Маф >>> dl
		15 сентября 1946 г., воскресенье, № 218 (2399)
	Ответ, которого
пришлось. ждать
` больше года.
	Весной прошлого года на Северном флоте
один ‘из складов. сиетемы береговой обороны
передали в состав морского соединения,
Следовало ясно сообщить ›0б. этом ‚личному
составу н рассказать об изменениях в служ-
бе; в частности 0 TOM, ITO отныне матржы
и старшины склада приравниваются к лич-
ному составу морских частей и зачиеля-
red Ha соответствующие ВИДЫ довольст-
BUA.

Ho получилось иначе.

Когда личный состав склада, узнав о п»-
реводе; задал своему начальнику старшему
лейтенанту Плетневу вопрос, как теперь
будет проходить‘служба, оно ничего не смог
ответить и обратился к своему  начзльни-
ку подполковнику Блинову..

Тов. Блинов ответил, что в прохождения
службы личным составом склада ничего не
меняется, что матросы будут служить тот
же срок, который положен в береговой обо-
pone, H что нормы денежного, вещевого и
прочего довольствия остаются старыми,

Старший лейтенант Плетнев сообщил 05
этом подчиненным, и до осени никто из них
Bompora 0 прохождении службы не подни-
мал. Осенью некоторые матросы и сержан-
ты должны были демобилизоваться, если.
‚считать, что они ‘служат по срокам, уста:
новленным для береговой обороны. ‘Олнакл
	никаких приготовлений к предстоящей ле-.
	мобилизации в подразделении не было. Мат-
росы и сержанты вновь ‘обратились к стар-
щему лейтенанту с просьбой выяснить ит
положение. Плетнев опять обратился к под-
полковнику Блинову. На этот раз ответ быт
дан прямо противоположный тому, что гово-
рилось весной, Из слов т. Блинова следова-
ло, что поскольку склад находится в мор-
ской, а не береговой части, то и вопре о
сроках службы личного состава склада нз-
до рассматривать, исходя из этого.
	Тогда некоторые матросы © полным осно-
ванием подали тю команде рапорты старше
му лейтенанту Плетневу, в которых спра-
шивали: если их перевели в морскую
часть, то почему. же денежное содержание
и все другие виды довольствия выдаются
по-старому? Плетнев, конечно, не смог сах
ответить на эти вопросы и снова обратилея
к поднолковнику Блинову. Выяснилось, что
в штате склада не имеется обычного ука-
зания о сроках службы и нормах доволь-
ствия. Из-за этого органы тыла’ не смогак
зачислить команду склада’на собтветствую-
щее снабжение. Личному составу заявили,
что в ближайшее время это все будет выяс-
нено.
	Прошла зима. Бойцы так и не дождались
ясного ответа. 7

Marpoe Tap6ya 8 mapre arore rors послал
письмо в редакцию газеты «Краснофлотец»,
в котором просил внести  яеность в интере-
сующий его вопрос; Редакция направила
письмо Гарбуза... старшему ‘лейтенанту
Плетневу. Плетнев сообщил редакций, чт
он сам не сможет решить этого вопроса п
Что 060 всем этом хорошо ‘осведомлен под-
полковник Блинов. Получив ответ Плетнева,
редакция сочла свою задачу выполненной:
письмо Гарбуза было положено в соответ-
ствующую паоку и забыто.
	Будучи в командировке в глазной базе,
представитель склада сержант Васильев pe-
шил обратиться к начальнику отного из от-
делений тыла полковнику Зубилову ¢ проъ-
бой разобраться во всей этой  истори,
	Полковник Зубилов обещал принять ме-
ры. Опять прошел длительный срок, и опять
ясного ответа люди неё получили,
	Тогда пошли жалобы в адрес прокурора.
Его запросы сравнительно быстро подей-
ствовали на работников тыла, Полковнах
Зубилов обратилея в штаб соединения с зз-
просом о штате склада. Штаб послал бу-
мажку в соответствующий очел штаба
флота; оттуда пошел телеграфный запрос в
Москву. В начале августа’ из Москвы отве-
тили, что, поскольку склах находится в
морской части, личный ‘состав по срокам
службы, по всем видам и нормам  доволь-
ствия приравнен к личному ‘составу мор-
ских частей.
	Вот и вся история. Но нам кажется, чп
не вся. Нздо наказать тех, кто повинен в
том, что вполне ясный вопоое был так 32
	Майор Г. СОЛОДНОВ,
	АСНЫЙ. ФЛ
	от
	Письма с миноносца Н.
	Почему были сорваны.
инспекторские. стрельбы
			`` — Так точно, и курс буксира был на-
несен на кальку, которая передана капита-
ну. Не. знаю; почему он мудрит. Там, прав-
да, влево от курса есть мелкие места, но
вель вода-то прибыла на три метра.

