1 сентября 1946 г., среда. № 91
	4 (2395)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
		На Тармжской Ми
	В ЭКОНОМИЧЕС
БОЛРАРЕСКОЙ КОМИССИИ ПО РУМЫНИИ.
	Wyre rm ЗАЛ К VAG
БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ И ФИНЛЯНДИИ
	Выступление пре
	ПАРИ, 10 сентября. (Спец, корр.
1АСС). Экономическая комиссия по Румы-
ши, Болгарии, Венгрии и Финляндии про-
дахает рассматривать проект мирного до-
вора з Румынией, На сегодняшнем заее-
дни, Как и нз двух предыдущих, obcyx-
дысь приложение к договору, касающееся
цимышленной, литературной и художеет-
мнной собственности. Как Уже сообща-
лиь, американская делегация ‘предлагала
BMWIETS B один из пунктов этого приложе-
шя оговорки, которые фактически свели бы
fe-He? принципи взаимности, предусмотрен-
вый в других пуиктах. Против этого возра-
али представители СССР, Югославии и
вокоторых других стран. Сегодня комиссия
приняла новую редакцию этого пункта, ко-
торая идет навстречу принципу взаимности.

После этого комиссия заслущала вы-
пупление представителя румынской деле-
идия Маурера, изложившего общие заме-
чания своей делегации относительно 24-й
иатьи проекта мирного договора, касаю-
шейся восетановления прави интересов
ОРединенных наций и их граждан в Ру-
vara. Румынский представитель возра-.
зал, главным образом, против чрезмерных
претензий союзников к Румынии, выразив-
шихся в требовании полного возмещения
ущерба, нанесенного имуществу граждан
(дшненных наций, причем не только за
г период, когда Румыния воевала против
изнихов, но, и 3% то время, когда. она,
шрзаз с гитлеровской Германией, боролась
‘оружием в руках на стороне союзников и
вла в результате этого значительные.
доке и материальные потери..На таких
требованиях, как известно, настаивают аме-
манская и английская делегации, стремя-
	дставителя румынской делегации
	щиеся обеспечить иностранным компаниями
	EEE! EE EEEEIAAN EE I EN LE BD
в Румынии такую компенсацию, кото
способствовала бы значительному уве:
Чению их‘ роли в румынекой экономике.

Как «пострадали» эти иностранн
компании BO время войны вита x:
	ee CAM 6 6OTH ИНОСТранный
компании BO время войны, видно хотя
бы на примере двух крупнейших нефтяных
компаний. Чистая прибыль нефтяного ак-
ционерного общества «Ромыно-Американа»
с капитала в полиора миллиарда лей в
1944 году составила 726 миллионов лей,
4 чистая прибыль другого нефтяного кон-
церна «Астро-Ромына» ‚с капитала в два
с половиной; миллизрда лей в том же ГОДУ
	составила 540 миллионов лей.
	о-морские базы США
		Gh Ann

Ряд фактов, имевших место. за послед
нее время, свидетельствует о том, что. Се-
вер играет весьма видную роль в экспан-
спонистеких планах определенных амеря-
каневих кругов, стремящихся создать <все-
мирную цепь баз, опоясывающих земной
шар». Не так давно сообщалось о том, что
наряду с настойчивыми переговорами. 06
исландских базах американцы предложили
датекому правительству отдать под. кон-
троль США несколько баз в Гренландии и
радиолокационные станции нё. Фарерских
островах. Серия арктических экспедиций
американского флота, в том числе. послэд-
ний поход нескольких крупных военных
кораблей в гренландский порт Туле связа-
ны с теми же планами. В. этом же DALY
стоит и поездка фельдмаршала Монтгомери
в Канаду и весь характер его выступлений.

Не подлежит сомнению; что фактическая
оккупация Соединенными Штатами Ислан-
дии ничего общего не имеет < какой бы то
ни было «защитой интересов США», о ко-
торой твердят те, кто хочег ввести в 38
блуждение мировое общественное мнение,
Речь идет не о защите американских инте-
ресов, а о стремлении США к мировому гос-
подетву.

Политика США по отношению к Ислая.
AHH показывает, что американская экснан-
сеня для достижения своих целей не оста
навливаелея перед нарушением сузерени-
тета малых стран.

Исландская общественность — глубоко
возмущена. В многочисленных протестах,
обращенных к правительству своей страны,
исландекий народ настаивает на немедлены
ном выводе всех иностранных войск и нА
прекращении переговоров о предоставлении
баз какому бы то ни было государству. В
исландских городах происходят многолюд-
ные митинги, участники которых настаи-
‚вают о на’ восстановлении суверенитет»
страны. Все партии, представленные в аль-
тинге (исландеком парламенте), всецело
поддерживают требования своего народа.

