3 июня 1947 г., воскресеньа
	, Ne 133 (2620)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	Артиллеристы готовятся.
к практическим стрельбам
	=> Цонимаете, — говорил он, — во вре-
мя стрельбы я сильно волнуюсь, з отчего—
и сам не знаю. Напряженно жду каждый
выстрел: вот-вот ударит. При этом руки
вздрагивают и срывают наводку.

Это и было причиной падений снарядов
с большим выносом в сторону от цели. На
следующей стрельбе за штурвал наводки по-

садили другого матроса, и грубые выносы
больше не повторялись.
	Примерно такой же случай имел место
на батарее, которой командовал старший
лейтенант Бабаев. На занятиях  горизон-
тальный наводчик орудия матрос Степанов
показывал хорошие знания артиллерийской
установки и прицела, уверенно работал
штурвалом наведения. Но при выстреле он
сбивал наводку. Когда же за штурвал на-
водки сел другой матрос, результаты стрель-
бы намного улучшились. Увеличилась куч-
ность падений снарядов, не повторялись
трубые отклонения.
	Приведенные примеры говорят о необхо-
AMMOCTH серьезного отношения к подбору
людей. Расставлять матросов по боевым
постам необходимо с учетом их личных ка-
честв и способностей. Однако’ не все офице-
ры-артиллеристы учитывают это.
	Большое место в подготовке артиллерий-
ского расчета к стрельбам занимает одиноч-
ное обучение комендора. Если комендор хо-
рено изучил устройство пушки, твердо
знает взаимодействие частей, ясно представ-
ляет себе, как ухаживать за орудием,
то он в любых условиях сумеет устранить
задержки в стрельбе и сохранить артеиете-
му в хорошем состоянии. Если при всем
этом он Часто тренируется в исполнении
своих обязанностей, предусмотренных 60-
	евой инструкцией, то он сумеет обеспечить
	и безотказную работу механизмов и хоро-
шие результаты стрельбы.
	Решению этих задач капитан-лейтенант
Иноземцев уделил болышое внимание. На
проверочных тренировочных учениях, ко-
торые недавно проводил флагманский ар-
тиллерист капитан 3 ранга Цалеха, личный
состав артиллерийской службы подразделе-
ния показал хорошие знания материальной
части, инструкций и наставлений, проде-
монстрировал четкость и слаженность в
работе у механизмов. С хорошими показа-
телями было проведено и общее учение
корабельных артиллеристев по плану-часо-
вику. На нех личный состав показал сла-
женную организацию артиллерийской служ-
бы.

На тренировочных учениях серьезное
внимание уделялось  взаимозаменяемости
номеров орудийных расчетов. Как показы-
вает опыт, это немаловажный фактор в под-
roropre БЧ-П. Поэтому, так же каки
основные. запасные номера расчетов `тре-
буется подбирать с учетом личных качеств
комондоров, их способности вымолнять 0бя-
занности замещаемого номера. Им. следует
давать больше практики в работе с. меха-
низмами, систематически тренировать их
на различных боевых постах,

Как показало частное учение, со своими
задачами артиллеристы подразделения спра-
вились. Но это только предварительная
оценка их работы. Главный экзамен их
ждет впереди — на практических стрельбах.
	Инжензр-капитан 2 ранга
Л. ФИЛИППОВ
	~~

Флагманскии артиллерист капитан 3 ран-
та Лалеха просмотрел отчет капитан-лейте-
нанта Иноземцева о результатах подготовки
артиллеристов кораблей ‘к предстоящим
стрельбам. Он убедился в том, что упорная
и настойчивая работа личного состава не

‘пропала даром. Результаты проведенной ар-

тиллеристами подготовки можно было счи-
тать вполне удовлетворительными. Ho
флагманский артиллерист не спешил давать
оценку. Была неуверенность в дальномер-
щиках. Просматривая отчет, он вопомнил
последнюю проверку боевых постов и одно-

то из дальномерщиков, который слишком

сменил, допускал ошибки и неточно опреде-
лял дистанцию до цели. Тогда он указал
матросу на его ошибки, посоветовал ему не
торопиться, а от командира БЧ-П потребо-
вал усилить тренировку дальномершиков.
	Еапитан 3 ранга Налеха не любит остав-
лять дела незавершенными, Чувство тревоги
не оставляет его до тех пор, пока не устра-
няются замеченные им недостатки. Вот и
сейчас все как будто в порядке, а флагман-
ский артиллерист беспокоился,

