КРАСНЫЙ ФЛОТ
	6 сентября 1946 г., пятница, № 210 {2391
			Процесс главных немецких военных преступников в. Нюрнберге
spe ener eee eee ОЙ
	Заключительная речь Главного Обвинителя от СССР
тов. Р. А. Руденко по вопросу о преступных организациях”
	В письме от 13 /Х— 1944 года, адресо-
занном всем рейхслейтерам, гаулейтерам и
крейслейтерам, Борман сообщал о соглаше-
нии с ОКВ (верховное командование воору-
женных сил). по поводу «сотрудниче’тва
партии при использовании рабочей силы
военнопленных. Поэтому офицерам, причи-
мающим участие в делах военнопленных,
дано распоряжение сотрудничать в тесном
контакте с хохайтстрегерами; комендантам
лагерей военнопленных приказано’ немед-
ленно командировать офицеров связи в рас-
поряжение крейслейтеров».

Каковы были результаты этого сотруд-
ничества и как использовались военноплен-
ныа в Германии — известно.

Приказом Геринга от 27. —1942 года,
в связи с назначением Заукеля генераль-
ным уполномоченным по использованию
рабочей силы, предусматривалось, что’ Зау-
кель пользуется правом отдавать распоря-
ЖЕНИЯ «... Также органам партии, ее состав-
ных частей п примыкающим к ней оргачи-
защиям».

И Ззукель использовал это право. Как
писал Заукель в своей «программе, излан-
ной в день рождения фюрера», он «с со-
гласия фюрера и господина рейхемаршала,
& также начальника партийной канцеля-
рии» назначил всех гаулейтеров герман-
ской империи своими’ уполномоченными.
Задачи гаулейтеров были сформулированы
приказом Заукеля следующим образом:

«Обеспечение бесперебойного взаимодей-
ствия всех государственных, партийных,
военных и хозяйственных инстанций для
достижения максимального эффекта в обла-
сти использования рабочей силы»,

25.[Х—1944 года Гиммлер издал совер-
щенио секретную директиву «0б укрепле-
нии дисциилины и производительности ино-
странных. рабочих». В этой директиве Гим-
млер обязывал «..партийных  руководи-
телей предприятий. особо тщательно наблю-
дать за настроениями иностранных ‘раб
чих. Для этой цели: необходимо тесное со-
трудничество партийных, государственных
и хозяйственных инстанций © гестапо».

Далее в этой директиве указывалось, что
все работающие на предприятиях члены ве-
мецкой фашистской партии ‘по указанию
крейслейтера и через ортегруппенлейтера
обязываются «самым решительным образом
следить за иностранными рабочими и.о
свонх наблюдениях неукоснительно с00б-
щать партийным руководителям предирия-
тий для дальнейшей передачи этих наблю-
дений уполномоченным абвера» (обороны).
Там, где не было постоянного уполномочен-
ного абвера, сведения передавались ортс-
группенлейтеру.

Директива Гиммлера предусматривала,
	В ряду других преступных организаций,
созтанных германским фашизмом, так на-
зываемым «охранным отрядам» гитлеров-
ской партии «Зепи а е]», или сокращен-
Ho «CC», должно быть отведено особое
место.

С пазванием «СС» связаны наиболее тяж-
кие преступления терманского фашизма,
массовые убийства в концлагерях, бесно-
щадные расправы с мирным населением
и военнопленными, изуверскио массовые
KARUDH.
	*Продолжение.  Начало см, «Красный
Флот» №№ 907 и 208.

Охранные отрялы-—«СС»
	  что «в интересах единого политического, ступников, специально обученных и воспиа
	руководства уполномоченные контрразведки   танных в духе наиболее жестоких и 0есче-
	ловечных гитлеровских «теорий». Глав-
ным фашистским заговорщикам нужны бы-
ли массовые кадры для совершения убийств
миллионов людей порабощенных народов,
для захвата территорий и практическоа
	осуществления так называемой «германь-
	зации». эти задачи и выполняли члены
Организация СС возникла и стала из-
стна как преторнавская гвардия Гитлера,
как организация погромщиков и убийц,
	‘Она осталась такой же на всем протяжении
	своего существования.
В числе других доказательств Советекиу
бвинением был претявлен номер ` газеты
	«Дас шварце кор» от 20 августа 1942 то-_
	л8 с опубликованной в нем редакционной
статьей, озаглавленной «Германизировать
ли?». Содержащиеся в этой. статье про-
траммные установки Гиммлера настолько
важны для уяснения существа CC, чт
я позволю себе вновь привести небодь-
шое извлечение из этой статьи:

