Флот
	[  июня 1947 г., среда, № 135 (2629)
	Сессия Академии наук
		ША ТЕМЫ Ди
	ОУз е частей Тихоокеанокого фло-

та на камбуэе грязно, плита

дымит, пароотводы от кот-

лов неиоправны. Здесь нарушаются эле-

ментарные требования инструкции м на-

составления по продовольственной службе.

И хотя не так уж много труда и времени

требуется для приведения камбуза в образ-

Цовое состояние, тут, видимо, примиритись
в таким ненормальным положением.
	Камбуз — это тоже боевой пост, и под-
держаные должното порядка на этом посту
совершенно обязательно. Пища не может
быть доброкачественной, если она приготов-
лена в антисанитарных условиях. Как бы
ни старалея кок улучшить и разнообразить
меню, он не в состоянии этого сделать, если
его заведывание не обеспечено необходимой
посудой, кухонным инвентарем.
	‹ Сейчас. в периот летней боевой учебы,
	вопросы питания личного состава приобре-
тают особенное значение. И поэтому образ-
цовый порядок на камбузе, содержание в
идеальной чистоте посуды, кухонного ин-
вентаря и других технических срехетв, чи-
		ботающих на камбузе, соблюдение ими пра-
вил личной гигиены должны стать предме-
том повседневного внимания и контроля со
стороны командиров и начальников, врачей
и работников санитарной и продовольствен-
ной службы. Нужно повысить требователь-
ность и ответственность дежурных по кам-
бузу, которых Корабельный устав обязывает
следить за чистотой и порядком на камбузе,
личной опрятностью коков и работающих
там матросов.
	Г   — дело политического м куадь-
Е y турного воспитания масс.

Надо покончить © вебреж-
ным, варвароким отношением к книге.
Это — цпеннейший культурный фонл госу-
дарства, его надо беречь.

‚ Необходимо принять решительные меры к
сохранению и сбережению нашего библио-
течного книжного фонда. 06 этом должны
прежде всего позаботиться работники би-
блиотек. Не во всех библиотеках вывешены
на видном месте правила пользования кни-
TaMH, He везде виновные в утере и порче
книг несут за это материальную ответствен-
ность. Тут библиотеки должны шире ис-
пользовать предоставленные им права.

Как правило, книги ‘больше расхищают-
ся там, где среди читателей не ведется ни-
какой массовой работы. Полезно время от
времени проводить встречи ‚библиотечных
работников с читателями, раз’яенять значе-
ние бережного отношения в книге;

Существует правило, что без соответ-
	‘ствующшей отметки библиотеки нельзя выта-
	вать документы от езжающим из части или
учреждения товапищам. Но это правило ча-
сто нарушается. Между тем большую, часть
библиотечных книг увозят именно от’езжа-
юшиеё товарищи.

Партийные и комсомольские организадии
должны добиваться, чтобы коммуниеты и
комсомольцы показывали пример бережного,
Культурного. поллинно сопиалиестического
	Порядок на камбузе
	ae’

.

х

Поддержание образцового порядка и чие-
тоты на камбузе имеет исключительно важ-
ное значение, Многочисленные факты сви-
детельствуют, что нарушенае санитарно-
титиенических требований в этом заведыва-
нии неизбежно ведет к недоброкачествен-
ному приготовлению пищи,

Так, например, до недавнего времени
было в школе связи Черноморского флота.
Вновь назначенные старший кок мичман
Передерий и заведующий столовой комму-
HECT главный старшина Шабашев прежде
всего взялись навести порядок. Был произ-
веден ремонт камбуза, оборудована вентиля-
ция, покрашены стеллажи для посуды, от-
ремонтирован запасной резервуар для воды.
Появились в достаточном количестве бачки,
миски, ложки, кухонная посуда я друтой
инвевтарь, налажены строгий учет и хране-
ние всего имущества. Все это положительно
сказалось на работе камбуза.

Такой же результат получился и в дру-
том подразделении этого флота, когда коман-
дир подразделения офицер т. Буря обратил
внимание на работу камбуза и принял ме-
ры, обеспечивающие там должный порядок.

