КРАСНЫЙ ФЛОТ а 11 сентября 1946 г., среда, № 214 (2335)

`В ШТОРМОВУЮ ПОГО ДУ  , ==    Повседневно. помогать

8 Е молодым партийным кадрам

Я ел АЗАГРЕЕЕ Ну mr hes Pe ee RARABEGRESD BEA эл муть
		отдел усилить внимание к партийным кад-
рам и принять все меры, чтобы организо-
вать им помощь, постоянно заботиться of
их росте, проверять, как помогают им за-
местители командиров по политчасти.

В сожалению, руководители низовых
Парторганизаций не получают никакой
помощи от политотдела.
	Нелооценка политотлелом значения пюмо-
	щи партийным активистам, их учебы ведет‘
	К ослаблению партийно-политической рабо-
ты на кораблях. Поэтому и не случайны
‘такие факты, когда, например, на одном из
миноносцев партийная, организация БЧ-П
отложила партсобрание только из-за того,
что на корабль привезли новый кинофильм,
Собрание было отложено на неопределенный
срок, хотя и до этого коммуниеты не соби-
рались в течение двух месяцев. На этом же
миноносце партийное бюро БЧ-У собирает-
ея, как правило, раз в три месяца.
	На другом. корабле, где заместитежем
командирз по политчасти т. Левченко, т8к-
же слаба партийная работа. В партийном
бюро этого корабля осталось только
тва человека, остзльные переведены на дру-
гие корабли, & довыборы не были проведе»
пы. Подобных фактов можно было бы при-
вести ‘немало. Они остаются неизвестным
политотхелу из-за его неуловлетворательной
	связи с партийным активом, с коммуниста» ,
	Работники политотдела, бывая на кораб-
лях, редко беседуют с личным составом, в
рядовыми коммунистами, ограничиваясь
гаавным образом официальными встречами
с заместителями командиров по’ политиче-
ской части. Следует отметить, что
посещения ‘кораблей начальником 1по-
литотдела и его заместителем также носят
обычно официальный характер и примером
дая инструкторов политотдела служить не
усгут. На одном из. кораблей соединения
долгое время работал инструктор политот
дела. На корабле тогда имело место грубей-
шее нарушение хисциплинарной практики,
а ‘работник политотдела не заметил этого,
Когда же. недочеты были вскрыты, то она
явились для политотдела полной неожилал-
ностью.

Не укрепляя связей с массами, не восли-
тывая молодые партийные кадры, не вни-
кая в жизнь партийных оргализапий, по
литотдел плохс знает обстановку на кораб-
лях, не видит попой ‘крупных ошибок в дез-
тельности партийных организаций, не пря»
нимает во-время необходимых мер.

Укрепление и оживление внутрипартий-
ной работы, мобилизация коммунистов на
решение задач, стоящих перед кораблями,
немыслимы без повседневного руководства.
Политотдел должен изменить свое отноше-
ние к кадрам низового партийного актива
и всеми мерами содействовать идейному
воспитанию молодых коммунистов, воору-
жать их опытом партийной работы,
	Эти требования, вытекающие из поста
новления ЦВ ВКП(б) от 26 июля текущего
года. должны выполняться со всей больше-
вистской настойчивостью. Под знаком вы-
полнения задач, поставленных  Централь-
ным Комитетом ВКП(б), должны быть орга-
низованы подготовка и проведение отчетно-
выборных партийных собраний.
	флотских газет

погоду, ив бою. Бывало, на войне по трое—
четверо суток не сходил с мостика. Лихой
был командир. Мы с ними немецкую под-
водную лодку потопили. Он научил нае
шторм переносить. °Лучше всего в таках
случаях заняться делом, не Нагонять нА
себя тоску, тогда и шторм нипочем будет,

Слова бывалого старшины приободриля
узтросов. {%!

Ватера шли Все дальше. Вода каталась
по палубе. Вдруг вахтенный ситнальщик
закричал:

— На палубе нет впередемотрящего!

Услышав это. Ясинский моментально
застопорил катер и уже. приготовился лать
сигнал «Человек за бортом». В это время
он заметил ползущего по палубе” матроса
Ермолаева. Оказалось. что `впередемотря-
 щий не рассчитал. когда новый накат вол-
ны обрушится на’ корабль. Волна в огром-
ной силой сшибла Ермолаева с ног и по-
несла его за борт, но матрос, не потеряв-
ий присутствия духа, сумел ухватиться
за леер и переметнутьея на палубу. Kean
при постановке дымзавесы нервозность
Ясинского передалась команде, то здесь
спокойствие и решительность командира
благотворно. подействовали на матросов.

