. Мы против такой, так
называемой, справедливости, так как в дей
ствительности это было бы воще
несправедливостью.
	Не так, очевидно, думает юхло-африхан-
ский делегат, который заявил зле: что
	еще не мало должно быть принесвно зкертв ^
	и крови. для установления мира. Мы отвер-
гаем такую постановку вотроез. на: Марной
Конференции. Советская делегация-—33 прочы
ный мир, который должен и может быть
построен HA прогрессивных демократиче=
ских началах, а не на каких-то других,
которые бы балансировали между войной и
миром. Мы хотим такого мира, который осно“
вывался бы на признании и безоговороч»
ном проведении в жизнь принципов права
й справедливости, отвечающих позлинных
интересам народов, требующих уважевия и
признания их суверенных прав. Утвержле-
‘ние такого мира -— ветикая и благотолиая
		жить, работать, бороться.
	и
		А как обстоит дело е Трпестом? Что
представляет собой Триест? Раньше всего
нато юбратать внимавие на такую огобен-
ность Триеста, как то, что-вокруг Триеста
расстилаются необозримые славянские по-
ля. Триест — это центр всего. края, его
главный движущий нерв, его основной жиз-
ненный рычаг... Судьба Триеста органически
связана с сульбой всей области, всего края,

Вся история Триеста. говорит © том, чт
он. дышит славянским воздухом, его жизнь
наполняет славянский, дух. Покорив ист-
рийские поселения, венецианцы много ве-
ков назад пытались подчинить своей вла-
cra Триест. Они четыре раза на _протяже-
нии ХШ и ХУ веков захватывали Триест.
Триест был слаб, и.угроза со стороны: Ве
неции заставила Триест пойти в 1382 году
под покровительство. австрийского герцога.
С тех пор и вплоть до 1918 года, за исклю-
чением небольшого. перерыва — 1808—
1816 г. г.. когда Триест входил в создан-
ную Наполеоном   «Иллирийскую респуб-
лику», Триест входил в состав Аветрии,
являясь ев важнейшим портом на Адриати-
ческом море. В этот период Италия к Трие-
сту не имела никакого отношения, 0 каких
же столетиях говорил Бономи, на протяже-.
нии которых итальянский народ и «лучшие
люди» Италин мечтали и боролись за при-
соединение Истрии к Италии? 0 каких
столетиях? . а Loe

Все столетия говорят о совершенно про-
тивоположном тому, что говорил. здесь
Бономи. Они говорят, что Истрия и Триест
в том чиеле на протяжении столетий. ни-
когха не принадлежали Италии,

Накануне первой мировой войны Триест
был крупнейшим центром судоходства и
морской торговли в средней части Срели-
земного моря. Судоходные. компании Трие-
ста поддерживали, регулярные линии Cc
портами Восточной. Африкл,. Центральной
Америки, Ближнего и даже Дальнего Восто-
ка. Триест превратился таким образом в
важнейший морской порт. Он в то же время
превратилея в важный индустриальный
центр, гле особенное развитие получили
судостроительная промышленноеть, стале-
литейная и нефтеочистительная. Можно
сказать, что Триёст по своему портовому
оборудованию и пропускной способности
стоит в одном ряду с лучшими портами
Европы.

Триест был присоединен в 1918 году к
Италии, и с этого момента начинается па-
дение Триеста. Трлест хиреет, в то время
как Венеция за четверть века, ¢ 1913 по
1938 год, увеличила свой грузооборот в
полтора раза, грузооборот Триеста в руках
итальянцев сократился. Совершенно непо-
HATHO, если не принять во внимание один
мотив — заграбастать чужую землю, поче-
му так стремится Италия приобрести Три-
ест, когда у нее имеются десятки других
портов, в частности, в Алриатике, но зато
всем понятно, почему стремится к этому
Югославия, для которой Триест является
единственным портом.

То, что Триест яваяетея для Югославии
жизненным‘ центром, это понимали люда,
способные об’ективно и независимо мыс-
ить.

Я мог бы в этой связи сослаться на
Ллойд Джерджа, который осуждал Раппаль-
ский договор. Ллойд Джордж в своей Kane
«Правда о мирных договорах» писал, что
«война полностью расстроила понятие «60-
вестливости...». Когда Мирная Конферен-
ция в нарушение самих принцигтюв, BO BMI
которых мы ветупвли_в войну, позволила
Италии присоединить к своим владениям
территории, подавляющее большинство на-
селения которых предпочло бы присоеди-
HBTBCH к друтому суверенному государству
и где, если бы провести плебисцит, можно
ничуть не сомневаться в том, что промах
ное большинство отдало бы свои голоса в
пользу славян, а не итальянцев».

