Г 6 ноября 1946 г:, среда, № 262 (2443)
	КРАСНЫЙ ФЛ
	честь корабля
	Ha борт миноносца поднялась группа
инспекторов. Командир корабля капитан
3 ранга Чернобай спокойно и четко доложил
о состоянии миноносца, коротко и ясно отве-
vad Wa вопросы,

— Впрочем, зачем терять время на во-
просы? — сказал один из проверяющих. —
Посмотрим вас в деле, Корабль сдавал за-
хачу «экстренное приготовление к выходу
в море»?

— Так точно. Получил оценку «хоро-
10>.

Тотчас последовала вводная — в пятнад-
цати милях отсюда, в таком-то районе
обнаружена подводная лодка противника.
Выйти на поиск.

Дан сигнал «боевой тревоги». Xopo-
шо знавшие свои обязанности офицеры,
старшины и матросы действовали четко и
уперенно. Не было ни суеты, ни непреду-
смотренных уставом возгласов, которые на
некоторых кораблях еще сопутетвутот с’емке
‹о швартовов. Через несколько минут ми-
ноносец отошел от стенки, лег на заланный
курс. Одновременно были подготовлены ан-
паратура и оружие, все необходимое для
поиска противника и боя с ним.

Последовали новые вводные:

— Отражаете налет авиации...

— Атакуете подводную лодку...

(трельбы, маневр, бомбометание не вы-
звали никаких замечаний у иненекторов.
Наступило самое сложное — решение ввод-
ной: «Ваш корабль нодорвалея на мине,
Ликвидируйте последствия аварии, возвра-
пайтесь в базу задним ходом, под одной ма-
шиной». .

Экипаж еще не сдавал такой задачи, а
только готовился к этому, Тем не менее ка-
питан 3 ранга Чернобай и тут не обнару-
жил никаких колебаний. Он был уверен в
знаниях личного состава, в едином жела-
пии людей не уронить славы своего кораб-
ли.

— Не подведут, — сказал он, взглянув
па своего заместителя по политической ча-
сти старшего лейтенанта Черникова. Тот
утвердительно кивнул головой,

Командир не ошибся. Экипаж решал
водную в условиях, максимально прибли-
женных к боевым. В отсеки хлынули пото-
ки воды, облака горячего пара наполнили
помещения, появилось большое количество
«раненых», которым нало было по веем
правилам оказать помощь, Моряки строго
следовали инструкциям и наставлениям,
Приказания выполнялись точно и быстро.

Работы хватало матросам всех спепиаль-
ностей. Акустик Колин заделывал пробоину,
в которую хлынула вода, восстаназливал
поврежденную алпаратуру. Радист Якушев
потушщил «пожар» в рубке. а затем устано-
ит аварийную антенну. В борьбе за жи-
учесть корабля Участвовал весь личный
состав. Сказалиеь регулярные третировки и
учения по заделке пробоин, по ликвидации
LORANOB.

Миноносец возвратился в базу. Команди-
ру корабля предложили:

— Доложите о ходе учения, сообщите
(вом замечания, выводы.

Инспектора, пристально наблюдавигие за
лойствиями офицеров, старптин и матросов,
уже составили мнение о корабле. Капитан
3 ранга Чернобай, не скромничая, но и He
‘крывая отдельных недочетов, слелал свои
замечания и в заключение сказал:

— (Считаю, что экипаж вполне подготов-
лен к тому, чтобы славать эту задачу.

Командир воединения улыбнулся.

— Залача вами сдана сегодня. Опенка—
	«отлично». Оценка экстренного притотовле-
	ния к выходу в море тавже повышена де
«отлично».

Когда командир и его заместитель по по-
литчасти остались одни, Чернобай заметил
Черникаву:

— Да, Алексей Филиппович, наши
матроеы сегодня себя показали. Спасибо им.

— А вы разве сомневались в них, Гри-
ropa Корнеевич?

— Нет, не сомневался. Но правду ска-
зать, волновалея здорово, хотя и виду, не
показывал. Да и как не волноваться, когда
дело идет о чести корабля!

Честь корабля! Ее свято берегут люди
миноноепа. Когда молодые матросы приходят
	(От корреспондента «Красного Флота»)
	Выхоо на
	Евгений ЮНГА
		ряками! Подумайте хорошенько, что скажу
вам напоследок: или с народом или против
народа. Одно из двух. Третьего нет.

Лосказав, он поднимается на верхнюю
палубу, где толпятся моряки.

— Шо местам!-— зычно командует стар-
шина.— (о швартовов сниматься!

Топот множества ног свидетельствует,
что моряки исполняют приказание.