Шторм всо усиливалея. Пошел сильный
дождь. Время от времени Васильев запра-
шивал катера о самочувствии личного соста-
ва. С катеров лаконично отвечали: «Все в
порядке».

Особенно большое испытание выпало на
долю мотористов. Находиться в’ маленьком
машинном отделении было очень тяжело.
В отсеках поднялась температура. Но людч
думали лишь об одном — обеспечить катера
заданным ходом. Еели в обычной обстанов-
ке за моторами ухаживали только вахтен-
ные, то сейчас в.отсеках находился весь
личный состав групп. С ними пеотлучно
были и механики.

От чрезмерного забортного давления, от
еильных ударов волн вода попала в газовый.
коллектор флагманского катера. Это грози-
ло выходом двигателей из строя. Мотористы
быстро обнаружили причину неполадок. С
разрешения командира они принялись за
исправление. 06’ем работы был велик, но
матросы меньше чем за час произвели
ремонт.

В пути пользовались как визуаль-
ной; так и радиосвязью. В вечеру ^ при пе-
редаче сигналов прожектором лопнула
лампа, в тот же момент прекратилась A
подача электропитания. Сигнальщик не
растерялся. Доложив командиру, он попро-
сил разрешения перейти на ратьер. Стоя на
рубке, цепко держась ногами за леер,
матрос продолжал передавать сигналы. Ч®-
рез три— четыре минуты прожектор был
исплавлен.

Люди за поход крепко устали. по никто
	не жаловался на тяжесть службы. Матросы.
	с честью выдержали трудное испытание.

Подошли к. бухте. «Марти» ветал нз
якорь. Катера получили разрешение слело-
вать по назначению. В момент, когда Ka-
тера проходили мимо минного заградителя,
радист флагмана принял  радиограмму,
Адмирал благодарил личный состав 31
отличное маневрирование и работу на по-
	Балтийский флот.
	Старший лейтенант
С. ХАРЛАМПИЕВ.
	Ша рассвете четыре гвардейских морских
охотника вышли в море. Им предстояла
конвоировать гвардейский минный загра-
дитель «Марти». Эта задача не была новой
для катеров. Во время войны морские охот-
ники много раз сопровождали заградитель,
охраняли его. Катера часто отгоняли немец-
киев подводные лодки, пытавииеся атако-
вать «Марти». Метким орудийным и авто-
матным ‘опнем; взаимодействуя с минным
заградителем, они не только отражали на-
nazenne врага, но и сами навязывали ему
ой

Сейчас на морских охотниках личный ©0-
став в своем большинстве обновился, Для
многих сегодняшняя учебная задача яв-
ляется незнакомой. Все это учед командир
подразделения гвардии капитан-лейтенант
Васильев,

Сразу по выходе ‘из. бухты Васильев
приступил к тренировке офицеров. по сов-
местному плаванию. В пути катера пере-
странвалиеь HO ходу изо кильватерного
строя в. строй уступа, задние мателоты 13,
развивая максимальную скорость, сближл-
лись, образуя ровную линию Фронта, то
по: воле флагмана сбавляли ход, раесредото-
чивались. Капитан-лейтенант добивался
четкого исполнения сигналов, соблюдения
дистанции.

Опытный глаз бывалого офицера улав-
ливал малейшие оплошности командиров
морских охотников. Стоило катеру младше-
го лейтенанта Кутина нарушить строй, как
© флагмана тотчас же’ передали семафором:

— Cro третьему подойти на кабельтов.
ближе в переднему мателоту.

Вовремя практической учебы офицеров.
на морских охотниках шли упражнения
по боевой подготовке. Артрасчеты трениро-
вались на орудиях, автоматах. Молодые
матросы учились ловко и правильно сбра-
сывать за борт глубинные бомбы. На’ руле
флагмана пол наблюдением командира ка-
терз ‹ стоял акустив Пустовалов.  Матрое
успешно осваивал вторую специальноеть.
Приказания офицера слеловали одно за дру
тим. Пустовалов все команды исполнял
хорошо.
	Незадолго до появления минного загра-
дителя морские охотники вотретилиеь е
тральщиками. Несмотря ‘на ранний час,
труженики моря уже тралили назначенный
водный район.