— Проводились тренировки с дальномер-
щиками? — спросил он капитан-лейтенан-
та Иноземцева. — Выпоалнили указания?
	— Так точно, выполнил. Дальномерщики
хоропю справляются со ‘своими обязанно-
стями,

— ели так, то хорошо. Но прошу пом-
нить —в самом недалеком будущем вас
ожидают практические стрельбы; .
	Последние три месяца все время, свобод-
ное от вахты, матросы, старитины и офице-
ры посвящали изучению материальной час-
ти артиллерии, боевых инструкций и наста=
влений. Регулярно проводились тренировки
на боевых постах, проверялись, чистились
п смазывалиеь механизмы орудийных уста-
новок. Люди работали напряженно. Кажлый
понимал, что предстоящие практические
стрельбы будут экзаменом их  артиллерий-
ской выучки, умения на практике обеспе-
чить выполнение боевых задач.
	Особенно напряженно работали офицеры
н старшины. Они передавали подчиненным
свой опыт, изыскивали и применяли такие
формы учебы, которые приносили наилуч-
шие результаты. Они упорно тренировали
матросов в выполнении обязанностей по
боевому расписанию. \
	Подготовка личного состава к безупреч-
ному выполнению своих обязанностей на
боевом посту требует от каждого офицера и
старшины внимательного подхода к делу,

продуманной расстановки людей, строгого
учета их качеств.

неправильная, недостаточно продуманная
расстановка комендоров по боевым постам
во время стрельбы может свести назнет
результаты долгой и упорной подготовки.
Это подтверждает следующий факт. На’ од-
Ном из кораблей к очередной стрельбе ло
	OYRCUPYOMOMY шиту подготовились неплохо.
	Баагоприятствовали стрельбе и отличные
  метеорологические условия. Однако резуль-
тат ев оказался недостаточно высоким. Нри
Довольно кучном падении трех снарядов
(залповый огонь вели четыре пушки глав-
ного калибра) четвертый снаряд каждого
залпа ложился с большим выносом в сто-
рону от цели. Причину этого He могли
определить до тех пор, пока наводчик ору-
aug матрос Юрков в беседе с товарищами не
рассказал о TOM, как он cet aynorsyer 30
время стрельбыь
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 7 июня. (По
телеграфу от корр. «Красного ’ Флота»).
Корабли капитан-лейтенанта Дудка во
время стоянки на открытом рейде прове-
ли ряд учебных артиллерийских стрельб.
x предшествовала усиленная тренировка
орудийных расчетов. Отарший артиллерист
подразделечия офицер Одинцов упорно за-
нималея с личным составом вторых боевых
Частей. ;

Подготовительные стрельбы проведены

ПО СТРАНИЦАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ЖУРНАЛОВ ,
	‚ Последние номера ‘журналов «Звезда»,
«Новый мир», «Знамя», «Октябрь» дают
<. Ичетливое представление 0 TOM, сколь
‘татотворны сдвиги, происптедитие в нашей
иитературе после постановления ЦК ВЕП(б)
0 журналах «Звезда» и «Ленинград». —
«Русский вопрос» К. Симонова, «Ветер
© юга» Эльмара Грина, «Звезда» Эм. Ваза-
кевича, «Алитет уходит в горы» Т. Се-
уушкина, «Флаг над сельсоветом» Алексея
Недогонов, kak и pyre произве-
дения прозы, поэзии, драматургии, крити-
ви и публицистики, опубликованные
в 1947 году, показывают, что облик «тол-
стых» журналов резко изменился к лучше-
му, они повернулись лицом к современности,
® острым, насущным проблемам жизни,
	к показу передового человека нашей
Эпохи -—— советского человека.

He вое напечатанное в журналах
равноценно, не все улачно. но общий
	щейный Уровень литературных произведе-
ний повысился, возросли их актуальность
Е воспитательное воздействие.

Весьма отрадно и примечательно, что
в журналы после войны пришли новые
кадры — солдаты, офицеры, инженеры,
партийные работники, бывшие партизаны,
участники большевиетского подполья‘ в
тылу. у немцев, — словом, именно те
Уно видевшие, много испытавшие «бы-
валые люди», 0 которых писал в свое
время Алексей Максимович Горький; на-
стоятельно указывая Ha необходимость
a вовлечения их в литературное
дело.

Пришли и принесли с собой ветер живой
Жизни, искреннюю взволнованность, боль-
шевистекую страстность...

