за нашу Советскую Родину!
	И ОО
		  АЗЕТА ВОЕННО-МОРСКИХ СИЛ
(ОРГАН МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА. ССР)
РЕНА
	} 13 oKTAOps 1946 1 I, воскресенье

Против упрощенчества
в освоении боевого опыта
	полезное, отбросить все случайное, потеряв-
	‚ов свое значение.
	Сошлемся на такой пример. Известно,
что во время войны в силу определенных
условий многие батареи береговой обороны
хействозали против сухопутного противни-
ка, а не морского. Артиллеристы накопили
большой опыт тажих действий. Если кри-
тически не осмыелить этот опыт и пере-
нести его механически в обстановку сегод-
няшней боевой учебы, то можно притти к
неверному выводу, ‘будто учебу береговых
артиллеристов надо целеустремить на вы-
работку умения бороться только е сухопут-
ным противником. На самом же деле, основ-
ная задача береговых батарей — отражать
нападение с моря. Другое дело, что, решая
эту главную задачу, нельзя забывать опыт
войны и забросить подготовку батарей к
	действиям против сухопутных сил.
	Подобные примеры можно найти в дея-
тельности всех родов военно-морского ору-
жия. К сожалению, еше встречаются фак-
ты механического перенесения боевого
опыта в систему учебы. К чему это приво-
дит, видно из следующего случая, Корабль,
где командиром капитан 3 ранга Лоховин,
получил во время войны «срочное задание.
	Ремонт на нем не был полностью закончен.
	Но обстановка требовала итти в море, не
	дожидаясь конца ремонта. Благодаря уме-
лым действиям личного состава, отлично
знавшего технику, корабль выполнил зада-
ние. Он ‘успешно вел огонь по. вражескому
берегу, отражал воздушные атаки, сбил
самолет.

Недавно этому же кораблю пришлось ре-
	шать такую же задачу. И на этот раз не
был закончен ремонт, не пройдены швар-
товы и ходовые испытания, Несмотря на
это, командир т. Лоховин повел корабль на
учение. Однако никакой учебы не получи-
л0сь. Не успели выйти из базы, как из
строя вытла правая машина. Едва устра-
нили неисправности, как пришлось оста-
навливать левую машину. Короче говоря,
моряки только то и делали, что ликвилиро-
вали неисправности, которые были вполне
	естественны, поскольку корабль вышел в
	море, не закончив ремонта.

Выход неотремонтированного корабля на
учение является нарушением правил 60е-
вой подготовки. Кроме того, штаб соедине-
вия и командир корабля не учли, что во
время войны корабль был укомплектован
старыми, опытными моряками, в совершен-
стве знавшими военно-морское дело, и что
таких знаний и такого оныта сегодняшние
молодые моряки еще не имеют.

Следует подчеркнуть еще один недоста-
ток в деле освоения боевого опыта. Неко-
торые офицеры, особенно штабные, теоре-
тически разрабатывая и обобщая опыт ми-
нувшей войны, не уделяют‘ должного вни-
мания моральному фактору. Они иселеду-
ют материал упрощенно. Рассуждая о так-
тике и технике, забывают о советских лю-
дях, обогативших тактику. боев на море,
сумевших из техники выжать все, что она
может дать,

Дело не в том, чтобы в конце описания
боевой операции уделить немного места по-
литическому обеспечению ©е или вбокользь
оказать of отваге и мужестве моряков.
	Нало. чтобы каждая работа по обобщению
	любых вопросов опыта войны была про-
питана высокой больышевистокой  идей-
ностью и принцициальностью,
Военно-морекие силы, как и вся Совет-
ская Армия, оснащены не толька грозной
боевой техникой. Большевистская партия
вооружила наших воинов передовыми идея-
ми, сталинской. наукой побеждать, развила
в воинах все лучигие черты советского на-
рода и превратила Советскую Армию в пер-
вохлассную армию мира. Эти факторы
нельзя забывать при разработке и обобще-
нии любого материала по боевому опыту,
идет ли речь о тактике, об оружии, о тех-
нике.
Чем выше будет идейный уровень ра-
бот по обобщению опыта минувшей войны,
тем лучше мы будем двигать вперед со-
ветскую военную науку, тем плодотворнее
будет итти вся боевая подготовка кораблей
й частей.
	ee ~~

‘т.