— А почему же предварительно не ирз-
верили обстановку на месте?

— Мы всегда тут стредяем,— ответиз
артиллериет соединения, но, вилимо, чув-
ствуя сам, что этот аргумент неубедителен,
умолк.

‘B это время © другого корабля прибыл
командир соединения. Войдя на мостик, он
“ обидой сказал представителю штаба фло-
‘HABH: .

— Вот всегда так — Hac подводят ра-
ботники шитовой базы.
	Взв читатель убедится в дальнейшем,
работники щитовой базы здесь вовсе не
при чем. Но проследим до кониа за этими
«стрельбами».
	Командир соединения на’ катере отпра-
рился к буксиру. Снова потянулось время
ожидания. Через час по радио поступило
донесение, что букспр <0 щитом ложится
ва боевой курс. Корабли снова снялись ¢
якоря, башни развернулись в сторону ожи-
дхаемой цели. Но тут с буксира поступило
новое сообщение о том, что вверх по реке
идет пассажирский. пароход,
	_ Почему же пропустили пароход? —
CUpecHaA KTO-TO Ha MOCTHRKE.——~ Неужели не
выслали катера для охраны полигона?
	— Не могу знать,— ответил Ожимов.
	Прошло ‘еще полчаса, пока пароход не
ушел из зоны обстрела, но в `это время
сигнальщики доложили, что сверху дви-
жется буксир е нефтеналивной баржей.
	— Дайте сигнал катеру, чтобы задер-
жал буксир, — сказал Ожимов командиру
корабля.

— Какой сигнал? — спросил  коман-
дир. an
_ — Выпустите несколько paker —~ он
поймет.

Пять ракет, пытя, взвились в небо, но
стоявший у островка катер не двинулся ©
места. Тем временем буксир с баржей про-
следовал вниз по течению. Опять фарватер
He чист, опять стрелять нельзя!
	Шел уже четвертый чае бебпельных
ожиданий. В коние концов поступило при-
казание отложить стрельбу как неподго-
товленную. Полдня драгоценного учебного
времени у личного состава двух кораблей
пропало зря. Й мониторы и буксир напрас-
но жгли горючее. Были оторваны от своих
дел и многие старшие офицеры. Артилле-
риет соединения и другие работники штаба
пытались все взвалить на капитана бук-
сира. Однако проверка показала, что ви-
новаты другие.

В срыве стрельб повинны в первую
очередь капитан-лейтенант Ожимов и ка-
питан 3 ранга Блажин, Безответетвенно и
формально отнеслись эти офицеры штаба
соединения к подготовке и обеспечению ин-
спектореких стрельб. Как выяснилось, ни-
какого разговора © капитаном буксира Ожи-
мов накануне стрельб не вел. Он виделся
с работником щитовой базы только утром,
в день стрельбы. Разговор между ними был
очень короткам: Ожимов ‘передал карту
района предстоящих стрельб и этим огра-
ничился. Никто не подумал о том, чтобы
заблаговременно обследовать местность и
выслать В район стрельбы ‘катера для
охраны границ полигона;

По существу, никакой подготовки к pe-
ению ответственной огневой задачи не
было. Кстати сказать, такое несерьезное
отношение к своим служебным обязанно-
©тям ваблюдается ‘у капитан-лейтенанта
Ожимова не впервые. Все это проходит ми-
мо командования соединения, а штаб не
извлекает уроков из своих промахов` и не-
тостатков.
	Капитан-лейтенант
0. РАВИНСКИЙ.
Амурская флотилия.
	Совершенствуя методы и организацию
	3. Офице

«Очень-важно с матросами во-время по-
Говорить! ».

Эта. фраза принадлежит помощнику
-Бомандира миноносца жапитан-лейтенанту
Короткевичу. Сказанная по какому-то по-
воду в товарищеской беседе, она хорошо
выражает одну из тех неписанных saito-
ведей, понимание и соблюдение которых
позволяют офицеру уверенно опираться на
потчиненных.
	Чичто ше может так ободрить и во0ду-
шевить фядового воина, как слово его
командира. Недаром в военные годы. опыт-
ные офицеры старались почаще бывать на
боевых постах, хотя бы там и было по до-
хладам все в порядке.

