Да здравствует 29-я годовщина Великой
ктябрьской Социалистической революции!
Под знаменем Ленина, под водительством
Сталина-—вперёд к новому. расцвету Совет-
	й победе коммунизма
	Фото М. Калашниковой,
	ской Годины, к полно
	стране!

За нашу Советскую Родину!
			GHD
	ГАЗЕТА ВОЕННО- МОРСКИХ СИЛ
	(ОРГАН МИНИСТЕРСТВА ‘ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР)

К
263 (2444
)

&

H
оябр
Я
	1946 г., четверг

29-я годовщина Великой О

Социалистической

Доклад А. А. Жданова на торжественном
заседании Московского Совета 6 ноября 1946 года
	Товарищи!
Сегодня трудящиеся Советского Союза празднуют
ваднать девятую годовщину Социалистической рево
	/. люции в Нашей стране,
		и вернувшись к мирному труду, обратил все свои силы
на ликвидацию тяжелых последствий войны, на даль:
нейшее упрочение и развитие социализма. В борьбе
за осуществление этих задач советские люди, как ив
годы Отечественной войны, нё жалеют сил и труда,
проявляя высокое сознание общенародных, общегосу-
	дарственных интересов. Советский народ, опираясь на
	несокрушимую силу социалистического строя, самоот-
верженно преодолевая трудности. послевоенного вре-
	° мени, успешно идет по пути, который указал нам
	Денин, по которому ведет нас ни Сталин. (Апло-
дисменты).
	систему хозяйства и создающих постоянную неуверен-
ность в завтрашнем дне у трудящихся. Наша хозяйст-
венная жизнь направляется народнохозяйственным
планом.

В годы довоенного мирного строительства Совет-
ское государство по единому плану осуществило со-
циалистическую реконструкцию нашего народного
хозяйства. В годы войны оно планомерно мобилизова-
ло все ресурсы страны на нужды фронта. Так и теперь
Советское государство по новому пятилетнему плану
организует работы по восстановлению и дальнейшему
развитию народного хозяйства СССР. В новом пяти-
летнем плане великих работ, который должен возро-
дить и двинуть далее СССР, как преуспевающую со-
циалистическую державу, найдет достойное примене-
ние своим силам, способностям и талантам каждый
советский гражданин — мужчина и женщина. (Апло-
дисменты).

Советские люди’ привыкли ставить общенародный
государственный интерес превыше всего. Они привык-
ли считать общее дело своим насушным личным делом.
	Вот почему советский народ воспринял новый пяти-
	летний план, как боевую программу, отвечающую е
кровным жизненным интересам. Пафос  <зидательного
	труда охватил миллионы людей. 110 всей стране раз-
	вернулось социалистическое соревнование за выполне-
	‚ние и перевыполнение пятилетнего плана. Советские
люди в своем устремлении вперед изыскивают новые
	пути и возможности для дальнейшего под’ема всех
отраслей, народного хозяйства и культуры. Дружба
	народов СССР, окрепшая и закалившаяся в военных
	испытаниях, является могучим средством подема и
расцвета народного хозяйства и культуры в мирных
условиях.

Товариш Сталин говорил: «Советские люди, во главе
с коммунистической партией, не пожалеют сил и труда
для того, чтобы не только выполнить, но и перевыпол-
нить новую пятилетку». °

Теперь все видят, что эти вдохновенные слова нашего
вождя с успехом воплощаются в жизнь.

Первые результаты восстановления нашего народно-
го хозяйства уже налицо. Оживает израненная врагом
земля, из руин поднимаются возрождаемые заводы,
фабрики, шахты, колхозы, совхозы, школы, вузы и на-
учно-исследовательские учреждения. С чувством глу-
бокого удовлетворения страна узнает о восстановлении
и пуске в ход предприятий, созданных за годы довоен-
ных пятилеток и ныне вновь возрождающихся из пепла
и развалин. Снова вступили в строй действующих
	‘предприятий Сталинградский и Харьковскии трактор-
	ные заводы, Ростовский завод сельскохозяиственных
машин, Нижне-Свирская гидроэлектростанция, Бело-
	морско-Балтийский ‘канал и многие‘ другие крупнейшие
Е re
	предприятия. Поднимается на ноги металлургия гта.
Введены в действие домны на Константиновском, Ма-
кеевском заводах и на заводе им. Дзержинского. Бли-
зится срок пуска восстанавливаемого Днепрогэса. Дон-
басс, совершенно разрушенный немцами, уверенно идет
по пути восстановления довоенного ‘уровня добычи
угля. Возрождение этих предприятий приветствуег
народ, почти. как воскрешение из мертвых, так как
	‚ знает, до каких пределов разрушения они были дове-
	дены фашистскими. извергами ий каких трудов стоило
советским людям, чтобы славные имена этих предприя-
тий вновь засверкали в блистательном списке увенчан-
ных трудовыми, подвигами действующих фабрик и за-
волов Советского Союза.
	Одновременно идет большое новое <троительство.
	Строятся й частично пушены в ход новые машино-
	строительные и металлургические заводы, вводятся в
строй шахты, электростанции, железнодорожные пути,
предприятия текстильной, химической и многих дру-
гих отраслей промышленности. Восстановление и разви-
Тие народного хозяйства сопровождается его техниче-
ским перевооружением. Валовая выработка промыш-
ленности по гражданской продукции за первые три
квартала 1946 года по сравнению с тем же периодом
прошлого года выросла на 19 процентов. Среднесуточ-
ная погрузка на железнодорожном транспорте за тог
	же период выросла на 12715.
	te .
Первый послевоенный год
	В прошлом году мы отмечали наш великий праздник
вскоре после победоносного окончания. Отечественной
зойны, завершившейся разгромом сначала немецких
фашистов, а затем и японских империалистов. 1945 год
вошел в историю, как год великой победы советского
гарода и других свободолюбивых народов над силами
фашизма и агрессии. 1946 год явился первым после-
военным годом. Советский народ, выйдя победителем
из смертельной борьбы с фашистскими агрессорами
	В истекшем году наша советская страна возобно-
ила мирное социалистическое развитие, Советское
государство: перестраивает народное хозяйство приме-
нительно К условиям и задачам мирного времени.
Вся наша работа проходит под знаком выполнения
указаний товариша Сталина о ближайших задачах
Советского государства. «Мы должны, — говорил
товарищ Сталин, в кратчайший срок залечить раны,
	нанесенные врагом нашей стране, и восстановить до--
	военный уровень развития народного хозяиства с тем,
чтобы значительно превзойти в ближайшее время
этот уровень, повысить материальное благосостояние
народа и еще больше укрепить военно-экономическую
мощь Советского государства». :
	Каждый из нас понимает, что это задачи нелегкие.
	Немецко-фашистские захватчики нанесли огромный
ущерб советскому хозяйству. Фашистские варвары раз-
	рушили и сожгли десятки тысяч промышленных пред
приятий, совхозов, колхозов и МТС, разрушили всю.
	‘ть железных дорог в западной части нашей етраны.
Фашисты опустошили и превратили в пустыню целые
пайоны страны, уничтожили плоды многолетнего на-
	пряженного труда советских людей; оставили без крова
	a

миллионы советских граждан. В истории нашей Ро-
дины не было еще войн, которые бы унесли так много
цветущих человеческих жизней и причинили такие
нелыханные опустошения городам, селам, промыш-
ленности, транспорту и сельскому хозяйству, как ми-
нувшая война. Любое ‘другое, даже самое крупное
	‹хвременное капиталисти ческое государство, потерпев
	такой ущерб, было бы отброшено на десятки лет назад
и превратилось бы во второстепенную державу. Но
с Советским Союзом этого не случилось. Из второй
мировой войны Советский ‘Союз вышел крепким и
сильным. В отличие от капиталистических государств
наша страна перешла к мирному строительству без
каких-либо кризисов или потрясений. А, между тем,
известно, что вторая мировая война нанесла Совет-
кому Союзу неизмеримо болыший ущерб, чем какой-
либо другой стране из тех, которые’ воевали против
гитлеровской Германии. Я уже не говорю о таких
государствах, как Соединенные Штаты Америки и
Англия, территория которых не подвергалась оккупа-
ции вражескими войсками и перед которыми не стоят
поэтому задачи послевоенного восстановления нарол-
ного хозяйства И тем не менее послевоенный период
	связан в этих странах с большими экономическими
	и политическими кризисами.
В капиталистических странах переход от ВОЙНЫ
к мирному времени вызвал резкое сужение рынка,
падение уровня производства, закрытие предприятий,
	что в Соеди-
	рост безработицы. Известно, например,
	ненных Штатах Америки об ем промышленного про” 3
водства в 1946 г. сократился по сравнению с 1943 годом
более, чем на одну треть, а число безработных по
	официальным   ‘данным превысило 3 миллиона человек.
Наша страна не знает подобных явлений.  Переходо

ee
	от войны к миру в Советском Союзе, демобилизация в
связи с этим значительных контингентов Советской
Армии, уменьшение в три раза. военного бюджета,
перевод фабрик и заводов на мирную продукцию не
сопровождается у нас закрытием фабрик и заводов,
свертыванием производства и появлением безработи-
цы. Советский народ уверенно идет вперед, не опасаясь
возникновения экономического кризиса и безработицы,
ибо он опирается на иную, более высокую, социали-
стическую систему организации хозяйства, которая не
знает ни кризисов, ни безработицы.

Это не значит, однако, что послевоенное восстанов-
ление народного хозяйства СССР может обойтись без
жертв со стороны рабочих, служащих и крестьян ради
общего дела. Нужно иметь в виду, что без серьезных
жертв невозможно ‘ликвидировать тяжелое наследие
	войны —. разорение и опустошение — и восстановит5_
	народное хозяйство.

Однако эти жертвы не могут итти ни в какое срав-
нение с жертвами со стороны рабочих и служащих
капиталистических государств, которые чрезвычайно
велики, поскольку капиталисты не берут на себя забот
в деле послевоенного восстановления, перекладывая
все тяготы исключительно на плечи рабочих, крестьян
и служащих. Эти тяготы выражаются, прежде всего,
в громадном росте безработицы и выбрасывании мил-
лионов рабочих и служащих из предприятий.
	У нас нет и не будет безработицы. Это дает громад-
ное облегчение для рабочих и служащих нашей стра-
ны. У нас нет свойственной капитализму анархии про-
изводства, которая приводит к чередованию периодов
под’ема и кризисов, потрясающих до основания всю
	Председатель Совета Министров Союза ССР Генералиссимус Советского Союза
	Истекший год показал, что наша страна имеет боль-
шие возможности быстро двигаться вперед. Однако на
	пути выполнения пятилетнего плана нам предстоит
	преодолеть немало трудностей.