Норвежская газета «Фрихетен» опубли-
ковала недавно статью своего корреспон-
дента Кнута Селнеса, позегившего Ислан-
дию. Автор рассказывает о своей беседе с
членом исландекого альтинга, который зая-
вил: «Исландское правительство отклони-
ло требования американцев о передаче на
длительный срок, трех баз вблизи Рейкьяви-
ка. Каждый исландец понял, что для неза-
висимости Исландии было бы гибелью пре-
доставить базы в своей стране какой-либо
крупной державе. Однако отклонение приз
тязаний США не особенно смутило амери-
канцев. Они сообщили, что намерены по-
слать в Изландию новую делегацию для п6-
реговоров с правительством».

«Исландская проблема» вызывает серь-
езную тревогу в кругах прогрессивной of-
щественности США и Англии. Так, амери-
канекая газета «Реджистер» отмечает, что
линия государственного департамента США
по отношению к Исландии являетея «нару-
шением договора с дружественной страной
и проявлением полного пренебрежения в
интерезам малых стран»; Сенатор-демократ
Пеппер в своем выступлении настаивает ка
выводе амгриканских войск из Исландии и
называет политику США в исландском во-
просе «наступлением на мир при помощи
большого топора в интересах американского
империализма». Пеппер настаивает на воз-
вращении к политике Рузвельта и Хэлла,
к политике международного сотрудничества
миролюбивых держав — больших и малых.
Видный политический деятель Уоллес зая
BHI B беседе с журналистами, что «амери-
канские войска должны покинуть Пелан-
дию».

Советский Союз, последовательно и твер
до борясь за мир, неоднократно подчеркя-
вал, что уважение незавиеимостя п сувера-
нитета малых стран является олной из 0с-
нов послевоенного сотрудничества.  Поэто-
му справедливые. требования исландского
народа 0 выводе ‘американских войск в
территории Исландии встречают полную
полхержку советской общественности.

Интересы мира и безопасности требуют
уважения, прав свободолюбивых народов.
Позиция же США в «исландском вопросе»
противоречит этим интересам, она наносит
прямой ущерб послевоенному сотрудниче-
етву миролюбивых держав, препятствует
сохранению прочного и надежного мира.
		рной конференции  Военн
	ный Албании ущерб исчисляется суммой
свыше одного миллиарда долларов. Пред-
ставитель албанской * делегаций ‘выразил
	уверенность, что комиссия найдет возмож-
	ным удовлетворить требоважия репарации,
пред’являемые Албанией, в соответствия с
удовлетворением требований других госу-

дарств, пострадавиеях от итальянской аг-
ресени.
	Совершенно иное впечатление оставило,
к примеру, выступление представителя Ве-
ликобритании. В советской печати уже г-
общалось, что делегация Велакобратании
представила комиссии по экономическим
вопросам для Италии меморандум, в кото-
ром ущерб, понесенный Великобританией и
ее колониями в ходе войны против Италии,
спределен поистине астрономической циф-
рой — свыше одиннадцати миллизрдов лол-
ларов (в 110 раз больше репараций, тре-
буемых Советским Союзом). В эту сумму
включены и такие расходы, которые нико-
гда еще не служили об’ектом репараций (в
частности, правительство. Великобритании
претендовало, чтобы Италия оплачивала ее
«военные усилия» — речь идет с возме-
щении английских расходов. по ^ военному
бюджету). Представитель Великобритании
без всякого смущения назвал ceo weuo-
рандум «историческим документом».

Тут же этот представитель елелал ши-
рокий жест, заявив, что Великобритания
«не имеет намерений требовать от Италии,
чтобы она покрыла эти требования». 0н
сделал небольшую паузу и добавил много-
значительное словечко «за исключением...»
И сразу же выяснилось, что это скромное
«исключение» таит за собой претензию на
огромные суммы. Речь идет о том, что Ве-
ликобритания намерена отобрать у Италии
все ве активы (капиталовложения). нахо-
дящиеся в Великобритании и ее колониях.

