‚В ноября 1946 г., вторник, № 261 (2447)
	 т  КРАСНЫЙ ФЛОТ
	новый мощный под’ем хозлёсти
		кой революции),
	‚ Коммунисты и комсомольцы! Будьте в первых рядах борцов за
и культуры, ‘за ‘дальнейшее укрепление могущества  Советско:
	Морская
подготовка
	летчиков
	Офицеры крейсера осваивают
			ва Советского государства
	(Из призывов ЦК ВКП(б) к 29-й годовщине Великой Октябрьской Социалистичес

ПЛОЛЫ ГЕРОИЧЕСКОГО ТРУДА
	нашей страны восприняли пятилетний

план,‘ как боевую программу, отвечающун (
их жизненным интересам. Можно налеять

ся, что советскиеслюди, во глава с коми.
нистической партией, не пожзлеют, сл
труда для того, чтобы не только’ выти,
нить; но и перевыполнить нову пятале

a

Ky?”   м

Так было. сказано в первомайскох пул.
казе товарища И. В. Сталина, Таки
день, отделявший › нас OT первомайехоть
праздника нынешнего. годё, был жизни,
ярким доказательством того, как осуще
вляют советские люди боевую програму,
отвечающую их жизненяым интересам,
дни предоктябрьского соревнования сноз
и свова подтвердили волю  советеких. лу.
дей.

В период войны коллективы. сотен про.
приятий боролись за знамена Государи,
венного Комитета Обороны — почетную т
славную награду победителям в соревном.
нии в помощь фронту. Эти знамена был
переходящими, но есть в нашей страж
сотни предприятий, откуда эти знамена
ухолили по 20—30 месяцев подряд. (зы,

к
	о 500 предприятий — многократных 1.
	бедителей в. соревновании — получили мт
знамена навечно и хранят AX kak cpap.
тедьство почетного труда в дни Велико
Отечественной войны.

Теперь, когда от края и до края нашей
Родины развернулась борьба за осуще
вление нового пятилетнего плана восст,
новления и развития народного хозяйства,
учреждены переходящие Красные: знамен
Совета. Министров  СОСР. Накануне и
тябрьского праздника ВЦОПС и министв»
ства присудили впервые эти знамена по.
бедителям в соревновании, В числе их ока,
зались коллективы доменщиков Кузнецк
го металлургического, паровозостроитьл
Ворощиловграда, мазмтеновцев Магнитогор
века, рабочих Уральского алюминиеюм,
автомобилестроителей завода имени Сталина
в Москве, мартеновцев «Cepna и м
та» и др. С большой радостью и воодуше»
лением встречено. присуждение. почетных
знамен Совета Министров СССР’ ва пет
приятиях страны.
	— Мы с гордостью пронесем Kpacws
знамя Совета Министров СОСР. в день вов.
народного праздника на Красной. площа».
ди; — сказал на митинге при вручит
знамени мартеновцам «Серпа и молота»
стахановец т. Митюшин, — мы продемк
стрируем свою любовь и преданность to
ветскому правительству, большевистской
партии, великому организатору наших пб
товарищу Сталину.

С мыслью 0 Craanye, o Родине; ‘6 pear
кой партии большевиков пройдут под за.
менами своих заводов и фабрик миланон
советских тружеников; строителей новой
пятилетки, не жалеющих сил и труда ди
того; чтобы выполнить и перевыдолвять
боевые задания великого плана восетаноз“
ления и развигия народного хозяйства, и
доказывающих своим повседневным ту’
дом, что нет таких препятствий, которых
советские люди ‘не смогли бы преодолеть
В рядах демонстрантов: будут звучать при
зывы ЦЕ ВКП(б):

—= Да здравствует Всесоюзная Коммун-
стическая Партия большевиков, партия
Ленина-—Сталина — вдохновитель и 91а
низатор наших побед!

— Да здравствует вождь советского
народа — великий Оталин!

— Под знаменем Ленина, под водитель
ством Сталина — вперед к, новому pSclBt-
ту Советской Родины, к полной победе Kou
мунизма в нашей стране!
	А. ПОРОНИН,
	под’ема,. отражающего стремления pabo-
rath Tag, как учит товарищ Сталин.