Вдалеке стали вырисовываться контуры
минного заградителя. Катера пошли На
сблажение и скоро перестронлись в боевой
орлер.

Было решено проверять умение команди-
ров катеров отражать нападение на охра-
пяемый корабль. Для этого катера разбя-
лись попарно. Морские охотники нападаю-
щей стороны, развив скорость, скрылись из
видимости. На оставшихся кахерах усилили
наблюдение, продолжая BITH заданным
курсом,

Минут через сорок вахтенный сигналь-
щик доложил:

— Справа по носу два катера полным
XOIOM ИДУТ на сближение.

этот момент командиры охотников
обороняющейся стороны обязаны была
прикрыть минный заградитель, оказать
боевое сопротивление атакующим. Решив
проверить знания и умение команлиров
катеров, капитан-лейтенант предоставил им
своботу лействий.
	~~ г

Недавно в торжественной обстановке со-
стоялся второй выпубк курсантов Влади-
вестокского подготовительного военно-мор-
ского училиша. С золотой медалью окончи-
ли училище Юрий Кришталь ‘и Антон
Широкий. Они получили право выбора
высшего училища. Курсанты Фомин, Ба-
ляеников. Бардин и Замулин награждены
серебряными медалями.

Многие выпускники получили направле-
ние на учебу в Высшее военно-морское
училище имени Фрунзе, в училище имени
Дзержинского. большинство же из’явило
желание продолжать. ‘учебу. в Тихоокезн-
ском высшем военно-морском училище.

Капитан-лейтенант А. БАРАНОВ.

* Среди кораблей соединения ‘первое место
по количеству сданных задач и высоких
оценок занимает миноносец Н. Дружный
экипаж корабля добился за период летней
кампании ‘многих успехов. Этому значи-
тельно способствовала хорошо, оргозизован-
ная партийно-политгическая работа. ^

Командир корабля воема опирается на
помощь партийной и комсомольской оргз-
низаций. Когда началась летняя кампания,
то первым «мероприятием, › направленным на
выполнение. стоявитих перед миноносцем
задач, было собрание корабельного партий-
Hore актива. Воманлир доложил о том, ка-
кие задачи придется решать, какую помощь
должны оказать ему коммунисты.

В ходе летней кампании перед каждой
боевой залачей коммуниеты получали т09-
	AOS представление 0 том, что им надо сде-

СОБЕСЕДОВАНИЕ   лать, чтобы содействовать успеху. Партий-
4 й 6 -
МОЛОЛЫХ ВОИНОВ чые организации боевых частей были BHU
	THXOOREAHCRHH ФЛОТ, 10 сентября.
(По телеграфу от корр. «Красного Флота»).
Бюро комсомольской организации, где комс-
оргом гвардии младший лейтенант Расса-
дин, провело собеседование на тему «При-
морский край.в. новой пятилетке».

На собеседовании гвардии капитан

могали командованию раз’яснять матросам
сущность предстоящих задач. Когда задача
была выполнена, партийные организации
эбсуждали итоги своей ‘работы.

Корабль, где заместителем командира по
политической части капитан 3 ранга 3a-
AAPOR, также является олним из передовых
	нов посвятили своё выступление развитию.
сельского хозяйства Приморья и росту
могущества флота, охраняющего этот бога-
тейший край страны.

личного состава подразделении. учат акти-
вистов практике партийной работы. Собра-
ния в партийных, организациях корабля
проводятся по-деловому, активно. Коммуни-
	3727: т Га ФА

тралящих кораблей в местах их временных
стоянок, а также отдельные корабли и час-
ти, которые проводили в это время учения.
Лектор Политуправления майор Волгия
прочитал морякам несколько лекций и док-
ладов о новой сталинской пятилетке, о меж-
дународном положении. С концертными
программами выступали две А -ый
бригады, принявшие участие в походе,

брання созываются редко, и на них обсуж-
даются вопросы, связанные лишь с приемом
в партию и разбором персональных дел.
Таково, в частности, положение на кораб-
ле, где до последнего времени заместите-
лем команлира по политической части был
капатан-лейтенант Дарюков. Коммунисты
этого корабля собирались редко. ‘собрания
проходили на низком уровне, без критики

ew mm athe nee ee ommm с аа абв аи ааа В а!
	Закончились всесоюзные
соревнования пловцов
	БАКУ, 10 сентября. Закончились сорев-
нования на первенство СССР по плаванию
и прыжкам в воду.