«.. рейхефюрер . СС дал следующий’ ло-
зунг:

«Нашей задачей является не германизи-
ровать Восток в старом смысле этого слова,
т. е привить населению немецкий язык 7
	немецкие законы, а добиться того, чтобы.
	на Востоке жили люди только действитель-
Но немецкой, германской крови». ©

Эта статья была опубликована для све-
дения всех эсэсовцев, в тот период, когда
преступный германский фашизм был еще
уверен в побеле и уже приступил празти-
чески к истреблению миллионов людей,

4 октября 1943 года на совещании
гоуппенфюреров СС в Познани создатель
СС Тиммлер, говоря 0б уничтожении евреев
Европы, заявил:

«Между нами мы будем говорить. об этом
с полной откровенностью, но. публично 05
этом не будем упоминать. Точно так же, ках
это было 30 июня 1934 года, когда мы
выполняли приказ и ставили к стенке п
расстреливали провинившихея товарищей
и об этом никогда не говорили ‘и нб бух
говорить... Я подразумеваю теперь «api
куацию» евреев, истребление еврейского
народа. Это относится к делам, о которых
легко говорится... «Еврейский народ будет
искоренен»,— говорит каждый член па.
тии,— «вполне ясно стоит в нашей про-
трамме истребление евреев, искоренение»,
Мы делаем это... Большинство из вас знает,
что такое 100 трупов, 500 лежащих трупов
или 1.000 лежащих трупов... В общем мы
можем сказать, что мы’с любовью EF Ha
шему народу выполняли самые тяжелы
задачи. И мы не повредили ни своей душе,
ни своему характеру».

Я из буду останавливаться на история
СС. В связи со сказачным выше можно
лишь упомянуть и том, что возникли ещ
в 1925 году охранные отряды 20.УП-
1934 г. специальным приказом Гитлер
были возведены в ранг самостоятельной
организации гитлеровской партии, имени
после совершенных ‘эсэсовцами 30.¥I—
34 г. политических убийств.

В приказе Гитлера сказано:

«Ввиду доблестной службы СС, особен
но в евязи с событиями от 30 июня 1934
гола, возвожу CC на положение независя-
мой организации внутри нацистской пар“
THD.
	` Продолжение следует, —
	Англичане совместно с американцами ис-
пользовали танки-амфибин и в Европе пра
захвате острова Вальхерен. При высадке в
Голландии наряду © парашютистами с9юз-
ники высадили большое количество легких
танков, транопортировавиихея планерауи.

`В период войны советские танки пока-
зали свое превосходетво над вееми инострзя-
ными. Советская бронетанковая техника
оказалась первоклассной современной тех-
PRKOL.
		толжны работать в сотрудничестве с руко-   ловечных гитлеровских
	водителями гестапо, которые, по мере на-
добноети, собираются крейслейтерами».

в чем заключалось «политическое
руководство» крейслейтеров и ортсгруппен-
лейтеров. Эти шпионские ‘функции выпол-
няли и блоклейтеры, об этом прямо гово-
рится в «Организационной книге герман-
ской фашистской партии».
	«Блоклейтер должен выявлять всех тех,
кто распускает вредные слухи, и дэклады-
	вать ортегруппенлейтеру, чтобы он со0т-
	ветствующим образом сообщил государет-
	всННыЫмМ властям».

Блоклейтер» был проводником национал-
социалистского мировоззрения среди поли-
тически доверенного ему населения и чле-
нов фашистской партии, он вербовал чле-
нов в Гитлерюгенд, СА, СС и ДАФ (Дейче
Арбейтерфронт), он обеспечивал посещение
национал-социаливтеких ‘выступлений, уча-
стие в демонстрациях ит. д.
	‚ «Блоклейтер ведет непрерывную нацио-
	нал-социалистскую пропаганду».

Каков был характер гитлеровской пропа-
танды, хорошо всем‘ известно.

«Мы снова хотим оружия! — писал
Гитлер. — Поэтому все, начиная от бук-
варя ребенка и до последней газеты, каж-
дый театр и каждое кино, каждый столб
для плакатов и каждая евободная доска для
об’явлений должны быть поставлевы на
службу этой единственной большой мис-
спи».