Наш советский народ никогда не жалел
сил для того, чтобы строить, созидать. Он
не жалел, сил, чтобы. защитить в огне ве-
личайшей из войн завоеванное им, Он зна-
ет, что враг нанес громадный ущерб огром=
ным территориям. нашей страны, ‘и ATA TO
го, чтобы’ залечить раны, причиненные
вражеским нашествием. ‘нужен труд,’ упор-
ный, тяжелый, не знающий преград. Haut
народ взялся за этот труд, Каждый граж-
данин нашей страны знает, что’ в праздник
подводится ‘итог пройденному этапу,
каждому хочется, чтобы итог был. более
весомым, внушительным. °

В предоктябрьском социалистическом `со-
ревновании выявились сотни Новых имен
новаторов производетва, открылись блестя-
щие дела целых коллективов. >

На прославленном Кировском заводе в
Ленинграде ‘в октябре выпускалось еже-
дневно на отжимном стане на 4,4 тонны
проката больше, чем в довоенное время. На
Таликентском текстильном комбинате ‘про-
изводительность оборудования превысила
довоенную ‘на 11 процентов. Ворошилов-
градекие паровозостроители” досрочно ‘вы-
полнили месячное задание. Нефтяники
Азербайджана завершили десятимесячный
план за три дня до конца октября; ежесу-
точная добыча * нефти здесь увеличилась
	е начала гола Ha 3.362 тонны. Растет вы-
	плавка стали на московском заводе «Серп
	и молот». Ариворожекие горняки трузят
	сверхилановые эшелоны руды в Донбасс.
Гусевекие стекольщики закончили годовой
план выпуска стекла и ныне выпускают
продукцию сверх задания. Сталевары Ста-
линска и прокатчики Магнитогорска, про-
ходчики шахт в Кизеле и судостроители
Дальнего Востока, золотоискатели Лены и
каменщики Киева — все они стремятся
ветретить великий праздник. перевыполне-
нием производственных планов, новой до-
полнительной продукцией, которая обогатит
Родину, сделает ее еще более сильной. и
могучей.

Известный всей стране строитель Иван
Рахманин завершает к празднику пя-
тую тодовую норму укладки. кирпича:
Знатный бурщик Илья Курило, применяя
метод многозабойного. бурения, перевышол-
нил недавно сменную норму почти в 14
раз, мастера Днепродзержинекого метал-
лургического завода Яловой, Рыбак, Вен-
era, Бессонов и другие плавят сталь
сверх задания. ]
	Неправильно было бы думать, что ста-
хановские рекорды — это’ удел одиночек,
вырывающихся вперед. Отнюдь нет. В
Жриворожском железорудном ‘бассейне, на-
пример, около 1.000 горняков выполнило
по одной-—две годовые нормы, в Краснопрес-
ненском районе Москвы таких же  успе-
	XOB ‘добилось свыше 1.600 рабочих, на
	Ташкентском текстильном комбинате 360
ткачих, ватерщиц,  банкаброшниц  вы-
полняют уже вторую годовую норму.

Колхозное ‘крестьянство, движимое вы-
сокопатриотичесвим стремлением выпол-
нить и перевыполнить план новой сталин-
ской пятилетки, также встречает 29-ю
годовщину Октября в обстановке  боль-
moro под’ема. Важнейшим государствен-
ным заданием является, как известно,
план  ‘хлебозаготовок. Выполнение плана
хлебозаготовок стало главной задачей пред-
октябрьского ‘соревнования в. деревне. При-
зыв колхозников и колхозниц Алтайского
края, выступивших инициаторами социали-
стического соревнования за досрочное вы-
полнение плана хлебозаготовок и сверхпла-
новую сдачу хлеба государству, нашел ши-
рокий отклик.

«Рабочие, крестьяне и интеллигенция
	авиацию. оавязалиеь схватки между езмо-
летами, а в это время наполз туман и скрыл
миноносцы.

Полгода спустя пришлось читать немен-
кий морской журнал, пришедший к нам че-
рез Швецию. Немцы описывали в этом жур-
нале потопление «Меридиана», превратив
его в крупный танкер. Пароходик мирного
назначения, водоизмещением в 250—300
тонн, фашисты выдали за крупный ко-
рабль. Автор очерка, впрочем, признавал,
что один из немецких миноносцев получил
попадание нашей авиабомбы и экипаж бо-
ролея с последствиями этого попадания. Но
о дальнейшей судьбе миноносца умалчива-
лось.

