3 июня ` 1947 г., вторник, № 128 (2615) _
	Не оставлять без воздействия.
	проступка
	ни одного
	Важное условие
повышения качества.
политических занятий
	{От специального корреспондента «Красного Флота»)
	На Амурской флотилии нет внимания
_к парусному спорту
	`В течение трех дней в Н-ском соёдине-
нии проходили пилюпочные гонки. В пер-
вый день команды состязались в гребле,
гонках под парусом без руля и парусных
гонках с пересалкой рулевых,
	Состязания по гребле на 10 кабельтовых
проводились двумя заходами с одинаковы-
ми устовиями зачетов, В первом заходе
участвовало девять ялов. На серехине ди-
станции шлюшка капитан-лейтенанта Вры-
сак начала отрываться от сонерников и в
результате финишировала первой, пройдя
дистанцию за 11 мин. 9 сек. Во втором
заходе первенство взяла шестерка капитан-
лейтенанта Мокрозуб. one

Если в целом гребные соревнования по-
казали хоропгую технику и натренирован-
вость шлюпочных команд, умение коман-
Днров и старитин управлять ялом при хож-
дении на’ веслах, то, к ‘сожалению, этого
нельзя. оказать 0’ парусных состязаниях.
	хождении под. парусом е пересадкой
	‘рулевых. ИЗ: ‚семнадцати. илюпок только
‘BOCEMB TOY AIM - зачет, остальные судей-
‘ской комносией были сняты за нарушения
правил.

Нока ялы совершали гонки под парусом
des рулей в одном направлений, вее шло
более или менее блатополучно, когда же
дело дошло до поворота овершегат, ‘положе-
ние изменилось. Придерживаясь: ‘маневров
‘впереди ‘идущей шлюпки и повторяя ее
	оштиоки, некоторые командиры ялов не ©у-
	мели выполнить маневра, и шлюпки нава-
	ливали друг на друга. Не вышел у многих и
поворот через форхевинд.

Ял капитан-лейтенанта Мокрозуб в трех
захолах парусных гонок без рулей ни разу
не смог пройти дистанцию, шлюпки офи-
церов Артюховского и Слухай преодолели
дистанцию только один раз.

Лучше других шли ялы капитан-лейтея
нанта Крысак и гвардии старитего ‘лейтез
нанта Ахполова, Эти офицеры показали

неплохое умение владеть парусами. Во ‘всех
захолах они финишировали без каких-либо

замечаний CO стороны судейской комиссии,
В гонке под парусом © пересадкой ру
левых первенетво завоевала ‘шестерка
	тевых первенство завоевала шестерка.
Ахполова: команда офицера Крысак `0каза-.
	лась На втором месте.
	В итоге соревнований по количеству
	очков первое место по флотилии заняла
шлюлка капитан-лейтенанта Крысак, в10-
р0в-—твардии старшего лейтенанта Ахпо-
лова. т
°— Следует ‘отметить, ‹ Что до послелненб
‘времени на кораблях флотилии оснавнов
	внимание уделяется гребному спорту и.
	инь в редких случаях в соединен
	устраиваются парусные гонки. „Парусный. .
спорт расценивается здесь как чисто раз-.
	‘влекательный. Это неправильное мнение,
К сожалению, еще не изжито. Пазуеный
	спорт на адмуре может и должен занять —
	подобающее ему место.
	Гварлии капитан-лейтенант
	Г. ХУРШУДОВ.
	(От корреспондента «Красного Флота»)
	‘,

Б каюте командира пятой боевой ча-
стл офацера Тютюнина шел оживленный
разговор, Обсуждалась деятельность. моло-
дых старитин корабля по укреплению воин:
ской дисциплины среди подчиненных.

— Слабость наших старшин в том, что
они не умеют требовать, по-приятельски
относятся к полчиненным, прощая ‘им гру-
вые нарушения Корабельного устава и рас-
порядка дня,— говорил штурман лейтенант
Исаченко.

— Дело не только в этом, — сказал офи-
цер Тютюнин. — Некоторые наши старши-
вЫ частенько сами нарушают устав. По-
нятно, что требовать © подчиненных они
ужб He могут. Поэтому ояи предпочитают
не взыскивать, & улаживалть дела, по-семей-
HOMY.