Что представляют собою эти активы?
На-лнях в английском журнале «Нью
стейтсмен энд нейшен» проекользнула лю-
бопытная заметка: «Итальянские активы в
Антлий определяются в 14 миллионов фун-
тов стерлинтов. Но как сообщают, г-н Бе-
вин в Париже называл цифру в одиннадцать
миллионов фунтов стерлингов. Эти активы,
которые рассматриваются, как законные
источники репараций, в основном, пред-
ставляют с0б0ю собственность частных
итальянских граждан. Считается, кроме то-
го, что итальянцем, обладающим наиболее
крупным внешним фондом, является быв-
ший король Виктор Эммануил, активы ко-
торого в Ангани оцениваются в 3 милаио-
на. В Италии широко разпространено мне-
ние о том, что была совершена сделка с
целью освобождения короля от уплаты его
доли репараций и что эту разницу в 3 мил-
лиона представляет его капитал».

Таким образом, английский журнал при.
знает, что г-н Бевин намерен проявить
свое великодушие лишь к 0собе бывшего
итальянского короля. Вее остальные кали-
таловложения итальянцев в Англии пере-
кочуют в руки британцев. Но ведь это да-
леко не все — в английских колониях так-
же вложены немалые итальянские капи-
талы,—на них также претендует теперь
правительство Великобритании. Мы уже не
говорим о том, какие огромные суммы уже
получены Великобританией с Италии sa
годы оккупации. Только бюджетные расхо-
цы итальянского правительства на содер-
жание англо-американеких оккупационных
войск достигли поистине огромной цифры
в 391.7 миллиарда итальянских лир.
	И после всето этого представитель Ве-
ликобритазии считает удобным говорить о
TOM, что британское правительство веотало
на путь «некоторого принесения жертвы»,
	снизив свои первоначальные требования ре-
параций...

` Откровенно лицемерие” сквозит B каж:
дой строчке заявления, сделанном в ко-
миссии по экономическим вопросам для
Италии представителем Бразилии. Он на-
чал с того, что гордо сказал: «Бразиль-
ская делегация воздерживается от. пред-
ставления каких-либо требований по репа-
рациям» и пояснил, что бразильская деле-
гация считает репарации обузой для италь-
SAHCKOH экономики. Далее он заявил, что
Бразилия все же рассчитывает получить
эти репарации. «Бразильская делегация
считает,— сказал он,— что итальянекоте
имущества, находящегося ‘в Бразилли и
предназначенного (7) для’ репараций 3a
нанесенный военный ущерб, будет доста-
точно для того, чтобы покрыть часть ответ-
стзенности Италии 33 ущерб, нанесенный
Бразилии». Но тут же, опасаясь, как бы не
продешевить, он поспешил добавить: «При-
HEMad BO BHANSHHe, Что этом имущества,
может быть, нехватит, бразильская деле-
гация ‘оставляет за собой право получить
возмещение путем прямых ‘переговоров ©
итальянским правительством»: ;

Известно, что аппетит приходит во’ время
еды: И характерно, что в эти дни ‘комис
сия была буквально засыпана различными
меморандумами с требованиями репафаций.
Не успевали члены’ комисени прочесть
один меморандум, как им подавали новый,
дополнительный, В этом отношении харак-
терен дополнительный меморандум нидер-
ландекой делегации, изобилующий такими,
к примеру, претензиями: «Из Рио-де-Жа-
нейро в Фаматуста (Кипр) на итальянском
пароходе «Океания» был ‘отправлен груз
кофе. В начале военных действий этот
груз был задержан в Триесте и реквизиро-
ван итальянекими властями. Убыток до-
стигает. 1.625 долларов». С точностью до
одного цента подсчитали свои убытки и
мексиканские купцы, за интересы которых
сегодня боролся в комиссни делегат Мекси-
ки. Он утверждал, что Мексика понесла в
этой войне ущерб в 145.059.353 доллара
7 центов. В мексиканском меморандуме
предусмотрено все — вилоть до разницы в
ценах на`нефть и шелк теперь и.до войны,
Мексиканцы записали в трафу военного
ущерба даже стоимость военных материалов,
переданных им Соединенными Штатами
Америки по ленд-лизу.

‹Выступал вегодня co своими претен-
зиями и представитель Ирака; Как извест-
HO, солдаты Ирака с итальянцами не сра-
жались, города’ и села Ирака итальянски-
ми войсками не разрушались. Но все же
Ирак считает возможным пред’явить требо-
вания репараций на сумму 1.602.436 дина-
ров. В эту сумму правительство Ирака оце-
HHAO убытки, нанесенные восстанием ирак-
ского авантюриста Рашид Али эль Гайлани.
Представитель Ирака заявил, что эта сум-
ма репараций должна быть распределена
между Италией, Германией п... Японией.