Не всякий немец знал эти слова’ Гитлера,
но каждый немец знал блоклейтера своего
района, и этот блоклейтер непрерывно рас-
нространял фашистекую заразу, отравлял
сознание людей, способствуя выполнению
общих планов гитлеровских‘ заговорщиков.

Блоклейтеры были маленькими фюрера-
ми, но и они пользовались весьма  реаль-
ной властью над гражданами, проживав-
шими в их районе.

Конечно, блоклейтеры не разрабатывали
планов агрессивных войн, но они сделали
очень многое, чтобы эти плапы стали ре-
альностью.

Они были также очень sanndl частью
гитлеровской партии, являвшейся центром
фашистского заговора.

Вот почему мы настаиваем на признании
преступной организацией группы ‘руково-
дителей гитлеровской партии, всех больших
и малых фюреров, рейхслейтеров и гаулей-
теров, крейслейтеров и ортегруппенлейте-
ров, целленлейтерв и блоклейтеров —
всего руководящего состава. чудовищного
механизма фашистской диктатуры.
	В основном именно эсэсовцы должны
были практически осуществить планы Гит-
лера и его клики 06 уничтожении народов.

Гиммлер, являвшийся  рейхефюрером
CC, часто называл’ эсэсовцев «черным
корпусом». Точно так же официальная га-
зета эсэсовцев «орган ’ рейхефюрера СС»
называлась «Дас’ шварце кор» — «Чер-
ный корпус». ^

_ Это был не случайный термин. Вся ©и-
crema СС, начиная от ‘так называемых
«альтемейне СС» («ойщих СС») и кончая
лагерной охраной и войсками СС, была
построена действительно как особый «кор-
пус» уверенных в безнаказанности пре-

Прибытие американских
кораблей в греческие порты
	АФИНЫ, 4 сентября. (ТАСС). В Сало-
ники прибыли 3 авглийских и 2 американ-
ских контрминоносца. Завтра в Фэлерон
(Пирей) прибывает американская. эскадра,
возглавляемая авианосцем «Франклин Де-
лано Рузвельт».

Газета  «Эллиникон  меллон» писала
2 сентября, что посещение Греции морекл-
ми силами США «носит не только друже-
ский, но и покровительствекный характер»
п что они прибывают в греческие воды для
«подкрепления английских сил, находящих-
ся в Греции».
	Американцы угнали
югославские суда в Линдау
	БЕЛГРАД, 4 сентября. (ТАСС): В печати
опубликовано сообщение корреспондента
ТАНЮГ из Вены о том, что 26 августа, пос-
ле того как американские части оцепиля
затон в Линце, где находятея югославекие
суда, американские власти начали перебра-
сывать эти суда. в баварский порт Линдау.
В течение 26 августа было. переведено в
Линдау в общей, сложности. 30. различных
ютославских судов. Их команды. состоят ‘из
югославских граждан, — служащих главно-
го управления речного транспорта... Амери-
канские военные власти принудительно за-
ставили их перейти на суда в Линдау, а от-
казавшихея арестовали. Югославская воен-
ная миссия в Вене заявила Союзническому
Совету в Австрии резкий протест против
этих действий американских властей.

Комментируя это сообщение, газеты «По-
литика» и «Борба» расценивают действия
американцев как новое пренебрежение
международными правилами и попытку
	оказать новое давление на Югославию. Га-‘
	зеты отмечают, что действия американских
вовнных властей находятся в полном иро-
тиворечии с сделанным 23 августа заме-
стителем государственного секретаря США
Ачесоном заявлением о’ том, что США не
претендуют ни на одно из этих судов. «Са-
ми факты показывают — пишет «Политя-
ка»,— что, вопреки всем общепризнанным
международным законам, оказывается поли-
тическое и экономическое давление на на-
шу страну». oO

Увод югославских судов в Баварию,
по мнению газеты «Борба», лишний раз
подтверждает намерение США «использо-
вать то обстоятельство, что эти суда нахо-
лятся в американских руках для того, что-
бы оказать давление на Югославию и заста-
ВИТЬ 68 Согласиться со статутом интезна-
цнонатизапии Дуная. В ущерб ве сувере-
натету». °

ee eed
	ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР
В ГРОНИНГЕНЕ
	ТААГА, 5 сентября. (ТАСС). Сегодня в
Гронингене состоялся предпоследний, восем-
надцатый тур. шахматного турнира. Более
1500 человек с напряженным вниманием
следили за двумя партиями: М. Ботвин-
ник — Гимар и М. Эйве — С. Тартаковер.
М. Ботвинник вынудил своего противника
сдаться.

