19 октября 1946 г..
		суббота, № 241 (2429)
	КРАСНЫЙ ФЛОТ
	ПАРТИЙНЫХ СОБРАНИЙ
	Тактическая полгот
команлира ба-тав
	Лекции о новой пятилетке
	=>

° Еекоторые командиры батарей непра-
ВИЛЬНО Считают, ЧТо Можно научиться хо-
мо управлять огнем, ‘не зная как сле-
Пет тактику, что вопросы тактики каса-
wied тлавным образом штабных офице-
ров. Песостоятельноеть подобных расу жде-
ний подтвержлается на первом. же учении,
Практлка показывает, насколько важна
в ей системе офицерской учебы такти-
чекал подготовка командира батареи,
	На одной из поверох офицерекого соста-
в 1 тактической подготовке оказалось,
ч командир батареи капитан Щепоткин
плохо знает многие вопросы тактики, в том
сле расчеты бомбометания, пояса бое-
вых куроов, определение параметров манев-
8 цели и т, п. Это дало себя знать за уче-
нии, Щеноткин неправильно применял не
и1ько способы стрельбы, по даже вил
огня,

Bor ках он действовал.
	Группа самолетов бомбила об’екты с вы-
at более 4.000 метров. Командир бата-
и открыл по ним огонь, хотя соверщенно
мевидно, что при такой высоте огонь не
got быть эффективным, Через несколько
шнут повторилось TO же самое: Щепоткин
ишрыл омнь по самолетам, находящимея
зе зоны досягаемости.
	Чем можно об’яенить полобные ошибки?
вазывается, Шепоткин репгил, что самоле-
tH ABO бомбить только с пикирования,
и; ках они относятся к типу пикирую-
цих бомбардировщиков. Цоэгому он откры-
зы огонь преждевременна, в расчете на то.
a, Kurla самолет пойдет в пике, огонь
фушй окажется эффективным. Расчет не
иравдалея — самолеты бомбили < горизон-
мльзого полета.
	(казалось плохое знание командиром
 изнаков пикирования. Известно, что, пе-
и11е как итти в пике, самолеты расере-
 тчиваются па бодее мелкие группы,
ибирают горку, перестраиваются в киль-
мирную колонну или становятся в круг.
фмантир батареи не учел всего этого и не
ци выПодНить задачи,

Этот пример показывает, что управляю-
Цай огнем — комамдир батареи — должен
ть тактически грамотным офицером, от-
уно знать тактику авиации, постоянно
ыдить за ее развитием. Тактическая и
пивал подготовка должна вестись* парал-
asad, Для того чтобы умело применять.
НД ОГИ, ©1060б стрельбы и даже вести
(уректуру в ходе стрельбы, командир ба-
при должен уметь своевременно разгадать
ицезр цели и определить замысел против-
а.
	A BOT другой пример. Авиация «протизв-
ика» сосредоточила свой бомбовый удар
1\ порту. Одной из наших батарей приш-
05 оборонять порт и вести огонь на само-
урону. Начали «выходить из строя» лич-
Ый состав и техника. Командир соседней
йреи капитан Денисов, видя этот перав-
ый «бой», решил помочь батарее огнем
иих орудий. Плотная завеса огня прикры-
1 действия батареи, защищавшей порт.
taped смогла направить свою силу на
 иротивника», атакующего порт.
	На разборе учения командир батареи
мов правильно обосновал свои дей-
(вия в этом случае,
	3 — OB 6oax за город Тузюе, — сказал
* и-мы часто при отражении воздушных
			Мхховское городское лекционное бюро
иди  большую работу по пропаганде
киа о новом пятилетнем плане. За
ить месяцев па предприятиях столицы,
 10мах культуры, клубах и в учебных за-
ниях прочитано 1460 лекций по ос-
итых вопросам пятилетки. Каждая лек-
ия, как правило. иллюстрируется  диаг-