Умелое освоение опыта минувшей войны
‘оставляет основу обучения и воспитания
аичного состава кораблей и частей. 0фи-
церы всех специальностей неустанно чер-
пают из богатой сокровищницы боевого
опыта и используют в повседневной учебе
ве то новое, что внесла война в тактику
современного боя, в применение оружия и
техники.

На флотах и флотилиях сделано немало,
чтобы боевая подготовка кораблей и частей
строилась на основе. опыта Отечественной
войны. Однако факты показывают, что ков-
где глубокое и всестороннее освоение бое-
вого опыта подменяетея формализмом. Чем,
как не формальным отношением к делу, 9б’-
яеняется то, что с начала навигации штаб
Н-ского соединения провел всего одну кон-

„ ференцию офицеров по освоению. опыта
  Отечественной войны, да и то неудовлетво-

рительно. Тема была выбрана очень важ-
ная: «Десантные операции и огневое содей-
ствие сухопутным войскам при форсирова-
ини водных преград». Конференция могла
принести большую пользу, если бы се как
следует подготовили и провели. Но штаб не
сделал этого. Командиры кораблей узнали
и тонференции лишь’ накануне, & доклад-
чик—3а три дня. В результате такой скоро-
(ой подготовки  твардии капитан
3 ранга Машканцев” читал свой 40-
ыы по конспекту, представлявшему co-
(ой не что иное, как целиком переписанный
хиернат из сборника по боевому опыту.
В прениях по докладу никто не выступил.

Нет нужды доказывать, какой вред тео-
мтическому образованию офицеров прино-.
(Ш такое формальное отношение штаба к
		мзработке вопросов боевого опыта: Яено,
Ч0 В этом соединении учеба личного со-
изва не базируется на опыте Отечествен-
	Некоторые командиры, решая конкрет-
aie задачи боевой подготовки, в той или
110Й степени используют опыт войны; но
ту забывают о нем, ошибочно полагая,
чо больше изучать нечего. Нельзя согла-
сться со столь упрощенным подходом к
делу. ювоение опыта войны — непрерыв-
ный процесс. Решение задач боевой. подго-
TORRE BOBCO не означает, что материалы по
(юзому опыту, использованные в ходе ре-
щения этих задач, уже достаточно освоены
Е что ® ним нет нужды больше обращаться.

Паоборот, эти материалы обычно требу-
ют после практических учений дальней-
пей, более глубокой разработки, теорети-
чевого обоснования. И ‘такая работа долж-
13 ветись во всей системе офицерской уче-
бы, Здесь-— большое и благодарное поле
\ательности для всех офицеров и прежде
Ken штабных. Последние должны не толь-
Хо сами показывать пример неустанной раз-
уботки и обобщения опыта войны, но и
ганизовывать систематическую работу в
эю\ направлении комамлиров подчиненных
	Краблей, частей и подразделений.
	Таким образом, задача заключается не
	ОТЬКо в ТОМ, Чтобы проводить учение в 00-
отановке, максимально приближенной к 60е-
	ВОИ, ЧТОбЫ в практическом обучении офи-
	церов, старшин и матросов использовать
тыт войны. «Этот опыт,— учит товарищ
(талин,— необходимо также ‘всесторонне
влользовать для теоретического образова-
ня офицерских кадров и’ дальнейшего ро-
{Ta советской военной науки. Следует пом-
НИТЬ, ЧТО военное дело непрерывно и бы-
ро разытвается, Красная Армия обязана
fe ТОЛЬКО Поспевать за развитием военного
а, но и двигать его вперед».