Партия М, Эйве—С. Тартаковер отло-
жена. С. Тартаковер имеет шансы свести
партию на ничью. Закончились вничью
партин В. Смыслов -— Сабо, Штольц —
С. Флор, Видмар — Лундин, Денкер—Ёри-
стофелл, О’Келли — Яновский, И. Боле-
славский— Коттнауэр.

Найдорф выиграл y Стейнера, Берн-
mreiu—y А. Котова.
`После восемнадцати туров впереди —
Михапл Ботвинник, имеющий 14,5 очка.
На втором место Эйве — 13,5 очка и одна
отложенная партия.
	В выборе конструкции танка французы ис-
ходили из наличия «неприступной» «линии
Мажино» и твердой уверенности в том, что
будущая война будет повторением первой
мировой войны, когда танк был привязан к
пехоте. Поэтому танки французов были ти-
хоходны, но имели сравнительно толстую
броню и более мощное гооружение, чем тан-
ки друтих стран.
	эначительное влияние на танкостроение
сказали два типа танков,. созданные в
1930 году/— английский танк Ваккерез
(шеститонный) и американский танк Ери-
сти. Это были скоростные легкие танки ©
противопульным бронированием и легким
вооружением. Танк Виккерса обладал бро-
ней до 13 мм толщины, был вооружен дву-
мя пулеметами и развивал максимальную
скорость де 35 километров в чае. Танк Ери-
сти весом 9,5 тонны имел. 16-мм броню, был
вооружен одной 37-мм пушкой и одним пу-
леметом, обладал скоростью 70 километров
в час.
	Помимо этих танков, были созданы котес-.
	но-гусеничные машины. Предполагалось,
что в случае выхода из строя гусеницы танк
будет на колесах продолжать выполнение
боевой задачи. Дальнейшие опыты показа-
пи, что колесно-гусеничные танки при ус-
ложнении конструкции никаких новых цен-
ных качеств не приобретают, и работа над
ними была прекращена.
	В период, предшествовавший траждан-
ской войне в Испании, уделялось большое
внимание повышению скорости движения
й живучести танка на поле боя.
	3а это время были построены многоба-
шенные танки, танки без вращающихся ба-
шен (Италия), а также плавающие; быля
проведены опыты соединения танка” само-
летом и даже ебрасывание танка © самолета
на бреющем полете. Все указанные кон-
струкции, за исключением плавающих тан-
ков, после войны в Истании были еняты с
производетва.
	Опыт войны в Испании показал, что ма-
шины с тонкой броней при сколько-нибудь
организованной обороне быстро выходят из
строя. Из этого факта в ряде армий был
сделан вывод, что главное в танке — это
броня и вооружение, а скорость имеет хотя
и важное, но не решающее значение,
	РЕПРЕССИВНЫ= МЕРОПРИЯТИЯ ГРЕЧЕСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
	явшихея преступников» 0 том, что никто
из них He избежит жестокой. расправы,
подтверждает предположение газеты «Эт-
HEKOC KEDERC».
	Восстановлено действие закона, приня-
того еще при короле Оттоне Бавареком в
1837 году, о наказании «за оскорбление
короля H государственных властей». На
основании этого закона привлечены к суду
газеты «Элефтерия» и «Элефтери Эллада»
за то, что они писали о насилии и фальси-
фикации воли народа во время референдума.
Это было расценено как оскорбление вла-
стей, проводивших референдум.
	Печать также. сообщает о первых слу-
чаях ареста за устное оскорбление короля.
Так, в Афинах вчера по этому обвинению
арестованы один солдат и.3. гражданских
	_ АФИНЫ, 4 сентября. (ТАСС). Вчера
Совет министров обсудил вопрос о в030б-
новлении действия чрезвычайного закона
«0 порядке». Исполняющий обязанности
премьер-министра Гонатас заявил, что если
«беспокойное ‘меньшинство» (так он име-
пует демократическую отяюзицию к ны-
нешнему режиму) проявит активность, то
правительство вновь прибегнет к чрезвы-
чайным мерам. Эта угроза уже приводится
в исполнение. Так, монархическая газета
«Этникос кирикс» сообщает о поездке на-
чальника генерального штаба Сиилиотопу-
лоса в Ларису и его ветрече с командиром
второго корпуса генерал-лейтенантом Геор-
гулисом и подчеркивает, что речь идет O
начале новых. «очистительных операций».
Опубликованное Георгулисом обращение, в
котором он возвещает о наступлении «но-
	вой эры» и предупреждает всех «нераска- 1 лица.
	Газета «Унита» о сумме репараций, требуемых
‚ Англией с Италии
	тазета «Унита», согласно данным меморан-
дума английского правительства, передан-
ного в секретариат Мирной Конференции,
общая сумма репараций, которых требуют
с Италии Англия, ев доминионы п коло-
нии, достигает 2.880 млн. фунтов стерлин-
тов, что составляет 2.592  милаиарда
итальянских лир по официальному курсу
	су (примерно, 10 миллиардов долларов).
Эта сумма равна всем поступлениям
итальянского казначейства в . течение
16 бюджетных лет. Указанная в Мемо-
рандуме цифра не включает эмиссии оккупа-
ционных лир на сумму в 1.300 миллиардов,
которая также ложится HS итальянское
правительство.
	Американские базы на Филиппинах

