2 октября 1946 г., среда, № 292 (2415)

Слушая -
радиопередачи...
	: Радиоузол главшой базы Тизоокеаакотог
флот» ведет свои передачи, шесть. pas ¥
нетелю, и каждый раз слушатель остается
недовольным: текст радиопередач не только
малограмотный, во и ошибочный,

29 сентября диктор Фомина ошедомила
слушателей следующим . ксонсациотаым»
сообщением: «В сегодняшней” нашей перэ-
дате мы познакомим” вас с жизнью и дея“
тельностью гениального антлийского фл.
зика Фарацея, , которому сэгодня исполни»
лось: 150 лет со пня рождения». Через ка-
кую-нибудь минуту после этого’ сообщения,
ИЗ которого. можно претположить, что гз-
ниальный физих благополучно  эдравст-
вует, дтутор насзал лату рождения Фара»
дея — 22 сентября 1791 года. Нетрудно
‘уботлиться, что речь ‘идет о 155-летли.

25 сентября тот же диктор Фомина of’.
ярила о следующей передаче: «Победы: рус
ского флота в: Керченском пролиресу Гад*
жибля». Попытка‘ «еместить» географиче“
ские точки и перенести Галжибей — одес-
ский лиман — в Керченский полив, к. то
му жо переврав название  («Галжибль»),
вызвала законное чувство’ возмущения 7
ралиослутателей. Но это было только на“
чалом. Фомина, не ознакомившись с тек
стом передачи, спотыкаясь почти на каж“
дом слове, ошеломляла слупателей новы
ми и новыми перлами’ безграмотности. Тут
были п перебитый «рангаут», и турецкие
корабли, «преследываемые Ушаковым», ‘и
«капитан-паша» вместо «капудан-паша», и
произнесение «Очаков» с ударением нз по
следнем слоге, и многое другое.

Оттибок, подоблых тем, о которых мы
рассказали, в работе радиоузла много. По
рождает их безответственность литефатур-
ного редактора лейтенанта Олейника, его
нетребоватедьность к подчиненным. Ошид-
ка с датой рождения Фарадея характерна:
текст механически взят из справочника за
1941 ros!

«Продукция» радиюузла имеет серьез:
ные пороки, выражающиеея но только в
форме передачи материала, но и в 60дер
жанчии. Ралиоузел не живет жизнью стра-
ны, оторван от кораблей и частей. Мы
ознакомились с материалами передач за печ
риод с 12 августа по 26 сентября {1)-
хива более ранних передач в радиоузле: не
оказалось). За эти полтора месяца тпатс-
лировались лишь TPH статьи, пропа»
гандирующие новый пятилетний пла
«Приморский край в новой сталичекой пл-
тилетке», «Сихоте-Алиньский хребет» Е
«Отанция Угольная».

Не лучше обстоит дело © раз’яенением
И популяризацией нового Дисциплинатно-
го устава. За те же полтора месяпа лишь
одна передача была посвящена Дисципаи»
нарному уставу, ла и то наспех скроенная
по материалам «Боевой вахты». Правда,
4 сентября читалась еще олна пропагая-
ATOKA статья — лектора из лекторской
группы Политуправления Тихоокеанскога
флота старитего лейтенанта Мостового «Вы-
CORO держать честь и достоинство совет”
ского воина», но в этой лишенной фахтов
статье не было даже упоминания o [rena
линарном уставе.

В потоке, таких общих статей п малоху<
дожеслвенных очерков, посвященных BOOK:
‚Ка-морской, службе, тонут те немногие поч
тезные ‘материалы 9 жизни флота, кото+
рые изредка транслирует радиоузел.