Потопление беззащитного «Меридиана»
вызвало взрыв негодования среди северо-
морцев. Жестокость врага была неслыхан-
ной. Его преступления мгновенно станови-
лись известными всему флоту, вызывали у
наших людей могучее желание отомстить,

На сухопутном фронте и на море северо-
MODI дрались, сжав зубы, до последнего
дыхания.

Никогда не забыть героической гибели
нашего тральщика «Туман», В самом на-
чале войны он был атакован тремя немец»
кими миноносцами и бесстрашно принял
неравный бой. Осколком снаряда перебило
Флагиток. Раненый рулевой Семенов бро-
сился к флагу и высоко поднял его над го-
ловой. В этот момент Семенову пробило ос-
колком кисть руки. На помощь подоспел
радист Блинов. н подхватил полотнище, и
через мгновение над тральщиком снова.
реял наш военно-морской флаг.

Сторожевой корабль «Пассат» был обыч-
ным рыбным траулером, вооруженным дву-
мя 45-мм пушками и двумя пулеметами,
В начале войны он конвоировал в Белом
море два невооруженных рыбных траулера,
Переход начался в туманную и дождливую
погоду, но через сутки стало прояеняться,
и на пересечение курса траулеров неожн-
Данно вышли три немецких миноносца,

Командир «Пасеата» старший лейтенант
Окуневич приказал траулерам итти к бере-
гу, а сам, ставя дымзавесу между трауль»
рами и миноноецами противника, открыуз
отонь из своих маленьких пушек.

Силы были слишком неравными. Немпы
сразу же начали обстреливать из своих
орудий головнай траулер РТ-67. Первый
зали лег по носу, второй попал в трау-
лер. Одним снарядом сбило мачту, другим—
	В своей книге «Сталин» Анри Барбюс-—
пламенный друг Нашего -народа,— писал:
‚ _«.. Шри капитализме. рабочие  вс6 время
борются против своих хозяев, а в Совет-
ской ^ страна — работают на себя... Pa-
Locth M гордость охватывают этих’ людей,
при мысли о том, что их усилия увенча-
‚лись успехом... Бурный под’ем, длящийся
месяцами KM -TOXANH,~ тремящие. лавины
цифр — и материальные громады, вздыма-
ющиеся под самые облака... Соревнование
пошло вглубь. Оно -—— повсюду, 06 — в
сознании каждого работника физического
или умственного’ труда. “Каждый думает о
том, как двинуть дело вперед, и находит
к этому прямые пути. ВБаждый стремится
найти лучшее. Люди пепрерывно ‘изобре-
тают».

Перечитываешь эти строки и думаешь:
словно о сегодняшнем днев жизни страны,
мужественно залечивающей тяжелые pa-
ны, нанесенные войной, написаны они.
Чувство тордости и радости не покидает
строителя новой сталинской пятилетки, и
o его необычайных подвигах, о подлинно
сверхчеловеческих усилиях в великом и
малом, о бурном под’еме, о соревновании,
идущем ‘ вглубь, говорят факты,  рядо-
вые, ‘будничные факты, характерные
для труда советского человека в предвоен-
ные годы, в дни Великой Отечественной
войны и сегодня, когда’ советские люди
заняты возрождением пострадавших рай-
онов. и дальнейшим развитием народного
хозяйства стравы.

В созидательном труде советекого народа
прешли десять месяцев первого года новой
пятилетки.

За этот период начали работать 5 воз-
рожденных доменных печей на Украине,
дал алюминий Волховский завод имени Ки-
рова, ‘укрепилась индустрия Узбекистана
и Казахстана вводом в строй металлурги-
ческих предприятий, Сталиногорская ГРЭС.
	  получив новую турбину высокого давления
	в 100 тысяч киловатт, готовится послать
дополнительную энергию в столицу, от-
врылось движение по возрожденному Бело-
мореко-Балтийскому каналу, Донбасс ввел
в эксилоатацию десятки восстановленных
шахт, города Всесоюзной кочегарки освети-
лись новыми огнями благодаря ЗУТРЭС и
Кураховской электростанции. Вступила в
строй первая очередь текстильного комби-
	ната в Ванске, Десятки восстановленных в
„Последние месяцы и три заново построен
	вых сахарных завода приступили к пере-
работке свеклы нового урожая и т. д.