Белышев, Липатов и Захаров нод-
нимаются на командный мостик. Впервые в
жизни им предстоит самостоятельно вести
корабль, да еще в беспросветной мглё ок-
тябрьской ночи по извилистому фарватеру
узкой Невы. Каждая минута движения
грозит аварией, но другого’ выхода нет,
Преднисание Военно-революционного коми-
тета моряки «Авроры» обязаны выпол-
нить до конца.

Таковы мысли Белышева и всех, кто
рядом с ним на мостике.

Раздирающе, как алмаз по стеклу,
скрипит ручка указателя хода на машин-
ном телеграфе. Ее перевел на «малый вие-
ред» старшина. Тотчас слышится ответ-
ный звонок из машинного отделения, под-
тверждающий, что приказ понят и что ме-
ханизмы приведены в действие.

Едва заметно крейсер ползет вдоль при-
чала к выходу из ковша. Два букеирных
парохода’ помогают ему выбраться на про-
стор Невы. В стороне черными массивами
проплывают назад контуры заводских це-
хов и теряются в дождевых потемках. Вре-
‘мя и раестояние бесконечны,

’ Замерев, Белышев прислушивается к
‘словам старшины.

Звенким от напряжения ‘толосом Захаров
указывает курс матросу, стоящему у штур-
вала. :
Крейсер движется.

Кто-то настойчиво окликает Белышева:
‚ — Комисеал!.. Председатель!..

На верхней ступеньке трапа возникает
силуэт человека с винтовкой.

Белышев узнает одного из часовых,
приставленных к офицерам.

— Командир зовет! Приепичило!

Сжав кулаки, Белышев делает шаг к
трацу.

— Передай ему... Два раза я упраши-
вал, в третий не стану. Скажи: некогда.
Корабль снялся. Если приспичило, веди
сюда.

Вскоре на мостик взбирается сопровож-
даемый часовым Эриксон. °

— Я согласен довести корабль, — бы-
стро, словно боясь, что опоздает, говорит
командир.

—- Значит, решились послужить наро-
ду!-— обрадованно подхватывает  Белы-
шев.— Святое дело сделаете, гражданин
командир. Люди спасибо скажут.

— Не могу допустить, чтобы «Аврора»
села на мель из-за вашего упрямства, —
вызывающе громко поясняет Эриксон.— ,
Веду по необходимости. И только до моста.
Ничего больше делать не буду.

Белышев беззвучно смеется.

Обогнув угол ковша, крейсер выходит
на невский фарватер.

ххх
	В предрассветной мгле «Аврора» отдает
якорь возле Николаевекого моста. Луч ее
	прожектора ослепительным бичом стегает
	берега, затем медленно перемещаетея по
набережной к провалу между каменными
устоями, выхватывая из тьмы пикеты юн-
керов и броневик, словно уснувший у вхо-
да на мост.

С высоты крейсера хороню видно: юнке-
ра наперегонки бегут вдоль набережной, а
броневик срывается с места и полным хо-
дом мчится по направлению к Сенату и Ад-
миралтейству. Враги не принимают боя. В
луче прожектора на мосту появляется мас-
са фигурок в черном и сером: моряки Вто-
рого Балтийского флотского экипажа и сол-
даты Кексгольмского полка.

Понемногу светает. Мгла редеет. Посте-
пенно выступают линия сведенного моста,
уходящие в мглу фасады зданий на обоих
берегах, а перед мостом гигантский корпус
«Авроры» с высокими серыми труба-
ми. Ее орудия нацелены поверх моста в
сумрак, в ту сторону, тде расплывчато
чернеет огромный куб Зимнего дворца.

Близок рассвет.

>
Глава из хроники дней Октябрьской революции «Великий почин»
~~ :
	Вак только Белышев созывает судовой
комитет и докладывает о причине задерж-
ки, секретарь судового комитета старшина
Сергей Захаров предлагает:

— Готовьте шлюпку, фонарь, лист бу-
маги и четырех гребцов. Я берусь проме-
рить фарватер ручным лотом.

Он напяливает бушлат, поднимает ‘ворот-
ник и, нахлобучив бескозырку, покидает
помещение.

Заседание судового комитета прервано.

Долгие полтора часа Белышев и почти
	BOA команда, за исключением вахлтенных B
	машинном и котельном отделениях, стынут
цод холодным дождем на верхней палубе,
вглядываясь в ночной мрак, поглотивший
шлюику, и с тревогой прислушиваясь к ча-
стым хлопкам ружейных выстрелов где-то
в стороне Невы.

Наконец, раздается радостный голос Ли-.
патова:

— Шлюпка!

В ответ мигает электрический фонарик,
взятый Захаровым.

Десятки рук подхватывают старшину и
втаскивают на палубу.

Через минуту промокший насквозь, дро-
жащий от холода и возбуждения, Захаров
стоит посреди малтинного кубрика и протя-
гивает Белышезу лист с чертежом:

— Полный порядок, Шура! Глубины
вполне нормальные для «Авроры». Даже с
запасом,

Комиссар спешит в кают-компанию, где
сидят, забыв про сон, офицеры и командир.

— За вами слово, граждане.

Он кладет мокрый лист на стол.

Эриксон тихо спрапгивает:

— Для чего корабль пойдет к мосту?

— Так я же информировал ‘вас... Онке-
ра вздумали развести мост, а Военно-рево-
люционный комитет преднисал нам —
крейсеру «Аврора» — всеми средствами
восстановить движение.

— Собираетесь стрелять по Зимнему? —

попрежнему тихо интересуется Эриксон.
_ —_ 06 этом загадывать не стоит, — по-
‘думав, советует Белышев.— Если Военно-
революционный комитет прикажет, будем
стрелять и по Зимнему... пока Временное
правительство не сдастся.

— Иначе говоря, большевики. затевают
гражданскую войну и предлагают мне и
офицерам принять в ней участие, — го-
ворит командир.

— Эте, куда загнули!-— несколько опе-
шив, удивляется комчесар.— Большевики
требуют: власть — Советам, землю и заво-
ды -— трудящимся, мир — народам! Так
хочет весь народ, а Керенский и те, кто за
него — капиталисты с помешиками, — не
хотят этого. Значит, надо прогнать их от
власти; Вот и вее.

—- Напрасно агитируете!— нервничает
Эриксон.— Ставлю вас в известность от
имени всех без исключения офицеров крей-
сера «Аврора»: мы наотрез отказываемся
вести корабль к Николаевскому мосту! В
гражданской войне участвовать не желаем!
Мы ни за большевиков, ни 33; Керенского,
a 3a Россию!

— Так ли?’— резко прерывает Бельтев,
глядя в глаза Эриксону.— Россия — это
народ, а мы — большевики — с народом.
Народ верит нам, а не Веренскому!

— Мы держим нейтралитет, — поясняет
командир.

— Хотите выждать, чья возьмет? Это
ваше последнее слово?

— Да!

— Ладно... Часовые!— в серлцах кри-
чит комиссар, хватая лист с чертежом и
сворачивая его в трубку.

В просвете дверей показываются фигуры
двух вооруженных матросов.

—- Никого не выпускать из кают-компа-
ний и не подпускать к иллюминаторам!
Задраить иллюминаторы Ha  броневые
крышки! ,

Оборотясь к сидящим и уже овладев со-
бой, Белышев жестко произносит:

— Эх, вы, нейтральные... Даже опреде-
Е не умеете, а еще считаете себя мо-

ети его до сведения судового. комитета и.
всех присутетвующих... Главный  началь-
ник округа полковник Полковников запре-‘
щает исполнение войсками каких либо при-
казаний, исходящих от различных органи-
заций... Надеюсь, вам понятно, что озна-
чает это?.

— На всякий чих не наздравствуешь-
ся,— отвечает Липатов под одобрительный
смех собрания.

— На приказание Полковникова У нас
имеется приказание Центробалта,— добав-
ляет, Бельышев, подняв над головой теле-
грамму, принесенную связным.— Вот оно:

«Центробалт совместно с судовыми ко-
митетами постановил: «Авроре», загради-
телю «Амур», Второму Балтийскому и Гвар-
дейскому экипажам и команде «Эзеля» вее-
цело подчиняться распоряжениям Военно-
революционного комитета Цетроградекого
Совета».

— Разрешите взглянуть? — просит
Эриксон. — И на то и на другое.

Белышев передает оба документа соее-
Ay, тот следующему. Пропутешествовав
через все собрание, листки попадают в ру-
ки Эриксону.

Командир вяимательно разглядывает их.
Напряженная озабоченность на его лице
‘внезапно сменяется изумлением,

— Позвольте, позвольте... Здесь сказа-
но: «Комиесару и в полковой комитет «Ав-
роры»... Что за комиссар на военном ко-
рабле? Никаких посторонних предетавите-
лей не должно быть на борту! Штатские
не имеют права командовать нами!‘

Собрание озадачено. Из разных углов
раздаются провокационные выкрики тех,
кто давно составляет незначительное мень-
шинство на крейсере: эсеров, анархистов
а меньшевиков.

Лукичев стучит кулаком по столу.

— Тише!.. А если не штатский?