НЬЮ-ЙОРК, 5. сентября. (ТАСС). Коррес-, Тихого океана, военные прелставители по-
	пондент газеты «Нью-Йорк геральд три-
бюн» ‘сообщает из Вапыингтона, что, по
имеющимея сведениям, государственный
департамент закончил переговоры с филип-
пинским правительством, которые ускорят
создание постоянных военно-морских баз. и
других сооружений на Филититтнах. hop-
респондент сообщает, что, несмотря на
предложение Советекого Союза о том, чтобы
страны 0б’единенных наций сделали с00б-
щение о военных силах, находящихся на
территории невражеских стран, предетави-
тели военного министерства США считают,
что как расположение, так’ и размеры фи-
литеинеких баз могут быть оставлены в
секрете, и «если даже Соединенные Штаты
согласятся предоставить организации 05’-
единенных наций контроль над островами
	О военных базах
	латгают, что районы, являющиеся жизненно
важными для безопасности Соединенных
Штатов, будут ограждены от контроля со
стороны 0б’единенных наций».

Газета «Нью-Йорк тгеральд трибюн» со-
общает, что морское министерство США от-
крыто сообщило о своем желании приобое-
сти крупные базы на островах Лейте и Са-
мар, притодные лля стоянки и ремонта лин-
коров и авианосцев водоизмещением 45 тыс.
тонн, а также базу в бухте Субик для мел-
ких судов и подводных лодок. Морское ми-
нистерство также избрало остров Палаван
для морских и воздушных баз. В бухте Ма-
нилы, как сообщают представители мореко-
го министерства, США желают иметь док и
	штаб-квартиру.
	ША зв Панаме`
	купации панамских баз американскими вой-
еками.
	Корреспондент «Нью-Йорк Тайме» cood-
щает из Пагамы, что министр иностранных
дел Панамы Альфаро заявил, что он не по-
лучил ответа на ноту по поводу просьбы
американского ‘посла Хайнеа о продлении
американской ‘оккупации панамеких баз и
что не было сделано никаких птатов для 9б-
суждения этого вопроса. Альфаро сказал,
ao до 30 августа Соединенкые Штаты не
уведомили панамское правительство ‘0 сво-
ем желании еохранить панамские базы.
	Корреспондент «Нью-Йорк Таймс» пишет,
что во время войны американская армия
оккупировала в Панаме 131 временную
роенную базу, а возвратила Панаме до пер-
вого сектября”71 базу. Американская ар-
мпя затратила более 22 млн. долларов для
того, чтобы построить в Панаме 31 аэро-
дром. Она также построила дороги, соели-
няющие базы, общей протяженностью в 141
милю, не считая значительной <ети дорог
на территории самих баз.

НЬЮ-ЙОРК, 3 сентября. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Ассошиэйтед Преее с9-
общает из Панамы, что Национальная ac-
самблея Панамекой реслублики обсуждала
вчера представленную бывшим министром
иностранных хел Фэбрега резолюцию © тре-
бованием, чтобы Соединенные Штаты вер-
кули панамекому правительству все 83 во-
енные базы, занятые ими в военное время.