Миллионы. десятки и сотни миллионов,
миллиарды... С поразительной легкостью
назывались эти цифры в ‘Зале заседаний
комиссии на протяжении ‘последних дней!
Им равнодушно внимали те, кто еще вчера
столь яростно выступал против скромной
цифры репараций в’ “пользу” Советского
Союза, определенной проектом мирного. до-
говора. Когла речь шла об интересах co-
ветского. народа, потерпевшего огромный
ущерб от итальянских ‘захватчиков, у
Италии находилось много адвокатов. Ког-
да же речь пошла об интересах бразиль-
ских и мексиканских торговцев нефтью,
кофе и шелком, об интересах” английских
трестов и банков. об интересах иракских
феодалов, этих адвокатов что-то не слыш-
HO. .

‚ & Числу важнейших - международных
проблем, требующих своего разрешения,
относится вопросе о пребывании иностран-
ных войск на территории суверенных
стран, не принадлежавших к вражескому
лагерю. В своём выступлении по этому по-
воду на заседании Совета безопасности
‘тов. Громыко указал, что «присутетвие
союзных войск в течение длительного‘ вре-
мени после окончания войны, не вызывае-
№00 военной необходимостью, не может нё
порождать вполне естественного беспокой-
ства у народов тёх стран, в которых до
сих пор продолжают находиться иностран-
ные войска».

Так, в частности, оббтонт дело 6 про-
должающимся пребыванием американских
войск в Исландии. Как известно, войска
США высадились в Исландия в июле 1941
года. В то ‘время было заключено епецналь-
ное соглашение, по которому США призна-
вали суверенитет Исландии и давали 05е-
щание вывести свои войска тотчас ‘же Ное-
ле окончания войны. Американцам было
предоставлено право  дооборудовать и
использовать совместно е английским фло-
том военно-морские базы в Рейкьявике и
Хвал-фиорде,

После разгрома фашистской Германии
американскому и английскому судоходству
в Атлантике никто не угрожает. Поэтому
нет никакого, даже формального, оправла-
ния для пребывания американских войск в
условиях мирного времени на территории
независимой суверенной страны.

Однако официальные американские круги
не проявили ни малейшего намерения ото-
звать свои войска из Исландии. Более того,
не прошло и полугода после окончания
войны, как американское правительство,
вместо того чтобы выполнить свои обяза-
тельства и вывести войска из Исландии,
предложило исландскому правительству пе-
редать США в долгосрочную аренду военно-
морские и авиационные базы. Американ-
ская печать сообщала, что ведутся пере-
говоры о создании двух постоянных воен-
но-морских баз и шести метеорологических
станций, а также нескольких крупных
аэродромов. Не ожидал результатов этих
переговоров, США усилили свои пози-
ции на исландском побережье, создав
там ряд новых военно-морских и авиаци-
онных баз. Сильная изрезанность побе-
режья Исландии, многочисленные глубокие
фиорды, представляющие собой хорошие
естественные гавани, пригодные для стоян-
ки кораблей всех классов, позволили аме-
ыы создать несколько крупных баз.

мериканские вооруженные силы распола-
гают на западном побережье двумя база-
ми — Рейкьявик п Хвал-фиорд. На север-
ном побережье создана стоянка в местечке
Акурейри. Самолеты США базируются на
аэродромы «Миксфилд» и «Паттерсонфилд»,
Кроме того, создана большая военно-морская
топливная база севернее Рейкьявика. За по-
следнее время значительно увеличена чис-
ленность американских гарнизонов в Ис-
ландии, .

Достаточно проследить за тоном амери-
канской печати, все. более настойчиво раз-
вивающей. мысль о необходимости: «вклю=
чения Исландии в американскую систему»,
чтобы притти к выводу о связи «исланд-
ской проблемы» с северным. направлением
экспансии США. Несколько месяцев назад
журнал «Форин аффере» откровенно писал,
что «США следует стремиться к такой но-
зиции, чтобы иметь возможность тоспод-
ствовать над старым миром. Поэтому аме-
риканские базы в Исландии и Гренландии
являются для США особенно важными».

Некоторые американские газеты пыта-
ются ‘убедить общественное мнение в том,
что стремление США приобрести базы в
Исландии вызвано необходимостью иметь
постоянные метеорологические станции в
Северной Атлантике. Однако военный 0б0-
зреватель «Нью-Йорк тайме» Болдуин 0т-
кровенно пишет о подлинной цели этого
стремления: *«Использование Исландии в
качестве метеорологической станции важ-
но. но ее могут заменить самолеты, несу-
щие разведку. Исландия в нынешних усло-
виях не играет решающей роли с точки
зрения предсказаний погоды, Исландия так-
же не является важной как военно-морская
топливная станция ввиду развития систе-
мы «пловучих баз» военно-морского флота.
Настоящее значение Исландия в стратеги-
ческом отношении заключается‘ в том, что
она является передовой базой для самоле-
тов тальнего действия». .