Требование товарища Сталина к началь-
никам всех степеней-—заботливо относиться
х быту, питанию подчиненных неизмеримо
повысило внимание командиров к работе пи-
‚ щеблоков. Там, где по-хозяйски взялись. за
наведение порядка на камбузе, результаты
не замедлили сказаться,

Но кое-где еще недооценивалют значение
этого ответетвенного участка. В одной из
	Беречь книгу!
	В одной из крупных библиотек БМО
только за последние 15 месяцев не возвра-
щеко читателями около 600 разных внаг.
Волешинство из них утеряно.
	Пропажа некоторых томов сочинений
1. Н. Толстого, Гончарова, Достоевского,
А, Н. Толстого, Бальзака, Золя и других
пиезтелей привела к Тому, что библиотека
была вынуждена отказывать многим чита-
телям в выдаче им весьма нужных книг.
Йз 24 книг А. Дюма в библиотеке остались
только две книги. Утеряны четыре’ экзем-
Tapa первой части романа Гончарова
«Обрыв». В библиотеку не возвращены
эльбом «Русский военно-морской флот» и
полный комплект  Военно-исторического
журнала за 1939 год.
	Книги теряют, их задерживают значи-
тельно дольше положенного срока, иные чи-
татели варварски относятся к книге. На-
пример; из романа Л. Толетого «Анна Варе-
нина» кто-то вырвал 30 страниц. Из жур-
нала «Новый мир» № 11—12 за 1945 год
целиком вырезан роман Пристли «Трое в
новых костюмах». За короткий ерок испор-
чено 50 ценных книг.

Ёнига — общественное хлостояние, важ-
	нейшее орудие ‘идейного ‘воспитания: масе:
Утеря, хищение и порча книг причиняют
	маоиеистено-лениненая подготовна обузиеров
	В приказе № 8 от 23 февраля. 1946 m-
да ТГенералиссимую Советского (Союза
варили Сталин писал:

«В мирное время первостепенная задача
всех без исключения бойцов, офицеров ий
	Эти недостатки об’ясняютея тем, что
ряд секретарей парторганизащий не контро-
лирует ° политическую учебу коммунистов,
забыл требование ЦВ ВЕП(б) о том, что
необходимо ликвидировать неправильную
практику невмешательства партийных ор-
ганизаций в дело’ самостоятельного изуче-
ния коммунистами марксистеко-ленинокой
теории,

В парторганизации, тле секретарем
т. Макаров, в течение 1947 года ни разу
не обсуждались вопросы политической уче-
бы коммунистов. В парторганизации, кото-
рой руководит т. Ломоносов, формально от-
неслись к контролю за политическим само-
образованием членов и кандидатов партии.
Здесь ограничились лишь отчетами двух
коммунистов на бюро и больше по cy-
шеству ничего не сделали. Конечно, такое
положение в дальнейшем недопустимо.

Не используется еще у Hac хороший.
опыт некоторых партийных организаций,
состоящий в том, что к изучающим марк-
сиетеко-ленинекую теорию прикрепляют
в качестве консультантов наиболее подго-
товленных коммунистов. Если бы к каждой
группе офицеров из 8-—10 человек был
прикреплен консультант, то результаты са-
мостоятельной учебы были бы выше:

Большую помощь в политической учебе
офицеров может оказать и оказывает пар-
тийный кабинет. Здесь организуются кон-
сультации по различным вопросам маркоист-
ско-ленинской теории, даются советы тю ме-
тодике занятий, Консультации пользуются
большой популярностью. Их охотно посе-
щают офицеры.

Регулявно у нас читаютея лекции. За
последнее время < леклиями выступали
академик Митин «0 втором издании био-
графии И. В. Сталина», полковник Менте-
ряков «06 ответе товаритна Сталина на
писымо т. Разина». Лве лекции были по-
освящены опыту морских операций в Вели-
Кой Отечественной войне. Сейчае читается
Цикл лекций по логике,

Маркеистеко-ленинокая учеба офицеров
должна быть в центре внимания комантие
ров и партийных организащий. Партбюро
обязано заботиться о том, чтобы  полити-
ческая подготовка офицерских кадров про-
водилаеь регулярно. И там, где за это де-
ло берутся по-настоящему, успех налицо.