Чем же об’яенить то, что, радиоузел
плавной базы передает столь слабые по
форме. и качеству материалы? Корень saa
в недостаточном  внималии к радиовеща“
нию CO стороны работников политуправае”
ния. Ведь они ‚ ежедневно просматривают
тексты передач! Ничем иным нельзя
об’яенить и то, что з& последние полгода
в ралиоузле сменилось три литературных
рыдактора,—т. Олейник четвертый по счету,

Надо покончить с’ равнодушным  отио-
ением ‘к’ деятельности радиоузла’ главной
базы Тихоокеанекого флота. Давно пора
слелать его образцом для вовх ратиоузлов
	ТОФ’а. ВИТ
\ А. ПЕТРОВ,
Тихоокеанский флот.  \
	Открытие офицерского клуба
	КРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 1 октября. (По телеграфу от
корр. «Красного Флота»), После летнего
ремонта. вновь открылся офицерский клуб
главной базы флотилии. Помещения клуба
отремонтированы хорошо и со вхусом 0б-
ставлены.
	Люди здесь немногословны, И когда
велед за Орловым брали слово старые
таежники-горняки, они говорили очень ск\-
по. Но зато каждое слово этих людей было
веским и ценным, как золото, Самую боль-
шую речь произнес буровой мастер Сергин:
«Страну мы отстояли. Сейчас такое поло-
жение, что мы обязаны план все время
выполнять, чтобы страна быстрее излечи“
Nach от ран, От нас это зависит».
	Недолго продолжалось собрание. Дружно
проголосовали решение и пошли к буровым
вышкам «раскрывать тайну» Шерегешев-
ского месторождения.
	„.Отроительством новых  горнорудвых
предприятий в Горной Шории завимается
трест  «Сталинскпромстрой», Начальник
строительного управления этого треста
А, Шполянский рассказывает, что строите-
ли в короткие сроки должны построить
новые рудники со сложными промышлен-
ными соэружениями, жилыми поселками,
больницами, школами, столовыми. Пред-
стоит также’ построить обогатительную
фабрику с подсобными предприятпями,
агломерационную фабрику с жилым по-
селком,  рудоремонтный завод; . новую
железнодорожную станцию с паровозным и
вагонным депо, проложить около 400 кило-
метров под’ездных железнодорожных и
автомобильных дорог, линию электоопере-
дачи. Короче говоря, начато промылаенное
	ссвоение большого района отдаленной. rope
ной тайги.
			ые проходят
	стрельбы т, Казак, не определив точно ди-
станцию и не виля цели, умудрился перей-
	Уроки, котор
	В свое время монитор Н, был одним 2
ведущих кораблей Краснознаменной Амур-
	бесслелно
	На мониторе Н. забыли о боевой славе корабля?
	ской флотилии. На протяжении ряда лет   7 Ba «поражение». В результате корабль
корабль держал первенство по боевой и по-   не выполнил и этой задачи.
	литической подготовке. Личный состав на-
стойчиво, по-большевистски боролся за то,
чтобы еще тлубже и разностороннее овла-
деть воинским мастерством. Комендоры
мониторз по праву пользовались славой Bae
мечательных мастеров огня. В. самых с40ж-
ных условиях, как на якоре, так, и на ходу,
они вели меткий отонь по любой цели, И не
случайно бывший комантир корабля капи-
тан 3 ранга Харитонов был награжден ад-
упралом флотз Кузнецовым именными
золотыми часами за отличную боевую вы-
Учку экипажа.
	В настоящий момент кораблем командует
капитан-лейтенант Павлов —= опытный ат-
тиллерист, который также не раз за Ma-
стерское управление огнем натраждалея в
прошлом ценными подарками. Однако нель-
31 сказать; что под его командованием эки-
паж монитора добился новых успехов. На-
оборот, недочеты, которые за последнее вре-
мя наблюдаются в жизни и боевой учебе
личного состава, свидетельствуют о том,
	‚ Зазнайство среди части офицерского со-
става монитора особенно сказалось на осен-
них тактических учениях. Например, BO
время высадки первого броска десанта с
бронекатеров монитор должен был прикры-
рать их от воздействия артиллерии. «про-
тивника». Олнако капитан-лейтенант Пав-
лев привел корабль в‘этот район только то-
гда, вогда был уже благополучно высажен
