11 июня 1947 г., среда, № 135 (2622)

Зе OE

ственным поеточником таблиц Te1006pa30-
вания и теплоемкости веществ в, домнах.
Позднее появляэтся ряд других замечатель-
ных его трудов — «Расчет доменных Ne
чей», «Определение размеров доменных пе-
чей» и, наконец, знаменитые атласы. Ни
один проектировщик-металлург не присту-
пит к работе, не просмотрев «павловоких
атласов». Эти книги стали настольными У
металлургов всэго мира.

Особенно плодотворную деятельность
развивает М. А. Павлов в годы советской
власти, в годы: социалистической индустри-
ализащий, когда по гениальному плану
товарища Сталина в CCCP стала 003-
даваться мощная металлургия. Роль 6е в
индустриализации нашей стравы опреде-
лена следующими словами товарища
Сталина: «Рост металлической индустрии—
есть основа роста всей индустрии».

В институтах, занятых проектированием
новых металлургических заводов, наступа-
ет горячая пора. Идет проектирование Маг-
нитогорского, Кузнецкого, Ново-Тагильско-
го заводов, гигантских заводов Юга, опре-
деляются пути реконструкции и технич®-
ского обновления предприятий. К разработ-
ке этих проектов сначала привлекаются
консультанты лучших американских фирм.
Но в Советеком Союзе имеются свой ко-
рифеи металлургии-—Павлов и его ученики.
Иностранная консультация быстро оказы“.
ваетея”небостоятельной перед знаюлями ©0-
ветеких ученых.

На Юге строится первая печь американ-
ского тина об’емом 800 кубометров. Но
векоре после этого начинается прозктиро-’
вание печей оригинального советского ти-
па, сначала в 900 кубометров, & затем в
1.300 кубометров. Душой этого дела ста-
новится Михаил Александрович Павлов.

Новая сверхмощная типовая домна cote
тает все лучшэе, что создано наукой в ме-,
таллургии чугуна. Доменная печь советской
конструкции в 1.300 кубометров являет-
ся триумфом советской техники. Таких me-
чей нет нигде в Европе. И советские 10-
менщики достигли на этих домнах лучших
в мире коэфициентов ее ‘использования.
Борьбу за это сомкнутым строем вели уче-
ные и практики. Академик М. А. Павлов
занимается исследованиями работы новых
домен на заводах в Магнитогорске, Мариу-
поле, Запорожье. Он ведет постоянную пе-
реписку с обер-мастепом Коробовым с Maxe-
евки. Чесноковым с Магнитки.
	Но и на этом не останавливается совет-
ский ученый. Итти вперед, постоянно со-
вершенствовать технику — вот его стрем-
ление. Он возглавляет работы ‘по примене-
нию обогащенного кислородного дутья.
Опыты, проведенные им на Чернореченском
химическом заводе, а затем в Днепропет-
ровске, открывают новые страницы в
металлургии чугуна,

Одновременно Павлов ведет разнообраз-
ные исследования в других направлениях:
Он изучает ‘уральские титано-магнетиты,
условия выплавки чугуна на торфяном кок-
. подбирает новые составы углей для кок-
	‚сования на Магнитогорском комбинате.
	Й вев это время Михаил Александоович
Павлов неутомимо занимается созданием
теоретических курсов. Из-пот его пера, вы-
ходят «Куре доменного производства» и
«Металлургия. чугуна», в которых отга-
жен шистидесятилетний опыт ученого, ис-
следователя и практика. Он велет огромную
педагогическую деятельность. В течение
1 лет он руководит кафедрами в велущих
горных учебных заведениях crpanps. Многие
ето ученики стали теперь крупными учв-
ными, занимают в металлургической  про-
мышленности руководящие посты.

’Труды академика М. А. Павлова высоко
оценены советским правительством. Ему
присвозно звание Героя Сопиаляетическо-
го Труда, он награжден двумя  орленамя
Ленина, орденом Трудового Красного Зна-
мени. Второй паз ему присуждается зва-
ние лауреата Сталинской племил,
		От колхозников, колхозниц, специалистов сельского хозяй и.