Чтобы успешно выполнить это указание
товарища ‘Сталина, надо осваивать боевой
иыт не формально, а творчески, не упро-
Ценно, а глубоко и всесторонне. Надо тща-
тельно учитывать те обстоятельства, ко-
рые порождали во время войны то или
11% новшество в тактике и технике.
С другой стороны, нельзя при этом не счи-
мться и с задачами и перспективами даль-
його строительства и укрепления воен-
н0-мороких сил. Именно исходя из учета
тих факторов, можно правильно. определять
\нноть каждого нововведения, применен-
ного в0 время войны. развивать и совер-
	Цен
СТВ
РВ
at
b
Be
©
Л.
ействител
ЛЬ
Н
Н
ужн
oe
И
	СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:
	Указ Президиума Верховного Совета СССР о награ-
ждении писателя Попова И. Ф. орденом Трудового
Красного Знамени (1 стр.).

Младший лейтенант А. Крысов. — Точное соблюде-
ние инструкций — залог безотказной работы механиз-
мов’ (2 стр.).

Капитан 3 ранга А. Гончаров. — Накануне отчетов
и ‘выборов. в комсомольских ‚организациях флота
(2 стр.).

Инженер-майор М. Котов. — Инспектор — редкий
гость в подразделениях (2 стр.).
	О мирном договоре с Болгарией. — Речь А. Я, Вы
шинского на Парижской Мирной конференции 11 октя-
бря 1946 года (3 стр.).

Сессия Исполнительного комитета Международной
демократической федерации женихин (3 стр.).

На Парижской Мирной конференции (4 стр.).

Перед референдумом во Франции (4. стр.).

Процесс главных японских военных преступников
(4 стр.).

События в Португалии (4 стр.). :

Заявление секретариата компартии Италии (4 стр.):
	Месяц работы
	ДОмнНЫ Л№0 4 «Азовстали»
	СТАЛИНО, 12 октября. (ТАСС). Испол-
нился месяц работы крупнейшей домны на
	юге № 4 Мариупольского завода «Азов-
сталь». За месяц было выплавлено 27 ты:
	Cai тонн чутуна —— на две тысячи тонн
больше плача. Суточная  производитель-
ность домны уже ‘достигла 1000—1100
тонн чугуна. За первую‘ декаду ‘октября
план выполнен на 108 процентов.

Торновые Мальцев, Твердунов, Карако-
шенко, газовики Машевед и Шашенко обес
печивают полную загрузку печи и ровную
работу ее при высокой температуре литья.

В предоктябрьском соревновании  кол-
лектив домны № 4 обязалея до Конца ок-
тября освоить мощность печи, & до празд-
ника перекрыть ее.
	УНИВЕРСИТЕТСКИХ
НАГРУДНЫХ ЗНАКОВ
	Бчера, 12 октября, в актовом вале Мо-
сковского университета им; Ломоносова
состоялось торжественное заседание, по-
священное вручению университетеких на
грудных знаков группе лиц, окончивших
Московский университет.

Ректор университета профессор И. 0.
Галкин вручил знаки 80 товарищам. Пер-
выми получают знаки академик декан хиз
мического факультета A. Н. Неемеянов,
проректор. университета профессор В. И,

ицын,  член-корреспондент Академии
наук СОСР А. А. Ильющин,

Среди получивших знаки видные уче-
ны — член-корреспондент Академии на-
ук СССР В. Н. Лазарев, профессора А. И.
Смирницкий, Г. А. Новицкий, А. В. Фрост,
Х. А. Рахматуллин, доцент Е. М. Сергеев,
аспиранты А. С. Кара-Мурза, Г. В. Андри-
енко и другие.

С речью выступили академик А. Н. Не-
смеянов и А. С. Кара-Мурза, заявивише,
что ученые и научные работники отдадут
RCO CHIL делу дальнейшего развития оте-
чественной науки и выполнению 34184,
поставленных перед советокими учеными
товарищем Сталиным. (ТАСС).
	Прямоточная
турбина
	ЛЕНИНГРАД, 12 октября. (ТАСС). На
набережной Невы разместилась гидротуо-
бинная лаборатория металлического завода
имени” Сталина. Здесь производятся“ испы-
тания моделей новейших типов турбин.