Пришли не с пустыми руками —
с произвелениями свежими, яркими, жиз-
ненными..,

К числу таких произведений, несомнен-
0, следует отнести роман Александра
Гончара, переведонный <. украинского
Татьяной (тах и опубликованный в
Третьем номере «Нового мира». а

0%0бым интересом прочтет этот роман
военный читатель.
	НА ОТКРЫТОМ РЕЙДЕ
	Мина уничтожена
	с первого выстрела
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 7 июня. (По теле-
графу от корр. «Красного Флота»). Уже
около месяца тральщик т. Четверикова на-
ходитея в море, Экипаж его, хорошо под-
тотовившийся к летней кампании, всегда
на-чеку. Первая мина, обнаруженная в эту
кампанию, была уничтожена с первого вы-
стрела орудийным расчетом старитего ма-
троса Щербины. Меткую стрельбу наблюдал
командир соединения, который приказал 3а
отличную выучку расчета присвоить коман-
диру орудия т. Щербине звание старшины
9 статьи. :
	Счет затраленных мин, открытый эки-
пажем т. Четверикова, увеличивается дру-
гими тральшиками подразделения. Шо одной
мине уничтожили на-днях корабли тт. Гла-
зунова и Климова.
	Морские охотники
на учении”
	БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ, 7 июня. (По те-
леграфу от корр. «Красного Флота»). Кз-
тера-охотники вышли в море на учение.
Стрельба. по наземным целям была пер-
вым отчетом экипажа за зимнюю боевую
учебу. Сильная качка затрудняла наводку
и ведение огня. Однако военные моряка
офицеров Пономаренко, Петухова и дру-
гих успешно сдали учебную задачу. Выео-
кую оценку юлучил корабль старшего
лейтенанта Мошарова. Цель — «батарея
	противника» — была им пораженх четыть-
			овысить качество преподавания
общественных наук
	правильный курс на повышение  идейно-
теоретического уровня преподавания мафк-
систоко-ленинекой теории, на улучшение
всех форм учебно-педатогического процесса.

Усилилаеь работа преподавателей над по-
вышением своей научной и педатогической
квалификации, Майор Романов и катитан
Кучин закончили кандидатские  диосерта-
ции; майор Иваньков недавно уже защитил
ее. Настойчиво работают над своими дие-
сертациями майор Панич и подполковник
Мараховский. Кандидат исторических наук
майор Носов подбирает материал к разра-
батываемой им докторской диссертации. Пре-
подаватели майор Лосев, старший лейте-
нант Усов тотовят кандидатский минимум.
	В Высшем военно-морском инженерном
ордена Ленина училище имени Дзер-
жинекого проходит экзаменационная
сессия. Экзамены — ответственный этап
в жизни, училища. Они, как извест-
но, являются ‘формой государствен:
ной проверки знаний и одновременно слу-
жат серьезной проверкой качества прено-
давания и всей организащии учебной рабо-
ТЫ.

’Результаты первых двух недель экзаме-
HOR свидетельствуют, что курсанты ненло-
хо потрудились в этом учебном году.
Более 75 процентов сдает экзамены с 9т-
личными и хорошими оценками. В’ первых
рядах илут коммунисты. Они, как правило,
показывают высокую усневаемость.
	а о

: _ Автивизировалась научная и методиче-
Повысилась успеваемость kypcaHton В. Chad natana ofeur raham Ua ure балатантах
	ская работа, обеих кафедр. На их заседаниях
‘систематически обсуждались расширенные
‘планы,  коненекты, а Также стенограммы
лекций, планы семинарских занятий. Такое
обсуждение оказывало существенную по-
мощь преподавателям, помогало им лучше
‘осмыслить материал той или иной темы,
своевременно заметить и предупредить
‘ошибки, улучивить идейное содержание и
придать большую целеустремленность лек-
IAM.

Кафедра основ марксизма-ленинизмиа. на-
пример, признала  неудовлетворительной
лекцию майора Иванькова на, тему: «Основ-
ные черты марксистского диалектического
метода». В этой лекции отсутствовали кри-
‘тика идеалистического метода Гегеля и по-
Каз его. противоположности маркеистекому
диалектическому методу. Дектор оперировал
устарелым материалом, не использовал приз
`меров и фактов из современной жизни, не
раскрыл положение о неодолимости нового.
‘Ha кафедре было отмечено, что в лекции
‘отсутствуют логическая последовательность
и связь между отдельными ее частями. Тов.
Иваньков, очевидно, не сделал должных вы
водов из этого. решения кафедры. Предста-
вленная им через некоторое время лекция
на другую тему страдала аналогичными
недостатками и была признана также
неудовлетворительной. Преподаватель вы-
нужден был согласиться е замечаниями п
учесть их при переработке лекции:

На заседаниях кафедр. практикуется по-
становка научных докладов препохавателей
по отдельным проблемам. Творческому об-
вужлению подвертлись на кафедре полити-
ческой экономии доклалы подполковника
Мараховского «0, советской торговле на со-
временном этапе», капитана Аханова «0
законе стоимости в советокой экономике».
Преподаватели кафедры основ марксизма-
ленинизма заслушали и обсудили диссерта-
цию майора Романова.