Выступивший в прениях заместитель
министра иностранных дел Брауэр’ заявил,
что «империалистическая тактика» Соеди-
ненных Штатов, проявившаяся в том, что
они удерживают базы посяе 1 сентября, на-
рушает суверекитет Панамы. Другие ора-
торы обвиняли Соединенные Штаты в ис-
пользования «политики силы».

Как уже сообщалось, Национальная а©-
самблея приняла резолюцию, требующую,
чтобы США немедленно освободили все во-
енные базы, созданные во время войны в
Паваме.

Американский посол в Панаме Хайнс в
настоящее время ведет переговоры © панам-
ским правительством о продлении срока 95-

У
	Германия, наоборот, хотя несколько и
усилила на своих новых танках броню и
вооружение, но все же отдала предпочте-
ние скорости движения. Немцы делали став-
ку на быстроходные легкие и средние танки
е легкой броней и посредственным воору-
жением, ставя своей целью быстрое пре-
одоление больших пространетв. Однако в хо-
де войны немцам пришлось перевооружать
свои танковые войска; так как в боях на
советеко-германеком фронте они векоре п-
чувствовали превосходство советоких тан-
ков, обладающих значительно более мощным
вооружением и. броней.

Если в начале войны мы имели меньше
танков, чем гитлеровская армия, то по ка-
честву они веегда значительно превосхо-
дхили немецкие танки. За годы сталинских
	пятилеток советские конструкторы, инже-.
	ДНЮ ТАНКИСТОВ
	2сзвитие танковой техчики
		неры и рабочие создали первоклассные ма-
шины, которые обнаружили отлачные бое-
вые свойства в единоборстве с хвалеными
бронетанковыми войсками немцев. Наша е0-
циалистаческая промышленноеть е кажлым
годом давала вооруженным силам все боль-
ше и больше превосходных танков, вполне
отвечавших ‘требованиям современной вой-
ны. Благодаря неустанной заботе больше-
виетской партии и товарища Сталина о раз-
витии боевой техники Советекой’Армни на-
ции танковые войска в ходе войны превзош-
ли немецкие бронотанковые силы во всех
отношениях.

Неполноценность немецких танков в
сравнении с советскими была очевидной с
пергых дней Великой Отечественной войны.
Ниже приведены основные данные по ©о-
ветским и немепким танкам. `
	Танк — боевая машина, сочетающая во-
оружение, подвижноеть и’ броневую защи-
ту,— является мощным средством борьбы
в современной войне. Идея такой’ боевой
машины зародилась много времени на-
зад. Однако реальный танк мог быть создан
лишь при определенных условиях, при опре-
деленном уровне развития техники.

Для того, чтобы построить танк, нужны
Мотор, гусеничный движитель, броня и в0-
оружение (пушки, пулеметы). К началу
первой мировой войны все эти основные
элементы танка п, следовательно, техниче-
ские предпосылки для его создания были.
налицо. Как известно, первый двигатель
внутреннего сгорания Отто был построен
в 1876 г., двигатель «Дизель» — в 1883 г.
Применение брони для самоходных машин
началось в период англо-бурокой войны
(1899—1900 гг.). В 1904 г. появились
американские гусеничные тракторы «Лом-
бард». Что касается пушек, то в том или
ином виде они известны с давних пор.

Таким образом, технические условия в
период первой мировой войны позволяли
создать танк. И он появился на поле боя,
вызванный к жизни позиционными формами
«окопной» войны. Пулемет, окоп и прово-
лока фактически уничтожили к 1916г. сю-
собность войск к маневру; для прорыва
фронта требовалось несколько суток артиа-.
лерийекой подготовки, следствием чего яв-
лялась полная потеря внезатности: против-
Ник получал возможность подтянуть К:
участку прорыва силы: В итоге достигалось
продвижение всего лишь на несколько ки-
лометров. Только танк мог прорвать фронт
обороны и ‘обеспечить развитие успеха в
тлубину. Он был призван вернуть войне ма-
невренный характер.

Впервые боевые танки. были применены
англичанами. В августе 1916 года они‘ от-
правили на фронт тринадцать танков. Затем
появились танкл у Французов. В России в
период 1914—1916 гг. также были по-
строены опытные танки.