Несправедливость требований о полном
	возмещении Ущерба, нанесенного имуще-
	ству граждан 06’единенных наций. стано-
	вится еще более ясной, если Учесть, что
при определении суммы репараций в поль-
зу СССР, сильно пострадавшего от румын-
ской агреесии, по предложению самого Со-
ветокого Cosa применялея принцип ча-
CTHYHOTO возмещения нанесенного ущер-
Da, учитывая возможности румынской эко-
номики и тот факт, что с августа 1944 го-
Ja Румыния активно боролась против Гер-
мании на стороне 0б’единенных наций.

‚ Представитель румынской делегации
Маурер подчеркнул, что принятие чрезмер-
ных требований в отношении компенсации
создаст серьезнейшие трудности” для py-
мынской экономики, усилит ев зависимость
ог иностранного кадтитала, приведет к уста-
новлению особых привилегий для иностран-
ных компаний и к самой явной дискрими-
нации в отношении румынских граждан. Or
имени румынской делегации он просил от
клонить эти требования,
	ПРЕТЕНЗИИ ОБОСНОВАННЫЕ
И ПРЕТЕНЗИИ СОМНИТЕЛЬНЫЕ
В комиссии по экономическим вопросам для Италии
	ПАРИЖ, 10 сентября. (Coen. корр.
1460). Сегодня комиссия по экономиче-
цим вопросам для Италии закончила вы-
пушивание претензий на репарации,
ед’являемые итальянскому правительст-
ny. Четыре дня длились выступления
представителей  тосударств, требующих
инараций; делегаты тринадцати стран
пед’явили свои претензии устно; кроме
и, получены письменные меморандумы
и ряда государств Латинской Америки.
	дотя все эти выступления и мёморан-

мы достаточно пространны, однако o6-
цую сумму пред’явленных претензий ‘до
их пор нельзя определить хотя бы при-
@изятельно. Далеко не все делегаты, вы-
мупавииео с речами в комиссии, сочли
юможным указать, на какой же ‘0б’ем
Тиараций, в сущности говоря, они пре-
мндуют? Складывается впечатление, что
которые из них сознательно уклонялисвь
и точных цифр: ведь точную цифру надо
босновать!
	Рпарации — законное право тех, кто
страдал от“ аРрессора. Они должны’ по-
° \0чь жертвам агрессора быстрее встать на
Ноги, восстановить свою разрушенную  эко-
мику. И когда в комиссии выступали,
цажем, представители Югославии и Алба-
ШИ, — Том, кто их слушал, все было
‘овершенно ясно; вот цифры нанесенного
Ущерба, вот факты, характеризующие этот
Ущерб, и вот требование возмещения ущер-
@. Иное дело, когда слово предоставляется
представителям государств, которые нахо-
Дия за тридевять земель от Италии, на
территории которых никаких боев не ве-
leh H которые подчас даже формально не
У’являли войны Италии. Тут мобилизуют-
и различные юридические формулы, про-
инослтся туманные речи о. «нарушении
1116рссов» таких государств и, в конце
улцов, речь сводится к тому, что и они
утят получить с Италии какую-то толику
тараций. Какую именно? На этот вопрос
	ЬЮ-ПОРК, 9 сентября. (Спец. корр.
406). Сегодня’ состоялось ` 64-6’ заседание
(лета безопасности, на котором продолжа-
№5 обсуждение заявления Украины ©
№, что действия греческого правительства
Пржают миру и безопасности на Балка-
/ №. Заседание началось длительной дис-
“ Keene по вопросу © том, должен ли Совет

иветворить просьбу представителя Алба-
  Ш Тук Иакова разрешить ему присут-

‘звать на заседании Совета с тем, чтобы
‚ лять Совет информацией по стоящему
в во рассмотрении вопросу. Хотя во вре-
и обсуждения в Совете заявления Украины
ито упоминалобв”об`7 Албании,  делегат
итралии Хэзлак высказался ‘против того,
ты Совет заслушал данные, . которые
азия хотела представить. Кадоган (Ант-
11) утверждал, что украивекое заявление
Итрагивает «ситуацию», & He «спор» H
Мэтому-де Совет не может пригласить
анию на основе 32-Й статьш устава.
\оган утверждал также, что 39-я статья
Чизил процедуры Совета. также неприме-
Ts x просьбе Албании. Выступление Ка-
на лвно имело пелью помешать алба-
‘му представителю изложить факты,
Чиющиея положения в Греции. Предее-

‚ иель Совета Ланге не согласился с Кадо-
* лом, Он заявил, что ‘статья 39-я правил

Чищдуры Совета дает Совету право вы-
Чушать любое лицо, способное снабдить
‘ит информацией. или другим каким-либо
зом помочь Совету.