Руководитель научно-исследовательекой
группы инженер тов. Волтон познакомнл
вашего корреспондента с последними рабо-
тами. Новым словом в технике является
прямоточная гидротурбина. Инженер провел
нас к напорному бассейну, в котором дей-
ствовала в 30 раз уменьшенная модель ее.
Е сожалению, мы смогли увидеть лишь
один вертикальный вал. Вся турбина нз-
ходигея под водой.

Автор конструкции ‘этой модели
тов. Колтон, производящий сейчас - вместе
с инженером тов. Никольским испытания,
подробно ознакомил нас с уникальной тур-
биной, предназначающейся для подводных
гидростанций.

Особенность этой турбины состоят в
том, что она вся находится в горизонталь-
ной ‘трубе самой плотины. Поток воды’ не
совершает никаких поворотов, он подводит“
ся в осевом направлении и в таком же на-
правления отводится. В обычных же
гидротурбинах поток совершает два пово-
рота: один перед рабочим колесом, второй
после выхода его из рабочего колеса.

В обычных гидротурбинах тенератор на
ходится выше уровня воды. В прямоточ-
ной — генератор. с находящейся внутри
его турбиной помещается под водой. В
этой машине турбина и генератор пред-
ставляют собой одно целое: рабочее колесо
турбины является одновременно и ротором
генератора. Затраты на строительство под
водных станций. с применением прямоточ-
ных турбин сокращаются в два раза.

Коллектив лаборатории на основе много-
численных испытаний сделал первые вы-
воды о свойствах турбины. Иеследования
подтвердили необходимость ‘разработки
оригинального рабочего колеса и других
деталей проточной части. Сейчас решается
проблема нахождения надежных профилей
и способов расчета рабочего колеса и на-
правляющего аппарата. Научные сотруд
ники ставят перед собой задачу получить
на  прямоточной  турбине ’ коэфипиент
полезного действия не ниже чем у обыч-
ных турбин.

В лаборатории на Неве испытывается
модель ‹ прямоточной турбины, которой
суждено сыграть большую роль в строи-
тельетве гидростанции. Эта будущая тур“
бина создается здесь-—на испытательных
стендах, на чертежных столах, в напорном
бассейне. Сотни раз проверяются и испы=
тываются технические расчеты на маленьз
кой модели с тем, чтобы ‘создать первую
советскую прямоточную турбину.
	Всесоюзное совещание
по художэственной кинематографии
	В Москву начали с’езжаться ‘Участники
всесоюзного совешания работников художе-
ственной ‘кинематографии,  козываемого
14 октября Министерством  кинематогра-
фии СССР. Совещание посвящается обсуж-
дению постановления ЦЕ `ВЕЛ(б) о кино-
фильме «Большая жизнь». В совешании
примут ‘участие министры кинематографии
РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии,
Азербайджана, Эетонии и других союзных
республик, директора и хуложествонные
	‚руководители киностудий страны, велущия
	мастеру экрана, писатели, сценаристы.
Нз совещатии с локлалом выступит ми:

ниетр кинематографии CCCP тов. И. Г.

Большакое; (ТАСС).

Передовые колхозы сдвют хлеб
осударству сверх плана
		САЛЬСКИХ ХЛЕБОРОБОВ
	САЛЬСЕ (Ростовская область), 12 0х
тября. (ТАСС). Хлеборобы крупнейшего на
Дону Сальского района. отвечая на при-
зыв алтайских. колхозников, обязались к
15 октября выполнить годовой план хле-
бопоставок. На элеваторы и заготовитель-
ные пункты пошли хлебные . обозы.. Олин
только колхоз имени Сталина сдал в этом
году около 170 тысяч пудов зерна, пол:
ностью фассчитавшиеь с государством. Пе-
ревыполнили свои обязательства сельхоз:
артели «Знамя Ильича», «Свой труд»,
«Волна революции» и многие другие,

Хлеборобы района сдержати свое слово.
Годовой план хлебопоставок выполнен 1,
кроме того, сдано сверх плана 67 тысяч
пудов зерна.
	Дополнительно
250 тысяч пудов зерна
	АБТЮБИНСЕ, 12 октября. (ТАСС). Днем
й ночью в любую погоду по степным доро-
гам движутея автомашины и обозы, гру-
женные зерном. С колхозных токов еже-
дневно поступают на элеваторы десятки
тысяч пудов зерна сверх плана. Четыре 6
половиной сотни колхозов области, досроч-
но выполнив хлебозаготовки, едали допол-
чительно свыше 250 тысяч пудов хлеба.