Однако кафедры общественных нау еще
не добились ретительного повышения ка-
чества преподавания. Многие лекции по
основам маркойзма-ленинизма, и особенно по
политической экономии отдельными прено-
давателями излагались примитивно, на низ-
ком. уровне. Нередко важнейшие положения
теории преподносились сухо, без глубокого
обоснования, в отрыве от современной
жизни.

Так, например, лекция тов. Орловского
на тему «Накопление капитала и обнища-
ние пролетариата» изобиловала многочис-
ленными ‘абстрактными рассуждениями и
формулами. Лектор не сумел осветить и
глубоко раз’яенить курсантам такие важ-
нейшие вопросы, как абсолютное и относи-
теаьное обнищание рабочего класса в капи-
талистичееких странах, всеобщий закон ка-
титгалиестическото накопления, историческая
тенденция этого накопления. Тов. Орлов-
ский не использовал в своей лекиии мате-
риал, характеризующий современную капи-
талистическую действительность, не приз
вел ярких и убедительных фактов, кото-
рые помогли бы курсантам луче понять
вопросы, затронутые в лекции. Крайне от-
влеченно и поверхностно изложил лектор
вопрос о народонаюелении. Он ограничится
двумя словами о реакционной теории Маль-
туса и совершенно не упомянул о том, что
эта дикая, антинаучная «теория» пропаган-
дировалаеь. фатистскими «теоретиками» и
на разные лады пропатанлируетея буржуа-
	зиеи сзичае. Вепомним хотя бы недавнее
	  выступлен!

ие английского рахиообозревате-

ег er ee ee aes EoD

‘развернул на ез канве острые коллизии,
нарисовав правдивую картину поистине ге-
роического труда саперов, выполнявших свой
долг перед Родиной.

Некоторые персонажи Н.  Стечишина
нарисованы с той степенью обобщения, ко-
торая позволяет товорить о них как о ли-
тературных образах. Таков, например,
«сухощавый и низенький генерал, с гу-
стыми и рыжими бровями и суровым, не-
сколько усталым лицом», начальник инже-
нерных войск фронта Гронов. Его внеш-
няя, порою нарочитая сухость, скрываю-
щая глубокий интерес к людям, к пору-
Ченному делу, его подчеркнутая требова-
тельность, вызванная стремлением отлично
воспитать подчиненных ему офицеров, —
все это хорошо и убедительно передано
автором. Интересно намечена фигура пол-
ковника Орепткевича. Без нажима, верно и
зло раскрыт бездельник Ефимов, подменя-
ющий грубым окриком подлинные команд-
ные качества. Н. Стечишин подмечает в
буднях войны характерные особенности,
	штрихи и детали, доступные глазу
участника, & He стороннего наблю-
дателя, и притом участник» активного,
	горячего, непосредственного.
Но деталь рисунка не в состоянии за-
менить самый рисунок. Большинству об-
pasos, изображенных Н.. Стечишиным,
нехватает именно той широты литератур-
ного обобщения, которая. делает характеры
типическими и в малом отражает великое,
Эти недостатки, снижая достоинства
«Саперов» как художественного произведе-
ния, не помешают, однако, читателю оце-
нить работу Н. Отечиннина как интерес-
ную, увлекалельную; имеющую подлинное
познавательное значение, изображающую
правлу Великой Отечественной войны.
		общественным наукам. В отдельных классах
количество курсантов, сдавших основы
марксизма-ленинизма (на младших курсах)
и политическую экономию (на старших кур-
сах) с оценкой «хорошо» и «отлично», прс-
вышает 75—80 проц. Так, в классе стаю-
шины Абанькина 93 проц. обучающихся
получили высокие оценки. Хорошее усвое.
ние пройденного материала показали
вурсанты некоторых подразделений инжо-
нер-полковника Посениикого, инженер-ка-
питана 1 ранга Шапенкова,

На экзаменах вместе с тем выявились п
большие пробелы в знаниях многих курсан-
тов. Их ответы порой носили школаярский,
поверхностный характер и сводились пре-
  имущественно к механическому изложению
Заученных положений и выводов. В ряде
случаев курсанты давали путаные, непра-
вильные ответы.