Придя к единодушному унению, что мно-
тив молодые старшины еще не свыклись co
своей новой ролью, слабо борются за вы-
кую дисциплину на корабле, офицеры
решили, что к старшинам нужно пред’яв-.
лять более жесткие требования. Такой вы-
вод правилен, но не полон: требователь-
ность должна сочетаться © повседневным
обучениех молодых старшин умению mpa-
ВИЛЬНО Использовать свои дисциплинарные
права и воспитывать матросов в духе стро-
жайшего выполнения уставов.

На другой день было созвано совещание
старшин, на котором выступил командир
корабля капитан-лейтенант ИШкодин. Он
подробно рассказал об огромном значения
ваинокой дисциплины в’ повьитении боевой
тоговности корабля, привел высказывания
военных теоретиков по этому вопросу. За-

4 твит. Шкодин перешел к, практическим за-

дачах, указал на недостатки в укреплении
дисциплины, на ‘ошибки, ‘допускаемые
стариинами в работе с подчиненными.

— Некоторые старшины, -— сказал ко-
мандир,— не чувствуют себя начальника
ми, проходят мимо грубейших нарушений,
на используют прав, предоставленных им
Лисциилинарным уставом. Матросы Смир-
нов, Базаев и Дубровин часто нарушают
дисциплину, но должных наказаний за свои
проступки не получают. В результате низ-
кой требовательности т. Козлова его отде-
ление занимает в боевой подготовке послед-
нев место. an

Командир корабля раз’яенил, почему, но
о мнению, низка требовательность стар-
шин и почему они не заняли подобающего
уста в укреплении воинской дисциплины.
(иновная причина, сказал он, заклю-
Чася в том, что молодые старины не
знают, как и что требовать, не умеют ра-
ботать с подчиненными, плохо знают. уста:
вы. А офицеры еще. очень мало. сделали,
чтобы научить этому своих ближайших по-
NOMEHKOB,

Тот факт, что старшины ©лабо знают
уставы, подтвердился ‘на этом же’ совеща-
нии, Выступил старшина отделения ради-
ов Шахонов: Его ‘выступление. шло
вразрез © Корабельным и Дисциплинарным

\ уставами. Тов Шахонов сам плохо звает
	уставы и не умеет требовать их выполве-
	ния от других.
0 TOM, что многие старшины тральщика
	знают, как строго надо требовать от .
подчиненных соблюдения корабельного но- (От специального корресп
рядка и уставов. е т i a
aur, ; У ‚ свидетельствует и такой р группе политических занятий, где по-
KT, имевший место на другой же день ре. ‘i АЕ
мощником руководителя гвардии старший
после совещания. В эт утро один из С
. матрос Семенов, занимаются Матросы пер-
матросов, подчиненный старшины 2 статья   Богу и второго годов службы. Тов. Семено-
Хухрина, не вышел на построенйе для при- nie а т
iBY нередко приходится заниматься со слу
ветствия флага. Старшина заметил. это. Что! =. $ aM
з   шателями, недостаточно хорошо усвоивиими
он должен был сделать? Вызвать подчи- any . р
материал. Так было, например, во время
ненного и наказать его за нарушение n0- reat k
B изучения темы «Военно-морской paar Ko-
parka. Вместо: этого’ старшина сам ‘стал рабля — coupon воинской чести доблести
разыскивать матроса, нашел 6го в штур- Г

i adamrr Pan CMarsemeram о о а wat
	и славы». [ов. Семенов основательно под-
готовилея и в вечерние часы провел допол-
нительное занятие с девятью товарищами.
Он рассказал им содержание основных раз-
делов и ответил на вопросы. В другой раз
тов. Семенов помог матросам ° Чепурнову,
Бородину, Базеву и Холоденко лучше pasd-
браться в содержании только ‘что проведея-
ного занятия о дисциплине.
	Если требуется индивидуальная помощь
слушателю, Семенов охотно идет навстречу.
0бстоятельно побеседовал OH -6 матросом
Беспаловым, когда тот не омог как следует
рассказать на занятии о значении воинокой
присяги. Тов. Семенов вместе © матросом
разобрал каждое положение присяги, вместе
они прочли статью ‘из газеты по этому воп-
росу. Был случай, когда в отсутетвие руко-
водителя т. Семенов провел за него занятие
на тему «Просторы и богатства нашей Po-
Дины».