Живое общение офицера < бойцами не-
эценимо и в мирное время; Появление офи-
‘цера’ в кубрике или на палубе, где собира-
ютея в свободные часы матросы, беееда
офицера о боевом пропьлом корабля или его
новых задачах, наконец, всякое подтвер-
ждение того, что офицер знает нужды и за-
просы евоих бойцов, замечает их старания
и успехи— никогда не проходят беселед-
но для дела боевой подготовки.

Когда мяновоеец готовилея в большому
тактическому учению, офицеры сделали
очань много для того, чтобы значение уче-
ния и свои обязанности во время его ясно
представлял себе каждый матрос. Это было
„одной из причин того, что SKM корабля
действовал в походе с большим пот’емом.

Однако, когда учение закончилось, на ко-
рабле словно забыли, что матросам хочется
услышать оценку своей работы. Ни обще-
корабельного собрания, ни собраний по boe-
вым частям проведено не было. Прошла не-
деля, а отличившиеея матросы и старшины
еще не были лоощрены. Такое промедление
< подведением ‘итогов похода некоторые
офицеры оправлывали тем, что общий раз-
бор тактического учения также был отло-
‘жен. Довод весьма неубедительный! Нз
	разборе в штабе полвергаютея анализу
	‚тлавным образом действия командиров ко-
‚раблей. Оценить же действия старшин и
матросов всегда можно и без этого.

Странным образом забывают иногда 9
матросе и после других важных в жизни
корабля событий. Недавно миноноецу при-
шлось з& один день провести пять различ-
ных стрельб. Перед выходом в море офице-
‘ры еобирали матросов, раз’ясняли учебно-
‘боевую задачу, требовали отличного ее вы-
полнения. Но вот стрельбы прошли успеш-
но, а отметить отличившихся никто не по-
заботился. Даже результаты стрельб были
доведены до экипажа корабля намного п0з-
же, да и то мимоходом, на вечерней повер-
Ke,
‚ Между тем, каждая из пяти стрельб, как
бы она ни была успешна, требовала тща-
тельного разбора с личным составом ору-
‘дийных расчетов. Правда, командир БЧ-П
был занят составлением отчетных графиков.
Но он все равно отвлекался от этого за-
`нятия для других дел, в том числе не осо-
бенно срочных, Вероятно, можно было каб-
то выкроить время и для разбора стрельб
со старшинами и матросами, либо пору-
чить это одному из офицеров второй боевой
части.

Подоспел следующий поход © новой се-
рией стрельб, а с комендорами так никто
‘толком и не поговорил о предыдущих. За-
‚мечания. офицеров по действиям отдельных
расчетов так и не были сообщены матросам
‚и старшинам. Офицеры. повидимому, уепо-
RoW себя тем, что, мол, все разберем,
когда вернемся из района летних учений
в главную базу. Но такой разбор был бы
слишком уж запоздалым разговором. с мат-
росами!

А ведь не грех офицеру поговорить ¢
матросом и не только о стрельбе или при-
борке. Сами условия службы на боевом ко-
‚рабле, где общая слава и общая судьба за-
висят от каждого члена экипажа, сближа-
ют моряков всех служебных категорий,
что, конечно, не означает какого-либо от-
ступления от уставных взаимоотношений
между ними. Да и вообще может ли быть
севетекий офицер безразличен к душевно-
му мпру, к радостям и горестям рядового
воина, воспитание которого вверено ему
Родиной? -

Нам довелось услышать, ‘как матрос,
‘служивший раньше на линкоре и оттуда
переведенный на миноносец, рассказывал
	_ товарищам о случайной встрече со своим
		ры и матросы
	От свециального корреспондента
«Красного Флота»
		Вчерашиий матрос, надевший старшия-
ские погоны, часто не замечает перемены
в отношении к нему офицера. И это мешает
ему самому по-новому относиться к тем,
кто только что был на одном положении
с ним, а теперь стал подчиненным. Буду-
чи отличными специалистами, молодые
старшины остро чувствуют свою ответет-
венность за боевую технику, но гораздо
слабее ощущают себя ‘начальниками;

Мы заглянули однажды на боевой пост
командира зенитного * орудиял старшины
2 статьи Вислякова. Только что было за-
кончено приготовление боезапаеа для оче-
редной стрельбы. Матросы отдыхали, а
старшина... собирал стружки, оставшиеся
после распаковки ящиков. На наш вопрос,
почему он не прикажет убрать мусор мат-
росам. Висляков ответил, что большинство
его расчета—«приходящие», то-есть люди,
яваяющиеея на этот пост по боевой тре-
воге из других подразделений, Старшина
явно не сознавал, что на боевом посту эти
матросы безусловно подчинены ему во всех
отношениях.