С честью выполняют свой обязательства
колхозы Уилского района. Сельхозартель
имени Кагановича обязалась сдать сверху
плана 440 пудов. Колхоз «Жана Kayan»
вывез нз затотовительный пункт 750 пу.
IOR сведхпланового зерна.
	АЧИНО, 12 октября. (ТАСС). В кол-
хозах области энергично осуществляется
постановление Совета. Министров Союза
ССР и ЦК ВЕП(б) «0 мерах по ликвидация
нарушений Устава ceancxoxosaicrsennol
зотели в колхозах»,
	Специальные комиссии обследуют хозяй-
ственную деятельность колхозов. Выявле-
ны многочисленные факты преступного
	‚разбазаривания колхозной земли и имуще-
	ства. Принимаются меры для устранения
этих серьезных нарушений и наказания
виновников. <
	По сведениям, поступившим из 142 рай-
онов, колхозам возвращено более 10 тысяч
гектаров земли, 16 коров и 30 лошадей.
В Славянском районе различными лицами
было самовольно захвачено в колхозах 110
гектаров земли. Под приусадебные участки
колхозникам сверх нормы было прирезано
560 гектаров, различным подсобным хо-
зяйствам роздано 3.448 гектаров земли.
(Сейчас все эти земельные массивы возвра-
щены колхозам.
	ГОРЬКИЙ, 12 октября. (ТАСС). Сегодня
на автозаводе имени Молотова дан старт
пробегу новых грузовых машин «ГАЗ-51».
Длина маршрута — 5 тысяч километров.
33 рулем автомашин — опытные водители,
в числе которых участники Отечественной
Войны.

жж

В этот же день в 19 часов колонна при-

была в Москву.
	В ответ на призыв колхозников Алтая
	поставкам хлеба. Выполнили первую запо-

ведь Сосновский и Хоботовекий районы.

Многие колхозы сдают хлеб сверх плана.

Сельхозартели «Красный хутор», «Краеная

Армня», «Весна» и другие сдали дополня-

тельно к заданию по 500 пудов зерна. -
ххх
	ТРОЗНЫЙ, 12 октября. (ТАСС). Отвечая
на призыв колхозников ‘Алтая, члены сель-
хозартели «Пролетарекая победа», Сунжен-
ского района, решили сдать государству
сверх плана 1200 пудов хлеба. Полторы
тысячи пудов сверх задания сдала сельхоз-
артель «Путь крестьянина» и по три ты-
сячи пудов — колхозы «Хлебороб» и имени
Ленина,

жж

СМОЛЕНСК, 12 октября. (ТАСС). Свыше
600 колхозов области выполнило свои обя-
зательетва по сдаче льносемян. Продол-
жается сдача семян сверх плана. Впереди
идут колхозы Починковского и Монастыр-
щинского районов.

a # +

ЪИТОМИР, 12 октября. (ТАСС). Шесть
районов области, досрочно выполнивших го-
ховой план хлебопоставок, сдали сверх за-
дания около 29 тысяч пудов зерна.
	Выполнен годовой план
отгрузки овощей Ленинграду
	ЛЕНИНГРАД, 12 октября. (ТАСС). Сето-
	АЛМА-АТА, 12 октября. (ТАСС). Кэа-
хозы Джамбулской области первыми в
Казахстане закончили уборку хлебов. Раз-
вернулась массовая уборка овощей. Уеп-
ленными темпами продолжаются хлебопо-
ставки. Около 300 колхозов Западно-Ка-
захстанской области сдают зерно сверх
плана. Сельхозартели Приурального райбна
рассчиталиеь с государством и отгрузили
дополнительно свыше ста тысяч пудов
хлеба. Члены сельхозартели «15 лет Ок-
тября» сдали сверх плана четыре тыгячи
	на.
	ТАШВЕНТ, 12 октября. (ТАСС). В Узбе-
кистане с каждым днем растет число кол-
хозов, выполнивших первую заповедь. Пре-
должается сдача зерна сверх плана. Колхо-
зы Рабкентского района, Бухарской обаа-
сти, доставили на заготовительный пупхт
пять тысяч пудов хлеба, Шесть® тысяч
пудов зерна сдали сверх плана колхозы
Паркентского района, Ташкентской обла-
сти.

