12 ноября 1946 г., вторник, № 265 (2446)

АСНЫИ

ФЛ

OT

О МЕЖДУНАРОДНОЙ. ОРГАНИЗАЦИИ ПО ДЕЛАМ БЕЖЕНЦЕВ В

Речь А. Я. ВЫШИНСКОГО на заседании 3-го комитета Генеральной Ассамблеи 6 ноября 1946 г.

Окончание. Начало см. «Красный Флот» № 264
nn SU

4. В лагерях лля беженцев opyayiot   5. Не свобола слова, а пропаганда измены
				военные Поеступники
	MOM, который растлевает физически, ABr
ляется более важной задачей, чем борьба
с растлением моральным и физическим,
которое вызывает опиум пропаганды про=
тив возвращения беженцев на родину, т. е.
пропаганды измены родине, что являетея
тягчайшим преступлением, против которо-
то должны протестовать все силы нашего
разума, наша совесть, все чувотва, кото-
рые таятся в груди честных людей, стре-
мящихся к благу народов всего мира. Во-
круг возвращения на родину идёт подлин-
ная борьба, часто упорная и жестокая, но
всегда неравная, так как на стороне од-
них — тех, кто против возвращения На
родину, все возможности действовать’ бее-
	препятетвенно под покровительством © Jan
терной администрации и так, как они эт9-
го хотят. На стороне же других — имен-
HO тех, кто за возвращение на родину, —
такой пропаганды не допускают, людей,
которые бы хотели выступить ¢ такой
пропагандой, избивают и терроризируют,
сажают в; карцеры и тюрьмы, публично
порют розгами и плетьми, и это под фла-
гом международной организации, которая
преследует гуманитарные цели, Предета-
вителей же соответетвующих правительегв,
которые заинтересованы в том, чтобы раз’-
яенить этим обманутым людям, этим ты-
сячам и десяткам тысяч обманутых, шанта-
жируемых людей, на которых оказывается
такое мощное психическое давление всеми
средствами так называемых комитетов,
подкомитетов, военных и полувоенных фор-
мирований и т. л., —— их просто, не допуска-
ют в лагери, И это называется свободой
пропаганды, это называется свободой сло-
ва. В действительности свобода преступной
пропаганды — это свобода слова для прз-
ступников, которым тем легче открыва-
ются возможности подстрекать к преступ-
лениям, что не слышно толоса тех, кто
мог бы противопоставить свои соображе-
ния, свои протесты, свои чувства, несрав-
ненно более торячие и сильные, ибо они
исходят из честной и незапятнанной чело-
веческой луши. Таких людей в лагери не
	допускают.

Q какой же свободе пропаганды может
быть речь при таком положении вещей?
Ясно, что ни о какой свободе слова, печати,
пропаганды и речи тут быть не может. В
таких условиях и перед лицом таких фак-
тов нет места для разглагольствований о не-
ограниченной свободе воли, для разглаголь-
ствований, прикрывающих фактическую
поддержку тех, кто принуждением, угроза-
ми и насилием добивается своих тёмных
политических целей. Таким образом, дело
идёт не о том, чтобы ограничить свободу
пропаганды, слова, печати. Дело идёт о
том, чтобы прекратить такую пропаганду,
так как это не пропаганда, а форма пеихи-
ческого давления на людей, обманутых, по-
ставленных в тяжёлые жизненные условия,
людей, лишенных семьи‘и средств в суще-
ствованию. Такая пропаганда тапт в себе
угрозу миру и безопасности народов. Дело
идёт о прекращении такой пропаганды в
‘лагерях для беженцев, в тех лагерях,
‘на которых будет ‘вывеска нашей opra-
низации с её эмблемой, за которую мы
все будем отвечать, ибо эта международная
организация, если она будет организована
и учреждена, — она будет действовать‘ под
покровительством и эгидой 0Об’единённых
наций.

И когда наемники, забывитие о своём е0б-
‘етвенном долге перед родиной, преграждают
‘честным патриотам путь в родные ‘края,
пуская в ход и психическое и физическое
насилие, тогда нельзя говорить 0 своботе
насильника, терзающего свою жертву. Нуж-
но прекратить такое насилие — это должен
сделать и сделает каждый простой, чест-
ный нормальный человек, который не’до-
пустит, чтобы на его глазах терзали нс-
винных людей, превращая их в жертвы на-
силия и произвола. Е:

Вот почему советская делегация настаи-
вает на принятии мер к прекращению в
патерях для беженцев вражеской пропаган-
ды против ‘возвращения на родину.
	предложения
	«литовских комитетов»,

Важно отметить, что беженцы в этих
лагерях поставлены в положение полной
изоляции, так как представителям югослав-
ского правительства не разрешается 0-
сещение лагерей. Хотя в то же время мно-
гочисленные подетрекатели против югоелав-
ского правительства беспрепятетвенно до-
пускаются и даже приглашаются в эти ла-
гери, где они и ведут свою предательскую
работу.

