‘6 октября 1946 г., воскресенье, № 236 (2417)
		Выходящие в Буэнос-Айресе газеты
«Эль Йидер» и «Эль ть оеылаясь
на Рим и Лондон, опубликовали сообщения
«0 неминуемом установлении дитломатиче.
ских отношений между СССР и Франт»

ТАСС уполномочен опровергнуть эти а.
общения, как не имеющие Tol Cobol ama
кой почвы,
	Десант на остров
	ТИХООКЕАНСКИЙ ФЛОТ, 5 октября,
(По телеграфу). На борту двух десантных
судов — подразделение MOPCKNX Mexornge
цев. Корабли имеют задачу: высадить де
сантников на берег острова, занятого «проч
тивником». $

Артиллерия взаимодействующих корабе
лей повела огонь по переднему краю обо»
роны острова, подготовив плацдарм для
высадки десанта. Наблюдатели донесли,
что на острове еще имеются ‘отдельные
неподавленные ‘огневые точки. Командир
высадки капитан-лейтенант Бережной —
участник многих десантных О:
Черном море и Тихом океане — приказал
комендорам десантных судов подавить огива
вые точки.

Ветупили в «бой» орудия старшего
матроса Грачева и старшины 2 статы
Давыдова. Оборона «противника» была со-
крушена.

...Над островом еще стояли клубы ды
ма и пыли, когда десантные суда подошли
к берегу и выбросили сходни. Морские
пехотинцы устремились вперед. «Против
ник» стремился сорвать высадку. 060]
няющиеся вызвали авиацию. Самолеты
вынырнули из-за острова и начали пикнй
ровать на десантные ° суда;  Зенитчики,
бдительно наблюдавшие за воздухом, воз
время заметили опасность. Раньше всех
открыло огонь орудие участника двух
войн,’ бывалого матроса Петра Грачева,
Первая же трасса снарядов прошла возде
цели. Второй очередью’ Грачев оторвал
половину конуса.

Адмирал, присутствовавший на учений
выразил свое удовлетворение действиями
моряков десантных судов. Он наградил
премиями командира расчета старшего
матроса Грачева и заряжающего Мельние
кова.

Старший лейтенант Н. ЧЕТВЕРИКОВ.
	Теоретическая конференция,
посвященная
борьбе за безаварийность
	В авиационной части состоялась теорети*
ческая конференция на тему «Борьба 34
безаварийность». Активное участие в ней
принял летно-технический состав части.

Старший техник звена офицер Rapanyy
рассказал о профилактических работах,
которые следует проделать перед запуском
мотора. 0 правильной экеплоатации сч
лета в воздухе говорил офицер Бороненков
Особое внимание он уделил вопросу ре
жима работы моторов в момент выполнеч
ния высшего пилотажа.

Вее выступления подкреплялись приме“
рами из опыта Великой Отечественной
	ВОЙНЫ.
A АЛЕКСЕЕВ,

Тихоокеанский флот.

КРАСНЫЙ ФЛОТ
	ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
КОММУНИСТОВ

Большевиелекая идейность — вот каче-
ство, которое позволяет коммунисту всегда
находиться на высоте своих задач, в любой
обстановке правильно решать самые слож-
ные вопросы. Коммунист по своему духу и
по характеру своей. повседневной деятель-
ности является воспитателем. Следователь-
но, любому флотскому большевику, какой бы
пост он ни занимал на корабле или в Ча-
сти, принадлежит почетная роль в Форми-
ровании У молодого флотского пополнения
качеств, характеризующих советского воен-
ного моряка.

Коммунист — новатор. Ему всегда свой-
ственно дерзание, искание нового. Видеть и
находить это новое помогает ему его ‘ихей-
ная закалка. Коммунист никогда не успо-
капваетея на достигнутом, он постоянно
стремится вперед, направляет свою кипу-
чую энертию на достижение лучшах резуль-
татов.