Пятилетний nian Успешно осуще:
ствляется. И каждый из’ тех, кто занят
созидательным трудом, понимает, что завт-
ра темиьг выполнения плана будут еще
более яркими, чем сегодня. Ибо каждый
	сегодняшний успех—это основа завтраш-
	него, еще более значительного уснеха. Ибо
благодаря полученному сегодня новому
металлу завтра пойдет интенсивнее строй-
ка, благодаря добытому сегодня сверхила-
	новому углю можно будет дать еще больше
	Уродувции. .

Год назад на торжественном заседании,
посвященном 28-й чодовщине Октября,
товарищ В. М. Молотов призвал: «Давайте
же работать Tak, как учит нас товарит
Сталин!» Миллионы людей в нашей стране
ответили на этот призыв стахановским
трудом. Есть прекрасная традиция у совет-
ского народа: встречать праздники, больз
щие события в жизни страны производст-
венными подарками, таким взлетом труда,
который выходит за рамки планов и зада-
ний и является стремлением патриотов
приумножить плоды своего. творчества,
своего уменья, своего мастерства, И сей-
час, накануне 29-й годовщины Октября,
мы явились свидетелями веенародного
	‘тые сутки боев из всей эскадрильи оста-
	з0сь только два самолета. Сам Тряпицын
еле держалея на ногах, засыпал на ходу.
	Но улетел OH лишь тогда, когда y Hero
	остался один самолет, да и то неисправный,
Не знаю, куда девался в дальнейшем капи-
тан Тряпицын, жив ли он. Но действия его
навсегда останутся предметом моего восхн-
щения. При нечеловеческом напряжении,
при непрерывных боях он сохранял изуми-
тельную бодрость. Мне приходилось не-
сколько раз говорить с ним. И всегда бод-
рым голосом он собирался «дать духу»
немцам.

Почти для всех нае это была первая
большая война. Каждый день войны учил
нас драться, учил искусству побеждать н
учил, ненависти, Ненависть к врагу питала
наши силы. Сознание того, что враг под
Москвой, удесятеряло жажду борьбы и ме-
ети. co

Из газет и по радио мы каждый день
узнавали о новых кровавых  бесчинствах
немцев. Враг поражал нас своей жестоко-
стью, подлостью, низостью. Казждая потеря
села, города, корабля вызывала на флоте
новый прилив неукротимой матросской яро-
сти. И эта ярость немедленно переплавля-
лась в конкретные боевые дела.

Никогда не забыть неизгладимого впе-
чатления, оставшегося на флоте после од-
ной из наших первых потерь, — гибели
тидрографического. бота «Меридиан».

конце июля «Меридиан» обходил мая-
ки 10 нашему побережью и забирал жен-
щин и детей, чтобы отвезти их в Архан-
тельск. В это время в том же районе наши
самолеты-разведчики обнаружили четыре
немецких миноносца,

«Меридиану» немедленно было сделано
предупреждение по радио. Ему приказали
скрыться в глубине бухты Восточная Липа.
Но он почему-то замешкался, и четыре не-
мецких миноносца тила «Редер» настигли
его. Огонь открыли все миноносцы, «Мери-
диан» начал гореть и погружаться.

енщины, дети и все находившиеся на
«Меридиане» бросились в воду. Цеплялись
за доски, за обломки, за спасательные кру-
ги. Тогда ` немецкие миноносцы открыли
огонь по плававшим в ‘воде людям, Спаелось
только семнадцать человек, Погибло сорок
шесть — средн них были женщины и де-
ти. Наши бомбардировщики устремились на
вражеские корабли. В результате их налета
один из миноносцев окутался паром и ды-
мом и потерял ход. Немцы вызвали свою
	(От корреспондента «К расного Флота»)
	ЧЕРНОМОРСКИЙ ФЛОТ, 4 ноября. (По
телеграфу от корр. «Красного Флота»). В
Н-ской авиационной чаети большое внима-
ние уделяется военно-морской  подтстовке
летчиков. Летчики изучают силуэты кораб-
лей, проводят совместные учения © кораб-
лями флота, используют любую возможность
для фотос’емок и определения класса судов
по снимкам. Вее это способствует повьиие-
нию боевого мастерства морских летчиков.
	В части много офицеров, прошелших
школу войны. У них — у Аванесова, Вру-
ченых, Володина, Васильева и других —
учатся и перенямают опыт молодые летёи-
КИ.