Не иначе обстоит дело © лагерями, -где
находятся польские граждане. Я напомню
заявление польского делегата в Подготови-
тельном комитете о том, что в этих лаге-
рях, находящихея под контролем сторонни-
вов всяких хачвовичей, беков и андерсов,
системзтичееки ведется пропаганда против
польского правительства и создается такое
положение, которое требует принятия сроч-
ных мер, чтобы обезвредить проводимую
этими людьми разрушительную работу, как
справедливо выразился в Подготовительном
комитете польский делегат,

Среди обитателей этих лагерей, говорл-
лось в заявлении этого делегата, на-
ходятея многие преступники войны и
агенты пятой колонны, помогавшие не-
мецким оккупантам и работающие теперь
против польского государетва.

В лагерях, расположенных в  тородах
Аутебурге, Фиуссене, Новом Ульме и в ря-
де других, где немало советских граждан,
насильно утнанны.: немцами в свое время
на работу в гитлеровскую Германию, & так-
жо людей, которые были насильно моби-
лизованы в гитлеровскую армию, имеется
также немало военных преступников и пре-
дателей, составляющих основное ядро лагер-
ных фашистских организаций. В этих ла-
терях, опираясь на указанные выше груп-
пы своих единомышленников, безнаказанно
ведут работу против возвращения на роди-
ну всевозможные организации фашиетеко-
го типа, присваивающие себе названия раз-
ного рода «украинских комитетов», «рад»,
«прибалтийских
комитетов» ит, д. В качестве примера мож-
но указать на действующий, например, в
городе Байрете комитет, возглавляемый из-
вестным украинским фашистом Липецким.
Этот комитет носит название «Рада укра-
‚инского сектора. лагеря депортированных».
Можно указать также на «украинский ко-
митет» в Зальцбурге, который известен
тем, что спепиализировалея на  фабрика-
ции подложных документов о бесподданетве
советских граждан, которым  мошенниче-
CREM образом меняются фамилии, Указы-
ваютея фиктивные места их  жительслва
и т, д.; укажу на «белорусский комитет»
в Регенсбурге, занимающийся пропагандой
за отторжение Белоруссии от СССР п тоже
изготовляющий фальшивые фащистекие до-
кументы; «Центральный совет литовских
эмигрантов», которым руководит известный
авантюрист профессор Вундзин, издающий
в крупных городах Западной Германии, ко-
нечно,- с соответствующего разрешения во-
анных властей, около 20 газет; «Литов-
ский национальный комитет» во главе <
небезызвестным генералом Плехавичуе и
генералом Кубелюнае, который был литов-
CREM премьер-миниетоом в период немецкой
	оккупации: «Дитовекий комитет» в эелин-
	штадте во главе с полковником Свилас, быв-
шим во время оккупации Литвы немцами
директором департамента полиции. В Арне-
берге ло сих пор действует общество так
называемых иностранцев во главе с ли-
товцем Влимовичие, зарегистрированным в
качестве добровольца в частях СС гитле-
ровекой армии и сотрудпика гестапо. В
американской зоне в Мюнхене действует
фапшетский «Русский эмигрантекий коми-
тет» ит. п.

Я назвал имена этих латерей и людей,
которые етоят во главе этих лагерей, я на-
звал некоторые данные, характеризующие
их политическое лицо. Это — изменники,
врати нашего дела, это палачи своего наро-
	да, это немецкие агенты, воторым место не.
	В лагерях под крылышвом и повровитель-
ством какой бы то ни было международной
организации, преследующей гуманитарные
цели, которым место даже не в тюрьме, з
на плахе, на виселице, ибо на них лежит
кровь миллионов и миллионов замученных
невинных людей, явившихся жертвами гит-
леровокого варварства, гитлеровских пре-
ступлений, совершенных руками именно
этих людей. Теперь по непонятным прев-
ратностям судьбы эти преступники 9каза-
лись чуть ли не на почетных местах охра-
ны наших сограждан, которые оказались за
границей против. своей воли, которые хотят
вернуться домой. в своим очагам и семьям,
и не могут, потому что у них на пути стоят
эти, еще не потребенные гитлеровские па-
лачи, продолжающие делать свои  крова-
вые, преступные, зверские дель против не-
винных людей.