Цомощник руководителя гвардии главный
старшина Соловьев уделяет много времени
самостоятельному. изучению содержания
предстоящего занятия. Главный старшина
часто раз‘ ясняет слушателям пройденный
материал, стремится повысить успеваемость
всех матросов. Однажды он собрал всю пруп-
пу и провел дополнительное занятие по. гео-
графической карте. Это была его инициз-
тива, она принесла матросам большую полть-
зу при изучении последующих тем и повто-
рении пройденного.

Важна и ответственна роль помопкника
руководителя политических занятий. В ero
обязанности входят забота об усневаемости
тех, кло не присутетвоват в группе при изу-
чении материала, работа с отстающими,
проведение основных занятий в случае от-
сутетвия руководителя.
	манской рубке и спросил:

— Вы почему не были в строю во время
пох’ема флага?

—* Я пояс потерял, — ответил матрое:

— А теперь вашли его? — участливо
спросил старпина.^

—- Нашел.

— В следующий раз носите пояс при
себе.

На этом разговор и закончилея. 3а пе-
реборкой находился прямой начальник
‹таршины Хухрина — лейтенант Исаченко.
Он слышал, как старшина «вослитывает»
подчиненного. Однако в разговор не вме-
шалея. Не поправил он т. Хухрина и по-
сле. Следовало вызвать старигину, указать
ему на столь нетерпимое попустительство
нарущителю дисциплины,  раз’яенить, к
чему ведут такие поблажки, добиться того,
чтобы простунок матроса не’ остался без
воздействия. Лейтенанту Исаченко следова-
ло на конкретном примере рассказать стар-
шине, как надо было поступить согласно
уставу. }

Этот пример, а также итоги совещания
старшин вскрывают основные причины
слабой дисциплины на тральщике. Они за-
ключаются не только. в отсутствии долж-
ной требовательности, но и в том, что офи-
церы очень редко раз’яеняют матросам и
старшинам те или иные вопросы службы,
уставов. 0 нарушителях дисциплины здесь
не создается общественного мнения. Между
тем, воздействие всего коллектива — один
из сильнейших методов воспитания.

Нельзя сказать, что командиры боевых
частей устранились от воспитания стар-
шин, Иногда они читают им уетавы или,
как выражаются старшины, «прорабаты-
вают» уставы, Но дальше этого дело Ae
идет. № сожалению, ни т. Исаченко ни
другие офицеры еще не поняли, что от од-
ной «проработки» проку получается мало.
Надо научить старшин применять уставы
в повседневной службе, требовать их ©тро-
того выполнения.

Каждый шаг старшины должен быть под
контролем его начальника. Офицер должен
немедленно реагировать на неверный пол-
ход старшины к подчиненному, сразу же
раз’яенять, в чем допущена ошибка. Ha
тральшике капитан-лейтенанта Шкодяна
офицеры пока этото не делают. Они не на-
учили старшин жить и работать по уста»
вам. дни нока что больше товорят-о-эре-
бовательности старпгин к матросам и мень-
ше сами на деле требуют от.стартин борь-
бы за образцовый порядок и дисциплину на
корабле.

Старший лейтенант Г. БУТИКОВ.
	№ сожалению, во многих случаях помощ-
ники руководителей оказываются предостав-
ленными самим себе. На гвардейском крей-
сере, о котором идет речь, их собирали вее-
то два раза: когда была введена новая учеб-
ная программа и затем накануне весенней
инспекторокой проверки. В течение пяти
месяцев эти товарищи оставались без. руко-
водетва. В большинстве случаев OHM   He
знали содержания учебной программы, не
тотовились к занятиям, и деятельность их
выражалась лишь в том, чтобы подготовить
помещение и наглядные пособия, по списку
проверить присутствующих й 0б`явить тему.
Твардии главный старшина Морлхвинкок,
например, не ведет никакой работы с отета-
ющими, стеми, кто отсутствовал Ha Е
нем занятии,
— Я не знаю ‚— товорит 0n,—B Weil же
я помощник руководителю. Наверное, ‘в: том,
что расставляю банки да развепгиваю карту.
Однажды т; Морлвинкову за. полчаса 20:
занятия было приказано выстунить  меред,
слушателями с рассказом на очередную: те-
MY. Comenm ait на берег. руководитель не
оставит ему своих залисей, He рассказал,
как провести занятие. Тов. Морлвинкову да-
ли брошюру, которую он добросовестно: про-
Читал матросам. Такие же случаи, овти ©