Совещание преподавателей
марксизма-ленинизма
	(От корреспондента «Красного Флота»)
	—щ—жщжд—„«„х——=/.—/—
«КУБОК СССР» ПО ФУТБОЛУ
	Команда «Динамо» (Тбилиси) вышла в полуфинал
	го нападающего так и не удалось. Он пере
мещалея е края на край, быстро продвг
ralca по центру с мячом. В один из. момев-
тов Пайчадзе удалось оторватьея от. залциа
ты москвичей, и, приняв очень точную пез
редачу Бережнова, он, ни минуты не меш»
кая, послал мяч в самый угол ворот про»
тивника. Счет стал 1: 0.
После перерыва темп игры еще усилила
ся. Москвичи прилалали все усилия, чтобы
уйти от пораженая. Но и тбилисцы не пре
кращали своих атак, стремясь закрепить
цобеду. Примерно в середине второго. тайма
следует новый натиск на ворота москвичей.
Пайчадзе подает на ворота, и Бережной-го-
ловой забивает второй мяч, Почти вся мо-
сковская команда переходит в наступление,
Но до конца, матча ей удастся сквитать всего
ОДИН МЯЧ. oe
Тбилиеские динамовцы уходят с поля
победителями, завоевав право участвовать
в полуфинальном малче. Они ветретятся.е
московской командой «Торпедо» .15.. .oxe
тября. cee
	Вчерашний четвертьфинальный матч ме-
жду динамовскими командами Москвы и Тби-
лиси был наредкость интересным и на-
пряженным. 0бе эти команды обычно ус-
пешно играют на Вубок и неоднократно до-
ходили до финала и полуфинала. Олнако ми-
сковские динамовцы были обладателями
Вубка. з их тбилиееким одноклубникам нп
разу не удавалось завоевать этот почетный
приз. В розыгрыше первенства страны
1946 года московские и тбилисские дина.
мовцы набрали одинаковое число очков, но
у москвичей было лучшее соотношение мя-
чей.

(бе команды, естественно, стремилиеь г
победе. Они активно атаковали, стойко з3-
щищали свои ворота. Однако уже в первом
тайме стало ясно, что тбилисды переигры-
вают москвичей. Наибольшую опасность во-
ротам столичной команды представлял
центр нападения южан Борис Пайчадзе.
Москвичи учли это и приставили к нему з
качестве «сторожа» полузащитника Блин»
кова. Однако удержать этого стремительно-
	Команда Центрального Дома Красной Ар-
мии, занявшая первое место в розыгрыше
первенства СССР, удостоена, как извест-
но, звания чемпиона страны. Веевоюзный
Комитет по делам физкультуры и спорта
при Совете Министров СССР наградил ар-
мейских футболистов переходящим призом
и дипломом 1-Й степени. Старший тренер
комзады заслуженный Мастер спорта
Б. Аркальев, игроки В. Никаноров, К. Ля-
оековекий, А.. Прохор. Б. Афанасьев,
	И. Щербаков, А. Виноградов, А. Гринин,
В. Николаев, Г. Федотез, В. Демин. В. Со-
ловьёв, И. Кочетков награждены диплома-
Mu 1-Й степени и денежными прёмиями по
5 тысяч рублей. -
	ралтейства о рассредоточении, конвой шел
без ордера, и система ПЛО и ПВО была на-
рушена. Отряд же прикрытия возвратился
на запал задолго до появления надводных
кораблей противника. Туда же ушел после
приказания и крейсерский отряд. Ушли от
конвоя частью к Новой Земле, частью за-
нявшиеь епасением личного состава и уни-
чтожением подбитых противником  транс-
портов, и корабли эскорта. Таким образом,
се 22 часов (по гринвичскому времени) 4 ию-
ля конвой распался. Транспорты были поки-
нуты кораблями эскорта как раз в период
нарастающей угрозы. После сигнала о рас-
средоточении конвоя транспорты  произ-
вольно разбились на группы и начали само:
стоятельное движение через район актив-
ного действия подводных лодок и авиации
противника, Часть судов вместе с группой
кораблей эскорта направилась к Новой Зем-
ле, другие следовали туда без кораблей со-
провождения. Некоторые транспорты ©амо-
стоятельно устремилиеь к горлу Белого моря
и Е Кольскому заливу, Группы и одиночные
транспорты следовали раздельно, подверга-
ясь многочисленным атакам подводных ло-
док и еамолетоз. Транспорты шли вслепую,
не получая никакой информации об обета-
повке.
	Противник широко использовал  разроз-
пенное движение судов. Групповые атаки
самолетов перемежались с ударами под-
Бодных лодок. Одни суда горели, другие
тонули, иекоторые, поврежденные и поки-
нутые командами, расстреливалиеь CBORNE
же кораблями.
	Естественно, что создавшаяся обстановка
не могла быть предусмотрена заранее. По-
этому разработанный план обеспечения
встречи конвоя силами Северного флота п
Беломорской флотилии пришлось  пере-
строить. Or aux потребовались энергичные
и обширные мероприятия по поиску, оказа-
нию помощи транепортам и проводке их в
Архангельск. Были специально организова-
ны операции по выводу транспортов из
мест их временных укрытий в бухтах Новой
Земли, по поиску, ветрече, конвоированию
ит. д. Вместе с кораблями активно, действо-
вала и авиация Северного флота. На раз-
вслку, поиск и прикрытие транспортов она
в короткий ерок совершила около ста выле-
тов, на бомбарлитовку аэродромов и 6a3
противника—178 вылотов и т. д. Наши
миноносцы производили поиск и эскорти-
рование отдельно следовавших транспортов,
отражая огнем артиллерии атаки самолетов
противника, Поиск отдельно следовавших
транспортов и их прикрытие продолжались
	г отовка
атареи _
	налетов прибегали к взаимной выручке, к
поддержке соседа огнем своих орудий. Ta-
кал поддержка наносит болышой урон врпа-
тг