445 спортсменов представляли 11 со-
юзных республик и города — Москву,
Ленинград. Особенно большие успехи выпа-
ли на долю команды Москвы, участники
которой установили 5 новых всесоюзных
рекордов. Три из них принадлежат миро-
	вому рекордемену Виталию Ушазкову. Он
	st PLAY 1 Gd!
опыта р
это обсто:

проплыл, 800 метров вольным стилем 3a
10 минут 26,6 секунды, 1000 метров —
за 13 минут 0,2 секунды, 1500 метров —
за 20 минут 5,3 секунды.
Звание чемпиона страны по прыжкам
с трамплина и вышки завоевали москвичи — °
Беззаботнов и Жигалов,
zee & Vor
	СОЧИ, 10 сентября. С 15 по 20 сентя-
бря в Сочи будут. проведены вторые всесо-
юзные соревнования по марафонскому пла-
ванию на 25 километров для мужчин и
15 километров для женщин. В соревнова-
ниях примут участие 40 человек, в том
числе известные ‘марафонцы Файзулин,
Черноморченко, Девяткин, Корниенко, се-
стры Евгения и Людмила Второвы.
	Традиционный проплыв
Инкерман — Севастополь
	этого корабля собирались редко, ‘собрания
и самокритики. Здесь коммунисты мало 33-
ботились о политическом обеспечении  б0е-
вой водготовки, что приводило к отетава-
нию корабля от, общей для соединения учеб-
ной программы.

Чем же об’яеняется такое резкое разли-
чие в состоянии партийно-политической
работы на кораблях в одном собдинении?

Ответ на этот вопрос следует искать
прежде всего в неправильной практике по-
литотдела, возглавляемого т. Воспитанным,
в слабых связях этого политотдела ©. пар-
тийными организациями, в его беззаботном
отношении ‘к воспитанию партийного ак-
тива.

Сейчас в соедлнении основной состав
низового. руководящего партийного актива
представлен молодыми. еще не имеющими
опыта работы коммунистами. Уже одно
это обстоятельство лолжно заставить полит-
	По. страницам
	От корреспондента
«Красного Флота»
>
	Бонцевой катер оказалея ближе к «про-
тивнику». Он решительно бросился налере-
рез приближающимся катерам, С его кормы
повалила густая струя плотного белого
дыма.

Решения командира катера, по мнению
Ваейльева, были . вполне грамотными.
Быстрые действия личного еостава такжо
заслуживали одобрения. Своевременно была
поставлена дымзавеса.

Совершенно иначе повел себя коман-
дир флагманекого катера млалший лейте-
	нант Ясинский. В момент приближения
	катеров офицер об явил тревогу. Ватер раз-
вил скорость и готов был открыть огонь.
Но Ясинский проявил нервозность. Забыв.
что каждое его слово, особенно произнесен-
ное громко, служит лая подчиненных при-
казом, сигналом к действию, он, находясь
пол впечатлением расилывающейся по вет-
ру дымовой пелены с соседнего катера, ма-
шинально крикнул:

— Завеса!

Это слово было принято 38 приказание,
Молодой матрос бросился К дымшашкам.
Дым, поваливший из одной шашки, скрыл
из виду соседний катер. Сомневаясь. пра-
Вильно ли он понял команду, матрос подбе-
жал к боцману спросить, что ему делать.
Внимание экипажа было отвлечено. В это
время над катером пролетели два самолета.
Они могли послужить прекрасной целью для
наводчиков, но те, забыв о своих обязан-
ноетях, наблюдали за происходившим.
Командир не принял немедленно мер.
Пришлось вмешаться Капитан-лейтенанту
	Васильеву, Который приказал сбросить
шашку за борт. На палубе водворилея
порядок.

Дальнейшими действиями руководил
	командир подразделения. Морской охотник
помог евоему соседу отразить атаку. После
отбоя катера заняли свое’ место в ордере.
Отряд кораблей продолжая иттн заданным
курсом.

Неожиданно, как это часто случается на
Балтике, небо начало хмуриться. Огромная
темная пелена, надвигающаяся с запада,
все быстрее затягивала ясную синеву:
Море приняло серый цвет, потом совсем
потемнело. Нос морского охотника то и дело
зарывался в воду. Требовалось немало уси-
лий, чтобы удержаться на палубе.