Много уделяют внимания  Маркеист-
ско-ленинокой подготовке коммунистов ее-
кретари . парторганизаций тт. Аристархов,
Посаженников, Абрамов, Лаций, Воронцов.
Положительным надо считать то, чм. в
этих парторганизадиях после каждого co-
`беседования проводятся совещания руково-
дителей семинарових групп. На совеща-
ниях подводятся итоги занятий, намечалот-
ся мероприятия по устранению недостат-
ror. 7

Партийные руководители долины пом-
нить, что маркеистеко-ленинокжя учеба
офицерского состава является важнейшей
залачей партийных организаций, Секрета-
ри и члены партбюро обязаны сами больше
работать нал повышением своего идейно-
теоретического уровня и повсетневно тре-
боваль этого от офицеров-коммуниетов.
		[одводные гряды
	В управлениях Военно-Морских Сил
	ся методические указания и рекомендуется
основная и дополнительная “литература,
К можалению, занятия руководителей неред-
Кд носят только характер инструктажей.
Здесь подчас отсутствует творческое 0бсуж-
	Вчера, 10 июня, в Москве открылась
очередная сессия общего собрания Акае-
	мии наук ОСОР. В Большом зале Дома уче-
	ных собрались видные деятели советекой
наукя -—— академики и члены-корреспон-
денты, Герои Социалиетического Труда,
лауреаты Сталивекой премии. Во втором
году пятилетки их работа увенчалаеь но-
выми вылающимиея открытиями,  пролаз
	гающими новые пути для  лальнейнего ^
	прогресса науки и техники, для под ема на-
родного хозяйства нашей Родины.

Академию Вавилов ознакомил общее со
брание с работой Академии за минувшее
полугодие. Он говорит 0 плане научных
исследований Академии nays COCP Ha
1947 roa.

Совет Министров СССР принял ряд важч
ных решений о помощи Акатемии, в част
	ности о распгирении строительетва и поедо- о
	ставлении для институтов новых помеще>
ний в Москве и Ленинграде. Значительно
увеличены ассигнования на приобретение.
научного оборудования. Улучштаются бы-
товые условия научных работеиков.

Презилент с удовлетворением говорит 0$
этих решениях Совета Министров СССР,
свидетельствующих 06 огромном внимания
правительства & деятельности Академии на-
ук. к укреплению ее материальной базы, к
	хальнейптему веестороннему развитию. на-
		генералов ‚в непрерывном  совер-   дение теоретических вопросов.
It edie  й своих военных и политиче- В течение двух последних  месяшев в
ских знаний». Е труппах повышенного типа поовелены ce-
	Офицер — это не узкий практик, энаю-
щий только свою военную специальность,
а военный руководитель и политический
воспиталель своих подчиненных. А хля то-
го чтобы уметь воспитывать подчиненных,
он должен овладеть наукой всех наук —
маркеистеко-ленинекой теорией.

Мы никогда не должны забывать указа-
ние товарища Оталина о том, что:

«Тенинец не может быть только специа-
листом облюбованной им отрасли науки, —
он должен быть вместе с тем политиком-
общественником. живо интересующимся
	Удьбой своей страны, знакомым с закона-
	ми общественного развития, умеющим поль-
зоваться этими законами и стремящимся
быть активным участником политического
руководства страной».

В период Великой Отечественной. ВОЙНЫ
партийные организации управлений Воен-
но-Морских Сил провели большую ‘работу
по идеологическому вооружению  офицер-
ских кадров. (собенно широко была раз-
вернута лекниюнная пропаганда. Тотыко за
тодьг войны для офицеров было прочитано
560 лекций по различным вопросам. Одна-
KO тематика, военного времени отраничи-
валась главным образом вопросами текуще-
то момента, лекции по вопросам маркеиет-
‹ко-ленинской теории и истории ВЕПСб) за-
нимали в плане небольшое место, Самостоя-
тельная работа, офицеров не была организо-
вана, собеседования хотя и проводились,
HO ORM носили неглубокий характер. Конеч-
но, такая органиеация учебы не могла удо-
влетворить офицеров.