Партийная дисциплина, большевиетская
организованность, сознание своей ответ-
ственноети перед партией накладывают от-
печаток на каждый шаг, на каждый посту-
пок коммуниста. Именно поэтому, будучи
прежде всего сам передовиком в боевой под-
готовке. в дисциплине, он не может быть
равнодушным к любому проявлению недис-
циплинированности, ко всякому нарушению
уставов. “

Одним из важнейших. условий завоевания
коммунистом авторитета на корабле яваяет-
ся высокая принципиальность. Еели о ком-
мунист проходит мимо недостатков. не ве-
дет борьбы с отсталыми настроениями, —
значит, он держит еебя недостойно звания
члена большевистской партии. Везде и вею-
ду большевики подходят к опенке явлений
с партийных позиций. Партийность опреде-
ляет их поведение в любой обстановке.
	Именно эти качества надо воспитывать У
коммуниста. Надо добиваться. чтобы он ак-
тивно работал в партийной организации, ак-
тивно выполнял партийные поручения. А
это в немалой степени зависит от того, ка-
кое внимание уделяется коммунисту. как им
руководят. :

Что означает на практике такое туко-
водство? Оно означает обязанность для се-
кретаря партийной организации направлять
работу каждого коммуниста, давать ему оп-
педеленные поручения в соответствии с ва-
лачами. которые стоят перед партийной op-
ганизацией, в соответствии © подготовкой
и способностями коммуниста. Но дело не
только в интивилуальном подходе к члену
партии, дело еще и в том, чтобы вся работа
корабельной парторганизации была по-
строена на основе широкой самодеятельно-
сети и активности. Надо обеспечить регу-
лярный созыв партийных собраний, сделать
партийные собрания подлинной школой
бельшевистекого воспитания. Надо создать
такую обстановку, чтобы каждый комму-
нист чувствовал. ©вою личную ответствен:
ность за работу всей партийной организа-
ции, чтобы он не боялся критиковать чедо-
статки. добивался их устранения.
	Товарищ Сталин учит что, только
поднимая активность партийных масс, cTa-
вя перед ними на обсуждение все инте-
ресующие их вопросы, обеспечивая возмож-
ность свободной критики и самокритики,
можно поднимать политический Ш КУлЬ-
	С именем коммуниста у советских людей ми знаниями, многие парторги не могли ока-
связывается представление о самом передо-   зывать действенного влияния на политиче-
	CRYO Yueby KOMMYHHCTOB.
	вом и идейном представителе социалисти-
ческого общества. Коммунист-—это человек,
у которого не только в сознании, но и в
сердце запечатлено, как священный закон,
непреложное требование устава большевист-
ской партии — всегда и при всех обетоя-
тельствах служить примером для своего
народа. Быль коммунистом — это значит
отдавать всего себя делу партии, делу на-
рода.

Нет ничего выше, чем звание членз пар-
тии, которую основали и выпестовали ве-
ликие наши вожли Ленин и Сталин.
	«Не всякому дано быть членом такой
партии. Не всякому дано выдержать не-
взгоды и бури, связанные е членством в
такой партии. Сыны рабочего класса, сыны
нужды и борьбы, сыны неимоверных
лишений и героических усилий—вот кто,
прежде всего, должны быть членами такой
партии» (Сталин).
	В революционном учении большевизма,
в сознании великой чести и ответственности
принадлежать к партии, которую создали
Ленин и Сталин, черпали и черпают боль-
шевики свою моральную силу. Каждый
коммунист должен прежде всего сознавать,
что для того, «...чтобы работать в партии,
где.самая работа является до известной
степени подвижничеством, и для того, что-
бы находить наслаждение, находить инте-
ресы в этой подвижнической работе, надо
быть глубоко убежденным в правоте и в
красоте тех принципов, за которые мы
боремся» (Калинин).
	В этом и заключается существо полити-
ческого воспитания коммунистов. Это во-
спитание ‘сейчас настоятельно диктуется
тем, что в связи с большим притоком в
ВЕП(6) за последние годы в составе партии
произошли значительные изменения. В
настоящее время две трети всех членов и
кандидатов партии составляют товарищи,
вступившие в ВКП(б) в период войны.
	Партийные организации военно-морских
сил также значительно обновились, вобрав
в себя десятки тысяч передовых матросов,
старшин и офицеров. 9т0, разумеется, вы-
двигает задачу систематической, повседнев-
ной работы с молодым пополнением. Одна-
ко до последнего времени политическим
воспитанием коммунистов наши партий-
ные организации занимались слабо.
	На прошедщих собраниях партийного
актива, обсуждавших постановление ЦЕ
ВКП(б) «0 росте. партии и о мерах по
усилению  партийно-организационной и
партийно-политической работы с вновь
вступившими в ВКП(б)», приволилось мно-
го примеров, свидетельствующих 0б от-
ставании воспитательной работы © молоды-
ми коммунистами.
	В партийной организации одного отряда
учебных кораблей подавляющее большин-
ство коммунистов (90 процентов) вступило
в ВЕ (6) в годы войны. Казалось бы, это
обстоятельство должно было ваставить по-
литотдел серьезно подумать об их полити-
ческом воспитании, Однако воспитание бы-
10 пущено на самотек. Нерегулярно созыва-
лись партийные собрания, почти никто из
коммунистов не имел поручений, полятичо-
ская учеба была запущена. Перед обсужде-
нием постановления ЦК ВКП(б) от 26 ию-
ля работники политотдела решили побес»-
довать с коммунистами одного из кораблей
отряда о том, как онт повышают евой идей-
ный уровень. Оказалось, что большинство
совершенно не занималось своим похитиче:
CREM самообразованием,
	Не лучше обстояло дело и в партийных
организациях тыла Амурской флотилии, где
полатотдел поверхностно руководил идейно-
политическим воспитанием коммунистов, Бэ-
лее трети кандидатов в члены ВЁП(5) про-
	срочило кандидатский стаж. Не только ря-
	довые коммунисты, но и многие пауторги,
члены бюро редко читали политическую и
художественную литературу. И вполне по-
НЯТНо ПОЭТОМУ. что. не обладая лостатозчны-