второй эшелон десанта. Такое по меньшей
мере странное понимание поставленной пе-
ред ним задачи командир корабля пытался
оправдать весьма невразумительно.
	На этих же учениях артиллеристам мо-
HUTODS предстояло ° провести сложную
	стрельбу, Однако т. Казак не провел пред-
	варительной тренировки с подчиненными и
не проверил материзльной части, хотя вре-
мени для этого было больше чем достаточно.
Но проконтролировал он и то, как команди-
ры орудий готовят свои расчеты к стрельбе.
	Монитор занял огневую позицию тзЕти-
	что успехи корабля, которых добивались го-   Чески неграмотно, затратив на это несо?аз-
тами, перестали быть основой для дальней-   мерно много времени, Из всех орудий глав-
шего совершенствования матросов, старшин   ного калибра смогла стрелять, только одна
п офицеров. Хуже того, здесь перестали по-   башня, После того как был открыт огонь,
	настоящему бороться за честь и славу ево-   некоторые приборы управления вышли из
	ого монитора и не только не умножают ко-
рабельные традиции; но и подчае забывают
опыт, добытый ва войне с янонокими им-
нериалиетами,
	Из-за беспечности и зазнайства старше-
го лейтенанта Казака и нетребовательного
отношения к нему командирз корабля мони-
тор оказалея на одном из последних мест
19 огневой полготовке.
	Не так давно корабль должен был провэ-
лить одну из стрельб по речной цели. Надо
отлать должное комендорам. Они доброео-
вестно готовились в выполнению сложной
огневой задачи. Все. номера во главе 6 ко-
мандирами орудийных расчетов настойчиво
приводили зв образцовый порядок материаль-
ную часть. Однако все усилия, затраченные
лачным составом“на подготовку к стрельбе,
были сведены на-нет беспечностью и раз-
гильдяйством управляющего огнем. Отар-
нгий лейтенант Казак не сумел «из-за не-
достатка времени» выбрать из пяти таблиц
для стрельбы одну, нужную. Когда была
сыграна боевая ‘тревога, он взял первую
попавшуюся таблицу и с ней отправился на
маре. После трех залпов он так и ве емог
увидеть, куда летят снаряды, Только“ после
того, как было расстреляно ‘немало боеза-
наса, т. Казак спохватился, что делал расче-
ты ие по той таблице.
	Еще один пример. Bo время ночной
	НАГРА ЖДЕНИЕ
	НОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ, 1 октября. (По телеграфу of
корр, «Красного Флота»), Командующий
флотилией в специальном приказе подвел
итоги выставки работ хуложников-амурцев,
В приказе отмечается творческий рост ху-
дхожников Розвызева, Аксененко, Добро-
Вольского, фюбимова, Лебедева, Tanna
и других,
Старшина 1 статьи Розвызев награжден
грамотой Военного совета флотилии и пре-
млей в сумме 1.500 рублей. Его карти-
	строя, причем на орудии было несколько
пропусков, Во время пристрелки по фик-
тивному релеру снаряды падали очень да-
леко от него. А команда — перенести огонь
HA цель — была выполнена с большим за-
позданием. =
	Выход из строя некоторых приборов
управления ‘огнем свидетельствует о том,
что на корабле забыли о необходимости
строжайшего соблюдения инструкций и на-
ставлений по уходу за боевой техникой.
	Вызывает ухивление позиция, которую
заняла партийная организация корабля по
отношению & работе коммуниетов второй
боевой части. Вместо того чтобы резко-кри-
тиковать недочеты в боевой учебе артилле-
ристов корабля и потребовать их немедлен-
ного устранения, партийная организация
уговаривает некоторых нерадивых комму-
HACTOR «исправиться».
	На мониторе Н. пора покоячить с беспеч-
ностью и зазнайством. Нужно по-больше-
вистски взяться за исправление серьезных
недостатков в `боевой подготовке. Е, этому.
должны быть направлены усилия офицеров,
старшин и матросов, на это должна быть
пелеустремлена работа партийной и ком-
сомольской организаций. Былую славу. мо-
нитора надо возродить!
	Капитан-лейтенант 0. РАВИНСКИЙ.
	ХУДОЖНИКОВ
	Северный флот. Корабли в учебном по- O
ходе. На циркуляции.
Фото Н, Веринчука.

Из писем в редакцию
Огонь ведут
торпедные катера Об использовании учебных
На-днях группа торпедных катеров . ‘парусных CY JOB
	Н-ского ВБраснознаменного соединения в
ночных условиях’ вела артиллерийские
стрельбы. Им предшествовали системати-
ческая тренировка в наводке, настойчивое
изучение артиллерийского вооружения,

Командиры катеров лейтенанты Косюк,
Попов и другие под руководством артил-
лериста подразделения старшего лейтенан-
та Омельяненко проверили подготовку пу-
леметчиков и комендоров. Бывалые ма-
росы и старшины рассказали молодых
морякам, как лучше устранять те или иные
повреждения или задержки во время стрель-
бы. Перед выходом в море старший лей-
тенант Омедьяненко еще раз собрал коман-
диров катеров, детально, с учетом всех
изменений и поправок, об’яснил задачу и
условия стрельбы.

Наступило время выхода. Катера един
за другим кильватерным строем вышли из
базы и взяли куре в район вотречи с
«противником». Видимость плохая, вол-
на — 2—3 балла.

Через некоторое время на параллельном
курсе был обнаружен «противник». Кате-
ра отктыли дружный, ‘сосредоточенный
огонь. Поднялись всплески воды у цели.
Слеланы соответствующие поправки, ‘и
цель была накрыта. —

На обратном галее видимость ухудит-
лась. Командиры катеров приказали усп-
лить наблюдение. Вскоре справа по борту
была замечена цель. Сблизившись на ди-
станцию залпа, катера вновь открыли мет
кий огонь.

Несмотря на неблагоприятные  усло-
вия — свежую волну, — каТера выполчи-
ли стоявшую перед ними задачу.

Младший лейтенант В, КУДРЯВЦЕВ.

Северный флот. `
	Стрелковые соревнования
моряков-амурцев
	КРАСВОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ ФЛО-
ТИЛИЯ 1 октябоя: (Mo телеграфу от
	ТИЛИЯ, 1 октября; (По’ телеграфу от
корр. «Красного Флота»). На главной базе
флотилии закончились двухдневные сорев-
нования офицеров, старшин и матросов на
личное и командное первенство по стрель-
66 из винтовки, автомата и пистолета.
В соревнованиях приняло участие свыше
лесяти команд соединений, частей и учре-
ждений флотилии.

Первое место завоевала команда полу-
экипажа, на второе место вышла команда
Н-ской военно-морской базы.