Я мог бы сослаться также на бывшего
итальянского премьер-министра Альфонс»
Ламармора, которого нельзя заподозрить В
симпатии к чему-либо иному, чем к воен:
ным авантюрам, который в 1886 году в
итальянском сенате заявил:

«Я викоглз не задумывался над вопросом
	ходило мне на ум. Все пятересы этого пор-
та, особенно его торговля, связаны с Севе-
ром. Самый город окружен славянским на-
селением, которое не желает иметь с италь-
янцами никаких отношений, помимо чисто.
коммерческих. Если бы Триест почему-
нибудь стал. итальянским, это явилось бы
источником крупнейших неприятностей и
бесконечной опасности». Это голос итальян-
	ца, которого нельзя заподозрить ни в ваком
либерализме. Но это голое человека, кото-
рый, несмотря на свэй политические пред”
рассудки, нашел в еебе силы для об’ектив-
	ного отношения к фактам.

Но это было в 1886 году. Позвольте
тогда сослаться на более поздний источник,
Я имею в виду книгу профессора Тоинби
«Триест и Италия», написанную в 1915
году, В этой книге высказываются , очёнь
ясно и твердо взгляды, к которым нёльзя
не прислушаться.
	Профессор Тоинби говорит, что в ‘пери-
	од борьбы за независимость Италия при-
няла в наследетво влияние Венеции в рай-
оне Адриатики. Но это влияние было не
всюду одинаково. Так, в Далмации италь-
янский элемент был совершенно незначи-
телен п» своему влиянию, и поэтому о
	притязаниях Италии на эту территорию нв
	может быть и речи. Тоинби утверждал
30 лет тому назад, что ходом своего эко-
номического развития. Триест уже тогда
становился портом мирового значения, а
его население росло за счет окружающего
славянского населения, с которым италь-
янцам пришлось разделить муниципальное
управление, в силу чего Триест не должен
быть включен ни в Италию, ни в Герма-
нию. Он должен войти, говорит даль-
ше Тойнби, иля в южно-ставянские 0б’е-
диненные государства или стать незави-
симой политической единицей пед гаран-
тией Европы. . Е

Олнако, по мнению профессора. Толнби,
последнее решение нежелательно, посколь-
ку подобное незначительное государство
не располагало бы достаточными средства-
ми для управления и защиты своих столь
экономически важных качеств. Нельзя ре-
шить его судьбу также без учета воли его
населения. Очевихно, — говорит . дальше
Тоинби, — что если результатом плебисци-
та было бы решение 0 присоединении
Триеста к южно-елавянеким государствам
в качестве федеральной единицы, то этот
вопрос мог бы считаться решенным.

Это—ясная позиция в защиту присоеди-
нения Триеста к Югославии. Е .

Это не что иное, ка ясное и недвусмые-
ленное . признание, что Югославия имеет
неоспоримые права на Триест.

Гарантия независимости, говорил .даль-
Me Touma, врях ли помешала бы поглоще-
нею итальянекого и немецкого меныпинств

алией и Германией, что быто бы для них
гораздо хуже, чем более или менее незави-
симое сотрудеичество со славянской нацио-
налыностью. Для сохранения мира в Европе,
рассуждает дальше Тониби, необхотимо,
чтобы национальные группы, силой вклю-
ченные в состав Австрии, получили бы не-
зависпуое национальное существование. К
тому же они имеют уля этого и экономиче-
скую базу. Сырье юго-востока, готовая
продукция северо-запада и морская торговля
Адриатического побережья дополняют
друг друга.

Ероме того, Триест служит экономиче-
ским связующим звеном между Балканами
и Средней Европой. Для процветания Сред-
ней Европы очёнь важно, чтобы эти эконо-
мические связи Триест не быля ‘нарушены:
Словения должна остаться открытым рын-
ком, где могут встречаться балканские и
другие европейские страны. Между Трие-
стом же и Италией нёт никаких эвономи-
ческих связей, поскольку экономика Ита-
лий, базирующаяся на водной энергии
Альт, тяготеет к Средиземному морю (порт
Генуя), а не к Адриатичёскому морю. Это
быть может один из основных доводов про-
тив передачи Триеста Италии. Таково мне-
ние по поводу Триеста и его судеб авторн-
тетного английского ученого.