3 корабельлой слухбе
лет «мелочей»
	От корреспондента «Красного Флота»
	Университет марксизма-ленинизма
	С некоторых пор на катере-охотнике, ко-
торым командует старший лейтенант Мар-
тынов, матросы и старшины стали нару-
шать установленную форму одежды. Казз-
лось бы, прямая обязанность командира
катера— немедленно пресечь подобные нару-
шения элементарных уставных требований.
Однако старший лейтенант Мартынов по-
		— Им. недалеко итти,— благодушно
об’яюнил дежурный, — зачем же вышисы-
вать увольнительные?

Лейтенант Пыльцин не только не про-
верил знание старшиной 2 статьи Журбой
своих обязанностей, но и сам, торопясь на
спектакль, покинул борт корабля за 45 ми-

нут до смены дежуретва.
’ Увольняющиеся в город матросы и стар-
шины не были выстроены на палубе, и
дежурный по кораблю не осмотрел их одеж-
ды, не заставил одеться по форме. Да и мог
ли он сделать это, если его собственный
вид являет собой вопиющее нарушение
формы одежды? Брюки клёш, на Форменке
погоны старшины 1 статьи, хотя Журба —
старшина 2 статьи.

При дальнейшей проверка выяснилось,
что лейтенант Пыльцин уволил в город
всех матросов и старшин, попросивших на
это разрешения, в том. числе и тех, кто
неоднократно нарушал форму одежды.

Командир катера и его помощник He
продумали как следует список увольняю-
щихся. В день проверки из оставшихся на
борту матросов и старшин только двое бы-
ли расписаны по-аварийной тревоге. Сле-
довательно, в случае аварии только два
матроса могли бы квалифицированно бо-
ротьея за живучесть своего корабля.

В Уставе внутренней службы Вооружен-
ных Сил Союза ССР сказано, что старши-
нам сверхерочной службы в свободное от
службы время вне расположения части
разрешается ношение- штатекого платья.
На корабле нарушается и это положение
Устава. Так, старшина 1 статьи Хусаинов
разгуливал по верхней палубе в штатском
платье. Никто не обращал на это внима-
НИЯ.

Вечерней проверки на катере не было.
Отавшись без контроля и руководства,
старшина 2 статьи Журба не счел нужным
проводить ее.

Так забвение элементарных требований
Устава привело к грубейшим нарушениям
в организации службы. Старший лейтенант
Мартынов допустил серьезную ошибку,
разделив` требовалия Устава на «важные»
ий «новажные», снизив требовательность в
подчиненным. Почему же старший началь-
НИЕ своевременно не исправил положения,
не помог старшему лейтенанту Мартынову
установить строгий воинский порядок и
дисциплину? Перед уходом катера на вы-
полнение задания на его борту был коман-
дир подразделения капитан 3 ранга Подсе-
валов. Он не мог не заметить нарушений
формы олежды, недостатков в дежурной
службе. Но он, видимо, тоже отнес их K
«мелочам», иначе бы т. Подеевалов не
ограличился трафаретной фразой в журнале

евой подтотовки: «В походе изучать спе-
циальность, морское дело, уставы».