Мтайский делегат Ся и голландский
erat ван Клеффонс поддержали позицию
alorana,

Затем выступил Громыко, Который 2a-
Юл, что на последнем” заседании Совота
Я уже призывал Совет ‘пригласить албан)
о представителя и в настоящее время
и чет повторять свои аргументы. @дна-
УМ хочет указать. что для всех было бы
понятно. почему Совет отказывает ал-
\нскому представителю ве только В npane
инять участие в обсуждении, но хаже в
ава выступить © заявлением. Бели Совет
Пыйтит просьбу Албании, он подтвердит
№ факт, что большинство членов Совет
№ хочет, чтобы представитель пепосредст-
№1 заиптересовалиой страны выступил
заявлением и птелетавил бы Совету
	прямого ответа не дается; пусть-де этот
	в9прос решит сама комиссия...

Наибольшее впечатление произвела на
присутствующих  обстоятельная, хорошо
аргументированная речь представителя
Югославии. Он напомнил, как много горя
и страданий принесли итальянские фаши-
сеты его родине. Миллион семьсот тысяч
человек потеряла Югославия в боях с за-
хватчиками. 420 тысяч югославов были
изувечены и теперь не способны к работе,
100 тысяч детей осиротели. Более 3 мил-
лионов граждан Югославии осталиеь без
крова: захватчики разрушили 500 тысяч
домов. Итальянцы разрушили все предприя-
тия Югославии, погубили весь ее торговый
флот, разрушили железнодорожный транс-
порт, взорвали 80 процентов всех мостов.
Общий ущерб, нанесенный итальянскими
захватчиками Югославии, исчисляетея в
десять миллиардов долларов. Но Югославия
требует © Италии репарации лишь в раз-
мере одной девятой доли понесенного ею
ущерба. Прелставитель Югославии привёл
обильные фактические материалы, ‘0про-
веогающие демагогические рассуждения о
том, будто бы итальянская экономика на-
столько разрушена, что Италия не в с0-
стоянии выплачивать репарации; Он пока-
зал с цифрами и фактами в руках, что
важнейшие отрасли итальянской промыш-
ленности, в частности машиностроение,
сейчаб в состоянии выпускать больше про-
дукпии, чем до войны.

_ Представитель Албании в короткой, но
содержательной речи также ‘убедительно
охарактеризовал ‹ большой‘ материальный
ущерб, нанесенный его родине итальянски-
ми захватчиками в течение шести лет окку-
пации. В маленькой Албании, где живет
всего один миллион человек, итальянцы
разрушили 200 тысяч домов, разгромили
все албанские предприятия, взорвали 3.700
метров мостов. Производство сельского хо-
зайства сократилось на 50 процентов, пого-
	Заседание подкомитета комиссии по политическим
и территориальным вопросам для Венгрии
	ПАРИЖ, 10 сентября. (Спец. корр.  рая — небольшого исправления  senrpo-
ТАСС). Сегодня состоялось первое заседа-   чехословацкой границы в районе  Врати-
	чехословацкой границы в районе _ Брати-
славы.
	Председателем подкомитета избран Пту-
ха (Украина), докладчиком — Костелло (Но-
вая Зеландия).
	что террористические банды греческого
правительства нарушали албанскую терря-
торию й албанские ‘воды евыше ста раз.
Тук Иакова, напомнив, что он ранее пред-
ставил Совету два длинных спиека, в ко-
торых перечисляются провокации, совер-
щенные греческими террористами, заявил,
что он только что получил информацию о
новой провокации греков, совершенной в
	момент, когла в Совете обсуждалось заяв-
	‘ление Албании о принятии ее в организа-
цию 0б‘’единенных наций.

Перейдя к вопросу об обращении в Гре-
цли с албанским меньшинством, Тук Иако-
ва привел ряд случаев, когда греческие
реакционеры ‹<овершали террористические
акты в отношении албанского меньшин-
ства. Греческое правительство, сказал он,
должно прекратить бесчеловечное преследо-
вание албанского меньшинства в Греции.
В заключение он выразил‘ надежду на’ то,
что Совет вынесет свое решение по этой
проблеме, учтя все ее серьезные моменты.