На занятиях офицеров часто ставятея до-
вклады, в которых анализируются действия
морской авиации во время Отечественной
войны. Капитан Глушков рассказал об орга-
низации поиска и уничтожения подводных
лодок противника..Доклад был построен на
сснове детального изучения опыта боевых
действий личного состава авиационной ча-
сти на море. Содержательными были вы-
ступления капитана Аванесова—0 в03-
пушной разведке в наступательной опера-
ции на море — и лейтенанта, Никитина — о
тактических приемах воздушной разведки
на море. Большой интерес вызвал доклад
капитана Глушкова на тему «Действия
морской авиации по обеспечению перехода
конвоев союзников». ;

Много внимания уделяется и изучению
кораблей. После обстоятельного доклада о
боевых средствах флота летчики провели
экскурени на корабли, где ознакомились с
их устройством, вооружением и организа-
цией службы. Под руководством опытных
специалистов‘ личный состав авиационной
части ознакомилея с ‘подводными лодками
И эскалоенными миноносцами.
	Цосле учений на мере, проводимых BO
взаимодействии с кораблями, как правило,
производятся  тщательные  разборы. В
них участвуют авиационные и флотские
офицеры. Разборы помогают летчикам еще
лучше постичь высокое мастерство боевых
действий на море, еще глубже понять зада-
чи взаимодействия авиации е кораблями
“лота.
	МОРСКОЙ И ШТУРМАНСКИЙ
КАБИНЕТЫ
	ЕРАСНОЗНАМЕННАЯ АМУРСКАЯ $Ф10-
ТИЛИЯ, 4 ноября. (По телеграфу от корр.
	«Ирасного Флота»). В об’единенной школе,
	где начальником капитан 3 ранга Мачин,
классы заново отремонтированы и переобо-
рудованы. Создан ряд специальных учеб-
ных кабинетов. Хорошф оборудован морской
кабинет, которым руководит главный стар-
шина Казенков. Тут собраны все необходи
мые наглядные пособия, ‘имеются макеты
различных кораблей.
	В штурманском кабинете собраны mryp-
	манские приборы и инструменты, карты,
лоции и другие пособия.
	Азовский Флот пополнился новыми
	РОСТОВ-на-ДОНУ, 4 ноября. (ТАСС). На
морских КОММУНИКаниях, связывающих
	порты Азовского и Черного морей, начал
курсировать новый теплоход «Симеиз»,
выстроенный в этом году. Азовский морекой
флот пополнился также шхунами и другя-
ми самоходными и несамоходными судами
для перевозки руды, угля, леса ит. д.
	Незыблемое правило офицеров краснозна-
	менного крейсера «Ворошилов» — сделали
немало и хорошо, а надо сделать еще боль-
ше и лучше. И поэтому всякое достижение
служит здесь предпосылкой к дальнейшему
неуклонному росту воинского мастерства
офицеров, старшин, матросов.

Офицерская учеба на крейсере основана
на освоении опыта войны. Система: учебы
на корабле целиком изиравлена на то, что-
бы удовлетворить потребность офицеров в
неустанном совершенствовании знаний,
чтобы расширить их теоретический круго-
зор, обогатить их современными сведения-
MH по тактике и технике.
	Душа офицерской учебы — старший по-
мощник командира крейсера капитан 2 ран-
га Козин. Он составляет планы занятий,
выбирает темы и распределяет их среди
офицеров. Совсем недавно состоялось заня-
тие на тему «Нападение японцев на Пиарл-
Харбор». Основным докладчиком был лей-
тенант Щукин. Более трех недель поевятил
он разработке этой темы. Капитан 2 ранга
Козин всячески помогат Щукину подгото-
виться к занятию, вместе © докладчиком
глубоко продумал тему, дал ему полезные
метолические советы.
	На занятия Щукин пришел е папкой соб-
ранных и обработанных материалов, принее
схемы, чертежи, карты. Это сделало заня-
тие более интересным,
	 Тейтенант Щукин остановилея на гео-
трафическом и стратегическом положении
Гавайских островов, затем показал, как
янонцы готовились к нападению. Докладчик
подчеркнул, что японцы, пользуясь данны-
ми своей разведки, хорошо знали, что де-
пается на островах. Это дало возможность
японскому командованию задолго до нападе-
ния готовить определенную часть личного
состава своих морских сил к решительной
атаке,

Лейтенант Щукин подробно изложил ход
операции и перешел к выводам. Помимо вы-
водов по самой операции были сделаны и
выводы, которые прямо относились к по-
вседневной. деятельности экипажа. В част-
ности, речь шла о необходимости постоянно
усиливать бдительность вахтенной и де-
журной службы на корабле.