TTtIrnaAncn. ....
	# — EES О ЗО РИГИ
ry, путает’ его расчеты на успешную
атаку,
	Этот факт показывает, как тактическая
грамотность и знание опыта войны позво-
ляют командиру батареи правильно ис-
пользовать мощь огня своих орудий.
	Приведенные примеры убедительно до-
казывают, что тактическая подготовка
нужна командиру батареи не менее, з мо-

yen foe!
	жет быть и более, чем, скажем. штабному
лее абном
офицеру. ‚ чем, скажем, штабному
	Вомандиру батареи прежде веего нужно
знать огневые возможности артиллерии и
тактические приемы ee использования.
Это поможет ему правильно управлять ог-
нем своих орудий, грамогно применять ви-
ды и способы стрельбы.
	Известно, что в изучении тактики не мо-
жет быть шаблона и Трафарета. Нельзя,
например, оказать, что в бою в одном слу-
чае следует делать так, а в. другом — LO
иному. В каждом случае надо действовать
в соответствии с обстановкой, поэтому у
командаяра батареи должно быть развито
тактическуе чутье, основанное на тверлом
знании тактических приемов врага и воз-
можностей своего оружая.
	Лучшим видом тактичеекой подготовкя

являются игры, групповые упражнения,
выходы в поле, 3 по отдельным вопросам—
лекции и доклады. Несколько выходов в
поле, проведенных в этом учебном году с
командирами батарей, дали хорошие резуль-
таты. Три выхода были посвящены вы-
бору элементов боевого порядка батареи
для стрельбы по пехоте с закрытой пози-
ции. Практически выбирались боевой поря-
док, расположение постов наблюдения, кор-
ректировочных постов и огневых средств.
Одковременно проводились стрельбы,
Комзнлиры батарей получали практические
навыки в определении исхолных данных
для стрельбы, в расстановке боевых поряд-
Ков.

Результаты выходов сказались на вы-
полненяи учебной задачи co стрельбой по
пехоте с закрытой позиции. Стрельба про-
водилась в приближенной к боевым усло-
виям обстановке, < поражением мишеней и
была выцолнена отлично.
	На групповых упражнениях и играх <
командирами батарей изучаются такие во-
просы, как нанесение обстановки на кар-
ту, оценка обстановки, нринятие решения
на открытие огня, расчет сил и средств,
перебазирование подразделений.

Групповому упражнению пли игре, как
правило, предшествует доклад по исполь-
зовзнию опыта Отечественной войны. 0д-
нако этой подготовки окажется недоста-
точно, если офицер не булет самостоятель-
но работать над повьмцением тактических
знаний: :

Проведенный разбоф последнего  кон-
трольнэ-тактического учения Н-ской части
показал, что большинство офицеров умеет
правильно принимать решения и оценивать
обстановку. Командиры батарей в сложных
условиях сумели хороше использовать свое
сружиг. Учение в целом получило высо-
кую оценку.
	Капитан К. ИВАНОВ.
		Коммунисты обсуждают’
отчет парторга
		«Красного Флота»)
		т. Шелохович пытался об’яснить” еяабой
квалификацией молодых преподавателей. Е
сожалению, он ничего не сказал, какая же
помощь была оказана молодым преподавате
лям и что намечается в этой области в
дальнейшем. . rr

—- Одним из серьезнейших недостатков,
говорит майор Аграчев,—является то, что
мы, преподаватели, плохо знаем наших кур
сантов, слабо связаны с ними, не занимаемся
глубоким анализом учебно-педагогического
процесса.