т. Щербиной, Никанхриным и другими  во-
мощниками руководителей. Стоит-ли тово-
рить 0 Качестве подобных. занятий, ирове-
денных г наспех Е
людьми! . У:
В повьыпении` роли и ответственности
помощников заинтересованы прежде звсето
	сами руководители: груши. И результатыьсих

работы, несомненно, улучшатся, если каж-
дый возглавляющий грунту’ сделает   всё,
чтобы его помощник так же, каки он сам,
тотовилея к предстоящему занятию. Сколь-
ко пользы, например. : могло бы принести
помощникам руководителей политзанятий
деловое обсуждение их докладов. на; заседа-
ниях партийного бюро! Более внимательного
и заботливого отношения заслуживают эти
товарищи и со. стороны ‘политотдела: соеди-

Капитан М: ШИРЯМОВ:
	Краснознаменная Амурская флотилия.
	Новые материалы по истории русских
	Тихом океане
	экспедиций на
	Недавно состоялось заседание сеЕции`
истории теографии Всесоюзного географи-
ческого общества. С ‘интересным ‹докла-
дом 0 тезультатах длительных научных
исследований ‘в области ‘истории русских
экспедиций на Тихом океане выступил
лауреат Сталинской премии член-коррес-
пондент Академии наук профессор А. В:
Ефимов.

Профессору.  Ефимову. удалось найти
‘материалы, по-новому освешающие собы-
тия, связанные © освоением › русскими
Людьми дальневосточных земель. Собрав-
имея была’ ‘тродемонстрирована подлине
‘ная карта’ геодезиета, Евреинова, хотив-
	шего на Курильские острова. Варта эта
	была  ‘предетавлена ° путешественником
Петру Г в 1722 тоду, в Казани, когда
царь следовал в Астрахань для участия
в, Перснлеком. похоле. ет
	На обнований этой карты установлено, .
что теодезистьг Евреинов и Лужин пер-
	выми ‘в России произвели  астрономиче-
	ские исчисления ‘теотрафического поло-
	жения ряда пунктов. начиная от Тоболь-
	ска и ло островов Курильской гряты. До’
	РИГА, ‘2 июня. (По телеграфу от коро.
«Красного Флота»). В гостях у курсантов
Краснознаменного арфтиллерийского учили-
ща береговой обороны побывал ряд работ-
ников Центрального комитета ЛКСМ Лат-
вии Во главе с секретарем ЦЕ комсомола
Латвии депутатом Верховного Совета рес-
публики т. Берклав.
	АКТИВНЫЙ Участник подпольного. комео-
MOIDCKOTO движения в тоды реакционного
буржуазного режима в Латвии, т. Берклав
рассказал о самоотверженной борьбе трудя-
щейся молодежи против своих угнетателей.
Ни тюрьмы, ни каторга не могли сломить
боевого духа молодых революционеров.
	— 3a принадлежность к комсомолу, —
сказал т. Берклав, — я по приговору бур-
жуазного суда был заключен в тюрьму. С
большими трудностями товарищи ухитри-
лись прислать мне’ туда «Краткий курс
истории ВВП(б)». Книга была напечатана,
		На Комсомольском собрании одного из
подразделений Высшего военно-морского
ордена Ленина Краснознаменного’ училишна
им. Фрунзе было принято решение собрать
в подарок колхозникам библиотеку.

сборе книг приняли участие все кур-
санты. Через несколько дней была состав-
лена библиотека из школьных учебников,
	Охнако в практике проведения экзаменов
наблюдаются и ‘серьезные недочеты. Их
нало немедленно устранить, так Kak нечет-
кая работа комиссий или неделовая обета-
новка экзаменов отрицательным образом
сказываются на общих результатах. И ‹а-
мым тлавным недочетом. являётся слабая
требовательность к курсанту, вольное или
невольное стремление завысить балл.

В том же училище па факультете
т. Шапенкова майор Иваньков экзаменовал
по марксизму-ленинизму. Казалось ясным,
что преподаватель обязан был установить
основательность и глубину знаний куреан-
тами твории большевизма, умение связать
ве с историей ВЕП(б), с политикой партии
на военном и послевоенном этапе жизни
нашей страны. Но т. Иваньков этого. не
	делал. Достаточно было курсанту начать
	свой ответ на вопросы. поставленные в би-
Тете, общей фразой, и удовлетворенный
экзаминатор прерывал его, ставя «пятер-
КУ».