‚ Шичноя  нервенетвог ‘по сострельбе \ из
пистолета присуждено офицеру Манювец.
Победителем по стрельбе из винтовки вы-
шел мичман Журба. Из автомата лучше
	_ В состав отряда учебных кораблей Бал-
тийското’ флота входят ‘сейчас, помимо про-
чих классов кораблей, две океанские   че-
тырехмачтовые барки «Седов» и «Крузен-
штерн». В сожалению, Из-за отоутетвия
достаточного опыта использования’ боль-
ших парусных судов для учебных цедей
практика на них прошла в ныналнем го-
ду не так, Как этого следовало бы желать,
Курсанты, пришедшие ча практику на
учебное парусное судно «Седов», проявила
большой интерес в его устройству, воору-
жению, к управлению парусами и манев-
рами судна. Однако программа практика
ве прехусматривала использования парус“
ных судов для учебных целей. Она ничем
не отличалась от программы. рассчитан-
ной на обычные современные. корабли.
Вроме того, за короткий срок пребывания
курсантов на судах их нельзя было под-
готовить. к выходу в море, В итоге особен-
ности больших учебных парусников не
были по ‘существу использованы для под-
готовки будущих офицеров, .
Никто, пожалуй, че станет отрицать,
что основные качества флотского офицера,
необходимые ему и’в боевой, и в. повсехнев-
ной служебной  деятельноети, воспитыва-
ются в море. И ‘можно © уверенностью ска“
зать, что плавание на учебных парусни-
ках открывает в этом отношении самые
широкие возможности. у
Вооружение парусного судна и подготов-
ка его к плаванию позволяют молодым мо-
рякам участвовать BO всем комплексе ко-
рабельных. .работ, ‚- требующих. сообрази-
тельности, силы, ловкости и оставляющих
навыки на всю жизнь. Подготовка бегучего
тажелажа, проводка его, погем парусов
дают возможность на практике изучить 0с-
настку парусного судна и научиться та’
келажному делу. Курсанты будут уметь не’
только вязать узлы «на руках», копируя.
их пз учебников, но научатся сознательно
И пелесообразно применять полученные эна-
ния на практике. Они получат навыки
ухода за судном, навыки выполнения дру-
гих корабельных работ. Кроме того, дей-
ствия © парусами во время плавания, в раз-
личных условиях погоды, помогут укрепить
курсантов физически и воспитать в них 62е-
страшие, ловкость, находчивость. =
Лля того чтобы все это воплотить в
жизнь, необхолимо, по нашему мнению,
пересмотреть. программу практики куреан-
тоз применительно к патубоным  сулам.
В практике текушето года выявилея
разрыв между условиями, ‚ необходимыми
	для использования парусных учебных су-
дов, и программой практики. Охкезнокий
парусник «Седов» превращен просто в.
учебную базу, на которой живут куреан-
ты. Они, правда, несут службу, ходят
	на шлюгках, но люлучить навыки B кора?
	бельных работах не могут, так как их CBA-
зывают время и программа. Между тем в
	училище научиться корабельным . работам
‚невозможно,

Мы считаем, что пребывание курсантов
на парусных учебных судах необходимо
продлить ло 4—6 месяцев. При’ этом це-
лесообразнее назначать в плавание на них
EVDCATTOR не высших  роенно-мореких. &
	курсаятов не высших BOCHHO-MOPCKILA,
подготовительных училищ.
	Второй вопрос, на котором ‘мы считаем
нужным остановиться, —= это необходимость
переоборухования учебных парусных сулов
«Седов» и «Крузенштерн». Эти  четырех-
мачтовые барки были в прошлом. торго-
выми твиндечными ‘паруспиками, Вполне
целесообразно приспособить их полностью
для учебных целей, а‘для обеспечения ос-
тойчивости принять в трюмы баллает в
виде груза чугуна пли иного метатла в
болванках. Это ласт возможтость’ обесте-
	чить требующуюся остойчивость И 06в0бо-
дит большов пространство, которое можно
	будет оборудовать для жилых, учебных и
	хозяйственных помещений,
	Металлический балласт имеет. много. пре-
	имуществ в сравнении с песчаным. Песок
пе позволяет строить ловердек и закры-
	вает доступ к льялам. Крояе * того: нео.
	танет Из be влагу, а значит, создает
сырость в трюмных помещениях. № нело-
статкам песка нужно отнести и сыпу-
честь. При плавании в штормовые погоды
парусные ` суда. иногда неделями. лежат. на
одном галсе, имея, большой ‘крен. В этом
случае не исключена возможность . перс-
движки балласта на  подветренный, борт.
Ероме того, песок может попалать в при-
емники водоотливной и осушительной си-
стемы, ставя под угрозу безопасность судна
И жизнь экипажа.
	Нам известно немало случаев’ переобо-
рудоватия торговых парусников’ в учебные
оула. И нам кажется, что  переоборуховал-
ные. таклм ‘образом «Седов» и «Крузен-
Штерн» будут наиболее приспособлены хля
учебных целей и смогут принимать на борт
для Прохождения практики 500—600
	курсантов.
И. ШНЕЙДЕР.
	на, посвященная боевым делам амурцев на
реке Сунгари, получила нз выставке луч-
	шую оценку. Капитану 3 фанга Аксененко
	вручена вторая премия—1.000 рублей. Лей-
тенант Добровольский и старшина 1 статьи
Тюбимов, работам которых присуждено
третье место, награждены премиями 10
500 рублей каждый. Нескольким другим
художникам-морякам об’явлена  благодар-
ность и вручены грамоты Военного совета
флотилии.
	Вечер; посвященный Николаю Остфовскому
	ЧЕРНОМОРСЕЛИ! ФЛОТ, 1 октября. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»).
просторном зале базового клуба состоялся
вечер, посвященный известному советскому
писателю — Николаю Ocrposcromy. Coxep-
жательный доклад о жизни и творчестве
этого любимого писателя нашей молодежи
сделал капитан Левячев.