Пора понять, что в организации службы
на корабле нет и не может быть каких-то
второстепенных вопросов, не заслуживаю-
щих внимания «мелочей». Уставы и нз-
ставления должны соблюдаться точно и
безотоворочно. Это — непременное условие
высокой воинской дисциплины и порядка
на каждом корабле.

Старший лейтенант Н. БАДЕЕВ.

Балтийский флот.
	церов, не зачисленных вы университет.
Начальник отдела пропаганды и агитапии
политуправления флота подполковник Чи-
стый раз’яснил, что они и впредь будут до-
пускаться на лекции, получат зачетные
книжки и смогут сдавать экзамены эк-
степном.

К чтению лекций привлечены лучшие
пропагандисты и военные педагоги.
			Все это, разумеется, отрицательно ска-
залось и на состоянии внутрипартийной ра-
боты. В парторганизащии, которой руково-
дит т. Винер, в течение шести месяцев не
было на одного собрания. В партийной ор-
танизации технического отдела за послел-
ние восемь Месяцев было всего лишь два
собрания. да и те больше походили на семей-
ные беседы; критики и самокритики на с0-
браниях не было. А ведь самокритика —
одно из действенных средств политическо-
го воспитания членов и кандидатов партии.
	Таких примеров, к сожалению, много. По-
хобное положение в дальнейшем недопу-
CTHMO.
	Новые задачи, вставшие перед Советской
страной после войны, пред’являют повы-
шённые требования к каждой партийной ор-
ганизации, К каждому члену и кандадату
ВЁП(б) в отдельности. Отсюда огромное знз-
чение имеет политическое воспитание мо-
лЛОлЫХ КоММУнНиетов.
	В чем состоит это воспитаняе?
	Прежде всего в повышении идейно-тео-
ретического уровня молодых коммунистов,
в овладении ими марксистско-ленинской
теорией. в вовлечении их в активную пар-
тийную жизнь. Маркоистеко-ленинская тед-
PHA вооружает большевиков внанием в3-
конов общественного развития и политиче-
ской борьбы, помогает им правильно ориен-
тироваться в обстановке. делает их деятель-
ность Целеустремленной. помогает комму-
нистам выполнять роль руководителей H OD-
ганизаторов масс. Вот почему помощь в 0в-
лалении идейным богатством нашей партии.
в изучении революционной теории была и
остается важнейшей задачей. Нельзя вабы-
вать. что плохо подготовленный в полити-
ческом отношении коммунист не может раз’-
яснить беспартийным политику нашей пао-
тии. Такой коммунист легче поддается влия-
нию отсталых настроений, не дает им от-

пора.
	Усиление идеологической работы предпо-
лагает прежде всего значительное улучше-
ние постановки марксистско-ленинской уче
бы членов и кандидатов паотии. Нужно лик-
видировать практику невмешательства в по-
литическое просвещение коммунистов и ся-
стематически улучшать работу партийных
школ. кружков. лекдионную пропаганду.
Необхолимо хорошо поставять изучение
«Краткого курса истории ВКП(б)» — этого
прекрасного творения сталинской мысли.
	На флоте имеются все возможности для
того. чтобы коммунисты успешно овладева:
ли теорией маркоизма-ленинязма. Требуется
лишь умело использовать все формы пропа-
ганды и агитации, репгительно улучшить по-
литическую учебу офицеров-коммунистов,
сделать ее регулярной. не допускать сры-
зов, тщательнее готовить теоретические со-
беседования и семинаты.
	Бажную роль в шлитическом просвеще-
нии играют партайные школы соединений.
Ё сожалению. не везде политооганы уде-
ляют им серьезное внимание. Политорганы
слабо контролируют занятия по содержанию,
не руководят подготовкой преподавателей.
не оказывают помощи слушателям в само-
стоятельной работе нал материалом. Плохо
контролируют учебу коммунистов в школах
п партайные бюро. Очень редко на заседа-
ниях бюро обсуждаются вопросы учебы
коммунистов. Не подвергаются критике те
товарищи, котооые не повышают свой идей-
ный уровень. Надо понять, что партийные
школы являются одной из важных форм по-
яитического воспитания коммунистов и тре.
буют к себе постоянного внимания.
	Такое же внимание следует обратить и
на кандидатские группы, в которых канди-
латы в члены ВКП(б) изучают устав и про-
грамму партии, До сих пор нередки были
случаи, когда ванятия © кандидатами пору-
чались мало подготовленным товарищам,
Надо покончить с недооценкой кандилатских
групп и решительно улучшить их работу.