Большую пользу принесло занятие, на
котором флагманский инженер-механик с0-
единения сделал доклад «0 современном co-
стеянии и перспективах развития различ-
ных классов кораблей по опыту второй ми-
ровой войны». Доклад помог офицерам луч-
ше разобраться в сильных и слабых еторо-
нах современных кораблей и на основе этого
сделаль практические выводы, улучшаю-
щие технические. средства своего корабля.

Командир’ пятой боевой части. крейсера
инженер-капитан 3 ранга Чопикашвили
одним из нервых на соединении показал
пример творческого преломления опыта
войны. Он и его: подчиненные немало. по-
трудились над тем, чтобы увеличить ра-
диус действия крейсера за счет экономноге.
расходования топлива. С этой целью было
решительно ‘улучшено обучение личного
состава. От специалистов потребовали ис-.
	ТИХООВЕАНСКИЙ ФЛОТ, 4 ноября. (По
телеграфу от корр. «Нрасного Флота»). В
штабе военно-воздушных сил Тихоокеан-
ского флота в прошлом году были органи-
зованы четыре группы по изучению анг-
лийского языка. В них занималось около

ключительно грамотной эксплоатации мехз-
низмов. (Сейчас на корабле существует
	строжайший учет расходования пара. Стало
	возможным регулировать работу силовых
установек в точном соответствии с нагруз-
кой, с заданными ходами. И каждую, дажз
незначительную на первый взгляд, долю па-
ра здесь стараются расходовать с толком.
	Много труда было положено и на то,
чтобы обучить личный состав умению эк-
стренно приготовить корабль к выходу.
Известно, что перед выходом для предвари-
тельного прогрева машин требуется значи-
тельное время. Пятая боевая часть под ру-
ководствем офицера Чопикапгвили намного
сократила это время. Добились этого гра-
мотной и культурной эксплозтацией меха-
HH3NOB.

Недавно крейсер прошел весьма интерес-
ные испытания на ходу при различных
кренах и диферентах. Результаты испы-
таний показали, что имеются все условия,
чтобы значительно расширить возможности
боевого использования технических средств.
	Немало слелано личным составом пятой
	боевой части и в области повышения борь-
бы за живучесть корабля. Матросы и стар-
	шины научились быстро выяснять причины
повреждений механизмов и тотчас прини-
мать такие меры, чтобы повреждение не от-
ражалось на действиях корабля. Война по-
	вазала, что при ликвидации повреждении Б
	бою нужны исключительная мобильность,
решительность. Чаще всего матросам при-
хедится . устранять повреждения самим. Й
	личный состав крейсера обучается действо-
	вать самостоятельно.
	Разнообразен и широк круг вопросов,
над которыми работают офицеры крейсера.
«Ворошилов». За последнее время они 0б-
	стоятельно изучили тему «Потопление гер-
манского линкора «Шарнгорст». С докла-
дем выступал штурман корабля капитан-
лейтенант Иванов. Офицеры корабля изу-
чали также набеговые операции легких
сил на базу противника во взаимодействии
с торпедными катерами и авиацией. До-
клад на эту тему сделал командир крейсе-
ра капитан 1 ранга Жуков.

Офицерская учеба ведется по определен-
ному плану. В перечень оперативно-такти-
ческих тем включены операции, проведен-
ные Военно-Морским Флотом в тесном взаи-
модействии с Красной Армией. Так, капи-
тан-лейтенант Ципелев разрабатывает тему
«Печенгско-Биркенесская операция». В
плане предусмотрено изучить Керченскую
операцию, деятельность Беломорской фло-
тилии по обеспечению арктических комму-
никаций. Из операций, проведенных иност-
ранными флотами, будут изучены: рейд на
Дьепп, бой у мыса Матапан и другие. Все-
го план охватывает более двух десятков
тем.

Офицеры крейсера «Ворошилов» учатся
CaM и учат евоих подчиненных. Вее это
	помогает решать сеголняшние задачи боевой
	подготовки, повышать выучку всего экипа-
жа, еще больше укрепляет боеспособность
краснознаменного крейсера.

