октября 1946.
	„ вторник, № 23] (2412)
ao ee EL
		В комиссиях [ли
	КР

АСНЫ

KH. ФЛОТ
	llapuaxeron
	PHO конференции
	VOHOWM КОН
	НиТЬ, легализовать т тосподство, которое
осуществляется в Триесте оккупационными
войсками США и Великобритания, рассмат-
ривающими его лишь ках свою воснную
базу. Речь идет совершенно стределензо и
недвусмысленно 9 стремлении воскресить в
Триесте ‘анило-американскую военную лих-
	DCI TAL
	тети прямолинейно и последовательно от-
вергали малейшие ‘ограничения   губерна-
TOPCRAX полномочий. Столь же прямоли-
нейнд и последовательно они выступали
против всех предложений, имеющих целью
осуществление элементарных привципов де-
мократич в Триесте. Они соглашались TUT
	———_— ыы ——-

ПАРИ 29 сентября. Cn
TACC) Hurepecuas mae yecua. мобы м
ра в комиоеки ио экономическим вопросам
дя Италии ‘по’ поводу 69-й статьи проек-
14 MEpINTO договора, касающейся итальян.
©50й собственности на территории сбюзных
п содиленных держав.

алия и итальянские граждане владели
№ войны значительной собственностью ‘в
рашьх странах — заводами, фабриками,
тоумвыхи предтриятиями и т, д. Общая
столоеть отой собетвентости превышает
200 ‘или. долларов. Во время выработки
провкта мирного договора с Италией ант
лийская, амерлкавекая п Французская де-
легашии поставити вопрое 0 том, чтобы
вся эта собственность была использована
я удовлетворения претензий союзных и

соединенных держав и их праждан.

Советская делегация зозражала против
такого требования, однако поеле ль
ного обсуждения, в порялке компромиеел в
прект мирного договора была включена
статья 69-я, согласно которой каждая из
сучных и сбедияенных держав будет
иметь право взять, удержать, ликвидиро-
мать итальянское имущество, находящееся
18 66 территории, Teperrreng правительство
Имия обязуется компенсировать италь-
япеких граждан, собствениость которых бу-
Дт и’ а в еплу отой статьи. Правда,
статья оключает оговорку, что все ‘италь-
як имущество, превышающее сумму.
причизий к Италии или к гё гражданам,
Jorn быть возвращено. Однако она oc.
тазляет открытым вопрос 0 сумме этих
претензий а тем самым поошряет неумерен-
пые требования ах косвенно санкционтрует
пеограниченнов из’ятие итальянских за-
грапичитьйх аклуизов,

Ретествеино, что это решетие вызвало
трезогу в Италии,

Когда комиосия mo окономическлих во-
лам для Италии дошла к обсужден
69-Й статьи, украинская делегация высту-
пил с предложением уточнить эту статью
в те, чтобы предотвратить возможность
беконтрольного из’ятия активов, принад-
лежащих Италий и ed гражданам. Она
претолишта, во-первых, чтобы удержание
альяиских заграничных активов залтите-
реовапной союзной ити сосдиненной дер-
авой, поскольку эта держава не подвер-
лась оккупации,  пройзводтлось таким
разом, чтобы не помешать экономической
конструкции Италии и ие затронуть cy-
Щественио её платежный балансе. Bo~aro-
DUX, украпнекая делегация  прелложиаа,
чтобы послы’ СЛИА, Велик обрияталиии, Фран-.
ции и СССР в Риме рассмотрели и опреде-
лили суммы претензий каждой союзной п
COMMICHHOM державы, которые могут быть
Уозлетворены в порядке настоящей статья,
 усталовиии суммы аталвянеклх активов,
подлежащих удержанию данной держатой.

Выстущныиий вчера представитель де-
мгация СССР указал на то, что, по мне-
Ию совотокой делегации, эти изменения
‘ыли бы вполне целесообразны, и призвал
дыегации держав, предетавлентьх в Сово-
1 итнистров иностранных дел, принять во
випуалию соображения, высказанные укра-
тзокой делегацией. Вместе с тем он отме-
тит‚’‘что, согласно 69-й статье, государства,
ммрые не принимали непосредетвенного
участия в войне и не перенести тятот окку-
Пацаи, получают празю из‘ять итальянские
мграничные активы без всякого контроля.

ский делегуг напомнил, что в руки
эх государств попали во время войны  .
бтыште материальные ценности, принад-
зжащие Италии, в частности, под контро-
у различных государств = находятся
70 итальянских торговых судов общим тон-
жел в 700 тыс. тонн. У Бразилии, на-
пример, находится 12 судов, у Мекоики —
10,» Benenyato — 6. Италия не отказы-
ся удовлетворить законные претензли
их государств. Но почему им должно
быть предоставлено право бесконтрольного
щ’ятия итальянекой собственности?