«Ведь не в, городе же они находят-
ся,— рассуждал он‚— на корабле комен-
дантокий патруль не ходит...»

Некоторые старшины, будучи дежурны-
ми по кораблю, нерадиво выполняют свои
обязанности, порой плохо знают их. Они
не требуют от экипажа строгого соблюдения
распорядка дня. Помощник командира ка-
терз лейтенант Пыльцин не обращает
должного внимания на организацию служ-
бы. Й эти факты старший лейтенант Мар-
тынов расценил как мелочь.

Невнимание к подобным «мелочам», от-
сутствие должной требовательности коман-
дира катера к подчиненным привели к
серьезным недостаткам в организации
	 служды.
	Цедавно катер, выполняя задание, при-
был в Н-екую базу. Здесь на него сразу. же
обратил внимание старший морской на-
чальник. Катер пристал к берегу там, где
вздумалось командиру, а сам Мартынов не
счел нужным явиться в штаб для доклада.
В первый же день пребывания катера в
базе было замечено, что уволенные с ко-
рабля матросы и старшины одеты не по
форме, некоторые из них не приветствуют
старших по званию.

Вечером начальник Штаба базы при-
был на борт морского охотника. Коман-
лира на катере не оказалось: он отправил-
ся по личным делам в город.

— Ито же остался вместо командира? —
	спросил начальник штаба.

— Лейтенант Пыльцин,— ответил Де-
журный по кораблю старшина 2 статья
Ж№урба.

Однако и Пыльцина на катере не бы-
ло: он ушел в театр. и в каком театре
его искать, дежурный не знал. Боцман
старшина 2 статьи Панков также отсут-
ствовал. Оказалось, что лейтенант Пыль-
цин, оставив вместо себя боцмана, в то же
время уволил его в город.

При ознакомлении © деятельностью де-
журного по кораблю старшины 2 статьа
Журбы выяснилось, что он не знает ин-
струкций и обязанностей.

— Сколько на катере сейчас находится
личного состава? — спросил поверяющий.

Последовало длительное молчание. Потом
старшина: 2 статьи Журба неуверенно наз-
вал цифру. Через минуту поправил ее на
5 человек в сторону увеличения, потом на
3 человека в сторону уменьшения. А когда
поверяющий приказал выстроить личный
состав на палубе, то оказалось, что дежур-
ный по кораблю совершенно не знает на-
личия личного состава на катере.

— Покажите журнал увольнений, —по-
	требовал начальник штаба.
	Вместо журнала старшина 2 статьи Жур-
ба подал листок с фамилиями уволившихся
матросов и старшин. Против фамилий мат-
росов Титова и Максюка стояло: отпущены
	‚без увольнительных.
			оО ЧЕ И ИЕ т. ЧРИ Е ЧИ, ЕТ ЧР ФОРРЕСТ

турный уровень партийных Macc.
Строгое соблюдение Устава ВКП(б),   В Доме Военно-Морского Флота, где на
выборность парторганов. отчетность   Чальником старший лейтенант Мееровский
	состоялся большой спортивный вечер. Пе
ред моряками выступили мастера спорт
CCCP Бурмастров и Демин, чемпион Тихо-
океанского флота штангист Гарбузов, чем
пионы Приморского края.

На ринге выступали физкультурники —~
участники флотской спартакиады сержанты
Серебряков, Кашин и Чернов, которые 8
товарищеских встречах по боксу с бойцами
Приморского и Хабаровского краев вышая
победителями.

В. заключение вечера зрители просмотре
ли матч по борьбе между перворазрядникоу
офицером Сафоновым и Гульченко,
		Тихоокеанский флот.
	секретарей парторганизаций перед ком-
мунистами являются важиейпшими усло-
виями большевистского воспитания членов
и канлилатов палтеи,
	Таковы в основном вопросы политиче-
ского воспитания коммунистов. Эти вопро-
сы не должны выходить из поля врения
политорганов и партийных организаций
флота. Надо всячески стремиться К тому,
чтобы каждый коммунист выработал в себе
драгоценные большевистские качества. А
вырабатываются эти качества прежде всего
в неустанной борьбе за победу коммунизма
в нашей стране.
	Подполковник В. КНЯЗЕВ.