Характерен ‚такой факт. Вурсанту Гида-
сову достался вопрос: «10-й с’езд партии
и его историческое значение». Отвечая на
него, курсант затронул вопрос о профсою-
зах. Тов. Иваньков прервал его, заявив,
Что о профсоюзах говорить не нало,

Поспениность на экзаменах — недопу-
стимое явление. Если же она’ сочетается
еще и < деляческим подходом к оценке зназ
ний марксизма-ленинизма, то можно ста»
вить под сомнение не только выведенные
баллы, но и добросовестность экзаминатора.
	Мелвежью услугу окаоывает экзамина-
тор курсанту и классу в целом, искусст-
	CHA Пор считалось, что исчисления - эти.
	впервые произвел немец Меесершмитт,
	А. В. Ефимовым обнаружена и карта; .
	составленная в 1719 году Яковом Елчи-
ным. Важно отметить, что составление ее
было связано © задачами создания pyc-
	ского флота на Гихом океане. Практиче-.-.
	ски вопрос 00 этом был поставлен Пет-
ром [ после сокрушения морского у
щества шведов на Балтике.

Подволя итоги заседания секции, пре-.
зидент Всесоюзного географического 05-
щества академик Л. С. Берг отметил, что
ему ни фазу не приходилось еще вотре-
чаться с подобными примерами, когда од-
	повременно было бы сделано столь боль- -
шое количество важнейших научно-иетое
	рических открытий, изменивших  нати’
представления о некоторых серъезнейших
‘научных вопросах.

Новые материалы профессора А. В;
Ефимова использованы в монографии по
истории русских экспедиций на Тихом
океане, подготовленной к печати Историз
ческим отлелом Главного штаба Военно--
Морских Сил.
	Подполковник П. МЯГКОВ.
	нашими подпольщиками на тонкой, илот-.

ной бумаге мелким шрифтом. По этой кни--

ге учились мы по-большевистеки бороться _.
	с врагом, по-сталински его побеждать,
	С большим интересом прослушали» кур --
	санты выступление фаботника ПВ -комсо=:
	  мола_ Чалтвии т. Блюма, который“ в годы? ^
Отечественной войны был одним -из -DYRO- ~~
	водителей партизанского движения в рес-..
публике. Он рассказал 0 подвигах комео-
мольцев Селиза. Приеде и других юных
	партизан. храбро сражавшихея с емец= °.
	вии оккупантами.
Затем выступили курсант Кузьмин ий
	секретарь комсомольской организация учи- _

лища Герой Советекого Союза сержант Ко
стин. Они заверили, что ‘комсомольцы учи-
	лища, настойчиво овлалевая военными п ``
	политическими знаниями, будут упорно.
учиться, чтобы стать достойными офице-
рами советского Военно-Мютского Флота.
	ОГО КОЛХОЗА.
	Боевые помощники командира
		Командир Н-ской авиачасти поставил
учебно-боевую задачу: во взаимодействии
с истребителями уничтожить цель. Полет
предполагалея через несколько дней. Нача-
лась подготовка. Активное участие в ней
приняли комсомольцы,

Было созвано заседание комсомольского
бюро. Здесь остро критиковали тёх, кто
нерадиво ‘относился к своим обязанностям
во время летного задания, выполнявшегося
накануне, Так, например, комсомолец зет-
чик пикирующего. бомбардировщика т. Олей-
ник сбросил бомбы не на ту. цель. Ряд
ошибок допустили ‘комсомольцы стрелки-
радисты тт. Окопченко и Буторин,

На заседании были векрыты причины
всех этих недостатков, обсуждены ближай-
шие мероприятия,
	После этого агитаторы провели беселы
	среди молодежи подразделения, рассоказы-
вали о значении предстоящей задачи, напо-
минали, что выполнить ее можно только
при условии, если кажлый будет точно
соблюдать уставные требования. Была op-
ганизована индивидуальная помощь тем,
кто в прошлом полете допустил ошибки.
Бюро ВЛАСМ позаботилось и о наглядной
агитации. Комсомолец гвардии сержант Бы-
ковченко нарисовал плакаты, тексты для
которых, сделанные комсомольцем Евгенье®-
вым, хороню запоминались. Вот некоторые
из них: «Техник! Готовя материальную
часть. в полет, добейся, чтоб лучшим был
твой самолет», «Штурман! Помни — с лю-
бой высоты ‘должен бомбить по-снайпер?ки
ты», «Радист! Без связи нельзя летать. Ты
должен отлично связь держать».

Вышел боевой листок, посвященный под-
готовке к полетам.

В день полета чувствовался большой по-
титический пох’ем.
		Во время проигрыша полета командир.
авиачасти убедился, что молодые летчики и
штурмана серьезно подготовились к реше-
нию поставленных задач. На вое вопросы
командира давались точные ответы,

..Шогода не благоприятствовала полету:
была слоисто-кучевая облачность, плохая
видимо°ть. Но все были преиспотнены. Же-
ланием добиться успеха, Е

Один за другим поднимались в воздух
самолеты. Прошло некоторое время. С по-
лигона стали поступать радиодонесения.

—- Цель уничтожена.

На этот раз отлично, действовали KOM~
сомольцы гвардии лейтенант Олейник,
штурман Пискунов, стрелки-радисты
тт. Окопченко, Буторин. Образцово выпол-
няли задание и другие комеомольцы,

Подводя итоги, командир сказал:

— Вомсомольцы показали себя боевыми
помощниками,

Это было приятно слышать из уст коман-
дира части.

Комсомольцы убедились, что них деятель-
ность принесла пользу. Но они учаи и дру-
гов. Секретарь парторганизациий лучший
летчик части гвардии старигий лейтенант
Шевченко предупредил, что нельзя успокаи-.
ваться на первом успехе. Комсомольскую
работу можно считать успепгной только тог-
да, когда и в новседневной жизни члены
ВЛЕСМ будут являться примером дисциилти-
нированности и организованности, когда
они сумеют такое же отношение к выпол-
нению воинского долга вызвать У нееотюз-
ной молодежи.

Комсомольская организация Н-ской авиа-
части умело добивается передовой роли
комсомольцев в боевой подготовке.
	Гвардии лейтенант
		Тихоокеанский флот.
	телеграфу от корр. «Нрасного Флота»).   ненных, капитана 1 ранга Попова — о пла-

В Н-ском соединении тралящих кораблей
проведен учебный сбор старшин. Собрав-
шиеся заслушали доклады капитана
2 ранга Визирова о роли и задачах

не послевоенного. траления и капитана
1 ранга Фролова — о международном поло-
жении Советекого‘ Союза.
	Беседа о героической борьбе
молодежи
	_ Учеба на опыте войны
	Систематическая тренировка скоро дала
отличные результаты. В последующих по-
летах Трофимов мог уделять осмотритель-
ности значительно больше времени. ^

-В один из весенних дней 1944 тода
самолет Евгения Трофимова ua  бреющем
пронесся над своим зэродромом, сделал
горку и дал в воздух две траесирующие
очерели. На земле поняли: Трофимов сбил
в этом полете два самолета врага.

Большой боевой опыт накопил за годы
войны летчик-истребитель Евгений Трофи-
мов. Он научился бить врага с одной атаки
и одной очередью. Он научился находить
такую дистанцию: открытия огня, с которой
наиболее эффективен результат стрельбы
и наименьшая вероятность самому попасть
пох пулеметы противника. Он научился
брать от самолета почти вее, что он может
дать дая победы в воздушном бою.

(Сейчас командир звена старший лейте-
нант Ивгений Трофимов неустанно передает
свой опыт молодым летчикам. Каждый ` день
проходит в напряженной учебе. На специ-
ально оборудованном тренажере с оптиче-
ским прицелом и фото-кинопулеметом звено
т. Трофимова перед вылетом учится
правильно делать заходы и ловить в пере-
крестие цель так, как это делается в
воздухе.

— Помните, товарищи, выигрывает
обычно бой тот, кто умеет во время первой
атаки, выпустив одну очередь, добиться
попадания. Учитесь ловить в прицел врага
сразу, поражать цель с одного захода.

Подготовка к воздушной. стрельбе в звене
Трофимова не ограничивается лишь класс-
	НЫМИ занятиями. Командир звена стремитея
	как можно чате учить своих подчиненных
на аэродроме, приближая обстановку заня-
тий к условиям, с которыми придется
встретиться при фактической стрельбе.
Модель самолета в руках командира звена
проделызает самые различные фигуры. Но
летчик, работающий на тренажере, цепко
держит в сетке прицела мишень. Кадры
кинопленки регистрируют место на модели,
куда идут пули. Проявив пленку, Трофимов
показывает летчикам их ошибки, учит
испоавлять их.

Как-то в полку была об’явлена боевая
тревога. Одним из первых в воздух подня-
лось звено Трофимова, Командир звена уде-
ляет особое внимание элементу времени. Он
учит своих летчиков не делать ни одного
лишнего движения, экономить при взлете
каждую секунду. В этот день звено стар-
wero лейтенанта Трофимова выполнило
возлушные стрельбы на «отлично» и полу-
чило благодарность.
	-—= Время в авиации решает все, — 19-
	ворит своим подчиненным Трофимов. —
го надо выгадывать везде и во всем: быстро
садиться в самолет, быстро запускать мотор,
первым заметить противника, поймать его
в прицел, первым открыть огонь. Истреби-
тель всегда должен помнить, что секунда—
это километры пути, это выгодное положе-
ние. это атака, это победа.
	Экономии секунд и учит своих подчинен-
ных командир звена Трофимов.
В. ВЛАДИМИРОВ.
	„Шел 19483 тод. Младший лейтенант
Евгений Трофимов прибыл в действующий
поль, Жизнь на ‘аэродроме била ключом:
Техники и мотористы заправляли самолеты
TOPWIEM, опробовали моторы, виртуозно
латали пробитые осколками снарядов и пу-
лями фюзеляжи. Каждый день они любовно
рисовали на них новые победные звездочки.

В минуты короткого” отдыха молодые
парни, всего на год—два старше Евгения,
н0 уже ставшие ассами, охотно рассказы-
вали новичку о секретах победы в бою.

— Увидел врага; сейчас же его атакуй,
не давай ему опомниться, & для этого при-
зыкай к мысли, что твой самолет — это
ты сам. Мысль должна синхронно работать
и штурвалом и гашеткой. пулеметов, —
товорил Трофимову командир звена лейте-
нант Панов, лично сбивший 11 немецких
самолетов.

Первые самостоятельные вылеты под-
твердили ценность этого совета, необходи-
мость быть хозяином скорости своего
самолета.

В одном из полетов Трофимов неожиданно

_ Увидел впереди огненную трассу. Мысль
} и штурвал сработали в одно и то же мгно-
” венье. Резким уходом в сторону Евгений
увернулся от поражения.

Вечером, после полета, командир звена
подробно раз’яснил Трофимову тактику
противника, пояснил, что в бою соблюдать
бемотрительность. — важнейшее условие
победы,

С этого памятного дня Трофимов начал
особенно внимательно прислушиваться к
советах товарищей, сам искал те черты в
технике пилотирования и ведения боя, ко-
торые составляют военную зрелость. Опыт
полетов показал, что скорость своего само-
Лета можно чувствовать сопротивлением
рулей. Задача, заключалась в TOM, чтобы
п, уменьшению или увеличению нагрузки
на ручку и педали безошибочно определять
скорость самолета. Упорной, настойчивой
тренировкой молодой летчик научился это
делать. Он в полете уже мог не следить за
стрелкой указателя скорости. Показания
прибора совпадали ¢ ето определениями,
сделанными по нагрузке на педали и штур-
вал. Этим он выиграл время для более
частого обзора ‘горизонта.

Продолжая тренировку в воздухе, Тро-
фимов замечал, как уходят секунды на то,
чтобы из многочисленных стрелок на при-
брной доске найти нужную и быстро
уяснить ее показания. Чтобы приучить свой

_ Тлаз ловить показания приборов, летчик на

`/большом листе бумаги начертил все прибо-
ры, расположив их так, как они устанюв-
лены ‘на доске. Этот лист он прикрепил Hay
Своей койкой на уровне глаз. Засыная и
просыпаясь, Трофимов видел перед глазами
иипровизированную приборную’ доску.

— Самолет кренится влево. Какие будут
показания авийгоризонта и креномера?