Выступивший на вечере ‘мичизн. Гала-
тенко Фассказал о том, как моряки одного
катера, впоследствии получившего звание
твардейского, во время войны посетили
томик-музей Николая Островского в городе
Сочи. Мать писателя — Ольга Осиповна —
очень приветливо встретила: моряков. Она
рассказала им, как работал Николай Oct-
	С тех пор, как советские люди проложи-
лн по Горной Шорни с севера на юг— от
Сталинска до Шалыма — железную дорогу,
древний грунтовой тракт — то, что в цен-
тральных областях Росони принято назы-
вать «большаком»,— пользуется уже мень-
шим вниманием. В Сталинске нас даже
предостерегали от путешествия по этому
большаку, Ho обычная сполуторатонка
«ГАЗ» лихо прошла по всей Горной Шории,
и труд, положенный нами на реставрацию
нескольких ° мостиков над небольшими, но
быстро текущими бурными речками, ока-
зался, право же; весьма скромной оплатой
удовольствия, полученного от этого. путе-
шествия.
	Страна гор.., Это-—южная часть Кузнец-
Кого Ала-Тау. На востоке она граничит
с Хакасской автономной областью и Мину-
синской котловиной, на юте ее замыкают
хребты Алтая и Западных Саян, на
западе—Салаирские кряжи. Ее экономико-
географическое значение станет яснее,
если сказать, что от Сталинска, сибирско-
то гиганта черной металдургии. до Ташта-
гола — самого большого рудника Горной
Шории — 200 километров. Горная Шория
должна стать основным, а’затем и единст-
венным поставшиком руды для металлур-
гического = колосса — комбината имени
Сталина.
	Грунтовая дорога, идущая с юга на
север и во многих местах пролегающая
рядом © «железкой». часто, однако, откло-
няется на восток и запад, ‘въется серпан-
тинной лентой по крутым отрогам, стреми-
тельно спускается в долины и вновь стре-
лой взмывает ввысь, на вершины Ала-Тау.
Но всюду, даже когда рядом видить сталъ-
HHO полосы рельсов, эта дорога проходит
	ровский над своими произведениями, и по+
дарила книгу «Как закалялась сталь»:
Этот томик был спутником во всех’ походах
гвардейского катера. ‘Пламенные строки
вдохновляли матросов на славные подвиги:
В день сражения. на новоросеийском рейле
книга была пробита осколками, страницы
ее обагрились кровью отважного черномор-
ца Григория Куропятникова. ’”
	Рассказ мичмана Галатенко был выслу-
шан молодыми матросами с неослабевающим
вниманием. .
	В фойе клуба моряки с интересом осмат-
ривали болыпую витрину, посвященную
	B Горной Шория.
	по девственной тайге, где еще очень много
мест, куда не ступала нога человека.

Горношорская тайга не похожа. на
Дальневосточную. Она светлее, в ней
больше лиственных деревьев, меньше
трулнопроходимых чашщоб.