В сражениях на заключительном этапе
первой мировой войны танки, несмотря на
то, что тогда в них было много несовершен-
ного, сыграли значительную роль. Доста-
	точно сказать, что в бсях у Вамбрэ, под.
	Суассоном и Амьеном (ноябрь 1917 г.—
август 1918 г.) на стороне союзников уча-
ств0вало от 270 ло 420 танков.
	Издатель: МИНИСТЕРСТВО
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР.
		Генерап-майор
инженерно-танковой службы
Н ГРУЗДЕВ
		Совершенствование боевых свойств тан-
ков за время второй мировой войны шло
главным. образом по линии усиления броня
и вооружения. Подвижность играла также
важную роль, но в ряде случаев вю поету-
пались ради того, чтобы” усилить броню и
вооружить машину более мощным оружием.
За годы войны наибольший вес танков ВЫ*
рос с 40 до 70 тонн. Максимальная тол»
щина брони увеличилась © 75 до 230 ми,
максимальный калибр пушек — © 75 36
128 мм, начальная екорость снаряда — ¢
600—650 м ло 1000—1100 м/с: ве
	снаряда увеитчилея до 40 кг. Наряду 6.
этям уменьшился боекомплект и снизился
		Основным танком союзников в первую
мировую войну был французский танк Ре-
но. Он имел вес 6,7 тонны и толщину бро-
ни-—22 мм, был вооружен 37-мм пушкой и
развивал максимальную скорость до 8,5 ки-
лометра в час. Самым тяжелым танком пер-
вой мировой войны был английский двадца-
тивосьмитонный танк, имевший 10-мм бро-
ню. Максимальная скорость его достигала
6 километров в чае; Самый быстроходный
танк продвигался со скоростью 13 километ-
ров в час.

Америка и Италия организовали произ-
Водство танков только к концу войны. После
окончания первой мировой войны до 1930
года американцы фактически не занималиеь
танками, а итальянцы создали несколько
образцов колесных и губеничных машин,
конструкции которых были неудачны.

В период между первой и второй мировы-
ми войнами танковая техника видоизменя-
лась и совершенствовалась.

Вилоть до 30-х годов типичными тан-
ками, оказавшими влияние на тавкоестрое-
ние, являлись антлийские и среди них в
первую очередь танкетка’ Корден-Ллойд и
тяжелый танк Виккере-«Индепендент».
боевом отношении танкетки оказались не-
полноценными маптинами. Их появтение бы-
ло обусловлено, во-первых, неправильной,
явно опгибочной теорией о «бронированной»
пехоте и, во-вторых, стремлением дать в03-
можность даже малым странам иметь тан-
ковое вооружение за счет удешевления его
изготовления. Вторая причина была веду-
щей, поскольку она обеспечивала увеличен-
ный 01р0с на танки и позволяла наладить
крупносерийное производство и. тем самым
обеспечить устойчивое положение фирм-их-
готовителей. Однако танкетки показали нлз-
кие боевые качества и быстро печезли.

Франция, которая интенсивно занималась
опытным танкостроением, наряду с модер-
низацией старых создала ряд новых марок
машин, резко отличавттихся от английских.

Вооружение

Марка Вес” _^
танка Страна {в тоннах) Броня пушки пулеметы
_ Т-34 СССР 28—30 45-мм 1 — 76-мм 2
Т-Ш Германия 20 30-мм 1 — 37-мм 3
КВ СССР 47 75-мм 1 — 76-мм 3
  94 20—40-umw 1 — 75-мм ya

ТУ Термания
	Основным танком наших вооруженных
сил был танк Т-34, а у немцев — T-IIL.
Легко видеть, что наш танк имел абсолют-
ное превосходство в броне и в вооружении
над немецким. Боевая мощь советских бро-
нетанковых сил вызвала в немецких вой-
сках танкобоязнь.

Стремясь преодолеть превосходство совет-
ских, танков, немцы первоначально модер-
низировали вооружение. и усилили брони-
рование своих танков Т-Ш и Т-[У, а затем
стали. строить машины новых образцов. В
боях на Курской дуге они применили  на-
ряду со старым танками новые — «Пан-
теру» (Т-У), «Тигр» (Т-У!-Н). Это были
мощно вооруженные и сильно бронирован-
ные танки. Но, имея большой вес, они 0б-
ладали слабой проходимостью. В концу
1944 года немцы построили новый танк —
«Королевский тигр» (Т-У1-Б):; В конетрук-
ции новых немецких танков оказалось боль-
пе ‘влияние советского танка Т-34.