Такое положение в лагерях явилось
естественным результатом наличия в ¢n-
ставе лагерной администрации людей,
враждебных делу дёмократии и новым де-
мократическим порядкам, установившимся
после окончания второй мировой войны в
ряде стран, граждане которых находятся в
лагерях для беженцев.

05 этом говорят не только данные, опуб-
ликованные в печати, выступления раз-
личных деятелей, но об этом говорят даже
официальные документы органов ЮНРРА.

06 этом товорит и ряд других фактов,
указанных выше, свидетельствующих 0
том, что лагери для беженцев фактически
находятся в руках фашистских и белогвар-
дейских организаций, руководимых такими
матерыми реакционерами, как известный
агент немецкой разведки Андрей Мельник
(конспиративная кличка «Вонсул»), как
атаман фашистской шайки, специализиро-
вавшийся на организации еврейских по-
громов—Степан Бандера, как такие воен-
ные преступники, агенты гесталю, как Ле-
вицкий. Дорошенко, Боровец (кличка «Та-
	рае Бульба»), как организатор С©’овекой
призии «Гапичачина» проб Пуйбттторие г
	дивизии «Галиччина» проф. Вуйбштович 1
Кирманович, как бандеровцы (по-русски
лучше было бы ‹казать-—бандиты) Creq-
	Ко или Омельченко. который известен в ка-
	честве гиммлеровского палача и вешателя.
В 1943 году он возглавлял карательные
	экспедиции против украинских и дбелорус-
ских партизан в Житомирской области, в
Ровенекой области и в ряде других обла-
стей Украины, а также в Белоруссии. И вот
этот самый Омельченко до сих пор жив и
здоров, нагуливает себе румянец на хле-
бах международных организаций, пресле-
дующих гуманитарные цели, и, в частно-
сти, к сожалению, на тех хлебах, которые
он получает за счет ЮНРРА. Не подлежит
никакому сомнению, что такая открытая
фалтистская деятельность в латерях всех
указанных военно-террористических и по-
лувоенных организаций и трупп могла
иметь место до сих пор лишь при явном
попустительстве со стороны админиетрации
этих ‘лагерей.

При таком состоянии дела в лагерях для
беженцев нет ничего неожиданного в том,
что беженцы и пэремещенные лица, выну-
жденные находиться зв этих лагерях, ока-
зываютея совершенно в бесправном и
крайне тяжелом положении.
	Я хочу еще раз сослаться на газету
«Нью-Йорк таймс», которая 26 октября,
всего неделю тому назад, сообщила о том,
что произошло с польскими беженцами, ко-
торые направлялись в Польшу из лагерей,
находящихся в американской зоне в Авст-
рии. Я цитирую опубликованное в «Нью-

орк таймс» сообщение  предетавителя
ЮНРРА г. Хью-Грея,

В «Нью-Йорк тайме» от 26 октября на-
печатано сообщение по информации г. Хью-
Грея о том, что подразделение 66-м жан-
дармского эскадрона подвергло обыску по-
езд с репатриируемыми беженцами, возвра-
щавшимися на родину. Солдаты отняли у
беженцев всю армейскую одежду, даже вы-
данную им ЮНРРА, причем часть этой
одежды они сняли с самих беженцев. В от-
чете г. Хью-Грея говорится, что медицин-
ская сестра ЮНРРА-была свидетельницей
того, как солдаты ножами разрезали рюкза-
ки беженцев. Г. Хью-Грей заявил, что это
He первая жалоба на 66-й жандармекий
эскадрон, и добавил следующее: «Казалось,
‘что эти солдаты, осуществлявитие контроль,
считали, что они имеют дело © преступни-
ками, а не с люльми, и хотя я много раз
наблюдал за осмотром поездов, я никогда
не был свидетелем ничего более грубого».
И добавляет: «Американокому престижу на-
несен огромный ущерб». Дополнительные
отчеты об этом же путешествии, представ-
ленные мисс Гартенетт, сотрудницей
ЮНРРА, говорят о том, что солдаты были
вооружены винтовками со штыками и что
двум перемещенным лицам были нанесены
штыковые ранения во время «хаоса», вы-
званного жандармерией.