В момент, когда надвигалея шеторм, ста-
рый балтиец старшина Влименко, прослу-
живший на катерах много лет, завел с моло-
дыми матросами разговор о морских качест-
вах. Свой рабеказ о поведении моряков в
походе Клименко построил на боевых эпч-
зодах. Видя, как один из молодых матросов
ежился. старшина сказал:

— Что ежишься? Чуть пахнуло ветром,
уже и загрустил. А как поведешь себя в
шторм? Вот посмотри на мостик, —стоятофи-
перы, они там останутея до конпа’ похода.
В этом я уверен. С капитан-лейтенантом
Васильевым мне много‘ пришлоеь пройти
штормовых миль. Ия ни разу не видел,
чтобы он оставил мостик. Я вопоминаю и
своего учителя офицера Чернышева. Он
олинаково вел себя и в штиль. и в свежую
			Флагманский стрелок-радист

Старшина Костюк—лучший стрелок в
авиационном подразделении гвардии капи-
тана Семенова. За восемь лет службы на
флоте Костюк в совершенстве изучил своз
дело и умело передает опыт товарищам по
оружию. Его ученики стрелки-радисты Бе-
резин, Фомичев, Желнарчук, Гультяев cra-
ли отличными специалистами радиосвязи и
меткими воздушными стрелками.

К Костюку все время обращаются с во-
просами молодые стрелки-радисты. Старший
матрос Полковников неверно вел бор-
товой журнал. Костюк рассказал, В чем за-.
ключаются ошибки Полковникова, и пока-
зал, как надо веети документы. Накануне
каждого полета старшина Костюк, как пра-
вило, проводит проигрыш упражнения. Он
строго следит за тем, как подчиненные.
усвопли содержание задания, знают ли, ка-
кие могут встретаться в полете трудности,
как устранить дефекты в радиоапиаратуре.
	После занятий в классе старшина обычно
ведет своих стрелков-радистов на аэродром.
Непосредственно в кабине он учит их пра.

ВИЛЬНОЙ ЭКксПлоатации радиооборудования стрелок-радист безупречно держат связь с
и вооружения самолета. Старшина детально   землей и самолетами, находящимися в в03-
разбирает характерные случаи отказа ап:   духе.

Не так давно группа, торпедоноепев вы:
полняла комплеконое задание. Старшина
Костюк в этом полете еще раз подтвертил
свою высокую ‘подготовку. Он’ во-время об-
наружил аэродром «противника» и сфото-
графировал его, на протяжении всего мар-
пгрута без оптибок передавал данные о ме-
теорологической обстановке, поддерживал
связь с самолетами; входившями в группу;
Этим самым старшина помогал командиру
управлять строем. В: следующем вылете
подразтеление сдавало упражнения по воз-
душной стрельбе. Лучше. всех стрелял стар-
шина Костюк. В конусе при нпюверке. на-
считали девятнатцать пробоин. Это—®отлич-
ный результат. Хорошю стреляли по конусу
и воспитанники старшины Устинов и Беля-
ков. А
	Старший лейтенант Б. ЕРШОВ.
Тихоокеёнский флот.
	«Азовсталь» называли «Магниткой Юга».

Мариуполь нитал рыбой Донбасс и другие
промышленные центры.

В салах Мариуполя выращивались заме-
чательные фрукты. ‘Совхоз-вад ‘’ имени
Ворошилова, расположенный в самом горо-
де, занимзет площадь в 560 гектаров. Его
продукция до войны составляла 3.000 тонн
в год. В 1940 г. совхозу были присуждены”
золотая медаль и диплом первой степени
Всесоюзной сельскохозяйственной выстав-
КИ. }

Когда Немацкяе оккупанты захватили
Мариуполь, он.был уже коупным, цветущам
	индустриальным центром, Фашиеты нача-
	ли прибирать в своим рукам богатетва горо
ха. У завода «Азовсталь» они прибили вы-
веску Круппа. Я видел эту вывеску в мест-
пом краеведческом музее,

Неупы памеревались выплавлять сталь
на советских мартенах. На предложение
	паратуры связи, учит, как надо на земле
их предотвращать, а в случае необходи-
мости быстро устранять в воздухе.