с яйства, . < dJIAYPEAT ЕТ A ae ts . 4

работников МТС, совхозов и промышленных предприятий ome . BI CTANIMHCK™ - bi до ОМИ МС
Владимирской области . о

Иня крупнейнего ‘ученого академика
				А. А. Липгарт.
Конструктор.
	М. А. Самодуров.
Начальник Метростроя.
	— элесь мы разрутаем металл,—гово-
рит начальник лаборатории прочности
	Центрального научно-исследовательского
	института технологии и машиностроения
	Иван Васильевич Вулдрявпев.
	Михаила Александровича Павлова, спра-
ведливо прозванного отцом русской метал-
  лургии, широко известно всей странз, 3a
научный труд «Металлургия чугуна» ему
  сейчас присуждена Сталинская премия
первой степени.

Эта работа является как бы веншом ше-
стидесятилетней плодотворной деятельно-
сти М. А. Павлова в области металлургии.
Самая жизнь академика может служить 00-
разцом трудового подвига в науке, непре-
клонной воли к познанию сложных и зага-
дочных процессов, происходящих в домен-
ных печах.

Он воспитывалея у своего деда, донского

казака, жившего в Ленкоранеком уэзде, в
Армении. Затем мальчика отправили в Баку,
где он поступил в реальное училище. Еще
на школьной скамье ему приходится добы-
вать себе средства к существованию уро-
ками. Когда эму удалось скопить деньги, он
‘поехал в Петербург и поступил в Горный
‘инетитут. И снова, занимаясь в институ-
‘те, он уроками, случайной работой зараба-
тывает деньги На жизнь.

Институт окончен. Перед молодым инже-
нером встаэт трулный вопрое: где прило-
жить свой силы? Он уже намерен занять-
ся подготовкой вновь поступающих в Гор-
ный институт, помешает об’явление в Га-
зете. Но об’явление не дает результатов.
Молодой инженер в затруднительном поло-
жении. И когда он получает предложение
поехаль на работу в Омутнянекий горвый
округ на мизерный лля инженера оклад—-
50 рублей в месяц, — Павлов соглашается.

Tak начинается инженерная деятель-
ность Павлова».

За 60 лет М. А. Павлов прошел боль-
шой путь. Если говорить о нем терминоло-
гией металлурга, то он прошел от допотон-
ных доменных печей мошноетью в 10 тонн
д0 советеких 13009-тонных гигантов, сепро-
вктированных‘ под его руководством. Но на
только эти две разительные пифры, кото-
рые отражают пелую эпоху в металлургии,
характерны для пути ученого. Михаил
Александрович Павлов сумел разглядеть в
доменных печах то, чего никто до него не
увидел, он разработал ряд теорий, которые
легли в основу науки о металлургии чу-
гуна.

Но ученый никогда не довольствовалея
достигнутым. Более чем через полвека пое-
ле начала своей исключительно богатой ис-
следовательской деятельности М. А. Пав-
лов писал: :

«В доменной печи, хотя и «ничего не
видно», но уже много ясно. Многое, но не
все... Я еще продолжаю изучение хдоменно-
го процесса в нечах наибольшей мощности.
Кое-что нам удалось выяснить».

i Dra скромность и это постоянное стрем-.
ление вперед — основная черта советокого
ученого металлурга. ;

Еще работая в Влимковке, в далеком ппи-
уральском захолустве, Павлов перестраи-.
вает карликовую доменную печь в соответ-
ствии с появившимися тогда новыми взгля-
дами на процессы. происходящие в. домне..