В странном положении находится коман-
дир лучшего на корабле орудия тлавного
калибра Большаков. Занимая второй год
старшинскую должность, он продолжает
числиться старшим матросом, хотя стар-
шинами успели стать уже некоторые из
его учеников. Никто, в ТОМ числе и коман-
дир БЧ-П, не может об’яснить, почему так
получилось.

Еще один пример в подтверждение того,
что авторитет старшины в большой степени
зависит от отношения к’ нему офицера.

Помощник командира, словами которого
мы ‘начали корреспонденцию (добавим, что
эти слова не праздные,— он действитель-
но умеет лохотчиво и во-время поговорить
с матросами!), проверяет заводку пластыря.
Пронаблюхав весь процесе работы, ‘катн-
тан-лейтенант указывает на недочеты. Он
ведет на полубак двух матросов, заводив-
ших концы под якорь-цель, и показывает,
как можно было сделать это еще быстрее,
пепользуя клюз. Замечательный наглядный
уров! Но в то время, как офицер дает этот
урок двум матросам, старшина, руководив-
щий работой, уже занялся уборкой плаеты-
ря. Где же гарантия, что в отсутствие офи-
пера ошибка не повторится? Другое дело,
если офицер учит старшину, а уж стар-
шина— матросов.

Хочется сослаться опять-таки на опыт
	ЬЧ-У ‚- где инженер-капитан-лейтенант Тер-
	Оситян стараетея укрепить авторитет стаф-.
пин тем, что только через HEX передает
все свои указания и замечания матросам.
Это очень помогает, налример, новому стар-
шине отделения трюмных Еговцеву разви-
вать заметные у него прирожденные коман-
дирокие качества. Это помогает старшине
2 статьи Родионову, недавнему матросу,
успешно справаяться © очень ответетвен-
HO «мичманской» должностью старшины,
машинной группы,

Много значит, когда командир помнит не
только фамилии, но и личные качества и
личные заслуги своих матросов, Но еще
важнее офицеру знать. своих старшин. На
миноносце злужит около восыми лет мич-
ман Панич, известный старожилам. соеди-
нения тем, чте‘он в 1942 году при налете
вражеской авиации на стоянку наших ко-
раблей сбил «Юнкерс» прямым попаданием
из орудия главного калибра. Этот эпизод
вошел в историю корабля. Отнако, как мы
случайно убелилиеь в беседе с теперешним
командиром миноносца, ему. слышавшему
вообще о таком факте, не было известно,
Что это сделал тот самый мичман Панин,
Боторый ‘продолжает служить у него на ко-
рабле. Пусть это случайность, но все же
она показывает, что офицеры иной раз пло-
хо знают, на что способен тот или другой
старииина. А знать это необходимо.

Строгая  требовательноеть офицера к
подчиненным служит основой воинского
порядка. Но, умен требовать, офицер дол-
Жен уметь и занинтересовывать, увлекать
воинов, должен использовать все свое влия-
ние для того, чтобы за каждым учебным
упражнением матросы вилели возвышенную
цель защиты интересов советекой отчизны,
В этом—одна из благороднейших задач со-
ветекого офицера.
	Напитан-лейтенант Н. ЛАНИН.
Северный флот.
	и других учеоно-боевых самолетах при стро-
гом соблюдении последовательности в еда-
Че очередных упражнений, позволили лет-
HUMY составу успешно едавать очередные уп-
ражнения курса боевой подготовки.
Совсем недавно многие командиры под-
тазделений и летчики сетозали на недоета-
ток времени, отведенного для подго-
товки к полетам. Мы решили выделить спе-
циальный день для предварительной под-
тотовки, чтобы летчики могаи ‘на 0C0-
бых тренажерах, в - кабинетах,  непо-
средетвенно на самолетах отработать необ-
ходимые навыки Ain очередного
летного упражнения. Это мероприятие се-
бя оправдало. Специальный день предвари-
тельной подготовки к полетам теперь прочно
вошел в жизнь натих подразделений.
	Для летчика-истребителя важно не толь-
ко в совершенстве овладеть техникой пило-
тирования, но и метко стрелять из любых
положений. Маневр без точной стрельбы
ничто. Эту истину‘ мы усиленно пропаган-
дировали ереди летного состава и побтара-
лись создать условия для овладения мастер-
ством меткой стрельбы. Прежде всего в каж-
дом подразделении был установлен строгий
контроль за тем, насколько регулярно и про-
дуктивно проходят <трелковые зарядки. Для
приобретения навыков безоптибочного опре-
деления ракурса и дистанции мы расстави-
ли на азродроме несколько конуеов, стали
проводить систематические стрельбы M0 Ko-
нусу, букеируемому самолетом «По-2». Это
позволило летчикам быстрее уставовать, в
чем состоят их ошибки. Весьма способство-
вало освоению техники стрельбы широкое
использование фотокинопулеметов. В по-
следние месяцы 80 процентов всех стрельб
было заснято на пленку. Дешифрирование и
тщательный разбор стрельб помогли быстро
выявить и устранять ошибки, которые X0-
пускали летчики.