ВЛАДИВОСТОК, 5 октября. (По телегра-
фу от корр, «Нрасного Флота»). При по-
литуправлении Тихоокеанского флота от-
крыт вечерний университет марксизма-
ленинизма с историческим и’ экономиче-
ским факультетами. Более двухсот офицеров
подали рапорты с просьбой о зачислении в
университет. Принято 157 человек.

На первое занятие пришло много офи-
		ЯКУТСК, 5 октября. (ТАСС). Вчера из
арктического порта Тикси вышел посл
речной пароход «Капитан Сретиевский», ©
	уходом которого здесь закрылась летняя
навигация. В бухте появилась корочка
ЛЬДА,

О некоторых недостатках
	журнала «Морской сборник»
	Центральный Комитет ВКП(б) в поестано-   шевистской печати, редакция, как правило,   чески управлял техникой в бою, кто обога-
	влении от 14 августа 1946 г. «О журналах
«Звезда» и «Ленинград» указывает: «...на-
ши журналы являются могучим средством
Советского государства в деле воспитания
советских людей и в особенности молодежи и
поэтому должны руководствоваться тем, что
составляет жизненную основу ‘советского
строя, — его политикой».
	Отвечает ли этому требованию журнал
	«Морской сборник»? В сожалению, нет.
Журнал далек от политики, он обходит важ-
нейшие задачи, которые сейчас решает флот.
	В приказе от 22 июля 1945 года
товарищ Сталин © предельной четкостью
определил пути дальнейшего развития во-
енно-морских сил. Высоко оценивая дей-
ствия военных моряков в годы Отечествен-
ной войны, товарищ Сталин указывал:
«Советский народ хочет видеть свой флот
еще более сильным и могучим. Наш народ
создаст для Флота новые боевые корабли и
новые базы. Задача флота заключается в
том, чтобы неустанно готовить и совершен-
ствовать кадры моряков, полностью освоить
боевой опыт Отечественной войны, еще вы-
ше поднять морскую культуру, дисциплину
и организованность в своих рядах».
	На решение этих программных задач и
	должна была направить свои усилия ре-
дакция «Морского сборника».

Но содержание послевоенных, номеров
«Морского сборника» показывает, что его
редколлегия не поняла стоящих перед ней
	задач, что она по существу находится на
	позиции безидейности и аполитичности в
«освещении и разработке важнейших вопро-
сов строительства наших военно-морских
сил.

06 этом говорит хотя бы такой факт.
	Общеполитический отдел «Морского сбор-
ника» за 1945 гол состоит всего лишь из
	выпускает номера журнала 0ез передовых
статей. В этом году напечатана веего одна
передовая в последнем, седьмом, номере,
	Редакция «Морского сборника» забыла
то положение ленинизма, что <...наши жур-
налы, являются ли они научными или ху-
дожественными, не могут быть аполитич-
ными». Аполитичность в той или иной cTe-
пени характерна для большинства статей,
	опубликованных в послевоенных. номерах
журнала.