Перевод народного хозяйства с военных рельс на
рельсы мирного развития уже сам по себе представ-
ляет немалые трудности экономического, организацион-
ного и технического порядка. Если учесть к тому же,
что наше государство не может ограничиться лишь
использованием существующей производственной базы,
что оно, кроме того, имеет в виду восстановить и раз-
вить производственную базу как промышленности, так
и всех других отраслей народного хозяйства, то понят-
	но станет, каких огромных материальных и денежных
затрат требует выполнение этой задачи. По плану
	новой пятилетки одни только централизованные капи-
тальные вложения в народное хозяйство должны со-
	ставить более 950 миллиардов рублей. Чтобы обеспечить
	эти затраты, мы должны укреплять и развивать социа-
листические методы хозяйствования, режим экономии и
хозяйственный расчет, решительно покончить < бесхо-
зяйственностью, раздутыми. штатами, высокой себе-
	стоимостью продукции и мобилизовать наши внутрен-
	ние ресурсы, все источники накопления для нужд вос-
становления и развития народного хозяйства:
Некоторые наши хозяйственники до сих пор не пони-
мают, что режим экономии, о котором неоднократно го-
ворили Ленин и Сталин, не кратковременная кампания,
а свойственный социализму метод. хозяйствования. Со-
ветские люди обязаны постоянно помнить эти указания
и неуклонно руководствоваться ими в своей работе. -
Переход на мирные рельсы развития предполагает
также отмену карточной системы и возврат к нормаль-
ному товарообороту. Карточная система является неиз-
бежным: злом, когда ведется большая война и когда
	приходится ломать народное хозяйство, придавая_ему
	олносторонний  военный характер, и итти на множест-
венность цен и сокращение потребления в тылу, чтобы
обеспечить регулярное снабжение армии на фронте.
Когда война окончена и армия демобилизована — по-
требность в карточной системе отпадает и множественг
ность цен становится злом. Это зло должно быть от-
брошено для того, чтобы вернуться к нормальному то-
варообороту и всестороннему развитию производства и
потребления. Засуха в ряде областей, сокращение го-
		Иосиф Виссарионович СТАЛИН.
	сударственных запасов. продовольствия потребовали
перенесения отмены карточной системы с 1946 года на
1947 год. Потребовался также целый ряд необходимых
переходных мер в целях сближения высоких коммерче-
ских цен и слишком низких пайковых цен для того, что-
бы создать условия для отмены в 1947 году карточной
системы и введения единых цен.

Советское правительство учитывало трудности повы-
шения пайковых цен и понимало, что здесь потребуют-
ся серьезные жертвы со стороны рабочих, служащих и
крестьян, что без таких жертв невозможно ликвидироз
вать тяжелое наследие войны и восстановить подорван=
ное народное хозяйство.

Советское правительство приняло ряд мер к возмез
щению потерь мало- и среднеоплачиваемых рабочих
и служащих путем повышения им заработной платы.

Задача развертывания товарооборота и расширение
производства товаров широкого потребления является
предметом особой заботы и внимания Советского госу-
дарства. Если мы хотим подготовить условия для по-
следовательного снижения единых государственных
цен, которые будут введены в связи с отменой. карточ-
ной системы, то решающим средством является значи-
	тельное расширение производства предметов ширпотре=
	ба в государственной, кооперативной и, местной. про-
мышленности. Необходимо также. использовать BCE
Источники ДЛЯ развития товарооборота, развернув, Ha-
ряду с государственной торговлей, кооперативную тор-
говлю в городах и рабочих поселках. Чем шире будет
пазвернут товарооборот, тем быстрее поднимется бла-
госостояние трудящихся, будут удовлетворены их на-
сущные нужды, повысится уровень реальной заработ-
ной платы и укрепится курс рубля. Для выполнения
этих насущных задач необходимо решительное усиле-
ние внимания наших советских и партийных органов к
вопросам улучшения организации торговли и произ-
водства предметов широкого потребления. «Чтобы эко-
номическая жизнь страны могла забить ключом, а про-
мышленность и сельское хозяйство имели стимул к
дальнейшему росту своей продукции, — учит нас то-
варищ Сталин, — надо иметь еще одно условие, а имен-
но, — развернутый товарооборот между городом и де-
ревней, между районами и областями страны, между
различными отраслями народного хозяйства»,
	(Продолжение на 2-й стр.)
	Широким фронтом развернулась в районах, постра-
давших от немецкой оккупации, работа по восстановле-
нию разрушенных сел и городов, культурных

© ‘ q -
дений. . P Е

Олнако все это лишь первые шаги, если принять во
внимание размеры разрушений и об’ем предстоящих
восстановительных работ. Товарищ Сталин указывает
что для восстановления опустошенных немецкими ок-
купантами районов потребуется шесть—семь лет, если
на больше. ‘