После того, как Иакова представил (0-
BeTy эти дополнительные доказательства
того, что резкционная политика греческого
правительства угрожает ‘миру, выступил
греческий представитель Дендрамие, к8то-
рый снова повторил, что между Грецией и
Албанией. существует состояние войны.
Дендрамис, так же как и на прошлой неде-
ле, пытался преуменьшить успехи албаз-
ских сил сопротивления.

’Затем выступил делегат США Джонсон,
который выразил’ несогласие с заявлением
Украины о положении в Греции и веяче-
ски защищал действия греческого прави-
тельства. Джонсон выразил одобрение пре-
быванию британских войск в Греции, ут-
верждая, что британекие войска в Греция
представляют собой  «стабилизирующий
фактор».

Вся речь Джонсона, несомненно, имела
целью по-тгетовить. почву для принятия
Советом решения, в котором он отклонил
бы подкрепленные документами обвинения
Украины.

В таком же духе, как и следовало ожи-
дать, выступил делегат Австралии Хэзлак.

После речи Хэзлака Совет решил. отло-
жить заселание ло вечера 10 сентября.
	ние подкомитета, созданного комиссией eft
политическим и территориальным вопросам
для Венгрии с целью рассмотрения двух
поправок чехословацкой делегации. Первая
	‘ловьё скота —= на 70 шоцентов. Нанесен-   яз них касается Венекого арбитража, вто-
	В” СОВЕТЕ
		роль Албании в антифашистской борьбе,
Тук Иакова выразил надежду на то, что.
Совет безопасности не будет игнорировать
пролитую Албанией крозь и принесенные
ею жертвы в общей борьбе. Албания, ска-
зал Иакова, честно выполняла бы все тре-
бования, которые ставит организация 05’-
единенных наций, так же, как она честно
выполняла свои обязательства в военное
время.
	Перейдя к вопросу, стоящему на pac-
смотрении Совета, Тук Иакова заявил, что
он не будет отнимать ‘у Совета время, отве-
чая на беспочвенные обвинения и оскор-
бления по адресу Албании, которые позво-
лил себе греческий представитель Дендра-
мис на заседании Совета, Он указал, что
хотел бы остановиться лишь нз фактиче-
ской стороне греко-албанских отношений.
Подчеркнув, что Дендрамис несколько раз
говорил о наличии якобы состояния войны
между Грецией и Албанией, Тук Иакова
высказал предположение, что настоятель-
ное подчеркивание Дендрамисом этого
пункта, повидимому, свидетельствует 9 же-
лании «оставить открытой возмолоность для
раздоров между Грецией и Албанией».
Представитель Албании ‘отрицал, что его
страна находится в состоянии войны ¢
Грепией, и заявил, что Албания не хочет
быть в состоянии войны. Албания — не-
большая миролюбивая страна, никогда не
была агрессором, & всегда была жертвой
иностранной агрессии, в том числе грече-
ской. В течение всего периода итальяя-
свой оккупации албанский народ боролся
в фашистами и сотрудничал с силами со-
противления соседних стран.
	Тук Иакова подчеркнул, что положение,
создавтиееся в Греции после войны, не’ бла-
гоприятетвовало греческому  народу. Режим.

`установившийся в Греции, пытался aco-
возможными способами вызвать враждеб-
ность между греческим и албанским наро-
Зами: он завимался организацией провока-
ций на албанской границе, пыталея унич-
тожить албанское меньшинство в Грецгт,
выдвигал абсурдные притязания на южаую
часть Албании, начал кампанию лжи и
всевозможных измышлений, . направлен-
ных против Албании. Иакова подчеркнул,
	факты, известные албанскому правитель-
ству:
Затем Ёздоган заявил, что Совет мог бы
попросить албанского представителя пред-
ставить свое заявление в письменной фор-
ме. Громыко выступил против этого пред-
ложения. заявив. что албанский предета-
витель просил разрешить ему изложить
факты на заседании Совета.
Представитель США’ Джонсон заявил,
что он склонен согласиться с. интерпрета-
цией, данной Кадоганом уставу 06’единен-
ных наций и правилам процедуры Совета
по тому вопросу. который находится на
обсуждении, Однако он заявил, что, по его
мнению, приглашение албанского предста-
вителя 34’ стол заседания Совета будет от-
	вечать духу устава. Е
Делегат Мексики Нерво занял такую же
	Председатель Ланге поставил на голосо-
вание вопрос 9 том, должен ли Совет при-
гласить албанского представителя высту-
пить с заявлением на заседании Совета.
Против этого предложения голосовал  де-
norat Англии. Делегат Австралии воздер-
жалея. Все остальные члены Совета голосо-
вали за приглашение албанского предета-