Майор Аграчев указывает далее на TO,
что в военно-морских учебных заведениях
нет глубокого изучения работы преподавате-
лей. кафедр основ марксизма-ленинизма, и
предлагает восстановить практику, которая
существовала до войны: возобновить раз
бету нештатных инструкторов политотдела»
Политотдел должен систематически посыз
лать квалифицированных преподавателей
одного училища в другое с целью проверки
и анализа работы кафедр.

Выступивший на совещании начальник
кафедры основ марксизма-ленинизма Выс-
щего военно-морского ордена Ленина инже=
нерного училища имени Дзержинского майор
Панич говорил о необходимости тесной связи
кафедры с партийными и комсомольскими
организациями. Одно время в училище пло»
хо обстояло дело с семинарами. Были слу*
Чан, когда курсанты слабо готовились к
ним, В это дело вмешались партийная и ком=
сомольская организации. Они потребовали от
коммунистов и комсомольцев более стара-
тельного и вдумчивого отношения к учебе,
Семинары стали проходить активнее.

Ha совещании выступили также полков
ники Шаварин, Нелидин, майор Лебедев, ка»
питан 3 ранга Кулешов.
	Старший лейтенант Н. БАДЕЕВ.
	В политотделе военно-морских учебных
заведений недавно состоялось совещание на-
чальников кафедр основ марксизма-лени-
низма и преподавателей социально-экономи-
ческих дисциплин. С докладом о пренодавз-

нии марксистско-ленинской теории высту-
пил генерал-майор береговой службы Юдин.
  — Принятые за последнее время Цент-
	ральным Комитетом ВЁП(б) важнейшие ре-
	шения по вопросам идеологической работы
обязывают нас коренным образом улучшить
преподавание маркеизма-ленинизма, улуч-
шить всю нашу воспитательную работу.

— Анализ экзаменов, — говорит доклад-
чик, — позволяет сделать вывод, что. в
преподавании маркеистеко-ленинской тео-
рии в военно-морских училищах есть не-
мало существенных недочетов. Они заклю-
чаются в том, что часть курсантов ‘механи-
чески зазубривает формулы и выводы изу-
чаемой темы, не осознавая глубоко их зна-
чения. Отсутствует анализ событий и фак-
тов истории, ответы носят больше всего опи-
сательный характер. Многие курсанты не
изучают первоисточников, рекомендованных
программой. Слабо усвоены курсантами во-
просы диалектического и неторического ма-
териализма.

— Все это, — подчеркивает т. Юдин —
следствие’ больших и серьезных пробелов в
преподавании марксистско-ленинекой тео-
рии.

Докладчик подверг критике работу не-
которых преподавателей, которые плохо го-
товятся в лекщиям, не стремятся улучшить
HX содержание.

Поеле доклада развернулись прения. Под-
полковник Шелохович в своем выступлении
признал критику работы руководимой им ка-
федры, данную в газете «Красный Флот»,
правильной. Недостатки в работе кафедры
	х
В просторном кубрике Краснознаменного
линкора «Севастополь» собрались комму-
нисты котельной группы. Отчетно-выборное
собрание началось точно в назначенное вре-

мя. Отчетный доклад сделал парторг т. Ма-
ХОНИН.
	Он рассказал о том, как выполняют свой
воинский долг коммунисты котельной: груп-
пы, как партийная организация бородась за
повышение авангардной роли членов и кан-
дидатов партии в боевой подготовке, как она
помогала командиру.
	Вомандир группы инженер-калитан-лей-
тенант Кубышкин во’ всей своей работе опи-
рается на партийную организацию. Крепкая
связь, правильные деловые взаимоотноше-
ния между командиром и партийной органи-
зацией помогают успешно решать задачи,
стоящие‘ перед подразделением. Это отмечали
И докладчик и многие участники прений.
	Партийная организация котельной груп-
пы сумела привлечь к активной работе офи-
церов-коммунистов. Неоднократно на собра-
ниях выступали с докладами капитан 2
ранга Уваров, инженер-капитан 3 ранга
Иванов, инженер-капитан-лейтенант Кубы-
шкчн и другие.

Затем докладчик перешел к освещению
внутрипартийной и воспитательной работы.
Здесь т. Махонин был немногословен,

— Идейное воспитание у нас поставлено
слабо. —заметил он.
	Почему слабо, в чем. причины отставания
этой важнейшей области партийной работы,
докладчик, к сожалению. не сказал.
	А дело в том, что партийное ‘бюро, по су-
ществу, не контролировало, как коммуни-
еты выполняли партийные поручения, как
они учились. Тов. Махонин перечислил чле-
нов партии, имеющих партийные поручения.
Он называл фамилии членов партбюро, дру-
гих коммунистов. Но ках они справляются
с порученной работой, локладчик не сказал.

Этот существенный пробел доклада Bec-
полнили участники прений.
	— Во время выборов в Верховный Совет
СССР, — говорит коммунист Афанасенко,—
многие наши члены партии работали хото-
	Б этом году начало работать новое Госу:
дарственное издательство географической
литературы — Географгиз. Оно будет вы-
пускать книги По географии Советского
Союза и капиталистических стран, произ-
ведения выдающихся путешественников,
популярные брошюры, посвященные  pas-
личным районам налией страны.
	Ряд книг. изданных Географгизом, уже
вышел в свет. «Первые ‘иседедовалеан
Дальнего Востока» — так называется кнн-
га Л. Г. Каманина, открывающая’ серию по-
пулярных произведений под ! названием
«Русские путешественники», В ней пае-
сказывается о первых иселедователях Кау-
чатки и Приамурья — Атласове, Пояркове,
академике ЕКрашениннакове. Отдельный
рассказ посвящен адмиралу Г. И. Неведь-
CKOMY, его открытиям в низовьях Амура.
	Вышла из печати работа профессора
локтора географических наук Г. Д. Рихте-
ра «Север Европейской части CCCP».
Автор дает подробный  физико-географичя-
ский очерк Аохангольской, Мурманской,
Вологодекой областей и Коми АССР. пад.
робно описывает Кольский полуостров on
	воины
	шо, были активными агитаторами. Но после
выборов им перестали ‘уделять внимание.
Член партбюро т. Горбенко, отвечающий. за
агитационную работу, ничего не делает в
этой области. Сам Горбенко не работает над
повышением своего идейного уровня, не из-
учает историю партии.
	Коммунисты Гоголев и Малый числятся
в списках самостоятельно изучающих марк-
систско-ленинскую теорию. А на самом деле
они ничего не изучают. Партийное бюро не
проверяет, как коммунисты повышают свои
знания, не руковолит их учебой.
	— Отсутствие воспитательной работы.—
указывает т. Петров,—приводит к тому, что
коммунисты начинают забывать свои пар-
тийные обязанноети. Член партии Алиев со-
вершенно не работал над повышением сво-
его ихейного уровня, увиливал от политза-
нятий. Партбюро мирилось с таким положе-
нием. В конце концов дело дошло до того. что
Алиев за сравнительно короткий срок по-
лучил четыре дисциплинарных взыскания.
Плохо работал член партбюро т. Едуш, ко-
торому поручен важный участок—нагляд-
ная агитация,
	О том, как бюро руководило агитаторами,
рассказывает в своем выступлении комму-
ниет Костин:
	— Мне заявили, что я агитатор боевого
поста, но со мной как с агитатором никогх
нс беседовали, как работать — не учили.
	Коммунисты Болотный, Соловьев, Рогин-
ский и Панченко в своих выступлениях го-
Рорили о недочетах работы партийного бюро
корабля, которое недостаточно занималось

вопросами идейного воспитания коммуни-
сетов.
	Собрание приняло развернутое решение
по отчетному докладу парторга, наметило
конкретные мероприятия для улучшения
партийной работы. Затем состоялись выбо-
ры. Путем тайного голосования коммунисты
котельной группы избрали новый состав
партбюто.
	Напитач 3 ранга Н. ДОБУШЕВ.
Черноморский флот.
	однократно выезжал в составе научных эк-
опедиций.

Географгиз издал также классическую
работу JI. Il. Семенова-Тяньшанекого «Пу-
гетествие ‘в Тянь-Шань».

В ближайшее время выхолят из печатв
произведения великих русских путешест-
венников Пржевальского и Козлова. Геогра-
фическое издательство переиздает работы
знаменитых русских мореплавателей = He-
вельского, Лисянского, Дитке, Коцебу. Кии-
га Лисянского «Путешеетвие вокруг света
на корабле «Нева» в 1803—1806 гг.» уже
находится в производстве,

К редактированию книг о моряках при-
влекаются адмиралы и генералы Военно-
Морского Флота. Матерпалы кругосветного
путешествия Литке редактирует профессор
инженер-контр-адмирал Н. Н. Зубов.

Готовится к изданию серия книг «Прч-
рода СОСР», которая будет знакомить чи-
тателей с географией Западной Сибири,
Дальнего Вестока, Средней Азии, Казахстан
на и других районов страны, .

Книги Географгиза иллюстрируются кра-
вочными рисунками, фотографиями и гео-
	щих тремя воленнами © миноносцами впе-
реди каждой колонны и © миноносцами н
кильватерном строю на флангах конвоя. Мы
знали также, что крейсера «Лондон» и
«Кент» с двумя американскими военными
кораблями находилиеь в 20 милях к западу
от конвоя. 0 наличии в море конвоя мы
знали в течение нескольких дней».
	Немецкие самолеты подошли к району
боя несколько впереди конвоя. Разведчик
вывел их на цель. В результате атаки этой
группы были потоплены три’ транспорта.
Советский танкер был поврежден и заго-
релся. Однако пожар на корабле был быст-
0 ликвилирован. Танкер, увеличив ход,
начал догочять конвой. На пути он ветре-
тил английский миноносец. Капитап тан-
вера нерелал на миноносец семафор ‹ле-
дующего содержания: «Охраняйте нас до
6х пор, пока не соединимся с конвоем». С
мчноноеца пэслеловал ответ: «Конвой вновь
	a ete Н 2
стоятельно. Советую вам ржал
	как позволит лед. Всего xopomeror, —_...

После первых ударов немцы продолжали
сосредоточивать для атак конвоя все боль:
шие силы..В первых числах июля в море
было обваружено свыше десяти потводных
лодок, а к Б июля их чиело достигло 15.
Предположительно 2 июля из Тронхейма в
море, видимо, также лля удара по конвою,
вышла и эскадра немецких кораблей. В ее
‘составе были линейный корабль «Тирлии»,
тяжелый крейсер «Алмирал  Шеер» и не-
сколько минонсецев. Но «Тириицу» не ула-
лось прянять участие в разгроме конвоя.
5 пюля подводная лодка под команлованием
Героя Советского Союза капитана 2 ранга
Лунина атаковала его и добилась попала-
ния торпеды в кормовую часть корабля.
Подорванный «Тарнии» был вынужден от-
казаться от нападения на копвой и возвра-
талея в базу.

К сожалению. и этот крупный успех не
спас конвой от разгрома. 0б’ясняется это
тем. что еще вечером 4 июля английское
адиирзлтейство передало следующую теле-
грамму:

«Командиру эскорта, командующему оте-
чественныхм ‘флотом, от’ адмиралтейства.
Ввиду угрозы со стороны надводных кораб-
лей противника необходимо  раесредото-
чЧитьея и слеловать в русские порты».
тряду же крейсеров следующей телеграм-
мой было приказано уходить на запад на
большой скорости.

В это время конвой вошел в зону актив-
ных действий авиация и подводных лодок
противника. Выполняя приказание адми-
	eo ale
	Книши Георафическоло
издательстеа
		НАГРАЖДЕНИЕ ФУТБОЛЬНЫХ КОМАНД
	Соответетвующих дипломов и денежных
премий удостоены московская и тбилис-
ская команды «Динамо», зонявшие 2-е и
3-е места, дублирующие составы -москвв-
ской и тбилисской команд «Спартак»: и
«Динамо». Натраждены также отличивигие=
ся во всесоюзных соревнованиях мастеров
второй группы московские команды  Воел=
но-Воздушных Сил и «Пищевик» и’38806
вавшие первое и второе места во в666003=
ных зональных соревнованиях команды
рижского и алма-атинского «Динамо», уже
глпотекого «Спаттака», калининградского
«Зенита» и тбилисской «Крылья Советов»
	до 24 июля. Таким образом, разрозненное
и неорганизованное движение судов после
роспуска конвоя вызвало значительно боль-
шее напряжение боевых сил флота и флоя
тилии, чем это имело бы место при обычном
эекортировании. ‘
	Всю динамику и послеловательность cog
бытий после роспуска конвоя осветить @
желаемой точностью в настоящее время
трудно. Однако размеры потерь конвоя и
их причины можно установить безошибоч
но. После рассредоточения конвоя прибыло
в’Архангельск только 11 судов, остальные
цсгибли. При этом 11 из них, по утвержде-
нию очевидцев, были покинуты командами
п расстреляны своими. кораблями эскорта,
хотя транспорты имели незначительные по-
вреждения. Последняя цифра — яркий по-
казатель царивигих в среде экипажей с0ю3-
ных судов безответственности и паники,
	Не лишне упомянуть, что следовавшие
с этим конвоем два советских транспорта,
несмотря на полученные повреждения, до-
ставили груз в порт назначения. Транспорт
«Донбасс» после расередоточения конвоя
продолжал следовать прежним курсом, & за=
тем повернул на Архангельск. На пути его
6 раз атлковали самолеты противника. Все
же экипаж «Донбасса» сумел He только
отбить врага, но, пересекая район активных
действий, подобрал экипаж  потопленного
судна союзников. Спасенный экипаж, видя
решимость советских моряков до конца за-
щищать свой транспорт, воспрянул духом и
принял участие в общей борьбе с противни-
ком. Экипаж другого советского судна, вхо-
дившего в конвой, устранив повреждения,
полученные судном от попалания торпеды,
привел его в гавань на Новой Земле, з за-
тем — в Архангельск,
	Наибольшее число потерь понесли те
группы конвоя, которые шли в направле-
нии н% Архангельск или Мурманск вдали
от движения кораблей оставшейся части
эскорта. Выбор этого направления — пря-
MOO следетвие приказания английского
адмиралтейства: «Рассредоточиться и еле
довать в русские порты». Этим pace
поряжением команды судов были “оривн“
тированы на движение в Архангельск и
дажо Мурманск, то есть через районы раз
вертывания подводных лодок и - авиация
противника, Группы же, державшиеся вблиз
зи кораблей эскорта, от места рассредотоа
чения конвоя до берегов Новой Земли иода
лее”в Архангельск дошли почти без потерь:
	Окончание следует,
	раммами, картами, таблицами. В садах и
парках, помимо этого, устраивались вы-
ставки по основным разделам пятилетнего
плана.
	LILITH
Великой
	Лекционное бюро организует
посвященные 99-й головщине
	Из опыта второй мировой
	Уроки одной операции
	пролегал в направлении на остров Hn-
Майен, остров Медвежий, горло Белого
моря.

Около 12 часов   июля е транспортов
конвоя был замечен самолет противника.
В тот же день, около 20 часов, кораблями
эскорта была обнаружена немецкая полвот-
ная лодка. Стало очевидным, что противни-
ку известно о лвяжении конвоя. Следэвало
ожидать атак подвотных лоток. авиация и
надводных кораблей. Действительно, 2`июля
около 11 часов на видимости конвоя появи-
лись два самолета, а через полчаса была
обнаружена подводная лодка немпев. Околь
13 часов корабли эскорта сбросили в районе
обнаруженной подводной лодки глубинные
бомбы, а конвой уклонился на 45° от гене-
рального курса. на который вновь возвра-
тился через 45 минут. В 16 ч. 40 м. конвой
атаковала группа в пять-шесть  торпедэ-
ноецев «Хе-115». Огнем с судов и эскор-
тпрующих кораблей атака была отбитз
Торпедоносцы отошли, но оставались на
видимости до 18 ч. 15 м.
	появилиеь немецкие торпедоносцы. . Из-за
тумана и низкой облачности их видно не
было. Корабли конвоя открыли огонь по
шуму моторов. Но самолеты. ориентируясь,
видим, по следу трассирующих пуль п
снарядов. ве же вышли в атаку на транс-
порты. Одна из ‘торнед попала в американ-
ский транепорт «Христофор Ньюпорт», и он
сразу же был покинут команлой, хотя по-
вреждения были незначлтельны. Транспорт
был расстрелян потом эскортирующим ми-
поносцем.

В 18 ч. 25 м. конвой снова  потвергся
атаке [15 торпедоносцев «Хе-111». Самоле-
ты шли строем пеленга и, несмотря на ин-
тенсивный огонь  транелортов и. эскорти-
рующих кораблей. на высоте 4—5 метров
вышли в атаку. Мемцам удалось ворваться
в середину походного порядка и сброситЕ
торпеды против наиболее крупных транс:
портов.

Взятый в плен летчик сбитого во время
атаки самолета сообщил, что «еще утром
4 июля три отряда 1-й гоуппы 26-й apua-
эскадры были сосредоточены для нанесения
  удара по конвою у 0. Медвежий. Были све-

В 32 ч. 50 м. 4 июля над конвоем вновь
		В конце июня и первой половине июля >

2 rola nd портов союзных стран к 6®-
иным берегам Советского Союза шел боль- Капитан 2 ранга В. АНДРЕЕВ

14 КОНВОЙ © грузом танков, самолетов и oe
	фугим восружением для Красной Армии. В
пот период на северном морском театре
сожилаеь следующая обстановка.

Прупные надводные корабли германекого

Фшта (линейный корабль «Тирпиц», тяже-
№ крейсера «Адмирал Шеер» и «Лют-
33) базировались на Тронхейм и Вест-
форд. Легкие силы (подводные лодки и ми-
 олоцы) базировались.на Тромее и Кирке-
‚6, На аэродромах Северной Норвегии и
 Мзаяилии противник имел до 350 боевых
молотов. Подводные лодки и авиация
  ствовали в водах Северной Атлантики
 1 Баренцовом море.

Английский Флот в этот период нес в се-
  ных водах дозоры на линии Иеландия—
Ирникие острова. В базах Исландии нахо-
ились крупные силы англичан и амери-
Илиев, до линейных кораблей включи-
лью, Наш Северный Флот обеспечивал
Уумуникации в пределах своей операпион-
i зоны, к востоку от меридиана Hops-

1,

В период формирования конвоя, в Ислан-
AM lag отправки в Советский Союз и
_Илвоя из советских северных портов для
_Итравки на запал немцы активизировали

Шетвия своей авиации над Мурманском
ик ним из вероятных портов прибытия
юного конвоя, В частности, накануне
хода конвоя из баз Формирования пемпы
шли интенсивный палет на Мур-

RHR,

В сетав конвоя союзников входили

1 американских, 10 британеких. 2 совет-
Вах и 3 транспорта лругих союзных стран.
	ных налволных кораблей против чика были.
	развернуты 9 английских и 4 зоветские
полволные лотки.
	Для обеспечения конвоя. командование
Северного флота сосредоточило на аэродро-
мах около 300 самолетов, преимущественн?
истребителей. По плану Северный флот для
прикрытия перехода конвоя  должев был
вести разведку и оказывать помощь эскор-
ту в прогиволодочной обороне от меридиана
эстрова Медвежий на восток. Беломорская
флотилия в этот период форсировала мест-
ные текущие операции, с тем чтобы к мо-
менту приближения конвоя разрядить ®опе-
зативное напряжение в зоне его прохожде-
ния. Кроме того, флотилия интенсивно тра-
яйла горла Белого моря. фарватеры Двин-
ского залива и реки Северная Двина меха-
ническими, магнитными и акустическими
тралами.

Вечером 27 июня конвой вышел из
Хвал-фиорла (Исландия). Транспорты шли
в девяти колоннах Интервал между колон-
нами был установлен в три кабельтова, а
япетанция между гранепортами — два Ra-

вам 2 аа
	OE Pa ee ЕЕ: БТ 2:
Укорг состоял из 6 миноносцев. 4 KOp-   ANCTUAILUG ОТ а а
бельтова. Три спасательных   судна шали

“ron, 7 тральщиков, 2 подводных лодок
1 ураблей ПВО и 3 спасательных судов   Конпевыми в третьей. пятой и восьмой кэ-
Ви мланвпартах имелось 33 зв
	У\андовал эскортом комантир миноносие
`Чвтель» командер Брум. Кэммодором коя-
  1 был офицер резерва английского военно-
 итого флота Даутунг, державший флаг
М пмовном транспорте пятой колонны
‘AR-ROMMOION и контр-коммолор шли На
и транслортах третьей и седьмой
EN,

вроме кораблей нопосредственного Oxpa:
iM, по плану адмиралтейства конвой
	лоннах. Ца транспортах имелось в о
ные пушки, 33 автомата, 207 различных
в а Иа г.
	HMw Fg eek eee РАК

пулеметов и 6 ракетных установок. hpowe
того. они несли 13 аэростатов заграждения
п 7 змеев. Эскортирующие корабли нахоти-
лись в Круговом охранении. трал крейсеров
слеловал самостоятельно, поепмуществений
находясь к соверу от конвоя. Bintan побе-
режья Исландии конвой шел в тумане, Ео-
торый держался до 30 июня. Далее Буре