В отличие от немецких танков в период
1940—1941 гг., танки англичан были ха-
рактерны тем, что имели толетую броню
(минимум 60 мм), небольшую скорость и
слабое вооружение. Это были так называе-
мые пехотные танки, Американские танхи
(М-3 ср. и М-ЗЛ) того времени также были
неполноценны, Один из них имел весьма
большую высоту и неудачное ‘расположение
вооружения, другой — слабое вооружение
	дом 2, Коммутатор редакции: Е 1-40-40 до Е 1-40-48, Телефоны: д
; отдел партийной и комсомольской жизни — доб. 42: иностраня

Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	п бронирование. Веледетвие этого оба танка
были сняты с вооружения.

Англичане 38 годы войны организовали
выпуск четырех танков — МК-У, «Кром-
вель», «Комета» и «Центурион». Первый,
несмотря на большой вее и мощное брони-
рование, имел слабое вооружение: сначала
пушку калибра 40 мм, а& затем 57 ‘wy.
«Кромвель» по своим показателям близок к
советскому танку «Т-34».
	С 1942 года и до конца войны у амери-
канцев основным танком был танк М№4-А2
(«Генерал Шерман»), по евоим боевым свой-
ствам близкий к советскому Т-34, но усту-
пающий ему в броне и вооружении. С кон-
ца 1944 года американцы выпустили новый
танк—Т-26 («Генерал. Першинг»), а также
танки Т-29 и Т-30. Эти машины являются
вполне современными.

Из специальных танков на полях epa-
жений второй мировой-войны нашли приме-
нение огнеметные танки, танки-тралы. мо-
стовые, плавающие, авиадесантные. Огне-
мелные танки показали себя сильным еред-
ством для деморализапии пехоты противни-
ка. Танки-тралы расчищали: для танковых
волонн проходы на минных полях. Амери-
канцы при захвате островов на.Тихом оке-
ане в широких масштабах использовали тан-
ки-амфибии. В некоторых случаях в атаке
отзовтеменно ‘участвовало несколько сот
плавающих ‘танков и бронетранспортеров,
	ля справок — доб, 44; отв, секретарь редакции —
ый отдел — доб. 35; отдел культуры — цоб. 49:
	комсомольской жизни — доб, 42; иностранный отдел — доб, 35; отдел культуры — :
начальник изцательства — доб, 41; бухгалтерия — доб, 46; отдел подписки — доб, 49
	Развитие боевых свойств танков вызвало
большие изменения в характере танкового
боя. Если в. 1941 году бон между тааками
пети на дистанциях 400—600 метров, то,
начиная с 1943 годз, танковые бои велись
на дистанциях в пределах полутора- двух
километров, то-есть на предельных дистая-
циях, обоспечиваемых приборами наблюде-
НИЯ. :
	Танковые войска во второй мировой вой:
	не явились одним из решающих родов войск
наравне © пехотой, авиацией и артиллери-
ей. Все воюющие страны обращали огромное
внимание на строительство танков. Без уче-
та СССР за годы войны изготовлено нё ме-
неё 200 тысяч танков и зртсамотодов, Be
сколько сот тысяч бронетранспофтеров и не-
сколько десятков тысяч бронеавтомобилей.

ветская танковая промышленность 0-
ганизовала массовый вышуск высококаче-
ственной бронетанковой техники, оснзстйла
нашу армию мощными первоклассными тан-
ками, которые в руках советоких танкистов
показали себя вполне надежным могучим
оружием. Опираясь на прочную базу пере
довой советской техники, наши бронетанко-
вые силы будут и впредь непоестанно креп-
нуть и совершенствоваться. Изо дня в день
позъицая. свою боевую выучку, советские
танкисты ‘выполнят задачи, которые в но:
вых условиях ставит перед Вооруженными
Силами” СССР товарищ Сталин.
	Ответственный редактор }
П. МУСЬЯКОВ. :
			АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, Спартаковская ул. дом <, Коммутатор
Е 1-68-19; отдел боевой подготовки — доб, 28; отдел пропаганды — доб, 40; отдел партийной
отдел информации — доб. 43; отдел писем — доб. 24: иллюстрапиовный отдел — доб. 27;