«Морской сборник» упорно игнорирует
роль морального фактора в современной
войне. В таких статьях, как «Действия под-
водных лодок на коммуникациях против-
ника» А. П. Шергина (№ 7 за 1946 г.),
«Боевая деятельность Краснознаменной
орденов Нахимова и Кутузова Дунайской
флотилии в 1944—1945 гг.» А. В. Сверд-
лова (№ 10 за 1945 г.), «Авиация ВМФ в
Отечественной войне» А. М. Шугинина
(№ 8—9 за 1945 г.), «Борьба с минной
опасностью на Черном море» С. В. Рогули-
на (№ 5—6 за 1945 г.), «Операция авиаз-
ции Черноморского флота против Констанцы
в августе 1944 г.» Ф. А. Макухина
(№ 11—12 за 1945 г.), «Операция по ов-
	ладению островами Моонзундекого архипе-
лага в 1944 г.» П. П. Самохвалова (№ 4—
5 за 1946 г.), и в других, посвященных 60-
евому опыту нашего флота, не показаны вы-
сокие моральные качества советских воинов,
качества, отличающие Советскую Армию от
всех других армий и сыгравйие решающую
роль в Отечественной войне. В статьях очень
редко упоминаются фамилии воинов-—твоТ-
цов славных боевых дел.
	Авторы этих статей бесстрастно протоко-
лируют события, не видя за техническими
и тактическими выклалками главного: с9-
	Щал военно-морскую тактику и оперативное
искусство ценными новшествами. В стать-
ях ничего не говоргтся о партийно-полити-
ческой работе, без которой немыслим успех
любой боевой операции.
	Не ясно ли, что такие статьи
никак не могут считаться всесторонне, глу-
боко и исчерпывающе обобщающими боевой
опыт.
	«Морской сборник» совершенно не зани-
мается вопросами идейно-политического вос-
питания наших офицеров.
	В № 11—12 за 1945 год была поме-
щена статья Л. П. Хияйнена «Воинское вос-
питание офицеров-подводников». Показа-
тельный штрих — эта единственная статья
о воспитании офицеров упоминается в «Укз-
зателе статей, помещенных в журнале «Мор-
ской сборник» за 1945 г.», в разделе «Раз-
нае», рядом с некрологом и морской хрони-
кой. Л. П. Хияйнен сводит все воспитание
офицера к его специальной подготовке,
к освоению им профессиональных на-
выков в управлении кораблем и механиз-
мами, совершенно игнорируя политическое
воспитание офицеров, освоение ими искус-
ства воспитания подчиненных, марксистеко-
ленинскую учебу. Таким образом, боевая
подготовка офицеров расематривается в от-
	Неужели редакция считает, что такое из-
ложение материала помогает офицеру осва-
ивать боевой опыт?

В журнале напечатана статья К. К. Зото-
ва «0 некоторых чертах современной войны
на море» (№ 1 за 1946 г.). -

Б. К. Зотов, рассуждая «вообще» о вто-
рой мировой войне, совершенно не анализи-
рует особенности Великой Отечественной
войны Советского Союза против гитлеров-
ской Германии. Тактика и техника, взаимо-
действие сил, борьба на коммуникациях,
борьба за берега— все эти вопросы рассмат-
риваются им в полном отрыве от боевой де-
ятельности советского флота.
ятельности советского флота:

Советским морякам, как и всему совет-
скому народу, чуждо низкопоклонство перед
зарубежными странами. Советские моряки
не пренебрегают лучшим опытом заграницы.
Но В То же время критически относятся к
этому опыту, по достоинству оценивая мно-
гочисленные из’яны в боевой организации,
тактике и технике флотов капиталистиче-
ских государств. «Морской сборник» стоит
на других, прямо противоположных пози-
циях. Опыту иностранных флотов он уделя-
ет гораздо больше места, чем опыту совет-
ского флота. Соотношение количества тех и
других статей в журнале за 1945 год вы-
ражается, примерно, как два к одному.

Но дело не только в количестве таких
материалов. Дело в том, что эти материалы
неправильно ориентируют читателей. Они
рассказывают только о положительных сто-
ронах тактики и техники в иностранных
флотах, не подвергая критике недочеты. Та-
кая однобогость создает у читателя ложное
представление о зарубежных военно-мор-
ских силах. Журнал часто целиком перепе-
чатывает корреспонденции из иностранной
прессы, не давая им никакой оценки.

Систематически печатаются «Сведения
0б иностранных флотах» Е. Е. Шведе. Чи-
тателю преподносятся лишь тактико-техни-
ческие данные, цифры и факты о кораблях,
о военно-морских базах, а что скрывается за
этими цифрами, критический анализ их,
политическая оценка, показ причин, вызы-
вающих рост военно-морских флотов капи-
талистических стран, — все это не интере-
сует редакцию. Этими недостатками страдает
весь отдел журнала «В икестранных фло-
	тах». Нет нужды доказывать, что такаЯ
аполитичная позиция редакции создает возм
можность проникновения на странипы жум
нала чуждых нам капиталистической идеоч
логии и взглядов, наносящих ущерб разви“
тию советских военно-морских сил. Taxed
«чисто информационное» печатание сведе
ний о зарубежных флотах мешает. офиде
рам — читателях журнала — правильно
понять империалистическую политику Hee
которых морских держав, усиленно строя“
щих новые военно-морские и BOPHHO-B0%
душные базы во всех частях земного шара