На самолете стрелка-радиста Устинова
во время полета ‘отказало реле пубка умфор-
мера, возник обрыв обмотки ‘катушки.
Приемник перестал работать, самолет лтоте-
рял связь с землей, Разбирая полет, Костюк
показал Устинову, как можно было ycrpa-
нить неисправность в воздухе, После этого
случая старшина особенно внимательно еле:
лил 34 тем. как учится Устинов. Он многа
раз вместе со стрелком-ралистом занимался
демонтажем п монтажем аппаратуры на сд-
молете, помогат ему изучить схемы связи,
Сейчас Устинов’ успешно справляется со
своими обязанностями,

Чтобы научить молодого стрелка-радиста
Белякова производить настройку приемкика
и передатчика в воздухе, Костюк нескольки
раз летал с Беляковым. Сейчас молелой

# Успешно ведется офицерская учеба
‘в Н-ском соединении, Здесь систематически
проводятся лекции и Конференции. Капи-
тан 8 ранга Гундобин прочитал несколько
лекций для офицеров-пехотинцев о военно-
морских силах. Недавно катёерники вместе
‹ наземными частями участвовали в уче-
нии на тему «Отражение высадки десанта
на побережье базы». За ‘последнее время
начальник штаба прочитал офицерам сле-
дующие лёеции: «Опыт конвойной службы
на флоте», «Навигационная обстановка»,
«Отражение налета: торпедных катеров #3
`‘базу», «Неселие ‘оперативного дежурства
при переходе конвоев в условиях минной
опасности». («Страж Балтики»).
	* На аэродроме одной из авиачастей
Черноморского флота строится новый тир,
предназначенный для пристрелки’ оружия
самолетов любых типов и для стрельб из
личного оружия. Уже сооружен земляной
вал шириной в 8 и толщиной в 5 метров.
Активное участие в постройке тира приня-
ди подразделения офицеров ТГельвига и
Наджубаева. («Красный черноморец»).

*# Групиз артистов Ленинградского орде-
на Ленина академического Малого театра
оперы и балета приехала в гости к воен-
ным морякам Н-ского соединения. В`пер-
вый день морякам была представлена
опера Верди «Травиата». На следующей
день на сцене Летнего театра клуба военных
морякоз была показана опера Леонковалло
«Паяцы». («На страже»).

# В Н-ском соединении создано пят-
надцать групи общеобразовательной  подго-
товки. Занятия будут проводиться по мате-
матике, русскому языку и географии.
С руководителями классов проведено мето-
дическое совещание. Учебная программа
рассчитана на 240 часов. Вее групы
обеспечены программами, учебными п0со-
биями, бумагой и т. д. («За победу»),
	быстрейшей ‘лаквидации последствий не-
мецкой оккупации. Недавно состоялось го-
родское собрание интеллигенции. Люди раз-
ных профессий рассказывали, что они дела-
ют для возрождения города, для возрожде-
ния его хозяйства. На собрании выступали
инженеры и врачи, педагога. и артисты,
Врач городской бозьницы Челпанбаев гово-
рил ‚0 борьбе с заразными болезнями, кото-
рые занесли в Марпуполь немцы. Художе-
ственный руководитель городского драмати:
ческого театра заслуженный артист РСФСР
Ходырев делилея своими творческими пла-
нами, Театр Мариуполя разрушен. Город го-
товитоя к строительству нозого театра. Но
работники искусства уже сейчас много тру-
дятся над постановками классических пьес
И пьес современных авторов. Артисты вы-
ступают в клубах, используют все возмож:
ности. Г
Марнуполь станет еще более ‘могучим ин-
дустриальным центром. ® концу пятилетки
трузооборот порта вырастет по сравнению
с довоенным. Из 45 доменных печей,
которые будут построены в течение пяти-
летки в Советском Союзе, пять, будут воз-
двигнуты в Мариуполе. Будут также по-
	строены 14 мартеновских печей. 4 прокат-.
	ных стана. Ha заводе «Азовсталь» будут
	‚установлены блюминг и рельсобалочный
	стан огромной производительности.

В городе будет восстановлено и построено
350 тыс. кв. метров жилой площади,
28 школ, металлургический институт. Ма-
риуполь получит много новых детских са-
Дов, здесь восстановят Дом пионеров, от-
кроются новые детские ясли, санатории и
дома отдыха на берегу ‘Азовского моря. Су-
точное потребление воды на олного человека
увеличится втрое.