Не достаточно ли я привел фактов и
высказываний, которые показывают. как
		Бономи ие постеснялся здесь, в Люк-
сембургоком дворце, ззявить, что целью
Италия в первой мировой войне было сбро-
слть терманский ‘империализм, это ето
зословное выражение, и одновременно ос-
воболить Юлийскую` Врайну. Итальянский
имнериализм в войне’ 1914—1918 rr.
Беночи изображал как освободителя сла-
вянских народов. =”
	Но как был. -в.  денствительно-
сти? По каким мотивам Италия вету-
ивла в первую мировую войну на стороне
Антанты? Какие. стремления и идезаы двл-
тали итальянской политикой, когда Ита-
лия вступила в войну, и как она ветупи-
ла в эту войну? Напомним и эти факты.
Павестно, что до мая 1915 года Италия
была в тройственном. союзе, составив
триумвират — Германия, Аветро-Веягрия,
Италия. Она быдла в союзе, таким образом,
BC германским пмперлализмом и с aB-
стро-венгерским империализмом, который
тащился в колеснице германского импе-
ризлизма. В то же время Италия заигры-.
вала с Антантой, выбирая удобный момент,
чтобы без риска для себя присоединиться
к тем, на стороне которых вероятнее вее-
то была бы победа. Это удалось Италии в
первой мировой войне, Как известно, это
совершенно. не удалось Италии во второй
мировой войне. Удача не веетда следует за
той политикой, которая уполобляет. госу-
ASPCTBO, проводящее такую. политику, ша-
калу, выпокивающему добычу. И вот в ап-
реле 1915 года Италия договорилась ©
лержавами Антанты, которые. больше по-
обещали заплатить, чем могла заплатить
Австро-Венгрия. Известно, что 26 апреля
1915 года Италия заключила секретное
соглашение с государствами Антанты и что
пе этому соглашению Италии. были обеща-
вы Валлона и остров Сасено (которому в
праектё Мирного договора с Италией Сове-
TON министров иностранных дел посвящена
0с0бая статья 22, в силу которой Италия
отказывается от всяких претензий нз этот
		Греческая делегация опять тормозит работу
	проектов мирных договоров Ни me
следует.
	Совершенно ясно, что дело илет не толь“
ко о неумеренных требованиях, каторые
пред’являет греческая делегация, HO Hg
попытке затянуть работу Конференция.
	С поддержкой такой позиция греческой
делегации выступал делегат Великобрата-
нйи Александер. В своей мнотословной, но
	едва ли сюеобной кого-либо убехать речи.
	уя пытался доказать «еправедливость» тре-
бований греческой хелегации, заявив, что
спешить с обсуждением договоров нет осно=
ваний. «Кенференция — не лошадь, Кдто=
рую надо подгонять», — сказал Алекесандет.
Несмотря на протесты делегатов Советекаго
Союза, Франция, Югославии, Белоруссля и
Польши, комиссия целый день потратила
на обсуждение вопроса © том, можно ли
принять какое-либо решение по’ 58-й статьэ
Мирного договора с Италией. Но решение
так и не было принято.
	Совещание Совета министров
иностранных дел
	ude, B деневе. Изменение места ззседавяя
сессии было бы удобно в том отношения,
что, если Мирная Конференция продлятся
дольше, чем предполагается, последлиюю
часть ее работы можно было бы проводить
параляельно © сессией Генеральной. Ассах-
бтей. —

Вышинский напомнил, что тенеральный
секретарь Мирной Конференции Фук лю
Парк разослал письмо, в котором он ука-
взывает 84 технические трудности, связан-
ные © одновременным проведением Конде
реБции и сессии Генеральной Асозмблет.
Фук лю Парк тредлагал отложить созыв
Генеральной Ассамблен до 20 октября, Co-
ветская делегация поддерживает ловолы,
иэложенные Фук дю Парком, которые явля-
ются дополнительным мотивом к отсрочке
Ассамбден. но’ предлагает отложить Гене-
ральную Ассамблею до 15—20 поября. Та
	TS
Окончание см, ша 3-й стр, ды
	ПАРИЖ, 5 сентября. (Спец. корр. ТАСС).
Бак сообщает парижекая печать, вчера
Здесь состоялось неофициальное совещание
Совета министров иностранных дел, соаван-
ное по инициативе представителя СССР. В
повестке дня совещания стоял вопрое ©
предстоящей Сесспи Генеральной Ассамблеи
ергакизации (06’еланенных нацей, наэна-
ченной на 23 сентября.

На заседании выступал © заявлением
А. Вышинский. Он сообщил, что советское
Правительство считает, что для него, как
й для некоторых других правительств, бы-
Ле бы трудно участвовать одновременно в
работах Мирной Конференции и сессии Ге-
нералькой Ассамблеи. Советское праватель-
ство преллатает отложить сессию Генераль-
ной Ассамблен аа середину воября после
окончания Мирной Конференции в Париже
п провести эту сессию нё в Нью-Йорке, а в
Париже, ела это будет улобно фравцузекюо-
	MY правительству, или же, в крайнем елу-
	Теперь перехожу к следующему вопро-   подтверждается и азстрайзкой перьтйсью
	1910 года и боелёе совершенной и больше
	*) Собрание сочинений Ленина, том ХУШ,
	су —© Юлийской Крайне,
Что представляет собой Юляйская Врай-
#4? Напиональный состав Юлийской Край-
	ны, действительно, крайне нРоднороден, Это   стр. +89—250.
	о Триесте, Это название ни разу не при-   легкомысленно обращается с фактами. пред-