— А кто? Не ты ли, Микола?..

Офицеры смеются.

Белышев гневно смотрит на них и корот-
ко бросает им в лицо:

— Я — комиссар!

Он достает мандат, подписанный Яковом
Михайловичем Свердловым. Десятки рук тя-
нутся к документу, сотни глаз впиваютея
в лаконичные строки.

Побывав у каждого, кто присутствует
на заседании, помятый и чуть замусолен-
ный мандат возвращается к Белышеву.

Эриксон и офицеры демонстративно на-
правляются к выходу.

—- Предупрежлаю!-— четко — выговари-
вает велед им Белышев.— Предупреждаю
командира, что всякий приказ, отданный
им без моего согласия, недействителен.
Сейчас приказываю: корабль привести в
боевую готовность!

жж +

Ё полуночи крейсер—в полной боевой го-
товности. Связной приносит третье пред-
писание. Оно адресовано Белышеву. Текст
предписания таков:

«Вомисеару Военно-революционного ко-
-митета Петроградского Совета Рабочих и
Солдатских депутатов на крейсере «Авро-
ра». а

Военно-революционный комитет... поста-
новил: поручить вам всеми имеющимися в
вашем распоряжении средетвами восстано-
вить лвижение по Николаевекому мосту».

Мост разведен юнкерами. Надо не мед-
	ЛИТ H BHOBS CBCOTH Cro.

Однако выход из ковша затягивается.
Пары подняты, машины прогреты и опро-
бованы, но Эриксон категорически заявил
Белышеву, что осадка не позволит крейсе-
ру даже войти в Неву. За время войны фар-
ватер ни разу не углублялея, подлинные
тлубины реки неведомы, корабль может
сесть на мель. Формально командир прав,
на самом же деле — моряки отлично по-
нимают эт9.— он саботирует и под благо-
видным предлогом не желает подчиняться
указаниям Военно-революционного комите-
Ta.

Впрочем, торжество Эриксона прежде-
вуеменно. :
	менно больше четверки истребителей. У
	немцев же в те дни самолетов было больше
	чем лостаточно. Сознавали это и командиры
	кораблей. Однако задача была ими понята,
°и не приходилось сомневаться, что она бу»
	дет выполнена.

Корабли ушли. В шесть часов утра они
уже открыли огонь по скоплениям немцев.
(трельбу вели по всем правилам артилле-
рийского искусства, как на учении. Был
высажен корректировочный пост с радио-
станцией. Связались с армейским командо-
ганием. Уточнили цели. Корректировали
Каждый залп.

Почти четыре часа корабли вели огонь.
Стрельба была удачной. Разбили миномет-
ную и артиллерийскую батареи, накрыли
очень удачно четыре места скопления не-
менкой пехоты. Развили корабельную ско-
рострельность и причинили много потерь
немцам. Армейцы остались очень довольны
и просили продолжать еще.

Около десяти часов утра на миноносцы
нанала крупная группа вражеских самеле-
тов. Корабли дали полный ход и начали от-
ходить вдоль Мотовского залива, успешно
маневрируя и уклоняясь от бомб.

Немцы сбросили на них восемьдесят
крупных бомб. Вокруг кораблей вставали
громадные столбы вохы и огня.

Немцы заходили тройками вдоль кораб-
лей © кормы на нос.

Командир миноносца внимательно сле-
хил за такой тройкой и в момент отрыва
Gowd OT самолета круто ворочал звтраво
	пли влево на полном ходу. Попада-
ний в корабли не было, хотя бомбы ложи-
лись довольно близко. Осколками повредило
отдельные части кораблей, пушки и тор-
педные аппараты. Однако серьезного вреда
корабли не получили.

Миноносцы хорошо выполнили в TOT
лень сво1о задачу, нанесли немцам потери.
Лишь на следующий лень враги возобнови-
ли попытку. прорвать нашу оборону на
перешейке. Но к этому времени армейцы
подтянули свой силы и отразили вражеский
натиск.

В дальнейшем выходы миноносцев на
стрельбы по берегу, занятому противником,
производились регулярно, участились с
наступлением полярной ночи и вполне,
оправлали себя.

Реноминаю Boe это, чтобы подчеркнуть,
	«-DBICTPLIM взтлядом председатель судо-
вого комитета Белышев обводит перенол-
ненное помещение. Особняком стоят коман-
дир крейсера Эриксон и трупна офицеров.
Никто не ослушалея приказа судового ко-
митета: притти на экстренное заседание в
церковную палубу. Явились все.

Помещение набито доотказа. Сотни лю-
дей © нетерпением ждут начала заседания
	И обсуждалот только что прочитанное Римо-
	феем Липатовым воззвание. Боенно-револю-
ционный комитет предупреждает солдат,
	  матросов, рабочих столицы, что Временное
	правительство ставленника  контрреволю-
ции Керенского намерено применить 89-
оруженную силу, чтобы подавить волю на-
рода. Сотни голосов сливаются в грозный,
не умолкающий ни на секунду тут. №-
рабль полон всяческих слухов о событиях,
которыми живет в этот раскаленный до-
нельзя день 24 октября 1917 года весь
Петроград. Моряки «Авроры» тотовы не-
медленно выступить © оружием на’ защиту
Военно-революционного комитета против
Керенского и кого угодно, кто хочет поме-
шать народу взять власть в сво рук,

Только неустанные напомпнания Белы-
шева о революционной дисциплине и кате-
горический приказ судового Комитета —
быть на своих местах — удерживают экл-
паж на корабле. Повинуясь избранному
ими суловому комитету, почти ‘целиком ‹о-
стоящему из большевиков, авроровцы  Го-
рячо отзываются на события, происходящие
в Петрограде.  Ускоренными темпами
идет размежевание сил на два, непримиримо
враждебных лагеря: революции и реакции.
Обе стороны готовятся перейти к воору-
женным действиям, & кое-где уже начали
HX.

Так следует понимать оба, предписания,
полученные чаю тому назад из Смольного,
В первом предпиеании Военно-революцион-
ный комитет предлагает морякам обеспе-
чить вывод «Авроры» из ковша, буксионы-
ми пароходами, которые приведут из Крон-
штадта баржу со енарядами, и вообще дер-
жать патотове пловучие средетва, чтобы
использовать их в случае западения
контрреволюционных сил на Петроградский
гарнизон. Второе предписание — подобно
сигналу тревоги. Получив ето, Белышев и
поторопилея созвать судовой комитет.

—= Слушайте, товарищи, что приказы-
вает Роенно-революнионный козвитет!

— Петроградекому Совету грозит прямая
опасность: ночью контрреволюционные за-
говорщики пытались вызвать из окрестно-
стей юнкеров и удаюные батальоны в Пет-
рограх. Газеты «Солдат» и «Рабочий путь»
закрыты. Нредписываетея привести. полк
в боевую готовность. Веякое прометление
	  и замешательство булет расематриваться,
	как измена революции...

Лязг железной двери над входным тра-
пом заглушает последние слова.

Громыхая сапотами и приклалом  вин-
товки по ступеням, в кубрию  спуокдется
промоклиий матрос. Он ставит винтовку Ha
евоболное место в пирамиде ‘у входа п, по-
весив бескозырку на острие штыка, 1про-
бирается к Белышеву. э

Эм связной. Нредседатель судового ко-
митета посылал его’ к телеграфистам Мор-
ского Генерального пттаба, е наказом раздо-
быть у них ‘постановление“ Центробалта,
адресованное. «Авроре».

— В городе что творитея! — воекли-
цает овязной, вручая телеграмму Белыше-
ву.——Керенский приказал юнкерам запеча-
тать двери в редакциях «Солдата» и <Рабо-
чего пути», а из Смольного примчалиеь на
грузовых автомобилях  краснотвардейцы,
носрывали печати, накостыляли по шеям
юнкерским часовым и прогнали их к чор-
товой бабушке!.. Потом поставили свою
охрану и отправились закрывать буржуй-
ские тазеты. Одним словом, рабочие вы-
ступили против Керенского! Требуют, как
весь нарол: власть Советам. :

—- А мы чего’ ждем? — батровея от гне-
ва. спплангивает Минаков.
	— Скоро начнем, — уверяет Лукичев.—:
Голосуй, поедселатель: «Прелписание Воен-.
	Но-революционного комитета принять &
немедленному исполнению».

— Прошу  слова!— доносится голос
Эриксона.— Имею распоряжение совсем
иного порядка. Считаю необходимым дове-
	на корабль, лучшие старшины Кочегаров,
Соломин, Брусов и другие знакомят их с
боевыми делами корабля, рассказывают о
потоплении вражеской подводной лодки, о
конвойных операциях, трудных походах во
льдах, в тумане... Молодых моряков ведуг
по отсекам, об’ясняют устройство и назна-
чение механизмов, не забывая подчеркнуть,
кап много сил приложено, чтобы техника я
оружие всегда были в полной боевой готов-
ности. С первых же дней службы молодые
матросы — а их немало пришло сейчас на
корабль — узнают также о том, как надо
беречь боевые традиции миноносца, умно-
жать их теперь, в период повседневной
учебы.

0б успехах экипажа убедительно гово-
рят показатели боевой подготовки. Все огне-
вые и аварийно-комплекеные задачи вы-
ислнялись кораблем на фоне тактических
учений, приближенных к боевой обетанов-
ке. Артиллеристы провели стрельбы, не по-
лучив ни одной неудовлетворительной оцен-
ки. У торпедистов половина оценок — «от-
лично», половина-—«хорошо». Такой же по-
казатель и в результате решения аварийно-
комплексных задач с участием всего экипа-
жа. Общий итог по курсовым задачам —
40 процентов отличных оценок, 60 процен-
тов — хороших.
	Эти цифры — свидетельство самоотвер-
женной службы матросов и старшин всех
боевых частей. Их учат и воспитывают
офицеры, которые в требовательности к
подчиненным, в знании их запросов и спо-
собностей, в постоянном стремлении совер-
шенствовать свое мастеретво, берут при-
мер с командира. Он пользуется непререкае-

мым авторитетом и любовью всех подчинен-
FLIX.
	Капитан 3 ранга Чернобай хоролто знает
своих людей. Спросите его о любом офицере,
старитине, старослужащем матросе корабля.
Он расскажет вам, чем тот интересуется,
что читает, к чему стремится. Перед всеми
учениями он беседует с экипажем, раз’ясняет
залачи так, чтобы каждый «понимал свой
маневр». Партийная и комсомольская орга-
низации деятельно помогают командиру во-
сцитывать моряков. В этом году в ряды
партии принято 19 передовиков боевой и
политической подготовки. С молодыми моря-
ками систематически проводятся беседы на
политические, исторические и литератур-
ные темы, причем к этому делу часто при-
влекаются офицеры.

Неустанно работает командир и над во-
спитанием офицеров. Он будит в них стрем-
ление к новому, развивает. их инипиативу.
Кроме инженер-механика корабля Наймана,
имеющего солидный боевой опыт, все офи-
церы — молодежь. Их время заполнено не
только непосрелетвенной учебой по исполь-
званию боевой техники и оружия, по из-
учению маневренных качеств корабля, но
также играми, групповыми упражнениями,
разборами операций, лекпиями, беседами.

Молодые офицеры выступают с доклада-
ми 06 опыте второй мировой войны. Лейте-
нант Капелькин слелал доклад об операцит
иротив линкора «Тирпиц», старший лейте-
нант Макаров — об операции у : острова
(Сухо. Командир показывает пример всесто-
ронней подготовки к лекциям: прежде чем
выступить. перех офицерами по ‘вопросу
использования новой аппаратуры, он зани-
мался пелую неделю, перечитал немало ли-
тературы, посоветовался со знатоками. До-
клал командира был интересным, содержа-
тельным. И когда пигаб проверил, как офи-
перы знают аппаратуру, все они получили
хорошие оценки.

Перед сдачей каждой задачи по курсу
боевой. подготовки командир проводит игру
с офицерским составом. Составляется план,
отводится время на подготовку, затем плаз
осуществляется на практике с привлечени-
ем всех без исключения офицеров корабля.

Капитан 3 ранга Чернобай проявляет
подлинную заботу о воспитании подчинен-
ных. Плавая е ним, люди неуклонно растут.

Офицеры дорожат славой своего корабля,
его честью. Это же чувство разделяют все
старшины и матросы.
	Северный флот.
	Мапитан Ю. КОНОВАЛОВ.

чем у немцев, на. которых работает про-
мышленность почти всей Европы. Без этого
обстоятельства мы давно сокрупгили бы гер-
манскую военную машину. Советские вои-
ны не раз уже обращали в бегство хвале-
ные немецкие войска. Мы сильней врата,
и силы наши растут и будут расти день ото
дня, час от часа! Он говорил о первых уро-
ках войны, о том, что мы уже научились
бить немца, что «в огне отечественной
войны куются и уже выковались новые со-
ветские бойцы и командиры, лётчики, ар-
тиллеристы, минометчики, танкисты, пехо-
тинцы, моряки, которые завтра превратят”
ся в грозу для немедкой армии».

Это было сказано о советских патриотах,
о бойцах и командирах, закалившихся и
закалявитихся в пламени войны, познавтих
свою силу и слабость врага, учившихся
военному мастерству, охвачённых ненави-
стью к подлым захватчикам и тотовых по
зову великого вождя итти вперед, через лю-
бые трудности и преграды — к победе.

«Никакой пощады немецким оккупан-
там! Смерть немецким оккупантам!». Я на-
всегда запомнил интонацию. с которой про-
изнес эти слова товарищ Сталин. И она
точно’ выражала чувства, которые кипели
в каждом советском воине, в каждом совет-
ском человеке.
	3. 7 ноября
194] 100g
	Открываю новую страницу дневника, на-
писанную пять лет назад:

«7 ноября 1941 года. Утром радио из
Москвы передало речь товарища Сталина на
параде войск на Красной плошади.

Армейские части при содействии нашей
корабельной артиллерии перешли в наступ-
ление в районе губы Западная Лица,

Эсминец и сторожевые катера, выполнив
залание, возвратились в базу.

Предстоит наступление налиих частей.
Противник сменил части 2-й и 3-й горно-
егерских дивизий. Вновь прибывшая 6-я
горно-егерская дивизия заняла оборонитель*
ную полосу, имея боевое охранение на ли-
нии высот 177,3 и 314,9 и далее на юго-
залтад... -
	(Окончание на 4 ст?.).
	как каждый день воины обогалцал нас но-
вым опытом; оттачивал наше оружие.

В ноябрьский вечер пять лет назад
уходил в глубокий тыл врага маленький
отряд  североморских разведчиков поз
командованием майора Людена. Это были
лихие ребята, делавшие частые и уепеш-
ные вылазки в немецкие тылы, В ту ночь
разведчики подожгли склады противника ©
продовольствием и боеприпасами и благо-
получно, без потерь, вернулись обратно.

На кораблях и в частях встречали на-
ступавший Октябрьский праздник. Там, где
было возможно, готовились торжественные
заседания, кубрики украшались октябрь-
скими лозунгами.

Что было вечером 6 ноября?

После будничных записей о боевых дей-
етвиях флота в тот день в моем дневнике
стоит фраза, с которой связано самое. боль-
106. самое дорогое воспоминание:
	«Вечером по’ радио из Москвы выступал.
	товариш Сталин...»

Трудно передать горячее волнение, охва-
тившее веех, когда люди услышали в тот
вечер голос товарища Сталина. 3& тысячи
километров, здесь, на краю советской земли,
мы слушали знакомый и родной, как всегда
спокойный голос любимого вождя.

На кораблях и подводных лодках, нахо-
дивиихея в этот чае в море, радисты опове-
стили всех:

— В Москве сейчас выступает товарищ
Сталин...

В радиорубках записывали сталинские
слова, чтобы потом передать их экипажам.

Выступление великого Сталина слушали
в тот час у нас за Полярным крутом и в
Ленинграде, в лесах Валдая п в Донбассе,
под Ростовом и на рубежах Подмосковья, в
окопах и землянках, на огневых позициях,
у орудий, минометов, в танках, на’ самоле-
тах, на кораблях. Всюду звучал твердый
сталинский голое, зажигавший советеких
людей страстью к борьбе, верой в победу.

Сталин товорил о самом важном тогда
для всей нашей страны, боровшейся против
гитлеровского нашествия.

И. как всегда, поражали его удивитель-
ная прозорливость, его изумительное уме-
ние выражать думы и чувства всего на-
рода. Он говорил о том, что наша боевая
техника превосходит по качеству боевую
технику врага. Но у наю пока ее меньше,
	Адмирал А. Г. ГОЛОВКО
	Перелистывая страницы дневника...
	2. 6 ноября
1941 100a
	Страница дневника, написанная ровн9
пять лет тому ‘назад:

«6 ноября 1941 года. Метеоусловия
улучиились. Наши истребители сделали
семь самолетовылетов на штурмовку войск
противника в районе колхоза Большая 3а-
падная Лица — Титовка. Для артиллерий-
ской стрельбы по огневым точкам против-
пика в районе губы Западная Лица выхо-
дил в Мотовский залив эсминец. Эсминец
обеспечивали два сторожевых катера...»

В тот день с истребителями летал на
штурмовку сам Сафонов.

Начав войну старшим лейтенантом,
командиром эскадрильи, он вскоре Стал
командиром полка. № весне 1942 тода Ca-
фонов стал подполковником.

Широкоплечий, ‘© открытым типично
русским лином, с прямым взглядом больших
темносерых глаз, Сафонов сразу же вызы-
вал симпатию к себе. Г

У него очень были развиты чувства вре-
мени и расстояния.

Мпе кажется, если бы он занимался спор-
том как профессионал, из него вышел бы
прекрасный боксер.

(амолетом он владел в совершенстве.
(трелял и бомбил блестяще.

Неторопливый, он никогла и никуда не
опаздывал. Непридирчивый и добродут-
ный, он в то же время все замечал и ни-
	О ЕО ВР Г Зы
кому не спуекал промахов, был требо
вательный человек,

Преданный ‘Ролине и партии, Сафонов
	был образцом возлулиного Gonna WH авиациот >
ного командира. Его не только уважали, его
любили, им восхищались.