Отчеты ЮНРРА о других путешествиях
репатриируемых лиц через Австрию тово-
рят также очень часто о`тяжелых услови-
ях, включая недостаток продовольетвия, от-
сутетвие отопления, в которых беженцы
были вынуждены путешествовать под аме-
риканевим покровительством, Разве может
не обеспокоить самым серьезным образом
такое положение дел в так называемых
беженских лагерях? Не случайно  цент-
ральный комитет ЮНРРА в овоей резолю-
ции № 99 счел необходимым обратить вни-
мание на подобные беспорядки, позорящие
`веё дело помощи беженцам. В этой резо-
люции указывается на обязанность адми-
нистрации устранить всех сотрудников
ЮНРРА, которые препятствуют репатриа-
ции. Согласно этой резолюции, здминиетра-
ция должна допускать в лагеря для пере-
мещенных лиц только TeX сотрудников
добровольных организаций, которые обязу-
ются не препятствовать репатриации, при-
чем любые такие сотрудники должны быть
устранены, если будет установлено, что они
	препятствуют репатриации. Далее в этой
	резолюции констатируется наличие фактов,
когда средетвами пропатанды или давления
разные люди активно пытаются помешать
репатриации перемещенных лиц. 06 этом
говорится в упомянутом уже выше докладе
генерального директора на имя центрально-
го комитета ЮНРРА, где указывается, сре-
ди некоторых других вопросов, на необхо-
димость уделять особое внимание также
борьбе с пропагандой, направленной против
репатриации, и устранению лиц, не имею-
ших «законных прав», то-есть, как это
видно из текста доклада, прав, предостав-
ляемых беженцам и перемещенным лицам.

Если генеральный директор ЮНРРА и
центральный комитет ЮНРРА вынуждены
в официальных документах констатировать
наличие в работе отдельных органов
ЮНРРА грубых злоупотреблений, то можно
обе представить, сколь печально в дей-
етвительности обстоит дело в этой области.

Имеются фажты преступного в прямом
смысле этого слова обращения с беженца-
ми — советскими гражданами, не говоря
уже о том, что в отношении беженцев-—с0-
ветских граждан из Литовской, Эстонской
и Латвийской республик делаются неодно-
кратные попытки поставить их в положе-
ние людей без гражданства. Десятки тысяч
этих беженцев подвергаются в силу этого
несправедливому и жестокому обращению.
Фашистекие молодчики, засевшие в этих
лагерях, пользуются поддержкой админи-
страции и, чуветвуя полную  безнаказан-
ность для себя за любые преступления,
жертвами которых падают беженцы — с0-
ветские граждане, устраивают на них на-
стоящую охоту, на советских людей, из’ яв-
ляющих желание вернуться на родину. В
ряде лагерей советские граждане подверга-
юткя тяжелым репрессиям за одно только
выражение желания вернуться в Совет-
ский Союз. Дело в ряде случаев доходит
до того, Что советских людей, изобличен-
ных в таком ужасном «преступлении», ках
желание выехать к себе на родину, попро-
сту выгоняют из лагерей с предупреждени-
ем, что администрация не отвечает 3a их
судьбу и их жизнь. Разве это не есть под-
стрекательство к прямому убийству совет-
ских людей? Это происходит на глазах У
всех. Всё это поотряет к хулиганству и
бандитизму в отношении честных и пре-
данных родине льдей, которые не могут
мириться с таким безобразным положением
и рвутся домой, вон из этого омута произ-
	вола и преступлений.
	вращения беженцев и перемещенных лиц
на родину, является грубое и сиетематиче-
ское давление на беженцев в виде пропаган-
ды, ведущейся при прямом содействии A
покровительстве администрации лагерей. В
действительности под видом такой про-
паганды осуществляется  возмутительное
давление, психическое и физическое, на, лю-
дей, которые оказались на чужбине, дале-
ко от родины, без родины, без поддержки,
без друзей и связей, в`тяжёлых условиях
жизни на’ чужой стороне.

Советская делегация уже не раз ставила
этот вопрос, настаивая на том, чтобы в
лагерях для беженцев и переменённых лиц
не допускать какой-либо пропаганды иро-
тив возвращения на родину, против инте-
ресов 0б’единённых наций или отдельных
её членов. Борьба с такого рода пропатан-
дой значительно улучшила бы дело и 0бес-
печила бы быстрое и скорое возвращение
беженцев на родину, что по проекту Ша-
това, предложенному на рассмотрение Ге-
неральной Ассамблеи, и является главней-
шей задачей международной организации
по делам беженцев. Но в этом вопросе co-
ветекая делегация наталкивается на .со-
противление. Я напоминаю 0 том, что со-
ветская делегация натолкнулась на это
сопротивление ещё на Генеральной Ассам-
блее: в’ феврале 1946: года в Лондоне, когда
советекдя делегация настаивала на TOM,
чтобы было прекращено ‘то злоупотребле-
‘ние свободой слова‘и печати; злоупотреб-
ление этой, так называемой, свободой про-
‘паганды, которая была в действительности
подетрекательством в совершении преступ-
лений. Наше предложение натолкнулоеь,
как я сказал, на сопротивление. Я но уве-
рен, что и сейчае оно не натолкиётся на
сопротивление, и я уже предвижу, что со-
противляющиеея и возражающие против
этого предложения выставят, вероятно, те
же самые аргументы, вроде того, что дело,
мол, илёт о свободе печати, о свободе слова
И что запрещение подстрекательства к то-

посягательство на свободу и демократию и
чуть ли не на основные права человека. Но
разве угрозы, занугивания, застращивание,
сопровождаемые при этом нередко физичо-
ских насилием, имеют что-либо общее со
свободой? Разве может притти здравомыеля-
щему человеку в голову называть исполь-
зование печати для призыва к совершению
преступлений свободой печати? Но раз-
ве призыв отказаться от своей родины,
отказаться от ‘участия вместе со своим на-
родом в деле восстановления своей страны
не есть преступление, и притом тягчайшее
преступление? Оправлывать такие преступ-
ления и требовать безнаказанности в OTHO-
шении таких преступников, прикрываясь
звонкими фразами о свободе слова и свобо-
де пропаганды, — это значит, становиться
на путь поощрения таких преступлений,
превращаясь в подстрекателей и вдохнови-
телей таких преступлений.
- Товоряг о ‘свободе и\демократии, ета-
раясь доказать, что недопущение пропа-
танды против возвращения беженцев на
родину противоречит принципам свободы и
демократии. Забывают, что такая пропа-
танда не ееть просто абстрактная пропо-
ведь каких-то теоретических положений,
которые не имеют к тому же никакого
практического значения. Нет, пропаганда,
о которой идёт сейчас речь, это проповедь,
призыв к практическим действиям, и при-
том преступным действиям, это лживое и
мошенническое извращение фактов, это 0б-
ман и шантаж, расечитанный на доверчи-
вость Чаето политически неопытных и про-
стоватых к тому же людей. Запретить
при таких условиях вредную пропаганду—
значит защитить интересы людей, кото-
рые иначе станут жертвой подлого преступ-
ления, и если можно не только запрещать
употребление опиума, но и заключать кон-
  венции против. опиума, то почему же не
„  является разумной, последовательной и
священной обязанностью  свободомыеля-
  щих народов запретить подстрекательство к
‘действиям, которые таят в себе угрозу ми-

му, чтобы не возвращаться на родину, есть.
	6. Быводы и
	Есть еще одна категория людей, кото-
рые таке не должны, по нашему мнению,
пользоваться помощью международной ор-
ганизации по делам беженцев. Это — лица,
входящие в нерасформированные до сих
пор воинские части и полувоенные формн-
рования, действовавшие на’ стороне гитле-
ровской Германии и её союзников во время
войны и пользующиеся до настоящего вре-
мени гостеприимством и покровительством
некоторых союзных военных властей. В
ой связи следует напомнить, например,
06 офицерском корпусе Рогожина, оформи-
рованном немцами в 1941 г. из русских
белогвардейцев. Этот корпус, имеющий и
сойчас до 10.000 белогвардейских разбой-
ников, р 1943 г. в составе германской
армии принимал Участие в боях против
югославской армии. 12 мая 1945 г. кор-
лус Рогожина капитулировал перед анг-.
лийским командованием и сдалея в плен в
районе Любляны. а затем был переведен и
расположен в районе города Клагенфурт,
причем полностью была сохранена всея во-
внная структура этого корпуса co всеми
штабами и службами. Больше того, этот
корпус был затем пополнен выходцами из
(еверной Буковины, из Бессарабии и отча-
сти советскими роеннопленными, хотя во-
оружение было в значительной степени из
этого корпуса из’ято,  Белогвардейский
офицерский корпусе Рогожина продолжает
сохранять свое значение одного из глав-
ных центров враждебной Советскому Сою-
зу пропаганды среди советских переме-
щенных лиц и беженцев. В лагере в Кел-
лерберге им издаются фатшистокие бело-
твардейские журналы и бюллетени, Про-
паганда за невозвращение на родину но-
ит широко организованный характер. Она
паправлена на то, чтобы всеми срэдетва-
WH удержать за пределами Советского С0-
13а Участников этого корпуса’ именно как
цельного воинекого соединения, не теряю-
mero своей военной организации собран-
ных в этом корпусе людей. Такая пропа-
тапда старается охватить, однако, не толъ-
Ко тех, кто в этом корпусе находится, но
и вех вообще беженцев, советских граж-
дан, попадающих в поле зрения этого так
называемого полковника Рогожина и его
подручных. Эта пропаганда ведетея раз-
ными официальными и полуофициальными
организациями и комитетами, дойствующи-
уни с ведома союзнических оккупационных
властей. Чтобы не быть голословным, эти
ортанизации; «Русский эмигрантекий ко-
митет» во главе с Рогожиным, «Прибал-
тийский комитет невозвращенцев на роди-
ny», «Ооюз невозвращенцев» во главе с
белоэмигрантом Миткевичем, «Комитет ук-
раинских невозвращенцев» во главе е Сим-
Ченко, который при немцах был. бургомист-
ром Харькова и ушел с немцами pH AT-
ступлении с Украины, «Казачья самостий-
1a группа» под руководством капитала
акшинекого, бывшего начальника отдела
пропаганды немецкой карательной бригады
.0С, и ряд других комитетов.
	Все эти господа сеичас подвизаются в
лагерях для беженцев и перемещенных лиц
или около этих лагерей, везде, где им ка-
жется теплее и вольготнее для того, чтобы,
но стесняясь ничем, развивать свою отвра-
тительную преступную деятельность, напра-
вленную против Советекого Союза. Это —
люди, которые все до единого являлись
апентами германского гестапо, агентами
германской разведки, наомниками немецко-
то генерального и других штабов, той или
иной воинской части, входившей в еостав
терманекой гитлеровской армии, которые
запятнали себя действиями против людей,
дравигихся за освобождение своей родины,
за наше общее дело.
	Но это не всё. Сейчас вокруг. рогожин-
ского корпуса об’единяются все так назы-
заамые комитеты, которые договзриваютея
сейчас и собираются создать и создают
блок, основной целью которого является то,
что они решились на глазах у всех, и в
том числе на глазах у англо-американских
и французоких военных властей, откро-
венно выразить следующими словами: «Ли-
квидация Советекого Союза как могучего
государства». И это на глазах у всех, это
при дневном белом свете, не только при по-
пустительстве, но при прямом покровитель-
стве военных ‘властей, котооые, казалось
бы, должны были бы ликвидировать эти
вредные организации, а их вожаков поса-
дить в тюрьму для первого раза, для того,
чтобы повесить их — для второго раза. Эта
программа, которую нельзя назвать иначе,
как бредовой, сумасшедшей программои,
открыто распространяется на глазах у с0ю3з-
ных оккупационных властей в западных
зонах оккупации Австрии. Все требовалия
советских представителей в Союзническом
совете по делам Австрии пресечь подобного
рода враждебную в отношении СССР дея-
тельность отклоняются союзными властями,
покровительствующими этой деятельности,
Велогвардейцы и другие немецкие наемни-
ки, агенты гитлеровской разведки, работав-
шие на эту разведку за счет крови своего
народа, после окончания войны © Германией
выгодно пристроились к соответствующим
органам союзных оккупационных властей,
продолжая свою провокационную работу в
TOM же духе, что и во время войны.
	Немудрено, что из 39.000 беженцев и
перемещенных лиц советеких граждан В
сантябре сего года были репатриированы
лишь 39 человек, ровно в 1.000 раз мень-
ше. По это не всё. То, что творится этими
самозванными комитетами, этими бандит-
скими организациями, которые, как трибы
после дождя, возросли и продолжают расти
в западных зонах оккупации в Германии
и Австрии среди советеких беженцев и во-
еннопленных, наблюдается и Там, где скон-
цантрированы югославские и польекие бе-
женцы, среди которых такую Же провока-
торекую работу ведут военные формирова-
ния четников и усташей из бывших офице-
роз югославской армии так же, как и поль-
ская эмигрантская армия Андереа. Все эти
вознные и полувоенные формирования, He
товоря уже о дивизиях Андерса, представ-
xapr coset готовые кадры военных навм-
	ников. Участники этих формирований, и^
	руководители и иностранные покровители
вс6 ещё надеются нз TO, что придет день,
когда эти военные кадры пригодятся, ко-
гда они будут введены в дело, и военная
машина, частью которой они являютея уже
сейчае, будет пущена в хол для осущест-
вления агрессивных планов того или ино-
го ивостранного государетва,

заслуживают поэтому внимания голоса,
предостерегающие иностранных покровите-
лей этих наемных военлых кадров против
всё еще ведущейся опасной политической
игры,

В этом отношении нельзя пройти мимо,
например, статьи Ааммингса в лондонской
газете «Ньюс кроникл», где говорится, что
первое действительно полезное дело, кото-
рое должно быть осуществлено, это разору-
жение и роспуск польской армии Андерса,
которая надеется, что когда-нибудь 66
используют против новой Польши и против
России... Сами эти ‘поляки, заявляет Кам-
минге, «твердо уверены в том, что мы дер-
жим их там для того, чтобы использовать
котда-либо в войне против России».

«Эта армия, — продолжает Камминге, —
предетавляет собой крупную проблему. Там
не менее на ответственности англайев ого
правительства лежит задача ликвидирсвать
эту проблему с минимальной затратой вре-
мени. Политическая атмосфера, --- глобер-
ляет он, — будет отравлена, пока такое
положение существует. Это нельзя беско-
нечно игнорировать»,

Советская делегация считает необходи-
‘мым немедленное действительное расформи-
рование всех указанных выше военных п
полувоенных формирований, причем же-
лающим вернуться на родину должна быть
оказана материальная помощь со стороны
международной организации,

На этом вопросе необходимо остановить-
ся подробнее ввиду того, что эти военные
ий полувоенные формирования весьма рае-
пространены в лагерях для беженцев, пре-
вратившихея в военные лагеря в прямом
смысле’ этого слова. Я считаю необходимым
и возможным говорить об этом на заседа-
нии третьего комитета по вопросу об учре-
RACHA международной организации по де-
лам беженцев потому, что как раз эти
  кадры и являются претендентами на по-
мопть со стороны международной организа-
ии, и им уже оказывается в известной
степени такая помощь. Ни для кого не се-
крет, что лагеря для беженцев, расположен-
ные в западных зонах Германии, Австрии
и в некоторых лругих западно-европейских
странах, являются очагами и’ центрами
сколачивания военных кадров наемников,
представляющих собой организованную во-
енную силу в руках того или иного иност-
Гранного ‘госухарства. `В этих’ латерях пол-
ностью сохраняются военный характер и
военный строй — роты, баталтоны, полки,
штабы, военная полиция, воензые суды»
военные тюрьмы.

Вот несколько фактов.

Газета «Нью-Йорк таймс» в номере от
5 июня этого года опубликовала сообщение
корреспондента Ассошиэйтед Пресс из. Гер-
мании, в когором говорится, со ссылкой на
заявление британеких властей, что распо-
ложенные в этом пункте части бывшей
югославской королевской армии проводят
операции по перевозке оружия, предназна-
чаемого для элементов, выступающих про-
тив югославского правительства, т. е., ина-
че говоря, лагеря становятся пунктами, где
происходит контрабандное снабжение ору-
	THEM тех бандитов, которые намереваются
	свергнуть вооруженной рукой законное
правительство Югославии,

В этой же газете далее говорится: «Ан-
гличане указывают, что подпольный путь
снабжения оружием и боеприпасами про-
ходит в Югославию через Германию и Ав-
стрию. 40 генералов королевской тюгослав-
ской армий, штаб которых находился в ла-
гере для перемещенных лиц близ Менделя,
руководят этим движением».
	Следовательно, выходит так, что в лаг!г-
рях так называемых беженцев в действи-
тельности гнездится штаб подпольной, хо-
тя и действующей совершенно официально
и легально повстанческой армии против за-
конного югославского правительства.

Та же газета в номере от 18 июля сего
‚уда сообщала, что в городе Верде (Герма-
ния) фашистевими элементами была устрое-
на ломонетративиая панихида по генералу
Михайловичу. Участники этой панихиды —
находящиеся в лагере офицеры и часть
солдат бывшей югославской королевекой
армии, одетые в военную форму, причем
некоторые были в форме новых инострап-
ных полицейских подразделений, в которые
зачисляются, как заявляет газета, невото-
рые «югославские оппозиционеры», — это
ость фашиствующие молодчики бывитего
короля Ютославии Петра. Газета добавляет,
что ‹югославокий лагерь в Верде органи
зован по-военному». Обратите внимание на
эти слова, — это серьезная, в высокой
степени важная информация.

Таких лагерей, переполненных бывшими
фашистскими агентами из числа «королев-
ских офицеров» Югославии, немало.

Таков лагерь Эболи в Италии во главе
® известным ввислинговцем Мподрач-Жиз-
новичем, лагерь Санкт-Иоганн в Понгау
(Австрия) во главе е другим квислингов-
цем — Чедомиром Петровичем, таков лагерь
в Дармштадте (Германия), где большая
группа бывших югославеких военноплен-
пых насильственно удерживаетея жандар-
мерией от возвращения на родину.

Кое-кто из этих фактически интерниро-
ванных бывших военнопленных, честно бо-
ровшихся против гитлеровских войск 38
общее дело 0б’единенных наций, всё же
прорываетея и уходит к себе на родину,
домой и приносит вести о бесправном по-
ложении беженцев и перемещенных лиц, 0
грубом произволе и терроре, царяшем в
этих лагерях, о систематических издева-
тельствах, телесных наказаниях и других
жестоких репрессиях против всех, кто 0б-
паруживает стремление вернуться на ро-
	ДИНУ.
		3. Не будут пользоваться помощью Me-
ждународной организации по делам бежен-
цев лица следующих категорий;

&) военные преступники, квислинти и
предатели, а также лица, добровольно ока-
зывавшие содействие вооруженных силам
врага; oe

0) лица, входящие в ть
ные воинские части и полувоенные орга-
низации, действовавшие на стороне гитае-
ровекой Германии и её союзников, как-то:
офицерский корпус Рогожина, сформирован-
ный немцами в. 1941 году из русских бело-
гвардейцев, ‘воинские формирования четни-
ков и усташей из бывших офицеров юто-
славской королевской армии и др.

Bee лица, входящие в указанные воен-
ные и полувоенные формирования, как и
польская эмигрантская . армия Андерса,
представляющие собой готовые кадры во-
енных наемников того или иного иностран-
ного государства для осуществления агрес-
сивных планов, подлежат немедленному
расформированию, причем желающим вер-
нуться на родину должна быть оказана
помощь международной организации по де-
лам беженцев.

4. В целях недопущения в лагерях про-
паганды против возвращения на родину, &
также в целях устранения из лагерной ад-
министрации лиц, скомпрометированных в
прошлом сотрудничеством с фанистекими
властями, администрация лагерей должна
назначаться под. контролем организации
06’единенных наций по согласованию 6
правительствами стран, граждане которых
составляют большинство лиц, находящихся
в данном лагере».

Таковы конкретные предложения, кото-
рые советская делегация от имени совет-
ского правительства вносит на расемотре-
ние третьего комитета и. предлагает при-
нять за основу мероприятий по учрежде-
нию международной организации по делам
беженцев. Такой путь будет действитель-
ной гарантией и основой для эффективного
решения тех задач, которые стоят сейчас
перед нами в леле организации возвраще-
ния беженцев и перемещенных лиц па ро-
дину, будот гарантией успешного решения
задачи возвращения домой беженцев, кото»
рых ждет родина, 7
	Таково положение дела с беженцами в
возвращении на родину. Из анализа этого
положения нетрудно сделать соответствую-
щие выводы. Эти выводы говорят о сроч-
ной необходимости принять ряд мер, кото-
рые могли бы обеспечить успешное разре-
шение задачи возвращения беженцев на ро-
дину. Советская делегация предлагает при
решении вопроса об учреждении междуна-
родной организации по делам беженцев, ко-
торая, конечно, должна быть временной op-
танизацией, & также при рассмотрении
проекта устава этой организации положить
в основу следующие предложения;
	«1. Б настоящее время в зонах окку-
пации союзных войск в Германии, Австрии
и отчасти в некоторых районах других
западно-европейских государств всё. еще
находится более 1.200.000 человек бежен-
пев и перемещенных лиц, главным образом
	е территорий Советского Союза, Цольши и
	Ютославии. Цоскольку значительная часть
этих лиц оказалась в своё время за пре-
делами родины в результате военных о-
бытий и воздействия фашистских властей,
особенно в период отступления вражеских
армий, и теперь стремится возвратиться на
родину, признать одной из важнейших за-
дач создаваемой международной организа-
ции по делам беженцев — оказание помощи
срочному возвращению этих беженцев п
перемещенных лиц на родину, K своим
семьям и к нормальным условиям жизни,
считая неправильными планы переселения
указанных лиц из Европы в другие вдали
от родины страны, как, например, в Канаду,
в Австралию, в южно-американские стра-
ны и др., что обрекло бы их на скитапия
и тяжелое зависимое положение в чуждых
условиях жизни.
	2. Международная организация бежен-
цев и перемещенных лиц не должна зани-
маться делами, касающимися тех лиц, ко-
торые из враждебных побуждений не жела-
ют пользоваться помощью со стороны пра-
вительства страны своего ажданства п
отказываются возвратиться на родину, не
желая принимать участия вместе со своим
народом. в деле восстановления страны, пе-
режившей тяжелые годы войны и враже-
ского наществия.