вителя. ;
Вслед за тем Ланге предложил албанскому
представителю Тук „Иакова занять место
за столом заседания и сделать свое заявле-
ние.
Заняв место за столом. заседания, Тук
Иакова зачитал заявление, поддорживаю-
щее обвинение в том, что агрессивная по-
литика нынешнего греческого режима пред-
crasuner coool: yrposy Mapy 8 безопасно-
сти; В начале: своего заявления Тук Изко-
ва. поблагодарив Совет 3а предоставленную
ему возможность присутствовать на заседа-
нии, выразил сожаление по поводу реше
ния Совета отказаться от рекоменлапив
Албании в состав организапии 0б’единен-
ных наций. Тук Иакова заявил. что Алба-
HHA явилась первой жертвой фашистской
агрессии, понесла тяжелые потери в борь-
бе за освобождение, и.он не может понять,
почему албанский народ лишают права. 3а-
нять место бок-о-бок с другими странами в
организации 0б’единенных наций, Отметив
	Новая военная экспедиция на север Канады
	развертываться военные действия». Б ин:
тервью, данном представителям печати,
Уортингтон заявил, что экспедиция нрз-
следует цель усилить оборону северо-аме-
риканского континента на елучай воз=
можной атаки, Это, заявляет журнал, ява
ляетея обычным об’яснением, которое сз
перь дают официальные представителл, же-
Лая скрыть агрессивную подтотовку к вой*
не, планируемой постоянным _06’елинон=
ным‘ комитетом обороны США п Канады.
Эта полготовка теперь находит свое отра-
жение во всех сторонах внешней и внуг+
ренней политики Ваналы.
	В заключение журнал «Канадиен три-
бюн» заявляет, что настоящая военная
экспедиция Ha ‘севере’ Канады является
только небольшой частью‘ подготовки к
третьей мировой войне, которая ведется в
настоящее время.
	ОТТАВА, 9 сентября. (ТАСС). В жур-
нале «Канадиен трибюн» опубликована
статья, . посвященная новой канадской во-
енной экспедиции на север Канады. Жур-
нал считает, что экспедиция направдена
против Советекого Союза.

0 плане дальнейшей подготовки  север-
ных районов Канады в качестве поля‘ ера-
жения, пишет ‘журнал, можно судить’ по
выступлению командующего западным  во-
	еннпым округом генерал-майора Уортингто-
	& перед офицерами, отправлявтимися в
новую арктическую экспедицию. ° Новая
экспедиция рассматривается Rak прямое
продолжение экспедиции. «Маск-Окс». В
ней принимают участие 50. кадровых офи-
перов и офицеров резерва и 50 рядовых.
Одной из целей экопедиции являются раз-
ведка местности между Лоусонкрик и Уайт-
хоре, & также ознакомление личного состё-
ва канадской армий с районом. erie будут
		_ Газета «Комба» об американской радиопропаганде
	водятся через мощную станцию в Париже.
Кроме того; в Алжире’ и во многих районах
французской «Северной Африки американцы
	имеют другие центры для распространения.
	своего влияния. Нолитический характер ал-
жиреких передач, несомненно, в значитель-
ной степени повлиял на’ решение француз-
ского правительства. Большую ‘радиостан-
цию строят США на Филиппинах. «План
американской раднопропаганаы, продолжает
газета. очень широк. Он сытрал и продол-
жает играть болыпую ‘рюль в Латинской
Америке. В Берлине, где три недели тому
назад. англичане открыли радиостаниию
под своим контролем, американцы обору-
дуют радиостанцию, которая будет перела-
вать” для немецкого населения. Caexont-
тельно, США намереваются начать активную
ратиопропаганду в Германии».
	ПАРИЖ, 10 сентября. (ТАСС). В настоя-
щее время между французским и американ-
ским правительствами происходят перёгово-
ры по поводу’ радиостанции в, Алжире. Эта
радиостанция была сооружена американ-
цами во время войны. Французское прави-
тельство в свое время условалось с прави-
тельством США 0 том, что через шесть ме-
сяцев ‘по окончании яоснных действий ал-
жирокая радиостанция’ «перестанет. нахо-
SBTECA в ‘исключительком о пельзовения
Соедиленных Штатов», Касаясь ‘франко-
американских переговоров, газета «Комба»
указывает, что американская радиостанция
	в Алжире «не едипетвенный центр. ралисве-
щательных передач па’ Франнузской терри-
тории».
	Известно, например, пишет газета, что
	редачи для армии произ-