Работа на приуральских заводах лает
очень много молодому инженеру. Когда в
Роесии начала создаваться новая метал-
пургическая база на Юл. М. А. Павлов
получил приглашение на Сулинский завод.
Русский заводчик Пастухов решил постро-
ить доменные печи и веети плавку на
местном антраците. Павлова, который уже
снискал себе репутапию энергичного иселе-
	‚Довател

Я, о

пригласил в качестве завёе-
	дующего доменным производством, Инже-
нер принял приглашение, но при условии,
что OMY будет предоставлена возможность
ознакомиться с работой подобных печей за
рубежом. Он стремилея ознакомиться со
всем новым, чтобы превзойти эти достиже-
HAS. .

’ Одной из самых ярких черт работы
М. А. Павлова является неразрывная связь
теории и практики. Впервые изданный им
в 1911 ду труд «Физико-хамические
данные для ведения металлургических
	В лаборатории
прочности
		(Окончание).
	7,7 тысячи тонн, птичьего помета 4,3 ты-
сячи тонн.

Разместить семенные участка на самых
илодородных землях, закрепить их за семе-
новодческими звеньями и добиться урожая
с этих участков не ниже 90—100 пудов <
гектара © тем, чтобы в 1948 году полно-
стью обеспечить все площади посева CBou-
ми семенами.

Заложить в <овхозах в 1947 году
сады на плошади 360 гектаров и ягодникл
на площади 30 гектаров. Увеличить про-
изводетво посадочного материала в питом-
никах, особенно владимирской вишни и
сладкоплолной рябины.

4. Довести выработку на условный
15-сильный трактор не ниже 400 тек-
таров, обеспечив высокое качество тражтор-
ных работ. бесперебойную работу трактор-
ных прицепов, выполнить все работы в
агротехнические сроки и добиться высокого
урожая. ; :
	5. Принять все меры к тому, чтобы весь
	вырашенный урожай убрать без потерь. До
начала уборки урожая отремонтировать
комбайны и другие уборочные маптины.

6. Обязательства по сдаче государетву
сельскохозяйственных ‘пролуктов  выпол-
нить в установленные сроки. Слачу хлеба
организовать с Первых дней уборки и до-
биться 100-процентного выполнения плаза
хлебопоставок к ХХХ головшине Великой
Октябрьской Сопиазлистической революции.
	ПО ЖИВОТНОВОДСТВУ
	1. Добиться в 1947 году значительного
роста поголовья и повышения продуктив-
ности скота. К концу текущего года довести
в колхозах общее поголовье: крупного ро-
гатого скота—до 132 пропентов, свиней—
до 160 процентов, овец — до 186 процентов
К довоенному уровню, а, поголовье лошадей
увеличить. на 9 процентов против
1946 года. Улой молока на одну фуражную
ворову в колхозах области довести ло
1.450 килограммов, а в Гороховецком, My-
ромском, Владимиреком, Струнинском рай-
онах — до 1650 килограммов.

Выполнить головой план по ‘сдаче госу-
даретву животноводческих продуктов к
1 декабря 1947 года.

2: Мы будем работаль над дальнейшим
увеличением поголовья и совершенствова-
нием рабочих качеств племенных лошадей

владимирской породы и ежегодным вырапи-
ванием племенных производителей на про-
дажу другим областям страны,

Создадим в колхозах сеть новых пле-
менных коневолческих ферм: лошадей вла-
димирской, русеко-рысиетой, брабансонекой
пород, а также молочно-товарных ферм
крупного рогатого скота красногорбатовской
й Костромской пород. В колхозах Муромеко-
го и Ляховского районов создадим государ-
ственный племенной рассадник свиней бе-
лой английской породы и рассадник овец
романовской породы в Судогодеком и Ков-
ровеком районах. .

4. Особое внимание нами булет уделено
созданию прочной кормовой базы для жи-
вотноводетва ва счет расширения посевов.
многолетних трав, кормовых корнеплодов и
проведения мероприятий по улучшению
лугов и пастбищ, закладке силоса, cBoeBpe-
менной уборке трав и заготовке в лоста-
точном размере всех вилов кормов для буду-
щей зимовки скота.

Промышленные предприятия области
оказывают большую помощь МТС в ремон-
те тракторов и сельскохозяйственных Ma-
шин, электрификации МТО и колхозов.
Каждую  машинно-тракторную станцию
снабдили автопередлвижными мастерскими,
необходимыми инструментами для бригали-.
ров и трактористов.

Но это только начало. Рабочие, служа-
щие и инженерно-техничеекие работники
промышленных предприятий приложат все
силы к тому, чтобы в ближайшие 2—3 то-
да МТО и колхозы области были полностью
электрифицированы и оснащены всеми не-
обходимыми . сельскохозяйственными маши-
нами. В текущем году обеспечим изготовле-
ние запасных частей к тракторам и сель-
окохозяйственным машинам на 2,2 мид-
лиона рублей;

отремонтируем и оборудуем два заволз
для ремонта станков, моторов и друпнх
сельскохозяйственных механизмов, выделим
для них 80 различных металлорежущих
станков, снаблим их инструментами и мате-
риалами на 200 тысяч рублей. —

электрифицируем 606 колхозв и
22 MTC:

изготовим 1.000 конных плугов, 200
конных культиваторов типа П0Ч-9, 1.500
тракторных предплужников, 600 конных
окучников, 400 конных каеверотерок, 100
сортировок типа «Клейтон» и 1.000 взвень-
ев «Зиг-Заг».

Все эти мероприятия направлены к даль-
нейшему  организапионно-хозяйственному
укреплению колхозов, МТС и росту общест
венного богатства колхозов.

Мы обещаем Вам, дорогой Иосиф
Виссарионович, работать напряженно и вы-
сокопроизводительно, не жалея сил, чтобы
в текущем году даль нашей стране больше
	хлеба, картофеля, овошей, технических
культур, молока и мяса.
Колхозники, колхознипы. специзлисты
	сельекого хозяйства, работники МТО, сов-
5030в и промышленных предприятий обла-
CTH в полным сознанием ответственности
перед Родиной взялись ва осуществление
исторического постановления февральского
Пленума ЦЕ ВКП(б). Сотни колхозов,
бригад, звеньев и ферм дали обязательство
добиться почетного права участвовать на
Всесоюзной сельскохозяйственной выставке
в 1950 году.

Встретим ХХХ годовщину Великой Ox-
тябрьской Сопиалистической революции
новыми производетвенными успехами.

Да вдравотвует героический советский
народ, народ-созидатель, творец свободной
сопиалистической жизни!

Да эдравствует великая партия больше-
виков, партия Ленина-—-Сталина, вакален-
ный в боях авангард советского народа —
вдохновитель и организатор наших побед!

Да влраветвует вождь советского на-
рола — Великий Сталин!
	колхоз «ЦШятилетка»  Юрьев-Польского
района — по 1.200 пудов с каждого гек-
тара на площади 48 гектаров;

колхоз «Завет Ленина» Камешковского
района — по 1.000 пудов с каждого гекта:-
ра на площади 110 гектаров;

колхоз «Победа» Муромского района —
по 1.000 пудов каждого гектара на шло
щали 120 гектаров:

колхоз «Туч» Ляховокого района — по
1.000 пудов с каждого гектара на площади
150 гектаров; :

колхоз имени Вирова Вювровокого райо-
#5 — по 1.000 пудов с каждого гектара из
плошади 60 гектаров;

колхоз «Общий труд» Владимирского
района —,по 1.000 пудов с каждого гек-
тара на площади 28 гектаров;

колхозы Тетаринского сельсовета Став-
ровекого района — по 900 пудов в важ-
дого гектара на площади 200 гектаров.
	ПО ОВОЩАМ
	Б Вязниковском районе — по 1.000 пу-
дов с каждого гектара на площади 360 гек-
таров:

в Собинском районе — по 1. 000 пудов
е каждого гектара на плошади 300 гектз-
ров;

в Александровском районе — по 900 пу-
дов с каждого гектара на площади 370 гек-
таров;

в Петушинском районе — по 900 пудов
© каждого гектара на плошади 320 гек-
таров:

в Ковровском районе — по 900 пулов ¢
хажлого гектара на площади 450 гектаров;

в Гороховепком районе — по 900 пудов
С каждого гектара на площади 230 гекта-
ров;

в Муромеком районе — по 800 пудов с
каждого гектара на площади 770 гектаров;

во Владимирском районе—по 800 пудов
с каждого гектара на площади 650 гекта-
ров; :
в Струнинском районе — по 800 пудов
в каждого гектара на площади 320 гек-
таров;

в Юрьев-Польском районе — no 750 ny-
дов с каждого гектара на площади 160 гек-
таров;

по остальным районам — получить уро-
жай овощей по 700 пудов с каждого гекта-
ра ео всей площади посева.

Передовые колхозы и звенья взяли на
себя обязательства получить следующие
урожай:

колхоз «Землероб» Вязниковского райо-
на — по 5.000 пудов с каждого гектара на
плошади 6 гектаров;

колхоз имени Ворошилова Ставровского
района — по 1.500 пудов е каждого гек-
тара на плошади 4 гектара:

Болхоз «17-я годовшина Октября» Вяз-
никовского района — по 1.400 пудов 6
кажлого гектара на площади 2 гектара;

по 1.200 пудов с каждого гектара на пло-
maim 15 гектаров;

колхоз «Завет Ленина» Камешковекого
тара на площади 15 гектаров;

колхоз имени Кирова Ковровекого рай-
она — по 1.200 пудов е каждого гектара
на площади 20 гектаров:

колхоз «Знамя Октября» Владимирского
района — по 1.600 пудов в каждого гек-
тара на плошали 21 гектар:

звено т. Носковой, колхоз «Новая
жизнь» Владимирского района — по 5.000
пудов моркови и по 3.000 пудов капусты
© гектара:

звено т. Герасимовой, 50лх03 «Новая
жизнь»  Владимирекого района — по
4.500 пудов моркови и по 1.200 пудов
лука-репки е гектара.
		В Юрьев-Польском районе — по 60 пу-
Дов корней и по 20 килограммов семян
каждого гектара; -

в Суздальском. районе — по 60 пудов
корней и по 15 килограммов семян с каж-
Zoro гектара:

в Ставровском районе — по 50 пудов
хого гектара: р

в Небыловском районе — по 45 пудов
корней и по 15 килограммов семян е каж-
Joro гектара; ры

звено т, Репиной, колхоз «Свободный
труд», Суздальского района — по 120 пу-
дов корней и по 45 килограммов семян е
каждого гектара на плошади 6 гектаров;

звено т. Шагушиной, колхоз «Ёраеноар-
мееп» Небыловского района — по 72 пуда
корней и по 30 килограммов семян с каж-
дого гектара на плошади 1,5 гектара.
		В Юрьез-Нольеком районе — то 100 пу-
зов с каждого гектара на площади 500 гек-
таров:

в Вязниковском районе — по 90 пудов
с каждого гектара на площади 200 гекта-
ров; :

в Суздальском районе — по 60 пудов ©
каждого гектара на площади 290 гектаров;

Korxes «Большевик» Юрьев-Польского
района — по 240 пудов с каждого гектара
на площали 10 гектаров;

колхоз «Свобода» Юрьев-Польекого рай-
она — по 130 пудов © каждого гектара на
площади 8 гектаров:

колхоз «Красноармеец» Вязниковского
района — по 120 пудов с каждого гектара
на площади 3 гектара:

колхоз «6-й с’езд Советов» Вязников-
ского района — по 120 пудов © каждого
гектара на площади 2 гектара.

Остальные районы взяли обязательства:

1. По техническим культурам: полу-
чить по 40 пудов корней и по 10 кило-
граммов семян кок-сагыза, по 55 пудов мз-
хорки, 18 пудов льноволокна и по 7,5 пуда
семян клевера с каждого гектара на площа-
ди, занятой этими культурами.