Всё эти богатейшие перспектлвы вдох-
новляют жителей города на новые трудовые
	ПОДВИГИ.
	верной, бухте состоялся традиционный
проплыв Инкерман-—Севастополь, в кото-
ром участвовало 125 лучших пловцов &0-
раблей и частей Черноморского флота.
Матрос И-ского соединения Щукин первым
закончил дистанцию, покрыв расстояние: в
четыре километра за 1 час 43 мин. 05 сек.
Вторым пришёл матрос Ераткин итретьим—
старший матрос Ремезов.

Из-за плохой подготовки к проплыву
33 участника сошли © дистанции,

$ За время Великой Отечественной вой-
ны умелый минер старшина Григорий Нос-
ков уничтожил 156 вражеских мин. Свой
богатый боевой опыт т. Носков. успешно
передает молодежи, Он подготовил 29 мине-
ров; Некоторые 3 нах — тт. Михайлов,
Трифонов, Poros am другие теперь уже
успешно заменяют командиров отделений и
отдично справляются со своими обязанно-
стями. («Красный  балтиец»).

В ПОРТОВЫХ ГОРОДАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
	Мариуполь
	адьных рудовозах, обратно они шли с углем
	для Керченского коксохимического комби-
ната.

Металлургия зародилась в Мариуполе
	полвека назад. Сюда из-за границы привез:
ли демонтированный завод. Он стал произ-
водить трубы. Они нужны были для нефте-
проводов Кавказа. По тем временам Нико-
поль-Марнупольский завод был  совер-
щенным предприятием. Но вынеиняя ме-
таллургия Мариуполя так же похожа на
старую, дореволюционную, как современный
скоростной локомотив на первый паровоз
Crehencona. ;
	0 Марлуполе пряходилось слышать раз-
ног.

— Мариуполь — город металла, — гово-
рили одни.

— Марнуполь—морские ворота Донбае-
са,— говорили другие.

— Мариуполь — город рыбы.

— Марпуполь — город. садов.

Мариуполь — живой, быстро растущий
город. За годы сталинских пятилеток его
население увеличилось в 3,5 раза - с 63
тысяч в 1926 году до 222 тысяч в 1939
roxy.

H все определения, которые. довелось
слышать 0б этом городе, верны,

Да, Мариуполь-—морские ворота Донбас-
са. Мариуполь, стал одним из перпоразряд-
ных портов Советекого Союза. У причалов
Мариупольского порта’ швартовались суда
всех наций, Через Мариуполь экепортиро-
вался уголь. Через Мариуполь проходила
марганцевая руда из Чиатур для металлур-
гии Донбасса. По лентам транспортеров. из
огромного элеватора текло зерно в трюмы
кораблей. Элеватор за час выдавсл «на воду»
до 1.000 тонн ‘зерна. Мариуполь грузил
трубы для нефтяной промышленности Кав-
каза и металл для всего советского Юга.
Из Мариуполя уходили суда, груженные
великолепными сочными фруктами.

Здесь был не один; а два порта — ста-
рый и новый порт завода «Азовсталь». Он
был построен специально для пряеки же-
лезвой руды (атломерата), которой. пита-
лись четыре фгромные усмны этого‘ завода,
Агломерат перевозилея из Керчи в епещи-
	ЦЕВ =— в июне 1944 года — завод получил
приветствие великого Сталина. Воестановл-
тели удесятерили энергию.

Сталевары поднялись, чтобы возродить
славные традиции Макара Мазая. чтобы
	снова начать выпускать скоростные плав
ки. Весной этого года завод узнал! о выдаю-
щемся успехе Михаила Кучерина. Он вилот-
ную подошел к показателям Мазая. Назав-
тра. его имя стало известным всему Совет»
скому Союзу. Он стал получать телеграммы
из Днепропетровска и Магнитогорска, из
Москвы и Сталинграда. Началось соревно-
вание в честь новой сталинской пятилетки,

В. Марнуполь я прилетел на открытом
самолете, Первое, что мне бросилось в гла-
за, это завод на берегу моря— «Азовсталь».
С высоты’ я мог его хоропю рассмотреть.
Эта — действующий  завол. Я веномнил
строки из акта Чрезвычайной Комиссии о
зверствах, учиненных немцами в Донбассе:
«На, заводе «Азовсталь» оккупанты полно»
стью разрушили доменный цех с четырьмя
печами, мартеновский цех е шестью качаю
щимися 400-тонными печами...»