Много епл потребовало обученле летчи-
ков безопибочной стрельбе по наземным
целям. Долгое время в этих стрельбах до-
пускались условности. Чтобы приблизить
учебу к боевой обстановке, мы оборудовали
свой полигон спецазльными мишеням»
	Штаб Н-ского соединения плохо обеспечивает.
решение ‘огневых задач
	Корабли Амурской флотилии ветупиля
сейчас в самый ответственный, завершаю-
ий период” летней ‘боевой подготовки.
Как известно, в организации всех учебных
мероприятий огромную роль играют штабы
соединений. Успех решения той или иной
учебной задачи завиеитоне только от лич-
ного состава корабля, но, и в значительной
степени ‘от того, ‘насколько хорошо проду-
мано, подготовлено и обеспечено это меро-
приятие со сторовы штаба. № сожалению,
эту азбучную истину плохо усвоили офи-
церы. штаба Н-ского’ Краснознаменного
соединения.
	Несколько дней назад два монитора этого
ссединения должны были выполнить одну
из артиллерийских задач. По замыслу это
была показательная стрельба. Оба корабля,
маневрируя, должны были одновременно
обстрелять движущуюся цель. Управлять
огнем двух кораблей предстояло артиллери-
сту Фридману. Связь осуществлялась по
радио.
	Личный состав кораблей, и в особенно-
сти комендоры, тщательно ‘подготовилея Е
сложному учению. Еще раз была nposepe-
на и осмотрена материальная часть. Все
предыдущие стрельбы этих кораблей были
успешными, и, естественно, их экипажи де-
лали вс6, чтобы не осрамиться и на сей
раз. Посмотреть. на показательные стрель-
бы прибыли флагманские специалисты
штаба флотилии, командиры и артиллери-
сеты © других кораблей.
	...На мониторах сыграли боевую тревоту,
и, одновременно снявшись © якоря, они
вышли в район стрельбы. Прошло около
	часа, и за отним из островов показалея си-
	зый дымок. Сигнальщик доложил, что ви-
ден буксир со шитом,
	— Не может быть! — воскликнул
управляющий огнем старший лейтенант
Фридман.— Ведь буксир должен быть уже
	Ha боевом галсе,
	прежним командиром корабля. Этот старый
заслуженный моряк занимает. теперь ` вид-
ный пост в одном из центральных управле-
ний военно-мереких сил. Увидев его на
улице в Москве, матрос-отпуекникю отдал
честь и собирался пройти мимо, не надеясь,
что контр-адмирал вепомнит одного из бо-
лее чем тысяча своих подчиненных в быт-
ность командиром линкора: Но контр-адми-
рад остановил матроса, назвав его по фа-
милии, и начал расспрангивать о корабле,
вспоминая одного за другим многих стар-
шин и рядовых моряков.

Матросы слушали рассказчика с восхи-
_щением. А нам стало жаль, что не слышит
этот рассказ кое-кто из молодых офицеров.
Мы заметили, что не все вахтенные офи-
`церы миноносца знают’ по фамилии сиг-

нальщиков, которые изо дня в день нахо-
‘дятся рятом © ними на мостике. Один офи-
пер, выступая’ перед ‘личным составом
своего подразделения, грубо исказил фами-
‘лию матроса, на которого он лишь нака-
нуне наложил серьезное взыскание. Что
же он знает об этом своем подчивенном,
если не запомнил даже, ках его зовут?
  Оговоримея— сказанное не типично для
всего офицерского коллектива. Вак на про-
тивоположный пример мы могли бы ука-
зать на лейтенанта, который, 0т-
нюдь не в ущерб собственным занятиям,
находит возйожность не только беседовать
0 своими матросами на самые различные
темы, но и читать им вслух политическую
п художественную литературу. Такой офи-
цер никогда не забудет тех, кто служил под
его началом.