2. Обеспечить внесение удобрений в це-
лом по области в размерах: навоза 2.200
тысяч тонн, торфа 400 тысяч тонн, золы

тательных машин. Из них три рассчитаны
на нагрузку в 4 тонны и одна — на 12.
Последняя необходима для испытания
стальных полос, тросов, сварных швов,
пепей и других металлических изделий,

Кулрявцев ведет нас в один из Углов
Е этой машине — «ЙМ-12». По своим
размерам она ничем не отличается от 60-
седней машины, построенной в Германии.
Но разница между ними весьма сущест-
венна: немецкая рассчитана на нагрузку
в одну тонну, советская — в 12.

Отечественные испытательные машины
получили широкое распространение. Оня
превосходят по конструкции и надежности
иностранные образцы, 0б этом свидетель-
ствуют появившиеся в американской тех-
нической литературе отклики...

— Много ли таких машин в эксплоата-
ции?

— Больше четырехсот испытательных
уашин уже изготовлено и установлено в
лабораториях заводов, вузов. в различных
мастерских, -— заявляет т. Кудрявцев.—0о-
вершенно прекращен импорт этих машин.

Простота конструкции дает возможноеть
каждому заводу построить такие машины
в своих цехах.

Не только металлическая промышлен-
ность, но и ряд других отраслей обзавел-.
ся этими машинами. Тах московский за-
вод «Влейтук» пользуется «ИМ-4» для
испытания прочности деревянных склеек.
Нужна она и деревообделочным, и фанер-
ным фабрикам, и заводам пластических
масс, и многим другим предприятиям.

Небольшая по размерам советекая испы-
тательная машина дает представление о
качестве продукции, испытуемой на растя-
жение, сжатие, изгиб и срез. Она позволяет
заводам строить наиболее совершенные и
прочные станки, выпускать новые марки
стали, инструмент высокого качества. За
конструирование новых испытательных
машин их создателям присуждена Сталин-
ская премия.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Сейчас, — говорит т. Вудрявцев, —
наша лаборатория конструирует машины
для испытания металла на усталость и
кручение. В таких машинах ощущается
большая нужда. Надеемся, что мы оправ-
даем высокое доверие, оказанное нам пра-
вительством, наградившим нас Сталинской
премией, и создадим в ближайшее время
такие машяны.
		В огромном зале лаборатории установле-
но более пятидесяти испытательных ма-
шин. Их пель одна— разрушать металли-
ческие детали. образцы чугуна, пветного
металла, стали. Машины имеют разные
размеры, предназначенные для различной
	размеры, предназначенные
работы.
	У одной машины лаборант Володарский
проверяет прочность сварных цепей и пе-
пей Галля. Другие лаборанты истытетвают
	металл, выясняют, как он ведет себя, если
подвергнуть его определенной нагуузке,
			условия, которые могут вотретиться
время экеплоатации.
	Мы приближаемся к небольшой машине.
Она кажется карликом между двумя боль-
шими прессами, созданными больше полу-
века назад известным русским инженером
Гагариным. Трудно представить, что ма-
ленькая испытательная машина способна
выполнять ту же работу, что и оба пресса
Тагарина. Новая машина сконструирована
инженерами Кулрявиёвым, Чулошниковым
и старшим мастером Баландиным.

Лаборантка Людмила Туманова демон-
стрирует действие этой машины. На наших
глазах протекает весь пропесе, Под нагруз-
кой в 4 тонны леталь начинает растяги-
ваться. Вскоре посредине ‹ болта обра-
зуется шейка. Она все более сужается. Pas-
дается треск. Деталь сломана.

Сразу же прекращает свое движение по
бумаге перо лиаграммного апларата. Оно
зафиксировало все изменения, происхохив-
шие в металле в ходе испытания. Записи
необычайно точны. Погреиноеть в них
не превышает одного процента. `

Советская испытательная машина CTORT
в пять раз лешевле, чем заграничные. Е®
производительность вдвое больше, чем у
соответствующих иностранных марок‘ ма-
wun. Нет в ней громоздких деталей, Всея
она сделана из недефицитных металлов.
весьма проста в обслуживании и невели-
ка по размерам: машина целиком помещает-
ся в грузовике.

Мы спрашиваем у кандидата техниче-
ских наук Кудрявцева’

— Какие еще машины сконструированы
вами?

—- Всего мы создали четыре типа яепы-
	Совершенствование техники ториелоное-
Ной и бомбардировочной авиации распгири-
ло и возможности ее применения в боях на
море. Соответетвенно изменилась и тактика
ударной авиации. Широкое применение
На открытых морских и — океанеоких
	театрах торпедоносцев и бомбартировщиков,
базировавшихея на авианосцы. являлосе
	ФасирюБавшихея На абБиацосцы, ЯвВлЛялосСЬ
наиболее характерной чертой второй миро-
вой войны. В среднем самолеты этого класса
составляли ло 40 процентов общей чиелен-
ности всех машин, ;

Ерунные морские операпии, проведен-
ные в период второй мировой войны, пока-
зали, что наибольшая мощь ударов е в03-
духа достигалась при комбинированном
применении бомбардировщиков и тофпело-
носцев. Но успех этих операций во многом
зависел от организации оперативного и так-
тического взаимодействия различных групп
ударной авиации и руководства ими в бою.

Организация оперативного взаимодейст-
вия (согласованного, направленного на вые
полнение одной задачи, но не обязательно
связанного местом и временем действай\
ударных сил авиапии сравнительно про-
ста. Сложнее осуществить тактическое вза-
имолействие. Однако последнее позволяет
достигнуть большего успеха, особенно при
уларах по таким сильно защищенным 06’-
ектам, как крупные конвои и соединения
боевых кораблей, и поэтому во время войны
оно практиковалось наиболее широко.

Тактическое взаимодейетвие предуемат-
ривает одновременные совместные лействия
разнородных сил против одного или не-
скольких  об’ектов, то-есть такой сов-
местный удар, когда эти силы, дополняя
й взаимно обеспечивая друг друга, создают
наиболее выгодные условия для использо
вания оружия. Ошибочно было бы расемат-
ривать Тактическое взаимодействие как
одновременный удар бомбардировщиков и
торпедоносцев по цели. Временные интер-
валы. между атаками взаимолействующих
групи, несомненно, должны иметь место. В
одних случаях они будут исчислятьея нё-
сколькими секундами. в других — двумя.
тремя и более минутами. Длительность ин-
тервалов обычно целиком зависит от кон-
вретной обстановки.

Правильно организованное тактическое
взаимодействие обеспечивает бомбарлиров-
щикам и торпедоносцем нанесокие комби-
нированного удаг? с разных Hanrapqe-
	Взаимодействие торпедоносцев и бомбардировщиков
		тав, окорость, ход и курс следования. Поль-
зучсь этими данными, наити подводные лод-
ки сумели занять выгодные позиции, атако-
вали конвой и потопили сторожевой ко-
рабль и транспорт водоизмещением 4.000
тонн и повредили другой крупный транс-
порт.

В периоды ло и после атак подводных .ло-
док авиация Северного флота нанесла два
комбинированных торпедо-бомбовых удара
	транспортам и 00евым кораблям
КОНЯ.
	Хорошо проведенное тактическое взаимо-
действие различных групи торпедоносцев и
	ES OE

бомбардировщиков обеспечило достижение
серьезного. успеха. Миноносец. сторожевой
	а п хва трансп awatToniow   РАЗРУЗВЩИМ
QnA « тра HCHOpTa водоизмещением они 6 малой any
	В 8.000 и 7.000 тонн были потоплены.

ерьезно были повоеждены транспорт, ми-
ноносец и другие корабли противника.

пыт этой и ряда других аналогичных
операций подтверждает целесообразность
как оперативного взаимодействия разнород-
ных сил флота, так и тактического взаимо-
действия бомбардировщиков и торпедо-
носцев.

Таким образом, в комбинированных уда-
	гии. Естественно, перед авиацией Северного
флота была поставлена задача — еще нас-
тойчивее контролировать морские пути
врага, уничтожать его транспорты в море и
в портах,

Выполняя эту залачу, воздушная раз-
ведка бдительно следила за коммуникаци:
ями немцев. В один из утренних полетов
экипаж. разведчика обнаружил в районе
Бек-фиорда три крупных транспорта, шед-
ших в охранении двух миноносцев, шести
сторожевых кораблей, тральщика и 10 сто-
рожевых катеров. Учитывая конкретные
метеорологические условия (виэкая, 10-
балльная, облачность) и сильное охранение
транспортов, командование решило уничто-
жить транспорты противника комбиниро-
ванным ударом торпедоносцев и штурмови-
ков под прикрытием истребителей.

Первыми нанесли удар две группы бом-
бардировщиков. Идя впереди торпедоносцев,
они с малой высоты атаковали корабли ох-
ранения. При этом был потоплен один сто-
рожевой корабль и подавлен огонь несколь-
ких огневых точек на других кораблях, 3a-
тем конвой атаковали торпелоносцы. Их
araka была одновременно поддержана, штур-
	уовиками, подавлявшими зенитный огонь
кораблей.
	В результате этого комбинированного уда
ра было потоплено два крупных транспорта,
	_ По опыту второй мировой войны
«>
	6 ome   ШК И CTO-
рах разнородных сил флота бомбардировщи.   “84 сторожевых корабля, тральщик и
и.   Рожевой катер. На подходе к пели немедк
ки и торпедоноецы в период минувшей вой.
истребители несколько раз пытались ата
ны действовали в оперативном и тактичес-
ком взаимодействии, удары наносились как. Noe ны W нии
по главным силам противника, так и по си- ый флота, oe своевременно отг
лам его обеспечения и прикрытия е разных   Наими истребителями,

ааа
	Таким образом, правильный выбор кома:
дованием комбинации сил, средетв и м
тодов действий, полностью соответетвовав-
ших условиям обстановки, в значительной
степени предопрелелил успех удара, до:
стигнутого умелыми взаимообеспечивающи-
МИ действиями нескольких груип ториело-
	носцев, Laut SDAMDOBINEROB, ITY PMOBUROB 1
истребителей.
	Вюнечно, дальнейшее совершенствование
авиационной техники. развитие новых
	высот, направлений, различными боевыми
средствами и приемами, Количество участ-
вовавшей ударной авиации в значительной
степени зависело от удаления районов боя от
	OS ee SS eel al aA

мост базирования или от количества авиа-   стопе
И ма Ал se!
	носных кораблей, входивних в состав ак-
THEHO действовавитего ядра флота.

В ходе войны на море широко применя-
лись различные комбинации сил бомбарди-
ровочной и торпедоносной авиации при
обеспечении их лействий штурмовиками Ht
истребителями. Правильный выбор prof
	Письмо обсуждено и принято на собраниях колхозников
и колхозницн, работников МТС и совхозов, специалистов сель-
	ского хозяйства, рабочих,
работников промышлекных
	служащих, инженерно-технических
предприятий Владимирской области.
	РСС. КУ АЕ СЕРА Oe

эочоннации зависел от искусства руково-   СРедетв войны, в частности управляемых

Тата АБАКАН
	 9 радио торпед и авиабомб, потребуют вп:
сения изменений и в тактику действий тор
педоносцев и бомбарлировшиков на мое,
	ЛАНКТИОНОВ.
	За СОР УЗ ТЕТ

дителя операции,

В сентябре 1944 года немцы усилили
использование морских коммуникаций вдоль
северного побережья Финляндии и Норве-