В текущем году мы порепти на стабиль-
ную программу. В основу маркейстеко-
ленинекой подготовки офиперов’” положен
«Вралкий куре истории ВЁКб)». Офинеры
занимаются в группах повышенного типа,
в которых слушатели изучают произведе-
ния Ленина и Сталина, и в группах,
изучающих «Краткий курс истории ВЁП(б)»
по главам. Кроме того. организована rpyu-
па, в которой занимаются офицеры, из’-
явивиие желание изучать  марксистско-
ленинекую философию.

Семпнарские занятия также провохятся.
по группам, которые укомплектованы ©
учетом уровня подготовки офицеров.

Для чтения лекций привлекаются выбо-
коквалифицированные лекторы, а для руко-
водетва семинарскими занятиями выделены
офицеры, имеющие хоролгую теоретическую.
HOIOTOBRY W оныт пропагавдистской ‘рабо-
TH.

Помня указание В, И. Ленина о том, что
идейно-политическое направление лекций
определяется «всецело и исключительно с0-
ставом лекторов», политотдел серьезное
внимание уделил подбору лекторов и руко-
водителей семинаров. С руководителями
ежемесячно  проволятея занятия по
селержанию очередной темы. На них лают-
	Перед смотром
самодеятельности. в Кронштадте
	Вронтитадтекая база славится своей худо-
жественной самодеятельностью. На двух по-
следних олимпиадах она заняла первое ме-
сто. завоевав приз Военного Совета.
	Эта высокая оценка воодушевила участ-
ников самодеятельности. Сейчас к очередно-
му смотру военные моряки готовят новые
программы.

Будет показана aareparypHas KOMIO3H-
ция по роману «Мололая гвардия». Драма-
тический коллектив соединения выступит
е «Ревизором» Гоголя.

В репертуар хоров включены новые песни
советских композиторов, а также. Hapoxuble
песни.

Недавно, в связи с предстоящим смотром,
был проведен семинар руководителей само-
деятельности. Раз в неделю проходят заня-
тия по OCHOBAM художественного чтения.

Одновременно коллективы художествен-
ной самодеятельности готовятся к тридца-
той годовшине Октября.

06° единенные коллективы самодеятельно-
сти частей базы покажут литературно-му-
зыкальную композицию «Тридцать Октя-
брей», в которую войдут отрывки из луч-
ших произведений советских писателей,
драматургов и композиторов. Драматический
коллектив Дома флота готовит «Оптимисти-
ческую трагедию» Вишневского.

Офицеры ордена Ленина морского госпи-
таля заняты постановкой пьесы Корнейчу-
ка «Платон Кречет».

Практическую помощь коллективам худо-
жественной самодеятельности оказывают
инструкторы-методисты Вронигтадтекого До-
	ма флота.
А. ДАНИЛОВ.

о Е
	Балтийский ‘флот.
	минарские защятия по произведениям В. И.
Ленина «Что такое «друзья народа» и Kak
они воюют против социал-демократов»,
«Что делать?», по произведению И. В.
Сталина «Коротко о партийных разногла-
сиях». В группах, изучающих «Кралкий
курс истории ВЖЛКб)» по главам, проведе-
ны собесетования по первым двум темам.
	По результатам этих занятий можно ©де-
лать вывод, что подавляющая часть офи-
церского состава автивно взялась за изу-

‘чение истории ВКП(б) и произведений
‘классиков марксизма-ленинизма. Полковни-

ки Богданов, Щукин, капитан 1 ранга Пав-
лов, капитан 2 ранга Костылев, капитан
3 ранга Ледин и многие другие офице-
ры основательно изучили произведение
В. И. Ленина «Что делать?» и работы
И. В. Сталина «Коротко о партийных разно-
тласиях» и «Ответ социал-демократу».

Большинство руководителей групп
поняло, что от их подготовки во многом за-
висит качеетво маркоистеко-ленинокой уче-
бы офицерского состава. Они добросовестно.
готовятся к занятиям, стараются их прове-
сти на высоком идейном. уровне, углубить
знания своих слушателей.