На заводе «Азорсталь» я познакомился #
инженером, которого все называют ‚здесь
«главным хирургом», Это Сергей Крупен-
ников. Мы пошли по заводу; Сначала подо-
шли к двум железобетонным обрубкам вро-
де пней. Это вое, что осталось от первых
двух домен. Третья домна вот уж год вы-
плавляет чугун. 0 ней Крупенников мн»
ничего не сказал, хотя, как я узнал потом,
чтобы восстановить домну, ему пришлось
основательно потрудиться.

Возле четвертой домны мы стояли долго,
Круценников рассказывал, как они подни-
мали эту махину весом в 1.360 тонн. Взры-
вом больной силы она была сорвана с фун-
дамента и сильно накренилась. Сначала по-
вернули шахту лдомны вокруг собственной
оги п поставили в вертикальное положение.
	затем подвинули ее на полтора метра и, на-
конец, подняли на 3,5 метра. Так спасли
домну.

Проект этой смелой операции разработал
инженер Евсей Каминский. Группа инже-
	неров, участвовавших в решении этой зада-
чи, в том числе Крупенников, Каминский п
другие, удостоилась высокого звания лау-
	резтов Сталинской премии. 9 сентября дом-
	на № 4 дала первую плавку.

Тав же восстанавливалиеь мартены, ог-
ромные краны и другие сооружения. На
«Азовстали» теперь действуют две, домны
и два мартена. Скоро будут пущены еще два
мартена.

А рядом строятся огромные прокатные
цехи, блюминг, рельсобалочный стан л дру:
гие новые об’екты. По плану пятилетки на
«Азовстали» должен быть создан заверитен-
ный металлургический цикл.
	Я был па многих предприятиях города. Я
видел радиаторы, которые выпускает вос-
становленный мариупольский завод. Я был
на рыбоконсервном заводе и видел возрож-
денные цехи. В Мариупольский порт стали
приходить первые суда.‘ Порт готов принять
почти ‘столько же груза, сколько принимал
10 войны, но за годы войны канал, ведуший
к порту из открытого моря, засорилея, Его
энергично чистят, углубляют. }

В Ворошиловском саду мне показывали
поляны, где были рощи фруктовых дерезь-
es. Ax вырубили немцы. 88 гектаров быля
опустоштены. Яблони и груши пошли на
топливо. Но я видел новые посадки,

И так всюду. Здания метазлургическоги
института еще не восстановлены, но инсти-
тут живет. В нем учатся 600 студентов.
Институт выпустил в этом году отряд новых
инженеров, Они включились в восетанови-
тельные работы.

В Мариуполе много людей интелаятент-
ного труда. Они отдают. свои знания делу
	та 3 Тр 5-м

Старые металаургическяе заводы об’еди-   немцев марнупольские сталевары ответили
	презрительным отказом. Фашисты жестоко
пасправтялиеь C советскими патриотами,
Они убили старого сталевара Толмачева и
вместе с ним трех его дочерей, Они расстре-
ляли сталеваров — депутата Верховном
(света УССР Никиту Пузырева и знамени-
того Макара Мазая.

23 месяца бесчинствовали немцы в Ма-
риуполе. Они превратили его в руины. 0т
гигантских заводов остались камни да иско-
верканные конструкции, ‘
	После изгнания немецких оккупантов го-
	нились в один завод, В советские годы они
были реконструированы, поетройли ряд но-
вых цехов, завод стал производить высоко-
качественную сталь. В начале первой пя-
тилетки в Мариуполе построили большой
завод бесшовных труб. Но’ промышленный
облик Мариуполя определяется заводом
«Азоветаль». Его начали строить в 1931 г.

Вомбинат «Азовсталь» базируется на бо-
гатых залежах керченеких руд и на угла
Донбасса. Керченекне руды содержат многу
фосфора. Это вредно для металла. Но тех-
		нический процесс построен таким образом,   род стал возрождаться. У советских патрио-
что фосфор уходит в шлак и становится   тов была одна цель: все восстановить! Не
ценнейшим удобрением для сельского х0-   только восстановить, но и расширить; еде-
	лать лучше, чем до войны! Так приказал
великий Сталин.

...Великоленны плоды героического тру-
ла мариупольцев. На заводе пмени Ильича
первый мартен зажтли на 50-й день после
освобожления` города. Через восемь меся-
	зяйства. На «Азовстали» были выстроены
четыре мощные доменные печи, такие же,
как в Магнитогореке, На этом заводе были
самые; бодьшие в Советском Союзе марте-
новские печи. Ванны мартенов-—качаю-
щиеся, это. облегчает удаление шлака.