Однако «среди сослуживцев этого лейте-
нанта есть офицеры, забывающие ‹ перой,
что от них зависит формирование матроса
как сознательного защитника советского
отечества и что общение их с подчиненны-
ми не может сводиться к проверке знания
обязанностей на боевом посту. А ведь не-
принужденные товарищеские беседы с мат-
росами на политические и иные темы —
прямой служебный долг советского офицера.

Отдельные офицеры жалуютея сейчас на
«старичков» —матросов старших возрастов:
пришедших на флот еще до войны.
«Старички подвели» — такое — 0б’яс-
нение даетея самым различным нарушени-
яу воинского порядка в подразделении.
Если же вникнуть в это дело, то очень ча-
ето все оно сводится к неумению наладить
нормальные взаимоотношения между старо-
служащими и молодыми моряками.

Тот, кто служит долго, всегда пользо-
валея на флоте большим уважением начи-
нающих службу. Участник войны, прослу-
живший на корабле шесть—еемь лет, дол-
жен иметь известные преимущества перед
молодым моряком, хотя бы оба они были
рядовыми матросами. Полезно учитывать
это при; составлении расписания по при-
боркам, при распределении мест для сна в
кубрике и т. д. Почему «старички»—пре-
красные специалисты своего дела-—елужат
надежной опорой, например, командиру
БЧ-У? Не потому ли, что инженер-канитан-
лейтенант Тер-Оеипян умеет выделить ста-
рослужащих матросов, воздать им должное
за то, что они сделали для флота?

А иные офицеры плохо используют в
воспитательной работе с матросами даже
такую опору. Как старшины. На минонос-
це много говорят о том, что некоторые стар-
шинеРне соответствуют своей роли. Но мало
делается дая того. чтобы помочь помолодев-
шему после демобилизации старивинскому
составу, подготовленному в основном пря-
мо на корабле, подняться над матросской
массой.

Старшины— командиры орудий— узнают
о предстоящей стрельбе одновременно ©
матросами. Старшин не собирали отдельно
ни перед тактическими учениями, ни пос-.
ле них. Очень редки отдельные занятия со
старшинами. по специальности. Один из
командиров боевых частей призналея нам,
что тлавная причина тут. в необходи-
мости основательно готовиться к каждому
такому занятию, а для этого офицеры «не
находят времени».

Однако есигнальщики оказались правы:
	буксир еще только шел на свою позицию.  .
	Через. четверть часа мовиторы вышли на
паес, где им предетояло стрелять. Буксир
CG ЩиИтТом плелея сзади.
	— Что прикажете делать, — сокрушен-
HO произнес артиллерист соединения капи-
	`тан-леитенаят Ожимов,—оказываетея, для
	стрельбы еще ничего не подготовлено.
	— А почему буксир так поздно вышел
в район, стрельбы? — спросил у Ожимова
командир корабля.
	Капитан-лейтенант недоуменно пожал
плечами, В это. время один из артналлери-
стов посмотрел в бинокль и сказал:
	— Да и щит-то еще пустой, парусина
не раскатана. При таких темпах стрелять
начнем не раньше как через час.
	В ожидании, пока Oyler подготовлена
цель, корабли стали проделывать. различ+
ныЫз эволюции и маневры, но вскоре коман-
диры пришли к выводу, что лучше до поры
до времени стать на. якорь. Время тянулось
томительно долго, а злополучный буксир
исчез за дальним поворотом реки и не по-
являлея, Наконец старший офицер из шта-
ба флотилии не выдержал и вызвал к себе
	артиллериста соединения.
	— Лак обстоит дело со щитом?
— Запрашивают буксир по радио, това-
рищ капитан 1 ранга.

— Ну и что же он отвечает?
	— Не поймем никак. Вапитан буксира
радирует, что не может итти назначенным
курсом — не позволяют обрезные косы.
	— hak we Tako удивилея капитан 1
ранга, — вы © капитаном буксира разгова-
ривали относительно курса?
	— Так точно, ‘еще вчера разговари-
вал, — отвечал Ожимов.
	— Бместе по карте.район ‘емотрели?
— Смотрели.
	— Огневую позицию для кораблей и
букеира выбирали тоже вместе?

Четчики стреляли уже не по щитам, а №
макетам самолетов и автомапн.