Капитан Н. ОГНЕВ.
	пятидесяти офицеров. занятия проводилиеь
регулярно — раз в неделю по два часа. Не-
давно все слущатели успешно сдали за-
четы. Особенно отличились на экзаменах
капитан Кац и инженер-капитан Тро-
ИЦКИЙ.
	Изучение английского языка
	Перелистывая страницы дневника
	>
Aamupan
А. Г. ГОЛОВКО
<
	На нашем приморском участке сухопут-
ного фронта попытки немцев наступать уже
окончательно провалились, К середине ок-
тября 1941 года на Мурманском направле-
нии фронт стабилизировался, Немцы быди
вынуждены перейти к обороне, остаться
зимовать в тундре, забраться в обледенев-
шие скалы,

Погода, мешавшая в те дни действовать
летчикам, способствовала морякам.

На позициях, у побережья Финляндии и
Норвегии, врага подстерегали наши пол-
водные лодки. Открыв свой боевой счет еще
в июле торпедой Столбова, подводники вы-
двинули к тому времени много героев, про-
славившихся своими дерзкими и искусны-
ми атаками, — Колышкина, Лунина, Ста-
рикова, Фисановича, Гаджиева.

В те самые нелетные ноябрьские дни в
море находилась подводная лодка Лунина.

И именно тогда она потопила боль-
шой вражеский транспорт. Другая подвот-
ная лодка тотда же успешно поставила ми-
ны на коммуникациях противника и зафик-
сировала взрыв на мине немецкого тране-
порта. Третья — потопила фашистский
транспорт с несколькими десятками тысяч
полушубков. Это обрекло часть немцев па
зимовку в летнем обмундировании. Нака-
нуне вернулся с моря Колышкин на «Д-3»,
потопив четыре немецких корабля, Колыш-
кин ни разу не возвращался с моря без ус-
пеха. Он неоднократно обманывал охран-
ные корабли противника, нырял под них и
топил транспортные суда. Он. же первым,
вместе с Фисановичем, проник в тавань
ииинахамари, преодолев вражескую проти-
володочную оборону.

Успешно действовали в те дни на ком-
муникациях врага и другие подводные и
надводные корабли.

Немецкий блицкриг терпел крах по все-
му фронту. Гитлеровская газета в Норве-
THA ‘уже опубликовала статью «Почему
терманские войска еще не в Мурманске».
В этой статье говорилось: «Многие задают
вопрос, почему германские войска еще не
	1. Пять лет
назао
	Многих из нас, вероятно, сопровождала
всё годы войны скромная тетрадь дневни-
ка. Каждому хотелось навсегда сохранить
в памяти то, что он видел, пережил, чему
научился на ‘войне. Каждый стремился
вникнуть в окружающее, осмыслить уроки
суровой военной обстановки.

Вероятно, все записи всех военных днев-
ников так же скупы, как и мои. Они ведь
делались для себя, а не для читателей. Ла
н время не позволяло писать подробнее. Но
сколько воспоминаний встает за каждой та-
кой кратенькой записью!

Открываю свой североморский дневник
на странице, написанной ровно пять лет
назат. Читаю:

«5 ноября 1941 г. Наши самолеты уже
четвертый день не производят вылетов. Мэ-
теоусловия не позволяют =— «заряды»,
пурга. Радноразведка обнаружила подлодку
	лы к ворду от мыса Цын-Наво-
Лок...
а беглаяч запись... Ho 3a ней
	для автора дневника-——множество воспоми-
наний: тлухая полярная ночь, холодная
луна над северной бухтой, заснеженные
корабли, ‘трудное время первой военной
ЗИМЫ.

Торопливая лневничная запись... И, на
первый взгляд, совсем не о самом главном,
Ведь в те дни каждого из нас больше всего
беспокоила судьба Москвы. Фашистекпе
дивизии еще продолжали рваться к столи-
це. Позже-нам стал известен приказ’ Гитле-
ра: «Учитывая важность назревающих с9-
бытий, особенно зиму, плохое материальное
обеспечение армии, приказываю в ближай-
шее время любой ценой разделаться со сто-
лицей Москвой».

Всем сердцем североморцы были © Мо-
сквой. — Мы понимали: лучшая помощь
Москве — усилить нашу боевую актив-
ность на своем участке сухопутного фрон-
та и на море.

Нам хотелось в те дни бомбить Петедмо.
Но погода’не позволяла, и я помню, как
это злило-тогда. Впрочем, на море в те же
самые лни мы не теряли времени.
	заняли Мурманска. Постараюсь об’ яснить
это. В Лапландии сражаются германские
части, находящиеся там со времени нор-
вежской кампании... Бои оказались чрез-
вычайно тяжелыми, их трудность не под-
дается описанию. Сам чорт выдумал тунлру
в пользу большевиков. В тылу приходится
сражаться с партизанекими и прорвавши-
мися частями...».