Нельзя пройти мимо и такого серьезного
недочета. Некоторые курсанты довольно
свободно излагают то или иное положение
марксистско-ленинской теории, но не в с0-
стоянии обосновать и раскрыть его на кон-
кретных фактах современной жизни, дока»
зать значение этих положений для прак-
тической деятельности нашей партии.

Вот несколько примеров.

Курсант Чернобуров очень. хорошо раеска-
зал о трех лозунгах партии по крестьянеко-
му вопросу. Когда, его попросили раскрыегь
содержание этих лозунгов и обосновать, чем
был продиктован переход от одного лозунга
к другому, т. Чернобуров не смог дать точ-
ного ответа. Больше того, он заявит, что
Тенин  сформутировал первый лозунг по
крестьянскому вопросу в годы первой миро-
вой войны. Непонятно, какими соображе-
Ниями руководствовался экзаминатор майор
Иваньков, выставивший курсанту отличную
оценку. .

Курсант Макушев подробно осветил 0е-
новные моменты: маркеистеко-ленинского
учения о классах. Он говорил о возникнове-
нии и развитии классов, о формах классо-
вой борьбы, но совершенно обошел в0000е
0 КЛАССОВОЙ структуре советского общества.
Курсант проявит полную беспомощность в
0б`яснении путей стирания граней межлу
абочим классом п крестьянством в СССР.

Обращает на себя внимание, что многие
курсанты слабо ориентируются в вопросах
текущей политики; не умеют анализирогать
и обобщать факты, применять полученные
знания при 0об’яонении и оценке текущих
событий. По всему чувствуется, что их ма-
Ло этому учили. Слабые познания обнару-
жили курсанты по ТУ главе «Кралкого кур-
са истории ВЖШ(б)». Следует одновременно
отметить, что в экзаменационных билетах
по основам маркеизма-леникизма совершен-
HO отсутствовали вопросы военной теории и
политики нашей партии, о строительстве
‚Красной Армии, вопросы маркеистеко-
Ленинского учения о войне.

° Столь серьезные пробельг в знаниях кур-
сантов свидетельствуют о том, что препода-
вание общественных наук, в училище дале-
ко не отвечает современным требованиям
партии. Нельзя, конечно, отрицать, что за
последний год преподаватели заметно улуч-
шили свою деятельность. Наряду с кафед-
рой основ марксивма-ленинизма в училище
создана кафедра политической экономии,
Эти кафедры возглавляются кваляфицито-
ванными пренодавателями, имеющими боль-
шой опыт педагогической и организалион-
Но-метолической работы. Кафедры взаи
	И тем ценнее произведение Гончара, что
автор не потонул в полноволье фактов,
в обилии материала: Материал подчинен
авторскому замыелу, пементирован боль-
шой идеей, подобно прожектору освещаю-
щей весь путь полка, весь смысл трудной,
самоотверженной борьбы героев, романа.

Эта идея — в духовной мощи советекого
человека, освободителя Европы, гордого за
свою Родину, прокладывающего маршрут
в будущее всему человечеству,

x * &

Достоверность в изображении суровых
и тяжких будней войны, напряженного и
опасного труда саперов —— достоинство
только что опубликованное в четвертой
НИЖЕ «Знамени» произведения Н. Сте-
чишина «Саперы».

Трудно определить жанр новой работы
Н. Стечишина: роман ли это, повесть или
попросту записки очевидца. Сама ре-
дакция уклонилась от такого определения.
› Читая «Саперов», в самом деле трудно
понять, где пролегают границы между ло-
вументом и литературой, где кончаются
записи непосредственного участника боевой
жизни дивизии, стоявшей перед на-
ступлением на берегу Волхова, и где начи-
нается художественный вымысел писателя,
берущего фактический материал для 0600-
щенного выражения волнующей его идеи.

В этом — и сила и слабость «Саперов»
Н. Стечишина.

_ Сила потому, что автор — военный
трофессионал, инженер-полковник. быва-
	Зила потому, что автор — военный
‘Профессионал, инженер-полковник, быва-
лый человек, ему ecTh что сказать.

Стечишин целиком опирается на ма-
териал, который хорошо известен ему. Он
рисует людей, с которыми не только ветре-
чалея, но и сталкивался непосредственно
в своей работе. Прием повествования от
первото лица здесь ощущаетея как необ-
XOTHMOCTH.
® Сама жизнь подсказала Н. Стечишину
острую сюжетную линию. Вся, видимо, по-
строенная на фактическом материале
история подкопа под высоту Медвежью,
занятую немцами, взрыв этой высоты,
означавший начало широкого наступле-
	вия, не может не увлечь читателя. Автор
умело использовал эту сюжетную линию,
	ля Стида, который заявил, что голод в Ин+
дии является результатом более быстрого
роста населения, чем рост средств сущест
вования. Неудивительно, что на экзаменах _
Хурсанты, прослушавшие лекции т. Орлова:
ского, обнаружили слабые познания по это
МУ вопросу. Е
— Не изжиты декларативность и бездока”
‘Зательность в лекциях. Таким пороком стра=
Дали многие лекции, в которых излагалея,
философекий раздел программы по основам
марксизма-ленинизма. Майор Романов в
лекции на тему «Общественное бытие и 00-
щественное сознание» ограничился тише
тем, что изложил положение об обратном
воздействии передовых пдей и теорий на
развитие материальной жизни. Отдельные:
мысли он иллюстрировал очень примитив-”
ными примерами. В таком же деклара “
HOM духе была изложена лекция на ту же ~
тему подполковником Волыхиным, Лектор
не раскрыл положение об относительной са-
мостоятельности общественного сознания,
ничего не сказал о живучести пережитков
капитализма в сознании людей и о борьбе
партии за их преодоление. В ряде лекций
весьма caso критиковалиеь враждебные.
марксизму буржуазные теории, у
Вафедры не устранили и серъезные недо-

четы в ортанизации семинарских занятий,

которые зачастую проходили при неудовле“
творительной подготовке к ним курсантов,
ередко семинары сводились к опросу кур
сантов и превращались в коллективный заз
чет. Кеть ли необходимость говорить, что
именно на семинарских занятиях легче наз.
учить курсантов связывать теоретические

‘положения с фактами из практики сопиали-

стического строительства, связывать“ т6о=
pH с историей и текущей действительное
Стью. 1

Общеизвестна роль самостоятельной раз

боты в углублении знаний курсантов и поз
вышении их успеваемости. Но самостоя=
тельную работу нельзя обрекать на, самотех.
Ее необходимо держать под неусыпным
контролем, активно помогать курсанта.

Между тем преподаватели политической :_

экономии, например, слабо интересовались

столь важным звеном учебного процесса: ^—

Нроведенная недавно проверка выявила,
что на протяжении года курсанты мало’ ра-.
ботали над первоисточниками. Конспекты,
как правило, у них отсутствовали. Мнотие

ограничивалиеь ведением рабочих затиеей © ~

лекционного курса; готовились по ним к
семинарам и к экзаменам. Если учесть, что
эта ‘проверка была проведена за две— три
недели до экзаменов, то, как и слеловало.
ожидать, принятые меры не могли основа=
телыно изменить положение и восполнить
упущенное. ,

На качестве преподавания и на степени
усвоения курсантами политической эконо-
мии несомненно сказался также линком
быстрый теми прохождения курса. В под-
разделении инженер-канитана 2 ранга Ло-
бач-Жученко политической экономии отво-
дилось шесть часов в неделю. Такое плани-
рование вынуждало преподавателей читать
на протяжении одной недели лекции по
нескольким темам.

Таковы некоторые недостатки в. поста= :
новке препохавания общественных наук в
училище. Работники кафелр в состоянии их
устранить. дни располатают всеми возмож
	ностями, чтобы сделать преподавание более
целеустремленным, проникнутым = духом.
большевистской партийности. Надо постоян-
HO помнить требования партии, что препо-
давание  маркеиотско-ленинокой теории.

должно быть нераерьльно связано с запача- ^^
	ми и ПОЛИТИКОЙ ‚партии на современном эта- _

пе, с практикой социалистического. C™pOH- woe

тельства.

М. И. Калинин товорил, что изучение мар: ры
ксизма-ленинизма нужно не ради самого __.
изучения, не для проформы. Мы, напоминал . —
вн, изучаем марксизм-ленинизм не для того, _

чтобы знать его формально, как раньше

изучали катехизис. Мы изучаем марксизм-“

ленинизм. как метод, ках инструмент, при’

помощи которого мы правильно определяем
наше политическое, общественное и личное
поведение. Это самое могущественное opy=
дие человека в его практической жизни.