ж+ж
ТАМБОВ, 12 октября. (ТАСС). За пос-
ледние два дня сто колхозов Токаревокого
района рассчитались с государством по
	Колхозы Ленинградской области
закончили уборку картофеля
	ЛЕНИНГРАД, 12 октября. (ТАСО).. Кол-
	хозы Ленинградской области 12 октября —   дня колхозы и совхозы Ленинградекой 06-
	ласти выполнили годовой план отгрузки
овощей Ленинграду,
	тельства 00 организационно-хозяйетвенном
укреплении колхозов колхозники Сталин-
ской области отвечают усилением темпов
хлебопоставок, заяблевой пахоты,
		И В AVAL: Sa
кончили уборку картофеля.
	Ликвидация нарушений колхозного устава
	Проведена также значительная работа
по аннулированию незаконно начисленных
трудодней. Только в семи районах снято с
оплаты 365 человек, не связанных с кол-
хозным производством, Начисленные им
8.365 трудодней аннулированы.

В процессе пересмотра штатов админи-
стративно-управленческого аппарата в кол-
хозах одного только Константиновекого
района сокращено 9 заместителей предсе-
дателей колхозов, 41 счетовод. и 55 других
должностей. Это позволило, сэкономить 40
тыеяч трудодней.

Бывший председатель колхоза ‘имени
Стаханова, Красноармейского района, Кю-
валев разбазарил 80. тонн. грубых кормов,
присвоил 95 килограммов колхозней муки,
12 поросят. Постановлением общего собра-
ния колхозников Ковалев снят © работы п
дан под суд. Бывший агроном Артемов-
ского райземотдела Постов, используя слу-
жебное положение, забрал в ряде колхозов
много масла, меда и зерна. Постов на-днах
прелетанет перед. судом.

На неустанную заботу партии и прави-
	Испытательный пробег автомобилей «ГАЗ-51)
	Председатель комиссии по государствен-
ным испытаниям грузовых автомобилей
«ГАЗ-51» Д. П. Великанов сообщил, что,
несмотря на неблагоприятные условия —

снегопад, мокрую, скользкую дорогу и силь-
ный ветер, — первый эта своего маршрута
автомобили прошли легко, со средней ско-
ростью легковых: машин, показав хорошие
технические качества.
		ВЛАДИМИР, 12 октября. (ТАСС). Нача-
лось погашение дебиторекой задолженности
колхозам. На текущий счет Григоровекого
колхоза, Ляховского района, из 11 тысяч
рублей уже поступило 8.200 рублей. Во
всех районах производится обмер земель,
незаконно отобранных у колхозов, атакже
приусадебных участков колхозников. В тех
случаях; когда приусадебные учаетки пре-
вышают нормы, установленные Уставом
сельскохозяйственной артели; земли отре-
заются.

Раздутые штаты административно-упра-
вленческого аппарата» колхозах сокраща-
ются. Установлено, что в сельхозартелях
Вязниковокого района в 1945 году админи-
стративно-управленческому аппарату на-
числено 466.712 трудодней — в два раза
больше, чем предусмотрено Уставом.
	В пробег вышли 7  испытываемых
2,5-тонных грузовых машин и 4 вспомога-
тельных. Им предстоит совершить путь из
	Москвы на Орел, Харьков, Днепропетровск,
	Симферополь, Севастополь. Одессу, `Никола-
ев, Кишинев и обратно через Киев, > Mazer,
Москву в Горький.