В группе инженер-майора Зайцева все
офицеры ведут конспекты, серъезно рабо-
тают над материалом. Сам т. Зайцев аюку-
ратно посещает лекдии, консультации, чи-
тает дополнительную литературу. Он тша-
тельно готовитея к каждому собеседованию,
серьезно продумывает план темы,  подби-
рает интересные факты, $
	Но есть еше руководители, которые до
сих пор не поняли, какое больное и ответ-
ственное дело им. доверили. Пользуясь
бесконтролыностью некоторых секретарей
наюторганизаций, они плохо готовятея к
собеседованиям, ‘проводят их на низком

уровне. Руководитель семинароких занятий
т. Вареник, например, во время собеседова-
ния по второй главе «Краткого курса исто-
рем ВЕП/б)» ни слова но сказал об идеоло-
рической подготовке большевистской партии.
Он не раз’яенил офицерам идеологических
основ нашей партии, не сказал ничего и о
значений марксистской идеологии в нашей
практической деятельности. Нх собеседова-
ний отдельные офицеры допускали в своих
выступлениях неточности. Тов. Вареник
их не поправлял. Как впоследствии выяс-
нилось, он даже не удосужился прочитать
произведение В. И: Ленина «Что делать?».
	Не лучше обстоит дело в некоторых дру-
гих группах. Проверка показала, что мно-
гие офицеры не работают систематически
Had повышением своих политических зна-
ний. Например, старший лейтенант Попов
приходит на собеседование совершенно
‘неподготовленным. То же самое можно ска-
зать и 05 офицерах тт. Смородкине, Ев-
геньеве, Кравченко и Ланилове.
	На навигационной карте. изобатами или
специальными знаками изображены  раз-
личные формы рельефа -—— мелководья, от-
мели, песчаные банки, Koch, бары и
т. д. Штурман при изучении навигацион-
Ной обстановки обязан в силу необходи-
мости принимать их за совершенно непод-
вижные He изменяющиеся и как бы
навечно застывшие формы донного релье-
фа. На самом же деле все. мели с мягким
грунтом мевяют не только свою форму, HO
и место расположения — т. е. все эти
мели очень динамичны. Поэтому штурман
всегда должен критически относиться в
изображению опасностей на карте, не про-
кладывая близко к ним курс корабля.

В своей ответственной работе штурман
обязан всегда рассматривать морское дно
мелководного района как нечто’ изменяю-
щееся и  непостоянное.  Разительным
примером. этого является развитие трядо-
Boro рельефа на дне моря. Производя про-
‘кладку, штурман часто может. встретить
на картах оконтуренные  десятиметровой
изобатой, вытянутые на несколько миль
сигарообразные формы, параллельно pac-
положенные по отношению друг в другу.
Эти формы рельефа морского дна’ и есть
подводные гряды. Они считались нено-
движно расположенными на дне, не изме-
няющими ни формы, ни положения. Тща-
тельное же исследование похазало совер-
шенно. иное,

Нодводные гряды встречаются почти во
всех морских бассейнах. Они’ развиты
в голое Белого моря, Мезеноком заливе,
‘у западного побережья Черного моря, в Се-
верном Каспии. Особенно интенсивно они
проявляются в Северном море y берегов
‘Франции и Голландии, у восточных бере-
‘тов Англии, в Малакском проливе, Желтом
море, на дне залива Ялу, у берегов Масса-
чузетеа (аллантическое побережье США),
в районе Суэцкого канала, на побережье
Средиземного моря, в заливе Святого’ Фав-
рентия, Бристольском заливе и в других
Участках морей и океанов:

Подводные гряды представляют серьез-
ную опасность для кораблевождения.

Bee существующие payne сложены из
мелкозернистого песка. Чем больше со-
здающего материала, тем резче выражен
трядовый рельеф, тем интенсивней идет
процесс их образования и передвижения.
Максимальная длина гряд доходит до 30
умль, минимальная— о 2 при ширине от
0.5 до 4 миль. Высота их достигает иног-
да двадцати метров. Такие высокие гряды
особенно характерны для Северного моря,
где они иногда выходят даже на поверх-
	‚ эатем президент переходит к характериз.
	стике деятельноети отделении, институтов,
лабораторий; комиссий, филиалов и 023
Академии за период между двумя сессиями,
Оратор сообщает, что советские ученые хо-
стигли в ряде областей намки новых инте-
ресных результатов.