Подполнозник И. РАБИНОВИЧ. 7

Выпускники школы специалистов
береговой оборсны
	СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ, 7 июня. (По теле-
графу. от корр. «Красного Флота»). Закон-
чились экзамены в школе снециалистов
береговой обороны Северного флота. Вы-
пускники показали хорошие внания мате-
риальной части, уменье пользоваться ею.
14 младших командиров окончили пижолу
се отличием. Лучших успехов” добилась
смена ралистов,
	Демобилизованные воины —
передовики производства
	ВРОНШТАДТ, 7 июня. (По телеграфу от
корр. «Нрасного Флота»). С каждым днем
растут ряды передовиков  социалистиче-
ского соревнования на Крониитадтеком ор-
дена Ленина морском заводе.
	Демобилизованные воины тт. Шарапов и
Петроленков после окончания Отечествек-
ной войны вернулись на родной завод. За
короткое время они отлично овладели но-
вой специальностью — винтообрубщика и
вскоре добились высоких производственных
показателей, выполняя установленные нор-
мы на 260 процентов,
	В июне тт. Шарапов, Петроленков.
и Волков одержали новую производственную
победу: они вынолнили годовую норму.
	Паровоз, поднятый
со дна моря
	«Черномор» — так работники Одесского
депо называют паровоз «ЕУ 885-17». Исто-
рия паровоза такова. Осенью 1941 года не-
мецкой бомбой был потоплен пловучий лок
с паровозами. Четыре с лишним года паро-
возы пролежали на дне моря. Они заросли
водорослями, ракушками. В апреле 1946 ro-
да водолазы подняли локомотивы со дна мо-
ря, & спустя несколько месяцев, в сентябре
ого же года, старый машинист А. Ильиниц-
кий повел в рейс первый восстановленный
паровоз.
	‚ Наровоз. «Черномор» уже прошел 31 ты-
сячу километров.
	`Машинист Ильиницкий встал на стаха-
новскую вахту, включившись в социалисти-
ческое соревнование за досрочное выполне-
ние плана 1947 тода к 30-й головщине
	„Великого Октября.
	были mo щиту. осле этого состоялись
стрельбы по плавающей мине.

Первыми стреляли артиллеристы стар-
шего лейтенанта Калинина. По боевой. тре-
воге ‘они заняли свои места. Командир ору-
дия старшина 2 статьи Ивкин доложил,
что расчет к бою готов. Раздались выстре-
лы, и вскоре прямым попаданием мина
была расстреляна. Лучших результатов
добился  орудийный расчет старшины
2: статьи Хоменко, накрывший цель ©
третьего выстрела.
	Величие советского человека
	«онаменосцы» рисуют не начальный
период Великой Отечественной войны, &
период завершающий, время победоносного
наступления Советской Армии, очистив-
шей советскую землю от гитлеровцев,
перешагнувшей пограничный рубеж и сту-
пившей на дотоле порабощенные фашистами
земли Европы.
	Роман «знаменоспы» впитал в себя
лучшие традиции украинской литературы,
знакомые нам издавна: и ее лирическую
взволнованность, и романтическую припод-
нятость, и чудесный народный. украин-
ский юмор. — когда надо, едкий и злой,
котда надо, добродушный, — и ноэтич-
ность видения мира. Эти традиции орга-
нически сочетаются с политической на-
правленностью романа. Патриотическим
чувством советского человека проникнута
каждая строчка «Знаменосцев»,
	Художественными средствами, убеди-
тельно и правдиво Александру Гончару
удалось изобразить главное =— превосход-
ство COBETCKOTO человека, превосходство
душевное, моральное, идейное.
	Внутренний мир простых, рядовых
героев «Знаменосцев», людей гвардейского
полка, прошедших суровый и величеет-
венный путь — 01 пестрого пограничного
столба, возвращенного на свое место у на-
ших рубежей, до непроходимых круч Тран-
сильванских Альп, — этот мир неизме-
pumo богат.
	И старший лейтенант Брянский, офицер
новой. советской формации, ишущий, ду-
мающий, дерзающий, и большевистский
вожак, политработник, знающий дорогу к
сердцу солдата, Герой Советского Corsa
майор Воронцов, и воплотившие в себе
неиссякаемый, животворный, народный
оптимизм солдаты взвода лейтенанта Чер-
ныша, и темпераментный, умный «хозяин»
полка Самиев — все это живые люди, пол-
ные любви к своей Родине и гордости за
нее, люди, которым Родина становилась еще
дороже, чем дальше уходили они от нее в
своем движении на Запад.
	Там, вдали от Родины, за рубежами
отечества, нашим офицерам и солдатам
было еще очевиднее превосхолетво куль-
туры Советской страны над крикливой и
убогой буржуазной «цивилизацией». Вот
‘она, эта  «пивилизация», открывшаяся
взору советского человека в Румынии в
первые дни наступления, — неграмотные
крестьяне, корлящие над своими жалкими
полосками, первобытная обработка земли,
нищета духа, попранное человеческое ло-
CTOHHCTRO..

Burpasnreasunt сцены, рисующие ветре-
чи наших солдат с населением, е пленны-
MH румынами, эпизод, когда, наш разведчик
освобождает прикованного цепями к скале.
омертника-хорвата.

Советские. солдаты и ‘офицеры, пришед-
шие в Европу исполнить свою священную
миссию освободителей, беспощадно нена-
видят поджигателей войны и полны на-
стоящего человеческого гуманизма к жерт-
вам фашистских преступников, к народу,
вовлеченному в войну гитлеровцами. Гон-
чар сумел эго хорошо показаль.

Не. все удовлетворяет в романе Але-
коандра Гончара. Досадно, когда автор
вдруг начинает подменять художественное
изображение чувств и переживаний героев
патетическими тирадами. Лейтенант Чер-
ныш кажется уже где-то описанным. Он
традиционен, этот лейтенант, пришедигий
на фронт с курсантекой скамьи.

Но нё эти недостатки решают судьбу
произведения. ‘«Знаменощы» — написаны
кровью сердца. Волнение автора заражает
читателя с первых строчек и уж не от-
пускает до конца. Гончар вовсе не 3a-
дается целью фототрафически точно фик-
сировать все перипетии труднейшего пере-

хол& гвардейского полка, и тем не менее  .
	картина этого перехола, 00и, встречи, ю-
тери, победы, ПОДВИГИ, поражения и опять
победы — вс6 это встает перед нами в пол-
HOK мере правдивого И достоверного изобра-
жения.

Это все — сама жизнь, которую видел и
знает автор.
	`тавший секретарем подпольного Чернитов-

ского, а впоследетвии и Болынекого 09к9-
„мов, а Кроме того — комантир партизан-
ского соединения, стяжавшего себе боль-
шую славу. Федоров руководил нескольки-

ми тысячами коммунистов и комсомольцев,

оставшихея в тылу врага, десятками пар-
тизанских отрядов и групи содействия.

Все это придает его записках исключи- ^

тельный интерес. В них раскрывается ве-
дущая, организующая роль партии в под=_
полье, в партизанском движении, показан
крупный партийный руководитель, умело и.
талантливо применяющий накопленный им.
опыт для работы в сложнейших и опа
нейших условиях.

Записки Федорова наполнены Sox cae

количеством чудесных подробностей, пока-
зывающих, как поднимали Пе -
подпольщики дух народа, ках ни на мину-.
ту не меркла их уверенность в неминуемой.
победе.

Есть эпизод, когда автор записок, ay

ченный, голодный, усталый, олуждавнкий -
долгое время по тылам противника, — это
было в самые первые дни оккупации, —
приходит к учителю Захарченко, который
пугается этого неожиданнога прихода, тах
как за ним, Захарченко, ведотся «060608
наблюдение».

И усталый, толодный Федоров сразу же
находит нужный тон с этим испутавшиме
ся, растерявшимся человеком. Он преду-
преждает Захарченко иметь в виду, что
разговаривает © секретарем ‘обкома. Федоров
требует, как ни в чем не бывало, доложить
0. положении, © TOM, как распределены
обязанности сельских коммунистов по
подпольной работе. И Захарченко в толову
не приходит, что перет ним — человек,
MHOTO суток одиноко блуждавший п ты-
лам, мечтающий о пише, 00 отдыхе, о сне.
Он видит прежде всего руководителя,
большевика, требовательного и к себо ик
	Таким руководителем, вожаком, не
знающим страха и усталости в борьбе
	, врагом, предстает перед нами авто» за-
писок «Подпольный обком действует».
	ve  А. АЛЕКСАНДРОВ. `
	«Подпольный обком действует» (журнал
«Новый мир» № 2 sa 1947 rox) — одно
из выдающихея явлений документальной
литературы, получившей за последнее вре-
мя столь широкое ‘распространение. Ав-
тор — секретарь Черниговского обкома
партии, ныне лважлы Терой Советского
	(ююза А. Ф. Фелорюв, оставшийся на тер-
ритории, оккупированной немцами, рабо-