ерепрелся мотор, кончается горючее, са-
молет пикирует. Гле должны быть стрелки
варпометра; бензиномера и термометров? —
задавал он себе вопросы, привыкая без-
ошибочно, с одного взгляда, находить
Нужный прибор и определять его показания,
	произведении русских влассиков, совет-
CRAX писателей, На кажлой книге написа-
HO: «Товарищам колхозникам от курсантов
военно-морского училиша».
	Биолистека послана, в полшефный колхоз:

Ленинград,
	Курсант М. ЕРМОЛАЕВ.
	(По   старшин в воспитании и обучении“ подчи-
	Больше организованности.
на годовых экзаменах.
	БВ военно-морских учебных заведениях
наступили торячие дни. Идет экзаменаци-
онная сессия. Значение этого периода в
деле подготовки квалифицированного офи-
цера-моряка трудно переоценить. Ныне под-
водятся годовые итоги кропотливой работы
курсантов, преподавателей, строевых офи-
церов и политработнаков, проверяется ка-
чество постановки идейно-политического
воспитания будущих командиров и инже-
неров флота.

Наши училища готовят не узких спепиа-
листов, & советских интеллигентов, воору-
женных передовой’ теорией ‘марксизма-
ленинизма, знающих законы общеетвенно-
то развития, готовых стать активными
	строителями коммунистического, общества,
борцами против буржуазной идеологии. И
не случайно поэтому. что первые ак
	выли  веюду посвящены ‚ марксизму-
ленинизму. Курсанты серьезно тотовились
к ответам на вопросы по. пройденному
курсу и, как правило, получали высо-
кие оценки. Значительный = интерес,
сознательное отношение обучаемых к дру-
гим дисциплинам наглядно подтверждаются
в каждом классе. Уже предварительные ито-
ги показывают, что драгоценное учебное
	время в основном не растрачивалось попу-
CTY, &@ ИСПОЛЬЗУвВалоеь продуктивно.
	На экзаминаторов возложена ответотвен-
ная задача — об’ективно установить, кто
и как усвоил программу м материал, отли-
чить лучших, выявить нерадивых. Эта за-
дача выполнима лишь при высокой орга-
низованности экзаменов и высокой требо-
вательности. В болынинстве случаев эти
элементы имеются налино.
	Бозьмем для примера класе, который
экзаменовался комиссией нод руководством
инженер-капитана 2 ранга Барсукова
(Высшее военно-морское инженерное орде
на Ленина училище имени Дзержинского)
по предмету «Управление подводными лод-
ками». Злесь было все необходимое для
выяснения знаний курсантами соответст-
вующего материала. В аудитории царил
полный порядок, спрашиваемый имел воз-
можноеть восстановить в памяти все, что
он тверло усвоил, использовать доску для
чертежей, таблицы — для расчетов. От
т, Барсукова и его помощников не усколь-
зала даже малейшая отпибка курсанта,
оценку он получал действительно заслу-
Женную,
	венно повышая индивидуальный и средние _
	OAT I br.
	Чаще всего четкость работы комиссии.
нарушается к концу экзаменационного дня.
Сказывается многочасовая работа» люли
устают. Это обстоятельство имеет место‘ 0с0-
	бенно там, где порядок, в аудитории неё нала-
	жен; допускается хождение, уличный шум
врываетея в открытые окна, нет хорошего.
мета и трянки для классной доски и т. д.
Командиры и старшины рот обязаны обеспе-
	ЧИТЬ Порядок и Диоциплину на экзаменах и
	добиться, чтобы ничто не мешало их про-
ведению от первой до последней минуты.
Иначе «мелочи» могут привести к нежела-
тельным последствиям,
	Одним из выводов, который нужно сде-
лать преподавателям и учесть не только
	На экзаменах, но м в своем повседневном
общении с курсантами — это вопрос о ре-
чевой культуре и грамотности ведения за
писей. Сплошь и рядом даже на экзаменах
старших курсов приходится сльшать ко-
веркания военной и морской терминологии,
& то и простых русских слов. Надо поправ-_
лять курсантов в тех случаях, когла они“
неправильно произносят слова, вниматель-
ней проверять конспекты, следить за уст
ной речью.

Тодовые экзамены в yuwaumax — pam
ное государственное дело, Высокая органи-
зованность их -—— непременное — условие
успеха подготовки кадров,