В начале года некоторые командиры под-
разделений увлеклись организационной ра-
ботой и ослабили личную подготовку. Они
забыли, что без личного примера им трудно
будет д@биться ‘высоких показателей в
стрельбе и у подчиненных. Чтобы исправить
это положение мы выделили специальное
время для руководителей подразделений, в
которое они оеваивали все то, чему должны
были учить подчиненных на следующих
занятиях. Этим самым нам удалось добить-
ся такого положения, когда руковолитель
мог лично показать обучаемому, как нужно
выполнить любое упражнение по технике
пилотирования и стрельбе.

Проведенные ‘на-днях — проверочные
стрельбы подтверлили, что мы идем по пра-
вильному пути. Эвено гвардии старшего лей-
тенанта Заверюхи, напрямер, целиком на
«отлично» выполнило упражнение по
стрельбе. 1
	Большую помощь летному составу оказа-
ли техники, механикл и вооруженцы. Они
действительно по-хозяйекя берегут самоле-
ты, содержат материальную чаеть в полной
исправности. Как правало, у нас всегда в
строю от 95 до 100 пропентов всех самоле-
тов. Особенно хорошо. работает технический
состав капитана авиатехнической службы
Семенова.
	Большое внимание наши командиры уде-
ляют изучению и предупреждению происше-
ствий. Как-то летчик Монахов произвел
вынужденную посадку из-за того, что пло-
хо знал кабину самолета. Тогда мы решили
проверить, есть’ ли такой недостаток у
остального летного состава. К удивлению
многих командиров звеньев выяснилось, что
некоторые летчики не могут блеснуть зна-
нием кабины своего самолета. Чтобы бы-
стро исправить этот недочет, мы провели
обязательные тренировки в кабине само-
лета, Летчику завязывали глаза, и бон XO
автоматизма отрабатывал вез движения,
которые ему придется выполнять в возду-
хе. Болыше вынужденных посадок по этой
причине 5, вас на было,
	чаш опыт организации
боевой полготовки
	Герой Советского Союза гвардии полковник М. АВДЕЕВ
=>
	Текущий учебный год для нашей части
характерен решительной перестройкой ме-
	 TOTOB обучения и воеспитаняя летного с9-
	става. В основу всей боевой подготовки лет-
чика-истребителя мы положили указания,
	_ комрые дал Министр Вооруженных Сил
	‚Союза ССР товарищ Сталин в евоих
‘послевоенных приказах. Изыскивая
наиболее эффективные методы обучения,
‘мы стремились Tak организовать бое-
вую подготовку, чтобы летно-
‘технический состав бысто приобретал
прочные навыки боевого использования сво-
его оружия, умел. выполнять задачи в так-
тическом взаимодействии с другими вида-
‘ми авиации и кораблями флота.
	Анализируя опыт учебы, накопленный в
период ‘войны, мы пришли к выводу, что
‘нанлучших успехов можно добиться лишь
при правильной организации наземной под-
готовки и летной работы. В начале теку-
щего года мы провели десятидневный сбор
‘руководящего состава, на котором вырабо-
тали наплучшие формы организации летной
работы и методы обучения личного состава.
Для участников сбора офицеры-руководите-
ли прочитали квалифицированные лекции и
доклады, провели показательные клаесно-
групповые занятия, кочсультации. В конце
` сбора были приняты зачеты.
Конференции, сборы, широкие совещания
мы проводим теперь обязательно при пере-
ходе от одного этапа боевой подготовки к
другому. В текущем году мы подготовили и
провели 15, докладов и лекций, 3 сбора и
`8 военных Ягр, несколько учений и группо-
вых упражнений, Эти формы учебы в пе-
	риоды перехода от зимы к аету, от условий
полярной ночи к полярному дню позволили
нам избежать ряда недоетатков в органи-
зации боевой подготовки. Кроме того они
способствовали ‘изучению опыта войны и
развитию методических навыков.
	Стремясь улучшить качество учебы, мы
	уделили большое внимание наглядным по-
собиям. Техничеекий состав под руковод-
ством инженер-полковника Шошмина и под-
полковника Белякова оборудовал несколь-
ко классов. В самолетном и моторном клае-
сах сейчае можно видеть любую деталь,
узел и агрегат самолета не только на чер-
теже и схеме, но и в разрезанном виде.
Здесь же имеютея подробные конструктив-
ные описания. Классы стали настоящими
учебными лабораториями. Истюльзуя их, ру-
ководители учебы добились высокого каче-
ства подготовки летного и технического 0-
етава.
	Строгий контроль за подготовкой руково-
дителей занятий к лекциям, обязательное
утверждение их конспектов дали нам воз-
можноеть вести учебу более пелеустремлен-
HO, подчинить наземную подготовку реше-
нию очередных задач курса ин Togre-
TORRE.