14 октября в 6 часов колонна выходит
из Москвы на Орел.
	а корабле, аэростате, самолетах
	Однако все эти исследования, как бы тща-
тельны и детальны они ни были, не могут
дать представления о механизме процессов
	взаимодействия моря с  атмосферой. Общая
	атмосферная циркуляция над морем все еще
остается вне’ поля зрения. Учитывая это,
Государственный океанографический инсти-
тут по договоренности с Азербайджанским
управлением гидрометеорологической служ-
бы привлек к исследовательским работам в
период экспедиции 45 береговых, островных
и прибрежных = гидрометеорологических
станций. Они будут производить специаль-
ные ежечасные наблюдения над всеми
‘гидрометеорологическими элементами. Это
дает большой материал для сравнительной
характеристики изменения свойств воздуш-
ных масс в нижних слоях после прохожде-
ния над морем,

Чтобы изучить трансформацию перемеща-
ющихся над морем воздушных масе, исполь:
зуется авиация. В распоряжение экепеди-
ции предоставлены два самолета. : Специа-
листы-аэрологи будут проводить многочис-
ленные вертикальные зондирования атмое-
феры при определенных типах атмосферной
циркуляции. Самолеты снабжаются самопи-
шущими приборами — метеорографами, ко-
торые будут регистрировать изменения с вы=
сотой давления температуры и влажности
воздуха.

Обработка полученных © самолетов дан-
ных, & также материалы наблюдений сети
гидрометеорологических станций и иселедо-
ваний на корабле в море безусловно поз-
волят сделать ряд выводов, освещающих во-
прое о характере взаимодействия моря с
атмосферой.

Экспедиция, проводимая Государственным.
охеанографическим институтом в текущем
году на Каспийском море, является подго-
товкой наших ученых в предетоящим боль-
шим комплексным океанским экспедициям.
	Кандидат географических наун
И. БЕНАШВИЛИ.
	На Васпийское море выехала научная
экспедиция Государственного океанографи-
ческого института. Основной ее задачей яв-
ляется продолжение начатых в прошлом го-
ду работ по изучению процессов взаимодей-
ствия моря с атмосферой. Кроме того, будут
исследованы особенности испарения с водной
поверхности в открытом море. Последний во-
прое особенно важен в связи с непрекращаю-
щимся падением уровня Каспия за послед-
ние 10—15 лет.

Исследования в нынешнем году постав-
лены весьма широко. Министерство мореко-
го флота выделило в распоряжение инети-
тута экепедиционное судно. Оно будет пла-
вать в юго-восточной части Каспийского
моря. С судна ежедневно намечено проводить
вертикальное зондирование нижних слоев
атмосферы над морем (ло 200—300 м).
Для этого используется привязной аэростат
небольшой емкости. Испытание такого аэро-
стата в прошлом году показало его полную
применимость в морских экспедициях. Ра-
ботники института сконструировали для
аэростатного зондирования  спепиальные.
самопишущие приборы — метеографы, не-
прерывно регистрирующие давление, темпе-
ратуру и влажность воздуха на различных
высотах.

Исследование распределения метеорологи-
	‘ческих элементов непосредственно у поверх-
	ности воды будет производиться наиболее со-
временными методами-—опрокидывающими-
ся психрометрами (измерителями темпера-
туры и влажности воздуха) и электриче-
скими термометрами. Изучение режима вы-
соких слоев атмосферы будет производиться
путем выпуска с корабля так называемых
«шаров-пилотов». Наблюдения по специаль-
ному теодолиту за скоростью и направлени-
ем движения этих шаров дают возможность
определить характер воздушных течений в
свободной атмосфере до самых границ стра-
тосферы.

Одной из наиболее трудных задач эксле-.
диций является изучение особенностей ис-
	ЭКСПЕДИЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОКЕАНОГРАФИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
	парения с поверхности Каспийского моря.
Дело в том, что до самого последнего времени
годовая величина испарения с Каспия опре-
делялась косвенными расчетами — по теп-
ловому или водному балансу моря. 0б’ясняет-
ся это тем, что непосредственные измерения
испарения с поверхности моря исключитель-
но сложны и приборов для этого до сих пор
не существовало. В институте сконетруи-
рован специальный морской испаритель —
«атмометр»; который и булет использован в
предстоящей экспедиции. Работа с этим ис-
парителем возможна главным образом в
тихую погоду, что, к сожалению, ограничи-
вает его применение.
	До сих пор наблюдения над испарением
производились обычно только на береговых
пунктах. Это, конечно, не может правильно
отразить особенностей испарения с откры-
той поверхности моря. Можно полагать, что
работы экспедиции дадут достаточно мате-
риала для установления величины испаре-
ния с Каспийского моря.
	Для того чтобы учесть, какая часть 00-
щего тенлозапаса моря расходуется на про-
цессы испарения и теплообмена с атмосфе-
рой, необходимо знать величину прихода
тепла, а именно — количество солнечной
энергии, поглощаемой морем. Для этого во
время экспедиции будут проводиться тща-
тельные измерения всех составных частей
радиационного баланса: прямой, рассеянной
	‚И отраженной солнечной радиации. обрат-
	ного излучения с поверхности моря. Экспе-
\иция обеспечена для измерений всеми не-
Юходимыми приборами.
	Научные работники проведут также де-
тальные наблюдения над термическим ре-
жимом поверхностных глубинных слоев мо-
фя. В задачи экспедиции входит определение
‘границы деятельного. слоя моря, того слоя,
‘в котором отмечаются колебания (суточные
ц годовые) температуры воды, а ниже ко-
‘торого господствует изотермия — область

‘постоянной температуры.
	eg
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
‚О награждении писателя Попова И. Ф.
	Нрасного Знамени
	орденом Трудового
			За заслуги в области литературы, в связи с б0-летием со дня рождения, награ-
ть писателя Попова Ивана Фелоровича орденом Трудсвого Красного Знамени.
	‚ Пред
	седатель Президиума Верховного Совета СССР Н. ШВЕРНИК.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.
	Москва, Кремль. 12 октября 1946 г.
	Накануне 29-й годовщины Октября
	‚ЧЕНИНГРАД, 12 октября. (Пэ телефону
и корр, «Красного Флота»). В военно-мор-
ких учебных заведениях, в частях и на ко-
мМблях флота началась подготовка к 29-й
годовщине Великой Октябрьской социали-
иической революции. В Высшем военно-
реком ордена Ленина инженерном учили-
№ имени Дзержинского, в Высшем военно-
\0рском ордена Ленина Краснознаменном
Училище имени Фрунзе и других учебных
‘апедениях празднично оформляются ленин-
ле комнаты, Агитаторы готовят беседы,
священные великому празднику.

Накануне 29-й годовщины Октября кур-
“нты совершат экскурсии по историческим
Увстам Ленинграда, связанным © Великой
Октябрьской сопиалистической революцией
отоятея встречи военных моряков со ста-
Уи моряками-—участниками Октябрьских
в в 1917 году. В ближайшее время в
\етях будут демонстрироваться фильмы
Тенин в Октябре», «Ленин в 1918 году»,
Человек с ружьем» и другие,
	НИКОЛАЕВ, 12 октября, (ТАСС). Па
заводе им. Андре Марти большой победы
добился цех, где начальником т. Камоцкий.
Штамповщики вместе с коллективом ре-
монтного цеха досрочно восстановили и
ввели в действие мощный порезочный
пресс. Высоких показателей достиг цех, где
начальником т. Чеканов. Здесь все рабочие
вдвое перевыполняют нормы.

В числе перёдовых предприятий города—
пожеренный завод, завершивший годовую
	жж

ВЛАДИМИР, 12’ октября. (ТАСС). Луч-
шие стахановцы завода «Автоприбор» —
слесарь М. Manos, токарь Е. Полетаев,
сборщицы приборов П. Коновалова, 3. Му-
ханова и Т. Сатарова первыми в коллек-
тиве завершили годовые, а затем двухгодо-
вые нормы. Свыше 350 стахановцев уже
выполнили годовые нормы, а 23 рабочих
завершили по два годовых задания.