«Морской сборник» совершенно не оевеч
Щает вопросы советской морской культуры;
укрепления дисциплины и организованности
на кораблях и в частях. Ни одной статьи я
эти темы в журнале нет. Полное забвение

тавих актуальных вопросов еще раз показы“
вает, насколько «Морской сборник» отор-
вался от флотской действительности. 06 этом
свидетельствуют и такие факты, как увле*
чение историей, экскурсы в далекое прошлое
нашего флота, без каких-либо выводов о том,
насколько прошлый опыт помогает моряках
решать сегодняшние задачи,
	«Морской сборник» не опирается на ши“
рокий авторский актив. В нем печатаются
статьи главным образом членов редкол
легии, преподавателей академии и 0267
ников центрального аппарата военно-м0р
ских сил. Очень редко печатаются в журна“
ле статьи офицеров флотоз и флотилий,
что свидетельствует прежде всего о слабой
работе с авторским активом.

Таковы ‘недостатки журнала «Морской
сборник». Серьезность этих недостатков оче-
видна. Флотская общественность не может
и не хочет больше мириться ес этими недо
	статками, Интересы дальнейшего роста во
енно-морских сил настоятельно требуют ре
пгительного поворота «Морского сборника»
K решению тех задач. которые поставили
партия и товарищ Сталин перед- военными
моряками. «Морской сборник» должен поло“
кить в основу своей работы приказ
товарища Сталина о журналах «Военная
мысль» и «Военный вестник», стать вы
сокоидейным журналом, который руковод
ствуется политикой партии и правительства
в укреплении военно-морской мощи Совет
ского государства.

Г. ПАДАЛКА.
		ников, некоторые авторы уводят читателя
	_ от современности, преподносят ему факты
	тридцатилетней давности,
	Например, Л. Г. Гончаров в статье «Сов-
местные артиллерийские стрельбы кораблей
в бою» (№ 1 за 1946 г.) подтверждает свои
положения и рассуждения в основном при-
мерами из... Ютландекого боя, Афонского
сражения 1807 года, боя кораблей Черно-
морского флота с «Гебеном» и «Бреслау» в
1914 году и т. п. Только в конце статьи
автор приводит несколько современных при-
меров.
	Изучая стратегию, тактику, организацию
и боевую подготовку флотов, мы обязаны ие-
пользовать весь громадный положительный
опыт, накопленный военными моряками.
Нельзя поэтому пренебрегать изучением и
Афонского сражения, и Ютландекого, и дру-
гих боев прошлого. Но ясно и то, что в пер-
вую очередь необходимо изучать опыт Вели-
кой Отечественной войны и второй мировой
войны, а в своей практической деятельно-
сти исходить прежде всего из этого опыта.
	Некоторые статьи написаны таким язы-
ком, что иногда трудно понять, что хочет
сказать автор. Вот пример из статьи
В. А. Алафузова «Вопросы боевого управае-
ния» (№№ 8—9 и 10 за 1945 г.):
	«Даже если вообразить такое положение,
что все исходный данные для решения за-
дачи (задача и обстановка) даны одновре-
менно и больше не поступают,—что может
иметь место только при составлении плана
операции до начала боевых действий (в по-
рядке разработки плана войны в мирное
время) либо перед учением или игрой, —
	id
		рыве от их политического воспитания, и в  10 Ив этом случае последовательность путе-
этом— ошибка автора. шествия по ступенькам схемы нарушится

В последующих номерах журнала   Необходимостью забегать вперед (так как
эта ошибка не была исправлена. Редакция   Задачу надо уяснить с точки зрения обста-
решила пойти по линии` наименьшего со-   новки) или отступать назад (так как
противления и вообще больше не касаться   обстановку нало уяснить с точки зрения за-
вопросов политического воспитания офице-   дачи), а итог решения возникнет не сразу
ров.   после окончания путешествия по этапам
	Вместо того чтобы направить творческую   °Х@МЫ, но начнот постепенно обрисовывать-
мысль наших офицеров вперед, на дальней-   СЯ Во время этого путешествия и попутно
шее развитие военно-морской науки на 0с-   60 своим постепенным возникновением ста-
нове опыта Великой Отечественной войны и   нет оказывать давление на процесс своей
	подготовки».
	критического освоения боевого опыта с0юз-
	четырех статей. Вопреки традициям боль- ветских людей— офицеров, тех, кто практи-