Немало трудностей мы преодолели при
перестройке учебы в воздухе. Нам пришлось
вести настойчивую борьбу с пренебрежи-
тельным отношением части летчиков к са-
молету «По-2», лобиваться максимального
использования учебных самолетов для тре-
нировки летного состава. Полеты под кол-
паком, палотирование в сложных метеоро-
логических условиях и ночью на «По-2»
	ет 9 то-же 3. Ур Oe eee

боевой подготовки, мы, конечно, понимали, с  (От корреспондент
что ни’ одна самая передовая система обу-

чения не увенчается успехом, есаи сами oo

летчики, техники, механики, мотористы не . Кубок: СССР

будут настойчиво и упорно добиваться

успеха. Именно поэтому воспитанию лично- по водному поло

и Зе ань

го состава, внедрению четкой уставной ор-

а четкой \ выигран ЦДКА
	БАКУ, 14 сентября. (ТАСС), В водном
бассейне парка имени Низами соетоядся
розыгрыш Кубка СССР по водному поло. В
соревнованиях участвовало восемь команд,

В финальной игре встретились победите
ли полуфинала — ЦДКА (Москва) и коман-
да выеших. военно-морских учебных заве-
дений (Ленинград). Два таймз капряжен-
нй и упорной спортивной борьбы закон-
чились вничью —1 ; 1. Лишь в двух пяти
минутных тополнительных таймах спорт
смены ЦДКА провели в ворота противника
два решающих мяча. т

Вынтрав матч_ео счетом 3 : 1, команда
ПДКА, являющаяся чемпионом СССР по в01-
ному поло 1945 гола, завоевала почетный
приз — Кубок СССР по этому вилу спорта.
	ганизации, железной дисциплины мы при-
дали большое значение. Командиры подраз-
делений стремятся учить личный состав на
примере передовиков. А таких у aac
немало.

Летчик гвардии лейтенант ` Карачевский,
несмотря “Ha свой небольшой летный
стаж— один из наиболее ‘авторитетных
людей в части. Он отлично знает теорию,
прекрасно летает и стреляет, диспиплини-
рован. Отличником боевой подготовки Ка-
рачевский` стал не сразу. Он учидея на-
стойчиво и упорно, пытливо заиметвовал
опыт старших и опытных товарищей. Ныне
Карачевский — заместитель командира
эекадрильи.
	С каждым днем чиело передовиков бое-
вой учебы растет во всех наших потразле-
	лениях.  Пастойчивостью, трудолюбием, a
глубоким изучением теорши и практикл Спартакиада
летного дела гвардии младший лейтенант североморцев
Кириллов добился отличных показателой в ь
	В Полярном проведена ХТ спартакиада
североморцев. Лучшие’ етюртёмены Cevep-
ного флота в упорной борьбе отстаивали
Физкультурную честь своих  соединеняй.
Установлены новые рекорды Северного фло-
та. Одна из лучших спортсменок т; Селева-
Нова толкнула ядро на 9 м 11 см, перекрыв
прошлогодний фекорд на 51 см. Тов.
Трубникова установила рекорд в Gere из
дистанцию 800 м, Ее время — 2 мин. 56
сек. Женская команда органов тыда фло-
та выиграла эстафеты 4Ж100 и малую
шведскую. Капитан Ковалев завоевал пер-
венство в беге на 1500 м.и 3000 м.

Спартакиада закончилась ветречей фут-
больных команд двух . соединений. Матч
выигрзла команда надводных кораблей. Ей
вручен Кубок Северного флота: по футболу
	за 1946 год. Е СЕ
Капитан В, БОБРОВ
	босвой и политической подготовке. Его
технику пилотирования мы нередко етавим
в пример многим более опытным летчикам.
Быстро растут наши молодые командиры—
гвардии лейтенант Андреев, старшие лей-
тенанты Скребков и Дейнеко. Они вылеля-
ются умением передавать свои знания под-
чиченным, упорно и, настойчиво совершен-
ствуют свои знания. Их учат отатные
	командиры:
	Успехам в боевой учебе во многом сто-
собствуют партайные и комсомольские
организации. Они постоянные помощники
командования, настойчиво добиваются ве-
дущей роли коммунистов и комсомотьцев в
боевой подготовке, повседневно воститыва-
ют у летно-технического состава стремле-
THe К совертенствованию своих. знаний.
	Северный флоть