Постоянных жителей тайги, этой не-
обыкновенной страны, с каждым днем
становится все больше. Раньше всего зна-
чительно увеличивается количество шор-
цев. До революции этот народ вымирал. Его
губили болезни, голол, невыносимые усло-
вия жизни, которые насаждались хищными
купцами-зверопромышленниками,  обирав»
шими местное население. ^ °

Советская власть принеела шорцам не
только материальное благосостояние, но и
социалистическую культуру. Народ, не
имевший прежде даже своей письменности,
теперь известен своими поэтами и писате-
лями. Даже в самом далеком таежном улусе
есть школы, куда шорец-охотник с благо:
дарной радостью отдает евоих детей. Боль-
ницы и ясли, родильные дома и амбулато-
рии, хорошо оборудованные и руковолимые
опытным медицинским персоналом, отлич-
но делают свое большое лело, и все реже
бывают случаи, когда заболевший шорен
прибегает к услугам шамана.

Горная Шория издавна славилась как
место добычи «мягкого золота». Сибирский
соболь, чернобурая лиса; ‘горностай п
белка, бурый медведь и крот водятся
здесь в большом количестве. И сейчас еще
развит в Горной Шорпи охотничий промы-
сел, но с каждым днем становится все
яснее, что основное богатство края — это
не мех, а железная руда.

asf «£«
	0 том, что в Горной Шории есть желез-
ная руда, знали давно. Можно найти, нз-
	победителем по стрельое из вантовАи Bole и
шел мичиан Журба. Из автомата лучше здание доклада тов. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»
всех стрелял старший матрос Мельниченко. на армянском языке
‚ Команде, полуэкипажа, завоевавшей 0б-  ЕРЕВАН, 1 ‘октября. (ТАСС). Государ-   журналах «Звезда» и «Ленинград» на ар-
ственное издательство Армении выпускает   мянском языке. Тираж брошюры — 10 ты-

ее первенство. присуждено переходящее
Красное знамя Военного совета флотилни. ’ отдельной брошюрой доклад т. Жданова о  сяч экземпляров.
	пример, указания, что шорцы умели делать
	  железо еще в У] веке, и в те далекие време-
	на сказания о кузнецах-шорцах достигали
пределов Китая. Много позже — в середи-
не ХУШ века — руда Горной Шорин на
санях перовозилась на томекий завод. По
способу ее транспортировки можно судить
0 мизерных масштабах разработки жедез-
ных руд в те времена.
	Й только в наше время, в годы сталин-
ских пятилеток, люди, советские люли,
получили истинное представление о руд-
ных богатствах Горной Шории.
	Когла` строился Кузнецкий металлурги-
ческий комбинат-—15— 17 лет пазад;—т03-
никла идея снабжения этого инлустриаль-
ного гиганта” рудой Горной Шории. Мо
тогда эта задача была не пол силу молодой
промышленности нашей страны, и основной
рудной базой кузнепкого завода-гиганта
стала гора Атач в Магнитогорске на Урале.
Однако чуть ‘ли не с первого дня работы
первой домны Кузнецкого комбината в Гор-
ной Шории развернулась широкая разведка
руды.

Грандиозный план увеличения мощности
металлургии в Сибири в новой пятилетке
делает необходимым и расширение рудной
базы. В Законе о пятилетнем плане сказа-
но: «Увеличить мощность по добыче желез-
ной’ руды в Горной Шорин на 2 млн.
	Руда Горной Шории менее богата
железом, чем. скажем, руда Матнит-
	ки. Металлургам Кузнецкого вомбината
имени Сталина поэтому предстоит выфабо-
тать такой технологический процесс, кото-
рый позволит в доменных печах получать
из местной руды 3о всяком случае не
меньше чугуга, чем из руды Урала. На
		металлургическом гиганте Сибири сейчае
широко развернулась  научно-иселедова-
тельская работа, и можно не сомневаться,
что эта сложная техническая проблема
будет успешно решена.

Это одна сторона вопроса. Другая за-
Елючазтея в том, чтобы в крайне сложных
теографических условиях обеспечить раз-
ведку и разработку новых месторождений
железной руды в Горной Шории.
		у подножья горы Мустаг, что в переводе
на русский язык означает «Ледяная гора»,
выход на поверхность ‘железных. руд. Сде-
лав затеепны на деревьях, чтобы найти
это место, старый охотник спустилея на
лыжах в Таштагол и сообщил о своей на-
холке геологам.
	Изучение района показало, что выходы
руды, обнаруженные Шерегешевым, подтвер-
ждают предположения о. наличии здесь
больших запасов железа. Прорытая геоло-
гическая канава и первые пробы подтвер-
дили этот вывод, Месторождение в честь
шорца Шерегешева и названо Шерегешев-
CRAM. ‘ .

„.Представьте себе несколько деревян-
ных домиков, разбросанных по склонам
тор от подошвы до вершины, тут же—буро-
вые вышки. Здесь работает один из’ отря-
дов горношорской геологической разведы-
вательной партии. В ее составе — люди
двух поколений. Это старые. геологи-раз-
ведчики, многие из них—бывшие золото
искатели, стличные практики, умеющие
видеть землю «насквозь», и молодежь.
	На разведке в Шерегеше, ‘разумеется,
He? ни’. гостиниц, ‘ни каких-либо других
учреждений подобного типа. Мне’ оказал
гостеприимство старший буровой мастер
разведки Афанасий Кузьмич Лихтин. Много
лет он уже бурит землю, много‘ проб-
«кернов» породы прошло через его руки.
Й он, вооруженный большим ‘житейским
и производственным опытом; не’ 663 гордо-
сти говорит: «Млого железа здесь, паря,
много! На долгие годы хватит...».

Назавтра я был. на - очень. интересном
собрании. В тайге; ‘среди высоних кедров
и лиственниц на склоне горы, собрался‘ вёсь
коллектив разведывательной. групны,  со-
стоящий из 30 человек. Начальник Учает-
ка Христофор Геннадиевич Орлов поздравил
собравшихся с ‘выполнением ‘плана’ на
120 процентов. Орлов совсем недавно
демобилизовался из армии.
		энакомясь с техническими сооружения-
MH, Воздвигнутыми нз высоте многих сотен
метров над уровнем. моря, осматривая
шиюльни рудников, обогатительные фабри-
ки, а главное—знакомясь с людьми, полны-
ми кипучей энергии и страстного желания
покорить здешнюю суровую природу, про-
викаешься глубокой уверенностью в том,
что с задачей, поставленной перед ними, они
справятся. В последнее время сделаны
большие геологические открытия в Горной
Шории,

В дни войны начал работать Таштаголь-
ский рудник, оснащенный современной тех-
никой. В 1945 году он дал руды в два раза
больше, чем в 1942 году, зв 1947 году его
производственная мощность должна увели-
читься в три раза. ИН сейчае рудник рабо-
тает неплохо: за 20 `дней до срока ‘выполне-
на  шестимесячная программа, Но, разу-
меется, один этот рудник не может улов-
летворить потребность Кузнецкого комби-
ната. Что же будет завтра? Чтобы ответить
на этот вопрос, надо поехать дальше
в глубь тайги, туда, где сейчас только
начата разведка.

Нам довелось побывать на нескольких
разведках горношорской партии, в том
числе на Шерегешевской разведке, отстоя:
щей в нескольких километрах от Таштагола:.
	Примечательна история открытия Шере-
гешевского месторождения. Еще несколько
лет назад шорец Шерегешев обнаружил
	Богатства Горной Шории — это не толь-
хо железная руда. В Горной Шории есть
коксующийея уголь, уедкие металлы. го-
рючие сланцы, мрамор. Огромные богатства
представляют собой лесные массивы этой
	страны. Бее это будет служить нашей ве
ликой Родине.
	Ал. ПАНКРАТОВ,
Горная Шория,