Первый «Ю-88» на Севере в самом
начало войны был сбит Сафоновым. Улач-
ным попаданием Сафонов тогда повре-
дил самолет врага и стал преследовать его,
	Начало см, «Красный Флот» за 5 ноября.
	дня, когда немцы прорывались на полу-
острова Средний и Рыбачий.

Артиллерин у наших войск здесь было
мало. За трое суток артиллеристы израсхо-
довали много снарядов и имели остаток
«всего-ничего», как сказал мне командую-
ший армией. Требовалось поддержать сухо-
путные войска корабельной артиллерией.
С этой целью туда были посланы минонос-
цы «Урицкий» и «Куйбышев». Для обеспе-
чения их с воздуха им придали два катера—
морских охотника. Эти небольшие, юр-
кие, быстроходные кораблики в первую же
неделю войны завоевали авторитет в борьбе
с немецкой авиацией. Было уже несколько
случаев, когда самолеты противника, пы-
таясь атаковать их, встречали сильный
огонь, отворачивали и отказывались от
атак.

Командовать веей этой группой кораблей
был назначен командир дивизиона минонос-
пов, тогда капитан 3 ранга Симонов. В
помощь ему, для организации стрельбы по
берегу, дали флагманского артиллериста
флота, тогда капитана 2 ранга, Баоинова.
Катерами командовал старший лейтенант
Кроль. .

Я рассказал им, какая обетановка сло-
жилась на фронте, и разяенил, что требо-
валось от HX.

— Нам нельзя терять Рыбачьего, Тот,
кто влалеет Рыбачьим, тот держит в своих
	  руках Польский залив. Северный флот без
	Кольского залива существевать не может,
Самое же главное: Кольский залив нужен
государству. Это наш океанский порт,—ека-
зат. я им в конце беседы.

Они, конечно, и без этого отлично пони-
мали значение Кольского залива и Мурман.
ска.

Отчетливо представлял себе, как трудно
будет этим кораблям, если на них нападег
авиация. А что она нападет, в этом можна
было быть уверенным. Уже восемь’ дней
немецкие самолеты бомбили и преследовали
наттй корабли в море и в заливе.
	Мы He располагали тогда возможностью
держать над нашими кораблями OAHOPDe-
	расстреливая из пулеметов. Почти сразу же
убил стрелка на немецкой машине и тем са-
мым обеспечил себе подход на нужные дис-
танции. Сосредоточив огонь на правом мото-
ре, он гнал немца до Зеленецкой бухты, по-
ка тот не ударился о воду и не разломился.

Погиб Сафонов. весной 1942 тода. Мы
встречали большой союзный конвой. Немец-
кая авиация миль за семьдесят до входа в
Кольский залив напала на него

Сафонов с группой самолетов своего пол-
ка прикрывал конвой. В возлушном бою
он лично сбил тогда три «Ю-88». Затем,
передав, что мотор у него не в порядке, он
начал планировать к нашим кораблям. Упал
он кабельтовых в 12—15 от эсминца
«Куйбышев». Выбраться из кабины, оче-
видно, неё смог. Самолет немедленно затовут.
Корабли долго осматривали место гибели, но
ничего не обнаружили.

Так погиб один из выдающихся людей
(Северного флота и советской авиации дваж-
ды Герой Советского Союза Сафонов, Ему
засчитан 21 немецкий самолет, сбитый им
хично. Но, надо полагать, сбил он больше.
В групповых боях за ним числится несколь-
ко ‘десятков сбитых немецких самолетов.

Авпации. в ноябре 1941 года у нас еще
было мало. Мало было и артиллерии на су-
хонутном фронте. Именно этим и об’яеняет-
ся запись в дневнийе о выходе эсминца на
артиллерийскую стрельбу по огневым точ-
кам противника. ‘

В полярную ночь немцы на сухопутье
долго не могли понять, в чем дело, и при-
вимали огонь налтих кораблей за стрельбу
‘таинственных, быстро перемешавиихся с9-
ветских батарей. Армейское командование
часто просило нае в ту пору дать «флот-
ского огонька» по немцам. И корабли выхо-
дили и стреляли, и их огонь кажлый раз
имел значительный реальный эффект.

К осени мы обладали немалым опытом
таких стрельб, нроизволили их уверенно,
четко и © хорошими результатами. Нов
моей памяти навсегда сохранится первый
выход миноносцев на стрельбы по’ берегу.
Это было в конце июня, в разгар полярного