Ажадемик С. И. Вавилов указывает на’
тальнейптее расптирение деятельности Ака-
	демии по организащия новых научных уч -
	реждений на периферии. Создаются новые.
базы в Якутим и Симферополе. Успентно
пропила сессия совета координашии нахчной’
деятельности академий наук союзных `рес-
uy Sam, обсудившая итоги научной работч
республиканоких академий.

3з последнее время широко разверкулась”
научно-популяризалионная табота Акаде-
	мии. Это отражено прежде веего в усиле-
наи изланий научно-популярной литерату--
	ры, В Ленинграде © успехом начал работать
лекторий Академии наук.

Президент отмечает, что все работники
Академии наук горячо поддержали ‘обра-
тмение инициативной группы 06 организа-
	ции Беесоюзного общества по распростра-
нению политических и научных знаний.
	Академик Вавилов призвал ученых активну
участвовать в деле распространения среди
	трудящихел политических и научных ана- —
	НИЙ,

В заключение академик Вавилов говорит
о новых лауреатах Оталинской премий —
ученых, награждение которых является по-
казателем высокого качества научных ра-
бот, выполняемых Академией. Среди 346
лауреатов, Улостоенных на-днях Сталин-
ских премий за вылающиеся работы в ob-
	‘ласти науки“и за изобретения, — 55 работ-
‘ника Академии наук СССР.
	От имени общего собрания президент
горячо поздравляет новых ‘азуреатов
Сталинской премии и желает им дальней-
HX творческих успехов на благо нашей
Родины.

— Результаты деятельности и.
наук за первую половину 1947 года, —
заявляет академик Вавилов, — вселяют
уверенность, Что коллектив <оветоких
ученых оправдает высокое ловерие совет-
ского народа, правительства, партии,
великого Сталина!

Эти слова присутствующие встречают
дружными аплодисментами.

С отромным воодушевлением участники
общего собрания приняли приветствия
почетным академикам — товарищу И. В.
(Сталину и товарищу В. М. Молотову.

Затем ¢ докладом на тему «Модупро-
водники и сплавы» выступил академие
А, Ф. Иоффе.

Сегодня сессия продолжает работу,

(ТАСС)
	Первенство Москвы
по водному поло
	Команда ЦДКА —_
чемпион столицы
	Двадцать дней продолжались соревно-
вания на первенство столицы по водному
поло. В них приняли участие 19 команд,
в том числе четыре команды ЦДКА.

В воскресенье состоялись финальные
игры. Лидерами первенства явились коман-
ды «Торпедо» и ПДКА. Однако до послед-
ней минуты финальной встречи между
ними трудно было назвать чемпиона. До
этой игры команда ПЛЕА имела воего wea
OJHY ничью, «Торпедо»—олно поражение,
Поэтодгу армейским спортеменам достаточно
было свести игру даже в ничейному pe-
зультату, чтобы выиграть первенство.

..Ha третьей минуте счет открыл
центр защиты «Торпедо» заслуженный ма-
стер спорта Виталий Ушаков. Однако че-
рез две минуты нападающие  ПЛВА —
заслуженный мастер спорта’ Владимир Вуз-
нецов, Иван Дмитриев и Александр Ера-
феев — красивой комбинацией  отквитали
гол.

Судья удалил защитника ЦДКА Горе
кова. Нападающий «Торнело» Мешков 3a
	бивает второй гол. Матч приобрел тезкий
	характер. Четко судившему игру Блади-
миру Оболенскому пришлось’ удалить 6
поля игрока «Торпедо» Борисова, затем н
вратаря этой команды Гойхмана. Перед
концом первой половины матча A. Epo-
феев забил второй гол.

Почти весь второй тайм проходит в
безрезультатных атаках 0беих‘ сторон
	изменяелея, зрители уже начали подни-
	маться CO своих мест. В этот момент мяч
получил полузащитник WIKA Евтений
Семенов. Точный и совершенно неожилан-
ный бросок. Мяч в сетке — 3 : 3. Команда
ЦДКА выиграла звание чемпиона Москвы.

По второй группе победу также одеп-
	mana команда ЦДЬА. Остальные две ap-
мейские гоманды (выступавшие по треть-
ей группе) были подготовлены хуже и 3а-
няли третье и восьмое места.

материальный ущерб государетву, тормозят   отношения в книге.
ЕВЕ НЕВЕ ЧН НЕВ ВЕНЕ ООВ NE
	Первые практические стрельбы
	Корабли вышли в №06 м 8
тавно провели первые практическате
стрельбы. Ha  стрельбах проверялась
	He Только  патренированность матросов
и старшин во. Управлении механизмами
и мастерство офицеров в подготовке мет-
кого залпа, но и умение командиров руко-
водить своими подчиненными, учить их
TONY, что нужно на войне.
	В период подготовки к стрельбе офице-
ры-артиллеряеты ‘немало поработали над
тем, чтобы углубить свои знания и повы-
сить выучку личного состава подразделе-
ний. Помимо офицерской ‘учебы, прово-
длившейся под руководетвом флагманских
зртиллеристов, командиры и зртиллеристы
регулярно организовывали занятия на сво-
их кораблях, уделив при этом особое вни-
уание потготовке мололых  офиперов,
	Особенно Гольших результатов в подго-
TOBKE своих подчиненных добилея офицер
Козлов. Молодым офицерам он прививал
практические навыки в работе с личным
составом, добивался от них отличного изу-
чения боевой организации и артиллерий-
ской техники. Он изучал с ними правила
артиллерийской стрельбы, тренировал их
в управлении огнем. Эти занятия вначале
проволились в кабинете артиллерийской
	стрельбы, а затем на корабле, непосред-
	ственно на боевых приборах,
	`` Первые - тактические стрельбы теку-
	mero rola показали, что в своем большин-
	стве матросы, старшины и офицеры при-
шли к ним хорошо подготовленными. Упор-
ная учеба, проводившаяся на кораблях
в течение зимы, дала свои плоды. На ко-
раблях, гле артиллеристами офицеры Вныш,
Козлов и Тукашеев, стрельбы получили
	хопонтие и отличные оценки. Неплохих pe-
	зультатов добились и другие корабли.

Сдача огневых задач еще раз показала,
какое большое значение имеет предметная
подготовка командиров орудийных расчетов
—непосредетвенных начальников и воспи-
тателей рядового состава. В НУЖНЫЙ
момент старина должен суметь заменить
офицера и самостоятетьню управлять огнем:
Так, например, действовали BO EDEMA
стрельб отдельные расчеты подразделения
капитан-лейтенанта Судажова. Старшина
2  стальи Дубровин,  стреляя то
морским и возлушным целям,  пока-
зал хорошие результаты. Аналогичных pe-
зульталов добилея старший матрос Храмов.
Его расчет действовал слаженно, научился
ценить каждую секунду. Наводчики
Феофилов и Воскривенко и заряжающие Бо-
рисов и Устинов проявили высокое мастер-
ство и умение. Свои движения на боевом
посту они ловели до автоматизма.

Таких слаженно действующих боевых
расчетов на кораблях се каждым днем эта-
новитея все больше. Стрельба показала
весомненный рост артиллерийской культу-
ры не только офицеров, но и старивин.

На общем фоне положительных резуль-
татов стрельбы особенно  неприглядно
рисуются Факты слабого знания тех-
ники некоторыми матросами и старши-
нами, нечетких действий расчетов, неуве-
ренного управления стрельбой отдельнымя
офицерами. На комендорских и орудийных
стрельбах подчиненные офицеров Скоторен-
к и Семенова не добились улдовлетвори-
тельных результатов. В частности, коман-
диры автоматов подавали команды неуве-
ренно, Матросы действовали вяло. Это
произошло потому, что во время подготов-
ки Е стрельбе офицеры не помогли. подчи-
ненным приобрести нужные навыки, нс-
достаточно уделяли внимания повышению
собственных знаний.

Анализируя итоги первых практических
стрельб этого года, приходишь к выводу,
что для дальнейшего повышения артил-
лерийской культуры на кораблях, следует
еще больше внимания уделять подготовке
наводчиков. Не все еще наводчики умеют
‘быстро ловить цель и надежно удерживать
ee на перекрестии нитей прицела. Нужно
продолжать также тренировки командиров
боевых постов в качестве управляющих
огнем и занятия с матросами по изучению
материальной части. Из проведенных
етрельб офицеры обязаны сделать для себя
конкретные выроды, использовать полу-
ченный опытов дальнейшем обучении рас-
четов и батарей. Следует добиваться от
подчиненных полного автоматизма в дей-
ствиях, готовить их и себя к выполнению
самых сложных огневых задач в различ-
ной боевой обстановке.
	Капитан-лейтенант Ф. ВИЛИМОНОВ.
	ность воды. ? наших морях таких гигант-
ских форм не встречено. Охнако довольно
мощные гряды имеются вдоль западного
побережья Черного моря, тде они носят
название «затребов». На Каспийском море их
можно встретить в северной части. Особен-
но резко гряды выпажены в горле Белого
моря и в Мезенском заливе, тде они еще
недостаточно изучены.

Рассматривая расположения гряд, преж-
де всего можно отметить их вытянутость
	по направлению господетвующшего течения,
	иногда У берега — по направлению дей-
ствия прибойного процесса. Особенную же
роль в создании гряд’ играет приливно-
отливное течение.

Как правило, вве гряды располагаются
между десятиметровой и тридцатиметровой
изобатой. Их нельзя встретить у самого
берега веледствие размыва тряд прибой-
ными процессами; нельзя обнаружить их
на глубинах более тридцати метров. велед-
ствие слабото проявления течения. Но, не-
зависимо от того, к какому типу они от-
носятся, гряды являются динамичной
формой рельефа морского дна, изменяющей
свби очертания и место расположения. В
районах, бедных песчаным материалом,
тряды менее динамичны. в таковым отно-
сятся гряды проливов и приподнятого дна.
В районах, богатых несчаным материалом,
гряды ‘более динамичны. Продвижению их
способетвует и характер течения. Так, чем
больше разница между скоростями  прили-
ва и отлива, тем резче происходит про-
движение гряд в сторону большей ско-
рости.

Не следует забывать, что эта динамич-
ность далеко не постоянна. Развитие тряд
может протекать постепенное и медленно,
и, с другой стороны. они могут развивать-
ся совершенно неожиданно и быстро. При
	этом рост. их может выражаться не только.
	в длину, но и по вертикали, что. придает
им характер серьезной опасности, трулно
поддающейся регистрации и корректиров-
ке. Такое скачкообразное развитие подвод-
ных гряд 0е0бенно проявляется после
итормов, когха они могут не только очень
быстро создаваться, но так же быстро и
исчезать.

Штурман должен всегда предвидеть
опасность, сообразуясь с характером бере-
та и дна, должен не только уметь безуко-
ризненно читать навигационную карту,
Но и разбираться во всех явлепиях, отме-
ченных на ней.

Научный сотрудник Института
океанографии Академии наук. СССР
Е. ПОПОВ.
	дение пьесы В. Симонова «Русский вопрос».
В очередной «час искусства» состоялись
читка и обсуждение пьесы «Глубокие кор-
	ни» американских драматургов Д. Уи

А. к Юссо.
Капитан С. ШУБИН.
Балтийский флот.
	Более опытным офицерам т. Возлов так-
же помогал расширять свои знания, осва-
иваль новую технику. Каждое занятие он
строил на примерах боевого опыта. Так, на
одном из занятий он подчеренул особую роль
управляющих отнем в Феодосийской опера-
ции, участником которот он был. В ходе
этой операции, подавляя многочисленные
огневые точки противника, не только офи-
церам, но и старшинам пришлось самосто-
ятельно вести огонь, перенося его с одной
цели на другую. Боевому успеху в дан-
ном случае ‘способствовали сработанность
всех номеров расчетов, понимание каждым
управляющим огнем маневра своего кораб-
ЛЯ.
	В подготовке стрельб велика роль коман-
Дира корабля. Неправы те, кто недоопени-
вает эту роль, Кто полагает, что подго-
товка к стрельбе — дело самих артилле-
раотов. Некоторые командиры кораблей всю
подготовительную работу перекладывают
на офиперв вторых боевых частей,
ограничивая свою деятельность