Представители США, Великобритании и
бранции отказались ‘принять во внимание
нтые соображения, высказанные укпа-
пкжой делегацией. Поправка укралнской
летации была поставлена на голосованию
1 отвергнута 14-ю голосами прогив 5-ти
пра олном воздержалнемся.

ПАРИЖ, 29 сентября. (Спеп. корр.
10), Экономическая комиссия по Румы-
ют, Болгария, Вентрии и Флнаянлии рас-
стрела ряд экономических вопросов, свя-
инных с проектом мирного договора с Ру-
Уытней.

Ромиесия обсудила статью 30-ю, пре-
Дематривающую, что в течение 18 меся-.
Цев после вступления в силу мирного дого-
38 граждапам 0б’едлненных наций бу-
№т предоставлен в, Румынии  националь-
1ый режим и режим намбольтего  блато-.
Прлятотвования во всех вопросах, касаю-
Щися торговли, промышленности,  море-
цавания и других видов торговой деятель-
ети. Советская делегация предложила
Включить в эту статью следующую тив
зенную оговорюу: «...за  исключени
1ехуюрых отраслей, где в соответствии с
утренним законами страны не приме-
Metea < частное  предаринемательство».
Рауяснял смысл советского предложения,
представтиель СССР подчеркнул, что нель-
4 лишать бывшие вражевкие страны, в
Которых существуют демократические пра-
тельства, возможности самостоятельного
Мвития экономики. Включетие в мирный
Ronan лгпалтиуалн ae omisinmevenw pene

Е XL lk. Е: ее

Tt 34 et ow -ь-о

2=Poun te ae eo
	ставлена странам, ‘отдаленным от ’Лувая.
Достаточно напомнить; ‘что после первой
мировой войны в состав Европейско-Дунай-
ской комиссии, состоявшей из. четырех
членов, входил лишь блин представитель
прибрежных государств. 0 восстановлении
	Югославия ве может взать на себя какие-
либо обязательства; которые вошли бы в
мирные договоры с бывшими вражескими
странами и ограничили бы её своболу лей-
ствий в таком исключительно важном во-
просе. Нроблемы Дуная, сказал Симич, ко-
	сти тех отраслей хозяйства, тде нее ча-
CTHEIX претит уим зла А Я а В ez
	ас ПРИНИиМатетей, позволило бы
определенным ‹ группам иностранных про-
мышленников ‘добиться господствующего
положения в этих важнейших для Румынии

VT а. т
	‚4 О А EAE IG ENED YM ARLNENANEEL MEL Ey ДВ >
ях экон И. ТО. ‘Rpotupapeam my.) C Тем, что в Тоивонаг ллллкно океан   некую воеыную дих-  Такого порядка, повидимому, мечтают те,   гут быть решены лишь на ко ции

терем рр т Hapoanoe cobpaune (a должно существовать   татуру. Судя по категоричности приведен- Gat питорееы взял под защиту Вандеи- прибрежных государств, пратом ее
ского народного хозяйства, ние (впрочем, и самое слово   ных выше формулировок ставитети   берг. Не следовало бы ака, забывать

144 ветское претложение там о.   (HAMRTHOCD REretreavaA wo oanr nmnavarmre) и 2!) UO!!! _ прет eee a0 ORI, однако, 329 .  Полного Nananannarnmge reer aa: yvoserngeran
	полного равнотравия всех ее участников.

Французская делегация выдвинула но-
вый проект статьи о Дунае, который не-
сколько отличается от англо-американеко-
га предложения, но сохраняет ето’ суть.
Представители США и Англии согласились
с этим предложением, и, несмотря на воз-
ражения делегаций Советского Союза, Юго-
славии п’ Чехословакии, непосредственно
представляющих интересы придунайских
государств, комиссия большинством 8
против 5 голосов при одном воздержав-
шемея (Индия) приняла предложение
фравцузекой  делетации. Против этого
предложения голобовали делегаций Совет-
ского Союза, Украины, Белоруссни, Чехо-
словакии и Югославии.

# + хх
	Рассмотрев еще несколько экономическах
статей мирного договора с Румынией, комис-
сия перешла к проекту мирного договора с
Болгарией. Первой была поставлена на 05-
суждение статья проекта мирного договора,
касающаяся вопроса о репарациях.

Совет министров иностранных дел принял
принции частичного возмещения убытков,
причиненных Югославни и Греции вобн-
ными действиями ин оккупацией территории
этих государств болгарскими войсками. В
соответствующей статье проекта мирного
договора подчеркнуто, что этот принции
установлен, «принимая во внимание, что
Болгария не просто вышла из войны против
Об’единенных наций, а об’явила войну п
вела ве на деле против Германии».

Греческая делегация предложила снять
упоминание об участии Болгарии в войне
против Германии и отказаться от принципа
частичного возмещения убытков. B своей
длиннейшей речи представитель греческой
делегации пред’явил совершенно фантасти-
	Что сейчас не 1921 гот.

Английский представитель Джебб цели-
KOM  солидаризироваля с выступлением
Ванденберга. Представитель Советского (о-
юза Геращенко выступил против включе-
ния в проекты мирных договоров положе-
ний, касающихся судоходства на Дунае, по-
свольву эти вопросы подлежат урегулиро-
ванию при участии всех придунайских го-
сударств. Он подчеркнул. что установление
режима судоходства на Дунае является де-
лом самих придунайских стран, так как ово
имеет для них исключительно важное зна-
чение. Дупай служит их важнейшим эко-
номичееким интересам и способствует, в
первую очередь, поддержанию их экономи-
ческих связей.

— 910 не означает, конечно.— заявил
Геращенко, — что судоходство на Дунае
должно быть закрыто для торговых судов
других государств, кроме прибрежных, но
придунайские страны должны сами наво-
хить порядок ка своей реке, и они не нуж-
даются в том, чтобы их опекали.

Британская и американская делега-
ции, — продолжал советский делегат, —
хотят, чтобы режим судоходства на Дунае
	А «т SS —————————=o

Великобритании не питают никаких аллю-
au насчет того, сможет ли население
Триеста примириться с тахой неслыханной
узурпацией элементарных человеческих
прав, — недаром в прежтавленном ими
проекте записано, что англо-американское
комантовалчие должно предоставлять в рас-
поряжение временного губернатора воору-
женные силы по первому требованию и
немедленно,  Предстазители ° Югославии
справедливо заметили по этому поводу, что
эдесъь речь идет о явном недоверии к наро-
ху Триеста. Английские и американские
солдаты нужны губернатору для того, что-
бы держать в покорности мужественных,
свобололюбчвых TpHecrmnes.
	народное» вызывало у них возражения),
но права этого Народного собрания по их
проектам настолько урезываются, что по
существу оно превращается в некую кон-
сультативную ассамблею при губернаторе.
Невольно напрапневастся вопро, для
чего потребовалось предоставлять губерча-
тору такие птарокие праза и полномочия?
имя чего английский и американекий
делегаты при услужливой поддержке пред-
составителей Франции упорно  доблваются
преврашения Свободной Территория Триест
в подобие некоей подмандатной территории
ити колонии, где губернатор веевластен?
Bee Torn нал ‹и» были поставлены на
‘иредиоследнем заседании томитета, когда он
перешел к рассмотрению, британского про-
CRM временного режима на Свободной Tep-
ритория ‘Трнест. Речь идет о том, как дод-
Жжно быть организовано управление Свобид-
вой Территорией в переходный период —
40 Toro, Ran будет выработана конституцая
и будет создано правительство. Залравый
омысл и справедливость требуют, чтобы та-
кой период был сведен к минимуму я что-
бы гражданам Триеста в возможно более
короткий ерок была предоставлена, нахо-
Hel) возможноеть зажить нормальной и
спокойной жизнью, установать демократи-
ческиюо институты, наладить свою экономи-
ку и обрести независимость. Исходя 3 это-
го, советская делегация предтагала. выве-
сти в течение 30 дней со дня полтисания
мирного договора. с Италией со Свободной
Территории все. иностранные войска и с03-
дать межсоюзную комисеню из прелстав-
телей Великобритании, США, СССР и
Франции, ‚ которая тюсле коеультации ©
местными демократическими партиями . и.
оргавизациязи ‚образует временное прави-.
тельство Овобохной Территории Толест с.
	РЕ

светское предложение поддержати деле-
гаты Югославии и Чехословантии.

Делегация США, Аптлии и Франции, с0-
глалиаяеь © тем, ‘что слелует сделать пс-
ключение в’ отношении Tex отраслей, где
существует монополия ‘румынского госу-
дарства, тем ве менее настаизази на огра-
ничении свободы действия румынского пра-
вительства И в этом отноменли. В резуль-
тате голосования было принято предхоже-
‚вне делегаций СПА, Англии п Франции,

‚ располагающих в комиссии большинетвом
голасов.

Комиссия перета Затем ® обсуждению
америкатекого предложения о внесении в
статью 30-ю специатьтого абзаца, прелу-
сматривающего продоставленио Румынией
воем 0б’единонным нащиям равных возмож-
постей в области международной граждан-
ской авиации. Предетавителть Голлантии.
(которая не Входит в данную комиссию)
предложил добавить к американскому пред-
ложению фразу, в которой указывается, что.
Румыния должна предоставлять всем 05’-
единенным нациям на равных основаниях
право перётета над румынекой территорией
и право посадки без коммерческих целей.
Французский лелегат поддержал ‘голаанд-
ского тедетавителя и от имени своей деле-
талии выдвинул голландекое предложение
в качестве поправки к американскому
предложению, . oo

Представитель Советекото’ Союза BEICKI-
залея против американском предложения.
Указав на твоную связь, существующую
между гражданской авиацией и напиональ-
той обороной, он заявил, что применение в
данном случае принципа «равных возмож
ностей» может означать, что Румыния ля-
шается права самостоятельно фешать проб-
лемы, связанных ¢ 64 напилнаяени”® Алло
	темы, связанные в её национально opo-   ГОЛЬСТВО воболной Территории Триест ee UA OR + SBPOLOHE OND D ‚гой ?. - SO ‚   Хелегации прелх’явил совершенно фантаети-
ной, © интересами Hi оборо тем, чтобы временное  ритор С   режима целиком предоставляется веё тому а Г холегации пред’явил совершенно фантасти-

’ гоеударетвенной безопас- , ое правлтельство Hawa   3. Bpewennowy rySepuaTo ее lepameHko yRasal на непоследова-   Ческие репарационные притязания к Бол-
ности. Кроме того, вопросы, ‘касающиеся   1 В трехмесячный срок выборы в Народ- срнатору, в роли которо-   тельность предаожения представителей   гарии. Он ‘заявил, будто бы Болгария на-

Ма 2......... ы roth РД ры НА Та То артотаи порте заАТАЯЛАХ Жо аа:
	Ас ЗЕ ВР о АРЧЕР АХ ЗУЧЬЯ

США и Англии. В первой части своего
предложения ‚они предлагают установить
определенные принцины режима судоход-
ства на Дунае, а во второй — настаивают
ва созыве в б-месячный срок новой конфе-
ренции для установления постоянного ре-
жима судоходства. Почему сегодня эти во-
просы должны решаться при ‘обязательном
участии таких стран, как Австралия, Ин-
дия, Южно-Африканский. (9103 и другие, а
через шесть месяцев можно будет обойтись
	а ое ЗА © EE EE

063. них?
Ясно, что конференция по определении
режима судоходства на Дунае сможет иметь
успех лишь в том случае, если в ней при-
мут участие все придунайские страны; для
созыва такой кочференции нужно найти
иные пути, не пытаясь использовать для
этой цели проекты мирных договоров, рас-
сматриваемые на данной конференции.

Геращенко обратил также внимание‘ на
то обстоятельство, что британская и аме-
риканская делегации фактически добива-
ются ограничения суверенитета Румынии,
Болгарии и Вентрии; желая навязать им
свою волю в вопросах, касающихся Ду-
ная. .

Советская делегация считает неприемле-
мым предложение, внесеннов делегациями
США и Великобритании, и предлагает его
ОТЕЛОНИТЬ. }

Делегат Югославии Симич подчеркнул,
что вопросы, связанные с установлением
режима судоходства на Дунае, не входят в
рамки данной конференции. Указав на зна-
чение Дуная для Югославии (Ha долю
Югоблавии приходится почти половина су-
	го авторам проекта хотелось бы видеть
нынешнего военного губернатора Триеста.
	Ча заседании комитета британский ле-

легат Бенетт неуклюже пытался оправдать
‘узаконевие военного произвола на’ Свобод-
ной Территории Триест необходимостью
«обоепечить спокойствие» на ней, Знако-
мый мотив! Мировая общественность уже
HE раз слышала его и в дни, когха бри-
танокие войска подаваяли демократические
силы Греции, и в дни, кола они высажи-
вались в Индонезии, и в дни, когда амери-
канские вооруженные силы пришли в Ви-
тай. Характерно, олнако, что всяюий раз,
когда происходят подобные действия, спо-
койствие не только He устанавливается
там, куда приходят оккупанты, но, наобо-
рот, политическая обстановка обостряется.
Да иначе п быть не’ может...
‚ Демократия и произвол воечных оккупа-
плонных властей несовместимы, и те, ко-
му интересы демократии дороги He на сло-
вах, & на деле, никогда не смогут еогла-
ситься © тем, чтобы под предлогом притя-
нутых за волосы рассуждений 00 «обеспе-
чении спокойствия» Свободная Территория
Триест превращалась в военную базу
антло-американских вооруженных сил, не-
обходимую этим вооруженным силам для
целей, не имеющих ничего общего с за60-
тами о благополучин и процветании житс-
лей Триеста.

Естественно, что ни по вопросу о посто-
янном статуте, ни по вопросу о временном
режиме Свободной Территории Триест. ко-
митет не смог притти к единодупному ре-
Menai. Теперь эти вопросы переносятея
	несла Греции ущерб в сумме... 985.469.993
доллара, и потребовал обязать Болгарию
«хо крайних границ ее возможностей» пла-
тить в счет этой взятой © потолка суммы.

Греческая делегация так и нё решилась
назвать какую-либо сумму репараций, по-
вазав этим всю нелепость приведенных ею
цифр. у

Затем выступил представитель Югосла-
вии, Который заявил, что, хотя войска
бывших фашистских правителей Болгарии
причинили Югославии болышей ymepi,
вечисляющийся почти в полтора миллиар-
да долларов, Югославия не может не счи-
татьсл с тем, что в последний период войны
против Германии Болгария оказала боль-
шую помощь союзникам. Он указал, что
при определении репарационных платежей
Болгарии нельзя забывать о Том, что ее.
экономические возможности ограничены.

Представитель Великобритании после
шил на помощь Греческой делегации, под-
сказывая ©й, что она может получить от
Болгарии продовольствие, топливо и другие
товары. «Я был бы очень рад — сказал
он— если бы Бодгарня могла полностью
выплатить сумму, требуемую Грецией». Но
даже английский представитель был вы-
чужден признать, что греческие требова-
ния нереальны.

Убедившись В том, что вносенийя ею
поправка не встречает поддержки, грече-
ская делегация взяла ее обратно.

Расемотрение вопроса о суммах репара-
ций в Болгарии комиссия отложила до’ по-
лучения дополнительных данных от стран,
преентующих на возмещение ущерба, на-
несенитого * болгарскими оккупационными
	ное собрание. Однако эта здравая и логич-
ная постановка вопроса о временном режи-
ме Свободной Территории ни в какой мере
He устраивает британскую лелегажию, и она
при поддержкю делегацай США и Франция
внесла свой проскт временного режима,
преследующий как раз обратную цель —
сделать всё для того, чтобы Ha неопреде-
ленный срок продлить состояние оккупации
`Траеста англо-американскими войсками и
сохранить его в качестве ‘их военной базы.

Согласно британюкому проекту, в день
вступления в сщту мирного договора & Ита-
лией вся полнота власти в Тривсте лолж-
на перейти в руки губернатора. Вееьуа
знаменательно, что в этом проекте сказано:

«Если Совет безопасности не назначит.
временного губернатора... то союзный во-
внный губернатор, осуществлявший воен-
ное управление Трисстом ло этой даты, бу-
дет осуществлять опретеленные в насоя-
щем документе полномочия и функпан
временного ‘губернатора Свободной Терря-
тории», .

Что же это за «полномочия и функдил»
и как долго временный губернатор  (чи-.
тай — британский военный губернатор).
должен будет ими пользоваться? Вот тут-
то и вылезают ‘на свет белый подлан-
ные причины столь тщательного отеталва-
ния антло-американским блоком  беэтра-
нично плироких губернатороких прав. Чер-
ным по белому в британском проекте По-
ложения о временном режиме написано:
«Временный губернатор с согласия mpa-
вительств Великобритании ‘и США будет
Иметь в своем распоряжении личный co-
	граждатекюй авиации, должны ретулирэ-
ваться лвухстороннлми  вотлатениями и
способы их разрешения не должны навязы-
ваться мирным договором.

Большинством голосов комасоия приня-
Ta америжанекое предложение, a также
Французскую поправку.

миссия рассмотрела затем. следующий
параграф этой же статьи, который. предло-
жен в двух редакциях — с одной стороны,
Советского Союза, с другой стороны,  США;
Англии ‘и Франции. Омыел советского
прелложения сводится к тому, что нё прз-
дусмотренные экономические обязательетва
Румынии должны расттространяться wa d-
тия, обычно включавшиеся в торговые до-
говоры Румынии до войны или касаюнитеся
отношетий © соседними странами. Носаед:
нео имеет особенно важное значение, по-
скольку такое исключение облегчило бы  .
взаимную помощь между Румынией vj
соседними с ней странами в экономической
области, что особенно важно для поблево-
ATHOTO восстановления экономики этих
стран. Подобная добрососедекая политика
может только’ способствовать укреплению
мпра и дружбы между соседними государ-
ствами.

Однако против предоставления  каких-
либо преимуществ соседним странам выету-
пили делегаты США и Амглии, хотя, как,
известно, именно ‘эти страны птироко при-
бегают к всевозможным системам ‘° префе-
резций, к практике монопольной закупки
товаров в ряде стран и т. д. Котда речь
идет о монопольной закуцке сырья в Латан-
ской Америке, США устраняют другие

из СТАР она В ЕР, ТГ РЕ Е ВЕС > И EEE EEE aa ahaa he ER, Wives J addin va
став Великобритании и США, включая во- в комиссию по политическим и территори-   ДОХОДНОЙ сети Дуная), Сихич заявил, что  войсками. a

страны ‘от покупки этого сырья, забывая
при этом о принципе равных возможностей, gums контингенты и eperersa, ROTOPHO.. альным вопросам для Италии, & оттуда, по
дет использовать в необходимой мере» Идут   - if
A ре»,   всей видимости, перейдут на пленум Мир В Военнои комиссия

но они с пеной у рта настаивают на соблю-
ВАНИЕ ВАА Нотта rard mo amy ervasal lH УАЗАА Плас oan а w nc Rp nen
	пелдержать и чехословацдкую попразку, но
представитель Чехословакии тенерал’ Пика
	заявил, что миролюбивая Чехословацкая
республика стремится к установлению до-
бресоседеких отнопюний < Венгрией. Она
глубоко верит в дело прочного и справед-
ливого мира и, не желая уподобиться гре-
ческой делегации, которая, забыв назла-
чение Мирной конференции, отсталвала
здесь  захватничеекие права, снимает
свою поправку.

Тавлм образом, военная комиссия pac-
смотрела и одобрила без каких-либо попра-
вок военные статьи проектов мирных лу-
говоров с Венгрией и Финляндией. _
	него своих покровителей, греческая, деле-
гапия. распространила. 28. сентября, на
второй день после последнего пленарного
заседания, документ, производящий коми-
ческое впечатление, В этом документе,
  адресованном генеральному секретарю кон
ференции и подписанном исполняющим
обязанности руководителя греческой деле-
гации Драгумисом, содержится запоздалая
метивировка снятия с повестки дня вопро-
са о греческих притязаниях. к Албании:
Греческое заявление гласит: «Принимая
вв внимание нынепгнее состояние работ
Еонференции и желая содействовать их
ускорению, делогация Греции считает по-
лезным снять с. порядка дня пленума кол
Ференции свой проект. рекомендации, ре-
шив непосредственно увеломить о нем (9-
вет министров иностранных дел».
Характерно, однако, что. на документе,
распространенном греческой  делогацией
8 сентября, значатся две различные да-
ты. В начале документа поставлено число
«26 сентября» — дата, когда заседал пле-
кум конференции. В конце же. документа
поставлено другое число: «27 сентября».
Греческий документ представляет собой,
таким образом, неуклюжую фальшивку. Ео
распространением греческая делегация
только лишний раз подчеркнула, что она
предприняла свою попытку как-то мотиви-
ровать снятие вопроса о территориальных
претензиях к Албании © опозданием, зад-
НИМ WHCIOM. ©
Решительно не везет греческой деле-
гации и © покровителям, пытающимся
выкарабкаться из конфузного положе-
ния! Своей. новой неловкой попыткой я
	‚этом направлении греческая делегапия сд
	ма себя выеекла.
	ПАРИЖ, 30 сентября. (Спец. корр.
ТАСС). Сегодня военная комиссия рассма-
тривала проекты мирных договоров с Вен-
	трией и Финляндией, а также заслушала
предетавителей этих стран.

В проекту мирного договора с Венгрией
имелась поправка, внесенная делегацией
Чехословакии, © демилитаризации вен-
терских границ. Как известно, такая же
исправка, по настоятельному требованию
греческой делегации, была включена в
проект мирного договора с Болгарией, при-
чем греки, заручивигись поддержкой неко-
	терых других делегаций, упорно отстаи-
	Сегодня эти делегации склонны были
	И далее: «Понимается, что эти согла-
шения (речь идет © соглашениях межу
временным губернатором и команлующими
английскими и американскими оккупаци-
	онными войсками) дадут  воэможность
командующим содержать такие  обони
	командующим содержать такие  оборони-
тельные укрепления и сооружения и про-
BOTATS такие укрепления, которые они
	водить тажие укрепления, которые он
считают существенными».

И тут же услуга за услугу: «Временный
губернатор будет иметь право в любое вре-
	мя обращаться К командующему союзными
контингентами за военной поддержкой. Та-
кая поддержка будет оказываться немед-
ленно». Этот вполне откровенный и ясный
тезис проливает яркий свет ‘на тот пункт
	британского проекта, в котором говорител,
	что целостность и независимость и деми-
литаризация Свободной Территории, права
	человека, свобода и независимость судебной
власти, определенные постоянным етату-
том, будут иметь силу лишь постольку,
«ПОСКОЛЬКУ... они совместимы с положе-
	ниями настоящего документа». Таким of-
	разом, налицо откровенная полька узако-
ТАСС). Сегодня вничание участников кон-
ференции было привлечено к проблеме су-
доходства нз Дунае, обсуждавшейся в эко-
помической комиссии по Румынии, Болта-
рил, Венгрии и Финляндии.

Значение Дуная в экономике стран Цен-
тральной и Восточной Европы общеизвест-
HO, достаточно. напомнить, что его суло-
ходная сеть достигает 4:000 км. Этот могу-
чий водный путь играет важную роль в
экономике Чехословакии, Югославии, Ав-
стрии, Венгрии, Болгарии, Румынии, СССР.
Характерно, однако, что до войны на Дунае
фактическими хозяевами были нё те стра-
ны, на территории которых он протекает,
а страны, отдаленные от Дуная на тысячн
километров,

Сейчас определенные крути Великобри-
тании и США настойчиво добиваются вос-
становления довоенного, несправедливого
режима судоходства на Дунае. Защишая их
интересы, представители США и Велико-
британия в Совете министров иностранных.
дел требовали, чтобы в мирные договоры с
Румынией, Болгарией и Венгрией бызи
включены 0с0бые постановления, › касаю-
щлеся режима судоходства на Дунае. На
правительства Румынии, Болгарии и Вен-
грии° предлагается возложить ряд обяза-
тельств, несовместимых © их cyBepeunTe-
TOM.
	ной конференции. Трудно рассчитывать,
однако, что и там сторонники превращения
Свободной Территории Тряест в «губерна-
торскую территорию» сумеют настоять wa
	своем. Бряд ли делегации всех держав,
которые действительно отстаивают BEICO-
‘кие принципы справедливоети и демокра-
тии, согласятся поставить евою подииеь
под документами, которые санкдионировали
бы подобный произвол. Вряд ли они согла-
сятся и с тем, чтобы решение вопроел о
судьбе Свободной Территории Триест было
отложено, как это уже предлатата бразиль-
окая делегация, Правда, представители
Бразилии CHAIN это предложение, но по
совету британского делегата  Макнейла
оставили за собой право вновь выдвинуть
его.

Решение вопроса о судьбах’ Своботной
Территории Триест мыслимо лить в одном
плане — з том плане, который предопре-
делен Советом министров  пностранных
дёл, Свободная Территория должна быть.
подлинно свободна, и управлять ею должен
сам народ, а не иностранные оккупаяты.
	дении этого принципа, хотя в этом случае
затрагиваются интересы других стран.
Указав на это обстоятельство, советская
	делегация требовала отказа от произвольно-
го применения принцита равных экономи-
ческих возможностей. Обосновывая совет-
ское предложение о так называемой «cocet-
спой оговорке», она заявила, что такая ого-
ворка находит подтверждение в междуна-
родной практике, и сослалась при этом на
ряд примеров, подтверждающих её заЯвле-
ние;

Охнако советское. прелложение было от-
клонено 9 голосами против 5.

Таким же соотношением голосов комие-
оля приняла. поправку делегации Южно-
Африканского Союза. направленную на с0-
здание особых усаовий для иностранных
промьшилениников, у ‘которых. румынское
	правительство покупает товары в счет ре-
	парационных поставок. В указанной по-
правке речь плет об уплате этим промыпт-
ленникам так называемых «справедливых
цен». что на леле дает им возможность на-
вязывать румынскому правительству опе-
леленные цены выше тех, которые полу-
чают румынские промышленники. Несмют-
ря на явно дискриминационный характер
этого предложения,  чреватого серьезной
опасностью для румынской экономики, не-
смотря на то, что оно противоречит прин-
ципам государственного суверенитета ий
международного права, а также ‘практике
международных отнопюний, это предложе-
ние было принято голосами. . сторонников
англо-американского блока.
	Ь экономической комиссии по Балканам
		Чрезвычайно показательно, ‘что ‘такой
«временный» режим бритатцы ponte не
намерены рассматривать как кратковремен-
ный. Они не называют даже приблизи-
тельных сроков окончания оккупации, В
проекте туманно сказано: «Кома времен-
ный губернатор получит проект конети-
туции Свободной Территории, полготовлеч-
ный конституционной ассамблеей   (кстати,
формпрование этой ассамблеи, по Мыели
авторов британского проекта, также долж-
но осуществляться под руководетвом врз-
менного губернатора. — Прим. кор-та),—
и если, по его мнению, проект конститу-
ции находится в соответствии © постоян-
ным статутом, он передаст его’Совету бе-
зопасности, сообщив одновременно дату,
которая, по его мнению, является подходя-
щей (!) для того, чтобы постоянный ета-
тут был вветен в полную силу, и сообщив
также свои предложения касательно выто-
да из Свободной Территории союзных в9-
евных контингентов». Таким образом, pe-

ACURA ОБблоСиИ.

— 910 не означает, конечно.— заяви.
Геращенко, — что судоходство на Дуная
дить порядок на своей реке, и они не нуж-

устанавливалея при участии стран, кото-
рые никакого отношения к судоходству на
Дунае не имели, не имеют и иметь не бу-
дут. Позволительно задать :британской 3
американской делегациям вопрос, придер-
живаются ли они веегда тех принципов,
которые здесь отстаивают? В Северной Axe:
рике есть известная воем река Святого Лав-
рентия. Что же, участвуют ли неприбрех-
ные страны в установлении режима на этой
реке? Почему же предлагается применить
два различных подхота—к Дунаю, с одной
стороны, и к реке Святого Даврентия, с
другой?.
	Представители СССР в Совете министров
иностранных дел возражали трютив вклю-
чения в мирные договоры с указанными
странами положений, касающихся Дуная,
поскольку вопрос о Дунае должен быть
урегулирован при участии всех придунай-
ских государств, в число которых входят
гоюзные тержавы, как Чехословакия и
Югославия.

Олнако на Мирной конференции пред-
ставители США и Великобритании вновь
‘поставили вопрос о Дунае, рассчитывая на
то, что большинство голосов, которыми они
располагают, даст им возможность добить-
ся формального одобрения их позипии.

Сегодня этот вопрос рассматривалея в
связи с проектом мирного договора с Румы-
нией, Весьма знаменательно, что в роли за-
щитника англо-американокого  предложе-
Aus выступил сенатор Вазленберг. — один
из самых воинствующих сторонников без-
граничной экономической экспансии Соеди-
понных Штатов Америки. В защиту своей
позиции Ванденберг не мог привести ника-
ких доводов, кроме несостоятельных ссы-
лок на историю, в частности на соглаше-
ние 1921 г,, которое, как известно, уста-
HOBO несправелливый режим судоходства
на Дунае, основанный на ущемлении су-
веренитета прибрежных государств; ре-
шающая роль в регулировании дунайского

вопрос был включен в повестку дня сл
дующего пленарного заседания, HecMoTy
на возражения делегаций СССР, Tapa
й, некоторых других государств. Одна
на следующем пленарном заседанти, с
стоявшемея 6 сентября, греческие притя
зания к Албании не обсуждались: они к
были включены и в повестку дня плена]
ного заседания 26 сентября. Тем самы
греческая делегация и ео покровители ясн
показали, что они использовали Мирну’
конференцию в целях политической игрь
Решение от 30 августа 0 включении в по
вестку дня пленума конференции вопрос
0 ческих территориальных притязания.
& Албании явно потребовалось лишь ка:
средство воздействия на результаты пле
бибцита по вопросу о возвращении короля
проведенного в Греции 1: сентября,

Эта игра вокруг греческих  территори
альных притязаний к Албания была pace
блачена на пленарном заседании конферен:
пли 26 сентября делегациями CCCP 1
Югославия. Несмотря нз старания предсе:
дательствовзвшего Бирнса замять этот во-
прое, глава советокой делегации Молото!
констатировал, что отказ от ето постановки
на пленуме означает фактическую отмену
решения пленарного заседания от 30 авту-
ста.

Пытаясь теперь задним числом выйти

судоходства этим соглашением была предо-‹ из ковфузного положения и вывести из
	Почему комитет по статуту Свободной Территорки: Триест
	асованным решениям:
	He смог притти К согл
	 , ПАРИЖ, 29 сентября. (Спец. корр.
  140С), Сегодня вечером комитет по стату-
77 Свободной Территории Триест вынужден
{42 констатировать, что работа, проделал-
14а им в течение 15 заседаний, не узечча-
1465 сколько-тибудь ‘существенным успе-
му. В докладе, который был представлен
Муиссйй по политическим п территори-
мытым вопросам для Италии, отмечается,
  3% комитету удалось согласовать только
  №торые второстепенные статьи. Что же
  Моаетея основных. тпитицистиальных 101д-
ЖониЙ статута п, в первую очередь, поло-
Жений, определяющих праза, полномочия и
ответственность губернатора, TO комитет
атпь зарегистрировал прежние разногласия
10 этим вопросам.

Вев попытки отдельпых членов ко-
Митета достигнуть соглашения иаталкива-
		лись на сопротивление делегаций США,
Великобритании и Фралции; эти делегатиаи
упорно стремились навязать комитету свои
проекты, находящиеся в прямом противо-
речий 6 решением Совета министров ино-
странных дел и преследующих цель пре-
вратить Свободную Территорию Триест в
«губернаторскую территорию», В ходе лтя-
тельных дискуссий в комитете в полной
мере было продемонстрировано неприглял-
ное существо этих проектов. Как отметал
в одном из своих выступлений прелетавя-
тель Югославии Пьяде, брятаноюий прозят
предусматривает предоставление ` губерна-
тору 26 полномочий, делающих его фажтя-
чески диктатором. Губернатор, по мысли
английских, американских и Французских
прелставителей, лолжен быть полноправным
хозяином в Триесте. Указанные предетавл-