Другая фашистекая газета также при-
знавала, что немецкие войска на Севере
попали в тяжелое положение, «Оеновой их
деятельности, — писала газета, — стала
забота о поддержании жизни»,

А ведь еще незадолго до этого геббель-
	совская печать уже об являла Мурманск
взятым!
	зато пленные немецкие егери, иснытав-
		шие на своей шкуре силу советского сопро-
тивления, оказались способными к более
точному анализу событий. Один из них
сказал: «Ваши люди сделаны из особого
материала. Даже когда они окружены, из-
расходовали все патроны и не в состояний
держать штык, они тотовы грызть нас зу-
бами!».

Да, наши советские люди сделаны из
0с0бого материала! Говоря это, я имею в
виду нетолько наших признанных героев—
Сафонова, Шабалина, Леонова, Колышкииа,
Тунина.

Мне вспоминается один офицер, коман-
довавший батальоном под Титовкой в самом
начале войны. После жестоких боев в этом
батальоне осталось человек восемьдесят.
Память навсегда запечатлела этого офице-
ра. Израненный, Усталый, еле стоявший на
ногах, он ни на секунду не терял рлаёти
над своим батальоном. Недавний командир
роты, он только что принял командование
батальоном на поле боя, после гибели стар-
шего офицера, и сразу же сумел взять этот
истекавший кровью батальон в руки, сохра-
нить жизнь и боеспособноеть оетавшихея
людей. Да, это был хорошай воин!

Еще вспоминается мне зрмейская эскад-
рилья «чзек», прикрывавшая войска и ба-
зировавшаяся на одном из флотеких аэро-
дромов. Командовал эскадрильей капитан
Тряпицын. Это было тоже в самом начале
войны. Двенадцать «чаек» Тряпицына
	дрались непрерывно. На четвертые или пя-
	пробило борт и повредило машину
третьим — разворотило корму. Tpayath
остановилея. Миноносцы подошли #4 Il
станцию 10—12 кабельтовых, продолжая
бить фугасными снарядами, Стрельба в
лась не только из орудий главного Калибр,
но и зенитными пушками и пулёметами,

‚ «Пассат» все же своим огнем и дыуи:
весой несколько задержал немецкие мии-
носцы. Они были принуждены перенести
огонь на него.
	Это дало возможность команде _РТ-67
спустить шлюпки и принять меры К 130
нию, Зато «Пассат», попав под огонь дв
миноносцев на короткой дистанции, CTA
тонуть. До сзмого последнего момента еп
маленькие пушки продолжали стрелять, [0
следней под воду уходила корма, н кормовая
пушка продолжала действовать, Это, стр
лял по немцам единственный оставшийся
в живых краснофлотец.
	Вся команда «Пассата» во тлаве ¢
командиром погибла. Спасся только один
человек. ] :

И еще, когда вспоминаешь о начале Bol
ны, хочется обязательно сказать 0  ы-
бачьих мотоботах, Они заслужили много
		Цесмотря на потери, несмотря на артил
лерийский и минометный огонь‚у берегов
противника, несмотря на немецкую 2в7з-
цию, мотоботы возили самые различные
грузы нашим войскам: продовольствие,
	“saree

боезапас, людей для пополнения сражан-
щихся частей, вывозили раненых. Они пе
ревезли десятки тысяч люлей ин тысячи тон
	самых различных грузов. Настойчивость 1
		восхищение.
	Оценивая сейчас действия мотоботов 1
начальный период войны на Севере, Hat?
	сказать, что они сделали очень много. Вс8
десантные операции в Мотовском заливе
	ee eC

были возможны только потому, ‘что были

Бе:
	мотоботы.
	Я всегда с уважением и признательно-
	Пе Е

othe вспоминаю и буду вспоминать о людях
этих мотоботов, о мужественных рыбакат

amon
	Chepa, которые плавали на этих суденыш-
	ках. всю воину.
	Ce}
	ae подплаве в Заполярье етоит памят-
m a североморцам, павшим в боях за Ро
	Памятники ставятся на столетия. Нов
lax благодарного народа образы пав»
их защитников Родины будут жить вечно: